Мир реальности и мир «новой реальности»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Мир реальности и мир «новой реальности». Подготовила: Титова О.Н., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 1» Г. Красноперекопска
2 слайд Описание слайда:Анри Матисс Пабло Пикассо Сальвадор Дали
3 слайдФовизм Анри Матисса
4 слайд Описание слайда:Фовизм – направление из Франции, родоначальником является Анри Матисс. Фовизм в переводе «дикий» — яркий цвет полотен художника.
5 слайд Описание слайда:А. Матисс «Красные рыбки». В центре картины красные рыбки. Цвета: красный, зелёный, фиолетовый.
6 слайд Описание слайда:«Танец» — движение людей, динамичность, пластика.
7 слайд Описание слайда:«Музыка» — статичность.
8 слайд Описание слайда:Кубизм Пикассо
9 слайдКуби́зм (фр. Cubisme) — модернистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века во Франции и характеризующееся использованием подчёркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы.
10 слайд Описание слайда:Голубой период – мрачные картины (потеря, горечь). «Старый еврей с мальчиком», «Трапеза слепого»
11 слайд Описание слайда:Розовый период (использует тёплые тона, тема цирка). Серия картин, посвящённых комедиантам «Девочка на шаре» — атлет и девочка; контраст хрупкого и крупного.
12 слайд Описание слайда:«Авиньенские девицы» — изображает девушек авиньёнских проституток (глаза миндалевидные, руки похожи на цилиндры, торсы на треугольники, изображены обнажёнными).
13 слайд«Герника» (1937), сюжет 1937 года – страшный год для Испании. Герника – это испанский город: фрагменты тел людей, лошадей.
14 слайд Описание слайда:Сюрреализм Дали
15 слайд Описание слайда:Сюрреализм — направление в искусстве XX века. Дословно переводится как «сверхреальность».
16 слайд Описание слайда: 17 слайд Описание слайда: 18 слайд Описание слайда: 19 слайд Описание слайда:«Загадки Гитлера» (блюдо, фото Гитлера)
«Сон, навеянный полётом пчелы вокруг граната за миг до пробуждения»
21 слайд Описание слайда:«Мягкая конструкция с варёными бобами (предчувствие гражданской войны)»
22 слайд Описание слайда:С.Дали « Пылающий жираф ».
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель, преподаватель изобразительного искусства
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информацияНомер материала: ДБ-377622
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
Конспект урока в 11 классе по МХК Тема урока Мир реальности и мир новой реальности
Конспект урока в 11 классе
по мировой художественной культуре
Форма урока: творческая лаборатория.
Цель урока:
дать представление об особенностях развития зарубежной живописи, познакомить учащихся с такими направлениями в искусстве как фовизм, кубизм, сюрреализм.
Задачи урока:
Образовательные:
— познакомить с отдельными представителями новых направлений в искусстве на рубеже веков и их произведениями;
Развивающие:
— развитие способностей эстетического восприятия и осмысления работ художников зарубежной живописи;
— развитие образного, ассоциативного мышления на примере произведений живописи зарубежных художников;
— развитие умений анализировать произведение живописи и вырабатывать собственную эстетическую оценку;
— развитие коммуникативных умений на основе развития речевой и мыслительной деятельности;
Воспитательные:
— воспитание художественно-эстетического вкуса и культуры восприятия художественного произведения;
— воспитывать чувство такта, взаимоуважения, терпения и взаимопомощи.
Средства создания коммуникативной среды:
— телевизор;
— ПК;
— таблицы, полоски бумаги (раздаточный материал)
«Живописец должен изображать не то,
что он видит, а то, что будет увидено». Поль Валери
Ход урока
Вступление (историческое время и культурное пространство эпохи).
В истории переход из одного века в другой — время всегда загадочное. Для общества это время удивительное и напряженное. История показывает – это время роковых событий и фатальных совпадений. Рубеж веков приносит миру великие открытия в науке, развитие индустрии и технический прогресс, с одной стороны и тяжелый экономический кризис, последствия которого еще не ясны, с другой стороны.
Любые перемены — это сложный процесс обновления, как действительности, так и духовного мира любого человека, в том числе человека-искусства.Действительность открывает свои неизвестные стороны и новые аспекты восприятия; складывается новое художественное видение и мышление. Этот процесс несёт с собой неизбежные утраты и создаёт новые художественные ценности.
-Учитель: Чем же характеризуется рубеж веков в Европе?
-Ученики: Невиданным развитием науки и техники. Изменился быт, жизнь, мировоззрение, пошатнулись казавшиеся незыблемыми устои. Мир лишился стабильности.
-Учитель: Влияла ли нестабильная общественная обстановка на развитие художественной культуры?— Ученики: Мироощущение цивилизованного человека начала XX века характеризуются непредсказуемостью и непредвиденными опасностями внешнего мира, которые рождают внутреннюю неуверенность и страх.
Вывод:
-Учитель: Двадцатое столетие не только принесло художникам невиданные ранее возможности, но и заставило отказаться от привычного взгляда на мир. Уже в начале века наука пересмотрела большую часть «бесспорных» истин. Достижения прошлого казались бесполезными, и человечество осталось наедине с грозным и таинственным миром, словно в первобытные времена. Не случайно огромную популярность в ХХ в. приобрело примитивное и доисторическое искусство.
— Скажите, пожалуйста, чем характеризуется конец 19 – начало 20 века в искусстве?
—Ученик: Появляется новое течение модернизм.
—Учитель: Какие направления включает в себя новое течение?
—Ученик: Модерн, импрессионизм, экспрессионизм, абстракционизм, дадаизм, фовизм, кубизм, сюрреализм…
-Учитель: Итак – «модерн». Что для него характерно?
-Ученик: Модерн (пер. новый, современный) – художественное направление в искусстве конца 19 – начала 20 века. Модерн проявился в рекламах, афишах, фотографиях, цветном стекле витражей, книжных иллюстрациях, предметах быта (мебель, посуда, ткани).
-Учитель: Что можете сказать об импрессионизме?
-Ученик: Импрессионизм — Течение в искусстве, получившее развитие в конце 19 – начале 20 веков. Название нового направления связано с картиной К. Моне «Впечатление. Восход солнца».
-Учитель: Что такое экспрессионизм?
—Ученик: Экспрессионизм (с лат. «выражение») — течение в Европейском искусстве эпохи модернизма получившее развитие в начале 20 века в Германии и Австрии. Эдвард Мунк «Крик».
Актуализация темы.
—Учитель: Каков наш мир? Открытый, изученный, понятный каждому, кто хочет его понять и принять, или непостижимый, не поддающийся не только нашим чувствам, но и нашему разуму. То же самое, наверное, можно сказать и о произведениях искусства.
Сегодня на уроке мы познакомимся с произведениями зарубежных художников 20 века: Сальвадором Дали, Анри Матиссом, Пабло Пикассо. Каждый их них творил в своей манере, каждый их них развивал своё направление живописи., каждый их них создал уникальные творения, которые получили широкую известность в мире.
Итак, рубеж веков – время потрясений, катастроф, революций, войн, экономических кризисов. Научные открытия освободили человека от физической нагрузки. Но возросли скорости. В искусстве появилось множество течений, много свободы и право на ошибку. Сегодня мы вместе с вами узнаем, как решает эпоха вечные вопросы.
Для работы по теме Вам потребуется таблица.
1. Фовизм Анри Матисса (краткие биографические сведения – подготовлен. ученик).
Фовизм – направление из Франции, родоначальником является Анри Матисс. Фовизм в переводе «дикий» — яркий цвет полотен художника. «Дикий по отношению к цвету»
А. Матисс «Красные рыбки». В центре картины красные рыбки. Цвета: красный, зелёный, фиолетовый.
«Танец» — движение людей, динамичность, пластика.
«Музыка» — статичность.
3 основных цвета: синие, коричнево-красные, жёлтый цвет в картинах. Мир яркий, контрастный, детский.
2. Кубизм Пикассо (краткие биографические сведения – подготовлен. ученик).
Основоположник Пабло Пикассо. Стиль сформировался в начале 20 века. Пикассо испанец, но долго жил во Франции (Пикассо — ударение на посл. слог (франц) или Пикассо – ударение на «а» (испанск.). Два ударения верны.
2 периода в творчестве
Голубой период – мрачные картины (потеря, горечь). «Старый еврей с мальчиком», «Трапеза слепого»
Розовый период (использует тёплые тона, тема цирка). Серия картин, посвящённых комедиантам «Девочка на шаре» — атлет и девочка; контраст хрупкого и крупного.
«Авиньенские девицы» — изображает девушек авиньёнских проституток (глаза миндалевидные, руки похожи на цилиндры, торсы на треугольники, изображены обнажёнными).
«Герника» (1937), сюжет 1937 года – страшный год для Испании. Герника – это испанский город: фрагменты тел людей, лошадей. Довоенное время – нападение. Использует геометрические сегменты (искажённые лица, страдающие угловатые формы, миндалевидные глаза. Образ лошади, корриды – символ Испании). Пикассо был реалистом, кубистом и графиком.
3. Сюрреализм Дали (краткие биографические сведения – подготовлен. ученик).
Сюрреализм — направление в искусстве XX века. Дословно переводится как «сверхреальность».
Игра «Изысканный труп». Механический автоматизм (4 мин)
Учитель: Отдохните немного. Поиграем в слова. На листе бумаги ученик пишет любое слово, лист сгибает, передаёт другому. Когда все напишут по 1 слову, читаем фразу.
Любимая игра сюрреалистов, для них характерно коллективное творчество. Литераторы и художники очень любили игру слов и образов. Вот так играя, однажды поэты составили фразу, которая восхитила и потрясла участников игры: «Изысканный труп будет пить прекрасное вино». С тех пор игру назвали «Изысканный труп». А со временем её видоизменили и стали не писать, а рисовать.
Учитель: На каком уровне человеческого сознания могут возникать такие последовательности? (На уровне подсознания).
Сальвадор Дали (испанец), направление сформировалось в начале 20 века. «Сюрреализм – это я» — говорил он.
Учитель: Мнения людей о творческой манере этого художника самые разные, зачастую звучат слова «абсурд», «непостижимый», «непонятный». Мы попытаемся заглянуть в мир художественных образов Сальвадора Дали и решить для себя: так ли уж непостижим и непонятен этот художник.
На открытие выставки художник мог придти обнажённым. Был женат. Гала́ (с фр. праздник, торжество) (настоящее имя Елена Дмитриевна Дьяконова (26 августа 1894, Казань — 10 июня 1982, Фигерас, Испания) — жена Поля Элюара, любовница Макса Эрнста, позднее жена, муза и модель Сальвадора Дали.
Жене Гала посвящалась серия картин: «Покорение Америки», «Леда и лебедь», «Похищение Европы». Писал жену в обнажённом виде. «Постоянство времени, постоянство памяти» (расплывающиеся часы по веткам, столу, время тянется, он ждал когда придёт Гала).
Соединяет фантастическое с реалистичным (образ пылающего жирафа на фоне пустыни – пылающий жираф – сюрреализм, пустыня – реальное)
«Загадки Гитлера» (блюдо, фото Гитлера)
«Сон, навеянный полётом пчелы вокруг граната за миг до пробуждения»
«Мягкая конструкция с варёными бобами (предчувствие гражданской войны)»
—Учитель: Сопоставьте ваши высказывания с высказыванием художника-сюрреалиста Рене Магритта: «Сюрреализм — это реальность, освобожденная от банального смысла».
Вывод, понять произведения сюрреализма невозможно и не нужно. Для того чтобы разобраться в истине этого утверждения, проанализируем картину С.Дали « Пылающий жираф ». (На экране появляется изображение картины).
Учитель: Какие вопросы возникли у вас при первом взгляде на эту картину?
Ученики:
— Почему жираф такой маленький по сравнению с другими персонажами картины, если она называется « Пылающий жираф?
— Почему жираф пылает?
Учитель: Прозвучали первые вопросы. Давайте попробуем найти на них ответы.
Обсуждение.
— Почему Сальвадор Дали изобразил жирафа?
— Почему не оленя, не лошадь, не льва? Ведь в природе достаточно красивых и благородных животных, достойных того, чтобы их изобразить на картине.
Жираф единственное животное, которое является обладателем такой длинной шеи, оно грациозно и гармонично поэтому, возможно, именно он и привлек художника.
Жираф является символом индивидуальности, неповторимости, оригинальности.
На картине мы видим столкновение серости, безликости с оригинальностью, яркостью, индивидуальностью.
— Но почему же жираф пылает?
— Что может символизировать собой огонь?
Огонь — это символ жизни, духовного горения, но в то же время огонь уничтожает, сжигает дотла. И поэтому картину можно понять двояко: жираф сгорает под натиском серых сил, как все безликое уничтожает индивидуальность; серость жизни наступает, однако жираф под натиском безликости продолжает пылать все ярче.
Учитель: Таким образом, мы с вами стали свидетелями того, как безликий на первый взгляд холст, наполненный «странными» символами, вдруг заговорил с нами.
Самостоятельная работа в группах.
Учитель предлагает работать в парах, представить свое видение других картин Сальвадора Дали:
«Постоянство памяти».
«Загадка Гитлера».
«Сон, навеянный полётом пчелы вокруг граната за миг до пробуждения»
«Мягкая конструкция с варёными бобами (предчувствие гражданской войны)»
Выводы учащихся:
Учитель: Что объединяет эти произведения и что отличает их от искусства прошлых эпох?
Учащиеся делают вывод, учитель обобщает:
Отказ от норм классического изображения
Деформация формы
Экспрессия
Это искусство рассчитано на диалог художника со зрителем.
Подведение итогов.
Учитель: Сегодня мы вновь убедились в правоте известной истины: в искусстве нет единого мнения, каждое имеет право на существование. Одно бесспорно — любое произведение искусства, каким бы странным и непостижимым на первый взгляд оно нам ни казалось, — неразрывная часть единого культурного пространства.
Домашнее задание:
Занести в таблицу ещё одно произведение одного из трёх рассмотрен. нами художников.
Итог урока – оценки.
А теперь я предлагаю Вам посмотреть видеоряд живописных картин сюрреализма в музыкальном сопровождении, это направление актуально и сейчас. Наслаждайтесь.
(Вкл. видеозапись).
Для ученика
Направление | Определение. Основные черты. | Художник и его произведения. | Особенности художественного произведения |
фовизм | Фовизм «Дикие» От фр.Fauve — дикий Фовизм — направление во французской живописи начала 20 века, для которого характерны: — предельно интенсивное звучание открытых цветов; — сведение формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы. Особенность художественного метода-цвет. | ||
кубизм | Кубизм фр.Cubisme От фр.Сube — куб Кубизм — авангардистское направление в изобразительном искусстве первой четверти 20 века, представители которого изображают предметный мир в виде комбинаций правильных геометрических объемов: куба, шара, цилиндра, конуса. Кубизм выдвинул на первый план эксперименты с формой: — конструирование объемной формы на плоскости; — выявление простых устойчивых геометрических форм; — разложение сложных форм на простые. | ||
сюрреализм | Сюрреализм (от франц. Surreulisme-сверхреализм) – направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х годов во Франции, провозгласившее источником искусства подсознание человека, его сновидения, галлюцинации, инстинкты, освобожденные от контроля разума. Отличается использованием иллюзий и неожиданным сочетанием форм (иногда взятых в абсурдных сочетаниях). Основное понятие сюрреализма, сюрреальность — совмещение сна и реальности. |
Итоговый вариант
Направле ние | Определение. Основные черты. | Художник и его произведения | Особенности художественного произведения |
фовизм | Фовизм «Дикие» От фр.Fauve — дикий Фовизм — направление во французской живописи начала 20 века, для которого характерны: — предельно интенсивное звучание открытых цветов; — сведение формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы. Особенность художественного метода-цвет. | Анри Матисс «Красные рыбки», «Танец», «Музыка» | В центре картины красные рыбки. Цвета: красный, зелёный, фиолетовый. Движение людей, динамичность, пластика. Статичность. 3 основных цвета: синие, коричнево-красные, жёлтый цвет в картинах. Мир яркий, контрастный, детский. |
кубизм | Кубизм фр.Cubisme От фр.Сube — куб Кубизм — авангардистское направление в изобразительном искусстве первой четверти 20 века, представители которого изображают предметный мир в виде комбинаций правильных геометрических объемов: куба, шара, цилиндра, конуса. Кубизм выдвинул на первый план эксперименты с формой: — конструирование объемной формы на плоскости; — выявление простых устойчивых геометрических форм; — разложение сложных форм на простые. | Пабло Пикассо Голубой период: «Старый еврей с мальчиком», «Трапеза слепого»; Розовый период: «Девочка на шаре», «Авиньенские девицы», «Герника» (1937) | Мрачные картины (потеря, горечь). Использует тёплые тона. Тема цирка: атлет и девочка; контраст хрупкого и крупного. Глаза миндалевидные, руки похожи на цилиндры, торсы на треугольники, изображены обнажёнными. Геометрические сегменты (искажённые лица, страдающие угловатые формы, миндалевидные глаза. Образ лошади, корриды – символ Испании). |
сюрреализм | Сюрреализм (от франц. Surreulisme-сверхреализм) – направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х годов во Франции, провозгласившее источником искусства подсознание человека, его сновидения, галлюцинации, инстинкты, освобожденные от контроля разума. Отличается использованием иллюзий и неожиданным сочетанием форм (иногда взятых в абсурдных сочетаниях). Основное понятие сюрреализма, сюрреальность — совмещение сна и реальности. | Сальвадор Дали «Постоянство времени, постоянство памяти», « Пылающий жираф », «Загадки Гитлера», «Мягкая конструкция с варёными бобами» (Предчувствие гр. Войны), «Сон, навеянный полётом пчелы вокруг граната за миг до пробуждения» | Расплывающиеся часы по веткам, столу, время тянется. Соединение фантастического с реалистичным (образ пылающего жирафа на фоне пустыни – пылающий жираф – сюрреализм, пустыня – реальное). «Громадное чел. тело, с уродливыми наростами рук и ног, которыми в припадке удушения терзало само себя». Изображение связного сна, вызванного мгновенным воздействием, от кот. И произошло пробуждение (укус пчелы) – тип сна открыт Фрейдом |
Главная > Школьнику > 10 класс > Конспект урока в 11 классе по МХК Тема урока Мир реальности и мир новой реальности
aret.ru
Урок МХК по теме «Творческие искания художников в живописи рубежа XIX–XX веков». 11-й класс
Разделы: МХК и ИЗО
Тип урока: комбинированный
Форма урока: урок – совершенствования знаний, формирование нового проблемного видения.
Цели:
- Формирование эстетической восприимчивости к представлениям об исторических традициях и ценностях художественной культуры в русской и зарубежной живописи на рубеже 19 – 20 веков.
- Развитие и формирование понятия “диалога зрителя и художника” на основе произведений В. Кандинского.
- Воспитание эмоциональной сферы учащихся.
Задачи:
- Раскрыть и обобщить основные направления художественных течений в живописи рубежа 19–20 веков;
- Сформировать целостную, многогранную, наполненную различными индивидуальными чертами художественную картину эпохи;
Оборудование: компьютер, проектор, демонстрационная доска.
Зрительный ряд: эпиграф на доске, презентация — слайд-шоу по теме урока.
Слайд- шоу: О. Ренуар “Качели”, Поль Гоген ““Видение после проповеди, или борьба Иакова с Ангелом”, Э. Мунк “Крик”, В. Борисов – Мусатов “Водоем”, А. Матисс “Красная комната”, С. Дали “Лебеди, отображённые в слонах”, П. Пикассо “Авиньонские девицы, В. Кандинский “Корова”, “Таблицы цветовых гамм”
План урока:
I. Организационный момент. Сообщение темы и задач работы на уроке..
II. Основная часть. Повторение, классификация, обобщение пройдённого материала.
III. Получение новых знаний, на основе анализа пройдённого материала, знакомство с течением “Кубизм”,“Абстракционизм”.
IV. Подведение итогов урока, домашнее задание.
Ход урока
Урок хочу начать словами художника Анри Матисса: “Творить – значит выражать то, что есть в тебе”.
I. Сегодня наша задача будет заключаться в создании определённого портрета эпохи в истории живописного искусства, рубежа 19 -20веков, эпоху полную творческих исканий, экспериментов, которые полностью изменили представления о живописи, и о роли художника в ней. В эту эпоху, когда рождается новое авангардное направление в искусстве, и, к сожалению, до сих пор до конца многими не понятое, и не заслужено, вызывающее отрицание. В начале урока определимся с кругом вопросов, на которые мы должны получить ответ в ходе урока.
Я вывешиваю перед вами на листах бумаги эти вопросы, чтобы, в процессе урока, вы могли всегда их видеть и самим определяться с их ответами.
1. Какое художественное направление можно считать началом авангарда?
2. С какого художественного теченияначинается прорыв сквозь визуальную реальность в мир новой реальности?
3.Как меняется сюжетная тематика художника и почему?
4.Почему термин “изображать” меняется на термин “выражать”?
II. Сначала определимся, как вы понимаете термин “авангард”, “авангардизм”.
— Авангард, авангардизм — обобщающее название течений в мировом, возникших на рубеже XIX и XX веков. Им характерна новизна, смелость, экспериментаторское направление в искусстве.
Давайте мы сейчас пройдёмся по художественной выставке, где каждое произведение подобрано так, что оно является определённой вехой в авангардном направлении.
1. Первая картина французского художника О. Ренуара. Нам знакомо творчество этого художника, и это направление в искусстве. Что вы можете вспомнить?
— Импрессионизм. Картина “Качели”.
— А, Теперь, бы мне хотелось, чтобы вы, немного по — другому, оценили это произведение. Представьте, что бы изменилось в технике письма художника, если бы на такой сюжет писал художник в классической манере?
— Одежда мужчины и женщины были бы выписаны цветами без пятен, трава, листья выписаны более тщательно. Особенность письма импрессионистов заключается в изображении реального мира через игру света и тени, расщеплении цвета на спектры.
Отсюда складывается впечатление работы “наспех”, без её детальной проработки. Этим самым манера письма классического направления отличается от импрессионистов.
— Можно лишь добавить, что решения импрессионистов писать так, как вижу, а не так как принято и становится отправной точкой отхода от реализма от сюжетного начала в живописи. И если мы посмотрим сейчас на первый поставленный вопрос в начале урока, то ответ уже ясен.
— начало авангардного течения – импрессионизм. Течение, в котором натура изображается так, как её видит глаз, и уже наблюдается превосходство авторского видения над точностью воспроизведения видимого мира. Это первый маленький шаг в новом направлении, это его начало.
2. Поль Гоген “Видение после проповеди, или борьба Иакова с Ангелом”.
— определимся с художественным направлением этой картины.
— Постимпрессионизм. Автор Поль Гоген.
— Поль Гогена относят к художникам постимпрессионистам.
— Постимпрессионисты, они идут дальше. Они отказываются от утверждения, что существует лишь то, что глаз видит в данный момент. Поль Гоген активно работает над тем, как можно понять законы, по которым создаются человеческие ощущения. Другими словами, найти ту границу, между реальностью и нереальностью, например, изображением человека и его ощущения. А это уже мир невидимый, мир нереальный. На картине это хорошо видно. Он показал границу между реальностью (бретонские прихожанки) и их видением (Иакова и Ангела).
— обратимся к нашим вопросам. Ответ на второй вопрос только что прозвучал. В художественном течении постимпрессионизм сочетаются реальное и фантастическое, и уже показанпрорыв в “мир новой реальности”.
3. Э. Мунк “Крик”. Эта картина нам уже знакома. Мы так же знакомы с её направлением.
— Экспрессионизм, что означает выражение.
— Если выражение, то, что художник выражает именно в экспрессионизме?
— Человеческие эмоции, в данном случае негативные: страх, боль, унижение, безысходность.
— Человеческие эмоции – это мир реальный или мир невидимый человеческому глазу? Эмоции человека, разновидность их, сила может представиться нам как какая – то реальность? Ведь весь наш урок, основан на понимании реальности и нереальности.
— как реальность, наверное, нет.
-Для этого стали использовать новые приёмы, в основе которых является деформация формы. Этот приём был использован Э. Мунком, когда он хотел передать на холсте чувства смертельно испуганного человека. Какой мир становится показывают экспрессионизм?
— Экспрессионизм – мир “невидимый”, где главное – человеческие эмоции.
— А как вы объясните термин “выражение”, применительно к экспрессионизму?
-Наверное, человеческие эмоции, можно только выразить, а не изобразить.
— Почему они начинают обращать внимание на такое непростое явление как эмоции?
-Наверное, им становится интересен внутренний мир человека.
— Родина экспрессионизма, если вы помните, Германия начала 20 веков. Буйный расцвет техники, промышленности на фоне деградации культурных устоев. Подавление личности, никогда человек не был так мал,как тогда, стремление души,вопль её о помощи – вот основные эмоциональные доминанты экспрессионизма.
3. В.Борисов – Мусатов “Водоём”.
— течение символизм, его особенности: художники отодвигают изображение натуры на второй план, главное для них — своё представление о мире своих фантазий, свой невидимый мир. Вводится понятие “символ”, как представителя новой реальности. Новая реальность – только как представление, как фантазия, поэтому допускается её изменение, она может только напоминать о реальном предмете. И символ, не обязательно, должен быть похож на предмет из реального мира. Он может быть условно похожим, а, следовательно, и изображён условно.
— Вывод: идея соприкосновения двух миров – видимого и новой реальности, где новая реальность символ видимого мира.
4. А. Матисс “Красная комната”.
— Картина французского художника Анри Матисса, “Красная комната” на первый взгляд, необычна. Попробуем разобраться с её особенностями. Необычная цветовая гамма, плоскостное изображение. Как, вы думаете, в каком направлении она написана?
— Фовизм. (дикий). Ему характерен открытый цвет, отсутствие объёма. Художники продолжили эксперименты с цветом, объёмом, к условному изображению предмета на картинной плоскости, отказались от иллюзорного воспроизведения трёхмерного пространства, сделав упор на декоративных свойства поверхности картины.
— Сказанное все правильно. Осталось немного добавить, что термин “Фовизм” появляется благодаря критику Луи Вокселю.
5. П. Пикассо “Авиньонские девицы”.
— Какое авангардное направлениеона представляет?
— Вспомните слова П. Сезанна: “Все в природе лепится в форме шара, конуса и цилиндра. Надо учиться писать на этих простых фигурах. Если вы научитесь владеть этими формами, вы сделаете все, что хотите” (МХК, 11 класс, автор Л. Рапацкая, стр.110). Но П. Сезанн имел в виду, что эти базисные формы необходимо держать в сознании как организующее начало картины. Однако Пикассо и его друзья восприняли совет буквально. Появление названия этого течения связывают художественным критиком Луи Восель, который назвал новые картины Брака “кубическими причудами”.
Поэтому, мы конечно, все поняли, о каком течении сейчас идёт речь.
— Кубизм.
— Что можно сказать о кубизме, о его особенностях письма?
— В основе – эксперименты с конструированием объёмных предметов на плоскости. Построение новой художественной формы в результате геометрического анализа предмета и пространства.Вывод ученики и учитель: Эксперименты с формой.
6. С. Дали “Лебеди, отображённые в слонах”. Порассуждаем об этой картине, опираясь на то, что мы знаем о сюрреализме. Картина понятна своей техникой письма. Автор -Сальвадор Дали, течение - сюрреализм.
— Сюрреализм. Сверх реализм, в котором источник вдохновения в подсознание человека, основанный на теории З. Фрейда. Яркий представитель – С. Дали. Иррациональный смысл. Каждая натура (лебеди, слоны, деревья) на картине полностью реальны. Но их совместная жизнь на полотне – полный абсурд.
— Куда же мы пришли? В изображённый мир иллюзий, в собственную Вселенную художника, которую он нам и показал.
III. Учитель: На основе нескольких произведений искусств, мы проследили логику развития авангарда, начиная от импрессионизма до сюрреализма. Рубеж 19 -20 веков – это время необыкновенных открытий в области искусства, время выдающихся экспериментов, время нового осмысления художника, как личности, в живописи. Хочу особо подчеркнуть, что это развитие не было линейным. Каждый художник выбирал то, что ему было более приемлемо. Ведь художники уже не изображали на полотнах, они выражали свои идеи, мысли, фантазии, свою Вселенную. Выбор направления полностью зависел от задуманной им идеи. Когда П. Пикассо спрашивали, в каком направлении он будет писать следующую картину, то он, примерно, отвечал: “В том, которое лучше выразит мою идею”. Картина перестала изображать, картина стала выражать идею художника. Художник постепенно становится творцом и создание картины, — акт творения. Видимый мир, который раньше изображали живописцы прошлых столетий, больше не вдохновлял. Художников, стал вдохновлять мир “иной”, который не видим, но он всегда неотъемлемо живёт рядом с нами. Мир наших чувств, переживаний, фантазий. Если подумать, насколько расширяется мир образов, который живописец может перенести на холст. Ведь то, что художник создаёт, ограничивается только его личной фантазией. Поэтому меняется роль художника, он уже не копиист мира, “который создал Всевышний Бог”, он сам создатель – творец своих вселенных. Малевич говорил “Я начало всего, ибо в сознании моем создаются миры”. Мир, который создал Бог им не интересен, более того они сами чувствуют себя Богами – творцами. И если это миры, созданные самими творцами – художниками, то законы мироздания там будут только такие, какие придумает сам художник. Но здесь, появляются много сложностей, в первую очередь,в понимании идеи того мира, который создал художник. Это, в большей степени, и отталкивает зрителей от авангардистов, которые привыкли видеть в каждой картине определённый литературный сюжет. Проникнуть в идею, понять её выражение в картине – трудная, но интересная задача. Хочу привести одно высказывание: “Картина должна быть сложной. Когда смотришь на неё, сам становишься сложней. Когда ты поднимаешься по лестнице, то не она тебя поднимает, а то усилие, которое ты прилагаешь”. Конечно, нужно приложить эмоциональные, интеллектуальные усилия, чтобы картина стала понятной. Но, в этом есть и хороший интерес!
— Но, давайте порассуждаем дальше. Те изображения на картинах художника, к примеру, Сальвадора Дали, которые он нам показывает, будут реальностью?. Он ведь, как бы их создал сам?. Он написал картину, донося до зрителя свой невидимый мир фантазий? Ведь, изображение, которое художник создаёт первоначально в мире своих фантазий, он их сам видит, как бы зрачком внутрь. А что же видим мы, в его написанной картине. Реальность или её копию?
— Копию, именно, ко-пи-ю!
это будут только копии, пусть фантазии собственных миров, но все равно копии. Но если художник творец, как понимают себя авангардисты, и мир, который он создаёт должен быть только реальным, никак не копией. Но, что реально может создать сам художник? Попробуем разобраться на одном примере.
Картина М. Сарьяна “Натюрморт”.
— Что здесь изображено?
— Виноград, бананы, груши.
-Если это виноград, бананы, груши, давайте их попробуем на вкус.
Дети приходят к выводу, что этого сделать нельзя, т.к. это только изображение фруктов.
— Значит, мы видим только изображение, или копию реальных предметов. Но это ни как не укладывается в представлении художников – авангардистов, о своей роли создателей.
Если изображение – копия, Так что же здесь реально? Посмотрите, что я держу в руках? (репродукция в раме ). Дети должны сами прийти выводу что:
— Реально то, что я держу в руках, холст, а на нем краски…, т.е. сама картина, которую можно держать, ощутить как реальный предмет. Истинная реальность не в изображении на картине фруктов, а сама картина.
— А что ещё реально на картине? Помимо холста, что мы видим ещё?
Дети должны прийти к выводу
— краски, которые, в данный момент изображают фрукты.
Складывается новая логика авангардизма: “ Если в картине реальны только краски, то нужно и изображать жизнь этих красок на полотне!”
— Поэтому, какой вывод?
— Картина в живописи стала осмысливаться как материальная вещь в реальной среде. Материальны только краски, следовательно, что будет изображено на материальной вещи (картине), не столь важно, (важны только краски), поэтому художники отказываются что – либо изображать, кроме красок на холсте. А как же понимать идею художника? Ведь всегда сначала идея, а уж потом все остальное… И опять выдвигается важное понимание — диалог зрителя и художника. Вспомним слова: Когда ты поднимаешься по лестнице, то не она тебя поднимает, а то усилие, которое ты прилагаешь”. Ведь лестница это наш интеллектуальный уровень, который без усилий не получится расширить. Подумайте об этом. Произведения авангарда не просты для понимания, но этим они и притягивают к себе.
— Картина перестаёт изображать какую – либо реальность, этой реальностью она стала сама. Поэтому мы видим раму, холст, краски. “Вы видите то, что Вы видите” — Картину, как реальность.
— А теперь посмотрим определение абстракционизма на экране:
Абстракционизм (лат. abstractio — удаление, отвлечение) — направление не фигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма — достижение “гармонизации”, создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации, хотя некоторые картины выглядят как простая точка посередине холста. Основоположники: Василий Кандинский, Казимир Малевич, Наталья Гончарова, Михаил Ларионов.
На экране картина В. Кандинского “Корова”.
Практическая работа “диалог зрителя и художника”. Раздаётся таблица 1 с символико – психологическим словарём, основанная на работе “О духовном искусстве” В. Кандинского
(Картина вызывает недоумение, удивление своей непонятностью).
— Cейчас нам придётся самим разобраться с такими вопросами: “о чем?”, и “как?”
Но сначала немного о биографии художника.
Василий Васильевич Кандинский (4 (16) декабря 1866, Москва — 13 декабря 1944, Франция) — выдающийся русский живописец, график и теоретик изобразительного искусства, один из основоположников абстракционизма. Был одним из основателей группы “Синий всадник”, преподавателем Баухауса.
Родился в Москве, получил основное музыкальное и художественное образование в Одессе, когда семья переехала туда в 1871 году. Родители предполагали для сына профессию юриста, Василий Васильевич блестяще окончил Юридический факультет Московского государственного университета. В 30 лет он решил стать художником; это произошло под влиянием выставки импрессионистов в Москве в 1895 году и картины “Стога сена” Клода Моне. В 1896 году он переезжает в Мюнхен, где знакомится с немецкими экспрессионистами. После начала Первой мировой войны возвращается в Москву, но, не согласный с отношением к искусству в Советской России, в 1921 году вновь уезжает в Германию. Последние годы живёт во Франции, в пригороде Парижа.
Один из важных вопросов, волновавший художника: “Чем должен быть заменён предмет?”. Предметный мир в произведениях художника все – таки, в какой – то мере сохраняется. Так же есть всегда определённый сквозной сюжет, такой маленький подтекст, который необходимо найти. Но главное в работах художника его базовые элементы, которые возбуждают, по словам художника, “вибрации души”. Это: синтез краски, цвета, формы которые выстроены по законам композиции, где предметность (человек, облако, дерево) он назвал реальным привкусом композиции.
Попробуем применить наши ключи – подсказки, сначала к картине, где ещё сохраняется изобразительный элемент “Корова”.Практическая работа “диалог зрителя и художника” “Корова рассматривается сообща”.
Результаты в конце.
Заключение: Нам нужно подвести итог нашей работы и ответить на вопрос урока:“Какими же творческими исканиями характеризуется живопись рубежа 19 – 20 веков”?Где начало этим творческим исканиям?
Авангардное направление в искусстве начинается с импрессионизма.
— Постимпрессионизм, символизм — движение к началу постижения художниками невидимого мира.
— Художников начинает интересовать мир человеческих эмоций, фантазий, они создают и выражают на полотне собственные миры новой реальности. Появляются абстрактные картины. Ярким примером абстрактной живописи, считается живопись В. Кандинского.
Практическая работа с произведением “Корова” В. Кандинского
Вначале было сказано, то принимаются все теории вашего видения, не надо стесняться и бояться сказать что – не так. У полотен В. Кандинского, сколько зрителей, столько и интерпретаций. Поэтому, мы тоже, обязательно должны попробовать.
“Корова”.
Корову, девушку узнали сразу. Дальше началась работа с языком цвета. Пошли следующие интересные рассуждения.
- — Белый — Молчание, безмолвие, начало. Но здесь, не чисто белый, бело – розовый. Характеризуют цвет, как начало новой силы, энергии (соединение с красным).
- Но тут ещё красно – оранжевые пятна, что ещё больше подчёркивает первый рассуждения.
- Жёлто – оранжевый цвет – земной, человечный, активный, здоровый человек (девушка).
- Выше – темно – синий цвет. Вызывает много споров в трактовке. Приходят к выводу – о человеческих эмоциях — печали, (“девушка грустит. Полоска жёлто – оранжевая, значит – печаль скоро пройдёт).В жизни много печали, тоски.
- Зелёный – покой, с добавлением жёлтого — печаль сменяется на радость юности, энергии будущей жизни
- Белый цвет одежды – символ начала, скорее новой жизни.
- Чёрный цвет – смерть, после которой наступит жизнь (девушка в белом).
Вдали белые стены строений, похожие на храмы (маленькие купола), или монастыри. Сочетание чёрно – синего и белого, как подчинение единому закону: умирания и возрождения. Белый цвет, как символ чистоты, бесконечности.
Эти образы как бы вырастают из коровы. Корова – как источник закона жизни и возрождения.
В конце работы, для сравнения, зачиталаинтерпретацию картины, взятую в журнале “Искусство” №1 2010г. Ребята были довольны своей работой.
Музыка картины. Белый цвет – ещё нет звуков, но оркестр, приготовился…Тихо заиграла туба, с нарастающем барабанным ритмом. Вступает виолончель и контрабас. Флейта играет медленно и грустно, ей вторит скрипка. Небольшая пауза, как глубокий вздох. Мелодия повторяется с небольшими изменениями, т. к. “нельзя войти в реку дважды”…
“ЯЗЫК КРАСОК” В. Кандинский
Центральным положением концепции Кандинского
можно считать утверждение о двух факторах,
определяющих психологическое воздействие цвета:
“тепло-холод” и “светлота-темнота”. В
результате рождаются несколько возможных
“звуков” красок.
1. Отношение — жёлтый — синий. Жёлтый
“движется” навстречу зрителю, а синий — от него.
Жёлтый, красный оранжевый – идеи радости,
торжества, богатства. Если к жёлтому прибавить
синий (сделать холоднее, т. к синий – холодный
цвет), краска станет зеленоватой . Рождается болезненное
ощущение повышенной чувствительности (как
раздражённый человек, которому мешают).
Интенсивная жёлтая краска беспокоит человека,
колет, действует на душу. Если охладить жёлтый, то
он влияет до припадка яркого безумия. Художник
этот цвет сравнивает с безумной
расточительностью красок последней осени.
Жёлтая – земная краска, в ней нет глубины.
2. Синяя. “Небесная краска” — призыв к бесконечному. Движение от человека к центру. Углублённый синий – покой, опущенный до чёрного – печаль. Светлое синее – равнодушие, безразличие .
Зелёная – в ней парализованы жёлтый и синий цвета – покой: ни радости, ни печали, пассивный. Если добавить в зелёный цвет жёлтый, зелёный становится моложе, веселее. И, наоборот, вместе с синим, — серьёзность, вдумчивость. При усветлении (добавлении белого) или утемнении (черного) зеленый “сохраняет свой элементарный характер равнодушия и покоя” (с. 48). Белый усиливает аспект “равнодушия”, а черный — “покоя”.
Белый для Кандинского — символ мира, где исчезли все краски, все материальные свойства и субстанции. Этот мир стоит так высоко над человеком, что ни один звук не доходит оттуда. Белый — это великое молчание, холодная, бесконечная стена, музыкальная пауза, временное, но не окончательное завершение. Это молчание не мертво, но полно возможностей и может быть понято как “ничто”, предшествующее началу и рождению.
Чёрный — “ничто” без возможностей, мёртвое ничто, вечное молчание без будущего, законченная пауза и развитие. За этим следует рождение нового мира. Чёрный — окончание, погасший костёр, нечто бездвижное, как труп, молчание тела после смерти, самая беззвучная краска.
Белые одежды выражают чистую радость и непорочную чистоту, а черные — величайшую, глубочайшую печаль и смерть. Белый и чёрный находят (как и жёлтый с синим) равновесие между собой в сером. Это также беззвучная и бездвижная краска. Кандинский называет серый “безутешной неподвижностью”. Особенно это касается темно-серого, который действует ещё более безутешно и удушающе.
Красный. Живой, жизненный, беспокойный цвет. Выражает мужественную зрелость, силу, энергию, решимость, триумф, радость (особенно светло-красный)
Киноварь — равномерно пламенеющая страсть, уверенная в себе сила, “пылает” внутри себя. Цвет, особо любимый народом. Углубление красного приводит к снижению его активности. Но остаётся внутренняя раскалённость, предчувствие будущей активности.
Фиолетовый. Болезненный звук, нечто погашенное и печальное, и связывается со звучанием фагота и свирели
Оранжевый – серьёзность красного.
И ещё В. Кандинский цвет сравнивал со звучанием музыкальных инструментов. Жёлтый цвет – звук трубы, светло – синий –флейта, темно – синий – виолончель, углублённый синий – орган, зелёный – средние тона скрипки; красный – фанфары; Фиолетовый – фагот и свирель;
30.07.2014
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Презентация Мир реальности и мир новой реальности
Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
«Живописец должен изображать не то, что он видит, а то, что будет увидено». Поль Валери Мир реальности и мир «новой реальности»: традиционные и нетрадиционные направления в искусстве конца XIX – начала ХХ вв. Конец XIX – начало ХХ века – развитие индустриальной цивилизации,эпоха научно-технического прогрессаОтказ от романтических идеалов в искусствеРазвитие модернизма в художественной культуре Постимпрессионизм Фовизм КубизмАбстракционизм Сюрреализм Какое художественное направление можно считать началом авангарда?2. С какого художественного течения начинается прорыв сквозь визуальную реальность в мир новой реальности?3.Как меняется сюжетная тематика художника и почему?4.Почему термин “изображать” меняется на термин “выражать”? Авангард, авангардизм — обобщающее название течений в мировом, возникших на рубеже XIX и XX веков. Им характерна новизна, смелость, экспериментаторское направление в искусстве. Поль Гоген “Видение после проповеди, или борьба Иакова с Ангелом”. Нетрадиционные направления в живописи конца XIX – начала ХХ векаПостимпрессионизм — (фр. postimpressionisme, от лат. post — «после» и «импрессионизм») — художественное направление, условное собирательное обозначение неоднородной совокупности основных направлений в европейской (главным образом — французской) живописи. Особенности постимпрессионизмаОтказ от изображения только зримой действительности (как реалисты), или сиюминутного впечатления (как импрессионисты).Стремление изображать основные, закономерные элементы действительности, длительные состояния окружающего мира, сущностные состояния жизни, подчас прибегая к декоративной стилизации.Отражение кризисных черт западноевропейской культуры этого времени, мучительных и противоречивых поисков художниками устойчивых идейно-нравственных ценностей. Активное взаимовлияние отдельных направле
metodistov.net
Мир реальности и мир новой реальности
Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Искусство модернизма
Модерни́зм — направление в искусстве и литературе XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля. Модернистская парадигма была одной из лидирующих в западной цивилизации первой половины XX века; во второй же половине века она была подвергнута развёрнутой критике. Термин «модернизм» присущ только отечественной искусствоведческой школе, в западных источниках — это термин «modern».
СодержаниеМодернизм в изобразительном искусствеМодернизм в архитектуреКлассические примеры модернизма в архитектуреМодернистские течения в искусствеВЫХОД
Модернизм в изобразительном искусствеМодернизм — совокупность художественных направлений в искусстве второй половины девятнадцатого — середины двадцатого столетия. Наиболее значительными модернистскими тенденциями были импрессионизм, модерн, экспрессионизм, нео- и постимпрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм. А также более поздние течения — абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм. В узком смысле модернизм рассматривается как ранняя ступень авангардизма, начало пересмотра классических традиций.
Датой зарождения модернизма часто называют 1863 год — год открытия в Париже «Салона отверженных», куда принимались работы художников, забракованные жюри официального Салона. В широком смысле модернизм — «другое искусство», главной целью которого является создание оригинальных произведений, основанных на внутренней свободе и особом видении мира автором и несущих новые выразительные средства изобразительного языка.
Модернизм в архитектуреВыражение «модернизм в архитектуре» употребляется часто как синоним термина «современная архитектура», но последний термин всё же шире. Модернизм в архитектуре охватывает творчество пионеров современной архитектуры и их последователей во временном промежутке с начала 1920-х годов и по 70-е—80-е годы (в Европе), когда в архитектуре возникли новые тенденции.
Кредо модернизма заложено в самом его наименовании — это созидание нового («модерн» значит «новый»). То есть, принципиальная установка на новизну архитектуры, — как конструктивных и планировочных идей, так и внешних форм, которые, по мысли архитекторов-модернистов, должны исходить из достижений новых строительных технологий. Образное выражение «призмы из бетона и стекла» хорошо передает общий характер построек модернизма.
Основные принципы архитектурного модернизма — использование самых современных строительных материалов, рациональный подход к решению конструкций и внутренних пространств, отсутствие тенденций украшательства, принципиальный отказ от исторических реминесценций в облике сооружений, их «интернациональный» характер. Что касается социальных установок архитекторов-модернистов, то, как правило, они отличались явным демократизмом, а то и левизной, — по крайней мере, во многих декларациях его теоретиков.
Последующий за модернизмом стиль — постмодернизм, для которого характерен возврат к использованию элементов традиционных исторических стилей. А также другие направления, в которых усилились черты иррационального подхода к архитектуре, выразившиеся, например, в более эмоциональном подходе — в экспрессивных деформациях форм и конструкций з
univerfiles.com
«Мир реальности и мир «новой реальности»
Тема урока: «Мир реальности и мир «новой реальности»:
традиционные и нетрадиционные направления в живописи конца 19- начала 20 века.
Учитель МХК Титова Л.И.
Тип урока: Комбинированный: урок изучения и первичного закрепления знаний, урок закрепления новых знаний и выработка умений, урок комплексного применения знаний.
Цель: выработать устойчивое представление о характерных особенностях нетрадиционных направлений в живописи.
Задачи:
-
Образовательная — формирование навыков работы с художественным произведением через умение выстраивать образные ряды, умение пользоваться в работе языком искусства, умение делать формальный анализ произведения; -
Развивающая -продолжение развития эмоциональной сферы через погружение в произведения нетрадиционных направлений живописи; -
Воспитательная – формирование собственного отношения к произведению, собственной точки зрения.
Используемые педагогические технологии:
ИКТ-технологии, технология проблемного обучения
Используемые формы педагогической деятельности:
деятельность в группе
Используемый метод
проблемно- поисковый
Ход урока представлен в виде таблицы в пояснительной записке.
«Живописец должен изображать не то,
что он видит, а то, что будет увидено».
Поль Валери
ХОД УРОКА
Учитель (после приветствия): Вы, уважаемый выпускник, после окончания учебного заведения оказались сотрудником одной солидной фирмы. Ваш начальник, страстный любитель живописи 20 века, решил в холле фирмы разместить несколько репродукций картин известных художников, работающих в нетрадиционных направлениях живописи. И поручил вам сделать выбор необходимых репродукций. Вы со знанием дела рассмотрели представленные картины и выбрали только три. Какие и почему? Эту проблему мы должны решить в течении урока. Для решения проблемы необходимо поставить перед собой конкретные задачи.
(Учащиеся формулируют задачи. Учитель обобщает задачи на слайде №2)
1. Различать нетрадиционные направления в искусстве;
2. Соотносить автора, произведение искусства и направление в живописи;
3. Анализировать произведение искусства нетрадиционного направления;
4. Обосновать свой выбор представленных картин и высказывать свою точку зрения на произведение искусства.
Учитель: планируемый результат урока должен быть представлен в виде таблицы, заполненной каждым уч-ся индивидуально , и презентацией своего выбора картин в виде монологического высказывания. Прежде чем вы приступите к работе давайте вспомним традиционные направления в живописи к. 19-н.20веков и их характерные признаки (работа по слайду №4)
Дополнить
1. Эстетические принципы — — — — — — — — — — :
— неприятие реальной жизни, стремление познать непознанное;
— исключительность романтического героя;
— природа как выражение стихийного начала жизни, прообраз свободы;
— культ прошлого: идеализация античности и средневековья, интерес к фольклору;
— экзотика дальних стран.
2. — — — — — — — — направление в искусстве, основной задачей которого является правдивое «зеркальное» отображение окружающей действительности во всех ее проявлениях.
3. У — — — — — — — — — — — — — — — не было программы, но была общая амбиция: понимание роли света, который влияет на форму и объект. Свет становится принципиальным элементом их живописи. Естественно, контурный рисунок, как и светотень, отсутствует; глубина не передаётся перспективой, но смягчением цветовых тонов. Преимущество — живым цветам солнечного спектра. Чёрные, коричневые и серые цветовые тона в общем игнорируются, не включаются в палитру. Чистые цвета часто кладутся на холст без предварительного смешивания на палитре и воспринимаются зрителем согласно системе оптического смешения.
(Ключ : 1. Рромантизм ; 2. Реализм ; 3. Импрессионизм )
Учащиеся обобщают имеющиеся знания: Традиционные художественные направления непосредственно продолжают стили и направления прошлого, такие, как классицизм , романтизм, реализм , а также новые — импрессионизм. Человеческие судьбы , тревоги и радости людей , захватывающие истории – вот основные сюжеты этих произведений.
Учитель: Возвращаемся к проблеме выбора картин нетрадиционных направлений. Ваш работодатель представил следующие картины (на слайде 5 репродукции картин С. Дали «Постоянство памяти», К.Моне «Женщина с зонтиком», П.Пикассо «Скрипка», В. ван Гог «Автопортрет с перевязанным ухом», Анри Матисс «Танец»; В. Кандинский «Импровизация 26», К.Малевич «Черный квадрат»).
Я предлагаю поэтапное решение проблемы: 1 этап- решаем 1и 2 задачи; 2этап- 3-4 задачи
1этап .Индивидуальная работа.
Учитель : На рабочем столе вашего компьютера папка с материалами (таблица №1 «Направления в искусстве на рубеже 19-20 веков»; видеоряд картин; выдержки из искусствоведческой статьи, таблица №2«Уровень сформированности компетентностей», Приложение 1. «Формальны анализ произведения живописи» ). Вам необходимо:
1.изучить материалы папки;
2. соотнести произведение, художника и направление в искусстве;
3. заполнить таблицу и устно предъявить результат. Результат будет оцениваться , с вашего разрешения, мною по таблице №2.
Таблица№1. Направления в искусстве на рубеже 19-20 веков
направление | Определение. Основные черты. | Художники. | Произведения | |
фовизм | Фовизм «Дикие» От фр.Fauve — дикий Фовизм — направление во французской живописи начала 20 века, для которого характерны: — предельно интенсивное звучание открытых цветов; — сведение формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы. Особенность художественного метода-цвет. | |||
кубизм | Кубизм фр.Cubisme От фр.Сube — куб Кубизм — авангардистское направление в изобразительном искусстве первой четверти 20 века, представители которого изображают предметный мир в виде комбинаций правильных геометрических объемов: куба, шара, цилиндра, конуса. Кубизм выдвинул на первый план эксперименты с формой: | |||
абстракционизм | Абстракциони́зм (лат. «abstractio» – удаление, отвлечение) — направление искусства, отказавшееся от изображения реальных предметов и явлений в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма — достижение «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации. Крайнее проявление модернизма.Абстракционизм -искусство под знаком “нуля форм”, беспредметное искусство | |||
супрематизм | Супрематизм ( от лат. supremus — наивысший) —направление в авангардистском искусстве, основанное в 1-й половине 1910-х гг. на Украине К. С. Малевичем. Являясь разновидностью абстракционизма, супрематизм выражался в отказе от изобразительности и оперировал сочетаниями геометрических фигур на нейтральном фоне. | |||
сюрреализм | Сюрреализм (от франц. Surreulisme-сверхреализм) – направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х годов во Франции, провозгласившее источником искусства подсознание человека, его сновидения, галлюцинации, инстинкты, освобожденные от контроля разума. Отличается использованием иллюзий и неожиданным сочетанием форм (иногда взятых в абсурдных сочетаниях). Основное понятие сюрреализма, сюрреальность — совмещение сна и реальности. |
Учитель: Вы заполнили таблицу и теперь можете назвать картины, авторов и отличительные черты нетрадиционных направлений в искусстве.
Учащиеся устно представляют результаты работы в таблице №1.
Учитель: Что объединяет эти произведения и что отличает их от искусства прошлых эпох?
Учащиеся делают вывод, учитель обобщает на слайде 6:
-
Отказ от норм классического изображения -
Деформация формы -
Экспрессия -
Это искусство рассчитано на диалог художника со зрителем
2этап . Групповая работа.
Учитель: Следующий этап работы групповой. У вас большой опыт такой работы , поэтому объяснение по поводу групповой работы я опускаю. Предлагаю сразу объединиться в группы по 5 человек исходя из выбора картин. Если вы поймете, что интересы группы не совпадают с вашими, можете тихо присоединиться к группе ,разделяющей ваши интересы при выборе картин. В процессе обсуждения группа должна предъявить результат в виде устной презентации (монологического высказывания) с опорой на репродукции картин (видеоряд, слайд №4) , с элементами формального анализа (Приложение1) . Ваша презентация будет оцениваться другими группами по уровню сформированности компетентностей (Таблица №2).
Учащиеся представляют результаты работы. Группы оценивают выступления.
Учитель: завершая урок я хочу у вас спросить :
1.Пригодится ли опыт , приобретенный вами на уроке, в вашей дальнейшей жизни?,
2. Обратите внимание на эпиграф, который был у нас перед глазами весь урок , и соотнесите его с темой и той деятельностью , которой мы занимались. Уч-ся отвечают.
Заключительное слово учителя: сегодня на уроке каждый из вас по-своему прочувствовал и отнесся к картинам, которые не каждый может понять и оценить. Где-то ваши мнения совпали, где-то разошлись , но каждый получил возможность высказать свою точку зрения на эти противоречивые произведения. Противоречивость живописных, скульптурных, графических произведений искусства состоит в том, что они воспринимаются визуально, но под ними лежит огромный пласт мыслей, исканий, знаний. Мы порой этого не замечаем, не вчитываемся в то, что изображено. Бросили поверхностный взгляд — и пошли дальше. А ведь автор порой годами создает свою работу, проводит не одну бессонную ночь, пытаясь сказать что-то своим зрителям и слушателям, а они этого не услышали, не всмотрелись, не поняли. Смею надеяться , что вы будете зрителями, которые всмотрятся и поймут.
Домашнее задание . Читать в учебнике Л.А.Рапацкой Тему №5. Найти в Интернете картины Андрея Поздеева ( материалы художественной культуры Красноярского края) и определить какие из них можно отнести к нетрадиционным направлениям и почему. Следующий урок мы начнем с тестового задания по теме сегодняшнего урока.(Тест)
Прогноз урока:
— положительный, т.е. в любом случае должен появиться эмоциональный настрой, каким бы он ни был;
— вначале может возникнуть некоторое непонимание данного задания в силу его неординарности;
— должно появиться удивление результатом работы (эмоциональный всплеск).
flatik.ru
Презентация Мир реальности и мир новой реальности: традиционные и нетрадиционные направления в искусстве конца 19-начала 20 века
Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Традиционные и нетрадиционные направления в искусстве конца 19 – начала 20 вековМир реальности и мир «новой реальности»: Характеристика эпохи:Стремительный научно-технический прогрессДуховная деградация общества Реализм — Лат. Realis — вещественный, действительный –Воплощение правды жизни в искусстве различных стилей и эпохПредставители реализма в литературе: Представители реализма в литературе:Французская литература:Эмиль Золя (1840-1902)Суть произведений: сущность человека и его судьба предопределены социальной средой, бытом, физиологиейРоманы: «Чрево Парижа», «Нана», «Деньги», «Жерминаль», «Западня»
Представители реализма в литературе:Ги де Мопассан ((1850-1893)Суть произведений: анализ действительности, утеря духовной цельнгости; любовь, лишенная романтической возвышенности, откровенная страстьПроизведения: повесть «Пышка», многоообразие новелл, романы «Жизнь», «Милый друг», «Пьер и Жан»
«Если бы я мог говорить, — писал Мопассан в одном из писем, — я бы высказал когда-нибудь все таящиеся во мне печальные мысли, которые я всегда отдалял, не вникая в них. Они наполняют меня и отравляют мою душу, как желчь отравляет больных печенью. … Думать становится страшной мукой, когда весь мозг точно сплошная рана. У меня вся голова как бы разбита, и малейшее движение мысли заставляет меня кричать от боли. Почему? Почему? Дюма сказал бы, что у меня плохое пищеварение. Но мне кажется, что у меня, скорее всего, гордое и стыдливое сердце, старое человеческое сердце. Над ним часто смеются, но оно очень чувствительно и причиняет страдание. А в мозгу у меня душа латинской расы, очень уставшая. Бывают дни, когда я так не думаю, как теперь, но я и тогда страдаю, потому что я один из тех, с которых заживо сняли кожу. Но я этого не говорю, не показываю и даже, кажется, отлично скрываю. Меня, наверное, считают одним из самых равнодушных людей. А на самом деле я только скептик, что вовсе не одно и то же. Я скептик, потому что у меня ясный взор. Глаза мои говорят сердцу: спрячься, старик, ты смешон! И сердце прячется». Представители французского реализма:Анатоль Франс (1844-1924)Псевдоним «Франс» – дань любви к родинеСуть произведений: «На земле существуют, чтобы любить добро и красоту и давать волю всем желаниям, если они благородны, великодушны и разумны» (А.Франс, «Преступление Сильвестра Боннера», 1881г.)Произведения: ироничный и скептический роман «Современная история», «Остров пингвинов» – злая карикатура на человеческое общество
Цитаты и афоризмы. А.Франс:Бог, небеса, все это — ничто. Истинна только земная жизнь и любовь живых существ.В природе многих людей — рассуждать умно, но поступать нелепо.В человеке заложена вечная, возвышающая его потребность любить.Война — преступление, которое не искупается победой.Для того чтобы достичь многого, мы должны не только действовать но и мечтать; не только планировать, но и верить.
Представители реализма в литературе:Ромен Роллан (1866-1944)Суть произведений: размышления о современной жизни, обществе, искусствеПроизведения: «роман-поток» «Жан-Кристоф» (произведение, посвященное одному герою)
Английская литература конца 19 века:Роберт Луи Стивенсон (1850-1894)Суть произведений: отвержение серой прозы будней«Остров сокровищ» (1883): столкновение двух нравственных позиций – чести, благородства и жажды наживы
Английская литература конца 19-начала 20 в.Артур Конан — Дойл (1859-1930)Суть произведений: психологическая характеристика человекаПроизведения: рассказы о Шерлоке Хол
weburok.com