Биография Николая Носова — РИА Новости, 23.11.2013

В 1927 году Носов поступил в Киевский художественный институт. В 1929 году перевелся в Московский государственный институт кинематографии (ныне Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова, ВГИК), который окончил в 1932 году.

С 1932 года по 1933 год работал режиссером анимационных фильмов на студии «Союзкино».

В 1934–1951 годах — режиссер научно-популярных и учебных фильмов студии «Союзкино».

В 1938 году состоялся литературный дебют Николая Носова публикацией одного из рассказов, которые он сочинял для сына, в детском журнале «Мурзилка». В течение года в журнале были опубликованы рассказы «Затейники», «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазеры» и другие. В 1945 году они составили основу первого сборника Носова «Тук-тук-тук».

В своих произведениях Николай Носов ввел в детскую литературу нового героя — Незнайку — наивного, озорного и любознательного непоседу, постоянно попадающего в необычные, иногда комические ситуации.

В 1946 году вышел сборник «Ступеньки», 1947 году — «Веселые рассказы», объединивший переиздание ранее опубликованных рассказов с новыми. В том же году по рассказу «Мишкина каша» Носов написал комедию в одном действии «Умелые руки». Этот же сюжет лег в основу сценария для полнометражного фильма «Дружок» (1958).

Драматургической переработке писатель подверг также рассказы «Телефон» (комедия в одном действии), «Тук-тук-тук» (пьеса для кукольного театра), «Огородники» (комедия «Мишка на огороде»).

Большую популярность завоевали его повести для подростков «Веселая семейка» (1949), «Дневник Коли Синицына» (1950), «Витя Малеев в школе и дома» (1951), которая в 1952 году была удостоена Сталинской премии СССР.

По повести «Веселая семейка» Носов написал пьесу для школьного театра под названием «Про пчел (Из Колиного дневника)». По повести «Витя Малеев в школе и дома» писатель создал комедию «Два друга», по одноименному сценарию в 1954 году был снят художественный фильм.

В 1957 году вышел цикл юмористических рассказов «Фантазеры». В 1960 году опубликован рассказ «Приключения Толи Клюквина», который дал название сборнику, вышедшему в 1961 году.

Известность и любовь многих поколений читателей получила трилогия Носова, включающая романы-сказки «Приключения Незнайки и его друзей» (1953–1954), «Незнайка в Солнечном городе» (1958) и «Незнайка на Луне» (1964–1965). Последний из них был удостоен Государственной премии РСФСР имени Н.К. Крупской в 1969 году.

ria.ru

биография в занимательных рассказах и картинках

Николай Носов: занимательная биография детского писателя в рассказах и картинках. Список литературы. Краткая биография  Н. Носова для детей. Фильмы по рассказам Носова для детей.

Николай Носов: «Сочинять для детей — наилучшая работа»

Иногда кажется, что у известных людей в их жизни всё было гладко и понятно. Сразу же стали писать, нашли своё призвание, получили известность. Но это не так. Всё в жизни Николая Носова складывалось таким образом, что он должен был заниматься техникой, но … он стал любимейшим детским писателем многих поколений.

Эта статья — необычная биография писателя — «живая» и «человечная», без сухих фраз, но зато с жизненными уроками для всех нас. Рассказывая о биографии Николая Носова мы постараемся увидеть в ней  тот урок жизни, который поможет и  нам идти к своим целям, понимать себя и делать добрые дела в этом замечательном мире!

Биография Николая Носова: загадки интересной судьбы

Говоря о детском писателе, хочется максимально  приблизиться к нему с позиции ребенка, понять, почему же дети в разных странах так любят Незнайку и откуда эта неисчерпаемая фантазия, создавшая целый мир удивительных героев?

Попробуем  раскрыть тайны «тайну на дне колодца» — именно так назвал Н. Носов книгу — автобиографию о своих детских года. И искать ответы на загадки его интересной творческой судьбы мы начнем в детстве писателя, ведь именно это время  жизни человека выбрано им в качестве основного в своих произведениях.

Детство Николая Носова: откуда взялся Незнайка и кто он такой?

Николай рос в многодетной семье, были еще два брата и сестренка, а их папа был актером. Николаю очень нравились выступления отца, в семье даже думали, что он пойдет по стопам родителя.

Мальчик решил научиться играть на скрипке, представляя себя музыкантом.  Но, оказалось, что это не так-то просто, и Коля забросил скрипку.

Потом он увлекся химией, мечтая уже видеть себя ученым в белом халате, делающим  потрясающие открытия в области науки.

Увлекался он и фотографией, шахматами, игрой на мандолине, даже собак дрессировал. В школьные годы Николай выпускал рукописный журнал «ИКС», ставил на любительской школьной сцене «Тараса Бульбу»

На рисунке  ниже в этой статье представлены все увлечения и профессии Николая Носова. Они нашли отражение в его произведениях, особенно в  «Приключениях Незнайки».

 

 

Каждого коротышку автор наделяет социальным статусом, то есть дает ему профессию: художник Тюбик, музыкант Гусля, астроном Стекляшкин, доктор Пилюлькин, механики Винтик и Шпунтик, ученый Знайка и тд.  А коротышка рад стараться, он преданно следует своему предназначению. Вот только главный герой – Незнайка – пока не определился с выбором  своего жизненного пути.  Автор позволяет нам с вами проследить, как Незнайка ищет себя. И согласитесь это весьма интересно.

Такой путь — путь поиска своего жизненного пути, путь Незнайки — прошел и Николай Носов в своей жизни. 

Детство Николая Носова пришлось на тяжелое время, Первая мировая война и Гражданская война оставили свой след. Вся семья писателя переболела тифом, а Коля болел дольше всех. Но все выжили, это воспринималось как чудо в то время.  Носов на всю жизнь запомнил, как мама плакала от радости, когда он выздоровел: «Так я узнал, что плакать можно не только от горя».

К слезам у автора  сформировалось чуткое  отношение, особенно к детской слезинке.  Он считал, что плачущего ребенка непременно нужно утешить, спросить, кто его обидел, что случилось. Потому что когда ребенок плачет, «ему не менее тяжело, чем нам, в минуту душевной невзгоды,  а мы ка-то равнодушно смотрим на его слезы и…  считаем их просто дурью или капризом».  Не верит Носов физиологам, что «дети и старики часто плачут оттого, что… слезные железы у них легко выделяют влагу. Я-то знаю, что это не так! Они плачут потому, что у них еще нет (или уже нет) сил справляться с чувствами, которые внушает им эта непонятная и неумолимая жизнь.  Страдание от этого не уменьшается, а лишь увеличивается».  Такого Носова мы не увидим напрямую в его рассказах, но его внимательность к проблемам ребенка, торжество добра и нравственности проходят сквозь все творчество.

Маленький Николай не был идеальным учеником или идеальным ребенком. Было время, когда гимназист Николай бросил делать уроки, получил двойки и остался на второй год. После чего он числился в самых отстающих учениках. Но однажды он услышал такой диалог взрослых. На вопрос «Как он учится» его учитель ответил: «Ничего», на секунду замявшись. У мальчика сразу же поменялся взгляд на взрослых людей и появилось доверие к ним.  Проще всего было назвать его отстающим, сложнее было — поверить в его возможности. И это случилось! После этого Николай всегда старался видеть хорошее в людях и в героях своих произведений.

После этого началась эпопея освоения маленьким Николаем программы гимназии — надо было наверстать всё упущенное за предыдущие годы. Математику он изучает по учебнику и справляется с алгеброй «самоучкой». Физика и химия вдруг неожиданно увлекают его так, что он делает дома на чердаке настоящую лабораторию и мечтает стать химиком. А еще он играет в оркестре, много читает, поет в школьном хоре, прекрасно играет в шахматы! Изучает гармонию, много читает русской классики. Он сам подготавливает брата и сестричку к поступлению в четвертый класс гимназии, обучая их! Даже встретившись на улице с беспризорниками, Николай не избегает их, а входит в их круг и знакомит с книгой и объясняет, что «книга — это пища для ума», читает им рассказ Лескова и учит с ними наизусть «У лукоморья дуб зеленый».

В жизни Николая Носова были разные люди и разные случаи. Но он очень разумно подходил к жизни и исповедовал принцип «всё видеть, никого не винить».

Отрочество  и юность Николая Носова

Чтобы прокормить семью Николай с 14 лет был вынужден работать: был газетным торговцем, землекопом, косарём и т. п. После 1917 года гимназия была реорганизована в школу-семилетку. Закончив её в 1924 году, он работал чернорабочим на бетонном заводе в Ирпенe, потом на частном кирпичном заводе в городе Буча.

Именно маленький Николай в трудные годы голода спас свою семью — он боронил огород, сажал картошку вместе со старшим братом и сестрой. Ведь отец был на заработках, мать занята по женским хозяйственным работам, старший брат в то время уже учился живописи. Николай не боялся трудной работы — дробил щебень на бетонном заводе, работал на кирпичном заводе, косил траву для козы, торговал газетами, возил тяжелый бревна на станцию, обучал детей грамоте, и спокойно относился к работе за «кусок хлеба».  Но — работая за кусок хлеба — он всегда мечтал найти свое призвание. Николай писал, что он ощущал себя в душе «Шерлоком Холмсом, Оводом и Христофором Колумбом — одним в трех лицах; и если уж говорить до конца правду,  то капитан Немо — это тоже был я».

 

Всё шло к тому, что Николай явно должен был бы пойти учиться в политехнический институт.  Николай страстно мечтал о профессии химика! Но — вмешался Его Величество Случай.

Николай хотел поступить на химический факультет Киевского политехнического института, но не смог, так как он не закончил профшколу, дающую законченное среднее образование. Но зато к нему вдруг пришло новое увлечение в жизни, которое дало совсем другое направление его жизни!

Помешала ему стать химиком страсть к учительству :). Вот как это произошло.

Брат Николая занимался рисованием. Николай объяснил брату, что он рисует неправильно: надо отображать на картине не что попало, а состояние души! Это в картине самое главное, особое состояние Художника в ее Творении! Поэтому нужно выбрать особое место по настроению картины. Чтобы передать брату свою мысль, Коля решил сделать фотографию (рисовать он совсем не умел, поэтому в рисунке передать свою мысль он не мог). Для этого ему пришлось прочитать несколько подшивок журналов по фотографии, смастерить фотоаппарат, купить реактивы и всё необходимое.  Фотография получилась! И.. Николай вдруг увлекся фотографией и решил, что это будет его способ «сказать миру хоть сколько — нибудь доброго»! И он поступает на киноотделение Киевского училища живописи и ваяния. 

А через 2 года, в 1929 году, Николай Носов перевёлся в Московский институт кинематографии. Закончив этот институт, Николай стал постановщиком и режиссером научных, мультипликационных и учебных фильмов.

Более 20 лет своей жизни писатель отдаст кино, будет он работать и художником-мультипликатором.

Это интересно: сохранился такой эпизод из жизни Николая Носова.

Как-то Н. Носову поручили снять фильм об устройстве и работе английского танка «Черчилль». Один танк был доставлен в студию, и английский инструктор показал русскому водителю-танкисту, как управлять танком. Англичане уехали, но спустя несколько дней, танк во время съемок вместо того, чтобы поворачиваться вокруг своей оси, начал описывать кривую дугу. Танкист нервничал и суетился, но танк упрямо не хотел поворачиваться и из маневренной машины превратился в неуклюжий тихоход.

Николай Николаевич попросился к водителю присесть рядом. От разгадки управления зависела не только участь фильма, но и судьба танка, который должен был поступить на вооружение советских войск. Николай Николаевич работал до этого над учебным фильмом о тракторах и вообще хорошо разбирался в машинах. Вскоре, наблюдая за действиями механика, он обнаружил ошибку. Водитель был смущен, извинился перед Носовым и никак не хотел поверить, что режиссер знает технику просто как любитель. Носов так же снял работу разных деталей машины, сопроводив их показ «Лунной сонатой» Бетховена.

За этот фильм, и за работу в области научно-технического кино Носов был награжден в 1943 году орденом Красной Звезды.

Несмотря на тяжелые моменты детства, выработалось у Носова одно очень хорошее качество – он умел разглядеть в людях  их лучшие стороны.

Еще  один пример из его детства в качестве иллюстрации сказанного. В гимназии, где учился Коля, педагоги очень строго держались с учениками. Однажды Коля нечаянно столкнулся в дверях с выходящим учителем. Ожидая неминуемой кары, мальчик на протяжении всего урока  вглядывался  в каждое движение учителя: что он задумал, как решил наказать его или отомстить. Но кары не последовало, и в Колину голову закралось подозрение, что его учитель просто хороший человек.  Это качество сказывается в дальнейшем и в творчестве писателя, каждый из коротышек наделен определенными добрыми чертами характера, может, у кого-то они в большей или в меньшей степени проявляются, но семя добра есть в каждом.

Как и когда Николай Носов стал детским писателем: в чем секрет популярности его произведений?

Многие из нас считают, что в 30 лет уже поздно начинать что-то новое :). Уже есть специальность и … зачем ее менять. Но… Николай Носов ничего, совсем ничего не написал до… 30 лет! И даже не собирался писать!

Сам Н. Носов признавался, что он пришел в детскую литературу совершенно случайно и даже не мечтал о профессии и карьере детского писателя.

Писать рассказы Носов стал в 37 лет, когда  у него уже подрастал сынишка.  И писались эти занимательные истории именно для него. Просто нужно было сочинять что-то забавное для сынишки и его друзей — дошкольников. А через десять лет он был уже известным писателем и получил престижную государственную премию за свое творчество!

Дебют Николая Носова как писателя состоялся в 1938 году — это был его первый рассказ для детей «Затейники». Вскоре рассказы стали публиковаться в одном из самых известных и популярных в то время детских журналов  — в «Мурзилке».

Первый сборник детских рассказов вышел в 1945 году в Детгизе. В него вошли рассказы «Живая шляпа», «Мишкина каша», «Фантазеры», «Огородники», «Чудесные брюки», «Тук-тук-тук» и другие.

Если Вы думаете, что после издания этой книги Носов решил стать писателем, то Вы ошибаетесь. Он и не собирался менять свою работу и продолжал работать в кинематографии.

Ситуация резко изменилась только в 1951 году.

Как Николай Носов вошел в «большой литературный мир» и стал писателем — профессионалом: в 1951 году в журнале «Новый мир» была опубликована повесть Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома». Главным редактором журнала «Новый мир» в то время А.Т.Твардовский. С его «легкой руки»  с этого момента к Носову и пришла известность. А повесть получила высокую награду —  Государственную премию СССР. С этого времени Николай Носов окончательно оставил мир кино и стал профессиональным писателем.

Интересные факты: В 1957 году (через шесть лет после решения Н.Носова стать писателем)  был составлен список писателей, которых больше всего переводили на другие языки. Николай Носов оказался в списке третьим. Его герои говорили на разных языках.

rodnaya-tropinka.ru

Николай Носов — Биографии

Николай Носов

Годы жизни: 1908-1976

Популярные сказки: Незнайка, Огородники, Фантазёры, Мишкина каша, Огурцы

Никола́й Никола́евич Но́сов (1908—1976), русский киносценарист, драматург, прозаик, лауреат Сталинской премии третьей степени.

Биография

Носов родился в 1908 году 23 ноября в городе Киеве. Его отец актер эстрады. В детстве Носов жил в пригороде Киева, в поселке Ирипень. Там Николай учился в гимназии. С детсва проявлялись его разносторонние таланты, в гимназии он увлекается сочинительством, шахматами, электротехникой, театром, радиолюбительством, музыкой, подрабатывал землекопом, торговцем, косарем и т.д. После великой революции, гимназия была переформирована а школу-семилетку. В 1924 году Носов ее заканчивает и устраивается чернорабочим в Ирпене на бетонный завод, затем в городе Буче на кирпичный завод. Носов учится в художественном институте города Киева с 1927 года по 1929-й. оттуда Носов переводится в институт кинематографии и заканчивает его в 1932 году. И с этого же года он работает режиссером-постановщиком научно-популярных и учебных и мультипликационных и учебных фильмов. Благодаря этому он заслуживает орден Красной звезды в 1943 году. 

Носов начинает публиковать свои литературные рассказы с 1938-го года в популярных журналах: «Чудесные брюки», «Затейники», «Мишкина каша», «Фантазёры», «Живая шляпа», «Огородники», «Огурцы». Рассказы печатаются главным образом в журнале «Мурзилка» и именно они составили первый сборник Носова «Тук-тук-тук», вышедшего в 1945-м году. Как утверждает сам Носов, он попал в литературу случайно. У него родился ребенок, и ему пришлось придумывать новые рассказы, сказки, забавные случаи для его приятелей – малышей. Носов придумал нового литературного героя – озорного непоседу, любителя приключений, здравомыслящего и наивного, который жаждет постоянной деятельности и часто попадает в комические ситуации и решает Детские загадки.  

Повесть «Весёлая семейка» завоевали широкую популярность среди подростковой публики. Это  «Дневник Коли Синицына» (1950), кинофильм «Два друга» по книге, (1954) и ), «Витя Малеев в школе и дома» (1951).

Наибольшую популярность и известность в читательской среде получили произведения Носова о Незнайке. Первые рассказы из них – о Винтике и Шпунтике. Затем Незнайка появляется в знаменитой трилогии, которая включает всем известную повесть «Незнайка в Солнечном городе», затем «Приключения Незнайки и его друзей» и наконец, «Незнайка на Луне».

Умер Николай Носов в 1976 году 26-го июля в Москве. Его похоронили на Кунцевом кладбище в Москве.


Отмечен любимым у наших читателей


www.skazka.com.ru

Творчество НН Носова

Государственное образовательное учреждение

Спасский педагогический колледж №3

Контрольная работа по детской литературе с практикумом по выразительному чтению

Тема: Творчество Н.Н. Носова

с. Спасское 2009 г.

Содержание

  1. Теоретическая часть

Биография и творчество Николая Николаевича Носова (23.11.1908 — 26.07.1976)

  1. Практическая часть

«Поможем Незнайке!» познавательное занятие

Незнайка-поэт. Инсценировка Н. Рождественской по сказке Н. Носова

Список использованной литературы

1. Теоретическая часть

Биография и творчество Николая Николаевича Носова (23.11.1908 — 26.07.1976)

23 ноября 1908 года родился Николай Николаевич Носов. Разносторонность дарований писателя проявилась еще во время его учебы в гимназии, а затем в школе рабочей молодежи. Молодой человек, наряду с занятиями музыкой, пением, любительским театром, увлекался и точными науками. Также юноша интересовался химией, шахматами, радиолюбительством, электротехникой, фотографией. Уже в те времена Носов сочинял для рукописного журнала «Икс». Юность писателя пришлась на непростые времена в нашей истории. Носов успел поработать чернорабочим, торговцем газет, землекопом, косарем, возчиком бревен. В 1927 году Николай поступает в Киевский художественный институт, а в 1929 переводится в Институт кинематографии в Москве. С 1932 года по 1951 Носов работает в качестве режиссера-постановщика мультипликационных, научно-популярных и учебных фильмов. После съемки в 1943 году нескольких учебных фильмов для Красной Армии он был удостоен награды орденом Красной Звезды. Как писатель Носов дебютировал в 1938 году: был издан его первый рассказ для детей, «Затейники». Вскоре рассказы Носова печатаются в одном из самых известных в то время журналов — «Мурзилке». Рассказы «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазеры» и другие были объединены в детгизовском сборнике «Тук-тук-тук» и изданы в 1945 году. Сборники рассказов «Ступеньки» и «Веселые рассказы» (для детей младшего и среднего возраста) вышли в 1947 году. Знание детской психологии и владение доступным и, вместе с тем, образным языком позволило завоевать прочное признание у детей и взрослых, а также занять достойное место в новеллистике для младшего школьного возраста. Имя Николая Носова становится любимым и известным и среди школьников среднего возраста — после публикации повестей «Веселая семейка» (1949г.), «Дневник Коли Синицина» (1950г.), «Витя Малеев в школе и дома» (1950г.). Борьба с собственными недостатками главного героя Вити Малеева, описанная в юмористическом ключе психологически точно — это то новое, что было отмечено критикой. За повесть «Витя Малеев в школе и дома» Носов был удостоен Государственной премии за 1952 год. В 50-годах издаются романы: сказки, объединенные в трилогию «Приключения Незнайки», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне». В 1961 году выходят юмористические новеллы «Приключения Коли Клюквина», где автор высмеивает не только детские недостатки, но и пороки взрослых. Уважение к личности ребенка — отличительная черта прозы Носова. В 1971 году публикуется «Повесть о моем друге Игоре». Воспоминания о семье и детстве нашли отражение в художественно-мемуарной повести «Тайна на дне колодца» (1977г.). Созданы кинофильмы по киносценариям Н. Носова: «Два друга», Дружок», «Фантазеры», «Приключения Коли Клюквина», пьесы «Незнайка учится», «Незнайка — путешественник», «Незнайка в Солнечном городе». Носов в своих произведениях выступает и как популяризатор знаний политехнических, экономических: знакомя детей с житейскими правилами, он подает их так, что полезные и интересные знания приходят к читателям как бы сами собой.

Прозаик, киносценарист, драматург Николай Носов скончался 26 июля 1976 года.

Начинаются «Хроники» попыткой перевода с детского языка на взрослый: «баба» означает «апельсин», позднее выражает целую гамму радостных эмоций, «тпруа» — «валенки», а также «гулять». Заканчиваются «Хроники» примером дружеского сотрудничества: внук звонит деду и спрашивает, как сделать из пластилина слона; тот немедленно отвечает: «Все из одного куска и наклеить большие уши». Известный писатель очень горд, что может дать квалифицированную консультацию по важному вопросу, и заканчивает книгу словами своего внука-дошкольника: «Мы с тобой друзья, дедушка!». Вот оно, счастье! Любой дедушка вам это подтвердит, и бабушка тоже.

А вот как вспоминают Николая Николаевича Носова его коллеги-писатели: «…человек он был нелюдимый, раздражительный и вообще мало с кем из литераторов дружил». Да, к взрослым, в отличие от детей, Носов относился критически. Его единственная «взрослая» книга «Иронические юморески» это убедительно раскрывает: очень смешно и довольно ядовито он пародирует современных ему литераторов-«интеллектуалов» и «почвенников», высмеивает директоров гостиниц, школьных учителей, великовозрастных балбесов, не уступающих место женщине в метро, нерадивых, невнимательных родителей… Считает величайшим заблуждением, что воспитывать надо только детей. «Нет, — говорит Носов, — воспитывать надо и взрослых. Точнее, оба эти процесса должны идти бок о бок».

В общем-то вполне естественно, что любовь к детям у детского писателя «генеральная черта» характера. В тех же «Иронических юморесках» он защищает детей от произвола, а скорее от непонимания взрослых. Вот ведь закрывают магазины игрушек — это же недопустимо! Для ребенка это волшебная лавка, и хорошо бы, чтобы по дороге взрослого к дому каждый день попадался магазин игрушек. Ведь малыш ждет-ждет заветную машинку… солдатика… куклу… да так и вырастает, и все, ничего уже не вернешь. А азбуку выучить, убежден Носов, он всегда успеет, да и учить его лучше с помощью игр и конфет. И еще непременно, непременно нужно утешить плачущего ребенка. Спросить, чего он плачет, может, обидел кто, может, заблудился или по маме соскучился, и обязательно успокоить, сказать: «Не надо плакать. Мамочка придет скоро. Утри слезы. Вот так. Все хорошо будет!». Потому что, когда ребенок плачет, «ему не менее тяжело, чем нам, в минуту душевной невзгоды, а мы как-то равнодушно смотрим на его слезы и… считаем их просто дурью или капризом». Не верит Носов психологам и физиологам, что «дети и старики часто плачут оттого, что… слезные железы у них легко выделяют влагу. Я-то знаю, что это не так! Они плачут потому, что у них еще нет (или уже нет) сил справляться с чувствами, которые внушает им эта непонятная и неумолимая жизнь. Страдание от этого не уменьшается, а лишь увеличивается».

Такого Носова, нежного, серьезного, почти трагического, мы не знаем по его веселым рассказам, вроде «Живой шляпы» или «Мишкиной каши». Хотя во всех историях, даже для малышей, можно найти самый разнообразный спектр чувств и отношений. Не случайно, по определению Носова, детская литература должна внятно утверждать приоритеты добра и нравственности. И писатель как нельзя лучше справился с этой задачей. Герои его повестей и рассказов простодушны и положительны, как и большинство любимых героев детских книжек. А XXI век еще и наделил их обаянием «ретро» — ностальгическим воспоминанием о той поре, когда школьники носили пионерские галстуки, сами изготовляли бенгальские огни и копили деньги на диковинную игрушку — телефон.

Если вспомнить героев носовских рассказов, просто диву даешься их самостоятельности и умелости! Ну, не смогли они кашу сварить, но ведь плиту растопили, дрова подкладывают. Воду из колодца достают — утопили ведро, правда, но кружкой, кастрюлей все-таки достали. Пескарей почистили и, глядишь, поджарили бы, если б масло не сгорело. А главное, нашли верное решение — кашу сварить попросили соседку, а сами за это ей огород пропололи. В рассказе про телефон, как положено мальчишкам, аппарат распатронили, но зато в процессе выучились азбуке Морзе и сделали по электрическому звонку на дверь — тоже «полезная вещь в доме» в 50-е годы. Правда, и тогда жажда познаний не дает герою уснуть. «Как же работает электрический звонок?» — думает он. Встал, разломал батарейку — там оказалась какая-то жидкость, в которой мокла черная палка, завернутая в тряпочку. Понял, что электричество получалось из этой жидкости, а потом лег в постель и быстро заснул. Вот как совершаются великие открытия!.. Но не только научный прогресс увлекает маленьких изобретателей — они с огромным энтузиазмом готовы выводить цыплят в домашнем инкубаторе или разводить пчел на школьном участке. Сами мастерят инкубатор, сколачивают ящики, делают марлевые сетки, строят шалаш, в котором живут три дня, а также дежурят ночи напролет над будущими цыплятами и делают наблюдения за жизнью пчел. Понятно, что без дела мальчишкам скучно, но замечательно, что они не просто дурака валяют и не пропадают в «параллельном мире» (компьютера тогда не было, но средств ухода от реальности всегда хватает), а создают что-то настоящее и полезное. Технологические процессы описываются так подробно и увлекательно, что нет сомнений — автор знает, о чем пишет. Он сам такой.

Внук Игорь вспоминает: «От деда у меня три главных впечатления.

  1. Всегда был занят.

  2. Всегда со мной играл. Или писал, или играл…

  3. Забивал гвозди, сверлил дырки. Рисовал, лепил. Сделал что-то вроде кондиционера…».

Так что понятно, откуда взялись технические гении в рассказах Носова; причем поданы они вовсе не как гении, а как обычные мальчишки среднего школьного возраста. Любопытные. Неугомонные. Взрослые иногда называют их шалопаями и бездельниками, а на самом деле их легко увлечь общим делом.

Интересно в рассказах Носова следить за отношениями между людьми — они совершенно бескорыстны. В повести «Дневник Коли Синицына». про разведение пчел, герои не пробуют ни капли меда — о меде они как-то даже и не думают, не в нем дело. В «Веселой семейке», выведя цыплят, мальчишки, подержав их немножко дома, потом везут в деревню тете Наташе — в городе цыплятам не хватает солнца и свежего воздуха Ведь не продавать же их! Да и сама тетя Наташа дает начинающим птицеводам яйца для инкубатора тоже просто так, совершенно бесплатно и, уж конечно, не ожидая цыплят. Что это, идеализация? Да нет, мы же не идеализируем время, в котором живем, — Носов писал про совершенно реальных, понятных ему ребят конца 40-х — начала 50-х годов. Именно про детей — взрослые ему, видно, были неинтересны. В его повестях и рассказах они нужны только для того, чтобы ругать за двойки (если это родители) или поручать заниматься с отстающим товарищем (если это директор школы). А вот дети живут интересной и сложной жизнью.

Николай Носов до тридцати лет вообще не писал. Первый сборник рассказов издал в тридцать семь; в сорок четыре получил Сталинскую премию за повесть «Витя Малеев в школе и дома» — пожалуй, самое лирическое, т.е. приближенное к личности автора, произведение. Там юный пионер занимается не пчелами и не цыплятами, а своим непутевым другом со смешной фамилией Шишкин, и, в конце концов, их долгий путь исканий, потерь и ошибок увенчивается победой — четверкой по русскому у Шишкина и пятеркой по арифметике у самого Вити Малеева. А главное — их общественной реабилитацией: из «отстающих» лентяев они стали полноправными (поэтому успешными) членами школьного коллектива. Все очень серьезно. И очень весело.

Примерно такая же проблема намечается в «Приключениях Незнайки и его друзей»: «неправильный» персонаж — хвастун, выдумщик, enfant terrible — под облагораживающим женским влиянием смягчается, цивилизуется, начинает защищать девочек и учится писать красивым почерком.

Совершенно очевидно, что автор рос в пору раздельного обучения — во всех его историях герои общаются в чисто мужском коллективе, девочка присутствует в их жизни только в роли младшей сестренки. В «Приключениях Незнайки…» этот принцип обоснован сюжетно и утвержден наглядно, как в античном мифе: в Зеленом городе живут аккуратные и прилежные, кокетливые и нарядные малышки, а в городе Змеевка запускают змеев и возятся с разными железками буйные озорники малыши. Правда, поскольку Незнайка все же не советский пионер, автор считает возможным внести в его образ романтический мотив — нежное чувство к Синеглазке. Расставаясь, он обещает писать ей письма и ради этого, собственно, и упражняется в каллиграфии.

В этой бесхитростной сказке воспроизведена модель общества — все его персонажи четко обозначены социально: художник Тюбик, музыкант Гусля, астроном Стекляшкин, доктор Пилюлькин, механики Винтик и Шпунтик, ученый Знайка. Общество в каком-то смысле идеально, потому что главным считается именно умный Знайка, а представителя правящей партии в нем и вовсе нет. Карикатурные образы писателя Смекайло и поэтессы Самоцветик заставляют нас вспомнить «Иронические юморески» — в отношении к коллегам Носов остается верен себе. Главный герой, как сказали бы во «взрослом варианте» сюжета, ищет себя: пытается то играть на трубе, то рисовать, то писать стихи, то управлять машиной… Но учиться ничему не хочет, поэтому во всем терпит неудачу. Правда, встреча с прекрасными малышками выявляет его способность к нравственному росту. Хоть он и врет, как настоящий Хлестаков, но находит с девочками общий язык. Именно благодаря Незнайке происходит примирение враждующих городов — Зеленого и Змеевки. Впрочем, примирению во многом способствуют черты идеальной женщины, которыми автор наделяет своих малышек, — они не только красивы и благовоспитанны, они еще трудолюбивы, добры, незлопамятны и снисходительны к мужским слабостям — просто прирожденные воспитательницы. И уж если ты не хочешь дружить с такими ангельскими созданиями и называешь их «воображульками», значит, сам дурак! К женщине у Носова отношение самое рыцарское. Из занятий он предоставляет им земледелие — малышки разводят цветы, фрукты и овощи — и врачевание; причем методы доктора Медуницы принципиально отличаются от методов «мужского» доктора Пилюлькина: если последний стоит за йод и касторку, то Медуница практикует приятное и безболезненное лечение медом. Основное же назначение женщины, по Носову, в обществе — смягчение нравов.

coolreferat.com

Носов, Николай Николаевич — это… Что такое Носов, Николай Николаевич?

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Носов.

Никола́й Никола́евич Но́сов (1908—1976) — русский советский детский писатель-прозаик, драматург, киносценарист. Лауреат Сталинской премии третьей степени (1952).[1] Наиболее известен как детский писатель, автор произведений о Незнайке.

Биография

Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 года в Киеве, в семье эстрадного артиста, который в зависимости от обстоятельств работал и железнодорожником. Детство его прошло в небольшом городке Ирпень, недалеко от Киева, где мальчик и начал учиться в гимназии.

Николай был вторым сыном в семье. Кроме него, в семье был старший брат Пётр и младшие брат и сестра. Мать Николая была домохозяйкой, а отец — эстрадным артистом. Маленький Николай любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Родители даже думали, что мальчик тоже хочет стать актёром. В школьные годы он хотел стать музыкантом и долго мечтал, чтобы ему купили скрипку. После покупки скрипки Николай понял, что учиться музыке нелегко, и скрипка была заброшена. Детство и школьные годы Николая Носова пришлись на тяжелейший период в российской истории: Первую мировую и Гражданскую войну. Недостаток продуктов, отсутствие тепла и электричества холодной зимой, болезни были обычным явлением того времени. Вся семья переболела тифом. К счастью, никто не умер. Николай вспоминал, что когда он выздоровел (он болел дольше всех), его мать плакала от радости, потому что все остались живы. «Так я узнал, что плакать можно не только от горя»

[2].

Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром, шахматами, фотографией, электротехникой и даже радиолюбительством. Чтобы прокормить семью, потерявшую стабильный заработок из-за революции, Николай с 14 лет был вынужден работать: был газетным торговцем, землекопом, косарём и т. п. После 1917 года гимназия была реорганизована в школу-семилетку. Закончив её в 1924 году, он работал чернорабочим на бетонном заводе в Ирпенe, потом на частном кирпичном заводе в городе Буча.

После Гражданской войны Николай увлекся химией. Вместе со школьным товарищем он организовал химическую лабораторию на чердаке его дома, где друзья проводили разные опыты. Носов вспоминал: «По окончании школы я был уверен, что должен стать химиком и никем другим! Химия мне представлялась наукой из наук». Николай хотел поступить на химический факультет Киевского политехнического института, но не смог, так как он не закончил профшколу, дающую законченное среднее образование. Николай стал обучаться в вечерней профшколе, готовясь к поступлению в политехнический вуз. Одновременно с этим он пошел работать на Ирпенский кирпичный завод. Но перед поступлением Николай вдруг передумал и в возрасте 19 лет поступил в Киевский художественный институт. Николай тогда серьёзно увлекся фотографией, а затем и кинематографом. Это и повлияло на его выбор. Через 2 года, в 1929 году, Николай Носов перевелся в Московский институт кинематографии. В 1932 году он закончил его и до 1951 года работал постановщиком и режиссёром мультипликационных, научных и учебных фильмов

[2].

В годы Великой Отечественной войны Носов занимается режиссурой учебных военно-технических фильмов для Красной Армии. За эту деятельность он награжден в 1943 году орденом Красной Звезды.

С 1938 года начинает писать детские рассказы, но профессиональным литератором становится только после Великой Отечественной войны. Первый рассказ Носова был опубликован в 1938 году, назывался он «Затейники». Потом были опубликованы другие рассказы: «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазёры» и др. Печатались они, в основном, в журнале для детей «Мурзилка». Эти рассказы вошли в первый сборник Носова «Тук-тук-тук», 1945

[3]. Через год издательство «Детгиз» выпустило следующий сборник рассказов Носова — «Ступеньки».

Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно — сперва просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям.

«Постепенно я понял, что сочинять для детей — наилучшая работа, — говорил писатель. — Она требует очень много знаний, и не только литературных…»[3]

Николай Николаевич интересовался психологией детей, считал, что «к детям нужно относиться с самым большим и очень теплым уважением», наверное, поэтому его книги находили и находят такой большой отклик у детской аудитории

[3].

В 1947 году вышел сборник рассказов — «Веселые рассказы». Широкую популярность завоевали и его повести для подростков «Весёлая семейка» (1949), «Дневник Коли Синицына» (1950), «Витя Малеев в школе и дома» (1951). В 1952 году Николай Носов получил Сталинскую премию третьей степени за написание повести «Витя Малеев в школе и дома». В 1954 году по этой повести был снят детский художественный фильм «Два друга».

В 1953 году был опубликован сборник рассказов «На горке», в 1956 — «Прятки», в 1958 — «Веселые рассказы и повести».

Короткие, порой отчётливо сконструи­рованные, всегда весьма детальные, эти ис­тории призваны воспитывать в детях честность, чувство товарищества, отзывчивость, любовь к труду и т. д.; в них осуждаются такие постыдные качества, как зависть, тще­славие, грубость.[4]

Монета Банка России — Серия: «Выдающиеся личности России», 100-летие со дня рождения детского писателя Николая Николаевича Носова, серебро, 2 рубля, реверс.

Наиболее известны и любимы читателями сказочные произведения Николая Носова о Незнайке. Первое из них — сказка «Винтик, Шпунтик и пылесос». Потом была написана знаменитая трилогия, «Приключения Незнайки и его друзей» (1953—1954), «Незнайка в Солнечном городе» (1958) и «Незнайка на Луне» (1964—1965).[5]. Роман-сказку с элементами научной фантастики и политической сатиры и антиутопии «Незнайка на Луне», экономисты называют самым толковым и доступным учебником политэкономии. Из него можно отлично усвоить, что такое реклама, акционерное общество, лопнувший банк, продажная пресса, забастовка, безработица, биржа, что такое рыночные отношения[6].

Одним их первых иллюстраторов «Незнайки» был А. М. Лаптев (1905—1965) — художник, который подарил литературному герою хорошо знакомый всем образ. Не менее известным иллюстратором Носова был Г. О. Вальк. Также книги Носова иллюстрировали художники: И. Семёнов, Д. Бисти, Е. Афанасьева, А. Каневский, В. Горяев, Г. Огородников и другие[5].

Николай Николаевич Носов писал не только для детей. В 1969 году него выходит сборник сатирических рассказов «Иронические юморески», которые затрагивали вопросы современной литературы («О литмастерстве», «Поговорим о поэзии», «Трактат о комедии»), русский алфавит («А, Б, В…»), отношения учителя и ученика («Второй раз в первый класс»), социальные темы — мещанство («Ещё об одном, всем надоевшем вопросе»), взаимоотношение родителей и их детей («Нужно ли называть родителей предками и конями и о других подобных вопросах»), вредные привычки («Об употреблении спиртных напитков»), и т. д.[7]

Автобиографическое произведение писателя — «Повесть о моём друге Игоре» (1971—1972), написанная в форме дневниковых записей из жизни дедушки и внука (1-я ч. — «Между годом и двумя», 2-я ч. — «От двух до двух с половиной лет») и художественно-мемуарная повесть «Тайна на дне колодца» (1977, вышедшая уже после смерти писателя; два её первоначальных варианта — «Повесть о детстве» и «Всё впереди», обе 1976).

Николай Носов умер в Москве 26 июля 1976 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве[8].

В 1997—1999 годах студией FAF Entertainment был создан мультфильм «Незнайка на Луне» по одноимённой книге Н. Н. Носова.

В 2008 году к 100-летию со дня рождения Н. Н. Носова Центральный Банк РФ выпустил серебряную монету.[9]

Награды и премии

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 8 апреля 2012.

Библиография

Повести и романы

Рассказы

  • Винтик, Шпунтик и пылесос (1956)
  • Три охотника
  • Бобик в гостях у Барбоса
  • Наш каток
  • Телефон
  • Пистолет
  • Бенгальские огни
  • Тук-тук-тук
  • Огородники
  • Про Гену
  • Клякса
  • Фантазёры
  • Мишкина каша
  • Огурцы
  • Живая шляпа
  • Затейники
  • Приключения Толи Клюквина
  • Чудесные брюки
  • Заплатка
  • Саша

Фильмы, снятые по произведениям Н.Носова

  1. Коротышки из Цветочного города
  2. Незнайка — музыкант
  3. Незнайка — художник
  4. Незнайка — поэт
  5. Незнайка за рулём
  6. Как Знайка придумал воздушный шар
  7. Воздушное путешествие
  8. Незнайка в Зелёном городе
  9. Незнайка встречается с друзьями
  10. Возвращение
  1. Как Незнайка совершал хорошие поступки
  2. Встреча с волшебником
  3. Превращения начинаются
  4. Побег
  5. Превращения продолжаются
  6. Приключения трёх ослов
  7. Удивительные подвиги
  8. Снова вместе
  9. Переполох в зоопарке
  10. Волшебник появляется снова

Сезон 1 (1997)[14]:

  1. Загадка лунного камня
  2. Грандиозный замысел Знайки
  3. Незнайка и Пончик летят на Луну
  4. Первый день на Луне
  5. Звёздочка
  6. «Дорогие» друзья

Сезон 2 (1998—1999)[15]:

  1. Акционерное общество гигантских растений
  2. Большой Бредлам
  3. Незнайка ищет работу
  4. Куда исчезла ракета
  5. Знайка спешит на помощь
  6. Дорога домой

См. также

Ссылки

Рассказ из журнала «Мурзилка» 1956г

dic.academic.ru

Творчество НН Носова

Государственное образовательное учреждение

Спасский педагогический колледж №3

Контрольная работа по детской литературе с практикумом по выразительному чтению

Тема: Творчество Н.Н. Носова

с. Спасское 2009 г.

Содержание

  1. Теоретическая часть

Биография и творчество Николая Николаевича Носова (23.11.1908 — 26.07.1976)

  1. Практическая часть

«Поможем Незнайке!» познавательное занятие

Незнайка-поэт. Инсценировка Н. Рождественской по сказке Н. Носова

Список использованной литературы

1. Теоретическая часть

Биография и творчество Николая Николаевича Носова (23.11.1908 — 26.07.1976)

23 ноября 1908 года родился Николай Николаевич Носов. Разносторонность дарований писателя проявилась еще во время его учебы в гимназии, а затем в школе рабочей молодежи. Молодой человек, наряду с занятиями музыкой, пением, любительским театром, увлекался и точными науками. Также юноша интересовался химией, шахматами, радиолюбительством, электротехникой, фотографией. Уже в те времена Носов сочинял для рукописного журнала «Икс». Юность писателя пришлась на непростые времена в нашей истории. Носов успел поработать чернорабочим, торговцем газет, землекопом, косарем, возчиком бревен. В 1927 году Николай поступает в Киевский художественный институт, а в 1929 переводится в Институт кинематографии в Москве. С 1932 года по 1951 Носов работает в качестве режиссера-постановщика мультипликационных, научно-популярных и учебных фильмов. После съемки в 1943 году нескольких учебных фильмов для Красной Армии он был удостоен награды орденом Красной Звезды. Как писатель Носов дебютировал в 1938 году: был издан его первый рассказ для детей, «Затейники». Вскоре рассказы Носова печатаются в одном из самых известных в то время журналов — «Мурзилке». Рассказы «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазеры» и другие были объединены в детгизовском сборнике «Тук-тук-тук» и изданы в 1945 году. Сборники рассказов «Ступеньки» и «Веселые рассказы» (для детей младшего и среднего возраста) вышли в 1947 году. Знание детской психологии и владение доступным и, вместе с тем, образным языком позволило завоевать прочное признание у детей и взрослых, а также занять достойное место в новеллистике для младшего школьного возраста. Имя Николая Носова становится любимым и известным и среди школьников среднего возраста — после публикации повестей «Веселая семейка» (1949г.), «Дневник Коли Синицина» (1950г.), «Витя Малеев в школе и дома» (1950г.). Борьба с собственными недостатками главного героя Вити Малеева, описанная в юмористическом ключе психологически точно — это то новое, что было отмечено критикой. За повесть «Витя Малеев в школе и дома» Носов был удостоен Государственной премии за 1952 год. В 50-годах издаются романы: сказки, объединенные в трилогию «Приключения Незнайки», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне». В 1961 году выходят юмористические новеллы «Приключения Коли Клюквина», где автор высмеивает не только детские недостатки, но и пороки взрослых. Уважение к личности ребенка — отличительная черта прозы Носова. В 1971 году публикуется «Повесть о моем друге Игоре». Воспоминания о семье и детстве нашли отражение в художественно-мемуарной повести «Тайна на дне колодца» (1977г.). Созданы кинофильмы по киносценариям Н. Носова: «Два друга», Дружок», «Фантазеры», «Приключения Коли Клюквина», пьесы «Незнайка учится», «Незнайка — путешественник», «Незнайка в Солнечном городе». Носов в своих произведениях выступает и как популяризатор знаний политехнических, экономических: знакомя детей с житейскими правилами, он подает их так, что полезные и интересные знания приходят к читателям как бы сами собой.

Прозаик, киносценарист, драматург Николай Носов скончался 26 июля 1976 года.

Начинаются «Хроники» попыткой перевода с детского языка на взрослый: «баба» означает «апельсин», позднее выражает целую гамму радостных эмоций, «тпруа» — «валенки», а также «гулять». Заканчиваются «Хроники» примером дружеского сотрудничества: внук звонит деду и спрашивает, как сделать из пластилина слона; тот немедленно отвечает: «Все из одного куска и наклеить большие уши». Известный писатель очень горд, что может дать квалифицированную консультацию по важному вопросу, и заканчивает книгу словами своего внука-дошкольника: «Мы с тобой друзья, дедушка!». Вот оно, счастье! Любой дедушка вам это подтвердит, и бабушка тоже.

А вот как вспоминают Николая Николаевича Носова его коллеги-писатели: «…человек он был нелюдимый, раздражительный и вообще мало с кем из литераторов дружил». Да, к взрослым, в отличие от детей, Носов относился критически. Его единственная «взрослая» книга «Иронические юморески» это убедительно раскрывает: очень смешно и довольно ядовито он пародирует современных ему литераторов-«интеллектуалов» и «почвенников», высмеивает директоров гостиниц, школьных учителей, великовозрастных балбесов, не уступающих место женщине в метро, нерадивых, невнимательных родителей… Считает величайшим заблуждением, что воспитывать надо только детей. «Нет, — говорит Носов, — воспитывать надо и взрослых. Точнее, оба эти процесса должны идти бок о бок».

В общем-то вполне естественно, что любовь к детям у детского писателя «генеральная черта» характера. В тех же «Иронических юморесках» он защищает детей от произвола, а скорее от непонимания взрослых. Вот ведь закрывают магазины игрушек — это же недопустимо! Для ребенка это волшебная лавка, и хорошо бы, чтобы по дороге взрослого к дому каждый день попадался магазин игрушек. Ведь малыш ждет-ждет заветную машинку… солдатика… куклу… да так и вырастает, и все, ничего уже не вернешь. А азбуку выучить, убежден Носов, он всегда успеет, да и учить его лучше с помощью игр и конфет. И еще непременно, непременно нужно утешить плачущего ребенка. Спросить, чего он плачет, может, обидел кто, может, заблудился или по маме соскучился, и обязательно успокоить, сказать: «Не надо плакать. Мамочка придет скоро. Утри слезы. Вот так. Все хорошо будет!». Потому что, когда ребенок плачет, «ему не менее тяжело, чем нам, в минуту душевной невзгоды, а мы как-то равнодушно смотрим на его слезы и… считаем их просто дурью или капризом». Не верит Носов психологам и физиологам, что «дети и старики часто плачут оттого, что… слезные железы у них легко выделяют влагу. Я-то знаю, что это не так! Они плачут потому, что у них еще нет (или уже нет) сил справляться с чувствами, которые внушает им эта непонятная и неумолимая жизнь. Страдание от этого не уменьшается, а лишь увеличивается».

Такого Носова, нежного, серьезного, почти трагического, мы не знаем по его веселым рассказам, вроде «Живой шляпы» или «Мишкиной каши». Хотя во всех историях, даже для малышей, можно найти самый разнообразный спектр чувств и отношений. Не случайно, по определению Носова, детская литература должна внятно утверждать приоритеты добра и нравственности. И писатель как нельзя лучше справился с этой задачей. Герои его повестей и рассказов простодушны и положительны, как и большинство любимых героев детских книжек. А XXI век еще и наделил их обаянием «ретро» — ностальгическим воспоминанием о той поре, когда школьники носили пионерские галстуки, сами изготовляли бенгальские огни и копили деньги на диковинную игрушку — телефон.

Если вспомнить героев носовских рассказов, просто диву даешься их самостоятельности и умелости! Ну, не смогли они кашу сварить, но ведь плиту растопили, дрова подкладывают. Воду из колодца достают — утопили ведро, правда, но кружкой, кастрюлей все-таки достали. Пескарей почистили и, глядишь, поджарили бы, если б масло не сгорело. А главное, нашли верное решение — кашу сварить попросили соседку, а сами за это ей огород пропололи. В рассказе про телефон, как положено мальчишкам, аппарат распатронили, но зато в процессе выучились азбуке Морзе и сделали по электрическому звонку на дверь — тоже «полезная вещь в доме» в 50-е годы. Правда, и тогда жажда познаний не дает герою уснуть. «Как же работает электрический звонок?» — думает он. Встал, разломал батарейку — там оказалась какая-то жидкость, в которой мокла черная палка, завернутая в тряпочку. Понял, что электричество получалось из этой жидкости, а потом лег в постель и быстро заснул. Вот как совершаются великие открытия!.. Но не только научный прогресс увлекает маленьких изобретателей — они с огромным энтузиазмом готовы выводить цыплят в домашнем инкубаторе или разводить пчел на школьном участке. Сами мастерят инкубатор, сколачивают ящики, делают марлевые сетки, строят шалаш, в котором живут три дня, а также дежурят ночи напролет над будущими цыплятами и делают наблюдения за жизнью пчел. Понятно, что без дела мальчишкам скучно, но замечательно, что они не просто дурака валяют и не пропадают в «параллельном мире» (компьютера тогда не было, но средств ухода от реальности всегда хватает), а создают что-то настоящее и полезное. Технологические процессы описываются так подробно и увлекательно, что нет сомнений — автор знает, о чем пишет. Он сам такой.

Внук Игорь вспоминает: «От деда у меня три главных впечатления.

  1. Всегда был занят.

  2. Всегда со мной играл. Или писал, или играл…

  3. Забивал гвозди, сверлил дырки. Рисовал, лепил. Сделал что-то вроде кондиционера…».

Так что понятно, откуда взялись технические гении в рассказах Носова; причем поданы они вовсе не как гении, а как обычные мальчишки среднего школьного возраста. Любопытные. Неугомонные. Взрослые иногда называют их шалопаями и бездельниками, а на самом деле их легко увлечь общим делом.

Интересно в рассказах Носова следить за отношениями между людьми — они совершенно бескорыстны. В повести «Дневник Коли Синицына». про разведение пчел, герои не пробуют ни капли меда — о меде они как-то даже и не думают, не в нем дело. В «Веселой семейке», выведя цыплят, мальчишки, подержав их немножко дома, потом везут в деревню тете Наташе — в городе цыплятам не хватает солнца и свежего воздуха Ведь не продавать же их! Да и сама тетя Наташа дает начинающим птицеводам яйца для инкубатора тоже просто так, совершенно бесплатно и, уж конечно, не ожидая цыплят. Что это, идеализация? Да нет, мы же не идеализируем время, в котором живем, — Носов писал про совершенно реальных, понятных ему ребят конца 40-х — начала 50-х годов. Именно про детей — взрослые ему, видно, были неинтересны. В его повестях и рассказах они нужны только для того, чтобы ругать за двойки (если это родители) или поручать заниматься с отстающим товарищем (если это директор школы). А вот дети живут интересной и сложной жизнью.

Николай Носов до тридцати лет вообще не писал. Первый сборник рассказов издал в тридцать семь; в сорок четыре получил Сталинскую премию за повесть «Витя Малеев в школе и дома» — пожалуй, самое лирическое, т.е. приближенное к личности автора, произведение. Там юный пионер занимается не пчелами и не цыплятами, а своим непутевым другом со смешной фамилией Шишкин, и, в конце концов, их долгий путь исканий, потерь и ошибок увенчивается победой — четверкой по русскому у Шишкина и пятеркой по арифметике у самого Вити Малеева. А главное — их общественной реабилитацией: из «отстающих» лентяев они стали полноправными (поэтому успешными) членами школьного коллектива. Все очень серьезно. И очень весело.

Примерно такая же проблема намечается в «Приключениях Незнайки и его друзей»: «неправильный» персонаж — хвастун, выдумщик, enfant terrible — под облагораживающим женским влиянием смягчается, цивилизуется, начинает защищать девочек и учится писать красивым почерком.

Совершенно очевидно, что автор рос в пору раздельного обучения — во всех его историях герои общаются в чисто мужском коллективе, девочка присутствует в их жизни только в роли младшей сестренки. В «Приключениях Незнайки…» этот принцип обоснован сюжетно и утвержден наглядно, как в античном мифе: в Зеленом городе живут аккуратные и прилежные, кокетливые и нарядные малышки, а в городе Змеевка запускают змеев и возятся с разными железками буйные озорники малыши. Правда, поскольку Незнайка все же не советский пионер, автор считает возможным внести в его образ романтический мотив — нежное чувство к Синеглазке. Расставаясь, он обещает писать ей письма и ради этого, собственно, и упражняется в каллиграфии.

В этой бесхитростной сказке воспроизведена модель общества — все его персонажи четко обозначены социально: художник Тюбик, музыкант Гусля, астроном Стекляшкин, доктор Пилюлькин, механики Винтик и Шпунтик, ученый Знайка. Общество в каком-то смысле идеально, потому что главным считается именно умный Знайка, а представителя правящей партии в нем и вовсе нет. Карикатурные образы писателя Смекайло и поэтессы Самоцветик заставляют нас вспомнить «Иронические юморески» — в отношении к коллегам Носов остается верен себе. Главный герой, как сказали бы во «взрослом варианте» сюжета, ищет себя: пытается то играть на трубе, то рисовать, то писать стихи, то управлять машиной… Но учиться ничему не хочет, поэтому во всем терпит неудачу. Правда, встреча с прекрасными малышками выявляет его способность к нравственному росту. Хоть он и врет, как настоящий Хлестаков, но находит с девочками общий язык. Именно благодаря Незнайке происходит примирение враждующих городов — Зеленого и Змеевки. Впрочем, примирению во многом способствуют черты идеальной женщины, которыми автор наделяет своих малышек, — они не только красивы и благовоспитанны, они еще трудолюбивы, добры, незлопамятны и снисходительны к мужским слабостям — просто прирожденные воспитательницы. И уж если ты не хочешь дружить с такими ангельскими созданиями и называешь их «воображульками», значит, сам дурак! К женщине у Носова отношение самое рыцарское. Из занятий он предоставляет им земледелие — малышки разводят цветы, фрукты и овощи — и врачевание; причем методы доктора Медуницы принципиально отличаются от методов «мужского» доктора Пилюлькина: если последний стоит за йод и касторку, то Медуница практикует приятное и безболезненное лечение медом. Основное же назначение женщины, по Носову, в обществе — смягчение нравов.

en.coolreferat.com

Творчество НН Носова — страница 2

Почему все-таки главный герой сказки — бестолковый и глупенький Незнайка? Должно быть, именно потому, что по характеру это ребенок, находящийся в развитии, у него доброе, чувствительное сердце, он предан дружбе и любви. Ну и, конечно, только с таким героем — ничего на свете не знающим, но беспокойным и деятельным — должны случаться разные смешные приключения.

Продолжение сказки «Приключения…» — повести «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне». Последнюю книгу называют «антиутопией с хорошим концом», книгой «о судьбе поэта в обществе носорогов», а в образе главного героя даже находят сходство с Колей Красоткиным из «Братьев Карамазовых» (вот бы «порадовался» Носов — он Достоевского не терпел!). Исследователям творчества можно, конечно, находить различные аллюзии — материал русской литературы позволяет это делать, но интереснее всего узнать о личности автора из первых рук — из автобиографической повести «Тайна на дне колодца». Эта последняя книга писателя вышла в 1978-м, через два года после его смерти.

Первая же глава книги говорит о различии между миром взрослых и миром детей. Взрослые видят окружающие предметы с точки зрения их пользы, дети же знают, что вещи живут, и относятся к ним как к самостоятельным живым существам. Поэтому они видят лицо вещей. (Не об этом ли писал М. Метерлинк в «Синей птице», выводя к своим героям-детям «душу Хлеба», «душу Огня», «душу Пса»?)

Автор вспоминает дом, где он родился: «Вот сутулый, с выдвинутыми вперед плечами… шкаф… Вот кресла в белых чехлах, из-под которых торчат кончики ножек». В глазах мальчика Коли они «похожи на каких-то чопорных пожилых теток… они чинно сидят по углам комнаты, полуобернувшись друг к другу, и молчат. Молчат напряженно, упрямо, сосредоточенно. Мне кажется, что, как только я ухожу из комнаты, они сейчас же принимаются болтать о всякой всячине… Но стоит мне возвратиться — и они тотчас прикусывают язык, ручки тотчас — вдоль бедер, и опять тишина, будто никакого разговора и не было».

Сказочный мир, так знакомый каждому, кто вспомнит себя четырехлетнего. Мир со своим временем, со своими законами: так, если папа уехал и приедет только через пять дней, то достаточно оборвать листки календаря и показать маме: вот, сегодня папа должен приехать, ты же говорила — когда красная цифра будет… И в подтверждение правоты этих законов папа действительно приезжает — на пять дней раньше! Он объясняет малышу, что это совпадение, но чудо все равно остается чудом.

Главные лица в мире детства, конечно, мама и папа. Папа — добрый великан, и мама — ненаглядная, несравненная. К отъездам отца можно привыкнуть, но когда однажды уехала мама… Солнце погасло на небе! Жизнь потеряла смысл. Полвека спустя, вспоминая этот день, писатель видит, как он, в изнеможении от слез, лежит во дворе на голой земле, подложив под голову прохудившийся эмалированный тазик, и рыдает — и удивляется, откуда в нем, таком маленьком, такая «исполинская, нечеловеческая тоска».

Из «Тайны на дне колодца» мы узнаем: оказывается, в мире детства он не один: есть еще старший брат — он представляет «самостоятельную жизненную единицу, способную проявлять свою волю», младший же бегает за ним хвостом и все повторяет. Знакомая ситуация. Удивительно то, что тогда уже младшего пугала мысль: не вырастет ли он безвольным и никудышным человеком, если будет все время подражать Павлуше? Он мечтает сделать что-нибудь совсем самостоятельное. По ходу повествования выясняется, что, когда младший подражал брату, ничего хорошего не получалось: он или падал в канаву, или убивал лягушку, или не делал уроков и становился двоечником. А вот самостоятельно Коля выучился читать, самостоятельно совершал трудный путь за хлебом в лавку и за водой к колодцу, самостоятельно стал играть на мандолине и продавать газеты, чтобы скопить денег на скрипку. На скрипке выучиться играть самому было трудно, он стал ходить к учителю. Но то ли учитель, скучный человек, не вдохновлял на дальнейшие подвиги, то ли пугала его ведьма-жена, ругавшая «этих безденежных учеников», — он решил оставить занятия. Мальчик мог бы обвинить в своей неудаче отца — не нужно было задерживать оплату уроков, учителя — бескрылое существо, его жену за то, что ворчала и злилась, дочку учителя, что смотрела на него как удав на кролика, — мог бы обвинить весь свет. «Но я никого не виню, -пишет автор. — В том числе и самого себя». Просто он вовремя понял, что у него не хватило «любви к делу», — этот важный акт осознания тоже свидетельствует о самостоятельности киевского гимназиста.

Читая книгу, удивляешься, сколько всего он умел и изобретал, этот Коля Носов, насколько он ответственнее и взрослее своего «доброго великана» отца. Отец был натурой артистической и несколько авантюрной — искал золото в Сибири, работал железнодорожником, играл на баяне, гитаре и балалайке, пел в ансамбле «Сибирские бродяги», позднее, во времена нэпа, когда мода на лохмотья и кандалы прошла, стал играть в кабаках и понемножку спиваться; то он покупал лошадь — как правило, самую заморенную и, конечно, втридорога; то торжественно вешал наточенную косу в сарае, чтобы не прикоснуться к ней ни разу; то, возвратясь домой в подпитии, возмущался «непониманием» семьи и жаловался на фатальное невезение…

Если верить автору, именно он, средний сын, спасал семью от голода. Вот в тяжелые послереволюционные годы семья возвращается из Киева обратно в Ирпень, чтобы кормиться от земли. Но кто боронит огород, сажает картошку, а потом бесконечно пропалывает ее и окучивает? Коля вместе с младшими сестрой и братом. А больше некому — отец ездит на заработки в город, мама занята по хозяйству, старший брат учится живописи. Кто дробит щебень на бетонном заводе? Тоже он, Коля. Он же зарабатывает извозом — возит тяжеленные бревна на станцию, трудится на кирпичном заводе, косит траву для козы, торгует газетами, обучает грамоте брата и сестру… Описано это с обычным Носовским юмором, без ложного пафоса.

Носов спокойно, по-взрослому относится к работе «ради куска хлеба», но все же надеется выбрать занятие себе по душе. Душа у него пылкая и увлекающаяся; ощущает себя «Шерлоком Холмсом, Оводом и Христофором Колумбом — одним в трех лицах; и если уж говорить до конца правду, — уточняет автор, — то капитан Немо — это тоже был я». Бредит индейцами и даже строит самый настоящий вигвам — прямо в углу просторной комнаты киевской квартиры. Было начало 20-х годов: голод, бандитизм, власть в Киеве меняется что ни день — обстоятельства, описанные у Булгакова в «Белой гвардии». Носовы болеют тифом — вся семья, Коля выздоравливает последним. Увидев после болезни свой любимый вигвам, с барабаном, луком и стрелами, он вдруг чувствует, будто прошло много лет, с тех пор как он смастерил все эти вещи, — обстановка способствовала быстрому взрослению.

Зимой печь-голландку нечем топить. Посреди комнаты устанавливается буржуйка, в которую помимо поленьев, фанеры, обломка шпалы идут щепки, бумага, солома, хворост — все, что может гореть. В один морозный день в буржуйку идет и вигвам — получилась порядочная охапка топлива. «И как сказал поэт: «Я сжег все, чему поклонялся. И поклонился всему, что сжигал». Или что-то вроде этого», — вспоминает Носов.

Очень увлекательно описана учеба в гимназии. Покоряясь могучей воле старшего брата, Коля перестает делать уроки, получает двойки по всем предметам и остается на второй год. Лучше от этого он учиться не стал и опять числится одним из самых плохоньких и даже «отпетых» учеников. Но однажды слышит, как на вопрос «Как он учится?» добрый учитель Владимир Александрович, «на секунду замявшись», отвечает: «Ничего». Это производит настоящий переворот в его душе: у мальчика сразу меняется взгляд на жизнь, на людей. Теперь он знает, что никто не относится к нему с недоверием, появляется больше доверия к людям. Груз прошлого больше не давит. И какой-то нежный, ангельский голос поет: «Как он учится?». И другой ангельский голос… в ответ: «Ни-чего-го-о-о!».

Вот почему в «Иронических юморесках» писатель Носов так возмущается учительницей, заклеймившей первоклассника формулировкой «отстающий!»… Он-то хорошо знал, как легко помочь «отстающему Калитину»: «Ведь даже вполне взрослые люди очень любят, когда их иногда хвалят».

А дальше идет героическая эпопея освоения школьной программы — окрыленный надеждой, в прошлом нерадивый гимназист, а ныне свободный и гордый человек, Носов пытается выучить все, что пропустил за два года. Труднее всего управиться с алгеброй. В поисках какого-нибудь «самоучителя» он обращается к учебнику Киселева и с его помощью постигает премудрости общих законов математики, выраженные в алгебре; потом ему приходится возвращаться в арифметику, изучать дроби… В общем, можно сказать, что математику он выучил самоучкой. (Эту историю он потом убедительно воспроизведет в дневнике Вити Малеева.) Физика и химия увлекли так, что мальчик с другом построил настоящую лабораторию на чердаке. А еще он играл в оркестре, ходил в публичную библиотеку, пел в школьном хоре, играл в шахматы — да как играл! Так, что кричал во сне. Изучал гармонию. Читал книги — русскую классику.

Помимо большого любопытства к жизни Носову, очевидно, всегда был присущ педагогический талант: неслучайно он подготавливает своих братца и сестренку в четвертый класс гимназии; неслучайно и герой его повести, сам выучившись арифметике, потом помогает своему другу одолеть трудности грамматики. Прочитав соответствующий отрывок из его повести или рассказа, можно отлично понять, как решается задачка по арифметике, как выдрессировать собаку, построить домашний инкубатор или смастерить воздушный шар. Дважды столкнувшись с беспризорниками, Носов и в них заронил зерна просвещения: в первый раз прочитал рассказ Лескова, который им так полюбился, что они прослушали его три раза подряд. «Книги — это пища для ума», — объяснял бездомным мальчишкам ученик вечерней школы. В другой раз, когда Коле случается ночевать на их «хазовке» и книжки нет, он прочтет беспризорникам «У лукоморья дуб зеленый» и заставит их хором выучить стихи наизусть, чтобы исполнять в поездах вместо надоевших «жалостных» песен. С тех пор огромное множество беспризорников в вагонах поездов стали не только петь, но и декламировать стихи; причем песни пелись разные, а стихотворение звучало только одно, про этот вечнозеленый дуб у лукоморья. Многие удивлялись такой приверженности беспризорников именно к этому произведению великого нашего поэта. Но одному только Носову было известно происхождение этого феноменального факта.

Книга «Тайна на дне колодца» описывает пятнадцать лет жизни автора — самые важные годы, от трех до восемнадцати, наглядный процесс превращения малыша, разговаривающего с буфетом и диваном, во взрослого, ответственного, хлебнувшего лиха человека. Взрослый этот сохранит немало счастливых качеств ребенка, но и расстанется со многими иллюзиями. «Добрый великан» не такой уж великан, да, по правде, не такой уж и добрый, каким казался когда-то. Мама, любимая и ненаглядная, настолько устает от хлопот и неурядиц нелегкой семейной жизни, что больше занимается козой с козленком, чем жизнью своих подросших детей. Старший брат предстает полным олухом и эгоистом. Люди… люди встречались самые разные. Были и такие, что воровали дрова у мальчишки-извозчика, который им в сыновья годился. Был мрачный кузнец, по скупости изводивший родного сына непосильным трудом молотобойца. Была бешеная Мотька на кирпичном заводе, запустившая неловкому новичку кирпичом в голову, как будто он «лорд Чемберлен, которого надо было бить за то, что организовал против нас интервенцию».

Но были, конечно, и другие люди — автор очень здраво подходит к жизни, и любимый им принцип «все видеть, но никого не винить» помогает ему сохранять и достоинство, и душевное равновесие.

Казалось, что судьба Носова должна быть связана с техникой, наукой, изобретательством, он и сам твердо решил поступать в политехнический институт, но… помешала страсть к учительству. Брат Павлуша вместе с другом продолжали заниматься рисованием. Ходили куда-нибудь на луг и рисовали этюды. Коля объяснил им, что они все делают неправильно: рисуют просто природу, а надо — состояние души, а для этого рисовать следует не что попало, а выбирать место, которое соответствует замыслу картины. Коля знал такое место — таинственную, пустынную заводь с лужайкой, — вызывающее щемящее чувство одиночества. Но он не умел рисовать. И чтобы объяснить брату свою мысль, решил сделать фотографию. А для этого прочитал несколько подшивок журналов по фотографии, смастерил фотоаппарат, купил реактивы, стеклянные пластинки, фотобумагу… Выбрал раннее туманное утро…

Получилось все, как он хотел. Носов приводит рассказ о художнике, писавшем портрет одной дамы, которая спросила его, о чем он думает, когда пишет. «Я не думаю, мадам, — ответил художник. — Я волнуюсь». Должно быть, это творческое состояние («Я волнуюсь») и определило его дальнейший выбор. Фотография как бы аккумулировала все предыдущие увлечения Коли Носова: химию, физику, кинокамеру, на которой прокручивали обрывки комических лент, стихи, радиолюбительство, все его устремления к искусству, тайные мечты гадкого утенка к самоутверждению, желание «сказать миру хоть сколько-нибудь доброго». Он решил поступить на киноотделение Киевского училища живописи и ваяния.

А что же с тайной на дне колодца? В самом начале, переезжая в Киев, отец продает дом и половину участка, чтобы сохранить доступ к колодцу. «Ты же знаешь — тайна на дне колодца…» — говорит он матери. Много лет спустя Коля со старшим братом полезут в колодец в поисках клада (так они поняли слова о тайне) и — о чудо! — вычерпают-таки горсть золотого песку. Золото присваивает Павлуша, сказав брату: в следующий раз найдем — все твое будет. Но больше в колодце ничего не находили. В конце книги выясняется: золотой песок отец с матерью бросили в колодец на счастье в день своей свадьбы. Они задумали желание и пообещали прийти к колодцу через пятьдесят лет, т.е. в день золотой свадьбы, и сказать друг другу, что каждый задумал.

    продолжение

coolreferat.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *