Доклад про Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи (полное имя — Леонардо ди сер Пьер да Винчи) появился на свет в 1452 г. в селении Анкиано, что близ Флоренции, в семье нотариуса и крестьянки. В детстве будущего творца разлучили с матерью, её образ он всю жизнь стремился воссоздать в своих полотнах.
Искусство
Современному поколению Леонардо известен, прежде всего, как художник. При том, что итальянский гений считал себя именно учёным. В живописи он работал немного, но успел внести огромный вклад в развитие изобразительного искусства. Леонардо да Винчи сумел создать новую живописную технику. До него пейзаж на картине был вторичен, линия чётко очерчивала предмет, холст представлял собой раскрашенный рисунок. Леонардо же сумел увидеть и запечатлеть размытую линию, показать явление рассеяния света в воздухе.
Самые известные картины художника: «Мона Лиза», «Дама с горностаем», «Иоанн Креститель».
Наука и инженерия
Как конструктор Леонардо да Винчи во многом опередил свою эпоху. Он создал немало проектов, ставших прообразами выдающихся достижений в последующие столетия. При жизни же мастера признание получило только одно изобретение инженера — колесцовый замок для пистолета.
Особенно интересовали Леонардо проблемы полёта. Он детально изучал летательный механизм птиц разных пород, был уверен, что изобретёт-таки выдающийся летательный аппарат. Первая идея аэроплана принадлежит именно ему.
Руке выдающегося учёного своего времени принадлежит и схема зрительной трубы (телескопа). Приписывают Леонардо да Винчи и такие изобретения, как парашют, катапульта, робот, прожектор, велосипед и даже танк.
Медицина и анатомия
Немало интересовало этого талантливого человека и строение человеческого тела. За свою жизнь Леонардо сделал тысячу заметок и рисунков, посвящённых анатомии, но издать их ему так и не удалось. Мастер делал вскрытие животных и людей, описывал строение организма в мельчайших деталях. Специалисты утверждают: эти записки Леонардо настолько уникальны, что опережают своё время на триста лет.
Гения интересовали и другие сферы жизни и творчества: музыка, литература, архитектура, философия, естествознание. Свои мысли по вопросам этих областей он подробно изложил в своём дневнике. Своеобразную энциклопедию Леонардо расшифровывают до сих пор.
В конце жизни Леонардо да Винчи переехал во Францию, служил там придворным художником, механиком и архитектором. В 1519 году он умирает от болезни. Загадочная личность гения эпохи Возрождения и сегодня волнует умы исследователей. К счастью, у Леонардо были ученики, которые стали преемниками его идей и открытий.
Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя в группе ВКонтакте. А ещё — спасибо, если ты нажмёшь на одну из кнопочек «лайков»:
Вы можете оставить комментарий к докладу.
www.doklad-na-temu.ru
Леонардо да Винчи вклад в науку
Какой вклад внес Леонардо да Винчи в науку и искусство, Вы узнаете из этой статьи.
Леонардо да Винчи вклад в науку
Будущий итальянский ученый и художник, изобретатель и ученый, музыкант и писатель, а также представитель искусства Возрождения, появился на свет в поселке Анкиато около городка Винчи 15 апреля 1452 года. За свою жизнь он успел нарисовать много картин и рисунков, создать проекты изобретений, которые потрясли мир. Но обо всем поочередно.
Леонардо да Винчи вклад в биологию
Его интересовали вопросы патологии, а точнее прогрессирующие изменения, происходящие под действием болезни. Ученый был первым, кто описал атеросклероз после вскрытия тела старика, и тщательно его изучив.
Также да Винчи интересовала такая область биологии, как физиология. Он изучал принципы и причины проявления кашля, дыхания, зевоты, биение сердца, рвоты, чихания, системы мочевыделения и чувственных раздражений. В работе мускул Леонардо видел принципы механики, кровообращение пытался объяснить через правила гидродинамики. После тщательного изучения работы глаза, им было создано модель «Сamera Оbscura», с которой он не расставался.
Также да Винчи особый интерес проявлял к гемодинамическим проблемам физиологии сердца. Им была осуществлена попытка создания первого протеза клапана аорты. Кроме того он описал и зарисовал аппендикс, сосудистую систему внутри печени и речевой аппарат человека, точнее его аномалии.
Леонардо да Винчи вклад в медицину
Особенно заслуживает внимания вклад Леонардо да Винчи в анатомию. Глубокие познания в этой области позволили ему максимально изучить организм человека и правдоподобно его изучить. Его анатомические рукописи и рисунки были обнаружены в 1778 году и стали доступны обществу.
Художником в совершенстве было изображено скелет, связав в рисунке мускулы и нервы, прикрепленные к костям. Леонардо был первым человеком, который точно и правильно нарисовал пропорции и формы частей человеческого скелета. Ученый впервые предположил, что крестец хребта состоит из 5 позвонков, а не 3, как думали раньше. Также он описал кифозы и лордозы позвоночного столба, суставные поверхности костей.
Леонардо да Винчи вклад в культуру
Среди ранних работ художника были картины «Крещение», Мадонна с цветком». Это глубокие произведения с тщательной детализацией и обобщенными формами. Но сильное увлечение наукой его некогда отвлекало от рисования. И такие работы как «Поклонение волхвов» и «Святой Иероним» остались недописанными.
Леонардо да Винчи вклад в искусство особенно был плодотворным в миланский период творчества 1482 – 1499 годов. Он создал скульптурный монумент конной статуи Франческо Сфорца и большое количество архитектурный проектов. К сожалению, до нас они не дошли: либо были уничтожены врагами, либо временем. Среди живописи, то наиболее популярными картинами миланского периода являются «Тайная вечеря» и «Мадонна в гроте». Еще одной вершиной творчества да Винчи была знаменитая на весь «Джоконда» или «Мона Лиза».
Таким образом, Леонардо да Винчи вклад в историю науки и культуры настолько огромен, что его исследования намного опередили свое время. Он был новатором и экспериментатором, гением и фанатиком своего дела. Его зарисовки, рисунки, а также наброски были настолько точны и подтверждаются современными учеными при помощи чудо техники ХХІ века.
Надеемся,что из этой статьи Вы узнали, какой вклад в науку и искусство внес Леонардо да Винчи.
Доклад — Леонардо Да Винчи
В истории человечества нелегко найти другую столь жегениальную личность, как основатель искусства Высокого Возрождения Леонардо даВинчи (1452-1519). Всеобъемлющий характер деятельности этого великогохудожника и ученого стал ясен только тогда, когда были исследованыразрозненные рукописи из его наследия. Леонардо посвящена колоссальнаялитература, подробнейшим образом изучена его жизнь. И тем не менее многое вего творчестве остается загадочным и продолжает будоражить умы людей.
Леонардо Да Винчи родился в селении Анкиано близВинчи: недалеко от Флоренции; он был внебрачным сыном зажиточного нотариуса ипростой крестьянки. Заметив необычайные способности мальчика в живописи, отецотдал его в мастерскую Андреа Верроккьо. В картине учителя «Крещение Христа»фигура одухотворенного белокурого ангела принадлежит кисти молодого Леонардо.
Среди его ранних работ картина «Мадонна с цветком»(1472 г.). В отличие от мастеров XY в. Леонардоотказывался от повествовательности, использования деталей, которые отвлекаютвнимание зрителя, насыщенного изображениями фона. Картина воспринимается какпростая, безыскусная сцена радостного материнства юной Марии.
Леонардо много экспериментировал в поисках различныхсоставов красок, он одним из первых в Италии перешел от темперы к живописимаслом. «Мадонна с цветком» исполнена именно в этой, тогда еще редкой, технике.
Работая во Флоренции, Леонардо не находил применениясвоим силам ни как ученый-инженер: ни как живописец: изысканная утонченностькультуры и сама атмосфера двора Лоренцо Медичи остались ему глубоко чуждыми.
Около 1482 г. Леонардо поступил на службу кмиланскому герцогу Лодовико Моро. Мастер рекомендовал себя при этом в первуюочередь как военного инженера, зодчего, специалиста в области гидротехническихработ и только потом как живописца и скульптора. Однако первый миланский периодтворчества Леонардо ( 1482-1499 гг.) оказался наиболее плодотворным. Мастерстал самым известным художником Италии, занимался архитектурой и скульптурой,обратился к фреске и алтарной картине.
Не все грандиозные замыслы, в том числе иархитектурные проекты, Леонардо удавалось осуществить. Выполнение коннойстатуи Франческо Сфорца, отца Лодовико Моро: продолжалось более десяти лет, ноона так и не была отлита в бронзе. Глиняная модель монумента в натуральнуювеличину, установленная в одном из дворов герцогского замка, была уничтоженафранцузскими войсками, захватившими Милан.
Это единственное крупное скульптурное произведениеЛеонардо да Винчи получило высокую оценку современников.
До нашего времени дошли живописные Леонардомиланского периода. Первой алтарной композицией Высокого Возрождения стала«Мадонна в гроте» (1483-1494 г.г.). Живописец отошел от традиций XY столетия: в религиозных картинах которого преобладалоторжественная скованность. В алтарной картине Леонардо мало фигур: женственнаяМария, Младенец Христос, благословляющий маленького Иоанна Крестителя, и коленопрекосновенныйангел, словно выглядывающий из картины. Образы идеально прекрасны, естественносвязаны с окружающий их средой. Это подобие грота среди темных базальтовыхскал с просветом в глубине — типичный для Леонардо пейзаж в целом фантастическитаинственный. Фигуры и лица окутаны воздушной дымкой, придающей им особуюмягкость. Итальянцы этот прием Деонардо называли сфумато.
В Милане по видимому мастер создал полотно«Мадонна с младенцем» («Мадонна Литта»). Здесь в отличие от «Мадонны с цветком»он стремился к большей обобщенности идеальности образа. Изображен неопределенный момент, а некое длительное состояние покой радости, в котороепогружена молодая прекрасная женщина.Холодный ясный свет озаряет ее тонкоемягкое лицо с полуопущенным взором и легкой, еле уловимой улыбкой. Картинанаписана темперой, придающей звучность тонам голубого плаща и красного платьяМарии. Удивительно написаны пушистые темно-золотистые вьющиеся волосы Младенца,не по-детски серьезен его внимательный взгляд устремленный на зрителя.
Когда в 1499 году Милан был взят французскимивойсками, Леонардо покинул город. Началась пора его скитания. Некоторое времяон работал во Флоренции. Там творчество Леонардо словно озарила яркая вспышка:он написал портрет Моны Лизы, супруги богатого флорентийца Франческо ди Джокондо (около 1503). Портрет известен как «Джоконда», стал одним из самыхпрославленных произведений мировой живописи.
Небольшой окутанный воздушной дымкой портретмолодой женщины, сидящей на фоне голубовато-зеленого пейзажа, полон такой живойи нежной трепетности, что, по словам Вазари, в углублении шеи Моны Лизы можновидеть биение пульса. Казалось бы картина просто для понимания. Между тем вобширной литературе, посвященный «Джоконде», сталкиваются самые противоположныетолкования созданного Леонардо образа.
В истории мирового искусства естьпроизведения, наделенные странной, таинственной и магической силой. Объяснитьэто трудно, описать не возможно. В их ряду одно из первых мест занимаетизображение Моны Лизы. Она, по-видимому, была незаурядной, волевой личностью,умной и цельной натурой. Леонардо вложил в ее удивительный, устремленный назрителя взгляд, в знаменитую, словно скользящую загадочную улыбку, в отмеченноезыбкой изменчивостью выражения лица заряд такой интеллектуальной и духовнойсилы: который поднял ее образ на недосягаемую высоту.
В последние годы жизни Леонардо да Винчи малоработал: как художник. Получив приглашение от французского короля Франциска 1,он уехал в 1517 г во Францию и стал придворным живописцем. Вскоре Леонардоумер. На автопортрете — рисунке (1510-1515 г.г.) седобородый патриарх сглубоким скорбным взглядом выглядел гораздо старше своего возраста.
О масштабе и уникальности дарования Леонардопозволяют судить его рисунки, занимающие в истории искусства одно из почетныхмест. С рисунками Леонардо да Винчи, зарисовками, набросками, схемаминеразрывно связаны не только рукописи, посвященные точным наукам, но и работыпо теории искусства. Много место отдано проблемам светотени, объемноймоделировке, линейно и воздушной перспективе. Леонардо да Винчи принадлежатмногочисленные открытия, проекты и экспериментальные исследования в математике,механике, других естественных наук.
Искусство Леонардо да Винчи, его научные итеоретические исследования, уникальность его личности прошли через всю историюмировой культуры и науки, оказали огромное влияние.
www.ronl.ru
Сообщение о Леонардо да Винчи
Сообщение про Леонардо да Винчи итальянского ученого и художника, изобретателя и ученого, музыканта и писателя, а также представителя искусства Возрождения, Вы найдете в этой статье.
Сообщение о Леонардо да Винчи кратко
Великий гений появился на свет в поселке Анкиато около городка Винчи 15 апреля 1452 года. Его родители не состояли в браке, и первые годы своей жизни он прожил с матерью. После отец, вполне состоятельный нотариус, забрал сына в свою семью. Юноша в 1466 году поступает в мастерскую к флорентийскому художнику Верроккьо в подмастерье. Среди его увлечений – рисование, моделирование, скульптура, работы с кожей, металлом и гипсом. В 1473 году в Гильдии Святого Луки он получает квалификацию мастера.
Начало творческого пути ознаменовалось тем, что он все свободное время посвящал только написанию картин. В период 1472 – 1477 годов были созданы такие известные картины Леонардо да Винчи как «Благовещение», «Крещение Христа», «Мадонна с цветком», «Мадонна с вазой». А в 1481 году он создал первую крупную работу — «Мадонну с цветком».
Дальнейшая деятельность Леонардо да Винчи связана с Миланом, куда он переезжает в 1482 году. Здесь он поступает на службу к Людовико Сфорце – Герцогу Милана. Ученый имел свою мастерскую, где занимался вместе со своими учениками. Кроме создания картин, он разрабатывал летательную машину, основанную на полете птиц. Сначала изобретатель создал на основе крыльев простейший аппарат, а после им был разработан механизм аэроплана с описанным полным управлением. Но в жизнь свою идею воплотить не удалось. Кроме конструирования он занимался изучением анатомии и архитектуры, подарил миру новую, самостоятельную дисциплину – ботанику.
В конце XV столетия художник создал картину «Дама с горностаем», рисунок «Витрувианский человек» и знаменитую на весь мир фреску «Тайная вечеря».
В апреле 1500 года он возвращается во Флоренцию, где поступает к Чезаре Борджиа на службу в должности инженера и архитектора. Спустя 6 лет да Винчи опять в Милане. В 1507 году гений повстречал графа Франческо Мельци, который станет его учеником, наследником и спутником жизни.
Последующие три года (1513 – 1516 годы) Леонардо да Винчи живет в Риме. Здесь он создал картину «Иоанн Креститель». За 2 года до своей кончины у него начались проблемы со здоровьем: правая рука онемела, передвигаться самостоятельно было трудно. И последние годы ученый вынужден был провести в постели. Великого художника не стало 2 мая 1519 года.
Интересные факты про Леонардо да Винчи
- Художник прекрасно владел и левой, и правой рукой.
- Леонардо да Винчи был первым, кто дал правильный ответ на вопрос «Почему небо синего цвета?». Он был уверен, что небо синего цвета потому, что между планетой и чернотой над ней имеется слой из освещенных частиц воздуха. И был прав.
- С детства изобретатель страдал «словесной слепотой», то есть нарушением способности к чтению. Поэтому он писал зеркальным способом.
- Свои картины художник не подписывал. Зато оставлял опознавательные знаки, которые все до сих пор не изучены.
- Прекрасно владел игрой на лире.
Надеемся, что доклад на тему: «Леонардо да Винчи» помог Вам подготовиться к занятиям. А свое сообщение о Леонардо да Винчи Вы можете изложить в форме комментариев ниже.
kratkoe.com
Леонардо да Винчи — сообщение доклад
Леонардо да Винчи один из самых уникальных людей нашего мира. Родился в 1452 году внебрачным ребенком в Италии в селении Анкиато неподалеку от города Винчи, который и подарил ему приставку к имени. Первые годы жизни прожил с матерью, но позже отец забрал мальчика к себе на воспитание.
В 1466 году в возрасте 14 лет был принят помощником к художнику Верроккьо во Флоренции. Именно в мастерской и начались его разносторонние увлечения и рисунком, и скульптурой, и моделированием. Начал осваивать навыки черчения, работы с лепниной гипсовой, с кожными изделиями и металлическим переплавом.
Первые шедевры: «Крещение Христа», «Благовещение», «Мадонна с вазой». Следовательно созданы новые крупные работы, такие как «Мадонна с цветком» и «Поклонение волхвов».
1482 год начинается вынужденным переездом в Милан, где Леонардо немного отходит от живописи увлекаясь механикой. 1487 год ознаменовался работой да Винчи над изобретением машины для полетов. Изначально им был собран простой аппарат с крыльями крыльев, а следовательно путем доработки построен аэроплан с управлением. Для длительного полета не хватало только двигателя, что и стало препятствием для внедрения машины жизнь.
Еще одной знаменитым изобретением молодого ученного стала машина со взлетом и посадкой с места.
Параллельно в эти же художник увлекается анатомией и архитектурой, впервые выдвинул теорию ботаники как самостоятельной дисциплины.
После погружения Леонардо в науку он снова возвращается к живописи и пишет всем известную нам картину «Дама с Горностаем» и рисунок «Витрувианский человек», который по сей день принято считать за каноны пропорции человека.
Леонардо, как правило, если чем то заинтересовывался, то изучал это досконально. Благодаря таким качествам характера великий ученый внес большой вклад в такие отрасли как: физика, архитектуры, живопись и рисунок.
В 1503 году была написана картина «Мона Лиза». С 1508 года да Винчи начинает военную службу во Франции.
1512 год жизни художника ознаменован переездом в Рим по прошению папы Льва 10.
1513 г — 1516 г написана картина «Иоанн Креститель».
В 1516 году великий художник переселяется жить в замок Кло-Люсе, по приглашению Людовика 12. Вскоре у него парализовало правую руку.
Скончался Леонардо да Винчи в 1519 году 2 мая во Франции в замке Кло-Люсе вблизи города Амбуаз.
Вариант 2
Годы жизни: 15 апреля 1452 – 2 мая 1519
Место рождения – недалеко от небольшого итальянского городка Винчи (что нашло отражение в его фамилии).
Леонардо да Винчи был первенцем у своего отца нотариуса (который за свою жизнь был женат 4 раза и имел 12 детей) и матери крестьянки. До 3 лет жил с матерью, затем отец забрал его на воспитание.
В 14 лет Леонардо связывает свою жизнь с искусством (поступает на обучение в мастерскую). Работа подмастерьем художника позволила ему приобрести технический опыт и познакомиться с гуманитарными дисциплинами. Уже после написания первой картины («Жизнь Христа») совместно со своим учителем, превосходство ученика становится очевидно. 20-летний Леонардо получает возможность открыть свою мастерскую, так как регистрируется как мастер Гильдии Святого Луки, но продолжает тесно сотрудничать со своим первым учителем Вероккьо.
В 1482 г., будучи уже известным художником переезжает в Милан. Там он продолжает работу над несколькими крупными работами, в т. ч. фреской «Тайная Вечеря» и начинает вести свои рукописи, в которых присутствуют не только записи, но и чертежи, и рисунки на всевозможные тематики: теория живописи, архитектура, инженерное дело, анатомия. Также Леонардо неравнодушен к музыке, он становится автором различных басен и загадок.
После смены власти в Милане Леонардо до 1513 г. путешествует по итальянским городам, в этот период точные науки (особенно математика) занимают всё его время, он работает над проектированием оборонительных сооружений, памятников архитектуры. За этот период создано всего несколько картин — «Мона Лиза» в 1503 г. и «Автопортрет» в 1512. В 1513 г. переезжает в Рим, где занимается проведением инженерных экспериментов при дворе династии Медичи.
Новый этап в его жизни наступает в 1516 г., когда его приглашают на службу к королю Франции Франциску I в качестве придворного советника. Эта работа совсем не мешала творчеству Леонардо. Именно в этот период жизни он разрабатывает чертежи летательного аппарата с вертикальным взлетом — посадкой и телескопа. Но последние два года своей жизни он тяжело болеет и плохо передвигается самостоятельно. Реализовать свои мечты он так и не смог, скончавшись в возрасте 67 лет.
Леонардо да Винчи одна из самых неординарных фигур эпохи Возрождения, специалист в естественных и в точных науках, деятель искусства с невероятным творческим потенциалом, за многогранность его ещё называют «универсальным» человеком. В действительности же он опередил свое время и оставил множество тайн и загадок, разгадывать которые предстоит следующим поколениям.
Леонардо да Винчи
Интересные ответы
sochinite.ru
Реферат: Леонардо Да Винчи
Леонардо Да Винчи
В истории человечества нелегко найти другую столь же гениальную личность , как основатель искусства Высокого Возрождения Леонардо да Винчи (1452-1519). Всеобъемлющий характер деятельности этого великого художника и ученого стал ясен только тогда, когда были исследованы разрозненные рукописи из его наследия. Леонардо посвящена колоссальная литература, подробнейшим образом изучена его жизнь. И тем не менее многое в его творчестве остается загадочным и продолжает будоражить умы людей.
Леонардо Да Винчи родился в селении Анкиано близ Винчи: недалеко от Флоренции ; он был внебрачным сыном зажиточного нотариуса и простой крестьянки. Заметив необычайные способности мальчика в живописи, отец отдал его в мастерскую Андреа Верроккьо. В картине учителя «Крещение Христа» фигура одухотворенного белокурого ангела принадлежит кисти молодого Леонардо.
Среди его ранних работ картина «Мадонна с цветком» (1472 г.). В отличие от мастеров XY в. Леонардо отказывался от повествовательности, использования деталей, которые отвлекают внимание зрителя, насыщенного изображениями фона. Картина воспринимается как простая, безыскусная сцена радостного материнства юной Марии.
Леонардо много экспериментировал в поисках различных составов красок, он одним из первых в Италии перешел от темперы к живописи маслом. «Мадонна с цветком» исполнена именно в этой, тогда еще редкой, технике.
Работая во Флоренции , Леонардо не находил применения своим силам ни как ученый-инженер: ни как живописец : изысканная утонченность культуры и сама атмосфера двора Лоренцо Медичи остались ему глубоко чуждыми.
Около 1482 г. Леонардо поступил на службу к миланскому герцогу Лодовико Моро. Мастер рекомендовал себя при этом в первую очередь как военного инженера, зодчего, специалиста в области гидротехнических работ и только потом как живописца и скульптора. Однако первый миланский период творчества Леонардо ( 1482-1499 гг.) оказался наиболее плодотворным. Мастер стал самым известным художником Италии, занимался архитектурой и скульптурой, обратился к фреске и алтарной картине.
Не все грандиозные замыслы, в том числе и архитектурные проекты, Леонардо удавалось осуществить. Выполнение конной статуи Франческо Сфорца, отца Лодовико Моро: продолжалось более десяти лет , но она так и не была отлита в бронзе. Глиняная модель монумента в натуральную величину, установленная в одном из дворов герцогского замка, была уничтожена французскими войсками, захватившими Милан.
Это единственное крупное скульптурное произведение Леонардо да Винчи получило высокую оценку современников.
До нашего времени дошли живописные Леонардо миланского периода. Первой алтарной композицией Высокого Возрождения стала «Мадонна в гроте» (1483-1494 г.г.) . Живописец отошел от традиций XY столетия: в религиозных картинах которого преобладало торжественная скованность. В алтарной картине Леонардо мало фигур: женственная Мария, Младенец Христос , благословляющий маленького Иоанна Крестителя, и коленопрекосновенный ангел, словно выглядывающий из картины. Образы идеально прекрасны, естественно связаны с окружающий их средой . Это подобие грота среди темных базальтовых скал с просветом в глубине — типичный для Леонардо пейзаж в целом фантастически таинственный. Фигуры и лица окутаны воздушной дымкой , придающей им особую мягкость. Итальянцы этот прием Деонардо называли сфумато.
В Милане по видимому мастер создал полотно «Мадонна с младенцем» («Мадонна Литта»). Здесь в отличие от «Мадонны с цветком» он стремился к большей обобщенности идеальности образа. Изображен не определенный момент, а некое длительное состояние покой радости, в которое погружена молодая прекрасная женщина.Холодный ясный свет озаряет ее тонкое мягкое лицо с полуопущенным взором и легкой , еле уловимой улыбкой. Картина написана темперой, придающей звучность тонам голубого плаща и красного платья Марии. Удивительно написаны пушистые темно-золотистые вьющиеся волосы Младенца, не по-детски серьезен его внимательный взгляд устремленный на зрителя.
Когда в 1499 году Милан был взят французскими войсками, Леонардо покинул город. Началась пора его скитания. Некоторое время он работал во Флоренции. Там творчество Леонардо словно озарила яркая вспышка: он написал портрет Моны Лизы, супруги богатого флорентийца Франческо ди Джокондо (около 1503). Портрет известен как «Джоконда», стал одним из самых прославленных произведений мировой живописи.
Небольшой окутанный воздушной дымкой портрет молодой женщины, сидящей на фоне голубовато-зеленого пейзажа, полон такой живой и нежной трепетности, что ,по словам Вазари, в углублении шеи Моны Лизы можно видеть биение пульса . Казалось бы картина просто для понимания. Между тем в обширной литературе, посвященный «Джоконде», сталкиваются самые противоположные толкования созданного Леонардо образа.
В истории мирового искусства есть произведения, наделенные странной , таинственной и магической силой . Объяснить это трудно, описать не возможно . В их ряду одно из первых мест занимает изображение Моны Лизы . Она , по-видимому, была незаурядной, волевой личностью, умной и цельной натурой. Леонардо вложил в ее удивительный, устремленный на зрителя взгляд, в знаменитую, словно скользящую загадочную улыбку, в отмеченное зыбкой изменчивостью выражения лица заряд такой интеллектуальной и духовной силы : который поднял ее образ на недосягаемую высоту.
В последние годы жизни Леонардо да Винчи мало работал: как художник . Получив приглашение от французского короля Франциска 1, он уехал в 1517 г во Францию и стал придворным живописцем . Вскоре Леонардо умер. На автопортрете — рисунке (1510-1515 г.г.) седобородый патриарх с глубоким скорбным взглядом выглядел гораздо старше своего возраста.
О масштабе и уникальности дарования Леонардо позволяют судить его рисунки, занимающие в истории искусства одно из почетных мест. С рисунками Леонардо да Винчи ,зарисовками, набросками, схемами неразрывно связаны не только рукописи, посвященные точным наукам, но и работы по теории искусства. Много место отдано проблемам светотени, объемной моделировке, линейно и воздушной перспективе. Леонардо да Винчи принадлежат многочисленные открытия, проекты и экспериментальные исследования в математике, механике, других естественных наук.
Искусство Леонардо да Винчи, его научные и теоретические исследования , уникальность его личности прошли через всю историю мировой культуры и науки , оказали огромное влияние.
www.neuch.ru
Творчество Леонардо да Винчи. — Реферат Рефератович
Реферат по учебной дисциплине «Культурология»
на тему: «Творчество Леонардо да Винчи».
План
1. Введение.
2. Биография.
3. Творчество Леонардо да Винчи.
4. История знаменитых произведений искусства да Винчи.
5. Ученики Леонардо да Винчи.
6. Заключение.
7. Список литературы.
1. Введение.
С каждым годом личность Леонардо да Винчи (Leonardo di ser Piero da Vinci , 1452 – 1519) вызывает всё больше интереса у исследователей, искусствоведов и любителей искусства. Издаются новые книги, снимаются фильмы – документальные и художественные. Даже представители различных мистических течений представляют свои версии относительно жизни и творчества этого художника, действительно оставившего немало загадок. Более того, в науке ответвилось даже отдельное направление, занимающееся исключительно наследием Леонардо да Винчи.
Продолжают открываться новые музеи Леонардо, в разных точках мира организовываются специальные тематические выставки, а к «Моне Лизе», находящейся в Лувре, каждый день выстраиваются толпы желающих увидеть шедевр вживую.
На сегодняшний день сложилась такая ситуация, что вокруг личности универсального человека, известного всему миру под именем Леонардо да Винчи – живописца, архитектора, скульптора, музыканта, естествоиспытателя, учёного и изобретателя – перемешались исторические факты, научные открытия и вымышленные истории с налётом мистицизма.
Нераскрытость, нераспознанность, неоднозначность данной темы делают её актуальной, и эта актуальность со временем увеличивается. Кроме того, художественная притягательность творчества да Винчи заставляет обращаться к нему снова и снова.
2. Биография.
Леонардо да Винчи родился в селении Анкиано, расположенном недалеко от городка да Винчи, в 1452 году. Анкиано – затерянное место у подножия Альп, но отмеченное великолепными и в чём-то таинственными пейзажами, которые будут будоражить душу будущего гения.
Леонардо был внебрачным сыном Пьеро да Винчи – потомственного нотариуса, проявлявшего, несмотря на обстоятельства рождения, заботу о мальчике. Уже в самом раннем возрасте Леонардо продемонстрировал исключительные способности. Это касалось и арифметики (своими вопросами он ставил в тупик умудрённых преподавателей), и рисования, и музыки, где он проявил себя как импровизатор, а импровизация, как известно, – высшая форма творчества. Но в наибольшей степени маленького Леонардо влекло рисование. И когда отец показал опыты сына в этой области своему другу – художнику Андреа дель Вероккьо (Andrea del Verrocchio, 1435 – 1488), тот испытал настоящее потрясение. Его совет был таков: мальчик должен стать живописцем, посвятить себя исключительно этому занятию.
В 1646 году Леонардо становится учеником Вероккьо в его мастерской во Флоренции. В скором времени он затмевает своего учителя. В дальнейшем Леонардо суждено неоднократно потрясать людей своим мастерством. Пример тому – щит Медузы, который один из друзей отца попросил украсить его. Щит получился таким, будто действительно принадлежал мифическому персонажу. Этот эпизод очень подробно описан Дж. Вазари.
Возвращаясь к занятиям в мастерской Вероккьо, необходимо отметить, что наставник Леонардо был прогрессивным человеком. Он не признавал плоскостного изображения, присущего Средневековью, и стремился к возрождению традиций Древнего Рима и Древней Греции.
Мастера, подобные Вероккьо, следовали концепции подражания природе, что требовало владения перспективой – воздушной и линейной, знаний светотехники. Постичь это не представлялось возможным без начальных знаний точных наук. Всему этому и учился Леонардо в мастерской Вероккьо параллельно с рисовальной техникой, обучением скульптуре, получением навыков работы с металлом, гипсом и кожей.
В 1472 году Леонардо, которому на этот момент было всего двенадцать лет, стал членом Гильдии художников Флоренции. Это означало, что мальчик сделался самостоятельным мастером, несмотря на то, что собственная мастерская появилась у него только через несколько лет. Следует отметить, что положение художника в те времена было спорным, он считался скорее ремесленником, нежели мастером, занимающим престижное место в обществе. И это невзирая на то, что искусство начинало уже активно взаимодействовать с наукой. Однако идеал свободы творчества был ещё очень далёк.
Художник был вынужден искать покровителей, выполнять заказы, и все эти трудоёмкие заказы приходилось совмещать с творческими исканиями, потому прошло десять лет, прежде чем Леонардо удалось занять место придворного скульптора у герцога Сфорца в Милане. В этом городе да Винчи провёл семнадцать лет, где усовершенствовал свой талант изобретателя и скульптора. Милан славился своими оружейными мастерскими, был передовым городом в этом отношении, и именно здесь да Винчи придумал свои многочисленные станки, вертолётный винт, подъёмный кран, металлургические печи и т.д. Многие технические изобретения, которыми мы сейчас пользуемся, первым придумал именно да Винчи, но по каким-то причинам не смог воплотить в жизнь. Но они остались на его бесчисленных чертежах.
В 1499 году художник уехал из Милана. В это время шла война, и Милан оказался захваченным французами. Сфорц сбежал за границу, и Леонардо пришлось скитаться, переходя с одного места на другое. Так продолжалось вплоть до 1503 года, пока он вновь не вернулся во Флоренцию.
В этом городе он начинал свою карьеру как обычный подмастерье, а вернулся зрелым мастером, уже начавшим писать «Джоконду». Однако через несколько лет Леонардо вновь уехал в Милан, получив место придворного живописца короля Людовика XII (Louis XII, 1462 – 1515), который сумел получить власть над всеми северными регионами Италии.
Некоторое время да Винчи вёл странствующий образ жизни, переезжая из Милана во Флоренцию и обратно. Но в 1513 году он попадает в Рим в связи с возникновением в его жизни нового важного покровителя – Джулиано Медичи, который приходился братом Льву Х (Leo PP. X, 1475 – 1521). Три года, проведённые в Риме, да Винчи большей частью посвятил науке, различным экспериментам, выполнял инженерные заказы.
Последние годы жизни Леонардо провёл во Франции. Туда он приехал по приглашению Франциска I (François Ier, 1494 – 1547), который стал новым французским королём. Прославленный художник, ставший обитателем замка Кло-Люсе, был серьёзно болен (паралич правой руки и другие заболевания), но, тем не менее, продолжал занятия рисованием и работу с многочисленными учениками. Умер Леонардо да Винчи 2 мая 1519 года. Смерть мастера, как и его жизнь, оказалась связанной с легендами, подтвердить или опровергнуть которые ещё предстоит.
3. Творчество Леонардо да Винчи.
Если измерять художественное наследие да Винчи в количественном отношении, то оно не очень велико. По мнению исследователей, причина этому послужила не занятость другими науками и искусствами, а очень большая строгость к самому себе. Мастер попросту не был доволен своими живописными творениями, и в каждом полотне стремился к совершенству.
Первый флорентийский период деятельности да Винчи отмечен стремлением попробовать свои многочисленные дарования в различных областях – архитектуре, проектировании, инженерии. В этот же период он написал и одну из самых замечательных своих полотен – «Мадонна с цветком» (1478 – 1480, Эрмитаж).
Атмосфера картины скорее скромная, камерная, чем торжественная. Леонардо обращается к теме, которая волновала и его предшественников и современников, неоднократно перерабатывалась ими. Эпоха Ренессанса внесла в эту тему особый нюанс: в образе Богородицы художники Возрождения видели не Царицу Небесную, не олицетворение высших сил, а утончённое, лирическое воплощение материнства и расцветшей женской красоты.
На протяжении семнадцати лет (с 1483 по 1500 гг.), т.е. в миланский период, да Винчи активно творил. Это был самое плодотворное время в его жизни. Именно в Милане художник создал свои шедевры – «Мадонну в гроте» для монахов-францисканцев и «Тайную вечерю» для трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие.
Впервые в живописи XV – XVI вв., благодаря да Винчи, пейзаж утверждается как одушевлённое начало, способное органически переходить в идейно-художественный замысел картины. В нём запечатлеваются эмоционально значимые элементы природной среды. Этот приём мы наблюдаем и в «Джоконде», где необычный – «лунный» пейзаж выступает не в качестве фона, декорации, а вступает в сложные сюжетно-психологические взаимоотношения с объектом, изображённым на полотне.
«Мадонна в гроте» (1485, Лувр) – одна из первых алтарных композиций, по которой можно судить о зрелом мастерстве её автора. Сюжет составляет библейская история об Иоанне, который встретил в пустыне Богоматерь с младенцем Христом, возвращающихся из Египта. В мрачном, образованном нависающими скалами гроте сидит среди цветов печальная Дева Мария с Христом, ангелом и младенцем Иоанном. Через просветы в скалах открывается голубое небо, проплывают кучевые облака. Средствами живописи Леонардо удалось воплотить фантастическое впечатление таинственности, многозначительности единства природы и человека.
В трапезной миланского монастыря в 1495 – 1498 гг. да Винчи написал фреску «Тайная вечеря». Благодаря этому реальное пространство трапезной иллюзорно расширилось, посредством правдиво выписанных окон соединилось с окружающим миром.
Секрет обаяния «Тайной вечери» в сдержанной благородной простоте, в ней нет ничего случайного, детали внимательно продуманы, частности служат выполнению смысла целого. Апостолы за трапезным столом в волнении, источник которого – неподвижная фигура Христа в центре композиции. Учитывая усовершенствованный им принцип золотого сечения, мастер с математической точки зрения просчитал положение каждого из учеников. В этой фреске жизненная правда сочетается с предельной степенью образного обобщения.
Мастер создал ещё ряд замечательных работ: «Мадонна Бенуа» (1478, Эрмитаж), «Св. Анна» (1508 – 1510, Лувр), которую современники признали истинным чудом; «Иоанн Креститель» (1513, Лувр), на которой святой изображён со странной лукавой и даже грешной улыбкой. Всё это – тайное и непостижимое пространство Леонардо.
Следует отметить, что он был прекрасным рисовальщиком, делающий тысячи набросков с натуры и по памяти. Он рисовал людей, животных и странных чудовищ, создавая порой фантасмагорические сюжеты. Сохранился и автопортрет мастера, написанный в 1512 – 1515 гг. Лицо художника практически не сохранило следы красоты, о которой с восторгом сообщали современники. Опущенные углы рта, горестный взгляд, длинные седые волосы свидетельствуют об усталости и даже некоторой разочарованности.
Подлинная слава пришла к Леонардо, когда он выполнил статую Франческо Сфорца, сидящего на коне. Однако даже тогда изобилия заказов не случилось. Как и раньше, сорокалетний мастер искал место, в котором он мог бы применить все свои многочисленные умения и таланты. К сожалению, да Винчи так и умер в статусе придворного художника, над которым всегда возвышалась тень монаршей особы.
4. История знаменитых произведений искусства да Винчи.
«Тайная вечеря» принадлежит к числу величайших творений мировой живописи. К сожалению, она не дошла до современного зрителя в своём первозданном виде – полотно на сегодняшний день полуразрушено. Виной тому послужил неудачный эксперимент художника с красками. Его стремление к максимальной выразительности привело к тому, что покрытие быстро повредилось. Ускорили процесс разрушения некачественные реставрации и наполеоновские солдаты, которые в 1796 году устроили из монастырской трапезной конюшню. От навозных испарений композиция заплесневела. Кульминацией вандализма стало варварское и кощунственное развлечение французских солдат – швыряние в головы героев «Тайной вечери» камнями.
Подобная жестокость была проявлена не к одной картине Леонардо, который вложил в свои творения гениальную одухотворённость и гигантский труд. Эти слова можно отнести и к «Тайной вечери».
Из воспоминаний современников можно узнать, что Леонардо призывал всех зрителей свободно выражать свои впечатления от картины. Он любил вечером, когда заходит солнце, подниматься на леса (поскольку картина находилась довольно высоко над полом) и совершенствовать своё произведение. Он писал вплоть до самого наступления темноты, не выпуская кисти из рук. Впрочем, случалось и такое, что в течение нескольких дней мастер вообще не писал, но тогда работа над «Вечерей» продолжалась мысленно, в воображении. А иногда, словно неведомая сила влекла его к картине, и, схватив кисть, он начинал наносить мазки. Заканчивать работу мастер не торопился, чем вызывал раздражение настоятеля, который не мог постичь сути таинственного творческого процесса Леонардо да Винчи.
Тем печальнее и трагичнее кажется судьба «Тайной вечери», подвергшейся столь грубому вандализму. Но даже в таком виде она способна поражать и впечатлять своих зрителей.
В 1489 – 1490 Леонардо создал свой очередной шедевр – «Даму с горностаем» (Музей Чарторыйских, Краков). Есть предположение, что на портрете изображена Чечилия Галлерани, которая была любовницей герцога Миланского. Были найдены фрагменты переписки между Чечилией и Леонардо, в которой он обращался к ней как к возлюбленной, но больше доказательств по этому поводу не было обнаружено.
«Дама с горностаем» – удивительное творение. От прекрасного образа Чечилии будто исходит сияние, а линии и краски просто совершенны. Однако, несмотря на свою безупречность, «Дама с горностаем» ещё не являлась высшим достижением мастера. Ею стала «Джоконда» (ок. 1503, Лувр).
«Мона Лиза», возможно, самая загадочная картина в мире. Главная загадка полотна заключается в том, кто изображён на картине. Не меньше вопросов вызывает и выражение лица модели – её таинственная полуулыбка, влажный блеск глаз, нежный нос – все черты выдают в ней живого человека, а не нарисованное изображение. Дж. Вазари писал: «…Этот портрет был признан удивительным произведением, ибо сама жизнь не может быть иной» [Вазари; 275].
Леонардо да Винчи и сам придавал этой картине огромное значение. С одной стороны, он не расставался с ней до конца жизни, начиная с того момента, как приступил к написанию. С другой стороны, в его многочисленных записях нет никаких упоминаний о работе над «Джокондой».
Эта неизвестность дала искусствоведам возможность предположить, что на портрете изображены герцогиня Мантуи Изабелла д’Эсте, Пачифика Брандано и даже мужчина – Джакомо Капроти. Некоторые полагают, что под женским образом скрывается сам художник. Часть исследователей утверждает, что Джоконда – образ собирательный и искать в ней конкретную личность не стоит. Основная версия состоит в том, что это Франческо дель Джокондо Лиза Герардини, на что указывает и имя в названии портрета. Работа над «Джокондой» велась в период с 1500 по 1513 гг., однако точными датами не учёные не располагают. Как и не могут они добиться точной разгадки того, в чём состоит необыкновенная притягательная сила этого полотна.
5. Ученики Леонардо да Винчи.
Одним из самых известных учеников Л. да Винчи был Салаи (Salai, 1480 – 1524). Салаи являлся также натурщиком у великого художника, и именно он позировал для полотна «Иоанн Креститель». Кроме того, искусствоведы полагают, что кисти Салаи принадлежит образ Петра и Павла в галерее Брера в Милане и некоторые копии с работ да Винчи, в частности, того же «Иоанна Крестителя».
Среди других учеников Леонардо да Винчи самым крупным живописцем традиционно считается Франческо Мельци (Francesco Melzi, пр. 1491 – 1570). Мельци пришёл в мастерскую Леонардо в пятнадцать лет. Он не только показывал большие способности, но и сопровождал своего учителя в важных поездках. Да Винчи был очень доволен успехами Мельци, мастерство которого достигло такого уровня, что его кисть практически невозможно было отличить от кисти маэстро. Поэтому да Винчи очень доверял Мельци и совместно с ним работал над рядом полотен. Некоторые из них, например, «Коломбина», теперь признаны как полотна, принадлежавшие именно Мельци, а не да Винчи. Мельци создавал картины под руководством учителя, когда тот уже не мог писать из-за паралича руки. Да Винчи назначил Мельци наследником и хранителем своего живописного наследия.
Джованни Пьетро Риццоли, или Джампетрино (Giampietrino, 1495 – 1549) также принадлежит к числу последователей и учеников великого живописца. Он относится к самым загадочным фигурам, связанных с личностью Леонардо да Винчи, сведений о нём очень мало. Полотна, подписанные его именем, отличаются высочайшим художественным качеством.
В число леонардесок (leonardeschi, ученики и последователи да Винчи) входит и Джова́нни Амбро́джо де Пре́дис (Giovanni Ambrogio de Predis, пр. 1455 – 1508). Его отличительной чертой считаются профильные портреты (например, портрет Массимилиано Сфорца), а также женские изображения.
Часть произведений Леонардо да Винчи довольно продолжительное время причислялись ещё одному его ученику – Бернардино Луини (Bernardino Luini, пр. 1485 – 1532). Этот художник был очень талантлив, однако ни он, ни кто- либо другой из леорнадесок не смог превзойти да Винчи, как он в своё время превзошёл Вероккьо.
Итак, Леонардо да Винчи охотно занимался с учениками, передавал им тайны своего мастерства, свои знания и опыт. Но его мастерство вышло за пределы его личной школой, и леорнадесками стали называть не только непосредственных учеников да Винчи, но и тех художников, которые просто переняли его стиль. Такова была сила художественного таланта Леонардо да Винчи – бесконечно одинокого и до сих пор не понятого до конца.
6. Заключение.
Итак, гений Леонардо да Винчи – явление непревзойдённое. В своём творчестве он органично соединил искусство и науку. Этот великий художник эпохи Возрождения оказался олицетворением поистине безграничных возможностей человеческой личности. Его практически сверхъестественные возможности восходили к провидению, к пересечению границ привычного.
Искусство Леонардо да Винчи даёт возможность современному человеку прикоснуться к высшему проявлению искусства, к его действительно божественным истокам.
7. Список литературы.
1. Березина В.Н., Лившиц Н.А. Искусство Западной Европы XII – XX вв/В.Н. Березина, Н.А. Лившиц. – Л.: Из-во Гос. Эрмитажа, 1963. – 380 с.
2. Богат Е. Мир Леонардо. Философский очерк в двух книгах. Книга I/Е. Богатко. – М.: Детская литература, 1989. – 254 с.
3. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Т. 3./Дж. Вазари – М.: Искусство, 1970. – 650 с.
4. Воскобойников В.Н. История мировой и отечественной культуры/В.Н. Воскобойников. – М.: МГУК. 1995. – 288 с.
5. Варшавский А.С. Улыбка Джоконды/А.С. Варшавский// Варшавский А.С. Пелика с ласточкой. – М.: Детская литература, 1971. – 225 с.
6. Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс XIII – XVI веков/Б.Р. Виппер. – М., 1977. – 235с.
7. Воскобойников В. Н. История мировой и отечественной культуры: Учебное пособие в 4-х частях/В. Н. Воскобойников. – М.: МГУК, 1995. – 288 с.
8. Гастев А. Леонардо да Винчи/А. Гастев. – М.: Молодая Гвардия, 1982. – 397 с.
9. Дживелегов А. К. Леонардо да Винчи. 4-е изд./А.К. Дживелегов – М. Искусство, 1998. – 159 с.
10. Егорова К. Леонардо да Винчи/К. Егорова. – М.: Директ-Медиа, 2009. – 48 с.
referatreferatovich.ru