Максим Петрович в комедии «Горе от ума»: образ, характеристика, описание (дядя Фамусова) |LITERATURUS: Мир русской литературы
Фамусов и Молчалин. Художник М. Башилов |
Максим Петрович в комедии «Горе от ума»: образ, характеристика, описание (дядя Фамусова)
«…или покойник дядя, // Максим Петрович…»
Максим Петрович был богатым придворным вельможей во времена императрицы Екатерины II:
«Век при дворе, да при каком дворе! // Тогда не то, что ныне, // При государыне служил Екатерине.»
Старик был настолько богат, что держал у себя сотню слуг:
Максим Петрович был серьезным и надменным человеком, но когда необходимо, он умел «подслужиться» и «прогибаться» перед важными, нужными людьми:«…он не то на серебре, // На золоте едал; сто человек к услугам…»
«А дядя! <…> Сурьезный взгляд, надменный нрав. // Когда же надо подслужиться, // И он сгибался вперегиб..»Однажды на приеме во дворце Максим Петрович оступился и упал, чем, судя по всему, насмешил императрицу.
«На ку́ртаге ему случилось обступиться; // Упал, да так, что чуть затылка не пришиб; // Старик заохал, голос хрипкой; // Был высочайшею пожалован улыбкой»Чтобы посмешить императрицу и других высокопоставленных чиновников, Максим Петрович упал нарочно еще два раза:
«Привстал, оправился, хотел отдать поклон, // Упал вдруго́рядь – уж нарочно, // А хохот пуще, он и в третий так же точно.»Прогибаясь перед императрицей и ее приближенными, Максим Петрович заслужил к себе ласковое отношение, его чаще приглашают играть в карты, его назначают на высокие посты и т.д.:
«Зато, бывало, в вист кто чаще приглашен? // Кто слышит при дворе приветливое слово? // Максим Петрович! Кто пред всеми знал почет? // Максим Петрович! Шутка! // В чины выводит кто и пенсии дает? // Максим Петрович! Да!»Фамусов рассказывает о своем дяде Максиме Петровиче с особой гордостью и восхищением. По мнению Фамусова, тактика Максима Петровича — это единственно верная тактика для тех, кто хочет добиться успеха в обществе.
Конечно же, эту точку зрения Фамусова не разделяет Чацкий, который отвечает следующее:
«И точно, начал свет глупеть…»
Критика об образе Максима Петровича в «Горе от ума»
С. Бураковский об образе Максима Петровича:
«Идеалом Фамусова … является его покойный дядя Максим Петрович, серьезный и надменный екатерининский вельможа, который ради того только, чтобы подслужиться, «сгибался в перегиб» и который на одном из придворных собраний, вызвав улыбку императрицы своими нечаянным падением, чтобы угодить ей, нарочно свалился два раза, забывая и старческие годы, и надменность своего нрава.
Искательство и низкопоклонство настолько вошли в плоть и кровь Фамусова, чтобы он не может понять безнравственности подобных средств и называет Чацкого карбонарием, то есть бунтовщиком, опасным человеком, за то, что тот отнесся к ним с насмешкой. Фамусов держит Молчалина за его деловитость, но вообще окружает себя на службе родственниками, о чем откровенно признается Скалозубу…» (С. Бураковский, книга ««Горе от ума» А. С. Грибоедова. Разбор комедии для учащихся», 1891 г.)
П. А. Вяземский об образе Максима Петровича:
«…Стихи сами по себе, пожалуй забавны, но нет в них правды. Автор, желая позабавиться над Фамусовым, клевещет на историю. В царствование Екатерины могли быть и были неудачные и прискорбные выборы людей, имевших влияние на ход государственных дел.
Но не такова была натура ее, чтобы возвышать влиянием и почетом шутов, выслуживающихся пред нею тем, что оне ради Высочайшей улыбки стукались об пол лбом или затылком. <…>
Не отрицая возможного существования личности какого-нибудь Максима Петровича, не должно забывать, что в эти времена были люди, которые именно лбом брали города и покоряли области…» (П. А. Вяземский, статья «Заметки о комедии “Горе от ума”»)
Это был анализ образа Максима Петровича (дяди Фамусова) в комедии «Горе от ума» Грибоедова: характеристика, описание персонажа, отзывы критиков.
Грибоедов А.С. Горе от ума- страница 8 : похвальным, вот пример: Покойник был почтенный
похвальным, вот пример:Покойник был почтенный камергер,
С ключом, и сыну ключ умел доставить;
Богат, и на богатой был женат;
Переженил детей, внучат;
Скончался; все о нем прискорбно поминают.
Кузьма Петрович! Мир ему! —
Что за тузы в Москве живут и умирают! —
Пиши: в четверг, одно уж к одному,
А может в пятницу, а может и в субботу,
Я должен у вдовы, у докторши, крестить.
Она не родила, но по расчету
По моему: должна родить…
ЯВЛЕНИЕ 2
Фамусов, слуга, Чацкий.
Фамусов
A! Александр Андреич, просим,
Садитесь-ка.
Чацкий
Вы заняты?
Фамусов (слуге)
Поди.
(Слуга уходит.)
Да, разные дела на память в книгу вносим,
Забудется, того гляди.
Чацкий
Вы что-то не веселы стали;Скажите, отчего? Приезд не в пору мой?
Уж Софье Павловне какой
Не приключилось ли печали?..
У вас в лице, в движеньях суета.
Фамусов
Ах! батюшка, нашел загадку:
Не весел я!.. В мои лета
Не можно же пускаться мне вприсядку!
Чацкий
Никто не приглашает вас;
Я только что спросил два слова
Об Софье Павловне: быть может, нездорова?
Фамусов
Тьфу, Господи прости! Пять тысяч раз
Твердит одно и то же!
То Софьи Павловны на свете нет пригоже,
То Софья Павловна больна.
Скажи, тебе понравилась она?
Обрыскал свет; не хочешь ли жениться?
Чацкий
А вам на что?
Фамусов
Меня не худо бы спроситься,
Ведь я ей несколько сродни;
По крайней мере искони *
Отцом недаром называли.
Чацкий
Пусть я посватаюсь, вы что бы мне сказали?
Фамусов
Сказал бы я, во-первых: не блажи,
Именьем, брат, не управляй оплошно,
А, главное, поди-тка послужи.
Чацкий
Служить бы рад, прислуживаться тошно.
Фамусов
Вот то-то, все вы гордецы!
Спросили бы, как делали отцы?
Учились бы на старших глядя:
Мы, например, или покойник дядя,
Максим Петрович: он не то на серебре,
На золоте едал; сто человек к услугам;
Весь в орденах; езжал-то вечно цугом; *
Век при дворе, да при каком дворе!
Тогда не то, что ныне,
При государыне служил Екатерине.
А в те поры все важны! в сорок пуд…
Раскланяйся — тупеем * не кивнут.
Вельможа в случае * — тем паче,
Не как другой, и пил и ел иначе.
А дядя! что твой князь? что граф?
Сурьезный взгляд, надменный нрав.
Когда же надо подслужиться,
И он сгибался вперегиб:
Упал, да так, что чуть затылка не пришиб;
Старик заохал, голос хрипкой;
Был высочайшею пожалован улыбкой;
Изволили смеяться; как же он?
Привстал, оправился, хотел отдать поклон,
Упал вдругорядь — уж нарочно,
А хохот пуще, он и в третий так же точно.
А? как по вашему? по нашему — смышлен.
Упал он больно, встал здорово.
Зато, бывало, в вист * кто чаще приглашен?
Кто слышит при дворе приветливое слово?
Максим Петрович! Кто пред всеми знал почет?
Максим Петрович! Шутка!
В чины выводит кто и пенсии дает?
Максим Петрович. Да! Вы, нынешние, — нутка!
Чацкий
И точно, начал свет глупеть,
Сказать вы можете вздохнувши;
Как посравнить да посмотреть
Век нынешний и век минувший:
Свежо предание, а верится с трудом,
Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;
rulibrary.ru
Кузьма Петрович («Горе от ума»)
- Кузьма Петрович («Горе от ума»)
- Смотри также Литературные типы произведений Грибоедова
— «Почтенный камергер. — С ключом, и сыну ключ умел доставить; богат и на богатой был женат; переженил детей, внучат, скончался — все о нем с прискорбьем поминают» (Фамусов).
Словарь литературных типов. — Пг.: Издание редакции журнала «Всходы». Под редакцией Н. Д. Носкова. 1908-1914.
- Клок фон («Горе от ума»)
- Ладова («Своя семья»)
Смотреть что такое «Кузьма Петрович («Горе от ума»)» в других словарях:
Литературные типы произведений Грибоедова — … Словарь литературных типов
Имя России — Имя Россия проект телеканала «Россия», направленный на выбор значимых персоналий, связанных с Россией, путём голосования интернет пользователей, телезрителей и радиослушателей. Аналог английского «100 великих британцев (англ.)» и украинского… … Википедия
Островский, Александр Николаевич — драматический писатель, начальник репертуара Императорского Московского театра и директор Московского театрального училища. А. Н. Островский родился в Москве 31 го января 1823 г. Отец его, Николай Федорович, происходил из духовного звания, и по… … Большая биографическая энциклопедия
Перечень улиц и площадей города Мариуполя — В примечаниях даны названия посёлков города, «изменён» приведены современные названия улиц и площадей. Улица Район Примечания 1 Мая просп. Орджоникидзевский 1 Мая ул. Жовтневый изменена на ул. Георгиевская 130 й Таганрогской Дивизии ул.… … Википедия
Островский — Александр Николаевич (1823 1886) крупнейший русский драматург. Р. в Москве, в семье чиновника, ставшего позднее частнопрактикующим ходатаем по гражданским делам. В 1835 1840 учился в I Московской гимназии. В 1840 был принят на юридический… … Литературная энциклопедия
помина́ть — аю, аешь; несов., перех. (несов. помянуть). 1. также о ком чем. устар. и прост. Вспоминать. Любила она , чтобы три дня город поминал ее роскошный завтрак. И. Гончаров, Обрыв. В райотделе кивают на прошлый год, продолжал Ершов. А что его поминать… … Малый академический словарь
что за тузы в Москве живут и умирают — Ср. Покойник был почтенный камергер, С ключом, и сыну ключ умел доставить; Богат, и на богатой был женат; Переженил детей, внучат; Скончался все о нем с прискорбьем поминают: Кузьма Петрович! мир ему! Что за тузы в Москве живут и умирают!… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
literary_types.academic.ru
Пожалуйста! Назовите всех внесценических/закадровых персонажей в пьесе «Горе от Ума»
Все внесценические персонажи можно условно разделить на две большие группы: лагерь Фамусова и лагерь Чацкого. Большая часть их примыкает к фамусовскому кругу. Особенно запоминается дядюшка Фамусова-Максим Петрович. Это- яркий пример служения царице. Он делал карьеру, не брезгуя угодничеством и собственным унижением перед всесильной Екатериной. Фамусов, восторженно рисуя его стремительный взлет по служебной лестнице: “Упал он больно — встал здорово. Зато, бывало, в вист кто чаще приглашен? Кто слышит при дворе приветливое слово? ” Чацкий горечью говорит о нем: “Как тот и славился, чья чаще гнулась шея”. Не менее ярок портрет Кузьмы Петровича, который тоже является идеалом Фамусова. Он сумел не только свою жизнь устроить, но и близких не забыл: “Покойник был почтенный камергер, С ключом, и сыну ключ умел доставить, Богат, и на богатой был женат, Переженил детей, внучат… Что за тузы в Москве живут и умирают! ” Не уступают мужчинам и представительницы прекрасного пола. Дамы всесильны. Яркий пример Татьяна Юрьевна, которая близко знакома с “чиновными и должностными”. Фамусов говорит: “А дамы? Сунься кто, попробуй овладей. Судьи всему, везде, над ними нет, судей, Присутствовать пошлите их в Сенат. Ирина Власьевна! Лукерья Алексевна! Татьяна Юрьевна! Пульхерия Андревна! ” Имеет очень большую власть в обществе и княгиня Марья Алексеевна, мнения которой очень боится Фамусов. Грибоедов высмеивает этих “властительниц” устами Чацкого, показывая их пустоту, глупость и вздорный характер. Кроме “тузов”, в дворянском обществе есть люди и помельче. Их больше. Из внесценических можно назвать “черномазенького, на ножках журавлиных”, а также “троих из бульварных лиц”, о которых упоминает Чацкий. Все они, сознавая свою ничтожность перед “столпами” московского дворянства, стараются им услужить, раболепствуют, завоевывая их благосклонность. Упоминается Воркулов Евдоким, поющий сомнительного достоинства оперу, братья Левой и Боренька, о которых и «не знаешь, что сказать». И, конечно, «гений» Удушьев Ипполит Маркелыч, который пишет «нечто обо всем». Важный атрибут фамусовского общества — клиенты- иностранцы, «учителей полки»- «смешенье языков: французского с нижегородским». Чацкий припоминает и танцмейстера Гильоме, «подбитого ветерком», и, конечно, французика из Бордо, который, приехав в Россию, не нашел «ни звука русского, ни русского лица». Есть несколько «невидимых» персонажей, которые являются «провидцами»,предвосхищая течение событий. Например, Лиза вспоминает о тетушке Софьи, от которой сбежал француз, и она «забыла волосы чернить и через три дни поседела». Некоторые внесценические персонажи участвуют в интриге объявления Чацкого сумасшедшим. Например, Дрянские, Хворовы, Варлянские, Скачковы, которые, по словам одной из княжон, давно об этом знают. Пытаясь объяснить произошедшие с Чацким перемены, фамусовцы вспоминают даже покойную мать Чацкого Анну Алексеевну,» сходившую с ума восемь раз». В комедии участвует множество внесценических персонажей, они расширяют рамки конфликта, превращая его из локального в общественный, затрагивающий не только Москву, но и Петербург, не только XIX век, но и VIII. Внесценические персонажи по-своему отражают философию комедии, присутствуя даже в последней её строчке: «Что станет говорить княгиня Марья Алексеевна!» — восклицает Фамусов, утверждая, сколько бы умов и сердец ни разбивалось о стену предрассудков, безразличия, лицемерия «века минувшего», большинство будет оглядываться на кого-то или назад… Многочисленные внесценические персонажи в комедии нужны для того, чтобы подчеркнуть характеры главных
Ну, всех. это нужно по всему тексту шагать, нет времени, но так навскидку: покойный камергер Кузьма Петрович, о нём вспоминает Фамусов, Татьяна Юрьевна, Максим Петрович (дядя Фамусова, который при государыне служил Екатерине), князь Федор ( двоюродный брат Скалозуба), мадам Розье (гувернантка Софьи), тётка Софьи, от которой сбежал любовник-француз (Лиза о ней упоминает), чиновник Фома Фомич (Молчалин о нём говорит). танцмейстер Гильоме, (» француз, подбитый ветерком»), князь Григорий, сочинитель Удушьев Ипполит Маркелыч и Воркулов Евдоким (Репетилов о них говорит), дамы света Ирина Власьевна, Лукерья Алексевна, Татьяна Юрьевна, Пульхерия Андревна, княгиня Ласова, княгиня Марья Алексевна, буфетчик Петруша, мосьё Кок.
touch.otvet.mail.ru