Максим Петрович в комедии «Горе от ума»: образ, характеристика, описание (дядя Фамусова) |LITERATURUS: Мир русской литературы

Фамусов и Молчалин.
Художник М. Башилов
Максим Петрович является одним из ярких, запоминающихся второстепенных персонажей знаменитой комедии «Горе от ума».  В этой статье представлен анализ образа Максима Петровича в комедии «Горе от ума» Грибоедова: характеристика героя, отзывы критиков о персонаже.

Максим Петрович в комедии «Горе от ума»: образ, характеристика, описание (дядя Фамусова)

«…или покойник дядя, // Максим Петрович…»

Максим Петрович был богатым придворным вельможей во времена императрицы Екатерины II:

«Век при дворе, да при каком дворе! // Тогда не то, что ныне, // При государыне служил Екатерине.»

Старик был настолько богат, что держал у себя сотню слуг:

«…он не то на серебре, // На золоте едал; сто человек к услугам…»
Максим Петрович был серьезным и надменным человеком, но когда необходимо, он умел «подслужиться» и «прогибаться» перед важными, нужными людьми:
«А дядя! <…> Сурьезный взгляд, надменный нрав. // Когда же надо подслужиться, // И он сгибался вперегиб..»
Однажды на приеме во дворце Максим Петрович оступился и упал, чем, судя по всему, насмешил императрицу. 
«На ку́ртаге ему случилось обступиться; // Упал, да так, что чуть затылка не пришиб; // Старик заохал, голос хрипкой; // Был высочайшею пожалован улыбкой»
Чтобы посмешить императрицу и других высокопоставленных чиновников, Максим Петрович упал нарочно еще два раза:
«Привстал, оправился, хотел отдать поклон, // Упал вдруго́рядь – уж нарочно, // А хохот пуще, он и в третий так же точно.»
Прогибаясь перед императрицей и ее приближенными, Максим Петрович заслужил к себе ласковое отношение, его чаще приглашают играть в карты, его назначают на высокие посты и т.д.:
«Зато, бывало, в вист кто чаще приглашен? // Кто слышит при дворе приветливое слово? // Максим Петрович! Кто пред всеми знал почет? // Максим Петрович! Шутка! // В чины выводит кто и пенсии дает? // Максим Петрович! Да!»
Фамусов рассказывает о своем дяде Максиме Петровиче с особой гордостью и восхищением. По мнению Фамусова, тактика Максима Петровича — это единственно верная тактика для тех, кто хочет добиться успеха в обществе.

Конечно же, эту точку зрения Фамусова не разделяет Чацкий, который отвечает следующее:

«И точно, начал свет глупеть…»



Критика об образе Максима Петровича в «Горе от ума»


С. Бураковский об образе Максима Петровича:

«Идеалом Фамусова … является его покойный дядя Максим Петрович, серьезный и надменный екатерининский вельможа, который ради того только, чтобы подслужиться, «сгибался в перегиб» и который на одном из придворных собраний, вызвав улыбку императрицы своими нечаянным падением, чтобы угодить ей, нарочно свалился два раза, забывая и старческие годы, и надменность своего нрава.  
Искательство и низкопоклонство настолько вошли в плоть и кровь Фамусова, чтобы он не может понять безнравственности подобных средств и называет Чацкого карбонарием, то есть бунтовщиком, опасным человеком, за то, что тот отнесся к ним с насмешкой. Фамусов держит Молчалина за его деловитость, но вообще окружает себя на службе родственниками, о чем откровенно признается Скалозубу…» (С. Бураковский, книга ««Горе от ума» А. С. Грибоедова. Разбор комедии для учащихся», 1891 г.)

П. А. Вяземский об образе Максима Петровича:
«…Стихи сами по себе, пожалуй забавны, но нет в них правды. Автор, желая позабавиться над Фамусовым, клевещет на историю. В царствование Екатерины могли быть и были неудачные и прискорбные выборы людей, имевших влияние на ход государственных дел. 
Но не такова была натура ее, чтобы возвышать влиянием и почетом шутов, выслуживающихся пред нею тем, что оне ради Высочайшей улыбки стукались об пол лбом или затылком. <…>  
Не отрицая возможного существования личности какого-нибудь Максима Петровича, не должно забывать, что в эти времена были люди, которые именно лбом брали города и покоряли области…» (П. А. Вяземский, статья «Заметки о комедии “Горе от ума”»)

Это был анализ образа Максима Петровича (дяди Фамусова) в комедии «Горе от ума» Грибоедова: характеристика, описание персонажа, отзывы критиков.

www.literaturus.ru

Грибоедов А.С. Горе от ума- страница 8 : похвальным, вот пример: Покойник был почтенный

похвальным, вот пример:
Покойник был почтенный камергер,
С ключом, и сыну ключ умел доставить;
Богат, и на богатой был женат;
Переженил детей, внучат;
Скончался; все о нем прискорбно поминают.
Кузьма Петрович! Мир ему! —
Что за тузы в Москве живут и умирают! —
Пиши: в четверг, одно уж к одному,
А может в пятницу, а может и в субботу,
Я должен у вдовы, у докторши, крестить.
Она не родила, но по расчету
По моему: должна родить…

ЯВЛЕНИЕ 2

Фамусов, слуга, Чацкий.

Фамусов

A! Александр Андреич, просим,
Садитесь-ка.

Чацкий

Вы заняты?

Фамусов (слуге)

Поди.

(Слуга уходит.)

Да, разные дела на память в книгу вносим,
Забудется, того гляди.

Чацкий

Вы что-то не веселы стали;
Скажите, отчего? Приезд не в пору мой?
Уж Софье Павловне какой
Не приключилось ли печали?..
У вас в лице, в движеньях суета.

Фамусов

Ах! батюшка, нашел загадку:
Не весел я!.. В мои лета
Не можно же пускаться мне вприсядку!

Чацкий

Никто не приглашает вас;
Я только что спросил два слова
Об Софье Павловне: быть может, нездорова?

Фамусов

Тьфу, Господи прости! Пять тысяч раз
Твердит одно и то же!
То Софьи Павловны на свете нет пригоже,
То Софья Павловна больна.
Скажи, тебе понравилась она?
Обрыскал свет; не хочешь ли жениться?

Чацкий

А вам на что?

Фамусов

Меня не худо бы спроситься,
Ведь я ей несколько сродни;
По крайней мере искони *
Отцом недаром называли.

Чацкий

Пусть я посватаюсь, вы что бы мне сказали?

Фамусов

Сказал бы я, во-первых: не блажи,
Именьем, брат, не управляй оплошно,
А, главное, поди-тка послужи.

Чацкий

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Фамусов

Вот то-то, все вы гордецы!
Спросили бы, как делали отцы?
Учились бы на старших глядя:
Мы, например, или покойник дядя,
Максим Петрович: он не то на серебре,
На золоте едал; сто человек к услугам;
Весь в орденах; езжал-то вечно цугом; *
Век при дворе, да при каком дворе!
Тогда не то, что ныне,
При государыне служил Екатерине.
А в те поры все важны! в сорок пуд…
Раскланяйся — тупеем * не кивнут.
Вельможа в случае * — тем паче,
Не как другой, и пил и ел иначе.
А дядя! что твой князь? что граф?
Сурьезный взгляд, надменный нрав.
Когда же надо подслужиться,
И он сгибался вперегиб:

На куртаге * ему случилось обступиться;
Упал, да так, что чуть затылка не пришиб;
Старик заохал, голос хрипкой;
Был высочайшею пожалован улыбкой;
Изволили смеяться; как же он?
Привстал, оправился, хотел отдать поклон,
Упал вдругорядь — уж нарочно,
А хохот пуще, он и в третий так же точно.
А? как по вашему? по нашему — смышлен.
Упал он больно, встал здорово.
Зато, бывало, в вист * кто чаще приглашен?
Кто слышит при дворе приветливое слово?
Максим Петрович! Кто пред всеми знал почет?
Максим Петрович! Шутка!
В чины выводит кто и пенсии дает?
Максим Петрович. Да! Вы, нынешние, — нутка!

Чацкий

И точно, начал свет глупеть,
Сказать вы можете вздохнувши;
Как посравнить да посмотреть
Век нынешний и век минувший:
Свежо предание, а верится с трудом,
Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;

Как не в войне, а в мире брали лбом,

rulibrary.ru

Кузьма Петрович («Горе от ума»)


Кузьма Петрович («Горе от ума»)
Смотри также Литературные типы произведений Грибоедова

— «Почтенный камергер. — С ключом, и сыну ключ умел доставить; богат и на богатой был женат; переженил детей, внучат, скончался — все о нем с прискорбьем поминают» (Фамусов).

Словарь литературных типов. — Пг.: Издание редакции журнала «Всходы». Под редакцией Н. Д. Носкова. 1908-1914.

  • Клок фон («Горе от ума»)
  • Ладова («Своя семья»)

Смотреть что такое «Кузьма Петрович («Горе от ума»)» в других словарях:

  • Литературные типы произведений Грибоедова — …   Словарь литературных типов

  • Имя России — Имя Россия проект телеканала «Россия», направленный на выбор значимых персоналий, связанных с Россией, путём голосования интернет пользователей, телезрителей и радиослушателей. Аналог английского «100 великих британцев (англ.)» и украинского… …   Википедия

  • Островский, Александр Николаевич — драматический писатель, начальник репертуара Императорского Московского театра и директор Московского театрального училища. А. Н. Островский родился в Москве 31 го января 1823 г. Отец его, Николай Федорович, происходил из духовного звания, и по… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Перечень улиц и площадей города Мариуполя — В примечаниях даны названия посёлков города, «изменён»  приведены современные названия улиц и площадей. Улица Район Примечания 1 Мая просп. Орджоникидзевский 1 Мая ул. Жовтневый изменена на ул. Георгиевская 130 й Таганрогской Дивизии ул.… …   Википедия

  • Воскресенский, Михаил Ильич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Воскресенский. Михаил Ильич Воскресенский Псевдонимы: М. В ский, М. В й Дата рождения: 1803 год(1803) Дата смерти: 12 (24) декаб …   Википедия

  • Островский — Александр Николаевич (1823 1886) крупнейший русский драматург. Р. в Москве, в семье чиновника, ставшего позднее частнопрактикующим ходатаем по гражданским делам. В 1835 1840 учился в I Московской гимназии. В 1840 был принят на юридический… …   Литературная энциклопедия

  • помина́ть — аю, аешь; несов., перех. (несов. помянуть). 1. также о ком чем. устар. и прост. Вспоминать. Любила она , чтобы три дня город поминал ее роскошный завтрак. И. Гончаров, Обрыв. В райотделе кивают на прошлый год, продолжал Ершов. А что его поминать… …   Малый академический словарь

  • что за тузы в Москве живут и умирают — Ср. Покойник был почтенный камергер, С ключом, и сыну ключ умел доставить; Богат, и на богатой был женат; Переженил детей, внучат; Скончался все о нем с прискорбьем поминают: Кузьма Петрович! мир ему! Что за тузы в Москве живут и умирают!… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

literary_types.academic.ru

Пожалуйста! Назовите всех внесценических/закадровых персонажей в пьесе «Горе от Ума»

Все внесценические персонажи можно условно разделить на две большие группы: лагерь Фамусова и лагерь Чацкого. Большая часть их примыкает к фамусовскому кругу. Особенно запоминается дядюшка Фамусова-Максим Петрович. Это- яркий пример служения царице. Он делал карьеру, не брезгуя угодничеством и собственным унижением перед всесильной Екатериной. Фамусов, восторженно рисуя его стремительный взлет по служебной лестнице: “Упал он больно — встал здорово. Зато, бывало, в вист кто чаще приглашен? Кто слышит при дворе приветливое слово? ” Чацкий горечью говорит о нем: “Как тот и славился, чья чаще гнулась шея”. Не менее ярок портрет Кузьмы Петровича, который тоже является идеалом Фамусова. Он сумел не только свою жизнь устроить, но и близких не забыл: “Покойник был почтенный камергер, С ключом, и сыну ключ умел доставить, Богат, и на богатой был женат, Переженил детей, внучат… Что за тузы в Москве живут и умирают! ” Не уступают мужчинам и представительницы прекрасного пола. Дамы всесильны. Яркий пример Татьяна Юрьевна, которая близко знакома с “чиновными и должностными”. Фамусов говорит: “А дамы? Сунься кто, попробуй овладей. Судьи всему, везде, над ними нет, судей, Присутствовать пошлите их в Сенат. Ирина Власьевна! Лукерья Алексевна! Татьяна Юрьевна! Пульхерия Андревна! ” Имеет очень большую власть в обществе и княгиня Марья Алексеевна, мнения которой очень боится Фамусов. Грибоедов высмеивает этих “властительниц” устами Чацкого, показывая их пустоту, глупость и вздорный характер. Кроме “тузов”, в дворянском обществе есть люди и помельче. Их больше. Из внесценических можно назвать “черномазенького, на ножках журавлиных”, а также “троих из бульварных лиц”, о которых упоминает Чацкий. Все они, сознавая свою ничтожность перед “столпами” московского дворянства, стараются им услужить, раболепствуют, завоевывая их благосклонность. Упоминается Воркулов Евдоким, поющий сомнительного достоинства оперу, братья Левой и Боренька, о которых и «не знаешь, что сказать». И, конечно, «гений» Удушьев Ипполит Маркелыч, который пишет «нечто обо всем». Важный атрибут фамусовского общества — клиенты- иностранцы, «учителей полки»- «смешенье языков: французского с нижегородским». Чацкий припоминает и танцмейстера Гильоме, «подбитого ветерком», и, конечно, французика из Бордо, который, приехав в Россию, не нашел «ни звука русского, ни русского лица». Есть несколько «невидимых» персонажей, которые являются «провидцами»,предвосхищая течение событий. Например, Лиза вспоминает о тетушке Софьи, от которой сбежал француз, и она «забыла волосы чернить и через три дни поседела». Некоторые внесценические персонажи участвуют в интриге объявления Чацкого сумасшедшим. Например, Дрянские, Хворовы, Варлянские, Скачковы, которые, по словам одной из княжон, давно об этом знают. Пытаясь объяснить произошедшие с Чацким перемены, фамусовцы вспоминают даже покойную мать Чацкого Анну Алексеевну,» сходившую с ума восемь раз». В комедии участвует множество внесценических персонажей, они расширяют рамки конфликта, превращая его из локального в общественный, затрагивающий не только Москву, но и Петербург, не только XIX век, но и VIII. Внесценические персонажи по-своему отражают философию комедии, присутствуя даже в последней её строчке: «Что станет говорить княгиня Марья Алексеевна!» — восклицает Фамусов, утверждая, сколько бы умов и сердец ни разбивалось о стену предрассудков, безразличия, лицемерия «века минувшего», большинство будет оглядываться на кого-то или назад… Многочисленные внесценические персонажи в комедии нужны для того, чтобы подчеркнуть характеры главных

Ну, всех. это нужно по всему тексту шагать, нет времени, но так навскидку: покойный камергер Кузьма Петрович, о нём вспоминает Фамусов, Татьяна Юрьевна, Максим Петрович (дядя Фамусова, который при государыне служил Екатерине), князь Федор ( двоюродный брат Скалозуба), мадам Розье (гувернантка Софьи), тётка Софьи, от которой сбежал любовник-француз (Лиза о ней упоминает), чиновник Фома Фомич (Молчалин о нём говорит). танцмейстер Гильоме, (» француз, подбитый ветерком»), князь Григорий, сочинитель Удушьев Ипполит Маркелыч и Воркулов Евдоким (Репетилов о них говорит), дамы света Ирина Власьевна, Лукерья Алексевна, Татьяна Юрьевна, Пульхерия Андревна, княгиня Ласова, княгиня Марья Алексевна, буфетчик Петруша, мосьё Кок.

touch.otvet.mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *