Содержание

Окончания по падежам

Склоне́ние – это изменение слова по падежам.

В русском языке есть шесть падежей.

Информация по падежам и окончаниям существительных разного склонения – в таблице:

ПадежВопросыВозможные предлогиОкончание
Ед. числоМнож. число
I
склонение
II
склонение
III
склонение
Имени́тельный(есть) кто? что?-а, -я–, -о, -е-ы, и, -а, -я
Роди́тельный(нет) кого́? чего́?без, у, до, от, с, о́коло, из, во́зле, по́сле, для, вокру́г-ы, -и-а, -я–, -ов, ев, -ей
Да́тельный
(даю́) кому́? чему́?
к, по-е, -и-у, -ю-ам, -ям
Вини́тельный(виню́, ви́жу) кого́? что?в, за, на, про, че́рез-у, -ю-о, -е–, -ы, -и, а, -я, -ей
Твори́тельный(творю́, горжу́сь) кем? чем?за, над, под, пе́ред, с-ой (-ою), ей (-ею)-ом, -ем-ами, -ями
Предло́жный(ду́маю) о ком? о чём?в, на, о, об, о́бо, при-е, -и-е, -и-ах, -ях

В русском языке три типа склонения существительного.

Пе́рвое склоне́ниеВторо́е склоне́ниеТре́тье склоне́ние
все слова мужского и женского рода на -а, -явсе остальные слова мужского и среднего рода
все остальные слова женского рода
в ед. числе-а, -яв муж. роде – согласный и -ь
в ср. роде -о, -е
во множ. числе-ы, -и-а, -я, -ы, -и
примеры словма́ма па́па стена́ ли́ния тётя дя́дяроя́ль нож окно́ мо́реночь дочь пасте́ль

I склонение:

ПадежОкончание
Ед. числоМнож. число
Имени́тельный-а, -я-ы, и
Роди́тельный-ы, -и–, -ей
Да́тельный-е, -и-ам, -ям
Вини́тельный-у, -ю–, -ы, -и, -ей
Твори́тельный-ой (-ою), ей (-ею)-ами, -ями
Предло́жный-е, -и-ах, -ях
ед. числомнож. числоед. числомнож. число
И.кто?па́папа́пычто?ра́нара́ны
Р.кого?па́пыпапчего?ра́ныран
Д.кому?папепа́памчему?ра́нера́нам
В.кого?па́пупапчто?ра́нура́ны
Т.кем?па́пойпа́памичем?ра́намира́ны
П.о ком?о па́пео па́пахо чём?о ра́нео ра́нах
ед. число
множ. числоед. числомнож. число
И.кто?дя́дядя́дичто?ви́шняви́шни
Р.кого?дя́дидя́дейчего?ви́шниви́шен
Д.кому?дя́дедя́дямчему?ви́шневи́шням
В.кого?дя́дюдя́дейчто?ви́шнюви́шни
Т.кем?дя́дейдя́дямичем?ви́шнейви́шнями
П.о ком?о дя́део дя́дяхо чём?о ви́шнео ви́шнях

Обрати внимание!

Если существительное I склонения оканчивается на -ия, то в дательном и предложном падежах пишется окончание -и. Это касается и имён собственных на -ия:

ед. числомнож. число
И.кто?Мари́ячто?ли́ния
Д.кому?Мари́ичему?ли́нии
П.о ком?о Мари́ио чём?о ли́нии
 
И.кто?Фра́нциячто?исто́рия
Д.кому?Фра́нциичему?исто́рии
П.о ком?о Фра́нциио чём?об исто́рии

II склонение:

ПадежОкончание
Ед. числоМнож. число
Муж. родСр. род
Имени́тельный-о, -е-а, -я, -ы, -и
Роди́тельный-а, -я–, -ов, -ев, -ей
Да́тельный-у, -ю-ам, -ям
Вини́тельный-о, -е-а, -я, -ы, -и
Твори́тельный-ом, -ем-ами, -ями
Предло́жный-е, -и-ах, -ях
ед. числомнож. числоед. числомнож. число
И.кто?конько́ничто?дива́ндива́ны
Р.кого?коня́коне́йчего?дива́надива́нов
Д.кому?коню́коня́мчему?дива́нудива́нам
В.кого?коня́коне́йчто?дива́ндива́ны
Т.кем?конёмконя́мичем?дива́номдива́нами
П.о ком?о коне́о коня́хо чём?о дива́нео дива́нах
ед. числомнож. числоед. числомнож. число
И.кто?о́блакооблака́что?мо́реморя́
Р.кого?о́блакаоблако́вчего?мо́ряморе́й
Д.кому?о́блакуоблака́мчему?мо́рюморя́м
В.кого?о́блакооблака́что?мо́реморя́
Т.кем?о́блакомоблака́мичем?мо́ремморя́ми
П.о ком?об обла́кеоб облака́хо чём?о мо́рео моря́х
ед. числомнож. число
И.что?музе́ймузе́и
Р.чего?музе́ямузе́ев
Д.чему?музе́юмузе́ям
В.что?музе́ямузе́и
Т.чем?музе́еммузе́ем
П.о чём?о музе́ео музе́ях

Обрати внимание!

Если существительное II склонения оканчивается на -ий или -ие, то в предложном падеже единственного числа пишется окончание -и:

ед. числоед. числоед. число
И.кто?Васи́лийчто?жре́бийИ.что?дове́рие
П.о ком?о Васи́лиио чём?о жре́бииП.о чём?о дове́рии

III склонение:

ПадежОкончание
Ед. числоМнож. число
Имени́тельный
Роди́тельный-ей
Да́тельный-ам, -ям
Вини́тельный
Твори́тельный -ами, ями
Предло́жный-ах, -ях
ед. числомнож. числоед. числомнож. число
И.кто?мышьмы́шичто?тканьтка́ни
Р.кого?мы́шимыше́йчего?тка́нитка́ней
Д.кому?мы́шимыша́мчему?тка́нитка́ням
В.кого?мышьмыше́йчто?тканьтка́ни
Т.кем?мы́шьюмыша́мичем?тка́ньютка́нями
П.о ком?о мы́шио мыша́хо чём?о тка́нио тка́нях

Осторожно, орфография!

В именительном падеже единственного числа после шипящих (ж, ш, ч, щ) у существительных женского рода III склонения на конце пишется -ь, а у существительных мужского рода II склонения -ь не ставится:

III скл.III скл.II скл.II скл.
И.кто?дочьчто?ночьИ.кто?грач_И.что?нож_

Также не ставится -ь после шипящих на конце существительных женского рода I склонения в родительном падеже множественного числа:

ед. числомнож.числоед. числомнож.число
И.что?да́чада́чиИ.что?ро́щаро́щи
Р.чего?да́чидач_Р.чего?ро́щирощ

В русском языке есть существительные, которые сохраняют одну форму во всех падежах и числах. Это неизменяемые существительные. Почти все они пришли из других языков.

www.ruspeach.com

Падежные окончания существительных – правописание безударных окончаний в таблице для 4 класса

ПадежI склонениеII склонениеIII склонение
окончанияпримерыокончанияпримерыокончанияпримеры
Именительный-ы, -игоры,

дороги,

дяди

-а, -я, -ы, -иозера, столы, кони, ученикистепи, печи, лани
Родительный[],гор,

дорог,

дядь

-ов, -ей, []озер, столов, коней, учеников-ейстепей, печей, ланей
Дательный-ам, -ямгорам,

дорогам,

дядям

-ам, -ямозерам, столам, коням, ученикам-ям, -амстепям, печам, ланям
Винительный-ы, -и, []горы,

дороги,

дядь

-а, -я, -ы, -и, ей, -овозера, столы, коней, учеников-и, -ейстепи, печи, ланей
Творительный-ами, -ямигорами,

дорогами,

дядями

-ами, -ямиозерами, столами, конями, учениками-ами, ямистепями, печами, ланями
Предложный-ах, -яхо горах,

о дорогах,

о дядях

-ах, -яхоб озерах, о столах, о конях, об учениках-ах, -яхо степях, о печах, о ланях

obrazovaka.ru

Окончания существительных — Правило

Упражнения к правилу

Существительные изменяются по числам и по падежам. Это называется склонением.

Падежи существительных

Именительный Кто? Что?
РодительныйКого? Чего?
ДательныйКому? Чему?
ВинительныйКого? Что?
ТворительныйКем? Чем?
ПредложныйО ком? О чём?
Существует три типа склонения существительных, различающихся по своим падежным окончаниям. Первое склонение

К нему относятся существительные женского и мужского рода, которые в начальной форме (именительном падеже) имеют окончания -а, -я, например: кошка, баня, дядя, дедушка.

И.п. речка
Р.п.речки
Д.п.речке
В.п.речку
Т.п.речкой
П.п.о речке
Правило

В родительном падеже существительных первого склонения всегда пишется окончание -и, в дательном и предложном -е.

Второе склонение

К нему относятся существительные мужского рода, которые в начальной форме имеют нулевое окончание, и среднего рода с окончаниями (в н.ф.) -о, -е, например: берег, конь, окно, поле.

И.п. конь, окно
Р.п.коня, окна
Д.п.коню, окну
В.п.коня, окно
Т.п.конём, окном
П.п.о коне, в окне
Правило

В предложном падеже существительных второго склонения всегда пишется окончание -е.

Третье склонение

К нему относятся существительные женского рода, оканчивающиеся (в н.ф.) на -ь, например: лошадь, пристань, вещь, гордость.

И.п. ткань
Р.п.ткани
Д.п.ткани
В.п.ткань
Т.п.тканью
П.п.о ткани
Правило

В родительном, дательном и предложном падежах существительных третьего склонения всегда пишется окончание -и.

Особо склоняются

Существительные женского рода, оканчивающиеся (в н.ф.) на -ия, мужского рода — на -ий, среднего рода — на -ие, склоняются особым образом.

И.п. история, гений, здание
Р.п.истории, гения, здания
Д.п.истории, гению, зданию
В.п.историю, гения, здание
Т.п.историей, гением, зданием
П.п.об истории, о гении, о здании

Также особо склоняются 10 существительных среднего рода, оканчивающхся (в н.ф.) на -мя: знамя, вымя, стремя, бремя, темя, племя, пламя, семя, время, имя, и слово «путь».

И.п. знамя, путь
Р.п.знамени, пути
Д.п.знамени, пути
В.п.знамя, путь
Т.п.знаменем, путём
П.п.о знамени, о пути
Правило

В родительном, дательном и предложном падежах существительных на -мя, пишется окончание -и.

В родительном, дательном и предложном падежах существительных на -ия пишется окончание -и.

В предложном падеже существительных мужского рода на -ий и среднего рода на -ие пишется окончание -и.

www.rusyaz-online.ru

Окончания и склонение по падежам имен существительных (1, 2, 3 склонение): правила с таблицами

Таблица окончаний склонений в единственном числе

Падеж1 склонение2 склонение3 склонениена -ие 2на -ия 1, 2
Им. п.

-а/-я

ваза, няня

□ | -о, -е

кран, поле

речь

-ие

изобилие

-ия

мантия

Род. п.

-ы/-и

вазы, няни

-а/-я

крана, поля

и

речи

-ия

изобилия

-ии

мантии

Дат. п.

вазе, няне

-у / -ю

крану, полю

речи

-ию

изобилию

ии

мантии

Вин. п.

-у/-ю

вазу, няню

□ | -о / -е

кран, поле

речь

-ие

изобилие

-ию

мантию

Тв. п.

-ой/-ей

вазой, няней

-ом / -ем

краном, полем

-у/-ю

речью

-ием

изобилием

ией

мантией

Предл. п.

о вазе, о няне

о кране, о поле

о речи

-ии

об изобилии

-ии

о мантии

1.1. Слова на ия следует различать со словами на ья (Марья, Наталья, Софья). Слова на ья склоняются по правилам первого склонения и имеют окончание  в дательном и предложном падежах единственного числа. Сравните:

Дат. п. — Марье, но: Марии

Предл. п. — о Марье, но: о Марии

Это относится и к парам типа «учение» — «ученье», «сомнение»— «сомненье». Первый вариант склоняется как слова на —ие, второй — как слова второго склонения.

Однако в художественной речи возможно написание слов на -ье в предложном падеже с окончанием -и. Например: в забытьи.

 

1.2. Существительные на ий, —ия с односложной основой (т.е. состоящей из больше чем одного слога) в предложном падеже единственного числа в безударной позиции оканчиваются на е

Например:

кий — о кие, Вий — о Вие, змий — о змие, Лия — о Лии

Под ударением в окончании пишется «и».

Пример:

толчия — о толчии

 

1.3. Существительные на безударные ья и ье имеют в родительном падеже множественного числа окончание — ий или ев: певунья — певуний, ненастье — ненастий; устье — устьев, келья — келий,

А на ударные —ья и ьё — окончание ей. Например:  ружьё — ружей, статья — статей, семья — семей (но: копьё — копий).

 

1.4 Вопреки основному правилу, следующие слова с неодносложной основой в безударной позиции имеют окончание и , а не -е :

  1. Слова мужского и среднего рода на —ий и —ие (литий, положение) в предложном падеже единственного числа: о литии, о положении.
  2. Слова женского рода наия (Швейцария) в предложном и дательном падеже единственного числа: к Швейцарии, о Швейцарии.

 

1.5. В существительных мужского и среднего рода с суффиксом ищ- в именительном падеже единственного числа ставится окончание е, у существительных женского рода — окончание а. Например:
а) дуб — дубище, забор — заборище, чудо — чудище;
б) струя — струища, жара — жарища.

В именительном падеже множественного числа у таких слова женского и мужского рода пишется окончание и, а у среднего а.

 

1.6. У существительных с суффиксами -ушк-, -юшк-, -ышк-, -ишк- -шик- в именительном падеже единственного числа ставится:
а) окончание а — у слов мужского рода, называющих одушевленные предметы, и у слов женского рода, например: сынишка, мальчишка, сударушка, малинушка, старушка, краюшка
б) окончание о — у слов мужского рода, называющих неодушевленные предметы, и у слов среднего рода: чехлишко, судёнышко, столбишко, сундучишко, золотишко.

 

1.7. В одушевленных существительных мужского и общего рода после суффикса л в именительном падеже единственного числа ставится окончание а, например: чудила, чертила; у среднего рода — окончание о, например: покрывало, забрало.

 

1.8. Названия населённых пунктов на -ов, -ев, -ин, -ын, -ово, -ево, -ино, -ыно имеют в творительном падеже единственного числа окончание -ом: Павшином, Румянцевом, Марьином, Ерином. Эти слова нужно различать с фамилиями, у которых в этом случае будет окончание -ым: Павшиным, Румянцевым, Марьиным и т.д.

Примечание. Сейчас для топонимов на —ово, -ево, -ино, -ыно нормативны два варианта: склоняемый и несклоняемый, но склоняемый относится к строгой литературной речи и его желательно использовать в официальных выступлениях и т.д.

Но: эти топонимы не склоняются при наличии родового слова, например: из района Братеево, из села Егорово. Но без него уже возможно склонение: из Братеева, из Егорова.

 

Таблица окончаний склонений во множественном числе

Краткий вариант:

Именительный-ы -и | -а́ -я́
Родительный□ | -öв | -ей | й
Дательный-ам -ям
Винительный-ы -и | -а́ -я́ □ | -öв | -ей
Творительный-ами -ями | -ми́
Предложный-ах -ях

 

Подробный вариант с примерами для множественного числа:

Падеж1 склонение2 склонение3 склонениена -иена -ия
Им. п.

-ы | -и

вазы, няни

-ы, -и, -а, -я

краны, яблоки, стога, поля

речи

изобилия

мантии

Род. п.

ваз, нянь

-ов, -ей, □

кранов, полей, солнц

-ей

речей

изобилий

мантий

Дат. п.

-ам | -ям

вазам, няням

-ам, -ям

кранам, полям

-ам, -ям

речам, дням

-ям

изобилиям

-ям

мантиям

Вин. п.

-ы/□ | и/□

вазы / мам | нянь / руки

-ы, -и, -а, -я

краны, яблоки, стога, поля

речи

изобилия

-ии

мантии

Тв. п.

-ами | -ями

вазами, нянями

-ами, -ями

кранами, полями

-ами/-ями

речами, днями

-ями

изобилиями

-ями

мантиями

Предл. п.

-ах | -ях

о вазах, о нянях

-ах, -ях

о кранах, о полях

-ах, ях

о речах, о днях

об изобилии

-ях

о мантиях

 

2.1. У омонимов окончание в именительном падеже множественного числа иногда зависит от значения слова: корпусы (тела, туловища) — корпуса (строения), ордены (сообщества, организации) — ордена (награды), мехи (устройство для подачи воздуха) — меха (материал из шкуры)

 

2.2. У существительных женского рода с окончанием на , в родительном падеже множественного числа после шипящих мягкий знак не ставится: тёщ (теща), кляч (кляча), чащ (чаща), дач (дача).

 

2.3. В родительном падеже множественного числа у существительных на ня с предшествующим согласным мягкий знак на конце не пишется, например: , черешня — черешен, коптильня — коптилен, наковальня — наковален.
Исключения: барышень, боярышень, деревень, кухонь.

 

2.4. У некоторых слов добавляется суффикс «ес» перед окончанием. Например, у слов «чудо» — «чудеса», «небо» — «небеса».

 

Разносклоняемые существительные

К разносклоняемым существительным относятся слова «путь», «дитя» и 10 слов на -мя: «темя», «племя», «знамя», «семя», «вымя», «время», «бремя», «стремя», «имя», «пламя». Эти слова имеют окончания, характерные для разных склонений. В родительном, дательном и предложном падежах в единственном числе они оканчиваются на .

Падеж

ед.ч.

мн.ч.

Им.

путь, пламя, семя, стремя, дитя

пути, пламёна, семена, стремена, дети

Род.

пути, пламени, семени, стремени, дитяти

путей, пламён, семян, стремян, детей

Дат.

пути, пламени, семени, стремени, дитяти

путям, пламёнам, семенам, стременам, детям

Вин.

путь, пламя, семя, стремя, дитя

пути, пламёна, семена, стремена, детей

Тв.

путём, пламенем, семенем, стременем, дитятею

путями, пламёнами, семенами, стременами, детьми

Предл.

(о) пути, пламени, семени, стремени, дитяти

путях, пламёнах, семенах, стременах, детях

Комментарии

  • У слов на -мя во множественном числе прибавляется суффикс —ен (-ён).
  • Слова на -мя (кроме «семя» и «стремя») имеют склоняются одинаково. К словам «семя» и «стремя» в родительном падеже множественного числа добавляется суффикс -ян, вместо -ен.
  • Изменение разносклоняемых «путь» и«дитя» нужно запомнить.

 

3.1. Существительные образованные от прилагательных и причастий (посыльный, учащийся, котельная) склоняются как качественные прилагательные.

gramatik.ru

Окончания имен существительных единственного числа

Для преодоления ошибок в написании окончаний имен существительных необходимо помочь учащимся полностью разобраться в правилах изменения этой части речи.

Имена существительные изменяются по числам и по падежам, или склоняются. Существует три типа склонений имен существительных, для которых характерны разные падежные окончания как в единственном, так и во множественном числе.

К 1-му склонению относятся все имена существительные, имеющие в именительном падеже единственного числа окончания -А, -Я. В основном это имена существительные женского рода (МАМА, ВОДА, ВОЛЯ) и лишь очень небольшое число существительных мужского рода (ЮНОША, ДЕДУШКА, ДЯДЯ и ряд мужских имен, оканчивающихся на -А, -Я: ЮРА, ВОЛОДЯ, СЕРЕЖА, ТОЛЯ, КОЛЯ, ПЕТЯ, ФЕДЯ, БОРЯ, ВАНЯ и др.).

Ко 2-му склонению относятся все остальные имена существительные мужского рода, не имеющие окончаний в именительном падеже (СТОЛ, МЕЧ, КОНЬ), а также все имена существительные среднего рода (ОКНО, ДЕРЕВО, СОЛНЦЕ, МОРЕ).

К 3-му склонению относятся все имена существительные женского рода, оканчивающиеся в именительном падеже на мягкий знак (МЫШЬ, НОЧЬ, ДВЕРЬ, СОЛЬ). Приведем падежные окончания имен существительных всех трех склонений. В дальнейшем к этой таблице нам придется обращаться неоднократно.

 

1-е склонение

2-е склонение

3-е склонение

И. Кто? Что?

Роза

Дядя

Дом

Море

Мышь

Р. Кого? Чего?

розЫ

дядИ

домА

морЯ

мышИ

Д. Кому? Чему?

розЕ

дядЕ

домУ

морЮ

мышИ

В. Кого? Что?

розу

дядю

дом

морЕ

мышь

Т. Кем? Чем?

розОЙ

ДядЕЙ

домОМ

морЕМ

мышЫО

П. О ком? О чем?

о розЕ

о дядЕ

о домЕ

о морЕ

о мышИ

Как видим, вариантов окончаний здесь много. Наша задача состоит в том, чтобы помочь ребенку не запутаться во всем этом многообразии и научить его четко разграничивать те окончания, которые он чаще всего смешивает на письме. На правописании остальных окончаний его внимание можно не фиксировать.

Если внимательно посмотреть на подчеркнутые слова, то мы увидим, что в именительном и винительном падежах всех трех склонений правописание окончаний не вызывает никаких сомнений: они слышны ясно и пишутся так, как слышатся. То же самое можно сказать о родительном и дательном падежах второго склонения (существительные ДОМ, МОРЕ). Поэтому обратимся лишь к «сомнительным», смешиваемым учащимися окончаниям родительного и дательного падежей 1-го и 3-го склонений и предложного падежа всех трех склонений. (Окончания творительного падежа будут рассмотрены отдельно, поскольку они не смешиваются с окончаниями этих трех падежей).

Первое, что необходимо сделать при разборе приводимых ниже конкретных примеров склонений — это убедить ребенка в одинаковости окончаний любых имен существительных в каждом определенном падеже определенного склонения. Это поможет ему понять, что никаких случайностей здесь нет и что твердое знание правил склонения имен существительных полностью гарантирует от ошибочного написания их окончаний. Кроме того, нужно обратить внимание ученика колледжа или школы на одинаковость некоторых падежных окончаний у имен существительных разных склонений, что значительно облегчит ему усвоение этого материала. Привлечение ребёнка к музыке способствует развитию языка и речи.

Обратимся к конкретным примерам смешиваемых Детьми падежных окончаний.

  1-е склонение 2-е склонение 3-е склонение
Р. Кого? Чего?
Д. Кому? Чему?
П. О ком? О чем?
розЫ
розЕ о розЕ
дядИ
дядЕ
одядЕ

о домЕ

мышИ
мышИ
о мышИ
Р.
Д.
П.
рекИ
рекЕ
о рекЕ
рукИ
рукЕ
о рукЕ

о котЕ

тишИ
тишИ
о тишИ
Р.
Д.
П.
лужИ лужЕ
о лужЕ
банИ
банЕ
о банЕ

о стулЕ

вещИ
вещИ
о вещИ
Р.
Д.
П.
веткИ веткЕ
о веткЕ
сеткИ
сеткЕ
о сеткЕ

о тигрЕ

дверИ
дверИ
о дверИ
Р.
Д.
П.
вилкИ вилкЕ
о вилкЕ
ложкИ ложкЕ
о ложкЕ

о камнЕ

речИ
речИ
о речИ

Поможем ребенку разобраться в приведенных примерах. Как видим, в родительном падеже во всех трех склонениях пишется только И или Ы (нет розЫ, дядИ, мышИ и т. д.) » никогда не бывает окончания Е. Для лучшего зрительного запоминания окончаний этого падежа ниже приведены слова, употребленные только в родительном падеже. Попросите ребенка прочитать их не по столбикам, а по строчкам (рекИ, рукИ, тишИ, глушИ…), поскольку каждая из строчек дана в легко запоминающемся ритме.

НЕТ ЧЕГО? рекИ
лужИ
веткИ
вилкИ
рукИ
банИ
сеткИ
ложкИ
тишИ
вещИ
дверИ
речИ
глушИ
ланИ
мелИ
сетИ

Окончания этого падежа помогут запомнить и такие две строчки:
Нет ни рекИ, ни лужИ и ни мышИ.
Падеж родительный. Здесь И всегда мы пишем.

Важно также объяснить учащимся, что с родительным падежом чаще всего употребляются предлоги У (ВОЗЛЕ, ОКОЛО), ОТ, ДЛЯ, ИЗ.

Был У (ВОЗЛЕ, ОКОЛО) чего?
Отошёл ОТ чего?
Сделал ДЛЯ чего?
Сделал ИЗ чего?
У берёзЫ
ОТ берёзЫ
ДЛЯ берёзЫ
ИЗ берёзЫ

Уже само по себе наличие этих предлогов при именах существительных должно помочь в «узнавании» родительного падежа и выборе соответствующих окончаний (при названных предлогах не может |быть окончания Е, поэтому нужно писать «У клеткИ», а не «У клетке»; «ОТ клеткИ», а не «ОТ клетке», «ДЛЯ клеткИ», а не «ДЛЯ клетке», «ИЗ клеткИ», а не «Из клетке»).
Для лучшего усвоения употребляемых с родительным падежом предлогов приводим легко запоминающиеся примеры.

Был У тётИ и У дядИ,
Шёл ОТ тётИ и ОТ дядИ,
Пел ДЛЯ тётИ и ДЛЯ дядИ.

Был У сестрЫ,
Шёл ОТ сестрЫ,
Пел ДЛЯ сестрЫ.

Был У мамЫ,
Шёл ОТ мамЫ,
Пел ДЛЯ мамЫ.

Достань ДЛЯ ЗинЫ
Гриб ИЗ корзинЫ.

Поешь ИЗ тарелкИ, ИЗ мискИ, ИЗ плошкИ.
Свяжи мне ИЗ шерстИ носочки ДЛЯ кошкИ.

В дательном падеже в существительных 1-го склонения всегда пишется окончание Е (подошел к розЕ, к дядЕ), тогда как в существительных 3-го склонения — И (подошел к мышИ, к ночИ).

  1-е склонение 3-е склонение
ПОДОШЕЛ К ЧЕМУ?
(КОМУ?)
К розЕ
рекЕ
лужЕ
веткЕ
вилкЕ
дядЕ
рукЕ
банЕ
сеткЕ
ложкЕ
К мышИ
ночИ
вещИ
речИ
сетИ

В дательном падеже
Пишется буква Е,
Однако мы И напишем,
Когда подойдём мы к МЫШИ.

С дательным падежом чаще всего употребляется предлог «К», одно наличие которого говорит о необходимости написания в этом случае окончания Е, что, однако, не распространяется на имена существительные 3-го склонения, имеющие в этом падеже окончание И.

Шел я К рощЕ, К рекЕ, К полянЕ,
Шел К волчицЕ, К лисЕ, К обезьянЕ,
Но шел К печИ, К насыпИ, К мышИ.
Почему же здесь «И» мы пишем?

В предложном падеже в именах существительных 1-го и 2-го склонения пишется окончание Е (вспоминал о розЕ, о дядЕ, о домЕ), тогда как в существительных 3-го склонения и в этом падеже всегда пишется И (думал о ланИ, о мышИ).

ДУМАЮ О КОМ? (0 ЧЁМ?) О розЕ
рекЕ
лужЕ
веткЕ
вилкЕ

дядЕ
рукЕ
банЕ
сеткЕ
ложкЕ

0 мышИ
ночИ
вещИ
речИ
сетИ

В предложном падеже
Также пишется Е,
Но снова мы И напишем,
Коль речь поведём о МЫШИ.

Предложный падеж чаще всего употребляется с предлогами О, В, НА:

0 домЕ, о школЕ, о полЕ
В домЕ, в школЕ, в полЕ
На домЕ, на школЕ, на полЕ.

В копотИ, в обувИ, в прорубИ.

В городЕ, но в прорубИ,
В комнатЕ, но в обувИ.

Необходимо обратить внимание детей и на то, что некоторые существительные мужского рода, употребляемые с предлогами В и НА, Игредложном падеже имеют окончание У (в шкафУ, на полУ).

Во ртУ, во рвУ, в шкафУ, в углУ.
На лугУ, на шкафУ, на снегУ, на полУ.

Деревья В лесУ,
Одежда В шкафУ,
Веник В углУ,
Метла НА полУ.

Сено В стогУ,
Стог НА лугУ,
Луг НА берегУ,
Берег В снегУ.

Таким образом, существительные 3-го склонения сразу в трех падежах (родительном, дательном и предложном) имеют окончание И:

Говоря о МЫШИ,
Всюду И мы пишем:
Нет у нас мышИ,
Подходим мы к мышИ
И помним о мышИ.

Естественно, что слово МЫШЬ здесь взято чисто условно, как символ для обозначения всех существительных 3-го склонения, оканчивающихся на мягкий знак (НОЧЬ, РЕЧЬ, ДВЕРЬ и др.).
Важно специально привлечь внимание детей к тому, что в существительных мужского рода, также оканчивающихся на мягкий знак (КОНЬ, ОЛЕНЬ), но относящихся не к 3-му, а ко 2-му склонению, в предложном падеже пишется Е: о конЕ, об оленЕ, о тюленЕ, о селез-нЕ. По этой причине следует писать: думаю о ленИ, о ланИ, но думаю об оленЕ, о тюленЕ.

В склонении третьем, там, где МЫШЬ и ЛЕНЬ,
В трёх падежах мы пишем букву И.
Скажи, сюда подходит ли ОЛЕНЬ?
Внимательно ещё раз посмотри!

Для лучшего запоминания (в том числе и зрительного) окончаний родительного, дательного и предложного падежей приводим ряд однотипных примеров:

Р. Был я у тётИ
Д. Цветы дарил тётЕ
П. И думал о тётЕ.

Р. Был я у дядИ,
Д. Письмо писал дядЕ
П. И помнил о дядЕ.

Р. Давно я не видел сестрЫ
Д. Решил я поехать к сестрЕ
П. Потом вспоминал о сестрЕ.

Р. Скучал я без бабушкИ
Д. Поехал я к бабушкЕ
П. И думал о бабушкЕ.
Но:
Р. Нет ещё ночИ
Д. Дело к ночИ
П. Думал о ночИ.

Р. Не видел я ланИ
Д. Приблизился к ланИ
П. Подумал о ланИ.

logoped18.ru

Падежи русского языка. Таблица с вопросами

Термин «падеж» назы­ва­ет грам­ма­ти­че­скую кате­го­рию изме­ня­е­мых слов рус­ско­го язы­ка.

В рус­ском язы­ке суще­ству­ют как изме­ня­е­мые, так и неиз­ме­ня­е­мые сло­ва. У изме­ня­е­мых слов, при­над­ле­жа­щих к име­нам суще­стви­тель­ным, при­ла­га­тель­ным, чис­ли­тель­ным и место­име­ни­ям, мож­но ука­зать фор­му сло­ва, кото­рая соот­вет­ству­ет опре­де­лен­но­му паде­жу. Исходя из это­го, мож­но дать общее опре­де­ле­ние грам­ма­ти­че­ской кате­го­рии паде­жа:

Падеж — это фор­ма име­ни, ука­зы­ва­ю­щая на отно­ше­ние сло­ва к дру­гим сло­вам в пред­ло­же­нии.

А вот как опре­де­ля­ет, что такое падеж Википедия:

Паде́ж в язы­ках флек­тив­но­го (син­те­ти­че­ско­го) или агглю­ти­на­тив­но­го строя — сло­во­из­ме­ни­тель­ная грам­ма­ти­че­ская кате­го­рия имен­ных и место­имён­ных частей речи (суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, чис­ли­тель­ных) и близ­ких к ним гибрид­ных частей речи (при­ча­стий, герун­ди­ев, инфи­ни­ти­вов и проч.), выра­жа­ю­щая их син­так­си­че­скую и/или семан­ти­че­скую роль в пред­ло­же­нии.

С помо­щью форм сло­ва свя­зы­ва­ют­ся друг с дру­гом в опре­де­лен­ное сооб­ще­ние, фор­ми­ру­ют закон­чен­ную мысль. Сравните:

клен, осень, баг­ря­ный, окно, мой, ран­ний.

Ранней осе­нью в моё окно машет баг­ря­ной макуш­кой клен.

В пер­вой стро­ке запи­сан обыч­ный пере­чень слов, не свя­зан­ных друг с дру­гом. Вторая стро­ка с помо­щью фор­мо­из­ме­не­ния слов (паде­жей) пред­став­ля­ет собой пред­ло­же­ние, в кото­ром содер­жит­ся сооб­ще­ние, закон­чен­ная мысль.

В рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют шесть паде­жей, кото­рые пред­став­ле­ны ниже в таб­ли­це с вопро­са­ми и пред­ло­га­ми.

Таблица падежей

ПАДЕЖВОПРОСПРЕДЛОГИ
Именительный
(есть)
кто? что?
Родительный
(нет)
кого? чего?с, у, от, до, из, без, для, вокруг, око­ло, воз­ле, кро­ме
Дательный
(дать)
кому? чему?к, по, бла­го­да­ря, вопре­ки, соглас­но
Винительный
(вижу)
кого? что?под, за, про, через, в, на, во
Творительный
(дово­лен)
кем? чем?с, со, за, над, под, меж­ду, перед
Предложный
(думать)
о ком? о чем?в, о, об, на, при, по

Падежи в рус­ском язы­ке (таб­ли­ца с вопро­са­ми и с окон­ча­ни­я­ми)

Рассмотрим систе­му паде­жей име­ни суще­стви­тель­но­го, уточ­нив опре­де­ле­ние паде­жа:

Падеж — это сло­во­из­ме­ни­тель­ная грам­ма­ти­че­ская кате­го­рия имен суще­стви­тель­ных, выра­жа­ю­щая отно­ше­ния обо­зна­чен­но­го суще­стви­тель­ным пред­ме­та к дру­гим пред­ме­там, явле­ни­ям, дей­стви­ям.

Падежи существительных. Падежные предлоги

Именительный падеж

Именительный падеж упо­треб­ля­ет­ся для наиме­но­ва­ния пред­ме­тов. Это исход­ная, началь­ная фор­ма суще­стви­тель­но­го, кото­рая отве­ча­ет на вопро­сы:

  • кто? —   бабушка, мастер   , отец   ;
  • что? — тишина, дом   , счастье, радость   .

Именительный падеж все­гда упо­треб­ля­ет­ся без пред­ло­га и назы­ва­ет­ся пря­мым паде­жом в отли­чие от осталь­ных, нося­щих назва­ние кос­вен­ных. В име­ни­тель­ном паде­же суще­стви­тель­ное высту­па­ет в роли под­ле­жа­ще­го в пред­ло­же­нии или имен­ной части ска­зу­е­мо­го.

Мой брат учит­ся в шестом клас­се.

Вася — мой млад­ший брат.

Родительный падеж

Родительный падеж суще­стви­тель­но­го отве­ча­ет на вопро­сы: кого? чего?

  • нет (кого?) бабушки,  мастера, отца;
  • нет (чего?) тишины, дома, счастья, радости.

Все кос­вен­ные паде­жи (кро­ме пред­лож­но­го) могут упо­треб­лять­ся как с пред­ло­га­ми, так и без них, напри­мер:

нет (чего?) дома — оста­но­вил­ся (у чего?) у дома.  

Предлоги уточ­ня­ют зна­че­ние паде­жей. Так, с роди­тель­ным паде­жом упо­треб­ля­ют­ся пред­ло­ги:

от, до, для, из-за, у, без, ради, вокруг, око­ло, мимо и др.

Например:

  • гулять у реки;
  • вымок­нуть из-за дождя;
  • вый­ти без зон­ти­ка;
  • бежать от калит­ки;
  • достать до пол­ки.

Дательный падеж

Дательный падеж суще­стви­тель­но­го отве­ча­ет на вопро­сы: кому? чему?

  • Дам (кому?) бабушке, мастеру, отцу;
  • дам (чему?) тишине, дому, счастью, радости.

С датель­ным паде­жом упо­треб­ля­ют­ся пред­ло­ги:

к, бла­го­да­ря, соглас­но, вопре­ки, напе­ре­кор, навстре­чу.

  • Подойти к мате­ри;
  • посту­пить соглас­но пра­ви­лам;
  • идти навстре­чу вет­ру;
  • дей­ство­вать напе­ре­кор судь­бе.

Винительный падеж

Винительный падеж суще­стви­тель­но­го отве­ча­ет на вопро­сы: кого? что?

  • Вижу (кого?) бабушку, мастера, отца;
  • вижу (что?) тишину, дом   , счастье, радость   .

С суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа упо­треб­ля­ют­ся пред­ло­ги:

в, на, за, про, под, сквозь, через, спу­стя, вклю­чая, несмот­ря на.

  • Вернуться спу­стя год;
  • рас­ска­зать про орла;
  • прой­ти сквозь пла­мя;
  • пере­сту­пить через сту­пень­ку;
  • вый­ти, несмот­ря на ливень.

Предлоги «в», «на», «за», «под» в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го рас­кры­ва­ют направ­лен­ность на объ­ект дей­ствия:

  • поло­жить (во что?) в стол;
  • (на что?) на стол;
  • (за что?) за стол;
  • (под что?) под стол.

Творительный падеж

Творительный падеж суще­стви­тель­но­го отве­ча­ет на вопро­сы: кем? чем?

  • Горжусь (кем?) бабушкой,  мастером, отцом;
  • любу­юсь (чем?) тишиной, домом, счастьем, радостью.

С этим паде­жом упо­треб­ля­ют­ся пред­ло­ги:

с, над, за, под, перед, меж, меж­ду, в свя­зи с, вме­сте с, соглас­но с;

  • при­е­хать с дру­гом;
  • парить над полем;
  • оста­но­вить­ся перед вок­за­лом;
  • поса­дить за домом;
  • дей­ство­вать соглас­но с рас­по­ря­же­ни­ем;
  • я вме­сте с бра­том;
  • прой­ти меж­ду ряда­ми. 

Предложный падеж

Предложный падеж суще­стви­тель­но­го отве­ча­ет на вопро­сы: о ком? о чём?

  • забо­чусь о ком? о бабушке, о мастере, об отце;
  • рас­ска­жу о чём? о тишине, о доме, о счастье, о радости.

Существительное в фор­ме пред­лож­но­го паде­жа, как гово­рит его назва­ние, упо­треб­ля­ет­ся толь­ко с пред­ло­га­ми:

при, в, на, о, об, по;

  • остать­ся при шко­ле;
  • бегать в пар­ке;
  • висеть на стене;
  • пове­дать о путе­ше­ствии;
  • ска­кать на лоша­ди.

Обратим вни­ма­ние, что оду­шев­лен­ные суще­стви­тель­ные отве­ча­ют на вопро­сы: кто? кого? кому? кем? о ком?

Неодушевленные суще­стви­тель­ные отве­ча­ют на падеж­ные вопро­сы: что? чего? чему? чем? о чём?

Определение падежа существительного

Чтобы опре­де­лить падеж суще­стви­тель­но­го, нуж­но пред­при­нять сле­ду­ю­щие дей­ствия:

  1. пер­вый шаг — най­ти сло­во, к кото­ро­му отно­сит­ся дан­ное суще­стви­тель­ное;
  2. вто­рой шаг — поста­вить от это­го сло­ва к суще­стви­тель­но­му вопрос.

По вопро­су и по окон­ча­нию опре­де­ля­ем падеж суще­стви­тель­но­го.

Слышу голос бабуш­ки.

голос (кого?) бабушк-и (р.п).

Я люб­лю свою бабуш­ку.

Люблю (кого?) бабушк-у (в. п.)

В отдель­ных слу­ча­ях пред­ло­ги явля­ют­ся сред­ством раз­ли­че­ния паде­жей, напри­мер:

  • при­сло­нить­ся к (чему?) стене — д. п.;
  • висит  на (чём?) стене — п. п.;
  • хвост у (кого?) лошади — р. п.;
  • ска­кать на (ком?) лошади — п. п.

Система паде­жей состав­ля­ет скло­не­ние изме­ня­е­мых частей речи — имен суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, место­име­ний и чис­ли­тель­ных. Узнаем о типах скло­не­ния имен суще­стви­тель­ных, о том, как опре­де­лить скло­не­ние.

Урок русского языка в 3 классе. Падежи имен существительных

На замет­ку!

А вы зна­ли, что выде­ля­ют ещё 9 паде­жей, кото­рые не изу­ча­ют в шко­ле?

russkiiyazyk.ru

Окончания существительных 2-го и 3-го склонения. Как избежать ошибок

Добрый день, уважаемый студент! Сегодня наглядно разберем 2-ое и 3-е склонения, но для начала вспомним, что ко 2 склонению относятся существительные мужского и среднего рода с нулевым окончанием или мягким знаком -ь, и словами, оканчивающимися на -о/-е. Например,

Город_ [gorad] — a town/city — слово оканчивается на согласную букву, очень часто такое явление называется в русском языке «нулевым окончанием»

Уголь [ugal’] — coal — слово оканчивается на -ь (мягкий знак) и является мужского рода.

Очень часто я слышу вопрос от иностранцев, изучающих русский язык: «С окончаниями понятно, а что делать, если сомневаешься, к какому роду отнести слово?»

Уважаемые друзья, для этого, пожалуй, нужна практика, много практики, а как начинающему изучать русский, я бы посоветовала приобрести словарь и заучивать слова, обычно в словариках пишут род, число и падеж, в котором стоит это слово, чаще всего -это именительный падеж, т.е. начальная форма слова.

Несколько примеров слов среднего рода:

Пальто [pal’to] — a coat — обратите,пожалуйста, внимание,что слово заканчивается на букву -о, это слово заимствованное в русском языке, поэтому оно не склоняется по падежам, а сохраняет свою форму,как «пальто», но является среднего рода.

Поле [pole] — a field — слово оканчивается на букву -е и относится к среднему роду, 2 склонению. Просклоняем аналогичные слова мужского рода по падежам:

Именительный есть Что?/Кто? Стол / Конь [Stol/Kon’] a table/a horse
Родительный нет Чего?/Кого? Стола / коня
Дательный дарю Чему?/Кому? Столу / коню
Винительный вижу Что?/Кого? Стол / коня
Творительный горжусь Чем?/Кого? Столом / конём
Предложный думаю О чем?/о ком? О столе / о коне

Окончания мужского рода 2 склонения всегда имеют следующую форму:
Падеж Окончания Примеры
Именительный -нулевое,-ь город, пень
Родительный -а, -я города, пня
Дательный -у, ю городу, пню
Винительный -нулевое, -я, -ь город, пень
Творительный -ом, — ём городом, пнём
Предложный о городе, о пне

Окончания среднего рода 2-го склонения совпадают с окончаниями мужского рода 2-го склонения, например:
Именительный есть Что? Окно [akno] a window
Родительный нет Чего? Окна [akna]
Дательный дарю Чему? Окну [aknu]
Винительный вижу Что? Окно [akno]
Творительный горжусь Чем? Окном [aknom]
Предложный думаю О чем? Об окне [ab akne]

Чтобы потренироваться, просклоняйте следующие слова:
Платье
Сердце
Минутка
Дорога
Дочь
Крест
Солнце
Речь
Уголь

www.ruspeach.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *