Урок окружающего мира «Что такое семья»
Разделы: Начальная школа
Цели:
- познакомить детей с понятиями «семья», «поколение», «домочадцы»;
- формировать представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге;
- помочь становлению нравственных представлений учащихся о внутрисемейных отношениях, сплотить детей и родителей;
- развивать семейное творчество и сотрудничество семьи и школы;
- воспитывать у учащихся чувство любви и уважения к родителям, гордости за свою семью;
- сплотить классный коллектив;
- воспитывать чувство гордости за свою семью.
Оборудование:
- учебник “Окружающий мир. 2 класс” (под ред. Н.Ф. Виноградовой),
- Презентации Microsoft Power Point, созданные совместно родителями и учениками.
Формы: фронтальная, индивидуальная, в парах
Методы и приемы: словесный (беседа, рассказ), практические (упр.)
Технологии: здоровьсберегающие, проблемного и игрового обучения
Тип урока: изучение нового материала
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Рефлексия
Звучит песня в исполнении Ю.Антонова “Под крышей дома твоего”.
– Подарите улыбку друг другу. Прислонитесь друг к другу ладошками. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга?
2. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи. Формулировка целей
– Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека. Как вы понимаете пословицу И стены в доме помогают. (1 слайд)Родной дом – это исток, начало начал. У каждого он свой. Родной дом– это и детство в нем, и сказки, и домовой, что незримо охраняет очаг.
Когда строят дом?
– Давайте вместе подумаем, как ёще можно дом.
– А изначально дом – жилище, изба. В древне – русском языке слово «истба» означало «баня – теплое помещение». Сравните слово истопить, топить, тепло. (На крыше нарисованного дома – «тепло»)
– Чтобы всем в доме было тепло, давайте соберем то, что нам для этого необходимо. Мне нужно, чтобы в моём доме была доброта. А вам?
(Во время проговаривания учениками учитель на доске в бревнах записывает слова. В результате выстроен дом. На крыше записано слово «ТЕПЛО».)
– Вот мы построили дом, в котором тепло. У вас на столе лежат сердца выберите слово, которое вам понравилось на домике и запишите на сердце. Кто будет жить в нем, вы узнаете, отгадав ребус.
На доске появляется 7Я
– Кто догадался? Мы начинаем изучать раздел «Кто живет рядом с тобой» и поговорим сегодня о семье. Итак, тема урока «Семья». (2 слайд) О чем бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
3. Работа по теме урока
– Сегодня на уроке мы должны будем выяснить:
Что такое семья? Что объединяет членов семьи? Чем
семья отличается от другой группы людей? Как
называют членов семьи? Как называют людей одного
возраста?
– Давайте обратимся к словарю. Прочитайте
значение слова «семья» в словаре.
Словарь Ожегова С.И.:
(3 слайд)1. Это группа живущих вместе близких
родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими
интересами.
Ушаков Д.Н.: (4 слайд)
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
– А как же появилось слово семья? Об этом нам расскажет стихотворение.
Когда появилось слово семья?
Когда-то о нём не слыхала Земля –
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
– Сейчас я тебе семь вопросов задам:
– Кто деток родит мне, богиня моя?
Ева тихонько ответила: «Я»
– Кто их воспитает, царица моя?
Ева покорно ответила: «Я»
– Кто есть приготовит, о радость моя?
Ева всё также ответила: «Я»
– Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?«Я, я», – тихо молвила Ева: «я, я»,
Сказала она знаменитых семь «Я»
Вот так на Земле появилась семья.
– А как вы думаете, всегда ли люди жили семьями?
– До сих пор никто не знает, как и почему
образовалась первая семья. Раскопки, проведенные
в пещерах, где разбили свои стоянки древние люди,
показали, что они жили небольшими группами.
Неясно, правда, подразделялись ли уже в те
времена человеческие группы на «семьи» в
нынешнем понимании – отец, мать и дети. Но даже в
то время, женщины заботились о своем потомстве.
Дома вы нарисовали рисунок своей семьи. Мы
оформили выставку вещей. Кто хочет рассказать о
том, что вы отразили в своем рисунке? Как бы вы
назвали нашу выставку? Сделали презентацию о
семье. (Слайды 5, 6) (Дети рассказывают о своих
семьях)
4. Работа в парах и составление схемы
– А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи? Для этого я вам предлагаю выполнить следующее задание: прочитайте предложения. Найдите смысловые ошибки. Подумайте, может ли то, что написано в предложении, быть признаком хорошей дружной семьи?Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. Для каждого члена семьи – своя отдельная квартира. У каждого свой кошелек. Каждый член семьи отдыхает отдельно. У каждого члена семьи своё хозяйство. (У каждого лежит карточка с текстом и дети по очереди читают и исправляют, а на доске появляется схема – «Члены семьи любят и уважают друг друга; живут в одной квартире; распределяют деньги на покупки в хозяйство; вместе отдыхают и проводят свободное время; занимаются домашним хозяйством».)
– Что их еще может объединять? (Ответственность
друг за друга, чувство взаимопомощи, нежность,
взаимопонимание
5. Самостоятельная работа (поиск слов на страницах учебника)
Кого назовём домочадцами уч. с 64 (В старину
членов семьи называли «домочадцами»). В одной
семье могут быть люди разного возраста, т.е. люди
разных поколений. Как вы понимаете значение
слова «поколение»? уч. с. 64
Поколение – люди одного возраста, живущие в одно
время. Все ученики нашего класса – это одно
поколение – младшее, ваши дедушки,
бабушки – это люди другого поколения, старшего
поколения.
Семья бывает маленькой и большой. В семье могут
жить несколько поколений.
– А у кого из вас в семье проживает несколько
поколений? (Сообщения детей)
6. Пальчиковая гимнастика
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я.
Вместе дружная семья.
– Какая семья называется многодетной? (В
которой 3 и больше детей)
– Почти у каждого человека есть и другие
родственники. Кто это? (Это родные дяди и тёти,
двоюродные братья и сёстры).
– У каждого человека есть имя, отчество, фамилия.
Что имя? Звук, оброненный случайно,
В котором нет ни смысла, ни значенья?
Конечно, нет! И в именах есть тайна.
И таинство есть имянареченье.
– Имена детям выбирают родители. Вы должны были
расспросить родителей, почему вас так назвали, и
попробовать выяснить, что означает ваше имя. (Несколько
ответов детей). (Слайд 7)
– Хорошо, молодцы! А сейчас для того, чтобы узнать
о ваших родственниках поближе поиграем в игру
- У кого есть старший брат.
- У кого есть младшая сестра.
- У кого бабушка и дедушка.
- У кого дальние родственники живут на “материке”.
- У кого есть сын или дочь.
– Ну, вот я про вас немного больше узнала. А вы вспомнили своих близких и дальних родственников.
7. Формирование практических умений и навыков
– Ребята, вы знаете, что отчество присваивается
человеку по имени отца, а фамилия передаётся от
родителей детям. – А может ли человек жить один и
называть себя семьей?
Послушайте историю, которая произошла с одним
мальчиком.
Давным-давно жил мальчик. Он жил совсем один.
Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с
кем он не делился. И было этому мальчику очень
грустно. Однажды он отправился на берег моря. И
вдруг ему навстречу вышел седой старик. И был
очень старый, но очень мудрый.
– Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.
– Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, – предложил старик. Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети, внуки, правнуки.
– Посмотри! – сказал старик. – Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, весте грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами. (Слайд 8)
Мальчик остался, и через некоторое время понял, что только теперь научился радоваться и стал по-настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась – ? Мы узнаем, разгадав кроссворд. (Слайд 9)
По горизонтали:
2. Отец папы (Дедушка).
3. Мама – жена, а папа – (муж)
4. В семье два мальчика. Кто они по отношению друг к другу? (Братья)
5. Брат папы (Дядя)
– Посмотрите, какое слово получилось по вертикали? (Семья)
– А как одним словом назовём всех членов семьи? (Родственники) СЕМЬЯ.
В семье каждый из нас имеет множество воплощений. Я – жена, мать, сестра, дочь, тетя, племянница… А теперь мы посмотрим, знаете ли вы своих родственников, и кто кому кем приходится.
Игра « Кто кому кто?»
– Даша, ты кто для мамы? (Дочь)
– Женя, кто называет тебя сыном? (Папа)
– Кирилл, ты кто для бабушки? (Внук)
– Настя, у папы есть мама. Кто она тебе? (Бабушка)
– Серёжа, у мамы есть сестра. Кто она тебе? (Тетя)
– Ангелина, у маминой сестры есть дети: сын и
дочь. Кто они тебе? (Двоюродные братья и сестры)
Работа в парах. Игра «Найди пару»
БАБУШКА | ВНУЧКА |
ОТЕЦ | ДОЧЬ |
БРАТ | СЕСТРА |
ТЕТЯ | ПЛЕМЯННИЦА |
Работа в группах.
В старину на Руси жили большими семьями, все друг
другу помогали, малыши старость уважали, а
старики малых жалели. Вместе ели и пили,
только не тужили.
Заполни пропуски.
Хранительница семейного очага – …
Наследник рода – …
Дитя родителей, но не сын – …
Сын брата – …
Мама папы – …
Тетя – это сестра мамы или …
Мама, сын, племянник, свекровь, дочь, папы.
– Теперь послушайте одну легенду.
В давние времена жила одна семья, и в ней царили
мир, любовь и согласие. Молва долетела до
правителя тех мест, и он спросил у главы семьи:
«Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не
обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал
на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на
листе было написано сто раз одно и то же слово.
– Какое слово написал старец? Обоснуйте свой
ответ. (Слайд 10)
(На листе было написано слово «понимание»)
Вывод. Умение ладить с собой и с людьми – это самое ценное качество в человеке. Семья – наш общий дом. Когда дом наполнен улыбками, взаимопониманием, в нём тепло и уютно всем. Все чувствуют себя хорошо и комфортно.
– А теперь заглянем в будущее. Представьте себя в роли папы (мамы), бабушки (дедушки). Какими вы себя видите? Как бы вы хотели, чтобы к вам относились ваши близкие? О семье составлено много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их. Сейчас вам надо закончить пословицу.
- Семья крепка (ладом).
- В родной семье и каша (гуще).
- Вся семья вместе, так и душа на (месте).
- Дитятко, что тесто: как замесил, так и (выросло).
- Зачем клад, коли в семье (лад).
- Русский человек без родни не (живет).
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
«Школьная семья»
– Видите как здорово, когда есть
семья. А можно наш класс назвать семьей?
– У нас с вами тоже школьная семья. И
впереди год совместной учебы, жизни. И как в любой
семье нам тоже нужны: тепло, уважение, уют… Мы
тоже будем заботиться друг о друге и помогать
друг другу. А значит у каждого из нас, будут свои
обязанности.
– Каковы ваши обязанности в семье?
– Точно так же у нас в классе – никто
за нас не придет и не наведет порядок, никто не
может учиться за нас, заботиться друг о друге.
Каждый из нас может внести свой вклад, чтобы в
нашей школьной семье было тепло, уютно. А для
этого давайте прочитаем правила, которые лежат у
вас на партах и будем по ним жить.
Мы будем
- Называть друг друга по именам.
- Защищать наших друзей, если их обижают.
- Помогать им в беде.
- Помогать им в учебе.
Мы не будем
- Грубить друг другу.
- Пускать в ход кулаки.
- Говорить друзьям обидные слова.
8. Итог урока. Рефлексия
Учитель: За что вы можете сегодня
похвалить себя? В чем вы были успешны? Что
получилось? Что не получилось? Чем интересен был
урок?
– Что же такое семья? (Близкие родственники,
живущие вместе)
– Чем для вас является семья? (Самое дорогое,
что у нас есть)
– Хорошо, когда в семье все быстро и дружно
справляются с домашними делами и остается
свободное время для любимого занятия. А во многих
семьях принято свободное время проводить вместе:
обмениваться новостями, обсуждать события,
слушать музыку, смотреть любимую телепередачу,
играть, шутить, вместе гулять. Я желаю, чтобы в
ваших семьях всегда был мир и понимание. Берегите
своих близких, любите свои семьи.
Звучит песня в исполнении Л.Лещенко “Родительский дом”.
18 мая 2011 г. в 16:20
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Конспект урока и презентация по окружающему миру «Моя семья» (1 класс)
Окружающий мир по теме «МОЯ СЕМЬЯ»
Цель: уточнить представления о членах семьи.
Планируемые результаты:
Формирование представлений о семье, элементарных родственных связях.
Развитие памяти на основе упражнений в запоминании.
Воспитание заботливого отношения к членам своей семьи, чувства гордости за свою семью; базовых эмоций личности.
Ход занятия
Организационный момент
Собирайтесь, дети, в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмитесь
И друг другу улыбнитесь!
Посмотрю на ваши лица,
С кем бы мне здесь подружиться?
Я – Татьяна Григорьевна, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут дома (Сашенька, Вовочка …).
— Здравствуйте, милые дети,
Вы всех прекрасней на свете!
Вот таких хороших — пригожих я приглашаю поиграть.
Психогимнастика
(На доске изображения солнышек с лицами, выражающими разное настроение).
Посмотрите внимательно на доску и выберите то солнышко, которое больше вам нравится.
— Почему выбрали именно это солнышко?
Вам больше понравилось улыбающееся солнце потому, что у вас хорошее настроение?
Пусть это весёлое солнышко будет с нами всё занятие.
(На доске оставить только улыбающееся солнышко)
Сегодня мы рассмотрим очень интересную и важную тему, и, я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца занятия сохранится прекрасное настроение. А сейчас посмотрите на своего соседа по парте и пожелайте друг другу удачи.
(Дети желают друг другу удачи).
Отгадаем тему урока:
У меня есть мама,
У меня есть папа,
У меня есть дедушка,
У меня есть бабушка,
А у них есть я.
Что это? СЕМЬЯ.
(На доску вывешивается планшет с надписью СЕМЬЯ).
Изучение нового материала
— Семья – это дом. Семья – это мир, где царят любовь, преданность, дружба. Семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека.
Семья — это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу. Раньше семьи всегда были большими. А сейчас есть семьи большие, есть и маленькие.
А у вас семья большая? Расскажите мне о своей семье.
Кто есть в вашей семье?
Сколько человек?
Что делает мама, папа, бабушка и т.д?
А ты помогаешь им? (Дети рассказывают о своих семьях).
Я вам расскажу о своей семье. В моей семье 3 человека — я, мой муж, дочь Людмила. Дочь студентка второго курса института. Я и мой муж работаем. В свободное время мы любим ходить в лес, отдыхать на природе, вместе ходить в кино.
( Дети называют признаки дружной семьи: не ссорятся, помогают друг другу, вместя проводят свободное время, уважают старших и т.д. На доску вывешивается планшет с надписью ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ).
Заучивание наизусть стихотворения
Наша дружная семья:
Мама, папа, брат и я.
Спортом любим заниматься,
И, конечно, закаляться.
Мы — счастливая семья,
Мама, папа, брат и я.
Продолжение изучения нового материала (слайды)
— Скажите, а какую семью можно назвать большой?
(Дети перечисляют членов большой семьи и подсчитывают возможное количество).
— Скажите, а у вас большие семьи? Давайте посчитаем членов ваших семей.
— Хочу познакомить вас с одной большой семьёй.
(Слайды 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12)
— Можно ли назвать эту семью большой и дружной? Почему?
Физкультминутка
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вместе – дружная семья!
(На каждую строчку дети соединяют пальца двух рук, встряхивают руками).
Рисование-раскрашивание на тему «Моя семья»
— А сейчас я предлагаю раскрасить рисунок «Моя семья». Пока вы раскрашиваете, будет звучать песня «Неразлучные друзья». (Слайд 13)
Выставка детских рисунков (задание можно дать на дом)
(Дети кратко говорят, что изображено на рисунках-раскрасках и помещают их под надписью «ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»).
Нравственные заповеди
— Семью почитали ещё с древних времён, народ сложил много пословиц:
“При солнышке тепло, при матери – добро”
“Нет милее дружка, чем родная матушка”
“Золото и серебро не стареют, отец и мать, цены не имеют”.
(Слайд 14)
Чтение стихов – повторим правила поведения в школе!
1.Постараюсь я во всем
Лучшим быть учеником.
Рассказали мама с папой,
Как вести себя за партой:
Например, нельзя лежать,
Парта — это не кровать.
Я сидеть намерен прямо,
Как учила меня мама.
Захочу спросить, сказать
Надо руку лишь поднять.
И ни с кем нельзя болтать,
Чтоб уроки не сорвать.
Тридцать пять минут урок,
Продержаться бы весь срок!
Папа дал тайком совет:
Можно сбегать в туалет.
Жаль, нельзя еще в буфет:
Там купил бы я конфет.
Нет, нельзя мне расслабляться.
Надо лучшим быть стараться.
Буду слушать я маму,
С ней я точно первым стану.
2. Ох, как я хочу учиться,
Обещаю не лениться.
И всегда к 7 часам
Просыпаться буду сам.
На уроках спать не буду,
Буду я старательным.
И начальником большим
Стану обязательно.
3. Будем мы усидчивы,
Прилежны и старательны.
И тогда пойдет учеба
Просто замечательно!
Все домашние заданья
Буду четко выполнять.
На урок без опозданья
Буду утром прибегать.
— Вы стали первоклассниками. Влились в большую дружную школьную семью. Давайте будем дружить друг с другом, жить дружно, потому что мы — СЕМЬЯ. А в семье по-другому нельзя!!!
Итог урока
— Что же такое семья для каждого из вас? (Это мама, папа, бабушка, дедушка и т.д.)
— Игра: «Назови ласково по имени (маму, папу, сестрёнку, бабушку, дедушку, братика).
— Игра: «Что бы вы хотели пожелать своей семье?» (Пожелания детей своей семье)
Релаксация
Это хорошее настроение мы подарим нашим близким и родным. Нашим семьям. Смотрите, как веселее заулыбалось наше солнышко. Мне было очень приятно работать с вами. И у меня хорошее настроение.
(Слайд 15)
А в заключении, я хочу прочитать вам стихотворение Т.Лукашевой «Мой дом».
(Слайд 16)
Круг «От сердца сердцу»
− А теперь, дети, встанем в круг. Давайте все вместе скажем нашим родным, одноклассникам самые тёплые слова: «Очень я вас всех люблю».
— Я хочу всем присутствующим подарить прекрасное стихотворение про семью.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
infourok.ru
Открытый урок по окружающему миру «Моя семья»
Открытый урок по окружающему миру
1 класс
Проект « Моя семья».
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок обобщения знаний.
Цели:
Способствовать формированию у обучающихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге.
Становление нравственных представлений обучающихся о внутрисемейных отношениях, сплочение детей и родителей.
Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы, воспитание у обучающихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью.
Задачи:
Личностные УУД:
-ценностно-смысловая ориентация обучающихся; действие смыслообразования.
Коммуникативные УУД:
— умение выражать свои мысли;
— обсуждать выступления своих товарищей.
Регулятивные УУД:
— понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— волевая саморегуляция;
— оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений;
— оценивать значение семьи для человека и общества;
— оценивать свои достижения и достижения своих товарищей;
— оценка качества и уровня усвоения.
Условия, необходимые для проведения урока: наличие компьютера, подключенного к сети Интернет, литература и интернет-ресурсы, мультимедийный проектор, экран, наглядности.
Оборудование:
Используемый реквизит: листы бумаги, фломастеры, цветные карандаши, мультимедийная аппаратура, карточки с названиями животных.
Оформление доски.
1.Фото галерея из фотографий, на которых запечатлены члены семей учеников и эпиграф: «Семья вся вместе — душа на месте».
2. Дерево из альбомных листьев.
План урока:
Организационный момент.(5 мин.)
Актуализация темы урока.(2 мин.)
Изучение нового материала. (15 мин.)
Презентация проектов учащихся.(15 мин.)
Индивидуальная работа учащихся, просмотр видеоролика о классе.(8 мин.)
Ход урока:
1.Орг. момент.
Добрый день, друзья мои! Ребята, приглашаю вас на урок окружающего мира.
Дети:
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги, наша лень,
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться.
Учитель:
— Мы рады, что на нашем уроке присутствуют гости. Ведь недаром народная мудрость гласит: «Гости в доме – хозяевам радость!» Давайте поприветствуем наших гостей.
Учитель:
-Давайте, ребята, улыбнемся друг другу и с приподнятым настроением начнем наш урок.
2. Мотивация учебной деятельности:
-Прослушайте небольшой рассказ, и скажите о чем мы с вами будем говорить.
— Давным-давно на далеком острове жил мальчик. Он жил совсем один. Никто его не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился орехами и фруктами. Но было этому мальчику очень грустно. Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. Он был очень старый, но очень мудрый.
-Куда ты идешь? — спросил старик
-Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.
-Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, — предложил старик.
Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети и внуки.
-Послушай! — сказал старик.
— Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу.
— Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.
Мальчик остался, и через некоторое время он понял, что только теперь научился радоваться и стал по- настоящему счастливым.
Учитель:
— Как вы думаете, почему это произошло? (ответы детей)
— Совершенно верно. А произошло это потому, что у него появилась семья.
— У каждого из вас, ребята, есть люди самые близкие и родные. Эти люди полюбили вас, когда вы только родились, и будут любить вас всегда. Кто же это? (Мама, папа, бабушка, дедушка)
— Назовите их одним словом. (Семья)
Ученик:на фоне музыки «Гимн семье»
Семья – людей святой оплот
Надежду жить она даёт.
Даёт простор, даёт тепло
Проблемам и беде назло.
Семья даёт поддержку нам.
С ней всё по силам, по зубам.
Всё по плечу и по судьбе,
Семья – святой поклон тебе.
Пусть будут мама и отец,
Тепло родных вокруг сердец.
Дед, прадед, бабушка и брат,
Сестра. Я буду очень рад.
3. Объявление темы.
— Сегодня наш урок посвящён… семье.Слайд 1
— Как вы думаете, на какой вопрос мы сегодня будем искать ответ на уроке?- Что бы вы хотели узнать о семье? Задайте мне вопросы.
(Что такое семья?. Какая семья называется дружной, счастливой?Узнаем о взаимоотношениях в семье.Поговорим о своих семьях.)
— В этом мы сегодня постараемся разобраться, и может быть, каждый из вас откроет для себя что-то новое. Если вдруг возникнут затруднения, я вам обязательно помогу. У нас всё получится, потому что вы уже настоящие ученики, знаете, как надо работать на уроке, как важно быть внимательным и вдумчивым.
4. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
— Раньше на Руси говорили : семья – это семь Я.Слайд 2
— Ребята, а как вы думаете, почему семь «Я»? (дети высказывают своё мнение).
Ученик:
Семья-словечко странное,
Хотя не иностранное.
Как слово получилось
Неясно нам совсем.
Ну « Я» — мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки, две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь « Я»!
— А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
-Нет, если есть собака,
Выходит « Во»!- семья!
( М. Шварц)
— Что для вас означает слово СЕМЬЯ? Как вы понимаете это слово?
— А где мы можем узнать точное лексическое значение слова.
(В толковом словаре)
— Ребята помогали мне искать в словарях значение слова «семья». Давайте их послушаем.
Ученик:
Я искал значение слова «Семья» в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова:
СЕМЬЯ — это группа живущих вместе близких родственников.
Ученик:
Я искал значение слова «Семья» в толковом словаре Дмитрия Николаевича Ушакова:
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
5.Первичное закрепление
Учитель:
— Ребята, а какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «СЕМЬЯ»? (Ответы детей)
— Как вы думаете, почему люди живут семьями?
— А как называется здание, где живёт семья?
— Семья – это дом. Дом… Это слово знакомо всем с детства. От него веет уютом и теплом. Дом для каждого из нас – самое главное, самое нужное в жизни. Сегодня к концу урока мы попробуем построить дом, в котором живёт счастливая семья.
Но строительство дома начинается с закладки фундамента.
Что же будет у нас фундаментом, узнаем из древней китайской легенды.
Учитель: Слайд 5-7
В давние времена жила одна семья, в которой насчитывалось 100 человек. И в ней царили мир, любовь и согласие. Молва долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово.
Учитель: Работа в парах:
— Какое слово написал старец, вы узнаете, переставив слоги?
Ответы учащихся. (На листе было написано слово «понимание») Сл.8
Это и будет фундаментом нашего дома.
Встаньте: (физминутка)
в правый угол – кто похож на маму?
в левый угол – кто похож на папу?
ко мне – кто похож сам на себя?
в правый угол – у кого есть братишки и сестрёнки?
в левый угол — у кого пока никого нет?
все ко мне, кто любит свою семью, дорожит ею! Похлопайте!
— Да, вы счастливые дети.
— Как вы думаете, у каждого из нас одинаковые семьи?
— Чем различаются семьи?(Кол-во чел-к, богатые, бедные, полные, неполные, счастливые, несчастливые, большие и маленькие и т.д.)Это интересноСЛ. 10
— Посчитайте, сколько членов в вашей семье, назовите.
— Семьи есть не только у людей, но и у животных.
— Кто изображён на этих фотографиях? (Животные)СЛ.11
— Можно ли назвать их семьёй?Да, потому что изображены мамы и малыши.
— Что связывает членов семьи? — Есть что-то общее, что их объединяет. Нежность, любовь, ласка, забота о детях.
Ребята, как вы помогаете своим самым близким людям?
(Я мою посуду, протираю пыль, поливаю цветы…)
Молодцы! Вы такие замечательные помощники! Я вижу, вы стараетесь быть настоящими хозяевами в своём доме. Ваша помощь так необходима родным, ведь они так редко отдыхают.
Если ваши близкие отдыхают, больны или работают, то вы как должны себя вести?
(Не мешать, не шуметь, постараться найти себе занятие…)
Верно, никогда не перебивайте в разговоре взрослых, не грубите, будьте внимательны к ним.
Если вдруг случилось, что вы огорчили чем-то родных, то, как вы поступаете?
(Просим прощение, говорим ласковые слова, обещаем больше не огорчать…)
Правильно. Ваши мамы, папы, бабушки, дедушки – вся ваша семья очень любят вас, и вы должны помнить это, стараться быть ласковыми и добрыми со своими близкими и со всеми окружающими.
Итог: Семья — это близкие родственники: мама, папа, братья, сестрёнки, бабушки и дедушки, которых объединяет любовь, нежность, забота, ласка.
Работа в группах: СЛ. 12, 13
— Как вы считаете, какая семья считается счастливой? Для этого я предлагаю достроить наш дом, и положить те 7 кирпичиков, которые подходят для счастливой семьи.
Доброжелательность
Взаимопомощь
Злость
Недоверие
Отзывчивость
Забота
Ласка
Любовь
Грубость
Уважение
Путешествие по фото галерее. Защита проектов
(рассказ детей о своих семьях.)
— Ребята, сегодня вы выбрали и принесли фотографии своих родных. На них мы
видим, как вам вместе тепло и уютно дома, спокойно в поездке или путешествии. Расскажите, о своей семье, как вы любите проводить время вместе со своей семьей.
8. Итог урока.
— Вот и подошёл к концу наш урок. Сегодня мы с вами говорили о самом главном, что есть в жизни человека — о семье.
— Давайте, вспомним какую цель мы ставили в начале урока?
— Что же мы узнали о семье, об отношениях между членами семьи?
— Что ещё, кроме родственных отношений объединяет людей в семье?
9. Рефлексия:
Учитель:
— Семья – это мир, где царят любовь, преданность, дружба. Семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека.
Семья — это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу.
— Чтобы вы пожелали своей семье? Прикрепите лучики солнца и произнесите пожелание или добрые и ласковые слова для своей семьи.
(Дети крепят лучик солнышку и произносят пожелание)
Ученик: СЛ. 14 на фоне музыки «Гимн семье»
Пусть наша жизнь течет рекою,
В пути не знающей преград!
И пусть над нашею семьёй
Лишь три созвездия горят:
Одно созвездие — Любви.
Другое — Верности и Счастья,
А третье — просто Доброты.
Пусть над семьёй они искрятся,
Чтобы исполнились мечты.
Учитель:-Мне было очень приятно работать с вами. СЛ. 15
— Молодцы, вы отлично работали на уроке, справились со всеми заданиями.
10. Д/З6. Творческая работа.
—Ребята, как вы думаете, а наш класс — это семья? ( ответы детей).
Это тоже семья, но школьная. Предлагаю дома нарисовать на листиках наше школьное семейное древо, украсив его рисунками своих семей.
-Посмотрите, какие замечательные рисунки у вас получились. Видно, что вы рисовали их с любовью. Ваши глаза светятся счастьем, когда вы говорите о свих близких, самых родных, самых любимых людях для вас.
СЕМЬЯ
СЕМЬЯ
intolimp.org
Урок, Презентация по окружающему миру на тему: «Семья»
Урок окружающего мира во 2 «в» классе.
Учитель Елошвили Галина Владимировна
учитель начальных классов МБОУ СОШ № 41
г.Владикавказ
Тема: «Семья»
Цели: учащиеся должны:
— знать понятия «семья», «домочадцы», «поколение»; что объединяет семью;
— учиться самостоятельности, отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать друг с другом, с учителем;
— развивать речь детей, мышление;
— воспитывать семейные ценности.
Оборудование: учебники, карточки, презентация.
Ход урока.
Учитель: Подарите улыбку друг другу. Прислонитесь друг к другу ладошками. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга?
Дети: Тепло.
Пусть тепло ваших ладошек поможет вам сегодня на уроке
-Ребята, сегодня у нас необычный урок.
-Посмотрите, что у меня в руках? (Газета)
— Для чего людям нужны газеты?(ответы уч-ся)
-Сегодня мы с вами тоже выпустим газету, но это будет устная научно-познавательная газета. Слайд
— Что значит устная?
— Что значит научно-познавательная?
— Название нашей газеты «Сюда приходят дети узнать про все на свете». Слайд
— Куда сюда? (В школу) Слайд
— Какие дети? Слайд
Выпуском газеты руководит главный редактор. Главным редактором буду я.
— В создании газеты участвуют различные отделы. У нас 4 отдела. Названия отделов написаны на карточках. Там же указаны начальники отделов.
— Начальники, скажите, как называется ваш отдел, и как вы думаете, чем будет заниматься ваш отдел.
( Высказывания начальников)
Группа №1 Научный отдел (делает научные открытия)
Группа № 2 Корреспонденты (находят информацию, берут интервью у людей, пишут статьи)
Группа № 3 Корректоры (находят ошибки в текстах)
Группа № 4 Художники (оформляют издания)
Итак, у нас работают 4 отдела.
– Чтобы узнать, тему урока, отгадайте загадку и ребус:
Там есть папа, мама,
Бабушка и я.
Вместе мы – большая,
Дружная … (семья)
Тема нашего первого выпуска «Семья»
Сегодня в газете будет три рубрики:
-1.«Что бы это значило?»
-2.« Новости с места события»
-3.«В мире интересного»
Задание для 1 группы
-Найти в учебнике объяснения словам на карточках и зачитать.(семья, члены семьи, родственники, поколение, домочадцы)
Задания для 2 группы
3 корреспондента получили задание заранее. Они должны рассказать о своей семье.(проекты о своей семье)
Задания для 3 группы
Собрать пословицы о семье.
Задания для 4 группы
Наклеить членов семьи соответственно надписям.(картинки: девочка, мальчик, бабушка, дедушка, 2 женщины, 2 мужчины и напечатанные слова: мама, папа, дочь, сын, тетя, дядя)
Ответы каждого отдела
Группа №1 Слайды Рубрика «Что бы это значило»?
Семья – коллектив близких людей, живущих вместе
Члены семьи
Живут в одной квартире
Занимаются домашним хозяйством
Сообща распределяют деньги на покупки
Вместе отдыхают, проводят свободное время.
Родственники – родные люди
Поколение – люди, живущие в одно время примерно одного возраста.
Домочадцы – члены одной семьи.
Вопрос: Можно сказать, что домочадцы люди одного поколения?
Сколько может быть в семье поколений?
Учитель. Ребята. скажите, мама, папа, дедушка, бабушка, вы. – это одно поколение?
Дети. Нет. Бабушка, дедушка – это старшее поколение, а дети – младшее.
Учитель. А как по-другому мы можем назвать старшее поколение (предки)
-А младшее (потомки)
Учитель. Прочитайте слова, которые мы с вами открыли сегодня. Слайд
Группа №2 Рубрика «Новости с места события»
О своей семь рассказывают Аркаева Вика, Иванова Валерия, Татевосян А.
Слайды
Физминутка
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я.
Вместе дружная семья.
Группа № 3
Мы собрали пословицы о семье
В семье и каша гуще.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
На что клад, коли в семье лад.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Как вы понимаете эти пословицы?
Что такое лад?
Группа №4 (выставляет свои карточки на доску)
На доске карточки: мама, папа, дочь, сын, бабушка, дедушка, тетя, дядя, племянник, племянница.
Работа с карточками
На доске : мама папа дочь сын – это что? (семья)
Если с ними живут бабушка и дедушка, кто для них будут дети? (внучка и внук)
Сколько поколений живет в этой семье? (3)
Игра «Соедини слова парами»
Бабушка папа брат сестра внук тётя племянница дочь учитель
Какое слово без пары? Почему?
Рубрика «В мире интересного» Слайд
Учитель. — До сих пор так никто и не знает, как, и почему образовалась первая семья. Раскопки, проведённые в пещерах, где разбили свои стоянки древние люди, показали, что они жили небольшими группами. Неясно, правда, подразделялись ли уже в те времена человеческие группы на «семья» в нынешнем понимании – отец, мать и дети. Но даже тогда матери заботились о своём потомстве. «Семья согревалась теплом костра, огонь в котором поддерживался благодаря общим усилиям, и с помощью простейшего оружия защищалось от нападения диких зверей.
Получается, что семья сформировалась благодаря необходимости взрослым и детям жить вместе и заботиться друг о друге.
Итог урока.
— Вот и подошёл к концу наш урок Сегодня мы говорили с вами о самом главном, что есть в жизни у каждого человека.
Песня «Радость моя»
Игра « Кто кому кто?»
– Лена, ты кто для мамы? (дочь)
– Костя, кто называет тебя сыном? (папа)
– Илона, ты кто для бабушки? (внук)
– Алан, у папы есть мама. Кто она тебе? (бабушка)
– Махар, у мамы есть сестра. Кто она тебе? (тетя)
– , у маминой сестры есть дети: сын и дочь. Кто они тебе? (двоюродные братья и сестры)
Ребята, на каждом слайде можно увидеть в углу маленький цветочек. Как он называется? (ромашка)
Слово педагога: Символом семьи в нашей стране является простой, но красивый полевой цветок – ромашка.
Ромашка — символ семьи, любви, верности, милой простоты и нежности. Белый цвет – как символ чистоты, желтое солнышко домашнего тепла, объединяющее лепестки в крепкую семью.
Домашнее задание
Рисунок «Волшебная ромашка». Дети рисуют ромашку, сердцевина цветка – слово «семья», лепестки – члены семьи и родственники.
infourok.ru
Урок окружающего мира и технологии по теме «Моя семья». 1-й класс
Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (9,1 МБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель урока:
- сформировать целостное представление о семье и побудить к осмыслению общечеловеческой ценности семьи;
- изготовление аппликации «Моя семья»
Задачи урока:
- Образовательные:
- уточнить элементарные представления о семье и понимание родственных отношений;
- помочь усвоить основы взаимоотношений с членами семьи;
- учить выступать с подготовленными сообщениями;
- учить работать по образцу.
- Воспитательные:
- формировать умение проявлять внимание, любовь и уважение к близким;
- способствовать воспитанию чувства гордости за свою семью;
- воспитывать аккуратность, внимание, терпение, бережливость;
- Развивающие:
- развитие мышц пальцев рук;
- развитие внимания, памяти, речи.
План урока
I. Организация начала урока
II. Объявление темы и целей урока
III. Основная часть
1. Практическая работа
2. Вводная беседа
3. Рассказы детей
4. Пожелания детей
5. Практическая работа. Дерево «Моя семья».
а) Объяснение учителем этапов выполнения работы
б ) Инструктаж по технике безопасности
в) Самостоятельная работа учащихся.
IV. Итог урока.
Оборудование:
- У учащихся:
- листья, цветная бумага;
- карандаш, ножницы, клей;
- подкладной лист, тряпочка;
- проекты «Моя семья»
- У учителя:
- компьютер;
- презентация к уроку;
Литература: Т. Н. Максимова Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир»” 1 кл. (Москва, Издательство «Вако», 2011 г.).
ХОД УРОКА
I. Организация начала урока
Наведение рабочего порядка и проверка готовности к уроку.
– Ребята, для работы нам понадобятся листья,
цветная бумага, клей, ножницы, простой карандаш.
Это всё должно лежать у вас на партах. Проверьте,
пожалуйста.
– Встаньте, возьмитесь за руки и поприветствуйте
друг друга словами
Доброе утро людям и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
II. Самоопределение к деятельности. Объявление темы и целей урока.
Сегодня наш урок, друзья, Слайд 2
Про удивительных семь «Я»!
Кто они мне подскажите?
Тему вы определите!
– Что означают эти удивительные семь Я?
– О чём мы будем говорить на уроке?
– Верно. Мы будем говорит о семье, о вашей семье.
– Тема нашего урока: «Моя семья»
– Сегодня на уроке предстоит большая и
интересная работа;
– Мы будем говорить о семье, о членах семьи, об
отношениях между родителями и детьми,
– Выясним, что нужно делать, чтобы семья жила
весело и счастливо.
III. Основная часть
1. Практическая работа. Творческая деятельность
Сейчас я предлагаю вам в группах составить коллаж о ваших семьях. В коллаж вы можете добавить иллюстрации, свои рисунки, добрые слова о семье. Работу вы должны будете представить.
Слайд 3
2. Вводная беседа.
– Что для вас означает слово СЕМЬЯ?
Ответы детей.
Семья – это гнездышко, в котором уютно и
хорошо.
Семья для человека – самое главное и дорогое.
В семье каждый заботится друг о друге.
Семья – это мама, папа, моя сестра и я
– Что обозначает слово семья? В словаре С. И. Ожегова семья – это группа родственников, живущих вместе.
Слайд 4
– Я хочу предложить вам проверить, насколько вы внимательны. Я прочитаю четверостишие, а вы запоминайте, какие члены семьи в нём упоминаются.
Слайд 5
Очень люблю, когда все собираются.
Белою скатертью стол накрывается.
Бабушка с мамой, папа и я,
Мы называемся вместе – семья.
– Каких членов семьи перечислили в
четверостишии?
– О ком не упомянули в этом стихотворении?
– Как вы думаете, у каждого из нас одинаковые
семьи?
– Чем различаются семьи?
– Посчитайте, сколько членов в вашей семье,
назовите.
Физминутка
Слайд 6
– Давайте ещё раз вспомним всех членов семьи (стоя)
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – Я.
Вот и вся моя семья.
Итог
– Так, кто же является членами семьи?
Семья – это близкие нам люди: мама, папа, дети, бабушка, дедушка.
– Что же может объединять членов семьи? (Забота
друг о друге)
– Выберите соответствующие таблички. Дети
выбирают соответствующие таблички из: злость,
нежность, ненависть, любовь, ласка, забота.
(Убирают оставшиеся, объясняя почему)
– Молодцы, действительно, родители заботятся о
своих детях, опекают их. И дети в свою очередь
послушны родителям.
– Как вы можете выразить свою любовь к родителям?
Ответы детей.
Семья – это самое дорогое, что у вас есть. Это ваши мама и папа, сёстры и братья, бабушки и дедушки – самые близкие вам люди, которые вас любят, заботятся о вас, делают всё, чтобы ваша жизнь была счастливой. Семья – основа государства. (Схема)
Слайд 7
– Какая ваша семья? Давайте послушаем, что об этом говорят ребята.
Видеосюжет
Слайд 8 (клик по фотографии)
– А ещё от своих родителей ребенок наследует внешние черты, особенности поведения, склонности и способности.
Игра «Уголки»
– Сейчас поиграем в игру, которая называется «Уголки».
Встаньте:
- в правый угол – кто похож на маму?
- в левый угол – кто похож на папу?
- ко мне – кто похож сам на себя?
- в правый угол – у кого есть сестрёнки?
- в левый угол – у кого есть братишки?
- к двери – у кого есть и братишки и сестрёнки?
- к окну – у кого пока никого нет?
- все ко мне, кто любит свою семью, дорожит ею! Похлопайте!
– Да, вы счастливые дети.
3. Проект «Моя семья». Рассказы детей
– Сегодня к уроку вы приготовили проекты, где рассказали о своей семье. Рассказы детей.
а) Меня зовут Максим Валиуллин. Мне 7 лет. Я живу в городе Нарьян – Маре. У меня большая семья: мама, папа, две бабушки, два дедушки, две тёти, два дяди. Мой дедушка Валера приехал из Татарстана в Амдерму, и уже много лет живут там с бабушкой Надей. Здесь родилась моя мама Женя, она очень красиво рисует. Моего папу зовут Радик, он любит ездить на рыбалку и охоту. Я люблю отдыхать у бабушки и дедушки в Амдерме. Один раз я был у них зимой, и мы с дедушкой ходили гулять на море и видели там морских котиков. Бабушка Надя и дедушка Коля живут в городе. У меня есть ещё два дяди: Марат и Дамиль, они недавно пришли из армии. Я очень – очень люблю свою семью!
Слайд 9
б) Меня зовут Олеся Канева. Мне 7 лет. Это моя мама. Её зовут Наталья Александровна. Вместе с мамой мы любим гулять и путешествовать. Ещё у меня есть любимая бабушка Зоя Михайловна. Бабушка печёт вкусные пироги и булочки. Она у меня просто замечательная. Я со своей семьёй люблю путешествовать. Мы ездим по разным городам и посещаем достопримечательности. Нам нравится бывать в Малых Корелах. Там все дома сделаны из дерева, и они напоминают дома, в которых жили наши предки. А ещё всей семьёй мы любим ходить в лес. Там мы собираем ягоды и грибы, пьём чай с бутербродами и просто отдыхаем. Вот такая у нас дружная семья.
Слайд 10
в) Меня зовут Хозяинова Света. Я родилась и живу в городе Нарьян – Маре. Мою маму зовут Наталья Михайловна, она работает продавцом. Папа Сергей Иванович работает плотником. Ещё у меня есть брат Олег, он учится в 4 классе. Наша семья дружная. Мы любим отдыхать летом на море. Ещё я люблю ездить в гости к прабабушке Лизе, бабушке Клаве и дедушке Мише. Они живут в посёлке Красное. У них красивый дом. Прабабушка работала чумработницей, а бабушка Клава в мехпошиве. Она шила пимы, варежки и другие вещи из оленьих шкур. Летом мы ходим в лес за ягодами и грибами. Зимой катаемся на оленях. Я помогаю дедушке ухаживать за ними. Мы все очень любим наш северный край. Вот такая наша семья, крепкая, дружная и счастливая.
Слайд 11
г) Меня зовут Соломатин Никита. Это моя семья – папа, мама и я. Наша семья очень дружная. Папа и мама заботятся обо мне. Папа у меня милиционер. Он очень добрый. Он всегда поддерживает меня и на соревнованиях, и на рыбалке. Моя мама – учительница. Она устраивает дома разные праздники. Самый весёлый праздник – день рождения! Ещё я люблю своих бабушек. С бабушкой Галей мы друзья. Ходим вместе в музеи. Летом помогаю бабушке Рае на даче. Я очень люблю свою семью!
Слайд 12
4. Пожелания детей
Напишите на желтых лучиках теплое пожелание своей семье.
(Дети встают в круг в круг и зачитывают пожелания)
Слайд 13
Дети читают стихи о семье.
Слайды 14-16
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет.
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
5. Практическая работа. Дерево «Моя семья»
– Ребята, давайте вырастим крепкое, могучее дерево своей семьи. С чего начинает расти дерево?
а) Объяснение учителем этапов выполнения работы.
Слайд 17
1) Вырезать и приклеить ствол.
2) Приклеить листья.
2) Приклеить фотографии.
б) Инструктаж по технике безопасности
Слайд 18
– Давайте вспомним, как нужно держать ножницы во время работы?
– Можно ли работать тупыми ножницами?
– Как безопасно передавать ножницы?
– Как нужно использовать бумагу?
– На какой стороне листа бумаги мы работаем
карандашом?
в) Самостоятельная работа учащихся.
IV. Итог урока
а) Анализ и оценка работы.
– Ребята, посмотрите на нашу работу. Она вам нравится? Посмотрите, какие красивые деревья у нас получилось.
Слайд 19
– Какие слова могли на них вырасти. Дети называют слова, учитель прикрепляет. (Тепло, забота, уважение, пожелание, доброта, любовь)
Наш урок я хочу закончить стихотворением
Семья – волшебный символ жизни!
В ней – все, в ней капелька Отчизны!
В ней – мама, папа, брат, сестра,
В ней – маленький квадрат двора.
В ней – солнце, в ней – березка, дом,
Согрето все теплом кругом.
б) Уборка рабочего места.
– Спасибо вам за вашу работу, вы очень хорошо работали. Выходя из класса, прикрепите яркий стикер под тем изображением, которое соответствует вашему настроению
– было легко и интересно работать,
– испытывал затруднения,
– было очень сложно
19 мая 2012 г. в 23:54
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Почему учителям и воспитателям следует проходить курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки в учебном центре «Инфоурок» ?• Огромный каталог: 677 курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации;• Очень низкая цена, при этом доступна оплата обучения в рассрочку – первый взнос всего 10%, оставшуюся часть необходимо оплатить до конца обучения; • Курсы проходят полностью в дистанционном режиме (форма обучения в документах не указывается); • Возможность оплаты курса за счёт Вашей организации. • Дипломы и Удостоверения от проекта «Инфоурок» соответствуют всем установленным законодательству РФ требованиям. (Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 2012 года). |
infourok.ru
Урок окружающего мира «Что такое семья»
Разделы: Начальная школа
Цели:
- Познакомить детей с понятиями «семья», «поколение», «домочадцы», «генеалогия», «генеалогическое древо»;
- Формирование у учащихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге;
- Помочь становлению нравственных представлений учащихся о внутрисемейных отношениях, сплотить детей и родителей;
- Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы, воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью, сплочение классного коллектива;
- Воспитывать чувство гордости за свою семью.
Оборудование:
- учебник “Окружающий мир. 2 класс” (под ред. Н.Ф. Виноградовой),
- мультимедийный проектор,
- Презентации Microsoft Power Point, созданные совместно родителями и учениками.
(Приложение)
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Один!
Дети: Прозвенел звонок.
Учитель: Два!
Дети: Начался урок.
Учитель: Три!
Дети: Красиво встать!
Учитель: Четыре, пять!
Дети: Тихо за партой свое место занять.
II. Сообщение темы урока.
Сегодня наша программа о том, что объединяет всех нас. Что же это такое, когда все вместе: дедушка, бабушка, папа, мама, дети?
Правильно, это семья.
Как вы думаете какова тема урока?
Тема урока «Что такое семья?»
Какие цели на урок мы с вами поставим?
Уточнить что такое …
Что объединяет …
Откройте учебники на стр. 34.
Правильно ли мы назвали тему урока?
А как же появилось слово семья?
Об этом нам расскажет стихотворение.
Когда появилось слово семья?
Когда-то о нём не слыхала Земля –
Но Еве сказал перед свадьбой Адам;
– Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?
Ева тихонько ответила: «Я»
– Кто их воспитает, царица моя?
Ева покорно ответила: «Я»
– Кто есть приготовит, о радость моя?
Ева всё также ответила: «Я»
– Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?
«Я, я», – тихо молвила Ева: «я, я»,
Сказала она знаменитых семь «Я»
Вот так на Земле появилась семья.
А теперь на стр. 34 учебника прочитаем, что о семье нам рассказывает автор.
Кто такие домочадцы? (члены семьи)
Что такое поколение? (люди одного и того же возраста)
Что такое семья мы с вами прослушали, а теперь давайте в учебнике рассмотрим рисунок-схему «Что объединяет членов семьи»:
- живут в одной квартире;
- распределяют деньги на покупки и хозяйство;
- занимаются домашним хозяйством;
- вместе отдыхают и проводят свободное время;
- члены семьи любят и уважают друг друга…
Что их еще может объединять? (ответственность друг за друга, чувство взаимопомощи, нежность, взаимопонимание)
В старину на Руси жили большими семьями, все друг другу помогали, малыши старость уважали, а старики малых жалели. Вместе ели и пили, только не тужили. О такой большой семье есть у меня загадка. Попробуйте посчитать, сколько в этой семье человек.
Задам сейчас задачу я.
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому,
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка,
А самый младший – я.
Какая же у нас семья?
(Всего 6 человек.)
Благодаря этой загадке мы коснулись очень интересной темы: родственных отношений.
Русский человек без родни не живет.
В семейном кругу мы с вами растём!
Основа основ – родительский дом!
В семейном кругу все корни твои!
И в жизнь ты выходишь из семьи!
Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.
И сейчас ребята расскажут о своих семьях.
Первая номинация «Фоторепортаж» о свой семье (презентации детей).
Есть ли в вашем доме семейный фотоальбом?
В номинации «Семейный альбом» представят свои работы… (фотоальбомы детей)
Наука, занимающаяся родословием называется генеалогия. Так записано в толковом словаре Владимира Даля. Генеалогия (греч.) – наука о родословной, о родословии. Поколенная роспись лишь одного рода, родословная. Генеалогический – значит родословный.
Чтобы более наглядно было видно, всю родословную семьи, т.е. поколения данной семьи составляют генеологические деревья семьи.
И такие генеологические деревья составили ребята в следующей номинации: «Генеалогическое древо» (работы детей).
Физминутка
Дом… Это слово знакомо всем с детства. От него веет уютом и теплом. Дом для каждого из нас – самое главное, самое нужное в жизни. И если в нем царят взаимопонимание и доверие, тепло и уют, это настоящее счастье! А дают нам это счастье мама, папа, дедушка, бабушка, тетя и дядя. Хочется, чтобы все они были дома чаще, чтобы у них было больше свободного времени для детей.
Ребята подготовили стихотворения о членах своей семьи.
Мамочке моей родной
Хочется мне пожелать:
Чаще дома быть со мной,
Чтоб одной мне не скучать,
Чтобы мы читали книжки,
Шили зайчику штанишки.
Рядом с мамой мне светло
И уютно и тепло!
(Фотографии мам.)
Папочке родному
Хочу я пожелать
Бывать почаще дома
И со мной играть.
Сделать дом для Чебурашки,
Поиграть со мною в шашки.
День любимый самый мой,
Когда папа выходной.
(Фотографии пап.)
Хоть мой дедушка седой,
Но душой он молодой –
Помнит он стихи и сказки,
Много в нем любви и ласки.
Я тебе желаю, дед,
Чтобы ты прожил 100 лет!
(Фотографии дедушек.)
С искренней любовью
Бабушке своей
Желаю я здоровья
И долгих – долгих дней.
Еще желаю бабушке
Почаще печь оладушки,
Блинчики и пироги
Из рассыпчатой муки
(Фотографии бабушек.)
О семье составлено много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их. Сейчас вам надо закончить пословицу.
- Семья крепка (ладом).
- В родной семье и каша (гуще).
- Вся семья вместе, так и душа на (месте).
- Дитятко, что тесто: как замесил, так и (выросло).
- Зачем клад, коли в семье (лад).
- Русский человек без родни не (живет).
III. Итог урока
Что же такое семья? (близкие родственники, живущие вместе)
Чем для вас является семья? (самое дорогое, что у нас есть)
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!
20 мая 2010 г. в 11:02
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai