Презентация для 2 класса «Золотая осень»

Цель: 1) сплочение коллектива детей;

           2) наблюдение за осенними изменениями в природе;

           3) создание эмоциональной благоприятной обстановки в группе.

Задачи: воспитывать дружеские отношения между детьми; развивать коммуникативные возможности учащихся, уметь правильно общаться в обществе; корректировать внимание, мышление, творческую активность.

Просмотр содержимого документа
«Презентация для 2 класса «Золотая осень»»

Учитель начальных классов

Шелкунова Нина Михайловна

Вспомни название осенних месяцев.

Назови их по порядку.

сентябрь

февраль

август

январь

апрель

ноябрь

март

июль

декабрь

октябрь

июнь

май

Прочитай загадки,

узнай месяц осени.

Опустел колхозный сад, Паутинки вдаль летят, И на южный край земли Потянулись журавли. Распахнулись двери школ. Что за месяц к нам пришёл?

Вслед за августом приходит, С листопадом хороводит И богат он урожаем, Мы его, конечно, знаем!

  • Опустел колхозный сад, Паутинки вдаль летят, И на южный край земли Потянулись журавли. Распахнулись двери школ.
    Что за месяц к нам пришёл? Вслед за августом приходит, С листопадом хороводит И богат он урожаем, Мы его, конечно, знаем!

сентябрь

Прочитай загадки,

узнай месяц осени.

октябрь

Всё мрачней лицо природы: Почернели огороды, Оголяются леса, Молкнут птичьи голоса, Мишка в спячку завалился. Что за месяц к нам явился?

Королева наша, Осень, У тебя мы дружно спросим: Детям свой секрет открой, Кто слуга тебе второй?

  • Всё мрачней лицо природы: Почернели огороды, Оголяются леса, Молкнут птичьи голоса,
    Мишка в спячку завалился.
    Что за месяц к нам явился? Королева наша, Осень, У тебя мы дружно спросим: Детям свой секрет открой, Кто слуга тебе второй?

Прочитай загадки,

узнай месяц осени.

Кто тепло к нам не пускает, Первым снегом нас пугает? Кто зовёт к нам холода, Знаешь ты? Конечно, да!

ноябрь

Пословицы и поговорки.

Народные приметы

Весна красна цветами,

а осень снопами.

Осень –

время убирать урожай.

Чем больше муравьиные кучи —

тем суровее будет зима.

Теплая осень –

к долгой зиме .

Кто из этих животных

осенью залегает в

спячку и проспит

до весны?

Кто из этих животных

осенью залегает в

спячку и проспит

до весны?

Про кого говорят, что его «ноги кормят»? Объясните выражение.

Кто из этих животных меняет на зиму цвет шубки? Почему?

Назови птиц. Кто из них не улетает осенью на юг?

kopilkaurokov.ru

Проект времена года — осень

Проект времена года — осень

Проект на тему «Мое любимое время года — осень» делают во всех классах начальной школы. В 1 и 2 классах проект содержит стихи, загадки, пословицы и поговорки о временах года. В 3 — 4 классе добавляются наблюдения за изменениями в природе и в животном мире, связанные с особенностями осени.

Проекты бывают коллективные и индивидуальные. Иногда детям дают задание приготовить страницу проекта с загадками или приметами и т.д.

Если ваш ребенок получил в школе такое домашнее задание, то ему можно предложить выполнить проект в следующей форме:

  1. Презентация (PowerPoint), на флешке
  2. Документ Word, распечатанный на листах формата А4
  3. Творческая работа, выполненная своими руками (пример таких работ представлен ниже)

Для самостоятельного выполнения проекта вам понадобятся:

Загадки про осень

Пусто в поле, дождь идёт.
Ветерок срывает листья.
С севера туман ползёт,
Тучи грозные нависли.
Птицы движутся на юг
Чуть крылом касаясь сосен.
Догадайся, милый друг,
Что за время года? — …
(Осень)

***

Пришла без касок и без кисти
И перекрасила все листья

***

Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто …
(Листопад )

***

Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто …
(Листопад )

 

Пословицы и поговорки про осень

Сентябрь без плодов не бывает.

Осенью и у кошки пирог.

Весна цветами красна, осень снопами.

Осенью и у воробья пир.

В ноябре снег надует — хлеба прибудет.

Осень хвастлива, а весна справедлива.

Весна дает цветы, а осень — плоды.

Осень пришла, урожай принесла.

Осень прикажет, весна свое скажет.

От осени к лету повороту нету.

Осень идет и за собою дождь ведет.

Осень велика, зима долга.

Осень — собериха, зима — подбериха.

Осень — погод восемь.

Осенний мороз не выдавит слез, а зимние морозы — из глаз слезы.

Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.

 

Стихи про осень

ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ

Листочки танцуют, листочки кружатся
И ярким ковром мне под ноги ложатся.
Как будто ужасно они занятые,
Зелёные, красные и золотые…
Листья кленовые, листья дубовые,
Пурпурные, алые, даже бордовые…

Бросаюсь я листьями вверх наугад —
Я тоже устроить могу листопад!
Ю. Каспарова

ОСЕННЕЕ УТРО

Жёлтый клён глядится в озеро,    
Просыпаясь на заре.                     
За ночь землю подморозило,       
Весь орешник в серебре.   

Запоздалый рыжик ёжится,         
Веткой сломанной прижат.           
На его озябшей кожице                
Капли светлые дрожат.    

Тишину вспугнув тревожную
В чутко дремлющем бору
Бродят лоси осторожные,
Гложут горькую кору.

Улетели птицы разные,
Смолк их звонкий перепев
А рябина осень празднует,
Бусы красные надев.
О. Высотская

Осень

В ЛЕСУ

Кружат листья над дорожкой.
Лес прозрачен и багрян…
Хорошо бродить с лукошком
Вдоль опушек и полян!

Мы идём, и под ногами
Слышен шорох золотой.
Пахнет влажными грибами,

Пахнет свежестью лесной.

И за дымкою туманной
Вдалеке блестит река.
Расстелила на полянах
Осень жёлтые шелка.

Через хвою луч весёлый
В чащу ельника проник.
Хорошо у влажных ёлок
Снять упругий боровик!

На буграх красавцы клёны
Алым вспыхнули огнём…
Сколько рыжиков, опёнок
За день в роще наберём!

По лесам гуляет осень.
Краше этой нет поры…
И в лукошках мы уносим
Леса щедрые дары.
А. Балонский

ОСЕНЬ

Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах —
Это платье золотое
У берёзки на плечах.

У калины и рябины
Вьются стаями дрозды…
Под окошком георгины
Красотой своей горды.

Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…

Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетели журавли.

Всё летит! Должно быть, это
Улетает наше лето.
Е. Трутнева

Краски осени

Ах как щедра осень на краски,
На прохладу и аромат.
Листья царственно, словно в сказке,
Над остывшей землею парят.

Я люблю эту грустную пору,
Воздух свежий прозрачен и чист,
Дым из труб поднимается в гору,
Утром иней в траве серебрист.

С каждым днем всё прозрачней деревья,
Мягче всё под ногами ковер.
И волшебница осень слагает
Из листвы разноцветный узор.

Скоро явятся в гости морозы
И укроются снегом поля,
А пока я рисую березы
В ярком золоте янтаря.

Олеся Лыкова

Приметы осени

Теплая осень — к долгой зиме. 

Гром в сентябре — к теплой осени.

Большой урожай рябины — к большим морозам. 

Гуси полетели – скоро выпадет снег.

Поздний листопад — к суровой и продолжительной зиме.

Бабье лето ненастно — осень сухая, бабье лето сухое — осень мокрая.

Если журавли летят высоко, не спеша и «разговаривают», будет стоять хорошая осень. 

Много желудей на дубе — к лютой зиме.

Если птицы перелётные высоко летят по осени , так и снегу много будет, а низко — мало снегу будет.

Если орехов много, а грибов нет — зима будет снежная и суровая. 

Белки делают большой запас орехов — жди холодной зимы. 

Сезонные изменения в жизни растений осенью.

Самой главной приметой осени является листопад. Листопад — это биологический процесс сбрасывания листвы растениями, который способствует приспособлению их к суровым условиям зимы.

Желтые листья — сигнал засухи. Неужели может быть засуха в сентябре? Неужели дереву воды не хватает?

Воды — то много, да взять ее дерево не может. Осенью земля стала холодной, а холодную воду корни всасывать не могут. В лесу начался листопад. У лиственных деревьев осенью изменяется окраска листьев, они засыхают и опадают.

Сезонные изменения в жизни животных и птиц осенью.

 Птицы, которые не способны обеспечить себя пищей в зимних условиях, улетают в теплые края, где они находят обильный корм. Это перелетные птицы, они в основном питаются насекомыми.

Такие животные, как лисы, волки, зайцы меняют шерсть на более густую и теплую, а белка, заяц и горностай меняют еще и цвет. Заяц становится белым, чтобы быть незаметным на снегу не попасть хищникам в лапы, а горностай, чтобы быть менее заметным при охоте.

Млекопитающие, не способные к добыванию корма в зимних условиях, впадают в спячку. Перед спячкой животные усиленно питаются, накапливая жиры. В спячку впадают медведи, барсуки, ежи, летучие мыши.

Подготовка животных к зимовке начинается еще летом. Установлено, что основным условием сезонных изменений является изменения в продолжительности дня. Изменения длины дня в течение года служат сигналом для животных.

Смотрите также:

 

 

ucthat-v-skole.ru

Проект на тему «Волшебница-осень» (2 класс)

Мы, учащиеся 2 «А» класса, представляем свой исследовательский проект под названием «Волшебница-осень или осенние изменения в природе»

В погожий осенний день мы всем классом отправились на экскурсию в парк. Красота была необыкновенная! Листья на деревьях и под ногами были такими пестрыми, такими нарядными. Как же так получается? Ведь совсем недавно они были одинаково зелеными. Может быть это Волшебница — осень красит листья в разные цвета? И почему одни деревья стоят в пышных уборах, а другие уже почти сбросили листву? Может быть, это холодный осенний Ветер выбирает, с какого дерева сдуть листву? От чего это зависит? Мнения разделились, и мы тоже разделились на две группы: творческую и научную, и решили взглянуть на этот вопрос с разных точек зрения.

Гипотеза:

1. Деревья сбрасывают листву в разное время в зависимости от породы

2. В листьях содержатся особые красящие вещества, которые проявляются с приходом осени

Цель :
1. узнать, когда начинается и заканчивается листопад у разных видов деревьев
2. выяснить причину изменения цвета листвы осенью

Задачи исследования:

  1. Изучить признаки осени в народных приметах и пословицах, а также в произведениях поэтов и художников

  2. Понаблюдать за разными деревьями во время листопада

  3. Разобраться с внутренними «секретами» листа

Чтобы ничего не упустить, мы составили план исследования:

  1. Создание проектных групп.

  2. Изучение информации об осенних изменениях в природе.

  3. Изучение изображений осени в работах поэтов и художников.

  4. Создание своих творческих работ.

  5. Наблюдение за опаданием листьев.

  6. Изучение строения листа

  7. Анализ полученных результатов.

  8. Оформление собранного материла.

Творческая группа искала ответ, изучая народные приметы и пословицы …

  • В лесу много рябины — осень будет дождливая, мало — сухая.

  • Если осенью березы желтеют с верхушки, следующая весна будет ранняя, а если снизу, то поздняя.

  • Если в октябре лист с березы и дуба опадет не чисто — жди суровую зиму.

Рассматривали картины известных художников: Левитана, Шишкина, Поленова, Куиджи

Читали стихи:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…

А.Пушкин

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

И.Бунин

А затем мы рисовали сами, писали короткие зарисовки и даже стихи об осени…

Но понять, почему же листья из зеленых превращаются в красные, желтые, оранжевые и багряные не смогли.

И обратились к нашим «научным сотрудникам».

В это время некоторые из нас стали вести фотонаблюдение за деревьями, растущими неподалеку от дома. Мы фотографировали их на протяжении всего времени, пока не облетела листва.

Оказалось, что у разных деревьев разные же сроки сбрасывания листвы.
Результаты мы поместили в таблицу. Теперь стало понятно, что первой начинает желтеть и опадать береза, а самыми стойкими оказались дуб и каштан.

Следующим этапом нашего исследования стала поездка в научный центр «Эврика-парк».
Нам выдали самые настоящие микроскопы, кусочки красного и желтого болгарского перца и зеленый листочек.
Мы очень внимательно рассматривали образцы под микроскопом.

Мы увидели клетки, причем разной формы, а внутри было много маленьких зеленых зернышек. Нам объяснили, что эти зернышки называются хлорофиллом – он отвечает за зеленый цвет листьев и плодов и является самым сильным.

Нам показали, как можно сделать вытяжку хлорофилла из зеленых листьев.
Дальше было очень интересно: мы опускали зеленый листочек в пробирку со спиртом и на наших глазах лист начинал бледнеть, а спирт быстро окрашивался в зеленый цвет. Это доказывало, что при неблагоприятных условиях хлорофилл разрушается.

Затем капнули туда бензина и темно-зеленая жидкость расслоилась на изумрудно-зеленую и желтую! Оказывается, кроме хлорофилла в листьях содержатся и другие краски, только их не всегда видно.

Кроме хлорофилла в листочках есть еще и другие клеточки – красящие вещества, – которые отвечают за другие цвета (красный, оранжевый, желтый). У каждого листочка свои красящие вещества. Чтобы хлорофилл в листочках сохранялся, нужен солнечный свет. Но вот наступает осень, дни становятся короче, солнечного света становится меньше – и вот тут начинают происходить совсем не волшебные превращения. Солнца не хватает, чтобы хлорофилл и дальше сохранялся в листочках, и он начинает разрушаться и другие краски становятся заметны.

Из энциклопедии мы узнали, что желтая краска называется каротин – его очень много в моркови, облепихе, тыкве. А красная краска называется антоциан – она делает красными и фиолетовыми свеклу , вишню и др.плоды

И вот результат: наши гипотезы подтвердились.

  • Действительно, срок листопада зависит от породы дерева. Самые первые опадают листья березы и осины, а вот в дубовой роще можно любоваться золотой осенью до конца октября

  • Никакого волшебства нет!

В клетках растений содержится не только зеленая, но и красная, и желтая краски, которые проявляются при похолодании и создают пестрый осенний ковер.

Мы смогли найти научное подтверждение своей гипотезе!
Но все-таки осенний лес так похож на сказку!

Спасибо за внимание!

infourok.ru

Проект «Золотая осень» — Начальные классы

Просмотр содержимого документа
«Проект «Золотая осень»»

Проект «Золотая осень»

Тема проекта: «Золотая осень»

Вид проекта:

По содержанию — межпредметный

По форме организации — групповой и индивидуальный

По срокам выполнения — среднесрочный

По результатам выполнения — практический

Участники: учащиеся 2 класса

Возраст детей: 8 лет.

Руководитель: Барышникова Алена Юрьевна, учитель начальных классов.

Цель: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Золотая осень».

Задачи:

— Учить воспринимать окружающий мир живым и одушевленным, ощущать его красоту, сопереживать и сочувствовать ему.

— Развивать познавательный и эстетический опыт, художественный вкус, поэтический слух, художественную зоркость.

— Развивать основы проектной деятельности, творческое воображение, образное и логическое мышление, внимание, речь.

— Формирование коммуникативных навыков.

Актуальность проекта:

1. В условиях образовательного процесса в ОУ расширяем и укрепляем связь с природой, развиваем взаимодействия и бережное отношение к живой и неживой природе.

2. Приобщение к совместной деятельности детей и их родителей.

Продукт проекта:

Учащиеся 2 класса работали в группах. Каждой группе было дано задание. Первая группа искали пословицы и поговорки про осень, вторая группа – рассказы об осени, третья – осень в музыкальных произведениях. Каждая группа предоставила поделку из подручного материала, посвященная теме «Золотая осень», нарисовали и защитили плакат про осень, выучили стихи. Многие родители не остались равнодушными и помогли ребятам в работе.

Учащиеся 2 класса провели праздник «Золотая осень» для начальной школы. В гости к ребятам пришли осенние месяцы: Сентябрь, Октябрь, Ноябрь, а также сказочные персонажи Королева Осень, Пугало, Глашатаи. Ребята вспомнили приметы осени, отгадывали загадки, играли. Дети рассказывали стихи об осени, исполнили песни об осени, инсценировали.

Защита проекта

multiurok.ru

Презентация проекта на тему «Волшебница-осень» (2 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

ГБОУ ЦО №1953 «Москва-98» Исследовательский проект на тему Волшебница-осень или осенние изменения в природе Выполнили: учащиеся 2 «А» класса Руководитель: Амелина С.А.

2 слайд Описание слайда:

Наш класс на экскурсии в осеннем парке

3 слайд Описание слайда:

Гипотеза: 1. Деревья сбрасывают листву в разное время в зависимости от породы 2. В листьях содержатся особые красящие вещества, которые проявляются с приходом осени

4 слайд Описание слайда:

Цель : 1. узнать, когда начинается и заканчивается листопад у разных видов деревьев 2. выяснить причину изменения цвета листвы осенью Задачи исследования: 1. Изучить признаки осени в народных приметах и пословицах, а также в произведениях поэтов и художников 2. Понаблюдать за разными деревьями во время листопада 3. Разобраться с внутренними «секретами» листа

5 слайд Описание слайда:

План исследования Создание проектных групп. Изучение информации об осенних изменениях в природе. Изучение изображения осени работах поэтов и художников. Создание своих творческих работ. Наблюдение за опаданием листьев. Изучение строения листа Анализ полученных результатов. Оформление собранного материла.

6 слайд Описание слайда:

Народные приметы и пословицы … В лесу много рябины — осень будет дождливая, мало — сухая. Если осенью березы желтеют с верхушки, следующая весна будет ранняя, а если снизу, то поздняя. Если в октябре лист с березы и дуба опадет не чисто — жди суровую зиму. В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, свистит и рвёт, льёт и снег метёт. Весна красна цветами, а осень — снопами.

7 слайд Описание слайда:

«Осень» Левитана…

8 слайд Описание слайда:

Поленова…

9 слайд Описание слайда:

Шишкина… Куиджи…

10 слайд Описание слайда:

Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. И.Бунин Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса… А.Пушкин

11 слайд Описание слайда: 12 слайд Описание слайда:

Каштан

13 слайд Описание слайда:

Рябина

14 слайд Описание слайда:

Клен

15 слайд Описание слайда:

Результаты исследования Виды деревьев Начало листопада Конец листопада Рябина 14 сентября 13 октября Каштан 19 сентября 21 октября Клен 15 сентября 15 октября Береза 10 сентября 8октября Дуб 20 сентября 23октября

16 слайд Описание слайда:

Экскурсия в научный центр «Эврика-парк».

17 слайд Описание слайда:

Работа с микроскопом

18 слайд Описание слайда:

Строение листа под микроскопом

19 слайд Описание слайда:

Опыт с вытяжкой хлорофилла

20 слайд Описание слайда:

Разрушение хлорофилла с наступлением осени

21 слайд Описание слайда:

Каротин Антоциан

22 слайд Описание слайда:

Вывод: Первая гипотеза подтвердилась. Срок опадения листвы зависит от вида деревьев. Самые первые опадают листья березы и осины, а вот в дубовой роще можно любоваться золотой осенью до конца октября Вторая гипотеза подтвердилась. В клетках растений содержится не только зеленая, но и красная, и желтая краски, которые проявляются при похолодании и создают пестрый осенний ковер.

23 слайд Описание слайда:

Мы смогли найти научное подтверждение своей гипотезе! Но все-таки осенний лес так похож на сказку!

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДВ-075111

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Проектная работа «Такая разная осень». 2класс

Методический паспорт исследовательского проекта.

Структура

Содержание

Тема

«Такая разная осень!»

Учебный предмет

Литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство

Адресация

Учащиеся начальной школы

Тип проекта

Поисково-исследовательский, творческий

Участники проекта

Педагог, дети, родители.

Обоснование темы

Выбранного проекта

В течении долгого времени на различных уроках — литературы, окружающего мира, трудового обучения, изобразительного искусства и во внеурочное время выполняли различные виды творческих работ. И все они были посвящены этому удивительному времени года — осени. Но осень у всех разная… Так почему Госпожа Осень бывает разной?

Цель проекта

Исследовать, какими средствами и приемами пользуются поэты, художники, создавая образы природы и природных явлений

Задачи проекта

*Найти и прочитать произведения об осени
*Научиться извлекать необходимую информацию, анализировать и использовать её для решения поставленной задачи.
*Нарисовать осенние рисунки с разным настроением
*Сочинить стихотворение о «своей» осени.
*Развивать умение наблюдать и сравнивать, выделять существенное и делать выводы.
*Учиться сотрудничеству в групповой деятельности, рефлектировать свою деятельность

Методика исследования

1 этап: подготовительный.

-Вводная презентация. Определение цели и задач проекта
-Деление на группы исследователей (Поэты, Художники, Музыканты)
-Мониторинг исходных знаний: заполнение в группах карты ЗНАЮ-ИНТЕРЕСУЮСЬ-МОГУ

-заполнение вопросного листа побуждений

-Распределение обязанностей в группах

-Создание журнала участника проекта

2 этап: основной.

Выполнение заданий в группах:

-поиск информации (найти и прочитать стихотворения русских поэтов об осени, провести наблюдения во время экскурсии)

— анализ информации (определить настроение автора собственное настроение, выделить выразительные средства (цвета), способные передавать различное настроение и чувства),

-создание продукта : подготовить чтение стихотворения, нарисовать иллюстрации, сочинить стихотворение, приготовить стихотворение для выступления

-Проверочная работа (использование подготовленных дидактических материалов)

-заполнение журнала участников проекта, проверочного листа продвижения
3 этап: заключительный.

-заполнение листа самооценки журнала участника проекта

-итоговая самооценка групп

-обобщающая оценка работы

-представление информации- отчета на творческом концерте-конференции с приглашением учителей, родителей, учеников

-заполнение листа-рефлексии

-Коррекция схемы ЗНАЮ-ИНТЕРЕСУЮСЬ-МОГУ. Вывод о достижении задач проекта.

-Отзыв о работе других.

Планируемый результат.

После завершения проекта учащиеся смогут повысить интерес к чтению, развить творческие и познавательные способности средствами анализа и иллюcтрации произведений о природе. Найдут в тексте выразительные средства, определяющие настроение, передаваемое автором. Создадут иллюстрации с различным настроением к стихотворениям об осени, создадут собственное произведение. Научатся работать в группе, принимать позицию другого.

Ход мероприятия:

Презентация «Осенние мотивы»

Если на деревьях

листья пожелтели,

Если в край далекий

птицы улетели.

Если небо хмурое,

Если дождик льется,

Это время года

осенью зовется!

Незаметно к нам в гости заглянула Госпожа Осень! Заглянула да и задержалась… Друзья, а какая она, осень? Любите ли вы это время года? Чтобы ответить на этот вопрос, приглашаю вас участвовать в проекте, который поможет ближе познакомиться с нашей гостьей, прислушаться и присмотреться, чтобы понять ее.

В волшебной стране Госпожи Осени можно почувствовать разное настроение. Включайтесь в соревнование с командами из других школ, чтобы узнать, какой бывает осень, по мнению разных людей. Командам предстоит проявить настойчивость, сотрудничество, творчество. Но Госпожа Осень долго ждать не может, эта гостья задержалась не навсегда… Поэтому смелее отправляемся знакомиться с ней!!!

(Такими словами был дан старт проектной деятельности)

1. Актуализация знаний.

Над землей туман клубится,

Вяжет сети паучок.

Вот и рыжая лисица

Красит листья в жёлтый цвет.

Красит рыжим, алым, синим,

Разбавляет краску ливнем.

Отгадать загадку просим:

Кто лисица эта?

— Осень !

— По каким признакам узнали это время года?

— Почему осень сравнивают с лисицей?

— У кого из поэтов есть подобное сравнение?

— Д. Кедрин » Осенняя песня»

— Чёрно — бурою лисицею под горой улёгся лес.

— Ребята, мы в течении долгого времени на различных уроках — литературы, окружающего мира, трудового обучения, изобразительного искусства и во внеурочное время выполняли различные виды творческих работ. И все они были посвящены этому удивительному времени года – осени.

— Ребята, а как вы считаете, почему мы так заинтересовались данной работой?

— Что заставило нас попробовать свои силы в роли художников, поэтов, издателей и фотокорреспондентов?

-В литературе встретились очень красивые поэтические произведения. На уроках рисования, трудового обучения выполняли различные работы!

— Ребята, я предлагаю продолжить исследования и попытаться проникнуть в некоторые тайны искусства. Наполнить себя красотой и поделиться с другими.

2. Работа по теме проекта.

Отчёт группы «Литераторы»

Проблемный вопрос для группы «Литераторы»:

-Какое настроение может вызывать стихотворение об осени?

Цели исследования:

Подобрать стихотворения русских писателей об осени. Определить настроение, передаваемое автором. Найти выразительные средства, помогающие передать соответствующее настроение. Сочинить собственное стихотворение о «своей» осени.

Результаты исследования:

А.С.Пушкин «Осень» (отрывки из стихотворения)

***

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

***

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.

Так нелюбимое дитя в семье родной

К себе меня влечёт. Сказать вам откровенно,

Из годовых времён я рад лишь ей одной,

В ней много доброго…

***

Федор Иванович Тютчев

«Есть в осени первоначальной…»

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё — простор везде, —

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь —

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле…

Сергей Есенин

«Нивы сжаты, рощи голы…»

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось…

Константин Бальмонт «Осень»

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснется

И заплачет спросонья.

Алексей Плещеев «Осень»

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит..

Зашумели воды

Быстрого ручья,

Птички улетели

В теплые края.

Афанасий Фет «Осенью»

Когда сквозная паутина

Разносит нити ясных дней

И под окном у селянина

Далекий благовест слышней,

Мы не грустим, пугаясь снова

Дыханья близкого зимы,

А голос лета прожитого

Яснее понимаем мы.

Выводы

-Большинство стихотворений вызывают грусть, тоску, тревогу.

-Но вместе с тем, авторы подают надежду на возрождение жизни с новой весной и теплые воспоминания о прошедшем лете.

-Слова творят чудеса, словами можно передать различное настроение, разные чувства. Осень такая разная, каждый автор видит ее по-своему, особенно.

-Чувства переданы с помощью эпитетов (пышное увяданье, прощальная, золотые, багряные, прозрачные, голые, янтарный, сказочный, погребенная, тощая…), олицетворений (перелистывает, сравнений и метафор (точно терем, тихая вдова, что оконца, реже смеется, дохнул хлад, сокровищ каталог…)

-А вот стихотворение о нашей осени, которую мы видим чуть печальной, но очень нежной, красивой и спокойной.

Осень. Желтый клен совсем опал.

Бродят лоси осторожно вдоль лесов и по полям.

Улетели птицы к югу, чтобы спрятаться от вьюги.

Всё в природе засыпает и молчаньем поражает.

(Горячева Виктория)

Отчёт группы «Художников»

Учитель:- Не только поэты, но и художники в разное время создавали замечательные картины, изображая осень.

— Осень — искусная чародейка с богатой палитрой красок. Такого разнообразия и буйства цвета нет ни у одного времени года.

-Это всё завораживает, пленит, очаровывает. Испытываешь необъяснимое счастье и лёгкую грусть.

(Три картины: Левитан, Поленов, Остроухов)

Выступления детей:

1. Илья Семенович Остроухов (1887г.) изобразил два старых клена и несколько тоненьких молодых деревьев, опавшие ажурные кленовые листья. В глубине все сливается с ярким золотом осенней листвы. Всё пронизано лёгкой туманной дымкой. Лес засыпает, но он живой. Сороки скачут по дорожке. Мы как — бы оказались в самой чаще леса.

2. Василий Дмитриевич Паленов (1893г.)

Мы видим излучину реки, высокий берег, поросший лесом, и даль до самого горизонта. Нежарко греет осеннее солнце. Его мягкие лучи озаряют всё вокруг спокойным, ровным светом. Поляна с протоптанной тропинкой, молодые берёзки в золотых одеждах, кое — где краснеют листья осени. Очень хочется побродить по этой дорожке, подышать осеннем воздухом.

3. Левитан изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов. Слева — берёзовая роща, справа — лишь отдельные деревья, вдали — осенние леса. Небо синее, ясное, покрытое легкими облаками. Прохладный день рождает ощущение бодрости и покоя.

Учитель:

— Что объединяет все картины?

— Есть ли сходство в описании природы поэтами и художниками?

— Что изображали вы на своих рисунках?

(Демонстрация работ)

Отчёт группы «Музыканты»

— Природа и музыка — эти два слова просто неотделимы друг от друга и чем — то очень похожи.

-Наши исследования были бы не столько яркими, если бы мы не обратились к творчеству русского композитора П.И.Чайковского.Чудесные картины русской природы не могли не найти отклика в чуткой душе музыканта.

Слушаем музыку. (Анализ услышанного).

Фортепианные пьесы «Времена года» композитор писал в течение 1876 года. У каждого времени года своя музыка. И мелодии любого месяца хороши по — своему. Осень радует нас спелыми сочными красками деревьев. Музыка осени сначала праздничная и величавая. Но полетают дни за днями, и щедрый темп урожая сменяют чуть грустные напевы. Улетают птицы, облетает листва. И задумчивая мелодия осени очаровывает нас своей неповторимой багряной красой.

— » Времена года» являются любимейшими произведениями музыкантов и слушателей. Композитор писал о природе так, что мы слушая его произведения, ощущаем, видим живые чудеса природы, сказочную, не увядающую красоту земли.

-На уроках музыки мы познакомились с двумя разными по характеру песнями.

Вспомним их.

Наступила осень.

1.Наступила после лета осень, осень.

Мы её о разных красках спросим, спросим.

Закружился в небе листопад,

Снова листики с дерев летят,

Расставаться с летом очень жаль.

Улетают птицы вдаль.

Припев: Осень, осень, раз, два, три,

Ты нам краски подари,

Краски радуги-дуги

Яркие, цветные.

Осень, осень, раз, два, три,

Ты нам краски подари,

Чтоб смогли раскрасить мы

Листья и в лесу грибы.

2.С неба льётся чаще, чаще

Дождик, дождик.

Мы раскроем поскорее зонтик, зонтик.

Плачут тучи-тучки кап-кап-кап

Лица грустные у мам и пап,

Лица грустные у детворы

От осенней, слякотной поры.

Припев /тот же/

Скворушка прощается.

Слова М. Ивенсен

Музыка Т. Попатенко

1. Осень-непогодушка,

Тополь пожелтел.

Вдруг на ветке скворушка

Песенку запел.

Припев:

Ветка чуть качается,

Дождик не кончается,

С нами старый скворушка

До весны прощается.

2. В путь-дорогу дальнюю

Скворушке лететь.

Песенку прощальную

Как ему не спеть?

Припев.

3. Где ты солнце вешнее,

Ясный небосвод?

Над пустой скворечнею

Скворушка поёт.

Припев.

Нам было интересно сфотографировать вокруг себя осенние пейзажи.

Вот работы наших фотокорреспондентов.

(Презентация)

— В нашем селе живут удивительные люди, среди которых есть поэты и художники. Я хочу познакомить Вас с поэтическим творчеством педагога музыкальной школы Н.В.Орловой.

На осинах листья забагрянились,

Птицы кружат стаями над полем,

И седое небо затуманилось,

Грустная пора природы – межзсезонье.

Из окна смотрю на лес задумчивый –

Разрисован кистью акварельной:

Яркими мазками пожелтелыми,

Нежною пурпурную пастелью.

Чуден лес своею кроткой свежестью,

Запах осени повсюду слышен.

Ветерок холодный чуть колышется,

Листопадом кружится над крышей.

Благодать в душе – печаль прощальная,

Скоро красота эта завянет…

А пока, любуясь, наслаждаемся –

Лес осенний так к себе и манит.

Низко – низко небо наклоняется,

Наливаясь, тучи тяжелеют.

И прольется дождик моросящий

Над рекой и полем порыжелым.

Засверкали кистями рябинушки,

И заплакали так горестно березы,

Рано облетели от холода их листья,

Расплескав по ветру капли — слезы.

3. Вывод:

— Ребята, вы создали удивительную красоту — словом, рисунком, фотографией, поделками. Действовали как настоящие художники. Писатели, поэты, живописцы передают нам своё впечатление от того, что их особенно поразило, заставило затрепетать сердце.

— Как воздействует на человека поэзия, живопись, музыка?

— Облагораживает душу, делает человека красивее, учит видеть красоту окружающего мира его хрупкость, быстротечность.

«Я сорвал цветок, и он увял.

Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладоши.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем!»

— Как вы понимаете эти слова?

— Подлинная культура — она хранится в душе, становится ценностью человека и не срывается, не уносится с собой, не укладывается в рощах, в охапку. Красота мира принадлежит всем людям. Запечатлеть красоту в душе, запомнить её, носить в сердце- это высшее проявление культуры человека.

— Чему научились мы, работая над этим проектом?

— Всё ли мы узнали?

-Какую цель поставим на следующую осень?

kopilkaurokov.ru

Урок — творческий проект во 2-м классе по теме «Осенние мотивы»

Разделы: Начальная школа


Методический паспорт:

  • По содержанию – межпредметный
  • По уровню усвоения учебного материала – итоговый проект
  • По форме организации – групповой
  • По срокам выполнения среднесрочный
  • По результатам выполнения – практический

Цель: исследовать, какими средствами и приемами пользуются поэты, художники и композиторы, создавая образы природы и природных явлений.

Задачи:

  • Формировать представление о поэзии как об особом взгляде на мир, учить воспринимать окружающий мир живым и одушевленным, ощущать его красоту и беззащитность, сопереживать и сочувствовать ему.
  • Развивать познавательный и эстетический опыт, художественный вкус, поэтический слух, художественную зоркость.
  • Развивать основы исследовательской деятельности, творческое воображение, образное и логическое мышление, внимание, речь.
  • Формирование коммуникативных навыков.

Творческие группы:

  • Фотокорреспонденты
  • Издатели
  • Художники
  • Дизайнеры

Ход урока

I. Организационный момент

Группы приветствуют гостей, занимают свои места.

II. Подготовительный этап

Над землей туман клубится,
Вяжет сети паучок.
Вот и рыжая лисица
Красит листья в жёлтый цвет.
Красит рыжим, алым, синим,
Разбавляет краску ливнем.
Отгадать загадку просим:
Кто лисица эта?

— Осень!

— По каким признакам узнали это время года?

— Почему осень сравнивают с лисицей?

— У кого из поэтов есть подобное сравнение?

— Д. Кедрин « Осенняя песня». Чёрно-бурою лисицею под горой улёгся лес.

— Ребята, мы в течении долгого времени на различных уроках – литературы, окружающего мира, трудового обучения, изобразительного искусства и во внеурочное время выполняли различные виды творческих работ. И все они были посвящены этому удивительному времени года – осени. Мы выбрали общее название.

Прочитаем: Осенние мотивы!

— Ребята, а как вы считаете, почему мы так заинтересовались данной работой?

— Что заставило нас попробовать свои силы в роли художников, дизайнеров, издателей и фотокорреспондентов?

В литературе встретились очень красивые поэтические произведения, на уроках рисования, трудового обучения выполняли различные работы!

Наполнить себя красотой и поделиться с другими.

— Ребята, я предлагаю продолжить исследования и попытаться проникнуть в некоторые тайны искусства.

III. Работа по группам.

Задания:

Подобрать недостающие слова – глаголы, чтобы получилась рифма.

1.

Осень пёстрая ……….(пришла)
И рябины подожгла.
Возле них дрозды снуют
И плоды – огонь ……….(клюют)

2.

 ……. В роще листопад (бродит)
По кустам и кленам,
Скоро он …… в сад (заглянет)
Золотистым звоном.

Потерялась первая буква.

3.

 …синку красила
…сень
…синка мне нравится
…чень.
…на позолотой блистает,
…дно только жаль –
…блетает.

4.

…леет за лесом закат
…лые
…исты к лесу летят.
…стры зарделись на клумбах в саду
…лые тени дрожат на пруду.

Всем группам. Подобрать рифмы.

Утром мы во двор идем
Листья сыплются дождем.
………………….. листопад
………………….. сад.

— Осень – искусная чародейка с богатой палитрой красок. Такого разнообразия и буйства цвета нет ни у одного времени года.

Это всё завораживает, пленит, очаровывает. Испытываешь необъяснимое счастье и лёгкую грусть.

IV. Анализ художественных произведений

— Кто из великих русских поэтов искренне любил осень, был очарован ею?

— А.С.Пушкин. «Унылая пора!»

— Поэт, как кисточкой – словом рисует очень яркую картину золотой осени. Давайте прочитаем стихотворение Д. Кедрина «Осенняя песня»

— Какое настроение передаёт автор?

— Какой образ вам особенно нравится и почему?

— Кто такие духи осени?

— Что позволило нам так ярко представить эту картину?

— Каким приёмом пользуется поэт? (Олицетворение)

— Прочитайте стихотворение С.Есенина.

— Назовите общие понятия, слова?

— Одинаково ли пишут поэты?

Как поэты говорят об осени?

Солнце спряталось за ситцевой
Занавескою небес.
Д. Кедрин.

Колесом за сине горы
Солнце тихое скатилось.
С. Есенин.

Солнце реже смеётся…
К. Бальмонт

И редкий солнца луч.
А.С.Пушкин

— Для чего используются олицетворения?

— Ребята, вы тоже побывали в роли писателей. Сочиняли истории, описывали осенние деньки.

V. Творческий отчёт групп (Приложение 1)

— Слово вам, издатели книги. (Выступление детей).

— Спасибо за труд.

Художники

— Не только поэты, но и художники в разное время создавали замечательные картины, изображая осень.

(Три картины: Левитан, Поленов, Остроухов)

Выступления детей

1. Илья Семенович Остроухов (1887г.) изобразил два старых клена и несколько тоненьких молодых деревьев, опавшие ажурные кленовые листья. В глубине все сливается с ярким золотом осенней листвы. Всё пронизано лёгкой туманной дымкой. Лес засыпает, но он живой. Сороки скачут по дорожке. Мы как – бы оказались в самой чаще леса.

2. Василий Дмитриевич Паленов (1893г.)

Мы видим излучину реки, высокий берег, поросший лесом, и даль до самого горизонта. Нежарко греет осеннее солнце. Его мягкие лучи озаряют всё вокруг спокойным, ровным светом. Поляна с протоптанной тропинкой, молодые берёзки в золотых одеждах, кое – где краснеют листья осени. Очень хочется побродить по этой дорожке, подышать осеннем воздухом.

3. Левитан изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов.

Слева – берёзовая роща, справа – лишь отдельные деревья, вдали – осенние леса. Небо синее, ясное, покрытое легкими облаками. Прохладный день рождает ощущение бодрости и покоя.

— Что объединяет все картины?
— Есть ли сходство в описании природы поэтами и художниками?
— Какие строчки из стихотворения больше всего выражают содержание картин?

— Лес, точно терем расписной… И.Бунин.

— Что изображали вы на своих рисунках?
— Кому машет дерево последним листом?
— В хрестоматии мы нашли продолжение данного произведения.

И. Бунин «Листопад»
«…Последний день в лесу встреча»

Музыканты

— Природа и музыка – эти два слова просто неотделимы друг от друга и чем – то очень похожи.

— Когда впервые звучала музыка?

— Первые рассветные лучи звенят росинками на цветочных полянах, малиновый закат наполняет вечер своими плавными звуками, музыка звучала, звучит, и будет звучать там, где светит солнце, там, где опадают на остывшую землю позолоченные осенью наряды каштанов и кленов. Там, где небо распахнуло для журавлиного полёта.

Выступления детей

Наши исследования были бы не столько яркими, если бы мы не обратились к творчеству русского композитора П.И.Чайковского. чудесные картины русской природы не могли не найти отклика в чуткой душе музыканта.

Слушаем музыку. (Анализ услышанного).

Фортепианные пьесы «Времена года» композитор писал в течение 1876 года. У каждого времени года своя музыка. И мелодии любого месяца хороши по – своему. Осень радует нас спелыми сочными красками деревьев. Музыка осени сначала праздничная и величавая. Но полетают дни за днями, и щедрый темп урожая сменяют чуть грустные напевы. Улетают птицы, облетает листва. И задумчивая мелодия осени очаровывает нас своей неповторимой багряной красой.

— «Времена года» являются любимейшими произведениями музыкантов и слушателей. Композитор писал о природе так, что мы слушая его произведения, ощущаем, видим живые чудеса природы, сказочную, не увядающую красоту земли.

Фотокорреспонденты

— Нам было интересно сфотографировать в нашем городе приметы осени.

Выступления детей

1. Мы с мамой были на даче и сфотографировали осенние астры, грозди калины, на этой фотографии мне очень понравилось сочетание желтой травы и ещё зелёной листвы деревьев.

2. А мы сфотографировали центральную площадь города. Краснеют гроздья рябины и много золота – каштаны, тополя одели жёлтые наряды.

— В нашем городе живут удивительные люди, среди которых есть поэты и художники. Я хочу познакомить Вас с поэтическим произведением Софьи Пилипенко «Ах, эта осень!»

Ах, эта осень! Как прекрасна!
Сошла таинственно с небес,
Зажгла огонь калины красной
И превратила в сказку лес.
На клёны брызнула багрянцем,
Дубы растрогала до слёз,
Позолотив листву их с глянцем.
Поколдовала у берёз.
За косы потрепала иву,
Склонённую уже ко сну.
И улыбнувшись шаловливо,
Рукой взъерошила сосну.
И как всепризнанный маэстро,
Способный снять с других накал,
Перед невидимым оркестром
Взмахнув рукой, открыла бал.
Печально музыка звучала.
Рыдали скрипки в унисон.
Природа грустью отвечала,
Танцуя вальс « Осенний сон».
Ну, а потом бродила долго
С глазами мокрыми от слёз,
И шаль её из супершёлка
Рвал сильный ветер и мороз.
Внезапно сделавшись бесцветной,
Часами вглядывалась в даль.
И всё ждала тепла. Но тщетно!
Пора её прошла! А жаль!?

— Какое чувство? Какое настроение?

Дизайнеры

— Нам очень захотелось, используя различные материалы создать свои осенние картины.

— Эту работу мы назвали « Королева осеннего бала». Ажурное бальное платье, шляпа, всё сделано из осенних листьев. Использовали цветную бумагу. Это вырезная аппликация.

— Эту работу мы назвали «Осенний букет». Выполнена композиция в технике обрывной аппликации. В этой же технике мы выполнили ещё одну работу, которую назвали « Золотая осень плачет дождями».

— Осень так красиво разукрасила листья деревьев и кустарников! Гуляя в школьном дворе мы любовались осенним убранством, собирали коллекцию листьев. А затем создали образы животных и птиц. Вот что получилось.

Вывод:

— Ребята, вы создали удивительную красоту – словом, рисунком, фотографией, поделками. Действовали как настоящие художники. Писатели, поэты, живописцы передают нам своё впечатление от того, что их особенно поразило, заставило затрепетать сердце.

— Как воздействует на человека поэзия, живопись, музыка?

— Облагораживает душу, делает человека красивее, учит видеть красоту окружающего мира его хрупкость, быстротечность.

«Я сорвал цветок, и он увял.
Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладоши.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем!»

— Как вы понимаете эти слова?

— Подлинная культура – она хранится в душе, становится ценностью человека и не срывается, не уносится с собой, не укладывается в рощах, в охапку. Красота мира принадлежит всем людям. Запечатлеть красоту в душе, запомнить её, носить в сердце- это высшее проявление культуры человека.

— Чему научились мы, работая над этим проектом?

— В заключение нашей работы мы исполним песню «Найди свой путь».

7.04.2009

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *