Конспект урока по Окружающему миру «Какие бывают растения» 2 класс

Здесь Вы можете скачать Конспект урока по Окружающему миру «Какие бывают растения» 2 класс для предмета : Окружающий мир. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

Селина Елена Николаевна

учитель начальных классов

квалификационная категория I (первая)

МОКУ «Хорогочинская СОШ»

урок окружающего мира

тема урока «Какие бывают растения»

Тип урока: ОНЗ

Целевые установки урока.

Предметные результаты:

  • знать, на какие группы можно разделить растения;

  • определять, что общего у разных растений, чем они различаются.

Метапредметные результаты:

  • сравнивать признаки групп растений;
    самостоятельно рисовать растения;

  • осуществлять самопроверку;

  • устанавливать связи растений с животными и человеком.

Личностные результаты:

  • осознавать необходимость бережного отношения к растениям;

  • умение работать в группе.

Оборудование:

Карточки для пробного действия, картинки с растениями, карточки с заданиями для построения проекта, итерактивная доска, презентация, лента достижений и лесенка успеха для оценивания своей деятельности.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности

Только тот, кто много знает,

В жизни что – то достигает. (слайд 1)

— Сегодня на уроке мы узнаем что – то новое для себя.

— Давайте вспомним, что мы делаем, чтобы узнать новое?

План (с опорой на схему)

1. Повторить.

2. Выполнить пробное задание.

3. Понять своё затруднение.

4. Поставить цель.

5. Самим найти способ.

— С чего начнём работать?

— Всё ли будем повторять?

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

1. Доскажи словечко.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса

Человек и время года

Это всё вокруг (природа)

— Какая бывает природа?

Назовите признаки живой природы.

Что относится к живой природе?

Давайте вспомним, что мы знаем о природе? (всё фиксируется на доске на карточках)

Живая природа

1.Люди

2.Животные

3.Растения

Неживая природа

1.Земля

2.Солнце

3.Вода

4.Воздух

5.Звёзды

6.Камни

Оцените себя.

Пробное действие. (работа в группе)

— Сегодня мы отправляемся на природу в лес.

— Ребята, как вы думаете, а что можно увидеть в лесу: маленького роста, среднего и высокого, и не животное, но относится к живой природе? (высказывание детей)

— Я услышала разные версии, надо их проверить.

Задание для пробного действия.

-Разбейте на группы слова: сосна, медведь, калина, ландыш, лисица, крыжовник, малина, тополь.

III. Выявление места и причины затруднения.

— Какое задание выполняли?

— По какому признаку разбивали на группы?

— Одинаковые ли получились у всех ответы? (нет)

— Давайте определим, какая группа у нас не совпала?

(растения)

— Одни калину, малину и крыжовник отнесли в группу к сосне и тополю, а другие ландыш – к малине и крыжовнику. Одни сосну объединили с крыжовником, а другие – ландыш с малиной (по запаху).

— Значит, что показало пробное действие? (мы не знаем, на какие группы делятся растения)

— Определили, чего не знаем?

— Что будем делать дальше? (сами должны найти способ, как разделить растения на группы).

IV. Построение проекта.

— Чему мы будем учиться? Поставьте цель? (узнать, на какие группы делятся растения)

— Сформулируйте тему урока? (Какие бывают растения).

(слайд 2: схематическое изображение дерева, кустарника, травы)

V. Реализация проекта.

1. Группы растений.

— Что это? Что общего у всех растений?

— Определи по схеме, чем различаются растения? Как их назовём?

— Как называется основная часть у растений, на которой держатся веточки?

— Сколько стволов у дерева?

— Какой ствол у дерева?

— Сколько стеблей у кустарника?

— Какие они?

-Сколько стебельков у травянистых растений?

— Какие они?

— Какие бывают деревья и кустарники, если смотреть на листья.?

— Теперь внимательно посмотрите на растения, сделайте вывод.

Вывод: Растения очень разнообразны. Среди них есть деревья, кустарники, травы. У дерева от корня отходит один толстый стебель – ствол. Он твёрдый, одревесневший. У кустарника несколько довольно тонких стеблей – стволиков. Они твёрдые, одревесневшие. У трав, или травянистых растений, стебли мягкие, сочные. Деревья и кустарники бывают лиственные и хвойные. У лиственных растений листья в виде пластинок, а у хвойных – в виде иголок (хвоинок). (слайд3)

Открыли учебники и проверили себя, правы ли мы были.

VI. Первичное закрепление во внешней речи.

1. Подпишите группы растений. (1 ученик выполняет задание на интерактивной доске с проговариванием). Сравниваем с эталоном. (слайд 4)

Оцените себя.

2. Работа в рабочей тетради.

Первое задание. Заполни пропуски в тексте.

У ____________________________________ растений листья в виде пластинок.

У ____________________________________ растений листья в виде иголок.

Здесь спрятались названия трёх групп растений. Найди их и закрась клеточки с буквами карандашами разного цвета.

е

р

у

в

т

я

р

р

и

в

и

д

к

е

с

ь

а

т

н

а

к

в

Проверка.

3. Работа со стихотворением. (слайд 5)

В весенний солнечный денёк

Золотой расцвёл цветок.

На короткой, толстой ножке

Всё дремал он на дорожке,

А проснулся, улыбнулся:

Вот пушистый я какой!

Удивляю я всех красой!

(слайд 6)

— О каком цветке идёт речь? (мать-и-мачеха)

— Что вы можете сказать об этом цветке? (он лекарственный, из его листьев и цветков заваривают чай и пьют его от кашля и простуды).

— Какие ещё полезные растения вы знаете?

Вывод: растения очень полезны, они выделяют кислород, которым дышат все живые существа. Растения поглощают углекислый газ, который выделяют при дыхании все живые существа. Растения называют лёгкими нашей планеты. Растениями питаются животные и люди.

Оказывается , растения, животные и люди помогают друг другу жить. (слайд 7)

Эталон.

Кому нужны растения

Животным человеку

Оцените себя.

VIII. Включение в систему знаний. (творческая работа в группе)

Составление проекта «Растения»

План проекта «Растения» (слайд 8)

1. Сообщение о растениях.

2. Группы растений.

3. Польза растений.

4. Загадки о растениях.

Выступление участников группы и проверка выполненных заданий. (слайд 9)

Оцените себя.

IX. Рефлексия УД

— Какова была цель нашего урока?

— Достигли мы цели?

— Что мы сделали для этого?

— Оцените свою деятельность на уроке. Для этого используйте свою ленту достижений. Посчитайте сколько у вас плюсов.

— Что посоветуйте тем, у кого не всё получалось на уроке?

— Где допустили ошибки?

Домашнее задание на выбор (слайд 10)

Дополнительное задание, которое можно использовать и на следующем уроке (слайд 11, тест)

docbase.org

Какие бывают растения (окружающий мир 2 класс)

Окружающий мир, 2 Класcы
  • 1 класс
  • 2 класс
  • 3 класс
  • 4 класс
  • 5 класс
  • 6 класс
  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
  • ЕГЭ
Предметы
  • Алгебра
  • Геометрия
  • Математика
  • Информатика
  • Обществознание
  • ОБЖ

web-dev01.interneturok.ru

Урок окружающего мира 2 класс «Какие бывают растения»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА «КАКИЕ БЫВАЮТ РАСТЕНИЯ?» УМК «Школа России»
2 КЛАСС

Слайд 2

Девиз урока
«Не говори, чему учился, а говори, что узнал».

Слайд 3

Тест «ВОДА»
Сколько состояний воды бывает в природе?
а) три
б) два
в) одно

Слайд 4

2. Какое свойство воды названо неверно?
а) вода прозрачна
б) вода имеет белый цвет
в) вода не имеет запаха

Слайд 5

5. Какие объекты природы не могут существовать без воды?
а) солнце
б) воздух
в) подсолнух

Слайд 6

6. К какой группе относится вода?
а) неживая природа
б) живая природа
в) не природа

Слайд 7

ГРАНИТ
СНЕГ
ВОДА
КАМЕНЬ
ЯБЛОНЯ
ЕЛЬ
АСТРА
СИРЕНЬ
РОМАШКА
ТЮЛЬПАН
ЗВЕЗДА
ИВА
СОЛНЦЕ
НЕЗАБУДКА
ВОЗДУХ
ЛУНА
НАЗОВИТЕ ПРЕДМЕТЫ, КОТОРЫЕ ОТНОСЯТСЯ К ЖИВОЙ ПРИРОДЕ

Слайд 8

Краснеют на солнце  Сосен стволы,  Разносится всюду  Запах смолы;  А ландышей белых  Кисти висят;  Как тонок и нежен  Их аромат.  По лесу иду я,  Песню пою,  И слышит орешник  Песню мою.  Сквозь ветви густые  Солнце глядит; Берёзка в ответ мне  Листвою шумит…
РАСТЕНИЯ

Слайд 9

ТЕМА УРОКА
Какие бывают растения?

Слайд 10

Групповая работа
НАЗВАНИЕ ГРУППЫ РАСТЕНИЙ
СХЕМАТИЧЕСКИЙ РИСУНОК
ОСОБЕННОСТИ ДАННОГО ВИДА (на какие группы делятся)
НАЗВАНИЕ РАСТЕНИЙ - ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ДАННОЙ ГРУППЫ
ПЛАН :

Слайд 11

РАСТЕНИЯ
КУСТАРНИКИ
ДЕРЕВЬЯ
ТРАВЫ
ХВОЙНЫЕ
ЛИСТВЕННЫЕ
ЛИСТВЕННЫЕ
ХВОЙНЫЕ
Заполните схему. Приведите примеры.
Названия трав
Названия деревьев
Названия кустарников

Слайд 12

Работа по учебнику
Чтение с пометами: стр. 46
Работа в тетради на печатной основе
Выполнить задание № 1 и 2 на стр. 20

Слайд 13

СИНКВЕЙН
РАСТЕНИЯ
ДЕРЕВЬЯ
ОДНОСТВОЛЬНЫЕ
ДУШИСТЫЕ
ТРАВЫ
КУСТАРНИКИ
Первая строка —одно слово предмет, о котором пойдет речь
Вторая строка — два слова описание свойств предмета
МНОГОСТВОЛЬНЫЕ
ВЫСОКИЕ
МЯГКИЕ
ЛИСТВЕННЫЕ
ХВОЙНЫЕ
РАСТУТ
ВЕТВИСТЫЕ
СОЧНЫЕ
Третья строка — тир слова  характерные действия предмета
ЦВЕТУТ
ЗАЩИЩАЮТ
УКРАШАЮТ
УВЯДАЮТ
КОРМЯТ
РАДУЮТ
Четвертая строка-четыре слова,  личное отношение автора к предмету
МЫ БУДЕМ ВАС ОБЕРЕГАТЬ
ЛЮБУЕМСЯ ИХ КРАСОТОЙ
ЛЮДЕЙ ВЫ РАДУЙТЕ ВСЕГДА
Пятая строка — одно слово, характеризующее суть предмета
КРАСОТА
ПРИРОДА
ЖИЗНЬ
РАЗНООБРАЗИЕ

Слайд 14

Работа по учебнику
стр. 46 – 48 –читать, отвечать на вопросы; подготовка индивидуальных сообщений о необыкновенных растениях нашей планеты; разработка вопросов проверочного теста по изученной теме к следующему уроку.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Слайд 15

Список используемых источников
http://art-orenburg.narod.ru/nature2.html http://stendzakaz.ru/list.php?table=k_om3&page_title=%CE%EA%F0%F3%E6%E0%FE%F9%E8%E9+%EC%E8%F0.+3+%EA%EB%E0%F1%F1 http://ppt4web.ru/okruzhajushhijj-mir/okruzhajushhijj-mir.html http://nnm.ru/blogs/BlackWolfik/wonderful-plants-wallpapers/

lusana.ru

1 класс. Окружающий мир. Деревья, кустарники, травы — Деревья, кустарники, травы

Комментарии преподавателя

Де­ре­вья – это мно­го­лет­ние рас­те­ния. «Мно­го­лет­ние» зна­чит, что они живут много лет. А сколь­ко же живут де­ре­вья? Одни живут де­сят­ки, а дру­гие – сотни лет. Есть на нашей пла­не­те де­ре­вья-дол­го­жи­те­ли, они живут более ты­ся­чи лет. Рас­смот­рим таб­ли­цу про­дол­жи­тель­но­сти жизни неко­то­рых де­ре­вьев.

  

 

Дол­го­жи­те­лем яв­ля­ет­ся Се­квойя, ее про­дол­жи­тель­ность жизни со­став­ля­ет более ты­ся­чи лет.

Много лет нужно де­ре­ву, чтобы стать боль­шим и мо­гу­чим. Сколь­ко лет де­ре­ву, можно узнать по го­до­вым коль­цам на спиле. Каж­дый год де­ре­во рас­тет, об­ра­зуя новое го­до­вое коль­цо. Вни­ма­тель­но рас­смот­ри­те го­до­вые коль­ца, в них за­шиф­ро­ва­на ис­то­рия всей жизни де­ре­ва.

  

 

Все де­ре­вья имеют общее стро­е­ние. У них есть корни, твер­дый ствол, по­кры­тый корой, ветви об­ра­зу­ют крону де­ре­ва.

 От­ли­ча­ют­ся де­ре­вья тол­щи­ной ство­ла, фор­мой кроны и цве­том, узо­ром коры. Рас­смот­рим ри­сун­ки и опре­де­лим де­ре­вья по коре.

 кора березы

   Это кора сосны  

     кора дуба   

 

А еще де­ре­вья от­ли­ча­ют­ся друг от друга ли­стья­ми, цве­та­ми, пло­да­ми, се­ме­на­ми. Они раз­ной ве­ли­чи­ны, формы и окрас­ки. Рас­смот­рим стро­е­ния ли­стьев.

  Осина 

Лист со­сто­ит из ли­сто­вой пла­сти­ны и че­реш­каПро­стые ли­стья имеют одну ли­сто­вую пла­сти­ну. Такие ли­стья есть у липы, дуба, осины.

Слож­ные ли­стья со­сто­ят из несколь­ких ли­сто­вых пла­стин, каж­дая из ко­то­рых имеет соб­ствен­ный че­ре­шок. Такие ли­стья есть у каш­та­на, ря­би­ны, ясеня.

 Рябина

Ино­гда на одном месте рас­тут де­ре­вья од­но­го вида. На­при­мер, толь­ко бе­ре­зы, дубы, ели или осины; такие места имеют свои на­зва­ния.

Бе­ре­зо­вая роща

  

Ду­бо­вая роща или дуб­ра­ва

      

Осин­ник

 Ель­ник 

 Сос­но­вый бор 

 

ЦВЕТКИ ДЕРЕВА

Как и все рас­те­ния, де­ре­вья на­чи­на­ют цве­сти вес­ной. Пер­вы­ми за­цве­та­ют верба и ольха, а за ними – бе­ре­за, ря­би­на, клен. По­след­ним за­цве­та­ет дуб. На месте цве­тов об­ра­зу­ют­ся плоды. Рас­смот­рим ри­сун­ки и опре­де­лим де­ре­вья по их цве­там.

                    Клен

     Каш­тан 

    Ря­би­на

 Че­ре­му­ха 

ПЛОДЫ 

Опре­де­ли­те де­ре­вья по их пло­дам.

   Плоды клена

        плоды ря­би­ны 

        Плоды дуба

      Каш­тан 

ДРЕВЕСИНА

Как че­ло­век ис­поль­зу­ет дре­ве­си­ну? Дре­ве­си­на – это внут­рен­няя часть де­ре­ва без коры. Из дре­ве­си­ны люди стро­ят дома, де­ла­ют ме­бель, бу­ма­гу, ис­поль­зу­ют как топ­ли­во и из­го­тав­ли­ва­ют раз­ные вещи.

Ку­стар­ни­ки – это мно­го­лет­ние рас­те­ния. Они живут 10-20 лет. У ку­стар­ни­ков нет глав­но­го ство­ла, они имеет несколь­ко твер­дых ство­ли­ков, по­кры­тых корой. Да­вай­те по­зна­ко­мим­ся с неко­то­ры­ми пред­ста­ви­те­ля­ми этой груп­пы.

           Ле­щи­на 

На­зва­ние про­изо­шло от слова «лещ». Круг­лые ли­стья этого ку­стар­ни­ка по форме на­по­ми­на­ют рыбу. Плоды ле­щи­ны – орехи, он съе­доб­ны. Вто­рое на­зва­ние ку­стар­ни­ка – ореш­ник.

    Чер­но­плод­ная ря­би­на

Ку­стар­ник с чер­ны­ми пло­да­ми. Плоды съе­доб­ны, об­ла­да­ют ле­чеб­ны­ми свой­ства­ми. Вто­рое на­зва­ние этого ку­стар­ни­ка – Аро­ния.

          Снеж­но­я­год­ник

Этот ку­стар­ник по­лу­чил свое на­зва­ние от цвета пло­дов. Плоды – не съе­доб­ны.

ТРАВЯНИСТЫЕ РАСТЕНИЯ

Тра­вя­ни­стые рас­те­ния не имеют твер­до­го ство­ла, Сте­бель у них мяг­кий, соч­ный и зе­ле­ный. Среди тра­вя­ни­стых рас­те­ний тоже есть мно­го­лет­ние рас­те­ния.

К ним от­но­сит­ся Пижма. Это рас­те­ние легко узнать по жел­тым цве­там и ли­стьям, по­хо­жим на ли­стья ря­би­ны.

Лопух или ре­пей­ник. Плоды этого рас­те­ния имеют крюч­ки, стоит хоть од­но­му крюч­ку за­це­пить­ся за шерсть жи­вот­но­го или одеж­ду че­ло­ве­ка, и ото­рвать их почти невоз­мож­но. Не зря су­ще­ству­ет вы­ра­же­ние: «При­стал, как репей». А еще бла­го­да­ря ло­пу­ху было сде­ла­но от­кры­тие – за­стеж­ка-ли­пуч­ка. Она была изоб­ре­те­на в 1948 году швей­цар­ским ин­же­не­ром Жор­жем де Мест­ра­лем, ко­то­рый раз­гля­дел се­ме­на ло­пу­ха, при­це­пив­ши­е­ся к шер­сти его со­ба­ки.

      

 

Среди тра­вя­ни­стых рас­те­ний есть и од­но­лет­ние рас­те­ния, ко­то­рые живут на про­тя­же­нии од­но­го года. Вес­ной они про­рас­та­ют из семян, летом – цве­тут, осе­нью – дают плоды с се­ме­на­ми и от­ми­ра­ют.

К од­но­лет­ним тра­вя­ни­стым рас­те­ни­ям от­но­сит­ся пас­ту­шья сумка. Плоды этого рас­те­ния по форме на­по­ми­на­ют сумку пас­ту­ха.

 

Ле­бе­да. Ли­стья этого рас­те­ния по­кры­ты се­реб­ри­сты­ми во­лос­ка­ми, по­это­му ка­жет­ся, что они по­сы­па­ны мукой.

Мок­ри­ца. На­зва­ние рас­те­ние по­лу­чи­ло по­то­му, что оно все­гда мокрое даже в сухую по­го­ду. Из-за цвет­ков на­по­ми­на­ю­щих звез­доч­ки, рас­те­ние по­лу­чи­ло вто­рое на­зва­ние – Звезд­чат­ка.

          

 

СОРНЯКИ

Мок­ри­ца, ле­бе­да и пас­ту­шья сумка – это ди­ко­рас­ту­щие рас­те­ния, ко­то­рые по­лу­чи­ли еще одно на­зва­ние – сор­ные рас­те­ния или сор­ня­ки. Они рас­тут на полях и ого­ро­дах вме­сте с куль­тур­ны­ми рас­те­ни­я­ми. Сор­ня­ки по­гло­ща­ют боль­шое ко­ли­че­ство воды и пи­та­тель­ных ве­ществ, тем самым они за­глу­ша­ют куль­тур­ные рас­те­ния и сни­жа­ют уро­жай.

Про­пол­ка – один из спо­со­бов борь­бы с сор­ня­ка­ми.

На сле­ду­ю­щем уроке будет рас­смот­ре­на тема «Лист­вен­ные и хвой­ные де­ре­вья». В ходе урока мы раз­де­лим де­ре­вья на две груп­пы и вы­яс­ним их от­ли­чи­тель­ные при­зна­ки.

 

ИСТОЧНИКИ

http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/1-klass/zhivaya-priroda/derevya-kustarniki-travy?seconds=0

http://www.youtube.com/watch?v=16E_WZQr5-o

www.kursoteka.ru

Урок окружающего мира «Дикорастущие и культурные растения». 2-й класс

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

  1. Ознакомить ребят с дикорастущими и культурными растениями.
  2. Изучить особенности культурных и дикорастущих растений, научить детей распознавать их.
  3. Развивать у учащихся интерес к предмету через разнообразные виды работы и творческие задания.
  4. Развивать у ребят умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли.
  5. Воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки с заданиями, “цветик – семицветик”, гербарий растений, учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши, фишки.

I. Организационный момент.

Ну – ка проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “5”.

II. Актуализация знаний.

  1. Разнообразие растительного мира
  2. Ребята, сегодня нас на уроке ожидает встреча с удивительными представителями живой природы. Вы их узнаете, отгадав загадку.

    Дышит, растет,

    А ходить не может. (растение)

    Куда бы вы не посмотрели, где бы вы не побывали, повсюду увидите, встретите растения. Они растут на лугах, в лесах. Их много в степях и высоко в горах. В безводных пустынях и топких болотах. Множество растений поселилось в морях, океанах, озерах, реках и прудах нашей планеты. Они есть даже в Арктике и Антарктиде.

    Растительный мир разнообразен. Чем же растения отличаются друг от друга? (Продолжительностью жизни, формой стеблей, цветков, плодов, листьев…)

  3. Группы растений. Работа по карточкам.

Ребята, давайте вспомним, на какие группы делятся все растения? (деревья, кустарники, травы). Чем они отличаются? (стеблями)

Выполнение работы “Какие бывают растения” на карточках. Укажите стрелками, к какой группе относятся данные растения.

Теперь проверьте свою работу (слайд 2 (см. презентацию)).

III. Изучение нового материала

  1. Введение в тему.

Сегодня у нас в гостях волшебное растение “цветик – семицветик” (на доске). Все лепесточки этого цветка волшебные. Давайте прочитаем, что на них написано. (Дети подходят к доске, берут по одному лепестку и читают вслух.)

Мы с детства, представьте, того и не знали,
По – гречески этот цветок называли.
“Звезда” — вот на русский его перевод.
На клумбах он осенью долго цветет.
(Астра)

Цветет он майскою порой,
Его найдешь в тени лесной.
На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят.
(Ландыш)

Со дна озера, реки
Как веревки – стебельки.
Над водою стебелек
Превращается в цветок,
И горит он летним днем
Желтым пламенем – огнем
А цветы назвали люди
На подобие посуды,
Как в шкафу глинянки – кринки
Те цветочки звать … (Кувшинки)

В поле росла,
Под жерновом была,
Из печки на стол
Караваем пришла.
(Пшеница)

Лето целое старалась –
Одевалась, одевалась …
А как осень подошла,
Нам одежки отдала.
Сотню одежонок
Сложим мы в бочонок.
(Капуста)

Низок, да колюч,
Сладок, да не пахуч.
Ягоду сорвешь –
Всю руку обдерешь.
(Крыжовник)

Желтые головки,
Белые ресницы,
Все они похожи,
Будто бы сестрицы.
Я надеюсь, знаешь ты
Эти скромные цветы.
(Ромашки)

(слайд 3)

— Ребята, что их объединяет? Как мы их назовем одним словом? (это растения)

— Нет ли среди них лишнего? (крыжовник – он кустарник, остальные – травы)

Эти растения скучают друг по другу. Как вы думаете, почему? Вместе ли они живут? Почему они растут в разных местах и далеко друг от друга? Как они туда попали?

Вывод: Есть растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: в лесу, на лугу, на водоеме. Есть растения, которые выращивают люди.

2. Знакомство с дикорастущими и культурными растениями

1) Работа по учебнику

— Как называются эти растения, мы узнаем, прочитав текст учебника на странице 62 (читают 2 учеников вслух), (слайд 4).

— Ниже даны рисунки растений. Назовите изображенные растения. Дикорастущие растения накройте зелеными фишками, а культурные – желтыми.

2) Деление растений на 2 группы

Вернемся к нашим отгаданным растениям. Их тоже разделим на дикорастущие и культурные (по вариантам), (слайд 5).

  1. Работа в рабочей тетради

Для закрепления полученных знаний, выполним в рабочей тетради задание 1 на странице 25 – подчеркнуть названия дикорастущих растений зеленым карандашом, а культурных – красным.

Взаимопроверка выполненной работы.

Физкультминутка:

Носит одуванчик желтый сарафанчик.
Подрастет, нарядится в беленькое платьице.
Легкое, воздушное, ветерку послушное.

3. О дикорастущих растениях.

  1. Дикорастущие деревья, кустарники, травы.
  2. Сначала поговорим о дикорастущих растениях. К ним относятся и деревья, и кустарники, и травы, которые растут сами по себе, за которыми не ухаживает человек. Назовите, ребята, дикорастущие деревья (кустарники, травы)

  3. Сообщения ребят о растениях.
  4. О своих любимых растениях ваши одноклассники подготовили сообщения (1 – ый ученик рассказывает о травянистом растении, 2 – ой – о кустарнике, 3 – ий – о дереве)

    — Спасибо вам, ребята, за такие интересные рассказы.

    4. О культурных растениях.

    1) Выбор верного определения.

    Пока мы слушали выступления ребят, к нам в гости пришел попугай Илья. Он затрудняется ответить на вопрос: “Что такое культурные растения?”. У Ильи 3 варианта ответа, и он не может выбрать из них верный. Ребята, поможем ему?

    Что такое культурные растения? (Слайд 6)

    а) Растения, которые человек использует для питания;

    б) Растения, которые растут на полях, в садах и огородах;

    в) Растения, которые человек специально выращивает для своих целей.

    (Дети объясняют выбранный ответ)

    2) Деление культурных растений на группы.

    — Для каких же целей люди выращивают культурные растения? (ответы детей)

    — Сейчас я вам загадаю загадки, вы должны отгадать растения и рассказать для чего они нужны (после каждой загадки демонстрируется гербарий отгаданного растения).

    а) Что две недели зеленится,
    две недели колосится,
    две недели отцветает,
    две недели наливает,
    две недели подсыхает? (Рожь)

    Где она растет? Какую часть этого растения использует человек? Для чего? Это растение относится к зерновым. Еще какие зерновые растения вы знаете?

    б) Было зеленое платье атласное,
    нет, не понравилось, выбрала красное,
    но надоело также и это —
    платье надело синего цвета. (Слива)

    Слива растет в саду. Что дает нам это растение? Значит, слива – плодовое растение. К плодовым растениям относятся еще …

    в) Растут на грядке зеленые ветки,
    а на них красные детки. (Помидор)

    Это растение растет в огороде и называется … (овощ). Из овощных растений в наших огородах растут …

    г) Вот чудесные цветы
    небывалой красоты.
    Яркие, пахучие –
    Ай – ай – ай! Колючие! (Розы)

    Для чего их люди выращивают? (для красоты). Такие растения называются декоративными. Еще какие декоративные растения вы знаете?

    д) Из земли вырастаю –

    весь мир одеваю. (Лен) (слайд 7).

    Что люди получают из этого растения? (Ткань). Ткань делают еще из хлопка. Лен и хлопок – прядильные растения. Сейчас я вам расскажу, как из льна делают ткань:

  5. Рассказ учителя. “Как делают льняные ткани”.

Из льна можно изготавливать любые ткани: начиная от грубого брезента, холста и заканчивая кружевами.

Историки утверждают, что лен возделывали еще во времена возникновения Руси.

Лен неприхотлив. Все, что ему нужно – длинный световой день. Однако получить из него высококачественную ткань не так просто.

Технология обработки льна остается неизменной. Сначала лен выдергивают из земли, причем вместе с корнями. Затем его высушивают, сложив в небольшие скирды, очесывают и молотят (слайд 8). После этого лен расстилают на траве для того, чтобы стебли намокли от росы. Эта процедура позволяет отделить волокно от древесной части стебля и может продолжаться несколько недель. Полученное волокно поднимают и сушат, а затем мнут и треплют, отделяя от древесной части стебля. Трепаный лен расчесывают и вытягивают из него слегка закрученную тонкую ленту. Из нее уже можно прясть льняную пряжу. Осталось соткать полотно. Теперь мы можем наслаждаться натуральным и очень приятным на ощупь льняным изделием (слайд 9).

Помимо ткани, лен дает нам множество побочных продуктов. Практически, в процессе переработки льна нет отходов! Из семян получают целебное льняное масло, жмых идет на корм скоту, а из одеревеневших частей стебля получают отличные строительные материалы и мебельные плиты.

Разумеется, сегодня большинство операций по обработке льна выполняют машины.

— Ребята, давайте повторим, на какие группы делятся культурные растения? (слайд 10)

IV. Закрепление изученного материала.

1) Игра “Что здесь лишнее?”

— Для закрепления пройденного материала мы проведем игру “Что здесь лишнее?” (слайд 11).

1. клевер, астра, роза, гладиолус
2. береза, василек, репа, осина
3. огурец, лук, лен, чеснок
4. груша, слива, малина, яблоня
5. пшеница, рожь, ячмень, картофель

2) Логическое упражнение “Может так быть или нет?”

— У известного поэта К. И. Чуковского в стихотворении “Радость” есть строчки о растениях. Сейчас я вам их прочитаю. А вы послушайте внимательно и подумайте, “Может так быть или нет?” (слайд 12).

Рады, рады, рады
Светлые березы,
И на них от радости
Вырастают розы.
Рады, рады, рады
Темные осины,
И на них от радости
Растут апельсины.
То не дождь пошел из облака
И не град,
То посыпался из облака
Виноград. (слайд)

— А теперь ответьте, может так быть или нет?

— Почему?

— Где такое может быть? (в сказке)

3) Игра “цвет – фрукт”.

Перечислите ягоды, фрукты, овощи:

— оранжевого цвета;

— желтого цвета;

— красного цвета;

— синего цвета.

V. Итог урока.

И так, ребята, что нового о растениях мы узнали сегодня на уроке? На какие 2 группы делятся растения?

— Спасибо вам за активное участие на уроке! Молодцы

(слайд 13) – спасибо за урок.

VI. Домашнее задание:

1) прочитать легенды о растениях

2) задания в рабочей тетради

24.05.2012

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Садовые растения урок окружающего мира во 2 классе

Класс: 2

УМК: «Перспективная начальная школа»

Учебный предмет: Окружающий мир

Авторы учебника, учебных пособий, тетрадей: Федотова О.Н.,

Трофимова Г.В., Трофимов С.А.

Тема урока: Садовые растения

Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о садовых растениях, о труде людей в саду; учить наблюдать, делать выводы, обобщать; развивать коммуникативные способности учащихся, умение самостоятельно добывать учебный материал; воспитывать бережное отношение к природе, интерес к изучению природы.

Тип урока: комбинированный

Оборудование урока: компьютер, проекционная аппаратура,

презентация «Садовые растения», тетрадь для самостоятельных

работ № 1,дидактический материал «Садовые ягоды».

Структура ( план) урока:

1.Организационный момент

2.Проверка домашнего задания

3.Сообщение темы и цели урока

4.Изучение нового материала

5.Физкультминутка

6.Закрепление изученного материала

7.Итог урока

8.Домашнее задание

9.Рефлексия

Ход урока

1.Организационный момент.

А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

2.Проверка домашнего задания

а) Ответы на вопросы

— Какие зерновые культуры выращивают на полях?

— Какое значение в жизни людей имеют зерновые растения?

— Какие продукты делают из зерна?

б) Тест: «Какие бывают растения». (слайд 1, прил.№1)

в). Кроссворд: «Садовые растения» (слайд 2)

с

а

д

а

п

е

л

ь

с

и

н

с

м

о

р

о

д

и

н

а

я

б

л

о

к

о

в

и

ш

н

я

с

л

и

в

ы

з

е

м

л

я

н

и

к

а

Неразлучный круг подруг

Тянет к солнцу сотни рук.

А в руках — душистых груз.

Разных бус

На разный вкус (сад).

Яркий, сладкий, налитой,

Весь в обложке золотой.

Не с конфетной фабрики –

Из далекой Африки (апельсин).

Черных ягод пышный куст –

Хороши они на вкус! (смородина).

Круглое, румяное

Я расту на ветке:

Любят меня взрослые

И маленькие детки (яблоко).

Была зелёной, маленькой,

Потом я стала аленькой

На солнце почернела я,

И вот теперь я спелая (вишня).

Синий мундир, тёплая подкладка,

А в середине сладко (слива).

На припёке у пеньков

Много тонких стебельков

Каждый тонкий стебелёк

Держит алый огонёк

Разгибаем стебельки –

Собираем огоньки (земляника).

— Как вы думаете, какая тема нашего урока?

3. Сообщение темыи цели урока. (слайд 3)

— Какие растения сада вы знаете?

— Зачем люди выращивают садовые растения?

— С какой целью мы будем их изучать?

4. Работа по теме урока.

Рассказ учителя. (слайды 4,5)

Плоды и ягоды этих растений содержат полезные для человека сахар, белки, жиры, минеральные соли, витамины. Их высокие вкусовые качест­ва способствуют лучшему усвоению пищи организмом. Плод-часть растения, развивающийся из завязи цветка и содержащий семена. Ягода — небольшой сочный плод кустарников, полукустарников и травяни­стых растений. Фрукт — сочный съедобный плод садовых деревьев.

5. Сообщение детей о садовых растениях: малина, вишня, черная смородина, шиповник, облепиха. (прил.№2)

-На какие группы их можно разделить? (Деревья, кустарники, травы).

6.Физкультминутка. (слайд 6)

Руки подняли и покачали —

Это деревья в саду.

Руки согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят

Как они тихо садятся

Покажем – крылья сложили назад.

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели!

7. Игра «Угадай растения по описанию». (слайд 7)

Слива

Это хорошо тебе известное плодовое дерево. Очень зимостойкое, довольно урожайное. Плоды очень вкусные, ароматные, румяные.

Груша

Общеизвестное плодовое дерево с кислым вкусом плодов. Листья продолговатые. Цветы белые, ароматные. Плоды круглые, сочные, съедобные, красные или черные.

Вишня

К концу лета это плодовое дерево радует нас, своими красивыми, вкусными темно — синими плодами.

Яблоня

Это широко известное плодовое дерево. Золотисто — желтые плоды средней величины, мякоть дынно -желтая, сладкая, полутающая.

8. Работа по учебнику стр. 100-101(слайд 8)

— Кто ухаживает за садом?

— Рассматривание рисунка. Что привлекло твое внимание?

— Зачем стволы деревьев обвязывают еловыми ветками?

— Зачем вешают скворечники и кормушки для птиц?

-Зачем белят стволы деревьев?

— Зачем стряхивают снег с веток?

— Почему в сильные морозы садовые растения надо окучивать снегом?

— Для чего садоводы снимают с деревьев засохшие листья?

Сообщение учителя (слайды 9-11)

Садоводы трудятся в саду круглый год. Весной нижнюю часть белят известью, обрезают сухие ветки деревьев и кустарников. Лечат раны которые получили деревья за зиму. Проводят посадку новых молодых растений. Вскапывают и рыхлят землю около деревьев и кустарников. Летом скашивают траву между рядами, подкармливают растения, поливают. Делают «ловчие пояса» на стволах деревьев для насекомых—вредителей (стволы обвязывают широкой полоской ткани, под которую прячутся насекомые). Через некоторое время пояса снимают и вредите­лей уничтожают. Садоводы следят за созреванием урожая и ставят под­порки под ветки деревьев, чтобы те не сломались. Созревший урожай в конце лета и осенью убирают.

— Что нужно делать с садовыми растениями?

— Правы ли были школьники утверждая, что садовые растения требуют меньше ухода, чем огородные?

Все культурные растения требуют ухода.

— Чем вы можете помочь труду садоводов?

(Изготовить кормушки для птиц)

9. Составление рассказа по картинкам: «Что сначала, что потом». (слайд 12,13)

10. Работа в тетради для самостоятельных работ, (стр. 44). (слайд 14, прил.№3)

11.Игра «Четвертый лишний». (слайд15)

12. Домашнее задание.

Приготовить сообщение о садовых растениях.

13. Итог урока.

— Что интересного вы узнали на уроке?

14. Рефлексия. (слайд 16)

На яблоню нужно повесить яблоко, соответствующее вашему настроению: красное яблоко – прекрасное настроение, жёлтое – нормальное, зелёное – плохое.

www.metod-kopilka.ru

Конспект урока по окружающему миру. На тему: «Кустарники леса». Гимназия №16, 2 «Г» класс. Программа: «Школа 21 века»

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет

им. В.П. Астафьева»

Конспект урока по окружающему миру.

На тему: «Кустарники леса».

Гимназия №16, 2 «Г» класс.

Программа: «Школа 21 века».

Выполнила:

студентка 41 группы

Пугачёва Е.Н.

Классный руководитель:

Алёшина Ольга Юрьевна
Красноярск 2013

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: познакомить детей с кустарниками леса.

Задачи урока: дети знакомятся с кустарниками, которые растут в лесу; расширяют свои знания в хозяйственном использовании кустарников, о пользе их человеку.

Оборудование: презентация, учебник, листочки с информацией о кустарниках (приготовленные учителем).


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята. Садитесь.

-Дети садятся.

2.Вступительное слово учителя. Сообщение темы урока.
УУД: проверка закрепления и усвоения прошлого материала.

-На прошлом уроке мы знакомились с деревьями леса, а сегодня познакомимся с кустарниками, которые растут также в лесу.
-Но для начала давайте вспомним, о каких деревьях мы с вами говорили на прошлом занятии?
-Скажите, что вам больше всего запомнилось об этих деревьях? ( Либо описание, либо использование)
-Как вы думаете, а чем же деревья отличаются от кустарников?

-А какой ярус у нас занимают деревья и кустарники?


-На прошлом занятии, мы говорили о таких деревьях, как дуб, береза, сосна, лиственница.

— У дерева один основной ствол, а у кустарников много стволов-стволики.

-Деревья занимают 1 ярус, а кустарники 2.

3.Работа по теме урока.
а) работа по учебнику.
УУД: осознанное построение речевого высказывания в устной форме; умение объяснять и способность донести для слушателей прочитанное.

4) Игра.
УУД: Способность проявляет самостоятельность в игровой деятельности, выбирая тот или иной способ осуществления задания;

в) Продолжение работы с темой. Устная работа.

(презентация)

УУД: умение понимать изображения и передавать увиденное с помощью устной речи, умение соотносить увиденное с темой.

А сейчас открываем учебники на странице 45. Ваша задача будет в течении 10 минут прочитать информацию про кустарник и приготовить пересказ возле доски. Каждому ряду свой кустарник.
1 ряд- можжевельник (из учебника)+ половине ребятам данного ряда информация о можжевельнике на листочке приготовленным учителем дополнительно. Слайд 1.

2 ряд-барбарис (из учебника) Слайд 2.

3 ряд-калина (из учебника)+ половине ребятам ряда информация о калине на листочке приготовленная учителем дополнительно. Слайд 3

4 ряд-малина (на листочке, приготовленном учителем) Слайд 4.

5 ряд-орешник (на листочке приготовленным учителем). Слайд 5.

6 ряд-шиповник ( на листочке приготовленным учителем). Слайд 6.

— Когда дети будут готовы, выходя к доске их сообщение, будет сопровождаться слайдами с данным кустарником.

-Кто-нибудь, хочет дополнить рассказчика?

Я буду говорить вам название деревьев и кустарников, если вы услышите название дерева, то поднимаете руки вверх, если услышите название кустарника, то вытягиваете руки вперед и садитесь на корточки (Береза, орешник, малина, дуб, клен, шиповник, сосна, ель, барбарис, можжевельник, лиственница и т.п.)

— А теперь обратите внимание на экран, давайте с вами попробуем догадаться, каково же хозяйственное использование кустарников, которых, мы сегодня изучили. Догадайтесь по картинкам. (На презентации)

-Какое хозяйственное применение можжевельника? Слайд 7 и 8.

-Какое хозяйственное применение барбариса? Слайд 9.

-Какое хозяйственное применение калины? Слайд 10.

-Какое хозяйственное применение малины? Слайд 11.

-Какое хозяйственное применение орешника? Слайд 12.

-Какое хозяйственное применение шиповника? Слайд 13.
(Если будут возникать затруднения по картинкам, задавать наводящие вопросы: что изображено? Что это может значить? Где это применяется?)

-Дети, в течении 10 минут, готовятся: читают, пересказывают про себя.

-Дети дополняют ребят, которые не полностью рассказали или упустили некоторые моменты.

-Используют в качестве пряностей для мяса и рыбы; в медицине; делают веники для бани, а также различные деревянные поделки, кухонную утварь и мебель.
-Из ягод готовят компоты, кисели. Используют для приготовления различных блюд. Используют в медицине, а также в сушеном виде, как заварку к чаю.
-Готовят пироги, каши. Варенье. Семена служат заменителем кофе. Используют в медицине.

-Плоды потребляют свежими, из них варят варенье, повидло, компоты, кисели, делают сиропы, различные напитки, пастилу и другие кондитерские изделия. Используют при болезнях.
— Орехи употребляют в пищу в сыром, сушеном виде. Плоды лещины используют в кондитерском производстве для приготовления конфет, кремов и др. Из тонких ветвей плетут корзинки. Широко распространены у российских рыбаков лещиновые удилища.

— Плоды шиповника используют в пищу, из лепестков варят варенье, сушеные лепестки добавляют в чай.

4.Подведение итогов.
УУД: способность обобщать, сравнивать с ранее известным.

-С какими кустарниками мы сегодня познакомились?

-Что нового вы узнали? Что больше всего вам запомнилось?

-Что вам было уже известно?

-Можжевельник, барбарис, калина, малина, орешник, шиповник.
-В основном все ответы были связанные с хозяйственным использованием.(судя по пройденному уроку)

5. Домашнее задание.
УУД: умение находить и осуществлять выбор по заданной теме; творчески проявлять себя.

-Открываем дневники, записываем задание.
-Сделать письменно небольшое сообщение о кустарнике, который не был рассмотрен на уроке, сделать рисунок. Задание выполняется на отдельных листках.

-Запись домашнего задания.


Можжевельник.

Это единственный хвойный кустарник наших лесов. Можжевельник — спутник сосны. Он пышно разрастается в сосновых лесов. Это — довольно светолюбивое растение. На ветвях можжевельника иногда попадаются черно-синие мясистые шарики размером с горошину, похожие на ягоды. Можно подумать, что это плоды, но у них не бывает плодов. Каждый шарик — это три семени, собранные вместе и одетые общей сочной мякотью.

Малина

Казалось бы, чем может быть интересна малина — всем знакомый обитатель лесных полян. Внешне малина ничем не примечательна. Правда, стебли колючие от множества тончайших иголочек, легко вонзающихся в кожу как занозы, а листья снизу белые, точно покрашены белой краской. Плод состоит из множества маленьких «кусочков». Каждый из них очень напоминает вишню крохотных размеров. Снаружи — сочная мякоть, внутри — маленькая «косточка».

Орешник, или лещина.

Один из самых распространенных кустарников в дубравах. Плоды орешника привлекают не только человека, ими питаются некоторые животные, обитающие в лесу, — белки, лесные мыши. Цветет орешник ранней весной, когда в лесу еще лежат последние пятна снега. Плоды орешника — ценный пищевой продукт, богатые витаминами, называют их фундуком.

Калина обыкновенная — этот кустарник светолюбивый. В цветках калины много нектара, их охотно посещают насекомые.

Калина.

Хороший медонос. Плоды калины — небольшие ягодки ярко-красного цвета. Они собраны целыми гроздьями и особенно заметны поздней осенью, когда на кустах уже нет листьев. Именно поздней осенью, после первых морозов, эти плоды становятся съедобными. Они имеют своеобразный горьковато-сладкий вкус. При варке они теряют свою горечь.(дополнительно к учебнику)

Шиповник.

Это колючий шиповник. В начале лета он украшается крупными, душистыми цветками, очень напоминающими розу. Впрочем, шиповник и есть роза, только дикая.

В старину на Руси плоды шиповника ценились дороже золота, его называли лекарем от сорока болезней. Шиповник -чемпион из чемпионов по наличию в нем витаминов.

Во время Второй Мировой Войны сотни добровольцев отправлялись на организованный сбор шиповника, который ценился как доступный источник витамина для недоедающего населения и армии.

Слайд 1.

Слайд 2.

Слайд 3.

Слайд 4.

Слайд 5.

Слайд 6.

Слайд 7.

Слайд 8.

Слайд 9.

Слайд 10.

Слайд 11.

Слайд 12.

Слайд 13.

100-bal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *