Содержание

Культура Древнего Востока. Открытый урок

Қазақстан Республикасының ғылым және білім министрлігі

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Шығыс Қазақстан облысы әкімдігінің білім басқармасы

КМҚК«КӨЛІК КОЛЛЕДЖІ»

КГКП«КОЛЛЕДЖ ТРАНСПОРТА» управление образования Восточно -Казахстанского областного акимата.

«Келісілген» «Бекітілген»

Колледж әдіскері Оқу жұмысы бойынша

__________ Тортбаева Р. Б. директордың орынбасары «___»________2016 ж. ___________Латыпова С. С.

«___»_________2016 ж.

.

Ашық сабақ

Открытый урок

Название дисциплины : «Культурология»

Тема: «Культура древнего Востока»

Дайындаған: Шарафудинова Г.Р.

Подготовила: Шарафудинова Г.Р.

Қоғамдық пәндер бірлестігінің

отырысында қаралған:

« ___»_________ 2016 ж.

Хаттама № _________

Рассмотрено на заседании

цикловой комиссии

общественных дисциплин.

Циклдық комиссия төрағасы

Тулеуов К. М.______________

Семей қаласы 2015/2016 оқу жылы

г. Семей 2015/2016 уч. Год

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Управление образования Восточно-Казахстанского областного акимата

КГКП «Колледж транспорта»

План открытого урока № 5

Предмет: Культурология

Преподаватель:Шарафудинова Г.Р.

Группы:31 ДМ

Тема занятия:

Культура Древнего Востока

Цель занятия:

учебная:Способствовать формированию системы знаний о культуре Древнего Египта,Древнего Китая и Древней Индии. Познакомить с памятниками культуры этих цивилизаций

развивающая: Развитие восприятия, внимания, расширение кругозора студентов. Продолжить формирование умений логически мыслить, анализировать, работать в группе (команде), обобщать, делать выводы. Развитие интереса к культуре, мотивации к учению.

воспитательная: Продолжить воспитание нравственных качеств личности учащихся. Воспитывать ответственное отношение к учебному труду

Тип занятия: Комбинированный

Вид урока: Урок- путешествие

Вид технологии:Интерактивная, игровая, ИКТ.

Оснащение: Мультимедиа – презентация, видео материалы

Межпредметные связи:

  • «География» урок № 16. Тема «Ключевое развитие стран Азии – КНР, Индия, Турция»

  • «Основы философии» урок №2. Тема «Философия Древнего Востока»

Метод обучения:Словесно- иллюстративный, видеометод, частично- поисковый, игровой.

Структура занятия:

Элементы структуры занятия

Время

I.

Организационный момент

2мин

II.

Презентация

3 мин

III.

Опрос домашнего задания

15 мин

IV.

Изучение нового материала

55 мин

V.

Закрепления нового материала

10 мин

VІ.

Домашнее задание

2 мин

VІІ.

Подведение итогов урока

3 мин

Ход занятия

  1. Организационный момент: Приветствие. Обратить внимание на готовность аудитории и учащихся, на внешний вид.Сделать записи в журнале. Отметить отсутствующих.

  2. Презентация урока: (Работа в группе) Представление команд: «Древний Египет», «Древний Китай», «Древняя Индия»

За урок будет выставлено «две» оценки. Одна за викторину, другая за работу на уроке. Критерии выставления оценок за викторину:

      • 3 и более правильных ответа — 5

      • 2 правильных ответа — 4

      • 1 правильный ответ -3

Критерии выставления оценок за работу на уроке:

  • Доклад должен быть интересным, понятным для слушателей, сопровождался презентацией или видео материалом.(Качество мультимедиа презентации и видео учитывается)

  • Активное участие на уроке (Отвечать на вопросы, задавать вопросы)

  1. Опрос домашего задания:

Викторина «Знатоки Культуры»

1. Как с латинского переводится слово «Cultur» — возделывание почвы

2. Культура, которая предназначена только для определенного круга людей, высокообразованных, или же так называемого «Высшего общества» (Элитарная культура)

3. Приведите примеры субкультуры (металлисты, хиппи.)

4. Что значит слово «Архаика» (Древний, доцивилизационный)

5. Какой смысл придают ученые «Палеолитическим Венерам» (Мать – прародительница всего живого)

6. Что такое мегалит (Большой камень-сооружение предназначенное для древних ритуалов и культов)

7. Назовите три вида Мегалитов (Менгиры, Кромлехи, Дольмены)

8. Основная тема наскальной живописи в каменном веке (животные)

9. Что значит синкретизм (соединение всех видов искусства в одно)

10. Что такое тотемизм (Религиозное представление о том, что у человека есть родство с каким либо существом)

12. Что такое анимизм (Религиозное представление о том, что у всего сущего есть душа)

13. Древнее религиозное представление, при котором какая либо вещь наделена магическими оберегающими силами (Фетишизм)

14. Какому культурологу принадлежит труд «Закат Европы» (Шпенглер О.)

15. Как называется концепция культуры К.Г.Юнга («Архетип и символ»)

16. К какому виду искусства относится музыка (Временной вид)

17. Назовите один пример пространственного вида искусства (архитектура, живопись, скульптура)

18.  «Главное — научиться русской науке. Наука, знание, достаток, искусство — все это у русских. Для того, чтобы избежать пороков и достичь добра, необходимо знать русский язык и русскую культуру». Кому принадлежат эти слова? (Абаю)

19. В каком веке начала формироваться наука «Культурология» (Культурология как наука начала формироваться в 18 веке. Окончательно она была сформирована в конце 19 века.

20.Кто впервые использовал термин «Культурология» (Вильгельм Освальд, 1913)

Видео вопросы:

  1. Зачем для строительства пирамид фараоны покупали огромное количество лука и чеснока (Чтобы кормить рабов, и избежать эпидемий, в луке и чесноке содержатся фитонциды, убивающие бактерии и вирусы)

  2. В 4-2 веках до н.э в Китае складывается философско-религиозное учение «Даосизм», основателем ее был ЛаоЦзы. Вопрос такой – что означает слово «Дао» (путь)

  3. Почему в Индии, траурный цвет белый (потому что смерть там рассматривают как радостное событие, переход к предкам)

Фото вопросы:

1.К какому виду мегалитов относится это сооружение?

INCLUDEPICTURE «https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTRLF6_Xr7VICVOCp3Wavun1G0i9F1OHnmRg7WptxswIl19XpUY4Q» \* MERGEFORMATINET

2. В какой пещере найдены эти наскальные рисунки?

INCLUDEPICTURE «https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTD7QyjKFkwKlKIOD_dFs0oiWvpkpXLzS1kK96TBg1iWYKlbSgc» \* MERGEFORMATINET

  1. К какому виду искусства относится этот «казахский орнамент»?

INCLUDEPICTURE «https://encrypted-tbn2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSCGd0UKxD8_7jE-sH0dZ_j1u6Qx-Mk93EiK1rIQtGCB2_8Qe3Sew» \* MERGEFORMATINET

IV. Изучение нового материала:

План

1.Природные особенности Древнего Востока.

2. Путешествие по странам Древнего Востока

2.1. Культура Древнего Египта (Выступление докладчиков с использованием видео «Культура Египта» и м/м презентации)

2.2. Культура Древней Индии (Выступление докладчиков с использованием видео «Буддизм», м/м презентация «Культура Древней Индии)

2.3. Культура Древнего Китая (Выступление докладчиков с использование м/м презентации «Древний Китай»)

V.Закрепление: Игра «Река Правды». Учитель читает вопрос и отвечает на него. Студенты должны определить, верный или не верный ответ.

1. В Египте протекает река Тигр (река Нил).

2. Выращивание растений называют ремеслом (земледелием).

3. Фараона хоронили в обычной могиле, но в начале его сжигали (мумию хоронили в пирамиде).

4. Самая большая пирамида Египта Хеопса (Хеопса).

5. Самым знаменитым философом и учёным Китая был Соломон (Конфуций).

6. Буддизм возник в Китае (Индии)

7. В Палестине до сих пор с уважением относятся к корове, называют её кормилицей (в Индии).

8. Лишь гробница фараона Тутанхамона сохранилась не разграбленной до наших дней (Тутанхамона).

9. Наиболее известным памятником древнеиндийской живописи являются настенные росписи в пещерах Альтаира (Аджанты)

10. В Египте писали на глиняных табличках (на папирусах).

VІ.Домашнее задание: Учебник А.Марковой стр. 22-28. Читать. Конспектировать

VІІ.Подведение итогов. Прокомментировать и выставить оценки за урок.

Преподаватель Шарафудинова Г.Р.

kopilkaurokov.ru

Культура Древнего Востока

ТЕСТ по МХК 10 класс 1 четверть

Художественная культура Древнего Востока

. Свод правил, сложившийся в процессе художественной практики?

а) кредо;

б) канон;

в) лейтмотив;

г) идеал.

Имя фараона, при котором началось строительство пирамид

а) Хеопс;

б) Хефрен;

в) Микерин;

г) Джосер

. Где находится Большой Сфинкс

а) Фивы;

б) Гиза;

в) Александрия;

г) Мемфис;

Скульптура царского сановника Каи называется также… ?

а) деревенский начальник;

б) сельский староста;

в) царевич Рахотеп;

г) скульптурный портрет писца

Дайте определения следующим понятиям

  • Саркофаг – это
  • Саркофаг – это
  • Мумия – это
  • Пирамида – это
  • Фараон – это
  • Канон – это

Кто изображён на снимке

  • БУДДА
  • ШИВА
  • ВИШНУ

Густые, труднопроходимые леса по берегам Ганга.

  • Саванна
  • Джунгли
  • Тайга

Группы людей с определёнными правами и обязанностями в Древней Индии .

  • Клан
  • Династия
  • Каста

Большая река, на берегах которой возникли древнейшие в Индии города.

  Бог, согласно верованиям индийцев, создавший людей из разных частей своего тела .

  • Брахма
  • Будда
  • Шива

Он создал правила для всех духовных проявлений жизни, утвердил строгие законы в музыке, литературе и живописи.

  • Конфуций
  • Лао Цзы
  • Шахунди

Какова длина Великой Китайской стены

  • 550 км
  • 650 км
  • 750 км

Что означает знак Инь-Янь?

  • Взаимодействие музыки и театра
  • Взаимодействие мужского и женского начала
  • Взаимодействие добра и света

Как называется это сооружение?

  • Пагода
  • Башня
  • Крепость

Что создавали на своей земле японцы?

  • Парк
  • Сад
  • Аллея

Миниатюрная скульптура НЭЦКЭ известна всему миру. Её главное назначение:

  • Служит оберегом
  • Выполняет роль брелока- подвески
  • Является украшением

videouroki.net

Культура Древнего Востока | Мудрый Философ

Формирование культур Древнего (Ближнего) Востока от­носится к III тысячелетию до н.э. Одна из этих культур сфор­мировалась на обширной территории междуречья рек Тигра и Евфрата, которая получила название Месопотамия. Другая — культура древнего Египта — в долине Нила. С Индом и Ган­гом связано развитие культуры Древней Индии, с Хуанхэ — древнего Китая. Объясняется это просто — с реками связана возможность орошения почвы, а сама почва остается плодо­родной после каждого разлива рек, выносящих ил.

Культура стран Древнего Востока получила название об­ществ традиционного типа. Под обществом традиционного типа подразумевается такое общество, которое на протяже­нии длительного времени сохраняет традиции, воспроизво­дящие основные социально-экономические отношения. В результате этого происходит накопление человеческого опы­та, складывается культурная традиция. К таким культурам относят культуру Месопотамии, Древнего Египта, Древней Индии и Китая. Не ставя перед собой задачу полного изложе­ния истории возникновения этих культур, укажем на общие особенности исторических процессов древневосточных куль­тур и отдельных регионов.

  • В традиционных обществах отсутствует динамика разви­тия исторических процессов. Время в них как бы застыло. Ци­вилизация стабильна на протяжении нескольких тысяч лет, отличается большой устойчивостью.
  • Человек в обществах традиционного типа как личность тесно связан с социальной группой, подчинен ей. Такой со­циальной группой может быть род, община, каста, клан, за которыми закреплен определенный вид деятельности. При­мером может служить кастовая система в Индии, жреческое сословие в Египте. И хотя в древнем Китае действовала опре­деленная система отбора чиновников, человек все равно упо­доблялся пловцу в лодке без весел, стремящемуся соблюдать закон Неба, знать ритуал, пройти длительный путь к идеалу «благородного мужа».
  • Мышление человека Древнего Востока характеризуется единством природного и общественного. Япония — страна Вос­ходящего Солнца, Китай — Великая Поднебесная и т.п. В по­нятие «природа» входило и понятие человеческой природы. Это объяснялось отсутствием экологических проблем, особы­ми географическими условиями, природным равновесием.
  • Гармония человека и природы привела к таким свойствен­ным древневосточным культурам-феноменам, как йога, дзен-буддизм, камасутра. Эти явления духовной культуры были на­правлены на гармонизацию отношений человека с природой, расширению физических и психических возможностей орга­низма.
  • Мифология и религия определяли мироощущение чело­века традиционного общества. У всех народов Древнего Вос­тока есть мифы о происхождении мира, о возникновении че­ловека, о появлении богов, о культурном герое. Синтоизм, даосизм, конфуцианство, индуизм, буддизм — одно это дале­ко не полное перечисление религий стран Древнего Востока говорит о религиозно — мифологическом сознании челове­ка этого общества. Многие из этих религий и сейчас опреде­ляют характер культуры Японии, Индии, Китая и других стран Востока. Картина мира, каким представлял его человек в обществах традиционного типа, определялась мифологией и религией.
  • Окружающий мир одушевлен, очеловечен, населен духами и божествами гор, рек, лесов и т.п. Причинно-следственные связи не имеют в этой картине особого значения. Бытие че­ловека гармонизировано этими, в основном добрыми духами и божествами, конфликты случайны.

В культурологической литературе последних лет существу­ет установившиеся представления об отличительных чертах во­сточною и западного (европейского) способа мышления. Во­сточный стиль мышления характеризуется созерцательным, спокойным отношением к миру. Соблюдает принцип невме­шательства в природу, обожествляется все живое. Фигура муд­реца, который прислушивается к себе и пытается через себя познать окружающий мир, является центральной в древнево­сточной философии. На первый план выступает не онтологи­ческая или гносеологическая проблематика, а этическая, нрав­ственная сторона жизни. Будда — это не бог, а мудрец, открыв­ший главные истины бытия и достигший просветления, выс­шей мудрости. Конфуций, философские идеи которого сыг­рали огромную роль в культуре Древнего Китая, создал скорее этическую, чем религиозную систему. Напознание глубин че­ловеческой психологии и нравственности был направлен ин­дуизм и чаньбуддизм, даосизм, и конфуцианство.

Доминирующее значение образного мышления, характер­ное для культур Древнего Востока, нашло свое отражение в сво­еобразии и символичности искусства (искусство написания иероглифов в Китае и Японии, искусство танца в Индии).

Общие для традиционных культур Востока, черты опре­деляются понятием традиционализма. Но это не исключает и значительных различий в путях развития этих культур. Как подчеркивают многие культурологи, Египет, Индия и Китай развивались очень самобытно. Будда и Конфуций, библейские мудрецы и Зороастра (За-ратуштра), а также великие книги, в которых были изложе­ны их учения: Веды, Коран и Библия, навсегда останутся в истории человечества. Именно в этих книгах открывалось понятие истины, появились темы, идеи, сюжеты, ставшие веч­ными для духовной культуры последующих эпох.

ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Древний Ближний Восток и древнее египетское искусство

Читайте продолжение темы «Культура Древнего Востока»:
Древний Египет 
Культура Древнего Китая
Культура Древней Индии

Читайте также:
Первобытная культура
Античная культура
Средневековая культура
Культура Западноевропейского Возрождения
Культурное значение Реформации 
Культура Нового Времени 

www.mudriyfilosof.ru

Культура Древнего Востока — искусство, образование, литература, архитектура, живопись, наука, вики — WikiWhat

Возникновение законов

В Древнем Востоке появились первые кодексы законов и среди них — сохранившиеся до наших дней законы вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.), хеттские и ассирийские сво­ды (середина 2-го тыс. до н. э.). Древние кодексы, в которых были указаны нормы защиты жизни и собственности свободного человека, закрепляли социальное неравенство в обществе, привилегии высших его слоёв и зависимое положе­ние рядового населения и особенно рабов.

Первые города

см. Древнейшие города мира

На Древнем Востоке возникли первые города, ко­торые являлись центрами культуры, искусства, обра­зования, науки. Здесь располагалась политическая власть, развивались ремесленное производство и торговля, осуществлялась финансовая деятельность.

Возникновение письменности

Древний Восток — родина письменности. Наибо­лее ранним её видом стала иероглифическая пись­менность, которая появилась в Египте, Двуречье, Ки­тае. Позже в Финикии появилась алфавитная пись­менность, которая в более позднее время была воспринята древними греками и римлянами.

Зарождение религий

Все три мировые религии появились на Востоке, из них две — в древности (буддизм и христианство), одна (ислам) — в Раннем Средневековье.

Признаками мировых религий является: большое число после­дователей во всём мире; меж- и надэтнический характер; обращённость к представителям всех социальных групп.

Буддизм

см. Буддизм

Самая древняя из мировых религий — буддизм — возникла в Индии на рубеже VI-V вв. до н. э. По преданиям основателем её был царевич Сиддхартха Гаутама, который после постижения истины стал Буддой, то есть Просветлённым, Озарённым. Будда считал, что жизнь любого человека наполнена страданиями, которые проистекают от его бесконечных жела­ний, страстей, устремлений; они сопровождают человека всю жизнь, и их невозможно удовлетворить. Поэтому человеку следует отказываться от земных желаний и страстей, нужно следовать правилам нравственного по­ведения, чтобы очистить себя и прервать череду реинкарнаций (перево­площений).

Буддизм постепенно распространялся в Индии. Однако он не смог вы­теснить традиционную местную религию индуизм и занять ведущее положе­ние в самой Индии, но получил широкое распространение в Китае, странах Индокитая, Монголии и др.

В рамках религий Древнего Востока — буддизма, иудаизма, христианства — получили развитие древ­нейшие морально-этические учения. В них изложены важнейшие духовно-нравственные принципы, по ко­торым строится жизнь общества вплоть до настояще­го времени. Одним из основополагающих нравствен­ных принципов является так называемое «золотое правило морали», сформулированное древнекитай­ским мудрецом Конфуцием: «Не делай другому того, чего не желаешь себе».

Архитектура Древнего Востока

Народы Древнего Востока внесли огромный вклад в развитие мировой архитектуры. В древнейших госу­дарствах мира родилась монументальная архитекту­ра, представленная величественными пирамидами, храмовыми комплексами, зиккуратами. На Древнем Востоке зародилась культура создания городских ар­хитектурных ансамблей, в которой главное внимание уделялось целому комплексу построек — зданиям, пло­щадям, дорогам, монументальным скульптурам.

Наука Древнего Востока

В Египте, Двуречье, Индии, Китае получили раз­витие научные знания, особенно в области агроно­мии, астрономии, медицины, математики, ветерина­рии. На Древнем Востоке были освоены и выведены многие полезные растения, которыми мы пользуемся и сегодня: хлопок, лён, пшеница, чай, виноград и др. Люди уже тогда делили время на годы, месяцы и су­тки, а в некоторых странах также на недели, часы и минуты. Искусные врачи умели лечить многие бо­лезни и делали сложные операции. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Огромных успехов в области культуры добился Древний Китай — роди­на шёлка, фарфора, бумаги, компаса, сейсмографа, глобуса, лака. Значи­тельное развитие здесь получили медицина, астрономия, литература.

В Древней Индии зародился театр, были созданы прекрасные архитек­турные сооружения. Замечательные литературные произведения — эпичес­кие поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата» — сохраняют своё значение до на­стоящего времени.

Древневосточные страны стали родиной сложных и совершен­ных форм изобразительного искусства — скульптуры и живописи. Многие произведения изобразительного искусства вошли в число шедевров мировой культуры.

Созданная в течение тысячелетий культура Древнего Востока была унаследована другими народами и легла в основу последующе­го культурного развития.

Представление о мире

см. История эволюционного учения в Древнем Востоке

Картинки (фото, рисунки)

На этой странице материал по темам:
  • Основные развития культуры древнего востока

  • Какая культура самая древняя

  • Древняя китай медицина наука архитектура живопись

  • Что такое древний восток определение

  • Достижения науки древнего востока

Вопросы к этой статье:
  • Какие основополагающие черты имеет буд­дизм как религия?

  • Что позволяет буддизму являться мировой религией?

wikiwhat.ru

Презентация «Культура Востока» — МХК

Просмотр содержимого документа
«Презентация «Культура Востока»»

ИНДИЯ

ЯПОНИЯ

КИТАЙ

СТУПА В САНЧИ. ИНДИЯ

ВОРОТА СТУПЫ В САНЧИ. ИНДИЯ

ПЕЩЕРНЫЕ ХРАМЫ В АДЖАНТЕ. ИНДИЯ

ХРАМ КАНДАРЬЯ МАХАНДЕВА. ИНДИЯ

ХРАМ КАЙЛАСАНАТХА В ЭЛОРЕ. ИНДИЯ

ВЕЛИКАЯ КИТАЙСКАЯ СТЕНА

ВЕЛИКАЯ КИТАЙСКАЯ СТЕНА

ПАГОДА СЭНЮЭСЫ ЖЕЛЕЗНАЯ ПАГОДА

ПАГОДА ДАЯНЬТА. ПАГОДА ДИКИХ ГУСЕЙ

КАМЕННАЯ ПАГОДА В КАЙЮНЕ

ХРАМ ЦИНЯНЬДЯНЬ. ЗАПРЕТНЫЙ ГОРОД. ПЕКИН

ИМПЕРАТОРСКИЙ ДВОРЕЦ В КИОТО

ДВОРЕЦ КАЦУРА

ЗАМОК В ХИМЭДЗИ

ЗОЛОТОЙ ПАВИЛЬОН В КИОТО

МОНАСТЫРЬ ХОРЮДЗИ

САДОВО-ПАРКОВЫЙ КОМПЛЕКС В ЗАПРЕТНОМ ГОРОДЕ. КИТАЙ

САД ДВОРЦА КАЦУРЫ

САД ДАЙСЕН-ИН

САД КАМНЕЙ РЁАНДЗИ

РОСПИСИ ХРАМА АДЖАНТЫ. ИНДИЯ

ПРИЕЗД КРИШНЫ ВО ДВОРЕЦ. ИНДИЙСКАЯ МИНИАТЮРА

ШИВА С ЖЕНОЙ И ДЕТЬМИ НА ФОНЕ ГИМАЛАЕВ. ИНДИЯ

ГО СИ. РАННЯЯ ВЕСНА

КИТАЙ

ВАН ВЭЙ. ПРОСВЕТ ПОСЛЕ СНЕГОПАДА

КИТАЙ

ЮНЬ ШУОПИН. ПИОН

КИТАЙ

ХИРОСИГЕ. ГОЮ. ЯПОНИЯ

ХИРОСИГЕ. ЦВЕТЕНИЕ ВИШНИ. ЯПОНИЯ

УТАМАРО.

КУРТИЗАНКА ФЛИРТ

ХУКОСАЙ. ВОЛНА. ЯПОНИЯ

ЛЯГУШКА НА ТЫКВЕ

ЖАБА

ГОЛЛАНДЕЦ С ПЕТУХОМ

multiurok.ru

Методическая разработка «Государства Древнего Востока»

Государства Древнего Востока.

Цель урока: привести в систему изученный материал по истории и культуре стран Древнего Востока и на основе этого выявить общее и особенное в развитии известных государств.

Задачи урока:

  • повторить, углубить и систематизировать знания и представления учащихся о фактах, отражающих черты развития народов и государств Древнего Востока;

  • закрепить знания о вкладе народов Древнего Востока в развитие мировой культуры;

  • воспитывать у учащихся уважение к истории и культуре народов мира;

  • в процессе анализа и сопоставления изученного материала развивать самостоятельность мышления, умение формулировать выводы, навыки работы с исторической картой, умения правильно объяснять и употреблять исторические термины.

ХОД УРОКА

Во время урока рассматриваются вопросы, связанные с государствами Древнего Востока — Междуречье, Финикия, Индия, Китай.

В ходе урока каждый учащийся самостоятельно подсчитывает количество правильных ответов и в конце урока выставляет себе оценку.

1. Определите словами месторасположение государств:

1. Междуречье — находится на северо-востоке от Египта, между реками Тигром и Евфратом

2. Финикия — находится на восточном побережье Средиземного моря.

3. Индия — располагается на юге Азии, на полуострове Индостан, реки Инд и Ганг.

4. Китай — располагается на Юго-востоке Азии, реки Хуанхэ, Янцзы.

? На какие две части делилось Междуречье в древности? (север-Ассирия, юг- Вавилония)

? Где располагались финикийские колонии? (по берегам Средиземного моря)

? На какой реке возникли первые поселения людей в Индии? (на реке Инд)

? Какую реку Китая люди в древности называли рекой «тысячи бедствий», «горе Китая»?

(реку Хуанхэ)

2. Жили ли они?

Из предложенного списка имён, известных Вам из истории Древнего Мира, выпишите в левую колонку те, кто был историческим лицом (жили и действовали), а в правую те, кто известен Вам из мифов-сказаний о богах и вымышленных героях.

Хаммурапи, Геродот, Шамаш, Ашшурбанапал, Иштар, Эа, Ганеша, Кир, Дарий I, Брахма, Конфуций, Хумбаба, Утнапишти, Цинь Шихуан.

Жили:

Нет:

Хаммурапи (царь Вавилона)

Шамаш (бог солнца в Междуречье)

Геродот (др. греческий историк)

Иштар (богиня плодородия и любви)

Ашшурбанапал (Ассирийский царь)

Эа (бог воды)

Кир (царь персов)

Ганеша (индийский бог с головой слона)

Дарий I (правитель Персии)

Брахма (бог в Индии)

Конфуций (Китайский мудрец)

Хумбаба (страшный великан из сказания о Гильгамеше)

Цинь Шихуан (Китайский правитель)

Утнапишти (имя человека из мифа о потопе)

3. Письменность стран Древнего Востока.

Назовите характерные черты письменности и материалы для письма, которые использовались в государствах Древнего Востока.

Междуречье — Клинопись (глиняные таблички, деревянные палочки)

Финикия — Каждый значок соответствовал отдельному звуку — 22 буквы, без гласных.

Индия — Выработали письмо на основе финикийского алфавита. Писали на листьях пальм (вырезали прямоугольные листы, на краях пробивали отверстие, протягивали шнур и связывали листы в пачки). Писали чернилами из сока сахарного тростника и сажи.

Китай — Кость, бамбук, шёлк, бумага (первый материал, предназначенный для письма, а не приспособленный как другие).

4. Рассказ с ошибками.

Прочти рассказ и найди в нём ошибки.

Река Евфрат самая полноводная в Китае. Река берёт своё начало в Гималайских горах и впадает в Персидский залив. На берегу этой реки расположен древнейший город Европы Пекин. Летом и зимой река разливается, затопляя оазисы и пирамиды, расположенные по её берегам. Поэтому Евфрат древние индийцы называли «рекой тысячи бедствий».

Ответ:

Река Евфрат самая полноводная в Китае (Междуречье). Река берёт своё начало в Гималайских горах (Кавказских горах) и впадает в Персидский залив. На берегу этой реки расположен древнейший город Европы Пекин (Вавилон).

Летом и зимой (осенью и весной) река разливается, затопляя оазисы и пирамиды (посёлки), расположенные по её берегам. Поэтому Евфрат (Хуанхэ) древние индийцы (китайцы) называли «рекой тысячи бедствий».

5. Четвёртый лишний.

Найди лишнее слово:

1. Аравия, Малая Азия, Индостан, Африка.

2. Хуанхэ, Мемфис, Инд, Евфрат.

3. Индия, Междуречье, Ассирия, Вавилония.

4. Библ, Ур, Тир, Сидон.

5. Глина, древесина, бамбук, шёлк.

6. Хаммурапи, Конфуций, Цин Шихуан, Крез.

7. Фарфор, порох, бумага, шахматы.

8. Висячие сады, Вавилонская башня, Великая стена, Гималаи.

Ответ:

1. Аравия, Малая Азия, Индостан, Африка. (Полуострова, Африка — материк)

2. Хуанхэ, Мемфис, Инд, Евфрат. (Реки, Мемфис — город в Африке)

3. Индия, Междуречье, Ассирия, Вавилония. (Название одного и того же государства)

4. Библ, Ур, Тир, Сидон. (Города в Финикии, Ур-город в Междуречье)

5. Глина, древесина, бамбук, шёлк. (Материалы для письма)

6. Хаммурапи, Конфуций, Цин Шихуан, Крез. (Правители Междуречья, Китая, Лидии)

7. Фарфор, порох, бумага, шахматы. (Все изобретения китайцев в древности, шахматы — Индия)

8. Висячие сады, Вавилонская башня, Великая стена, Гималаи. (Сделаны руками человека, Гималаи — горы)

6. Вставь пропущенное слово:

1. Совершающие дурные поступки станет насекомым, пьяница станет ……., а вор — ………

2. Брахманам соответствует белый цвет, воинам — …., земледельцам -….., слугам — чёрный цвет.

3. Как люди становились рабами в Китае:

а) Пленники.

б) За …….

в) Порабощение ……..

г) Продажа……. в рабство.

4. Арабские цифры на самом деле являются …….. цифрами.

5. ……..носили особые одежды, чтобы никто случайно к ним не прикоснулся.

6. «Высшая добродетель — ……….».

7. «Живёт ………не во дворце, его дом — из глины, ворота из бамбука, калитка камышовая, окна без рам. Его можно убить, но нельзя опозорить».

8. В Индии священными животными являлись ………. и ………

9. Жизнь брахмана делится на периоды: ………., обзаведения семьёй, и ………

10. Конфуций говорил: » ………- это то, чего люди жаждут, ………- это то, что страшит людей».

11. Медь — ……… — железо.

Ответ:

1. Совершающие дурные поступки станет насекомым, а пьяница станет червяком, а вор — крокодилом.

2. Брахманам соответствует белый цвет, воинам — красный, земледельцам — жёлтый, слугам — чёрный цвет.

3. Как люди становились рабами в Китае:

а) Пленники.

б) За долги.

в) Порабощение заключённых.

г) Продажа детей в рабство.

4. Арабские цифры на самом деле являются индийскими цифрами.

5. Неприкасаемые носили особые одежды, чтобы никто случайно к ним не прикоснулся.

6. «Высшая добродетель — уважение к старшим«.

7. «Живёт учёный не во дворце, его дом — из глины, ворота из бамбука, калитка камышовая, окна без рам. Его можно убить, но нельзя опозорить».

8. В Индии священными животными являлись слон и корова.

9. Жизнь брахмана делится на периоды: учения, обзаведения семьёй, и отшельничества.

10. Конфуций говорил: » Богатство — это то, чего люди жаждут, бедность— это то, что страшит людей».

11. Медь — бронза — железо.

7. Объясни следующие выражения:

1. «Живой товар» — рабы

2. У кого «ухо находится на спине»? — у мальчика

3. «Железный век» — время, когда стали использовать железо. (научились выплавлять железо из железной руды)

4. Какой город называли «городом крови» и «логовищем львов»? — Ниневию.

5. Чем жителей Ассирии удивляли статуи «крылатых быков»? — тем, что у быков было 5 ног и казалось, что они делают шаг вперёд.

6. Где находится «царская дорога»? — это дорога, соединявшая крупнейшие города в Персидской державе, на ней через каждые 20-30 километров были расставлены посты с лошадьми, готовыми для того, чтобы немедленно отправиться в путь.

7. «Царь леса» — так индийцы называли огромное дерево, в ветвях которого можно было заблудиться среди множества побегов.

8. Индийцы говорили: «Угощайтесь змеи, а нас не трогайте». Чем угощали змей древние жители Индии?

— раскладывали вокруг дома комочки вареного риса.

9. Кто такой «сын неба»? — В Китае так называли императора (царя).

10. Назови священное число в Междуречье?

— 60, вслед за жителями Междуречья мы до сих пор делим час на 60 минут, минуту на 60 секунд, а окружность на 360 градусов.

11. Некоторые люди в Междуречье наживались на том, что давали своё имущество «в рост»? Каким образом?

— давали имущество под проценты.

12. «Глаза и уши царя»- кто это? — тайные осведомители Персидского царя Дария.

13. Кого стали называть «Просветлённый»?

-Будду, царевича Гаутаму.

8. Какой вклад внесли народы Древнего Востока в мировую культуру?

1. Стекло.

2. Пурпурная краска.

3. Письменность.

4. Ткань из хлопка.

5. Десять цифр.

6. Сахар.

7. Фарфор.

8. Порох.

9. Бумага.

10. Шёлковая ткань.

11. Чай.

12. Рис.

13. Компас.

14. Шахматы.

9. Объясни значение слов:

1. Урук — один из крупнейших городов в Междуречье.

2. Канал — был необходим для орошения полей и садов.

3. Клинопись — название письменности в Междуречье.

4. Жрецы — служители в храмах.

5. Закон — правила обязательные для выполнения каждым гражданином государства.

6. Аренда — взять на время что-либо (скот, земля).

7. Раб — человек, который принадлежал кому-либо, «говорящее орудие труда», человек без прав и свобод.

8. Боги — сверхъестественные силы.

9. Колонии — поселение вдали от страны.

10. Алеф — первая буква финикийского алфавита.

11. Держава — большое и сильное государство.

12. Сатрап — начальник одной из 20 областей Персии, собиравший налоги.

13. Будда — основатель буддизма.

14. Гунны — кочевые племена, жившие на севере от Китая. Для защиты от них китайцы строили Великую Китайскую стену.

10. Исторический диктант.

Распредели по странам приведённые ниже понятия:

1. Каста

13. Колония

2. Конфуций

14. Клинопись

3. Стекло

15. Морские разбойники

4. Брахма

16. «Неприкасаемые»

5. Евфрат

17. Гималаи

6. Хуанхэ

18. Библ

7. Ганеша

19. Вавилон

8. Таран

20. Шёлк

9. Бумага

21. Ганг

10. Тир

22. Шамаш

11. Компас

23. Цинь Шихуан

12. Алеф

24. Хаммурапи

Ответ:

1. Междуречье — 5, 8, 14, 19, 22, 24.

2. Финикия — 3, 10, 12, 13, 15, 18.

3. Индия — 1, 4, 7, 16, 17, 21.

4. Китай — 2, 6, 9, 11, 20, 23.

11. Подведение итогов:

Более 70 баллов — «5»

От 45 до 70 баллов — «4»

Менее 45 баллов — «3»

Список использованной литературы:

  1. «История Древнего мира», учебник для 5 класса средней школы. М., 1998.

kopilkaurokov.ru

Культура Древнего Востока кратко — Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени

Культура Древнего Востока кратко

 Цивилизации Древнего Востока оставили нам в наследство богатейшие достижения в сфере научных знаний, непревзойденные памятники культуры, несомненно определившие пути развития цивилизаций и государств, пришедших им на смену. Культура Древнего Востока: краткое содержание – именно в таком формате мы попробуем познакомиться  с сокровищницей знаний и талантов, умениями и непостижимым гением людей древних эпох.

Культура Древнего Востока кратко


    В IV-III  тысячелетии до н.э. в Месопотамии (долина рек Тигр и Евфрат) утвердилась уникальная культура древних шумеров и аккадцев. Она по праву считается древнейшим очагом цивилизации. На этих землях одно за другим зарождались, набирали мощь и гибли великие государства – сам Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия, Иран – но знания и опыт предшественников копили и сохраняли. 
Одно то, что шумерская письменность – клинопись – является старейшим в мире способом изложения мыслей и накопления знаний, ставит жителей Междуречья на самый верх пьедестала среди родственных и параллельно развивающихся культур. Глиняные клинописные таблички, дошедшие до наших времен, являются бесценными источниками исторических знаний.  Из них люди современности узнали о представлениях шумеров о Вселенной, медицине, сельском хозяйстве, металлургии и т.д. Благодаря этим оригинальным носителям информации сохранились уникальные литературные произведения, такие как «Эпос о Гильгамеше», поэма «Эмеш и Энтен», «Поэма о Золотом веке», стихи, элегии, повествования. 


Честь создания первых струнных музыкальных инструментов – лиры и арфы —  также принадлежит шумерам. Такие невероятные, казалось бы, для тех времен вещи, как двухсезонный календарь  и библиотечный каталог – также говорят об уникальности этой цивилизации. К тому же, и изобретение колеса приписывают этому народу.
Преемницей  шумеро-аккадской цивилизации стала Вавилония, которая привнесла свои черты в общий кладезь достижений цивилизации Месопотамии. Религиозные представления вавилонян перекликались с шумерскими. В каждом городе строились храмы богам-покровителям, возле которых возвышались зиккураты – памятники монументального зодчества. Архитектурное наследие Вавилонии практически не дошло до наших дней – храмы и зиккураты строили из глиняного кирпича, но известно, что одно из   чудес света – Вавилонская башня – достигала в высоту 90 метров и ее террасы были украшены прекрасными садами во время правления ассирийской царицы Семирамиды. В культуре Древнего Востока эта царица занимает особое место, но краткое содержание повествования не дает нам возможности углубиться в изучение ее биографии.


Уникальным свидетельством развития государственного управления и законодательства является Свод законов царя Хаммурапи. На двухметровом каменном столбе изложены мировоззрения древних жителей Междуречья, основы быта, социальных взаимоотношений, представления о нравах и т.д.
Ассирия была страной жестоких воителей, прославляющих культ силы, и в изобразительном искусстве чаще всего фигурируют сцены насилия, пыток и телесных наказаний. Высокомерные статуи крылатых быков, установленных во дворцах, как бы подчеркивали мощь и славу правителей этой воинственной страны. Религиозность ассирийцев, скорее за все, была невысокой, храмов строили мало, преобладали постройки светского характера.


На смену Ассирии и Вавилону в VI веке до н.э. пришла Иранская империя. Во время правления династии Сасанидов были созданы уникальные рельефы, изображающие сражения, процессии, могучих животных, а стены дворцов украшали величественными фресками с образами богов, портретами, царей и знатных  вельмож
Религией в Иранской империи был зороастризм, важной составляющей которой являлся культ огня. Величайший памятник письменной культуры Ирана – Авеста — раскрывает таинства верований древних жителей этих земель  в единое божество Ахура Мазду, как средоточие света, добра и справедливости. Культура Древнего Востока: краткое содержание – название статьи не позволяет продолжить наш исторический экскурс дальше, в таинственную Индию, далекие Китай и Японию, вернуться в Древний Египет. Может быть после нам удастся совершить это путешествие.


По отношению же  к Месопотамии хочется резюмировать следующее — в VII веке арабы начали свой захватнический поход в земли Междуречья. Многие древнейшие памятники культуры исчезли безвозвратно. На месте уничтоженных зиккуратов появились мечети и минареты, великий Вавилон превратился в маленькую захудалую деревушку, а копыта арабских рысаков топтали прах великих царей былых эпох. Однако никаким силам не удалось уничтожить те сокровища, которые представляют знания и достижения культуры древних жителей этого исторического региона, а их влияние впоследствии не без пользы для себя ощутили стремительно вырывающиеся из тьмы варварства европейцы.

antiquehistory.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *