Окончания по падежам
Склоне́ние – это изменение слова по падежам.
В русском языке есть шесть падежей.
Информация по падежам и окончаниям существительных разного склонения – в таблице:
Падеж | Вопросы | Возможные предлоги | Окончание | |||
Ед. число | Множ. число | |||||
I
склонение | II
склонение | III
склонение | ||||
Имени́тельный | (есть) кто? что? | — | -а, -я | –, -о, -е | — | -ы, и, -а, -я |
Роди́тельный | (нет) кого́? чего́? | без, у, до, от, с, о́коло, из, во́зле, по́сле, для, вокру́г | -ы, -и | -а, -я | -и | –, -ов, ев, -ей |
Да́тельный | к, по | -е, -и | -у, -ю | -и | -ам, -ям | |
Вини́тельный | (виню́, ви́жу) кого́? что? | в, за, на, про, че́рез | -у, -ю | -о, -е | — | –, -ы, -и, а, -я, -ей |
Твори́тельный | (творю́, горжу́сь) кем? чем? | за, над, под, пе́ред, с | -ой (-ою), ей (-ею) | -ом, -ем | -ю | -ами, -ями |
Предло́жный | (ду́маю) о ком? о чём? | в, на, о, об, о́бо, при | -е, -и | -е, -и | -и | -ах, -ях |
В русском языке три типа склонения существительного.
Пе́рвое склоне́ние | Второ́е склоне́ние | Тре́тье склоне́ние | |
все слова мужского и женского рода на -а, -я | все остальные слова мужского и среднего рода | все остальные слова женского рода | |
в ед. числе | -а, -я | в муж. роде – согласный и -ь
в ср. роде -о, -е | -ь |
во множ. числе | -ы, -и | -а, -я, -ы, -и | -и |
примеры слов | ма́ма па́па стена́ ли́ния тётя дя́дя | роя́ль нож окно́ мо́ре | ночь дочь пасте́ль |
I склонение:
Падеж | Окончание | |
Ед. число | Множ. число | |
Имени́тельный | -а, -я | -ы, и |
Роди́тельный | -ы, -и | –, -ей |
Да́тельный | -е, -и | -ам, -ям |
Вини́тельный | -у, -ю | –, -ы, -и, -ей |
Твори́тельный | -ой (-ою), ей (-ею) | -ами, -ями |
Предло́жный | -е, -и | -ах, -ях |
ед. число | множ. число | ед. число | множ. число | |||
И. | кто? | па́па | па́пы | что? | ра́на | ра́ны |
Р. | кого? | па́пы | пап | чего? | ра́ны | ран |
Д. | кому? | папе | па́пам | чему? | ра́не | ра́нам |
В. | кого? | па́пу | пап | что? | ра́ну | ра́ны |
Т. | кем? | па́пой | па́пами | чем? | ра́нами | ра́ны |
П. | о ком? | о па́пе | о па́пах | о чём? | о ра́не | о ра́нах |
ед. число | множ. число | ед. число | множ. число | |||
И. | кто? | дя́дя | дя́ди | что? | ви́шня | ви́шни |
Р. | кого? | дя́ди | дя́дей | чего? | ви́шни | ви́шен |
Д. | кому? | дя́де | дя́дям | чему? | ви́шне | ви́шням |
В. | кого? | дя́дю | дя́дей | что? | ви́шню | ви́шни |
Т. | кем? | дя́дей | дя́дями | чем? | ви́шней | ви́шнями |
П. | о ком? | о дя́де | о дя́дях | о чём? | о ви́шне | о ви́шнях |
Обрати внимание!
Если существительное I склонения оканчивается на -ия, то в дательном и предложном падежах пишется окончание -и. Это касается и имён собственных на -ия:
ед. число | множ. число | |||
И. | кто? | Мари́я | что? | ли́ния |
Д. | кому? | Мари́и | чему? | ли́нии |
П. | о ком? | о Мари́и | о чём? | о ли́нии |
И. | кто? | Фра́нция | что? | исто́рия |
Д. | кому? | Фра́нции | чему? | исто́рии |
П. | о ком? | о Фра́нции | о чём? | об исто́рии |
II склонение:
Падеж | Окончание | ||
Ед. число | Множ. число | ||
Муж. род | Ср. род | ||
Имени́тельный | – | -о, -е | -а, -я, -ы, -и |
Роди́тельный | -а, -я | –, -ов, -ев, -ей | |
Да́тельный | -у, -ю | -ам, -ям | |
Вини́тельный | – | -о, -е | -а, -я, -ы, -и |
Твори́тельный | -ом, -ем | -ами, -ями | |
Предло́жный | -е, -и | -ах, -ях |
ед. число | множ. число | ед. число | множ. число | |||
И. | кто? | конь | ко́ни | что? | дива́н | дива́ны |
Р. | кого? | коня́ | коне́й | чего? | дива́на | дива́нов |
Д. | кому? | коню́ | коня́м | чему? | дива́ну | дива́нам |
В. | кого? | коня́ | коне́й | что? | дива́н | дива́ны |
Т. | кем? | конём | коня́ми | чем? | дива́ном | дива́нами |
П. | о ком? | о коне́ | о коня́х | о чём? | о дива́не | о дива́нах |
ед. число | множ. число | ед. число | множ. число | |||
И. | кто? | о́блако | облака́ | что? | мо́ре | моря́ |
Р. | кого? | о́блака | облако́в | чего? | мо́ря | море́й |
Д. | кому? | о́блаку | облака́м | чему? | мо́рю | моря́м |
В. | кого? | о́блако | облака́ | что? | мо́ре | моря́ |
Т. | кем? | о́блаком | облака́ми | чем? | мо́рем | моря́ми |
П. | о ком? | об обла́ке | об облака́х | о чём? | о мо́ре | о моря́х |
ед. число | множ. число | ||
И. | что? | музе́й | музе́и |
Р. | чего? | музе́я | музе́ев |
Д. | чему? | музе́ю | музе́ям |
В. | что? | музе́я | музе́и |
Т. | чем? | музе́ем | музе́ем |
П. | о чём? | о музе́е | о музе́ях |
Обрати внимание!
ед. число | ед. число | ед. число | |||||
И. | кто? | Васи́лий | что? | жре́бий | И. | что? | дове́рие |
П. | о ком? | о Васи́лии | о чём? | о жре́бии | П. | о чём? | о дове́рии |
III склонение:
Падеж | Окончание | |
Ед. число | Множ. число | |
Имени́тельный | – | -и |
Роди́тельный | -и | -ей |
Да́тельный | -и | -ам, -ям |
Вини́тельный | — | -и |
Твори́тельный | -ю | -ами, ями |
Предло́жный | -и | -ах, -ях |
ед. число | множ. число | ед. число | множ. число | |||
И. | кто? | мышь | мы́ши | что? | ткань | тка́ни |
Р. | кого? | мы́ши | мыше́й | чего? | тка́ни | тка́ней |
Д. | кому? | мы́ши | мыша́м | чему? | тка́ни | тка́ням |
В. | кого? | мышь | мыше́й | что? | ткань | тка́ни |
Т. | кем? | мы́шью | мыша́ми | чем? | тка́нью | тка́нями |
П. | о ком? | о мы́ши | о мыша́х | о чём? | о тка́ни | о тка́нях |
Осторожно, орфография!
В именительном падеже единственного числа после шипящих (ж, ш, ч, щ) у существительных женского рода III склонения на конце пишется -ь, а у существительных мужского рода II склонения -ь не ставится:
III скл. | III скл. | II скл. | II скл. | |||||||
И. | кто? | дочь | что? | ночь | И. | кто? | грач_ | И. | что? | нож_ |
Также не ставится -ь после шипящих на конце существительных женского рода I склонения в родительном падеже множественного числа:
ед. число | множ.число | ед. число | множ.число | ||||
И. | что? | да́ча | да́чи | И. | что? | ро́ща | ро́щи |
Р. | чего? | да́чи | дач_ | Р. | чего? | ро́щи | рощ |
В русском языке есть существительные, которые сохраняют одну форму во всех падежах и числах. Это неизменяемые существительные. Почти все они пришли из других языков.
www.ruspeach.com
Падеж | I склонение | II склонение | III склонение | |||
окончания | примеры | окончания | примеры | окончания | примеры | |
Именительный | -ы, -и | горы, дороги, дяди | -а, -я, -ы, -и | озера, столы, кони, ученики | -и | степи, печи, лани |
Родительный | [], | гор, дорог, дядь | -ов, -ей, [] | озер, столов, коней, учеников | -ей | степей, печей, ланей |
Дательный | -ам, -ям | горам, дорогам, дядям | -ам, -ям | озерам, столам, коням, ученикам | -ям, -ам | степям, печам, ланям |
Винительный | -ы, -и, [] | горы, дороги, дядь | -а, -я, -ы, -и, ей, -ов | озера, столы, коней, учеников | -и, -ей | степи, печи, ланей |
Творительный | -ами, -ями | горами, дорогами, дядями | -ами, -ями | озерами, столами, конями, учениками | -ами, ями | степями, печами, ланями |
Предложный | -ах, -ях | о горах, о дорогах, о дядях | -ах, -ях | об озерах, о столах, о конях, об учениках | -ах, -ях | о степях, о печах, о ланях |
obrazovaka.ru
Окончания существительных — Правило
Упражнения к правилуСуществительные изменяются по числам и по падежам. Это называется склонением.
Падежи существительных
Именительный | Кто? Что? | |
Родительный | Кого? Чего? | |
Дательный | Кому? Чему? | |
Винительный | Кого? Что? | |
Творительный | Кем? Чем? | |
Предложный | О ком? О чём? |
К нему относятся существительные женского и мужского рода, которые в начальной форме (именительном падеже) имеют окончания -а, -я, например: кошка, баня, дядя, дедушка.
И.п. | речка | |
Р.п. | речки | |
Д.п. | речке | |
В.п. | речку | |
Т.п. | речкой | |
П.п. | о речке |
В родительном падеже существительных первого склонения всегда пишется окончание -и, в дательном и предложном -е.
Второе склонениеК нему относятся существительные мужского рода, которые в начальной форме имеют нулевое окончание, и среднего рода с окончаниями (в н.ф.) -о, -е, например: берег, конь, окно, поле.
И.п. | конь, окно | |
Р.п. | коня, окна | |
Д.п. | коню, окну | |
В.п. | коня, окно | |
Т.п. | конём, окном | |
П.п. | о коне, в окне |
В предложном падеже существительных второго склонения всегда пишется окончание -е.
Третье склонениеК нему относятся существительные женского рода, оканчивающиеся (в н.ф.) на -ь, например: лошадь, пристань, вещь, гордость.
И.п. | ткань | |
Р.п. | ткани | |
Д.п. | ткани | |
В.п. | ткань | |
Т.п. | тканью | |
П.п. | о ткани |
В родительном, дательном и предложном падежах существительных третьего склонения всегда пишется окончание -и.
Особо склоняютсяСуществительные женского рода, оканчивающиеся (в н.ф.) на -ия, мужского рода — на -ий, среднего рода — на -ие, склоняются особым образом.
И.п. | история, гений, здание | |
Р.п. | истории, гения, здания | |
Д.п. | истории, гению, зданию | |
В.п. | историю, гения, здание | |
Т.п. | историей, гением, зданием | |
П.п. | об истории, о гении, о здании |
Также особо склоняются 10 существительных среднего рода, оканчивающхся (в н.ф.) на -мя: знамя, вымя, стремя, бремя, темя, племя, пламя, семя, время, имя, и слово «путь».
И.п. | знамя, путь | |
Р.п. | знамени, пути | |
Д.п. | знамени, пути | |
В.п. | знамя, путь | |
Т.п. | знаменем, путём | |
П.п. | о знамени, о пути |
В родительном, дательном и предложном падежах существительных на -мя, пишется окончание -и.
В родительном, дательном и предложном падежах существительных на -ия пишется окончание -и.
В предложном падеже существительных мужского рода на -ий и среднего рода на -ие пишется окончание -и.
www.rusyaz-online.ru
Окончания и склонение по падежам имен существительных (1, 2, 3 склонение): правила с таблицами
Таблица окончаний склонений в единственном числе
Падеж | 1 склонение | 2 склонение | 3 склонение | на -ие 2 | на -ия 1, 2 |
Им. п. | -а/-я ваза, няня | □ | -о, -е кран, поле | □ речь | -ие изобилие | -ия мантия |
Род. п. | -ы/-и вазы, няни | -а/-я крана, поля | —и речи | -ия изобилия | -ии мантии |
Дат. п. | -е вазе, няне | -у / -ю крану, полю | -и речи | -ию изобилию | —ии мантии |
Вин. п. | -у/-ю вазу, няню | □ | -о / -е кран, поле | □ речь | -ие изобилие | -ию мантию |
Тв. п. | -ой/-ей вазой, няней | -ом / -ем краном, полем | -у/-ю речью | -ием изобилием | —ией мантией |
Предл. п. | -е о вазе, о няне | -е о кране, о поле | -и о речи | -ии об изобилии | -ии о мантии |
1.1. Слова на —ия следует различать со словами на —ья (Марья, Наталья, Софья). Слова на —ья склоняются по правилам первого склонения и имеют окончание -е в дательном и предложном падежах единственного числа. Сравните:
Дат. п. — Марье, но: Марии;
Предл. п. — о Марье, но: о Марии
Это относится и к парам типа «учение» — «ученье», «сомнение»— «сомненье». Первый вариант склоняется как слова на —ие, второй — как слова второго склонения.
Однако в художественной речи возможно написание слов на -ье в предложном падеже с окончанием -и. Например: в забытьи.
1.2. Существительные на —ий, —ия с односложной основой (т.е. состоящей из больше чем одного слога) в предложном падеже единственного числа в безударной позиции оканчиваются на —е.
Например:
кий — о кие, Вий — о Вие, змий — о змие, Лия — о Лии
Под ударением в окончании пишется «—и».
Пример:
толчия — о толчии
1.3. Существительные на безударные —ья и —ье имеют в родительном падеже множественного числа окончание — ий или ев: певунья — певуний, ненастье — ненастий; устье — устьев, келья — келий,
А на ударные —ья и —ьё — окончание —ей. Например: ружьё — ружей, статья — статей, семья — семей (но: копьё — копий).
1.4 Вопреки основному правилу, следующие слова с неодносложной основой в безударной позиции имеют окончание —и , а не -е :
- Слова мужского и среднего рода на —ий и —ие (литий, положение) в предложном падеже единственного числа: о литии, о положении.
- Слова женского рода на —ия (Швейцария) в предложном и дательном падеже единственного числа: к Швейцарии, о Швейцарии.
1.5. В существительных мужского и среднего рода с суффиксом —ищ- в именительном падеже единственного числа ставится окончание —е, у существительных женского рода — окончание —а. Например:
а) дуб — дубище, забор — заборище, чудо — чудище;
б) струя — струища, жара — жарища.
В именительном падеже множественного числа у таких слова женского и мужского рода пишется окончание —и, а у среднего —а.
1.6. У существительных с суффиксами -ушк-, -юшк-, -ышк-, -ишк- -шик- в именительном падеже единственного числа ставится:
а) окончание —а — у слов мужского рода, называющих одушевленные предметы, и у слов женского рода, например: сынишка, мальчишка, сударушка, малинушка, старушка, краюшка;
б) окончание —о — у слов мужского рода, называющих неодушевленные предметы, и у слов среднего рода: чехлишко, судёнышко, столбишко, сундучишко, золотишко.
1.7. В одушевленных существительных мужского и общего рода после суффикса —л— в именительном падеже единственного числа ставится окончание —а, например: чудила, чертила; у среднего рода — окончание —о, например: покрывало, забрало.
1.8. Названия населённых пунктов на -ов, -ев, -ин, -ын, -ово, -ево, -ино, -ыно имеют в творительном падеже единственного числа окончание -ом: Павшином, Румянцевом, Марьином, Ерином. Эти слова нужно различать с фамилиями, у которых в этом случае будет окончание -ым: Павшиным, Румянцевым, Марьиным и т.д.
Примечание. Сейчас для топонимов на —ово, -ево, -ино, -ыно нормативны два варианта: склоняемый и несклоняемый, но склоняемый относится к строгой литературной речи и его желательно использовать в официальных выступлениях и т.д.
Но: эти топонимы не склоняются при наличии родового слова, например: из района Братеево, из села Егорово. Но без него уже возможно склонение: из Братеева, из Егорова.
Таблица окончаний склонений во множественном числе
Краткий вариант:
Именительный | -ы -и | -а́ -я́ |
Родительный | □ | -öв | -ей | й |
Дательный | -ам -ям |
Винительный | -ы -и | -а́ -я́ □ | -öв | -ей |
Творительный | -ами -ями | -ми́ |
Предложный | -ах -ях |
Подробный вариант с примерами для множественного числа:
Падеж | 1 склонение | 2 склонение | 3 склонение | на -ие | на -ия |
Им. п. | -ы | -и вазы, няни | -ы, -и, -а, -я краны, яблоки, стога, поля | -и речи | -я изобилия | -и мантии |
Род. п. | □ ваз, нянь | -ов, -ей, □ кранов, полей, солнц | -ей речей | -й изобилий | -й мантий |
Дат. п. | -ам | -ям вазам, няням | -ам, -ям кранам, полям | -ам, -ям речам, дням | -ям изобилиям | -ям мантиям |
Вин. п. | -ы/□ | и/□ вазы / мам | нянь / руки | -ы, -и, -а, -я краны, яблоки, стога, поля | -и речи | -я изобилия | -ии мантии |
Тв. п. | -ами | -ями вазами, нянями | -ами, -ями кранами, полями | -ами/-ями речами, днями | -ями изобилиями | -ями мантиями |
Предл. п. | -ах | -ях о вазах, о нянях | -ах, -ях о кранах, о полях | -ах, ях о речах, о днях | -и об изобилии | -ях о мантиях |
2.1. У омонимов окончание в именительном падеже множественного числа иногда зависит от значения слова: корпусы (тела, туловища) — корпуса (строения), ордены (сообщества, организации) — ордена (награды), мехи (устройство для подачи воздуха) — меха (материал из шкуры)
2.2. У существительных женского рода с окончанием на -а, в родительном падеже множественного числа после шипящих мягкий знак не ставится: тёщ (теща), кляч (кляча), чащ (чаща), дач (дача).
2.3. В родительном падеже множественного числа у существительных на —ня с предшествующим согласным мягкий знак на конце не пишется, например: , черешня — черешен, коптильня — коптилен, наковальня — наковален.
Исключения: барышень, боярышень, деревень, кухонь.
2.4. У некоторых слов добавляется суффикс «ес» перед окончанием. Например, у слов «чудо» — «чудеса», «небо» — «небеса».
Разносклоняемые существительные
К разносклоняемым существительным относятся слова «путь», «дитя» и 10 слов на -мя: «темя», «племя», «знамя», «семя», «вымя», «время», «бремя», «стремя», «имя», «пламя». Эти слова имеют окончания, характерные для разных склонений. В родительном, дательном и предложном падежах в единственном числе они оканчиваются на -и.
Падеж | ед.ч. | мн.ч. |
Им. | путь, пламя, семя, стремя, дитя | пути, пламёна, семена, стремена, дети |
Род. | пути, пламени, семени, стремени, дитяти | путей, пламён, семян, стремян, детей |
Дат. | пути, пламени, семени, стремени, дитяти | путям, пламёнам, семенам, стременам, детям |
Вин. | путь, пламя, семя, стремя, дитя | пути, пламёна, семена, стремена, детей |
Тв. | путём, пламенем, семенем, стременем, дитятею | путями, пламёнами, семенами, стременами, детьми |
Предл. | (о) пути, пламени, семени, стремени, дитяти | путях, пламёнах, семенах, стременах, детях |
Комментарии
- У слов на -мя во множественном числе прибавляется суффикс —ен (-ён).
- Слова на -мя (кроме «семя» и «стремя») имеют склоняются одинаково. К словам «семя» и «стремя» в родительном падеже множественного числа добавляется суффикс -ян, вместо -ен.
- Изменение разносклоняемых «путь» и«дитя» нужно запомнить.
3.1. Существительные образованные от прилагательных и причастий (посыльный, учащийся, котельная) склоняются как качественные прилагательные.
gramatik.ru
Окончания имен существительных единственного числа
Для преодоления ошибок в написании окончаний имен существительных необходимо помочь учащимся полностью разобраться в правилах изменения этой части речи.
Имена существительные изменяются по числам и по падежам, или склоняются. Существует три типа склонений имен существительных, для которых характерны разные падежные окончания как в единственном, так и во множественном числе.
К 1-му склонению относятся все имена существительные, имеющие в именительном падеже единственного числа окончания -А, -Я. В основном это имена существительные женского рода (МАМА, ВОДА, ВОЛЯ) и лишь очень небольшое число существительных мужского рода (ЮНОША, ДЕДУШКА, ДЯДЯ и ряд мужских имен, оканчивающихся на -А, -Я: ЮРА, ВОЛОДЯ, СЕРЕЖА, ТОЛЯ, КОЛЯ, ПЕТЯ, ФЕДЯ, БОРЯ, ВАНЯ и др.).
Ко 2-му склонению относятся все остальные имена существительные мужского рода, не имеющие окончаний в именительном падеже (СТОЛ, МЕЧ, КОНЬ), а также все имена существительные среднего рода (ОКНО, ДЕРЕВО, СОЛНЦЕ, МОРЕ).
К 3-му склонению относятся все имена существительные женского рода, оканчивающиеся в именительном падеже на мягкий знак (МЫШЬ, НОЧЬ, ДВЕРЬ, СОЛЬ). Приведем падежные окончания имен существительных всех трех склонений. В дальнейшем к этой таблице нам придется обращаться неоднократно.
1-е склонение |
2-е склонение |
3-е склонение |
|||
И. Кто? Что? | Роза |
Дядя |
Дом |
Море |
Мышь |
Р. Кого? Чего? | розЫ |
дядИ |
домА |
морЯ |
мышИ |
Д. Кому? Чему? | розЕ |
дядЕ |
домУ |
морЮ |
мышИ |
В. Кого? Что? | розу |
дядю |
дом |
морЕ |
мышь |
Т. Кем? Чем? | розОЙ |
ДядЕЙ |
домОМ |
морЕМ |
мышЫО |
П. О ком? О чем? | о розЕ |
о дядЕ |
о домЕ |
о морЕ |
о мышИ |
Как видим, вариантов окончаний здесь много. Наша задача состоит в том, чтобы помочь ребенку не запутаться во всем этом многообразии и научить его четко разграничивать те окончания, которые он чаще всего смешивает на письме. На правописании остальных окончаний его внимание можно не фиксировать.
Если внимательно посмотреть на подчеркнутые слова, то мы увидим, что в именительном и винительном падежах всех трех склонений правописание окончаний не вызывает никаких сомнений: они слышны ясно и пишутся так, как слышатся. То же самое можно сказать о родительном и дательном падежах второго склонения (существительные ДОМ, МОРЕ). Поэтому обратимся лишь к «сомнительным», смешиваемым учащимися окончаниям родительного и дательного падежей 1-го и 3-го склонений и предложного падежа всех трех склонений. (Окончания творительного падежа будут рассмотрены отдельно, поскольку они не смешиваются с окончаниями этих трех падежей).
Первое, что необходимо сделать при разборе приводимых ниже конкретных примеров склонений — это убедить ребенка в одинаковости окончаний любых имен существительных в каждом определенном падеже определенного склонения. Это поможет ему понять, что никаких случайностей здесь нет и что твердое знание правил склонения имен существительных полностью гарантирует от ошибочного написания их окончаний. Кроме того, нужно обратить внимание ученика колледжа или школы на одинаковость некоторых падежных окончаний у имен существительных разных склонений, что значительно облегчит ему усвоение этого материала. Привлечение ребёнка к музыке способствует развитию языка и речи.
Обратимся к конкретным примерам смешиваемых Детьми падежных окончаний.
1-е склонение | 2-е склонение | 3-е склонение | ||
Р. Кого? Чего? Д. Кому? Чему? П. О ком? О чем? |
розЫ розЕ о розЕ |
дядИ дядЕ одядЕ |
о домЕ |
мышИ мышИ о мышИ |
Р. Д. П. |
рекИ рекЕ о рекЕ |
рукИ рукЕ о рукЕ |
о котЕ |
тишИ тишИ о тишИ |
Р. Д. П. |
лужИ лужЕ о лужЕ |
банИ банЕ о банЕ |
о стулЕ |
вещИ вещИ о вещИ |
Р. Д. П. |
веткИ веткЕ о веткЕ |
сеткИ сеткЕ о сеткЕ |
о тигрЕ |
дверИ дверИ о дверИ |
Р. Д. П. |
вилкИ вилкЕ о вилкЕ |
ложкИ ложкЕ о ложкЕ |
о камнЕ |
речИ речИ о речИ |
Поможем ребенку разобраться в приведенных примерах. Как видим, в родительном падеже во всех трех склонениях пишется только И или Ы (нет розЫ, дядИ, мышИ и т. д.) » никогда не бывает окончания Е. Для лучшего зрительного запоминания окончаний этого падежа ниже приведены слова, употребленные только в родительном падеже. Попросите ребенка прочитать их не по столбикам, а по строчкам (рекИ, рукИ, тишИ, глушИ…), поскольку каждая из строчек дана в легко запоминающемся ритме.
НЕТ ЧЕГО? | рекИ лужИ веткИ вилкИ |
рукИ банИ сеткИ ложкИ |
тишИ вещИ дверИ речИ |
глушИ ланИ мелИ сетИ |
Окончания этого падежа помогут запомнить и такие две строчки:
Нет ни рекИ, ни лужИ и ни мышИ.
Падеж родительный. Здесь И всегда мы пишем.
Важно также объяснить учащимся, что с родительным падежом чаще всего употребляются предлоги У (ВОЗЛЕ, ОКОЛО), ОТ, ДЛЯ, ИЗ.
Был У (ВОЗЛЕ, ОКОЛО) чего? Отошёл ОТ чего? Сделал ДЛЯ чего? Сделал ИЗ чего? |
У берёзЫ ОТ берёзЫ ДЛЯ берёзЫ ИЗ берёзЫ |
Уже само по себе наличие этих предлогов при именах существительных должно помочь в «узнавании» родительного падежа и выборе соответствующих окончаний (при названных предлогах не может |быть окончания Е, поэтому нужно писать «У клеткИ», а не «У клетке»; «ОТ клеткИ», а не «ОТ клетке», «ДЛЯ клеткИ», а не «ДЛЯ клетке», «ИЗ клеткИ», а не «Из клетке»).
Для лучшего усвоения употребляемых с родительным падежом предлогов приводим легко запоминающиеся примеры.
Был У тётИ и У дядИ,
Шёл ОТ тётИ и ОТ дядИ,
Пел ДЛЯ тётИ и ДЛЯ дядИ.
Был У сестрЫ,
Шёл ОТ сестрЫ,
Пел ДЛЯ сестрЫ.
Был У мамЫ,
Шёл ОТ мамЫ,
Пел ДЛЯ мамЫ.
Достань ДЛЯ ЗинЫ
Гриб ИЗ корзинЫ.
Поешь ИЗ тарелкИ, ИЗ мискИ, ИЗ плошкИ.
Свяжи мне ИЗ шерстИ носочки ДЛЯ кошкИ.
В дательном падеже в существительных 1-го склонения всегда пишется окончание Е (подошел к розЕ, к дядЕ), тогда как в существительных 3-го склонения — И (подошел к мышИ, к ночИ).
1-е склонение | 3-е склонение | ||
ПОДОШЕЛ К ЧЕМУ? (КОМУ?) |
К розЕ рекЕ лужЕ веткЕ вилкЕ |
дядЕ рукЕ банЕ сеткЕ ложкЕ |
К мышИ ночИ вещИ речИ сетИ |
В дательном падеже
Пишется буква Е,
Однако мы И напишем,
Когда подойдём мы к МЫШИ.
С дательным падежом чаще всего употребляется предлог «К», одно наличие которого говорит о необходимости написания в этом случае окончания Е, что, однако, не распространяется на имена существительные 3-го склонения, имеющие в этом падеже окончание И.
Шел я К рощЕ, К рекЕ, К полянЕ,
Шел К волчицЕ, К лисЕ, К обезьянЕ,
Но шел К печИ, К насыпИ, К мышИ.
Почему же здесь «И» мы пишем?
В предложном падеже в именах существительных 1-го и 2-го склонения пишется окончание Е (вспоминал о розЕ, о дядЕ, о домЕ), тогда как в существительных 3-го склонения и в этом падеже всегда пишется И (думал о ланИ, о мышИ).
ДУМАЮ О КОМ? (0 ЧЁМ?) | О розЕ рекЕ лужЕ веткЕ вилкЕ |
дядЕ |
0 мышИ ночИ вещИ речИ сетИ |
В предложном падеже
Также пишется Е,
Но снова мы И напишем,
Коль речь поведём о МЫШИ.
Предложный падеж чаще всего употребляется с предлогами О, В, НА:
0 домЕ, о школЕ, о полЕ
В домЕ, в школЕ, в полЕ
На домЕ, на школЕ, на полЕ.
В копотИ, в обувИ, в прорубИ.
В городЕ, но в прорубИ,
В комнатЕ, но в обувИ.
Необходимо обратить внимание детей и на то, что некоторые существительные мужского рода, употребляемые с предлогами В и НА, Игредложном падеже имеют окончание У (в шкафУ, на полУ).
Во ртУ, во рвУ, в шкафУ, в углУ.
На лугУ, на шкафУ, на снегУ, на полУ.
Деревья В лесУ,
Одежда В шкафУ,
Веник В углУ,
Метла НА полУ.
Сено В стогУ,
Стог НА лугУ,
Луг НА берегУ,
Берег В снегУ.
Таким образом, существительные 3-го склонения сразу в трех падежах (родительном, дательном и предложном) имеют окончание И:
Говоря о МЫШИ,
Всюду И мы пишем:
Нет у нас мышИ,
Подходим мы к мышИ
И помним о мышИ.
Естественно, что слово МЫШЬ здесь взято чисто условно, как символ для обозначения всех существительных 3-го склонения, оканчивающихся на мягкий знак (НОЧЬ, РЕЧЬ, ДВЕРЬ и др.).
Важно специально привлечь внимание детей к тому, что в существительных мужского рода, также оканчивающихся на мягкий знак (КОНЬ, ОЛЕНЬ), но относящихся не к 3-му, а ко 2-му склонению, в предложном падеже пишется Е: о конЕ, об оленЕ, о тюленЕ, о селез-нЕ. По этой причине следует писать: думаю о ленИ, о ланИ, но думаю об оленЕ, о тюленЕ.
В склонении третьем, там, где МЫШЬ и ЛЕНЬ,
В трёх падежах мы пишем букву И.
Скажи, сюда подходит ли ОЛЕНЬ?
Внимательно ещё раз посмотри!
Для лучшего запоминания (в том числе и зрительного) окончаний родительного, дательного и предложного падежей приводим ряд однотипных примеров:
Р. Был я у тётИ
Д. Цветы дарил тётЕ
П. И думал о тётЕ.
Р. Был я у дядИ,
Д. Письмо писал дядЕ
П. И помнил о дядЕ.
Р. Давно я не видел сестрЫ
Д. Решил я поехать к сестрЕ
П. Потом вспоминал о сестрЕ.
Р. Скучал я без бабушкИ
Д. Поехал я к бабушкЕ
П. И думал о бабушкЕ.
Но:
Р. Нет ещё ночИ
Д. Дело к ночИ
П. Думал о ночИ.
Р. Не видел я ланИ
Д. Приблизился к ланИ
П. Подумал о ланИ.
logoped18.ru
Падежи русского языка. Таблица с вопросами
Термин «падеж» называет грамматическую категорию изменяемых слов русского языка.
В русском языке существуют как изменяемые, так и неизменяемые слова. У изменяемых слов, принадлежащих к именам существительным, прилагательным, числительным и местоимениям, можно указать форму слова, которая соответствует определенному падежу. Исходя из этого, можно дать общее определение грамматической категории падежа:
Падеж — это форма имени, указывающая на отношение слова к другим словам в предложении.
А вот как определяет, что такое падеж Википедия:
Паде́ж в языках флективного (синтетического) или агглютинативного строя — словоизменительная грамматическая категория именных и местоимённых частей речи (существительных, прилагательных, числительных) и близких к ним гибридных частей речи (причастий, герундиев, инфинитивов и проч.), выражающая их синтаксическую и/или семантическую роль в предложении.
С помощью форм слова связываются друг с другом в определенное сообщение, формируют законченную мысль. Сравните:
клен, осень, багряный, окно, мой, ранний.
Ранней осенью в моё окно машет багряной макушкой клен.
В первой строке записан обычный перечень слов, не связанных друг с другом. Вторая строка с помощью формоизменения слов (падежей) представляет собой предложение, в котором содержится сообщение, законченная мысль.
В русском языке различают шесть падежей, которые представлены ниже в таблице с вопросами и предлогами.
Таблица падежей
ПАДЕЖ | ВОПРОС | ПРЕДЛОГИ |
---|---|---|
Именительный (есть) | кто? что? | — |
Родительный (нет) | кого? чего? | с, у, от, до, из, без, для, вокруг, около, возле, кроме |
Дательный (дать) | кому? чему? | к, по, благодаря, вопреки, согласно |
Винительный (вижу) | кого? что? | под, за, про, через, в, на, во |
Творительный (доволен) | кем? чем? | с, со, за, над, под, между, перед |
Предложный (думать) | о ком? о чем? | в, о, об, на, при, по |
Падежи в русском языке (таблица с вопросами и с окончаниями)
Рассмотрим систему падежей имени существительного, уточнив определение падежа:
Падеж — это словоизменительная грамматическая категория имен существительных, выражающая отношения обозначенного существительным предмета к другим предметам, явлениям, действиям.
Падежи существительных. Падежные предлоги
Именительный падеж
Именительный падеж употребляется для наименования предметов. Это исходная, начальная форма существительного, которая отвечает на вопросы:
- кто? — бабушка, мастер , отец ;
- что? — тишина, дом , счастье, радость .
Именительный падеж всегда употребляется без предлога и называется прямым падежом в отличие от остальных, носящих название косвенных. В именительном падеже существительное выступает в роли подлежащего в предложении или именной части сказуемого.
Мой брат учится в шестом классе.
Вася — мой младший брат.
Родительный падеж
Родительный падеж существительного отвечает на вопросы: кого? чего?
- нет (кого?) бабушки, мастера, отца;
- нет (чего?) тишины, дома, счастья, радости.
Все косвенные падежи (кроме предложного) могут употребляться как с предлогами, так и без них, например:
нет (чего?) дома — остановился (у чего?) у дома.
Предлоги уточняют значение падежей. Так, с родительным падежом употребляются предлоги:
от, до, для, из-за, у, без, ради, вокруг, около, мимо и др.
Например:
- гулять у реки;
- вымокнуть из-за дождя;
- выйти без зонтика;
- бежать от калитки;
- достать до полки.
Дательный падеж
Дательный падеж существительного отвечает на вопросы: кому? чему?
- Дам (кому?) бабушке, мастеру, отцу;
- дам (чему?) тишине, дому, счастью, радости.
С дательным падежом употребляются предлоги:
к, благодаря, согласно, вопреки, наперекор, навстречу.
- Подойти к матери;
- поступить согласно правилам;
- идти навстречу ветру;
- действовать наперекор судьбе.
Винительный падеж
Винительный падеж существительного отвечает на вопросы: кого? что?
- Вижу (кого?) бабушку, мастера, отца;
- вижу (что?) тишину, дом , счастье, радость .
С существительными в форме винительного падежа употребляются предлоги:
в, на, за, про, под, сквозь, через, спустя, включая, несмотря на.
- Вернуться спустя год;
- рассказать про орла;
- пройти сквозь пламя;
- переступить через ступеньку;
- выйти, несмотря на ливень.
Предлоги «в», «на», «за», «под» в форме винительного падежа существительного раскрывают направленность на объект действия:
- положить (во что?) в стол;
- (на что?) на стол;
- (за что?) за стол;
- (под что?) под стол.
Творительный падеж
Творительный падеж существительного отвечает на вопросы: кем? чем?
- Горжусь (кем?) бабушкой, мастером, отцом;
- любуюсь (чем?) тишиной, домом, счастьем, радостью.
С этим падежом употребляются предлоги:
с, над, за, под, перед, меж, между, в связи с, вместе с, согласно с;
- приехать с другом;
- парить над полем;
- остановиться перед вокзалом;
- посадить за домом;
- действовать согласно с распоряжением;
- я вместе с братом;
- пройти между рядами.
Предложный падеж
Предложный падеж существительного отвечает на вопросы: о ком? о чём?
- забочусь о ком? о бабушке, о мастере, об отце;
- расскажу о чём? о тишине, о доме, о счастье, о радости.
Существительное в форме предложного падежа, как говорит его название, употребляется только с предлогами:
при, в, на, о, об, по;
- остаться при школе;
- бегать в парке;
- висеть на стене;
- поведать о путешествии;
- скакать на лошади.
Обратим внимание, что одушевленные существительные отвечают на вопросы: кто? кого? кому? кем? о ком?
Неодушевленные существительные отвечают на падежные вопросы: что? чего? чему? чем? о чём?
Определение падежа существительного
Чтобы определить падеж существительного, нужно предпринять следующие действия:
- первый шаг — найти слово, к которому относится данное существительное;
- второй шаг — поставить от этого слова к существительному вопрос.
По вопросу и по окончанию определяем падеж существительного.
Слышу голос бабушки.
голос (кого?) бабушк-и (р.п).
Я люблю свою бабушку.
Люблю (кого?) бабушк-у (в. п.)
В отдельных случаях предлоги являются средством различения падежей, например:
- прислониться к (чему?) стене — д. п.;
- висит на (чём?) стене — п. п.;
- хвост у (кого?) лошади — р. п.;
- скакать на (ком?) лошади — п. п.
Система падежей составляет склонение изменяемых частей речи — имен существительных, прилагательных, местоимений и числительных. Узнаем о типах склонения имен существительных, о том, как определить склонение.
Урок русского языка в 3 классе. Падежи имен существительных
На заметку!
А вы знали, что выделяют ещё 9 падежей, которые не изучают в школе?
russkiiyazyk.ru
Окончания существительных 2-го и 3-го склонения. Как избежать ошибок
Добрый день, уважаемый студент! Сегодня наглядно разберем 2-ое и 3-е склонения, но для начала вспомним, что ко 2 склонению относятся существительные мужского и среднего рода с нулевым окончанием или мягким знаком -ь, и словами, оканчивающимися на -о/-е. Например,Город_ [gorad] — a town/city — слово оканчивается на согласную букву, очень часто такое явление называется в русском языке «нулевым окончанием»
Уголь [ugal’] — coal — слово оканчивается на -ь (мягкий знак) и является мужского рода.
Очень часто я слышу вопрос от иностранцев, изучающих русский язык: «С окончаниями понятно, а что делать, если сомневаешься, к какому роду отнести слово?»
Уважаемые друзья, для этого, пожалуй, нужна практика, много практики, а как начинающему изучать русский, я бы посоветовала приобрести словарь и заучивать слова, обычно в словариках пишут род, число и падеж, в котором стоит это слово, чаще всего -это именительный падеж, т.е. начальная форма слова.
Несколько примеров слов среднего рода:
Пальто [pal’to] — a coat — обратите,пожалуйста, внимание,что слово заканчивается на букву -о, это слово заимствованное в русском языке, поэтому оно не склоняется по падежам, а сохраняет свою форму,как «пальто», но является среднего рода.
Поле [pole] — a field — слово оканчивается на букву -е и относится к среднему роду, 2 склонению. Просклоняем аналогичные слова мужского рода по падежам:
Именительный | есть Что?/Кто? | Стол / Конь [Stol/Kon’] a table/a horse |
Родительный | нет Чего?/Кого? | Стола / коня |
Дательный | дарю Чему?/Кому? | Столу / коню |
Винительный | вижу Что?/Кого? | Стол / коня |
Творительный | горжусь Чем?/Кого? | Столом / конём |
Предложный | думаю О чем?/о ком? | О столе / о коне |
Окончания мужского рода 2 склонения всегда имеют следующую форму:
Падеж | Окончания | Примеры |
Именительный | -нулевое,-ь | город, пень |
Родительный | -а, -я | города, пня |
Дательный | -у, ю | городу, пню |
Винительный | -нулевое, -я, -ь | город, пень |
Творительный | -ом, — ём | городом, пнём |
Предложный | -е | о городе, о пне |
Окончания среднего рода 2-го склонения совпадают с окончаниями мужского рода 2-го склонения, например:
Именительный | есть Что? | Окно [akno] a window |
Родительный | нет Чего? | Окна [akna] |
Дательный | дарю Чему? | Окну [aknu] |
Винительный | вижу Что? | Окно [akno] |
Творительный | горжусь Чем? | Окном [aknom] |
Предложный | думаю О чем? |
Об окне [ab akne] |
Чтобы потренироваться, просклоняйте следующие слова:
Платье
Сердце
Минутка
Дорога
Дочь
Крест
Солнце
Речь
Уголь
www.ruspeach.com