Характеристика Агафьи Пшеницыной в романе «Обломов»: описание внешности и характера в цитатах |LITERATURUS: Мир русской литературы
Возраст Агафьи — около 30 лет:«…Ей было лет тридцать…»
Агафья Пшеницына — вдова с двумя детьми. У Агафьи есть сын Ваня и дочь Маша:
«…Она женщина благородная, вдова, с двумя детьми…»
«…ее покойный муж, коллежский секретарь Пшеницын…»
«…двое детей со мной, от покойного мужа: мальчик по восьмому году да девочка по шестому…»
«…Маша, хозяйская девочка […] Ваню, ее сына…»
Агафья живет в своем доме на Выборгской стороне в Петербурге:
«…в переулок, на Выборгскую сторону…»
«…будочник указал на старый домик на дворе…»
Смотрите: Дом Агафьи Пшеницыной
«…замарашки, как я сама, – небрежно говорила она…»
«…ты будешь жить у кумы моей, благородной женщины…» (слово «благородная» означало в то время принадлежность к дворянству)
говорит это не конкретно о Пшеницыной, но, судя по всему, имеет в виду ее)
Чтобы прокормить семью, Агафья разводит кур на продажу:
«…Да, у нас много кур; мы продаем яйца и цыплят. Здесь, по этой улице, с дач и из графского дома всё у нас берут, – отвечала она…»
«…Какая еще свежая, здоровая женщина и какая хозяйка! Право бы, замуж ей…»
У нее приятное лицо:
«…У ней простое, но приятное лицо…»
«…Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами…»
«…соколиными очами, без бровей…»
«…круглых, белых, некраснеющих и небледнеющих щек…»
У нее серые глаза:
«…Глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица…»
У нее полная фигура:
«…женщину, с голой шеей и локтями, без чепца, белую, довольно полную…»
«…Платье сидело на ней в обтяжку: видно, что она не прибегала ни к какому искусству, даже к лишней юбке, чтоб увеличить объем бедр и уменьшить талию. От этого даже и закрытый бюст ее, когда она была без платка, мог бы послужить живописцу или скульптору моделью крепкой, здоровой груди, не нарушая ее скромности…»
«…на высокую, крепкую, как подушка дивана, никогда не волнующуюся грудь…»
У нее белые, но жесткие руки:«…руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил…»
«…Руки она прятала тоже под шаль…» (стыдится своих натруженных рук)
«…чистыми, белыми руками и с голыми локтями…»
У Агафьи всегда открыты локти (что говорит о ее трудолюбии):
«…Неловко с рукавами, – оправдывалась она, – нынче ведь вон какие пошли платья, рукава все выпачкаешь…»«…Как у вас хороши руки, – вдруг сказал Обломов, – можно хоть сейчас нарисовать…»
Агафья Пшеницына носит простую, недорогую одежду:
«…она на домашнее будничное платье накинула воскресную свою шаль, а голову прикрыла чепцом…»
«…накинула воскресную свою шаль…»
«…Платье ее, в отношении к нарядной шали и парадному чепцу, казалось старо и поношенно…» (домашнее платье)«…продала шаль, послала продать парадное платье и осталась в ситцевом ежедневном наряде: с голыми локтями, и по воскресеньям прикрывала шею старой затасканной косынкой…»
«…У хозяйки завелся большой шкаф с рядом шелковых платьев, мантилий и салопов; чепцы заказывались на той стороне, чуть ли не на Литейной, башмаки не с Апраксина, а из Гостиного двора, а шляпка – представьте, из Морской!..» (у Агафьи появляются дорогие платья, когда у Обломова вновь появляются деньги)
У нее плавные, ровные движения и голос:
«…ходит плавно, говорит ни тихо, ни громко […] потом она встанет, не суетясь…»
«…Она по прежнему не ходит, а будто плавает, от шкафа к кухне, от кухни к кладовой, и мерно, неторопливо отдает приказания с полным сознанием того, что делает…»
Госпожа Пшеницына является славной женщиной:
«…Славная баба Агафья Матвевна!..»
«…Я пристроил тебя здесь, нашел женщину-клад…» (Тарантьев об Агафье)Агафья Пшеницына — добрая женщина:
«…должно быть, добрая женщина!..»
«…Какие же вы добрые! – говорил Обломов, подходя к ней…»
Она является кроткой женщиной:
«…она, такая добрая и кроткая…»«…Мой, – коротко отвечала она…»
Агафья — робкая, застенчивая женщина:
«…Она вошла робко и остановилась, глядя застенчиво на Обломова…»
«…Сама Агафья Матвеевна не в силах была не только пококетничать с Обломовым, показать ему каким нибудь признаком, что в ней происходит…» Она является стыдливой женщиной:
«…Она усмехнулась и немного застыдилась…»
«…а то я одета то не так… все на кухне, нехорошо, как чужие увидят: осудят…»
Госпожа Пшеницына — простая, простодушная женщина:
«…Какая она… простая, – подумал Обломов…»
«…Она простодушно усмехнулась…»
При этом она является глупой, ограниченной, «тупой» женщиной:
«…Она тупо выслушала и тупо задумалась…»
«…даже тупость пропадала, когда она заговаривала о знакомом ей предмете…»
«…Она тупо слушала, ровно мигая глазами…»
«…Корова, сущая корова: ее хоть ударь, хоть обними – все ухмыляется, как лошадь на овес. Другая бы… ой-ой!..»
Агафья Пшеницына — ж ивая, бодрая и энергичная женщина:
«…А бывало, так у ней все и кипит в руках! С утра до вечера так и летает…»
«…опять хозяйство ее пошло живо, бодро, весело, с маленьким оригинальным оттенком…»
Она является доверчивой женщиной:
«…Агафья Матвеевна подписала такое же письмо на имя братца, не подозревая, что такое и зачем она подписывает….»
«…лаской отвлекала Обломова…»
«…Андрюша влез да разбудил вас, – ласково сказала хозяйка…»
Она является спокойной женщиной:
«…Главное, спокойствие то какое тебе будет: все равно как у родной сестры…»
«…с несвойственным ей беспокойством говорила хозяйка…»
«…она строго, но с спокойствием и достоинством сделает замечание Акулине и забудет…»
«…И главное, все это делалось покойно…»
Она
«…Нету братца-то, – монотонно говорила она, – нейдут они что то…» (ее братец — Мухояров)
«…не видать, – сказала она монотонно, глядя на забор…» Агафья является домашней женщиной, домоседкой:
«…Мы мало где бываем. Братец с Михеем Андреичем на тоню ходят, уху там варят, а мы всё дома […] Ей богу, правда…»
Она не любит переезды и перемены:
«…Здесь родились, век жили, здесь и умереть надо…»
Агафья Пшеницына никогда не «копается» в себе и не пытается разобраться в своих чувствах:«…Но она не знала, что с ней делается, никогда не спрашивала себя…»
«…И чувство Пшеницыной […] оставалось тайною […] и для нее самой…»
Ей не свойственно задумываться над чем-либо:
«…ее никто не видал задумчивой, да это и не к лицу ей…»
У Агафьи узкий кругозор, ее интересует только хозяйство: «…С хозяйкой только и разговору, что о хозяйстве…»
Она с трудом пишет по-русски:
«…Она только затруднилась тем, что много понадобилось написать… она подписала криво, косо и крупно…»
Агафья Пшеницына не читает книг:
«…– А читаете что-нибудь?
Она поглядела на него тупо и молчала…»
.
Она не бывает в театре:
«…– И в театре не бываете?
– […] Когда мне? А ужин как? – спросила она…»
«…За другим жена так не смотрит – ей богу!..»
«…она все осмотрит, все увидит, ни одного нештопаного чулка нет – и все сама…»
«…в Агафье Матвеевне, в ее вечно движущихся локтях, в заботливо останавливающихся на всем глазах…»
Агафья — бескорыстная женщина:
«…Разве умеет свои выгоды соблюсти?..»
Она оказывается преданной женой:
«…любовь ее высказалась только в безграничной преданности до гроба…»
«…с улыбкой глубокой преданности…»
Агафья Пшеницына — чудесная хозяйка, «царица» на своей кухне:
«…как Агафья Матвеевна царствует в кухне…»
«…над гениальной хозяйкой…»
«…Вы чудо, а не хозяйка! – говорил он…»
«…вы славная хозяйка…»
Она является трудолюбивой женщиной:
«…Она все за работой, все что нибудь гладит, толчет, трет […] заботливо толчет, гладит и трет на большом столе…»
«….заботливо принялась вертеть ручку кофейной мельницы, и локоть ее так проворно описывал круги, что у Обломова рябило в глазах…»
«…Что это как у вас проворно ходит игла мимо носа, Агафья Матвеевна!..»
Она встает рано, в 6 утра:
«…она ложится – и уже никакая пушка не разбудит ее до шести часов…»
«…Пирог не хуже наших обломовских, – заметил Захар, – с цыплятами и с свежими грибами…»
«…Кофе все такой же славный, сливки густые, булки сдобные, рассыпчатые…»
«…Обед являлся вкусный и чисто поданный…»
Она готовит сама, хотя у нее есть кухарка:
«…Хозяйка сама все на кухне. Пирог-то они с Анисьей вдвоем испекли…»
«…Я еще в будничном платье, все на кухне была. Сейчас оденусь…» (Агафья о себе)
Агафья любит чистоту и порядок:
«…чисто, опрятно…»
«…когда она нагибалась, видны были чистая юбка, чистые чулки…»
«…В прочих комнатах везде было светло, чисто и свежо…»
«…Вечно заняты! – сказал он, входя к хозяйке…»
«…она не села; это было не в ее привычках: она вечно на ногах, вечно в заботе и в движении…»
«…Как нет работы? Работа всегда есть, – сказала она, – утром обед готовить, после обеда шить, а к вечеру ужин…»
«…– Ужели же вы никогда не отдыхаете?..»
До встречи с Обломовым Агафья никогда не была влюблена. Обломов становится ее первой и единственной любовью:
«…не любя, дожила до тридцати лет, а тут вдруг как будто на нее нашло…» Агафья любит Обломова таким, какой он есть, и не пытается изменить:
«…полюбила Обломова просто, как будто простудилась и схватила неизлечимую лихорадку…»
«…За что или отчего полюбила она его именно… […] дожила до тридцати лет, а тут вдруг как будто на нее нашло?..»
В конце концов Обломов женится на Агафье. У супругов рождается сын Андрей. Спустя некоторое время Обломов умирает в довольно молодом возрасте. Несчастная Агафья долго не может прийти в себя от горя:
«…Жена! – покойно произнес Обломов…»«…А этот ребенок – мой сын! Его зовут Андреем, в память о тебе!…»
Это была характеристика Агафьи Пшеницыной в романе «Обломов» Гончарова: описание внешности и характера, дома и хозяйства героини в цитатах.
Смотрите: Все материалы о романе «Обломов»
www.literaturus.ru
Образ Агафьи Пшеницыной в романе «Обломов»: портрет героини, описание хозяйства, кухни |LITERATURUS: Мир русской литературы
Образ Агафьи Пшеницыной в романе «Обломов»: портрет героини, описание хозяйства и кухни
Возраст Агафьи Матвеевны Пшеницыной — около 30 лет:«…Ей было лет тридцать…»
Агафья является вдовой чиновника:
«…Дом вдовы коллежского секретаря Пшеницына…»«…Чиновница, а локти хоть бы графине какой-нибудь…»
От покойного мужа у Агафьи осталось двое детей — мальчик Ваня и девочка Маша:
«…двое детей со мной, от покойного мужа: мальчик по восьмому году да девочка по шестому…»
Судя по всему, Агафья является бедной дворянкой:
«…Она женщина благородная…» («благородными» называли представителей дворянства)
Героиня и ее семья живут на Выборгской стороне в Петербурге в собственном старом домике:
«…ни с того ни с сего, на Выборгскую сторону…»
«…Дом, что ли, с огородишком? И тысячи не дадут: он весь разваливается…»
Агафья разводит кур и продает яйца, чтобы заработать денег:
Смотрите: Дом Агафьи Пшеницыной
У Агаьфи приятное лицо:«…У ней простое, но приятное лицо…»
У нее серые глаза:
«…Глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица…»
«…круглые, полные ноги…»
«…заглянув в дверь, уперся взглядом в высокую грудь и голые плечи…»
«…припадая к работе своею крепкой грудью…»
«….грудь и плечи сияли тем же довольством и полнотой…»
У нее белые руки, жесткие от работы:
«…А руки то у нее были белые […] поцеловать не грех! Теперь стали жестки, потому что все сама!..»
«…он видит голую шею и мелькающие, вечно движущиеся локти и спину хозяйки…»
«…Чиновница, а локти хоть бы графине какой нибудь; еще с ямочками!» – подумал Обломов…»
«…женщина, которую он видел с голой шеей и локтями…»
Агафья Пшеницына является простой женщиной («простой бабой», по мнению Штольца):
«…Простая баба…» (Штольц об Агафье)
«…Глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица…» Агафья — добрая женщина:
«…Добрая Агафья Матвеевна!..»
«…Бог всех велел любить…» (Агафья о доброте)
Она является кроткой женщиной:
«…с бодрым и кротким взглядом…»
«…в глазах светились кротость…»
Агафья — спокойная женщина:
«…достоинство и спокойствие, с которыми она прежде властвовала над домом…»
Она является славной, замечательной женщиной:«…славная женщина! – говорил Обломов…»
«…а есть в ней что то такое…»
Агафья — бескорыстная женщина:
«…Оно было в самом деле бескорыстно, потому что она ставила свечку в церкви, поминала Обломова за здравие затем только, чтоб он выздоровел, и он никогда не узнал об этом. Сидела она у изголовья его ночью и уходила с зарей, и потом не было разговора о том…» (во время болезни Обломова)
Судя по всему, она является упрямой женщиной:
«…Плачет, а сама стоит на своем…»
«…она твердила одно…»
Агафья Пшеницына — домашняя женщина. Она редко выбирается в гости:
«…я с детьми только у мужниной родни в светлое воскресенье да в Рождество обедаем…» (ездит в гости два раза в год)
Она является глуповатой, ограниченной, «тупой» женщиной:
«…Она поглядела на него тупо, потом вдруг лицо у ней осмыслилось…»
«…Нет, – с тупым взглядом удивления отвечала она…»
«…«Что она, дура или плутовка?» – подумал Штольц…»
«…Сестра – дура: что с ней будешь делать?..»
«…Она только затруднилась тем, что много понадобилось написать […] она подписала криво, косо и крупно…»
Она не читает книги:
«…– Книги у вас есть? – спросил он.
– У братца есть, да они не читают. Газеты из трактира берем, так иногда братец вслух читают…»
Она не посещает театр:
– …И в театре не бываете?
– […] Когда мне? А ужин как? – спросила она…»
«…Вы все за работой! – сказал он ей однажды…»
«…трудилась с любовью, с неутомимым прилежанием…»
Агафья — проворная, энергичная, живая женщина:
«…Агафья Матвеевна по прежнему была живым маятником в доме…»
«…толкла, энергически двигая локтями, хозяйка…»
«…видел, что локти действуют с необыкновенным проворством…»
«…движется что-то живое и проворное…» (об Агафье)
Она всегда находится в движении:
«…все она ходит да движется…»
«…некогда покладываться*, – отвечала она, уклоняясь опять от стула. – Сегодня стирка у нас…» (*некогда отдыхать)
«…беспрестанно бегала в кухню посмотреть, как жарится баранина к обеду, не пора ли заваривать уху…»
Агафья является заботливой матерью и женой:
«…она смотрит за ним…» («смотрит» за Обломовым, то есть ухаживает за ним)
«…в глазах светились кротость и только хозяйственная заботливость…»
«…прислушиваясь чуткими ушами, нет ли где беспорядка, шума…»
«…Как зорко ни сторожило каждое мгновение его жизни любящее око жены…»
«…то хитростью, то лаской отвлекала Обломова от соблазнительных покушений на вино…»
«…А хотела еще с вечера, да память у меня словно отшибло! – схитрила Агафья Матвеевна…» (Агафья хитрит, чтобы Обломов меньше пил вина, не ел жирного и т.д.)
Агафья Пшеницына никогда «не копается» в себе:
«…Она не думала, не сознавала ничего этого…» (о любви Агафьи к Обломову)
«…она, как сказано, никогда не сознавала и не понимала этого, даже забыла, что несколько времени назад этого ничего не происходило в ней…» (о любви Агафьи к Обломову)
«…Она сама и не подозревала ничего: если б это ей сказать, то это было бы для нее новостью…» (о любви Агафьи к Обломову)
Она является прекрасной хозяйкой:
«…с достоинством господствовала среди наполненных, трещавших и шипевших кастрюль, сковород и горшков, повелевала Акулиной, дворником…»
«…В самом деле, хозяйство шло отлично…»
«…Хозяйственная часть в доме Пшеницыной процветала…»«…никто, как она, не умеет держать дома в порядке…»
«…такой хозяйки не найдешь…»
ЕЕ не интересует ничего, кроме хозяйства:
«…В первый раз в жизни Агафья Матвеевна задумалась не о хозяйстве, а о чем то другом…»
Агафья Пшеницына — «великая», образцовая хозяйка:
«…Кухня была истинным палладиумом* деятельности великой хозяйки…» (*святыня, талисман)
«…Агафья Матвеевна была образцовая хозяйка, что это было ее призванием…»
Все самолюбие Агафьи сосредоточено на ее хозяйстве:
«…в таком предмете, как хозяйство, на котором сосредоточивалось ее самолюбие и вся ее деятельность!..»
Она любит чистоту и порядок в доме:
«…а в доме у них порядок строгий и хозяйство идет славно…»
«…А там чистота, тишина…»
«…Все было в доме и все под рукой, на своем месте, во всем порядок и чистота…»
Агафья Пшеницына готовит еду сама, хотя имеет в доме кухарку:
«…Ты думаешь, это кто все готовит? Анисья? Нет! […] это все Агафья Матвевна делает…»
«…А Агафья Матвевна без повара чудес бы наделала – да!..»
При этом Агафья действительно вкусно готовит:
«…А дома уж накрыт стол, и кушанье такое вкусное, подано чисто…»
Также она сама делает домашнюю настойку на смородиновом листу:
«…Своя, домашняя: сами настаиваем на смородинном листу…»
Она сама солит огурцы и делает варенье:
«…закупка сахару, чаю, провизии, соленье огурцов, моченье яблок и вишен, варенье – все приняло обширные размеры…»
«…Солонины запасем, варенья вам наварю…»
Она сама штопает и чинит одежду:
«…появилась Агафья Матвеевна с двумя пирамидами чулок в обеих руках…»
«…Ничего, наше дело хозяйское: у вас некому разбирать, а мне в охоту, – продолжала она…»
«…Хозяйка сегодня принесла: вымыли и починили халат, – сказал Захар…»
Она сама шьет шторы, одеяла и т.д.:
«…сядет за шитье, игла у ней ходит мерно, как часовая стрелка…»
«…синими и зелеными драпри и кисейными занавесками с красными фестонами – всё работа рук Агафьи Матвеевны…»
«…Агафья Матвеевна собственноручно кроила, подкладывала ватой и простегивала их…» (одеяла, халат)
Также она сама крахмалит рубашки Обломову:
«…Сама крахмалит мне рубашки! – с чувством, почти со слезами произнес Обломов. – Ей богу, так, я сам видел.
Трудолюбивая Агафья Пшеницына работает по хозяйству, как машина:
«…бывало, она движется целый день, как хорошо устроенная машина, стройно, правильно…»
«…отворит шкаф, вынет что нибудь, отнесет – все, как машина…»
www.literaturus.ru
характеристика и образ героини в романе И.А.Гончарова «Обломов»
Агафья Матвеевна Пшеницына, урождённая Мухоярова — персонаж романа Ивана Гончарова «Обломов». Супруга главного героя — Ильи Ильича Обломова — и мать его маленького сына Андрюши.
Женщина приходилась сестрой чиновнику-махинатору Ивану Мухоярову. До брака с Обломовым Агафья была вдовой другого чиновника, поэтому и носила фамилию Пшеницына на момент встречи с Обломовым.
Характеристика героини
Агафья Матвеевна была трудолюбива и постоянно старалась угодить возлюбленному, а затем и мужу. Она любила повторять, что «работа всегда есть». Она не позволяла себе расслабиться: «А бывало, так у ней все и кипит в руках! С утра до вечера так и летает!»
Героиня стремилась создать в доме уют и оградить любимого человека от лишних усилий. И вначале знакомый, а затем супруг Илья Ильич оценил трудолюбие Пшеницыной: «Вы славная хозяйка!»
Однако Агафья не отличалась эрудицией и высоким интеллектом. Она едва знала грамоту: «Она только затруднилась тем, что много понадобилось написать… она подписала криво, косо и крупно…» Это можно объяснить тем, что женщина не любила читать. Вспомним её отрицательный ответ на вопрос: «А читаете что-нибудь?» К тому же она практически не бывала в театре и не интересовалась культурой.
(Илья Обломов знакомится с будущей женой Агафьей Матвеевной)
Простоту и бесхитростность этой женщины подчёркивает даже её фамилия по первому браку — Пшеницына. Жена Ильи Обломова была доверчива. Она могла подписать письмо, совершенно «не подозревая, что такое и зачем она подписывает».
Несмотря на это, дама пыталась заниматься своеобразным бизнесом — торговала курами. Видимо, предприимчивость всё же объединяла её с братом. Хотя Пшеницына, в отличие от него, честно трудилась и рано вставала по утрам: «она ложится – и уже никакая пушка не разбудит ее до шести часов»
Как и второй супруг, Агафья Матвеевна была домоседкой и не любила переезды. «Здесь родились, век жили, здесь и умереть надо…» — говаривала она о своём имении. Примерно так же ранее относился Илья Ильич к родной Обломовке. Он с трудом заставлял себя выехать даже на встречу с другом Андреем Штольцем.
Причём автор заметил, что по-настоящему Пшеницына впервые влюбилась именно в Обломова. По-видимому, она не испытывала подобных чувств к покойному первому мужу и отцу двоих её старших детей: «Не любя, дожила до тридцати лет, а тут вдруг как будто на неё нашло».
Образ героини в произведении
Агафья Матфеевна — тридцатилетняя обедневшая аристократка. И. А. Гончаров описывает героиню следующим образом: «Она была очень бела и полна в лице. Бровей у нее почти совсем не было… Глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил».
Жёсткие натруженные руки подчёркивают любовь персонажа к труду. Полнота означает, что даму не заботила внешность. Перед нами предстала простая русская женщина. Именно такая, заботливая и хозяйственная, не слишком умная, она и привлекла Обломова.
(Агафья Петровна, Илья Обломов и сын Андрей, по роману названный в честь Андрея Штольца)
Образ Агафьи Матвеевны, казалось бы, абсолютно положительный. Заботливая жена, ласковая мать, отличная хозяйка и просто добрая и трудолюбивая женщина. Однако писатель всё же подчёркивает: её любовь оказалась губительна для Ильи Обломова. Чтобы избежать повторного инсульта (апоплексического удара), мужу Пшеницыной нужно было двигаться, встать с любимого дивана. Однако супруга не позволяла ему предпринимать какие-либо усилия. Она заботилась об абсолютном комфорте любимого мужчины. И именно это стало трагической ошибкой любящей жены. Апоплексический удар повторился, и Илья Ильич всё же умер.
Однако автор всё же даёт надежду, что Пшеницына поняла свою ошибку. Ведь она неспроста отдала сына на воспитание Ильинской и Штольцу. Мать хотела, чтобы ребёнок видел пример других людей и иной жизни. Она пожелала, чтобы Андрюша, в отличие от покойного отца, научился выходить из зоны комфорта и идти к своей мечте.
Ведь Обломов потерял некогда любимую Ольгу Ильинскую именно из-за собственной лени. И сам Илья Ильич это осознавал. Возможно, именно поэтому его маленький сын Андрей был тёзкой его деятельного друга Штольца… Поэтому Пшеницына, доверив ребёнка друзьям покойного супруга, поступила правильно. Она знала, что тот одобрил бы её решение…
xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai
Образ и характеристика Агафьи Пшеницыной в романе И. Гончарова «Обломов»
Меню статьи:
Образ Агафьи Матвеевны Пшеницыной в романе Ивана Гончарова «Обломов» принято считать второстепенным, однако, если вдуматься глубже, начинаешь понимать, насколько важную роль она играет в произведении.
Эта женщина входит в жизнь Ильи Ильича тихо и незаметно и становится для него добрым ангелом. Благодаря ей герой почувствовал себя счастливым, и пусть это счастье было в какой-то степени иллюзией, последние годы жизни с Агафьей Илья Ильич прожил хорошо и ладно. Чтобы понять намерения и стремления этой простой, но доброй женщины, нужно ознакомиться с ее характеристикой.
Агафья Пшеницына – вдова с двумя детьми
Со страниц романа мы узнаем, что Агафья Пшеницына осталась вдовой с двумя детьми – восьмилетним Ваней и шестилетней Машей. Ее прежним мужем был коллежский секретарь Пшеницын, к которому женщина не испытывала особенных чувств.
Агафья не отличается умом
Приземленная и туповатая Агафья Пшеницына – это полная противоположность стремящейся к саморазвитию Ольги Ильинской. Все интересы женщины сводятся к тому, чтобы вкусно накормить Обломова и остальных домочадцев, чисто убрать дом и двор. Агафья не посещает театр, не интересуется искусством, ум героини ограничен, у нее не получается воспринимать то, что выходит за рамки привычного понимания: “…Она тупо слушала, ровно мигая глазами…” На любой вопрос, касающийся далекой для нее сферы, женщина отвечала улыбкой или молчанием, за которыми старалась спрятать свою необразованность и неосведомленность.
Однако, если эта женщина заговаривала о знакомом предмете, пропадала даже тупость.
Отличительная черта Агафьи – хозяйственность
И на кухне, где она чувствует себя как рыба в воде, и на огороде, и в доме эта женщина трудится непокладая рук. Ни одного незаштопанного носка, всегда выглаженная и зашитая одежда, умело помолотый и сваренный кофе, превосходная выпечка, вкусная еда, чисто убранные комнаты – все это характеризует Агафью Матвеевну как отличную, даже гениальную хозяйку.
Когда в ее судьбе появился Илья Обломов, эта женщина стала жить и работать для его счастья и благополучия, всю себя отдавая тому, кого искренне полюбила. Примечательно то, что Агафья готовит сама, хотя у нее есть кухарка Анисья, которая помогает.
Складывается впечатление, что эта женщина никогда не отдыхает. К тому же она – большая аккуратистка. «Агафья Матвеевна — сама опрятность!» – с восторгом отзывается о ней Обломов при разговоре с Андреем Штольцем.
Дом Агафьи Пшеницыной
В Петербурге на Выборгской стороне находится старый домик с большим огородом, который принадлежит Агафье Пшеницыной. Здесь, несмотря на маленькие комнаты с низким потолком и старыми окнами, всегда царит идеальный порядок. «По стенам жались простые, под орех, стулья; под зеркалом стоял ломберный стол; на окнах теснились горшки с еранью и бархатцами и висели четыре клетки с чижами и канарейками…”
Обстановка на кухне Агафьи Пшеницыной говорит о том, что она – настоящая хозяйка. Здесь «есть все, что только может понадобиться в хозяйстве. На кухне была большая и небольшая посуда, круглые и овальные блюда, соусники, чашки, груды тарелок, чугунные, медные и глиняные горшки. Кладовка Агафьи была полна разных продуктов. Чего здесь только ни было – и сыр, и масло, и мясо, и сахар, и грибы, и орехи, и сметана, и яйца, а также многие другие продукты.
Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с образом Андрея Штольца в романе И. Гончарова “Обломов”
Четыре из всех комнат занимает заселившийся в дом Обломов, в двух непарадных живет Агафья с детьми и наверху дома обитает брат хозяйки – чиновник Мухояров.
Агафья и Обломов
Когда Илья Ильич Обломов появился в жизни Агафьи Матвеевны, она потекла по другому руслу. Совместное хозяйство сблизило этих героев. У Пшеницыной появился тот, ради кого можно жить, отдавая свои способности и умения и наслаждаясь ответной благодарностью. «Все в доме Пшеницыной дышало таким обилием и полнотой хозяйства, какой не бывало и прежде, когда Агафья Матвеевна жила одним домом с братцем». «Прежде она видела в этом обязанность, теперь это стало ее наслаждением. Она стала жить по-своему полно и разнообразно» – характеризует автор героиню с этой стороны.
Когда Илья Ильич заболел, Агафья, не спуская с него глаз, просиживала у постели по ночам, а потом бежала в церковь, спеша заказать молебен, чтобы помянули за здравие. Женщина стала нервной и раздражительной, чего раньше за ней не наблюдалось.
Но только Обломов начал выздоравливать, «она опять пополнела, опять хозяйство ее пошло живо, бодро, весело, с маленьким оригинальным оттенком». Простодушная женщина, Агафья даже не знала, что полюбила Обломова, она не отдавала отчет своим чувствам, просто жила для этого дорогого сердцу человека. И была счастлива. Отношения Агафьи и Ильи Ильича, развиваясь, постепенно переросли в брак. Обломов женился на Пшеницыной, и у супругов родился совместный сын, Андрюша. Жизнь текла мирно и тихо, по-обломовски, но вдруг в их уютный дом постучалась беда.
Агафья после смерти Обломова
К большому сожалению, счастье Агафьи и Ильи продлилось недолго. Обломов умер, и жизнь Пшеницыной будто остановилась. Безутешная вдова постоянно плакала и молилась в церкви. Автор описывает этот период времени так: «…Вон она, в темном платье, в черном шерстяном платке на шее, ходит из комнаты в кухню, как тень, по прежнему отворяет и затворяет шкафы, шьет, гладит кружева, но тихо, без энергии, говорит будто нехотя, тихим голосом…” Единственной радостью для женщины стал сын Андрюша, но и его отдала она на попечение Штольца, ведь такова была воля покойного мужа.
Героиня романа была уверена, что поступила правильно, ведь считала, что младшему сыну не место среди черни, ведь он – «барчонок». «Вот он какой беленький, словно наливной» – восхищалась Агафья. А что же со взрослыми детьми? Может, они стали для несчастной матери утешением? Но нет. Сын и дочь пошли по жизни каждый своим путем: Ваня окончил «курс науки» и поступил на службу, а Маша вышла замуж за смотрителя казенного дома.
Дорогие читатели! Предлагаем проанализировать образ Ильи Обломова в романе И. Гончарова “Обломов”
После смерти Обломова полгода несчастная Агафья прожила в одном доме с Анисьей и Захаром, убиваясь горем. Она поняла, что «засветилось в ней солнце и померкло опять». И только когда, приезжая к Штольцам, видела сына, заливалась горькими слезами, и Ольга, проникаясь болью бедной женщины, плакала с ней. Несчастная Агафья, которая испытала, что такое любовь, но потеряла дорогого человека навсегда. Увы, так случается, порой судьба преподносит горькие уроки. Но все-таки надо жить, вопреки всему.
Отзывы о героине романа
Агафья Пшеницына, на мой взгляд, противоречивый персонаж романа. С одной стороны, она простая, даже недалекая женщина, не обладающая высоким интеллектом, не проявляющая интереса ни к культуре, ни к искусству, но с другой – сколько доброты и заботы проявляет она к любимому человеку, как ухаживает за ним во время болезни, как самоотверженно любит и отдает себя ему. Это настоящая русская женщина, с добрым сердцем и замечательными намерениями. Жаль, в ее жизнь внезапно ворвалось горе и разрушило то хрупкое счастье, которому Агафья радовалась и которое, как могла, старалась беречь. Мне искренне жаль героиню романа «Обломов» – Агафью Пшеницыну.
«Сердце обливается слезами, когда я читаю, как тяжело перенесла Агафья смерть своего второго мужа – самого дорогого и любимого человека. И почему счастье так кратковременно? Но таковым был замысел автора, ведь в этом сюжете скрыт глубокий смысл. Только жаль, что похожие ситуации происходят и в реальной жизни».
Образ и характеристика Агафьи Пшеницыной в романе И. Гончарова «Обломов»
3.5 (70%) 8 votesr-book.club
Образ и характеристика Агафьи Пшеницыной в рассказе Обломов Гончарова
Второстепенный персонаж Агафьи Матвеевны Пшеницыной является одним из характерных женских образов произведения и представляет собой полную противоположность главной героине романа Ольге Ильинской.
Автор изображает героиню настоящей русской женщиной пышных форм, глубоко религиозной. Агафья описывается в виде прекрасной хозяйки дома, любящей чистоту и домашний уют, доброй, скромной, покорной женой главного героя Обломова.
Женщина совсем не образована и во многих жизненных вопросах не осведомлена, обладает весьма узким кругозором, но при этом умеет умело это скрывать, предпочитая либо молчать, либо мило улыбаться. Интересы Агафьи ограничены ведением домашнего хозяйства, занятиями на кухне, общением с прислугой или с торговцами.
Писатель акцентирует внимание на положительных качествах героини, окружившей мужа любовью и постоянной заботой, оберегающей его от любых проблем и переживаний. Это именно та тихая спокойная гавань, долгожданное умиротворенное счастье, о котором всю жизнь мечтал Обломов.
Любовь Агафьи к Обломову значительно отличается от чувства, которое испытывала к нему Ольга. Пшеницына любит мужа не за что-то, а за возможность находиться рядом с ним и ощущать его искреннюю благодарность за ее самопожертвование ради него.
Главный герой, измученный отношениями с Ольгой Ильинской, обретает с преданной ему Агафьей спокойное благополучие, погружаясь в рутину своего иллюзорного мечтательного мира. С другой стороны, образ Пшеницыной иллюстрирует и раскрывает драматизм жизненных идеалов Обломова, застрявшего в пучине бездействия и лени. Именно умиротворяющая атмосфера семейного быта, созданная Агафьей для любимого мужа, и приводит в финале романа к скоропостижной смерти Обломова, отказывающего исполнять рекомендации докторов. У супругов рождается сын, которого Агафья обожает, но решает отдать на воспитание друзьям Обломова Штольцам, поскольку считает, что только они смогут дать ребенку неординарного человека необходимое воспитание и образование.
Повествуя о жизни Обломова с Агафьей, писатель невольно сравнивает Пшеницыну с Ильинской и выявляет парадоксальную истину о том, что обычная верующая женщина, охваченная всеобъемлющим чувством любви, во всем превосходит успешную, образованную, умную карьеристку, и может быть совершенно счастлива в своей бескорыстной любви.
Сочинение Характеристика и образ Агафьи Пшеницыной
В романе Ивана Александровича Гончарова «Обломов» Агафья Матвеевна Пшеницына является второстепенным женским персонажем. Агафья Матвеевна простая русская женщина, она необразованная и очень часто общается со слугами и торговцами продуктов. Пшеницына очень добрая и всецело отдается своим любимым людям. До того пока она стала женой Обломова она посвящает всю себя своему брату и даже может показаться, что Агафья Матвеевна не имеет собственного мнения и проживает чужую жизнь.
Гончаров решил сделать контраст между героинями Ольгой и Агафьей, если Ольга больше ценит материальные блага, то Пшеницына больше человек душевной организации. Если Агафья Матвеевна не знала ответ на какой-то вопрос, она просто молчала или мило улыбалась собеседнику.
Писатель описал Агафью Матвеевну Пшеницу как ангела и спасителя для своих мужчин брата и Обломова. Она очень хозяйственная и мудрая женщина, которая всегда пыталась оберегать своего мужчину и создавать комфорт и уют для него. Ей нравилось, что рядом с ней Обломов чувствовал себя комфортно, ведь именно для этого она и старалась.
Обломов был очень ленивым человеком, который любил поесть, Агафья Матвеевна готовила для Обломова всякие вкусности и пыталась ему угодить в этом. Возможно, именно эта жертвенность и отдача всецело себя Обломову сделало Пшеницыну по-настоящему счастливой.
Агафья Матвеевна была счастлива рядом с таким необычным человеком как Обломов, она посвятила ему всю себя и ее это умиляло. Она ограждает его от любых огорчений и невзгод и берет на себя всю работу, которую только может. Агафья Матвеевна верующая женщина и эта вера помогла ей быть счастливой.
Иван Александрович сделал акцент на том, что, несмотря на необразованность героини, она стала счастливой, чего нельзя сказать о других персонажах романа. Однозначно можно сказать, что Агафья Матвеевна Пшеницына положительный персонаж. Пшеницына подает пример бесконечной любви к человеку и всему, что ее окружает. В отличие остальных героев романа она не гналась за деньгами и обрела свое счастье. Иван Александрович ставит в пример обычную русскую женщину, которая обладает бесконечной душой и готова пожертвовать собой ради любви.
Другие сочинения:Образ и характеристика Агафьи Пшеницыной в рассказе Обломов
Несколько интересных сочинений
- Образ и характеристика Платонова в рассказе Яма Куприна сочинение
Одним из ключевых персонажей произведения является Сергей Иванович Платонов, представленный писателем в образе завсегдатая дома терпимости, принадлежащего Анне Марковне Шайбес.
- Анализ произведения Первая любовь Тургенева
Произведение И. С. Тургенева «Первая любовь» проникнуто собственными любовными переживаниями, которые пережил когда-то автор. Для него любовь представляется неистовой силой в любом из своих проявлений
- Сочинение Почему проблему «отцов и детей» называют вечной?
Мы все любим своих родителей. Но, пожалуй, каждый из нас хотя бы раз в жизни вступал с ними в тот или иной конфликт. На мой взгляд, это вполне нормально и является неотъемлемой частью нашей жизни
- Сочинение на тему Хорошие слова в русском языке
Каждый день мы употребляем большое количество слов. Есть слова хорошие, а есть слова плохие. Родителя стараются приучить нас с детства говорить красиво и грамотно
- Сочинение Взаимоотношения человека и природы рассуждение
Изначально все человечество связано с природой. Этот союз существовал всегда, взаимодействие было, есть и будет. Без этого людям никак не прожить, как собственно говоря, и природе не развиваться и не сохраниться без участия человека.
sochinite.ru
| / Характеристики героев / Гончаров И.А. / Обломов / Агафья Пшеницына Пшеницына Агафья Матвеевна – вдова чиновника, незаконная жена Обломова. «Ей было лет 30. Она была очень бела и полна в лице. Бровей у нее почти совсем не было…Глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил». / Характеристики героев / Гончаров И.А. / Обломов / Агафья Пшеницына | Смотрите также по произведению «Обломов»: Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре. 100% гарантии от повторения! |
www.litra.ru
Образ и характеристика Агафьи Пшеницыной в романе Обломов Гончаров сочинение
Образ Агафьи Пшеницыной вызывает много двойственных мыслей, как в наше время, так и во времена Гончарова. Главная черта характера героини – любовь с большой самоотдачей к близким ей людям, которая переплетается с поклонением и смирением.
Для нее смысл ее жизни в заботе о семье, доме и глубокая вера в Бога. Героиня полностью отдает себя обустройству уюта дома. Ей не нужны прогулки и светские развлечения.
Дополнительные краски в образ Агафьи Пшеницыной вносит описание ее внешности. В ее образе нет аристократизма. Руки Агафьи привыкли к работе, фигура полновата. Одежда отличается простотой. Манера поведения и разговора подчеркивает чрезмерную скромность и смирение.
Любовь, которая проснулась в героине к Обломову, была любовь-восторг, любовь-обожание. Любовь к Обломову и Ольги, и Агафьи были толчком к расцвету их образов. Разница в том, что Ольга придумывает себе образ «настоящего мужчины» и пытается переделать Обломова. Для Агафьи любовь стала «простудой» и «неизлечимой лихорадкой». Это любовь-пробуждение, обожание и смысл жизни. Не знающая границ вера в идеалы Агафьи пробудили в душе Обломова любовь. Их связывали общие черты характера, взгляды на мир.
Гончаров рисует нам портрет героини с двух сторон. С одной стороны перед нами предстает женщина безвольная, казалось бы, без проявления интересов. С другой стороны – женщина, которая ради любимого все сделает. В ней просыпается женственность. Возможность быть рядом с любимым человеком окрыляет ее.
Образ Агафьи просматривается по-разному на фоне Обломова. Обломов-лентяй выставляет ее в образе женщины, которая не хотела замечать его недостатки. Обломов-обыватель сам не стремился к душевному росту. Агафья рядом с ним растворялась в этом маленьком болоте.
В романе просматривается сравнение женщины, любящей и требующей, и женщины все прощающей и обожающей.
Сочинение про Агафью Пшеницыну
Гончаров в своём романе противопоставил два совсем не похожих между собой образа — Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной. Ольга очень активна, стремится к знаниям, веселая и умная. Агафья похвалы критиков и современников не удосужились. Можно с уверенностью сказать, что Агафья обладает не меньшей внутренней красотой и глубиной, добротой, чем та же Ольга. Илья Ильич именно с Агафьей приобрел свое счастье, хоть, можно сказать, оно и было иллюзией.
Агафья, безусловно, очень важный персонаж. Скорее всего, это прототип матери автора — Авдотьи Матвеевны. Агафья, как и мать Гончарова, обладает добрым сердцем, огромной верой, но самое главное то, что забота о семье стоит на первом месте. Пшеницыну можно называть воистину русской женщиной, душой русского народа. Автор рисует в голове читателя ее, как женщину с полными локтями, пышные формы, которые в своё время служили настоящим вдохновением для великих мастеров. Глаза не несли в себе особой загадки, простые. Яркий румянец на щеках делал образ более детальным и красочным. Образ Агафьи Пшеницыной — это прототип русской женщины-крестьянки. Такой женщиной нужно восхищаться!
Ее характеристика в романе довольно-таки неопределенная и неоднозначная. Кажется, что автор просто изобразил обычную женщину — крестьянку, которая не блещет умом и, если так можно выразиться, недалекая. Главные заботы — кухня и хозяйство, хлопоты по дому. У нее нет собственного мнения, она во всем потакает брату, а позже и самому Обломову. Самое трагичное то, что Агафья даже и не пытается быть хоть кем-то, ей не нужно свое мнение, ведь мнение Обломова заменяет мнение Пшеницыной, она живёт только им. Когда ей задавали вопросы, она смущалась, ведь за улыбкой или Молчанием тщательно скрывала то, что она глубоко необразованная.
Но есть и другая картина всего этого. Гончаров изображает женщину, словно ангела-хранителя Обломова. Самое главное счастье для Агафьи — счастье Обломова, ведь именно для него она и живёт. Она мечтает лишь о его благополучии. Она просто принесла себя в жертву. Но эта жертва, как ни странно, является настоящим счастьем нашей героини. Возможно, именно в этом и есть ее смысл жизни.
Также читают:
Картинка к сочинению Образ и характеристика Агафьи Пшеницыной в романе Обломов
Популярные сегодня темы
- Сочинение Анализ рассказа Темные аллеи Бунина 9 класс
Рассказ Бунина «Темные аллеи» описывает драматичную любовь двух героев, жизнь которых уже клонится к закату.
- Сочинение на тему Первый снег
Первый снег – это самая настоящая сказка для меня. Он выпадает всегда неожиданно и несет с собой особый уют, спокойствие и доброту. Когда я вижу первые снежинки за окном, мне сразу хочется
- Характеристика героев рассказа Уроки французского (образы героев)
Ключевыми персонажами произведения являются одиннадцатилетний мальчик, происходящий из бедной семьи, от лица которого ведется повествование в рассказе, и учительница Лидия Михайловна, преподающая в школе французский язык.
- Сочинение Отзывчивость в рассказе Матренин двор Солженицина
В 1959 году А.И.Солженицын написал рассказ «Матрёнин двор». Несмотря на год создания, впервые его опубликовали в 1963 году под данным названием, так как «Не стоит село без праведника» было отвергнуто.
- Сочинение Чем меня привлекает Мцыри?
Мцыри привлекает меня своими жизненными ценностями. Я думаю, что Мцыри-романтический герой, в жизни которого показаны конфликты действительности с мечтой.
sochinimka.ru