Кладовые Земли. Видеоурок. Окружающий мир 2 Класс

Тема: Природа

Урок: Кладовые Земли

Полезные ископаемые – это богатства, которые добываются из недр Земли или ее поверхности. Жизнь в современном мире невозможна без полезных ископаемых. Некоторые полезные ископаемые используются в строительстве:

Рис. 1. Песок (Источник)

 

Рис. 2. Глина (Источник)

 

Рис. 3. Гранит (Источник)

 

Другие используются как топливо:

Рис. 4. Каменный уголь (Источник)

 

Рис. 5. Торф (Источник)

 

Рис. 6. Нефть (Источник)

 

Рис. 7. Газ (Источник)

 

Из рудосодержащих ископаемых выплавляют металл:

Рис. 8. Выплавка металла  (Источник)

Геологи – изучают полезные ископаемые и разыскивают их месторождения.

Месторождения – это места, где в глубинах Земли и на ее поверхности залегают полезные ископаемые.

Нередко геологи проводят много месяцев вдали от дома, в горах, в тайге или в пустыне. У них есть сложная аппаратура, которая помогает им в их поисках и даже снимки Земли, сделанные из космоса.

 

Полезные ископаемые добывают по-разному: одни в открытых котлованах – карьерах, другие – в шахтах, глубоких колодцах, а для того чтобы извлечь из Земли нефть или газ, люди строят буровые установки и бурят глубокие скважины.

Чтобы изготовить стекло и сделать стакан, нужен специальный песок. Песок – полезное ископаемое. Чтобы суп был соленым, нужна соль, соль — тоже полезное ископаемое. Чтобы сделать тарелку для супа, нужна особая белая глина – каолин, и она тоже полезное ископаемое.

Рис. 9. Каолин (Источник)

 

И маленькая чайная ложка, и огромный самолет сделаны из металла. Их выплавляют из руд, всякая руда – полезное ископаемое.

Очень интересные, хотя и малозаметные для нас объекты природы – камни. Когда мы говорим «камни», мы имеем в виду горные породы и минералы. Минералы – это природные вещества, а горные породы – это природные соединения минералов. Одни из них используют в строительстве, из других делают украшения.

Рассмотрим полезное ископаемое гранит.

Рис. 10. Гранит (Источник)

 

Гранит – очень крепкий и красивый камень. Залегает гранит глубоко в земле и на поверхности, где он встречается в виде целых гор. Он бывает серого, розового и красного цвета. Гранит – это горная порода, состоящая из зерен нескольких минералов, в основном это полевой шпат, кварц и слюда. Цветные зерна – это полевой шпат, полупрозрачные сверкающие – кварц, черные – слюда. Зерно по латыни – грано, отсюда и название – гранит.

Слюда – минерал, состоящий из пластин, которые легко отделяются друг от друга, они темные, но прозрачные и блестят. Слюда входит в состав гранита и некоторых других горных пород.

Рис. 11. Слюда (Источник)

 

Полевой шпат – это самый распространенный минерал земной поверхности. Известно много его разновидностей. Чаще всего они не прозрачные, некоторые из них используются для изготовления украшений.

Рис. 12. Полевой шпат (Источник)

 

Кварц – минерал, который входит в состав гранита, но часто встречается и сам по себе. Прозрачный, бесцветный кварц называют горным хрусталем. Многим известен прозрачный фиолетовый кварц, он называет аметист. Все эти камни используются с давних пор для изготовления украшений.

 

Рис. 13. Кварц (Источник)

 

Рис. 14. Аметист (Источник)

 

Гранит – очень прочный камень, поэтому его используют в строительстве. Из него строят фундаменты домов, набережные, постаменты памятников. Гранит хорошо шлифуется и полируется. Его используют для облицовки стен зданий и станций метро.

Если внимательно рассмотреть найденный у моря или в горах камушек, мы можем заметить, что часто он бывает разноцветным, в полосочку, пятнистым или с разводами. Это происходит потому, что найденный камушек состоит из минералов, на которых оставили следы естественные природные процессы.

Минералы отличаются весом, цветом и твердостью. Из них, как из кирпичиков, состоит мир неживой природы – и большие валуны, и мелкий песок.

Красивые поделочные драгоценные камни – агат, сапфир, гранат – это тоже минералы.

Рис. 15. Агат (Источник)

 

 

Рис. 16. Сапфир (Источник)

 

 

Рис. 17. Гранат (Источник)

 

Минералом также является обычная соль, которую мы употребляем в пищу. Геологи называют ее галит.

Минералы и горные породы образуют неживую природу. Горные породы составляют толщи Земли. Из-за названия может показаться, что горные породы можно встретить в горах. Это не совсем так. Горные породы есть повсюду, только они скрыты от наших глаз слоем земли. Горные породы мы можем увидеть на обрывистых склонах оврагов или по берегам рек.

Полезные ископаемые – клад нашей Земли, поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять.

 

Список рекомендованной литературы

  1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учеб. и раб. тетр. для 2 кл. нач. шк. – М.: Просвещение, 2006.
  2. Бурский О.В., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Окружающий мир. – Баласс.
  3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. – ВЕНТАНА-ГРАФ.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. Детские электронные презентации (Источник).
  2. Xvatit.com (Источник).
  3. Prezi.com (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

  1. с. 34-37, учебник Плешаков А.А. Мир вокруг нас.
  2. с. 16 раб. тетрадь к учебнику Плешаков А.А. Мир вокруг нас.
  3. Узнай, какие полезные ископаемые, минералы добываются в твоем регионе.

 

 

interneturok.ru

Заглянем в кладовые Земли. Учебник, с. 44 — 45

Заглянем в кладовые Земли

Ответы к стр. 44 — 45

  • С какими камнями мы познакомились в прошлом учебном году? Как мы определяли названия камней?

Мы познакомились с гранитом, кремнем, известняком. Определяли по атласу-определителю.

  • С помощью атласа-определителя приведите примеры горных пород и минералов. Используя информацию из атласа-определителя, подготовьте краткие сообщения о них.

Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги? Не только для того, чтобы не споткнуться, не упасть. А для того ещё, чтобы найти, поднять и рассмотреть одно из чудес природы — камень.

Камни — дети самой Земли. Наша планета, сложенная, построенная в основном из твёрдых пород, дарит нам то пёстрый кусок гранита, то жёлто-коричневый кремень, то чёрную прозрачную пластинку слюды… Держите. Любуйтесь. Каждый камень по-своему красив, каждый интересен.
Когда мы говорим «камни», мы имеем в виду разнообразные минералы и горные породы. Минералы — это природные вещества. А горные породы — природные соединения минералов.
Многие минералы имеют вид кристаллов. Это твёрдые тела с очень строгим расположением составляющих их невидимых частиц. Поэтому кристаллы имеют правильную форму, ровные грани и всегда очень красивы.
Камни с древнейших времён играют огромную роль в жизни людей. В истории человечества был даже каменный век — время, когда наши предки почти всё делали из камня: орудия труда и охоты, предметы быта.
Одни камни с давних пор люди используют в строительстве. Например, гранит, известняк, песчаник.
Из многих других делают украшения. Самые красивые камни называют самоцветами. Среди них есть особенно редкие и ценные. их называют драгоценными или ювелирными камнями. К драгоценным камням относят, например, алмаз, рубин, изумруд, сапфир. Все они замечательны, но «царём камней» считается алмаз. Интересно, что алмаз, добытый в природе, не так уж и красив. Красивым его делает мастер: наносит грани, полирует, шлифует. Благодаря этому алмаз превращается в бриллиант, который затем используют для изготовления ювелирных изделий. Вторую группу самоцветов обычно называют ювелирно-поделочными камнями. Это горный хрусталь, малахит, розовый кварц, опал и другие. Третью группу составляют поделочные камни, к которым относятся, например, яшма, оникс, селенит, рисунчатый кремень. Из всех этих камней делают самые разнообразные украшения.

Минералы: поваренная соль, графит, серебро, золото, алмазы, драгоценные камни (алмазы, изумруды, сапфиры, рубины) и др.
Горные породы: гранит, песок, глина, известняк, мел, мрамор и др.

Сообщение «Гранит и его составляющие».

Окружающий мир. 2 класс. Ответы

Заглянем в кладовые Земли. Учебник, с. 44 — 45

5 (100%) 1 vote

volzsky-klass.ru

Атлас-определитель камней и минералов для детей «От земли до неба». Окружающий мир Плешаков + видео

Когда мы говорим «камни», мы имеем в виду минералы и горные породы. Минералы — это твердые природные вещества, минералы являются составной частью горных пород. Камни с древности выручали людей. Из них строили жилище, орудия труда, делали даже оружие в каменном веке. Некоторые породы используются как топливо, из полудрагоценных и драгоценных камней делали и делают по сей день украшения. Не зря тему «минералы и горные породы» дети начинают изучать еще в первом классе, а потом повторяют и закрепляют во втором, третьем, четвертом. Поможет определиться в мире камней атлас-определитель наподобие атласа Плешакова. В нем есть рисунки, по которым камень можно легко идентифицировать, найти его название. А так же вы многое узнаете о некоторых из них.

Некоторые минералы в природе образуют кристаллы — это такие фигуры с ровными гранями, некоторые образуют вкрапления в горную породу, а другие могут встретиться в природе в виде больших камней.

Самоцветы

Яркие, красивые камни люди зовут самоцветами. Из них делают украшения и поделки. Некоторых минералов так мало в природе и их так трудно добыть, поэтому изделия из них очень дорогие, это драгоценные (или ювелирные) камни. Те, что встречаются чаще — полудрагоценные (топаз, малахит, опал, аметист). Еще чаще — поделочные, из них делают статуэтки, шкатулки, сувениры (агат, яшма, селенит, оникс).

Драгоценных камней не так уж и много, к примеру, алмаз, сапфир, рубин, изумруд. Камни шлифуют, нанося на них грани, и от этого природный кусок минерала становится гораздо красивее. Ограненный алмаз называется бриллиант. 

Но камни годятся не только на украшения. Из отходов от обработки алмазов, а это как известно самый твердый минерал, делают инструменты для резки стекла. Раньше рубины использовали в производстве лазеров, теперь их заменили искусственные рубины.

Бирюза — красивый слегка голубоватый или ярко голубой минерал с темными прожилками. Интересная презентация о бирюзе здесь >>

Малахит — ярко-зеленый минерал с красивым темным рисунком. Раньше в больших количествах добывался на Урале, в горах. В сказах Бажова воспет труд мастеров, обрабатывающих уральский малахит. Из малахита изготавливали украшения, шкатулки, и даже вазы и статуэтки.

 

Янтарь — это окаменевшая смола деревьев. Она сохраняет свой желто-оранжевый цвет и прозрачность. Иногда в янтаре встречают разных насекомых, которые увязли в смоле многие годы назад.

 

Коралл — это скелет морских обитателей, коралловых полипов. Кораллы похожи на окаменевшие пористые ветви дерева разных цветов от желтоватого до красного и даже черного. Из кораллов делают украшения.

 

Жемчуг — это не минерал и не горная порода, хотя на вид похож на круглый камушек. Жемчуг вырабатывают морские ракушки — двустворчатые моллюски. Каждая жемчужина покрыта слоем перламутра, она гладкая и блестящая. Бывает белый, розовый и черный жемчуг.

 

Камни используют и в строительстве в качестве стройматериалов (известняк, песчаник) и отделочных материалов (гранит, мрамор).

Другие минералы и горные породы

Эти камни объединяют под названием полезные ископаемые. Часть из них — минералы, часть — горная порода, а некоторые образовались из лавовой пены или останков растений.

Каменная соль (минерал галИт). Если очистить этот минерал от примесей, получится обычная поваренная соль, которую мы употребляем в пищу. А в природе она встречается в виде огромных кристаллических глыб. Галит очень хрупкий и легко растворяется в воде.

Полевой шпат — минерал, один из самых распространенных на земной поверхности. Цвет камня от желтоватого, зеленоватого до коричневого.

Кварц — минерал, образующий красивые продолговатые кристаллы. Если кристаллы прозрачны, в народе его называют горный хрусталь. Если к тому же они окрашены фиолетовым цветом — это аметист. Если белые — молочный кварц. Есть и много других видов кварца. Они используются для изготовления сувениров и украшений. Кварц входит в состав гранита.

Слюда — слоистый и блестящий минерал. Входит в состав гранита и придает ему блеск.

Песчаник — горная порода, состоящая из зёрен песка, сцементированных глинистым или другим материалом. Песчаник может быть разного цвета, но преобладает серый, желтовато-серый или белый, реже красноватый. Его часто используют в строительстве и дизайне участков.

Кремень. С древних времен этот минерал широко применялся в огнивах — приспособлениях для добывания огня. В связи с этим один из элементов огнива стал называться кремень, хотя сегодня вместо минерала используют закаленную сталь. Кремень, к тому же, легко раскалывается на острые обломки, поэтому ранее первобытные люди его применяли для изготовления орудий труда и острого охотничьего оружия.

Пемза — это окаменевшая лава, пористое вулканическое стекло, образовавшееся в результате выделения газов при быстром застывании раскаленной лавы. Она не тонет в воде. Используется пемза для гигиенической чистки пяточек от сухой кожи и вы ее можете обнаружить у себя в ванной.

Гранит — это горная порода, которая состоит из кварца, полевого шпата и слюд. От соотношения минералов зависит цвет гранита. Красноватые, коричневатые, зеленоватые или рыжеватые вкрапления в граните — это кусочки полевого шпата, темные и блестящие — слюда, белые полупрозрачные — кварц. Камень как-будто зернистый, а зерно по латыни звучит как «гранум», отсюда и название породы — гранит. Камень твёрдый и прочный.

Известняк — Мел — Мрамор

Основу известняка составляют останки (панцири, раковины, скелеты) моллюсков и других древних обитателей морей. Они за многие годы под землей измельчились и спрессовались. Но порода все равно не прочная, размывается водой. Используют известняк как строительный камень. Известняк, в котором заметны раковины морских животных и их обломки, называется ракушечником.

Особая форма известняка — мел. Он образован очень мелкими органическими частичками, оставшимися от мертвых морских обитателей. Мел хрупкий, легко крошится. Существуют целые меловые острова, как-будто выросшие из моря.

Мрамор — это отвердевший известняк. Он, как и известняк, состоит из кальцита, но содержит в своем составе еще и примеси. От этих примесей и зависит окраска мрамора — это и полоски разного оттенка, и изогнутые линии.  После полировки на поверхности мрамора вырисовывается красивый рисунок, и поэтому его часто используют для декоративной отделки помещений и зданий.

Торф —  Бурый уголь  —  Каменный уголь —  Антрацит.

Торф состоит из разложившихся растений, растущих на болотах. Основная его составляющая — мох сфагнум. Торф активно используется и в качестве топлива, и как удобрение, и даже в качестве фильтра для сточных очистительных сооружений.

Со временем торф уплотняется и превращается в бурый уголь.

А если он еще полежит под землей долгие годы, он станет каменным углем. Залежи каменного угля, который люди добывают сейчас, образовались из растений, которые жили на земле миллионы лет назад. Это очень длительный процесс. Каменный уголь используют в качестве топлива.

Со временем каменный уголь становится антрацитом. На антрацитах даже можно иногда увидеть отпечатки древних растений — гигантских папоротников. Из таких растений и получился весь существующий сейчас в мире антрацит.

Железная руда — основной источник получения железа. Она, как правило, черного цвета, слегка блестит, со временем рыжеет, очень твердая, притягивает металлические предметы.

Если говорить о полезных ископаемых, нельзя не упомянуть о нефти, хотя это не камень, не минерал и не горная порода. Нефть — полезное ископаемое вещество, вязкая жидкость темного цвета с запахом бензина, горюча. Нефть образовалась из продуктов распада мелких организмов животных и растений (планктона), живших миллионы лет назад. Ее добывают из самых глубин Земли. Используется для получения топлива, смазок, пластмасс.

Видео о красивых камнях из музея самоцветов:

На данной странице часть атласа-определителя, посвященная камням и минералам. Все части атласа:

АТЛАС ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ РАСТЕНИЙ >>

ПРО ГРИБЫ И ЛИШАЙНИКИ>>  

РАЗДЕЛ АТЛАСА ПЛЕШАКОВА ПРО ЖИВОТНЫХ >>

АТЛАС ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ СОЗВЕЗДИЯ И ЗВЕЗДЫ >>

 

7gy.ru

Кладовые Земли — урок. Окружающий мир, 2 класс.

Литосфера — твёрдая оболочка Земли. «Литос» в переводе с греческого языка означает «камень». Земная кора — самый верхний слой Земли. Она изучена лучше всех. В её недрах залегают очень ценные для человека горные породы и минералы, которые он научился использовать в хозяйстве. Литосфера (земная кора) состоит из горных пород и минералов.

 

Горные породы и минералы относятся к неживой природе. Горные породы состоят из минералов. То есть минерал — чистое вещество. Горные породы, которые использует человек, называют полезными ископаемыми.

 

Человек с давних времён использует богатства недр Земли в строительстве, сельском хозяйстве, медицине, промышленности и даже в пищу (поваренная соль).

 

Гранит — это горная порода, которая залегает глубоко в земле. Однако в некоторых местах на поверхности земли он лежит целыми глыбами.

 

 

Гранит состоит из полевого шпата, кварца и слюды. Гранит очень прочный. Его используют в строительстве. Из него сооружают опоры мостов, набережные, фундаменты домов, памятников. В Санкт-Петербурге на гранитном камне установлен памятник Петру \(I\).

 

Самыми распространёнными горными породами являются песок и глина. Они появились при разрушении других горных пород.

 

Глина — это пластичная горная порода. Стоит её слегка намочить, и она становится мягкой и податливой. Издавна на Руси мастера лепят из глины игрушки, посуду, вазы. Чтобы изделия стали более прочными, их обжигают в печи. Из глины изготавливают и один из основных строительных материалов — кирпич.

 

Когда твёрдая порода подвергается воздействию Солнца, дождя и ветра, она распадается на маленькие частички — это и есть песок. Песок обычно залегает неглубоко, поэтому добывают его открытым способом в карьерах. Песок добавляют в цемент и получают раствор, которым скрепляют кирпичи. Чтобы получить стекло, нужен песок, только не обычный, жёлтый, а белый. Также песок используют для изготовления наждачной бумаги.

 

Некоторые камни используются для изготовления украшений: малахит, бирюза, жемчуг, янтарь, коралл и др.

 

К горючим полезным ископаемым относятся нефть, природный газ, торф, бурый и каменный уголь.

 

Торф образуется на болотах из отмерших растений. В нём легко можно разглядеть части стеблей, корешков, кусочки древесины.

 

Каменный уголь очень хрупкий, но главное его свойство — горение. Каменный уголь — отличное топливо. Разжечь его труднее, чем дрова. Зато сгорает он медленнее и даёт больше тепла. Каменный уголь добывают в карьерах и в шахтах.

 

Природный газ — это ценное топливо. Газ люди используют в быту для приготовления пищи. Вместе с газом глубоко в земле залегает нефть, которую называют «чёрным золотом». Из нефти получают мазут, бензин, керосин.

www.yaklass.ru

Минералы и горные породы. Окружающий мир, 2 класс: уроки, тесты, задания.

1. Понятия

Сложность: лёгкое

1
2. Живая и неживая природа

Сложность: лёгкое

1
3. Гранит

Сложность: лёгкое

1
4. Минералы

Сложность: лёгкое

1
5. Горные породы

Сложность: лёгкое

1
6. Использование горных пород в строительстве

Сложность: среднее

1
7. Камни, из которых делают украшения

Сложность: среднее

2
8. Горючие полезные ископаемые

Сложность: среднее

2
9. Верные высказывания

Сложность: среднее

2

www.yaklass.ru

Практическая работа « Знакомство с горными породами и минералами» Окружающий мир 2 класс

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«АРТЕМОВСКАЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ШКОЛА №8»

Практическая работа

« Знакомство с горными породами и минералами»

Окружающий мир

2 класс

Составитель:

Куликова Елена Николаевна,

учитель начальных классов,

специалист высшей категории,

учитель — методист

2016-2017 учебный год

Куликова Е.Н.

ГОУ ЛНР «Артёмовская

специализированная школа №8»

Тема практической работы: Знакомство с горными породами и минералами.

Цель практической работы направлена на формирование:

Предметных результатов: учащиеся научатся различать минералы и горные породы и обосновывать своё мнение, исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы горных пород; выполнять исследование и оформлять вывод;

учащиеся получат возможность научиться производить и наблюдать простейшие опыты над свойствами полезных ископаемых.

Метапредметных результатов:

Регулятивные УУД:

учащиеся научатся принимать и сохранять учебную задачу, находить способы решения проблем поискового характера;

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и целью;

учащиеся получат возможность научиться обьективно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Коммуникативные УУД:

учащиеся научатся взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; работать с различными источниками информации; строить понятные для партнера высказывания, формулировать выводы;

учащиеся получат возможность научиться формулировать собственное мнение, аргументировать свою позицию.

Познавательные УУД:

учащиеся научатся анализировать изучаемые объекты с выделением их отличительных признаков, проводить сравнение изученных объектов; определять причинно-следственные связи.

учащиеся получат возможность научиться классифицировать объекты по существенным признакам, распределять на группы по выделенным признакам.

Личностных результатов: у учащихся будет сформирован интерес к учебному материалу; учащиеся получат возможность для формирования первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Вид практической работы: работа с натуральными объектами природы.

Основные термины и понятия: минералы, горные породы, полезные ископаемые.

Оборудование: на каждую парту: образцы полезных ископаемых, кусочки гранита разного цвета, лупа, ёмкость из прозрачного пластика с водой, гвоздь, кусочек древесины, молоток; презентация «Знакомство с горными породами и минералами», атлас-определитель: “От Земли до неба” под редакцией А.А.Плешакова, учебник «Окружающий мир» для 2 класса (автор – Плешаков А. А.), рабочая тетрадь.

 Инструкция по технике безопасности во время практических работ для обучающихся в начальных классах.

Ход практической работы

Организационный момент.

Инструктаж по технике безопасности. (Приложение 1)

Практическая часть 1 Начальные представления о горных породах.

Вводная беседа ( слайд 1-3)

В недрах Земли и на её поверхности хранятся многочисленные природные богатства. Они залегают на разных глубинах: одни находятся неглубоко ( 2-3 км), другие встречаются на глубине 10-15 км, а некоторые достаточно близко к поверхности земли (песок и глина).

Люди добывают эти природные богатства в огромных объёмах и используют в хозяйстве.

— Как называются эти природные богатства?

(их называют полезными ископаемыми).

«Кладовые земли», «сокровища недр» — так ещё называют полезные ископаемые. (Приложение 2)

— Возможна ли современная жизнь без добычи и использования полезных ископаемых?

Все полезные ископаемые очень важны для человека.

— Где они используются?

( в строительстве (песок, глина, гранит), в энергетике (нефть, газ, каменный уголь, торф), в химической промышленности, сырьё (руды, из которых получают все металлы от алюминия до цинка.),

— В каких состояниях существуют полезные ископаемые? На какие три группы (три состояния) делятся? Приведите примеры.

( твёрдые – это гранит, известняк, кремень; жидкие – это нефть, подземные минеральные воды; газообразные – это природный газ). (Приложение 3) (слайд 4)

— Какие богатства содержат недра нашего края? На территории Луганщины насчитывается около 630 месторождений полезных ископаемых: известняк, песчанник, мергель, мел, разные виды глины. (Приложение 4 ) (слайд 5-9)

Но основное полезное ископаемое – каменный уголь (более 285 месторождений). Большинство из них расположены в Стахановском, Перевальском, Краснодонском, Антрацитовском, Лутугинском районах. (каменный уголь)

Каменный уголь – твердый, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета. За полезные свойств его ещё называют чёрным золотом или солнечным камнем . Применяется как топливо для электростанций и жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах; из каменноугольной смолы делают лекарство. Добывают его в шахтах (если залегает глубоко) и карьерах (если залегает неглубоко).

-А где добывают каменный уголь в нашем крае? (в шахтах)

Условное обозначение на картах полезных ископаемых — .

— А теперь вспомните, с какими горными породами познакомились в 1 классе?

(Известняк, гранит, кремень) (Приложение 5) (слайд 10)

— У вас на партах образцы полезных ископаемых. Найдите известняк, гранит, кремень. Рассмотрите образцы. Расскажите о них.

Инструкция по проведению практической работы в парах. (слайд11)

1.Рассмотрите полезное ископаемое с помощью лупы. (каждая пара рассматривает свой образец полезного ископаемого)

2.Определи свойства:

  • цвет,

  • запах,

  • плотный или рыхлый (сыпучий),

  • твердый или мягкий (прочность),

  • растворяется в воде или нет (впитывает воду или нет),

  • тяжелее или легче воды ( опустить в ёмкость с водой),

  • состав однородный или неоднородный (рассмотреть через лупу).

3. С помощью атласа-определителя расскажите о своем образце по плану.

План описания полезного ископаемого: (слайд 12)

а)название полезного ископаемого;

б) его свойства;

в) как добывается;

г)добывается ли в нашем крае;

д) где используется это полезное ископаемое.

4.Проверка с использованием слайдов.

Самостоятельная работа учащихся

Учащиеся в парах самостоятельно выполняют задание. Учитель помогает тем учащимся, которым сложно выполнить задание.

Фронтальное обсуждение выводов

Один учащийся показывает и называет горную породу, рассказывает о ней, остальные — дополняют сообщение. (Приложение 5) (слад 13)

Практическая часть 2

Знакомство с минералами. Знакомство с составом и свойствами гранита.

Вводная беседа

Все горные породы неоднородны по своему составу. Они состоят из минералов. (Приложение 6) (слайд 14-16)

С минералами мы сталкиваемся ежедневно. В каждом доме на кухне найдется обычная поваренная соль. Это минерал. А в пенале у каждого у каждого ученика лежит простой карандаш. Его стержень – графит. Это тоже минерал. В термометре (градуснике) используется необычный минерал- ртуть. При комнатной температуре она жидкая и очень подвижная. При сильном охлаждении (до -39 градусов С) ртуть становится твёрдой. Её пары бесцветны и очень ядовиты. Если ртуть случайно пролили, нужно срочно уводить людей и вызывать спасателей, чтобы обезвредить её.

Среди минералов есть редкие вещества: серебро, золото, алмазы.

Несмотря на то, что минералы так по-разному выглядят, у них есть общие свойства: это природные соединения химических веществ с однородным составом и строением, которые образовались в глубинах и на поверхности Земли на протяжении очень долгого времени. В природе они встречаются в своем естественном виде, и каждый обладает индивидуальной кристаллической структурой.

В настоящее время известно более 4 тысяч видов минералов. Коллекции минералов выставляют на обозрение в минералогических музеях. Одна из лучших коллекций минералов на Донбассе находится в геолого-минералогическом музее  Донбасского государственного технического университета (Дон ГТУ г. Алчевск). (Приложение 7) (слайд17)

Большинство драгоценных камней – это минералы. Наиболее почетное место среди них занимают алмазы, изумруды, сапфиры и рубины. Драгоценные камни – аристократы среди минералов.

Но есть в семье горных пород и «простые труженики», которые содержат различные металлы и поэтому более важны для человека. Это руды, из которых получают все металлы от алюминия до цинка.

А горная порода гранит используется в строительстве: здания, опоры мостов, ступеньки лестниц, мостят дороги. Хорошо полируется, им украшают здания, набережные, станции метро; делают памятники.

— Что можно сказать про этот камень?

Гранит – твердый, непрозрачный, очень плотный, основное свойство – прочность

(обозначается:). Слово “гранит” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли. (слайд 18-19)

Инструкция по проведению практической работы

Исследование состава и свойств гранита

1. Состав гранита

Рассмотрите гранит под лупой. Определите, из чего он состоит? (из зерен, вкрапленных в плотную массу).

Демонстрация составных частей гранита: кварца, слюды, полевого шпата.

Вывод: гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата.

II. Цвет

Рассмотрите внимательно свой образец гранита.

Определите его цвет.

Почему гранит пестрый?

Вывод: цвет гранита зависит от цвета составных частей образца: кристаллов кварца, слюды и полевого шпата.

III. Определение тяжести (массы) гранита.

Что доказывает данный опыт?

1. Опустить в ёмкость с водой одновременно кусочек гранита и кусочек древесины.

2. Опишите происходящее (гранит очень быстро опустился на дно, а кусочек древесины держится на поверхности).

Вывод: гранит тяжелый.

IV. Определение прочности.

1.Расцарапайте гвоздем свой образец гранита.

2.Попробуем разбить молотком (в целях безопасности опыт демонстрирует учитель).

О чем свидетельствуют результаты?

Как вы думаете, почему при добыче гранита используют взрывчатку?

Вывод: гранит очень прочный.

V. Определение твердости гранита

Попробуйте разломить свой кусочек гранита. Получилось?

(гранит очень твердый).

Подтвердить в это свойство можно с помощью следующего опыта: поцарапаем по стеклу кусочком гранита

(в целях безопасности опыт демонстрирует учитель).

На стекле остаются царапины.

Вывод: гранит очень твёрдый.

VІ. Обобщение: Назвать изученные свойства гранита.

Самостоятельная работа учащихся

Дети в парах самостоятельно выполняют задание. Учитель помогает тем учащимся, которым сложно выполнить задание.

Проверка с использованием слайдов. (Приложение 8) (слайд 20)

Какие свойства позволяют применять гранит как строительный материал?

Фронтальное обсуждение выводов

Оценка результатов выполненной работы.

-Вернёмся к цели нашей работы (Знакомство с составом и свойствами гранита).

-Как вы думаете, мы справились с ней?

— Сформулируем общий вывод: Гранит – горная порода. Гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата. Цвет зависит от состава образца гранита. Свойства: твердый, непрозрачный, очень плотный, прочный.

Рефлексия.

— Была ли информация, используемая на уроке, для вас новой и интересной?

— Что вас впечатлило больше всего?

— Какая часть практической работы оказалась сложной? Наиболее интересной?

— Давайте проверим, насколько хорошо мы поработали.

— Назовите состав гранита? (слайд 18-19)

— В чём различие понятий «горные породы» и «минералы»? (слайд 14)

— Как человек использует полезные ископаемые? (слайд 21-27)

— Сравните свои выводы с выводами мудрой Черепахи в учебнике.

— Нужно ли бережно относиться к полезным ископаемым?

Приложение 1

Правила техники безопасности для учащихся при проведении лабораторных и практических работ на уроках окружающего мира

в начальных классах

1. Общие требования безопасности

1. К занятиям допускаются учащиеся, прошедшие инструктаж по технике безопасности.

2. Опасность возникновения травм:

· при работе с острыми и режущими инструментами;

· при работе с лабораторной посудой;

· при нарушении инструкции по ТБ.

3. В кабинете должна быть аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи пострадавшим.

2. Требования безопасности перед началом занятий

1. Приготовить учебные принадлежности.

2. Внимательно выслушать инструктаж по ТБ по выполнении практической работы.

3. Входить в кабинет спокойно, не торопясь, не задевая столы.

4. При слабом зрении надеть очки.

5. Не трогать приготовленное для работы оборудование.

3. Требования безопасности во время занятий

1. Выполнять все действия только по указанию учителя.

2. Пользоваться только исправным оборудованием.

3. Пробирки должны находиться в специальных держателях.

4. Не делать резких движений во время работы.

5. Соблюдать порядок на рабочем месте и дисциплину.

6. При работе осторожно обращаться со стеклянной посудой.

7. При травматизме сообщите учителю, он окажет вам первую помощь.

8. Не покидайте рабочее место без разрешения учителя.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

1. При плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом учителю .

2. При возникновении пожара в кабинете, немедленно прекратить занятия, по команде учителя организованно, без паники покинуть помещение.

3. Осколки разбитой посуды самостоятельно не убирайте, сообщите об этом учителю.

5. Требования безопасности по окончании занятий

1. После окончания работы произведите уборку своего места.

2. Не переносите лабораторное оборудование самостоятельно.

3. Проверьте безопасность рабочего места.

4. Вымойте лицо и руки с мылом.

5. О всех недостатках, обнаруженных во время работы, сообщите учителю.

Учитель начальных классов ___________/__________________/

С инструкцией ознакомлен(а)

Приложение 2

ГОРНЫЕ ПОРОДЫ

Вся поверхность Земли состоит из горных пород. Камушки на берегу реки, мел, которым вы пишите в классе, уголь – всё это горные породы. Из горных пород, называемых рудами, добывают различные металлы.

Все горные породы, полезные для человека, так и называют – полезные ископаемые. Почему ископаемые?

Потому что многие из них находятся под землёй, закрыты от нашего взгляда, их надо извлечь («ископать», говорили в старину) из-под земли. А чтобы сделать это, нужно знать, где и как образуются разные горные породы.

Вы, наверное, видели бурные реки, которые текут в узких горных ущельях. Их вода несёт с собой камни, песок и мелкие частички глины, которые образуются при разрушении гор. Реки впадают в море, и вместе с речной водой в море «впадают» камни, песок и глинистые частички. Они опускаются на дно моря.

Так год за годом, сотни тысяч и миллионы лет на дне океанов и морей накапливаются громадные толщи осадков. Со временем они уплотняются и превращаются в горные породы – песчаники и сланцы. Их называют осадочными, потому что они образовались в результате осаждения на дне рек, озёр, морей.

В морях и океанах живут рыбы, по дну ползают крабы и морские улитки. За многие миллионы лет на дне накапливается огромное количество скелетов и панцирей умерших обитателей моря, из которых со временем тоже образуется горная порода – известняк. Мел, которым вы пишите, — это и есть известняк.

Вы, конечно, не раз видели мелкие озёра или болота, вокруг которых растёт лес. Когда деревья погибают, многие из них опускаются на дно болот, сверху их засыпает песок и глина. Из этих деревьев, попавших на дно древних озёр и болот много миллионов лет назад и пролежавших там всё это время, образовался каменный уголь. А золотисто-жёлтый янтарь – это окаменевшая смола древних хвойных деревьев.

В самых глубинах Земли очень высокая температура и большое давление. Камни там плавятся и превращаются в магму – огненную жидкость. По глубоким трещинам в Земле раскалённая магма поднимается к поверхности и вырывается наружу. В таких случаях на Земле происходят вулканические извержения. Из вулкана вылетают камни и изливается магма. На поверхности Земли она остывает, затвердевает, и из неё образуется базальт – очень прочная горная порода.

Но не всегда раскалённая магма достигает поверхности. Во многих случаях она застывает в глубинах Земли и там превращается в породы.

Горные породы, образующиеся при застывании магмы, называются магматическими.

Присмотритесь к кусочку гранита и вы увидите, что он состоит из нескольких минералов. Как дом состоит из кирпичей, так и многие горные породы состоят из отдельных минералов.

Вместе с гранитом в глубинах Земли образуются очень нужные полезные ископаемые – руды разных минералов. Из одних руд добывают железо, из других – свинец, из третьих олово.

До сих пор шёл рассказ о твёрдых горных породах. Но есть горные породы жидкие, например нефть, и газообразные – природный газ.

Геологи изучают горные породы и ведут поиск полезных ископаемых.

— Ребята, этот текст взят из книги «Что такое? Кто такой?». Это энциклопедия.

— У кого дома есть такая книга?

— А если нет, то где её можно взять, чтобы почитать?

— Ребята, эта книга в 3-х томах. Я принесла на урок только 1-й том. Здесь очень много увлекательной и полезной информации. Думаю, что вам она будет интересна.

— И еще отметьте задание: приготовить дополнительное сообщение о граните, полевом шпате, кварце или слюде по выбору. А краткие сведения о них внесите в тетрадь.

Приложение 3

Приложение 4

Полезные ископаемые нашего края

Приложение 5

Кремень

Очень прочный, твёрдый, непрозрачный; разнообразная необычная окраска.


Применяется в строительстве (отделочный материал), для украшения интерьеров, в ювелирной отрасли, в медецине.

Приложение 6

Приложение 7

Геолого-минералогический музей  Донбасского государственного технического университета (Дон ГТУ г. Алчевск).

Приложение 8

Литература

1.Рабочая программа к курсу «Окружающий мир», 1-4 класс, автор: А. А. Плешаков.

https://infourok.ru/rabochaya programma po okruzhayuschemu miru 1-4 klassy fgos po a.a.pleshakovu-581231.htm

2.От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А.А. Плешаков. — 13-е изд. — М.: Просвещение, 2012. -222с.: ил.- (Зелёный дом).

3.Универсальные учебные действия в начальной школе: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с

4.Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2009. — 120 с. http://metodist.lbz.ru/nio/files/apk/planiruemye.pdf

5.Моделирование как метод познания окружающего мира в начальной школе [Текст]/Е.Ю.Сухаревская, Н.А.Пастухова//Практические советы учителю. Ростов н/Д.:Изд-во РО ИПК и ПРО,2003.-№2

6.Что такое? Кто такой? – Детская энциклопедия (в 3-х томах) – изд. 3-е, перераб. и дополнен.) — М.: Педагогика, 1990,1993,1994.

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4864322

Кварц http://mineral-hobby.ru/cat/80/item/2829/

Коллекция полезныхископаемых http://www.perm-most.ru/page.php?al=Uvelichilis-obemy-dobychi-poleznyx-iskopaemyx-v-Permskom-krae

http://www.naturalstone.ru/

http://www.mining-enc.ru/i/izvestnyak

http://poliform.com.ru/archives/category/каменный-уголь

http://ru.wikipedia.org/wiki/Песок

19

multiurok.ru

Читать онлайн Окружающий мир. 2 класс



Читать онлайн Окружающий мир. 2 класс | Горные породы и скачать fb2 без регистрации Menu Menu Auth Онлайн Библиотека
  • Авторизация
    • VkOdnoklassnikiMailruYandexGoogleFacebook
Поиск Фантастика 6823Детективы и Триллеры 8061Проза 2031Любовные романы 10428Приключения 6346Детское 7584
  • Сказка 1063
  • Детские стихи 93
  • Детская проза 3366

litra.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *