Дополнительный материал к уроку истории в 8 классе по теме»«Рост промышленного производства и зарождение рабочего движения в первой половине XIX века».
Дополнительный материал к уроку истории в 8 классе по теме «Рост промышленного производства и зарождение рабочего движения в первой половине XIX века».
СХЕМА «ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В ЧАРТИСТСКОМ ДВИЖЕНИИ ВВЕЛИКОБРИТАНИИ 1830-1850-е г.г.»
ЧАРТИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ Чартизм (англ. Chartism) — политическое и социальное движение в Англии с конца 1830—1850-е годы, получившее имя от поданной в 1839 годупарламенту петиции, называвшейся хартией или народной хартией. |
НАПРАВЛЕНИЯ
ЛЕВОЕ КРЫЛО
Большой северный союз, 1838г.
Сторонники «физической силы»
(во главе — О’Коннор, O’Бриен, священник Стефенс,) – считали возможными методы борьбы: стачки, вооружённые выступления
ПРАВОЕ КРЫЛО
Лондонская ассоциация рабочих (ЛАР), 1836г.
Сторонники «моральной силы»
(во главе — радикальный депутат Аттвуд и секретарь лондонской ассоциации рабочих Ловетт) – признавали только легальные методы борьбы: подача петиций в парламент, пропаганда
Руководители ЛАР выработали программу, которая была опубликована в мае 1838 в виде законопроекта под названием «Народная хартия» (содержала требования всеобщего избирательного права, тайного голосования и др.). Агитация за хартию приняла широкий размах, особенно в центральной и северо-западной Англии и промышленных районах Шотландии и Уэльса, сопровождаясь массовыми демонстрациями и митингами. Большую популярность получила идея «давления извне» на парламент (наряду с подачей петиции), вплоть до применения революционного насилия.
Рассматривали революционную борьбу как средство самообороны. Представители левого крыла (Дж. Дж. Гарни, позднее Э. Джонс и др.) видели в применении революционного насилия условие победы рабочих.
От ЛАР отделилось пролетарское крыло во главе с Дж. Дж. Гарни, стоявшее за решительные действия и образовавшее самостоятельную Демократическую ассоциацию.
Политическая программа левого крыла: левое крыло ожидало от падения агитации за отмену хлебных законов заработной платы и усиления буржуазии, и потому при современных условиях считало агитацию невыгодной и опасной для рабочего класса, предоставляя ее будущему парламенту, избранному всеобщим голосованием. Ему же оно предоставляло отмену или сокращение постоянной армии и государственной церкви — двух институтов, на которые, по его мнению, народ приносит непосильные и бесполезные жертвы. Неясным указанием на их вред, также как на вред законов о бедных, ограничивалась его социальная программа, целиком подчинявшаяся одному политическому требованию – завоевание трудящимися политической власти.
Политическая программа рабочего движения: «народная хартия» (по-английски хартия — «чартер»), предусматривала последовательную демократизацию политического строя Англии. Хартия выдвигала шесть требований: всеобщее избирательное право (для мужчин), ежегодное переизбрание парламента, тайная подача голосов при выборе депутатов, деление страны на равные избирательные округа для обеспечения равномерного представительства, отмена имущественного ценза и выплата жалованья депутатам.
Агитация за отмену хлебных законов: уничтожение хлебных законов и понижение, таким образом, цены хлеба, отмена закона о бедных, разрушение рабочих домов и пересмотр фабричных законов.
Аттвуд настаивал на восстановлении бумажной валюты, считая «дорогие деньги», т. е. золотую валюту, источником многих 6ед.В 1840 г. Большой северный союз вошел в состав Национальной чартистской
ассоциации.
Социальная база:
преобладание мелкобуржуазных и ремесленных элементов.Высказывались за союз буржуазии с рабочим классом
Национальная чартистская ассоциация
(в 1842 насчитывала 50 тыс. членов). Это была первая в истории массовая рабочая партия, которая, несмотря на отсутствие чёткости в определении программных целей и тактических задач, а также известную организационную расплывчатость, повела борьбу за доступ рабочего класса к осуществлению политической власти и за использование её как орудия социальных преобразований. Завершилось размежевание чартистов с буржуазными радикалами.
Открытый урок по истории в 8 классе на тему Идеологическая мысль 19 века
Дата____
№ урока __
План конспект открытого урока по истории в 8 классе
Тема: Идеологическая мысль 19 века
Цель урока:
Задачи урока:
развитие способностей к коммуникативной мыслительной и рефлексивной деятельности;
развитие навыков анализа, синтеза, умения извлекать фактические знания из исторических источников, применение их на практике;
развитие умений работать в группе;
развитие способностей применения учебного материала к новым условиям.
Формы организации учебной деятельности: работа в группах.
Тип урока: урок формирования новых знаний
Оборудование урока: Мультимедийная аппаратура, экран; раздаточный материал: иллюстрации, отрывки о событиях 19 в.
План урока:
1. Организационный момент (1 мин.)
2. Актуализация знаний (40 мин)
3. Рефлексия (2 мин)
4. Домашнее задание (1-2 мин.)
Организационный момент (1 минута)
Приветствие учащихся, проверка готовности к занятию.
Актуализация знаний
(Слайд 1,2, 2-3 минуты)
На экране изображение карикатур и лозунги «Консервативное мышление», «Мир — хижинам, война — дворцам», «Выборы» и др.
Учитель:
— Обратите внимание на экран: о чем говорят данные изображения? С какими идейно-политическими течениями они связаны?
Ответы учащихся
Учитель:
— Действительно, часть этих работ непосредственно связана с ключевыми принципами социализма, либерализма, консерватизма, коммунизма.
Как вы считаете, в современном обществе и политике имеет место говорить о консервативных, либеральных и социалистических идеях или эти понятия «ушли в историю»?
Ответы учащихся
Учитель:
— Очевидно: современные политические идеи и принципы уходят корнями в установки изучаемых нами идейно-политических течений. С некоторой доли трансформации и модернизации мы можем наблюдать проявление принципов консерватизма, либерализма и социализма в современном обществе.
Учитель:
Как вы думаете, какая цель нашего урока? (Слайд 3, 1 минута)
Ответы учащихся
Учитель:
– Охарактеризовать идейно-политические течения в Европе 19 века;
Беседа с учащимися по вопросам: (Слайд 4 Время 1 минута)
Чтобы урок прошел продуктивно, вспомним понятие идеология?Идеология — это мировоззрение людей.
Идеология — это система взглядов и идей, политических программ и лозунгов, философских концепций, вкоторых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, которые выражаютинтересы различных социальных классов, групп, обществ.
Учитель сообщает — Ребята вы успели заметить, что мы сегодня работаем в группах,
Действия учеников: представитель от каждой группы защищает мини-проект.
Учитель сообщает: Как мы успели заметить идеологические направления очень своеобразны правила работы в группах освещены в презентации.
охарактеризовать идеологические направления в Европе, на примере четырех течений: консерватизма, либерализма, социализма, коммунизма. У каждой группы на столах в файле содержится информация об идеологическом направлении, вам нужно оформить свой мини-проект по следующему плану:
— Название направления,
— характеристика идеологии.
(Слайд 6, Время выполнения 6 минут, на защиту проекта отводится 2 минуты каждой группе.)
Учитель координирует работу групп, при необходимости оказывает методическую помощь.
, во многом они предопределяют ход будущих исторических событий и развития общества в европейских странах.
2 задание
Учитель сообщает: Дети, вам нужно определить, как идеологические течения влияют на развитие общества на примере четырех стран (Англии, Франции, Германии, Италии)? Составить перечень.
(Слайд 7 Время – 4 минуты на выполнение, 2 минуты на защиту каждой группе.)
Представители от группы представляют свои ответы (прикрепляют к учебной доске).
Учитель совместно с детьми просматривает совпадения в ответах и подводит детей к выводу, что на развитие европейских стран главное влияние оказывает политическое и социально — экономическое развитие за счет выбора определенной идеологии.
Учитель проводит фронтальный опрос: Время 2 минуты
— На развитие общества в Европе 19 века повлияло:
1…..2…..и т.д.
Предполагаемые варианты ответов учеников освещаются в презентации. Слайд 8.
Учитель: Молодцы ребята, отлично поработали, напомните цель урока. Достигли ли мы поставленную цель?
Что было трудно? Что помогло при рассмотрении материала?
Оцените свою работу на уроке в листах для самооценки.
а сейчас запишем домашнее задание. Группе № 1 необходимо охарактеризовать либеральные партии в Российской империи 19 века,
группе № 2 социалистические партии,
группе № 3 коммунистические партии
Группе № 4 консервативные партии.
Представить проекты сопровождающейся
презентацией.
Щукина А.Б., учитель истории ГБОУ гимназия № 157 Урок «Политические течения XIX века: Манифест Коммунистической партии» 8 класс Тип урока: изучение нового материала. Предметные задачи урока:
Метапредметные задачи урока:
Оснащение урока:
Рассмотрение темы «Политические течения XIX века» в 8 классе занимает два урока. На первом учащиеся знакомятся с консерватизмом, либерализмом и социализмом. На втором уроке происходит подробное знакомство с коммунизмом и разбор Манифеста Коммунистической партии. Целесообразность изучения данного документа определяется перспективой изучения этого политического течения в старших классах, популярностью манифеста среди рабочих всего мира, стремлением манифеста определить политическую и социальную роль рабочего класса. Ход урока. 1.Повторение пройденного материала. Возможные вопросы учащимся:
2. Изучение нового материала. Учитель кратко знакомит учеников с историей создания манифеста Коммунистической партии. Перед началом работы с источником он в диалоговой форме обсуждает с учениками значение слов «объективный» и «субъективный», соотношение этих понятий в историческом источнике. Учитель организует чтение первой части документа вслух. Это необходимо для того, чтобы оценить способность класса к восприятию неадаптированного текста, дать ребятам алгоритм работы, постепенно ввести их в стилистику документа. На протяжении всей работы с документом незнакомые слова выносятся на доску, обсуждается их значение. Для записи слов и их определений можно привлекать разных учеников. Это позволит наиболее активным и способным детям постоянно находиться в работе и даст дополнительное время и помощь другим учащимся. После чтения учитель организует обсуждение вопросов. Первая часть документа: «История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Свободный и раб, патрицей и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов. Современное буржуазное общество не уничтожило классовых противоречий. Оно только поставило новые классы, новые условия угнетения и новые формы борьбы на место старых. Наша эпоха, эпоха буржуазии, отличается, однако, тем, что она упростила классовые противоречия: общество все более раскалывается на два больших враждебных лагеря, на два большие, стоящие друг против друга, класса – буржуазию и пролетариат.»
Ответы на вопросы обсуждаются в классе и после кратко формулируются в тетради. Ученики зачитывают разные варианты своих конспектов, учитель комментирует их. Учитель организует чтение второй части документа и обсуждение ответов: «Буржуазия, повсюду, где она достигает господства, разрушила все феодальные, идиллические отношения. Безжалостно разорвала она пестрые феодальные путы и не оставила между людьми никакой другой связи, кроме голого интереса, бессердечного «чистогана». В ледяной воде эгоистического расчета потопила она священный трепет религиозного экстаза, рыцарского энтузиазма, мещанской сентиментальности. Она превратила личное достоинство человека в меновую стоимость и поставила на место бесчисленных пожалованных и благоприобретенных свобод одну бессовестную свободу торговли. Словом, эксплуатацию, прикрытую религиозными и политическими иллюзиями, она заменила эксплуатацией открытой, бесстыдной, прямой, черствой. Буржуазия быстрым усовершенствованием всех орудий производства и бесконечным облегчением средств сообщения вовлекает в цивилизацию все, даже самые варварские, нации. Под страхом гибели заставляет она все нации принять буржуазный способ производства, заставляет их вводить у себя так называемую цивилизацию, т.е. становиться буржуа. Словом, она создает себе мир по своему образу и подобию.»
Обсуждая ответы на вопросы, ученики стараются не просто зачитывать цитату из документа, но пересказывать текст своими словами. После обсуждения вопросов «грехи» буржуазии кратко записываются в тетрадь. При наличии времени учитель может попросить учеников привести примеры из истории, подтверждающие или опровергающие характеристику буржуазии, данную К.Марксом и Ф.Энгельсом. Учащиеся знакомятся с третьей частью документа, выясняют значение незнакомых слов, формулируют ответы на вопросы. «В той же самой степени развивается и пролетариат, класс современных рабочих, которые только тогда и могут существовать, когда находят работу. Эти рабочие, вынужденные продавать себя поштучно, представляют собой такой же товар, как и всякий другой предмет торговли, а потому, в равной мере подвержены всем случайностям конкуренции, всем колебаниям рынка. Рабочие начинают с того, что образуют коалиции против буржуа; они выступают сообща для защиты своей заработной платы. Они основывают даже постоянные ассоциации для того, чтобы обеспечить себя средствами на случай возможных столкновений. Рабочие время от времени побеждают, но эти победы лишь преходящи. Действительным результатом их борьбы является не непосредственный успех, а все шире распространяющееся объединение рабочих. Ему способствуют все растущие средства сообщения, создаваемые крупной промышленностью и устанавливающие связь между рабочими различных местностей. У пролетария нет собственности; современный промышленный труд, современное иго капитала, одинаковое как в Англии, так и во Франции, как в Америке, так и в Германии, стерли с него всякий национальный характер.» Вопросы к фрагменту:
Последний фрагмент документа ученики читают анализируют самостоятельно. «Коммунисты отличаются от остальных пролетарских партий лишь тем, что с одной стороны, в борьбе пролетариев различных наций они выделяют и отстаивают общие, не зависящие от национальности интересы всего пролетариата; с другой стороны, тем, что на различных ступенях развития, через которые проходит борьба пролетариата с буржуазией, они всегда являются представителями интересов движения в целом. Коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности. Это может, конечно, произойти сначала лишь при помощи деспотического вмешательства в право собственности и в буржуазные производственные отношения. Эти мероприятия будут, конечно, различны в различных странах. Однако в наиболее передовых странах могут быть почти повсеместно применены следующие меры:
Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Вопросы к фрагменту:
3. Закрепление пройденного. Учитель просит выделить в тексте 3 слова, максимально точно отражающие суть коммунистической программы, а также определить место коммунистов среди других политических течений. Возможные вопросы:
4. Рефлексия и домашнее задание. Учитель просит учеников заполнить таблицу рефлексии (см.приложение № 2). Таблица помогает не только ученикам осознать результаты урока, но и учителю выделить проблемные места, скорректировать свою дальнейшую работу. Учитель задает домашнее задание:
Приложение № 1. Манифест Коммунистической партии. История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Свободный и раб, патрицей и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов. Современное буржуазное общество не уничтожило классовых противоречий. Оно только поставило новые классы, новые условия угнетения и новые формы борьбы на место старых. Наша эпоха, эпоха буржуазии, отличается, однако, тем, что она упростила классовые противоречия: общество все более раскалывается на два больших враждебных лагеря, на два большие, стоящие друг против друга, класса – буржуазию и пролетариат.»
Буржуазия, повсюду, где она достигает господства, разрушила все феодальные, идиллические отношения. Безжалостно разорвала она пестрые феодальные путы и не оставила между людьми никакой другой связи, кроме голого интереса, бессердечного «чистогана». В ледяной воде эгоистического расчета потопила она священный трепет религиозного экстаза, рыцарского энтузиазма, мещанской сентиментальности. Она превратила личное достоинство человека в меновую стоимость и поставила на место бесчисленных пожалованных и благоприобретенных свобод одну бессовестную свободу торговли. Словом, эксплуатацию, прикрытую религиозными и политическими иллюзиями, она заменила эксплуатацией открытой, бесстыдной, прямой, черствой. Буржуазия быстрым усовершенствованием всех орудий производства и бесконечным облегчением средств сообщения вовлекает в цивилизацию все, даже самые варварские, нации. Под страхом гибели заставляет она все нации принять буржуазный способ производства, заставляет их вводить у себя так называемую цивилизацию, т.е. становиться буржуа. Словом, она создает себе мир по своему образу и подобию.
В той же самой степени развивается и пролетариат, класс современных рабочих, которые только тогда и могут существовать, когда находят работу. Эти рабочие, вынужденные продавать себя поштучно, представляют собой такой же товар, как и всякий другой предмет торговли, а потому, в равной мере подвержены всем случайностям конкуренции, всем колебаниям рынка. Рабочие начинают с того, что образуют коалиции против буржуа; они выступают сообща для защиты своей заработной платы. Они основывают даже постоянные ассоциации для того, чтобы обеспечить себя средствами на случай возможных столкновений. Рабочие время от времени побеждают, но эти победы лишь преходящи. Действительным результатом их борьбы является не непосредственный успех, а все шире распространяющееся объединение рабочих. Ему способствуют все растущие средства сообщения, создаваемые крупной промышленностью и устанавливающие связь между рабочими различных местностей. У пролетария нет собственности; современный промышленный труд, современное иго капитала, одинаковое как в Англии, так и во Франции, как в Америке, так и в Германии, стерли с него всякий национальный характер.
Коммунисты отличаются от остальных пролетарских партий лишь тем, что с одной стороны, в борьбе пролетариев различных наций они выделяют и отстаивают общие, не зависящие от национальности интересы всего пролетариата; с другой стороны, тем, что на различных ступенях развития, через которые проходит борьба пролетариата с буржуазией, они всегда являются представителями интересов движения в целом. Коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности. Это может, конечно, произойти сначала лишь при помощи деспотического вмешательства в право собственности и в буржуазные производственные отношения. Эти мероприятия будут, конечно, различны в различных странах. Однако в наиболее передовых странах могут быть почти повсеместно применены следующие меры:
Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
Приложение № 2 Таблица рефлексии
|
www.dereksiz.org
Открытый урок по истории в 8 классе «Идеологическая мысль 19 века»
Дата____
№ урока __
План конспект открытого урока по истории в 8 классе
Тема: Идеологическая мысль 19 века
Цель урока:
Задачи урока:
развитие способностей к коммуникативной мыслительной и рефлексивной деятельности;
развитие навыков анализа, синтеза, умения извлекать фактические знания из исторических источников, применение их на практике;
развитие умений работать в группе;
развитие способностей применения учебного материала к новым условиям.
Формы организации учебной деятельности: работа в группах.
Тип урока: урок формирования новых знаний
Оборудование урока: Мультимедийная аппаратура, экран; раздаточный материал: иллюстрации, отрывки о событиях 19 в.
План урока:
1. Организационный момент (1 мин.)
2. Актуализация знаний (40 мин)
3. Рефлексия (2 мин)
4. Домашнее задание (1-2 мин.)
Организационный момент (1 минута)
Приветствие учащихся, проверка готовности к занятию.
Актуализация знаний
(Слайд 1,2, 2-3 минуты)
На экране изображение карикатур и лозунги «Консервативное мышление», «Мир — хижинам, война — дворцам», «Выборы» и др.
Учитель:
— Обратите внимание на экран: о чем говорят данные изображения? С какими идейно-политическими течениями они связаны?
Ответы учащихся
Учитель:
— Действительно, часть этих работ непосредственно связана с ключевыми принципами социализма, либерализма, консерватизма, коммунизма.
Как вы считаете, в современном обществе и политике имеет место говорить о консервативных, либеральных и социалистических идеях или эти понятия «ушли в историю»?
Ответы учащихся
Учитель:
— Очевидно: современные политические идеи и принципы уходят корнями в установки изучаемых нами идейно-политических течений. С некоторой доли трансформации и модернизации мы можем наблюдать проявление принципов консерватизма, либерализма и социализма в современном обществе.
Учитель:
Как вы думаете, какая цель нашего урока? (Слайд 3, 1 минута)
Ответы учащихся
Учитель:
– Охарактеризовать идейно-политические течения в Европе 19 века;
Беседа с учащимися по вопросам: (Слайд 4 Время 1 минута)
Вопрос учителя
Предполагаемые ответы учащихся
Чтобы урок прошел продуктивно, вспомним понятие идеология?
Идеология — это мировоззрение людей.
Идеология — это система взглядов и идей, политических программ и лозунгов, философских концепций, вкоторых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, которые выражаютинтересы различных социальных классов, групп, обществ.
Учитель сообщает — Ребята вы успели заметить, что мы сегодня работаем в группах,
Действия учеников: представитель от каждой группы защищает мини-проект.
Учитель сообщает: Как мы успели заметить идеологические направления очень своеобразны правила работы в группах освещены в презентации.
охарактеризовать идеологические направления в Европе, на примере четырех течений: консерватизма, либерализма, социализма, коммунизма. У каждой группы на столах в файле содержится информация об идеологическом направлении, вам нужно оформить свой мини-проект по следующему плану:
— Название направления,
— характеристика идеологии.
(Слайд 6, Время выполнения 6 минут, на защиту проекта отводится 2 минуты каждой группе.)
Учитель координирует работу групп, при необходимости оказывает методическую помощь.
, во многом они предопределяют ход будущих исторических событий и развития общества в европейских странах.
2 задание
Учитель сообщает: Дети, вам нужно определить, как идеологические течения влияют на развитие общества на примере четырех стран (Англии, Франции, Германии, Италии)? Составить перечень.
(Слайд 7 Время – 4 минуты на выполнение, 2 минуты на защиту каждой группе.)
Представители от группы представляют свои ответы (прикрепляют к учебной доске).
Учитель совместно с детьми просматривает совпадения в ответах и подводит детей к выводу, что на развитие европейских стран главное влияние оказывает политическое и социально — экономическое развитие за счет выбора определенной идеологии.
Учитель проводит фронтальный опрос: Время 2 минуты
— На развитие общества в Европе 19 века повлияло:
1…..2…..и т.д.
Предполагаемые варианты ответов учеников освещаются в презентации. Слайд 8.
Учитель: Молодцы ребята, отлично поработали, напомните цель урока. Достигли ли мы поставленную цель?
Что было трудно? Что помогло при рассмотрении материала?
Оцените свою работу на уроке в листах для самооценки.
а сейчас запишем домашнее задание. Группе № 1 необходимо охарактеризовать либеральные партии в Российской империи 19 века,
группе № 2 социалистические партии,
группе № 3 коммунистические партии
Группе № 4 консервативные партии.
Представить проекты сопровождающейся
презентацией.
infourok.ru
Урок истории в 8 классе на тему «Политические течения XIX века: Манифест Коммунистической партии»
Метапредметные задачи урока:Регулятивные – адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение.
Познавательные – анализировать исторический источник, различать главную и второстепенную информацию, находить причинно-следственные связи, формулировать вывод, различать объективную и субъективную точку зрения.
Коммуникативные – аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.
Оснащение урока:
Портреты К. Маркса и Ф. Энгельса.
Доска.
Дидактические материалы: предварительно сокращенный текст манифеста Коммунистической партии.
Рассмотрение темы «Политические течения XIX века» в 8 классе занимает два урока. На первом учащиеся знакомятся с консерватизмом, либерализмом и социализмом. На втором уроке происходит подробное знакомство с коммунизмом и разбор Манифеста Коммунистической партии. Целесообразность изучения данного документа определяется перспективой изучения этого политического течения в старших классах, популярностью манифеста среди рабочих всего мира, стремлением манифеста определить политическую и социальную роль рабочего класса.
Ход урока.
- Повторение пройденного материала. Возможные вопросы учащимся:
Почему в XIX веке начинают формироваться политические течения?
Что принципиально отличает консерваторов от либералов? В чем их взгляды похожи?
Что принципиально отличает либералов и социалистов? В чем их взгляды совпадают?
Какие политические течения никогда не смогут найти общие точки пересечения?
2. Изучение нового материала.
Учитель кратко знакомит учеников с историей создания манифеста Коммунистической партии. Перед началом работы с источником он в диалоговой форме обсуждает с учениками значение слов «объективный» и «субъективный», соотношение этих понятий в историческом источнике.
Учитель организует чтение первой части документа вслух. Это необходимо для того, чтобы оценить способность класса к восприятию неадаптированного текста, дать ребятам алгоритм работы, постепенно ввести их в стилистику документа. На протяжении всей работы с документом незнакомые слова выносятся на доску, обсуждается их значение. Для записи слов и их определений можно привлекать разных учеников. Это позволит наиболее активным и способным детям постоянно находиться в работе и даст дополнительное время и помощь другим учащимся. После чтения учитель организует обсуждение вопросов.
Первая часть документа:
«История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов.
Свободный и раб, патрицей и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов.
Современное буржуазное общество не уничтожило классовых противоречий. Оно только поставило новые классы, новые условия угнетения и новые формы борьбы на место старых. Наша эпоха, эпоха буржуазии, отличается, однако, тем, что она упростила классовые противоречия: общество все более раскалывается на два больших враждебных лагеря, на два большие, стоящие друг против друга, класса – буржуазию и пролетариат».
Вопросы к фрагменту:
В чем, с точки зрения авторов манифеста, суть исторического процесса?
Какие два противоборствующих класса сформировались к XIX веку?
Ответы на вопросы обсуждаются в классе и после кратко формулируются в тетради. Ученики зачитывают разные варианты своих конспектов, учитель комментирует их.
Учитель организует чтение второй части документа и обсуждение ответов:
«Буржуазия, повсюду, где она достигает господства, разрушила все феодальные, идиллические отношения. Безжалостно разорвала она пестрые феодальные путы и не оставила между людьми никакой другой связи, кроме голого интереса, бессердечного «чистогана». В ледяной воде эгоистического расчета потопила она священный трепет религиозного экстаза, рыцарского энтузиазма, мещанской сентиментальности. Она превратила личное достоинство человека в меновую стоимость и поставила на место бесчисленных пожалованных и благоприобретенных свобод одну бессовестную свободу торговли. Словом, эксплуатацию, прикрытую религиозными и политическими иллюзиями, она заменила эксплуатацией открытой, бесстыдной, прямой, черствой.
Буржуазия быстрым усовершенствованием всех орудий производства и бесконечным облегчением средств сообщения вовлекает в цивилизацию все, даже самые варварские, нации. Под страхом гибели заставляет она все нации принять буржуазный способ производства, заставляет их вводить у себя так называемую цивилизацию, т.е. становиться буржуа. Словом, она создает себе мир по своему образу и подобию».
Вопросы к фрагменту:
Вспомните, чем буржуазия отличалась от других социальных групп? Какие цели она преследовала, какие проблемы ей необходимо было решить?
В чем авторы документа обвиняют представителей буржуазии? Считаете ли вы обвинения авторов справедливыми?
Чем руководствовались авторы, давая такую субъективную оценку буржуазии?
Обсуждая ответы на вопросы, ученики стараются не просто зачитывать цитату из документа, но пересказывать текст своими словами. После обсуждения вопросов «грехи» буржуазии кратко записываются в тетрадь. При наличии времени учитель может попросить учеников привести примеры из истории, подтверждающие или опровергающие характеристику буржуазии, данную К.Марксом и Ф.Энгельсом.
Учащиеся знакомятся с третьей частью документа, выясняют значение незнакомых слов, формулируют ответы на вопросы:
«В той же самой степени развивается и пролетариат, класс современных рабочих, которые только тогда и могут существовать, когда находят работу. Эти рабочие, вынужденные продавать себя поштучно, представляют собой такой же товар, как и всякий другой предмет торговли, а потому в равной мере подвержены всем случайностям конкуренции, всем колебаниям рынка.
Рабочие начинают с того, что образуют коалиции против буржуа; они выступают сообща для защиты своей заработной платы. Они основывают даже постоянные ассоциации для того, чтобы обеспечить себя средствами на случай возможных столкновений. Рабочие время от времени побеждают, но эти победы лишь преходящи. Действительным результатом их борьбы является не непосредственный успех, а все шире распространяющееся объединение рабочих. Ему способствуют все растущие средства сообщения, создаваемые крупной промышленностью и устанавливающие связь между рабочими различных местностей.
У пролетария нет собственности; современный промышленный труд, современное иго капитала, одинаковое как в Англии, так и во Франции, как в Америке, так и в Германии, стерли с него всякий национальный характер».
Вопросы к фрагменту:
Каковы, согласно документу, условия жизни пролетариата? Согласны ли вы с оценкой авторов?
Как строятся отношения между буржуазией и пролетариатом, согласно документу?
Что авторы манифеста считают главным в борьбе с буржуазией?
Какие факторы способствуют объединению пролетариата?
Последний фрагмент документа ученики читают анализируют самостоятельно:
«Коммунисты отличаются от остальных пролетарских партий лишь тем, что с одной стороны, в борьбе пролетариев различных наций они выделяют и отстаивают общие, не зависящие от национальности интересы всего пролетариата; с другой стороны, тем, что на различных ступенях развития, через которые проходит борьба пролетариата с буржуазией, они всегда являются представителями интересов движения в целом.
Коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности.
Это может, конечно, произойти сначала лишь при помощи деспотического вмешательства в право собственности и в буржуазные производственные отношения. Эти мероприятия будут, конечно, различны в различных странах.
Однако в наиболее передовых странах могут быть почти повсеместно применены следующие меры:
— Отмена права наследования.
— Централизация всего транспорта в руках государства.
— Увеличение числа государственных фабрик, орудий производства, расчистка под пашню и улучшение земель по общему плану.
— Одинаковая обязательность труда для всех, учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия.
— Общественное и бесплатное воспитание всех детей в современной его форме. Соединение воспитания с материальным производством.
Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».
Вопросы к фрагменту:
В чем цель коммунистической партии?
Каковы средства для достижения этой цели?
Считаете ли вы возможным достижение таких целей? Ответ аргументируйте.
3. Закрепление пройденного.
Учитель просит выделить в тексте 3 слова, максимально точно отражающие суть коммунистической программы, а также определить место коммунистов среди других политических течений.
Возможные вопросы:
Интересы каких слоев выражали коммунисты?
В чем заключались основные противоречия между коммунистами и либералами?
4. Рефлексия и домашнее задание.
Учитель просит учеников заполнить таблицу рефлексии (см. Приложение № 2). Таблица помогает не только ученикам осознать результаты урока, но и учителю выделить проблемные места, скорректировать свою дальнейшую работу.
Учитель задает домашнее задание:
Прочитать учебник.
Написать 3-4 предложения, объясняющие несоответствие данной в манифесте оценки буржуазии и рабочих и объективной реальности.
Приложение № 1.
Манифест Коммунистической партии
История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов.
Свободный и раб, патрицей и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов.
Современное буржуазное общество не уничтожило классовых противоречий. Оно только поставило новые классы, новые условия угнетения и новые формы борьбы на место старых. Наша эпоха, эпоха буржуазии, отличается, однако, тем, что она упростила классовые противоречия: общество все более раскалывается на два больших враждебных лагеря, на два большие, стоящие друг против друга, класса – буржуазию и пролетариат».
В чем, с точки зрения авторов манифеста, суть исторического процесса?
Какие два противоборствующих класса сформировались к XIX веку?
Буржуазия, повсюду, где она достигает господства, разрушила все феодальные, идиллические отношения. Безжалостно разорвала она пестрые феодальные путы и не оставила между людьми никакой другой связи, кроме голого интереса, бессердечного «чистогана». В ледяной воде эгоистического расчета потопила она священный трепет религиозного экстаза, рыцарского энтузиазма, мещанской сентиментальности. Она превратила личное достоинство человека в меновую стоимость и поставила на место бесчисленных пожалованных и благоприобретенных свобод одну бессовестную свободу торговли. Словом, эксплуатацию, прикрытую религиозными и политическими иллюзиями, она заменила эксплуатацией открытой, бесстыдной, прямой, черствой.
Буржуазия быстрым усовершенствованием всех орудий производства и бесконечным облегчением средств сообщения вовлекает в цивилизацию все, даже самые варварские, нации. Под страхом гибели заставляет она все нации принять буржуазный способ производства, заставляет их вводить у себя так называемую цивилизацию, т.е. становиться буржуа. Словом, она создает себе мир по своему образу и подобию.
Вспомните, чем буржуазия отличалась от других социальных групп? Какие цели она преследовала, какие проблемы ей необходимо было решить?
В чем авторы документа обвиняют представителей буржуазии? Считаете ли вы обвинения авторов справедливыми?
Чем руководствовались авторы, давая такую субъективную оценку буржуазии?
В той же самой степени развивается и пролетариат, класс современных рабочих, которые только тогда и могут существовать, когда находят работу. Эти рабочие, вынужденные продавать себя поштучно, представляют собой такой же товар, как и всякий другой предмет торговли, а потому, в равной мере подвержены всем случайностям конкуренции, всем колебаниям рынка.
Рабочие начинают с того, что образуют коалиции против буржуа; они выступают сообща для защиты своей заработной платы. Они основывают даже постоянные ассоциации для того, чтобы обеспечить себя средствами на случай возможных столкновений. Рабочие время от времени побеждают, но эти победы лишь преходящи. Действительным результатом их борьбы является не непосредственный успех, а все шире распространяющееся объединение рабочих. Ему способствуют все растущие средства сообщения, создаваемые крупной промышленностью и устанавливающие связь между рабочими различных местностей.
У пролетария нет собственности; современный промышленный труд, современное иго капитала, одинаковое как в Англии, так и во Франции, как в Америке, так и в Германии, стерли с него всякий национальный характер.
Каковы, согласно документу, условия жизни пролетариата? Согласны ли вы с оценкой авторов?
Как строятся отношения между буржуазией и пролетариатом, согласно документу?
Что авторы манифеста считают главным в борьбе с буржуазией?
Какие факторы способствуют объединению пролетариата?
Коммунисты отличаются от остальных пролетарских партий лишь тем, что с одной стороны, в борьбе пролетариев различных наций они выделяют и отстаивают общие, не зависящие от национальности интересы всего пролетариата; с другой стороны, тем, что на различных ступенях развития, через которые проходит борьба пролетариата с буржуазией, они всегда являются представителями интересов движения в целом.
Коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности.
Это может, конечно, произойти сначала лишь при помощи деспотического вмешательства в право собственности и в буржуазные производственные отношения. Эти мероприятия будут, конечно, различны в различных странах.
Однако в наиболее передовых странах могут быть почти повсеместно применены следующие меры:
— Отмена права наследования.
— Централизация всего транспорта в руках государства.
— Увеличение числа государственных фабрик, орудий производства, расчистка под пашню и улучшение земель по общему плану.
— Одинаковая обязательность труда для всех, учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия.
— Общественное и бесплатное воспитание всех детей в современной его форме. Соединение воспитания с материальным производством.
Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
В чем цель коммунистической партии?
Каковы средства для достижения этой цели?
Считаете ли вы возможным достижение таких целей? Ответ аргументируйте.
Приложение № 2
Таблица рефлексии
Легче всего мне было |
|
Сложнее всего мне было |
|
На уроке мне помогло |
|
На уроке мне мешало |
|
Я понял, что мне нужно |
|
Анна Щукина, учитель истории и обществознания гимназии №157 города Санкт-Петербурга
Фото из личного архива автора.
www.ug.ru
Конспект урока 8 класс. Россия в первой половине 19 века
9. Кто автор? А.А.ИвановЯвление Христа
народу.
2
П.А.Федоров.
Свежий кавалер.
3
А.Д.Захаров.
Адмиралтейство
1
О.Бове
Большой театр
2
Электрический
двигатель
Б.С.Якоби
3
К.Брюллов.
Последний день
Помпеи.
1
К.Брюллов.
Всадница
2
А.Венецианов
На пашне. Весна
3
Константин Александрович Тон
Храм Христа Спасителя
10. Тесты. (по группам)
Тест №1 для 1 группы.
1. Современниками были:
а) Александр 1 и Наполеон Бонапарт,
б) Александр 1 и Кромвель,
в) Пестель и Меньшиков.
2. Лишним в ряду является:
а) Багратион,
б) Тормасов,
в) Барклай де Толли,
г) Д. Давыдов.
3. Верховная власть в России в начале 19 в. принадлежала:
а) Императору,
б) Сенату,
в) Синоду.
4. Форма правления, основанная на неограниченной власти монарха, называется:
а) республикой,
б) абсолютизмом,
в) тиранией.
5. Назовите привилегированные сословия в 19в. в России:
а) дворяне,
б) купечество,
в)казаки.
6. Автором проекта реформ по преобразованию государственного аппарата в 1810-1811гг. был:
а) П. А.Строганов,
б) А.А. Аракчеев,
в) М.М. Сперанский.
7. Газават- это:
а) философское учение;
б) священная война мусульман против неверных;
в) религиозная секта.
8. Лишним в ряду является:
а) М. М. Сперанский;
б) П. Д. Канкрин;
в) П. Д. Киселев;
г) С.П.Трубецкой.
9. Кто сказал: « Россией правят столоначальники»:
а) граф Аракчеев;
б) А.С. Пушкин;
в) Николай 1.
10. Государство, где духовенство оказывает решающее влияние на государственные дела, а глава государства соединяет в своих руках духовную и светскую власть называется:
а) теократическим;
б) тотолитарным;
в) феодальным.
11. Кто лишний в ряду:
а) В. Г. Белинский;
б) А. И. Герцен;
в) Н. П. Огарев.
г) Е. Ф. Канкрин.
12. Кто стал имамом на Кавказе в 1834г.?
а) Шамиль;
б) Аслан;
в) Мустафа.
13. Кто написал письмо к Н. В. Гоголю:
а) В. Г. Белинский;
б) Н. В. Станкевич;
в) М. А. Бакунин.
14. Кто лишний в ряду:
а) Д. В. Веневетинов;
б) А. С. Хомяков;
в) И. В. Киреевский;
г) М.М. Сперанский.
15. Парижский мир , завершивший Крымскую войну , был подписан:
а) в 1856г.;
б) 1855г.;
в) 1860г.
Тест № 2- для 2 группы.
1. М.М. Сперанский в своем проекте реформ предлагал:
а) ввести монархию ,ограниченную парламентом;
б) ввести республику;
в) сохранить самодержавие.
2. Укажите годы правления Александра1:
а) 1767-1825;
б) 1801-1825;
в) 1801-1815.
3. Причина неудач реформ М. М. Сперанского:
а) консерватизм большей части дворянства;
б) противодействие армии;
в)опасение царя за свою судьбу.
4. Кому из русских царей принадлежат слова: « В России велик тот , с кем я говорю , и только пока я с ним говорю» ?
а) Павлу 1;
б) Александру 1
в) Николаю 1.
5. Укажите высший административный орган в России в первой половине 19 века
а) Комитет министров;
б) Сенат;
в) Синод.
6. Отступление русских войск в начале войны 1812г. было вызвано:
а) превосходством сил Наполеона;
б) неподготовленностью России к войне;
в) неумелым руководством Александра1.
7. «Битва народов» в 1813г., в которой были полностью разбиты войска Наполеонапроизошла:
а) под Берлином;
б) под Лейпцигом;
в) при Ватерлоо.
8. Герасим Курин, Архип Семенов, Александр Фигнер были:
а) партизанами в1812 г.
б) поэтами;
в) гусарами.
9. Укажите государства, вошедшие в «Священный союз», созданный в 1815г.:
а) Россия, Франция, Испания;
б) Россия, Австрия, Пруссия;
в) Россия, Польша, Турция.
10. Из приведенных ниже названий укажите то, которое не связано с событиями войны 1812г.:
а) р. Березина;
б) Тильзит;
в) Смоленск;
11. Укажите, какое из обществ декабристов возникло раньше других:
а) «Союз спасения»,
б) «Союз благоденствия»,
в) «Южное общество»,
г) «Северное общество».
12. «Южное общество декабристов возглавлял»:
а) К. Ф. Рылеев;
б) Н. М. Муравьев;
в) П. И. Пестель.
13. Новым в экономическом развитии России в первой половине 19 в. не было:
а) начало промышленного переворота;
б) дальнейшее развитие внутреннего рынка;
в) расцвет крестьянских хозяйств.
14. В России в первой половине 19 в. основным собственником земли являлись:
а) церковь;
б) дворяне;
в) чиновники.
15. Укажите одного из крупнейших предпринимателей в России в начале 19 в.:
а) П. Г. Демидов;
б) П. А.Шувалов;
в) А. А. Аракчеев.
Тест №3 для 3 группы.
1. Годы правления Николая 1:
а) 1801-1825гг
б) 1825-1855гг
в) 1800-1855гг
2. К 1843г. в России было укреплено денежное обращение при помощи:
а) введение твердой серебряной валюты;
б) получения крупного иностранного займа;
в) введения бумажных денег.
3. Укажите автора «теории официальной народности»:
а) С.С. Уваров;
б) Николай 1;
в) А.А. Аракчеев.
4. Россия в середине !9 в. была:
а) абсолютной монархией;
б) конституционной монархией;
в) республикой.
5. Кому принадлежала вся полнота власти на местах в первой половине 19в.
а) губернаторам;
б) дворянским собраниям;
в) полицмейстеру.
6. Какую функцию выполняло 3 отделение собственной канцелярии императора:
а) ведало политическим сыском;
б) ведало хозяйственными вопросами;
в) управляло Польшей.
7. С чьим именем связана подготовка « Свода законов Российской империи»:
а) М.М. Сперанский;
б) граф П.Д. Кисилев;
в) граф А. Х. Бенкендорф.
8. «Западники» –это:
а) религиозная секта;
б) сторонники преимущественно западноевропейского пути развития России;
в) литературное объединение.
9. Крымская война была:
а) 1853-1856гг;
б) 1877-1878гг;
в) 1854-1855гг.
10. Укажите одну из причин отставания России в Крымской войне:
а) отставание от европейских стран в промышленном развитии;
б) плохое военное командование;
в) гибель русской Черноморской эскадры.
11. Декабристы стремились:
а) привлечь к своему выступлению народные массы,
б) не допустить участия в выступлении крестьян,
в) привлечь к своему выступлению армейские части.
12. Бородинское сражение произошло:
а) 26 августа 1812г.
б) 8 ноября 1812г.
в) 14 декабря 1812г.
13. Укажите , какая из религий в России 19 в. была признана основной:
а) православие,
б) католичество,
в) ислам.
14. Командующий русской эскадрой в Синопском сражении:
а) Ф. Ф. Ушаков;
б) П. С. Нахимов;
в) В. И. Истомин.
15. Верховная власть в России в начале 19 в. принадлежала:
а) Императору,
б) Сенату,
в) Синоду.
11. Рефлексия:
детям были даны листочки, на которых надо было ответить на вопрос:
— Что вам понравилось на уроке?
— Нравится ли вам работать в группах?
12. Подведение итогов. Выставление оценок.
Карточка для группы № 1.
Назовите термин по определению:
1) Переход от мануфактуры к крупному фабричному и заводскому производству — ………
2) Система государственного надзора за печатью и средствами массовой информации -…….
3) Поздний классицизм, стиль в архитектуре, призванный выразить идею величия государственной власти -……
4) Направление общественной мысли в России в 1840-1850 гг., идеализировали допетровскую Русь, верили в то, что России уготован особый исторический путь, отличный от Западной Европы -……
5) Группа людей, имеющая одинаковые права, обязанности и юридическое положение в государстве -……..
Карточка для группы №2.
Соотнесите исторические термины и их определения.
1) Переход от ручного труда к машинному , от мануфактуры к фабрике и образование новых классов – буржуазии и наемных рабочих.
2) Реакционное воинствующее течение ислама.
3) Сторонники западноевропейского пути развития России.
4) Земляные укрепления.
5) Предприятие с ручным разделением труда.
А) Редуты
Б) «Западники»
В) Мануфактура
Г) Промышленный переворот
Д) Мюридизм
Ответ: 1-….., 2- …., 3- …., 4- ….., 5- …….
Карточка для группы № 3.
Тест на знание исторических терминов. (подчеркните нужный ответ)
1. Стремились добиться изменений в обществе путем самых решительных мер, включая свержение монархии:
а) западники,
б) славянофилы,
в) революционеры
2. Укажите стиль в архитектуре и скульптуре первой трети 19 в., завершивший развитие классицизма. Для него характерны монументальные формы и богатый декор:
а) барокко;
б) ампир;
в) романтизм.
3. Переход от мануфактуры к крупному фабричному и заводскому производству:
а) промышленный переворот;
б) всероссийский рынок;
в) ярмарка.
4. Система государственного надзора за печатью и средствами массовой информации:
а) цензура;
б) контроль;
в) диктатура.
5. Члены тайного общества дворян, восставшие против самодержавия и крепостничества в 1825 году;
а) западники;
б) декабристы;
в) петрашевцы.
Александра I
(1801-1825 гг.)
Указ «о вольных хлебопашцах»
(1803 г.)
Бородинское сражение
(26 августа 1812 г.)
Заграничный поход русской армии
(1813 г.)
Венский конгресс
(1814- 1815 гг)
Выступление декабристов
на Сенатской площади
(14 декабря 1825 г.)
Царствование Николая I
(1825-1855 гг.)
Начало промышленного
переворота
(30-40 гг. ХIX века)
Крымская война
(1853-1855 гг.)
Парижский
мирный договор
(март 1856 г.)
Кавказская война
(1817-1864)
Денежная реформа;
Бенкендорф А.Х.
Реформа государственных крестьян;
Уваров С.С.
Реформа военных поселений;
Киселев П.Д.
III отделение Его императорского Величества канцелярии;
Аракчеев А.А.
Свод законов Российской империи;
Канкрин Е.Ф.
«Теория официальной народности».
Тест №1 для 1 группы.
1. Современниками были:
а) Александр I и Наполеон Бонапарт,
б) Александр I и Кромвель,
в) Пестель и Меньшиков.
2. Лишним в ряду является:
а) Багратион, б) Тормасов, в) Барклай де Толли, г) Д. Давыдов.
3. Верховная власть в России в начале XIX в. принадлежала:
а) Императору, б) Сенату, в) Синоду.
4. Форма правления, основанная на неограниченной власти монарха, называется:
а) республикой, б) абсолютизмом, в) тиранией.
5. Назовите привилегированные сословия в 19в. в России:
а) дворяне, б) купечество, в)казаки.
Тест №1 для 1 группы.
6. Автором проекта реформ по преобразованию государственного аппарата в 1810-1811гг. был:
а) П. А.Строганов, б) А.А. Аракчеев, в) М.М. Сперанский.
7. Газават- это:
а) философское учение;
б) священная война мусульман против неверных;
в) религиозная секта.
8. Лишним в ряду является:
а) М. М. Сперанский; б) П. Д. Канкрин; в) П. Д. Киселев;г) С.П.Трубецкой.
9. Кто сказал: « Россией правят столоначальники»:
а) граф Аракчеев; б) А.С. Пушкин; в) Николай I.
10. Государство, где духовенство оказывает решающее влияние на государственные дела, а глава государства соединяет в своих руках духовную и светскую власть называется:
а) теократическим;
б) тотолитарным;
в) феодальным.
Тест №1 для 1 группы.
11. Кто лишний в ряду:
а) В. Г. Белинский; б) А. И. Герцен; в) Н. П. Огарев. г) Е. Ф. Канкрин.
12. Кто стал имамом на Кавказе в 1834г.?
а) Шамиль; б) Аслан; в) Мустафа.
13. Кто написал письмо к Н. В. Гоголю:
а) В. Г. Белинский; б) Н. В. Станкевич; в) М. А. Бакунин.
14. Кто лишний в ряду:
а) Д. В. Веневетинов; б) А. С. Хомяков; в) И. В. Киреевский;
г) М.М. Сперанский.
15. Парижский мир , завершивший Крымскую войну , был подписан:
а) в 1856г.; б) 1855г.; в) 1860г
Тест № 2- для 2 группы.
1. М.М. Сперанский в своем проекте реформ предлагал:
а) ввести монархию ,ограниченную парламентом;
б) ввести республику;
в) сохранить самодержавие.
2. Укажите годы правления Александра I:
а) 1767-1825; б) 1801-1825; в) 1801-1815.
3. Причина неудач реформ М. М. Сперанского:
а) консерватизм большей части дворянства;
б) противодействие армии;
в)опасение царя за свою судьбу.
4. Кому из русских царей принадлежат слова: « В России велик тот , с кем я говорю , и только пока я с ним говорю» ?
а) Павлу I;
б) Александру I
в) Николаю I.
5. Укажите высший административный орган в России в первой половине 19 века
а) Комитет министров;
б) Сенат;
в) Синод.
Тест № 2- для 2 группы.
6. Отступление русских войск в начале войны 1812г. было вызвано:
а) превосходством сил Наполеона; б) неподготовленностью России к войне;
в) неумелым руководством Александра I.
7. «Битва народов» в 1813г., в которой были полностью разбиты войска Наполеона произошла:
а) под Берлином; б) под Лейпцигом; в) при Ватерлоо.
8. Герасим Курин, Архип Семенов, Александр Фигнер были:
а) партизанами в1812 г. б) поэтами; в) гусарами.
9. Укажите государства, вошедшие в «Священный союз», созданный в 1815г.:
а) Россия, Франция, Испания; б) Россия, Австрия, Пруссия;
в) Россия, Польша, Турция.
10. Из приведенных ниже названий укажите то, которое не связано с событиями войны 1812г.:
а) р. Березина; б) Тильзит; в) Смоленск;
Тест № 2- для 2 группы.
11. Укажите, какое из обществ декабристов возникло раньше других:
а) «Союз спасения», б) «Союз благоденствия»,
в) «Южное общество», г) «Северное общество».
12. «Южное общество декабристов возглавлял»:
а) К. Ф. Рылеев; б) Н. М. Муравьев; в) П. И. Пестель.
13. Новым в экономическом развитии России в первой половине 19 в. не было:
а) начало промышленного переворота;
б) дальнейшее развитие внутреннего рынка;
в) расцвет крестьянских хозяйств.
14. В России в первой половине XIX в. основным собственником земли являлись:
а) церковь; б) дворяне; в) чиновники.
15. Укажите одного из крупнейших предпринимателей в России в начале 19 в.:
а) П. Г. Демидов; б) П. А.Шувалов; в) А. А. Аракчеев.
Тест №3 для 3 группы.
1. Годы правления Николая i:
а) 1801-1825гг б) 1825-1855гг в) 1800-1855гг
2. К 1843г. в России было укреплено денежное обращение при помощи:
а) введение твердой серебряной валюты;
б) получения крупного иностранного займа;
в) введения бумажных денег.
3. Укажите автора «теории официальной народности»:
а) С.С. Уваров; б) Николай 1; в) А.А. Аракчеев.
4. Россия в середине XIXв. была:
а) абсолютной монархией; б) конституционной монархией; в) республикой.
5. Кому принадлежала вся полнота власти на местах в первой половине XIXв.
а) губернаторам; б) дворянским собраниям; в) полицмейстеру.
Тест №3 для 3 группы.
6. Какую функцию выполняло 3 отделение собственной канцелярии императора:
а) ведало политическим сыском;
б) ведало хозяйственными вопросами;
в) управляло Польшей.
7. С чьим именем связана подготовка « Свода законов Российской империи»:
а) М.М. Сперанский; б) граф П.Д. Кисилев; в) граф А. Х. Бенкендорф.
8. «Западники» –это:
а) религиозная секта;
б) сторонники преимущественно западноевропейского пути развития России;
в) литературное объединение.
9. Крымская война была:
а) 1853-1856гг; б) 1877-1878гг; в) 1854-1855гг.
10. Укажите одну из причин отставания России в Крымской войне:
а) отставание от европейских стран в промышленном развитии;
б) плохое военное командование;
в) гибель русской Черноморской эскадры.
Тест №3 для 3 группы.
11. Декабристы стремились:
а) привлечь к своему выступлению народные массы,
б) не допустить участия в выступлении крестьян,
в) привлечь к своему выступлению армейские части.
12. Бородинское сражение произошло:
а) 26 августа 1812г.
б) 8 ноября 1812г.
в) 14 декабря 1812г.
13. Укажите , какая из религий в России 19 в. была признана основной:
а) православие,
б) католичество,
в) ислам.
14. Командующий русской эскадрой в Синопском сражении:
а) Ф. Ф. Ушаков;
б) П. С. Нахимов;
в) В. И. Истомин.
15. Верховная власть в России в начале 19 в. принадлежала:
а) Императору,
б) Сенату,
Таблица для ответов по тесту (группа № ____________)
Синквейн
Приложение 1
1 группаФИ
2 группа
ФИ
3 группа
ФИ
Помощники:_________________________________________________________________________________________________
На француза…Бить французов.
От Бородинской пушки под Москвой…
Растерял свои подвязки.
Бонапарту не до пляски…
Да оступился.
Отогрелся в Москве…
А замерз на Березине.
Наступил на землю русскую…
Земля дрожала.
Француз боек…
И вилы ружье.
Приехал Кутузов…
Да русский стоек.
infourok.ru
«Презентация к уроку по Всеобщей истории в 8 классе на тему: «Консервативные, либеральные и социалистические идеи в XIX веке».»
Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Консервативные, либеральные и социалистические идеи в XIX веке. Цель: изучить основные направления общественно-политической мысли 19 века. План изучения: Идеи XIX века Консервативные Либеральные Социалистические Ревизионистские Марксистские Работа на уроке: Познакомиться с основными направлениями общественно-политической мысли 19 века.Заполнить таблицу.Записать новые понятия.Ответить на вопрос к уроку. Приверженцем какой из представленных идей вы могли бы стать, если бы жили в 19 веке? (Аргументируйте свой выбор) Основные направления общественно-политической мысли XIX века. Консерваторы Либералы Революцио-неры Представители Основные идеи Интересы каких социальных слоёв отражали Для изучения темы урока необходимо вспомнить: В ходе конгресса были: завершены войны коалицийевропейских держав с Наполеоном I; заключены договоры, направленныена удовлетворение территориальныхпритязаний держав-победительниц;закреплена политическая раздробленностьГермании и Италии; Варшавское герцогство разделеномежду Россией, Пруссией и Австрией; Франция лишена своих завоеваний. В сентябре 1815 г. постановления Венского конгресса были дополнены актом о создании Священного союза. Венский конгресс — конгресс всех европейских государств. Вена 1759-1760 Разгром турецкого флота при Наварине 1827 г союз Австрии, Пруссии и России, заключён в Париже 14 (26) сентября 1815, после падения империи Наполеона I. Цель: обеспечить выполнение решений Венского конгресса 1814-15 г.В 1815 г. к Священному союзу присоединились Франция и ряд других европейских держав. Конгрессы Священного союза приняли законы, разрешающие вооружённую интервенцию и подавление австрийскими войсками революций в Неаполе (1820-21) и Пьемонте (1821) и французскими войсками в Испании (1820-23). В ряде актов участвовала Великобритания. Противоречия между европейскими державами расшатывали Священный союз, и в конце 20-х — начале 30-х гг. он фактически распался. Священный союз — Необходимо знать: Конституционная монархия — монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией.Радикальная политика — политика коренных, решительных преобразований.Частная собственность — частная собственность — право частных лиц и фирм приобретать, владеть, использовать, продавать и завещать землю, капитал и другие активы.Декларация прав человека и гражданина — главный документ Великой французской революции. Декларация провозгласила её основные принципы: народный суверенитет и естественные неотъемлемые права чел
schoolfiles.net