Содержание

Что такое тема стихотворения, или Как не заблудиться в скрытых смыслах?

Школьникам на уроках литературы очень часто дают задание хотя бы поверхностно проанализировать стихотворение, чтобы лучше понять его смысл. Просьбу сделать этот анализ подавляющее большинство учащихся воспринимает как попытку учителей дать самое ненужное задание, какое вообще можно придумать. Однако такое задание не только расширяет кругозор и улучшает способность школьников мыслить, но и развивает творческие способности.

Особенности восприятия

Тема и основная мысль стихотворения разными людьми могут быть определены по-разному, и отличия в трактовке порой просто потрясают. Конечно, некоторые преподаватели работают строго по учебнику, поэтому попытки учащегося объяснить стих как-то по-своему воспринимают как каприз и нежелание соблюдать священный стандарт. Таким педагогам следует вспомнить основную цель образования: прежде всего — научить ребенка думать, а не зубрить и повторять то, что когда-то сказали «умные люди». А уж об одном-единственном мнении в такой сфере, как литература, вообще говорить не приходится.

Концепт и его помощь в определении темы

Примечательно, что не каждый учитель литературы сможет с легкостью объяснить, что такое тема стихотворения. В лирических произведениях присутствует очень тонкая грань между субъективностью и объективностью, и поэтому определение данного понятия должно звучать максимально просто, чтобы еще больше не запутать учащегося. Определение темы в литературе – это очень деликатный вопрос, который всегда был актуальным. Это как раз тот случай, когда многие могут сказать «понимаю, но объяснить не могу». А как быть с теми, кто даже не понимает? Считается, что основная тема стихотворения определяется с помощью анализа его концептосферы, однако такой подход слишком сложен для представления в школе. Как бы то ни было, именно он является самым объективным. Читатель выделяет первые пять-семь ассоциаций, которые возникают у него при чтении произведения, а затем ищет в тексте слова, которые вызвали у него эти ассоциации. И вот тот образ, который «наберет» больше всего слов, и будет являться темой стихотворения.

Постмодернизм и проблемы с поиском смысла

Можно сказать, что концепт – это и есть одновременно и тема, и главная мысль произведения. Литературоведы порой даже представляют концептосферу визуально в виде «паутины», в центре которой расположен самый сильный, основной концепт, а по всей периферии размещены все остальные ассоциации. Такое оформление позволяет максимально четко представить себе структуру стихотворения и выделить все стилистические средства, использованные автором для создания определенной атмосферы. Однако и после такого анализа учащиеся могут не понять, что такое тема стихотворения. Особенно часто вопросы возникают при анализе стихов спорного характера, относящихся к постмодернизму, где упор делается на образность и эмоциональность. Анализировать произведения этого направления вообще очень сложно, независимо от формы повествования. Тема и идея стихотворения в данном случае будут очень размытыми, многогранными, если сам автор не объясняет их в эпиграфе или пояснении в сноске.

Есть вопрос? Ответ найдется

Анализ концептосферы подойдет студентам филологического отделения или просто людям, которые разбираются в стилистических приемах и могут анализировать язык. Школьники нуждаются в упрощенном варианте. Для того чтобы объяснить, что такое тема стихотворения буквально на пальцах, можно использовать следующий алгоритм. Тема стихотворения – это вопрос, который задает автор, а идея – ответ, который он же и дает в ходе повествования. Иногда тему можно определить просто исходя из названия, а над идеей приходится пораскинуть мозгами. Конечно, это объяснение вызывает скептические смешки у лингвистов и литературоведов, однако практика показывает, что оно действительно помогает понять суть определения. Например, в стихотворении, где автор плачется о неразделенной любви, тема и идея могут быть следующими: «Кто виноват, что любовь бывает безответной?»/«Никто не виноват, так сложилась судьба».

Главное отличие лирики от прозы: отсутствие рифмы

Объяснение, данное выше, хорошо помогает понять, что такое тема стихотворения, но не слишком углубляется в его скрытые смыслы. Все-таки поэзия – это очень тонкое дело, и эмоциональные авторские метафоры можно разбирать часами, прежде чем их истинное значение будет постигнуто. Лирика отличается от основной массы прозы как раз тем, что в ней авторы гораздо чаще используют образные стилистические средства. Это можно легко объяснить: в лирическом произведении у поэта меньше времени, чтобы впечатлить читателя, так как «регламент» стихотворения – это, чаще всего, несколько строф. В этот объем автору нужно вложить все свои мысли и переживания, а лучше всего сделать это помогают как раз стилистические средства. Метафоры, аллегории, гиперболы, аллюзии, а также некоторые фонетические приемы (ассонанс, аллитерация) – все это добавляет поэтическому произведению образности и усиливает его эмоциональный посыл.

Тема – дело авторское и тонкое

Примечательно, что в современной лирике порой и сам автор не знает, какова у него тема стихотворения. Поэт просто пишет, что чувствует, и надеется, что эти же чувства он сможет вызвать у читателя. Иногда из-за чрезмерной образности его труд кажется перегруженным, и в подобных произведениях читателю очень трудно разобраться. В них не всегда просматривается даже намек на идею, даже если у автора за плечами несколько удачных сборников. В любом случае определение темы и идеи стихотворения – это очень субъективное дело. Не следует ругать учащихся за то, что в поэме о любви они увидели намек на ненависть, просто похвалите их за сообразительность.

fb.ru

Шаблон анализа лирического стихотворения.

(Лирика – субъективный взгляд на субъективный мир)

Логика работы со стихотворением  видится как постепенное расширение поля понимания стихотворения по аналогии с конусом: где

вершина – текст стихотворения,

ось конуса – анализ формы,

основание – истолкование содержания.

 

1. С чего начать?

— ассоциации, которые вызывает стихотворение;

— настроение, которое создает стихотворение

— мысли, которые оно вызывает

— факты биографии поэта, ИМЕЮЩИЕ отношение к данному стихотворению

— рассуждения о месте стихотворения в творчестве поэта

— суждения об общих закономерностях творчества поэта, нашедших отражение в конкретном стихотворении;

— цитата из стихотворения;

— отзыв о стихотворении критика.

2. Тема и  идея. Заглавие.

Тема – о чем стихотворение? (любовная лирика, философская, пейзажная, тема поэта и поэзии, исповедальная и т.д.)

Идея мыслится как восприятие темы. Идея индивидуальна. Чтобы определить идею можно применить один из вопросов:

Зачем поэт написал это стихотворение, что он хотел сказать своему читателю?

Что нового Я узнал, понял, прочитав это стихотворение?

Заглавие позволяет выстроить ряд ожиданий, предположений, возможного движения мысли, заглавие может быть противопоставлено содержанию. Поэтика обманутых ожиданий. Минус-прием.

Привлечение каналов восприятия:

что я вижу, слышу, чувствую в стихотворении?

 

 

3. Анализ  художественной формы с целью «создания» содержания.

Анализ формальных элементов имеет смысл только тогда, когда можно выделить их смыслообразующую функцию. Каждый из элементов должен приближать исследователя к основанию конуса.

1) Жанр.

— эпиграмма (сатирический портрет)

— эпитафия (посмертное)

— элегия (стихотворение медитативного характера)

— ода (хвалебное)

— послание — стихотворное  произведение, написанное в форме обращения к кому-либо и содержащее призывы, просьбы, пожелания

— сонет — стихотворение из 14-ти строк: два четверостишия  и два трехстишия.

 

2) Принадлежность к определенному литературному направлению:

сентиментализм                      романтизм

реализм                                    символизм

акмеизм                                   футуризм

3) Композиция.

Деление на смысловые части

 

 

Строфическое  и синтаксическое членение. (Строфа — группа стихов с заданным количеством строк и расположением рифм, обычно повторяющимся в других таких же группах.)

4) Ритм, рифма, рифмовка.

Основа всякой поэтической вещи — ритм — «основная сила, основная энергия стиха» (В. В. Маяковский).

Ритм — (от. греч. rhythmos — соразмерность) — периодическое повторение в стихотворной речи однородных элементов.

Стихотворные размеры: хорей (      ), ямб (       ), дактиль (            ),          амфибрахий(             ), анапест   (             ).

Нарушения метрического ударения: пиррихий, спондей.

Рифма – инструмент в поисках смысла.

О.Мандельштам

Рифма  — одинаковое или сходное звучание концов  стихотворных строк.

Рифма может быть

богатая: полное совпадение звуков, предшествующих ударному гласному, (ограда — винограда; труды — руды)

бедная: созвучия ударных гласных при отсутствии совпадения предшествующих им согласных звуков (ветер — метил).

Богатые рифмы всегда оценивались как особо звучные

Рифмовка

смежная  (парная)                      ААББ (смысловая автономность рифмуюихся строк)

перекрестная                             АБАБ  (смысловые переклички, цельность)

опоясывающая  (кольцевая)    АББА  (монолитность)

 

5) Особенности языкового оформления.

Синтаксис (разные типы предложений, наличие осложненных простых предложений, роль однородных членов, обращений, уточнений и т.п.)

Морфология (преобладание определенных частей речи, форм)

Морфемика (роль некоторых морфем)

Звуковая организация — способы акцентирования в сознании определенных строк:
ассонанс (повторение гласных звуков)

аллитерация(повторяются согласные звуки)

 

Лексика: синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы, индивидуально-авторские образования.

Тропы (слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении):

— аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы

— гипербола — художественное преувеличение,

— ирония — скрытая насмешка
— литота — художественное преуменьшение
— метафора — скрытое сравнение, без союза. А как В = ВА
— метонимия — сближение, сопоставление понятий по принципу смежности (содержащее – содержимое, вещь – материал, автор – его произведение и т. п.)

— оксюморон – сочетание противоположных по смыслу слов

— перифраз — описательный оборот речи, употребляемый вместо слова или словосочетания

— сравнение – А как(словно, будто) В, А похоже на В,  АВ(Тв.п.)
— эпитет — художественное определение
— олицетворение – наделение неодушевленных предметов человеческими свойствами

 

Стилистические фигуры — обороты речи, отступающие от обычного течения речи и призванные эмоционально воздействовать на читателя или слушателя. В отличие от тропов  называют различные синтаксические конструкции, речи.

анафора                        антитеза                                        инверсия

эпифора                        градация                                       парцелляция

бессоюзие                    многосоюзие                                синтаксический параллелизм

риторические вопрос, восклицание, обращение

 

4. Чем закончить?

Подвести итоги.

Какие чувства отражены в стихотворении?

О чем все-таки оно?

Ч.Т.Д.

lib.repetitors.eu

тема, сюжет и композиция, основная мысль :: SYL.ru

Пример анализа стихотворения может пригодиться школьникам в качестве образца для выполнения соответствующего задания на уроках литературы. Как правило, такая работа вызывает у учащихся серьезные затруднения. Этому можно найти несколько причин: небольшой объем лирических произведений требует особенно тщательно и вдумчивого прочтения для понимания основной мысли и задумки автора. Кроме того, ученики часто не могут определить композицию стиха, его идею и главную мысль. Поэтому необходимо подробно объяснить учащимся алгоритм выполнения этого непростого задания.

Проблема выбора

Часто школьникам бывает трудно определить, какое именно произведение взять для анализа на уроке по литературе. К сожалению, многие при этом руководствуются объемом произведения, ошибочно полагая, что небольшое лирическое сочинение легче для изучения. Однако выбор стихотворения должен определяться не данным параметром.

Лучше всего брать для анализа ключевое стихотворение в творчестве того или иного поэта. Так ученикам, которые уже ознакомились на занятиях с литературными сочинениями автора, будет легче выделить наиболее важные черты, характерные для его лирики. Например, в творчестве А. Пушкина главными являются тема дружбы и любви, М. Лермонтова – вольнолюбивая тематика, С. Есенина – русская природа и т. д. Автор и название стихотворения уже во многом являются своеобразной подсказкой для ученика. Школьник, знакомый с творчеством выбранного автора, уже по заголовку может примерно определить, о чем пойдет речь в данном произведении.

Об авторе

Лучший пример анализа стихотворения – это детальный разбор произведений русской классической литературы. В качестве образца можно выбрать любовную лирику известного поэта Ф. Тютчева. Его произведение «О, как убийственно мы любим» — прекрасный образец для анализа на школьных уроках. Работу следует начать с краткой характеристики творчества автора. В данном случае необходимо указать, что поэт считается признанным мастером миниатюрных лирических сочинений.

Его стихи проникнуты философскими размышлениями о смысле жизни, о судьбах людей, их переживаниях и страданиях. Лирика поэта отличается страстным пафосом и эмоциональностью. Данный пример анализа стихотворения также включает небольшое упоминание о том, какие обстоятельства подтолкнули поэта к созданию рассматриваемого произведения.

Задумка

Второй пункт задания предполагает приведение небольшой исторической справки о том, какие события в жизни автора привели к написанию того или иного лирического сочинения. Как правило, речь идет о каких-либо важных переменах в личной жизни, в его творчестве, связанных с сильным душевным подъемом либо, наоборот, психологическим кризисом.

В данном случае речь идет о тяжелой сердечной драме Тютчева, который фактически вступил в гражданский брак, что по понятиям 19 века считалось крайне постыдным поступком. История создания стихотворения связана с этой тяжелой историей: возлюбленная поэта Е. Денисьева за свой роман с Тютчевым подверглась гонению светского общества, прошла через тяжелые нравственные страдания. Тютчев, остро чувствуя свою вину за мучения девушки, посвятил ей рассматриваемое произведения, в котором излил свою горечь и боль, а также просил у нее прощения за все то, что ей пришлось ради него перенести. Итак, описание истории создания стихотворения очень важен для понимания смысла и содержания произведения.

Структура

Анализ стихотворения Тютчева «О, как убийственно мы любим» необходимо продолжить раскрытием особенностей построения данного произведения. Всего лишь несколько строчек поэт посвящает счастливым дням любви. Все произведение построена на контрасте между счастливым прошлым и роковым настоящим. Поэт противопоставляет внешность своей возлюбленной, ее радость и искренность чувств ее нынешнему горю от гонений света. Почти каждое четверостишие представляет собой сравнение прошлого счастья, которое поэт называет сном, и тяжелого настоящего. Данный анализ стихотворения Тютчева отражает особенности его лирики, которая отличается страстностью в выражении автором своих эмоций, огромной экспрессией, и неподдельными переживаниями.

Тематика произведения

В данном пункте школьник должен несколькими фразами указать, какие идеи чаще всего находили отражение в творчестве автора. Таким небольшим вступлением он покажет свое знание особенностей лирики изучаемого поэта и одновременно сделает небольшое вступление к основной части анализа.

Сюжет и композиция стихотворения в этом пункте должны быть в центре внимания учащегося. Рассматриваемое произведение, как уже говорилось выше, строится на принципе контраста: автор противопоставляет счастливую любовь тяжелому горю от нареканий света. Тема любви сквозной линией проходит через все произведение, определяя лексику и поэтические обороты. Особенностью стиха является то, что оно пронизано горечью и болью. Это произведение стало не признанием в любви, как у многих других поэтов, а раскаянием и просьбой о прощении.

Главная мысль

Тема стихотворения должна быть названа школьником с предельной точностью: ведь от ее правильного определения зависит дальнейший ход работы над анализом произведения. Идею лирического сочинения лучше всего выразить одной фразой для того, чтобы сам школьник отчетливо понимал, о чем именно писал поэт (о природе, дружбе, любви, Родине, поэзии, истории и т. д.). В рассматриваемом стихе Тютчева речь идет о раскаянии за причиненное возлюбленной горе. Поэтому ученики могут сказать, что перед ними – любовное стихотворение, однако сразу же необходимо пояснить, настоящая тема стихотворения – это скорее боль по ушедшему счастью, которое, пройдя, причинило возлюбленным столько горя.

Идея

Изучая то или иное произведение, школьники обязательно должны определить его смысл. Как правило, данный пункт вызывает у них серьезные затруднения в связи с тем, что ученики путают тему и идею. Последняя часто скрыта в самом тексте и ее нужно, выражаясь фигурально, читать между строчками. Основная мысль стихотворения заключается в том, что автор считал свой роман с Денисьевой роковым, несмотря на то, что он принес им кратковременное счастье. Показателен тот факт, что автор винит не столько представителей высшего света, которые устроили вокруг ее имени скандал, сколько исключительно себя за все случившееся. Это говорит о благородстве чувств поэта, его ответственности перед любимой женщиной. Пожалуй, бурные признания собственной вины за все случившееся можно назвать главной идеей данного произведения.

Образ героя

Вопрос о том, как сделать анализ стихотворения, необходимо рассматривать на школьных уроках по литературе особенно тщательно, поскольку практика показывает, что данное задание часто оказывается особенно сложным для школьников, которым иногда легче работать с прозой, чем с лирикой. Важное место в анализе занимает описание действующих лиц произведения, которых, как правило, насчитывается не больше двух-трех персонажей. Их раскрытие помогает понять содержание и смысл произведения, так как их мысли, чувства и переживания, как правило, служат двигателем сюжета. В рассматриваемом стихе присутствуют два персонажа – сам поэт, скрытый под маской лирического героя, и его возлюбленная. Последней уделено основное внимание автора. Ее душевное состояние, страдания и нравственные мучения вызывают у автора ответную скорбь. Поэтому эти два героя неразрывно между собой связаны.

Образ Денисьевой

Проблема того, как сделать анализ стихотворения, должна быть в центре внимания учителя и школьника, поскольку лирическое произведение в силу его специфики разбирать часто оказывается гораздо сложнее, чем прозу.

Если, например, в крупном романе или даже небольшой повести автор подробно раскрывает характер и внешность свои персонажей, то в стихе поэт ограничивается лишь отдельными штриховыми зарисовками. Образ Елены Денисьевой представлен всего лишь несколькими эпитетами, которые тем не менее позволяют увидеть в ней страдающую женщину. Поэт подчеркивает, что ее былая красота исчезла из-за переживаний. Автор акцентирует внимание на том, что слезы иссушили в ней ее женскую прелесть. И в качестве контраста он вспоминает, что в период их счастливой любви она была настоящей красавицей: веселой, молодой, жизнерадостной.

Образ лирического героя

Школьник, который делает анализ какого-либо стихотворения, должен помнить, что в любом лирическом произведении присутствует автор. Последний либо высказывает свои мысли от имени другого персонажа, либо сам непосредственно обращается к читателям. В рассматриваемом сочинении Тютчев от своего имени выражает переполняющие его эмоции, что удваивает ценность данного стиха. Он имеет, таким образом, не только значение художественного произведения, но и показывает читателям реальные события из жизни поэта. Данное произведение, несмотря на его пафосность, вообще характерную для творчества Тютчева, имеет интимное звучание. Ведь в нем поэт делится с читателем своей личной драмой, которая оказала большое влияние на всю его последующую жизнь. О том, что стихотворение имеет личный характер, указывает ряд обращений к читателям, восклицательные предложения, междометия. Поэт очень искренен в выражении своих чувств: он прямо делится своим горем, говорит о жалости к возлюбленной, о ее страданиях. Из рассматриваемого примера видно, что характеристика образа лирического героя позволяет прочувствовать эмоциональный фон стихотворения, понять его содержание, сюжет и идею.

Язык

Один из последних пунктов плана анализа стихотворения – это обзор средств художественной выразительности, с помощью которых автор доносит свою мысль до читателей. Как правило, наиболее распространенными приемами являются использование эпитетов, сравнений, метафор. Поэтическая лексика позволяет лучше проанализировать структуру и композицию стихотворений. Поэтому учениками следует обратить внимание на данный пункт изучения лирического произведения. В рассматриваемом произведении следует указать на обилие эпитетов, которыми Тютчев характеризует образ своей возлюбленной. Почти в каждом четверостишии имеется пара прилагательных, которыми поэт обрисовывает образ Денисьевой в начале счастливого романа и после разразившегося скандала.

Стихи о дружбе

В качестве других образцов лирических произведений можно назвать те, которые посвящены наиболее распространенным темам в лирике: природе, дружбе, Родине. А. Пушкину принадлежит ряд прекрасных сочинений-обращений к друзьям.

Все они при всем своем многообразии отличаются одной главной идеей, которую следует назвать в анализе: мысль о неизменности этого чувства, проходящего через всю человеческую жизнь. Известно, что поэт придавал большое значение дружбе со своими университетскими товарищами и поэтому его лирика является лучшим образцом описания данной темы. Ученики могут выбрать одно из его произведений для анализа на школьном уроке по литературе.

Другие примеры

Еще одна распространенная темы в отечественной лирике – описание природы и Родины. В данном случае в качестве образца школьникам можно предложить сочинения С. Есенина. При анализе его стихов следует указать на то, что русская природа в фольклорном преломлении занимала важное место в его творчестве.

Основная идея всех его стихотворений – это глубокая любовь к России. Отдельно следует указать на поэтическую лексику автора. Есенин принадлежал к направлению имажинистов, поэтому в его ранних сочинениях встречаются выразительные эпитеты, которые создают поэтические символы крестьянского быта, природы. Итак, план анализа стихотворения на школьных уроках литературы должен включать следующие компоненты: краткую характеристику истории создания произведения, выделению темы, идеи, поэтической лексики. Кроме того, школьник обязан указать общие особенности творчества автора, которые проявились в конкретном сочинении. Приведенный пример анализа стихотворения может послужить образцом для учащихся.

www.syl.ru

«Определение поэзии» Пастернака: анализ. Основная тема стихотворения

Борис Пастернак был одним из ярких и противоречивых писателей первой половины 20 века. Его лирика имеет философскую направленность. Его ранние стихотворения отличаются прямолинейностью без скрытого смысла. Но в то же время в некоторых из них чувствуется влияние символизма. «Определение поэзии» Пастернака, анализ которого представлен ниже, является попыткой автора понять предназначение поэзии.

Немного об особенностях творчества

Анализ «Определения поэзии» Пастернака лучше начать со знакомства с особенностями творчества этого писателя. Становление его литературной деятельности пришлось на непростые годы для страны. В ту пору многие творческие личности предавались философским размышлениям.

Не мог оставаться в стороне от философских споров и Борис Пастернак. Поэт хотел понять предназначение поэзии, определить, какое место она занимает в жизнях людей. В анализе «Определения поэзии» Пастернака стоит отметить, что автор описывает свои размышления при помощи возвышенных фраз. Это стихотворение было написано в 1917 году, оно имеет философское направление.

Стихотворный размер

В анализе «Определения поэзии» Пастернака следует определить стихотворный размер и способ рифмования. В этом произведении всего 16 строк, и в них поэт попытался определить предназначение поэзии. Оно написано анапестом.

Анапест — это трехстопный размер, в котором ударение ставится на последний слог. Способ рифмования — перекрестный.

Главная тема произведения

В анализе «Определения поэзии» Пастернака основное внимание следует уделить основной теме стихотворения. Для того чтобы определить место поэзии, автор прибегает к символизму. Но некоторые созданные им образы показались читателям и критикам довольно сложными, поэтому Пастернаку даже пришлось объяснять их значение.

Но эти несколько вычурные образы только подчеркивают, что именно литературный язык помогает создавать удивительные и прекрасные вещи, которыми так ценна поэзия. При этом, чтобы в стихотворных строках выразить свою мысль, нужно придерживаться лаконичности и емкости слога. Поэт уверен, что только в поэзии можно найти именно те слова, которые помогут раскрыть всю красоту мира.

Также в анализе «Определения поэзии» Пастернака нужно рассказать и об образе Вселенной. Примечательным является то, что поэт пишет это слово с маленькой буквы. Человек является частью окружающего мира, и он неразрывно связан с миром. Все образы созданные Пастернаком отличаются яркостью красок и выразительностью, которые привлекают к строкам большее внимание читателя.

Литературные тропы и художественные средства выразительности

В анализе стихотворения Пастернака «Определение поэзии» нужно определить, какие литературные приемы использовал поэт для написания произведения. Борис Леонидович не скупился на художественные средства выразительности, чтобы его творение получилось звучным и поэтичным.

Он прибегнул к излюбленному приему символистов — аллитерации. В одних строках происходит нарастание раскатистого звука «Р», в других же происходит создание звукового эффекта за счет шипящих и свистящих согласных. Еще мелодичности словам придают олицетворения и сравнения. Борис Леонидович использовал и анафору: в произведении несколько раз повторяется слово «это». Данный прием придает дополнительную выразительность образам.

В этом стихотворении Пастернак отдает предпочтение коротким и безличным предложениям. Это подчеркивает его мнение о том, что в поэзии важно быть лаконичным и емким. Также таким синтаксисом он подчеркнул некую стихийность непредсказуемость поэзии: ведь поэт не знает, какое стихотворение у него в итоге получится. Отличается данное творение и вычурными метафорами, которые делают стихотворение намного выразительнее.

Стихотворение Бориса Пастернака оказалось достаточно сложным для восприятия. Но в его строках чувствуется особое очарование, простота. От них словно веет поэтическим волшебством. Образы, описанные в этих строках, отличаются точностью формулировок. Сложный поэтический язык был свойственен символизму, который был доминирующим литературным направлением в 20 веке. Символизм оказал большое влияние на творчество поэта.

Это был анализ стиха Пастернака «Определение поэзии».

fb.ru

Какая основная тема и идея в стихотворении В.Я.Брюсова «Творчество»?


Таким образом тема стихотворения творчество поэта, его сотояние во время творения, а идея сотоит в том, что творчество очень хрупкое, его невозможно постичь, оно приходит мгновенно и неожиданно.

При анализе стихотворения «Творчество» необходимо помнить, что произведение принадлежит «отцу русского символизма» , что оно программное для самого поэта и его сторонников. Именно В. Я. Брюсову принадлежат слова о том, что «символизм – поэзия намёков» . Символисты видели будущую русскую литературу в свете новой эстетики, для постижения которой нужен глубокий духовный переворот. Они считали, что символ сильнее действует на читателя, будит его мысль, заставляет интерпретировать видимое, постигая то, что скрыто за внешней оболочкой предмета или явления. Суть русского символизма в то, что возможно интуитивное прозрение сущности бытия. Естественно, что сам процесс творчества привлекал внимание поэтов-символистов. В стихотворении «Творчество» Брюсов описывает то состояние, в котором прибывает творец в минуту вдохновения.

Своеобразное двоемирие: поэт в реальном мире и иной мир, где уже есть то, что будет им создано. Переплетение миров [что стало с реальными стенами, месяцем луной – опишите, приведите в доказательство цитаты] , и поэт уже все видит по-другому. И если в начале стихотворения говорится о тени «несозданных созданий» , то в конце речь идет о творениях воплотившихся, созданных, написанных, но тем не менее полных тайн. Творчество продолжается (последние 2 строки) , его невозможно постичь, оно хрупко, иллюзорно, воздушно, оно боится яркого света, громких звуков, бесцеремонности (приведите примеры действий, описанных в стихотворении, характеристик предметов, звуковых, цветовых) . Обратите внимание на мелодичность рисунка стихотворения, аллитерацию [с] , [р] , [з] , подчеркивающую необычность, божественность, разнообразие ощущений поэта, которого постигло вдохновение. (Шамина Г. И. )

otvet.mail.ru

Пример анализа стихотворения, как правильно сделать анализ стихотворения

Любовь к поэзии невозможна без её понимания. Школьный курс литературы призван сформировать навыки умения разбираться в поэтическом творчестве: постигать смысл произведения, слышать его музыкальный ритм, проникать во внутренний мир лирического героя. Этому способствует комплексный анализ стихотворения, пример которого приводится в статье.

Выбор произведения

Вниманию читателя предлагается «Зимнее утро» А. С. Пушкина. Выбор определён целым рядом причин:

  • Гениальность поэта позволяет оживить картину зимнего пейзажа, что сопоставимо с полотном художника или музыкальным произведением композитора. А учиться новому всегда следует на лучших образцах произведений искусства.
  • Благодаря богатству литературного языка автора есть возможность осуществить полноценный лингвистический разбор текста, что входит в филологический анализ стихотворения. Пример поможет в дальнейшем легко справляться с изучением лирики XIX века.
  • Стихотворение изучается в школе, что позволит заранее подготовиться к освоению сложного материала.
  • Произведение незначительно по объёму, что дает возможность сделать его разбор более глубоким.

План анализа

Не существует единой схемы, которой следует придерживаться при анализе художественного произведения. Все зависит от задач, стоящих перед исследователем, и самого источника, являющегося живым организмом, не всегда помещающимся в заранее заданные рамки. Предлагаемый анализ стихотворения – пример по плану, специально составленному к конкретному произведению. Его пункты можно легко менять местами, использовать для заголовков другие фразы, но при этом важно сохранить три составляющие: историко-биографическую, лингвистическую (поэтическая лексика, стилистика, фонетика, грамматика текста) и литературоведческую (тематика, жанр, композиция, стиль). Высокий уровень анализа дополнительно требует изложения личного отношения к прочитанному стихотворению.

Предлагаемый план выглядит следующим образом:

  1. История создания «Зимнего утра», сведения об авторе.
  2. Место произведения в творчестве поэта.
  3. Жанр и тематика произведения.
  4. Сюжет и композиция.
  5. Лирический герой, настроение произведения.
  6. Лексика стихотворения.
  7. Изобразительные средства.
  8. Рифма, способы рифмовки.
  9. Звуковая организация.
  10. Отношение к прочитанному.

История создания «Зимнего утра»

В данном подзаголовке освещаются два первых пункта плана, касающихся сведений об авторе и места произведения в его творчестве. Пример анализа стихотворения Пушкина должен включать факты, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемому произведению: дата и место написания, посвящение, предшествующие события, первая публикация. Что важно знать об истории создания «Зимнего утра»?

Тридцатилетний А. С. Пушкин посватался к светской красавице Н. Гончаровой, чей первоначальный ответ носил довольно неопределённый характер. В смятении поэт нарушает запрет Николая I и отправляется на Кавказ, где лично участвует в военных операциях. По возвращении он заезжает в село Павловское (Тверская губерния) в имение П. И. Вульфа, где в окружении хороших приятелей проводит некоторое время, написав за один день 3 ноября 1929 года лирическое произведение, замечательно передавшее его настроение. Он в предвосхищении долгожданной встречи с красавицей-невестой, чьей руки настроен добиваться вновь. В следующем же году стихотворение было опубликовано в альманахе «Царское село», войдя в золотой фонд пейзажной лирики, мастерски передающей красоту русской природы, полной сказочного волшебства. У стихотворения нет посвящения, но оно написано в форме диалога с юной подругой, с которой автор хочет разделить восхищение увиденным.

Жанр и тематика стихотворения

Для определения жанра необходимо владеть знаниями о его признаках, а также понимать, какое место он занимает в творчестве автора. Тематика поможет ответить на вопрос о том, как делать анализ стихотворения. Пример конкретного разбора – это следование теме «Зимнего утра», которая будет рассмотрена в данном подзаголовке.

Произведение предстаёт как глубоко личный и автобиографический экспромт, некий монолог, обращённый к спящей красавице. Это признаки лирического жанра, имеющего ряд направлений: любовное, философское, историческое, пейзажное и военное. В «Зимнем утре» в романтическом стиле описывается красота природы, что позволяет отнести произведение к разряду пейзажной лирики, в которой А. С. Пушкин является непревзойдённым мастером. Соотношение настроений природы и человека, неожиданная смена их контрастных состояний – главная тема стихотворения, влияющая на выбор автором художественных средств.

Сюжет и композиция

Не все стихи имеют сюжет. В «Зимнем утре» всё построено на созерцании белого убранства наступающей зимы, вызывающей радостные эмоции. От любования природой и воспоминаний автор переходит к описанию домашней обстановки, несущей тепло и уют. Последовательность перехода свидетельствует о линейной композиции, написанной четырёхстопным ямбом. Пример анализа стихотворения должен помочь выделить смысловые части и тот художественный приём, который позволяет их гармонично связать между собой.

«Зимнее утро» разбито автором на пять строф по шесть строк (секстин), каждая из которых рисует отдельную картину, насыщенную выразительными деталями:

  • Восхищение солнечным морозным утром и желание разделить его со спящей подругой.
  • Воспоминание о вчерашней вьюге.
  • Описание красоты природы за окном.
  • Представление внутреннего убранства комнаты.
  • Побуждение к чудесному времяпрепровождению на воле.

Главным художественным средством и композиционным приёмом, связывающим части воедино, стала антитеза (противопоставление). Она присутствует в первой же строке: «мороз и солнце», а затем через контраст вчерашнего дня («вечор») и наступившего утра («нынче») пронизывает ткань стихотворения.

Лирический герой, настроение

В поэтическом произведении обязательно присутствует лирический герой. В «Зимнем утре» – это сам автор и та подруга (адресат), к которой направлен его монолог. Герой обращается к девушке словами: «друг милый», «красавица», «друг прелестный», что показывает его отношение к ней. Это проявление нежности, любви и заботы. Анализ лирического стихотворения, пример которого рассматривается в статье, предусматривает выявление общего настроения произведения.

С первых строк в нём присутствует свет и радость, хотя во второй строфе возникают воспоминания о прежней печали. Но этот контраст только усиливает позитивный настрой, доводя его до восторга и призыва разделить радость с главным героем.

Лексика стихотворения

Большинство слов просты и понятны для понимания, хотя автор использует устаревшие термины и выражения, значение которых изложено на картинке выше. Среди языковых средств, к которым он прибегает, особое место занимают эпитеты. В небольшом произведении они встречаются 18 раз, придавая ему ту образность, благодаря которой можно мысленно представить великолепный зимний пейзаж, и вчерашнюю вьюгу, и безмятежный покой внутреннего убранства дома. Пример анализа стихотворения невозможен без перечисления всех языковых средств, применяемых автором. Среди них: сравнения, метафоры и олицетворения.

Герой сравнивает свою подругу со «звездою севера», а луну – с «бледным пятном». Но самыми интересными являются сопоставления в переносном смысле – метафоры. Так, комнату озаряет «янтарный блеск», что усиливает впечатление от ощущения солнечного света. Олицетворение – это придание неодушевлённым вещам человеческих свойств. У А. С. Пушкина вьюга способна «злиться», а мгла «носится» на мутном небе, что добавляет ярких красок в художественное произведение.

Изобразительные средства

Интересны синтаксические средства, применяемые автором. Радость в самом начале произведения передают восклицания, переходящие в более спокойную интонацию, когда говорится о тепле домашнего очага. Определённую взволнованность отражают вопросы, в том числе риторические. В стихотворении преобладают простые предложения и прямая речь, придающие ему лёгкость и подчёркивающие атмосферу радости.

Пример анализа стихотворения, приведённый в статье, не может охватить всех изобразительных средств, но следует остановиться на тех, которые придают гениальным строчкам поэта особую образность. При помощи аллитерации (нагнетания шипящих и звонких звуков) и ассонанса (повторения гласных) читатель словно бы слышит треск печи, топот коня и скрип снега. Использует автор и повторы сродных звуков (анафору): «и ель…», «и речка…». Это усиливает впечатление от лирического произведения.

Рифма, способы рифмовки

Использование поэтом четырёхстопного ямба придаёт стихотворению энергию и оптимизм, ибо ямб – один из самых выразительных и мажорных размеров. Однако в тексте встречаются слова («великолепными», «нетерпеливого»), нарушающие размеренность ритма (пиррихий). Автор намеренно использует приём, чтобы задержать внимание читателя и передать мысль, раскрывающую внутреннее состояние героя: лёгкая печаль, воодушевление, стремление к «милому берегу». Данный пример анализа стихотворения по литературе будет неполным, если не пронаблюдать построение рифмы.

Созвучие окончаний первой, второй, четвёртой и пятой строк каждой строфы образуют пары, а третья и шестая рифмуются друг с другом (опоясывающая рифма). По тому, на какой слог падает ударение в последнем слове строки, рифмы подразделяются на женские и мужские. В «Зимнем утре» они чередуются, однако женские, в которых под ударением оказывается предпоследний слог, преобладают. Это позволяет совместить паузы с окончанием строк, придавая стихотворению нужный ритм. Лишь в четвёртой строфе можно увидеть разрыв строчки и образование дополнительной паузы, помогающей постичь смысл всего стихотворения.

Звуковая организация

Уникальность пушкинских строк такова, что многие музыканты улавливают переплетение тональностей и создают удивительную музыку, точно вписывающуюся в настроение стихотворения. Одним из лучших произведений является сочинение Г. Свиридова, построенное на контрастах. Уже упомянутые аллитерация и ассонанс не доминируют в «Зимнем утре», уступая место комбинации звуков различной эмоциональной окраски. Эти звуки встречаются порой в одном или двух соседних словах: [н], [р] и [л]. Пример анализа стихотворения будет неполным без подтверждения утверждения текстом:

  • «янтарным блеском»;
  • «по утреннему снегу»;
  • «прозрачный лес»;
  • «нетерпеливо»;
  • «весёлым треском».

Контраст прослеживается на смене фраз из светлых, нежных звуков [е, н, в, л, м] и минорных, тёмных [х, ж, ч, ш], что вряд ли А. С. Пушкин делал сознательно. Его гений в том и состоит, что по какому-то наитию им использовалось всё акустическое богатство русского языка.

Отношение к прочитанному

Как писать анализ стихотворения? Пример демонстрирует необходимость знания теории стихосложения и использования учебно-познавательных приёмов. Однако анализ всегда будет неполным, если не передать личного восприятия художественного произведения:

  • Какие чувства вызывают стихи у читателя?
  • Находит ли тема и чувства лирического героя у него отклик?
  • В чём значимость данных стихов?

«Зимнее утро» пронизано любовью к жизни, оптимизмом и восхищением красотой родной природы. Оно несёт в себе философию единения человека и окружающего мира, способного придать каждому душевные силы и укрепить желание жить.

fb.ru

какова тема и основная мысль стихотворения лермонтова тучи?

Много стихотворений посвятил М. Ю. Лермонтов теме родины. Во все времена поэты обращались к этой теме: одни прославляли народ и его победы над врагами своей отчизны, другие восхищались ее природой. Лермонтов, продолжая развивать идеи Радищева и Пушкина, мечтал увидеть свою страну цветущей и свободной, народ — сильным и счастливым. Поэт бесконечно любит свою родину.

В стихотворении «Тучи» Лермонтов сначала сравнивает себя с тучками («мчитесь вы, будто как я же, изгнанники») , а потом противопоставляет себя им («чужды вам страсти и чужды страдания») . У туч нет родины, а поэту очень жаль расставаться с «милым севером» , с местами, где остаются его друзья и единомышленники. В стихотворении Лермонтов называет причины возможного гонения человека. Что может вынудить лирического героя покинуть милый край? Среди причин, кроме «судьбы решения» , Лермонтов называет все то, что исходит от человека: зависть, сплетни, злоба, преступления и самое страшное — клевета:

* Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
* Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
* Или на вас тяготит преступление?
* Или друзей клевета ядовитая?

Как же должен быть одинок такой человек! На кого ему надеяться? Поэт не дает ответа, а в заключительной строфе звучит слово «нет» :

* Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
* Чужды вам страсти и чужды страдания;
* Вечно холодные, вечно свободные,
* Нет у вас родины, нет вам изгнания.

В стихотворении выражена мысль о разобщенности природы и человека. Эта мысль раскрывается в ряде намеков, недоговоренных противопоставлений: свободная природа — скованный властью поэт-изгнанник, холодность — пламенность, бесчувствие — страдание. Через все стихотворение проходит мысль, что поэт не отдал бы своих страданий за безмятежность, не променял бы тяжкую участь изгнанника на холодное блаженство. Тучи — символ свободы и вечного поиска. Поэт изображает страдания лирического героя, вынужденного стать изгнанником. Мотив изгнания передает драму целого поколения передовых людей 1840-х годов. Чувство личной несвободы, чувство одиночества — вот что с особой силой звучит в финале стихотворения «Тучи».

otvet.mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *