Содержание

На какие вопросы отвечают падежи?

  • В русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный.

    На какие же вопросы отвечают падежи?. Покажем это на примере склонения слова друг.

    1. Именительный падеж (кто? что?) — друг
    2. Родительный падеж (нет кого? чего?) — друга
    3. Дательный падеж (подошел к кому? чему?) — к другу
    4. Винительный падеж (вижу кого? что?) — друга
    5. Творительный падеж (доволен кем? чем?) — другом
    6. Предложный падеж (говорили о ком? о чем?) — о друге
  • Насколько мне известно, в настоящее время в русском языке в общей сложности существуют шесть падежей, каждый из которых отвечает на определнные вопросы. В частности, именительный падеж отвечает на вопросы quot;Кто?quot; и quot;Что?quot;, родительный падеж отвечает на вопросы quot;Кого?quot; и quot;Чего?quot;, дательный падеж отвечает на вопросы quot;Кому?quot; и quot;Чему?quot;, винительный падеж отвечает на вопросы quot;Кого?quot; и quot;Что?quot;, творительный падеж отвечает на вопросы quot;Кем?quot; и quot;Чемquot;, а также предложный падеж отвечает на вопросы quot;О ком?quot; и quot;О чм?quot;.

  • Вспомним 6 падежей русского языка: именительный п-ж, родительный п-ж, дательный п-ж, винительный п-ж, творительный п-ж, предложный п-ж.

    Каждый из перечисленных падежей отвечает на определенные вопросы. Просклоняем для примера существительные одушевленные и неодушевленные quot;ребенокquot; и quot;столquot;.

    1. Именительный: кто? ребенок что? стол
    2. Родительный: кого? ребенка чего? стола
    3. Дательный: кому? ребенку
      чему
      ? столу
    4. Винительный: кого? ребенка что? стол
    5. Творительный: кем? ребенком чем? столом
    6. Предложный: о ком? о ребенке о чем? о столе
  • В русском языке существует 6 падежей, каждый из которых отвечает на вопросы:

    1- Именительный падеж (существует кто?/что?)

    2- Родительный падеж(нет кого?/чего?)

    3- Дательный падеж (дать кому?/чему?)

    4- Винительный падеж (вижу кого?/что?)

    5- Творительный падеж (творю кем?/чем?)

    6- Предложный падеж (думаю о ком?/ о чем?)

  • В русском языке падежи отвечают на такие вопросы:

    • именительный падеж — кто? что?
    • родительный падеж — кого? чего?
    • дательный падеж — кому? чему?
    • винительный падеж — кого? что?
    • творительный падеж — кем? чем?
    • предложный падеж — о ком? о чем?
  • В русском языке 6 падежей, каждый из которых отвечает на определенный вопрос:

    • Именительный — кто? что?
    • Родительный — кого? чего?
    • Дательный — кому? чему?
    • Винительный — кого? что?
    • Творительный — кем? чем?
    • Предложный — о ком? о чем?
  • Помните, когда мы в детстве запоминая цвета радуги учили поговорку : quot;Каждый охотник желает знать, где сидит фазан ? quot; Аналогичным образом, для быстрого усвоения названий падежей в русском языке, достаточно вызубрить одну слегка смешную присказку : quot;Иван родил девчонку, велел тащить пелнки quot;.

    Так как первые буквы шести падежей мы уже запомнили, осталось выучить вопросы и разобраться с окончанием. В этом нам помогут удивительные вспомогательные слова.

    Итак, поехали !

    Именительный (есть у каждого из нас кто? что?) — мама ;

    Родительный (у кого мы ищем совет в трудную минуту ? чего?) — у мамы ;

    Дательный (дать ЛЮБОВЬ кому? чему?) — маме ;

    Винительный (винить(виним) особенно в детстве, за свои же ошибки кого? чего?) — маму ;

    Творительный (я сотворен кем? чем?) — мамой ;

    Предложный (думаю часто о ком ? о чм ?) — о маме.

  • Добрый день, в русском языке можно найти шесть падежей, каждый из которых имеет по два вопроса. Внизу представлена фотография, на которой обозначены все шесть падежей, также показаны вопросы в зависимости от рода конкретного слова.

    Желательно знать название падежей и какие вопросы им задаются, поэтому советую их выучить наизусть.

  • Падежей в русском языке всего шесть, их нужно выучить наизусть еще в начальной школе, поскольку без них на уроках русского не обойтись.

    Именительный: кто? что?

    Родительный: кого? чего?

    Дательный: кому? чему?

    Винительный: кого? что?

    Творительный: кем? чем?

    Предложный: о ком? о чем?

  • Падежи в русском языке отвечают на падежные и на смысловые вопросы. По этим вопросам легче определить падеж, в форме которого находится в предложении или в словосочетании слово. Ниже привожу списки большинства этих вопросов с примерами.

    Падежные.

    • Именительный. Кто? — Человек. Что? — Морковь.
    • Родительный. Кого? — Оленя. Чего? — Тетради.
    • Дательный. Кому? — Котнку. Чему? — Весне.
    • Винительный. Кого? — Ттю. Что? — Зиму.
    • Творительный. Кем? — Генералом. Чем? — Шваброй.
    • Предложный. О ком? — О солдате. О чм? — О решительности.

    Смысловые.

    • Именительный. (не имеет таких вопросов)
    • Родительный. Где? — Возле речки. Куда? — До озера. Откуда? — Из степи.
    • Дательный. Где? — По лугам. Куда? — К воде.
    • Винительный. Куда? — За дом.
    • Творительный. Где? — За усадьбой.
    • Предложный. Где? — В снегу.
  • В современном русском языке сохранилось только шесть падежей. Рассмотрим их на примере слов красота (неодушевленное существительное) и соловей (одушевленное существительное) с ударными окончаниями:

    именительный падеж кто? соловей_, что? красот-а

    родительный падеж нет кого? соловь-я, чего? красот-ы

    дательный падеж бегу к кому? соловью, к чему? к красот-е

    винительный падеж вижу кого? соловь-я, что? красот-у

    творительный падеж восхищаюсь кем? соловь-м, чем? красот-ой

    предложный падеж думаю о ком? о соловь-е, о чм? о красот-е.

    У одушевленных существительных совпадают формы родительного и винительного падежей множественного числа, а у неодушевленных — формы именительного и винительного падежа множественного числа:

    нет кого?, вижу кого? — соловьев;

    что? столы, вижу что? столы.

  • В великом русском языке существует шесть падежей

    , для определения которых, у каждого существуют свои грамматические вопросы:

    У именительного падежа — вопросы: кто?,что?

    У родительного падежа — вопросы: кого?, чего?

    У дательного падежа — вопросы: кому?, чему?

    У винительного падежа — вопросы: кого?, что?

    У творительного падежа — вопросы: кем?, чем?

    У предложного падежа — вопросы: о ком?, о чем?

  • Падежи, в русском языке, призваны заполнить собой, все возможные вариации склонения слов в разном контексте. То есть их ровно столько, сколько нужно для того, что бы каждый человек, мог так строить свою речь, что бы за счет нее можно было полноценно доносить информацию до окружающих.

  • info-4all.ru

    На какие вопросы отвечают падежи? Вопросы творительного падежа. Вопросы предложного падежа

    Для связной речи в русском языке одни и те же слова могут употребляться в разных формах, это может быть единственное или множественное число, женский, мужской или средний род, а также склонения с изменением окончаний. И особо важную роль в построении верных высказываний играют именно падежи, которые показывают синтаксическую роль и связь слов в предложении. Склонению подвергаются имена существительные, прилагательные, местоимения и числительные. И в изучении русского языка очень важно научиться определять падежную форму этих частей речи и знать, на какие вопросы отвечают падежи.

    Основные падежи русского языка

    Падежная система русского языка достаточно проста для изучения, однако несколько особенностей в ней имеется. Поэтому в школьной программе этой теме уделяется огромное количество времени. Первым делом детей знакомят с тем, на какие вопросы отвечают падежи и как они называются. Вниманию школьников, как правило, представляют лишь шесть основных падежей, хотя на самом деле их намного больше, однако из-за близкой схожести разновидности устаревших падежных форм объединили с основными. Хотя по этому поводу среди лингвистов до сих пор ведутся споры.

    Именительный падеж

    Именительный падеж в сокращенном виде записывается Им. п. Вопросы именительного падежа — кто? и что? Для всех частей речи такая форма слова является начальной и может выступать наименованием предмета, лица или природного явления, а в предложении всегда выступает в роли подлежащего. Например:

    Девушка вышла из комнаты; Солнце садилось за горизонт.

    Также в именительном падеже может стоять именная часть составного сказуемого. Например:

    Никита – мой сын; Александр Васильевич – директор.

    Также всегда в именительном падеже стоит главный член односоставного предложения и обращение. Например:

    Шуми, шуми, камыш; Вот старый домик.

    Родительный падеж

    Употребление родительного падежа может быть как после глаголов, так и после имен. Слова при таком склонении отвечают на вопросы кого? чего? В сокращенном виде его записывают Р.п.

    Эта форма слов имеет разнообразное значение и синтаксическое применение. Глагольный родительный падеж может указывать на предмет:

    • в случае, когда глагол имеет при себе отрицание: не сносить головы, не поведать правды;
    • если действие относиться не ко всему предмету, а лишь к его части: испить воды, съесть супа, нарубить дров.

    Приименной родительный падеж может указывать на целый ряд отношений:

    • принадлежность кому или чему либо: дом матери, платье куклы;
    • отношение чего-то целого к какой-либо части: номер гостиницы, ветка дерева;
    • оценивание или определение качеств: кепка зеленого цвета, слезы счастья, человек слова.

    Именно поэтому для правильного определения падежной формы очень важно знать, на какие вопросы отвечают падежи.

    Имена существительные, употребленные в родительном падеже вместе с прилагательными сравнения, указывают тот предмет или лицо, с которым их сравнивают. Например:

    Красивее Наташки, белее снега, быстрее молнии.

    Дательный падеж

    Чтобы понять, как употребить слово в том или ином случае, нужно четко знать, на какие вопросы отвечают падежи, в каком случае используется определенная форма склонения. Так, например, дательный падеж (кому? чему?) слов чаще всего ставится после глаголов и лишь в немногочисленных случаях после слов, обозначающих предметы.

    Главным образом слова в этом падеже употребляются для обозначения главного предмета, к которому направлено действие.

    Например:

    Передать привет подруге, угрожать врагу, приказ подчиненным.

    В безличных предложениях слова в дательном падеже могут употребляться в качестве сказуемого. Например:

    Саше стало страшно. Мальчику было холодно. Больной становится все хуже.

    Винительный падеж

    Вопросы винительного падежа похожи на вопросы других падежей, а именно — на родительный и именительный. Так, к одушевленному предмету это вопрос кого? а к неодушевленному – что? И достаточно часто школьники путают этот падеж с именительным, поэтому для правильного определения в первую очередь в предложении необходимо выделить грамматическую основу. Слова в этой падежной форме чаще всего употребляются при глаголах и обозначают объект, на который полностью переходит действие.

    Например:

    Ловить рыбу, чистить туфли, сшить юбку, выпекать пирог.

    Также слова, стоящие в винительном падеже, могут выражать количество, время, пространство и расстояние. Например:

    Целое лето, каждая минута, каждый год.

    Творительный падеж

    Так же, как и другие падежные формы, вопросы творительного падежа имеют две формы для живых и неживых предметов. Это особые вопросы, которые не спутаешь с другими формами. Так, для одушевленного предмета творительный падеж отвечает на вопрос кем? Например:

    Он был знаком (с кем?) с Оксаной и (с кем?) ее матерью.

    Для неодушевленного предмета творительный падеж отвечает на вопрос чем? Например:

    Накормил (чем?) хлебом, напоил (чем?) водой.

    Как правило, эта форма слов употребляется в сочетании с глаголами, тесно связанными с именами.

    Такая падежная форма слов при глаголах всегда выступает в качестве средства и орудия действия, может быть образом или способом действия, а также иметь значения времени, места, пространства и того, кем производится действие. Например:

    Бил собаку (чем?) палкой.

    Старик подперся (чем?) ладонью.

    Дорога вела (чем?) лесом.

    Сказки «Айболит», «Путаница» и «Тараканище» написаны (кем?) Корнеем Чуковским.

    Также данная падежная форма слов может встречаться и при именах и иметь следующие значения. При существительных:

    • орудие действия: бить рукой, чистить щеткой;
    • действующее лицо: охрана дома сторожами, отпуск товара продавцом;
    • содержание самого действия: заниматься немецким языком;
    • определительное значение: колбаса колечком, пение басом.

    При прилагательных слова в творительном падеже употребляются со значением ограничения указанного признака. Например:

    Он был сильный умом и известен своими открытиями.

    Предложный падеж

    Шестой и последний падеж, который изучают в школьной программе – предложный.

    Вопросы предложного падежа, как и других падежных форм, разделяются по направлению к живым предметам (на ком? о ком?) и неживым (на чем? о чем?). Слова в этом падеже всегда используются с предлогами, именно отсюда и название самого падежа. В зависимости от употребляемого предлога меняется и значение, вопросы предложного падежа всегда строятся при помощи тех же предлогов, которые употребляются в конкретных случаях в контексте.

    Употребление предлогов со словами в предложном падеже

    Для правильного определения падежной формы слов и правильного употребления их в речи очень важно знать, как связываются падежи с вопросами и предлогами при употреблении различных форм слов в предложениях.

    Каждый из используемых предлогов придает слову свое значение:

    • о, об, обо — обозначение предмета, о котором идет речь: мысли о тебе;
    • в, во – указывает на предмет, время, место и пространство: в полночь, в коробке, во всей красе и так далее;
    • на – используется для указания на место, где что-то находится или происходит: на столе, на вокзале;
    • при – употребляется для уточнения вблизи чего или в присутствии кого находится предмет, о котором идет речь: при дороге, при царе Горохе.

    Какую роль играют падежи, вопросы и предлоги

    Таблица предлогов, которые употребляются в сочетании с различными падежными формами слов, играет огромную роль в изучении падежной системы русского языка.

    Ведь именно они, присоединяясь к существительным, могут раскрыть различные значения одного и того же слова.

    ПадежПредлогЗначениеПример
    Родительныйвокруг, из-за, до, у

    определяют пространство, в котором находится предмет или в котором происходит действие

    ходить вокруг парка,

    вышел из-за дома,

    стоять у дерева

    Дательныйк, по

    употребляются для указания на приближение к объекту, предмету или на место события

    подойти к подруге,

    ехать по бездорожью

    Винительныйв, за, науказывают, на какой объект направлено действие

    обнять за талию,

    смотреть в окно,

    поставить на стол

    Творительныйпод, за, над, с

    может иметь много значений, в том числе указывать на направленность определенного действия и обозначать пространство

    летать над землей,

    ходить под мостом,

    дружить с бабушкой

    Склонение существительны, прилагательных и числительных по падежам

    Одной из основных тем данного раздела русского языка является тема: «Склонение по падежам». В результате такого изменения слово преобразуется, приобретая новое окончание, что достаточно важно для правильности построения речи. Склонение происходит путем изменения слова так, чтобы оно отвечало на вопросы каждого падежа. Склонение существительных имеет самостоятельный характер, в то время как прилагательные и числительные в контексте всегда зависят от падежа, в котором стоит связанное с ними слово.

    Склонение имен существительных и прилагательных
    ПадежВопросИмя существительноеВопросИмя прилагательное
    Именительныйкто? что?цветочеккакой?аленький
    Родительныйкого? чего?цветочкакакого?аленького
    Дательныйкому? чему?цветочкукакому?аленькому
    Винительныйкого? что?цветочеккакой?аленький
    Творительныйкем? чем?цветочкомкаким?аленьким
    Предложныйо ком? о чем?о цветочкео каком?об аленьком

    В случае со склонением числительных вопрос также можно видоизменить, как для прилагательного, благодаря чему будет легче просклонять слово.

    Склонение числительных по падежам
    ПадежПадежный вопросВопрос для числительногоЧислительное
    Именительныйкто? что?сколько? какой?

    шесть

    двое

    восьмой

    восьмая

    восьмое

    Родительныйкого? чего?скольких? какого?

    шести

    двоих

    восьмого

    восьмой

    восьмого

    Дательныйкому? чему?скольким? какому?

    шести

    двоим

    восьмому
    восьмой
    восьмому

    Винительныйкого? что?сколько? какого?

    шесть

    двоих

    восьмого

    восьмую

    восьмого

    Творительныйкем? чем?сколькими? каким?

    шестью

    двоими

    восьмым

    восьмой

    восьмым

    Предложныййо ком? о чем?о скольких? о каком?

    о шести

    о двоих

    о восьмом

    о восьмой

    о восьмом

    Цель школьной программы — научить детей не только правильно определять падежную форму слов в том или ином предложении, но и уметь правильно употребить предлог, который полностью раскроет значение высказывания. Такие умения очень важны для построения грамотной речи. Именно поэтому данной теме уделяется особое внимение и достаточное количество уроков русского языка, чтобы дети могли не только изучить, но хорошо закрепить данный материал.

    fb.ru

    На какие вопросы отвечают косвенные падежи ?

    Если Вам на самом деле 7 лет, то простительно этого не знать, потому что падежи изучаются не в 1 классе, а позже. Косвенных падежей 5: родительный (Р.) , дательный (Д.) , винительный (В.) , творительный (Т. ) и предложный (П. ) Вопросы косвенных падежей: Р. кого? чего? Д. кому? чему? В. Кого? что? Т. кем? чем? П. о (в) ком? о (в) чём?

    это все падежи кроме именительного. щас последует вопрос: «а какие бывают падежи? «

    Родительный — Существительное, местоим: кого? чего? \ Прилагательное, местоимение, числит: какой? чей? Дательный — Существительное, местоим: кому? чему? \ Прилагательное, местоимение, числит: какому? чьему? Винительный — Существительное, местоим: кого? что? \ Прилагательное, местоимение, числит: какой? чей? Творительный — Существительное, местоим: кем? чем? \ Прилагательное, местоимение, числит: каким? чьим? Предложный — Существительное, местоим: о ком? о чем? \ Прилагательное, местоимение, числит: о каком? о чьем?

    Вопросы косвенных падежей: Р. кого? чего? Д. кому? чему? В. Кого? что? Т. кем? чем? П. о (в) ком? о (в) чём

    менительный падеж — ЕСТЬ — кто? что? Родительный падеж — НЕТ — кого? чего? Дательный падеж — ДАТЬ — кому? чему? Винительный падеж — ВИЖУ — кого? что? Творительный падеж — ДОВОЛЕН — кем? чем? Предложный падеж — ГОВОРИТЬ (ДУМАТЬ) — о ком? о чём

    это не косвенные это личные падежи

    нет, это косвенные

    Родительный — Существительное, местоим: кого? чего? \ Прилагательное, местоимение, числит: какой? чей? Дательный — Существительное, местоим: кому? чему? \ Прилагательное, местоимение, числит: какому? чьему? Винительный — Существительное, местоим: кого? что? \ Прилагательное, местоимение, числит: какой? чей? Творительный — Существительное, местоим: кем? чем? \ Прилагательное, местоимение, числит: каким? чьим? Предложный — Существительное, местоим: о ком? о чем? \ Прилагательное, местоимение, числит: о каком? о чьем?

    Вопросы косвенных падежей: Р. кого? чего? Д. кому? чему? В. Кого? что? Т. кем? чем? П. о (в) ком? о (в) чём

    кого? чего? кому? чему? Кого? что? кем? чем? о (в) ком? о (в) чём?

    Если Вам на самом деле 7 лет, то простительно этого не знать, потому что падежи изучаются не в 1 классе, а позже. Косвенных падежей 5: родительный (Р.) , дательный (Д.) , винительный (В.) , творительный (Т. ) и предложный (П. ) Вопросы косвенных падежей: Р. кого? чего? Д. кому? чему? В. Кого? что? Т. кем? чем? П. о (в) ком? о (в) чём?

    дополнительные вопросы косвенных падежей

    В русском языке есть шесть падежей. Однако лишь один из них считается исходным, то есть называющим слово вне зависимости от текстового контекста. Это именительный падеж. Имеются в языке и другие падежи: родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. А вот что такое косвенный падеж? Косвенными как раз и называют все вышеперечисленные падежи, за исключением именительного. Эти падежи употребляются с предлогом или без, кроме, разумеется, предложного, он без предлогов не употребляется. Вопросы косвенных падежей Р. п. — кого? чего? Д. п. — кому? чему? В. п. — кого? что? Т. п. — кем? чем? П. п. — о ком? о чем? Первый рядо вопросов относится к одушевленным существительным, второй — к неодушевленным. В предложении существительные, стоящие в косвенных падежах, всегда бывают второстепенными членами предложения. Чтобы узнать падеж существительного, необходимо отыскать в предложении слово, от которого можно задать к существительному вопрос, и уже исходя из вопроса определить падеж

    touch.otvet.mail.ru

    Дательный падеж: вопросы, окончания, предлоги.

    В разных странах мира существую разные языки. Для понимания людьми определенного языка существуют различные методы. Например, в русском – имеются падежи. В других языках, в которых отсутствует это понятие существуют различная расстановка слов, предлоги и прочие методы связи слов в предложения и наделение их смыслом. В нашем родном языке существуют такие падежи, как творительный, именительный, дательный, предложный, родительный и винительный. Изменение падежа у какой-либо речевой части называется ее склонением, которое выражается в окончании слова.

    Вопросы дательного падежа.

    Более детально рассмотрим дательный падеж. Дательный падеж отвечает на вопросы вопросы «Кому?», «Чему?», в дополнение к этим вопросам выступает такое слово, как «дать».

    Например, дать «Кому?», «Чему» — человеку, лестнице.

    «К доске был вызван отвечать ученик Иванов». Существительное «доска» в данном предложении находится в дательном падеже и в единственном числе.

    «К школьным доскам прилагался специальный мел». В этом примере то же самое существительное находится в дательном падеже, но уже во множественном числе.

    Окончания и предлоги дательного падежа.

    Далее поговорим об окончаниях. Как уже указывалось выше, при изменении падежа у любого слова меняется его окончание. В дательном падеже у существительных первого склонения будет окончание «Е» (стене, доске), второго склонения – окончание «У» (полену, кондиционеру) и третьему склонению достанется окончание «И» (грязи).

    Для красивой связки слов в предложении используются предлоги. С существительными, находящимися в дательном падеже применяют предлоги «К» и «По».

    « По мосту шел человек, наслаждаясь волшебной красотой реки», «К очередной дате мы начинали готовить мероприятия».

    Похожие статьи

    infoogle.ru

    Что такое падежный вопрос? Падежный и смысловой вопросы

    Ни одно слово русского языка в предложении не может существовать самостоятельно. Для того чтобы высказывание имело смысл, в нем должна быть связь между всеми его частями. Именно эта связь называется синтаксической, которая образуется при помощи падежной системы русского языка. Всего таких падежей десять, но в школе учат шесть, а вот в простой речи они используются все в полном объеме, хотя и имеют спорный падежный статус.

    Роль падежей

    Как образуется связь слов в предложении? Какие части речи склоняются? Как образуются новые формы слова? Как поставить вопросы между членами предложения? Каковы падежные вопросы прилагательных, существительных и других частей речи? Эти и многие другие темы, касающиеся данного раздела русского языка, преподают в школах, начиная с третьего класса. В русском языке изменяются, или склоняются по падежам, такие части речи: существительное, местоимение, прилагательное и числительное. Причем выражается это в изменении окончания. А для того чтобы определить падеж любого из слов, к нему ставят падежный вопрос.

    На самом деле научиться разбираться в этой теме совсем не сложно. Для этого детям предлагают интересные и даже смешные стишки, каждое слово которых начинается с заглавной буквы списка падежей. Например: Иван Родил Девчонку Велел Тащить Пеленку.

    Падежная система русского языка

    В зависимости от выполняемых функций существительное может изменяться по падежам. Этот процесс называют склонением, и именно благодаря ему у слов в предложении есть синтаксическая роль и связь между собой. Иначе бы это был лишь перечень словарного запаса. Вот падежные вопросы русского языка, которые определяют роль существительного в предложении:

    Именительный, или Им. п.– мастер, дом – кто? что?

    Родительный, или Р. п. – мастера, дома – кого? чего?

    Дательный, или Д. п. – мастеру, дому – кому? чему?

    Винительный, или В. п. – мастера, дом – кого? что?

    Творительный, или Т. п. – мастером, домом – кем? чем?

    Предложный, или П. п.– о мастере, о доме – о ком? о чем?

    Все падежи, кроме именительного, имеют название «косвенные» и могут быть употреблены с предлогом и без него (именно эта служебная часть речи служит для уточнения значения слова). Исключением здесь выступает лишь предложный падеж, который один из всего списка употребляется исключительно с предлогом.

    Знакомство школьников с этой системой начинается каждый раз по одной схеме: сначала детям предлагают методом подбора определить падежный вопрос, после озвучивают название падежа, и в завершение роль слова в предложении, а именно каким членом предложения оно является, главным или второстепенным.

    Именительный падеж

    Основная отличительная черта здесь в том, что слово в единственном числе в именительном падеже всегда является начальной формой. В предложении же, будь то единственное или множественное число, такие слова всегда выступают в роли грамматической основы, а именно подлежащего.

    Например: «Мальчик (падежный вопрос — кто?) идет (что делает?) в школу». Здесь словосочетание «мальчик идет» является грамматической основой, а слово «мальчик» стоит в именительном падеже.

    А вот составить подобное предложение, где подлежащее будет не в именительном падеже, просто невозможно.

    Родительный падеж

    Большую трудность тут составляет то, что таблица падежных вопросов имеет схожие вопросительные слова, в частности это касается родительного и винительного падежей. И тут на помощь приходят предлоги. Так, предлоги «без», «у», «до», «от», «из», «для» используются лишь со словами в Р. п. Как правило, они входят в сам вопрос.

    Например:

    • «Ходит без тапочек (без чего?)».
    • «Суп из рыбы (из чего?)».
    • «Девочка шла от бабушки (от кого?)».

    Дательный падеж

    Здесь определение формы слова немного проще, но тут присутствуют и падежный, и смысловой вопросы. Что это значит?

    Например: «Дети скачут по коридору (по чему? – падежный вопрос; где? – смысловой)».

    Очень важно различать эти типы вопросов, потому как, используя смысловую форму, не удастся правильно определить падеж.

    Стоит также отметить, что предлог «к» употребляется лишь с Д. п., в то время как «по» может встречаться и с В. п., и с Д. п., и с П. п.

    Винительный падеж

    С этой падежной формой также могут возникнуть некоторые сложности из-за определяющих его вопросов. Потому как они схожи с именительным и дательным падежами.

    Для примера можно взять интересное предложение, которое звучит так:

    «Мышь увидела мышь». – Речь тут идет о мыши, которая увидела мышь, однако какое из слов будет подлежащим? Если дополнить это предложение, то получим: «Мышь увидела мышь, курицу и утку». Сразу становится понятно, какое из слов является частью грамматической основы. Именно поэтому в русском языке чаще всего подлежащее стоит перед сказуемым. Итак, понятно, что одно из слов стоит в И. п., но как определить форму второго? Это Р. п. или В. п.? И снова нужно обратиться к рассуждениям. Тут не следует вырывать слова из контекста, нужно ставить вопрос напрямую от сказуемого: — «Мышь увидела (кого? что?) мышь».

    Со словами в винительном падеже употребляются такие предлоги: «про», «через», «сквозь», «на».

    Творительный падеж

    Как правило, слова, использованные в творительном падеже, напрямую связаны со сказуемым и используются с предлогами «над» и «с». Поэтому сначала в предложении выделяют грамматическую основу, а после определяют падежную форму второстепенных членов. Однако бывает и так, что предложение может быть с неполной грамматической основой. И тут важно из контекста уловить возможное сказуемое. Например: «Белка дружит с шишкой, кошка с мышкой, а зайка с травкой».

    Основа предложения «белка дружит», «кошка» и «зайка» — из контекста видно, что во всех частях этого предложение может быть использовано одно сказуемое — «дружит». Ставим от него вопрос «с кем?». На падежные вопросы отвечает слово «с мышкой» и слово «с травкой».

    Предложный падеж

    В этом падеже есть свои особенности: слова здесь без предлогов не употребляются. Тут также всплывают смысловые вопросы, которые нужно научиться отсеивать. Например:

    • «Мальчик нарисовал (где? в чем?) в альбоме дерево».
    • «Огурцы растут (где? на чем?) на грядке».
    • «Волки водятся (где? в чем?) в лесах».

    Вопрос всегда ставится вместе с употребленным в предложении предлогом.

    Другие падежи

    Помимо шести основных падежей, которые включены в школьную программу, существуют и так называемые дополнительные падежи.

    • Звательный падеж, или вокатив. Как правило, эту форму используют при обращении к какому-либо человеку. Например: Аня – Им.п., а Ань – звательный. Этот падеж совсем не новообразовавшийся, и его формы сохранились издревле до сегодня в словах «Господи, Боже», «старче», «отче» и так далее.
    • Количественно-отделительный, паритив, или второй родительный. Как правило, в школе все формы этого падежа относят к родительному.
    • Местный, или локатив. Эту форму часто заменяют предложным падежом, однако в некоторых случаях их можно разделить. Например: «о шкафе» — о чем? и «в шкафу» — где?
    • Исходный, или аблатив. В этом случае существительное обозначает место начала действия или движения и от местного выделяется лишь ударением. Например: «вышел из лесу».

    Изучению этого материала в школьной программе уделяется особое внимание. И это понятно: зная тонкости взаимосвязи слов в предложении, можно быть уверенным в грамотности речи, в правильности всех окончаний. Это позволит избежать многих грубых ошибок как в разговоре, так и на письме, что очень важно в наше время образованности и великих технологий.

    fb.ru

    Какой он, дательный падеж в русском языке?

    Русский язык имеет шесть падежей, которые выражают определенные роли существительных в предложениях: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Одним из косвенных падежей является в русском языке дательный падеж. Он занимает особенное место по сравнению с другими косвенными падежами, поскольку он противопоставлен им тем, что имеет свою семантику.

    Дательный падеж указывает на объект, к которому направлено действие, на адресата (например, писать сестре, помогать родителям), на предмет (например, радоваться рождению, принадлежать ребенку), на объект состояния и свойства (например, верность сказанному, преданность хозяину). Он выражает отношение, определяющее назначение предмета (гимн труду), употребляется в безличных предложениях для передачи состояния субъекта (ребенку нездоровилось, хотелось поспать). Дательный падеж отвечает на вопрос (можно иногда мысленно подставить слово «дать») «кому?», «чему?», «где?», «куда?».

    Дательный падеж, по сравнению с другими косвенными падежами, может употребляться с меньшим количеством первообразных предлогов («к» и «по»). В присловной позиции дательный падеж в русском языке с предлогом «к» может выполнять функцию информативно-восполняющей формы (относиться к самым известным изречениям), иметь объектное значение (уважение к родителям), иметь определительное значение (по месту: подойти к двери; по времени: потепление к полудню; по цели и назначению: еда к обеду).

    В неприсловной позиции дательный падеж с предлогом «к» имеет значение предикативного признака (способность к пению), объектное значение при детерминации (к этому платью не хватает чего-то яркого), определительное и обстоятельственное значения места и времени (к вечеру потеплело). При употреблении предлога «по» в присловной позиции дательный падеж имеет следующие значения: объектное (стучать по дереву, скучать по брату), определительное со значениями места (идти по дороге), времени (спать по ночам), причины (сказать по ошибке), цели (вызов по проверке). В неприсловной позиции — это значения предикативного признака (тоска по родительскому дому), субъектное значение (всем осталось по книжке) и определительное значение (по воскресениям магазин не работает).

    Дательный падеж сочетается с такими непервообразными предлогами: в противоположность (сказанному), благодаря (маме), вопреки (самому себе), вслед (компании), наперекор (судьбе), по отношению к (профессору), согласно (контракту), сообразно (целям), судя по (количеству). При склонении имен существительных особо стоит обратить внимание на дательный падеж, окончания в котором зависят от типа склонения самого имени существительного. Существительные имена I склонения (мужского и женского рода, которые заканчиваются на «-а», «-я») в дательном падеже окончания имеют «-е», «-и» в единственном числе (например, маме, стене, истории, тете) и «-ам», «-ям» — во множественном (например, мамам, дядям).

    Существительные второго склонения (мужской и средний род с нулевым окончанием и заканчивающиеся на «-о») единственного числа окончания имеют «-у», «-ю» (например, окну, столу) и множественного числа- «-ам», «-ям» (например, окнам, столам) в дательном падеже. Имена же существительные третьего склонения (заканчивающиеся на мягкий знак) в дательном падеже окончания имеют «-и» в единственном числе (например, к ночи, по ткани) и «-ам», «-ям» – во множественном (например, по ночам, по тканям).

    fb.ru

    Дательный падеж в русском языке

    Что такое дательный падеж?

    Дательный падеж – один из косвенных падежей. Дательный занимает особое место среди русских падежей. Дательный противопоставлен так называемым синтаксическим падежам – именительному, винительному и родительному (которые в своей исходной функции являются просто показателями зависимости имени от управляющего слова) – тем, что он обладает собственной семантикой. Наиболее характерными значениями дательного являются значения Реципиента (Получателя), ср. дать ребенку конфету, адресата, ср. рассказать детям сказку, Бенефактива («получателя пользы»), ср. помочь брату с уроками.

    Существительные в дательном падеже отвечают на вопросы – Кому? Чему? и сочетаются с предлогами к, по.

    В русском языке форма дательного может также выражать Экспериенцера (субъекта восприятия, эмоционального и ментального состояния). Экспериенциальный дательный имеет особое синтаксическое поведение, а именно обнаруживает некоторые свойства подлежащего.

    Существительные в дательном падеже, примеры: подарить дочери, гулять по полюдетям весело, котенку пол года, ода славе, приблизиться к цели, купить по дороге.

    Как определить дательный падеж?

    Для определения дательного падежа существительного поставьте к слову соответствующие падежные вопросы (Кому? Чему?) и выделите у него падежное окончание. Окончания существительных разных склонений в Д. п. представлены в таблице.

    СклонениеЕд. числоМн. число
    1 склонение-е, -иОкраине, зоре, комедии, сынишке, соне-ам (-ям)Окраинам, зорям, комедиям сынишкам, соням
    2 склонение-у (-ю)Грому, слесарю, сердцу, полюГромам, слесарям, сердцам, полям
    3 склонениеМыши, граниМышам, граням
    РазносклоняемыеДитяти, пути, племениДетям, путям, племенам

    Обратите внимание! Собственные имена существительные Любовь, Мария, Юлия в дательном падеже имеют окончание «» –Любови, Марии, Юлии.

    Значение дательного падежа

    В словосочетаниях и предложениях формы существительных дательного падежа могут выражать различные значения:

    • Субъектное (употребляется в безличных оборотах): студенту не думается, женщине грустно, машине четыре года.
    • Объектное (употребляется в значении адресата или косвенного объекта): отдать другу, поручить курьеру, совет дочерям, письма сослуживцам.
    • Объектно-обстоятельственное: шагать по дороге, направиться к замку, подойти к перекрестку.
    • Определительное: памятник Грибоедову, цена словам.

    rus-learn.com

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *