1.16. Общественный прогресс и его критерии
Общественный прогресс — движение общества от простых и отсталых форм к более совершенным и сложным.
Противоположное понятие — регресс — возврат общества к уже отжившим, отсталым формам.
Поскольку прогресс предполагает оценку изменений в обществе как позитивных или негативных, он может пониматься различными исследователями по-разному, в зависимости от критериев прогресса. В качестве таковых выделяют:
развитие производительных сил;
развитие науки и технологии;
увеличение свободы людей;
совершенствование человеческого разума;
нравственное развитие.
Поскольку указанные критерии не соответствуют, а зачастую, и противоречат друг другу, проявляется неоднозначность общественного прогресса: прогресс в одних сферах жизни общества может приводить к регрессу в других.
Помимо этого прогресс имеет такую черту как противоречивость: любое прогрессивное открытие человечества может обернуться против него самого. Например, открытие ядерной энергии привело к созданию ядерной бомбы.
Прогресс в обществе может осуществляться различными путями:
I.
1) революция — насильственный переход общества от одной общественно-политического строя к другому, затрагивающий большинство сфер жизни.
Признаки революции:
коренное изменение существующего строя;
затрагивает все сферы общественной жизни резкое;
скачкообразное изменение.
2) реформа — проводимые властью постепенные, преемственные преобразования отдельных сфер.
Выделяют два вида реформ: прогрессивные (полезные для общества) и регрессивные (имеющие отрицательное влияние).
Признаки реформы:
плавное изменение, не затрагивающее основ;
затрагивает, как правило, только одну сферу общества.
II.
1) революция — резкие, скачкообразные, непредсказуемые изменения, ведущие к качественному преобразованию.
2) эволюция — постепенные, плавные преобразования, носящие преимущественно количественный характер.
1.17. Многовариантность развития общества
Общество — настолько сложное и многостороннее явление, что невозможно однозначно описать и предсказать его развитие. Однако в обществознании сложились несколько типов классификации развития обществ.
I. Классификация общества по основному фактору производства.
1. Традиционное (аграрное, доиндустриальное) общество. Основной фактор производства — земля. Основной продукт производится в сельском хозяйстве, доминируют экстенсивные технологии, широко распространено внеэкономическое принуждение, неразвитость технологии. Социальная структура неизменная, социальная мобильность практически отсутствует. Религиозное сознание определяет все сферы жизни общества.
2. Индустриальное (промышленное) общество. Основной фактор производства — капитал. Переход от ручного труда к машинному, от традиционного общества к индустриальному — промышленная революция. Доминирует массовое промышленное производство. Развиваются науки и технологии, и они совершенствуют промышленность. Меняется социальная структура и появляется возможность изменения социального статуса. Религия отходит на второй план, происходит индивидуализация сознания, и утверждается прагматизм и утилитаризм.
3. Постиндустриальное (информационное) общество. Основной фактор производства — знания, информация. Доминирует сфера услуг и мелкосерийное производство. Экономический рост определяется ростом потребления («общество потребления»). Высокая социальная мобильность, определяющим в социальной структуре является средний класс. Политический плюрализм, демократические ценности и значимость человеческой личности. Значимость духовных ценностей.
studfiles.net
Общественный прогресс и его критерии.
Одним из центральных в социальной философии является вопрос об общественном прогрессе. В своих взглядах на историю философы разделились на две основные группы: 1) те, кто рассматривают историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный закономерности и какой-либо направленности; 2) те, кто видит в истории определенную логику, считая ее направленным, закономерным движением по пути прогресса.
Приступая к рассмотрению этого вопроса, необходимо уяснить, прежде всего, само понятие «прогресс», отличив его от понятий «движение» и «развитие». Как известно, понятие «движение» означает в философии всякое изменение, включая обратимые и хаотические. Развитие же понимается как процесс необратимых изменений, имеющий определенную направленность. Направлением таких изменений в разных философских концепциях могут выступать восходящая или нисходящая линия, движение «по кругу» или же «по спирали». Прогресс в диалектической концепции развития – это поступательное движение по восходящей линии спирали, от простого к сложному. Противоположным по содержанию и форме является понятие «регресс», означающее движение по нисходящей линии от высшего к низшему, т.е. упадок, деградацию.
Идея исторического прогресса появилась во второй половине XVIII в. в связи с объективными процессами становления и развития капитализма. Творцами его первоначальных концепций были французские мыслители Тюрго и Кондорсэ. Впоследствии свою, более глубокую трактовку понятия прогресса дал Г. Гегель. Он пытался показать историю общества как единый закономерный процесс развития от низшего к высшему, в котором каждая историческая эпоха выступает как обязательная ступень в восходящем движении человечества. Его концепция была идеалистической, трактовавшей всемирную историю как прогресс прежде всего в сознании свободы, движение от одной духовной формации к другой.
К. Маркс и его последователи, исходя из материалистического понимания истории, связали общественный прогресс с развитием материального производства, с движением общества от одной общественно-экономической формации к другой. В соответствии с этой позицией
Исходя из такого понимания прогресса, решается вопрос и об его критериях. Это прежде всего уровень развития производительных сил, обеспечивающий производительность общественного труда. А поскольку основной предпосылкой, условием проявления этого критерия выступают производственные отношения, то они также становятся важным показателем прогресса. И то, и другое, в свою очередь, получает итоговое выражение в степени, мере развития человека как личности.
Однако при оценке прогрессивности или регрессивности того или иного общественного строя нужно учитывать целый ряд обстоятельств. Во-первых, уровень развития производительных сил может быть сколь угодно высоким, но при этом возможна ситуация, когда продукта едва-едва хватает на покрытие расходов по его производству. То есть избыток продуктов над издержками их производства может быть скудным и даже нищенским даже при самой высокой материально-технической базе. Во-вторых, избыток может быть и достаточно большим, но из него нужно еще уметь образовать и накопить общественный, производственный и резервный фонд, а не растранжирить его без всякой общественной пользы и тем более не превратить в чудовищное оружие самоуничтожения.
Отсюда следует, что при оценке степени прогрессивности того или иного общественного строя далеко не достаточно ссылаться только на развитие производительных сил. Необходимо учитывать социальные последствия их развития: во имя чего они развиваются, как это отражается на жизни человека – важнейшего элемента производительных сил. Истинный критерий достижений, успеха любого общества — не столько производство товаров, сколько нравственный облик и образ жизни людей, их духовный мир.
Необходимо также отметить, что, признавая исторический прогресс в общественном развитии, нельзя его абсолютизировать, поскольку он всегда включает в себя элементы старения и разрушения отживших свое общественных систем. Кроме того, прогресс в одной сфере жизни общества может сопровождаться определенным регрессом в другой. Так, к примеру, прогресс в области информатизации и компьютеризации при определенных условиях ведет к снижению личных контактов между людьми, их, если можно так выразиться, «сердечного» общения и взаимопонимания. Не менее вредны оказываются порой его последствия для психического и физического здоровья, особенно подрастающего поколения. Достаточно бурное развитие общественного и особенно личного транспорта приводит к гиподинамии, что также сказывается на здоровье людей, повышая количество сердечно-сосудистых заболеваний. Вот почему прогрессивное общество должно всячески минимизировать, если не удается полностью исключить такие последствия.
Наряду с концепциями признания общественного прогресса есть немало противоположных, связанных с его отрицанием. Среди «нигилистов» – Ф. Ницше, О. Шпенглер, К. Поппер, Ф. Фукуяма и др. Они исходят из того, что количество зла в мире не уменьшается, жизнь людей в итоге не улучшается, в обществе происходят только «изменения», существуют лишь вечные круговороты и т. д. Утверждение и развитие идеи прогресса идет поэтому в постоянной борьбе с «нигилистическими» и другими взглядами, оно связано с отстаиванием такого диалектического понимания истории, которое предполагает ее противоречивость, отсутствие прямой, исключающей зигзаги и регрессивные, попятные движения, линии восхождения к лучшему и совершенному, учет новых социально-экономических реалий.
Общественный прогресс: понятие, критерии.
Общественный прогресс — это направление развития человеческого общества, которое характеризуется необратимыми его изменениями во всех аспектах жизнедеятельности, в результате чего осуществляется переход от низшего к высшему, к более совершенному состоянию общества.
Стремление основной массы людей к прогрессу обусловлено природой материального производства и определенных им законов общественного развития.
Критерии общественного прогресса. Определение основы общественного прогресса дает возможность научно решать вопрос о критерии общественного прогресса. Поскольку экономические отношения составляют фундамент всякой формы общественного устройства (общества) и в конечном итоге обусловливают все стороны общественной жизни, значит, общий критерий прогресса необходимо искать прежде всего в сфере материального производства. Развитие и изменение способов производства как единства производительных сил и производственных отношений позволили рассматривать всю историю общества как естественноисторический процесс и тем самым раскрыть закономерности общественного прогресса.
В чем заключается прогресс развития производительных сил? Прежде всего, в непрерывном видоизменении и совершенствовании технологии средств труда, что обеспечивает постоянный и неуклонный рост его производительности. Совершенствование средств труда и производственных процессов влечет за собой совершенствование главного элемента производительных сил — рабочей силы. Новые средства труда вызывают к жизни новые производственные умения и постоянно революционизируют существующее общественное разделение труда, приводят к увеличению общественного богатства.
Вместе с прогрессом техники, совершенствованием технологии и организации производства происходит развитие науки как духовной потенции производства. Это, в свою очередь, увеличивает воздействие человека на природу. Наконец, рост производительности труда означает увеличение количества прибавочного продукта. При этом неизбежно изменяются характер потребления, образ жизни, культура и быт.
Значит, не только в материальном производстве, но и в общественных отношениях мы наблюдаем несомненный прогресс.
Ту же диалектику мы видим и в сфере духовной жизни, которая представляет собой отражение реальных общественных отношений. Определенные общественные отношения порождают определенные формы культуры, искусства, идеологии, которые нельзя произвольно заменить другими и оценивать по современным законам.
Прогрессивность развития общества определяется не только развитием способа производства, но и развитием самого человека.
Способ производства и обусловленный им общественный строй составляют основу и критерий общественного прогресса. Этот критерий объективен, ибо опирается на реальный закономерный процесс развития и смены общественно-экономических формаций. Он включает в себя:
а) уровень развития производительных сил общества;
б) тип производственных отношений, которые сложились на базе данных производительных сил;
в) социальную структуру, определяющую политический строй общества;
г) ступень и уровень развития свободы личности.
Ни один из этих признаков, взятых отдельно, не может быть безусловным критерием общественного прогресса. Только их единство, воплощенное в данной формации, может быть подобным критерием. При этом необходимо иметь в виду то обстоятельство, что не существует полного соответствия в развитии разных сторон общественной жизни.
Необратимость общественного прогресса — закономерность реального исторического процесса.
Другой закономерностью общественного прогресса является ускорение его темпов.
Социальный прогресс тесно связан с так называемыми глобальными проблемами. Под глобальными проблемами понимается комплекс общечеловеческих проблем современности, затрагивающих как мир в целом, так и его отдельные регионы или государства. К ним принадлежат: 1) предупреждение мировой термоядерной войны; 2) социальное развитие и экономический рост в мире; 3) ликвидация на Земле вопиющих проявлений социальной несправедливости — голода и нищеты, эпидемий, неграмотности, расизма и т.д.; 4) рациональное и комплексное использование природы (экологическая проблема).
Становление названных выше проблем именно как глобальных, которые имеют всемирный характер, связано с интернационализацией производства, всей общественной жизни.
filosofedu.ru
42. Общественный прогресс и его критерии.
Проблема критериев прогресса состоит в том, что критерии прогресса различны для различных уровней организации материи.
усложнения структуры системы (например: молекулярный уровень организации по сравнению с атомарным).
Степень усложнения структуры системы определяется следующими показателями:
1. усложнение состава системы (появление новых подсистем) 2. рост числа внутренних и внешних взаимодействий системы 3. увеличение, возрастание возможностей для таких взаимодействий (возрастание степеней свободы).
критерий» — возрастание степени системной организации объекта, позволяющее новой системе выполнять функции, недоступные старой системе.
Общественный прогресс – это автоматический процесс – от поколения к поколению – улучшения человека и общества..
Для общественных систем применяется:
1. так называемый «экономический критерий» — социальный прогресс измеряется, определяется темпами роста производительности труда.
2. гуманистический критерий: показателем является мера свободы человека в том или ином отношении(имеется в виду уровень реальных возможностей для свободного развития личности и уровень возможности для гармонизации интересов общества (т.е. коллективных) и интересов личности).
3.Комплексный критерий общественного прогресса предполагает комплекс показателей общественного прогресса: 1. темпы роста производства и производительности труда, ведущие к возрастанию свободы человека по отношению к природе. 2. степень свободы работников от эксплуатации. 3. общественный прогресс измеряется в том числе и уровнем демократизации общественной жизни. 4. уровень реальных возможностей для всестороннего развития индивидов
43. Диалектическая логика
В отличие от формальной логики, которая полагает формы мышления статичными, неизменными, диалектическая логика изучает мышление в двух аспектах:
1) в аспекте единства формы и содержания мысли
2) в аспекте взаимодействия и развития элементов мысли и, прежде всего, – понятий.
Идея диалектической логики была воплощена, продемонстрирована в известной работе Гегеля, которая называется «Наука логики». У Гегеля диалектическая логика представлена в её идеалистическом варианте. В материалистическом осмыслении эта идея воплощена в работе Маркса «Капитал».
Согласно диалектической логике (в любом варианте), только в системе категорий отдельные категории, понятия обретают свой конкретный смысл.
В реальном процессе познания отдельные понятия со стороны своего содержания взаимодействуют друг с другом, вступают в противоречия и образуют в синтезе новые категории, понятия.
Принцип восхождения от абстрактного к конкретному
Этот принцип играет роль метода научного исследования и состоит в движении от эмпирических фактов к вершине конкретного теоретического понятия, от одностороннего и содержательно бедного сознания к целостному, всестороннему воспроизведению предмета в мышлении и полноте содержания.
Этапы, стадии восхождения:
1. в исходном пункте процесса познания предмет познания предстаёт перед человеком (исследователем) как эмпирический факт, т.е. как нерасчленённое, конкретное, целое, воспринимаемое непосредственно.
2. конкретная целостность (эмпирический факт) в процессе познания подвергается анализу, расчленению на абстрактные моменты.
Таким образом, получается, что процесс познания начинается с абстрагирования, но он не завершается выделением абстрактных определений предмета.
Гегель вкладывал следующий смысл в слово «абстрактный» — это односторонне познанный.
3. синтез найденных в анализе абстрактных определений предмета.
Здесь исследуемый предмет вновь предстаёт перед нами в своей целостности, но это целостность иного вида: в результате анализа и его последующего синтеза достигается теоретическая интерпретация (выражение) исходного эмпирического факта в его конкретной целостности. Именно на этом (третьем) этапе достигается цель познавательской деятельности как таковой, поскольку теперь мы знаем предмет как бы изнутри, т.е. во всём многообразии взаимосвязей его отдельных сторон.
Процесс квалификации конкретного деяния в качестве преступного представляет собой процесс восхождения от абстрактного к конкретному.
Маркс: «Конкретное потому конкретно, что оно есть синтез многих определений. Метод восхождения от абстрактного к конкретному есть лишь способ, при помощи которого человеческое мышление усваивает себе конкретное».
studfiles.net
Перечень всех учебных материалов
Государство и право |
4.1. Общественный прогресс и его критерии Существуют два подхода к пониманию общественного процесса. Первый — когда общественный процесс понимают как развитие, прогресс, как переход от низших ступеней социальных систем к высшим, от менее совершенных форм общественного устройства к более развитым формам. Такой подход получил название «линейного» или «поступательного» прогресса. |
txtb.ru
Общественный прогресс его критерии и понятие
Вы уже знакомы с понятием социальная динамика? Общество не стоит на месте, постоянно меняя направления своего развития. Действительно ли общество наращивает темпы своего развития, какова его направленность? Как ответить на него правильно, разберем в задании 25 после темы.
«Прогресс — это движение по кругу, но все более быстрое»
Так считал американский писатель Леонард Левинсон.
Напомним, что одним из признаков СИСТЕМЫ является ДИНАМИКА – развитие, движение. Социум постоянно находится в процессе изменения, необходимые ему институты развиваются, усложняя ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Невостребованные институты отмирают. Мы уже проследили развитие института ОБРАЗОВАНИЯ.
Посмотрим на другие важные институты – СЕМЬЯ, ГОСУДАРСТВО, представим их развитие и социальную востребованность в них в виде таблицы:
Социальная динамика выражена в разнообразных направлениях развития общества.
Прогресс – поступательное развитие общества, выраженное в усложнении социальной структуры.
Регресс – деградация социальной структуры и общественных отношений (обратный ПРОГРЕССУ термин, его антоним).
Понятия ПРОГРЕСС И РЕГРЕСС очень условны, характерное для развития одного общества не может быть приемлемо для традиций другого. Вспомним, что в Древней Спарте слабых новорожденных мальчиков просто сбрасывали со скалы, ибо войнами они не могли стать. Сегодня этот обычай для нас выглядит варварским.
А с точки зрения норм одной из мировых религий – ислама, социальное равенство мужчины и женщины, принятое в демократических западных обществах неприемлемо.
Революция – резкое качественное изменение общественных отношений, отражающееся на всех СФЕРАХ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА.
Эволюция – постепенное развитие общества (обратный РЕВОЛЮЦИИ термин, его антоним). Одной из его форм является реформа – изменение, исходящее от государства, и меняющее отношения в одной из сфер (например, аграрная реформа П.А. Столыпина). РЕВОЛЮЦИЯ в политическом смысле исходит от народа.
Социальная динамика является предметом изучения одной из наук об ОБЩЕСТВЕ – социальной философии. Существуют два основных подхода к изучению общества.
По Марксу, каждое общество должно пройти все ступени развития и прийти к коммунизму (линейность развития). Цивилизационным подход предусматривает альтернативность путей каждой цивилизации, параллельное существование обществ с разным уровнем развития, что более соответствует современным реалиям. Именно этот подход наиболее востребован в контексте заданий ЕГЭ.
Попробуем сравнить три типа исторических обществ по разным важным параметрам в виде таблицы:
И сделаем вывод, что в историческом развитии выделяют три основных типа общества:
Традиционное общество – исторический тип цивилизации, основывающийся на натуральном производстве, монархической системе и преобладании религиозных ценностей и мировоззрения.
Индустриальное общество – исторический тип цивилизации, основывающийся на рыночной экономике (капитализме), внедрении научных достижений в производстве, ликвидации монархической политической системы средневековья.
Постиндустриальное (информационное) общество – современный тип цивилизации, основывающийся на господстве информации (компьютерных технологий) в производстве, средств массовой информации. Результат НТР XX века.
Таким образом, мы сегодня проработали следующие важные темы из КОДИФИКАТОРА ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ:
- Понятие общественный прогресс;
- Многовариантность общественного развития (типы обществ).
А теперь ПРАКТИКУМ! ЗАКРЕПЛЯЕМ ПОЛУЧЕННЫЕ СЕГОДНЯ ЗНАНИЯ!
Выполняем
задание 25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «критерий прогресса»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, раскрывающее особенности прогресса, и одно предложение, содержащее информацию о критериях (-и) определения прогресса.
Для начала не делаем наиболее распространенную ошибку, связанную с этим заданием. От нас требуется не два предложения, а ПОНЯТИЕ и 2 ПРЕДЛОЖЕНИЯ (всего три!). Итак, вспомнили понятие прогресса – поступательное развитие общества, его движение вперед. Подберем синоним слова критерий – мера, мерило. Соответственно:
«Критерий прогресса» — мера, по которой судят о степени развитости общества.
Далее, вспомним, что прогресс и регресс для каждого общества проявляются по-разному, противоречивы. Отвечаем на первый вопрос, сохраняем начало его формулировки (пишем то, что от нас хотят увидеть!):
1. Особенностью прогресса является его противоречивость, все критерии прогресса субъективны.
И, запоминаем, что хотя степень развитости общества можно измерить по разному (существует масса подходов – уровень развития науки, техники и технологии, степень демократичности, общепринят единый критерий – гуманность общества). Итак:
2. Универсальным критерием определения прогресса считается степень гуманности общества, возможность предоставить максимальные условия развития каждому человеку.
Таким образом, вот как выглядит наш ответ:
25. «Критерий прогресса» — мера, по которой судят о степени развитости общества.
- Особенностью прогресса является его противоречивость, все критерии прогресса субъективны.
- Универсальным критерием определения прогресса считается степень гуманности общества, возможность предоставить максимальные условия развития каждому человеку.
egewin.ru
Общественный прогресс и его критерии
Принципиально важно выяснить, в каком направлении движется общество, находящееся в состоянии непрерывного развития и изменения.
Под прогрессом понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным. Понятию прогресса противоположно понятиерегресс, для которого характерно обратное движение —от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям. Представление о развитии общества как прогрессивном процессе появилось еще в древности, но окончательно оформилось в трудах французских просветителей (А. Тюрго, М. Кондорсе и др.). Критерии прогресса они видели в развитии человеческого разума, в распространении просвещения. Столь оптимистичный взгляд на историю сменился вXIXв. более сложными представлениями. Так, марксизм усматривает прогресс в переходе от одной общественно-экономической формации к другой, более высокой. Некоторые социологи сутью прогресса считали усложнение социальной структуры, рост социальной неоднородности. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к постиндустриальному-
Некоторые мыслители отвергают идею прогресса в общественном развитии, либо рассматривая историю как циклический круговорот с чередой подъемов и спадов (Дж. Вико), предсказывая скорый «конец истории», либо утверждая представления о многолинейном, независимом друг от друга, параллельном движении различных обществ (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби). Так, А. Тойнби, отказавшись от тезиса о единстве всемирной истории, выделил 21 цивилизацию, в развитии каждой из которых он различал фазы возникновения, роста, надлома, упадка и разложения. О «закате Европы» писал и О. Шпенглер. Особенно ярок «антипрогрессизм» К. Поппера. Понимая под прогрессом движение к какой-либо цели, он считал его возможным только для отдельного человека, но не для истории. Последняя же может быть объяснена и как прогрессивный процесс, и как регресс.
Очевидно, что прогрессивное развитие общества не исключает возвратных движений, регресса, цивилизационных тупиков и даже срывов. Да и само развитие человечества вряд ли имеет однозначно прямолинейный характер, в нем возможны и ускоренные рывки вперед, и откаты назад. Более того, прогресс в одной сфере общественных отношений может быть причиной регресса в другой. Развитие орудий труда, техническая и технологическая революции — яркое свидетельство экономического прогресса, но они поставили мир на грань экологической катастрофы, истощили природные ресурсы Земли. Современное общество обвиняют в упадке морали, в кризисе семьи, в бездуховности. Высока и цена прогресса: удобства городской жизни, например, сопровождаются многочисленными «болезнями урбанизации». Иногда издержки прогресса настолько велики, что возникает вопрос: а можно ли вообще говорить о движении человечества вперед?
В этой связи актуален вопрос о критериях прогресса. Согласия среди ученых нет и здесь. Французские просветители видели критерий в развитии разума, в степени разумности общественного устройства. Ряд мыслителей (например, А. Сен-Симон) оценивали движение вперед по состоянию общественной нравственности, приближению ее к раннехристианским идеалам. Г. Гегель связывал прогресс со степенью сознания свободы. Марксизм также предложил универсальный критерий прогресса — развитие производительных сил. Видя сущность движения вперед во все большем подчинении сил природы человеку, К. Маркс сводил общественное развитие к прогрессу в производственной сфере. Прогрессивными он считал лишь те социальные отношения, которые соответствовали уровню производительных сил, открывали простор для развития человека (как главной производительной силы). Применимость подобного критерия оспаривается в современном обществознании. Состояние экономического базиса не определяет характер развития всех остальных сфер жизни общества. Целью, а не средством любого общественного прогресса является создание условий для всестороннего и гармоничного развития человека.
Следовательно, критерием прогресса должна являться мера свободы, которую общество в состоянии предоставить личности для максимального развития ее потенциальных возможностей. Степень прогрессивности того или иного общественного строя нужно оценивать по созданным в нем условиям для удовлетворения всех потребностей личности, для свободного развития человека (или, как говорят, по степени человечности общественного устройства).
Различают две формы социального прогресса: революция иреформа.
Революция —это полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. До недавнего времени революция рассматривалась как всеобщий «закон перехода» от одной общественно-экономической формации к другой. Но ученым никак не удавалось обнаружить признаки социальной революции при переходе от первобытнообщинного строя к классовому. Приходилось настолько расширять понятие революции, чтобы оно годилось для любого формационного перехода, но это приводило к выхолащиванию первоначального содержания термина. «Механизм» же реальной революции удавалось обнаружить только в социальных революциях нового времени (при переходе от феодализма к капитализму).
Согласно марксистской методологии, под социальной революцией понимается коренной переворот в жизни общества, изменяющий его структуру и означающий качественный скачок в его прогрессивном развитии. Наиболее общей, глубинной причиной наступления эпохи социальной революции является конфликт между растущими производительными силами и сложившейся системой социальных отношений и учреждений. Обострение на этой объективной почве экономических, политических и иных противоречий в обществе приводит к революции.
Революция всегда представляет собой активное политическое действие народных масс и имеет первой целью переход руководства обществом в руки нового класса. Социальная революция отличается от эволюционных преобразований тем, что она концентрирована во времени и в ней непосредственно действуют народные массы.
Диалектика понятий «реформа — революция» весьма сложна. Революция, как действие более глубокое, обычно «вбирает» в себя реформу: действие «снизу» дополняется действием «сверху».
Сегодня многие ученые призывают отказаться от преувеличения в истории роли того социального явления, которое именуют «социальной революцией», от провозглашения ее обязательной закономерностью при решении назревших исторических задач, поскольку революция далеко не всегда была главной формой общественной трансформации. Гораздо чаще изменения в обществе происходили в результате реформ.
Реформа —это преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса. Понимаемый в таком смысле путь постепенного преобразования существующих отношений противопоставляется революционным взрывам, сметающим до основания старые порядки, старый строй. Марксизм считал эволюционный процесс, консервировавший на долгое время многие пережитки прошлого, слишком мучительным для народа. И утверждал, что поскольку реформы всегда проводятся «сверху» силами, уже имеющими власть и не желающими с ней расставаться, то и результат реформ всегда ниже ожидаемого: преобразования являются половинчатыми и непоследовательными.
Пренебрежительное отношение к реформам как формам общественного прогресса объяснялось и знаменитым положением В. И. Ульянова-Ленина о реформах как «побочном продукте революционной борьбы». Собственно, уже К. Маркс отмечал, что «социальные реформы никогда не бывают обусловлены слабостью сильных, они должны быть и будут вызваны к жизни силой «слабых». Отрицание возможности наличия у «верхов» стимулов при начале преобразований усилил его российский последователь: «Действительным двигателем истории является революционная борьба классов; реформы — побочный результат этой борьбы, побочный потому, что они выражают неудачные попытки ослабить, притушить эту борьбу». Даже в тех случаях, когда реформы с совершенной очевидностью не являлись результатом массовых выступлений, советские историки объясняли их стремлением господствующих классов не допустить никаких посягательств на господствующий строй в будущем. Реформы и в этих случаях являлись результатом потенциальной угрозы революционного движения масс.
Постепенно российские ученые освободились от традиционного нигилизма по отношению к эволюционным преобразованиям, признав вначале равнозначность реформ и революций, а затем, поменяв знаки, обрушились с сокрушительной критикой теперь уже на революции как на крайне неэффективный, кровавый, изобилующий многочисленными издержками и приводящий к диктатуре путь.
Сегодня великие реформы (т. е. революции «сверху») признаются такими же социальными аномалиями, как и великие революции. Оба эти способа решения общественных противоречий противопоставляются нормальной, здоровой практике «перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе». Дилемма «реформа — революция» подменяется выяснением соотношения перманентного регулирования и реформы. В этом контексте и реформа, и революция «лечат» уже запущенную болезнь (первая — терапевтическими методами, вторая — хирургическим вмешательством), в то время как необходима постоянная и возможно ранняя профилактика. Поэтому в современном обществознании акцент переносится с антиномии «реформа — революция» на «реформа — инновация». Под инновацией понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.
studfiles.net