3 класс. Окружающий мир. Что такое погода — Что такое погода?
Комментарии преподавателя
Собираясь утром в школу, вы слышите от родителей – «Сегодня плохая погода». Что же это значит?
Выберите слова, которые, по-вашему мнению, характеризуют плохую погоду:
1. Большая
2. Теплая
3. Сырая
4. Солнечная
5. Сухая
6. Холодная
7. Узкая
8. Дождливая
9. Ветреная
10. Жаркая
Плохую погоду мы характеризуем так:
1. Сырая
2. Холодная
3. Дождливая
4. Ветреная
Так что же такое погода? В словаре Ожегова можно прочитать – «Погода – это состояние атмосферы в данном месте и в данное время». А что же такое атмосфера, спросите вы. Атмосфера – это воздушная оболочка, которой окружена наша планета Земля.
Солнечные лучи нагревают эту оболочку, а от воздействия солнечных лучей зависит температура воздуха в данном месте и в данное время. Сообщить о температуре можно разными способами:
Рис. 1. Температура +5˚С
+5˚С – плюс пять градусов или пять градусов тепла.
Рис. 2. Температура -6˚С
-6˚С – минус шесть градусов или шесть градусов мороза.
Рис. 3. Температура 0˚С
0˚С – ноль градусов.
Температура зависит от времени года. Перед вами 4 времени года:
Рис. 4. Времена года
Подумайте, какая средняя температура в каждом сезоне. Подумайте, почему времен года 4, а подсказки только 3.
Летом температура положительная, зимой — отрицательная, осенью и весной температура положительная, но ниже, чем летом.
Посмотрите, у вас так получилось?
Рис. 5. Средняя температура воздуха
От чего еще зависит погода? Воздушная оболочка земли давит на поверхность планеты. Это давление называется атмосферным. Атмосферное давление постоянно меняется. Из-за разницы давления образуется ветер. Поток воздуха стремится от высокого давления к низкому. Чем больше разница давления, тем сильнее ветер.
Рассмотрите условные обозначения ветра:
Рис. 6. Условные обозначения ветра
Солнце нагревает землю, вода под воздействием тепла испаряется. В атмосферу попадает большое количество влаги, которая охлаждается в верхних слоях атмосферы, образуя капельки воды. Они в свою очередь собираются в облака и тучи. Когда тучи наполняются большим количеством влаги, они становятся тяжелее воздуха и тогда идет дождь. Так образуются осадки.
В зависимости от времени года осадки могут выпадать в виде дождя, снега, града, тумана, росы и инея.
Посмотрите, как осадки обозначаются условными знаками:
Рис. 7. Условные обозначения осадков
Еще погода зависит от состояния неба. Наличие на небе облаков или туч называется облачностью. Именно они не дают солнечным лучам нагревать поверхность земли.
Посмотрите, как облачность обозначается условными знаками:
Рис. 8. Условные обозначения облачности
Итак, облачность, дождь, ветер – это основные явления погоды. Давайте попробуем по условным знакам определить, в какое время года бывает та или иная погода.
Рис. 9. Задание
1. Переменная облачность, температура +20 градусов, град, сильный ветер. Это бывает летом.
2. Пасмурно, +2 градуса, дождь, слабый ветер. Такая погода бывает осенью.
Народные приметы могут помочь предсказать погоду:
Ласточки летают низко – это к дождю. Солнце садится за облака – это тоже к дождю. Ясная луна зимой – к морозу. Если днем соцветия одуванчиков закрылись – жди дождя.
За погодой постоянно наблюдают ученые. Они составляют прогнозы, то есть предсказания, погоды на завтра, на неделю или даже месяц вперед. Наука о погоде называется метеорология (от гр. «метеорос» – атмосферные и небесные явления).
На земле существует много метеорологических станций, где ведутся наблюдения за погодой. В космосе работают специальные метеобуи. Есть также специальные метеорологические самолеты и корабли, оснащенные необходимым оборудованием. Все собранные сведения ученые обрабатывают с помощью компьютеров и по ним составляют прогнозы погоды.
Итак, сегодня мы с вами узнали, что погода – это сочетание облачности, ветра, температуры и осадков.
ИСТОЧНИКИ
http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/2-klass/okruzhayuschiy-mir-2-klass/chto-takoe-pogoda
http://prezentacii.com/obschestvoznanie/10058-chto-takoe-pogoda-2-klass.html
www.kursoteka.ru
1)Урок по окружающему миру в 3 классе «Что такое погода»
Максимова Ирина Епифановна
Учитель начальных классов
МАОУ СОШ №17 г. Улан-Удэ
Республика Бурятия
Класс: 3
УМК «Л.В.Занкова»
Урок окружающего мира
Тема: Тема: Что такое погода?
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний
Цели: дать понятие “погода”; разъяснить значение предсказания погоды; познакомить с факторами, которые влияют на погоду; учить проводить простые наблюдения за погодой; отмечать наблюдения в календаре погоды при помощи условных знаков; развивать навыки самообслуживания, любознательность, наблюдательность; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: климатическая карта мира, иллюстрации с изображением разных погодных условий ( городские улицы зимой и осенью, купание в реке и т. п.), запись песни “У природы нет плохой погоды” ; приборы метеорологов (иллюстрации), карта погоды, иллюстрации – стихийные бедствия, жизнь на Земле в разные исторические периоды развития планеты,кроссворд, презентация, проектор.
Оборудование:
Мультимедиа, Презентация « Что такое погода ?»
«Окружающий мир»: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка»
Карточки планирования УД
Ход урока:
Организационный момент.
Слайд 1
Приветствие гостей
Слайд 2
Психологический настрой
-Прозвенел для всех звонок, начинаем наш урок, прикоснитесь друг к другу ладошками, подарите уверенность в себе, улыбнитесь друг другу, чтобы наш класс наполнился ярким солнечным светом и теплом.
) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
-Начинаем мы урок
Поудобнее садитесь, не шумите, не вертитесь,
Все внимательно читайте,
А спрошу вас – отвечайте.
— А поговорим мы сегодня, о важном для каждого человека на земле.
-Послушайте песню и определите тему нашего урока.
Слайд 3
Звучит песня «У природы нет плохой погоды »
-Итак догадались, о чем мы сегодня будем говорить? ( О погоде.)
– Ничто в природе на нашей Земле не оказывает такого заметного влияния на жизнь каждого человека, как погода.
– Собираясь выйти из дома, люди обязательно смотрят в окно. Зачем? (Чтобы узнать, какая сегодня погода, чтобы знать, как одеться, брать ли зонт.)
— А еще как можно узнать? (По радио, телевизору, интернету)
— А как радио, телевидение и газета узнали о погоде?
— О чём вы сегодня хотите поговорить на уроке?
-Что бы вы хотели узнать?
Слайд 4
— Что такое погода?
-От чего она зависит?
-Почему погода постоянно меняется?
-Откуда знают о погоде на завтра?
-Зачем о погоде надо знать заранее?
— Вы поставили перед собой вопросы.
Давайте вместе искать на них ответ.
3) Объяснение нового материала
-Утром, собираясь в школу вы слышите от родителей: «Сегодня плохая погода». Что это значит? (Дождь, ветер, мокрый снег…
-Попробуйте выбрать слова, которыми нельзя охарактеризовать погоду.
Слайд 5
Итог выбора.
-Какая же бывает погода? Прочитайте.
Слайд 6
-Итак, что же такое погода? Давайте разбираться.
Слайд 7
-Откройте учебник на странице 8.
-Найдите, какое определение дается в учебнике.
Чтение определения.
Слайд 8
— В словаре Сергея Ивановича Ожегова дается такое определение: «Погода – это состояние атмосферы в данном месте в данное время?»
— Какое слово оказалось непонятным? (Атмосфера)
Слайд 9
— Наша планета Земля окружена воздушной оболочкой – атмосферой.
-Ветреная, дождливая или солнечная, сухая-все эти характеристики погоды зависят от состояния атмосферы.
-У погоды есть несколко показателей.Что же это за показатели? Найдите в тексте.Выборочное чтение.
Слайд 10
Солнечные лучи нагревают воздушную оболочку. Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси. Поэтому Солнце согревает нашу планету не везде одинаково. От действия солнечных лучей зависит температура воздуха в данной местности в данное время.
Слайды 11,12
Измеряют температуру воздуха термометрами и записываем так
+5 С -5 С
-Скажите какую t показывает термометр?
-А эти? Запишите на доске.(+27 С)
— От чего ещё зависит погода?
— Мы живём на самом дне воздушного океана.
-Воздушная оболочка Земли давит на поверхность планеты. Это называется атмосферным давлением.
Слайд 13
Прибор, который определяет атмосферное давление называется барометр
Слайд 14
Атмосферное давление постоянно меняется и человек это давление не замечает.
— Из-за разницы в давлении образуется ветер.
Слайд 15
—При высоком давлении потоки воздуха стремятся занять место, где давление ниже. Струя воздуха стремится от высокого давления к низкому. Чем больше разница в давлении, тем сильнее ветер. Какие вы знаете ветры?
Слайд 16-17
Флюгер – указывает направление ветра (стрелка поворачивается в ту сторону, куда дует ветер).
Анемометр (ветрометр) – измеряет силу ветра (ветер толкает чашки, заставляя их вращаться вокруг вертикальной оси, счетчик фиксирует скорость их вращения).
-Рассмотрите условные обозначения ветра.
Слайд 18
— Большая часть планеты Земля покрыта водой.
-Назовите водоёмы.
Вода под действием тепла испаряется, в атмосферу попадает большое количество влаги, которая в верхних слоях атмосферы охлаждается, образуя капельки воды. Они сливаются в облака и тучи. Когда тучи наполняются большим количеством влаги, они становятся тяжелее воздуха и что тогда? Идёт дождь.
-Как называется это природное явление ? (Круговорот воды)
Cлайд 19
-Так образуются осадки.
Слайд 20
— Какие виды осадков вы знаете?
Слайд 21-28
-Осадки бывают в виде дождя, снега, града, тумана, росы, инея.
— Вот так их обозначают схематично.
Слайд 29
Физминутка Слайд 30
ОБЛАКА
Посмотри, мой юный друг,
Что находится вокруг:
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Подумайте, чего из перечисленного не бывает. На самом деле никаких туч не бывает – есть только облака, которые играют огромную роль в жизни нашей планеты. Они не случайно появляются и исчезают в небе. Внешний вид облаков и характер их развития могут о многом рассказать. Вы сами можете определить, какой будет погода, если повнимательней присмотритесь к облакам.
-Облака бывают разными.
— Именно они не дают проникать солнечным лучам и нагревать поверхность земли.
Перистые облака. | Предвестники потепления |
Перисто-кучевые облака. | Предвестники скорого дождя |
Высоко-кучевые облака. |
Грозовые облака. | Предвестники грозы и сильного ливня |
Густые кучевые облака | Очень скоро будет сильный ливень |
Плоские кучевые облака | К теплому солнечному дню |
Слоисто-дождевые облака. | В самое ближнее время будет нудный моросящий дождь |
Слайд 32-37
-Наличие в небе облаков называется облачностью.
— Какая бывает облачность.
-Рассмотрите условные знаки, обозначающие облачность
Слайд 38
5) Расширение кругозора обучающихся.
– Есть люди, для которых наблюдение за погодой является профессией. Кто знает название этой профессии?
Ученые ведут постоянные наблюдения за погодой, они составляют прогнозы – предсказания погоды на завтра, на несколько дней и даже недель вперед.
На метеорологической станции работают метеорологи. Слайд 39
— Со всей Земли приходят в метеоцентры сведения о погоде. Миллионы цифр! И синоптики составляют по этим цифрам карты погоды для всей планеты, страны, для области или города. Перед вами синоптические карты. Слайд 40. Прогноз погоды должен до нас доходить быстро.
— А зачем людям нужен быстрый и точный прогноз погоды?
В космосе работают метеоспутники, которые ведут фотосъёмку днём и ночью, используя специальные камеры. Слайд 41. Есть даже специальные метеорологические самолеты и корабли, оснащенные необходимым оборудованием. Слайд 42.
Народные приметы , которые тоже иногда помогают предсказывать погоду.
IV. Закрепление новых знаний.
Практическая работа.
У вас на листочке есть 2 практических задания
1) Сейчас вы как синоптики попробуете записать с помощью условных знаков словесный прогноз погоды. ( Температура воздуха пять градусов тепла, пасмурно, дует ветер, идёт дождь).
2) Расшифруйте, записанный знаками прогноз погоды (добавлены знаки, о которых не шла речь на уроке
– 10 градусов).
Проверка работы.
Заслушать несколько ответов и оценить знания обучающихся
— Какие знаки вызвали затруднение? Кто знает, что они обозначают?
III. Обобщение и закрепление. Итог.
– Что включает в себя погода? (Температуру, давление, влажность, ветер, облачность, осадки.)
– На погоду влияют различные факторы. Попробуйте назвать главный. (Солнце.)
– С октября 1981 года специальные службы Москвы обеспечивают хорошую погоду в дни праздников, военных парадов. Каким образом это происходит? Что вам известно о вмешательстве человека в атмосферные процессы? (С самолетов в облака вводится твердая углекислота, она охлаждает воздух и за городом опадает в виде осадков.)
Домашнее задание: найти народные приметы
2) Рефлексия.
Отгадаем кроссворд Слайд 42
1) Наука о погоде… ( метеорология)
2) Неизвестно, где живет. Налетит – деревья гнет. Засвистит – по речке дрожь. Озорник, не уймешь. (ветер)
3) Её узнать поможет нам термометр (температура)
4) Нашумела, нагремела, все промыла и ушла. И сады и огороды всей округи полила (гроза)
5) От количества облаков на небе зависит… (облачность)
6) Сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра зависит… (погода)
7) Снег, дождь, град – это… (осадки)
8) Небо чистое, солнечно. Мы говорим:… (ясно)
Домашнее задание: найти народные приметы
VI. Итоговая оценка деятельности и знаний обучающихся.
-Сейчас посмотрите, на столах у вас лежат карточки. Если урок вам понравился, вы всё поняли, то покажите желтую. Если же урок показался вам непонятным, скучным, неинтересным, то покажите красную
Отметки
multiurok.ru
Что такое погода (3 класс)
Обратная связь
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: [email protected]
Мы в социальных сетях
Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам
ВКонтакте >
Что такое Myslide.ru?
Myslide.ru — это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.
Для правообладателей >
myslide.ru
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. «Природные явления и погода»
«Окружающий мир» 3 класс.
ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ И ПОГОДА
Цели: познакомить с понятиями «природные явления», «погода» (облачность, осадки, ветер), с разнообразием состояния неба, видами осадков, а также условными обозначениями всех этих явлений, приборами для определения направления и силы ветра; продолжить формирование навыка ведения дневника наблюдений за погодой, развивать наглядно-образное и логическое мышление, умение выделять существенные признаки; воспитывать эмоциональное восприятие окружающего мира.
Оборудование: выставка рисунков. Изменения в природе (в школе, в классе), картины разной погоды, условные знаки природных явлений, таблицы «Природные явления». «осадки», «ветер»; флюгер, настенный дневник наблюдений.
Ход урока:
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Организационный момент
Актуализация знаний
II. Проверка домашнего задания.
Выставка рисунков «Изменения в природе (в школе, в классе)» .
– Какие изменения происходят с вами? А в нашем городе? На селе? В природе в утренние и вечерние часы?
– Какие изменения вы заметили в природе, когда шли в школу?
– Назовите изменения, которые вам приятны, а какие огорчают вас? Что повторяется в жизни растения? животного? человека?
— Ответы детей.
Обобщать полученные ранее знания о разных группах растений и животных, о небесных телах, формах суши и водоёмах, приводить примеры их представителей (на местном материале).
Постановка учебной задачи
– В природе все время происходят разнообразные изменения, и эти изменения называются природными явлениями. Тема нашего урока – «Природные явления и погода». Мы узнаем, какие природные явления характеризуют погоду, каким может быть ветер.
Обсуждать необходимость природоохранной деятельности людей.
Открытие детьми нового знания
Работа со стихотворением О. Дриза (с. 26).
– О каких явлениях природы рассказал поэт в стихотворении? (Светит солнце, ненастье, дождь, снегопад.) рассмотрите иллюстрацию на этой же странице. Какое природное явление изображено? (Облачность.)
– Что вы знаете об облаках?
Работа с текстом учебника (с. 26–27).
– Отметьте понятия, связанные с характером погоды.
На доске:
– Посмотрите в окно на небо. Определите состояние облачности.
– Предложите свои варианты условных знаков и нарисуйте их на доске.
– Для обозначения состояния неба приняты стандартные условные знаки, по которым каждый может догадаться, что они обозначают. (К табличкам добавляем условные обозначения облачности: .)
В течение всего года каждый из вас будет вести дневник наблюдений за погодными изменениями. Его можно найти в рабочей тетради (с. 61). Учиться заполнять дневник вы будете постепенно, по мере знакомства с различными характеристиками погоды. (Рассматривание дневника наблюдений.)
Работа по рабочей тетради (задание 14).
(Осадки: дождь, роса, туман, град, снежинки, иней.)
– Какие осадки выпадают из облаков? (Дождь, град, снег.)
– Какие осадки образуются у земли? (Туман, иней.)
– Какие осадки образуются на поверхности почвы? (Роса, иней.)
– Когда выпадает роса? (Летом, утром.)
– Когда можно увидеть иней на поверхности земли и на ветвях деревьев? (Зимой.)
На доске:
Выполнение заданий.
Работа с текстом учебника.
Работа по рабочей тетради, самостоятельно.
Наблюдать изменения, происходящие в неживой и живой природе, в жизни людей.
Сравнивать по времени изменения в природе, в общественной жизни.
Наблюдать атмосферные явления и фиксировать их с помощью условных знаков в дневнике наблюдений за погодой.
Декодировать и кодировать условные знаки погоды.
Объяснять, как образуются облака, какими они бывают, каким бывает состояние облачности; что такое осадки, какими они бывают; как образуется ветер, каким он бывает, чем характеризуется.
Называть части термометра, измерять с его помощью температуру воздуха, воды, объяснять правила пользования термометром.
Физминутка.
Игра «Причины и следствия».
Много дней жарко и нет дождей – … (наступает засуха).
Небо затягивают слоистые дождевые облака – … (наступает ненастье).
После жаркого дня наступает холодная ночь – … (выпадает роса).
После теплого дня ночью мороз – … (на почве появляется иней).
Вывод: очень важно уметь наблюдать за изменениями в природе.
– Отгадайте загадку:
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает.
Одним прохода не дает,
Других он подгоняет. (Ветер.)
– Наш разговор пойдет о том, что такое ветер, каким может быть ветер.
Работа с текстом учебника (с. 28–29).
– Что такое ветер? (Ветер – это перемещение воздуха из одного места в другое. От ветра может стать теплее или похолодать.)
ВЕТЕР
– Для чего ты дуешь, ветер,
Травы чуткие клоня?
– Когда дую –
Я приметен,
А утихну –
Нет меня.
– Для чего ты дуешь летом?
Что за польза от тебя?
– Подгоняю тучу эту.
Видишь, нивы ждут дождя?
– А зимой зачем ты дуешь?
Для чего такая прыть?
– Чтобы снегом в стужу злую
Землю спящую укрыть.
По весне бужу я почки,
Ручейки бужу в горах,
Чтобы в рост пошли росточки,
Пели птицы на ветвях.
В летний зной дарю прохладу
Винограднику и саду,
И в награду за труды
Зреют сладкие плоды.
Г. Иса-заде
– Отметьте признаки, по которым мы определяем ветер. (Ветви деревьев качаются, слышен шорох, развевается флаг, надувается парус и т. д.)
– Чем отличается летний ветер от осеннего? (Летний ветер жаркий, а осенний ветер прохладный.)
– От чего зависит сила ветра? (От скорости движения воздушных масс.)
– Какими условными знаками обозначается сила ветра? (См. рабочую тетрадь, с. 60.)
На доске:
Работа по рабочей тетради (задание 16).
– Как определяют количество дождевых осадков, направление и силу ветра? (Флюгер указывает направление ветра и силу ветра.
Ветроуказатель развевается в ту сторону, куда дует ветер, и поднимается тем выше, чем сильнее ветер.
Чашки – полушария чашечного ветромера вращаются тем быстрее, чем сильнее ветер.)
– Кому и почему важно знать направление и силу ветра? (Орлу, чтобы парить в высоте, высматривая добычу. Медузе, чтобы не быть выброшенной на берег. Морякам, рыбакам, летчикам. При запуске ракет с космическими кораблями, при тушении пожаров. Спортсменам.)
– Людей, изучающих погоду, называют метеорологами. Расскажите, что вы знаете о метеослужбе и метеорологах
Работа в парах (обсуждение и защита своих суждений)
Работа по рабочей тетради, самостоятельно.
Объяснять, для чего людям необходим прогноз погоды, какую работу ведут метеорологи, где они располагают метеорологические приборы, что ими измеряют.
Объяснять, чем опасны грозы, смерчи, ураганы, как надо вести себя в грозу.
Характеризовать изменения погоды по результатам наблюдений за неделю, за месяц.
Рассказывать, как предсказывали погоду в старину, какие приметы плохой и хорошей погоды оставили нам наши предки (на местном материале).
Ставить познавательную задачу, планировать её выполнение, оценивать результаты своего учебного труда.
Работать с учебным текстом, выделять главную информацию, рассматривать иллюстрации, извлекая нужную информацию (по заданию учителя или самостоятельно), пользоваться словарём.
7.Рефлексия деятельности
Подводя итог урока, предложите ученикам вспомнить и назвать познавательные и учебные задачи, которые они решали на
уроке, назвать способы их решения (рассуждали, высказывали свои
предположения, проверяли их по учебному тексту, проводили опыты) и обобщить знания о погоде, которые они «открыли» на уроке.
Домашнее задание: рабочая тетрадь (задания 13–15). Учебник (с. 26–29).
Выбирается «дежурный по погоде», который с помощью учителя готовит доклад о состоянии погоды и ведет записи в классном настенном дневнике наблюдений (увеличенный дневник из рабочей тетради).
Ответы учащихся. Фронтальная работа.
Регулятивные
infourok.ru
Сценарий урока | УУД | |||
№1 |
— У природы нет плохой погоды. Каждая погода благодать. Дождь ли, снег- любое время года надо благодарно принимать. -Вы, конечно, догадались, о чём пойдет сегодня речь на уроке? -Тема нашего урока: Что такое погода? | Регулятивные УУД: развитие мотивов учебной деятельности. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные УУД: самоопределение. | ||
№1 | II. Постановка учебной задачи — А что вы знаете о погоде? -Чего не знаете, но хотите узнать? Перед каждым из вас лежит Карта Открытий. Отметьте в колонках ЗНАЮ и ИНТЕРЕСНО, то, что вы знаете и что хотели бы узнать. Колонку УЗНАЛ заполните в конце урока. -Сформулируйте цели урока. Вы поставили перед собой вопросы. Давайте вместе искать на них ответы. | Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли. Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос. Регулятивные УУД: умение высказывать своё мнение. | ||
№2 №3 |
—Какими словами нельзя охарактеризовать погоду? Характеристики погоды разные, значит, она меняется. -Почему она меняется? | Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение. Личностные УУД: умение осознавать трудности и стремление к их преодолению | ||
IV. Построение проекта выхода из затруднения — Обратимся к учебнику. Откройте его на стр.120, прочитайте «по цепочке» первые 2 абзаца. (2мин) -Почему меняется погода? (движение теплого и холодного воздуха,..) -Что значит «Одеться по погоде»? -Выскажите свое мнение о том, что же такое погода, о которой говорят по телевидению, радио, дома и в школе? | Регулятивные УУД: уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. | |||
№4 №5 №6 №7 №8 №9 №10 №11 №12 №13 №14 №15 №16 №17 |
Работа в парах. —Прочитайте 2 абзаца на стр. 121 и посовещавшись закончите предложение: Погода – это… (3 мин) — Выскажите ваши предположения -Погода непостоянна и изменчива. Что же в ней меняется? — Интересно, а кто-нибудь изучает эти изменения? (Существует специальная метеослужба. На орбите Земли вращаются спутники, передают сведения на компьютеры, расшифровываются и передаются в прогноз погоды. На метеостанциях с помощью приборов определяют нижнюю границу облаков, силу ветра, направление ветра, температуру воздуха и почвы, количество осадков) На основе данных об изменениях в атмосфере строится прогноз погоды на последующие дни. -Чтобы нам заметить эти изменения, за погодой нужно наблюдать. На стр. 122 изучите условные знаки для ведения «Дневника наблюдений» за погодой. -Что нового узнали? С этого урока мы тоже будем вести наблюдения за погодой. На доске примерная форма таблицы для дневника наблюдений. Люди уже давно наблюдают за погодой. Можно поискать в дополнительных источниках информации народные приметы хорошей и ненастной погоды. Вчера был большой христианский праздник –святого Николая Чудотворца, это Николай-Заступник. (Никола зимний, студеный) «ПРИШЁЛ НИКОЛИН ДЕНЬ — БУДЕТ И ЗИМА НА САНКАХ» Святой Николай в жизни творил только добро. НИКОЛАЙ-ЧУДОТВОРЕЦ помогает, заступается за нас, творит чудеса. А завтра, 21декабря наступит день зимнего солнцестояния. Говорят: «Солнце — на зиму, зима — на мороз»; «Денёк на воробьиный скок прибавляется». | Регулятивные УУД: умение работать с источниками информации. Личностные УУД: умение преодолевать трудности | ||
1) — Ребята, используя информацию сети Интернет, расскажите о погоде на завтра. Прочитайте температуру по разному. 2) Скажите, пожалуйста, надо ли знать погоду людям разных профессий? — Тогда я предлагаю вам поиграть в игру. Сейчас вы работаете в группах. Каждая группа получит роль. Вам необходимо будет привести свои доводы, зачем людям вашей профессии надо знать прогноз погоды.(Медицинские работники, работники сельского хозяйства, водители транспорта) | Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли. Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос, применить полученные знания Регулятивные УУД: умение высказывать своё мнение. | |||
1) Самостоятельная работа — Ребята, используя свои наблюдения, расскажите о той погоде, которую наблюдаете сейчас за окном. Запишите ее условными знаками в тетрадь для самостоятельных работ. | Регулятивные УУД: уметь проговаривать последовательность действий на уроке . | |||
№18 |
1)Кроссворд (см. Презентацию) 2)Работа с тестом | Коммуникативные УУД: умение точно выражать свои мысли. Регулятивные УУД: самооценка. Познавательные УУД: умение применять полученные знания | ||
— Положите перед собой Карты Открытий. Заполните последнюю колонку «Узнал». Озвучьте, что вы узнали сегодня на уроке, какой информации было мало? Сегодня мы с вами говорили о погоде. А как вы понимаете «Главней всего — погода в доме»? Я желаю вам и нашим гостям хорошей погоды в ваших домах, а НИКОЛАЙ ЧУДОТВОВЕЦ обязательно поможет вам в ваших добрых делах. — Домашнее задание: с.122 выучить знаки, вести наблюдения за погодой. Подобрать народные приметы о погоде. | Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные УУД: самооценка. | Вопрос | Знаю | Интересно | Узнал |
1 | Что такое погода? | |||
2 | Какие условные знаки для обозначения погоды ты знаешь? | |||
3 | Для чего надо знать погоду? | |||
4 | Почему погода изменяется? | Вопрос | Знаю | Интересно | Узнал |
1 | Что такое погода? | |||
2 | Какие условные знаки для обозначения погоды ты знаешь? | |||
3 | Для чего надо знать погоду? | |||
4 | Почему погода изменяется? | Вопрос | Знаю | Интересно | Узнал |
1 | Что такое погода? | |||
2 | Какие условные знаки для обозначения погоды ты знаешь? | |||
3 | Для чего надо знать погоду? | |||
4 | Почему погода изменяется? | температура | облачность | осадки | ветер |
doc4web.ru
Конспект и презентация к уроку окружающего мира «Народные приметы погоды» (3 класс)
народные приметы погоды
Задачи: познакомить с многообразием народных примет; учить наблюдать народные приметы погоды, анализировать их, делать выводы; развивать любознательность, воспитывать любовь к природе.
Планируемые результаты
Личностные универсальные учебные действия:
– интерес к познанию окружающего мира; – ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; –предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев
Регулятивные универсальные учебные действия
– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; – контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками
Познавательные универсальные учебные действия
– осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; – осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации обокружающем мире.
Коммуникативные универсальные учебные действия
– строить сообщение в соответствии с учебной задачей, учитывать другое мнение и позицию; – уметь договариваться, приходить к общему решению , адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач
Предметные результаты
– планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Метапредметные результаты
-уметь получать информацию из практической деятельности.
быть толерантным к мнению одноклассников.
уметь контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения задания.
Тип урока: : изучение нового материал
Оборудование: Проектор, презентация «Народные приметы». Портреты поэтов.
Ход урока
I. Организационный момент.
— Ребята , если вы отгадаете загадки, то сможете определить тему урока (Слайд 2 )
Пушистая вата
Плывет куда-то
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Облака)
Что за звездочка такая
На жакете, на платке
Вся сквозная вырезная
А сожмешь, вода в руке? (Снежинка)
Старик у ворот
Тепло уволок
Сам не бежит
А стоять не велит. (Мороз)
На минуту в землю врос
Знаменитый чудо-мост
Чудо мастер смастерил
Мост высокий без перил (Радуга)
— О чем пойдет речь на уроке?
– Что можете сказать о погоде осенью? (Меняется, с утра – солнце, днем – облачность, вечером – осадки.)
— Какая сегодня стоит погода?
II. Введение в тему. Постановка цели.
– Что лишнее? (Сентябрь – новосел осени, желтый месяц, златоцвет.) Почему? (Это не примета.)
Глухим и слепым выглядит современный человек (особенно горожанин), оставшись наедине с природой. Не видит, не слышит, как объясняется с ним природа на языке звуков, движений, красок.
Наша задача – научиться понимать язык природы, познакомиться с многообразием народных примет.
III. Повторение изученного.
— Послушайте сказку про погоду, которую сочинила Ольга Раенко.
Золотая белочка
Жила-была Золотая белочка, да такая золотая, что как прыгнет на луч света, так засветится. Она жила в молодом дубе. У неё был сын с коричневой шёрсткой.
Однажды белочка пошла за ягодами. Она шла-шла и увидела, что цветы вянут, да побежала к хозяину цветочной поляны, к ёжику. Ёжик говорит:
— Дождей нету, тучки не летят, а идёт подготовка к грибному сезону. Как школьная повариха? Расстроится ведь…
Белка говорит:
— Озеро уже не озеро, а пустыня. Воды в нём капелька осталась! Хоть бы дождик прошёл!
Белочка побежала в соседний лес. Там живёт аист. Он всегда знал, какая будет погода. Он сказал:
— Что ж, погода всё время будет солнечной. Ни облачка.
Белочка испугалась, что ни грибочка не вырастет, да побежала к пшеничному полю и обрадовалась, увидев колосившуюся пшеницу на нём, закричала:
— Хоть хлеб у нас будет!
Далее побежала она к водопаду, увидела много ягод подле него, хрустальную воду и бобров. Бобры предложили:
— Вы что под засухой живёте? Перебирайтесь всем лесом к нам.
Так золотая белка нашла новый дом жителям леса у водопада.
Автор: Ольга Раенко, 10 лет
– Как вы думаете, что сильнее: дождь, ветер, солнце? А что важнее для человека? (Солнце.) Почему? (От него зависит жизнь на Земле, оно делает погоду. (Слайд 3)
– Что такое погода? Погода – состояние атмосферы в рассматриваемом месте в определенный момент или за ограниченный промежуток времени (сутки, месяц). Обусловлена физическими процессами, происходящими при взаимодействии атмосферы с космосом и земной поверхностью. Характеризуется метеорологическими элементами и их изменениями.
– Что мы имеем в виду, когда говорим о погоде? (Состояние неба, облаков, количество осадков, силу и направление ветра, температуру воздуха и т. д.) (Слайд 4)
– Какая наука занимается изучением погодных условий? (Метеорология.)
– Что вам известно об этой науке?
О том, что приготовила погода на завтра и в ближайшие дни, мы обычно узнаем вечером, сидя у радиоприемника или телевизора, когда диктор объявляет: «Передаем сводку погоды».
Новую страницу в предсказании погоды открыли специальные спутники. За сутки над одной и той же точкой земной поверхности такой спутник пролетает дважды – один раз днем, второй раз ночью – и видит вокруг с помощью приборов на пять тысяч километров. Спутники службы погоды позволяют предсказать тайфуны, ураганы, смерчи, снежные бури, помогают следить за движением циклонов.
Наука «метеорология» сравнительно молодая. А потребность предвидеть погоду появилась у человека давно, когда первобытные люди стали пахать землю и разводить скот. Засухи и наводнения, ливни и ураганы, морские штормы и черные бури, запоздалые или ранние заморозки и другие стихийные бедствия часто уничтожали посевы и лишали людей пищи, корма для скота, разрушали жилища. Нужно было научиться вовремя узнавать о ненастье и предвидеть погоду. В результате многолетних наблюдений появились народные приметы погоды.
IV. Изучение нового материала.
– Откройте учебник на странице 13–14. Прочитайте народные приметы. О чем все они говорят? (Об изменении погоды.)
– На какие группы можно разделить эти приметы? (Приметы хорошей погоды, приметы ненастья.) (Слайд 6)
– Прочитайте приметы хорошей погоды. Будьте внимательны, не ошибитесь.
Учащиеся читают н а р о д н ы е п р и м е т ы хорошей погоды:
(Слайды 7- 13)
1.Летом на небе много звезд — к ясной погоде.
2.Кукушки поют обыкновенно в хорошую погоду, когда стоят теплые, ясные дни.
3.Голуби воркуют — на хорошую погоду
4.Появление жука-навозника — верная примета
хорошей погоды.
5.Поздно вечером громко поют сверчки — к хорошей погоде
6.Лебеди летят на юг поздно — осень будет долгой и теплой.
7.Комары летают роем — будет хорошая погода.
— Прочитайте народные приметы плохой погоды (Слайд 13-19)
1.Лошадь ложится на землю — перед сырой погодой
2.Перед грозой раки вылезают на поверхность и зарываются в песок.
3. Гром в сентябре предвещает теплую осень
4.Если бабочки-крапивницы прячутся, значит,
5.через час-другой пойдет дождь
6.Паук забился в середину паутины — к ненастью
7.Ворона купается к ненастью
Русский народ, вникая в ход развития природы, научился по приметам строить краткосрочные и долгосрочные прогнозы, объясняя это тем, что «не примечать – хлебушка не едать», «без примет ходу нет».
Знания эти передавались из поколения в поколение, и до наших дней дошли лишь наиболее верные, наиболее тонко отражающие закономерности в явлениях природы. Так сложился народный календарь – наследие наших предков, своего рода колыбель научного естествознания.
Вы, конечно, читали сказку Маршака о двенадцати братьях-месяцах. Помните, она начинается так: «Знаешь ли ты, сколько месяцев в году? Двенадцать. А как их зовут? Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.
Только закончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу еще не было так, чтобы февраль пришел раньше, чем уйдет январь, а май обогнал бы апрель.
Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются».
– Кто знает, откуда у братьев-месяцев их имена? Почему первый месяц года мы называем январем, третий – мартом, седьмой – июлем, а десятый – октябрем? Кто придумал месяцам названия и что эти названия означают? А вот послушайте!
Нынешние названия месяцев существовали еще в Древнем Риме, более двух тысячелетий назад. И хотя календарь наш с той далекой поры претерпел немало изменений, названия, порядок и количество месяцев в году – двенадцать! – сохранились до наших дней.
V. Проверка домашнего задания.
– Давайте проведем аукцион «Осенние приметы».
Приметы связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звездного света.
Р а б о т а п о г р у п п а м: какая группа последней назовет примету осени, та и выигрывает.
VI. Изучение нового материала.
Примет так много, что о них можно было бы написать целую книгу. В приметах заключено много точного знания и поэзии. Есть приметы простые и сложные. Прочитайте приметы, написанные на доске.
Лягушки квакают – к дождю.
Бабье лето ненастно – осень сухая.
Комары в ноябре – быть легкой зиме.
Гуси летят высоко – будет много снега, низко – мало.
Перед ненастьем муравьи уползают в муравейник и закрывают вход.
– Как вы думаете, это простые приметы или сложные?
– Почему вы так думаете? (Эти приметы легко наблюдать, трудно ошибиться.)
– Правильно. Но есть приметы очень сложные.
Иногда небо вдруг кажется очень высоким, а горизонт сжимается, кажется близким, до горизонта как будто не больше километра. Это признак будущей ясной погоды.
Иногда в безоблачный день вдруг перестает брать рыба. Реки и озера мертвеют, как будто из них навсегда ушла жизнь. Это верный признак близкого и длительного ненастья. Через день-два солнце взойдет в багровой зловещей мгле, а к полудню черные облака почти коснутся земли, задует сырой ветер и польются томительные, нагоняющие сон обложные дожди.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Мы топаем ногами: топ-топ-топ,
Мы хлопаем в ладоши: хлоп-хлоп-хлоп,
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем –
И бегом, бегом, бегом. (На месте бег.)
– Сегодня ребята будут выступать в роли лекторов. Они приготовили интересный материал по теме урока.
Ваша задача – внимательно слушать, запоминать интересные факты, задавать вопросы по выступлению и составить письменный план лекции.
Т е м а л е к ц и и «Живые барометры».
1-й ученик. Уже давно замечено, что некоторые растения и животные довольно точно предсказывают погоду. Известен, например, такой исторический факт. Осенью 1974 года французская армия вступила на территорию Голландии. У голландцев не было достаточного количества солдат и вооружения, чтобы оказать сопротивление противнику. Они открыли шлюзы каналов и затопили дороги, обочины, поля. Путь французским войскам был закрыт, они стали готовиться к тому, чтобы покинуть Голландию, как вдруг командующий войсками отдал приказ задержать отступление. Основанием для такого приказа было полученное командующим сообщение о том, что неожиданно пауки начали энергично плести паутину. А так они обычно ведут себя при наступлении сухой и холодной погоды. И действительно после временного потепления наступили морозы. Вода замерзла, и уже ничто не могло остановить французские полки.
2-й ученик. Предсказать погоду можно по поведению птиц. Так, например, воробьи, обычно подвижные, драчливые, порою становятся вялыми, сидят, нахохлившись, – это перед дождем. Но вот они в продолжительное ненастье оживились и зачирикали – значит, можно ожидать наступления ясной погоды. Нередко воробьи среди зимы начинают собирать пух и перья около курятников и тащить их в свои укрытия, словно собираются вить гнезда и выводить птенцов. Оказывается, как показали наблюдения, чуткие птицы утепляют ночлеги: через несколько дней наступят сильные морозы. Ранний отлет многих птиц в предосеннее время, как правило, предшествует похолоданию.
3-й ученик. Остро чувствуют атмосферные изменения многие виды рыб. Например, сом перед грозой и ненастьем обязательно всплывает, пугая верховодок. Рыба голец в ясную погоду лежит на дне аквариума без движения. Но вот голец начинает сновать вдоль стенок аквариума – жди ненастья. А если голец начинает сильно метаться по аквариуму, то будет дождь. Подмечено, что ошибается голец в 3–4 случаях из 100!
4-й ученик. На изменения погоды чутко реагируют и растения. Например, заячья капуста, которая растет в густых ельниках, перед ясной сухой погодой на ночь закрывает свои цветки. Если этого не произошло, утром надо ждать дождя. Многие садоводы заячью капусту сажают в горшки и держат ее в квартире вместо барометра.
5-й ученик. Аналогично реагирует на изменения погоды и остальная природа – вода, почва, небо. Сельские жители, например, знают, что перед сильным ненастьем, которое обычно связано с приближением циклона, а следовательно, со значительным понижением давления, в водоемах (колодцах, прудах, ключах) повышается уровень воды, в канавах, на болотах появляются пузыри, слышно бульканье, острее начинает ощущаться запах гниющих листьев и травы или водорослей (понижение давления способствует распространению вширь и вверх запахов гниения, которые при высоком давлении обычно держатся у самой поверхности земли).
– Зачем нам необходимы все эти знания, чем они могут быть полезны для нас? (Если мы будем хорошо знать приметы, научимся наблюдать, то мы сами сможем лучше всяких метеорологов прогнозировать погоду.)
– Какие приметы, помещенные в учебнике, проиллюстрированы?
(Стрекочут кузнечики, стелется туман, дым от костра, цветы закрываются.)
– Попробуйте проиллюстрировать другие приметы (одну примету хорошей погоды, другую – ненастья.)
Приметы хорошей погоды
Приметы ненастной погоды
Утром роса на траве
Утром нет росы
Утром стелется туман
Кошки умываются
Прохладно после захода солнца
Около луны и солнца виден круг
Барометр поднимается
Барометр понижается
В и к т о р и н а «Народные приметы».
– Предсказывать погоду можно по поведению растений, животных. Предлагаю вашему вниманию приметы, в которых надо дописать:
1. Названия животных.
… купается к ненастью. (Ворона.)
… выходят из-под земли – хорошей погоды не жди. (Кроты.)
… кричат к дождю. (Журавли.)
… работают – погода меняется. (Пауки.)
Когда … после заката солнца неустанно летают – жди ясной погоды. (Летучие мыши.)
… много и долго поют – сохранится хорошая погода. (Жаворонки.)
… летают высоко – на сухую погоду. (Ласточки.)
… перелетают стайками с места на место – перед сильным ветром. (Воробьи.)
… стаями с криками вьются над гнездами – погода переменится. (Грачи.)
… проснулись рано и жужжат сильно – к хорошей погоде, теплу.
(Мухи.)
2. Названия растений.
Отцветают … – падают холодные росы. (Розы.)
… перед дождем поднимает ветви. (Ель.)
… сближает листочки, наклоняется – перед ненастьем. (Клевер.)
Закрыт цветок … – жди дождя. (Фиалки.)
Если рано утром … развернут венчики – жди ясной погоды. (Ноготки.)
Листья … закручиваются книзу – к сухой погоде. (Папоротник.)
Если летом много … , то зима будет теплой. (Щавель.)
С листьев … обильно капает влага – перед ненастьем. (Ива.)
Если нет … , то нет и гречихи. (Рябина.)
Если на … много шишек – год будет добрый. (Сосна.)
VII. Итог урока.
О приметах осени пишут и поэты (Слайд 20)
Старайся наблюдать различные приметы.
Пастух и земледел в младенческие леты,
Взглянув на небеса, на западную тень,
Умеют уж предречь и ветр, и ясный день,
И майские дожди, младых полей отраду,
И мразов ранних хлад, опасных винограду.
А. С. Пушкин
Мелькает желтый лист на зелени дерев
Работы кончил серп на нивах золотистых
И покраснел уже вдали ковер лугов
И зрелые плоды висят в садах тенистых…
Н.Греков
А сколько ещё неразгаданных тайн у природы. Будьте природе другом – и она обязательно поделится с вами своими секретами.
– На следующем уроке мы продолжим разговор о погоде.
Домашнее задание. Обсудите с родителями, какая погода характерна для нашего города летом, осенью, зимой и весной. Сравните с сезонами прошлого года. Вспомните, что вам известно о климатических поясах.
infourok.ru
Какой будет погода. Характеристики погоды за несколько дней
- ГДЗ
- 1 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- 2 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Технология
- 3 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Испанский язык
- 4 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Основы здоровья
resheba.me