Содержание

Мысль народная в романе Л.Н. Толстого Война и мир

Два небольших сочинения – на одну и ту же тему. Немного иронично-компилятивно, на «троечку», но вполне серьезно))). Одно – полстранички по ЕГЭ, второе – страничка — для взрослых, до 15 лет – не читать под угрозой заполнения головы кашей…

Вариант 1.

Основная тема романа «Война и мир» — «мысль народная». Л. Н. Толстой показывает  не только панораму народной жизни, но и душу народа, её глубину и величие. Писатель противопоставляет холодной расчетливой светской жизни —  простую, естественную жизнь крестьян, истинно праведную и счастливую. Люди из народа глубоко впитали в себя мудрость Творца и мудрость природы. В природе нет ничего некрасивого, в ней всё прекрасно, и всё на своем месте. Герои романа проверяются этой народной мудростью, которую олицетворяет в произведении Платон Каратаев.

Истинно народной оказывается любимая героиня Толстого – Наташа. Стоит только вспомнить, как она плясала под гитару дядюшки, и, «воспитанная эмигранткой-француженкой» в «шелку и бархате»,  умела понять всё то «что было в каждом русском человеке». В общении с русскими солдатами находит смысл и цели жизни и Пьер Безухов, осознав ложность своих прежних установок. Навсегда он остается благодарным Платону Каратаеву, с которым познакомился в плену у французов, — русскому солдату, проповедующему добро и любовь к жизни.

Толстой рисует образы императоров Наполеона и Александра, московского губернатора графа Растопчина. В своем отношении к народу эти люди стремятся подняться над ним, стать выше, стремятся управлять народной стихией, поэтому действия их обречены. Кутузов, напротив, ощущает себя участником народной жизни, он не руководит движением масс, а только старается не мешать совершению подлинно исторического события. В этом, по Толстому, и заключается подлинное величие личности.

Толстой воспел победителя войны – русский народ. Народ, обладающий великой нравственной силой, несущий с собой простую гармонию, простую доброту, простую любовь. Несущий с собой истину. И нужно жить с ним в единении, чтобы излечить свою душу и созидать новый счастливый мир.

 
Вариант 2.

Мысль народная в романе Л.Н. Толстого Война и мир

Основная тема романа «Война и мир» — «мысль народная». Народ выступает не безликой толпой, а вполне разумным единством людей, двигателем истории.  Но изменения эти совершаются не сознательно, а под влиянием какой-то непознанной, но мощной «роевой силы». По-Толстому, влияние на историю может оказывать и отдельный человек, но при условии, что он будет сливаться с общей массой, не противореча ей, «естественно».

Толстой представляет метафору мира людей — шар, который видит Пьер во сне — «живой колеблющийся шар, не имеющий размеров. Вся поверхность шара состояла из капель, плотно сжатых между собой. И капли эти все двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной раз­делялись на многие. Каждая капля стремилась разлиться, захватить наибольшее пространство, но другие, стремясь к тому же, сжимали ее, иногда уничтожали, иногда сливались с нею».

Композиция романа построена таким образом, что каждый из героев проверяется на совместимость с этим шаром, на способность «слиться». Так, князь Андрей –  оказывается нежизнеспособен, «слишком хорош». Он вздрагивает от одной мысли о купании в грязном пруду с солдатами своего полка, да и гибнет от того, что не может себе позволить на глазах стоящих под обстрелом солдат упасть на землю перед крутящейся гранатой…это «стыдно», Но вот зато Пьер может в ужасе бегать, падать и ползать по Бородинскому полю, и после боя поесть «кавардачку» облизанной солдатом ложкой… Именно он, толстый Пьер, способный освоить данную ему «круглым» Платоном Каратаевым шарообразную «мудрость»,  остаётся невредимым – везде – и на дуэли, и в пекле Бородинского сражения, и в драке с вооруженными французами, и в плену… И именно он – жизнеспособен.

Самые искренние эпизодические персонажи —  и купец Ферапонтов, сжигающий свой дом, чтобы он не достался неприятелю, и московские жители, оставляющие столицу просто из соображения, что жить в ней под Бонапартом нельзя, и мужики Карп и Влас, не отдающие сено французам, и та московская барыня, которая покидала Москву со своими арапками и моськами еще в июне из соображения что «она Бонапарту не слуга», все они, по Толстому — деятельные участники народной, “роевой” жизни, и действуют так не по собственному нравственному выбору, а чтобы сделать свою часть общего «роевого» дела, порой даже не сознавая своего в нем участия.

А ещё интересен народный принцип «естественности» – здоровое бежит от больного, счастье – от несчастья. Наташа совершенно «естественно» не может ждать любимого князя Андрея «це-лый год!», и влюбляется в Анатоля; пленный Пьер абсолютно «естественно» не может помочь ослабевшему Каратаеву и бросает его, потому что, само собой, Пьеру «слишком страшно было за себя. Он сделал так, как будто не видал его взгляда».  И видит во сне: «Вот жизнь, — сказал старичок учи­тель… — В середине Бог, и каждая капля стремится рас­шириться, чтобы в наибольших размерах отражать Его. И растет, сливается, и сжимается на поверхности, уходит в глубину и опять всплывает… — сказал учитель. — Вот он, Каратаев, вот разлился и исчез».

Идеал Толстого — Платон Каратаев — любит всех одинаково, со смирением принимает все жизненные невзгоды и даже саму смерть. Платон Каратаев несет Пьеру народную мудрость, впитанную с молоком матери, находящуюся на подсознательном уровне понимания. «Каждое слово его и каждое действие было проявлением неизвестной ему деятельности, которая была его жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал… Он не мог понять цены и значенья отдельно взятого действия или слова». Приближается к этому идеалу – и Кутузов, задача которого – не мешать действию «роя».

Вся полнота и богатство личных чувств и стремлений, какими бы возвышенными и идеальными они не были у человека в толстовском мире, приводит только к одному — к слиянию с «общим» народным, будь то при жизни или же после смер­ти. Так  растворяется Наташа Ростова в материнстве, в стихии рода как таковой.

Народная стихия выступает как единственно возможная сила в войне. «Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие».

Толстой заслужил называться «красным графом». Опоэтизированная им «дубина» вскоре с той же «глупой простотой», «не спрашивая ничьих вкусов и правил» разгромила «помещиков и дворян», и «слила» всех оставшихся в единый «хрустальный шар» рабочих и крестьян… в единый рой)

Вот уж на самом деле – пророк… 

Зы. думаю, что эта толстовская шарово-роевая теория ближе всего – к буддизму.

znichk-a.livejournal.com

народная мысль в романе Война и Мир 2

Сочинение

Эпопея
Л. Н. Толстого «Война и мир»
повествует о славных событиях прошлого,
воссоздавая типичные черты эпохи
начала XIX века. В центре изображения
находится Отечественная война 1812
года, которая объединила население
России в едином патриотическом порыве,
заставила людей очиститься от всего
наносного и случайного и со всей
отчетливостью и остротой осознать
вечные человеческие ценности.
Отечественная война 1812 года помогла
Андрею Болконскому и Пьеру Безухову
обрести утраченный смысл жизни, забыть
о своих личных проблемах и переживаниях.
Кризисная обстановка в стране, вызванная
стремительным продвижением наполеоновских
войск в глубь России, выявила в людях
их лучшие качества, дала возможность
пристальнее всмотреться в того мужика,
который прежде воспринимался дворянами
лишь как обязательный атрибут помещичьей
усадьбы, уделом которого был тяжелый
крестьянский труд. Теперь, когда над
Россией нависла серьезная угроза
порабощения, мужики, одетые в солдатские
шинели, забыв свои давние горести и
обиды, вместе с «господами»
мужественно и стойко защищали родину
от могущественного врага. Командуя
полком, Андрей Болконский впервые
увидел в крепостных рабах героев-патриотов,
готовых на смерть ради спасения
отечества. В этих главных человеческих
ценностях, в духе «простоты, добра
и правды» видит Толстой «мысль
народную», которая составляет душу
романа и основной его смысл. Именно
она объединяет крестьянство с лучшей
частью дворянства единой целью —
борьбой за свободу отечества. Поэтому
я думаю, что под словом «народ»
Толстой понимал все патриотически
настроенное население России, включающее
в себя и крестьянство, и городскую
бедноту, и дворянство, и торговое
сословие.

Роман
насыщен многочисленными эпизодами,
рисующими разнообразное проявление
патриотизма русскими людьми. Конечно,
любовь к отечеству, готовность
пожертвовать ради него своей жизнью
наиболее ярко проявляется на поле
боя, в прямом столкновении с врагом.
Описывая ночь перед Бородинским
сражением, Толстой обращает внимание
на серьезность и сосредоточенность
солдат, которые чистят оружие, готовясь
к бою. Они отказываются от водки, потому
что готовы осознанно вступить в битву
с мощным противником. Их чувство любви
к Родине не допускает бесшабашной
пьяной отваги. Понимая, что этот бой
для каждого из них может оказаться
последним, солдаты надевают чистые
рубахи, готовясь к смерти, но не к
отступлению. Мужественно сражаясь с
врагом, русские солдаты не стараются
выглядеть героями. Им чужды рисовка
и поза, в их простой и искренней любви
к Родине нет ничего показного. Когда
во время Бородинского сражения «одно
ядро взрыло землю в двух шагах от
Пьера», широкий краснорожий солдат
простодушно признается ему в своем
страхе. «Ведь она не помилует. Она
шмякнет, так кишки вон. Нельзя не
бояться», — сказал он смеясь». Но
солдат, вовсе не старавшийся быть
храбрым, погиб вскоре после этого
короткого диалога, как десятки тысяч
других, но не сдался и не отступил.
Однако патриотизм русских людей
проявляется не только в бою. Ведь в
борьбе с захватчиками участвовала не
только та часть народа, которая была
мобилизована в армию.

«Карпы
и Власы» не продавали французам
сено даже за хорошие деньги, а жгли
его, подрывая тем самым вражескую
армию. Мелкий купец Ферапонтов перед
вступлением французов в Смоленск
просил солдат бесплатно забирать его
товар, так как если «решилась Расея»,
он сам все сожжет. Так же поступали
жители Москвы и Смоленска, сжигая свои
дома, чтобы они не достались врагу.
Ростовы, выезжая из Москвы, отдали все
свои подводы для вывоза раненых,
довершив этим свое разорение. Пьер
Безухов вкладывает огромные средства
в формирование полка, который берет
на свое обеспечение, а сам остается в
Москве, надеясь убить Наполеона, чтобы
обезглавить вражескую армию.

Огромную
роль в окончательном уничтожении
врага сыграло крестьянство, которое
организовывало партизанские отряды,
бесстрашно истребляющие наполеоновскую
армию в тылу. Наиболее ярким и
запоминающимся является образ Тихона
Щербатого, который выделяется в отряде
Денисова своей необычной удалью,
ловкостью и отчаянной смелостью. Этот
мужик, который сначала в одиночку
сражался с «миродерами» в родной
деревне, пристав к партизанскому
отряду Денисова, вскоре стал в нем
самым полезным человеком в отряде.
Сосредоточив в этом герое типичные
черты русского народного характера.
Толстой показывает в романе и иной
тип мужика в образе Платона Каратаева,
с которым встретился Пьер Безухов во
французском плену. Чем же поразил
Пьера этот неприметный кругленький
мужичок, сумевший возвратить ему веру
в людей, добро, любовь, справедливость?
Наверное, своей человечностью, добротой,
простотой, равнодушием к лишениям,
чувством коллективизма. Эти качества
резко контрастировали с высокомерием,
эгоизмом и карьеризмом высшего
петербургского света. Платон Каратаев
так и остался для Пьера самым дорогим
воспоминанием, «олицетворением
всего русского, доброго и круглого».

Мы
видим, что Толстой, рисуя контрастные
образы Тихона Щербатого и Платона
Каратаева, сосредоточил в каждом из
них основные качества русского народа,
который выступает в романе в лице
солдат, партизан, дворовых, мужиков,
городской бедноты. Там есть эпизод,
когда человек двадцать худых, истомленных
сапожников, которых обманул мастер,
не спешат покинуть Москву. Откликнувшись
на призывы графа Растопчина, они хотят
записаться в московское ополчение,
чтобы защищать древнюю столицу.

Истинному
чувству любви к родине противопоставлен
показной, фальшивый патриотизм
Растопчина, который вместо выполнения
возложенной на него обязанности —
вывезти из Москвы все ценное — волновал
народ раздачей оружия и афишами, так
как ему нравилась «красивая роль
руководителя народного чувства».
В то время, когда решалась судьба
России, этот лжепатриот мечтал лишь
о «героическом эффекте». Когда
огромное количество людей жертвовало
своей жизнью ради спасения родины,
петербургская знать желала для себя
только одного: выгод и удовольствий.
Все эти люди «ловили рубли, кресты,
чины», используя для своих корыстных
целей даже такое бедствие, как война.
Яркий тип карьериста дан в образе
Бориса Друбецкого, который умело и
ловко использовал связи, искреннюю
доброжелательность людей, притворяясь
патриотом, чтобы продвинуться по
служебной лестнице. Проблема истинного
и ложного патриотизма, поставленная
писателем, позволяет широко и всесторонне
нарисовать картину военных будней,
выразить свое отношение к войне.

Агрессивная,
захватническая война была ненавистна
и отвратительна Толстому, но, с точки
зрения народа, она была справедливой,
освободительной. Взгляды писателя
раскрываются и в реалистических
картинах, рисующих кровь, смерть,
страдания, и в контрастном сопоставлении
вечной гармонии природы с безумием
убивающих друг друга людей. Толстой
нередко вкладывает в уста своих любимых
героев собственные мысли о войне.
Андрей Болконский ненавидит ее, так
как понимает, что ее основная цель —
убийство, которое сопровождается
изменой, воровством, грабежами,
пьянством, то есть война обнажает в
людях их самые низменные инстинкты.
Пьер во время Бородинского сражения
с ужасом осознает, что многие из тех
людей, которые с удивлением смотрят
на его шляпу, обречены на раны и смерть.

Таким
образом, роман Толстого утверждает
античеловеческую сущность войны,
когда гибель десятков тысяч людей
становится результатом честолюбивых
замыслов одного человека. Значит, мы
видим здесь соединение гуманистических
взглядов писателя с мыслью о национальном
достоинстве русского народа, его мощи,
силе, нравственной красоте.

studfiles.net

Мысль народная в романе-эпопее «Война и мир»

Краткое сочинение-рассуждение по литературе для 10 класса на тему: «Война и мир: мысль народная»

Трагичная война 1812 года принесла множество бед, страданий и мук, Л.Н. Толстой не остался равнодушным к переломному моменту своего народа и отразил его в романе-эпопее «Война и мир», а его «зерном», по словам Л. Толстого, является стихотворение Лермонтова «Бородино». В основе эпопеи также лежит мысль об отражении национального духа. Писатель признавал, что в «Войне и мире» он любил «мысль народную». Так, Толстой воспроизвел «роевую жизнь», доказав, что историю делает не один человек, а весь народ вместе.

По Толстому, бесполезно противостоять естественному ходу событий, бесполезно пытаться исполнять роль вершителя судеб человечества. В противном случае, участник войны будет терпеть крах, как это было с Андреем Болконским, который пытался взять под контроль ход событий и завоевать «Тулон». Или судьба обречет его на одиночество, как это стало с Наполеоном, который чрезмерно полюбил власть.

Во время Бородинской битвы, от исхода которой многое зависело для русских, Кутузов «не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему». В этой, казалось бы, пассивности проявляются глубокий ум и мудрость полководца. Связь Кутузова с народом была победоносной чертой его характера, эта связь сделала его носителем «народной мысли».

Тихон Щербатый – это тоже  народный образ в романе и герой Отечественной войны, хотя является простым мужиком, вовсе не связанным с военным делом. Он сам добровольно попросился в отряд Василия Денисова, что подтверждает его самоотверженность и готовность на жертвы ради Отчизны. Тихон отбивается от четырех французов одним только топором – по мнению Толстого, это и есть образ «дубины народной войны».

Но писатель не останавливается на идеи героизма вне зависимости от звания, он идёт дальше и шире, раскрывая единство всего человечества в войне 1812 года. Перед лицом смерти между людьми стираются все классовые, социальные, национальные границы. Все как один боятся убивать; все как один не хотят умирать. Петю Ростова беспокоит судьба мальчика-француза, которого взяли в плен: «Нам-то отлично, а ему каково? Куда его дели? Покормили его? Не обидели ли?». И вроде как это враг русскому солдату, но одновременно даже в войну нужно по-человечески относится ко врагам. Француз или русский – все мы люди, нуждающиеся в милосердии и доброте. В войну 1812 года такая мысль, как никогда ранее, имела значение. Ее придерживались многие герои «Войны и мира» и, в первую очередь, сам Л.Н. Толстой.

Таким образом, Отечественная война 1812 года вошла в историю России, в ее культуру и литературу как значимое и трагическое событие всего народа. В нем проявился истинный патриотизм, любовь к Родине и национальный дух, который ни под чем не сломился, а только окреп, дав толчок к великой победе, гордость за которую мы до сих испытываем в наших сердцах.

Автор: Надежда Волкова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

literaguru.ru

«Мысль народная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Война и мир Толстой Л.Н. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Толстой Л.Н. / Война и мир / «Мысль народная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

    Роман Л. Н. Толстого создавался в 1860-е годы. Это время стало в России периодом наивысшей активности крестьянских масс, подъема общественного движения.

    Центральной темой литературы 60-х годов XIX века стала тема народа. Для ее рассмотрения, а также для освещения многих крупных проблем современности писатель обратился к историческому прошлому: событиям 1805-1807 годов и войне 1812 года.

    Исследователи творчества Толстого расходятся во мнении, что он подразумевал под словом “народ”: крестьян, нацию в целом, купечество, мещанство, патриотически настроенное патриархальное дворянство. Безусловно, все эти слои входят в толстовское понимание слова “народ”, но лишь тогда, когда они являются носителями нравственности. Все, что безнравственно, исключается Толстым из понятия “народ”.

    Своим произведением писатель утверждал решающую роль народных масс в истории. По его мнению, роль выдающейся личности в развитии общества ничтожна. Сколь бы ни был гениален человек, он не может по своему желанию направлять движение истории, диктовать ей свою волю, распоряжаться действиями огромной массы людей, живущих стихийной, роевой жизнью. Историю творят люди, массы, народ, а не человек, возвысившийся над народом и взявший на себя право по собственному желанию предугадывать направление событий.

    Толстой разбивает жизнь на восходящее течение и нисходящее, центробежное и центростремительное. Кутузов, которому открыт закономерный ход мировых событий в его национально-исторических пределах, является воплощением центростремительных, восходящих сил истории. Писатель подчеркивает нравственную высоту Кутузова, так как этот герой связан с массой простых людей совместными целями и действиями, любовью к родине. Он получает свою силу от народа, испытывает те же чувства, что и народ.

    Писатель также акцентирует внимание на достоинствах Кутузова как полководца, деятельность которого неизменно была направлена к одной цели, имевшей общенациональное значение: “Трудно вообразить себе цель более достойную и более совпадающую с волей всего народа”. Толстой подчеркивает целеустремленность всех действий Кутузова, сосредоточенность всех сил на задаче, вставшей перед всем русским народом в ходе истории. Выразитель народно-патриотического чувства, Кутузов становится и направляющей силой народного сопротивления, поднимает дух войск, которыми командует.

    Толстой изображает Кутузова как народного героя, который добился самостоятельности и свободы только в союзе с народом и нацией в целом. В романе личность великого полководца противопоставлена личности великого завоевателя Наполеона. Писатель разоблачает тот идеал безграничной свободы, который приводит к культу сильной и гордой личности.

    Итак, значение великой личности автор видит в ощущении совершающейся истории как воли провидения. Великие люди, подобные Кутузову, обладающие нравственным чувством, своим опытом, умом и сознанием угадывают требования исторической необходимости.

    “Мысль народная” выражена и в образах многих представителей дворянского класса. Путь идейного и нравственного роста ведет положительных героев к сближению с народом. Герои испытываются Отечественной войной. Независимость частной жизни от политической игры верхов подчеркивает нерасторжимую связь героев с жизнью народа. Жизнеспособность каждого из персонажей проверяется “мыслью народной”.

    Она помогает Пьеру Безухову обнаружить и проявить свои лучшие качества; Андрея Болконского солдаты называют “наш князь”; Наташа Ростова достает подводы для раненых; Марья Болконская отвергает предложение мадемуазель Бурьен остаться во власти Наполеона.

    Ярче всего близость к народу проявляется в образе Наташи, в которой изначально заложен русский национальный характер. В сцене после охоты Наташа с удовольствием слушает игру и пение дядюшки, который “пел так, как поет народ”, а затем она пляшет “Барыню”. И все окружающие поражаются ее умению понять все то, что было во всяком русском человеке: “Где, как, когда всосала в себя из этого русского воздуха, которым она дышала, — эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух?”

    Если Наташе до конца свойственны черты русского характера, то в князе Андрее русское начало перебивается наполеоновской идеей; однако именно особенности русского характера помогают ему понять всю лживость и лицемерие Наполеона, его кумира.

    Пьер попадает в крестьянский мир, и жизнь сельчан наводит его на серьезные мысли.

    Герой осознает свое равенство с народом, даже признает превосходство этих людей. Чем больше он познает сущность и силу народа, тем больше восхищается им. Сила народа заключается в его простоте и естественности.

    По Толстому, патриотизм — свойство души любого русского человека, и в этом отношении разница между Андреем Болконским и любым солдатом его полка незначительна. Война заставляет каждого действовать и поступать так, как не поступать нельзя. Люди действуют не по приказу, а повинуясь внутреннему чувству, ощущению значительности момента. Толстой пишет, что они объединились в своих стремлениях и действиях, когда почувствовали опасность, нависшую над всем обществом.

    В романе показаны величие и простота жизни роевой, когда каждый делает свою часть общего дела, и человеком движет не инстинкт, а именно законы общественной жизни, как понимает их Толстой. И такой рой, или мир, состоит не из обезличенной массы, а из отдельных личностей, не теряющих в слиянии с роем своей индивидуальности. Это и купец Ферапонтов, сжигающий свой дом, чтобы он не достался неприятелю, и московские жители, оставляющие столицу просто из соображения, что жить в ней под Бонапартом нельзя, даже если не угрожает никакая опасность. Участниками роевой жизни становятся мужики Карп и Влас, не отдающие сено французам, и та московская барыня, которая покидала Москву со своими арапками и моськами еще в июне из соображения, что “она Бонапарту не слуга”. Все эти люди— деятельные участники народной, роевой жизни.

    Так, народ для Толстого — сложное явление. Писатель не считал простой народ легко управляемой массой, так как понимал его гораздо глубже. В произведении, где “мысль народная” стоит на первом плане, изображены самые разные проявления народного характера.

    Близок к народу капитан Тушин, в образе которого сочетаются “малое и великое”, “скромное и героическое”.

    Тема народной войны звучит в образе Тихона Щербатого. Этот герой, безусловно, полезен в партизанской войне; жестокий и безжалостный к врагам, этот характер естественен, но Толстому мало симпатичен. Образ данного персонажа неоднозначен, как неоднозначен и образ Платона Каратаева.

    При встрече и знакомстве с Платоном Каратаевым Пьера поражает тепло, добродушие, уют, спокойствие, исходящие от этого человека. Он воспринимается почти символически, как что-то круглое, теплое и пахнущее хлебом. Каратаеву свойственна удивительная приспособляемость к обстоятельствам, умение “обжиться” в любых обстоятельствах.

    В поведении Платона Каратаева неосознанно выражается истинная мудрость народной, крестьянской философии жизни, над постижением которой мучаются главные герои эпопеи. Свои рассуждения этот герой излагает в притчеобразной форме. Это, например, легенда о невинно осужденном купце, страдающем “за свои да за людские грехи”, смысл которой заключается в том, что надо смиряться и любить жизнь, даже когда страдаешь.

    И тем не менее, в отличие от Тихона Щербатого, Каратаев вряд ли способен к решительным действиям; его благообразие приводит к пассивности. Ему противопоставлены в романе богучаровские мужики, поднявшиеся на бунт, выступившие за свои интересы.

    Наряду с истиной народностью Толстой показывает и псевдонародность, подделку под нее. Это отражено в образах Ростопчина и Сперанского — конкретных исторических лиц, которые, хотя и пытаются взять на себя право говорить от имени народа, ничего общего с ним не имеют.

    В произведении собственно художественное повествование временами прерывается историко-философскими отступлениями, по стилю близкими к публицистике. Пафос философских отступлений Толстого направлен против либерально-буржуазных военных историков и писателей. По мнению писателя, “мир отрицает войну”. Так, на приеме антитезы строится описание плотины, которую видят русские солдаты во время отступления после Аустерлица — разоренную и безобразную. В мирное же время она утопала в зелени, была аккуратной и отстроенной.

    Так, в произведении Толстого особенно остро стоит вопрос о нравственной ответственности человека перед историей.

    Итак, в романе Толстого “Война и мир” наиболее близко к духовному единению приходят люди из народа, поскольку именно народ, по мнению писателя, является носителем духовных ценностей. Герои, воплощающие “мысль народную”, находятся в постоянном поиске истины, а следовательно, в развитии. В духовном единении писатель видит путь к преодолению противоречий современной ему жизни. Война 1812 года была реальным историческим событием, где идея духовного единения осуществилась.

51622 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Толстой Л.Н. / Война и мир / «Мысль народная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Смотрите также по
произведению «Война и мир»:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

www.litra.ru

«Война и мир». Мысль народная в романе Л. Н. Толстого. Герои, образы

Толстому удалось отразить все стороны жизни России 19 века в своей эпопее «Война и мир». Мысль народная в романе освещена особенно ярко. Образ народа вообще является одним из основных и смыслообразующих. Более того, именно национальный характер является предметом изображения в романе. А национальный характер можно понять только из описания бытовой жизни народа, его взгляда на человечество и мир, моральных оценок, заблуждений и предрассудков.

Образ народа

Толстой включал в понятие «народ» не только солдат и мужиков, но и дворянское сословие, которое обладало схожим взглядом на духовные ценности и мир. Именно эту мысль автор положил в основу эпопеи «Война и мир». Мысль народная в романе поэтому воплощается через всех людей, объединенных языком, историей, культурой и территорией.

С этой точки зрения Толстой является новатором, так как до него в русской литературе всегда проходила четкая граница между крестьянским сословием и дворянством. Для того чтобы проиллюстрировать свою мысль, писатель обратился к очень суровым временам для всей России – Отечественной войне 1812 года.

Единственное противостояние – борьба лучших людей дворянского сословия, объединенных с выходцами из народа, с военными и бюрократическими кругами, не способными ни совершать подвиги, ни приносить жертвы ради защиты Отечества.

Изображение жизни простых солдат

Картины жизни народы в мирное и военное время широко представлены в эпопее Толстого «Война и мир». Мысль народная в романе, однако же, с наибольшей ясностью проявила себя во время Отечественной войны, когда от всех жителей России требовалось продемонстрировать стойкость, великодушие и патриотизм.

Несмотря на это, уже в первых двух томах романа появляются описания народных сцен. Это изображение русских солдат, когда они участвовали в заграничных походах, исполняя долг перед союзниками. Для рядовых солдат, вышедших из народа, подобные походы непонятны – зачем защищать не свою землю?

Страшные картины рисует Толстой. Армия голодает, так как союзники, которых она поддерживает, не поставляют провизию. Не в силах смотреть на то, как страдают солдаты, офицер Денисов решается отбить продовольствие у чужого полка, что пагубно сказывается на его карьере. В этом поступке проявляются душевные качества русского человека.

«Война и мир»: мысль народная в романе

Как отмечалось выше, судьбы героев Толстого из числа лучших дворян всегда связаны с народной жизнью. Поэтому «мысль народная» проходит через все произведение красной нитью. Так, Пьер Безухов, попав в плен, познает истину жизни, которую открывает ему обычный крестьянский мужик. А заключается она в том, что человек несчастен, только когда в его жизни есть излишек. Для счастья нужно мало.

На Аустерлицком поле Андрей Болконский ощущает свою связь с народом. Он хватает древко знамени, не надеясь, что за ним пойдут. Но солдаты, увидев знаменосца, бросаются в бой. Единение простых солдат и офицеров дает войску небывалую силу.

Дом в романе «Война и мир» имеет огромное значение. Но речь идет не об убранстве и мебели. Образ дома воплощает семейные ценности. Более того, домом является и вся Россия, весь народ – одна большая семья. Именно поэтому Наташа Ростова сбрасывает с подвод свое имущество и отдает их раненым.

Именно в этом единстве видит Толстой истинную силу народа. Ту силу, которая смогла победить в войне 1812 года.

Образы людей из народа

Еще на первых страницах романа писатель создает образы отдельных солдат. Это и денщик Денисова Лаврушка со своим плутоватым нравом, и весельчак Сидоров, уморительно передразнивающий французов, и Лазарев, который получил от самого Наполеона орден.

Однако дом в романе «Война и мир» занимает ключевое место, поэтому больше всего героев из числа простого народа можно встретить в описаниях мирного времени. Здесь возникает другая серьезная проблема 19 века – тяготы крепостничества. Толстой изображает, как старый князь Болконский, решив наказать буфетчика Филиппа, который забыл распоряжение хозяина, отдал его в солдаты. А попытка Пьера облегчить жизнь своих крепостных закончилась ничем, так как управляющий обманул графа.

Народный труд

Многие характерные для творчества Толстого проблемы поднимает эпопея «Война и мир». Тема труда как одна из основных для писателя не стала исключением. Труд неразрывно связан с народной жизнью. Более того, Толстой использует его для характеристики персонажей, так как придает этому большое значение. Праздности в понимании писателя говорит о нравственно слабом, ничтожном и недостойном человеке.

Но труд — это не просто повинность, это наслаждение. Так, доезжачий Данила, участвуя в охоте, отдается этому делу до конца, он показывает себя настоящим знатоком и в порыве азарта даже кричит на графа Ростова.

Старый камердинер Тихон до того сросся со своей должностью, что без слов понимает своего хозяина. А дворовая Анисья расхваливается Толстым за домовитость, резвость и добродушие. Для нее дом хозяев не чужое и враждебное место, а родное и близкое. Женщина с любовью относится к своей работе.

Русский народ и война

Однако спокойная жизнь закончилась, и началась война. Преображаются и все образы в романе «Война и мир». Всех героев, как низкого, так и высокого сословия, объединяет единое чувство «внутреннего тепла патриотизма». Это ощущение становится национальной чертой русского народа. Оно сделало его способным на самопожертвование. То самое самопожертвование, что решило исход войны и так поразило французских солдат.

Еще одно отличие русских войск от французов – они не играют в войну. Для русского народа это большая трагедия, в которой не может быть ничего хорошего. Неведомо русским солдатам наслаждение битвой или радость предстоящей войны. Но при этом каждый готов отдать свою жизнь. Нет здесь трусости, солдаты готовы к смерти, потому что их долг — защитить родину. Победить может лишь тот, кто будет «себя меньше жалеть» — так высказал народную мысль Андрей Болконский.

Крестьянские настроения в эпопее

Пронзительно и ярко звучит в романе «Война и мир» тема народа. При этом Толстой не пытается идеализировать народ. Писатель изображает сцены, свидетельствующие о стихийности и непоследовательности крестьянских настроений. Хороший пример этому – богучаровский бунт, когда крестьяне, прочитав французские листовки, отказались выпускать из имения княжну Марью. Мужики способны на ту же корысть, что и дворяне вроде Бориса Друбецкого или Берга, которые жаждут благодаря войне получить чины. Французы обещали деньги, и вот они уже им подчинились. Однако, когда Николай Ростов велел прекратить бесчинства и связать зачинщиков, крестьяне покорно исполнили его приказание.

С другой стороны, когда французы начали наступать, народ покидал свои дома, уничтожая нажитое имущество, чтобы оно не досталось врагам.

Сила народная

Тем не менее обнажила лучшие народные качества эпопея «Война и мир». Суть произведения как раз состоит в том, чтобы изобразить истинную силу русского народа.

В борьбе с французами русские несмотря ни на что смогли сохранить высокие нравственные качества. Толстой видел величие нации не в том, что она может с помощью оружия покорить соседние народы, а в том, что такая нация даже в наижесточайшие времена может сохранить справедливость, человечность и милостивое отношение к врагу. Примером этому служит эпизод спасения французского капитана Рамбаля.

Если разбирать роман «Война и мир» по главам, то обязательно привлекут внимание эти два героя. Толстой, включая их в повествование, желал показать взаимосвязанные и в то же время противоположные стороны национального русского характера. Сравним этих персонажей:

Платон Каратаев – благодушный и мечтательный солдат, который привык безропотно повиноваться судьбе.

Тихон Щербатый – умный, решительный, смелый и деятельный крестьянин, который никогда не смирится с судьбой и будет активно ей противостоять. Он сам пошел в солдаты и прославился тем, что убил больше всех французов.

В этих персонажах воплотились две стороны русского характера: покорность, долготерпение с одной стороны и неудержимое желание бороться — с другой.

Считается, что ярче всего проявилось щербатовское начало в романе, однако и каратаевская мудрость и долготерпение не остались в стороне.

Выводы

Таким образом, народ является основной действующей силой в «Войне и мире». Согласно философии Толстого, один человек не может изменить историю, только сила и желание народа на это способны. Поэтому Наполеон, решивший перекроить мир, проиграл силе целой нации.

fb.ru

Война и мир мысль народная

Толстому удалось отразить все стороны жизни России 19 века в своей эпопее “Война и мир”. Мысль народная в романе освещена особенно ярко. Образ народа вообще является одним из основных и смыслообразующих. Более того, именно национальный характер является предметом изображения в романе. А национальный характер можно понять только из описания бытовой жизни народа, его взгляда на человечество и мир, моральных оценок, заблуждений и предрассудков.

Образ народа

Толстой включал в понятие “народ” не только солдат и мужиков, но и дворянское сословие, которое обладало схожим взглядом на духовные ценности и мир. Именно эту мысль автор положил в основу эпопеи “Война и мир”. Мысль народная в романе поэтому воплощается через всех людей, объединенных языком, историей, культурой и территорией.

С

этой точки зрения Толстой является новатором, так как до него в русской литературе всегда проходила четкая граница между крестьянским сословием и дворянством. Для того чтобы проиллюстрировать свою мысль, писатель обратился к очень суровым временам для всей России – Отечественной войне 1812 года.

Единственное противостояние – борьба лучших людей дворянского сословия, объединенных с выходцами из народа, с военными и бюрократическими кругами, не способными ни совершать подвиги, ни приносить жертвы ради защиты Отечества.

Изображение жизни простых солдат

Картины жизни народы в мирное и военное время широко представлены в эпопее Толстого “Война и мир”. Мысль народная в романе, однако же, с наибольшей ясностью проявила себя во время Отечественной войны, когда от всех жителей России требовалось продемонстрировать стойкость, великодушие и патриотизм.

Несмотря на это, уже в первых двух томах романа появляются описания народных сцен. Это изображение русских солдат, когда они участвовали в заграничных походах, исполняя долг перед союзниками. Для рядовых солдат, вышедших из народа, подобные походы непонятны – зачем защищать не свою землю?

Страшные картины рисует Толстой. Армия голодает, так как союзники, которых она поддерживает, не поставляют провизию. Не в силах смотреть на то, как страдают солдаты, офицер Денисов решается отбить продовольствие у чужого полка, что пагубно сказывается на его карьере. В этом поступке проявляются душевные качества русского человека.

“Война и мир”: мысль народная в романе

Как отмечалось выше, судьбы героев Толстого из числа лучших дворян всегда связаны с народной жизнью. Поэтому “мысль народная” проходит через все произведение красной нитью. Так, Пьер Безухов, попав в плен, познает истину жизни, которую открывает ему обычный крестьянский мужик. А заключается она в том, что человек несчастен, только когда в его жизни есть излишек. Для счастья нужно мало.

На Аустерлицком поле Андрей Болконский ощущает свою связь с народом. Он хватает древко знамени, не надеясь, что за ним пойдут. Но солдаты, увидев знаменосца, бросаются в бой. Единение простых солдат и офицеров дает войску небывалую силу.

Дом в романе “Война и мир” имеет огромное значение. Но речь идет не об убранстве и мебели. Образ дома воплощает семейные ценности. Более того, домом является и вся Россия, весь народ – одна большая семья. Именно поэтому Наташа Ростова сбрасывает с подвод свое имущество и отдает их раненым.

Именно в этом единстве видит Толстой истинную силу народа. Ту силу, которая смогла победить в войне 1812 года.

Образы людей из народа

Еще на первых страницах романа писатель создает образы отдельных солдат. Это и денщик Денисова Лаврушка со своим плутоватым нравом, и весельчак Сидоров, уморительно передразнивающий французов, и Лазарев, который получил от самого Наполеона орден.

Однако дом в романе “Война и мир” занимает ключевое место, поэтому больше всего героев из числа простого народа можно встретить в описаниях мирного времени. Здесь возникает другая серьезная проблема 19 века – тяготы крепостничества. Толстой изображает, как старый князь Болконский, решив наказать буфетчика Филиппа, который забыл распоряжение хозяина, отдал его в солдаты. А попытка Пьера облегчить жизнь своих крепостных закончилась ничем, так как управляющий обманул графа.

Народный труд

Многие характерные для творчества Толстого проблемы поднимает эпопея “Война и мир”. Тема труда как одна из основных для писателя не стала исключением. Труд неразрывно связан с народной жизнью. Более того, Толстой использует его для характеристики персонажей, так как придает этому большое значение. Праздности в понимании писателя говорит о нравственно слабом, ничтожном и недостойном человеке.

Но труд – это не просто повинность, это наслаждение. Так, доезжачий Данила, участвуя в охоте, отдается этому делу до конца, он показывает себя настоящим знатоком и в порыве азарта даже кричит на графа Ростова.

Старый камердинер Тихон до того сросся со своей должностью, что без слов понимает своего хозяина. А дворовая Анисья расхваливается Толстым за домовитость, резвость и добродушие. Для нее дом хозяев не чужое и враждебное место, а родное и близкое. Женщина с любовью относится к своей работе.

Русский народ и война

Однако спокойная жизнь закончилась, и началась война. Преображаются и все образы в романе “Война и мир”. Всех героев, как низкого, так и высокого сословия, объединяет единое чувство “внутреннего тепла патриотизма”. Это ощущение становится национальной чертой русского народа. Оно сделало его способным на самопожертвование. То самое самопожертвование, что решило исход войны и так поразило французских солдат.

Еще одно отличие русских войск от французов – они не играют в войну. Для русского народа это большая трагедия, в которой не может быть ничего хорошего. Неведомо русским солдатам наслаждение битвой или радость предстоящей войны. Но при этом каждый готов отдать свою жизнь. Нет здесь трусости, солдаты готовы к смерти, потому что их долг – защитить родину. Победить может лишь тот, кто будет “себя меньше жалеть” – так высказал народную мысль Андрей Болконский.

Крестьянские настроения в эпопее

Пронзительно и ярко звучит в романе “Война и мир” тема народа. При этом Толстой не пытается идеализировать народ. Писатель изображает сцены, свидетельствующие о стихийности и непоследовательности крестьянских настроений. Хороший пример этому – богучаровский бунт, когда крестьяне, прочитав французские листовки, отказались выпускать из имения княжну Марью. Мужики способны на ту же корысть, что и дворяне вроде Бориса Друбецкого или Берга, которые жаждут благодаря войне получить чины. Французы обещали деньги, и вот они уже им подчинились. Однако, когда Николай Ростов велел прекратить бесчинства и связать зачинщиков, крестьяне покорно исполнили его приказание.

С другой стороны, когда французы начали наступать, народ покидал свои дома, уничтожая нажитое имущество, чтобы оно не досталось врагам.

Сила народная

Тем не менее обнажила лучшие народные качества эпопея “Война и мир”. Суть произведения как раз состоит в том, чтобы изобразить истинную силу русского народа.

В борьбе с французами русские несмотря ни на что смогли сохранить высокие нравственные качества. Толстой видел величие нации не в том, что она может с помощью оружия покорить соседние народы, а в том, что такая нация даже в наижесточайшие времена может сохранить справедливость, человечность и милостивое отношение к врагу. Примером этому служит эпизод спасения французского капитана Рамбаля.

Тихон Щербатый и Платон Каратаев

Если разбирать роман “Война и мир” по главам, то обязательно привлекут внимание эти два героя. Толстой, включая их в повествование, желал показать взаимосвязанные и в то же время противоположные стороны национального русского характера. Сравним этих персонажей:

Платон Каратаев – благодушный и мечтательный солдат, который привык безропотно повиноваться судьбе.

Тихон Щербатый – умный, решительный, смелый и деятельный крестьянин, который никогда не смирится с судьбой и будет активно ей противостоять. Он сам пошел в солдаты и прославился тем, что убил больше всех французов.

В этих персонажах воплотились две стороны русского характера: покорность, долготерпение с одной стороны и неудержимое желание бороться – с другой.

Считается, что ярче всего проявилось щербатовское начало в романе, однако и каратаевская мудрость и долготерпение не остались в стороне.

Таким образом, народ является основной действующей силой в “Войне и мире”. Согласно философии Толстого, один человек не может изменить историю, только сила и желание народа на это способны. Поэтому Наполеон, решивший перекроить мир, проиграл силе целой нации.

schoolessay.ru

Мысль народная в романе Война и мир сочинение

Созданный в 1860-х годах роман Толстого «Война и мир», пришелся на время подъёма общественного движения, народности людей. Основной темой литературы для того периода, стала тема народности и духовности жителей. Для того, чтобы раскрыть эту тематику, автор выбрал конкретный период войны 1805-1812 годов.

«Народ» Толстого – это обычные крестьяне, мещане, дворянство. Люди, только нравственно богатые. Писатель заострял внимание на важности и решающей силой народных масс в истории. Он считает, что роль в развитии общества одного, даже самого выдающегося деятеля ничтожна. Жизнь меняют люди, народ, а не единственный герой, который гордо возвышается над другими и по своему усмотрению угадывает ход событий.

Толстой видит победу в Отечественной войне – победой народного духа. Русские воевали за свою землю, свою Родину. А французы вели войну на чужой земле за чужие идеалы. Победа России была заведомо известна, так как русский дух и воля к победе непоколебимы.

Кутузов изображается, как герой народа, который боролся вместе с народом, а не с его помощью. Роман противопоставляет простого нравственного Кутузова и циничного захватчика Наполеона. Война с Наполеоном заставила испытать переживания, сомнения всех героев романа. Им пришлось преодолевать испытания, пришедшие с врагом, открывать в себе и окружающих новые качества: когда Болконский Андрей увидел в свое полку не простых крепостных, а героев-патриотов, готовых пожертвовать своей жизнью за Отчизну. Эти основные человеческие качества и показывают «мысль народную» и заключают в себе смысл произведения. Именно это ставит бок о бок на одном поле битвы дворянина и рядового крестьянина в войне за свободу русского человека. Организованная крестьянами, партизанская война сыграла огромную роль в изгнании врага с родных земель. Даже торговцы воспротивились и не стали торговать с французами сеном даже за большие деньги, а просто жгли его. Небольшой торговец Ферапонтов, перед захватом французами Смоленска, отдал свой товар солдатам просто так, чтобы не досталось врагам. Так же поступали и другие жители, сжигая свои дома. Вконец обедневшие Ростовы, отдали все свои подводы раненым.

Толстому не нравилась война. Но со стороны народа он видел ее справедливой, ведь люди защищали свой дом. Часто, свое отношение к войне он вкладывает в слова героев. Взгляды писателя проявляются в эпизодах, насыщенных болью и жестокостью, которые сопоставляются с картинами страстной любви и преданной дружбы.

Сочинение кратко Мысль народная в романе Война и мир

И снова мы сталкиваемся с творчеством великого писателя Л.Н. Толстого и с его произведением « Война и мир ». Одной из главных тем в романе считается народная мысль. Большинство читателей этого романа воспринимают тему народа по иному, в отличие от самого писателя.

Лев Николаевич показывает всю мысль народа, для него крестьян или же офицер это единый не делимый народ. Каждый персонаж в этом романе напрямую связан и неделим со своим народом. Своих любимых героев писатель решил, соединяет напрямую с народом. В романе множество моментом подтверждающих связь, героя и его народа. Хорошо эта тема раскрыта в произведении, и она проходит неразделимой нитью через жизнь Безухова Петра, который попадает в плен. Помогает познать истину жизни и своего окружения народа, Каратаев Платон обычный крестьянин. Также можно сказать о фрагменте, когда Болконский почувствовал свой народ. Его реплика звучала так: « Ребята вперед » здесь он и почувствовал единую связь между собой и народом, который пошел след за ним.

Главная и самая обаятельная героиня этого романа Наташа Ростова выражает свою любовь к народу, когда в одной из глав героиня выезжает из Москвы, бросая на землю свое драгоценное имущество, и помогает раненным людям данное решение она принимает мгновенно, спонтанно этим Наташа не отделяет себя от народа.

Мысль народная отображается в каждой главе этого романа, составляет душу и раскрывает произведение в целом, каждый персонаж понимает и чувствует простоту, доброту в своем народе.

Все смерти, который автор решает нам показать, на мой взгляд они реалистичны, уместны. С ними народ обретает свободу и такая же участь у страны, в которой живет народ в этом романе. Лев Николаевич Толстой удивительный писатель сумел отобразить все в романе любовь, боль, природу и связь народа с высшим обществом.

Мысль народная в романе Война и мир
Сейчас читают:

  • Тема любви в романе Война и мир сочинение

    Тема любви в романе «Война и мир» Льва Николаевича Толстого играет одну из самых ключевых ролей. Эта тема раскрыта как в части войны, так и в части мира. Прекрасное чувство в этом романе испытывают практически все герои. Все они проходят

  • Сочинения «Зачем нужно учиться» или «Знания — сила»

    Часто я слышу от своих родителей призывы хорошо учиться, много читать, и при необходимости применять знания. Понимая это, стремлюсь, получить глубокие знания, по всем предметам. Но особенно я увлечен математикой, информатикой,

  • Сочинение Волшебные слова 2, 4 класс (спасибо, пожалуйста и др.) рассуждение

    Что такое волшебные слова, такие как спасибо, благодарю вас, пожалуйста, и многие другие? Зачем они нам нужны в повседневной жизни? Для чего? Не многие задаются этими вопросами. Эти слова мы используем в повседневной жизни,

  • Смысл названия романа Война и мир сочинение

    Лев Николаевич Толстой вложил в название своего знаменитого романа многогранный, двойственный смысл. Понятие “война” можно трактовать как в прямом смысле, то есть как военные действия, происходивший в 1805-1807 и 1812 годах. Также,

  • Сочинение по картине Остроухова Золотая осень 7 класс

    Этот прекрасный пейзаж Илья Остроухов написал в усадьбе известного мецената Саввы Мамонтова Абрамцево в 1886 году. Вероятно, такой Остроухов увидел осень в усадебном парке. Работа художника оказалась так хороша, что была отмечена

  • Сочинение на тему Дом который украшает нашу улицу

    Много домов расположено на нашей улице, но есть на ней один дом, мимо которого пройти всегда приятно. Такое ощущение возникает не только у меня. Таким домом любуются многие жители нашей улицы и просто прохожие.

uchim-klass.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о