1. Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Заготовка древесины
1. Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Заготовка древесиныТехнология обработки древесины. Элементы машиноведения
1. Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Заготовка древесины
Лесная промышленность Федеральной лесной службы России сосредоточена в лесхозах и лесничествах.
Лесхозы организуют и осуществляют необходимую рубку леса и отпускают его заготовителям. В местах вырубок производят посадку леса, собирают семена деревьев и выращивают молодые саженцы, осушают и подготавливают лесные земли к посадкам леса, охраняют лес от пожаров, заготавливают грибы, собирают ягоды и лекарственные растения.
В лесхозах перерабатывают низкосортную древесину, корни, ветви, листья, хвою, кору и получают деготь, скипидар, витаминную муку, технологическую щепу для изготовления древесно-стружечных плит (ДСП) и другую продукцию. Производят подсочку (подрезание коры) хвойных деревьев и собирают смолу (живицу), из которой получают канифоль.
В лесхозах работают специалисты и рабочие различных профессий: машинисты лесоповалочных и лесопосадочных машин, водители лесопогрузчиков и лесовозов, вальщики леса.
Лесничества занимаются охраной и выращиванием леса. Работой лесников руководят лесничие.
Деревообрабатывающая промышленность занимается производством пиломатериалов, плит, различных изделий из древесины (табл. 1). Здесь работают люди таких профессий, как рамщики (на лесопильных рамах), станочники, столяры, плотники и др.
Таблица 1
Виды продукции из древесины в зависимости от способа ее обработки и профессии рабочих
Вид обработки | Продукция | Профессии рабочих |
Механическая (резание) | Пиломатериалы, двери, окна, мебель, паркет, тара, бочки, фанера, плиты, игрушки | Станочник-распиловщик, станочник токарных станков, фанеровщик, бондарь, оператор в деревообработке и др. |
Химическая (разложение) | Бумага, картон, целлюлоза, фотопленка, кинопленка, покрышки, резиновая обувь | Варщик целлюлозы, накатчик бумагоделочной машины, оператор-прессовщик, вулканизаторщик, сборщик покрышек, отделочник химического волокна и др. |
Термическая (разложение) | Скипидар, масло, спирт, канифоль | Аппаратчик гидролиза, аппаратчик разложения древесины, оператор лесохимической установки и др. |
Каждое растущее дерево создает вокруг себя микроклимат, где во взаимосвязи развивается растительный и животный мир. Деревья вырабатывают кислород, которым мы дышим, и поглощают углекислый газ. Если учесть, что древесины вырубается и губится пожарами больше, чем вырастает вновь, то проблема восстановления лесов становится первоочередной. Для строительства зданий и изготовления изделий заготавливают только спелую древесину, возраст которой составляет, в зависимости от породы, от 80 до 120 лет. Спелость древесины определяют специалисты лесного хозяйства — таксаторы. (Слово «таксация» переводится с немецкого как «оценивание».) Во время заготовок древесины стараются не портить плодородный слой почвы и не загрязнять почву сучьями. Спиливают деревья вальщики леса бензомоторными и электрическими цепными пилами (рис. 1). Для этих целей применяют также лесоповалочные машины. Они не только спиливают деревья, но и укладывают их в нужном направлении, не портя другие деревья, а также обрезают сучья. Таким образом получают хлысты. Все материалы из древесины, сохранившие ее природное состояние, называют лесоматериалами. Из бревен рубят стены деревянных зданий, изготавливают различные деревянные конструкции, получают пиломатериалы. Кряжами называют лесоматериалы длиной 2…4 м, предназначенные для изготовления строганого шпона, лыж, карандашей. Чураками называют короткие лесоматериалы, применяемые для изготовления лущеного шпона. Склеивая листы шпона, получают фанеру. Хранят древесину в штабелях в уложенном виде. («Штабель» в переводе с немецкого — «склад».) Трелевочными машинами или на лесовозах хлысты транспортируют на раскряжевку, где их распиливают на бревна, кряжи, чураки, дрова (рис. 2). (Термин «трелевать» произошел от немецкого слова «тащить».) Диаметр лесоматериала измеряют метром, мерной вилкой (рис. 3, а) или мерной скобой (рис. 3, б). При этом замеряют диаметры D1 и D2 в вершинной части бревна во взаимно перпендикулярном направлении, потому что сечение бревна часто имеет овальную (некруглую) форму. Затем вычисляют средний диаметр как полусумму: D = (D1 + D2) / 2. Длину бревен измеряют рулеткой, мерной рейкой (рис. 3, в) или метром. Зная диаметр и длину бревна, можно ориентировочно рассчитать его объем V в м3: V = πD2 L / 4, где π = 3,14; D — средний диаметр бревна в м; L — длина лесоматериала в м.На практике более точно объем лесоматериала определяют по специальным таблицам в зависимости от его диаметра D в вершинной части и длины L. Эти таблицы учитывают уменьшение диаметра в вершинной части бревна относительно диаметра в более толстой комлевой части. Правила безопасности При нахождении в лесу не заходите в опасную зону валки леса. | |
Практическая работа
Определение размеров и объема лесоматериала
1. Измерьте линейкой диаметры лесоматериала в вершинной части отреза во взаимно перпендикулярных направлениях и вычислите средний диаметр.
2. Измерьте метром длину и вычислите объем лесоматериала.
3. Определите вид лесоматериала (брус, брусок, доска, обапол) по образцам, рисункам, альбомам, плакатам.
Новые термины: Лесная и деревообрабатывающая промышленность, лесхозы, лесничества, лесничий, лесник, рамщик, станочник, плотник, спелость древесины, таксатор, вальщик леса, хлыст, трелевка, раскряжевка, бревно, комель, вершина, кряж:, чурок, штабель, лесоматериал.
Вопросы и задания.
1. Чем занимается лесная промышленность?
2. Назовите профессии рабочих, работающих в лесной промышленности.
3. Перечислите виды продукции, получаемой в лесхозах.
4. Чем занимается деревообрабатывающая промышленность?
5. Назовите виды продукции, изготавливаемой в деревообрабатывающей промышленности.
6. Какую древесину следует заготавливать?
7. Кто заготавливает древесину?8. Чем спиливают и транспортируют деревья?
9. Как сохраняют природу при заготовке древесины?
10. Как измеряют диаметр, длину и вычисляют объем лесоматериала?
11. Почему более точно объем лесоматериалов определяют по специальным таблицам?
Сайт управляется системой uCozberezaklim.ru
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов. | Планируемы результаты УУД | |
I этап — мотивационно-целевой (10 минут) | |||||
1.Организационный момент Цель этапа: создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. | -Приветствует учеников; проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность; -создает эмоциональный настрой на работу на уроке; — проверяет явку учащихся. | -Приветствуют учителя и выполняют самооценку готовности к уроку; -настраиваются на предстоящую работу в классе; -определяют своё эмоциональное состояние на уроке. | Подготовить учебные принадлежности к уроку (дневник, учебник, тетрадь, линейка , ручка, простой карандаш). | Личностные: умение слушать, концентрировать внимание, организовать рабочее место, эмоциональный положительный настрой на урок, проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности | |
2.Актуализация опорных знаний Цель этапа: организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания | — выявляет знания учащихся по данной теме и готовность к восприятию нового материала и его практическому применению; -объясняет задание- дидактическая игра. | — работают в парах, выполняют задание. -отвечают на вопросы учителя. | Работа в парах. Игра «Лабиринт» (Приложение 1) Назовите слова, которые вы составили, объясните значение слов. Определите тему урока. | Личностные: самоопределение, проявление познавательных интересов и активности. Регулятивные: мотивация учебной деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | |
II этап – целеполагание (3 минуты) | |||||
1.Формулирование темы урока, постановка цели Цель: сформулировать и согласовать цели урока, организовать уточнение и согласование темы урока. | — Создает условия для формулировки учащимися цели урока и постановки учебных задач (определение темы урока) учащимися поставленных целей урока; -формулирует цель урока, знакомит с планом урока; — уточняет понимание; | — Выдвигают варианты формулировок цели урока; — формулируют тему и цель урока; — определяют, какие знания и умения необходимы для работы; — записывают тему урока в тетрадь. | Тема: Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Заготовка древесины. Цель: Знать: процесс заготовки и обработки древесины. Уметь: определять объем заготовленной древесины. План урока. (слайд) | Регулятивные: постановка целей осознание учебной задачи; выбор рационального и оптимального пути их достижения; развитие самостоятельности в учебной деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | |
III этап — основной этап со средствами ИКТ (27 минут) | |||||
1.Изучение нового материала Цель: организовать подводящий или побуждающий диалог по объяснению нового материала. | -объясняет новый материал с опорой на личные знания учащихся и показ мультимедийной презентации; -организует самостоятельную работу по поиску ответов на вопросы ; -организует самостоятельную работу с учебником, в парах, групповую работу учащихся;
| -Слушают объяснение учителя; -отвечают на поставленные вопросы; -выступают с сообщениями, показ мультимедийной презентации; — работают с учебником – заполняют в тетради таблицу; — работают в группах, в парах; -работают с раздаточным материалом.
| 1.Объяснение учителя по теме урока сопровождается показом мультимедийной презентации.
2.Сообщения учащихся сопровождаются показом презентации «Использовании древесины в быту», «Значении леса в жизни человека» 3.Работа по учебнику. Прочитайте §1, стр.8-12, прочитать. Ответить на вопросы устно: -Назвать виды обработки древесины. -Назвать виды продукции из древесины. -Назвать профессии рабочих деревообрабатывающей и лесной промышленности. Определение объема древесины. Записать в тетрадь формулу вычисления объема древесины. 4.Игра «Ромашка» — объяснить значение терминов (приложение 2) 5.Работа в тетради. Рассмотрите рисунок 2 стр.11 и по карточкам составьте схему распиловки хлыстов (приложение 3) Проверка выполненной работы (слайд) 6.Итог. -Чем занимается лесная промышленность? — Какие изделия из древесины вы знаете? | Личностные : самоопределение, проявление познавательных интересов и активности. Регулятивные : мотивация учебной деятельности; развитие самостоятельности в учебной деятельности. Коммуникативные: умение полно и развернуто излагать свои мысли. задавать и отвечать на вопросы, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: осмысление учебного материала, выделение главного. | |
Физкультминутка (3 минуты) | -Организуетет проведение физкультминутки; — создает условия для снятия переутомления учащихся, смены вида деятельности, переключения внимания. | -Выполняют физкультминутку; — выполняют комплекс упражнений для глаз. | Физкультминутку выполняют под музыкальное сопровождение. | ||
2. Закрепление изученного материала. Цель: Проверка усвоения учащимися нового материла. | -Формулирует задание по закреплению изученного материала; -организует самостоятельную работу по карточкам; — контролирует выполнение работы; -организует взаимопроверку;
| — выполняют задание; — выполняют КОЗ; — выполняют задание в тетради; — использует приобретенные знания для — Выполняют задание и обмениваются карточками для взаимопроверки; — отвечают на вопросы учителя. | Работа по карточкам: дописать слова в текст по теме урока. (приложение 4) Работу выполняет каждый ученик индивидуально. Взаимопроверка. Итог. | Личностные : осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению,применение на практике и последующее повторение нового материал,формирование умения высказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции, формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные: умение полно и развернуто излагать свои мысли. задавать и отвечать на вопросы, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: осмысление учебного материала, выделение главного. | |
IVэтап – практическая часть ( минут) | |||||
1.Практическая работа «Определение размеров и объема лесоматериала» Цель: проверить умения работать по алгоритму, организовать самопроверку работы, по результатам выполнения самостоятельной работы создать ситуацию успеха. | — организует практическую работу учащихся; -проводит инструктаж; — контролирует выполнение работы; — организует проверку практической работы. проверку . | — слушают инструктаж по выполнению работы; -применяют на практике полученные знания; ——планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; -работают в группах; -выполняют практическую работу; -выступают с сообщениями. | 1.Практическая работа «Определение размеров и объема лесоматериала» (стр.13) Вводный инструктаж учителя: сообщение темы, цели и задачи работы обсуждение порядка её выполнения сообщение оценивания этой работы. Деление учащихся на группы (по 4 человека), повторить «Правила работы в группе» (приложение ) Инструктаж по ТБ. В ходе выполнения практической работы осуществляется контроль: -за соблюдением правил безопасности труда, санитарии и гигиены; -за организацией рабочего места; -за соблюдением последовательности технологических операций; -за выполнением правильных приемов работы с инструментами и приспособлениями; -за трудовой дисциплиной. Текущий инструктаж: контроль правильности выполнения работы ( по мере необходимости проведение индивидуальных инструктажей) Заключительный инструктаж: Проверка выполнения практической работы. 2.Сообщения учащихся с сопрвождением мультимедийной презентации о профессиях — плотник, лесничий, вальщик леса. 3.Итог. -Почему важно вести учет древесины? -Как пригодится вам в жизни материал изученный на уроке? | Личностные : самоопределение, проявление познавательных интересов и активности. Регулятивные : мотивация учебной деятельности; развитие самостоятельности в учебной деятельности,самоконтроль. Коммуникативные: умение полно и развернуто излагать свои мысли. задавать и отвечать на вопросы, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: осмысление учебного материала, выделение главного. | |
Vэтап – рефлексивно-оценочный этап (10минут) | |||||
1.Итог урока Цель: установить соответствие между поставленной целью и результатом урока. | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Подводит итог урока, выставляет и комментирует оценки за урок. | Подводят итог урока, рефлексию учебной деятельности; -проводят анализ достижения цели урока. | 1.Ответить на вопросы: -Для чего проводят инвентаризацию леса? -Когда проводят таксацию леса? 2.Оценки практической работы учащихся с учетом работы на уроке. | Познавательные: самоконтроль и взаимоконтроль результатов учебной деятельности; рефлексивный анализ учебной деятельности. Коммуникативные: завершение учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. умение слышать собеседника и вставать на его точку зрения; умение отстаивать свою позицию. | |
2.Рефлексия Цель: Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке. | -Организует рефлексию и самооценку учащихся. | -Подводят итог урока, рефлексию учебной деятельности, осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. | В конце урока подводятся итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал… было интересно… теперь я могу… я научился… у меня получилось … урок дал мне для жизни… | Личностные: смыслообразование. Познавательные: рефлексивный анализ учебной деятельности. Коммуникативные: умение полно и развернуто излагать свои мысли; умение отстаивать свою позицию. | |
3.Домашнее задание Цель этапа: Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания, включить новый способ действий в систему знаний. | -Инструктаж по выполнению домашнего задания; -задание учащимся на подготовку к следующему уроку; -сообщение темы следующего урока. | -Записывает домашнее задание в дневник. | Домашнее задание: знать основные понятия по теме урока. |
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Презентация по технологии на тему «Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Заготовка древесины» (6 класс)
Инфоурок › Технология › Презентации › Презентация по технологии на тему «Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Заготовка древесины» (6 класс)Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайдЛесная и деревообрабатывающая промышленность. Заготовка древесины. Разработал учитель технологии первой категории МАОУ СОШ №142 Храмцов Михаил Андреевич
2 слайд Описание слайда:Цель изучить структуру лесной и деревообрабатывающей промышленности; виды лесоматериалов, технологию производства и область применения; ознакомиться с профессиями, связанными с заготовкой древесины
3 слайд Описание слайда:Лес является источником получения древесины – ценного конструкционного и строительного материала, сырья для изготовления многих полезных продуктов
4 слайд Описание слайда:Восстановлением, расширением и использованием лесных насаждений занимаются работники лесной промышленности (лесное хозяйство). Основными предприятиями лесной промышленности являются лесхозы, состоящие из лесничеств.
5 слайдЛесхозы занимаются: рубка и уход за лесом организацией сбора семян и выращиванием посадочного материала создают искусственные лесные насаждения в местах вырубок, на песках, у оврагов организацией сбора и заготовкой грибов, ягод, лекарственных трав охраной леса от пожаров и вредителей проводят осушение лесных земель инспектируют охотничьи хозяйства занимаются переработкой низкосортной древесины
6 слайд Описание слайда:В лесхозах трудятся работники различных профессий: Лесовод Лесничий машинисты лесопосадочных машин вздымщики (сборщики живицы) аппаратчики лесотехнических установок и др.
7 слайд Описание слайда:Обработкой древесины занимаются труженики деревообрабатывающей промышленности Здесь заняты люди таких профессий, как: вальщики леса машинисты трелёвочных машин Раскряжевщики штабельщики древесины и др. Клееные слоистые материалы и древесные плиты изготавливают операторы и прессовщики.
8 слайд Описание слайда:Ведущие профессии деревообрабатывающего производства: Столяр Плотник
9 слайд Описание слайда:Материалы из древесины, сохранившие ее природную физическую структуру и химический состав, называют лесоматериалами. Виды лесоматериалов:
10 слайд Описание слайда:Заготовка древесины Определяют ее «спелость» Спиливают обрезают ветви, сучья, вершины Полученные хлысты на лесовозах отправляют для дальнейшей обработки. При раскряжевке хлысты разделяют на отрезки различной длины: брёвна, кряжи, чураки.
11 слайд Описание слайда:Брёвна -круглые деловые сортименты, предназначены для использования в круглом виде или же для получения пиломатериалов. Из них делают мачты судов, элементы мостов, столбы, строят жилища. Брёвна, идущие на распиливание, получили название пиловочника (длина их – 2…6,5 м).
12 слайд Описание слайда:Кряжи круглые деловые сортименты, предназначены для получения фанеры, лыж, клёпки, карандашей и др.
13 слайд Описание слайда:Чурак -короткомерный круглый сортимент, преимущественно отрезок кряжа, длина которого соответствует размерам, необходимым для обработки на деревообрабатывающих станках, при получении лущёного шпона.
14 слайд Описание слайда:Заготовленную древесину укладывают в штабели
15 слайд Описание слайда:Производство изделий из древесины и специальные производства основаны на получении готовой продукции в зависимости от способа обработки.
Курс профессиональной переподготовки
Учитель, преподаватель технологии
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-665346
ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).
Подать заявку на курс
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
Глава XI. Лесная и деревообрабатывающая промышленность
торговли и общественного питания. 29. Производство технологического оборудования для полиграфической промышленности. 30. Производство бытовых приборов и машин. 31. Производство санитар-но-технического оборудования и изделий. 32. Авиационная промышленность. 34. Судостроительная промышленность. 35. Радиопромышленность. 36. Электронная промышленность. 37. Прочие отрасли машиностроения.
освоения сырьевой
Рис. 17. Схема базы
В машиностроении под воздействием научно-технической революции просходят крупные качественные изменения. Все большее место в станкостроении занимают место станки-автоматы, станки с числовым программным управлением, автоматические линии, которые перевооружают само машиностроение. Резко увеличиваются параметры выпускаемой техники и оборудования, особенно для энергетики, металлургической, химической и других отраслей, что делает его более производительным и требует меньших издержек на производство в расчете на единицу мощностей. В технологических процессах широко стали применяться ультразвук, рентгеновские лучи, химические методы обработки материала и др.
XI. 1. Значение и состав отрасли
Лесозаготовительная и деревообрабатывающая промышленность включает заготовку древесины и ее переработку. Продукция отрасли широко используется в строительстве, производстве мебели, машиностроении, производстве бумаги, искусственных волокон, пластмасс, этилового и метилового спирта, уксусной кислоты, фурфурола и других.
Заготовленная в лесу древесина подвергается механической переработке: это лесопиление, производство мебели, спичек, фанеры, древесной массы — или химической переработке: получение целлюлозы, дубильных веществ, хвойно-эфирных масел, спирта, канифоли, скипидара и др. На долю отрасли приходится 4,1% валовой продукции и 4,5% основных производственных фондов промышленности1.
,’ Указанные показатели относятся к группировке отраслей леспой, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.
НО
XI. 2. Заготовка и вывоз древесины
Лесозаготовительная промышленность относится к числу добывающих отраслей промышленности и включает заготовку, вывоз и сплав леса. Заготовку и вывоз древесины осуществляют леспромхозы, каждый из которых заготавливает и вывозит от 100 до 500 тыс. м3 древесины в год.
Леспромхозы для заготовки леса получают лесной фонд от лесхозов, которые подготавливают делянки спелого леса для рубки. Перед началом рубки леса леспромхозы строят дороги, создают лесопункты с жилищным и культурным фондом, ремонтные мастерские и проводят другие подготовительные мероприятия. Заготовка древесины включает рубку леса, трелевку, или транспортировку древесины к верхним складам, и вывоз древесины из леса к местам сплава или железным дорогам.
Леса делятся на три группы: 1-я группа — леса, не подлежащие рубке (водоохранные и др.), 2-я группа лесов с ограниченной рубкой и 3-я группа лесов, где проводится заготовка древесины в больших масштабах.
Рубка (валка) леса может быть главного и промежуточного пользования (или рубки ухода). Рубка главного пользования может быть выборочной, применявшейся до революции, и сплошной, применяемой ныне почти повсеместно, кроме отдельных районов (на склонах гор и т. п.). Сплошные рубки, в свою очередь, могут быть сплошные концентрированные, сплошные лесосечные и условно-сплошные. Сплошные концентрированные рубки проводятся в лесах 3-й группы на больших площадях — по 50, 100 га и более. Ширина лесосек составляет 100—500 м, а длина — 1000—2000 м. Форма лесосек прямоугольная или трапециевидная. Условно-сплошные рубки проводятся в малоосвоенных районах, когда вырубается 10—40% общего запаса леса. Вырубаются наиболее ценные и крупные деревья.
При выборочной рубке вырубаются лишь отдельные деревья, как правило, с лесохозяйственными целями.
Рубка леса осуществляется двумя видами пил — электро- или мотобепзиновой пилой. Режущей частью пилы является цепь. Для работы электропил необходим источник электроэнергии — передвиж-иыо электростанции. Механизированная валка леса в 10—15 раз производительнее ручной.
Скаленное и очищенное от сучьев и вершины дерево называется хлыстом. Из мест рубки леса хлысты трелевочными тракторами вы-iioiditch на верхние склады, где они распиливаются на бревна различной длины. При заготовке леса порубочные остатки в виде сучьей, нершин и пней составляют до 30% веса вывозимой древесины.
К верхним складам подходят лесовозные автомобильные лежне-иые пли узкоколейные железные дороги. По ним бревна поступают к железным дорогам или водным путям. Места разгрузки и штаблов-кп леса называются нижними складами. В зимнее время лес переводит но ледяным дорогам, а в горной местности — по подвесным ка-iiutiimm дорогам.
Ш
studfiles.net
Лесная и деревообрабатывающая промышленность
Лесная и деревообрабатывающая промышленность
Лес – это один из самых ценных ресурсов Земли.
На первый взгляд, лес представляет собой сочетания множества разнообразных растений. Для мирового хозяйства лес – это, прежде всего древесина, годная для использования в хозяйственной деятельности человека. Отсюда следует, что лесная промышленность — это группа отраслей промышленности, занимающихся заготовкой и обработкой древесины.
Основным направлением развития лесной промышленности становится химико-механическая обработка и переработка древесины. Таким образом, лесная промышленность включает в себя производства деревообрабатывающей промышленности.
Ассортимент выпускаемой продукции деревообрабатывающей промышленности отличается большим разнообразием. Примерами такой продукции служат фанера, брусья, спички, мебель. Из истории известно, что в 1805 году французский химик Шансель смог создать спичку, которая способна зажигаться от соприкосновения с серной кислотой. Существенным недостатком было то, что эти спички были взрывоопасными.
Лесные ресурсы сконцентрированы в разных уголках Земли. Общая площадь леса в мире составляет около 1/3 всей суши. Самое богатое лесом государство является Финляндия, а вот самой бедной по наличию леса страной считается Великобритания.
Лесные ресурсы мира
Формирование леса зависит от климатических условий. В зависимости от климатических зон различают следующие регионы размещения лесных ресурсов: северный лесной пояс и южной лесной пояс.
Северный лесной пояс охватывает районы умеренной зоны Евразии и Северной Америки. Наиболее распространенными тут считаются таежные, смешанные и широколиственные леса. Тайга России — самый крупный лесной массив в мире.
Интересно, что самым твердым деревом в России считается береза Шмидта. Дело в том, что ее кору невозможно пробить пуле или срубить топором.
Среди лидирующих стран по развитию целлюлозно-бумажной промышленности этого региона можно отметить Россию, Финляндию, Канаду. Так же одними из мировых лидеров этой отрасли являются: США, Канада, Швеция, Япония.
Интересен тот факт, что каждая тонна переработанной бумаги, картона сохраняет около 20 деревьев. Переработанная бумага фактически не сможет заменить использования древесины, но зато благодаря этому процессу в мире значительно сокращается вырубка леса.
Северный лесной пояс
Южный лесной пояс включает в себя территории Бразилии, тропической Африки и Юго-Восточной Азии. Наиболее распространенными лесами здесь считаются влажные экваториальные и сезонно-влажные тропические леса. Особенно в этом регионе ценится лиственная порода деревьев. Лиственная древесина по большей части поступает на экспорт в страны северного лесного пояса, а все, что остается, главным образом, используется в качестве топлива.
Южный лесной пояс
Распределение лесных ресурсов по земному шару определяет развитие лесной и, соответственно, деревообрабатывающей промышленности.
Значение леса для человека очень велико. Прежде всего, лес служит источником древесины и сырья для хозяйственной деятельности человека, а также участвует в процессе очищения воздуха от вредоносных загрязнений. С развитием лесной промышленности человечество столкнулось с определенными проблемами, связанными с эрозией и опустыниванием земель.
Пустынные земли занимают примерно 1/7 часть твердой поверхности планеты. Территория, занимаемая лесами, стремительно сокращается. На сегодняшний день только около 30% лесов остались на Земле такими же, как в древности.
Подведем итоги.
Лесная промышленность — это совокупность отраслей промышленности, занимающихся заготовкой и обработкой древесины. Важным направлением развития лесной промышленности становится деревообрабатывающая промышленность.
В зависимости от климатических областей различают два типа размещения лесных ресурсов: северный лесной пояс (районы умеренной зоны Евразии и Северной Америки) и южный лесной пояс (территории Бразилии, тропической Африки и Юго-Восточной Азии).
Размещение лесных ресурсов по земному шару определяет развитие лесной и, соответственно, деревообрабатывающей промышленности.
videouroki.net
ЛЕСНАЯ И ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ Мировая заготовка древесины
ЛЕСНАЯ И ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Мировая заготовка древесины неуклонно возрастает. В составе ведущих стран по размерам заготовки страны северного пояса стоят впереди, но отрыв от стран южного пояса сокращается. Вывозка древесины США Россия Индия Бразилия Канада Индонезия Нигерия Украина Китай Швеция Весь мир млн. м³ 510 300 280 260 190 180 115 100 55 55 3350 Производство пиломатериалов США Россия Канада Япония Бразилия Индия Германия Франция Швеция Финляндия Весь мир млн. м³ 100 75 60 30 18 18 12 11 11 7 500
Вывозка древесины млн. м³ США 510 Россия 300 Индия 280 Бразилия 260 Канада 190 Индонезия 180 Нигерия 115 Украина 100 Китай 55 Швеция 55 Весь мир 3350
Производство млн. м³ пиломатериало в США 100 Россия 75 Канада 60 Япония 30 Бразилия 18 Индия 18 Германия 12 Франция 11 Швеция 11 Финляндия 7 Весь мир 500
Химическая переработки древесины представлена в таблице производством целлюлозы. Здесь из стран южного пояса упоминается только Бразилия. Ведущие страны по производству бумаги, которую иногда называют «хлебом культуры» , находятся преимущественно в странах северного пояса. Производство целлюлозы США Канада Япония Швеция Финляндия Китай Россия Бразилия Франция Германия Весь мир млн. тонн 57 23 11 10 9 9 8 5 2 2 160 Производство бумаги США Япония Канада Китай Германия Финляндия Франция Швеция Россия Италия Весь мир млн. тонн 35 17 14 13 11 7 7 6 5 5 180
Производств о целлюлозы млн. тонн США 57 Канада 23 Япония 11 Швеция 10 Финляндия 9 Китай 9 Россия 8 Бразилия 5 Франция 2 Германия 2 Весь мир 160
Производство бумаги млн. тонн США 35 Япония 17 Канада 14 Китай 13 Германия 11 Финляндия 7 Франция 7 Швеция 6 Россия 5 Италия 5 Весь мир 180
Душевые показатели производства лесной промышленности В среднем в мире из расчета на душу населения производится 45 кг бумаги. «Рекордсмен мира» по этому показателю – Финляндия (1400 кг). В России он ниже среднемирового – 35 кг. В Зарубежной Европе – 200 кг, в Индии – 3 кг, В Афганистане и Мали – по 0, 1 кг.
Ресурсы лесной промышленности
География лесной промышленности
Страны экспортеры – импортеры древесины Экспортеры Канада, США, Россия, Скандинавские страны + лиственная древесина Малайзии, Индонезии, Филиппин, Папуа-Новой Гвинеи, Кот-д′Ивуара, Габона, Камеруна Импортеры Страны Зарубежной Европы, Япония, отчасти и США
present5.com
Урок по технологии в 5 классе на тему «Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Заготовка древесины»
Урок по технологии в 5 классе
на тему «Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Заготовка древесины»
Цель: ознакомить учащихся с инфраструктурой и основами функционирования лесной и деревообрабатывающей промышленности; сформировать знания о заготовке древесины.
Предмет: технология.
Класс: 5.
Дата проведения:
Учитель: Хаматгалеев Э. Р.
Ход урока
-
Повторение пройденного материала.
-
Беседа по вопросам:
— Какие виды пиломатериалов вы знаете?
— Покажите, где в классе применены древесные материалы и какие.
— Что такое шпон и где он применён в классе, у вас дома?
-
Сообщение темы и цели урока.
-
Изложение программного материала.
Рассказ с элементами беседы.
Лесная промышленность Федеральной лесной службы России сосредоточена в лесхозах и лесничествах.
Лесхозы организуют и осуществляют необходимую рубку леса и отпускают его заготовителям. В местах вырубок производят посадку леса, собирают семена деревьев и выращивают молодые саженцы, осушают и подготавливают лесные земли к посадкам леса, охраняют лес от пожаров, заготавливают грибы, собирают ягоды и лекарственные растения.
В лесхозах перерабатывают низкосортную древесину, корни, ветви, листья, хвою, кору и получают дёготь (тёмный смолистый жидкий продукт с резким запахом, получаемый путём сухой перегонки дерева, торфа или каменного угля; перегнать – обработать, разделяя на составные части нагреванием, кипячением, изменением температур), скипидар (жидкость с едким запахом, получаемая главным образом путём перегонки живицы), витаминную муку, технологическую щепу для изготовления древесно-стружечных плит (ДСП) и другую продукцию. Производят подсочку (подрезание коры) хвойных деревьев и собирают смолу (живицу), из которой получают канифоль.
В лесхозах работают специалисты и рабочие различных профессий: машинисты лесоповалочных и лесопосадочных машин, водители лесопогрузчиков и лесовозов, вальщики леса.
Лесничества занимаются охраной и выращиванием леса. Работой лесников руководят лесничие.
Деревообрабатывающая промышленность занимается производством пиломатериалов, плит, различных изделий из древесины (таблица 1). Здесь работают люди таких профессий, как рамщики (на лесопильных рамах – станках для пилы), станочники, столяры (столяр), плотники и др.
Таблица 1
Виды продукции из древесины в зависимости
от способа её обработки и профессии рабочих
Вид обработки | Продукция | Профессия рабочих |
Механическая (резание) | Пиломатериалы, двери, окна, мебель, паркет, тара, бочки, фанера, плиты, игрушки | Станочник-распиловщик, станочник токарных станков, фанеровщик (облицовщик столярных изделий тонкими листами древесины), бондарь (мастер, изготовляющий из деревянных планок крупную посуду – бочки, кадки, лоханки), оператор в деревообработке и др. |
Химическая (разложение) | Бумага, картон, целлюлоза (главная составная часть оболочки растительной клетки), фотоплёнка, киноплёнка, покрышки, резиновая обувь | Варщик целлюлозы, накатчик бумагоделочной машины, оператор-прессовщик (рабочий, обслуживающий пресс), вулканизаторщик (вулканизация – технологический процесс превращения каучука в резину), сборщик покрышек, отделочник химического волокна (волокно – тонкая непрядёная нить растительного, минерального или искусственного происхождения) и др. |
Термическая (разложение) | Скипидар, масло, спирт, канифоль (желтовато-красное хрупкое смолистое вещество, употребляемое в резиновом, лаковом бумажном и некоторых других производствах, а также для натирания смычков) | Аппаратчик гидролиза (гидролиз – реакция обменного разложения соединений с водой), аппаратчик разложения древесины, оператор лесохимической установки и др. |
Каждое растущее дерево создаёт вокруг себя микроклимат, где во взаимосвязи развивается растительный и животный мир.
Деревья вырабатывают кислород, которым мы дышим, и поглощают углекислый газ. Если учесть, что древесины вырубается и губится пожарами больше, чем вырастает вновь, то проблема восстановления лесов становится первоочередной.
Для строительства зданий и изготовления изделий заготавливают только спелую древесину, возраст которой составляет, в зависимости от породы, от 80 до 120 лет. Спелость древесины определяют специалисты лесного хозяйства – таксаторы (слово «таксация» переводится с немецкого как «оценивание»).
Во время заготовок древесины стараются не портить плодородный слой почвы и не загрязнять почву сучьями.
Спиливают деревья вальщики леса бензомоторными и электрическими цепными пилами (рис. 1). Для этих целей применяют также лесоповалочные машины. Они не только спиливают деревья, но и укладывают их в нужном направлении, не портя другие деревья, а также обрезают сучья. Таким образом получают хлысты (хлыст – срубленное дерево вместе с вершиной, очищенное от сучьев).
Трелевочными машинами (термин «трелевать» произошёл от немецкого слова «тащить») или на лесовозах хлысты транспортируют на раскряжевку, где их распиливают на брёвна, кряжи (короткие обрубки толстого бревна), чураки, дрова (рис. 2).
Все материалы из древесины, сохранившие её природное состояние, называют лесоматериалами.
Из брёвен рубят стены деревянных зданий, изготавливают различные деревянные конструкции, получают пиломатериалы.
Кряжами называют лесоматериалы длиной 2…4 м, предназначенные для изготовления строганого (обработанного строганием) шпона, лыж, карандашей.
Чураками называют короткие лесоматериалы, применяемые для изготовления лущёного (лущёный – очищенный от шелухи, скорлупы, лузги) шпона. Склеивая листы шпона, получают фанеру.
Хранят древесину в штабелях (штабель – правильно сложенный ряд чего-нибудь) в уложенном виде («штабель» в переводе с немецкого – «склад»).
Диаметр лесоматериала измеряют метром, мерной вилкой (рис. 3, а) или мерной скобой (рис. 3, б).
При этом замеряют диаметры D1 и D2 в вершинной части бревна во взаимно перпендикулярном направлении, потому что сечение бревна часто имеет овальную (некруглую) форму.
Затем вычисляют средний диаметр как полусумму: D = (D1 + D2)/2.
Длину брёвен измеряют рулеткой, мерной рейкой (рис. 3, в) или метром.
Зная диаметр и длину бревна, можно ориентировочно рассчитать его объём V в м3:
V = *D2*L/4,
где = 3,14; D – средний диаметр бревна в м; L – длина лесоматериала в м.
На практике более точно объём лесоматериала определяют по специальным таблицам в зависимости от его диаметра D в вершинной части и длины L. Эти таблицы учитывают уменьшение диаметра в вершинной части бревна относительно диаметра в более толстой комлевой части.
Правила безопасности
При нахождении в лесу не заходите в опасную зону валки леса.
-
Практическая работа: «Расчёт объёма бревна». -
Итог урока.
Оценка практической работы учащихся.
www.vmest.ru