Содержание

Урок-зачет (контроль знания текста) по поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»

Разделы: Литература


Художественная литература – хранитель культуры. Читатель погружается в жизнь героев. Чтением формируются вкусы, взгляды, характеры. Вдумчивому, талантливому читателю, который способен осознать не только главную мысль прочитанного, но и смысл диалогов, пейзажа, монологов, роль деталей, значение избранной автором темы, который способен тонко почувствовать красоту и своеобразие писательского слога, открывается очень и очень многое.

Немаловажную роль в воспитании такого читателя играют уроки-зачеты по тексту художественного произведения в форме “вертушки”. В нашем распоряжении оказывается один из способов привлечения интереса к чтению и в первую очередь к себе как к читателю – как к человеку мыслящему, чувствующему, познающему и создающему прекрасное.

Такие уроки (после знакомства с системой работы ярославского учителя З. А. Павловой) провожу уже несколько лет. Принцип осуществления данного типа урока со стороны прост: ученики пять раз в течение урока переходят от стола к столу и вполголоса отвечают консультантам. Переходы осуществляются по плану, записанному на врученной им карточке, номер которой на время урока становится их личным номером. Таких карточек 25 (комплект для класса в тридцать человек: пять консультантов и двадцать пять участников) . В первой графе указаны переходы, во второй – столы (они обозначены буквами А, В, С, Д, Е, и такими же знаками обозначены сами столы), в третьей – роль (номер вопроса, на который нужно ответить) .

Итак, у нас сегодня урок-зачет по тексту поэмы А. С. Пушкина “Медный всадник” (урок провожу в системе внеклассного чтения в 7 классе после изучения поэмы Пушкина “Полтава”) . Чтобы понять суть данной технологии, придется “повертеться” вместе с учениками. Возьмем карточку №1, и в первый переход придем к столу А. Консультант называет общий вопрос: “Кто это? Портрет. ”. Наша роль – 5, значит, мы отвечаем на пятый вопрос: “…они по ближним улицам и дальним \\ В опасный путь средь бурных вод пустились…”. Мы знаем ответ: это генералы. Консультант ставит на особой карточке с номерами от 1 до 25 + напротив нашего номера.

Во второй переход мы попадаем на стол Е, где будем отвечать на четвертый вопрос: “Вставь пропущенное слово”: “…И думал он: Отсель грозить мы будем (…) ”. Ответ – “шведу” — и второй консультант ставит нам +.

В третьем переходе у нас стол Д. Общий вопрос: “Кому принадлежат слова?”. Наша роль 3: “Красуйся, град Петров, и стой \\ Неколебимо, как Россия”. Мы не помним, поэтому + не получаем. Когда все на нашем столе ответили, вопрос №3 разыгрывается. На него отвечают другие: “автору”.

Следующий переход – четвертый, мы идем к столу С. У нас вопрос №2: “Место действия. ”: “Какое имя носила площадь, где сидел “на звере мраморном верхом” после наводнения Евгений?”. Мы отвечаем, что это площадь Петра, и получаем +.

Последний переход, стол В, у нас вопрос №1: “Времена и числа”: “Сколько лет служит Евгений?”. Мы отвечаем, что 2 года, и получаем +. На нашем столе остался неотвеченным вопрос №4. Консультант задает его желающим ответить: “За сколько перевез Евгения на другой берег перевозчик?”. Мы вспоминаем, что Евгений заплатил гривенник. И на листке рядом с нашим номером появляется еще один +.

Зачет окончен. Консультанты подводят итоги: у нас пять плюсов, но мы слышим, что есть и больше.

В подготовке “вертушки” есть свои правила:

1. Пять вопросов для одного стола объединены одной темой (портрет, пейзаж, интерьер, костюм, цифры, флора, фауна и т. д. ) .

2. Вопросы располагаются в строгой последовательности по сюжету произведения.

3. Три группы вопросов – это вопросы более легкие, две группы – более сложные.

4. Для консультантов зачет проводится накануне. У каждого из них есть карточка с вопросами, карточка с ответами и карточка с номерами, где ставятся плюсы.

5. В следующий раз консультантами становятся победители.

Урок-зачет (контроль знания текста) по поэме А. С. Пушкина “Медный всадник”.

Цель:

1) контроль знания текста произведения, прочитанного в системе внеклассного чтения;

2) сопоставление знаний ученика с достижениями других учеников;

3) подготовка к последующему детальному анализу художественного текста;

4) развитие у детей умения читать “качественно”, вдумчиво, не торопясь;

5) развитие умения работать в сотрудничестве (работа в группах) ;

6) закрепление навыков самодисциплины, взаимоконтроля .

Оборудование:

1. Карточки с вопросами для каждого стола.

2. Карточки с ответами на вопросы.

3. Карточки с номерами, где ставятся плюсы.

4. Карточки-знаки для обозначения столов.

5. Таблички-схемы для терминологической игры “Продолжи предложение” (работа по теории литературы ) и рисунки “Угадай героя” для паузы при подведении итогов.

6. Нормы оценок.

План.

1. Вступительное слово учителя.

2. Работа в группах под руководством консультантов.

3. Терминологическая игра “Продолжи предложение”.

4. Подведение итогов жюри. Выставление оценок.

Тип урока: урок-зачет.

Ход урока.

1. Организационный момент: вступительное слово учителя.

Уже в незапамятные времена у жителей Древней Греции превыше всего ценились в разговоре краткость и ясность. Само слово “лаконизм” (краткость, сжатость речи) произошло от названия области Древней Греции – Лаконики, жители которой, спартанцы, отличались суровыми нравами, а также краткостью и точностью речи. Сохранилось предание о том, как одна спартанка, провожая сына в бой, сказала ему: “Со щитом или на щите”. Это значило: возвращайся с победой или вовсе не возвращайся живым. Потерять щит в бою считалось позором, а тело погибшего воина приносили на щите.

Чрезвычайно высоко ценили краткость речи выдающиеся русские писатели. Замечательный стилист А. П. Чехов говорил: “Краткость – сестра таланта”. Придавая огромное значение работе над каждым словом, он писал: “Надо делать – в этом искусство. Надо выбрасывать лишнее…Надо заботиться об ее музыкальности”.

Овладение искусством изъясняться кратко и выразительно, чтобы, как писал Н. А. Некрасов, “словам было тесно, мыслям просторно”, — задача нелегкая, но при желании вполне осуществимая. И эту задачу мы попытаемся с вами сегодня выполнить на нашем, уже ставшем привычном, уроке – “вертушке” по прочитанной вами самостоятельно поэме А. С. Пушкина “Медный всадник”. Итак, мы начинаем наше путешествие по горным перевалам знаний с первого перехода.

2. Работа в группах.

СТОЛ “А”.

КТО ЭТО? ПОРТРЕТ.

1.

“…она дышала, как с битвы прибежавший конь”.

2.

Он “не унывая, открывал Невой ограбленный подвал”.

3.

“Поэт, любимый небесами,
Уж пел бессмертными стихами”

4.

“…зрит Божий гнев
И казни ждет”. Кто это?

5.

Они “…по ближним улицам и дальним
В опасный путь средь бурных вод пустились”.

СТОЛ “В”.

ЧИСЛА И ВРЕМЯ.

1. Сколько лет служит Евгений?

2. На сколько дней, как думал Евгений, он будет разлучен с Парашей?

3. В каком месяце происходит начало событий, изображенных в поэме “Медный всадник”?

4. За сколько перевез Евгения на другой берег на своей лодке перевозчик?

5. Когда нашли труп Евгения?

СТОЛ “С”.

МЕСТО ДЕЙСТВИЯ

1. Как назывались потешные поля?

2. Как называлось здание – “игла”?

3. Где в начале поэмы жил Евгений?

4. Кто всплыл, “как тритон, по пояс в воду погружен”?

5. Какое имя носила площадь, где сидел “на звере мраморном верхом” после наводнения Евгений?

СТОЛ “Д”.

КОМУ ПРИНАДЛЕЖАТ СЛОВА?

1.

“С божией стихией
Царям не совладать”.

2.

“Жениться? Мне?

Зачем же нет?”

3.

“Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия”

4.

“О мошный властелин судьбы?
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной,
Россию поднял на дыбы”
“Но бедный, бедный мой Евгений…”

СТОЛ “Е”.

ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО.

1.

“Но торжеством победы полны,
Еще кипели злобно (…) ”.

2.

“И он, как будто околдован,
Как будто к (…) прикован”.

3.

“С поднятой лапой, как живые,
Стоят два (…) сторожевые”.

4.

“…И думал он:
Отсель грозить мы будем (…) ”.

5.

“Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить (…) ”.

3. Терминологическая игра “Продолжи предложение”.

Итак, спасибо всем за плодотворную совместную работу. Предлагаю вам, пока жюри подведет итоги, поиграть.

“ПРОДОЛЖИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ”.

1. Поэма – один из жанров …. (лироэпических произведений).

2. В поэме ярко выражено …(авторское отношение к изображаемому) .

3. В поэме “Медный всадник” А. С. Пушкин свою любовь, восхищение Петербургом передает торжественным слогом, используя …(эпитеты, сравнения, иносказания, гиперболы) .

4. Прием, при котором происходит перенесение свойств одного предмета на другой по принципу их сходства или контраста, называется …(метафорой) .

5. Выражения “державное теченье”, “оград узор чугунный”, “прозрачный сумрак”, “блеск безлунный” являются …(эпитетами) .

6. Выражения “и перед младшею столицей”, “девичьи лица ярче роз”, “порфироносная вдова” являются … (сравнениями) .

7. Выражение “корабли толпой со всех концов земли к богатым пристаням стремятся” является … (гиперболой) .

8. В поэмах А. С. Пушкина “Полтава” и “Медный всадник” одним из важнейших образов является образ… (Петра) .

9. Используемые в описании Петербурга выражения “задумчивые ночи”, “спящие громады”, “золотые небеса”, “заря спешит”, “бег санок”, “говор балов” являются … (метафорами) .

10. И, в заключение, еще один вопрос. Мы многое узнали о Петре Первом и о его “твореньи рук” - новой столице того времени, “окне в Европу”, г. Петербурге. А что знаете вы о Санкт-Петербурге? С какой датой ассоциируется у вас это слово (важной и знаменательной) ? Триста лет – это мало или много?

4. Подведение итогов составом жюри. Выставление оценок.

Приложение. Нормы оценок и ключи.

5.01.2006

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Тест»А С Пушкин»Медный всадник» Литература 7 класс

А. С. Пушкин. «Медный всадник»

Автор: ©2017, ООО КОМПЭДУ, http://compedu.ru

Описание:

При поддержке проекта http://videouroki.net

Задание 1

Вопрос:

Укажите, где правда, а где ложь.

Укажите истинность или ложность вариантов ответа:

__ события в поэме «Медный всадник» происходят в Москве

__ Евгений был студентом

__ Евгений от потопа спасался на скульптуре льва

__ «кумир на бронзовом коне» − император Павел

Задание 2

Вопрос:

Героя поэмы «Медный всадник» Евгения лодочник повёз за гривенник. Что это за сумма?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) 5 копеек

2) 10 копеек

3) 15 копеек

4) 20 копеек

Задание 3

Вопрос:

Как звали невесту Евгения, героя поэмы «Медный всадник»?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Даша

2) Глаша

3) Параша

4) Дуняша

Задание 4

Вопрос:

Какова была погода в канун дня наводнения в поэме «Медный всадник»?

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) ветер

2) дождь

3) туман

4) град

Задание 5

Вопрос:

Какого названия города нет в поэме «Медный всадник»?

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) Петра творенье

2) Петрополь

3) Петроград

4) Петербург

Задание 6

Вопрос:

Что видел царь Пётр, стоя на берегу Невы?

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) чёлн на реке

2) ветхие избы

3) лес

4) горы

Задание 7

Вопрос:

Какова была семья Параши, невесты Евгения, героя поэмы «Медный всадник»?

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) мать

2) отец

3) Параша

4) брат

Задание 8

Вопрос:

Кому была отдана комната Евгения, героя поэмы «Медный всадник»?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) студенту

2) чиновнику

3) поэту

4) художнику

Задание 9

Вопрос:

Правильно сопоставьте слова с их характеристиками.

Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:

1) широкие улицы, площади

2) когда-нибудь

3) финны

4) северный

__ чухонцы

__ полнощный

__ стогны

__ ужо

Задание 10

Вопрос:

Какое утверждение неверно?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) бурно разлилась Нева

2) Евгений сошёл с ума

3) Параша погибла

4) «кумир на бронзовом коне» и Евгений дружески беседовали

Ответы:

1) (5 б.) Верные ответы: Нет; Нет; Да; Нет;

2) (5 б.) Верные ответы: 2;

3) (4 б.) Верные ответы: 3;

4) (4 б.) Верные ответы: 1; 2;

5) (5 б.) Верные ответы: 4;

6) (4 б.) Верные ответы: 1; 2; 3;

7) (5 б.) Верные ответы: 1; 3;

8) (3 б.) Верные ответы: 3;

9) (4 б.) Верные ответы: 3; 4; 1; 2;

10) (3 б.) Верные ответы: 4;

4

multiurok.ru

КИМ ЕГЭ «Медный всадник» — А.С. Пушкин — Литература — Каталог статей

На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн,

И вдаль глядел. Пред ним широко

Река неслася; бедный чёлн

По ней стремился одиноко.

По мшистым, топким берегам

Чернели избы здесь и там,

Приют убогого чухонца;

И лес, неведомый лучам

В тумане спрятанного солнца,

Кругом шумел.

 

 И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

На зло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твердой стать при море.

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам

И запируем на просторе.

Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознесся пышно, горделиво;

Где прежде финский рыболов,

Печальный пасынок природы,

Один у низких берегов

Бросал в неведомые воды

Свой ветхой невод, ныне там,

По оживленным берегам,

Громады стройные теснятся

Дворцов и башен; корабли

Толпой со всех концов земли

К богатым пристаням стремятся;

В гранит оделася Нева;

Мосты повисли над водами;

Темнозелеными садами

Ее покрылись острова,

И перед младшею столицей

Померкла старая Москва,

Как перед новою царицей

Порфироносная вдова.

 

 

А.С.Пушкин «Медный всадник»

В1. Из какой части произведения взят отрывок?

 

Ответ: _______________________________________________________

 

В2. Укажите жанр произведения «Медный всадник».

 

Ответ: _______________________________________________________

 

В3. «На берегу пустынных волн/ Стоял он…». О ком эти слова?

 

Ответ: _______________________________________________________

 

В4. Назовите средство художественной изобразительности, которое использует автор: «Все флаги в гости будут к нам»?

 

Ответ: _______________________________________________________

 

В5. Автор часто употребляет слова: « полн», «чёлн», «отсель», «град», «блат». Как называются подобные слова?

 

Ответ: __________________________________________________________

В6. Как в литературоведении называется прием, помогающий раскрыть мысли персонажа:    

                          И думал он:

          Отсель грозить мы будем шведу,

          Здесь будет город заложен

          На зло надменному соседу.

 

Ответ: _______________________________________________________

 

В7. Укажите название средства иносказательной выразительности, которое использует А.С.Пушкин: «В Европу прорубить окно».

 

Ответ: _______________________________________________________

 

В8. Как называется слово или сочетание, сопоставляющее несколько предметов или явлений по принципу сходства («Нева металась, как больной В своей постеле беспокойной»)?

 

Ответ: ________________________________________________________

 

В9. Как называется замена названия предмета, лица, явления описанием его признаков («Люблю тебя, Петра творенье…»)?

 

Ответ: ________________________________________________________

 

В10. Как называется стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, имеющего целью усиление выразительности («И взоры дикие навёл На лик державца полумира»)?

 

Ответ: ________________________________________________________

 

В11. Как называется скрытая насмешка, выражающаяся употреблением слов в противоположном смысле: «Граф Хвостов, Поэт, любимый небесами, Воспел бессмертными стихами несчастье невских берегов»?

 

Ответ: ________________________________________________________

 

В12. Как называется вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается в силу его крайней очевидности: «Жениться? Ну…зачем же нет?»?

Ответ: ________________________________________________________

 

В13. Какое жанровое определение использует Пушкин в подзаголовке поэмы «Медный всадник» для характеристики её сюжетной части, где рассказывается о судьбе Евгения?

 

Ответ: ________________________________________________________

 

В14. Установите соответствие между персонажами поэмы «Медный всадник» и событиями, которые происходят с ними. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца, выбрав три из четырёх позиций.

 

ПЕРСОНАЖИ                                                   СОБЫТИЯ

 

А)Пётр I                                              1)строит планы семейной жизни

Б)Евгений                                           2)пытается организовать помощь пострадавшим

В)Александр I                                   3)возводит новую столицу России

                                                               4)погибает во время наводнения

 

Ответ:

 

 

В15. Укажите средство художественной выразительности, заключающееся в одушевлении явлений природы и наделении их человеческими свойствами, использованное в строках:

                                                              Он узнал

                               И место, где потоп играл,

                               Где волны хищные толпились,

                               Бушуя злобно вкруг него…

 

Ответ: _________________________________________________________

 

В16. Назовите определение, которое в русской литературе второй половины XIX века стали широко использовать, характеризуя героев, подобных Евгению из «Медного всадника».

 

Ответ: ___________________________________________________________

 

В17. Как в литературоведении называется средство художественной выразительности, являющееся образным определением предмета: «Невы державное теченье», «задумчивые ночи», «блеск безлунный», «пустынных улиц»?

 

Ответ: ___________________________________________________________

 

В18. Как называется приём, основанный на повторении однородных согласных звуков: «Ногою твердой стать при море»?

 

Ответ: ___________________________________________________________

 

В19. Поэт в «Медном всаднике» воспринимает наводнение не только как природное явление, но и как аналог жизненных бурь и лишений. Как определяется такой знаковый образ, смысл которого выходит на пределы предметного значения?

 

Ответ: ________________________________________________________

 

В20. Как называется приём, основанный на повторении гласных звуков: «Приют убогого чухонца»?

 

Ответ: ________________________________________________________

 

В21. В «Медном всаднике» А.С. Пушкин создал обобщённый художественный образ Евгения как «маленького человека». Каким термином принято называть подобные образы?

 

Ответ: ________________________________________________________

 

С1. Каково отношение автора к образу Петра I в произведении «Медный всадник»?

 

С1. В чём смысл вопроса: «Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта»?

 

С1. Как изменилась судьба и мировоззрение Евгения под влиянием разрушительного наводнения?

 

С2. Объясните, почему героя «Медного всадника» Евгения относят к  литературному типу «маленького человека». Кто еще из русских писателей обращался к теме «маленького человека»?

 

С2. В каких произведениях русской литературы XIX века природа оказывает существенное воздействие на жизнь героев и в чём проявляется это воздействие?

 

С2. Поэма «Медный всадник» – художественный итог размышлений Пушкина о личности Петра I, о «петербургском» периоде русской истории. В каких ещё произведениях мы встречаем образы Петра и Петербурга и в чём их можно сопоставить с «Медным всадником»?

 

 

banakhevich.ucoz.ru

Тест «А. Пушкин. «МЕДНЫЙ ВСАДНИК»» 7 Класс

А. Пушкин. «МЕДНЫЙ ВСАДНИК». Тест

Выполнил(а)________________________________________________________

1. Каково отношение А. С. Пушкина к Петру I в по­эме «Медный всадник»: а) восторженное; б) негативное; в) двойственное; г) равнодушное.

2. С какой целью Петр I решает «…в Европу прору­бить окно»: а) расширить торговые отношения с Европой; б) «…назло шведу»; в) так было «суждено» Петру I; г) для того чтобы вывести Россию из вековой изоля­ции и возвысить ее роль на международной арене.

3. Какими средствами А. С. Пушкин передает свой восторг от Петербурга: а) внутренними монологами; б) прямыми авторскими оценками; в) с помощью героя-рассказчика; г) через демонстрацию мнения Петра I.

4. Прочитайте отрывок из поэмы. Какой художествен­ный прием использован в этих строках: «…И перед младшею столицей Померкла древняя Москва, Как перед новою царицей Порфироносная вдова…». а) метафора; б) антитеза; в) сравнение; г) олицетворение.

5. Как можно определить пафос вступления: а) задумчивый, печальный; б) трагический; в) философский; г) торжественный, горделивый.

ЭТАЛОН: 1в; 2г; 3б; 4в; 5в.

Выполнил(а)________________________________________________________

1. Каково отношение А. С. Пушкина к Петру I в по­эме «Медный всадник»: а) восторженное; б) негативное; в) двойственное; г) равнодушное.

2. С какой целью Петр I решает «…в Европу прору­бить окно»: а) расширить торговые отношения с Европой; б) «…назло шведу»; в) так было «суждено» Петру I; г) для того чтобы вывести Россию из вековой изоля­ции и возвысить ее роль на международной арене.

3. Какими средствами А. С. Пушкин передает свой восторг от Петербурга: а) внутренними монологами; б) прямыми авторскими оценками; в) с помощью героя-рассказчика; г) через демонстрацию мнения Петра I.

4. Прочитайте отрывок из поэмы. Какой художествен­ный прием использован в этих строках: «…И перед младшею столицей Померкла древняя Москва, Как перед новою царицей Порфироносная вдова…». а) метафора; б) антитеза; в) сравнение; г) олицетворение.

5. Как можно определить пафос вступления: а) задумчивый, печальный; б) трагический; в) философский; г) торжественный, горделивый.

Выполнил(а)________________________________________________________

1. Каково отношение А. С. Пушкина к Петру I в по­эме «Медный всадник»: а) восторженное; б) негативное; в) двойственное; г) равнодушное.

2. С какой целью Петр I решает «…в Европу прору­бить окно»: а) расширить торговые отношения с Европой; б) «…назло шведу»; в) так было «суждено» Петру I; г) для того чтобы вывести Россию из вековой изоля­ции и возвысить ее роль на международной арене.

3. Какими средствами А. С. Пушкин передает свой восторг от Петербурга: а) внутренними монологами; б) прямыми авторскими оценками; в) с помощью героя-рассказчика; г) через демонстрацию мнения Петра I.

4. Прочитайте отрывок из поэмы. Какой художествен­ный прием использован в этих строках: «…И перед младшею столицей Померкла древняя Москва, Как перед новою царицей Порфироносная вдова…». а) метафора; б) антитеза; в) сравнение; г) олицетворение.

5. Как можно определить пафос вступления: а) задумчивый, печальный; б) трагический; в) философский; г) торжественный, горделивый.

Выполнил(а)________________________________________________________

1. Каково отношение А. С. Пушкина к Петру I в по­эме «Медный всадник»: а) восторженное; б) негативное; в) двойственное; г) равнодушное.

2. С какой целью Петр I решает «…в Европу прору­бить окно»: а) расширить торговые отношения с Европой; б) «…назло шведу»; в) так было «суждено» Петру I; г) для того чтобы вывести Россию из вековой изоля­ции и возвысить ее роль на международной арене.

3. Какими средствами А. С. Пушкин передает свой восторг от Петербурга: а) внутренними монологами; б) прямыми авторскими оценками; в) с помощью героя-рассказчика; г) через демонстрацию мнения Петра I.

4. Прочитайте отрывок из поэмы. Какой художествен­ный прием использован в этих строках: «…И перед младшею столицей Померкла древняя Москва, Как перед новою царицей Порфироносная вдова…». а) метафора; б) антитеза; в) сравнение; г) олицетворение.

5. Как можно определить пафос вступления: а) задумчивый, печальный; б) трагический; в) философский; г) торжественный, горделивый.

docbase.org

Тест по поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»

Documents войти Загрузить ×
  1. Искусство и гуманитарные
  2. Религиоведение
  3. Католицизм
advertisement advertisement
Related documents
Zadanija_10_11_12
От сравнения- до перифраза.
Контрольная работа по теме «Лексика. Фразеология».10 класс.
9 класс Функциональная грамотность Образец Задание
Да будет же честь и слава нашему языку, который в
Ответы:
Тема: «Работа над изобразительными средствами выразительности при подготовке к ЕГЭ»
ФИО________________________________класс
I. Вопросы по теории литературы
Открытый урок по русскому языку в 9-м классе «Стилистические фигуры, изобразительно-выразительные средства языка»
РЕФЕРАТ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА целях достижения большей художественной выразительности) название значение термина

studydoc.ru

Тест по повести «Капитанская дочка» и поэме «Медный всадник» А.С. Пушкина

B1

Назовите художественный метод и литературное направление, расцвет которого пришелся на вторую половину XIX века и к которому относят позднее творчество А. С. Пушкина, в том числе роман «Капитанская дочка» и поэму «Медный всадник»?
  Ответ:

 


B2

Как в литературоведении называется цитата, помещаемая перед текстом произведения или части его с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора и т. п. (например, пословица «Береги честь смолоду» в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина)?

 

Ответ:

 


ВЗ

В какой форме построен роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка»?

 

Ответ:

 


B4

Какие реальные события составляют историческую основу романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка»?

 

Ответ:

 


B5

Назовите фамилию персонажа романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка», указавшему Петру Гриневу путь в буране?

 

Ответ:

 


B6

Каким термином обозначают выразительную подробность, играющую в произведении важную роль и наполненную особым смыслом (например, заячий тулуп, подаренный Петром Гриневым незнакомцу-вожатому)?

 

Ответ:

 

B7

Образ какого города рисует поэт во «Вступлении» поэмы «Медный всадник»?

 

Ответ:

 

B8

О чем мечтает герой поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» мелкий чиновник Евгений?

 

Ответ:

 

B9

Что случилось с Евгением после наводнения и гибели невесты?

 

Ответ:

 

B10

Монументальную фигуру какого царя рисует А. С. Пушкин в поэме «Медный всадник»?
Того, чьей волей роковой
Под морем город основался…
Ужасен он в окрестной мгле!
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?

 

Ответ:

 

B11

Как в литературоведении называется средство художественной выразительности, являющееся образным определением предмета: «Невы державное теченье», «задумчивые ночи», «блеск безлунный», «пустынные улицы», «золотые небеса» и др.?
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.

 

Ответ:

 

5litra.ru

Проверочная работа в 10 классе по поэме А.С.Пушкина

Проверочная работав 10 классе по поэме А.С.Пушкина «Медный всадник». Вар.1

  1. Какой неразрешимой проблеме Пушкин посвятил эту поэму? (Счастье человека и интерес государства)

  2. Какие 2 жанра органически «сплелись» в этом произведении? Пушкин-новатор или разрушитель старых традиций? Обоснуй своё мнение. (элегия и ода)

  3. «Куда ты скачешь, гордый конь..» Россия – конь… У какого русского писателя 19 в. Россия-родина вызывает те же ассоциации? К каким традициям обращаются оба писателя? ( Гоголь Русь-тройка «Мёртвые души», народно поэтические традиции)

  4. Какие изобразительно-выразительные средства видишь в строфе:

Погода пуще свирепела,

Нева вздувалась и ревела,

Котлом клокоча и клубясь.

И вдруг, как зверь остервеняясь,

На город кинулась. (олицетворение, сравнение)

  1. Весь «в думе скорбными очами…» глядел царь на «зверство» Невы. Какова роль пушкинского эпитета? (со стихией не справиться даже царям, жаль разрушаемого «града Петрова» )

  2. «Народ зрит божий гнев и казни ждёт». Что в этих строках: христианское восприятие природной стихии или народная оценка, отношение к воздвигнутому «граду Петрову»?

Проверочная работа по поэме «Медный всадник». Вариант 2.

  1. Каким двум темам всей русской (после Пушкина) литературе стала «истоком» данная поэма? (тема «маленького человека», тема Петербурга)

  2. Докажи, что в данном произведении есть признаки классицизма, сентиментализма, реализма.(сочетание жанров: элегия и ода – сентим –классицизм, изображение событий — реализм)

  3. Пушкин назвал это произведение «петербургской повестью». Соответствует ли, на твой взгляд, данное произведение указанному жанру? (это не жанр отмечен, а второе название, что позже будет и у Достоевского: «Белые ночи» сентиментальный роман)

  4. Памятник Фальконе – произведение искусства. Вот пушкинский комментарий:

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?……..

Не так ли ты над самой бездной….

Россию поднял на дыбы?

Какое изобразительно-выразительное средство используют оба творца? (Метафора)

  1. «С божией стихией царям не совладеть» . Кому принадлежат эти слова? Какими чувствами пронизаны слова: горечь, ирония, насмешка? (Николаю 1 – горечь, ирония)

  1. Красуйся, град Петров (…)

Да умирится же с тобой

И побеждённая стихия

Вражду и плен старинный свой

Пусть волны финские забудут

И тщетной злобою не будут

Тревожить вечный сон Петра!

Эти строки а) предваряют события, б) являются финалом поэмы, в) готовят читателя к драматическим событиям,

г) успокаивают жителей столицы.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *