Содержание

Куликовская битва | Вечные темы

Реферат по предмету «окружающий мир», 4 класс

Во второй половине XIV века большая часть территории Золотой Орды оказалась в руках темника Мамая. Темник – военачальник в монгольском войске, тот, кто командовал туменом – силами численностью в 10 тысяч человек.

На Руси в это время главные позиции занимало Московское княжество, во главе которого стоял внук Ивана Калиты князь Дмитрий Иванович, которому удалось привлечь на свою сторону многие русские княжества.

В глазах князя Дмитрия Мамай был узурпатором, незаконно присвоившим себе власть, и князь не только не собирался его признавать и платить ему дань, но и готов был вступить с ним в открытый военный конфликт.

Столкновение между Московским княжеством и Мамаем становилось неизбежным. Понимая это, Дмитрий Иванович, чтобы заручиться военной поддержкой со стороны других русских княжеств, разослал туда грамоты с призывом быть готовыми выступить заодно с Москвой.

Мамай серьёзно готовился к походу на Московское княжество и не отправлялся на его земли до тех пор, пока в его распоряжении не оказались огромные силы. Ещё он заручился поддержкой опасного противника Руси литовского князя Ягайлы. Тот обещал Мамаю соединиться с ним и вместе идти на Москву.

Не терял времени даром и князь Дмитрий. Он выставил против Мамая большое (до 40 тысяч человек) боеспособное войско, состоявшее, помимо московской рати, из дружин Ростовского, Ярославского, Дмитровского и других (всего более двадцати трёх) княжеств. Что ни день, к Москве стягивались всё новые и новые полки из Переяславля, Костромы, Можайска, Звенигорода, Серпухова, Углича. Никогда ещё Русь не обращала против монголов такой огромной силы.

В те времена русские люди перед каждым важным делом отправлялись в церковь и молились перед святыми иконами, прося помощь Божью.

Так поступил и князь Дмитрий. Он побывал в Троицком монастыре, встретился там со старцем Сергием Радонежским и получил от него благословение на битву. Святой старец предсказал князю победу, но предупредил, что достанется она тяжкой ценой, много русской крови будет пролито. Вместе с князем старец отправил на битву двух иноков Александра Пересвета и Родиона Ослябю.

По возвращении из Троицкой обители московский князь долго молился в Успенском и Архангельском соборах Кремля.

Решающее сражение между русскими и монгольскими войсками разгорелось неподалёку от города Тулы. В том месте, где речка Непрядва впадает в могучий Дон, есть большое поле под названием Куликово. Здесь бывала хорошая охота на куликов.

Ночь перед сражением 8 сентября 1380 года выдалась тёплой и тихой. Только зловеще выли в лесу волки.

Рано утром под солнечными лучами засверкали шлемы и доспехи русских воинов, заблестели сабли и мечи, грозно ощетинились копья. А на противоположной стороне изготовились к бою полчища Мамая. Косматые монгольские лошади нервно всхрапывали. Всадники в чёрных халатах и кожаных колпаках размахивали кривыми клинками. За плечами у каждого ордынца был лук, а в колчанах – большой запас смертоносных стрел.

По преданию, богатырь Пересвет принял вызов великана-монгола Челубея. Их поединок, предшествовавший по обычаю самой битве, закончился гибелью обоих. Пал в бою и Ослябя.

Огромно Куликово поле, но всё оно целиком было усеяно воинами князя Дмитрия и Мамая. Места не хватало. В такой тесноте трудно было взмахнуть мечом или нанести удар копьём. Воины погибали не только от смертельных ран, но и от того, что задыхались в страшной давке. Мёртвые не могли упасть наземь и, зажатые со всех сторон живыми, долго ещё продолжали перемещаться по полю боя.

Сильны были русские рати, но и монголы не уступали им в стойкости, отваге и умении биться.

В самый разгар сражения у русских появились новые свежие силы. Это был засадный полк, скрывавшийся в густой дубраве и ожидавший своего часа.

Внезапный удар запасного русского полка поверг монголов в смятение, и они обратились в бегство. Русские преследовали их, разя своим оружием. Самому Мамаю и остатками его воинства с трудом удалось скрыться.

Когда монголы уже были разгромлены, к месту сражения подошло войско литовского князя Ягайлы. Узнав о разгроме Мамая, Ягайло развернул свои полки и спешно увёл их обратно.

Монголы потерпели сокрушительное поражение отрусского войска. Недаром народ назвал Куликовскую битву Мамаевым побоищем. Князя Дмитрия Ивановича за великую победу на берегах Дона прозвали Донским.

Сражение на Куликовом поле имело громадное значение. Стало ясно, что если за дело взяться как следует, русские в силах дать отпор страшному и жестокому врагу. На Руси поняли, что Московское княжество, собрав и объединив русские земли, возродит былую мощь и славу страны.

Источник: В.М.Соловьёв, «Тайны Древней Руси», Москва, ОНИКС, 2007 г.

Похожее

oko7.ru

Урок № 46. «Куликовская битва», 4 класс

Кинопособие разработки уроков « Окружающий мир» 4класс

Тип урока: комбинированный

Цель

формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён­ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск, составлять план пересказа о Куликовской битве. Отмечать на «ленте времени» дату Куликовской битвы. Обсуждать, почему была так важна для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского, рассказывать о поединках богатырей. Заполнять «Героическую летопись России» в рабочей тетради. Осознать роль Куликовской битвы в истории России. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Планируемые результаты

Предметные

Знать понятия: Дмитрий Донской, Куликовская битва.

В чём значение победы русского войска на поле Куликовом?

Уметь подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывая важнейшие изученные события из истории Отечества.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. — осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Р. — вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия.

К. — договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Личностные результаты

Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Основные понятия и определения

понятия: Дмитрий Донской, Куликовская битва

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем, как Русь боролась за независимость. По карте определим место Куликовской битвы. Попробуем осознать, какую роль сыграла Кули­ковская битва в истории России.

Вспомни, какие ратные подвиги защитников нашего Отечества ты знаешь

Изучение нового материала

 Куликовская битва

Не раз поднимались русские люди против Золотой Орды. Внук князя Ивана Калиты Дмитрий Иванович бросил Орде открытый вызов — пере-
стал платить ненавистную дань. Готовясь к борьбе с Ордой, князь Дмитрий приказал возвести вокруг Кремля белокаменные стены.

В ту пору в Орде было неспокойно. Многочисленные соперники вели ожесточённую борьбуза власть. Одним из наиболее сильных правителей оказался Мамай. Он-то и решил наказать. Русь за неповиновение. Спор должен был ре-
шиться на поле боя.

Летом 1380 года стало известно, что на Русь с огромным войском идёт сам Мамай. Тотчас по приказу великого князя Дмитрия Ивановича помчались гонцы в разные стороны. Русской земли с призывом собирать силы для отпора врагу. И потянулись
к Москве княжеские полки и дружины. Шли и те, кто никогда не держал в руках оружия, — крестьяне и горожане

Всколыхнулась вся Русь. Повсюду люди молились о даровании победы русскому
оружию, просили Бога о защите Русской земли. А сам князь Дмитрий отправился
в Троицкий монастырь.

Шлем, кольчуга и вооружение русского воина

Е. И. Данилевский. К полю Куликову

По преданию, основатель Троицкого монасты­ря Сергий благословил князя Дмитрия Иванови­ча на борьбу с врагом. В помощь князю он отправил двух богатырей — Пересвета и Ослябю.

В начале сентября русское войско вышло к До­ну. На Куликовом поле, расположенном между Доном и его притоком — рекой Непрядвой, 8 сентября 1380 года разгорелась битва.

Ранний утренний туман стлался над полем бу­дущей битвы, когда здесь выстроились русские полки. Над рядами копий, готовых к бою, вете­рок слегка колыхал знамёна. Над главным пол­ком развевалось великокняжеское знамя с ликом Иисуса Христа.

Перед началом битвы в единоборстве срази­лись богатыри — ордынский воин Челубёй и рус­ский ратник Пересвет. Пронзив друг друга копь­ями, оба храбреца пали замертво. И сразу же началась жестокая сеча

Страшны были удары копий и мечей. Князь Дмитрий сражался наравне со всеми. Звон ору­жия, стоны раненых, ржание коней — всё сли­лось в один гул. Тучи пыли поднялись над по­лем брани и закрыли солнце.

Начали враги теснить русских ратников. И тог­да внезапно из леса вылетела и ударила по врагу русская конница, находившаяся в засаде. Растерялся неприятель и вскоре обратился в бегство

Мамай, стоя на высоком холме, в смятении наблюдал разгром своих полчищ.

Весть о победе разнеслась по всей Руси. Узна­ли о ней и в других странах. Ликовали русские люди, но и печалились. Славили воинов-победи- телей и оплакивали погибших. Князя Дмитрия Ивановича с тех пор прозвали Донским.

Возросло значение Москвы и её князя в гла­зах русских людей.

Однако Орда была всё ещё не сломлена. Но победа на поле Куликовом дала народу веру в то, что зависимость Руси не будет вечной.

Осмысление и понимание полученных знаний

 Работа с исторической картой

Найдите на карте (с. 73) место Куликовской битвы. Проследите по карте передвижение рус­ских и ордынских войск

 

Обсудим!

1.Почему для Дмитрия Донского была так важна поддержка Сергия Радонежского?

2.Какие поединки богатырей вам известны? В чём смысл поединка богатырей перед битвой?

Проверь себя

1.Расскажи, как проходила Куликовская бит­ва. 2. В чём значение победы русского войска на поле Куликовом? 3. Выскажи своё отношение к Дмитрию Донскому

8 сентября 1380 года на Куликовом поле во главе с Дмитрием Донским русские войска одержали победу над войском ордынцев. Это был важный шаг к освобождению Руси.

Задания для домашней работы

1.По тексту учебника составь план рассказа о Куликовской битве.

2.Нарисуй один из эпизодов Куликовской битвы. Можно изготовить макет битвы.

Куликовская битва-1

 

 

 

Битва на Куликовом поле. Учебный фильм

 

 

 

Куликовская битва -2

 

 

 

Куликовская битваанимация схема сражения

 

 

 

Усиление московского княжества Куликовская битва

 

 

 

Дмитрий Донской -1

 

 

 

Правители Руси 13 Дмитрий Донской

 

 

 

Княжение Дмитрия Донского

Источники информации:

ШКОЛА РОССИИ ФГОС А. А. Плешаков учебник, Е.А. Крючкова учебник, рабочая тетрадь Окружающий мир 3 класс Москва

«Просвещение» 2014

Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

Хостинг презентаций окружающий мир

— http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Сообщение на тему: «Страницы истории России. Куликовская битва.» |

Куликовская битва

План.

1. Положение русских земель к концу XIV века.

2. Положение Золотой Орды.

3. Вооружение русских и монгольских воинов перед Куликовской битвы.

4. Куликовская битва.

5. Итоги Куликовской битвы. 

 

1.Положение русских земель к концу XIV века.

 

Могущество Московского княжества росло. Русские люди пытались противостоять Золотой Орде. При Иване Калите дань собирали и сами отвозили в Одру.  А его внук — Дмитрий Иванович — отказался платить дань. В целях обороны от Золотой Орды князь велел возвести вокруг Кремля белокаменные стены.

 

 


2. Положение Золотой Орды.

В Одре в то время тоже были разногласия. Велась борьба за власть. Темник Мамай захватил власть в Золотой Орде. Он оказался наиболее сильным правителем.  Мамай  повел свое войско на Русь, чтобы наказать ее за неповиновение.

 

3. Вооружение русских и монгольских воинов перед Куликовской битвы.

Мамай выдвинул свое войско на Русь летом 1380 года. Дмитрий Иванович хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо-татарами русские княжества должны объединить свои силы. Он  разослал по всей Русской земле скорых гонцов со своими грамотами. Потянулись к Москве княжеские дружины. Шли и простые крестьяне и горожане, кто ни когда не держал в руках оружия. За 30 дней собралось такое войско, какое еще никогда не собиралось на Руси.

 

 

Шлем, кольчуга и вооружение русского воина.

 

 

 

 

Люди молились и просили Бога о защите Русской земли.  Дмитрий Иванович отправился в Троицкий монастырь за благословением на борьбу с врагом  к  Сергию Радонежскому. Сергий его благословил.

Он дал Дмитрию двух монахов своего монастыря – прославленных на Руси воинов – Пересвета и Ослябю.

 

4. Куликовская битва.

Битва началась

8 сентября 1380 года на Куликовом поле, расположенном между Доном и его притоком — рекой Неприядвой.

Ранним туманным утром русские полки выстроились на Куликовом поле. Над главным полком развивалось великокняжеское знамя с ликом Иисуса Христа.

Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов-богатырей. Из вражеских рядов выехал на могучем коне телохранитель МамаяЧелубей. Этот вызов принял богатырь Пересвет. С копьем наперевес мчались всадники друг на друга и сшиблись на всем скаку. Кони их едва устояли. А оба воина насмерть поразили друг друга. После чего началась жестокая сеча.

Русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке. Стрелы падали дождем, копья ломались, как солома, молниями сверкали на солнце мечи. Враги начали теснить русских ратников. И тогда внезапно из леса вылетела и ударила по врагу русская конница, находившаяся в засаде. Это произошло столь стремительно и внезапно, что ордынцы растерялись, русские стали их теснить. Беспорядочно отступавшая конница татаро-монгол, опрокинула и растоптала собственную пехоту. Растерялся неприятель и вскоре обратился в бегство.

Хан Мамай стоял на высоком холме и в смятении наблюдал разгром своих полчищ.


5. Итоги Куликовской битвы.

Весь о победе разнеслась по всей Руси. Узнали о ней и в других странах. Победа русских была полной. Русские люди ликовали. Но к чувству торжества примешалась горечь и скорбь по убитым. Многие славные сыны Родины полегли на Куликовом поле. Все оно обильно пропиталось кровью, а воды Дона три дня были красными. Со славой возвращались русские полки с Куликова поля. А тридцатилетнего князя Дмитрия народ в память победы на Дону стал называть Донским.

В честь всех погибших на Куликовском поле поставлен памятник-музей.

 

К 625-летию Куликовской битвы выпущена медаль.

 

 

Значение Москвы возросло. Однако Золотая Орда еще не была сломлена. Но победа на Куликовском поле дала народу веру в то, что зависимость Руси не будет вечной.

 

Просмотры: 8 384

Вам может быть интересно

informic-doam.ru

Тема урока «Куликовская битва». 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


урока:

  • познакомить с Куликовской битвой;
  • формировать представление о подвигах защитников Руси;
  • развивать интерес к истории, любовь к Родине, умение рассуждать и анализировать

Оборудование: карта, иллюстрации, учебник, рабочая тетрадь по окружающему миру, изображения Дмитрия Донского и Мамая, таблички с пословицами, магнитофон

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение целей урока.

— Ребята, сегодня мы отправимся в интереснейшее путешествие по страницам истории нашего Отечества. Познакомимся еще с одной из побед русского народа. А для этого что вы должны делать на уроке? (Дети отвечают, читая на доске слова)

1) слушать;

2) думать;

3) узнавать;

4) сравнивать;

5) делать выводы.

III. Актуализация знаний. Слайд 3.

— Но прежде чем начинать новую тему, давайте вспомним материал прошлого урока. Проверку домашнего задания проведем с помощью заданий в рабочих тетрадях. (Нескольким ученикам даются карточки с заданием, которые они выполняют отдельно от класса и самостоятельно.)

— Откройте тетради на странице 22.

Выполним графический диктант. Если вы согласны с высказыванием, пишите знак +,если не согласны, то ставьте знак -. Если не знаете ответ, ставьте ?

1. При князе Иване Даниловиче Москва была деревянной и в ней нередко случались пожары.

2. Купцы из Великого Новгорода охотно торговали в Москве.

3. Дошедшее до наших дней завещание князя Ивана Даниловича было написано на бересте.

4. Изделия московских оружейников славились на всю Русь.

5. Князь Иван Данилович ездил к хану Золотой Орды с богатыми дарами.

Задание на карточках. Впиши в клеточки слова на букву “К”.

1.

2.

3.

1. Прозвание князя Ивана Даниловича.

2. Имя византийского императора, по легенде приславшего в подарок шапку Мономаха.

3. Укрепленный центр древнерусского города.

IV. Определение содержания, темы урока по названию произведения.

— Ребята, а теперь мы переходим к основной теме нашего урока и отправляемся в интереснейшее путешествие. Мы познакомимся еще с одной из побед русского народа.

— А когда может произойти победа, в чем? (Война, битва, бой)

— Так как же вы думаете, какая из тем на доске нам подходит для урока? (На доске записаны навания трех тем: “Такие разные праздники”, “Куликовская битва”, “Славные символы Росии”)

— Куликовская битва. Слайд 4.

V. Работа над новой темой.

— Ребята, новую тему мне хочется начать с песни о Куликовской битве.

Дети слушают песню.

Слайд 5. Дети читают статью на стр. 70 по частям и озаглавливают их, записывая план в тетрадь.

Слайд 2.

Часть 1

Не раз поднимались русские люди против Золотой Орды. Медленно собирала Русь силы. Внук князя Ивана Калиты Дмитрий Иванович бросил Орде открытый вызов — перестал платить ненавистную дань. В ту пору в

Орде было неспокойно. Многочисленные соперники вели ожесточенную борьбу за власть. Одним из наиболее сильных правителей оказался Мамай. Он-то и решил наказать Русь за неповиновение. Спор должен был решиться на поле боя.

— Ребята, что здесь мы узнали? Давайте озаглавим эту часть. (Князь Дмитрий Иванович перестал платить дань) Запишем это в тетрадь. Открыли тетради, запишем число, тему и план.

— Как вы думаете, ребята, а какими качествами обладал князь? Посмотрите на доске подсказки – пословицы:

  • Лучше биться орлом, чем жить зайцем
  • Смелость города берет
  • Храбрец в день битвы познается

Ответы детей: смелость, храбрость, отвага…

Слайд 6.

Часть 2

Летом 1380 года стало известно, что на Русь с огромным войском идет сам Мамай. Тотчас по приказу великого князя Дмитрия Ивановича помчались

гонцы в разные стороны Русской земли с призывом собирать силы для отпора врагу. И потянулись к Москве княжеские полки и дружины. Шли и те, кто никогда не держал в руках оружия, — крестьяне и горожане. Всколыхнулась вся Русь. Повсюду люди молились о даровании победы, просили Бога о защите Русской земли.

— Ребята, что здесь мы узнали? Давайте озаглавим эту часть. ( Князь собирает на битву всю Русь). Запишем название этой части в тетрадь.

— А зачем он это делает? Какая русская пословица есть?( Один в поле не воин)

— А каком качестве князя это говорит? Посмотрим пословицы:

  • Ум дороже золота
  • Разум силу победит
  • У умной головы сто рук

Ответы детей: ум, мудрость …

Слайд 7.

Часть 3

А сам князь Дмитрий отправился в Троицкий монастырь. По преданию, основатель Троицкого монастыря Сергий благословил князя Дмитрия Ивановича на борьбу с врагом. В помощь князю он отправил двух богатырей – Пересвета и Ослябю.

— Как озаглавим эту часть? (Князь едет за благославлением)

— О чем это говорит?

Пословицы на доске:

  • Не по нашему хотенью, по Божью изволенью
  • Без Бога ни до порога, а с Богом хоть за море
  • Человек так, а Бог инак
  • Человек предполагает, а Бог располагает

Ответы детей: вера в Бога…

Слайд 8.

Часть 4

В начале сентября русское войско вышло к Дону. На Куликовом поле, расположенном между Доном и его притоком – рекой Непрядвой,

8 сентября 1380 года разгорелась битва.

Учитель показывает на карте это место.

Слайд 9.

Ранний утренний туман стлался над полем будущей битвы, когда здесь выстроились русские полки. Над рядами копий, готовых к бою, ветерок слегка колыхал знамена. Над главным полком развевалось великокняжеское знамя с ликом Иисуса Христа. А сам князь в одежде рядового ратника стоял в общем строю.

— А какой черте характера это говорит? Пословицы:

  • И тихая вода крутые берега берет

Ответы детей: Скромность…

Слайд 10.

Часть 5

Читает учитель

И сказал князь: “Где вы, там и я. Скрываясь назади, могу ли я сказать вам: “Братья! Умрем за Отечество! Слово моё будет делом! Я вождь и начальник, стану впереди и хочу положить свою голову в пример другим. Честная смерть лучше позорной жизни! Лучше бы вовсе не идти на брань, чем пришедши сюда и ничего не сделавши, назад возвращаться.”

— Как это характеризует князя? Пословицы:

  • Честь чести и на слово верит
  • Береги честь с молоду

Ответы детей. (Честность от слово честь достоинство, хорошее качество, порядочность)

Слайд 11.

Часть 6

Перед началом битвы в единоборстве сразились богатыри – татарский воин Челубей и русский воин Пересвет. Пронзив друг друга копьями, оба храбреца пали замертво.

Слайд 12.

И сразу же началась жестокая сеча. Страшны были удары копий и мечей. Князь Дмитрий сражался наравне со всеми. Звон оружия, стоны раненых, ржанье коней – все слилось в один гул. Тучи пыли поднялись над полем брани и закрыли солнце.

Слайд 13.

Начали враги теснить русских воинов.

— А какой черте характера князя опять говорится? Обратите внимание- наравне со всеми. (Он себя не выделял)

Слайд 14.

Часть 7

И тогда внезапно из леса вылетела и ударила по врагу русская конница, находившаяся в засаде. Растерялся неприятель и вскоре обратился в бегство. Мамай в смятении наблюдал разгром своих полчищ.

Значение победы. Слайд 15.

— Ребята, прочитаем значение победы в Куликовской битве.

Весть о победе разнеслась по всей Руси. Узнали о ней и в других странах. Ликовали русские люди, но и печалились. Славили воинов – победителей и оплакивали погибших. Князя Дмитрия Ивановича с тех пор прозвали Донским.

Выросло значение Москвы и ее князя в глазах русских людей.

Однако Орда была все еще не сломлена. Но победа на поле Куликовом дала народу веру в то, что зависимость Руси от чужеземцев не будет вечной.

VI. Физкультминутка под музыку.

Аты – баты,
Мы солдаты!
Для разминки из – за парт
Поднимается на старт!
Бег на месте. Веселей!
И быстрей, быстрей, быстрей!
Аты – баты,
Стой на месте!
И присаживаемся вместе.

VII. Закрепление изученного.

— Теперь проверим насколько вы внимательно слушали и как усвоили новый материал. Разгадаем кроссворд.

По горизонтали:

1. Татарский богатырь, сразившийся в поединке с русским витязем

3. Приток Дона близ места Куликовской битвы

4. Прозвание князя- победителя в Куликовской битве

7. Московский князь, дед Дмитрия Донского.

9. Военачальник монголо-татар

10. Русский богатырь, противник Челубея

11. Один из богатырей, посланных на помощь князю основателем Троицкого монастыря

По вертикали:

2. Основатель Троицкого монастыря

5. Поле битвы 8 сентября 1380 года

6. Город, князь которого организовал отпор ордынцам

8. Русский князь, стоявший во главе войска в Куликовской битве

По горизонтали: По вертикали:
1. Челубей

3. Непрядва

4. Донской

7. Калита

9. Мамай

10.Пересвет

11. Ослябю

2. Сергий

5. Куликово

6. Москва

8. Дмитрий

— Молодцы! Хорошо усвоили материал.

VIII. Потомки помнят.

— Ребята, народ помнит своих героев. Много памятников поставлено героям Куликовской битвы.

Слайд 16. Храм Сергия Радонежского, увековечивший память героев Куликовской битвы.

Слайд 17. Памятник Дмитрию Донскому на месте Куликовской битвы.

Слайд 18. Куликово поле, монумент героям Куликовской битвы.

Вывод

— Ребята, а вы как думаете, зачем мы изучаем эти события? И нужно ли помнить героев, которые защищали нашу Родину? (Ответы детей)

— Правильно, ребята!

Слайд 19.

— Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа. Каждое поколение, как и каждый человек, учится на своём собственном опыте, на своих ошибках. И всё же история былых времён должна учить всех нас. Знать прошлое – это значит, во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее. Именно поэтому мы должны изучать и знать историю своей страны.

IX. Работа в парах.

— А сейчас давайте запишем те хорошие качества, которыми обладал князь Дмитрий Донской и русские воины тех времен. Работать будете в парах.

— Проверим вашу работу.

— Ребята, как вы думаете какими же качествами обладали русские воины тех времен и сам князь Дмитрий?

— Храбростью, мужеством, смелостью, отвагой, силой!

— Они любили свою Родину, свой русский народ и готовы были отдать свои жизни за них!

X. Рефлексия.

— Ребята, а сейчас в наше время нужны эти качества защитникам Отечества?

Дети отвечают.

— Мальчики, а вы ведь тоже будущие защитники Родины! Поэтому вы должны развивать в себе эти качества.

XI. Итог урока.

— Ребята, что же нового вы узнали на уроке?

Дети отвечают.

— Князь Дмитрий в 1380 году впервые одержал победу над татарами на Куликовом поле.

XII. Домашнее задание.

Стр. 70–74 в учебнике, стр.25 №3 в тетради.

Используемая литература.

1. А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова учебник “Окружающий мир” 4 класс, 2 часть, Москва “Просвещение” 2009г., стр.70–72, тетрадь “Окружающий мир” 4 класс, 2 часть, Москва “Просвещение” 2012г., стр. 22–26

2. О.И.Дмитриева “Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир”” 4 класс, издание 2, Москва “Вако” 2008г.,стр.287

3. Ресурсы Интернета

23.01.2014

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Куликовская битва Выполнила ученица 4 «Б» класса



Куликовская битва

  • Выполнила ученица 4 «Б» класса

  • Шахура Кристина


Кулико́вская би́тва

  • Сражение войск русских княжеств с ордынцами 8 сентября 1380 г. на Куликовом поле между реками Дон и Непрядва



Почему это произошло?

  • Почему это произошло?



  • Карта сражения





Начало битвы

  • Князь Дмитрий отправил гонцов собирать народ для сражения с Мамаем.



Все люди молились Богу, просили его о помощи. А сам Дмитрий отправился в Троицкий монастырь и получил благословение на борьбу с врагом у Преподобного Сергия

  • Все люди молились Богу, просили его о помощи. А сам Дмитрий отправился в Троицкий монастырь и получил благословение на борьбу с врагом у Преподобного Сергия



Утро 8 сентября 1380 года. Над полем боя туман, а в небе чёрные вороны…

  • Утро 8 сентября 1380 года. Над полем боя туман, а в небе чёрные вороны…



Первыми в этом бою погибли храбрые татарский воин Челубей и русский ратник Пересвет.

  • Первыми в этом бою погибли храбрые татарский воин Челубей и русский ратник Пересвет.



Ход битвы



Решающий удар

  • Когда враги сильно начали теснить русских воинов, то внезапно из леса выскочила русская конница, которая находилась в засаде. А Мамаю оставалось только наблюдать, как его полк грамят храбрые русские воины!





Итог

  • Решительную победу одержали русские!



629-летие Куликовской битвы. Куликово поле, 19-21 сентября 2009 г.



С 19 по 21 сентября 2009 г. проходило Торжественное мероприятие, посвящённое 629 годовщине победы на Куликовской битве. Оно началось с нескольких минут памяти той страшной битвы… А потом гости направились к памятнику-колонне Дмитрия Донского.

  • С 19 по 21 сентября 2009 г. проходило Торжественное мероприятие, посвящённое 629 годовщине победы на Куликовской битве. Оно началось с нескольких минут памяти той страшной битвы… А потом гости направились к памятнику-колонне Дмитрия Донского.











На празднование 629 годовщины на Красный холм Куликовского поля приехали около 40 тысяч человек. Там были палатки мастеров, кузнецов, кружевниц, кукольниц, стекольщиков.

  • На празднование 629 годовщины на Красный холм Куликовского поля приехали около 40 тысяч человек. Там были палатки мастеров, кузнецов, кружевниц, кукольниц, стекольщиков.







На фестиваль съехались реконструкторы из разных городов России. Их было около 400 человек они должны были показать Куликовское сражение 629 лет спустя.

  • На фестиваль съехались реконструкторы из разных городов России. Их было около 400 человек они должны были показать Куликовское сражение 629 лет спустя.

  • Реконструкция эпизода Куликовской битвы — самое яркое мероприятие праздника. Разместились зрители на трибунах, за трибунами, на холмах.

















Даже создали шахматы с изображением участников Куликовской битвы

  • Даже создали шахматы с изображением участников Куликовской битвы







Ещё создали памятные монеты

  • 625 – летие Куликовской битвы. Монеты из серебра.





В 2010 году юбилейная годовщина победы Русских в Куликовской битве – 630 лет. И уже к этой годовщине начинают выпускать «юбилейные» памятные монеты.

  • В 2010 году юбилейная годовщина победы Русских в Куликовской битве – 630 лет. И уже к этой годовщине начинают выпускать «юбилейные» памятные монеты.


hnu.docdat.com

Куликовская битва

Поражение на Воже заставило Мамая серьезно готовиться к новому походу. На это потребовалось два года. Мамай собрал огромное войско, нанял в генуэзских колониях в Крыму тяжелую фряжскую (итальянскую) пехоту, заключил союз с литовским князем Ягайло и рязанским князем Олегом. Москва тоже готовилась к схватке: увеличивалось постоянное войско — княжеский «двор», наращивалась набираемая из горо­жан пехота, заключались соглашения с другими русскими кня­зьями.

Под предводительством Дмитрия собрались все князья Севе- ро-Востока (кроме тверских и суздальских). Не прислали войск Новгород Великий, Смоленск и, естественно, Рязань. Числен­ность объединенных русских войск историки оценивают в 50— 150 тыс. Столь же неопределенно оценивается и численность войск Мамая. Традиционно считается, что ордынцев было боль­ше, чем русских.

По преданию, перед битвой Дмитрий получил благословение у Сергия Радонежского, игумена Троице-Сергиева монастыря, одного из самых авторитетных церковных деятелей того време­ни. Сергий послал на битву двух иноков-богатырей: Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Поединком Пересвета с ордынским богатырем Челубеем и началась, по преданию, Куликовская бит­ва. Не исключено, что рассказ об этом представляет собой леген­ду, призванную подчеркнуть религиозный характер противосто­яния православной Руси и мусульманской Орды. (Орда приняла ислам при хане Узбеке в начале XIV в.)

Сбор русских войск происходил в Коломне. Отсюда в конце августа 1380 войско выступило в поход, обогнуло рязанские владения и подошло к Дону близ впадения в него реки Непряд- вы. Рязань осталась за спиной русских войск, что сделало не­возможным совместное выступление ордынских и рязанских войск.

Для того чтобы отрезать себе пути к отступлению, русские пе­реправились через Дон. 8 сентября 1380 г. произошла битва на Куликовом поле. Это равнина шириной 4—5 км с плавным повы­шением местности к северу, окруженная лесами и реками. Из­любленный ордынцами обходной маневр был здесь невозможен. Им пришлось атаковать русских «в лоб». Русские выставили войска в несколько линий: сторожевой полк, за ним — передо­вой, далее большой полк (главные силы), по разные стороны от него — полки правой руки и левой руки. В лесу за полком левой руки была укрыта отборная конница — засадный полк под ко­мандованием воеводы Дмитрия Боброка-Волынского и серпу­ховского князя Владимира Андреевича.

Битва началась около 11 часов утра. Ордынцы смяли полк ле­вой руки, нанесли серьезные потери большому полку и уже вы­ходили ему в тыл, когда засадный полк неожиданно нанес реша­ющий удар. Этого удара ордынцы не выдержали и обратились в бегство. Сражение перешло в преследование отступающего противника. Союзник Мамая — Ягайло опоздал и в битве не уча­ствовал. Узнав об исходе сражения, он повернул вспять.

Значение Куликовской битвы огромно. Главные силы Орды были разгромлены. Держава Мамая рухнула. Сначала на реке Воже, а потом на Куликовом поле русские доказали, что победы над Ордой возможны. Князя Дмитрия после одержанной победы стали именовать Донским. Падение ига стало неизбежным.

 

shollklass.ru

Урок-презентация по истории на тему «Куликовская битва». 4-й класс

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Сформировать представления учащихся о подвигах защитников Руси.
  2. Развивать интерес к истории.
  3. Развитие культуры речи.

Оборудование урока:

  1. Диск с презентацией, ноутбук, проектор, экран.
  2. Карта Древней Руси.
  3. Изображение русского и монгольского воинов.
  4. Схема “В чем заключалось татаро-монгольское иго”.
  5. “Родословная московских князей” (раздаточный материал).
  6. Карта-схема “Расстановка войск на Куликовом поле” (раздаточный материал).

План урока:

  1. Положение Русских земель к концу XIV века.
  2. Положение Золотой Орды.
  3. Вооружение русских и монгольских воинов перед Куликовской битвой.
  4. Куликовская битва, ее результаты.

Ход урока

I. Вступление.

Презентация

Слайд 1. –Тема нашего урока сегодня…(Куликовская битва)

— А эпиграф – слова московского князя того времени…

Слайд 2. (слова читают дети).

“Честная смерть лучше позорной жизни! Лучше бы вовсе не идти на брань, чем, пришедши сюда и ничего не сделавши, назад возвращаться”. (Дм. Донской. “Куликовская битва” )

II. Повторение изученного.

Работа с Лентой времени.

— Найдите на Ленте времени точку отсчета татаро-монгольского ига. (1237 г.)

— Вспоминаем по схеме, в чем заключалось иго. (1 ученик собирает схему на доске).

Слайд 3. 2. (1380 г.)

— Сколько лет прошло от начала ига до данного события?

Слайд 4. 3. – Восстановите порядок слов в предложении.

(Русские люди поняли, что золотоордынское иго неминуемо падет.)

— Что же помогло русским людям уверовать в это, мы и попробуем сегодня разобраться.

4. — Какие изменения произошли на Руси к данному времени?

Усилилось влияние какой части русских земель?

(Дети отвечают, сопровождая ответ показом на карте.)

Слайд 5. (Предложения на слайде появляются после ответов детей):

1) усилилось влияние Северо-Восточной Руси;

— Почему? Какой город стал центром объединения русских земель?

2) Москва стала центром объединения русских земель;

— При каком князе это произошло? Почему у него было такое прозвище?

3) при правлении Ивана Калиты Русь получила 40-летнюю передышку от нашествия татар;

4) самое главное — изменилось сознание людей. Выросли те, кто не видел нашествия, но знал об участи страны и готов был бороться за ее освобождение;

5) главное желание, которое зрело в сердцах людей, победить свой страх и испытать себя в борьбе.

Положение русских земель к концу XIV века.

— По мере того, как росло богатство и могущество Московского

княжества, князья все больше стали тяготиться зависимостью от Золотой Орды. Если во времена Ивана Калиты русские уже сами собирали дань и отвозили в Орду, то при князе Дмитрии Ивановиче была предпринята попытка свергнуть монголо-татарское иго.

6. Работа с родословным древом.

— Используя родословное древо московских князей, давайте разберемся, кто чей родственник: (Рисунок 1.)

Даниил Московский

Иван Калита

Дмитрий Донской

7. – И пишет летописец…(читают дети или учитель).

Слайд 6. “В тот год у оружейников были большие заказы, была большая работа. Многие тысячи людей всякого звания запасались копьем или рогатиной, боевым топором или шестопером, луками и кольчугами, шлемами. Соседи сговаривались в будущей битве стоять рядом, защищать друг друга от вражеской сабли, живому похоронить убитого”.

III. Работа над темой урока.

1. Положение Золотой Орды.

— Итак, Русь собирает силы. Что же происходит в этот момент в Золотой Орде?

Темник Мамай захватил власть в Золотой Орде. Он женился на дочери хана Бердибека. Затем вместе с отцом жены умертвил родного отца и 12 братьев. Началась борьба за власть, в результате которой погиб еще 21 хан. Мамай трижды пытался захватить столицу Сарай, наконец, закрепился в междуречье Днепра, Дона и Волги, на Кавказе в Таври, фактически став правителем Орды.

Мамай решил добиться власти, усмирив Русь.

2. Вооружение русских и монгольских воинов перед Куликовской битвы.

— В это время на Московском престоле -… (Дм. Донской).

Он хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо-татарами русские княжества должны объединить свои силы. Дмитрий Иванович разослал по всей Русской земле скорых гонцов со своими грамотами. За 30 дней собралось такое войско, какое еще никогда не собиралось на Руси.

Главные дружинники явились во всеоружии. (Рисунок русского воина в доспехах.)

— Расскажите о вооружении русских и монгольских воинов.

— Как изготовлялись доспехи?

— Какими качествами должны были обладать русские ремесленники, чтобы так искусно выполнять работу? (Трудолюбие и терпение.)

IV. Куликовская битва.

Работа с учебником Плешакова. Комментированное чтение. (стр. 70)

— О каком Сергии идет речь?

(Сергий Радонежский – основатель Троицкого монастыря под Москвой.)

Читаем до слов: “… русское войско вышло к Дону”.

— Почему не стали дожидаться прихода Мамая?

(Не желали подпускать ордынцев к стенам Москвы.)

Слайд 7. 2. – Посмотрите на схему. (Куликовское поле)

— Какие реки окружали Куликово поле? (Дон и Непрядва)

— Почему выбрали это место?

— Когда русское войско переправилось через Дон, сожгли все мосты. Почему?

Слайд 8. 3. Работа по картине Ю. Ракши “Утро на Куликовом поле”.

— Рассмотрите лица участников сражения. Что они чувствуют?

(Страх перед неизвестностью.)

— Каждому из них надо преодолеть свой страх, каждому из них понятно, что… (вернемся к эпиграфу).

К слайду 2. Прочитать еще раз эпиграф.

Слайд 8. – А сам князь как поступает?

— Зачем он встал в строй с простыми воинами, ведь он полководец, у него другая задача?

Слайд 9. (Появляется после ответов детей.)

“Где вы, там и я. Скрываясь назади, могу ли я сказать вам: “Братья! Умрем за отечество!” Слово мое будет делом! Я вождь и начальник, стану впереди и хочу положить свою голову в пример другим”.

4. Начало поединка.

— Существует легенда, что сражение началось с поединка 2 воинов – богатырей: Пересвета и Челубея

(Рассказ детей.)

5. Работа с картой-схемой (на партах). (Рисунок 2.)

— Посмотрите на схему. Как расставил свои войска князь Дмитрий?

— В чем проявился его талант как полководца?

6. Рассказ о битве.

— Используя текст учебника и карту-схему, расскажите о ходе сражения.

(Учитель может добавить…)

— И тут же русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке. Стрелы падали дождем, копья ломались, как солома, молниями сверкали на солнце мячи.

Теснили ордынцы русских, того и гляди, их окружат. Но устоял большой полк. Тогда Мамай главный удар перенес на левый фланг.

Страшен был набег ордынской конницы.

Но тут вышли из засады отборные русские дружины. Это произошло столь стремительно и внезапно, что ордынцы растерялись, русские стали их теснить. Беспорядочно отступавшая конница татаро-монгол, опрокинула и растоптала собственную пехоту.

7. Итоги Куликовской битвы.

— Каковы же итоги Куликовской битвы для Руси?

Слайд 10. ( После ответов учеников на слайде по 1 появляются итоги.)

1) С Куликова поля возвращалось уже единое войско земли Русской.

2) Выросло значение Москвы и московского князя.

3) Дала народу веру, что зависимость не будет вечной.

4) Дмитрий Донской ввел закон о престолонаследии. Власть передавалась от отца к сыну.

— Почему князя назвали Донским?

Слайд 11. (Куликово поле – фото)

– К чувству торжества и ликования примешивалась горечь и скорбь. Почему?

— Многие славные сыны Руси полегли на Куликовом поле. Все оно обильно пропиталось кровью, а воды Дона 3 дня были красны.

— В честь всех погибших на Куликовом поле поставлен этот памятник-музей.

Слайд 12. – А это медаль, выпущенная к 625-летию Куликовской битвы.

V. Подведение итогов.

1. Какими качествами должны были обладать воины в ту пору?

Напишите в тетради.

2. Продолжите устно фразу: “Сегодня на уроке я почувствовал…”

16.02.2007

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *