Образ и характеристика господина Простакова в комедии Недоросль Фонвизина сочинение
Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» представляет собой произведение, идеи, озвученные в котором, актуальны и в современной жизни. Главной задачей автора было описание представителей совершенно разных слоев населения представленного времени, а также освещение их пороков. Характерной чертой произведения является разделение героев на положительных и отрицательных.
Господин Простаков предстает в комедии «Недоросль» как отец семейства Простаковых, являясь родителем Митрофанушки и мужем жестокой и невежественной госпожи Простаковой. В произведении он выступает отрицательным персонажем наряду со своей женой. Его характер отражается через фамилию. Герой достаточно прост как в своих рассуждениях, так и при общении с людьми, он выступает застенчивым и трусливым человеком.
Особый страх он испытывает по отношению к своей жесткой и властной жене, он крайне боится попасть под гнев госпожи Простаковой, поэтому старается ей никогда не перечить и всегда соглашается с ее мнением. Господин Простаков по происхождению является дворянином, но такие черты его характера как лень и безвольность не позволяют ему стать полноправным хозяином своего поместья и распоряжаться крепостными крестьянами.
Отношение госпожи Простаковой к своему мужу крайне пренебрежительное, она открыто называет его «уродом», постоянно унижает и даже избивает. Решения по существованию и функционированию семьи она полностью берет на себя, в обход мнения господина Простакова, которое он, как правило, и не имеет.
Уважения со стороны сына Митрофана по отношению к собственному отцу также нет. Связано это не только с особенностями характера Простакова, но и с его абсолютной безграмотностью. Сын никогда не обращается к нему за советом или за помощью и не воспринимает своего отца серьезно. Можно сказать, что у господина Простакова нет никакого влияния на Митрофанушку. Но сама любовь дворянина к собственному сыну огромна и слепа, он гордится своим сыном, не замечая его ошибок.
Проанализировав слова и мысли Простакова, его поведение и взаимоотношения с другими героями комедии, можно точно определить дворянина как самого безликого участника произведения «Недоросль». Господин Простаков не несет в себе какой-либо индивидуальности и не выражает собственного мнения, так как все его взгляды идентичны идеям его более значимой супруги.
Герой на все события смотрел «глазами» своей жены и полностью мирился с тем, что все решения принимала госпожа Простакова, причиной этого являлась его неприспособленность к жизни, глупость и безвольность. Митрофанушка не воспринимал серьезно своего отца, а крестьяне не видели в нем дворянина и хозяина поместья.
Таким образом, герой господина Простакова не является центральным в комедии, представая тенью других персонажей. Но именно на его примере автор показывает последствия глупости и безвольности человека, что позволяет читателю принять это к сведению и сделать собственный вывод об этом.
Сочинение господин Простаков
В 1781 году Д.И. Фонвизиным была написана комедия «Недоросль». Это произведение затронуло множество проблем, актуальных и в наше время. Например, проблему воспитания и безнравственного поведения людей, которые открылись в образе Митрофанушки, Скотинина и Простаковой. Это персонажи, которым автор отвел главную роль в комедии. Но кроме этих персонажей, в комедии есть и другие. И, хоть им и отведена второстепенная роль, без них комедия не была бы настолько полной. В данном сочинении хотелось бы поговорить о таком персонаже, как господин Простаков.
Простаков – это помещик, владелец имения, отец Митрофанушки и муж госпожи Простаковой. Господина Простакова можно охарактеризовать как робкого, трусливого человека, который во всём потакает своей жене. Простаков настолько ленив и слабохарактерен, что даже не может быть полноценным хозяином в своём доме. Все дела ведёт его жена, которой он безропотно подчиняется.
Наиболее полно образ Простакова можно охарактеризовать, прибегая к высказываниям о нём членов его семьи. Жена отзывается о нём как о рохле: «рохлею родился…» и выставляет его перед всеми в дурном свете, называя «уродом».
На протяжении всей комедии этот человек находится как бы поодаль, в тени. Ему даже отведено мало реплик. Всё за него решает его жена – тиран семьи и поместья, от которой все в буквальном смысле слова плачут. Некая безликость господина Простакова отражает его истинный характер. Характер человека, не имеющего своего мнения, своей позиции в отношении тех или иных жизненных вопросов. Однако его нельзя назвать черствым или бездушным — ведь, насколько помнит читатель, именно он сообщает и рассказывает историю Софьи. Но привычка во всём и везде потакать своей жене приводит к тому, что этот человек становится тенью своей жены. Он даже представился Стародуму как «женин муж». Лень и неведение не дают Простакову проявить себя, как подобает главе семейства. Даже его сыну Митрофанушке приснился сон: «матушка бьёт батюшку». Также Простакова можно обозначить как безграмотного человека. Недаром Правдин отзывается о нём как о «дураке бессчётном».
Семья Простаковых, в своём роде, несчастная семья: жена превратилась в жестокого монстра, сын вырос оболтусом и балбесом, а поместье скоро будет реквизировано государством. Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что беды семьи Простаковых – это следствие пассивности, лени и деградации господина Простакова, который не сумел проявить волю и оказать должного влияния на членов своей семьи.
Также читают:
Картинка к сочинению Образ и характеристика господина Простакова в комедии Недоросль
Популярные сегодня темы
sochinimka.ruОбраз и характеристика госпожи Простаковой в комедии Недоросль Фонвизина сочинение
Произведение Д.И. Фонвизина «Недоросль» можно по праву отнести к вечным произведениям русской литературы, так как оно содержит в себе идеи и мысли, актуальные и по сей день. Главной задачей комедии является сатирическое отображение жизни людей в то время: горькая участь простых людей, необразованность и пошлость дворянского народа.
Яркой представительницей невежественных помещиков того времени выступает госпожа Простакова – одна из главных героинь пьесы, выступающая отрицательным персонажем произведения. Женщина обладает жесткой и деспотичной властью не только над своими слугами, но и над всей семьей. Муж Простаковой под ее сильной и жестокой рукой превратился в слабохарактерного и безвольного человека. Он боится свою жену и ни в чем ей не перечит, соглашаясь абсолютно со всем.
Ее разрушающему влиянию подвержен и сын – шестнадцатилетний Митрофанушка. Его обучение для Простаковой – это стремление казаться не хуже других помещиков, но не более. Являясь необразованной и неграмотной, она относится к грамотности как к излишней роскоши, способной лишь сделать человека хуже, тем самым подавая неправильный пример своему подрастающему сыну.
Но если сына она любит и пытается обеспечить ему благосостояние, хотя и далекими от морали способами. То к кому она по-настоящему жестока и немилостива – это крепостные крестьяне. Она обладает над ними абсолютной властью и открыто этим пользуется. Простакова убеждена в том, что управление домашним хозяйством возможно только при помощи побоев и ругани. Никакими стараниями слуги не могут угодить своей хозяйке, получая взамен на свой труд лишь крики и унижения.
Еще одна отличительная черта госпожи Простаковой – это двуличность. Это можно пронаблюдать в ее отношении к Софье — еще одной героине произведения. Вначале она обходится с ней пренебрежительно и грубо, но после новости о получении наследства Софьей ее тон и отношение ощутимо меняются: голос становится заискивающим, а слова теплыми. Простакова обращается к Софье: «Поздравляю, Софьюшка! Поздравляю, душа моя!»Заканчивается пьеса возмездием, настигающим госпожу Простакову: от помещицы отрекаются все, в том числе ее единственная любовь – сын Митрофанушка.
Таким образом, в своей комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизин на примере госпожи Простаковой сатирично представил качества, которые были характерны для помещиков в России восемнадцатого века, такие как невежество, жестокость и двуличие. А также в произведении автором представлена вся жестокость и несправедливость крепостной системы, характеризующейся пренебрежением и принижением людей более низкого сословия.
Сочинение Госпожи Простакова
Когда мы говорим по эту известную комедию, мы не можем не сказать о Простаковой, ведь эта женщина занимает одно из центральных мест среди других персонажей.
Эта женщина, кажется, обладает самыми отрицательными качествами, которыми только можно обладать. Во-первых, эта женщина грубая, злая, хитрая и нечестная. Она не вызывает у читателей никакой симпатии.
Родителями Простаковой были необразованные люди, которые были помешены на деньгах, жажда наживы руководила их действиями и поступками. Отец Простаковой умер на сундуке с деньгами – это в полной мере демонстрирует алчность и жадность таких людей. В семье, где выросла Простакова, было восемнадцать детей, шестнадцать из которых умерло из-за ненадлежащего ухода. Это очень показательно и полностью характеризует семью Простаковой.
Муж у Простаковой имел характер пассивный, что делало из Простаковой женщину еще более жесткую, деспотичную и агрессивную.
Единственной радостью женщины был ее любимый сын, но он поступает с ней достаточно жестко и несправедливо. С другой стороны, своей чрезмерной опекой и любовью она избаловала сына, и от него ничего не следовало больше ожидать, кроме как такой «благодарности». К тому же, она взрастила в нем мысль, что нужно держать около себя только богатых родственников, которые имеют большое состояния, поэтому сын Митрофан с такой легкостью уходит служить Правдину. Конечно, в этой сцене мы испытываем сочувствие к женщине, ведь остается она совсем одна, ее бросили самые близкие люди.
К крестьянам она относится по-свински, она позволяет себе отбирать у них деньги, издеваться над ними, подло поступать с ними.
Через такую героиню, как Простакова, через ее характер, Фонвизин хотел показать и объяснить читателю, что России нужны реформы воспитания. То, что пропагандировала это женщина, то, как она воспитывала сына, являлось давно отжившим и ненужным для современного общества. Народ нуждался в реформации образования, в нововведениях в этой сфере.
Вариант 3
Комедия Фонвизина «Недоросль» — прекрасное произведение русской классической литературы, нашедшее отклики в сердцах многих поколений. «Недоросль» получил огромное признание благодаря незаурядному сюжету, главными героями которого явились обычные люди, со своими пристрастиями, чувствами и характером. Центральные фигуры отражают основную мысль и настроение произведения, отличный тому пример — госпожа Простакова.
Госпожа Простакова — одна из главных героинь комедии. Она представляется читателю не в самых однозначных образах и вызывает двоякое впечатление. У неё есть все прелести жизни, которых ей всегда остаётся мало. Она не замечает добра, которое ей делают члены семьи и крестьяне, а видит только негатив и все больше угнетает всех своим характером. Простакова принадлежит к дворянскому сословию, владеет поместьем, но вместо высоких манер, она обладает отрицательными чертами характера.
Помещица держит в страхе всю прислугу, крестьяне стараются обходить ее стороной и исполнять все приказы, даже самые абсурдные, так как боятся быть наказаны. Хозяйка поместья не отличается склонность к наукам, более того, она не видит смысла в обучении. Ее сын — Митрофанушка растёт таким же необразованным и заурядным. Ведь по-другому и быть не может, так как его учителя ходят к нему из-за денег и не дают никаких знаний, чему Простакова никак не препятствует, а, наоборот, закрывает глаза. От гнета и напора помещицы страдают не только крестьяне, она так же бесцеремонно и грубо обходится со своим мужем, осмеливаясь даже поднимать на него руку. Однако помещице не всегда выставляет на показ отрицательные черты своего характера, если она одержима какой-либо целью, то с лёгкостью становится милой и ласковой, дабы ее достичь, поэтому ко всем изъянам героини добавляется ещё и лицемерие.
В заключении хотелось бы сказать, что Простакова — типичный герой, произведений того времени. Ее образ можно назвать собирательным, так как он включает множество отрицательных качеств, которых в целом характеризует необразованный народ на Руси. В своей комедии Фонвизин показал читателю, что происходило в государстве, ему удалось это сделать благодаря детальному описанию событий и героев, которые в них задействованы. Простакова отличный тому пример, а ее образ, показанный в иронической форме, дополнил картину и сделал ее более натуральным.
Также читают:
Картинка к сочинению Образ и характеристика госпожи Простаковой в комедии Недоросль
Популярные сегодня темы
- Художественное своеобразие рассказов Бунина (прозы, произведений, поэзии, лирики)
Иван Алексеевич Бунин взошел на олимп русской классической литературы, как талантливый прозаик, и не менее талантливый поэт. Его творчество выделялось среди творчества современников, благодаря неповторимому стилю
- История создания повести Левша Лескова (история написания и публикации)
Николай Лесков – знаменитый писатель, публицист и мемуарист, имя которого всегда было на слуху. Именно Лескова называли самым русским из всех писателей, его талант описывать жизнь русского человека именно
- Образ солнца и огня в литературе, живописи и музыке доклад, реферат, сообщение 8 класс
Все знают, что солнце и огонь издавна могут обозначать довольно противоречивые понятия. В разных культурах пламя могло обозначать как бушующую жизнь и страсть, так и смерть, боль.
- Сочинение Демон в поэме Демон Лермонтова
Демон — главный герой поэмы. Он предстает перед читателем не тем чудовищным и бесчувственным существом, которое изображено в библейских текстах.
- Как происходит становление характера человека? Итоговое сочинение
Характер – это совокупность определённых признаков в поведении человека. Так можно выделить различные категории, в которых проявляется личность. Это отношение к окружающим, к труду, своей деятельности
sochinimka.ru
Образ госпожи Простаковой в комедии «Недоросль» (Д. Фонвизин)
(267 слов) Одним из действующих лиц в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» является госпожа Простакова — барыня-крепостница, в руках которой сосредоточена власть не только над слугами, но и над собственной семьёй. Муж находится под каблуком у женщины, а их шестнадцатилетний сын Митрофанушка совершенно не образован. Учителя, которые занимаются с юношей, наняты лишь для престижа: на деле за несколько лет он ничему не научился. Его можно назвать маменькиным сынком — так воспитан.
Госпожа Простакова, безусловно, отрицательный персонаж в произведении. Говорящая фамилия указывает на одну из главных ее проблем – невежество. Она относится к разряду простаков – тех, кто легко попадается на удочку, так как не может различить правду и ложь. Так и героиня не может различить хорошее и плохое: ее любовь к ребенку только вредит ему, а ее отношение к семье, крестьянам и хозяйству привело зажиточных Простаковых к финансовому краху и бедности. Причина в том, что из-за дворянского происхождения женщина думает, что ей всё позволено. Главная цель для неё — выгодно женить сына-недоросля. Наиболее подходящим вариантом она считает Софью, которой неожиданно оставили наследство. При этом госпожу нисколько не смущает то, что девушка против такого союза. Крепостницу заботит только будущее её сына, но при этом она же и калечит юношу отвратительным воспитанием. По её вине Митрофан глупый, трусливый и грубый.
Завершается пьеса возмездием, которое обрушивается на голову госпожи Простаковой: от барыни отворачиваются все, включая её собственного сына. Женщина говорит, что у неё не осталось никого, кроме Митрофана, но в ответ слышит от юноши лишь грубость. Стародум справедливо замечает, что все её беды от злого нрава. Этой комедией автор доносит до читателей проблему гнилой крепостной системы, заключающейся в неуважении к людям низкого положения и плохом воспитании подрастающего поколения.
Автор: Екатерина Степанова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!literaguru.ru
Характеристика и образ Простаковой в комедии Недоросль Фонвизина сочинение
Госпожа Простакова – мать Митрофанушки, одна из главных героев комедии. Она родилась в семье с большим количеством детей, но из них выжили только она и её брат. Отец Простаковой был военным служащим, после этого, будучи неграмотным, он разбогател, но он был до того жадный, что в один день умер лёжа на сундуке, который был полностью набит золотыми монетами. Простакова и её брат Скотинин тоже выросли жадными и богатыми.
Фонвизин говорит о Простаковой, как о диком животном, которое способно «сделать плохо другим», об этом и говорит её девичья фамилия – та же, что и у её брата – Скотинина. Она грубо относится к своим крестьянам, кроме того, она отобрала у них всё, что только у них было. Но не только слуги боятся своей хозяйки, но и её муж. Простакова относится как к слуге, заставляя его ей подчиняться, для неё его мнение ничего не значит и она помыкает им так, как хочет, считая себя – хозяйкой этого поместья.
У неё есть единственное сокровище – это её шестнадцатилетний сын Митрофанушка. Единственное счастье для Простаковой – это благополучие её сыночка, ведь она считает своим главным родительским долгом ни в чем ему не отказывать. Но хоть Простакова и верит в то, что учёба вредна и даже опасна для здоровья, она всё же нанимает ему иностранных учителей, считая это «модным».
Помещица Простакова унижает и оскорбляет всех своих слуг. Например, няню Митрофанушки – Еремеевну она обвиняет в жадности из-за того, что та беспокоится о переедании Митрофана булочек за обедом. А Тришку она называет «мошенником» только из-за того, что тот сшил кафтан её сыночку не по размеру.
К Стародуму она обращается с лестью, так как он обладал большой суммой денег, которую завещал своей племяннице Софьюшке, а Простакова хотела женить своего Митрофанушку на ней. Но из-за её корысти и жадности все её планы рухнули, и она осталась ни с чем.
Таким образом, в течение всей жизни, характер Простаковой изуродовался. Простакова выросла в семье, которая отличалась крайней невежественностью, жадностью и неблагодарностью. Её родители не дали ни ей, ни её брату хорошего воспитания и не заложили в её душу никаких хороших качеств. Но сильнее всего на неё действовали условия крепостного права — она была полноправной владелицей крепостных крестьян. Она не следовала никаким правилам и осознавала свою полную власть над всеми, поэтому она превратилась в «бесчеловечную госпожу-тирана».
Вариант 2
Простакова не так проста, как кажется. За улыбками и добрыми словами, обращенными к нужным ей людям, много злости, зависти и жестокости.
Раскрывается она в общении с подневольными людьми. Крепостные страдают от её несправедливой ругани, от жестоких побоев… Она творит, что хочет. И когда ей делают замечание (почти судят уже) она не понимает, почему это не может быть хозяйкой у себя дома. Ей странно ,что хороший хозяин не ругается на слуг. И она не хочет, например, ссориться с соседями, лучше она отберет у крестьян своих деньги и земли. То есть, чтобы не быть в убытке. То же самое с нервами, я думаю. Простакова не будет ругаться с важными людьми, но «слить» негатив ведь нужно на кого-то. И это её бедные слуги. Она не слышит никаких оправданий. К примеру, в самом начале она ругает портного за хороший кафтан. Портной говорит, что нигде не учился шить. Простакова смеётся, типа, разве нужно на это учиться.
Мужем она помыкает. Совсем его не уважает. К брату относится чуть лучше, но тоже посмеивается над его простотой. Когда нужен как жених бедной Софьи, тогда хорошо с ним общается, когда в женихи к разбогатевшей сына пристроила, так брат уже не нужен. И она готова всех использовать в своих интересах.
Её вежливость идёт не от сердца. Хорошее отношение зависит от выгоды. Обижала Софью, но как только та разбогатела, так стала «душенькой». Её вежливость (поклоны, поцелуи) излишняя. Это замечает и Стародуб – богатый дядюшка. То есть он им практически никто, видят они все его в первый раз, но он уже всем «отец родной». Когда заявляют о помолвке Софьи, Простакова не останавливается. Она организует похищение невесты! Получается, она практически на всё готова ради своих целей, которые часто все зациклены на сыне.
Она гордится даже тем, что её ничему не учили в своё время. Считает ,что образованность не нужна для хорошей жизни. Но уже понимает, что «ребеночку» нужно дать хорошее (видимое) образование.
Любит она только своего сына – Митрофанушку. Слепой материнской любовью. Сынок всем хорош: и умный, и образованный, и добрый… Но всё, на самом деле, не так! И в итоге, избалованный Митрофанушка готов от матери родной отказаться. Вот самый страшный удар для неё. Она всё делала для этого мальчишки, а он – предатель. В принципе, ведёт он себя так, как и она сама.
8, 9 класс
Образ, характеристика Простаковой в комедии Недоросль
Я считаю, что Простакову зря все так уж ругают! Ей и так досталось в комедии. Её все считают глупой, злобной, лицемерной женщиной. В принципе, так оно и кажется… Но нужно смотреть на причины такого её странного поведения.
Она просто слишком любит сына. И Митрофанушка только этим бессовестно пользуется — себе для выгоды. Простакова почти забыла себя ради сына. Она находится во власти чувств. Так она могла бы любить мужа, брата, батюшку… или мороженое. То есть её главное – любить кого-то или что-то, делать всё ради его блага.
И ещё она просто многого не понимает. В детстве, как мы понимаем, её ничему не учили. Она не знает многих наук. Например, она считает, что география нужна только кучеру. Но с другой стороны, она не так уж не права! Люди часто забивают голову ненужной информацией, всё знают поверхностно. А должны быть специалисты в каждой области. Вот если мне не идёт математика, так нечего меня ей мучить.
Простакова так и считает, что со слугами нужно браниться, что их нужно бить, а по-другому они не понимают. (Может быть, это частично и так.) Если вспомнить героя из смешного рассказа Чехова «Злоумышленник», так с этим мужиком разговаривать бесполезно! И ещё – она не хочет портить отношения с соседями, с родственниками, так и говорит, что лучше выместит всё на крепостных. Это ужасно, да. Но тогда крепостные (как и негры-рабы) практически за людей не считались. Они были для неё тренажерами для битья, как сейчас бывают куклы в офисах. А если через сто лет заговорят о правах кукол, так мы тоже окажемся жестокими.
В финале она кричит, что погибла – нет больше ни власти (буквально), ни сына (образно). Сын оказался настоящим предателем. В общем, Простакова – это недалёкая мать-наседка, её нельзя совсем уж винить в её ужасном поведении. Возможно, она даже раскается и исправится.
Другие сочинения:Характеристика и образ Простаковой
Несколько интересных сочинений
- Жизненные идеалы Чацкого (Горе от ума Грибоедова)
Мировоззрение главного героя произведения проявляется на протяжении всего повествования пьесы, основным конфликтом которой является противостояние двух миров, представленных в виде века нынешнего и века минувшего.
- История — мой любимый предмет 5 класс сочинение рассуждение
Мне нравится учиться. Новые знания открывают новые впечатления, новые возможности, новые территории. Человеческий мозг требует постоянного развития. Мне очень нравится изучать историю
- Сочинение по картине Билибина Иван-Царевич и Лягушка-Квакушка (описание)
Сказочную иллюстрацию, к хорошо знакомой нам всем сказке Иван-царевич и царевна-лягушка, нарисовал Иван Яковлевич Билибин (3 класс)
- Сочинение на тему Полутыкин в рассказе Хорь и Калиныч Тургенева
Полутыкин – мужчина средних лет, невысокого, коренастого телосложения. Автор рассказывает о нём как о человеке, который хорошо относится к крепостным, по меркам общего отношения к ним в то время
- Сочинение Хлеб всему голова (по пословице про Хлеб)
Хлеб – это символ достатка и благополучия, этот продукт мы каждый день видим у себя на столе. Но мало кто задумывался, какой же долгий и тернистый путь он проходит, прежде чем попасть к нам в дом
sochinite.ru
Образ Простаковой в комедии «Недоросль»
Образ Простаковых в комедии «Недоросль» Фонвизина – основной. Именно эти колоритные персонажи помогли автору донести идею, вложенную в произведение. Комедия была написана почти за восемьдесят лет до отмены крепостного права в Российской империи. В своем произведении Фонвизин раскрыл главные черты дворян тех времен. Людей, считавших себя элитой общества, а на самом деле зачастую являвшихся его дном.
Характеристика образа Простаковой из комедии «Недоросль»
Особое внимание читателя привлекает образ Простаковой в комедии «Недоросль», сочинение посвящено именно ей. Эта дама – дворянка, помещица. Мать главного героя произведения Митрофанушки, которого автор и называет недорослем.
Характеристика Простаковой вряд ли может вызвать у кого-то симпатию. Властная, грубая, циничная, ограниченная женщина, которая ни во что не ставит окружающих людей, считает себя пупом земли. Дама контролирует каждую мелочь, нередко проявляя самодурство.
Даже собственного мужа она угнетает. Простаков ходит перед женой на «задних лапках» словно покорная собачка. Боится перечить ей и сказать хоть слово в свою защиту. Слуги и другие крепостные для Простаковой и вовсе не люди. С ними она обращается, как хочет. Нет в сердце помещицы ни сострадания к ним, ни уважения.
На замечания по данному поводу мать семейства отвечает, что помещикам дана воля поступать с крепостными, как им заблагорассудится. Хоть выпороть, хоть унизить, хоть оскорбить или даже убить они вольны. В этом абсолютно уверена Простакова. За любой малейший промах госпожа сурово наказывает своих «рабов».
Ее не волнует, что у них на душе, здоровы ли они. Потому что у дворян, по ее мнению, интересы в жизни. Смысл жизни героини – сын Митрофанушка. Это великовозрастный ребенок. Ему 16 лет отроду, но мать обращается с ним как с дитем.
Потакает всем его капризам, прощает любые шалости, воспитывая истинного барина, который никого и ничего не видит вокруг себя, не ценит добра, сделанного для него, а принимает все как должное, считая себя избранным.
Нет даже тени сомнения, что вырастет из этого человека подобие маменьки. Противно смотреть на этого недоросля, уминающего за обедом шестую булочку подряд. Вызывает отвращение и реакция мамочки на робкое замечание Еремеевны по данному поводу. Женщина хотела предостеречь о вреде такого количества мучного.
Однако Простакова восприняла это по-своему. Подумала, что Еремеевне жаль булочки для ее любимого сыночка.
Главная черта Митрофанушки – лень, но Простакову это совершенно не смущает. Она вообще к труду и науке относится отрицательно, считая, что они – удел черни. Дворянам же стоит только кивнуть – и приедет извозчик, отвезет куда нужно. Так зачем учить географию? Зачем изучать арифметику, когда есть приказчики?
Заслышав однажды, как преподаватель учит Митрофанушку, Простакова искренне возмущена условиями задачи. Барыня бурно реагирует на слово «делить». Она говорит Митрофанушке, что делиться он ни с кем своей прибылью не обязан, а должен все забирать себе.
Ограниченность и необразованность сквозят в каждом жесте, в каждом слове Простаковой. При этом она хитра и расчетлива. Деньги имеют для нее огромное значение, она на все готова ради них – унижаться, прогибаться, идти по головам.
Это отчетливо прослеживается в сюжетной линии со Стародумом и его племянницей Софьей. Простакова гнобит девушку, но когда узнает, что она – богатая наследница своего дяди, сразу кардинально меняет свое отношение. Помещица становится само почтение и сплошная вежливость. Все потому что Простакова задумала женить сынка на Софье, рассматривая ее как выгодную партию.
Однако оказывается, что девушка обручена и козни Простаковой бессильны. Более того, они оборачиваются против нее самой. В финале произведения барыня лишается всего, что было ценно для нее – и сына, и поместья. Она полностью разбита, и образ госпожи Простаковой в комедии «Недоросль» в последних действиях – просто жалок. Этим автор хотел сказать, что любым самодурам рано или поздно приходит конец.
Образ Простаковой в комедии «Недоросль»
4.9 (98.57%) 14 votesСохрани к себе на стену!
vsesochineniya.ru
образ Простаковой и её роль в комедии Фонвизина «Недоросль»
Комедия «Недоросль», созданная великим Фонвизиным ещё в 18-м веке, не сходит со сцен столичных и областных театров по сию пору. Она включена ещё с советских времён в школьную программу всех союзных республик и осталась в большинстве из них даже после распада СССР и образования независимых государств. «Сатиры смелый властелин», как называл драматурга Пушкин, не только подверг жестокой критике и осмеянию бездарность, невежество, жестокосердие дворян, заклеймил позором крепостнический строй России, но и создал целую галерею образов, воплощающих собою определённые типы характеров, в силу своей жизненности практически сразу ставших нарицательными. Один из них – госпожа Простакова, мать Митрофанушки.
Место героя в произведение
Образ Простаковой в комедии играет одну из основных ролей. Она – хозяйка усадьбы, владелица крепостных душ, дворянка, оплот и олицетворение государственной власти тут, в своём поместье. А оно, в свою очередь, один из тысяч уголков бескрайней России. И те проблемы, которые возникают на отдельно взятой территории, характерны для всей страны. Это во-первых. Во-вторых, образ Простаковой важен тем, что она растит и воспитывает сына по своему образу и подобию. И всё отрицательное, что есть в матери, культивируется в Митрофане десятикратно. А ведь если Простаковы, Скотинины – прошлое и настоящее России, то их отпрыски – её будущее. Так мыслил Фонвизин и задавался вопросом о том, к чему же придёт государство, если всем заправлять в нём будут такие невежественные хамы. В какие дебри Средневековья отбросят они страну, до какого разорения, обнищания доведут? В-третьих, образ Простаковой интересен и сам по себе, именно как человеческий тип, квинтэссенция сословных и личностных пороков.
От фамилии к личности
Простакова героиня по мужу. А он и вправду «простак»: слабохарактерный, безвольный, полностью передоверивший жене и управление имением, и воспитание сына. Он, не меньше остальных домочадцев, терпит унижения и оскорбления от неё, но поставить на место зарвавшуюся грубиянку и самодурку ему не приходит в голову. Однако, интерпретируя фамилию, образ Простаковой приобретает и другой оттенок значения. В народе «простый» (не «простой») означает «глупый», «неумный», «дурак». А милая дама, давно перешагнувшая рубеж бальзаковского возраста, гордится тем, что безграмотна, не умеет читать и писать. Более того, искренне считает это нормой для женщин-дворянок. Так, по простоте и наивности душевной, она воплощает самый ретроградный, консервативный, застойный слой дворянства. В полной же мере через родную фамилию — Скотинина – раскрыт образ Простаковой. «Недоросль» — комедия, созданная во многом в соответствии с поэтикой классицизма, позволяющей и таким способом донести до читателя/зрителя суть персонажа. Скотская сущность героини, ничем не прикрытая, буквально вопит о себе с первых же её реплик на сцене. И чем дальше развивается действие пьесы, тем яснее нам звериная сущность этой женщины. Закоренелая крепостница, она не считает за людей слуг, бранит и колотит их без зазрения совести. Крестьян своих разорила, обращается с ними крайне жестоко. Готова на любую подлость, даже преступление, ради выгоды. Софью, словно вещь, собирается отдать в жёны своему брату, т.к. тому приглянулись свиньи из деревушки, доставшейся девушке по наследству от умерших родителей. В этом плане очень показателен «Недоросль». Герои комедии, воплощающие крепостнический дух России, все отрицательны, как на подбор! Искалеченная духовно и умственно социальными предрассудками среды сама, Простакова калечит и сына. Воспитанием и образованием его занимается она для вида, отдавая дань моде и новым общественным требованиям. На самом деле, «чтобы взрастить детушек», по мнению этой, животной любовью любящей своего сына женщины, не нужно ни то, ни другое. И вырастает из её чада ещё одна «скотина», предающая мать, никого, кроме себя не признающая, глупая и подлая. Потому настоящим приговором всей дворянско-крепостнической системе звучат финальные слова произведения: «Вот злонравия достойные плоды!»
Современная классика
Стоит отметить, что выражение это стало крылатым и шагнуло далеко за пределы содержания пьесы. Так мы можем сказать о любом отрицательном примере, поступке, повлёкшем за собою соответствующую реакцию. Потому всегда нужно стараться вести себя, говорить и поступать так, чтобы не выпячивало наше «злонравие» и не давало «достойных плодов»!
fb.ru
Образ Простаковой в комедии “Недоросль”
Комедию Фонвизина “Недоросль ” можно отнести к вечным произведениям, которые переходят из поколения в поколение и пытаются донести основную мысль своего содержания.
В комедии Фонвизин представляет перед читателями дворян и чиновников, которые были малограмотными, грубыми и самолюбивыми. Им же противопоставляется обычный и простой народ, который терпит все выходки таких управителей.
Одной из таких дворянок является госпожа Простакова. Она управляет домом, заведует всеми делами, относится к окружающим с огромным пренебрежением. Даже муж Простаковой, со временем, стал бояться ее, он не мог высказать своего слова и перечить хозяйке дома.
Несмотря на свой чин, госпожа Простакова – необразованная и безграмотная личность. Эти же качества она хочет передать и своему любимому сыну. Она всячески пытается оградить его от знаний, от учебы. По ее мнению, знания для дворян абсолютно лишние, ведь они могут давать приказания своим слугам, которые в свою очередь, и выполнят необходимые дела. Зачем же тогда дворянам ненужные знания? Простакова абсолютно уверена в ненужности географии. Ведь извозчик всегда сможет отвести ее в нужное место.
Представительница дворянства наталкивает своего сына на совершенную безграмотность, самолюбие
и жадность.
Если анализировать ее мысли на счет математических задач, которые были заданы для ее сына, можно увидеть только одно: она совершенно не думает про остальных, она властная и самолюбивая женщина, которая ни с кем и никогда не будет делиться: “Нашел деньги, ни с кем не делить. Все себе возьми”. Вот, чему она пытается научить любимого сынишку.
Простакова относится к окружающим ее слугам, крестьянам все дозволенно и тиранично. Она считает свою власть над этими людьми безграничной. И что мы видим в конце комедии? Госпожа Простакова получает по заслугам. Она достойна такого исхода событий. Она теряет любимого сынишку, свой дом и деревню. Она остается совершенно одна, со своей малограмотностью, самодурством и жестокостью.
schoolessay.ru