Закат Римской империи. Причины кризиса Римской империи.

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 5 Класс

      resheba.me

      План-конспект урока истории "Падение Западной Римской империи"

      § 63 Тема урока: Падение Западной Римской империи

      Задачи урока: Определить процессы и факторы, приведшие к ослаблению Рима и его упадку, сформировать представление о варварских племенах и их взаимоотношениях с римлянами; раскрыть место и значение истории Рима в мировой истории и определить вклад римлян в мировую культуру.

      Основное содержание: Разделение империи на Западную и Восточную. Великое переселение народов. Готы, вандалы. Нашествие гуннов. Падение Западной римской империи.

      Понятия и термины:

      Готы, гунны, вандалы, дружинник, кодификация, право, эдикт, варвары, римское право, Великое переселение народов.

      Персоналии:

      Аларих, Атилла, Аэций, Ромул Августин, Юстиниан

      Формы работы на уроке:

      1.Работа с картой (в конце учебника) – задание на полях с.327.

      2.Работы с документом на с.301.

      3.Творческое задание: рассказ от имени римского гражданина о нашествии варваров; рассказ от лица варваров о жителях Рима.

      4.Работа с фрагментами сочинения Тацита «О происхождении и местожительстве германцев» (Методическое пособие, с.185-187).

      5.Таблица «варварские завоевания» (по п.2-5 §63)

      Дата

      Событие

      Результат

       

       

       

       

      Варианты использования ЦОР

      Задание для учащихся:

      1.Раскрыть понятие «Великое переселение народов». Найти на карте (ЦОР «Карта передвижения варварских племен в IV-V веках») племена, нашествию которых подвергся Рим в IV-V веках. Демонстрируем изображения варваров (ЦОР «Готы», ЦОР «Вандалы», ЦОР «Гунны»). Заслушиваем краткие сообщения учащихся о каждом из названных племен. Ставим вопрос: что общего и в чем различие в захвате Рима готами и вандалами?

      2.Предлагаем учащимся сравнить римского и варварского воинов (ЦОР «Римский воин», ЦОР «Варварский воин»)

      infourok.ru

      Конспект урока по истории "Падение Западной Римской империи"

      Падение Западной Римской империи

      Цели урока:: познакомить учащихся с жизнью древних германцев в 4-6 в.в.

      Задачи:

      обучающая

      и подвести к пониманию причин появления у них неравенства, усвоить понятие «великое переселение народов»;

      воспитательная: воспитывать у учащихся уважению к прошлому;

      развивающая: продолжить формирование умений работать с

      исторической картой, историческими источниками, давать развернутый ответ на вопрос, умение анализировать и делать определенные выводы.

      Тип урока: комбинированный

      Форма проведения: беседа

      Оформление доски: тема урока, новые слова (Тацит, герцог, кровная месть,

      народное ополчение, Великое переселение народов),

      домашнее задание.

      Структура урока:

      1. Организационный момент. (2 минуты)

      2. Проверка домашнего задания. (8 минут)

      - работа по карте «Римская империя в 4-5 в.в. Падение Западной Римской

      империи»

      - проверка задания № 1 (страница 3) в рабочей тетради

      - развернутые устные ответы учащихся по разноуровневым карточкам

      - устный ответ на тест

      3. Изучение новой темы. (22 минуты)

      - постановка задачи перед учащимися

      4. Закрепление изученного на уроке.(3 минуты)

      5. Итоги урока. (3 минуты)

      - анализ хода урока преподавателем

      - оценка знаний учащихся и их активности

      6. Домашнее задание (2 минуты)

      Ход урока:

      1. Организационный момент.

      - Здравствуйте! Содитесь.

      - Проверка отсутствующих в журнале.

      2. Проверка домашнего задания.

      - работа по карте «Римская империя в 4-6 в.в. Падение Западной Римской

      империи».

      1. В 395 году Римская империя была разделена на два государства –

      Восточную империю и Западную. Какие территории вошли в состав

      Восточной империи? (Северная Африка, Испания, Галлия, Италия.)

      2. Какие территории вошли в состав Западной империи? (Балканский

      полуостров, полуостров Малая Азия, восточное Средиземноморье,

      Египет.)

      3. Какие племена римляне называли варварами? (Племена готов, гуннов,

      франков, вандалов, бургундов.)

      4. В 476 году Западная Римская империя пала. Назовите причины. (1.

      Упадок хозяйства (рабы не были заинтересованы в результатах своего

      труда), большинство крестьян было разорено. 2. Обострение классовой

      борьбы (выступление рабов и крестьян). 3 Ослабление римского войска.

      4 Вторжение «варваров».)

      - проверка задания № 1 (страница 3) в рабочей тетради

      - развернутые устные ответы учащихся по разноуровневым карточкам

      Карточка (вариант А)

      Византия в раннесредневековой Европе была единственным стабильным

      государством. Почему же в Западной Европе человек чувствовал себя

      более свободным? (Именно потому, что Византия была централизованным

      государством, человек чувствовал себя здесь менее свободно. Ценой

      стабильности государства были большие налоги, обязанность несения

      военной службы, соблюдение всех норм, установленных церковью,

      строгая регламентация повседневной жизни – в одежде, еде, жилище. В

      Западной же Европе в период раннего Средневековья еще сохранялись

      пережитки прежних отношений – аллодиальная собственность, право, а не

      обязанность, служить в ополчении, носить оружие. Человек не чувствовал

      себя частью единой, большой системы, поэтому и был более свободен.)

      Карточка (вариант В)

      Что означало в Средние века выражение «трубить воду» и каково его

      происхождение? (Сигнал к обеду подавали слуги, которые трубили в рог,

      чтобы призвать гостей мыть руки. Тут же появлялись слуги с тазами и

      кувшинами.)

      Карточка (вариант С)

      Известно, что уровень гигиены в период раннего Средневековья был

      значительно ниже, чем в древности. Какие примеры можно привести,

      чтобы подтвердить или опровергнуть это утверждение? (В древности люди

      мыли свое тело несколько раз в день, в Средние века мылись в бочках и

      нечасто. Бани считали нечистым местом. В эпоху Античности чистили

      зубы,

      в Средние века – этого не делали. В городах древности были водопроводы

      и канализация. В Средние века их не существовало.

      - устный ответ на тест

      Вариант 1

      1. Город, который стал столицей Восточной Римской империи:

      а) Рим

      б) Александрия

      в) Антиохия

      г) Константинополь

      2. В Византии правителя называли:

      а) царем

      б) василевсом

      в) королем

      3. Вершины своего могущества Византия достигла в годы правления

      императора:

      а) Константина

      б) Диоклетиана

      в) Юстиниана

      4. Соотнесите понятия и их определения:

      1) епископ а) человек, находящийся на государственной службе

      2) налог б) глава христианской общины в крупном городе

      3) чиновник в) плата деньгами, продуктами, ремесленными изделиями

      в пользу государства

      5. Оцените утверждение: Византийцы называли свою империю

      Ромейской, считали ее законной наследницей Древнего Рима.

      а) верно

      б) неверно

      6. Восстановите последовательность событий:

      а) строительство храма Святой Софии в Константинополе

      б) смерть Юстиниана

      в) перенос столицы Римской империи в Константинополь

      7. Сборник законов, составление которого считают главным деянием

      Юстиниана:

      а) Библия

      б) «Свод гражданского права»

      в) «Илиада»

      г) «Одиссея»

      8. Живописное изображение Бога, Богоматери, сцен из Библии на досках:

      а) мозаика

      б) фреска

      в) икона

      9. Развитию образования в Византии способствовали:

      а) рост населения

      б) развитие хозяйства

      в) интерес населения к наукам

      г) потребность государства в хорошо обученных чиновниках

      10. Соотнесите понятия и их определения:

      1) василевс а) правительство с неограниченной властью

      2) монах б) титул правителя в Византии

      3) самиодержавец в) человек, решивший посвятить жизнь молитве и

      духовным размышлениям

      3. Изучение новой темы.

      - постановка задачи перед учащимися

      Итак, мы с вами вспомнили, что германские племена в 4-6 в.в. начали переселение со своих земель на территорию Римской империи. С этих событий в Европе начинается эпоха средневековья. Поэтому на уроке

      сегодня мы выясним следующее: Как жили германцы в 4-6 в.в.?

      План:

      1. Занятия и быт древних германцев.

      2. Появление неравенства у германцев.

      3. Великое переселение народов.

      1. Занятия и быт древних германцев.

      1) Работа по карте и беседа (страница 20 в учебнике).

      Где проживали племена древних германцев в первые века нашей эры? (Они жили на территории от Рейна до Одера и на части Скандинавского полуострова.)

      2) Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

      Прочитать пункт 1 (страницы 15-17) в учебнике.

      Беседа по прочитанному:

      - Какие занятия существовали у древних германцев? (Скотоводство, земледелие, охота, рыболовство, собирательство лесных ягод, орехов, обработка железа, глины.)

      - Что продавали германцы римлянам? (Скот, кожи, меха, янтарь.)

      - Что покупали у римлян германцы? ) Украшения, оружие, вина, ткани.)

      - Кто жил под одной крышей в доме престарелых родителей? (Как правило, их дети со своими семьями, а также вольноотпущенники и рабы.)

      - Как назывался коллектив древних германцев? (род, т.е. коллектив близких родственников, связанных общим происхождением. Несколько родов – племя. Объединение племен – племенной союз.)

      2. Появление неравенства у германцев.

      Рассказ учителя.

      Для того, чтобы решать вопросы войны и мира, разбирать споры между членами рода, все свободные мужчины по зову старейшины собирались на поляне. Это было народное собрание. Но в начале нашей эры у германцев появляется неравенство.

      Вспомните, что называется неравенством? (Появление людей богатых и бедных.)

      Почему появляется неравенство? Дело в том, что германцы научились обрабатывать металл, а значит, изменились и орудия труда. Теперь каждая семья могла самостоятельно обрабатывать свой участок земли, поэтому на смену родовой общине, приходит соседская. Деление земли производит старейшина. Он сам и его ближайшие родственники, военные вожди становятся богатыми или знатными. Они решают все самые важные вопросы, выступают на народных собраниях, а простые люди либо соглашаются, либо не соглашаются с их предложениями.

      Неравенство еще более усилилось, когда германцы начали набеги на территорию Римской империи. Вожди и воины их дружины обогащались за счет ограбления новых территорий. Многие из них перестали обрабатывать свои участки сами, а заставляли это делать рабов.

      3. Великое переселение народов.

      1) Рассказ учителя.

      С конца 4 века от отдельных набегов на Римскую империю германцы перешли к крупномасштабным завоеваниям. Началось Великое переселение народов, т. е. эпоха массовых перемещений племен, в результате которых пала Западная Римская империя. Главной причиной этого явления стало вторжение из глубин Азии кочевников гуннов. К концу 6 века германцы расселились на всей территории Римской империи. Посмотрите на карту.

      2) Работа по карте (страница 20 в учебнике).

      - Каким знаком на карте обозначены направления вторжений германских племен в 4-6 веков? (Стрелочкой)

      - Где расселились германцы к началу 6 века? (Вандалы – в Северной Африке, вестготы – в Испании, остготы – в Италии, франки – в Галлии, англы и саксы – в Британии.)

      - Что произошло с Западной Римской империей? (Она была разрушена и перестала существовать.)

      4. Закрепление изученного на уроке.

      Выполнить задание № 2 (страница 4) в рабочей тетради.

      5. Итоги урока.

      - анализ хода урока преподавателем

      Отвечая на вопрос: Как жили германцы в 4-6 в.в., необходимо подчеркнуть, (обратите внимание на карту) германцы жили на территории от Рейна до Одера и на части Скандинавского полуострова. Занимались скотоводством, земледелием, охотой, рыболовством, собирательством лесных ягод, орехов, обработкой железа, глины. Коллектив древних германцев назывался – род, несколько родов – племя; объединение племен – племенной союз. С начала нашей эры у германцев появляется неравенство, еще более оно усиливается, когда они начинают набеги на территорию Римской империи т. е. начинается эпоха массовых перемещений племен, в результате которой пала Западная Римская империя и к концу 6 века германцы расселились на всей территории Римской империи.

      Таким образом, поставленная задача перед уроком выполнена.

      - оценка знаний учащихся и их активности

      Выставление оценок в журнал и в дневники.

      6. Домашнее задание.

      1. Прочитать на пересказ & 1 (страницы 15-20) в учебнике.

      2. Подготовить устный развернутый ответ на вопрос: Как появилось

      неравенство у древних германцев?

      3. Выполнить задание № 6 ( страницы 6-7) в рабочей тетради.

      videouroki.net

      Падение Западной Римской империи — Мегаобучалка

      ИСТОРИЯ

      МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

      ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

      Тольятти, 2015г.


      ОДОБРЕНО Методическим советом ГАПОУ КТиХО   Протокол № _00_ от « _00_» __ааааааааа_ 2015г.   РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения преподавателей общеобразовательных дисциплин   Протокол № _1_ от « _28_» _августа_ 2015г.
      Автор (составитель): К.И. Чебачева, преподаватель истории
      История / методические указания по выполнению практических работ/ ГАПОУ КТиХО, 2015г., 23 стр.
         
      Рецензент(ы): Л.М. Чеботарь, преподаватель высшей квалификационной категории

      Практические работы, представленные в данном сборнике, разработаны в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины общеобразовательного цикла «История» для студентов, обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена по специальностям 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, 22.02.06 Сварочное производство, 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.

      Методические указания по выполнению практических работ будут полезны как студентам, так и преподавателям для организации контроля по истории.

      СОДЕРЖАНИЕ

      Пояснительная записка
      Практическая работа № 1 «Падение Западной Римской империи»
      Практическая работа № 2 «Декабристы и их политические идеалы
      Практическая работа № 3 «Решающая роль СССР в разгроме нацизма»
      Практическая работа № 4 «Распад СССР: причины, объективные и субъективные факторы, последствия»
      Порядок оформления отчета по практической работе……
      Приложения
         

      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       

       

      Цель составления данного сборника - сформировать у студента навыки работы с информационными ресурсами и установления причинно-следственных связей между историческими фактами и пространственно-временными рамками

      Практические работы содержат открытые вопросы, ситуации и таблицы, структурно-логические схемы, тексты. Для выполнения практических работ студенты должны использовать учебники, нормативно-правовые акты и дополнительную информацию. При выполнении практической работы студент должен внимательно ознакомиться с заданиями и балльной шкалой оценки заданий, которые определены в таблице «Критерии оценки заданий практической работы № N» На основании изученной информации студент должен определить набор заданий, составить план своей самостоятельной работы и выбрать информационные источники.



      Практические работы, выполненные в рамках внеаудиторной самостоятельной работы, обязательно оформляются в соответствии со стандартом: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, используемые информационные источники (см.. раздел «Порядок оформления отчета по практической работе» и Приложение 1).

       

      ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

      «Падение Западной Римской империи»

      Цель:

      • установить причины гибели Западной Римской империи
      • развить навыки оценочной деятельности
      • обобщить имеющиеся знания о Римской цивилизации
      • совершенствовать навыки самостоятельной работы

      · представлять результаты изучения исторического материала в форме отчета по практической работе;

      Задания к практической работе:

      1. Зарисуйте в тетради структурно-логическую схему «Характеристика периодов развития Римской империи». Заполните пропущенные строчки правильными ответами.

       

      Структурно-логическую схему студент заполняет самостоятельно. Для помощи в работе студенту предлагается Методическое пособие «Историография древних цивилизаций».

       

      Структурно-логическая схема

      «Характеристика периодов развития Римской империи»

      1. Прочтите текст ответьте на вопрос и заполните таблицу.

      2.1.Какие факторы сыграли решающую роль в упадке Рима?

      2.2. Заполните таблицу

      Причина упадка Рима
      Внешние
      Внутренние

      Текст:

      Падение Западной Римской империи

      В IVвеке усилился натиск племенных союзов Северной, Центральной и Восточной Европы на владения Западной римской империи.

      Из-за изменений климата ранее занимавшиеся ими земли уже не могли прокормить возросшее население. Целые племена двигались на юг, оседая в сельской местности римских провинций, в частности в Галлии.

      Другой причиной вторжений народов на территорию империи было наступление гуннов, которые, продвигаясь с востока, к середине IV века достигли Северного Причерноморья. Они теснили племена Сарматове и готов, жившим между Днестром и Дунаем. С севера на готов наступали славянские племена. Готы, в свою очередь, направлялись в Центральную Европу и на юг, на направлялись в Центральную Европу и на юг, на территорию Римской империи.

      Власть империи, особенно в периоды междуцарствий, обострения борьбы за власть, не препятствовали освоению «Варварами» римских владений, тем более что они уже не были чуждыми империи. Многие германские племена приняли христианство, их дружины состояли на службе у Римских военачальников.

      Вестготам (западным готам), спасающихся от гуннов, разрешалось селиться южнее Дуная. Пополнение населения империи порождало надежды на увеличение размера собираемых податей, новые наборы в армию.

      Римские власти, однако, не учли, что привыкшие самостоятельно решать свои проблемы «варвары» не будут покорно сносить поборы чиновников. Вестготы восстали, к ним примкнули рабы и колоны, и в 378 г. они разгромили римскую армию у Адрианополя. С большим трудом войскам Феодосия удалось на время усмирить вестготов.

      После смерти Феодосия в 395 г. Римская империя развалилась. Военачальники западной части империи отказались признавать власть Константинополя, который превратился в столицу Восточной Римской империи (Византии). Вновь подняли мятеж вестготы. Опустошив Грецию и Иллирию, они начали совершать набеги на Италию. В 410 г. король вестготов Аларих (370-410) захватил и разграбил Рим. Столицу Западной Римской империи перенесли в Равенну, на север Италии.

      Одновременно германские племена вандалов, аланов и свевов ворвались в Галлию и Испанию. В 429 г., завладел флотом, вторглись в Северную Африку, где основали свое государство.

      Сильнейший удар по империи нанесли гунны, земли которых простирались от Кавказа до современной Венгрии. Их предводитель Аттила (434-453) в 436 г. начал наступление на Европу. Войска гуннов вторглись на Балканский полуостров, разорили более 70 городов, заставили Восточную Римскую империю платить дань. Пройди германские земли, гунны начали опустошать Галлию. Это вынудило вестготов, франков, бургундов на время объединиться с римлянами и выступить против Аттилы союз гуннских племен распался, и под натиском готов они откочевали в Северное Причерноморье. В Западной Римской империи вновь началась борьба за власть: за 21 год сменилось девять императоров. В ходе междоусобиц Рим был взят и разграблен войсками вандалов. В 476 г. вождь германских наемников Одоакр (431-493) сверг последнего императора Ромаула Августа и с одобрения сената был провозглашён конунгом (королем) Италии. Восточная Римская империя признала законность власти Одоакра, которому был присвоен титул патриция.

      С падением Западной Римской империи переселения народов не завершились, они продолжались до VIII века. На территории бывшей империи возникли десятки королевств, однако ореол ее величия еще долго влиял на их политику. Многие королевские династии Европы вели отсчет своей истории со временем империи, считая себя законными преемниками ее власти.

      Критерии оценки практической работы:

      Задания Баллы Примечание
      Вопрос 1. Заполнение СЛС За полностью заполненную СЛС
      Вопрос 2. Ответ 2.1 При полном и достаточном ответе
      Вопрос 2. Ответ 2.2 За полностью заполненную таблицу
      ИТОГО  

       

      Процент результативности (правильных ответов) Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
      балл (отметка) вербальный аналог
      90 ÷ 100 отлично
      80 ÷ 89 хорошо
      70 ÷ 79 удовлетворительно
      менее 70 не удовлетворительно

       

      megaobuchalka.ru

      Падение Западной римской империи

      Падение Западной Римской империи

      Задачи:охарактеризовать положение Западной Римской империи в последний век ее существования; проанализировать причины слабости империи, не способной противостоять натиску варварских племен; познакомить с эпохой Великого переселения народов; дать представление об условной дате падения Западной Римской империи и завершении эпохи Античности.

      Основные термины: вандалы, гунны, готы, Великое переселение народов.

      Ресурсы урока: тетрадь- тренажер с. 78- 78 № 10, с. 83 работа с атласом № 5.

      Основное содержание:

      1. Разделение Римской империи на Западную и Восточную

      2. Великое переселение народов.

      3. Захват Рима готами и вандалами

      4. Нашествие гуннов

      5. Внутреннее разложение Западной Римской империи.

      6. Последний император Рима. Падение западной Римской империи.

      В 395г н.э происходит распад Римской империи на 2 части- западную и Восточную. ///обратите внимание на карту с. 155.

      + работа в тетради тренажере с. 83 № 5 -1 - 3

      Западная Римская империя прекратила свое существование в 5в.н.э, а Византия до сер 15 в.!!!!

      Причины: вы будете писать после изучения темы!!!!

      1. Великое переселение народов

      2. Появление варварских воинственных государств

      3. Слабость Римской империи

      Великое переселение народов — условное название передвижения народов в Европе в IV–VII вв., повлёкшее распад Западной Римской империи и образование варварских королевств.

      Рассказ о переселении народов.

      - нашествие гуннов, которым противостоять становилось все труднее. Римляне называли народы, говорившие на непонятном для них языке – варварами!!!

      - германские воинственные племена: готы и вандалы

      Самостоятельная работа под руководством учителя:

      1. чтение абзаца с. 154 нашествие готов , вандалов, гуннов до абзаца последние годы существования империи

      2. Составление таблицы «Варварские завоевания»-

      Дата

      событие

      Результат

      410

      Нашествие Готов во главе с Аларихом

      завоевали Рим, бесчинствовали в городе

      455

      Нашествие вандалов

      Захват Рима, убийство римлян, превращение их в рабов,

      451

      Битва при Каталаунских полях между римским полководцем Аэцием и Аттилом

      Убийство Аэция в ходе заговора, смерть Аттилы,

      Внутреннее разложение западной Римской империи

      - слабость вызвано ухудшением положения крестьян, колон, рабов.

      - осуждение христианской церковью злодеяния римских властей – гибель империи как расплата за грехи.

      476!!!! Смещение последнего императора Ромула Августула, падение Западной Римской империи. Завершение эпохи античности.

      Закрепление: запись причин падения Рима, завоевание варварскими племенами!!

      д/з: тетрадь- тренажер с. 83 № 5 - 4-7, или с.77 № 10 работа с текстом – ответы на вопросы.

      studfiles.net

      6-й урок. Падение Западной Римской империи

      6-й урок.

      Цель урока: подвести учащихся к следующим выводам: 1) Западная Римская империя пала в результате восстаний рабов и колонов и вторжения «варваров»; 2) разрушение в Западной Европе рабовладельческого строя принесло облегчение рабам и колонам и расчистило путь хозяйственному и культурному развитию народов Западной Европы.

      Оборудование урока: карта Римской империи IV—V вв. и схематическая карта, помещенная в обоих учебниках.

      Опрос: рассказ «В имении у богатого землевладельца IV в. н. э.» Вопросы: почему сельское хозяйство в IV в. пришло в упадок? Почему в IV в. опустели города, сократились ремесло и торговля? Что было причиной дальнейшего ослабления империи?

      План изложения нового материала

      1. Восстание готов, рабов и колонов.

      2. Разделение Империи на две части: Западную Римскую империю и Восточную.

      3. Взятие Рима готами.

      4. Падение Западной Римской империи.

      5. Значение восстаний и нашествия «варваров».

      Обобщив ответы учащихся и подведя их таким образом к новому уроку, учитель начинает урок с рассказа о нашествии гуннов и переселении готов на Балканский полуостров (на территорию современной Болгарии). Рекомендуем при рассказе использовать в качестве иллюстрации яркие факты, которые приводит современник этих событий Аммиан Марцеллин (Хрестоматия, 1956, стр. 334—336). С глубоким возмущением он рассказывает о коварстве и корыстолюбии высших римских чиновников.

      Они лишили готов, переселившихся на территорию империи в качестве союзников, обещанного им императором «пособия». Когда «варвары» стали терпеть голод, эти несправедливейшие начальники завели постыдный торг; за каждую собаку... они брали по одному рабу, и среди взятых уведены были даже сыновья старейшин (там же, стр. 336).

      Издевательства чиновников были причиной грозного восстания готов. К ним присоединились колоны, рабы, местные жители. Вот, что пишет об этом Аммиан Марделлин:

      Большим вспоможением являлось для них то, что со дня на день присоединялось к ним множество земляков из тех, кого продали в рабство купцы, или тех, что в первые дни перехода на римскую землю продавали себя за глоток скверного вина или за жалкий кусок хлеба. К ним присоединилось много рабочих с золотых приисков, которые не могли снести тяжести оброков; они были приняты с единодушного согласия всех и сослужили большую службу блуждавшим по незнакомым местам готам (там же).

      Анализ этих фактов покажет бесчеловечную жестокость римских верхов по отношению к «варварам», которых они не считали людьми, даже если те были союзниками; приведет учащихся к выводу, что широкие массы римского населения (рабы, колоны, крестьяне, рабочие золотых рудников и другие, по терминологии Аммиана  Марцеллина, «местные жители») с радостью встречали «варваров» как избавителей; что между завоевателями и народными низами быстро устанавливались отношения доверия и сотрудничества в общей борьбе против ненавистного правительства и богачей-землевладельцев.

      В Книге для чтения «Древний Рим» (стр. 261—265) учитель найдет материал о сражении при Адрианополе, о катастрофическом положении Империи после страшного поражения римской армии, о хитрой дипломатии Феодосия, которому удалось заключить далеко не почетный для империи мир с готами. Учитель может использовать отдельные эпизоды в своем рассказе. Читать отдельные отрывки на уроке вряд ли целесообразно.

      Об императоре Феодосии и разделении Империи учитель рассказывает в объеме материала учебника. Дата разделения Империи заносится в хронологическую таблицу.

      При рассказе о взятии Рима готами под предводительством Алариха рекомендуем использовать материал из Книги для чтения «Древний Рим» (стр. 265—271). Учитель может включить в свой рассказ отдельные детали, помогающие учащимся лучше представить себе историческую обстановку (положение в Риме при ничтожных сыновьях Феодосия). Трагический момент вторжения готов в Рим ярко и эмоционально передан в отрывке:

      Темной августовской ночью 410 г. римские рабы, давно ждавшие Алариха как избавителя, открыли ворота «вечного города». При звоне оружия, резких звуках боевых труб, с воинственными криками, при блеске молний и громовых раскатах разразившейся грозы, ворвались готы в город. Запылал великолепный императорский дворец. При зареве пожаров три дня и три ночи опустошали Рим солдаты Алариха (стр. 270).

      Эту цитату учитель может включить в свой рассказ или прочитать вслух по книге. Если позволит время можно рассказать вкратце, какое потрясающее впечатление произвела весть о падении Рима. Более 800 лет он был властелином мира, многим казалось, что он вечен, ни одна рука не поднимется на него.

      И вот его свалили те самые рабы и варвары, которых он сотни лет угнетал и беспощадно эксплуатировал. Одни в глубокой скорби говорили: «Угас светоч мира!» Но были и такие, которые утверждали, что Рим должен был пасть в наказание за жадность и беззаконие его правителей, за бесчеловечное отношение к рабам и колонам.

      Характерной особенностью этих событий является союз рабов, колонов и «варваров», в результате чего сложился единый фронт врагов рабовладельческой империи. Это положение должно проходить красной нитью через весь изложенный учителем материал.

      Важнейшие факты периода между взятием Рима готами и крушением империи: разрушение Рима вандалами (объяснить термин вандализм) и опустение Рима; массовое вторжение германцев и образование «варварских» государств почти во всех крупных провинциях; бегство рабов и колонов на территории этих королевств, где их положение было лучше, чем в областях, принадлежавших Империи; частая смена императоров, являвшихся безвольными игрушками в руках начальников наемных «варварских» войск. Свержение одним из таких начальников последнего императора и ликвидация Западной Римской империи считается концом истории Древнего мира.

      В ходе урока учитель пишет на доске следующие даты:

      378 г. — Сражение при Адрианополе.

      395 г. — Разделение Римской империи на Западную и Восточную.

      410 г. — Взятие Рима готами.

      476 г. — Падение Западной Римской империи.

      Учащиеся заносят эти даты в свои хронологические таблицы.

      Урок заканчивается обобщающей беседой о значении восстания рабов и нашествия «варваров». Предлагаются вопросы: какие силы разрушили рабовладельческий Рим? Почему рабовладельческий строй мешал дальнейшему развитию хозяйства и культуры? Как изменилось положение рабов в результате нашествий «варваров»?

      Учитель, обобщив ответы, укажет, что «варвары», до этого почти не знавшие рабства, обращались с рабами и колонами, которые попадали под их власть, мягче, чем римские рабовладельцы. Вместо рабства в государствах, основанных варварами, установился другой, более прогрессивный, строй — феодальный, с которым они познакомятся при изучении истории средних веков.

      В заключении учитель сообщает, что два следующих урока будут посвящены повторению всего пройденного курса истории Рима: на 1-м уроке будет повторена история республики, на 2-м — история империи. Он чертит на доске схему таблицы «Периоды истории Древнего Рима», учащиеся срисовывают ее в тетрадях. Таблица заполняется на уроках.

      Домашнее задание: в порядке подготовки к 7-му уроку (первому повторительному) предлагается: 1) по записям в тетради восстановить в памяти название периодов Республики, их хозяйственные особенности и важнейшие события; 2) рассказать о причинах падения Республики.

      pedagogia.pro

      Конспект урока на тему «Падение Западной Римской империи»

      Контрольная «Крылатые выражения».

      Тема урока: «Падение Западной Римской империи».

      1. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Три основных этапа в развитии римского государства: 1 – время правления первых царей Рима, 2 – время республики, 3 – время империи. 330 год – новая столица, какая?

      Управлять огромной державой из Константинополя было трудно. В 395 году империя была разделена на Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю.

      Как раздел империи повлиял на обороноспособность страны? В разных провинциях свободные земледельцы, колоны и беглые рабы поднимали восстания. Особенно мощными были они в Галлии и Северной Африке. Римские войска подавляли восстания, но они вспыхивали вновь. Варварские племена переправлялись через реки Рейн и Дунай, служившие границами империи, и захватывали её области одну за другой. Почему увеличивалось число восстаний в стране? Почему это свидетельствовало об упадке Рима? В особенно тяжелом положении находилась Западная империя: население ее было разорено, города опустели, многие области охвачены восстаниями.

      2. Захват Рима готами. В III–IV вв. происходили, особенно с севера, набеги варварских племен на территорию Римской империи. Удержать врагов не могли ни построенные по границам государства оборонительные укрепления, ни привлеченные на пограничную службу за плату воины из покоренных племен. Самые опасные из племен – вандалы и готы.

      Через несколько лет после разделения империи над Италией нависла грозная опасность. Мечтая завладеть сокровищами Рима, Аларих, вождь германского племени готов, двинул свои полчища на «вечный город». На всём пути от придунайских областей, где жили готы, до Альпийских гор многие рабы и колоны присоединялись к Алариху. Они показывали готам тайники, где бежавшие в страхе римляне спрятали оружие и хлеб.

      В предгорьях Альп путь готам преградило римское войско. Правда, римлян в нём было мало – большинство воинов составляли галлы и германцы. Командовал имперским войском блестящий военачальник Стилихон, германец из племени вандалов. Он разгромил готов, лишь конницу Аларих сумел увести с поля боя. В ту пору императором на Западе был трусливый и завистливый Гонорий. В дни готского нашествия он отсиживался на севере Италии в городе Равенна, окружённом мощными стенами и топкими болотами.

      В одержанной над готами победе Гонорий не имел заслуг. Однако именно он праздновал триумф, как если бы был великим полководцем.

      Между тем Аларих собрал войско сильнее прежнего и снова двинулся на Рим. Он был готов на мир, но требовал за это огромный выкуп. Стилихон убедил Гонория, что надо выиграть время и собрать требуемую сумму среди богачей. Приближённые императора неохотно расставались со своим золотом. Когда же опасность миновала, они настроили императора против его полководца. Клеветали, будто Стилихон замыслил захват верховной власти в Западной империи, сговорился с Аларихом: ведь они оба германцы! Гонорий поверил лжи и повелел казнить Стилихона. Тщетно тот искал убежище в христианском храме. Его схватили, объявили врагом отечества и обезглавили. И сразу же началось избиение соратников Стилихона: германцев, состоящих на римской военной службе, их жён и детей. Возмущённые дикой и бессмысленной расправой, тридцать тысяч легионеров-варваров перебежали к готам, требуя вести их на Рим.

      После гибели Стилихона достойных противников Аларих не имел. Он решился на осаду Рима. Бездарный и никчемный Гонорий вновь покинул Рим, бросив его жителей на произвол судьбы.

      Готы окружили город, завладели гаванью в устье Тибра, куда доставлялся хлеб. Голод и страшные болезни терзали осаждённых. Августовской ночью 410 года рабы открыли готам ворота Рима. «Вечный город» был взят. Три дня готы грабили Рим. Были опустошены императорские дворцы и дома богачей, разбиты статуи, втоптаны в грязь бесценные книги, множество народа убито или захвачено в плен. Страшное впечатление произвело взятие Рима на жителей империи. «Мой голос пресёкся, когда я услыхал, что покорён город, которому покорялась вся земля!» - писал современник этого события. Сотни лет римляне побеждали своих врагов, завоевали все средиземноморские страны, считали себя владыками мира. И вот в 410г. Рим был разграблен готами, сокровища, свезенные сюда со всего мира, стали добычей «варваров».

      Когда Аларих вскоре после разгрома Рима умер, готы решили устроить своему вождю особые похороны. На одной из рек пленники построили плотину, и вода потекла по новому руслу; обнажилось дно реки. Здесь была вырыта глубокая могила, куда положили Алариха и несметные богатства, ему принадлежащие. Потом плотину разрушили, вода хлынула в прежнее русло. Пленников, строивших плотину, готы убили, чтобы никто ке знал, где похоронен их вождь и где находятся его сокровища.

      3. Завоевание германскими племенами Западной Римской империи. Рим уже не мог противостоять варварам. В 455 году он был захвачен вновь, на этот раз вандалами. Город был разграблен ещё ужаснее, чем при готах.

      Вожди варваров управляли теперь и западными провинциями, и самой Италией. Германские вожди по своему усмотрению свергали и назначали императоров. Так, вождь готов Аларих провозгласил императором одного из своих приближенных; когда же выяснилось, что тот не способен к государственной деятельности, Аларих сделал его начальником войсковых музыкантов. За последние 20 лет существования Западной Римской империи сменилось 9 императоров. Они не обладали властью и не пользовались уважением. Поэтому никто не бывал удивлен, когда в 476 году один из германских военачальников лишил власти последнего римского императора. Звали его Ромулом Августулом, как и основателя «вечного города». Знаки императорского достоинства – пурпурный плащ и диадему германцы отослали в Константинополь. Этим они показали, что на Западе император не нужен. Западная Римская империя перестала существовать.

      Почему «варвары» добились успеха при вторжении на территорию империи? Причины этих успехов: внутренние - ослабление империи, поддержка «варваров» угнетенным населением; внешние - германские племена в IV-V вв. объединились в союзы, что привело к их громадному численному перевесу над римской армией. «Варвары» высматривали, где пограничные укрепления обветшали, подгнили бревна частокола, осыпались и оплыли земляные валы, где было меньше римских войск. Постоянно воюя с римлянами, германцы переняли их военную технику, приемы ведения боя.

      Сравнительно с римлянами германцы были невежественны. Они не знали грамоты, ничего не слышали о поэмах Гомера и стихах Вергилия, у них не было театров, библиотек и терм, они не строили храмов и потому не чувствовали красоты римских статуй и построек. Все ненужное им «варвары» безжалостно уничтожали. У себя на родине германцы жили в деревнях, поэтому им казались бесполезными римские города. Из римских построек завоеватели выламывали каменные плиты для укрепления валов, окружавших германские поселки. Книги и статуи при этом гибли. Бронзовые статуи переплавляли.

      В период варварских завоеваний античная культура, созданная на основе достижений народов Эллады и Рима и широко распространившаяся по всей империи, клонилась к упадку. Наступала новая историческая эпоха, позднее названная Средними веками.

      Д.з. подготовка к итоговой к/р. «Семь чудес света». Р.т. № 82, 83, 85, 88.

      doc4web.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *