Урок 5. Взаимодействие общества и природы | Поурочные планы по географии 10 класс
Урок 5. Взаимодействие общества и природы
21.08.2014 16719 0Цели: сформировать понятия «географическая среда», «природопользование». Определить степень воздействия человеческого фактора на состояние окружающей среды в развитых и развивающихся странах. Формировать экологическое мышление учащихся.
Оборудование: карта природных ресурсов, политическая карта.
Тип урока: урок-лекция.
Ход урока
I. Подведение итогов предыдущего урока
II. Изучение новой темы
План темы:
1. Понятия «окружающая среда» и «географическая среда».
1. Этапы взаимодействия общества и природы.
2. Резкое ухудшение качества окружающей среды в XX веке.
3. Природопользование рациональное и нерациональное.
Учитель: Сегодня мы начинаем изучение темы «природные ресурсы». Откройте план-схему темы на с. 24 учебника.
В какие блоки можно объединить вопросы этой темы? (Взаимодействие общества и природы, мировые природные ресурсы, ресурсообеспечен- ность, загрязнение окружающей среды.)
Вопрос: В чем различие понятий «окружающая среда», «географическая среда» и «природа»?
Географическая среда — это та часть земной природы, с которой общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном историческом этапе. Географическая среда — это необходимое условие для жизни и деятельности общества.
Окружающая среда — это вся среда обитания и производственной деятельности человеческого общества. Окружающая среда включает и природную и антропогенную среду.
Вопрос: Почему географическая среда так необходима человеческому обществу?
Географическая среда является средой обитания человека, источником ресурсов — топливных, лесных, биологических и т.д. Человек не может обойтись без природы, так как она является средой его обитания.
Географическая среда возникла в результате длительной эволюции географической оболочки планеты под влиянием человеческой деятельности. На Земле образовались антропогенные комплексы: поля, города, дороги, пруды, карьеры, сады и т.д.
Чем более развитое общество вторгается в природу, тем более сильное воздействие оно оказывает на географическую оболочку. Первобытное общество использовало окружающую природу только как среду обитания и как источник необходимых для выживания ресурсов. В современном обществе потребности резко возросли, так как необходимы огромные ресурсы для работы промышленных предприятий, транспорта. К тому же в сотни раз возросла численность населения планеты.
В наиболее населенных и освоенных районах планеты, например, в Европе почти не осталось естественных участков природы. Большая часть ее территории занята антропогенными ландшафтами.
Состояние природной среды оценивается как:
а) естественное — не измененное деятельностью человека, то есть это те участки планеты, где «не ступала нога человека». К ним можно отнести огромные пространства сибирской тайги, острова Арктики, льды Антарктиды, леса Амазонии.
б) равновесное состояние — естественное восстановление опережает антропогенное воздействие, то есть природа успевает восстанавливаться. Влияние человека невелико.
в) кризисное состояние — скорость восстановления ниже скорости антропогенного воздействия.
г) критическое состояние — начинается деградация природного комплекса.
д) катастрофическое состояние природной среды — это процесс деградации, который трудно повернуть вспять.
е) состояние коллапса — природная среда необратимо деградирована.
Вопрос: Почему возникают критические, катастрофические состояния окружающей среды?
Между обществом и географической средой идет постоянный «обмен веществ». Общество на протяжении веков изымает из природы все больше ресурсов, а возвращает в природу все более многочисленные и опасные отходы. Причиной постоянно усиливающегося давления на природу является развитие промышленности, транспорта, которое требует увеличения добычи и использования природных ресурсов, а также резкий рост численности населения в странах мира. «Давление» общества на природу особенно в XX веке резко возросло. Пример можно найти на с. 25 учебника: «По подсчетам ученых-географов Московского университета, ныне антропогенные ландшафты занимают 60% земной суши. В том числе примерно 20% ее территории преобразованы коренным образом: это города и селения, поля и сады, дороги и горные выработки, лесопосадки и зоны отдыха».
В результате возникли две проблемы: 1) рационального использования природных ресурсов, 2) охраны окружающей среды от загрязнения.
Вопрос. Какие страны имеютобширные площади «диких» земель?
Страны, имеющие большие площади — Россия, Канада, Австралия, Бразилия, Китай.
При оценке роли географической среды в жизни общества допускаются ошибки двух видов: преувеличение и недооценка роли географической среды. Преувеличение роли географической среды — географический детерминизм. Недооценка роли географической среды — географический нигилизм.
Детерминизм означает закономерную взаимосвязь, взаимозависимость и причинную обусловленность различных явлений. В географии особенно важна идея детерминизма, которая рассматривает все явления во взаимосвязи. (В XVIII веке Шарль Монтескьё писал, что«властьклимата сильнее всех властей». В XIX веке Элизе Реклю говорил о зависимости общества — вплоть до форм государственной власти — от определяющего влияния природы.)
В большинстве учебников США Россию обычно представляли как страну вечного холода — подобие Аляски или Гренландии. Суровым климатом и капризами погоды объясняли многие наши трудности, недостатки и просчеты, например неурожай и недостаток зерна. Победителем фашистских войск под Москвой в 1941 году оказывался «генерал Зима».
Недооценку влияния географической среды на жизнь и деятельность людей называют географическим индетерминизмом (по Н.Н.Баранскому, это географический нигилизм).
Более сильно проявилась недооценка природных условий в нашей отечественной географии. Всем знакомо выражение «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у неё — наша задача» Мы очень часто слышим, что площадь наших лесов больше площади Италии в 20 раз, а Бельгии в 200 раз. А наши черноземы занимают территорию в 4 раза превышающую площадь Франции.
Н.Н. Баранский писал, что географический детерминизм (фатализм) вреден тем, что, придавая абсолютное, решающее значение природным условиям, создает такое умонастроение, что судьба каждого народа раз и навсегда предопределена природными условиями его страны». (Н.Н. Баранский, Становление советской экономической географии. — М.: Мысль, 1980. — с. 77). Н.Н. Баранский считал, что и географический нигилизм неправилен тем, что, отрицая какое бы то ни было значение природных условий, ведет к идеализму. Географический детерминизм (фатализм) и географический нигилизм — это две крайности, которых нужно стараться избегать.
Вопрос: Как использовать природные условия и ресурсы, чтобы уменьшить отрицательные последствия в природе?
Совокупность мер, предпринимаемых обществом с целью изучения, охраны, освоения и преобразования окружающей среды называют природопользованием. Природопользование подразделяют на рациональное и нерациональное. Рациональное природопользование предполагает управляемое взаимодействие с природой. Оно включает в себя:
1) рациональное использование природных ресурсов;
2) разработку и внедрение «чистых» технологий производства;
3) организацию широкого международного сотрудничества в деле охраны окружающей среды;
4) контроль общества.
Нерациональное природопользование происходит из-за иждивенческого (потребительского) отношения человека к природе, стремления выжать из нее как можно больше материальных благ. Результатом потребительского отношения к природе является:
1) хищническое природопользование, ведущее к истощению природных ресурсов и к ухудшению качества окружающей среды;
2) размещению «грязных» производств капиталистических стран в развивающихся странах.
За последние 30 лет в мире было использовано столько природных ресурсов, сколько за всю историю человечества. Возникла угроза реального исчерпания ресурсов. В результате нерационального использования на каждого жителя планеты приходится около 200 кг отходов.
Вопрос: Каков же верный путь освоения ресурсов планеты?
Существует два пути освоения ресурсов Земли: экстенсивный и интенсивный. Экстенсивный путь предполагает освоение новых территорий для получения природных ресурсов (дополнительная распашка земель, разработка новых месторождений полезных ископаемых, вырубка лесов и т.д.). Интенсивный путь предполагает более полную переработку сырья, повторное использование отходов производства, использование малоотходных технологий.
III. Закрепление изученного материала
Вопросы:
1) Что понимается под «обменом веществ» между обществом и природой?
2) В чем опасность географического детерминизма и географического нигилизма?
3) Какой путь освоения ресурсов планеты вы считаете правильным?
4) Что понимается под термином «природопользование»?
5) Приведите пример рационального природопользования.
6) Приведите пример нерационального природопользования.
7) Существует два пути освоения ресурсов планеты: экстенсивный и интенсивный. Какой путь вы считаете приемлемым для человечества, учитывая, что население планеты постоянно растет?
8) Какой путь освоения ресурсов был в России в XX веке? Почему?
IV. Домашнее задание
1. Тема № 2.
2. Подготовить сообщения к семинару на следующие темы:
1. Загрязнение атмосферы (источники, последствия, пути сохранения атмосферы).
2. Загрязнение литосферы (источники, последствия, пути решения проблем).
3. Загрязнение гидросферы (источники, последствия, пути решения проблем).
Вопросы к семинару:
1. В чем вы видите проблему загрязнения атмосферы на Земле?
2. Что значит термин «парниковый эффект»? Что является причиной этого явления?
1. Какие «грязные» производства вы знаете?
2. Объясните термин «мусорная цивилизация».
3. Приведите примеры радиационного загрязнения участков земли.
4. Почему проблема водоснабжения стала острой не только в развитых, но и в развивающихся странах мира?
5. Докажите, что решение проблем охраны окружающей среды необходимо решать совместными усилиями всех стран мира.
6. Как обеспечить чистой водой население Земли?
7. Вспомните, что такое заповедники, национальные парки, заказники?
8. Чему лучше отдать предпочтение: уровню жизни людей и хозяйственному развитию страны или состоянию природной среды?
tak-to-ent.net
Конспект по географии на тему «Взаимодействие общества и природы» (10 класс)
Дата___________________ Класс________________________
Урок . Взаимодействие общества и природы
Цели: сформировать понятия «географическая среда», «природопользование». Определить степень воздействия человеческого фактора на состояние окружающей среды в развитых и развивающихся странах. Формировать экологическое мышление учащихся.
Оборудование: карта природных ресурсов, политическая карта.
Тип урока: урок-лекция.
Ход урока
I. Подведение итогов предыдущего урока
II. Изучение новой темы
План темы:
1. Понятия «окружающая среда» и «географическая среда».
1. Этапы взаимодействия общества и природы.
2. Резкое ухудшение качества окружающей среды в XX веке.
3. Природопользование рациональное и нерациональное.
Учитель: Сегодня мы начинаем изучение темы «природные ресурсы». Откройте план-схему темы на с. 24 учебника.
В какие блоки можно объединить вопросы этой темы? (Взаимодействие общества и природы, мировые природные ресурсы, ресурсо-обеспеченность, загрязнение окружающей среды.)
Вопрос: В чем различие понятий «окружающая среда», «географическая среда» и «природа»?
Географическая среда — это та часть земной природы, с которой общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном историческом этапе. Географическая среда — это необходимое условие для жизни и деятельности общества.
Окружающая среда — это вся среда обитания и производственной деятельности человеческого общества. Окружающая среда включает и природную и антропогенную среду.
Вопрос: Почему географическая среда так необходима человеческому обществу?
Географическая среда является средой обитания человека, источником ресурсов — топливных, лесных, биологических и т.д. Человек не может обойтись без природы, так как она является средой его обитания.
Географическая среда возникла в результате длительной эволюции географической оболочки планеты под влиянием человеческой деятельности. На Земле образовались антропогенные комплексы: поля, города, дороги, пруды, карьеры, сады и т.д.
Чем более развитое общество вторгается в природу, тем более сильное воздействие оно оказывает на географическую оболочку. Первобытное общество использовало окружающую природу только как среду обитания и как источник необходимых для выживания ресурсов. В современном обществе потребности резко возросли, так как необходимы огромные ресурсы для работы промышленных предприятий, транспорта. К тому же в сотни раз возросла численность населения планеты.
В наиболее населенных и освоенных районах планеты, например, в Европе почти не осталось естественных участков природы. Большая часть ее территории занята антропогенными ландшафтами.
Состояние природной среды оценивается как:
а) естественное — не измененное деятельностью человека, то есть это те участки планеты, где «не ступала нога человека». К ним можно отнести огромные пространства сибирской тайги, острова Арктики, льды Антарктиды, леса Амазонии.
б) равновесное состояние — естественное восстановление опережает антропогенное воздействие, то есть природа успевает восстанавливаться. Влияние человека невелико.
в) кризисное состояние — скорость восстановления ниже скорости антропогенного воздействия.
г) критическое состояние — начинается деградация природного комплекса.
д) катастрофическое состояние природной среды — это процесс деградации, который трудно повернуть вспять.
е) состояние коллапса — природная среда необратимо деградирована.
Вопрос: Почему возникают критические, катастрофические состояния окружающей среды?
Между обществом и географической средой идет постоянный «обмен веществ». Общество на протяжении веков изымает из природы все больше ресурсов, а возвращает в природу все более многочисленные и опасные отходы. Причиной постоянно усиливающегося давления на природу является развитие промышленности, транспорта, которое требует увеличения добычи и использования природных ресурсов, а также резкий рост численности населения в странах мира. «Давление» общества на природу особенно в XX веке резко возросло. Пример можно найти на с. 25 учебника: «По подсчетам ученых-географов Московского университета, ныне антропогенные ландшафты занимают 60% земной суши. В том числе примерно 20% ее территории преобразованы коренным образом: это города и селения, поля и сады, дороги и горные выработки, лесопосадки и зоны отдыха».
В результате возникли две проблемы: 1) рационального использования природных ресурсов, 2) охраны окружающей среды от загрязнения.
Вопрос. Какие страны имеют обширные площади «диких» земель?
Страны, имеющие большие площади — Россия, Канада, Австралия, Бразилия, Китай.
При оценке роли географической среды в жизни общества допускаются ошибки двух видов: преувеличение и недооценка роли географической среды. Преувеличение роли географической среды — географический детерминизм. Недооценка роли географической среды — географический нигилизм.
Детерминизм означает закономерную взаимосвязь, взаимозависимость и причинную обусловленность различных явлений. В географии особенно важна идея детерминизма, которая рассматривает все явления во взаимосвязи. (В XVIII веке Шарль Монтескьё писал, что «власть климата сильнее всех властей». В XIX веке Элизе Реклю говорил о зависимости общества — вплоть до форм государственной власти — от определяющего влияния природы.)
В большинстве учебников США Россию обычно представляли как страну вечного холода — подобие Аляски или Гренландии. Суровым климатом и капризами погоды объясняли многие наши трудности, недостатки и просчеты, например неурожай и недостаток зерна. Победителем фашистских войск под Москвой в 1941 году оказывался «генерал Зима».
Недооценку влияния географической среды на жизнь и деятельность людей называют географическим индетерминизмом (по Н.Н.Баранскому, это географический нигилизм).
Более сильно проявилась недооценка природных условий в нашей отечественной географии. Всем знакомо выражение «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у неё — наша задача» Мы очень часто слышим, что площадь наших лесов больше площади Италии в 20 раз, а Бельгии в 200 раз. А наши черноземы занимают территорию в 4 раза превышающую площадь Франции.
Н.Н. Баранский писал, что географический детерминизм (фатализм) вреден тем, что, придавая абсолютное, решающее значение природным условиям, создает такое умонастроение, что судьба каждого народа раз и навсегда предопределена природными условиями его страны». (Н.Н. Баранский, Становление советской экономической географии. — М.: Мысль, 1980. — с. 77). Н.Н. Баранский считал, что и географический нигилизм неправилен тем, что, отрицая какое бы то ни было значение природных условий, ведет к идеализму. Географический детерминизм (фатализм) и географический нигилизм — это две крайности, которых нужно стараться избегать.
Вопрос: Как использовать природные условия и ресурсы, чтобы уменьшить отрицательные последствия в природе?
Совокупность мер, предпринимаемых обществом с целью изучения, охраны, освоения и преобразования окружающей среды называют природопользованием. Природопользование подразделяют на рациональное и нерациональное. Рациональное природопользование предполагает управляемое взаимодействие с природой. Оно включает в себя:
1) рациональное использование природных ресурсов;
2) разработку и внедрение «чистых» технологий производства;
3) организацию широкого международного сотрудничества в деле охраны окружающей среды;
4) контроль общества.
Нерациональное природопользование происходит из-за иждивенческого (потребительского) отношения человека к природе, стремления выжать из нее как можно больше материальных благ. Результатом потребительского отношения к природе является:
1) хищническое природопользование, ведущее к истощению природных ресурсов и к ухудшению качества окружающей среды;
2) размещению «грязных» производств капиталистических стран в развивающихся странах.
За последние 30 лет в мире было использовано столько природных ресурсов, сколько за всю историю человечества. Возникла угроза реального исчерпания ресурсов. В результате нерационального использования на каждого жителя планеты приходится около 200 кг отходов.
Вопрос: Каков же верный путь освоения ресурсов планеты?
Существует два пути освоения ресурсов Земли: экстенсивный и интенсивный. Экстенсивный путь предполагает освоение новых территорий для получения природных ресурсов (дополнительная распашка земель, разработка новых месторождений полезных ископаемых, вырубка лесов и т.д.). Интенсивный путь предполагает более полную переработку сырья, повторное использование отходов производства, использование малоотходных технологий.
III. Закрепление изученного материала
Вопросы:
1) Что понимается под «обменом веществ» между обществом и природой?
2) В чем опасность географического детерминизма и географического нигилизма?
3) Какой путь освоения ресурсов планеты вы считаете правильным?
4) Что понимается под термином «природопользование»?
5) Приведите пример рационального природопользования.
6) Приведите пример нерационального природопользования.
7) Существует два пути освоения ресурсов планеты: экстенсивный и интенсивный. Какой путь вы считаете приемлемым для человечества, учитывая, что население планеты постоянно растет?
8) Какой путь освоения ресурсов был в России в XX веке? Почему?
V. Рефлексия
IV. Домашнее задание
1. Тема № 2.
2. Подготовить сообщения к семинару на следующие темы:
1. Загрязнение атмосферы (источники, последствия, пути сохранения атмосферы).
2. Загрязнение литосферы (источники, последствия, пути решения проблем).
3. Загрязнение гидросферы (источники, последствия, пути решения проблем).
Вопросы к семинару:
1. В чем вы видите проблему загрязнения атмосферы на Земле?
2. Что значит термин «парниковый эффект»? Что является причиной этого явления?
1. Какие «грязные» производства вы знаете?
2. Объясните термин «мусорная цивилизация».
3. Приведите примеры радиационного загрязнения участков земли.
4. Почему проблема водоснабжения стала острой не только в развитых, но и в развивающихся странах мира?
5. Докажите, что решение проблем охраны окружающей среды необходимо решать совместными усилиями всех стран мира.
6. Как обеспечить чистой водой население Земли?
7. Вспомните, что такое заповедники, национальные парки, заказники?
8. Чему лучше отдать предпочтение: уровню жизни людей и хозяйственному развитию страны или состоянию природной среды?
infourok.ru
Конспект урока по географии в 10 классе на тему «Взаимодействие общества и природы»
7 урок 10 география Дата 04.10
Взаимодействие общества и природы.
Цель урока: Систематизировать знания учащихся о взаимодействии человека и природы;
Учебно-воспитательные задачи:
Сформировать понятие « географическая среда» ,« природопользование».
Определить каково взаимодействие общества на географическую среду, показать антропогенные ландшафты разных типов ( природные, природно-антропогенные, антропогенные, культурные).
Рассказать об аспектах решении проблемы охраны природы, коренных различиях в решении экологических проблем в капиталистических и развивающихся странах.
Продолжать формирование умений и навыков работать и характеризовать различные виды природопользования на основе текста, картографических и статистических материалов периодической печати.
Оборудование: политическая карта мира, карта « Природные ресурсы мира, учебник, атласы.
План.
Понятие о географической (окружающей) среде.
« Обмен веществ» между обществом и природой. Качественно новый этап.
Понятие «природопользование». Примеры рационального и нерационального природопользования.
? Почему географическая среда — необходимое условие жизни и деятельности общества?
( Она служит средой обитания, важнейшим источником ресурсов, оказывает большое влияние на их здоровье и настроение, человек — часть природы. Географическая оболочка — сфера взаимодействия литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы)
Прежде всего, необходимо отметить, что Земля – одна из планет Солнечной системы, способная предоставить человеку все необходимые условия для его жизни, существования и дальнейшего развития. Но в последнее время в природе стали происходить изменения, представляющие опасность и для планеты и для ее населения. Наибольшую опасность представляют промышленные города и мегаполисы.
Человек издавна преобразует природную среду: строит города, заводы, прокладывает дороги, изменяет природные условия в окружающей среде. Важно научиться преобразовывать ландшафт, чтобы он обеспечивал комфортные условия жизни. Посмотрите внимательно на окружающую среду города, в котором вы живете с этой точки зрения. Город представляет собой особый мир. Особую среду обитания человека – городскую среду. Городская среда – сложное образование продукт взаимодействия природы и человеческой деятельности. Изучением городской среды, ее основных компонентов и факторов, влияющих на них, историей формирования занимается новая научная область — урбоэкология или экология.
Перекрестный опрос:
1В результате чего формируется географическая среда?
(географическая среда формируется в результате прохождения длительного процесса эволюции под антропогенным влиянием человека на географическую оболочку.
2. Что такое « вторая природа»?
( в результате антропогенного воздействия образуется «вторая природа» — т.е. города, заводы, с\х угодия, пастбища, каналы, транспортные магистрали)
3. Что такое окружающая среда?
(среда в которой существует человеческое общество и осуществляется его хозяйственная деятельность, весь материальный мир, включая природную и антропогенную среду, окружающую человека.)
4 Назовите важнейшее эпохальное событие в истории человечества.
( добывания огня).
5 Назовите этапы глобального значения в истории человечества.
( смена вида хозяйства)
6 К чему привело формирование искусственных техногенных ландшафтов?
( с формированием хозяйства — увеличивается количество используемых природных богатств, создаются условия для роста населения, что приводит к обеднению природной среды. Техногенная деятельность превратилась в разрушительную силу).
7.Благодаря научно-техническим успехам человек осознал себя хозяином природы, и по этому по отношению к ней господствовал принцип….( « Бери и властвуй»
8.Что такое ноосфера? ( устойчивое развитие и изменение живых организмов, имеющихся в составе биосферы)
9. Что является эталоном ландшафта, которого не коснулась человеческая цивилизация? (заповедники)
10. Развитие отраслей народного хозяйства и рост городов во многих регионах имеют крайне серьезные экологические последствия, какие?..
(ресурсно-хозяйственные ( иссякание природных ресурсов)
природно-ландшафтные( сокращение подвижности видов, истощение природных ландшафтов.
антропогенно-экологические ( ослабление здоровья людей)
11.Что такое природопользование?
( это новая комплексная отрасль науки , которая занимается решением проблем рационального использования, восстановления и возобновления природных ресурсов)
12.Какие ошибки допускаются при оценке роли географической среды в жизни общества?
( 1. преувеличение роли географической среды « географический детерминизм» или, по Н Н Баранскому, географический фатализм;
2. недооценка роли географической среды « географический нигилизм»
13 Что называется природопользованием?
(это совокупность мер, предпринимаемых обществом с целью изучения, охраны, освоения и преобразования окружающей среды.
14.Природопользование может быть.
( рациональным и не рациональным).
15.Какие два пути освоения планеты мы можем выделить?
( Экстенсивный путь – вовлечение в хозяйство новых территорий и дешевых природных ресурсов;
Интенсивный путь – более полная переработка сырья, повторное использование отходов производств и потребления, применение малоотходной технологии
При ответе учащиеся могут пользоваться учебником и тетрадью.
« Обмен веществ» между обществом и природой. Качественно новый этап.
История человеческого общества — это история взаимодействии человека с природой. К Маркс охарактеризовал это как процесс « обмена веществ» между ними. И он имеет сложный и во многом противоречивый характер с одной стороны, деятельность людей напрвлена на использование богатств природы с другой стороны, деятельность людей вредит природе, приводит к отрицательным последствиям.
Примеры:
Так, за последние 30 лет в мире было использовано столько природных ресурсов, сколько за всю предшествующую историю человечества. В связи с этим возникла угроза постоянного истощения и даже исчерпания ресурсов. Речь идет об обеспеченности энергетическими, минерально — сырьевыми, водными и другими ресурсами.
Одновременно резко возросли масштабы возвращения в природу отходов, что вызвало угрозу загрязнения. По данным ученых, на каждого гражданина в мире в различных странах приходится (условно) по 200 кг отходов
Какой вывод можно сделать?
Вывод:
Возникли две взаимосвязанные проблемы:
Рационального использования природных ресурсов;
Охрана окружающей среды от загрязнения.
Задание 2
Природопользование может быть…
Рациональное природопользование исходит из того, что общество может управлять своими взаимодействиями с природой;
Рациональное использование природных ресурсов;
Разработка и внедрение « чистых» технологий производства;
Организация широкого международного сотрудничества в деле охраны окружающей среды;
Контроль = общество МОНИТОРИГ
Нерациональное природопользование происходит из- за иждивенческого ( потребительского) отношения человека к природе, стремление выжать из нее как можно больше материальных благ.
Это приводит:
К хищническому природопользованию
Размещению « грязных» производств капиталистических стран в развивающихся странах.
infourok.ru
Взаимодействие общества и природы. — география, уроки
Взаимодействие общества и природы.
Урок 10 класс. (базовый)
Учитель географии: Панферова Мария Яковлевна. Город Балаково МАОУ СОШ №19
Цели: сформировать понятия «географическая среда», «природопользование». Определить степень воздействия человеческого фактора на состояние окружающей среды в развитых и развивающихся странах. Формировать экологическое мышление учащихся.
Оборудование: карта природных ресурсов, политическая карта.
Тип урока: урок-лекция.
Ход урока
I. Подведение итогов предыдущего урока
II. Изучение новой темы
План темы:
1. Понятия «окружающая среда» и «географическая среда».
2. Этапы взаимодействия общества и природы.
3. Резкое ухудшение качества окружающей среды в XX веке.
4. Природопользование рациональное и нерациональное.
Учитель: Сегодня мы начинаем изучение темы «природные ресурсы». Откройте план-схему темы на с. 24 учебника.
В какие блоки можно объединить вопросы этой темы? (Взаимодействие общества и природы, мировые природные ресурсы, ресурсообеспечснность, загрязнение окружающей среды.)
Вопрос: В чем различие понятий «окружающая среда», «географическая среда» и «природа»?
Географическая среда — это та часть земной природы, с которой общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном историческом этапе. Географическая среда — это необходимое условие для жизни и деятельности общества.
Окружающая среда — это вся среда обитания и производственной деятельности человеческого общества. Окружающая среда включает и природную и антропогенную среду.
Вопрос: Почему географическая среда так необходима человеческому обществу?
Географическая среда является средой обитания человека, источником ресурсов — топливных, лесных, биологических и т.д. Человек не может обойтись без природы, так как она является средой его обитания.
Географическая среда возникла в результате длительной эволюции географической оболочки планеты под влиянием человеческой деятельности. На Земле образовались антропогенные комплексы: поля, города, дороги, пруды, карьеры, сады и т. д.
Чем более развитое общество вторгается в природу, тем более сильное воздействие оно оказывает на географическую оболочку. Первобытное общество использовало окружающую природу только как среду обитания и как источник необходимых для выживания ресурсов. В современном обществе потребности резко возросли, так как необходимы огромные ресурсы для работы промышленных предприятий, транспорта. К тому же в сотни раз возросла численность населения планеты.
В наиболее населенных и освоенных районах планеты, например, в Европе почти не осталось естественных участков природы. Большая часть ее территории занята антропогенными ландшафтами.
Состояние природной среды оценивается как:
а) естественное — не измененное деятельностью человека, то есть это те участки планеты, где «не ступала нога человека». К ним можно отнести огромные пространства сибирской тайги, острова Арктики, льды Антарктиды, леса Амазонии.
б) равновесное состояние — естественное восстановление опережает антропогенное воздействие, то есть природа успевает восстанавливаться. Влияние человека невелико.
в) кризисное состояние — скорость восстановления ниже скорости антропогенного воздействия.
г) критическое состояние — начинается деградация природного комплекса.
д) катастрофическое состояние природной среды — это процесс деградации, который трудно повернуть вспять.
е) состояние коллапса — природная среда необратимо деградирована.
Вопрос: Почему возникают критические, катастрофические состояния окружающей среды?
Между обществом и географической средой идет постоянный «обмен веществ». Общество на протяжении веков изымает из природы все больше ресурсов, а возвращает в природу все более многочисленные и опасные отходы. Причиной постоянно усиливающегося давления на природу является развитие промышленности, транспорта, которое требует увеличения добычи и использования природных ресурсов, а также резкий рост численности населения в странах мира. «Давление» общества на природу особенно в XX веке резко возросло. Пример можно найти на с. 25 учебника: «По подсчетам ученых-географов Московского университета, ныне антропогенные ландшафты занимают 60% земной суши. В том числе примерно 20% ее территории преобразованы коренным образом: это города и селения, поля и сады, дороги и горные выработки, лесопосадки и зоны отдыха».
В результате возникли две проблемы: 1) рационального использования природных ресурсов, 2) охраны окружающей среды от загрязнения.
Вопрос. Какие страны имеют обширные площади «диких» земель?
Страны, имеющие большие площади — Россия, Канада, Австралия, Бразилия, Китай.
При оценке роли географической среды в жизни общества допускаются ошибки двух видов: преувеличение и недооценка роли географической среды. Преувеличение роли географической среды — географический детерминизм. Недооценка роли географической среды — географический нигилизм.
Детерминизм означает закономерную взаимосвязь, взаимозависимость и причинную обусловленность различных явлений. В географии особенно важна идея детерминизма, которая рассматривает все явления во взаимосвязи. (В XVIII веке Шарль Монтескьё писал, что «власть климата сильнее всех властей». В XIX веке Элизе Реклю говорил о зависимости общества — вплоть до форм государственной власти — от определяющего влияния природы.)
В большинстве учебников США Россию обычно представляли как страну вечного холода — подобие Аляски или Гренландии. Суровым климатом и капризами погоды объясняли многие наши трудности, недостатки и просчеты, например неурожай и недостаток зерна. Победителем фашистских войск под Москвой в 1941 году оказывался «генерал Зима».
Недооценку влияния географической среды на жизнь и деятельность людей называют географическим индетерминизмом (по Н. Н. Баранскому, это географический нигилизм).
Более сильно проявилась недооценка природных условий в нашей отечественной географии. Всем знакомо выражение «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у неё — наша задача» Мы очень часто слышим, что площадь наших лесов больше площади Италии в 20 раз, а Бельгии в 200 раз. А наши черноземы занимают территорию в 4 раза превышающую площадь Франции.
Н. Н. Баранский писал, что географический детерминизм (фатализм) вреден тем, что, придавая абсолютное, решающее значение природным условиям, создает такое умонастроение, что судьба каждого народа раз и навсегда предопределена природными условиями его страны». (Н. Н. Баранский, Становление советской экономической географии. — М.: Мысль, 1980. — с. 77). Н. Н. Баранский считал, что и географический нигилизм неправилен тем, что, отрицая какое бы то ни было значение природных условий, ведет к идеализму. Географический детерминизм (фатализм) и географический нигилизм — это две крайности, которых нужно стараться избегать.
Вопрос: Как использовать природные условия и ресурсы, чтобы уменьшить отрицательные последствия в природе?
Совокупность мер, предпринимаемых обществом с целью изучения, охраны, освоения и преобразования окружающей среды называют природопользованием. Природопользование подразделяют на рациональное и нерациональное. Рациональное природопользование предполагает управляемое взаимодействие с природой. Оно включает в себя:
1) рациональное использование природных ресурсов;
2) разработку и внедрение «чистых» технологий производства;
3) организацию широкого международного сотрудничества в деле охраны окружающей среды;
4) контроль общества.
Нерациональное природопользование происходит из-за иждивенческого (потребительского) отношения человека к природе, стремления выжать из нее как можно больше материальных благ. Результатом потребительского отношения к природе является:
1) хищническое природопользование, ведущее к истощению природных ресурсов и к ухудшению качества окружающей среды;
2) размещению «грязных» производств капиталистических стран в развивающихся странах.
За последние 30 лет в мире было использовано столько природных ресурсов, сколько за всю историю человечества. Возникла угроза реального исчерпания ресурсов. В результате нерационального использования на каждого жителя планеты приходится около 200 кг отходов.
Вопрос. Каков же верный путь освоения ресурсов планеты?
Существует два пути освоения ресурсов Земли: экстенсивный и интенсивный. Экстенсивный путь предполагает освоение новых территорий для получения природных ресурсов (дополнительная распашка земель, разработка новых месторождений полезных ископаемых, вырубка лесов и т. д.). Интенсивный путь предполагает более полную переработку сырья, повторное использование отходов производства, использование малоотходных технологий.
III. Закрепление изученного материала
Вопросы:
1) Что понимается под «обменом веществ» между обществом и природой?
2) В чем опасность географического детерминизма и географического нигилизма?
3) Какой путь освоения ресурсов планеты вы считаете правильным?
4) Что понимается под термином «природопользование»?
5) Приведите пример рационального природопользования.
6) Приведите пример нерационального природопользования.
7) Существует два пути освоения ресурсов планеты: экстенсивный и интенсивный. Какой путь вы считаете приемлемым для человечества, учитывая, что население планеты постоянно растет?
8) Какой путь освоения ресурсов был в России в XX веке? Почему?
IV. Домашнее задание
1. Тема № 2.
2. Подготовить сообщения к семинару на следующие темы:
1. Загрязнение атмосферы (источники, последствия, пути сохранения атмосферы).
2. Загрязнение литосферы (источники, последствия, пути решения проблем).
3. Загрязнение гидросферы (источники, последствия, пути решения проблем).
Вопросы к семинару:
1. В чем вы видите проблему загрязнения атмосферы на Земле?
2. Что значит термин «парниковый эффект»? Что является причиной этого явления?
3. Какие «грязные» производства вы знаете?
4. Объясните термин «мусорная цивилизация».
5. Приведите примеры радиационного загрязнения участков земли.
6. Почему проблема водоснабжения стала острой не только в развитых, но и в развивающихся странах мира?
7. Докажите, что решение проблем охраны окружающей среды необходимо решать совместными усилиями всех стран мира.
8. Как обеспечить чистой водой население Земли?
9. Вспомните, что такое заповедники, национальные парки, заказники?
10. Чему лучше отдать предпочтение: уровню жизни людей и хозяйственному развитию страны или состоянию природной среды?
kopilkaurokov.ru
Конспект урока «Взаимодействие общества и природы» (11 класс)
Тема урока: «Взаимодействие общества и природы»
Тип урока: изучение нового материала
Задачи урока:
Образовательные – продолжить формирование понятий «окружающая среда», «географическая среда», «природопользование»; сформировать представление об основных этапах развития отношений между природой и обществом, раскрыть причины изменений в природе под влиянием деятельности человека; ввести критерии оценки современного состояния природной среды, охарактеризовать виды природопользования.
Развивающие – развить умения работы с терминами; учебно-организационные и учебно-интеллектуальные умения и навыки, навыки составления определения, работы с дополнительными источниками информации, навыки сворачивания информации в схему, навыки монологической речи.
Воспитательные – привитие идеи причинно-следственной связи между явлениями; формирование экологического стиля мышления
Оборудование к уроку: компьютер, интерактивная доска, иллюстрации, видеоролики, учебник
Структура УРОКА
Организационная часть — 2—3 мин.
Актуализация опорных знаний – 8 мин
Мотивация учебной деятельности – 3 мин
Сообщение новых знаний — 15-18мин.
Закрепление знаний — 5-10 мин.
Сообщение задания на дом — 3—4 мин.
Завершение урока, рефлексия — 1—2 мин.
ХОД УРОКА
Организационная часть
Актуализация опорных знаний
Тест по теме: «Развитие жизни на Земле»
Вариант 1
А 1.Жизнь на Земле возникла:
1)первоначально на суше.
2)первоначально в океане.
3)на границе суши и океана.
4)одновременно на суше и в океане.
А 2.Первые живые организмы, появившиеся на Земле по способу питания и дыхания были:
1)аэробными автотрофами.
2)анаэробными автотрофами.
3)аэробными гетеротрофами.
4)анаэробными гетеротрофами.
А 3.Организмы, появившиеся на Земле при истощении запаса синтезированных абиогенным путем органических веществ, по способу дыхания и способу питания были:
1)аэробными автотрофами 3)анаэробными автотрофами
2)аэробными гетеротрофами 4)анаэробными гетеротрофами
А 4.Началом биологической эволюции жизни на Земле принято считать момент возникновения первых:
1)органических веществ 3)одноклеточных прокариотических организмов
2)коацерватных капель из органических веществ 4)одноклеточных эукариотических организмов
А5.Правильная геохронологическая последовательность эр в истории Земли следующая:
1)архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой
2)протерозой, архей, палеозой, мезозой, кайнозой
3)архей, палеозой, протерозой, кайнозой, мезозой
4)кайнозой, мезозой, палеозой, протерозой, архей
А6.С момента появления первых живых организмов прошло, в млрд. лет:
1)около 5 3)около 2.5
2)около 3.5 4)около 1.5
А7.Главное эволюционное событие в развитии органического мира в архее:
1)выход растений на сушу 3)появление и расцвет прокариот
2)появление и расцвет эукариот 4)появление многоклеточных животных
А8.Деятельность живых организмов в протерозое привела к:
1)образованию почвы 3)поглощению кислорода из атмосферы
2)накоплению в атмосфере кислорода 4)поднятию суши и образованию материков
А9.Выходу растений на сушу в раннем палеозое предшествовало:
1)формирование озонового экрана
2)насыщение атмосферы кислородом
3)насыщение атмосферы углекислым газом
4)появление и развитие у них проводящей ткани
А10.Галвное эволюционное событие в развитии органического мира в позднем палеозое (девон, карбон, пермь) :
1)Выход первых растений (псилофитов) на сушу
2)выход первых беспозвоночных животных на сушу
3)выход первых позвоночных (стегоцефалов) на сушу
4)расцвет в морях многоклеточных водорослей и костных рыб
А11.Главное эволюционное событие в развитии органического мира в конце мезозоя (мел) :
1)Расцвет водорослей и пресмыкающихся
2)появление голосеменных и первых птиц
3)появление покрытосеменных и высших млекопитающих
4)расцвет пресмыкающихся и появление первых млекопитающих
А12.Господствующее положение птиц в эволюции органического мира связано с их:
1)Относительно крупными размерами тела
2)высокой плодовитостью и заботой о потомстве
3)теплокровностью и крупным головным мозгом
4)приспособленностью к разным способам размножения
А13.Главное эволюционное событие в развитии органического мира в начале кайнозоя (палеоген, неоген или третичный период) :
1)господство насекомых и голосеменных
2)появление первых млекопитающих птиц
3)господство покрытосеменных и появление приматов
4)расцвет пресмыкающихся и появление покрытосеменных
Задания ОГЭ и ЕГЭ по географии:
Расположите перечисленные периоды геологической истории Земли в хронологическом порядке, начиная с самого раннего.
Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.
А) кембрийский
Б) пермский
В) девонский
2. Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания горных пород на обрыве в карьере.
Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста (от самого молодого до самого древнего). Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.
1) известняк
2) суглинок с валунами
3) кварцит
Ответы:
А1-2
А2 — 3
А3- 3
А4-3
А5- 1
А6 — 2
А7-3
А8- 2
А9-4
А10-3
А11-3
А12- 3
А13-3
Вариант 2
А1.Жизнь на Земле возникла:
1)первоначально на суше
2)первоначально в океане
3)на границе суши и океана
4)одновременно на суше и в океане
А2.Первые живые организмы, появившиеся на Земле по способу питания и дыхания были:
1)аэробными автотрофами.
2)анаэробными автотрофами.
3)аэробными гетеротрофами.
4)анаэробными гетеротрофами.
А3.При истощении запаса синтезированных абиогенным путем органических веществ, на Земле появились организмы по способу питания и по способу питания:
1)аэробными автотрофами.
2)анаэробными автотрофами.
3)аэробными гетеротрофами.
4)анаэробными гетеротрофами.
А4.Крупнейшим ароморфозом, оказавшим существенное воздействие на ранние этапы эволюции жизни на Земле, было:
1)появление прокариот
2)появление эукариот
3)возникновение фотосинтеза у прокариот
4)возникновение дыхания у эукариот
А5.Самая древняя из перечисленных в истории Земли эра:
1)архей
2)палеозой
3)мезозой
4)протерозой
А6.С момента выхода первых живых организмов на сушу прошло, в млрд лет:
1)около 3,5
2)около 1,5
3)около 2,5
4)около 0,5
А 7. Основные организмы, существовавшие на Земле в архее:
1)бактерии и сине-зеленые водоросли (цианобактерии)
2)многоклеточные водоросли и кишечнополостные
3)коралловые полипы и многоклеточные водоросли
4)морские беспозвоночные животные и водоросли
А8.Главное эволюционное событие в развитии органического мира в протерозое:
1)выход растений на сушу
2)выход многоклеточных животных на сушу
3)появление и расцвет эукариот (зеленых водорослей)
4)появление и расцвет прокариот (сине-зеленых водорослей)
А 9.Основные организмы, существовавшие на Земле в раннем палеозое (кембрий, ордовик, силур)
1)Костные рыбы, насекомые и водоросли
2)трилобиты, панцирные рыбы и водоросли
3)кораллы, хрящевые рыбы и споровые растения
4)хрящевые рыбы, насекомые и споровые растения
А10.Основные организмы, существовавшие на Земле в позднем палеозое (девон, карбон, пермь)
1)хрящевые рыбы, трилобиты и водоросли
2)панцирные рыбы, трилобиты и папоротникообразные
3)хрящевые и костные рыбы, насекомые и папоротникообразные
4)панцирные и хрящевые рыбы, пресмыкающиеся и голосеменные
А11.Главное эволюционное событие в развитии органического мира в середине мезозоя (юра)
1)господство голосеменных и появление первых птиц
2)расцвет папоротникообразных и появление голосеменных
3)расцвет земноводных и появление первых млекопитающих
4)появление папоротникообразных и расцвет пресмыкающихся
А12.Господствующее положение млекопитающих в эволюции органического мира связано с их
1)относительно крупными размерами тела
2)высокой плодовитостью и заботой о потомстве
3) теплокровностью и внутриутробным развитием
4)приспособленностью к разным способам размножения
А13.Главное эволюционное событие в развитии органического мира в середине кайнозоя (неоген) :
1)господство млекопитающих, птиц и насекомых
2)вымирание пресмыкающихся и появление птиц
3)господство голосеменных и вымирание пресмыкающихся
4)появление первых млекопитающих и вымирание пресмыкающихся
Задания ОГЭ и ЕГЭ по географии:
Расположите перечисленные периоды геологической истории Земли в хронологическом порядке, начиная с самого раннего.
Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.
А) кембрийский
Б) пермский
В) девонский
2. Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания горных пород на обрыве в карьере.
Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста (от самого молодого до самого древнего). Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.
1) известняк
2) суглинок с валунами
3) кварцит
Ответы:
А1-2
А2- 4
А3- 2
А4-3
А5- 1
А6- 4
А7-1
А8- 3
А9-2
А10-3
А11-1
А12- 3
Задания ОГЭ и ЕГЭ по географии:
Расположите перечисленные периоды геологической истории Земли в хронологическом порядке, начиная с самого раннего.
Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.
А) кембрийский
Б) пермский
В) девонский
2. Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания горных пород на обрыве в карьере.
Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста (от самого молодого до самого древнего). Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.
1) известняк
2) суглинок с валунами
3) кварцит
Мотивация учебной деятельности
Прежде всего, необходимо отметить, что Земля – одна из планет Солнечной системы, способная предоставить человеку все необходимые условия для его жизни, существования и дальнейшего развития. Но в последнее время в природе стали происходить изменения, представляющие опасность и для планеты и для ее населения. Наибольшую опасность представляют промышленные города и мегаполисы.
Человек издавна преобразует природную среду: строит города, заводы, прокладывает дороги, изменяет природные условия в окружающей среде. Важно научиться преобразовывать ландшафт, чтобы он обеспечивал комфортные условия жизни. Посмотрите внимательно на окружающую среду города, в котором вы живете с этой точки зрения. Город представляет собой особый мир. Особую среду обитания человека – городскую среду. Городская среда – сложное образование продукт взаимодействия природы и человеческой деятельности. Изучением городской среды, ее основных компонентов и факторов, влияющих на них, историей формирования занимается новая научная область — урбоэкология или экология.
Сообщение новых знаний
Единство природы и общества, их взаимодействие
Общество является составной частью ландшафтной оболочки. Общество – это совокупность конкретных людей. Человек – часть природы. Физическая и духовная жизнь человека неразрывно связано с природой. Природа – это среда, в которой человек живет. Именно оно обеспечивает его изначальные потребности.
Жизнь человека возможна только во взаимодействии с природой . Это взаимодействие проявляется в различных формах, прежде всего в обмене веществ и энергии. Но человек – не только биологическое существо, но и общественное. Условия его жизнедеятельности зависят и от общественного окружения. Между человеком и природой есть не только биологическое, но и экономическое взаимодействие.
Человек и природа не противостоят друг другу. Но было бы ошибкой утверждать, что это гармоничное целое. Если бы они представляли собой гармоничное целое, то не возникали бы экологические проблемы, которые в современных условиях приобретают глобальный характер. Материальный мир един, и его составляющие взаимосвязаны, они влияют друг на друга.
Высказывания и цитаты
Человеку нужны не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на пространстве она могла бы проявить все свои свойства своего свободного духа.
А. Чехов
В озоновую дыру посмотрел ангел:
— Господи, скажи им, чтобы они опомнились!
Л. Костенко
Люби природу не как символ
Души своей, Люби природу не для себя,
Люби для нее.
М. Рыльский
О сколько у природы немудрено-мудрых букв! О сколько у человека неумение прочитать …
П. Тычина
Только природа делает великое даром.
А. Герцен
Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник.
И. Тургенев
Многие действия человека по отношению к природе приводили к непредсказуемым последствиям и часто были не удачными. По сути, большинство проблем, связанных с окружающей средой, которые сейчас угрожают технической цивилизации, являются результатом открытий, направленных на решение других проблем и увеличения продолжительности жизни человека. Например, стойкие пестициды и медицинские препараты вводили в организм с наилучшими намерениями, но побочные влияния некоторых из них оказались слишком опасными для жизни.
Задания
Творческое задание
Используемые инструменты: пластика, бусины, различная фурнитура, инструменты для лепки из пластики, влажные салфетки, канцелярский ножик, досточка
Задание 1
Вылепить фигурку или композицию, символизирующую для вас природу в целом. Также в композиции можно раскрыть взаимодействие природы и человека.
Задание 2
Нарисуйте таблицу «Живая и неживая природа». В первой колонке запишите, как человек для удовлетворения своих потребностей использует живую природу, во второй колонке – как использует неживую.
Обобщающие вопросы
1. Дайте определение понятия «природа».
2. Что такое живая и неживая природа? Приведите примеры.
3. Что называют явлением природы? Приведите примеры.
4. Зачем человек изучает природу? Как именно человек изучает природу?
5. Как и для чего человек осваивает природу?
6. Как должен вести себя человек, чтобы сохранить окружающую среду и приумножить разнообразие живой природы?
Только за первые три четверти XX века мировой экологический потенциал увеличился в 10 раз, а к концу века почти в 20 раз по сравнению с его началом. Особенно интенсивное развитие приходится на период после II мировой войны.
За последние 100 лет: из земных недр было добыто 137 млрд. т угля, 47 млрд. т нефти, 20 трлн. куб. м газа; энергетические ресурсы увеличились в 1000 раз. Только за 25 лет (1950-1975 гг) потребление всех энергоресурсов в мире увеличилось в 3 раза, нефтепродуктов в 5 раз, электроэнергии в 7 раз, концентрация углекислого газа в атмосфере за последние 100 г. увеличилась на 12-18%, запыленность атмосферы на 10-20%, освещенность Земли снизилась на 7-10%.
Задания
Представьте себя на совете стран мира. Какие бы действия вы бы посоветовали предпринять всем странам мира, чтобы улучшить экологическую ситуацию на планете?
Что такое разумное потребление? Как, по-вашему, оно должно происходить? Как определить границы разумного потребления и для чего их определять?
В наши дни примерно на 60% площади земного шара человек изменил естественные ландшафты, превратив их в антропогенные. Из них 20% этой площади она изменила коренным образом. Измененную человеком часть географической среды называют техносферой — областью технической деятельности человечества. Создаются техногенные ландшафты (городской, промышленный, сельскохозяйственный), техногенные формы рельефа (терриконы, насыпи, выемки, карьеры). Каналами и дамбами меняется гидрографическая сеть. В техносфере перераспределяются массы пород верхней части земной коры при добыче полезных ископаемых, создаются искусственные минеральные, химические элементы. Техносфера излучает в космос короткие радиоволны, в миллионы раз интенсивнее, чем их естественный поток.
Закрепление знаний
1. В чем вы видите проблему загрязнения атмосферы на Земле?
2. Что значит термин «парниковый эффект»? Что является причиной этого явления?
1. Какие «грязные» производства вы знаете?
2. Объясните термин «мусорная цивилизация».
3. Приведите примеры радиационного загрязнения участков земли.
4. Почему проблема водоснабжения стала острой не только в развитых, но и в развивающихся странах мира?
5. Докажите, что решение проблем охраны окружающей среды необходимо решать совместными усилиями всех стран мира.
6. Как обеспечить чистой водой население Земли?
7. Вспомните, что такое заповедники, национальные парки, заказники?
8. Чему лучше отдать предпочтение: уровню жизни людей и хозяйственному развитию страны или состоянию природной среды?
Сообщение задания на дом прочитать п. 51, отв на вопросы
Завершение урока, рефлексия
1. Продолжите фразу
Изученный материал дает мне…
Полученные знания я могу применить…
2. Мысленно воспроизведите урок. Ответьте на вопросы:
На каких этапах и почему возникли сложности?
Можно ли было их избежать?
Что для этого нужно сделать?
За что Вы можете себя похвалить?
infourok.ru
Конспект урока по теме «Взаимодействие общества и природы» (10 класс)
Тема 2. География мировых природных ресурсов. Охрана окружающей среды и экологические проблемы .
Урок 1.Взаимодействие общества и природы.
1 этап. Организационный. Д/з. ½, 2/2 (п 1), подобрать материал из СМИ с примерами рационального и нерационального природопользования.
2 этап. Новый материал.
Вопросы:
Понятие «географическая (окружающая) среда».
Понятие «ресурсообеспеченность».
Понятие «природопользование». Рациональное и нерациональное природопользование.
Особенности современного этапа взаимодействия общества и природы.
Географические типы ОС.
Зоны экологических бедствий.
Мониторинг ОС.
Жизнь людей протекает на поверхности Земли, площадь Земной поверхности 510 млн.кв.км., площадь суши 149 млн.кв.км. Природа постаралась создать близкие к идеальным условия для развития организмов на Земле. В частности для обитания человека.
Можно назвать три источника жизни на Земле.
Как по вашему, какие условия необходимы для жизни на Земле? (энергия Солнца, воздух, чистая питьевая вода)
Человек является составной частью природы. Его дом – ГО Земли, сфера взаимодействия и взаимопроникновения литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы.
С проблемой взаимодействия в системе «общество и природа», с ПР… мы знакомились в предыдущих курсах.
Понятие «ГС» и «природа» сходные. Но «природа» более широкое понятие. ГС возникла в результате длительной эволюции ГО под влиянием антропогенного воздействия (т.е. строительства городов, каналов, заводов…).
Географическая среда( стр. 25 уч.) – та часть земной природы, с которой человеческое общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном этапе человеческого развития.
Вся история человеческого развития – это история взаимодействия его с природой. С сферу жизнедеятельности человека вовлечена почти вся земная поверхность. По подсчетам ученых Московского университета, сейчас АЛ занимают 60% земной поверхности (суши), 20 %суши преобразовано коренным образом (города. Дороги, заводы…).
ГО обладает огромными и разнообразными ПР. Запасы разных видов далеко не одинаковы, да и распределены они неравномерно. В результате отдельные районы, страны имеют различную ресурсообеспеченность.
Назовите причины неравномерного размещения ПР на поверхности Земли (водных, земельных, минеральных, агроклиматических…)?
Ресурсообеспеченность (см. стр. 28 уч.) – это соотношение между величиной ПР и размерами их использования. Она выражается количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения.
Р= З/Д (запасы делим на добычу) – на сколько лет хватит минерального сырья.
Р= З/Н (запасы на численность населения) – на душу населения (земельные, лесные, водные…).
Это понятие не природное, а социально-экономическое. Т.к. зависит от масштабов потребления.
Уровень обеспеченности зависит от того, ПР относятся к возобновимым или к невозобновимым. Приведите примеры возобновимых и невозобновимых ресурсов.
Посчитаем ресурсообеспеченность (в тетради чертим таблицу):
Активная роль человеческого общества по отношению к ОС находит выражение в природопользовании как особой сфере хозяйственной деятельности.
Природопользование – это совокупность мер, предпринимаемых обществом с целью изучения, охраны, освоения и преобразования ОС. Масштабы природопользования зависят от общего уровня развития экономики страны или региона.
Природопользование может быть:
Рациональное (интенсивное) – наиболее целенаправленное использование ПР путем устранения и предупреждения последствий воздействия общества на природу.
Нерациональное (экстенсивное) — одностороннее, иждивенческое отношение к природе, ведет к ухудшению ОС.
Примеры из дополнительного текста на стр. 49 (13, 14, 15)
В процессе взаимодействия общества и природы происходит постоянно «обмен веществ», имеющий очень сложный характер. С одной стороны, общество приспосабливает природу для своих нужд, использует ее богатства. С другой стороны, оно своей деятельностью нередко наносит природе непоправимый вред. Так было на протяжении тысячелетий. Общество изымает из природы все больше ресурсов и одновременно возвращает в природу все многочисленные отходы своей деятельности. Так возникли две взаимосвязанные проблемы:
Истощение ПР
Загрязнение ОС.
Приведите примеры воздействия общества на природу (использование ресурсов…).
Каковы будут последствия изменений в природе (для здоровья человека, хозяйственной деятельности…) (увеличение расходов на освоение новый территорий, восстановление природы; ухудшение здоровья населения…)
Почему мы именно сейчас заговорили об истощении и загрязнении природы, хотя человек использовал природу уже на протяжении многих веков. Древние люди занимались собирательством, охотой и рыболовством; человек приспосабливался к природе, а не видоизменял ее. 6-8 тыс.лет назад занялись с/х: переход к возделыванию земли; наблюдается слабое преобразование естественных ландшафтов. В средние века увеличивается нагрузка на землю; развитие ремесел, широкое вовлечение в хозяйственный круговорот ПР. 300 лет назад происходят промышленные революции, быстрое преобразование естественных ландшафтов, рост масштабов воздействия человека на ОС. И сейчас на географической карте не осталось «белых пятен». Даже на дне океанов можно обнаружить следы технической деятельности человека. Но главное состоит в том, что в результате существенного увеличения численности населения, интенсивной индустриализации и роста городов, хозяйственные нагрузки повсеместно начали превышать способность природной среды к самоочищению:
— быстрый рост численности населения
— Рост производительности труда
— общий рост использования ПР, расширение состава используемых ПР, внесение в природу чужих веществ
— возникают зоны экологических бедствий
— обострение проблем в планетарном масштабе (экологические…)
— формирование географических типов ОС.
Географические типы ОС:
Промышленные
Сельскохозяйственные
Урбанизированные
Природные ландшафты.
Зоны экологических бедствий:
Сахель ( граница Сахары и саванны) – опустынивание в результате неправильных и экстенсивных методов эксплуатации почв в условиях африканских тропиков. Негативную роль сыграли также перевыпас скота и уничтожение скудной растительности с целью заготовки дров.
Амазония – уничтожение лесов. Ведутся массовые вырубки под пастбища, развивается ЦБП.
Для оперативного предупреждения об экологической опасности из-за использования ПР, с целью повышения эффективности природоохранных мероприятий, во всех странах необходимо наладить комплексный мониторинг.
Мониторинг – это система контроля и наблюдений за состоянием ПС в результате ее развития или влияния на нее хозяйственной деятельности человека. Это слежение за состоянием ОС и предупреждение о создавшихся критических ситуациях, вредных или опасных для здоровья людей и других живых организмов.
Система мониторинга была налажена:
Япония – 1963 г.
США – 1970г.
Франция – 1976г
Китай – 1979г.
Россия – 1988г.
3 этап. Общие выводы по уроку.
infourok.ru
Взаимодействие общества и природы
Взаимодействие общества и природы
В последнее время очень часто можно слышать такое понятие, как географическая среда. Оно очень схоже с понятием «природа», но по смыслу последнее имеет более широкое значение.
Географическая среда – это часть земной природы, с которой непосредственно взаимодействует человеческое общество на данном этапе исторического развития. Она возникла в результате длительной эволюции географической оболочки под влиянием деятельности человека. Географическая среда – это необходимое условие для деятельности человека. Она оказывает влияние на ресурсообеспеченность, на среду обитания человека, его духовный мир, поведение и характер.
Географическая среда
При оценке роли географической среды в жизни общества существует два полярных мнения. Одно из них – географический детерминизм. Это мнение связано с преувеличением роли географической оболочки на жизнь общества. Суть географического детерминизма заключается в том, что общество может развиваться настолько успешно, насколько это ему позволит природа. Наиболее широкое распространение это мнение получило в 18-19 веках. Шарль Монтескье в своей работе «Дух законов» наиболее последовательно разработал концепцию географического детерминизма. Он полагал, что открыл в климатических различиях между Европой и Азией «великую причину слабости Азии и силы Европы, свободы Европы и рабства Азии».
Другое полярное мнение о роли географической среды называют географическим нигилизмом. В отличие от географического детерминизма географический нигилизм заключается в недооценке роли географической среды на жизнь общества. Пожалуй, наиболее ярко позицию географического нигилизма выражают слова известного советского биолога Мичурина: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача». Как показывает практика, оба этих мнения приводят к отрицательным последствиям.
Наряду с понятием «географическая среда» часто употребляется понятие «окружающая среда». Окружающая среда – это вся среда обитания и производственной деятельности человека, включая антропогенную и природную среду. Это понятие не следует путать с понятием «окружающая природная среда», так как последнее употребляется только тогда, когда речь идет только о природной среде.
На протяжении всей своей истории человеческое общество взаимодействовало с окружающей средой. В ходе такого взаимодействия между ними происходит обмен веществ. С начала 20 века во взаимодействии общества и окружающей среды начался качественно новый этап, который характеризуется резким возрастанием давления человека на окружающую среду. Это проявляется в ускоренном превращении природных ландшафтов в антропогенные. Например, большая площадь таких земель занята под городами и населенными пунктами, дорогами, вырубками лесов, добычей полезных ископаемых, созданием рекреационных зон и так далее.
Существует множество полярных мнений о степени освоенности обществом географической среды. Одни ученые считают, что на земной поверхности практически не осталось нетронутых земель, т.е. практически все природные ландшафты стали антропогенными. Другие же высказывают не такие категоричные мнения. По подсчетам русских ученых антропогенные ландшафты занимают примерно 60% площади суши, а 20% из них составляют антропогенные ландшафты, которые преобразованы коренным образом. В разных регионах мира эти проценты различны. Наиболее преобразованные ландшафты находятся в Европе. Здесь нетронутые земли можно найти разве что только на островах Шпицберген и высоко в Альпах. В России же, наоборот, количество нетронутых земель составляет примерно 50-60% площади всей страны. Она занимает 1-е место в мире по количеству так называемых «диких» земель.
К сожалению, в настоящее время антропогенное воздействие на природные ландшафты увеличивается с новой силой. Все более остро ощущаются вопросы рационального использования природных ресурсов и загрязнения окружающей среды. Поэтому, в настоящее время перед обществом стоит важнейшая задача – сформировать мнение о природе и окружающей среде как о важнейшей среде обитания человека, от которой зависит и вся его жизнедеятельность. Необходимо помнить о том, что природу необходимо беречь, а для этого, в первую очередь, необходимо найти те рациональные звенья во взаимодействии общества и природы, которые позволят достичь этой цели.
videouroki.net