Содержание

Тест по роману «Обломов» Гончарова на знание текста: вопросы и ответы по произведению |LITERATURUS: Мир русской литературы

Обломов и Ольга Ильинская.
Художник В. А. Табурин

Роман «Обломов» — одно из выдающихся произведений русской литературы XIX века.

В этой статье представлен тест по роману «Обломов» Гончарова на знание текста: вопросы и ответы по произведению.

Данный тест состоит из 30 вопросов. Правильные ответы на вопросы смотрите в конце теста. 

Тест по роману «Обломов» Гончарова на знание текста: вопросы и ответы по произведению

  1. купец
  2. дворянин
  3. мещанин
  4. разночинец

2. Что постоянно обдумывает Обломов, лежа на диване?

  1. план поездки за границу
  2. план карьерного роста
  3. план улучшения имения
  4. план своей книги
4. Откуда приехал отец Штольца в Россию?
  1. из Саксонии
  2. из Бремена
  3. из Тироля
  4. из Баварии

5. Как зовут слугу Обломова?

  1. Тихон
  2. Андрей
  3. Иван
  4. Захар

6. Кто из героев приглашает Обломова в Париж?

  1. Алексеев
  2. Штольц
  3. Тарантьев
  4. Мухояров
7. Сколько лет Илье Обломову в начале романа?
  1. 25-26 
  2. 32-33
  3. 37-38
  4. 45-46

8. Какого цвета глаза у Обломова?
  1. карие
  2. голубые
  3. темно-серые
  4. темно-зеленые
9. Какой чин у Обломова?
  1. коллежский секретарь
  2. статский советник
  3. надворный советник
  4. титулярный советник

10. Сколько крепостных крестьян принадлежат Обломову?

  1. пижама
  2. халат
  3. сюртук
  4. фрак

12. Как зовут сына Ильи Обломова?

  1. Захар
  2. Миша
  3. Андрей
  4. Иван

13. Кто из героинь становится женой Ильи Обломова?

  1. Анисья
  2. Агафья Пшеницына
  3. Ольга Ильинская
  4. Сонечка

14. Как зовут брата Агафьи Пшеницыной?

  1. Тарантьев
  2. Штольц
  3. Судьбинский
  4. Мухояров

15. На какой улице живет Обломов в Петербурге?

  1. Малая Морская
  2. Большая Морская
  3. Гороховая
  4. Невский проспект
16. За кого Ольга Ильинская выходит замуж?
  1. Обломов
  2. Штольц
  3. Барон фон Лангваген
  4. Тарантьев

17. Кем по национальности является отец Штольца?

  1. швейцарцем
  2. австрийцем
  3. немцем
  4. поляком
18. Кому из героев Обломов одалживает свой фрак?
  1. Тарантьеву
  2. Мухоярову
  3. Штольцу
  4. Пенкину
  1. с бабушкой
  2. с теткой
  3. с дедушкой
  4. с дядькой
20. Какую арию особенно любит Обломов?
  1. ария «La Donna e Mobile»
  2. ария «Habanera»
  3. ария Людмилы
  4. ария «Casta Diva»

21. Кто из героинь умирает от холеры в конце романа? 

  1. Агафья Пшеницына
  2. Анисья
  3. Акулина
  4. Ольга
  1. 2 года
  2. 5 лет
  3. 10 лет
  4. 12 лет


23. В какой день начинается действие романа? 

  1. 1 апреля
  2. 1 мая
  3. 1 августа
  4. 1 октября

24. Как называется село, где вырос Андрей Штольц? 

  1. Адамово
  2. Кистеневка
  3. Штольцевка
  4. Верхлево
25. На чем любит лежать Илья Обломов? 
  1. на кровати
  2. на диване
  3. на софе
  4. на кушетке

26. Кто из героев становится нищим бродягой в конце романа? .
  1. Обломов
  2. Штольц
  3. Мухояров
  4. Захар
27. Каким рукоделием любит заниматься Ольга Ильинская?
  1. шитье
  2. вязание
  3. вышивка
  4. икебана

28. Как зовут самого тихого и робкого гостя Обломова? 
  1. Алексеев
  2. Тарантьев
  3. Мухояров
  4. Пенкин

29. Кем была мать Штольца?
  1. французская гувернантка
  2. русская дворянка
  3. цыганка
  4. итальянская певица
30. От кого Обломов получает письмо в начале романа?
  1. от хозяина квартиры 
  2. от Штольца
  3. от старосты своей деревни
  4. от начальника канцелярии


Ответ на вопросы теста по роману «Обломов»

1. (2) дворянин
2. (3) план улучшения имения
3. (4) 20 лет
4. (1) из Саксонии
5. (4) Захар
6. (2) Штольц
7. (2) 32-33 года
8. (3) темно-серые
9. (1) коллежский секретарь
10. (4) 300 душ
11. (2) халат
12. (3) Андрей
13. (2) Агафья
14. (4) Мухояров
15. (3) Гороховая
16. (2) Штольц
17. (3) немцем
18. (1) Тарантьев
19. (2) с теткой
20. (4) ария «Casta Diva»
21. (2) Анисья
22. (1) 2 года
23. (2) 1 мая
24. (4) Верхлево
25. (2) на диване
26. (4) Захар
27. (3) вышивка
28. (1) Алексеев
29. (2) русская дворянка
30. (3) от старосты деревни

Это был тест по роману «Обломов» Гончарова на знание текста: вопросы и ответы по произведению.

www.literaturus.ru

Родители, семья и происхождение Андрея Штольца в романе Обломов

Роман И.А. Гончарова «Обломов» называется так же, как и главный герой романа, Илья Ильич Обломов. Илья Ильич ведет пассивный образ жизни. Автор ставит второго центрально главного персонажа Андрея Штольца в противовес Илье Обломову.

Андрей – лучший друг Ильи Ильича еще со школьной скамьи. Андрей Штольц воспитывался в обычной скромной семье, он не дворянин. Его отец Иван Богданович — немецкий бюргер, а мать — бедная русская дворянка.

Отец не баловал своего сына, относился к ребенку холодно и разрешал шалить. Мать Андрея наоборот хотела воспитать в ребенке качества русского дворянина, она прививала ему любовь к музыке, искусству и частенько его баловала.

Родители двух малышей были хорошо знакомы. Поэтому, родители Андрея часто приводили его в гости к Обломовым. Маме очень нравилось то, какая атмосфера была в доме у Обломовых.

Иван Богданович наоборот старался воспитать сына как практичного и делового человека. Для Андрюши отец был авторитетом номер один. Он всегда безотговорочно выполнял указания своего отца. Семья Штольцев была счастливой семьей. Отец был управляющим и по совместительству так же занимал должность учителя. Каждую заработанную копейку Иван Богданович старался не трать на ненужные вещи, а отставить на будущее хорошее обучение для своего сына.

Маленький Андрюша был трудолюбив. Он стал получать свои первые деньги в детстве, в возрасте 14-15 лет стал ездить по поручениям отца в город.

Андрей получил отличное образование, хоть и оставался таким же шалуном. Штольц много читал, интересовался разными науками, умел играть на фортепиано. Двухстороннее воспитание, которое прививали ему родители, должно было способствовать правильному становлению Андрея, он должен был стать всесторонне развитым мальчиком. Но этого не произошло, мать Андрюши рано умерла. Когда Андрей едва успел окончить университет. Для Андрея смерть матери была огромным ударом, ведь он любил её всем сердцем.

В университете он изучил языки: французский и английский. Дополнительным ударом для Андрея стало прощание с отцом. Иван Богданович, отправляя сына в Петербург, для дальнейшей самостоятельной жизни, не нашел слов поддержки для родного ребёнка. Ведь эти слова в тот момент для него были очень важны. Видимо это и стало заключительным эпизодом в становлении характера Андрея Штольца. Андрей очень редко вспоминал о родителях.

Казалось бы, что это идеальный человек. Андрей трудолюбив, образован, честен и искренен. Но он стал как машина, в его душе не осталось места для романтики. Он всё время занят работой, он очень сдержан и хорошо управляет своими чувствами. Андрей не привык жаловаться и ссылаться на то, что кто-то виновник его неудач. Он никогда не опускает рук перед сложностями, он привык упорно преодолевать все преграды, чтобы достичь желаемого результата.

Родители Андрея Ивановича Штольца внесли огромный вклад в воспитание ребёнка. Может и не совсем они добились желаемого результата для своего сына. Но они сделали, несомненно, много. Андрей Иванович получил отличное разностороннее воспитание, невероятную целеустремленность и деловитость.

Другие сочинения:

Родители, семья и происхождение Андрея Штольца

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Незнакомки в рассказе Солнечный удар Бунина сочинение

    Одним из ключевых персонажей произведения является прекрасная Незнакомка, без имени, возраста, адреса, с которой главный герой встречается на палубе корабля.

  • Сочинение по картине Шишкина Сосны освещенные солнцем 5 класс (описание)

    На картине уникального русского художника И. И. Шишкина изображен величественный сосновый лес. Лесная поляна залита ярким, солнечным светом, который проникает сквозь густые ветви деревьев.

  • Аннинька и Любинька в романе Господа Головлевы сочинение

    Аннинька и Любинька – сестры-близнецы, дочери Анна Владимировны Улановой, которая против родительской воли выскочила замуж. Арина Петровна была вынуждена выбросить «кусок» нерадивой дочери в виде захудалой деревеньки Погорелки

  • Сочинение на тему Портрет моей мамы (описание мамы)

    Для каждого ребенка мама самая красивая, я не оказалась исключением. Для меня мама самый красивый человек на земле и я очень рада, что похожа на нее.

  • Сочинение Анализ рассказа Тартюф Мольера

    Драматург Мольер жил в 17 веке во времена, которые мы в основном представляем по роману Александра Дюма «Три мушкетёра», но Дюма жил в 19 веке и был беллетристом, а Мольер писал комедии и фарсы и был современником своих персонажей.

sochinite.ru

Андрей Штольц — история персонажа, сюжет, характер, актер, цитаты

Андрей Штольц: история персонажа

Центральный персонаж романа Ивана Гончарова «Обломов». Друг и одновременно антипод главного героя, Ильи Обломова.

Андрей Иванович Штольц общается с Обломовым с детства и стал тому близким другом. По характеру это человек действия, практик, а по происхождению — наполовину немец. Мать Штольца — русская дворянка. При всем своем рационализме, Штольц обладает добрым нравом. Герой честен, разбирается в людях, при этом склонен просчитывать каждое действие и ко всему в жизни подходить со стороны практической пользы. Штольц был выписан как антипод Обломову и должен, по замыслу автора, восприниматься как образец для подражания.

Иван Гончаров

Штольц женат на Ольге Ильинской, дворянке, женщине, в которую влюблен Обломов. Ольга любила Обломова поначалу, но рассталась с тем. Обломов вял и мечтателен, прежде чем сделать Ольге предложение, много раздумывал, отступал.

Штольц временами выводит Обломова из апатии и заставляет вспомнить о жизни, призывает того заняться делом, вложиться в учреждение школ, строительство дорог, однако Обломов отмахивается от подобных идей.

Илью Обломова берут в оборот мошенники, дела и хозяйство героя переходят в их руки, а сам он погружается в еще большую бездеятельность, чем обыкновенно. Когда до Обломова доходят слухи о его собственной близящейся свадьбе, герой приходит в ужас, потому что для него еще ничего не решено. В этот период героя посещает Ольга и, видя того в таком безвольном и жалком состоянии, прерывает эти отношения. На этом история любви Ольги и Обломова себя исчерпывает.

Андрей Штольц и Ольга Ильинская

Героиня не собирается ввязываться в новые отношения, но Штольц убеждает Ольгу, что первые отношения оказались ошибкой и только заложили основу для новой любви — к нему, Штольцу. Ольга ценит в Штольце трудолюбие и решительность — то, чего не видела в Обломове. И безгранично, «как матери», доверяет мужу.

Штольц держится прогрессивных (для того времени) взглядов на роль женщины в обществе. По мысли героя, женщина призвана делать вклад в общественную жизнь, занимаясь воспитанием достойных граждан, а для этого сама должна быть хорошо образована. Штольц занимается с женой, обучает ту наукам, и эти занятия еще больше сближают супругов. Штольц жарко спорит с женой и удивляется уму Ольги.

Андрей Штольц и Илья Обломов

Штольц спасает Обломова из лап мошенников, которые в противном случае обобрали бы того до нитки. Позже Обломов называет в честь Штольца сына, который рождается у него от Агафьи Пшеницыной, женщины из чиновничьей среды, квартирной хозяйки, к которой Обломов переезжает жить. Из-за малоподвижного образа жизни у Обломова случается ранний инсульт, и Штольц посещает больного друга. Во время этого посещения Обломов просит Штольца во имя дружбы приглядеть за его маленьким сыном Андреем. Когда через два года Обломов умирает, Штольцы забирают его сына на воспитание.

Образ

Штольцу слегка за тридцать. Внешность героя подчеркивает нрав — он крепок, худ, мускулист, скуласт, на теле нет лишнего жира. Гончаров сравнивает героя с «кровной английской лошадью». У Штольца зеленоватые глаза, герой смугловат, спокоен в движениях так же, как и по характеру. Герою не свойственны ни избыточная мимика, ни резкие жесты и суетливость.

Андрей Штольц и его отец

Отец Штольца, немец, вышел из бюргеров и не был дворянином. Мальчика воспитывал в традициях бюргерства — приучал к труду и практической деятельности, что не нравилось матери Андрея, русской дворянке. Отец занимался с Андреем географией. Герой учился чтению по текстам немецких писателей и библейским стихам, с юного возраста помогал отцу в делах, подводя итоги счетам. Позже стал подрабатывать репетитором в маленьком пансионе, устроенном отцом, и получал за это жалованье, как обыкновенный мастеровой.

К четырнадцати годам герой уже один ездил в город с поручениями отца и выполнял порученное в точности, без промашек, ошибок или приступов забывчивости. Отец Андрея запрещал матери препятствовать активности мальчика и держать того при себе, Штольц рос деятельным и часто надолго отлучался из дома. Юноша получил хорошее университетское образование, одинаково хорошо говорит по-русски и по-немецки. При этом герой продолжает учиться всю жизнь и постоянно стремится узнавать новое.

Портрет Андрея Штольца

Штольц не получил дворянства при рождении, но скоро дослужился до чина надворного советника, который дал герою право на личное дворянство. Дальше по карьерной лестнице он не продвигается, а уходит со службы, чтобы заняться торговлей. Компания, в которую вложился Штольц, занимается экспортом товаров. Андрей смог во много раз увеличить состояние отца, превратив сорок тысяч капитала в триста, и прикупил дом.

Штольц много разъезжает и редко надолго остается дома. Герой вдоль и поперек изъездил Россию, бывал за границей, учился в заграничных университетах и изучил Европу «как свое имение». При этом Штольц не чужд светского общения, бывает на вечерах, умеет играть на фортепиано; интересуется наукой, новостями и «всей жизнью».

Характеристика Штольца

Герой неусидчив, бодр, тверд и даже упрям. Всегда занимает активную позицию: «понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента — посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу — выбирают его». Время Штольца четко распланировано, тот ни минуты не тратит понапрасну.

При этом герой умеет сдерживать нежелательные порывы и оставаться в границах естественного, рационального поведения, хорошо контролирует собственные чувства и не кидается в крайности. Штольц не склонен винить других в собственных неудачах и легко берет на себя ответственность за приключившиеся страдания и неприятности.

Олег Табаков и Юрий Богатырев в образе Ильи Обломова и Андрея Штольца

В противоположность Обломову, герой не любит мечтать, избегает фантазий и всего того, что не может быть подвергнуто анализу или применено на практике. Штольц умеет жить по средствам, расчетлив, не склонен к неоправданному риску и при этом легко ориентируется в сложных или незнакомых обстоятельствах. Эти качества вкупе с целеустремленностью делают героя хорошим дельцом. Штольц любит порядок в делах и вещах, и ориентируется в делах Обломова лучше, чем тот сам.

Актеры

Роман «Обломов» экранизировали в 1979 году. Режиссером фильма под названием «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» стал Никита Михалков, а роль Андрея Штольца исполнил актер Юрий Богатырев. Штольц в фильме изображен жизнерадостным и активным человеком, каким и представлен в романе Гончарова.

Юрий Богатырев в роли Андрея Штольца

При этом актер признавался, что скорее видел себя в образе Обломова, а Штольц, роль которого Богатыреву пришлось играть, по характеру полная противоположность самому актеру.

Интересные факты

Слово «обломовщина», которое после выхода романа стало нарицательным, впервые прозвучало из уст Штольца как характеристика образа жизни Обломова. Этим словом обозначалась склонность к лени, апатии, застою в делах. Словом, то, что мы бы сейчас назвали «прокрастинация».

Цитаты

«Труд — образ, содержание, стихия и цель жизни. По крайней мере, моей».
«Сама жизнь и труд есть цель жизни, а не женщина».
«Человек создан сам устраивать себя и даже менять свою природу».

Фото

24smi.org

Какое воспитание было у штольца???

Ро́берт Элизабет Штольц (нем. Robert Elisabeth Stolz; 25 августа 1880, Грац — 27 июня 1975, Западный Берлин) — австрийский композитор, дирижёр. Известен также увлечением филателией.

Роберт Штольц был двенадцатым ребёнком в семье композитора и дирижёра Якоба Штольца и его жены Иды (урожд. Бонди) , пианистки и учительницы музыки. Сами понимаете, что воспитание он получил самое музыкальное.
Он изучал музыку в Граце, Берлине и Вене. В 1896 году, в возрасте 16 лет, он закончил Венскую консерваторию. В 1897 он был оперным концертмейстером в Городском театре Граца, в 1899 году капельмейстером в Марбурге, затем в Драве и в 1902 году в городском театре Зальцбурга.

Во время Первой мировой войны с 1914 по 1918 год Штольц служил в австрийской императорской армии, в том числе в качестве капельмейстера четвёртого пехотного полка. Армейская служба оставила глубокий след в его характере.

В начале 1920-х годов Роберт Штольц стал владельцем театра варьете «Max und Moritz». Большие расходы на содержание театра практически разорили Штольца. К тому же у театра не было лицензии. Впоследствии затею с театром Штольц назвал «самым большим фиаско во всей моей карьере» . Спасаясь от кредиторов, Штольц переехал в 1924 году в Берлин. Через два года, в 1926 году он вернулся в Вену. Но если бы не закалка, полуенная им с детства, Роберт смирился бы со своей участью. Однако сила духа не позволяла ему опускать руки.

После прихода к власти национал-социалистов в 1933 году, Р. Штольц за передними сиденьями своего лимузина вывез тайком несколько евреев и политически преследуемых в Австрию. Всего он совершил 21 поездку. Этот геройский поступок принес ему большую известность среди еврейских эмигрантов.

В 1938 году, после аншлюса Штольц уехал из Австрии из-за неприятия идеологии национал-социализма. Через Цюрих он прибыл в Париж. 30 ноября 1939 года Штольц был арестован французской полицией и интернирован в лагерь «Colombe», как «враждебный иностранец» . Это случилось из-за того, что четвёртая жена Роберта Штольца, некая Лилли, оставив его, похитила все драгоценности, его документы и вид на жительство. В лагере 59-летний Штольц заболел пневмонией. Он был спасен благодаря случайному знакомству с девятнадцатилетней дочерью французского банкира Ивонной Луизой Ульрих, которая училась в Париже на юриста. Узнав, что Штольц был интернирован, она собрала несколько тысяч франков на взятку для освобождения композитора. Впоследствии она стала его пятой женой. Парижские эмигранты дали ей прозвище «Айнци» «Einzi», поскольку она была единственной (einzige), кто предложил Штольцу помощь.

В 1940 году Штольц эмигрировал в Нью-Йорк, где прожил все военные годы. 28 августа 1941 года Штольца лишили немецкого гражданства, его имущество было изъято.

30 октября 1946 года Роберт и Айнци Штольц вернулись в Вену. Они стали первыми гражданскими лицами, которым разрешили перелёт из США в Австрию. У них были визы за номером 1 и 2. В Венском международном аэропорту в их честь был устроен торжественный приём, на котором присутствовал мэр Вены Теодор Кернер. В 1947 году австрийское правительство присвоило Штольцу звание профессора Honoris causa.

Роберт Штольц умер 4 июля 1975 года. Он похоронен на Венском центральном кладбище.

otvet.mail.ru

Семья, родители и происхождение Андрея Штольца в романе Обломов Гончарова

Илья Обломов и Андрей Штольц являются ключевыми персонажами романа Гончарова под названием «Обломов». Читатель может подумать, что молодые люди должны сходиться в мировоззрениях, так как они росли в одно время и в одной среде. Но родители молодых людей, который дали им воспитание, стали ключевой причиной того, что главные герои полностью различались по характеру и мировоззрению.

Гончаров решает предпринять попытки и разобраться в том, почему они выросли настолько разными, он обращает внимание на образование, которое получили молодые люди, и воспитание. Гончаров уверен, что именно эти два фактора являются ключевыми в становлении характера любого человека и оказывается прав.

Андрей происходит из небогатой семьи, отец имел немецкие корни, а мама происходила из русского дворянства. Когда мальчик подрос, то отец активно обучает его труду, берет с собой в поле и на базар, показывает ценность денег. В свободное время он передает ему имеющиеся знания, обучает наукам, разговорному и письменному немецкому языку. Отец всегда подчеркивал ценность знаний, то, что прежде необходимо думать, а также обучал его в уважении к ручному труду и совмещению его с трудом умственным.

Автор подчеркивает, что в свободное время он развивает в мальчике хозяйственную цепкость, умение решать поставленные практические задачи, то что постоянный труд – это насущная потребность человека.

Мама в свободное время занимается с сыном зарубежной и отечественной литературой, прививает любовь к самостоятельному чтению, дает ему основы духовного воспитания и необходимости размышлять и смотреть в глубь проблемы.

Но и у него есть трагизм в сложившейся жизни. Он вырос прогрессивным и трудолюбивым молодым человеком, способным размышлять, думать о большем. Несмотря на то, что его жизнь по-настоящему кипит и бурлит, важную роль для него занимает материальное благополучие и хороший достаток, которого не смогли дать ему родители в детстве.

Он много работает, но его будни получаются серыми и однообразными. Штольц похож на машину, запрограммированную в детстве, полностью состоящий, как и живой человек из костей и мышц, он полностью лишен эмоций и настроения. Такую программу ему дали в детстве родители, теперь он четко следует заведенному распорядку. Ему необходимо добиться финансового благополучия и доказать родителям, что он способен на большее, способен поддерживать их материально и добиться большего.

Но из его жизни полностью пропадают эмоции и светлые чувства. Такова цена родительского воспитания в жизни Андрея Штольца, живущего по заведенной программе и не терпящий изменений в происходящем.

Также читают:

Картинка к сочинению Семья, родители и происхождение Андрея Штольца в романе Обломов

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Грабаря Зимнее утро 5 класс

    Русская природа очень красива, особенно зимой. Какой краской можно нарисовать снег? Белой? А можно лазурной, голубой и синей. Именно ими нарисована картина «Зимнее утро». Нарисовавший её художник, был импрессионистом

  • Признание Раскольникова в преступлении сочинение

    Роман Достоевского Преступление и наказание еще раз показывает, насколько человек может перенести всю тяжесть нравственных потрясений, сколько было метаний в мыслях у Раскольникова.

  • Детство Обломова в романе Обломов Гончарова

    Главный персонаж подрастал в наследственной усадьбе Обломовке, великолепной и тихой местности. Весь окружающий мир вслед за тем жил будто бы согласно плану, а общество веровало в народные сказания и злобных домовых.

  • Сочинение на тему Красота природы

    На свежем воздухе мы проводим время с раннего детства. Когда гуляешь в парке, в лесу, очень любопытно смотреть на природу, насекомых. Естественная среда, для человека на первом месте, это что-то новое, неизвестное, то, что пробуждает сильное чувство

  • Сочинение на тему Скоро лето 2, 3, 4 класс

    У каждого лето ассоциируется с разным: для кого это возможность отдохнуть от школы, прекрасные поездки на море или к бабушке в деревню, отдых в летнем лагере. Лето — это чудесное время года с массой занятий и развлечений

sochinimka.ru

Воспитание Обломова и Штольца. Воспитание Штольца в романе «Обломов»

В. Г. Белинский говорил, что именно воспитанием решается участь каждого человека. Это можно отнести в полной мере к Обломову Илье Ильичу и Штольцу Андрею Ивановичу — двум главным героям романа «Обломов» И. А. Гончарова. Эти люди, казалось бы, являются выходцами из одной среды, класса, времени. Следовательно, у них должны быть одинаковые стремления, образы жизни, мировоззрения. Почему же тогда, читая произведение, мы замечаем в Штольце и Обломове в основном различия, а не сходства? Для того чтобы ответить на данный вопрос, следует обратиться к истокам, сформировавшим характеры двух интересующих нас персонажей. Вы увидите, что воспитание Штольца и Обломова имело свои особенности, которые повлияли на всю их дальнейшую жизнь.

Сон Обломова

Первая глава произведения посвящена детству Илюши. Сам Гончаров назвал ее «увертюрой всего романа». Из этой главы мы узнаем в общих чертах о том, что представляло собой воспитание Обломова. Цитаты из нее не случайно часто приводятся в доказательство того, что жизнь Ильи просто не могла сложиться иначе. В первой главе произведения можно найти разгадку характера заглавного героя, бездействующего, ленивого, апатичного человека, который привык существовать за счет труда принадлежащих ему крепостных.

Стоило лишь задремать Илье Ильичу, как ему начинал сниться один и тот же сон: ласковые руки матери, ее нежный голос, объятия друзей и близких… Каждый раз Обломов во сне возвращался в свое детство, когда он был любим всеми и абсолютно счастлив. Он будто бежал в детские воспоминания из реальной жизни. В каких же условиях сформировалась его личность, как проходило воспитание Обломова?

Атмосфера, царившая в Обломовке

Илюша детство провел в Обломовке, в родовом селе. Родители его были дворяне, а жизнь в деревне шла по особым законам. В селе царил культ ничегонеделания, сна, еды, а также ничем не нарушаемого спокойствия. Правда, порой тихое течение бытия все-таки нарушалось ссорами, убытками, болезнями и трудом, считавшимся для обитателей деревни наказанием, от которого они стремились избавиться при первой возможности. Расскажем и о том, какое воспитание получил Обломов. Вы, наверное, уже составили себе некоторое представление о нем на основании сказанного выше.

Как пресекались стремления Илюши?

Воспитание Обломова выражалось в основном в запретах. Илюше, подвижному, ловкому ребенку, было запрещено выполнять любую работу по дому (для этого существуют слуги). Кроме того, стремления его к самостоятельности каждый раз пресекались криками няньки и родителей, не дававшими мальчику и шагу сделать без присмотра, так как они боялись, что он простудится или расшибется. Заинтересованность миром, активность — все это в детстве Илюши порицалось взрослыми, которые не разрешали резвиться, прыгать, бегать на улице. А ведь это необходимо любому ребенку для развития, познания жизни. Неправильное воспитание Обломова приводило к тому, что силы Илюши, ищущие проявления, обращались внутрь и, увядая, никли. Вместо активности ему прививали любовь к крепкому послеобеденному сну. В романе о нем сказано как об «истинном подобии смерти», заменившем воспитание Обломова. Цитаты из текста, не менее яркие, можно найти и посвященные хорошей еде, культ которой превратился практически в единственное занятие в деревне.

Влияние сказок няньки

Кроме того, идеал бездействия постоянно подкреплялся сказками няньки о «Емеле-дурачке», получавшем от волшебной щуки различные дары, при этом ничего не делая. Обломов Илья Ильич будет впоследствии грустить, лежа на своем диване, и спрашивать себя: «Почему жизнь — не сказка?».

Илью Ильича все называют мечтателем. Но ведь воспитание Обломова бесконечными сказками няни о жар-птицах, колдунах, богатырях, Милитрисе Кирбитьевне не могло не посеять в его душе надежду на лучшее, веру в то, что проблемы как-нибудь разрешатся сами собой? Кроме того, эти сказки породили у героя страх перед жизнью. Ленивое детство и воспитание Обломова привели к тому, что Илья Ильич тщетно пытался скрыться от действительности в своей квартирке, находящейся на Гороховой улице, а затем — на Выборгской стороне.

Отношение родителей Илюши к образованию

Родители старались не обременять Илюшу образованием, считая, что учеба не стоит того, чтобы пропускать праздники и терять здоровье. Поэтому они пользовались каждым удобным случаем для того, чтобы не пустить на занятия своего ребенка. Илюша и сам вскоре понял, что ему по душе такое вялое и размеренное существование. Детство и воспитание Обломова сделали свое дело. Привычка, как говорится, вторая натура. И взрослого Илью Ильича полностью устраивала ситуация, при которой слуги делают за него все, а ему не остается ни о чем заботиться и волноваться. Так детство героя незаметно перетекло во взрослую жизнь.

Взрослая жизнь Ильи Ильича

Мало что в ней изменилось. Все существование Обломова в его собственных глазах по-прежнему делилось на 2 половины. Первая — труд и скука (эти понятия были у него синонимами), а вторая — мирное веселье и покой. Захар сменил няню, а Выборгская улица города Петербурга — Обломовку. Илья Ильич настолько боялся любой деятельности, его так сильно пугали любые перемены в своей жизни, что даже мечта о любви была не способна вывести этого героя из апатии.

Именно поэтому его устроила совместная жизнь с хорошей хозяйкой Пшеницыной, поскольку она стала не чем иным, как продолжением жизни в селе Обломовке.

Родители Андрея Штольца

Полной противоположностью Илье Ильичу является Андрей Иванович. Воспитание Штольца проходило в небогатой семье. Мать Андрея была русской дворянкой, а отец — обрусевшим немцем. Каждый из них внес свой вклад в воспитание Штольца.

Влияние отца

Штольц Иван Богданович, отец Андрея, обучил своего сына немецкому языку, практическим наукам. Андрей рано начал работать — помогать Ивану Богдановичу, который был с ним требователен и по-бюргерски строг. Воспитание Штольца в романе «Обломов» способствовало тому, что в нем выработалась еще в юном возрасте прагматичность, серьезный взгляд на жизнь. Для него стал необходимостью повседневный труд, который Андрей считал неотъемлемой частью своей жизни.

Влияние матери

Свой вклад в воспитание Штольца в романе «Обломов» внесла и мать Андрея. Она смотрела на методы, которые применял ее супруг, с беспокойством. Эта женщина хотела сделать из Андрея милого и чистенького мальчика-барина, одного из тех, каких она видела, когда работала в богатых русских семьях гувернанткой. Душа ее изнывала тогда, когда Андрюша возвращался после драки весь изодранный или грязный после поля или фабрики, куда он отправлялся вместе с отцом. И она принималась стричь ему ногти, шить изящные манишки и воротнички, завивать кудри, заказывала одежду в городе. Мать Штольца научила прислушиваться к звукам Герца. Она ему пела о цветах, шептала о призвании то писателя, то воина, мечтала о высокой роли, которая выпадает на долю иным людям. Мать Андрея во многом хотела, чтобы ее сын был похожим на Обломова, и поэтому с удовольствием его часто отпускала в Сосновку.

Итак, вы видите, что, с одной стороны, в воспитании Андрея был заложен практицизм, деловитость отца, а с другой — мечтательность матери. Ко всему прочему, рядом находилась Обломовка, в которой «вечный праздник», где сбывают работу с плеч, как иго. Все это и повлияло на формирование характера Штольца.

Расставание с домом

Конечно, отец Андрея любил его по-своему, однако он не считал необходимым проявлять свои чувства. До слез пронзительна сцена прощания Штольца со своим отцом. Даже в эту минуту Иван Богданович не смог найти для своего сына добрых слов. Андрей, глотая слезы обиды, отправляется в путь. Кажется, что в этот момент Штольц, несмотря на старания его матери, не оставляет в своей душе места для «пустых мечтаний». Он берет с собой в самостоятельную жизнь лишь то, что, по его мнению, было необходимо: целеустремленность, практичность, расчетливость. В далеком детстве осталось все остальное вместе с образом матери.

Жизнь в Петербурге

Он едет после окончания университета в Петербург, где принимается за дела (отправляет за границу товары), путешествует по всему миру, ведет активную жизнь и все успевает. Несмотря на то что он был ровесником Обломова, этому герою удалось достичь в жизни куда большего. Он нажил деньги и дом. Энергичность и деятельность способствовали успешной карьере этого героя. Он добился высот, о которых не мог даже мечтать. Штольц сумел правильно распорядиться жизнью и способностями, заложенными в нем природой.

Всего было в меру в его жизни: и радости, и печали. Андрей предпочитает прямой путь, который отвечает его простому взгляду на жизнь. Его не беспокоили ни мечты, ни воображение — он просто не допускал их в свою жизнь. Этот герой не любил строить догадки, он всегда сохранял в поведении чувство собственного достоинства, а также трезвый, спокойный взгляд на людей и на вещи. Андрей Иванович считал страсти разрушительной силой. Его жизнь напоминала «медленное и ровное горение огня».

Штольц и Обломов — две разных судьбы

Воспитание Штольца и Обломова, как вы видите, существенно отличалось, хотя и тот, и другой были выходцами из дворянской среды и принадлежали к одному слою общества. Андрей и Илья — люди с разными мировоззрениями и характерами, поэтому судьбы были столь непохожи. Очень отличались воспитания Обломова и Штольца. Сравнение позволяет заметить, что именно этот факт сильно повлиял на взрослую жизнь этих героев. Деятельный Андрей старался до последнего дня «донести сосуд жизни» и не пролить напрасно ни одной капли. А апатичный и мягкий Илья ленился даже просто встать с дивана и выйти из своей комнаты для того, чтобы в ней убрались слуги. Ольга Обломова спросила однажды в тоске Илью о том, что же сгубило его. На это он ответил: «Обломовщина». Н. А. Добролюбов, известный критик, также считал, что «обломовщина» — вина всех бед Ильи Ильича. Это та среда, в которой был вынужден расти главный герой.

Роль воспитания в формировании личности человека

Проблема воспитания в романе «Обломов» не случайно была акцентирована автором. Как вы видите, образ жизни, мировоззрение, характер каждого человека складываются еще в детстве. Среда, в которой происходит развитие личности, учителя, родители — все это сильно влияет на формирование характера. Если ребенка с детства не приучать к труду и самостоятельности, на собственном примере не показывать ему, что каждый день следует делать что-то полезное и нельзя проводить время впустую, то не следует удивляться, что он вырастет безвольным и ленивым человеком, похожим на Илью Ильича из произведения Гончарова.

fb.ru

Чем занимался и кем работал Штольц в романе «Обломов» ?

Отец Андрея был немец, от него сын унаследовал
любовь к порядку, педантизм и аккуратность,
деловитость и исполнительность.
Отец, желающий видеть в сыне повторение собственной
судьбы, дал ему «строгое, практическое воспитание»,
отличное образование.
Штольц пробивает дорогу в жизни сам.
Штольц блестяще заканчивает университет,
с успехом служит, выходит в отставку, чтобы заниматься
собственным делом; наживает дом и деньги.
Он член торговой компании, отправляющей товары
за границу; как агент компании, Штольц ездит в
Бельгию, Англию, по всей России.

Взгляд на жизнь раскрывается у него в следующих словах:
«Труд-образ, содержание, стихия и цель жизни,
по крайней мере моей».
В романе это подчёркнуто тем, что всё, что было
особенно дорого Обломову, переходит к Штольцу:
он становится мужем Ольги, невесты Обломова;
делается управляющим имением Обломова и,
наконец, воспитателем его сына.
Так в романе, утверждается идея: на смену
беспочвенным мечтателям типа Обломова идёт
новая общественная сила, буржуазия, шаг за
шагом вытесняя дворянство.

Однако, образ Штольца получился в романе Гончарова
бледнее и схематичнее, чем образ Обломова,
хотя последний почти всё время лежит на диване,
а Штольц весь в движении, в действии.
Объясняется это тем, что интересный по замыслу
образ Штольца оказался в романе художественно не
дорисованным, а потому и маловразумительным.
Штольц дан вне своей естественной сферы — сферы
практической деятельности.
Писатель главным образом рассказывает о нём,
а не показывает его на деле.
Читатель узнает, что Штольц разбогател (по словам
Тарантьева, «сделал тысяч триста капиталу) ,
что он необыкновенно легко устраивает свои дела и
дела Обломова, но как он это делает, читатель не знает.
Гончаров и сам сознавал, что художественный образ
Штольца «слаб, бледен — из него слишком голо
выглядывает идея».
Людей, которые шли на смену беспочвенным мечтателям
и лентяям, требовала сама жизнь и ждало общество.
Но Штольц очень далёк от идеала русского общественного
деятеля. Он сам признаётся Ольге:
«Мы не титаны с тобой.. .мы не пойдём.. .на дерзкую борьбу
с мятежными вопросами».
Однако рядом с Обломовым и обломовщиной Штольц
был всё же явлением прогрессивным.

otvet.mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *