Научно-технический прогресс и его влияние на человека

Слайд №2
и его влияние на человека
Научно-технический прогресс
Слайд №3
Гипотеза: прогресс оказывает положительное влияние на человека
Слайд №4
Цель: доказать правильность данного суждения или опровергнуть
Задачи:
1) Рассмотреть понятие прогресс
2)Выявить положительные и отрицательные стороны достижений прогресса
3) Убедиться в правильности гипотезы
4) Сделать выводы
Слайд №5

Эпиграф
«Прогресс – это замена одних неприятностей на другие, ещё большие».
(Герберт Уэллс)

Слайд №6
Объект исследования – прогресс
Предмет исследования –  влияние прогресса на человека
Слайд №7
Прогресс
Прогресс — это движение вперед, к лучшему(лучшей жизни).
Социальный прогресс — глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от примитивных состояний (дикости) к вершинам цивилизованного состояния, основанного на высших научно-технических, политико-правовых, нравственно-этических достижениях.
Слайд №8
Научно-технический прогресс
Научно-техническая революция  — коренное качественное преобразование производительных сил, качественный скачок в структуре и динамике развития производительных сил.
Для прогресса современной науки и техники характерно комплексное сочетание революционных и эволюционных изменений. Примечательно, что за два — три десятилетия многие начальные направления НТР из радикальных постепенно превратились в обычные эволюционные формы совершенствования факторов производства и выпускаемых изделий.
Слайд №9
Прогресс и его последствия
Электричество
Компьютер
Мобильный телефон
Автомобиль
Ядерная энергия
Слайд №10
Электричество
Основоположником науки об электричестве в Европе стал выпускник Кембриджа и Оксфорда английский физик и придворный врач королевы Елизаветы — Уильям Гилберт (1544-1603). С помощью своего «версора» (первого электроскопа) он показал, что способностью притягивать легкие тела (соломинки) обладает не только натертый янтарь, но и алмаз, сапфир, карборунд, опал, аметист, горный хрусталь, стекло, сланцы и др., которые он назвал «электрическими» минералами.

Плюсы
Уильям Гилберт

Слайд №11
Плюсы
Электрическая энергия широко применяется в экономике и в быту. С её помощью производятся освещение, отопление, водоснабжение и вентиляция производственных и административных зданий. Без этой энергии перестанут двигаться троллейбусы, трамваи, метро, автомобили, остановится железная дорога, откажутся работать любимые компьютеры, телевизоры, бытовая техника. Можно сказать, что жизнь остановится, так как без электрической энергии в современном мире человечество жить не может.
Минусы
Слайд №12
Минусы
Прикосновения к проводникам электрического тока часто заканчивается электротравмой или электрическим ударом. При электротравмах электрический ток проходит через тело человека, что, как правило, приводит к электрическому ожогу и сильному сокращению мышц, в результате которого могут произойти разрывы кровеносных сосудов, кожи, связок и даже  вывихи суставов и переломы костей.
назад
Слайд №13
Компьютер
Компьютер  — устройство или система, способное выполнять заданную, чётко определённую последовательность операций.
Это чаще всего операции численных расчётов и манипулирования данными, однако сюда относятся и операции ввода-вывода. Описание последовательности операций называется программой.Появление компьютеров совершило в нашей жизни революцию. Они изменили наш подход к работе, учёбе, досугу и другим сторонам жизни.

Плюсы

Слайд №14
Плюсы
Развитие логического, прогностического и оперативного мышления.Успешное применение компьютеров, получение с их помощью более продуктивных результатов повышает самооценку человека, его уверенность в способности решать профессиональные задачи. Из позитивного отношения к различным сторонам работы с компьютером складывается удовлетворенность пользователя.
Все это приводит к формированию у некоторых пользователей позитивных личностных черт, таких, например, как деловая направленность, точность, аккуратность, уверенность в себе, которые переносятся и в другие области жизнедеятельности.
Компьютер приносит нам большие удобства и облегчает нашу работу. 
Экономия бумаги.
Компьютеры помогают нам общаться, можно говорить и даже видеть человека на другом конце света.

Минусы

Слайд №15
Минусы
Упрощение решения задач с помощью компьютера, редуцирование их смысловой стороны
Наносит вред психике и глазам.
Приводит к искревлению позвоночника, если сидеть не правильно.
Компьютер и интернет – люди уходят из реальной жизни
«Живое» общение сводится к нулю
Появляется зависимость от компьютера

назад

Слайд №16
Мобильный телефон
Переносное средство связи, предназначенное преимущественно для голосового общения. В настоящее время сотовая связь — самая распространенная из всех видов мобильной радиосвязи, поэтому чаще всего мобильным телефоном называют сотовый телефон. В то же время, наряду с сотовыми телефонами, мобильными являются также спутниковые телефоны, радиотелефоны и аппараты магистральной связи.
Плюсы
Слайд №17
Плюсы
 Вы можете позвонить куда угодно в любой момент 
Большие расстояния больше не мешают вашему общению  мобильный телефон компактен и удобен, он всегда с собой 
Можно найти нужную человеку информацию
В телефоне есть много различных функций.Мы можем читатьсмотреть видео в своем телефоне
Мини компьютер

Минусы

Слайд №18
Минусы
Поскольку телефон распространяет электромагнитное излучение, а сам он находится близко к телу человека, существует опасение о вреде этого излучения здоровью при длительном пользовании устройством. Это излучение не является ионизирующим, но способно вызывать локальное повышение температуры живых тканей и, по утверждениям некоторых учёных, приводить к возникновению хромосомных аберраций в клетках(наличие эффекта спорно).
Споры о вреде или безвредности мобильных ведутся постоянно. Сторонники вреда часто высказывают версию о том, что финансовый интерес производителей телефонов является причиной скрытия или «приукрашивания» результатов исследований на эту тему. Согласно принципу предупреждения организации по охране здоровья рекомендуют минимизировать время использования мобильного телефона и нахождения его вблизи головы, особенно для детей.
Существует мнение, что мобильный телефон может стать причиной заболевания раком. Десятилетний эксперимент, проведённый специалистами ВОЗ в 13 странах, показал, что активные пользователи сотовой связи болеют карциномой на 50 % чаще остальных.
Минимум общения. Можно никуда не ездить, никого не навещать,
а просто попросить позвонить.

назад

Слайд №19
Автомобиль
Сегодня автомобили стали очень популярными и занимают важное место в жизни каждого современного человека. Трудно представить современную жизнь без автомобиля, производители совершенствуют автомобили, снабжают их новейшими технологиями, создавая новые модели и марки.
Плюсы
Слайд №20
Плюсы
Возможность быстрого передвижения в любое место и в нужное время, престиж и уважение других людей. Автомобиль обеспечивает максимальный комфорт и уют при передвижении.
Автомобиль- это средство передвижения, которое не нужно ждать, в котором всегда есть свободные удобные и комфортные места, в котором зимой тепло, а летом прохладно.
Минусы
Слайд №21
Минусы
Автомобиль загрязняет окружающую среду выхлопными газами. Страдает не только атмосфера — отходы транспортной деятельности попадают в воду, машины увеличивают шумовое воздействие.
Вреден для здоровья: люди меньше ходят,сидя за автомобилями; дышат выхлопными газами.

назад

Слайд №22
Ядерная энергия
На атомных электрических станциях ядерная энергия используется для получения тепла, используемого для выработки электроэнергии и отопления. Ядерные силовые установки решили проблему судов с неограниченным районом плавания. В условиях дефицита энергетических ресурсов ядерная энергетика считается наиболее перспективной в ближайшие десятилетия.
Энергия, выделяемая при радиоактивном распаде, используется в долгоживущих источниках тепла и бетагальванических элементах.
Энергия деления ядер урана или плутония применяется в ядерном и термоядерном оружии (как пускатель термоядерной реакции). Существовали экспериментальные ядерные ракетные двигатели, но испытывались они исключительно на Земле и в контролируемых условиях, по причине опасности радиоактивного загрязнения в случае аварии.
Слайд №23
Плюсы
Для получения электроэнергии требуется небольшое количество топлива, поэтому она дешевая
Нет выбросов в атмосферу
Простота в обслуживании и эксплуатации
Слайд №24
Минусы
Возможность аварий на АЭС
Проблема захоронения ядерных отходов
Содействие распространению ядерного оружия
Слайд №25
Фукусима-1
Крупная радиационная авария (по заявлению японских официальных лиц — 7-го уровня по шкале INES), произошедшая 11 марта 2011 года в результате сильнейшего в истории Японии землетрясения и последовавшего за ним цунами.
Чернобыльская АЭС
Разрушение 26 апреля 1986 года четвёртого энергоблока Чернобыльской атомной электростанции, расположенной на территории Украины.Взрыв, в следствие которого реактор был полностью разрушен, и в окружающую среду было выброшено большое количество радиоактивных веществ.
Слайд №26
Техногенные ЧС
Слайд №27
Опасные объекты России
Более 30 тыс. гидротехнических сооружений

Более 45 тыс. радиационно-,химически-, биологически, взрыво-, пожароопасных объектов

Более 217 тыс. км. трубопроводного транспорта

В зонах повышенного риска проживает более
50 % населения страны

Более 45% всей территории России находится в зонах повышенного риска

Слайд №28
Плюсы и МинусыНаучно-Технического прогресса
+Делает нашу жизнь более комфортной+Облегчает труд человека+Повышает информационность и мобильность+Появляются новые сферы общения
— Приводит к ухудшению экологии-Истощаются природные ресурсы-Человечество становится более ленивым, менее подвижным- НТП может нести смертельную опасность — различные виды излучения,аварии техногенного характера.
Слайд №29
Заключение
 К сожалению, гипотеза данного исследования не подтвердилась. Прогресс оказывает не только положительное влияние на человека, но и отрицательное. Я сделала вывод, что новые технологии неизбежно ведут к появлению новых проблем. Человек не может не познавать, он стал заложником своих знаний.
Слайд №30
«Вы думаете, чем велик человек? Тем, что построил технократическую цивилизацию, прорубил окно во Вселенную и т.д.? Нет! Он велик тем, что при всем этом уцелел и пытается уцелеть и далее»(Стругацкие)
Слайд №31
Список источников информации:
А.В. Катанский «Размышления о фюзеосе или почему нужно любить физику» / «Физика в школе», №6, 2010 г., с.1-64
http://ru.wikipedia.org/wiki — Википедия.Прогресс
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy – Энциклопедия.Научно-техническая революция

volna.org

Научно-технический прогресс и материальное производство

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: [email protected]

Мы в социальных сетях

Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам

ВКонтакте >

Что такое Myslide.ru?

Myslide.ru — это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей >

myslide.ru

Урок 4.docx — Тема урока: Математика и научно-технический …

Тема урока: Математика и научно­технический прогресс.
Понятие о математическом моделировании.
Урок №
Цели урока:
1. Обучающая: Показать роль математики в развитии научно­технического прогресса, познакомить с
понятием «математическое моделирование», видами математических моделей, требованиями,
предъявляемыми к моделям и основными этапами моделирования.
. 2. Развивающая: Расширять знания обуч­ся о роли математики в н.т.п., о математическом
моделировании.
3. Воспитательная: Аккуратное ведение конспектов, самодисциплина.

: Урок изучения нового материала
Тип урока
Вид урока: лекция
Методы: словесные
Оборудование: раздаточный материал по теме урока.
Ход урока.
I. Оргмомент
II. Целевая установка.
1. Результаты входного контроля
2. Тема урока
3. Цель урока
III. Формирование новых понятий и способов действий.
Создание в середине ХХ в. электронно­вычислительных машин (ЭВМ) можно сравнить по своей
значимости с любым из самых выдающихся технических достижений в истории человечества. В то же
время необходимо подчеркнуть их особую, специфическую роль. Если обычные машины расширяют
физические возможности людей в процессе трудовой деятельности, то ЭВМ являются их
интеллектуальными помощниками. Широкое применение математических методов на базе ЭВМ привело к
появлению новых эффективных методов познания законов реального мира и их использованию в
практической деятельности. Вычислительные машины открыли новые возможности увеличения
производительности труда, дальнейшего развития производства, совершенствования управления. Процесс
математизации науки, техники, экономики потребовал подготовки высококвалифицированных
специалистов, в совершенстве владеющих технологией применения ЭВМ, способных реализовать их
огромные и пока ещё далеко не исчерпанные возможности. ЭВМ не работает без направляющего
воздействия человека. Их использование связано с построением математических моделей и созданием
вычислительных алгоритмов. Машины также должны пройти соответствующее ”обучение”, то есть
получить программное обеспечение, как общего, так и проблемно­ориентированного характера. Весь этот
широкий комплекс проблем является полем деятельности специалистов по прикладной математике, для
подготовки которых во многих университетах и институтах страны были созданы новые факультеты,
отделения, кафедры. В развитии различных областей человеческой деятельности математика оказывала и
оказывает существенное влияние. Ее роль складывалась исторически и зависела от двух факторов:
степени развития математических понятий и математического аппарата, а также степени зрелости знания
об изучаемом объекте. Математические понятия в процессе своего возникновения как бы впитывают в
себя существенные свойства предметов и явлений и их отношений в виде существующих математических
законов и структур. Современное развитие науки характеризуется потребностью сложного изучения
сложных всевозможных процессов и явлений – физических, химических, биологических, экономических,
социальных и других. Происходит значительное увеличение темпов математизации и расширение ее
области действия. Теории математики широко применяются в других науках, казалось бы, совершенно от
нее далеких – лингвистике, юриспруденции. Это вызвано естественным процессом развития научного
знания, который потребовал привлечения нового и более совершенного математического аппарата,
проявлением новых разделов математики, а также кибернетики, вычислительной техники и так далее, что
значительно увеличило возможности ее применения. Более точное математическое описание процессов и
явлений, вызванное потребностями современной науки, приводит к появлению сложных систем
интегральных, дифференциальных, интегральных, трансцендентных уравнений и неравенств, которые не

znanio.ru

Презентация по географии по теме «Научно технический прогресс и научно техническая революция»

Научно-технический прогресс и НТР

Выполнила:

Шашина В.А

Эпиграф

«Прогресс – это замена одних неприятностей на другие, ещё большие».

(Герберт Уэллс)

Научно-технический прогресс (НТП)

это процесс взаимосвязанного, прогрессивного развития науки и техники, обусловленный нуждами материального производства, ростом и усложнением потребностей общества.

Признаки НТП

  • создание и развитие качественно новых технологий производства;
  • разработка и использование принципиально новых машин и систем машин, работающих в автоматическом режиме;
  • открытие и использование новых видов и источников энергии;
  • создание и широкое использование новых видов материалов с заранее заданными свойствами;
  • широкое развитие автоматизации производственных процессов, автоматических линий, промышленных роботов;
  • внедрение новых форм организации труда и производства.

Две формы научно-технического прогресса

Эволюционная форма НТП

представляет собой сравнительно медленное совершенствование традиционных научно-технических основ производства.

Научно-техническая революция

это коренные преобразования в системе научного знания и в технике, совокупность взаимосвязанных переворотов в различных отраслях материального производства, основанных на переходе на новые научно-технические принципы.

Научно-техническая революция  — коренное качественное преобразование производительных сил, качественный скачок в структуре и динамике развития производительных сил.

Для прогресса современной науки и техники характерно комплексное сочетание революционных и эволюционных изменений. Примечательно, что за два — три десятилетия многие начальные направления НТР из радикальных постепенно превратились в обычные эволюционные формы совершенствования факторов производства и выпускаемых изделий.

Этапы развития

научно-технической

революции

крупного

научный,

подготовительный

автоматизированного

машинного

производства

современный

(перестройка

технической

и отраслевой

структуры

национального

хозяйства)

7

Прогресс и его последствия

  • Электричество
  • Компьютер
  • Мобильный телефон
  • Автомобиль
  • Ядерная энергия

Электричество

Плюсы

Основоположником науки об электричестве в Европе стал выпускник Кембриджа и Оксфорда английский физик и придворный врач королевы Елизаветы  — Уильям Гилберт (1544-1603). С помощью своего «версора» (первого электроскопа) он показал, что способностью притягивать легкие тела (соломинки) обладает не только натертый янтарь, но и алмаз, сапфир, карборунд, опал, аметист, горный хрусталь, стекло, сланцы и др., которые он назвал «электрическими» минералами.

Уильям Гилберт

Плюсы

Электрическая энергия широко применяется в экономике и в быту. С её помощью производятся освещение, отопление, водоснабжение и вентиляция производственных и административных зданий. Без этой энергии перестанут двигаться троллейбусы, трамваи, метро, автомобили, остановится железная дорога, откажутся работать любимые компьютеры, телевизоры, бытовая техника. Можно сказать, что жизнь остановится, так как без электрической энергии в современном мире человечество жить не может.

Минусы

Минусы

Прикосновения к проводникам электрического тока часто заканчивается электротравмой или электрическим ударом. При электротравмах электрический ток проходит через тело человека, что, как правило, приводит к электрическому ожогу и сильному сокращению мышц, в результате которого могут произойти разрывы кровеносных сосудов, кожи, связок и даже  вывихи суставов и переломы костей.

7

Компьютер

Компьютер  — устройство или система, способное выполнять заданную, чётко определённую последовательность операций.

Это чаще всего операции численных расчётов и манипулирования данными, однако сюда относятся и операции ввода-вывода. Описание последовательности операций называется программой.Появление компьютеров совершило в нашей жизни революцию. Они изменили наш подход к работе, учёбе, досугу и другим сторонам жизни.

Плюсы

Минусы

  • Развитие логического, прогностического и оперативного мышления.Успешное применение компьютеров, получение с их помощью более продуктивных результатов повышает самооценку человека, его уверенность в способности решать профессиональные задачи. Из позитивного отношения к различным сторонам работы с компьютером складывается удовлетворенность пользователя.
  • Все это приводит к формированию у некоторых пользователей позитивных личностных черт, таких, например, как деловая направленность, точность, аккуратность, уверенность в себе, которые переносятся и в другие области жизнедеятельности.
  • Компьютер приносит нам большие удобства и облегчает нашу работу. 
  • Экономия бумаги.
  • Компьютеры помогают нам общаться, можно говорить и даже видеть человека на другом конце света.

Минусы

назад

  • Упрощение решения задач с помощью компьютера, редуцирование их смысловой стороны
  • Наносит вред психике и глазам.
  • Приводит к искревлению позвоночника, если сидеть не правильно.
  • Компьютер и интернет – люди уходят из реальной жизни
  • «Живое» общение сводится к нулю
  • Появляется зависимость от компьютера

Мобильный телефон

Переносное средство связи, предназначенное преимущественно для голосового общения. В настоящее время сотовая связь — самая распространенная из всех видов мобильной радиосвязи, поэтому чаще всего мобильным телефоном называют сотовый телефон. В то же время, наряду с сотовыми телефонами, мобильными являются также спутниковые телефоны, радиотелефоны и аппараты магистральной связи.

Плюсы

Минусы

  •   Вы можете позвонить куда угодно в любой момент 
  • Большие расстояния больше не мешают вашему общению  мобильный телефон компактен и удобен, он всегда с собой 
  • Можно найти нужную человеку информацию
  • В телефоне есть много различных функций.Мы можем читатьсмотреть видео в своем телефоне
  • Мини компьютер

Минусы

  • Поскольку телефон распространяет электромагнитное излучение, а сам он находится близко к телу человека, существует опасение о вреде этого излучения здоровью при длительном пользовании устройством. Это излучение не является ионизирующим, но способно вызывать локальное повышение температуры живых тканей и, по утверждениям некоторых учёных, приводить к возникновению хромосомных аберраций в клетках(наличие эффекта спорно).
  • Споры о вреде или безвредности мобильных ведутся постоянно. Сторонники вреда часто высказывают версию о том, что финансовый интерес производителей телефонов является причиной скрытия или «приукрашивания» результатов исследований на эту тему. Согласно принципу предупреждения организации по охране здоровья рекомендуют минимизировать время использования мобильного телефона и нахождения его вблизи головы, особенно для детей.
  • Существует мнение, что мобильный телефон может стать причиной заболевания раком. Десятилетний эксперимент, проведённый специалистами ВОЗ в 13 странах, показал, что активные пользователи сотовой связи болеют карциномой на 50 % чаще остальных.
  • Минимум общения. Можно никуда не ездить, никого не навещать,

а просто попросить позвонить.

Автомобиль

Сегодня автомобили стали очень популярными и занимают важное место в жизни каждого современного человека. Трудно представить современную жизнь без автомобиля, производители совершенствуют автомобили, снабжают их новейшими технологиями, создавая новые модели и марки.

Плюсы

  • Возможность быстрого передвижения в любое место и в нужное время, престиж и уважение других людей. Автомобиль обеспечивает максимальный комфорт и уют при передвижении.
  • Автомобиль- это средство передвижения, которое не нужно ждать, в котором всегда есть свободные удобные и комфортные места, в котором зимой тепло, а летом прохладно.

Минусы

назад

  • Автомобиль загрязняет окружающую среду выхлопными газами. Страдает не только атмосфера — отходы транспортной деятельности попадают в воду, машины увеличивают шумовое воздействие.
  • Вреден для здоровья: люди меньше ходят,сидя за автомобилями; дышат выхлопными газами.

Ядерная энергия

  • На атомных электрических станциях ядерная энергия используется для получения тепла, используемого для выработки электроэнергии и отопления. Ядерные силовые установки решили проблему судов с неограниченным районом плавания. В условиях дефицита энергетических ресурсов ядерная энергетика считается наиболее перспективной в ближайшие десятилетия.
  • Энергия, выделяемая при радиоактивном распаде, используется в долгоживущих источниках тепла и бетагальванических элементах.
  • Энергия деления ядер урана или плутония применяется в ядерном и термоядерном оружии (как пускатель термоядерной реакции). Существовали экспериментальные ядерные ракетные двигатели, но испытывались они исключительно на Земле и в контролируемых условиях, по причине опасности радиоактивного загрязнения в случае аварии.

Плюсы

  • Для получения электроэнергии требуется небольшое количество топлива, поэтому она дешевая
  • Нет выбросов в атмосферу
  • Простота в обслуживании и эксплуатации

Минусы

  • Возможность аварий на АЭС
  • Проблема захоронения ядерных отходов
  • Содействие распространению ядерного оружия

Фукусима-1

Крупная радиационная авария (по заявлению японских официальных лиц — 7-го уровня по шкале INES), произошедшая 11 марта 2011 года в результате сильнейшего в истории Японии землетрясения и последовавшего за ним цунами.

Чернобыльская АЭС

Разрушение 26 апреля 1986 года четвёртого энергоблока Чернобыльской атомной электростанции, расположенной на территории Украины.Взрыв, в следствие которого реактор был полностью разрушен, и в окружающую среду было выброшено большое количество радиоактивных веществ.

Атомная энергетика

Плюсы и Минусы Научно-Технического прогресса

  • +Делает нашу жизнь более комфортной +Облегчает труд человека +Повышает информационность и мобильность +Появляются новые сферы общения
  • — Приводит к ухудшению экологии -Истощаются природные ресурсы -Человечество становится более ленивым, менее подвижным — НТП может нести смертельную опасность — различные виды излучения,аварии техногенного характера.

Опасные объекты России

  • Более 30 тыс. гидротехнических сооружений
  • Более 45 тыс. радиационно-,химически-, биологически, взрыво-, пожароопасных объектов
  • Более 217 тыс. км. трубопроводного транспорта
  • В зонах повышенного риска проживает более

50 % населения страны

  • Более 45% всей территории России находится в зонах повышенного риска

Вывод

  • В промышленном производстве НТР привела к:
  • — снижению доли тяжелого ручного труда, его заменили механизмы
  • — появлению новых профессий
  • — развитию нематериальных отраслей производства (сфера обслуживания, реклама, маркетинг)
  • — необходимости специального или высшего образования по профессии
  • Одновременно НТР привела:
  • — к росту количества безработных граждан
  • — снижению их социальной защищенности
  • — загрязнению среды и нарушению ее структуры
  • — возникновению угрозы гибели всего живого на Земле.

videouroki.net

Лекция 1 — Введение. Математика как основная часть мировой культуры. Математика и научно-технический прогресс.

Роль математики в общечеловеческой культуре огромна. Обращаясь к истории философии, следует отметить, что ученые, создававшие математику Нового времени, рассматривали математическую науку как составную часть философии, которая служила средством познания мира (рисунок 1).

Рисунок 1

Место математики в жизни и в науке определяется тем, что она позволяет перевести «общежитейские», интуитивные подходы к действительности, базирующиеся на приблизительных описаниях, на язык точных определений и формул, из которых возможны количественные выводы. Не случайно говорят, что степень научности той или иной дисциплины измеряется тем, насколько в ней применяется математика.

Математика является частью общечеловеческой культуры. На протяжении нескольких тысячелетий развития человечества шло накопление математических фактов, что привело около двух с половиной тысяч лет назад к возникновению математики как науки. Квадривий, изучавшийся в Древней Греции, включал арифметику, геометрию, астрономию и музыку. О значении математики для человечества говорит тот факт, что «Начала» Евклида издавались бесчисленное число раз (не считая Библии).

Математика способствует выработке научного мировоззрения и достижению необходимого общекультурного уровня. История зарождения великих математических идей, судьбы выдающихся математиков (Архимед, Галуа, Паскаль, Галилей, Гаусс, Эйлер, Ковалевская, Чебышев и др.) дают пищу для ума и сердца, примеры беззаветного служения науке, приводят к философским размышлениям и нравственным поискам.

Математические рассуждения позволяют правильно устанавливать причинно-следственные связи, что, безусловно, должен уметь каждый человек. Стиль изложения математики, ее язык влияют на речь. Каждый культурный человек должен иметь представление об основных понятиях математики, таких, как число, функция, математическая модель, алгоритм, вероятность, оптимизация, величины дискретные и непрерывные, бесконечно малые и бесконечно большие. Речь идет именно об основных понятиях и идеях, а не о наборе конкретных формул и теорем.

Человек, знающий математику лишь по школьному курсу, вряд ли сознает, сколь мизерное (но предельно необходимое) количество знаний, накопленных задолго до начала XX в., сообщается в школе. А ведь в наши дни в мире ежемесячно выходят сотни математических журналов, публикующих тысячи новых теорем с трудными, порой многостраничными доказательствами. И это не считая публикаций по приложениям математики. Следует отметить тесную взаимосвязь между расширением ее фронта, усилением активности и изменением представлений математиков о предмете своей науки (хотя полного единодушия во взглядах нет).

Сейчас не удивишь словосочетаниями «математическая лингвистика», «математическая биология», «математическая экономика» и т.п. Какую дисциплину ни взять, вряд ли кому-нибудь покажется невозможным присоединение к ее наименованию эпитета «математический». Математика занимает сегодня видное место в жизни общества.

Тем не менее, повсеместный триумф математики некоторым кажется загадочным, даже подозрительным. Не вызывает сомнений право на всеобщее признание, например, физики или химии. Физика открывает нам новые источники энергии, новые средства быстрой связи. Химия создает искусственные ткани, сейчас пытается создать искусственную пищу. Неудивительно, что эти науки, помогающие человеку в его извечных поисках энергии, связи, одежды и еды, прочно вошли в нашу жизнь.

Что же дает математика, которая не открывает новых способов передвижения, как физика, и не создает новых вещей, как химия? Почему появление в какой-либо отрасли науки и техники математических методов означает и достижение в этой отрасли определенного уровня зрелости, и начало нового этапа развития?

Еще недавно ответ на эти вопросы состоял в том, что математики умеют хорошо вычислять и осуществляют математическую обработку цифровых данных, связанных с тем или иным изучаемым процессом. Однако при всей важности вычислительного аспекта математики, особенно в последние годы в связи с бурным ростом вычислительной техники, он оказывается неглавным при попытке объяснить причины математизации современного мира.

Главная причина этого процесса такова: математика предлагает весьма эффективные модели для изучения окружающей действительности в отличие от менее общих и более расплывчатых моделей, предлагаемых другими науками. Такие модели математика дает с помощью своего особого языка – языка чисел, различных символов. При этом математическая модель, отображая и воспроизводя те или иные стороны рассматриваемого объекта, способна замещать его так, что исследование модели даст новую информацию об объекте, опирающуюся на принципы математической теории, сформулированные математическим языком законы природы и общества. Если математическая модель верно отражает суть данного явления, то она позволяет находить и не обнаруженные ранее закономерности, давать математический анализ условий, при которых возможно решение теоретических или практических задач, возникающих при исследовании этого явления.

Возникает один общий вопрос: нужна ли математика гуманитарию вообще?

Известно, что математика является частью общечеловеческой культуры, такой же неотъемлемой и важной, как право, медицина, естествознание и многое другое. Все лучшие достижения человеческой мысли, человеческих рук и составляют основу гуманитарного образования, необходимого каждому современному человеку. Исходя из этого, для студента-гуманитария математика – это, прежде всего, общеобразовательная дисциплина, как, например, право для студента-математика.

Но значение математики этим не исчерпывается. Напомним слова М.Ломоносова: «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит». Математика влияет на упорядочение ума общностью и абстрактностью своих конструкций. Математика полна всякого рода правил, общих, строго определенных методов решения различных классов однотипных задач. Решая любую задачу, человек должен строго следовать точному предписанию (алгоритму) о том, какие действия и в каком порядке надо выполнить. Нередко изучающему математику приходится составлять подобные предписания, т. е. находить алгоритм.

Можно утверждать, что математика учит точно формулировать разного рода правила, предписания, инструкции и строго их исполнять (не последнее качество, необходимое, например, любому юристу). В юриспруденции, как и в математике, применяются одни и те же методы рассуждений, цель которых – выявить истину. Любой правовед, как и математик, должен уметь рассуждать последовательно, применять на практике индуктивный и дедуктивный методы. Занимаясь математикой, будущий правовед формирует свое профессиональное мышление.

Кроме того, применение математических методов расширяет возможности каждого специалиста. Существенную роль играют статистика, умение правильно обработать информацию, сделать достоверный вывод или прогноз на основании имеющегося статистического материала.

Мы живем в век математики. В настоящий момент одни науки уже безоговорочно приняли математику на вооружение, другие только начали ее применять. Гуманитарии, например, относятся к последним. Среди них немало еще сомневающихся в перспективности использования математических методов. Однако в настоящее время большая их часть спорит уже не о том, «нужно ли применять», а о том – «где и как лучше применять».

Математика – это феномен общемировой культуры, в ней отражена история развития человеческой мысли. Математика, с ее строгостью и точностью, формирует личность, предоставляет в ее распоряжение важнейшие ресурсы, столь необходимые для обеспечения наилучшего будущего.

Итак, математическое образование важно с различных точек зрения:

— логической — изучение математики является источником и средством активного интеллектуального развития человека, его умственных способностей;

— познавательной – с помощью математики познается окружающий мир, его пространственные и количественные отношения;

— прикладной – математика является той базой, которая обеспечивает готовность человека как к овладению смежными дисциплинами, так и многими профессиями, делает для него доступным непрерывное образование и самообразование;

— исторической – на примерах из истории развития математики прослеживается развитие не только ее самой, но и человеческом культуры в целом;

— философской – математика помогает осмыслить мир, в котором мы живем, сформировать у человека развивающиеся научные представления о реальном физическом пространстве.

www.grishko.esy.es

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *