Содержание

Конспект урока и презентация по ОРКСЭ (тема: «Россия – наша Родина»)

Тема: «Россия – наша Родина»

Цель:

познакомить учащихся с основными понятиями

— Россия

— Родина

— Малая Родина

— патриот

— отечество

— Президент

— государственные символы: герб, флаг, гимн

— воспитание жизнеспособной личности; развитие познавательного интереса к истории Родины; распространение и преумножение ценностей русской культуры для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине, уважения друг к другу;

Задачи:

в области личностного ориентирования: знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, Родина, Россия, семья как основа религиозно-культурной традиции многонационального народа России. Воспитание толерантности;

в области метапредметного:

учащиеся получат на уроке опыт работы с географической картой, опыт работы в группе;

в области знаний: учащиеся узнают, что такое духовный мир человека, что такое культурные традиции и для чего они существуют;

в области умений и навыков: овладение навыками смыслового чтения учебного публицистического текста, осознанного построения речевых высказываний, развитие навыков сотрудничества со сверстниками – развитие коммуникативных и речевых действий учащихся, развитие коммуникативного потенциала личности учащихся.

  1. Оборудование:

учебник «Основы православной культуры», А. В, Кураев; электронное приложение к учебнику «Основы православной культуры»;

выставка книг о России, флаг, герб, карта мира, политико-административная карта РФ;

портреты государственных деятелей, героев России, великих людей,

презентация из 25 слайдов, мелодии гимна Российской Федерации. 3.Ожидаемый результат:

Знание понятий: Россия, Родина, Малая Родина, патриот, отечество, Президент, государственные символы: герб, флаг, гимн;

умение учащихся самостоятельно оценивать свою работу, высказывать свое мнение, участвуя в обсуждении изученного материала;

умение работать в группах.

4. Вид урока: Урок – встреча.

Ход урока

I.Организационный момент.

1. Учитель:

— Поговорим?

— Поговорим. О чём?

— О разном и о прочем,

О том, что знаешь ты,

А что – то мне известно.

— Поговорим?

— Поговорим. Вдруг будет интересно.

2. Включается запись песни «Моя Россия», автор Соловьёва Н., композитор Струве Г.

На фоне музыки слова учителя:

Уж и есть за что

Русь могуча

Полюбить тебя,

Назвать матерью.

Стать за честь твою

Против недруга,

За тебя в нужде

Сложить голову!

— Добрый день!. Я рада приветствовать вас, ребята и ваших родителей. Сегодня у нас первый урок по курсу «Основы православной культуры», а неизвестное всегда настораживает, поэтому я вас прошу встать и крепко взяться за руки. Передайте соседу положительный импульс. Надеюсь, весь урок вы будете внимательны и доброжелательны по отношению друг к другу.

Встают в круг, берутся за руки. (В классе создан благоприятный психологический настрой)

  1. Актуализация опорных знаний.

— Ребята, вы обратили внимание на необычность нашего урока? (Да.)

— В чём это заключается?

(Рядом с вами сидят ваши родители, которые готовы прийти вам на помощь в ходе урока.)

Учитель:

Если не мы, то кто же

Детям нашим поможет

Россию любить и знать?

Как важно не опоздать!

4. На доске задание.

Расшифруй слово. Н И Р А Д О (РОДИНА)

— Что такое Родина? (

Родина – это место, где мы РОДИЛИСЬ и живём)

— Знаете ли вы как образовалось слово Родина? Давайте вместе попробуем в этом разобраться.

Кем для вас являются мама и папа?

Как зовут группу людей, объединённых кровным родством? (родня, родственники, родные)

Как называется перечень поколений одного рода? (родословная)

Назовите общую часть этих слов. Как называются такие слова? (Однокоренными)

Почему? (ответы детей) (Имеют одинаковый корень «РОД»)

Учитель: Верно, ребята»! Слово Родина произошло от древнего слова «РОД», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого-нибудь древнего рода.

— Как называется страна, в которой мы живем? ( Слайд №1. Россия, Российская Федерация)

— Предположите, как называется тема нашего урока?

— Молодцы! ( Слайд № 1,2)Тема нашего урока «Россия – Родина моя». Ребята, у вас на столе лежит новый учебник, совершим путешествие «Посмотрим, полистаем, познакомимся» по его страницам.

— Что вы можете сказать о новом предмете? Что вы можете сказать о новом учебнике? (Учебник называется «Основы православной культуры», в нём мы узнаем о нашей Родине, о культуре и традициях русского народа, познакомимся с его святынями, с жизнью особо чтимых православных людей.

5. Постановка учебной задачи.

Вопрос учителя:

-Ребята, а какова цель нашего урока?

(Проводится совместное целеполагание:

продолжить знакомство с величием и славой родного Отечества, ее народах и культурных традициях, для того чтобы полученные знания помогали лучше ориентироваться в современном мире.)

— Сегодня вы узнаете, что такое духовный мир человека,

что такое культурные традиции и для чего они существуют.

Какие же черты присущи настоящему гражданину? (Честность, трудолюбие, чувство долга, любовь к Родине, доброта, ответственность).

6. Запись в тетрадь число, тема урока.

II. Физминутка для глаз.

Мы глазами поколдуем.

Круг огромный нарисуем!

Нарисуем мы окно

И большущее бревно.

Нарисуем лифта бег:

Глазки вниз, глазки вверх!

Все зажмурились: раз-два!

Закружилась голова.

Мы глазами поморгали,

Вмиг гирлянды засверкали.

Смотрим прямо и вперед —

Это мчится самолет…

Раз моргнули, два моргнули —

Наши глазки отдохнули!

III. Объяснение новой темы

Учитель: Посмотрите на карту. ( Слайд № 8. Показывает на карте Россию) Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде. Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день. Если на севере почти не бывает лета, а моря и реки почти круглый год скованы льдом, то на юге почти не бывает зимы — моря и реки не замерзают. (слайды№ 9-14)

— А как называется главный город нашей страны? (город Москва.) (Слайд7)

— Москва — столица России. Столица — главный город государства. В Москве есть здание – которое является символом столицы. Это Кремль.

В Кремле работает правительство нашей страны. (слайд №7)

Каждая страна имеет свои отличительные знаки: герб, флаг и гимн. Они являются государственными символами.

(Слайд 20-21) Герб – это отличительный знак государства, города, рода. Слово «герб» в переводе означает «наследство». В нём отражена история. Давайте рассмотрим наш герб. Что на нём изображено? Золотой двуглавый орёл изображён на фоне щита красного цвета. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти.

Ещё одним символом нашего государства является флаг.(Слайд № 22)

Наш российский флаг – трёхцветный. Цвету придаётся особый смысл:

Белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу.

День 22 августа отмечается в нашей стране, как День Государственного флага Российской Федерации.

Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых случаях. Гимн – это главная песня в стране. Гимн слушают стоя. Давайте и мы послушаем один куплет этой торжественной песни. Музыку для гимна написал Александр Васильевич Александров, слова – Сергей Владимирович Михалков

(Звучит Гимн) (Слайд№24)

Учитель: В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок — город, улица, дом, где он родился. Это его малая Родина. (Слайды №2-5)

— А как называется наша малая Родина? (Село Богана Борисоглебского района Воронежской области).

В нашем селе имеются заповедные места. Озеро «Олёх» расположено прямо на территории нашего села. Оно является заказником по разведению и охране водоплавающей птицы с 1980 года.

Наше село славится людьми, которые родились на нашей земле и прославили её своими делами. Торгашин М.П.– председатель совета ветеранов, писатель – краевед, Ларин А.Е. бывший учитель нашей школы, краевед, занимается изучением истории нашего села, ведёт археологические работы и сотрудничает с преподавателями ВГМУ и ВГУ.

Учитель: Наша большая страна состоит из вот таких маленьких деревень, сёл, городов.

С первых дней жизни нас окружают родные люди. Постепенно их круг расширяется: родственники, друзья, соседи.

— А знаете ли вы, какие народы населяют нашу страну?

(учащиеся перечисляют народы, проживающие на территории нашей страны).

— Главная ценность России – люди, их жизнь, труд и культура.

А каких великих людей нашей страны вы знаете? (Показ портретов знаменитых людей.)

Почему эти люди являются гордостью России? (Заслушиваются ответы учащихся).(Слайд №19)

IV. Физминутка.

Ребята, давайте возьмемся за руки и представим себе, какая сильная у нас Родина. (Учащиеся встают и берутся за руки, образовывая круг, символизирующий единство и необъятные просторы нашей страны).

Послушаем, что вы знаете о нашей стране?

В нашей стране горы высокие,

Реки глубокие,

Степи широкие,

Леса большие,

А мы — ребята вот такие! (Слайды №11-14,16)

V. Закрепление.

1. Итак, главная ценность России — люди, их жизнь, труд, культура.

Важнейшие ценности человека: семья, отечество, Бог, вера, любовь, свобода, справедливость, милосердие, честь, достоинство, образование и труд, красота и гармония.(Слайд № 15)

(Откройте рабочие тетради и запишите слова, записанные на доске, а дома вы найдёте определение к этим терминам. Пусть в этой работе помогут вам родители. Учебник, стр. 5.)

2. Работа с учебником.

1. Рассмотрите иллюстрации к §1.

2. Прочитайте материал, объясняющий словарные слова.

3. Запишите в тетрадь обозначение терминов: культурная традиция, духовный мир. (Слайд № 18)

3. Работа с карточками. 1. В облачке напишите наиболее понравившееся вам высказывание. Объясните свой выбор.



4.Контроль. Раздаточный материал.

1) Почему каждый россиянин должен любить свою Родину?

1. Родина у человека, как мать, — одна. Её нужно любить, как мы любим своих родных, как любим свою единственную мать.

2. Благодаря ресурсам страны человек может обогатиться.

3. Это позволяет комфортно жить.

2) Как может проявляться «труд души» по отношению к Родине?

1. В обогащении страны материальными благами.

2. В освоении духовных богатств народа.

3. В завоевании новых территорий.

3) В чём вы видите духовное богатство нашей многонациональной Родины?

1. В богатых и влиятельных людях.

2.В духовных традициях народов, которые живут на территории России.

3. В большой территории и природных ресурсах.

4) Зачем народу традиции? ( Электронное приложение к учебнику «Основы православной культуры»)

1. Традиции вообще не нужны народу.

2. Они помогают сохранить связь с прошлым, указывают каждому правильный путь.

3. Традиции – это прежде всего праздники, они нужны для того, чтобы было веселее жить.

5. Рубрика «Это интересно» (Материал на карточке)

Назовите синоним к слову Родина. ( Отечество)

Слово отечество, как известно, происходит от слова отец. У этого слова много значений. В Священном Писании этим словом обозначается Бог, Бог Отец. В христианской традиции Бог ещё называется Отцом небесным, у которого мы просим благословение на всякое дело. Родителя своего мы тоже называем отцом — это наш земной отец, и, как и у Небесного отца, мы просим у него позволение на то или другое дело. Ещё отцом христиане называют священника, к которому они обращаются при встрече, например: «Отец Владимир…». Духовным отцом называют того священника, который избирается православными для духовных наставлений, совета по самым разным житейским делам, исповедания в грехах, совершения церковных таинств и обрядов. Он называется ещё духовником. Раньше про такого священника говорили: «Избран бысть в отчество», т. е. в духовные отцы. Духовного отца называют также лекарем души: «От духовника да от лекаря не таись».

  1. Тренажёр. (Дифференцированные задания)

Задание 1. Распределите словосочетания на две группы.

(Уборка класса, любовь к Отечеству, плотничество, забота о младших, помощь людям, прополка клумб, уважение старших, любовь к семье, мытьё полов.) 1группа: труд души; 2 группа: физический труд.

Задание 2. Продолжите фразу.

Труд души необходим человеку для того, чтобы (остаться прежним, сделать что – то лучше других, стать лучше).

Задание 3. Продолжите фразу.

Духовные традиции страны устанавливаются (юридическими законами, соседним государством, трудом души народа, отдельным человеком).

Задание 4. Продолжите фразу.

Чтобы соблюдать духовные традиции, их надо (игнорировать, понимать, учить).


9. Задание на дом: Вопросы и задания (Задание дифференцированное: на выбор учащегося 2 задания)

1. Посоветуйся с родителями, с другими взрослыми и назови несколько традиций, принятых вашей семье, в других семьях.

2. Какие ценности лежат в основе семейных традиций?

3. Найдёте определение к терминам, записанным в классе. Пусть в этой работе помогут вам родители. Учебник, стр. 5.)

V. Рефлексия.

Что вам понравилось?

Что узнали нового?

Закончите предложения:

Я не ожидал, что…

Оказывается…

Самым неожиданным для меня было…

Мне больше всего…

Итог урока. Что же нас объединяет? Единая Родина. Это общая земля. Общая история. Общие законы. Общий язык. Но важнее всего – общие ценности, духовные традиции. Человек остается человеком, пока он ценит и бескорыстно заботится о близком ему человеке, других людях, об интересах народа и Родины. Помните, дети, что «Родина любимая, что мать родная! Её мы бережём, ею гордимся, ей мы посвящаем свой труд, свои достижения в науке, культуре и искусстве».

Рефлексия: Солнышко и тучка – карточки.

Если урок понравился предлагаю ребятам поднять карточку с солнышком, если нет –тучку.

infourok.ru

Методическая разработка урока ОРКСЭ на тему «Россия

Разделы: Начальная школа, Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку», Краеведение, ОРКСЭ


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (253,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Название курса: Основы религиозных культур и светской этики.

Цели:

  1. формирование представлений учащихся о Родине, как великой многонациональной державе;
  2. развитие мотивации учащихся к познанию историко-культурных традиций народов России;
  3. воспитание гражданско-патриотических чувств, любви к Родине, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Задачи:

  1. познакомить обучающихся с понятием многонациональности;
  2. сформировать у обучающихся понятия о Родине, Отечестве, патриотизме, материальном и духовном мире;
  3. формировать начальные представления о российских национальных традициях;
  4. воспитывать уважительное и бережное отношение к своей Родине;
  5.  развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся;
  6. способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.

1. Орг. Момент

Слайд 1 «Россия – наша Родина»

— Я хочу начать наш урок с просмотра видеофрагмента.

Слайд 2  Просмотр видеофрагмента.

(Звучит песня «Моя Россия». Во время просмотра видеофрагмента на данном слайде меняются картины природы нашей Родины)

— Что вы почувствовали при просмотре? (Раздолье, простор, гордость, одухотворенность и т.д.)

— О какой стране пелось в услышанной вами песне? (О России)

— Россия – удивительная страна. Она такая большая, что, когда в одном конце страны утро, в другом – глубокая ночь. Где-то тепло и светит солнце, а где-то метут метели и люди топят печки, чтобы не замерзнуть.

Одним милее осень,
Другим милей весна.
А родина Россия.
У нас у всех… (одна)!

2. Работа над новым материалом.

1. — Ребята, как мы уважительно называем нашу страну? (Отечество)

— А почему мы ее так называем? (Потому что наши отцы, деды и прадеды работали и защищали свою землю, чтобы сохранить Россию для следующих поколений.)

— А как еще можно назвать нашу страну? (Родина)

— Что такое Родина? (Край в котором, мы родились и живем).

— Послушайте, как об этом говорят ваши ровесники.

Слайд 3Просмотр фрагмента видеофильма «Мой мир – Россия»

В ходе обсуждения фрагмента видеофильма и анализируя высказывания детей о Родине учитель предлагает детям выполнить задание.

Слайд 4 «Составьте пословицы»

  • Нет в мире краше Родины нашей.
  • Человек без Родины, что соловей без песни.
  • Одна у человека мать, одна у него и Родина.
  • Народы нашей страны дружбой сильны.
  • Народное братство дороже всякого богатства.
  • Если дружба велика, будет Родина крепка.

2. — В жизни нас окружает много предметов и явлений природы. Это… (Окружающий мир)

— Правильно. Эти вещи, предметы, явления природы, среди которых живет человек, составляют мир материальный. Но бывает еще мир духовный.

Слайд 5 «Материальный и духовный мир»

Мир, окружающий нас, бесконечен и многообразен

Материальный мир

Духовный мир

Вещи
Предметы
Явления природы

Знания
Информация
Отношения между людьми

— Как вы думаете, что такое духовный мир? (То чем человек живет, чем интересуется и т.д.)

— А теперь найдите и прочитайте определение, которое нам дают авторы учебника на с.4. (Дети читают определение вслух).

— Правильно ли мы с вами определили, что такое духовный мир?

— Ребята, как вы думаете, что самое ценное у страны? (Из многообразия ответов учитель выбирает народ).

— Самое ценное у страны – это народ. Народ – слово многозначное. «Вон сколько народу!» — говорят, когда много людей собралось в одном месте. Также народом называют население одной страны. Мы все – российский народ, россияне. А еще народ – это люди, которые говорят на одном языке, имеют общие обычаи и похожие занятия. Этих людей объединяет история. Они сохраняют память о своих героях, талантливых писателях, художниках и музыкантах.

3. Слайды 6-11 «Известные люди России»

В ходе просмотра учитель дает комментарии, в какой области проявили себя эти люди.

— Музыка, изобразительное искусство, история, знания – это и есть духовный мир. Он отражается в человеке и формирует его внутренний мир. Все религии мира определяют его как душу человека.

— Как вы думаете, ребята, а одинаков ли духовный мир у всех людей? (Разный)

— Отчего это зависит? (От занятий, увлечений человека, от его общения с другими людьми)

4. — Человек вправе сам определять, чем питать свою душу.

Слайд 12

 «Человек выбирает» (добро и зло, любовь и ненависть, красивое и безобразное, милосердие и жестокость, правда и ложь)

— Что выберете вы? (Ответы детей)

 Физкультминутка

В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет.  Представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Направим к ней лучик, который несёт любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце. Оно несёт тепло всем, всем, всем (руки в стороны).

— Как не разрушить свой внутренний мир? Как понимать других людей? Ответы на эти вопросы мы получим, изучая новый предмет «Основы православной культуры».

5. — В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями. По ним шли наши предки.

— Найдите и прочитайте определение, которое нам дают авторы учебника на с.5 (Дети читают вслух)

— А почему важно сохранять традиции?  (Потому что культурные традиции основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие)

Слайд 13 «Культурные традиции»

— Следуя им, человек может отличить хорошее от плохого, сделать свой внутренний мир чистым, светлым, радостным.

Слайд 14 «Народы России»

— Наша страна удивительна тем, что в ней проживают более180 разных народов. Существуют как многочисленные народы, так и совсем небольшие. Каждый народ имеет свою историю, культуру и традиции.

Слайды 15-18 «Народные традиции»

В ходе просмотра учитель даёт комментарии по особенностям традиций разных народов.

Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации.
Традиции русского православного народа особо соблюдаются во время празднования Рождества, Масленицы, Пасхи.  С чувством благоговения православный человек относится к двунадесятым праздникам Русской Православной Церкви.

Зимой традиции русского народа особо соблюдаются в праздновании Рождества Христова. Верующие люди встречают праздник в храме. В ночь на Рождество во всех церквях происходят праздничные службы. В Рождественские дни принято ходить друг к другу в гости и обмениваться подарками. Очень полезно и правильно с христианской точки зрения посещать больных и страждущих.

Многие люди с трепетом ожидают наступления Масленицы, традиции празднования которой уходят корнями вглубь нашей истории. Это народное торжество, посвященное встрече весны. Прежде чем войти в Великий пост, народ прощается с зимой, радуется теплым весенним денькам, и, конечно же, занимается выпеканием вкусных блинов.

Дни Великого поста – особые дни духовного возрастания, дни смирения, послушания и радости в преддверии великих праздников.
Традиции русского народа соблюдаются и во время празднования Пасхи. Перед наступлением этого праздника все пекут куличи, делают творожные пасхи, красят яйца.  Яйцо — это символ жизни, её возрождения. Яйца красят в разные цвета и дарят друг другу.

В этот день во всех церквях звонят колокола. Это звон зовётся Пасхальный благовест. Служба в церкви на Пасху особенная и длится она всю ночь.
Живут в России и чуваши, традиции которых мало известны, но тоже довольно интересны. Например, праздник сева, называемый Акатуй. Героями этого праздника становились земля и соха. По обычаю, в этот день положено угощать гостей вареными яйцами и кашей. На засеянном поле зарывали яйца для хорошего урожая. Дети и взрослые веселились в этот день, они устраивали состязания в беге и скачки на лошадях. На праздник чуваши пекут блины юсманы.
А знаете, что такое Сабантуй? Это народный праздник у татар. Он посвящен окончанию полевых работ, проводимых весной и тесно связан с трудом. В этот день боролись на кушаках, проводили бои мешками, устраивали скачки и всячески развлекались.

Татары любят пить чай со сладостями, например, с чак-чаком. Маленькие кусочки пресного теста обжариваются, укладываются горкой и заливаются медом с сахарным сиропом. Получается очень вкусно! Чак-чак всегда выставляют на праздничный стол.

Чеченцы и ингуши – два очень близких народа. У них похож язык, обычаи и вера. Традициями этих народов являются сохранение семейного этикета и почётное уважение к гостям, гостеприимство, кодекс чести горцев.

На Крайнем Севере нашей страны живут чукчи и эскимосы. Они занимаются разведением оленей и морским промыслом.  С этим был связан один из праздников этих народов – праздник байдары. Байдара – это легкая быстроходная лодка из дерева и моржовых шкур. В день праздника ее спускали на воду и бросали в море куски мяса – «Кормили» духов морских зверей. Чукчи и эскимосы верили, что от этих духов зависела охотничья удача.

Народы России и их традиции настолько разнообразны, что для перечисления всех возможных праздников нужно не одну энциклопедию прочесть. Российская земля соединила совершенно разных людей и как бы ни было мы обязаны с уважением относиться к традициям других народов.

(Заранее подготовленный ученик читает стихотворение.)

Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы друзья.
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые мы трудности вместе осилим
И только в единстве сила России.

III. Закрепление и обобщение пройденного материала

Обучающиеся выполняют задания различного вида.

1. Фронтальная работа

Слайд 19 «Труд души и физический труд»»

Труд души

Физический труд

 

 

Распредели словосочетания на 2 группы.

Плотничество, забота о младших, любовь к Отечеству, уважение старших, любовь к семье, мытьё полов, уборка класса, помощь людям, прополка клумб.

Слайды 20-22 «Продолжи фразу»

2. Работа в парах. (Приложение 1)

Продолжите фразу.

  • Труд души человеку необходим для того, чтобы… (Сделать что-то лучше других, стать лучше, остаться прежним).
  • Духовные традиции страны устанавливаются… (Юридическими законами, отдельным человеком, трудом души народа, соседним государством).
  • Чтобы соблюдать духовные традиции, их надо… (Игнорировать, учить понимать,).

Слайды 23-26 «Тест. Работа в группах»

3. Работа в группах. (Приложение 2)

Поработайте с тестом.

1. Почему каждый россиянин должен любить свою Родину?

А) Это позволяет комфортно жить.

Б) Родина у человека, как мать – одна. Её нужно любить, как мы любим своих родных, как любим свою единственную мать.

В) Благодаря ресурсам страны человек может обогатиться.

2. Как может проявляться «труд души» по отношению к Родине?

А) в обогащении страны материальными благами

Б) в завоевании новых территорий

В) в освоении духовных  богатств  своего народа

3. В чем вы видите духовное богатство нашей многонациональной Родины?

А) в большой территории и природных ресурсах

Б) в духовных традициях народов, которые живут на территории России

В) в богатых и влиятельных людях

4. Зачем народу традиции?

А) Они помогают сохранить связь с прошлым Родины, указывают каждому правильный путь.

Б) Традиции – это прежде всего праздники, они нужны для того чтобы было веселее жить.

В) Традиции вообще не нужны народу.

IV. Итог. Рефлексия.

Слайды 27-28 «Ромашка — символ России»

Когда вспоминаешь о нашей Родине-матушке, на ум приходят ассоциации: берёза, матрёшка и ромашка. Трудно найти сегодня человека, который не знал бы цветок ромашку. Трогательная белая ромашка стала настоящим символом России, русской природы, эталоном чистоты и праведности, нежности и добросердечия. По народным преданиям, цветок ромашка появляется там, где падает ночная звезда.

Ромашка – эмблема любви. 8 июля в Москве отмечают День семьи, любви и верности. Это молодой праздник с многовековыми традициями. В этот день православные вспоминают чету Петра и Февронии, которые считаются покровителями семейного счастья.

— Давайте подведём итог нашего урока, вспомним основные понятия, которые для вас оказались наиболее близкими и значимыми. Я предлагаю вам всем вместе дружно собрать свою ромашку — символ природной и духовной красоты нашей необъятной России!!!

(На доске жёлтая серединка ромашки. На ней написано ключевое предложение «Россия – наша Родина», которое является центром идеи, темы урока. Из многообразия лепестков, хаотично разбросанных по всей доске, детям необходимо выбрать только те, на которых присутствуют слова или предложения, выражающие понятия, идеи, образы, подходящие для данной темы.

Возможные варианты лепестков: Родина и Отечество; духовный мир; внутренний мир человека, культурные традиции, народные традиции, народное братство, многонациональная Родина, «труд души»; обогащение, материальные блага; зло и ненависть; «лень души»; вражда.

Затем все лепестки собираются в один общий цветок.)

Литература.

  1. Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций / А.В. Кураев. – Москва: «Просвещение, 2016.
  2. Данилко Е.С. Народы России / Москва: РОСМЭН, 2015.
  3. Клюшник Л.В. Наша Родина – Россия / Л.В.Клюшник – Москва: РОСМЭН, 2015
  4. Электронные ресурсы, видео- и аудиоматериалы:
  5. Песня «Моя Россия». Автор музыки и композитор Георгий Струве. Стихи, слова песни написала Нина Соловьёва.
  6. Мультимедийное учебно-методическое пособие для занятий с детьми 8-11 лет Цикл фильмов «Мой православный мир России». Фильм 1 «Мой мир — Россия» Студия «Шесть крыльев», Санкт-Петербург https://www.youtube.com/watch?v=IUvhuCCPwvQ

29.03.2017

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Презентация для урока ОРКСЭ — Россия -наша Родина

Что мы Родиной зовём? И берёзки, вдоль которых

Дом, где мы с тобой живём, Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём? Наши праздники и песни,

Поле с тонким колоском, Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём? И под небом синим-синим

Всё, что в сердце бережём, Флаг России над Кремлём.

Герб России

У России величавой

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад и восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

Флаг России

Белый цвет – берёзка.

Синий — неба цвет.

Красная полоска-

Солнечный рассвет.

1.Россия — священная наша держава, Россия — любимая наша страна. Могучая воля, великая слава — Твое достоянье на все времена! Припев: Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой!

2.От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля. Одна ты на свете! Одна ты такая — Хранимая Богом родная земля! Припев:

3.Широкий простор для мечты и для жизни Грядущие нам открывают года. Нам силу дает наша верность Отчизне. Так было, так есть и так будет всегда! Припев:

Гимн

России

Музыка — Георгия Александрова, новый текст — Сергея Михалкова.

Москва

Москва – это Красная площадь.

Москва – это башни Кремля.

Москва – это сердце России,

Которое любит тебя.

Санкт — Петербург

Он царя Петра творенье, Кораблей заморских флаги, Город славы, город сад. Вдоль Невы дворцов парад.

Золотое кольцо

Суздаль

Суздальский кремль

Города старинные, Словно птицы- лебеди

Звон колоколов. Суздаль и Ростов.

Ростов

Кафедральный собор рождества Пресвятой Богородицы

Тверь

Кострома

На широкой Волге Башенки резные,

Тверь и Кострома, Чудо- терема.

Новгород

Города старинные, Новгород на Волхове,

Крепость на реке. Муром на Оке.

Муром

Здесь дружины храбрые

В бой вели князья,

Конного и пешего

Недруга разя.

Памятник Илье Муромцу

Города старинные

Мастерами славные.

Улицы кузнечные,

Улицы гончарные.

Площади торговые,

Праздничные ярмарки –

Из Ельца — матрёшки,

А из Тулы пряники.

Тула

Успенский собор

Города старинные-

К солнышку лицом –

Для России стали

Золотым кольцом.

Если долго-долго-долго

В самолёте нам лететь.

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймёшь тогда, какая

Наша родина большая,

Необъятная страна.

Валаам

Ладога, Ладога,

В небе чаек гам

Мы плывём на

остров,

Остров Валаам.

Ладога, Ладога,

Голубая ширь.

На скалистом озере

Чудо — монастырь.

Ладога, Ладога,

Красота земли, —

Голубика – ягода

В капельках зари.

На Кавказе

На Кавказе любят

Музыку и пляски.

На конях джигиты

Скачут без опаски.

На Кавказе любят

Делать украшенья.

Славятся чеканкой

Местные селения.

На Кавказе любят

Пить кефир-айран.

Надевает бурку

В дальний путь чабан.

На Кавказе любят

Сладкий виноград.

Здесь хозяин гостю,

Как родному, рад.

На Волге

  • Вы на Волге были?
  • Были.
  • Что вы делали?
  • Удили.
  • Кто попался на крючок?
  • Нам попался судачок.
  • Как не верить вам, ребята?
  • Волга рыбою богата.

В степной станице

В стороне степной Песни нам поют,

Землю сушит зной. Молока дают.

Здесь растят коней,

Как растят детей:

Уральские горы

Уральские горы

По каменным плитам

Ведут за собой нас

В страну малахита.

В страну, где не счесть

Драгоценных камней,

В страну работящих

И добрых людей.

Таёжная страница

Кедры, пихты, сосняки.

Лось рогатый у реки.

Куропатка бьёт крылом,

По реке плывёт паром.

Озеро Байкал

Есть в тайге сибирской нашей

Больше моря чудо-чаша.

Это – озеро Байкал

В окруженье диких скал.

На Дальнем Востоке

Тигры –жители Уссури-

В полосатой ходят шкуре.

Это очень редкий вид

И красив, и знаменит.

На Камчатке

Вдали вулкан дымится. Здесь Родины граница,

Над сопками туман. Здесь Тихий океан.

Российская семья

Живут в России разные У каждого народа

Народы с давних пор. Язык свой и наряд.

Одним – тайга по нраву, Один – черкеску носит,

Другим – степной простор. Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой — оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мёд.

Одним – милее осень,

Другим – милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех — одна.

Русские сувениры

Гжель

Тульский самовар

Самовар раздула Тула

Тула – древняя земля –

Белой скатертью взмахнула

От Заречья до Кремля.

Самовар гудит и топчет

Топку в небо белый дым.

Где ты ни был днём ли,

ночью-

Словно дома рядом с ним.

Он гудит в лесной избушке,

В городах среди степей…

Из него не редко Пушкин

Чаем потчевал друзей.

Полководец, князь Суворов

За собой его возил.

Самовар наш нюхал порох,

Видел крепость Измаил.

Он гудит, не уставая,

Двести лет уже подряд.

Самовар душа живая –

Друг веселью, сказке брат.

Хохлома

Палех

Дымковская игрушка

Матрёшки Сергиев- Посад

Городецкая роспись

Балалайки

kopilkaurokov.ru

Урок 1: Россия — наша Родина

Как называется страна, в которой мы живем?

Посмотрите на карту России.

Что вы можете сказать о ее территории, какие реки, моря, озера, горы находятся на территории России?

Какие города вам известны?

У России флаг трехцветный

Цветам российского флага приписывается множество символических значений. В настоящее время не существует официального толкования цветов Государственного флага Российской Федерации.

Белый, синий и красный цвета с древних времён на Руси означали:

  • белый цвет — благородство и откровенность;
  • синий цвет — верность, честность, безупречность и целомудрие;
  • красный цвет — мужество, смелость, великодушие и любовь.

Считается, что именно так следует расшифровывать символику бело-сине-красного «Флага Царя Московского».

Другим распространённым толкованием было соотнесение цветов флага с историческими областями Российской империи:

  • Белой (белый цвет),
  • Малой (синий цвет) и
  • Великой Руси (красный цвет).

Это объяснение исходило из полного титула царей и императоров России: «Всея Великия, и Малыя и Белыя России/Руси», символизируя единение великороссов, малороссов (украинцев) и белорусов.

Кроме того в дореволюционные времена существовала другая трактовка значений этих цветов, например:

  • белый цвет — цвет свободы;
  • синий цвет — цвет Богородицы;
  • красный цвет — символ державности.

Было также толкование этих цветов (подобно символике династического флага Романовых), как триединства православной церкви, царской власти и народа, где:

  • белый цвет — символ православной веры;
  • синий цвет — символ царской власти;
  • красный цвет — символ русского народа.

Это триединство веры, царя и народа отразилось и в общественном сознании: в призыве «За Веру, Царя и Отечество!» — и в политическом принципе «самодержавие, православие, народность».

Помимо этого, часто высказывается мнение, что три цвета флага символизируют «Веру, Надежду, Любовь».

Интересной является и история герба России

В геральдике (науке о гербах) символы нашего герба имеют следующее значение:

А)красный цвет — неустрашимость, великодушие, любовь, огонь;

Б)золото  — сила, богатство, могущество, справедливость;

В)орел  — власть, прозорливость, великодушие;

Г)двуглавый орел  — охрана своих владений на западе и на востоке, в Европе и Азии;

Д)короны на гербе являются не только символами монархии (это значение они имели в царской России), сейчас их можно трактовать как символы трех ветвей власти: исполнительной, законодательной и судебной;

Е)скипетр — это символ защиты суверенитета;

Ж)держава  — символ единства, целостности государства;

З)на груди орла  — древнейший герб Москвы: всадник, поражающий змея, — это символ победы добра над злом.

Главная песня нашего государства — гимн

В истории России их было несколько. Не случайно первым гимном России стала Молитва.

Шли годы, менялись слова и музыка гимнов…

И вот мы гордимся успехами наших спортсменов, наблюдаем за вручением высших наград государства, с трепетом и уважением относимся к достижениям родины под торжественную мелодию Гимна Российской Федерации.

Гимн принято исполнять стоя.

Гимн в торжественных случаях

Кто является главой нашего государства?

Назовите столицу России, покажите ее на карте

Достопримечательности нашей страны

Какие русские военачальники, писатели, композиторы, художники вам известны?

Можно ли сказать, что эти люди являются гордостью России? Почему?

Работа с портретами

Назовите известных вам героев России

Что вам известно о защитниках нашей родины?

Работа с портретами

Подведение итогов беседы

Мир, который нас окружает

Работа по учебнику

Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся: стр. 4-5.

Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).

Взаимосвязь духовного мира и человека

Культурные традиции

Духовные ценности

Работа с учебником

Но важнее всего — общие ценности, духовные традиции. Человек остается человеком, пока он ценит и бескорыстно заботится о близком ему человеке, других людях, об интересах народа и Отечества.

И Родину, и ценности ты получаешь в дар от предшествующих поколений. Ценности живут в духовных традициях. Вне традиций они погибают, словно растение, которое выдернули из почвы. Источник ценностей понимается по-разному.

Верующие убеждены, что ценности люди получают от Бога. Бог дает людям нравственный закон  — знание о правильной жизни, о том, как избежать зла, страха и болезней и даже смерти, не причинять вред другим, жить в любви, гармонии и согласии с людьми и окружающим миром.

Люди, которые не придерживаются определенной религии, считают, что ценности  — это самые важные знания о жизни, которые младшие получают от старших, а те – от еще более старших и опытных поколений.

Такая передача ценностей, или традиция, происходит в семье. Вспомни, родители часто говорят тебе о том, что следует одеваться по погоде, соблюдать правила гигиен

urokidelai.ru

Презентация к уроку ОРКСЭ «Россия -наша родина»

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Урок — презентация на тему «Россия – наша родина». Подготовила : учитель ГБОУ СОШ № 684 города Москвы Суворова Наталья Валентиновна А мы живем в России, У нас леса большие, У нас березы белые И космонавты смелые!

2 слайд Описание слайда:

Цель урока Создать у учащихся образ России как единой многонациональной страны с богатым культурным наследием

3 слайд Описание слайда:

Задачи урока Сформировать представление о России как о великой стране с богатыми природными ресурсами Показать большие достижения нашей культуры, науки и техники Подчеркнуть многонациональность населения России Показать необходимость сплочения всех народов, населяющих Россию Создать ощущение причастности каждого ребенка к жизни великой страны

4 слайд Описание слайда:

Как ты понимаешь слово РОДИНА? Место, где ты родился Место, где живешь Твой дом Твоя семья Твой город

5 слайд Описание слайда:

Что значит слово РОДИНА? Вспомните родственные слова. РОД- группа людей, объединенных общим родством Все родственники по мужской и женской линии, происходящие от одного родоначальника Родители -мать, отец Родичи (родственники, родня) — представители одного рода – дети, внуки, правнуки, отцы, деды, прадеды Родословная — перечень поколений одного рода

6 слайд Описание слайда:

Почему наша родина — Россия — называется многонациональной страной? Как правильно называется наша страна? Российская Федерация Что такое федерация? Это форма государственного правления в многонациональной стране. В Российской Федерации – 89 субъектов. Какие нации и народности входят в состав Российской федерации? Адыгейцы, башкиры, буряты, татары, евреи, карелы, ненцы, русские, якуты…более 180 наций и народностей . ВЫВОД: Россия многонациональное государство, в котором каждый народ имеет равные права с другими.

7 слайд Описание слайда:

Российская Федерация

8 слайд Описание слайда:

Какие символы России вам известны? Флаг Герб Гимн Припев: Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой!

9 слайд Описание слайда:

Что означают цвета российского флага? Снежинки так прекрасны и легки! Как совершенны у ромашки лепестки! Как на доске строка, написанная мелом, Мы говорим сейчас о цвете… Россия много войн пережила, И наши деды умирали не напрасно, И верность родине их к славе привела Под знаменем Победы ярко-… Спокойны и чисты рек русских воды, Прозрачны и чисты, как вечер зимний, И благородны и просторны неба своды, И потому на флаге цвет есть…

10 слайд Описание слайда:

Вывод: цвета государственного флага выбирались не случайно. Издавна каждый цвет имел особое значение: Белый — чистота, совершенство, Синий — вера, Красный — отвага. В символах России — гордость за свою страну, ее историю, ее победы.

11 слайд Описание слайда:

Чем мы, жители России, можем гордиться? (примерные ответы) Столицей Территорией Достижениями науки, техники, литературы Военными победами Богатым растительным и животным миром Культурой и традициями народов Военными победами Дружбой Своими жителями Другое ..

12 слайд Описание слайда:

Задание классу: Представить Россию по выбранной категории (выполняется в группах или парах) учащиеся самостоятельно выбирают тему для представления (природа России, растительный или животный мир, города, столица, территория, спорт или другое) (Задание выполняется в течение 10 минут).

13 слайд Описание слайда:

Природа России

14 слайд Описание слайда:

Города России

15 слайд Описание слайда:

Великие люди

16 слайд Описание слайда:

Наши достижения

17 слайд Описание слайда:

Мы и спорт

18 слайд Описание слайда:

Наша память

19 слайд Описание слайда:

Наши традиции

20 слайд Описание слайда:

Наше будущее

21 слайд Описание слайда:

Наша дружба

22 слайд Описание слайда:

Защита детских работ в классе и составление общей картины России на фоне карты Российской Федерации РОССИЯ — это МЫ Россия – наша Родина ВЫВОД: Россия – великая и необыкновенная страна. Она имеет большую территорию, ее природа богата и разнообразна, ее достижения удивили мир, а люди, хоть и не похожи, но могут жить в мире и благополучии.

23 слайд Описание слайда:

РОССИЯ — ЭТО МЫ. Найди свой город на карте России! Каждый ученик отыскивает «свой» город и записывает свое имя (ник, смайлик, рисунок ) на карте России.

24 слайд Описание слайда:

Итоги урока Звучит песня Константина Карра на стихи Татьяны Козачковой РОССИЯ — РОДИНА

25 слайд Описание слайда:

Чего ты хотел бы пожелать своей стране?

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДВ-493130

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Презентация и конспект по ОРКСЭ на тему «Россия

Разработка урока

по курсу ОРКСЭ

«Россия-наша Родина»

Тема урока: Россия – наша Родина

Актуальность проблемы

Слайд 2

Во всем мире существуют общечеловеческие ценности, среди которых особое место занимают такие понятия как «мама», «отчий дом», «родина», «любовь». Урок призван раскрыть эти понятия и показать их взаимосвязь.

Слайд 3

Для каждого человека понятие Родины начинается с самого дорогого и близкого человека – это мама. Именно она дарит любовь, ласку, добро. Для маленького ребенка главной ценностью является именно она.

Слайд 4

Подрастая, ребенок познает окружающий его мир: отчий дом, скамейка у ворот, березовая роща на пригорке – все это малая родина. Это неотъемлемая часть жизни каждого из нас, то, что мы любим.

Слайд 5

Цели урока:

  • формирование мотивации на получение новых знаний,

  • формирование чувства любви и гордости за свою Родину,

  • эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности.

Слайд 6

Задачи:

Образовательные:

  • формирование понятия «Россия – наш общий дом», «Многонациональное государство»;

  • познакомить с понятиями духовный и материальный мир, культурные традиции;

  • расширение знаний о символах и выдающихся людях России.

Слайд 7

Воспитательные:

  • привитие доброжелательного отношения к окружающим;

  • формирование интереса к многонациональной культуре нашей страны.

Слайд 8

Развивающие:

  • формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, конструктивно разрешать конфликты

Слайд 9

Понятия:

Россия

Родина

Отечество

Многонациональное государство

Культурные традиции

Слайд 10

Методы работы: частично-поисковый, словесный, наглядно-иллюстративный, проблемный диалог.

Слайд 11

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: групповая, фронтальная.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарем, групповая работа , подготовка творческой беседы с членами семьи

Слайд 12

Средства обучения:

  • мультимедийный проектор; компьютер

  • флаг, герб,

  • физическая карта России

  • репродукции картин, на которых изображены русские пейзажи

  • листы с заданиями для групп

  • аудиоматериалы (гимн, песни о Родине), видеоматериалы

  • презентация.

Слайд 13

Ожидаемые результаты:

  • расширение представления о Родине, Отчизне, о духовном мире человека, о культурных традициях страны;

  • ознакомление с новым предметом «Основы религиозных культур и светской этики»

  • формирование образа «Родина» и «малая Родина».

  • эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности, уважение и принятие других народов России

Слайд 14

  • продукт проектной деятельности учащихся в виде творческих работ (презентация, сочинение, рисунок)

  • если ребенок будет с малых лет ценить Родину, то в дальнейшем он сможет стать личностью, привносящей вклад в развитие своей страны.

Слайд 15

План урока

1 этап – вводный:

2 этап – основной:

Актуализация знаний учащихся-18 мин

  • Работа с понятиями Родина, Отечество, Матушка

  • Географические особенности России,

  • Символы России

  • Физкультминутка

Усвоение новых знаний-12 мин

  • Россия – многонациональное государство,

  • Выдающиеся люди России,

  • Культурные традиции народов России

3 этап – заключительный:

  • Закрепление -5 мин

  • Домашнее задание-3 мин

  • Итог. Рефлексия-5 мин

Слайд 16-18

Ход урока

Организационно-мотивационный момент

(Звучит песня В.Баснера – М.Матусовского «С чего начинается Родина?»

– Как вы думаете, почему наш урок начался с такой песни, какая будет тема сегодняшнего урока?

Правильно, сегодня мы с вами поговорим о Родине.

Вы узнаете:

— чем и кем богато наше Отечество;

— что такое традиции и для чего они существуют.

Слайд 19

2.Актуализация опорных знаний

1.Родина, Отечество, матушка

-Как называется наша Родина?

Наша Родина называется Россия, Российская Федерация.

Видеоролик Слайд 20

— Что вы представляете себе, когда слышите слово Родина? (бескрайние просторы, красоту и многообразие родного края, дом, поле, лес, ….)

– Откуда произошло слово “родина”?

Слово “родина” произошло от древнего слова “род”, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством.

– Какие однокоренные слова слову “родина”, вы можете привести?

Родители – отец и мать, у которых рождаются дети. Родич – родственник, член рода. Родня – родственники. Родословная – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её.

Слайд 21

Работа с рассказом К. Д. Ушинского «Наше Отечество»:

Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы наши и деды наши.

Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное; А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.

-Назовите синонимы к слову Родина. (Отечество, Отчизна, матушка)

-Почему Родину называют Отечеством?

-Почему Матушкой?

Слайд 22-23

На столе у обучающихся конверт со словами пословицы. Дети работают в парах.

— Ребята, соберите пословицу и объясните её смысл.

Где родился, там и…. пригодился.

Жить – Родине…служить

Береги землю родимую, как …мать любимую

Родина-мать, умей…за нее постоять

Слайд 24

РОДИНА —

  • страна, в которой человек родился;

  • страна, гражданином которой является человек;

  • место, где человек родился, где живут его родные и близкие;

  • место, которое человеку дорого.

Слайд 25-26

2.Россия-государство

Работа с картой

-Покажите на карте Россию. Что вы можете сказать о её территории?

-Какие города вам известны?

-Назовите столицу России, покажите её на карте?

Слайд 27

Задание «Собери пазлы»

Слайд 28

-Кто является главой нашего государства?

Слайд 29

-Какие символы государства тебе известны?

Слайд 30

Ролик «Гимн России»

Слайд 31

-Какие чувства вы испытываете, когда слышите музыку и слова гимна?

Слайд 32

-Как выглядит Российский флаг?

Назовите правильное расположение цветов нашего флага, начиная с нижней полосы? Что обозначает каждый цвет на флаге России?

Ответ

Красный, синий, белый. Белая — свобода, откровенность, благородство. Синяя — верность, честность. Красная — державность, мужество, смелость, любовь.

Слайд 33-34

-Какой из представленных гербов является гербом Российской Федерации в данное время?

Слайд 35

В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина. А из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна.

Мы любим свою Родину, и должны быть готовы в любую минуту встать на ее защиту.

Слайд 36

3.Физкультминутка

Ритмичные движения под песню:

Я, ты, он, она,

Вместе — целая страна,

Вместе — дружная семья.

В слове «мы» — сто тысяч «Я».

Большеглазых, озорных,

Черных, рыжих и льняных,

Грустных и веселых,

В городах и селах.

Слайд 37-38

4.Россия – многонациональное государство.

Здесь проживают разные народы.

Какие народы вы знаете?

По мере того, как называют народы, на слайде появляются изображения представителей народов в национальных костюмах.

В нашей стране много народов, для которых Россия стала домом.

Заранее подготовленные ученики читают стихотворение.

Слайд 39

У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один – черкеску носит,
Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мёд.
Одним – милее осень,
Другим – милей весна.
А Родина Россия

У нас у всех – одна.

Слайд 40

-Какие русские военачальники, композиторы, писатели, художники вам известны?

-Все ли из перечисленных людей русские?

-Можно ли сказать, что эти люди являются гордостью России? Почему?

Слайд 41

Групповая работа

Найдите главную мысль текста

«В нашей стране живут люди разных культур и разных убеждений.

Россия стала такой большой именно потому, что она разрешала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что ее граждане принадлежат к разным народам и религиям. Самое ценное, что есть в России – это её люди»

Вывод: Россия – многонациональное государство. Неважно, какой национальности человек. Важно, что каждый внёс вклад в развитие страны, в которой живёт.

Слайд 42

5.Традиции народов

У каждого народа – своя культура и свои традиции.

— Как вы понимаете, что такое традиции? Давайте обратимся к толковому словарю.

Традиция — (от лат. traditio — предание ) — передача образцов и норм духовной жизни, священных текстов, ритуалов и нравственности из поколения в поколение.

— Запишите данное слово в свой словарик.

Слайд 43-44

-Попробуйте привести примеры традиций нашей страны.

Слайд 45-46

Закрепление

Россией зовется общий наш дом,

Пусть будет уютно каждому в нем.

Любые трудности мы осилим

И только в единстве сила России.

Слайд 47-48

Детям раздают карточки со словами (Россия, наш, общий, дом, небо, река, люди, лес).

Из перечня этих слов дети должны убрать лишние и составить предложение, характеризующее главную мысль нашего урока «Россия – наш общий дом».

Слайд 49-52

VII. Домашнее задание.

— Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье.

— Оформите страницу вашего словарика своими рисунками или иллюстрациями объясняющими смысл данных слов.

— Есть ли среди ваших родственников тех, кто внёс вклад в развитие России? Кто они? В чём их заслуга перед Отечеством?

Составь рассказ

Создаем книгу «Мои символы России»

Есть у России символы официальные: герб, флаг, гимн. Обсуди с родителями, что ещё может быть символом нашей великой Родины?

(природный объект, город, человек, предмет, сооружение, растение, животное и т.д.)

Нарисуй такой символ России и кратко объясни свой выбор (письменно).

Прошу оформить работу на альбомном листе (формате А4).

Можно не рисовать, а подобрать иллюстрацию, работу можно оформить на компьютере, попросите помочь своих старших братьев и сестёр, родителей.

Слайд 53-54

Подведение итогов урока

-Что ты расскажешь дома членам семьи о нашей Родине после сегодняшнего урока?

Чем богата наша страна? (красота природы, ресурсы, культура, люди).

Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы — граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной. Вы граждане многонациональной страны. У каждого человека есть своя дорога в жизни и только от него зависит, каким будет его будущее. Вы- дети России, вы- надежда и будущее нашей страны.

Слайд 55

Рефлексия

— У вас на столах лежат полоски со словами, выберите те слова, которые можно отнести к сегодняшнему уроку. (слова написаны на полосках двух цветов: зеленые: интересный, заставляющий думать; красные: скучный, непонятный, сложный; )

infourok.ru

Презентация по ОРКСЭ на тему «Россия

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Россия – наша Родина

2 слайд Описание слайда:

Российская Федерация Мы живём в замечательной стране, имя которой – Российская Федерация, или, коротко, Россия. Произнесите это слово вслух, и вы почувствуете в его звучании свет, раздолье, простор, одухотворённость…

3 слайд Описание слайда:

Отечество, Родина Мы уважительно называем нашу страну Отечеством, потому что наши отцы, деды, прадеды, прадеды наших прадедов и их предки учились, работали и защищали свою землю, чтобы сохранить Россию для следующих поколений. Мы любовно называем нашу страну Родиной, потому что родились и живём в ней.

4 слайд Описание слайда: 5 слайд Описание слайда: 6 слайд Описание слайда: 7 слайд Описание слайда: 8 слайд Описание слайда: 9 слайд Описание слайда: 10 слайд Описание слайда: 11 слайд Описание слайда: 12 слайд Описание слайда: 13 слайд Описание слайда: 14 слайд Описание слайда: 15 слайд Описание слайда: 16 слайд Описание слайда: 17 слайд Описание слайда: 18 слайд Описание слайда: 19 слайд Описание слайда: 20 слайд Описание слайда: 21 слайд Описание слайда: 22 слайд Описание слайда: 23 слайд Описание слайда: 24 слайд Описание слайда: 25 слайд Описание слайда: 26 слайд Описание слайда: 27 слайд Описание слайда: 28 слайд Описание слайда: 29 слайд Описание слайда: 30 слайд Описание слайда:

Культурные традиции Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. Особое место среди них занимают религиозные культуры и морально – этические нормы. Все они основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие.

31 слайд Описание слайда:

Что такое культурные традиции и для чего они существуют? Если человек следует им, он не заблудится в сложном мире, сможет отличить хорошее от плохого, узнает, как сделать свой внутренний мир чистым, светлым и радостным.

32 слайд Описание слайда:

Народы России В нашей стране живут люди, которые знают и бережно хранят разные традиции. Они нередко говорят на разных языках, но хорошо понимают друг друга и все вместе составляют одну дружную семью народов России.

33 слайд Описание слайда:

И в этой семье мы уважительно и бережно относимся к каждой традиции. Мы все разные, но мы все вместе живём, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной.

34 слайд Описание слайда:

Вопросы и задания: Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье. Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи?

35 слайд Описание слайда:

Используемые материалы: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений «Основы светской этики» 4-5 классы Москва «Просвещение» 2010 * http://images.yandex.ru/yandsearch?ed=1&img_ url=900igr.net/datas/strany/s.-Rossija-2.files/0010-010-Sankt-Peterburg.jpg&rpt=simage&text=наша%20род *http://images.yandex.ru/yandsearch?ed=1&text=%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%20%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8%2020%20%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0&stype=simage&img_url=img15.nnm.ru/0/2/4/e/9/dce9cbb2128901938daeb3de3d7_prev.jpg&p=473 *http://images.yandex.ru/yandsearch?ed=1&text=%D0%B4%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BC%D0%B8%D1%80&stype=simage&img_url=img1.liveinternet.ru/images/attach/b/3/11/612/11612943_1470229665.jpg&p=880 *http://images.yandex.ru/yandsearch?text=добро%20и%20зло%20картинки&stype=simage&img_url=www.gigart.ru/uploads/posts/2009-04/1241104634_124

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДA-007204

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *