Урок по русскому языку на тему «Имя существительное» (6 класс)

Тема: «Имя существительное

как часть речи»

6 класс

Разработала

учитель русского языка и литературы

Амвросиевской ОШ І-ІІІст. № 6

Путря С.А.

2015г.

Тема: «Имя существительное как часть речи»

Цель: образовательная: закрепить и обобщить сведения об имени существительном. Сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению морфологических и синтаксических признаков имени существительного.

развивающая: развить коммуникативную, информационную, саморазвивающую компетентности, творческое мышление, умение сравнивать, классифицировать, давать самооценку.

воспитательная: воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения, формировать навыки сотрудничества.

Задачи: отработать навыки в употреблении имён существительных в предложениях, осмыслить их роль в речи, совершенствовать орфографические умения, научиться применять знания на практике.

Ожидаемые результаты: по окончанию этого урока ученики будут

знать, что такое имя существительное, его основное назначение;

уметь находить существительное в тексте;

определять их морфологические признаки;

различать лексико-грамматические разряды имён существительных;

заниматься продуктивной деятельностью.

Тип урока: совершенствования знаний, умений и навыков.

Вид (жанр): исследование, с элементами игры и ролевого поведения.

Информационно – техническое сопровождение урока: Компьютерная презентация «Интересное и удивительное имя существительное» (программа Мs PowerPoint), компьютер с выходом в интернет, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Оборудование: дидактический и раздаточный материал, тексты художественных произведений

Эпиграф: Имя существительное – хлеб языка. 

Л. В. Успенский

План – схема урока.

Этап урока

Время.

Мин.

Формы и методы деятельности учителя

Результат деяльности

І

Организационно- вступительный

2

Приветствие. Определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку. Создание рабочего, творческого, доброжелательного настроения методом « Аллитерация имени» Установка на успех.

Создание групп, готовность к уроку.

Настрой на успешную работу.

ІІ

Сообщение темы, целей, задач и ожидаемых результатов

2

Интерактивное упражнение «Букет моих ожиданий»

Определение целей и задач урока, обозначение объёма работ.

ІІІ

Актуализация опорних знаний учений и навыков

2

2

Проверка домашнего задания.

Метод « Мозговая атака»

Воссоздание знаний необходимых для последующих этапов урока

ІV

Вступительное слово учителя.

Мотивация учебной и познавальной деяльности

2

2

Проблемная жизненная ситуация. Евристичная беседа

Работа с эпиграфом

Создание эмоциональной атмосферы

Усвоение сущности проблемы. Привлечение учеников к групповой работе.

Выявление готовности каждого из учасников к продуктивному сотрудничеству.

V

Получение, осмысление и первичное закрепление новых знаний

7

Метод «Исследование»

Восприятие информации и настрой на работу с текстом. Приобретение навыков иссследования, самостоятельного поиска и обработки новой информации. Выработка совместного обучающего продукта.

Релаксация

1

Супер физкультминутка

Восстановление бодрого настроения, улучшение концентрации внимания и работоспособности Создание условий для психоэмоциональной разгрузки.

VІІ

Овладение новими знаниями

2

3

4

Практическая работа:

Игра – соревнование «Кто быстрее»

Элементы ролевого поведения.

Коментированное письмо.

Практическое использование орфографических правил, аспектов ролевого поведения, игровых ситуаций. Приобретение нових умений и навыков.

VІІІ

Контроль и коррекция полученных знаний

2

2

4

Тестовое задание

Реподуктивный метод-моделирование. Работа в тройках.

Конструктивное задание – использование Всемирной сети Интернет.

Формивание критического мышления. Создание алгоритма правильного действия. Отработка умений определять грамматические признаки существительного.

Отбор нужной информации.

ІХ

Подведение итогов. Рефлексия

2

2

Оценивание и самооценивание, виявление лучших.

Упражнение «Незаконченное предложение»

Анализ результатов урока: Определение главного, полезного, интересного. Выводы. Комментарии — пожелания учащихся к уроку.

Х

Домашнее задание

2

Задания репродуктивного и творческого характера

Усвоение и повторение материалов темы.

ХІ

Заключительное слово учителя

2

Упражнение «Пожелания»

Сброс эмоционального напряжения, создание позитивной обстановки.

Структура урока

І. Организационно-вступительная часть: «Метод аллитерация имени». Цель метода — создание доброжелательного творческого настроения. Каждый ученик придумывает себе прилагательное – положительное качество, которое начинается с такой же буквы, что и имя. (Активная Анастасия, весёлая Виктория, добрый Даниил).

Установка учащихся на успех, на плодотворную работу, достойную борьбу. Пожелания как можно больше получить новых знаний.

ІІ. Сообщение темы, целей и ожидаемых результатов. Упражнение «Букет моих ожиданий». Каждая группа пишет свои ожидания на лепестках бумажных ромашек, из которых потом сложится букет

.

ІІІ. Актуализация опорных знаний, умений и навыков

а) Проверка домашнего задания.

б) Повторение необходимого материала. Метод «Мозговая атака».

1. Какая часть речи называется существительным?
2. На какие вопросы они отвечают?
3. Как изменяются имена существительные?
4. Что вы знаете об именах одушевленных существительных?
5. Что знаете о неодушевленных существительных?
6. Что обозначает имя существительное?
7. Назовите падежи существительного? На какие вопросы они отвечают?
8. Род имени существительного?
9. Какую синтаксическую роль играет существительное в предложении?

IV. Мотивация учебной деятельности. Вступительное слово учителя (проблемная жизненная ситуация)

С именем существительным вы знакомы с 5 класса. Сегодня на уроке вы расширите свои знания об этой части речи: познакомитесь со значением имени существительного, выявите его морфологические признаки и синтаксическую роль.

— Прочитайте эпиграф урока, докажите это высказывание, объясните постановку тире

Давно живу я в мире этом, 
Даю названия предметам
(существительное)

Попробуйте догадаться, о какой части речи сегодня пойдет разговор на уроке, свой ответ обоснуйте.

— Какие же названия предметам дает имя существительное? Приведите свои примеры.

Живые существа: девочка, мальчик, человек, собака, мышь.

Явления природы: гроза, дождь, снег, ветер

Действия как предмет: бег, ходьба, езда, прогулка, движение, полет.

Признак как предмет: синева, красота, чернота, веселье, беднота, пустота.

Вывод: имена существительные обозначают предмет, а еще действие как предмет, признак как предмет.

V. Получение, осмысление и первичное закрепление новых знаний. Метод «Исследование» (историческое, грамматическое, синтаксическое).

Исследование историческое: Работа с отрывком из сказки ПушкинаА.С. «Золотая рыбка»

Пошёл старик к синему морю;

( не спокойно синее море)

Стал он кликать золотую рыбку.

Приплыла к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

Найдите существительные, определите их падеж, у какого существительного трудно было определить падеж? (слово «старче» употреблено в форме звательного падежа, который существовал в церковнославянском языке)

Вывод: Имя существительное изменяется по падежам. В современном русском языке, ранее существовавший, звательный падеж существует в виде архаизмов, входящих в состав фразеологических оборотов.

Исследование грамматическое: Правила разграничения одушевлённых и неодушевлённых имён существительных.

Почему существительные кукла, разбойник, ученик , туз, валет, ферзь, козырь относятся к одушевлённым существительным, а слова народ, толпа, взвод, стая, молодёжь, детвора — к неодушевлённым?

1.В нашем зоопарке нет лисичек. (Р. П.) Наблюдал забавных лисичек (В. П.)

2. Набрал корзину лисичек. (Р. П.) Собирал рыжие лисички. (В. П.)

В 1. случае Р. П= В. П.; Во 2 случае Р. П ≠ В. П

Вывод: совпадение окончаний во множественном числе в Род. и Вин. падеже – признак одушевлённости, а несовпадение – неодушевлённости. ( Работа с учебником).

Исследование синтаксическое. Сформулировать самостоятельно задание.

Подлежащее (Кто? Что?). Сказуемое (Что такое? Кто такой?). Дополнение (Все вопросы косвенных падежей). Определение (Какой? Чей?). Обстоятельство (Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как?).

Мальчик идёт в гимназию. Он ученик. Он поздоровался с учителем. Он получил пятёрку с плюсом.

Вывод: Имя существительное может быть любым членом предложения.

VI. Релаксация. Суперфизкультминутка

(Учащиеся повторяют движения, предложенные в видеоролике)

VII. Овладение новыми знаниями: практическая работа.

1.Игра – соревнование между группами: « Кто быстрее»

Выписать имена существительные в 3 колонки по родам. Волна, солнце, поле, мышь, шалаш, станция, дедушка, электропечь, ткач.

Вывод: имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.

2.Использование элементов ролевого поведения. Разыграть сценку «В магазине»

— А теперь представьте, что вам нужно сходить в магазин и купить продукты в молочном и кондитерском отделе. Все покупки запишите в тетрадь.

(молоко, кефир, сметана, брынза, творог, масло, маргарин, майонез, пастила, зефир, шоколад, мармелад, халва, соль, сахар, кофе, повидло, какао, мука, варенье и т.д. )

— В какой форме употребляются эти существительные? Можно ли говорить: «Дайте два молока и одну сметану?» Как нужно правильно говорить?

Вывод: не все имена существительные изменяются по числам, некоторые имена существительные бывают только единственного числа, а другие только множественного.

3.Упражнение – комментированное письмо, работа в парах.

Вывод существительные могут относиться к 1, 2, 3 склонению

VIII. Контроль и коррекция полученных знаний

Тест по теме: «Имя существительное» 

1. Имя существительное обозначает: 
А) признак предмета; 
Б) действие; 
В) предмет 

2. Имя существительное отвечает на вопросы: 
А) Что делает? 
Б) Кто? Что? 
В) Какой? Какое? 

3. Имена существительные бывают: 
А) м.р., ж.р., ср. р.; 
Б) ж.р., ср.р.; 
В) м.р., ж.р.

4. Выберите имя существительное:

А) читать

Б) река

В) умный

5. Выберите имя существительное женского рода:

А) школа

Б) стол

В) яб

Репродуктивный метод – моделирование. Работа в тройках

Подобрать к данным прилагательным имена существительные (по три к одному прилагательному), соответствующего рода, указать род.

Чёрный…Долгий…Новое…Жареный…Сочное…Лёгкая…Современная…

Конструктивное заданиеиспользование Всемирной сети Интернет. Подобрать пословицы и поговорки о труде, расставить их в такой последовательности, чтобы слово «труд» изменялось по падежам.

1. Воля и труд, дивные всходы дают. (И. п.)

2.Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. (Р. п.)

3.Любовь к труду у людей на виду. (Д. п.)

4.Труд человека кормит, а лень портит. (В. п)

5. Живи своим умом, а честь расти трудом. (Т. п.)

6.В труде победить – мир укрепить. (П. п)

IX. Подведение итогов урока.

1.Вывод: существительные в нашей жизни играют огромную роль, они помогают нам назвать то, что мы видим.

Имя существительное – это часть речи, отвечает на вопрос Кто? Что? обозначает предмет, относится к мужскому, среднему и женскому роду, бывает 1, 2 ,3 склонения, одушевленное и неодушевленное, изменяется по числам и падежам. А зачем нужны существительные? (Они называют предметы, которые находятся вокруг нас).

2.Оценивание и самооценивание ответов учащихся.

3.Рефлексия: «Закончи предложение»

Сегодня на уроке :

— Я узнал, что имя существительное – это…

— Убедился в том, что существительные…

— Научился применять на практике такие знания о существительном как…

— Мне было интересно узнать…

— Об этом я хотел бы узнать больше…

— Это пригодиться мне в будущем…

— Теперь я умею…

— Я доволен своей работой на уроке, потому что…

— Для меня это было интересно

Пожелания на следующий урок.

X. Домашнее задание:

1. І Уровень репродуктивный:сочинение – миниатюра на тему «Чем удивило имя существительное?»

2. ІІ Уровень репродуктивно-конструкторский: Представить и нарисовать имя существительное, продумать план защиты своей творческой работы.

3.ІІІ Уровень конструкторский: Составить текст рекламы школьного учебника по русскому языку для 6 класса или составить рецепт фруктового салата для друга.

4.IV Уровень творческий: Подобрать высказывания о русском языке, найти в тексте имена существительные, сделать морфологический разбор трёх существительных.

XI. Заключительное слово учителя.

Упражнение «Пожелания» (Учащиеся высказывают пожелания друг другу)

1. Сегодня на уроке мы узнали…
2. Более всего нам понравилось…
3. На этом уроке мы научились…
4. Мы поняли, что…
5. Больше всего нам запомнилось…
6. Это нам понадобится в дальнейшей жизни….
7. Для нас это было интересное…
8. Об этом бы мы хотели узнать больше…
9. Наши пожелания на следующий урок…

infourok.ru

Имя существительное 6 класс

МБОУ «Татарско – Суксинская средняя общеобразовательная школа» Актанышского муниципального района РТ

Учитель русского языка

и литературы:

Гильфанова Рамиля

Шаукатовна

Тема урока: Повторение изученного об имени существительном.

Цели урока:

  1. Обобщить и закрепить знания и умения по теме «Имя существительное».

  2. Развивать умение:

  • Правильного написания имён существительных;

  • Правильного употребления имён существительных в речи.

  1. Воспитать:

    • Высокую познавательную активность учащихся;

    • Ответственное отношение к учёбе;

    • Ответственное отношение к коллективной работе.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста!

  1. Проверка домашней работе.

(проверка домашней работы по желанию)

  1. Актуализация знаний.

Откройте, пожалуйста, ваши тетради и запишите число, классная работа.

— Сейчас мы с вами напишем небольшой словарный диктант.

Словарный диктант.

Рейс, рейка, непоседа, спортсмен, академия, спорт, окно, зерно, депо, автомобиль, кофе, время, стремя, нелепость, пальто.

Давайте проверим правильность написания вами словарного диктанта. (интерактивная доска)

— А теперь, ответьте, пожалуйста, из каких частей речи состоит наш словарный диктант? (из имён существительных)

— А какую часть речи мы с вами изучали на предыдущих уроках? (имя существительное)

— Дайте определение имени существительного. (имя существительное – часть речи, которая отвечает па вопрос кто? что? и обозначает предмет)

— Что нового вы узнали о склонении и роде существительных? (имена сущ. бывают 3 видов: м.р., ж.р., ср.р.и имена сущ. общего рода)

— Как вы думаете, какой будет сегодня наша тема урок? (Повторение изученного об имени существительном)

— Как образуются имена сущ.?

— Как отличить существительные с приставкой не- от существительных отрицательной частицей не? (существительные с приставкой не- пишутся слитно, а с отрицательной частицей — раздельно)

— Приведите по два – три примера имен существительных с суффиксами лица и уменьшительно-ласкательным суффиксами.

— Как различить на письме суффиксы – ик и –ек?(если при склонении слова гласная выпадает из суффикса, значит пишется буква е, если не выпадает, то пишется и)

— Расскажите о правописании буквы ч и щ в суффиксе – чик и – щик.

— Молодцы! Через урок мы с вами будем писать контрольный диктант по теме «Имя существительное» и знания, полученные на прошедших уроках, вам очень пригодятся.

Запишите, тему нашего урока в тетрадь. (запись на доске).

  1. Основной этап.

Вы, наверное, обратили внимание на, немного похожую на солнышко, аппликацию на доске и то, что сегодня вы сидите немного необычно. Мы с вами сегодня попытаемся открыть все лучики нашего солнышка, а на нашем уроке солнышком является – имя существительное, лучиками его – знания, которые мы с вами приобрели на предыдущих уроках.

Каждый ряд образует команду, которой необходимо выбрать капитана команды.

Каждая команда за правильный ответ будет получать, так называемые лучики знаний, они окрашены будут в разные цвета. Жёлтый цвет – будет соответствовать правильному (5), полному ответу, зелёный – правильному, но не совсем полному (4), голубой – ответу, которому необходимы дополнения или поправки (3). Итак, у на получилось 3 команды. Удачи всем.

  1. Давайте начнём открывать лучики солнца, лучики наших знаний. В напутствие вам хочу сказать следующие слова:

Я вам удачи пожелать хочу,

Ответить только на отлично!

Чтоб эти знания остались навсегда,

Ведь грамотность всегда, всем симпатична!

Итак, обратимся еще раз к нашему словарному диктанту.

Для начала давайте вспомним, какого рода бывают имена существительные?

В этом вам поможет выполненное вами домашнее задание, заполненные карточки.

Итак, дайте пожалуйста ответ. (мужского, женского, среднего рода)

А теперь первое задание.

Задание командам: выпишите имена существительные:

1 команда: мужского рода: Рейс, спортсмен, спорт, автомобиль, кофе.

2 команда: женского рода: рейка, академия, нелепость.

3 команда: среднего рода: окно, зерно, депо, время, стремя, пальто.

  1. А что еще взаимосвязано с родом имён существительных? (отношение существительного к определённому склонению)

Сколько склонений у имени существительного: (три), расскажите какие имена существительные относятся:

1 команда – 1 скл.,

2 команда – 2 скл.,

3 команда – 3 скл.

— Вы, наверное, обратили внимание на то, что некоторые существительные выделены другим шрифтом, как вы думаете, почему?

(непоседа – существительное общего рода,

время, стремя – разносклоняемые существительные,

кофе, пальто, депо – несклоняемые существительные).

(Существительные обозначающие качества людей относятся к существительным общего рода)

— А почему непоседа является существительным общего рода?

(Имена существительные общего рода с окончанием –а, -я, обозначающие качества людей, относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского полу и к женскому роду, если обозначают лиц женского пола.)

— А как согласуются глаголы прошедшего времени с такими имена существительными?

(глагол-сказуемое в прошедшем времени при подлежащем-имени существительном общего рода ставится в мужском роде, если говориться о лице мужского пола, и в женском роде, если говорится о лице женского пола.)

А как согласуются прилагательные с такими существительными. (в зависимости от того к какому роду они будут относиться)

Раздаются лучики за правильный ответ. Открываются лучики на доске.

Молодцы! А сейчас следующее задание.

3. Задание командам: (карточки)

1. Вставьте пропущенные буквы, объясните их постановку. Объясните постановку тире в первом предложении.

Серёжа – круглый сирота.

Какая ты зазнайка, Люба, удивилась мама.

Давайте проверим. (интерактивная доска)

2. Поставьте глаголы в прошедшее время и согласуйте их с существительными.

Фельдшер Данилова пригласила в кабинет очередного больного.

Врач Иванов выписал рецепт.

Давайте проверим.

3. Назовите имена существительные общего рода. Расставьте знаки препинания, объясните их расстановку.

По оживлённым лицам, по одобрительным репликам архитектор Нина Васильевна поняла, что проект принят.

Профессор Рождественская взошла на кафедру и обратилась к студентам с приветствием.

Давайте проверим.

— Молодцы! Получите свои, честно заработанные лучики. Давайте немного посмеёмся.

— Давайте прочтем данный диалог по ролям. Понадобится два участника.

— Какое языковое явление обыгрывается в шуточном стихотворении? (употребление несклоняемых имён существительных)

— Ура! Ура!

-Ура! Ура!

— Вчера я видел кенгура!

— Не кенгура, а кунгуру!

— А как кричать тогда: «Уру!»?

— Кричи «Ура!» про кенгуру.

— Которых видел я вчеру?

— Которых видел ты вчера.

— Ура! Ура!

— Ура! Ура!

— Ещё там были кенгурята. Про них-то как кричать: «Уря!» — да?

Итак, следующее задание.

— Вспомните, на какие группы делятся несклоняемые имена существительные?

Задание командам. (работа на интерактивной доске, 1 команда записывает несклоняемые существительные, 2 команда существительные общего рода, 3 команда разносклоняемые существительные)

Такси, племя, непоседа, радио, бремя, умница, шоссе, зазнайка, шимпанзе, пламя, плакса, пальто, имя, лежебока, кофе, путь, забияка, стремя.

Проверка слов.

— Молодцы! Открываются на доске лучики, (раздаются лучики)

4. Двигаемся дальше, уже солнышко знаний светит ярче, но еще несколько лучей мы с вами не открыли.

(интерактивная доска)

— Бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя, путь.

— Как вы, думаете, о каких именах существительных сейчас пойдёт речь? (о разносклоняемых именах существительных)

— Почему мы их называем разносклоняемыми? (при изменении таких имён существительных по падежам они в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа имеют окончания 3-го склонения – и, а в творительном принимают окончания 2-го склонения –ем (-ём).)

— Вспомните орфограмму написания буквы Е в суффиксах –ен- существительных на — мя

Задание командам. На карточках напечатано «Весёлое правило в стихах», вставьте, правильно употребляя разносклоняемые имена существительные. Чья команда быстрее и правильнее выполнит, та и победит.

Живём мы в новом времени,

И нет пути назад,

Пути к далёкой темени

С пещерным населением,

Где не было понятия о тяжком нашем бремени –

Приставках пре- и при-

Где не было понятия об имени, фамилии,

Где племенем у пламени велись богослужения.

Где знамя бога племени

Взмывалось в высь небесную.

Где не было понятия

О новом нашем времени.

Но, если мы окажемся

В пещерном тёмном времени,

Не нужно будет бремени грамматики нести.

— Молодцы! (открытие лучика) Вот и ещё светлее стало! (распределение лучиков)

  1. О каких правилах мы ещё с вами не вспомнили? (не с существительными, буквы е и и, о и е, в суффиксах существительных. Суффиксы –чик- или –щик- в существительных)

Спишите, вставляя пропущенные буквы, обозначьте суффиксы. в скобках запишите слово, от которого образованно данное существительное.

Буфетчица, крановщик, переводчик, часовщик, автоматчик, сварщик, переписчик, компьютерщик, рассказчик, расфасовщик, возчик.

Проверка задания

Итак, вот наше солнышко знаний светит ярко, для чего вам необходимы эти знания? (ответы учащихся). Хочется ещё раз повторить вам слова из моего пожелания:

Чтоб эти знания остались навсегда,

Ведь грамотность всегда, всем симпатична!

5. Домашнее задание.

Давайте запишем домашнее задание. Повторить порядок морфологического разбора. Выполнить упражнение 333.

  1. Итог урока.

А теперь давайте подведём итоги нашего урока. Капитаны команд, подсчитайте, пожалуйста, количество набранных вами лучиков. Не забывайте, что жёлтый – 5 баллов, синий – 4 балла, зелёный – 3 балла.

Подсчитали, молодцы! Озвучьте количество названных баллов. Сейчас я вам раздам конверты, в которых лежат оценки за сегодняшний урок. Я не зря просила выбрать капитаном, ученика, который справедливо сможет оценить вклад каждого из вас в работу группы, теперь капитан распределить оценки за сегодняшний урок каждому участнику.

1 место – 3 пятёрки, 1 четвёрка.

2 место – 2 пятёрки, 1 четвёрка, 1 тройка.

3 место – 1 пятёрка, 1 четвёрка, 2 тройки.

А теперь каждый, назовите свою оценку, а я выставлю их в журнал.

Теперь урок окончен. До свидания, всего доброго.

Использованная литература:

1. Русский язык: Учеб. для 6 кл. татар. средн. общеобразоват. шк. / Ф.Ю.Ахмадуллина, Г.А.Хайрутдинова, Р.Ю.Закирова; под ред. Ф.Ю.Ахмадуллиной Казань: Магариф, 206. — 303 с.

2.Беляева О.В., Даценко О.А. универсальные поурочные разработки по русскому языку: 6 класс – М.: ВАКО, 2011.- 288с.

3. К.М.Бакеева система внеклассных занятий по русскому языку в тат. шк. Пособие для учителя – К.: Татарское кн. Издательство, 1989. – 159 с.

4.Р.Ф.Штейнле занимательные материалы по русскому языку 6 кл. – Волгоград»Корифей», 2006, 112с.

5. Л.Т.Григорян Язык мой – друг мой,- пособие для учителя, — М.: Просвещение, 1988. -112 с.

6. Г.А.Богданова уроки русского языка в 6 классе: кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1994, — 175 с.

infourok.ru

Урок русского языка в 6 классе по теме «Имя существительное»

Тема: «Имя существительное как часть речи» (6 класс)

Цели урока:

закрепить и обобщить сведения об имени существительном, полученные в 5 классе, развивать мышление, умение сравнивать, классифицировать, развивать самооценку, воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения, формировать навыки сотрудничества

Тип урока: комбинированный

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

— Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада видеть ваши жизнерадостные лица, любознательные и добрые глаза. Надеюсь, что урок принесет нам радость общения друг с другом, кроме этого вы узнаете много нового, интересного и полезного для себя.

2.Постановка проблемы и задач урока

Сегодняшнее занятие я хочу начать со стихотворения- загадки, ответ на которую позволит вам определить тему урока:

Всему название дано

и зверю и предмету,

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету,

И всё, что может видеть глаз,

Над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас,

Означено словами.

Оно живет ведь в мире этом,

Даёт название предметам.

-О какой части речи эта загадка? Почему вы так считаете?

— Правильно, это имя существительное.

— Запишите в тетради сегодняшнее число, классная работа и тему урока: Имя существительное как часть речи.

— Прочитайте эпиграф урока:

Имя существительное – хлеб языка.

Л.В.Успенский

-Объясните смысл этого высказывания.

(О справедливости этого утверждения говорят цифры: в русском языке на каждые 100 слов приходится от 40 до 60 имён существительных).

— Объясните постановку тире.

3. Актуализация знаний

Четвертый лишний: листик, тортик, кусочек, домик

водоросли, росточек, возраст, растение

Поставить ударения в словах: цепочка, торты, жалюзи, каталог

— С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Сегодня на уроке вы расширите свои знания об этой части речи: познакомитесь со значением имени существительного, выявите его морфологические признаки и синтаксическую роль.

-А чтобы вам не было скучно, я хочу предложить вам небольшое путешествие. А что нужно знать, чтобы идти в правильном направлении и не заблудиться? Как же называется заранее намеченный путь следования? (маршрут)

Каждый из вас получит маршрутный лист, который будет указывать, по каким станциям нам предстоит пройти. Каждый будет выставлять себе баллы в эти листы. Отправляемся в путь!

Маршрутный лист ____________________________________________________________

Станция

Баллы

Опознавательная

Теоретическая

Морфологическая

Синтаксическая

Проверочная

Итог

4. Работа по теме урока

1 станция «Опознавательная»

-Попробуем свои силы в первом испытании.

-Что такое имя существительное? Что оно обозначает? (Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет)

(Приход почтальона с пакетом)

-Можно ли написать по — русски рассказ, состоящий из слов, которых нет в русском языке? Как вы думаете? Оказывается, можно. Вот как это сделала писательница Людмила Петрушевская, а вы попробуйте узнать в тексте имена существительные и доказать это.

(Текст размножен, его раздают помощники)

— Давайте вслух прочитаем текст. А теперь задание: найдите в тексте имена существительные, выпишите их, в скобках записывая вопросы, на которые они отвечают. Докажите, что это имена существительные. На эту работу дается 5 минут. (Таймер)

Пуськи бятые.

Сяпала калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:

Калушата, калушаточки! Бутявка!

Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.

А калуша волит:

Оее, оее! Бутявка – то некузявая!

Калушата бутявку вычучили.

Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась, усяпала с напушки и брянчит:

Калушата подудонились! Зюмо непалявые! Пуськи бятые!

Проверка и оценивание:

Имена существительные – это пуськи, калуша, напушка, бутявка, калушата, калушаточки

За каждое правильно выписанное слово вы получаете 1 балл, максимальный балл-6

Поднимите вверх маршрутные листы те, кто заработал 5-6 баллов

-Каждый из вас хорошо знает, что имя существительное, отвечает на вопросы что? или кто? и обозначает предмет.

Это интересно!

Самые простые слова — имена того, что человек видит вокруг себя. Они как этикетки: «это лампа», «это потолок», «это кабинет». Такими словами-этикетками как бы увешано всё вокруг нас. И «приклеены» они так накрепко, что кажутся нам уже частью самого мира. Мы начинаем узнавать мир по его именам

(На лампы приклеены карточки с названиями предметов)

Разве слова — доброта, милосердие, сострадание — это предметы? Дело в том, что в лингвистике термин «предмет» употребляется в широком значении. Это и название предметов, вещей, людей, явлений, событий и даже качеств. В связи с этим имена существительные можно разделить на большие группы.

Чтобы выяснить, какие названия предметам даёт имя существительное, мы поработаем в парах и выполним второе задание.

2 станция «Теоретическая»

На столах у вас лежат карточки. На них обозначены номера групп.

1. Прочитайте слова.

2. Обсудите в паре и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия. (1 ряд-1,2 группа, 2 ряд-3,4 группа, 3 ряд- 5,6 группы). Работайте дружно, обсуждайте шепотом.

На выполнение задания – 3 минуты. (Таймер)

Ребенок, Днепр, ножницы, белизна, мука, девочка, бег, щука, юноша, стол, пожар, окно, крупа, синева,Россия,стрельба, крапива, сливки,беседа, свежесть, прыжок, кошка,Алчевск,спектакль

1 группа: Названия людей (ребенок, девочка, юноша)

2 группа: Названия вещей (стол, окно, ножницы)

3 группа: Названия веществ (крупа, мука, сливки),

4 группа: Названия животных и растений (кошка, щука, крапива),

5 группа: Географические названия (Россия, Днепр, Алчевск),

6 группа: Название действий (бег, прыжок, стрельба)

Проверка, выставление баллов (за каждое правильное слово-1 балл, максимальная оценка – 6 баллов)

Физкультминутка (проводит физорг)

С физминуткой я дружу,

Свою спинку разогну,

Ножками потопаю,

Ручками похлопаю,

А теперь попрыгаю,

Ножками подрыгаю.

Сяду я за парту стройно,

Чтоб вести себя достойно!

3 станция «Морфологическая»

Фронтальный теоретический опрос

-Что вы знаете о роде существительного? Как определить род?

— Почему существительные отвечают на 2 вопроса: кто? и что? (одушевленные и неодушевленные)

— Какие существительные называются собственными, а какие нарицательными?

-А теперь я предлагаю выполнить задания по рядам

(помощники раздают задания)

1 ряд

Распределите существительные по родам и сделайте выводы. Какие слова вам помогали при распределении?

Вода, корабль, ночь, меч, поле, окно, умница, неряха, кофе, душа

2 ряд

Распределите имена существительные в два столбика. По какому признаку распределяли?

Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж,

Картину, корзину, картонку, дубленку

И маленькую собачонку.

3 ряд

Распределить слова в два столбика. По какому признаку распределяли?

Пушкин, поэт, река, имя, Днепр, птица, Киев, орел, город, Ольга

Проверка, выставление баллов (за каждое правильное слово- 1 балл, максимальный балл 10)

4 станция «Синтаксическая»

-Определите, какую роль играет слово дерево в приведенных предложениях, подчеркните его как член предложения

Дерево поднялось выше дома.

На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом и ярко- зеленой кроной.

Сосна – это хвойное дерево.

Из- за редких деревьев вырисовывались белые корпуса домов.

— Каждый правильный ответ- 1 балл, максимальный балл- 4

Вывод: Расскажите о синтаксической роли существительного

-Мы приближаемся к концу маршрута и должны для себя определить, что мы узнали о существительном. Представьте, что у нас идет вступительный экзамен по русскому языку в Донецкий государственный университет. Кто хочет стать студентом этого учебного заведения? (Желающий подходит к столу и берет билет)

Экзамен

Рассказать об имени существительном как части речи

1. Существительное обозначает …

и отвечает на вопросы …

2.Существительные бывают: собственные и …, одушевленные и …., относятся к одному из 3 …, могут относиться к общему …

3. В предложении существительные могут быть …

(Выдача сертификата о сдаче экзамена по рус.яз)

Конечная станция «Проверочная»

Тест “Имя существительное”

1. Найдите неверное утверждение.

А. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет

Б. Имена существительные изменяются по родам

В. Собственные имена существительные пишутся с большой буквы

2. Укажите имя существительное

А. Смелость

Б. Смело

В. Смелый

3. Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении

Берёзы украшают леса”:

А. Подлежащим;

Б. Дополнением;

В. Обстоятельством.

4. Определите род существительного: книги.

А. М.р

Б. Ж.р.

В. Ср.р.

5. Как называются существительные, называющие неживой предмет?

А. Одушевленные

Б. Неодушевленные

В. Нарицательные

6. Как называются существительные, называющие единичные в своем роде предметы?

А. Нарицательные

Б. Неодушевленные

В. Собственные

Взаимопроверка: 1Б, 2А, 3А, 4Б, 5Б, 6В (учитель диктует)

5.Сдача тетрадей

6. Домашнее задание: Упр.137 с.56,

Придумать сказку, рассказ, стихотворение об имени существительном, нарисовать его портрет.

Благодарю вас за урок!

multiurok.ru

Имя существительное как часть речи

1. Найти лишнее 1 вид — рецептивный лёгкое 3 Б. Выбор правильного ответа и аргументация.
2. Несклоняемые существительные 2 вид — интерпретация среднее 3 Б. Определение рода несклоняемых имён существительных.
3. Род имён существительных иноязычного происхождения 1 вид — рецептивный сложное 3 Б. Определение рода несклоняемых имён существительных.
4. Родительный падеж имени существительного 2 вид — интерпретация сложное 3 Б. Формы множественного числа родительного падежа существительных.
5. Разряды существительных 1 вид — рецептивный сложное 5 Б. Лексико-грамматические разряды существительных. Типы склонения.

www.yaklass.ru

Имя существительное — Русский язык

Тема урока: Обобщающий урок по теме «Имя существительное» (6 класс)

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Цели урока:

Образовательная: создать условия для обобщения и систематизации знаний по теме «Имя существительное».

Развивающая: способствовать формированию и развитию у школьников умений самоанализа и самооценки в процессе работы с картой умений.

Воспитательная: способствовать формированию интереса и любви к русскому языку.

Метод обучения: выполнение учебных упражнений.

Средства обучения: компьютер, проектор, рабочий лист.

Ход урока

  1. Оргмомент

Давным –давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Затем пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

-Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в ладонях и готов был в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Всё в твоих руках!

Сформулируйте мораль данной притчи.

( Верь в себя и свои силы)

— Вы прАвы. Вера в себя – это стартовая составляющая любого успеха. Каждый из вас будет стараться работать и верить в себя не только сегодня, но и в будущем.

Внимание на экран.

  1. Актуализация знаний

Слайд 1

О чём идёт речь?

Земля , вода ,пшеница, класс-

Всё сущее, что окружает нас,

Мы называем. Имя им даём:

Берёза, солнце, речка, дом…

Явления природы: буря, дождь…

Без этой части речи никак не проживёшь!

Л.Успенский

Учёные установили, что имя существительное – самая многочисленная часть речи по количеству слов. Около 40% всех слов в русском языке – имена существительные.

Сформулируйте тему нашего урока.

Слайд 2 Запись темы

Цель?

Слайд 3

  • Систематизировать и обобщить знания по теме « Имя существительное»

  • Проверить, усвоена ли тема: « Имя существительное»

Слайд 4

  • Какая часть речи называется именем существительным?

  • Имя существительное – это …, обозначает…, отвечает на вопросы…, в предложении является…

  • Что вы знаете об этой части речи? Что узнали в 6 классе о склонении и роде имён существительных?

Слайд 5

Выписать только существительные , распределить их по группам. Сколько вариантов группировки можете предложить?

  • Непоседа, имя, зазнайка, путь, такси, темнеть, знамя, жалюзи, Сочи, замечательный,плакса

  1. Добавить к словам каждой группы 2 своих примера.

  2. Составить со словами каждой группы словосочетания(2-3) по схеме прил.+ сущ ( в роли главного слова-сущ-е

( сущ. общего рода, разносклоняемые сущ., несклоняемые сущ.)

Слайд6

Ь после шипящих

Ткач, с крыш, задач, ландыш, ёж, мышь.( борщ горяч, ландыш пахуч, кулич свеж, увлечь решением задач, коснёшься клавиш) –шься, -чься,-жьте, -чьте

Слайд 7, проверка слайд 8

Рассказать о правописании е-и в окончаниях сущ.

Какие сущ. не отражены в таблице? ( на-ия, -ие, -ий, -мя)

Слайд 9

Суффиксы –ек, -ик

Слайд 10(4 лишний)

  • Много крыш…,из-за туч…,полночь…, камыш…

  • На скатерт…,в полЕ…, по лини…, нет книг…

  • Лететь в ста…, без именИ…,ждать на остановк…,расти на яблон…

  • Мелоч…, сторож…,лож… ,дрож

Слайд 11-17 Путешествие с лингвистическими колобками

-ик-ек

-чик-щик (д-т, з-с, ж)

о-е после шипящих

( 17 слайд чайник, листик, комочек)

Слайд 18

Не с существительным

Слайд 19

Рефлексия. Подведём итоги.

  • Удалось ли привести свои мысли в порядок?

  • Что было сложно?

  • Мне удалось…

  • Мне понравилось…

  • Я могу похвалить себя за…

д/з

  • 1.Составить сложный план ответа по теме « Имя существительное» или

  • Составить проверочный тест по теме « Имя существительное»(включить все изученные темы) для одноклассника.

  • 2.Упр. 316

multiurok.ru

Игра-путешествие на уроке русского языка по теме: » Имя существительное» в 6 классе. — Методические статьи — Каталог статей

Игра-путешествие на уроке русского языка по теме: » Имя существительное» в  6 классе.

Цели.

  • Развивающая: создание положительной мотивации на уроке; вовлечение класса в активный процесс познания; обеспечение творческого развития и заинтересованности учащихся в приобретении знаний; развитие воображения.

  • Обучающая: закрепление знаний об имени существительном (морфологических признаков и синтаксической роли) посредством игры.

  • Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку, эстетического вкуса.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение признаков имени существительного, определение синтаксической роли имени существительного.

1)Слово учителя.

Сегодня мы совершим космическое путешествие в галактику «Части речи ” под кодовым названием: » Имя существительное”. Но сначала нужно получить допуск к полету. Вы и раньше совершали путешествия по частям речи русского языка. Но сегодня путешествие особенное. Для того, чтобы его совершить, нужно получить допуск к полету. Для этого необходимо доказать, что вы найдете имя существительное в любом тексте, среди разных частей речи.

2)Работа у доски. Текст.

Полет.

Космический корабль оторвался от Земли. Скоро начнется его полет в открытом космосе. Перед человеком открывается звездный мир.  (слайд №2)

— Задайте вопросы к существительному, подчеркните существительные. Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.

Учитель.

— Вы молодцы, справились с заданием. Все допущены к полету!

Учитель.

— Внимание! Все капитаны кораблей на своих местах! На старт! Пуск!

Вот мы уже направляемся к галактике, перед нами звездное небо. (Слайд № 3)

3. Уточнение целей урока, их конкретизация.

Учитель.

— Задача сегодняшнего нашего путешествия — повторить морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль и научиться видеть орфограммы  имени существительного. (Слайд № 3) Справиться со всем этим нам поможет посещение галактики «Имя существительное”.

4. Повторение морфологических признаков имени существительного.

— Пока мы в пути к галактике, необходимо изучить карту галактики и маршрут следования внутри нее.

Фронтальный опрос.

1)На какие группы делятся имена существительные?

2)Перечислите морфологические признаки существительного.

3) Какой род могут иметь существительные?

4) Назовите мне существительные общего рода?

5)Сколько склонений у существительного? А что нового о склонение существительных мы узнали в 6 классе?

6)Как изменяются существительные? ( по падежам и числам)

— Планеты и их спутники – морфологические признаки имени существительного.

Учитель.

-Это карта немножко волшебная. Нанесем на карту Планеты и их названия. (Морф. признаки сущ-го) (Слайд № 4)

Работа с кластерами (морфологические признаки, способ их определения). По мере определения признаков, появляются «спутники”. Определяются некоторые связи, например, склонения и рода. По окончании работы задаются вопросы.

Вопрос: Ребята, а не забыли ли мы рассмотреть на этой карте что-то очень важное для нас?

(Синтаксическая роль имени существительного).

Вопрос: почему одни планеты голубого цвета, а другие коричневого?

(Так обозначены постоянные и непостоянные признаки имени существительного.)

-Еще раз проверим, правильно ли мы назвали признаки? (Слайд №5)

— Сделаем морфологический разбор сущ-го от Земли. (Слайд № 6)

5. Объяснение темы урока.

Учитель. Вот теперь вы готовы к посещению самой галактики. Прослушайте мои инструкции. Нас ждет исследовательская деятельность. Поэтому мы должны в сектора планет и их спутников собрать необходимую для наших имен существительных информацию, т.е. ее записать. Работать будете вместе со мной.

6. Закрепление материала.

Не зевай по сторонам,

Ты сегодня – космонавт!

Начинаем тренировку,

Чтобы сильным стать и ловким!

 

Учитель.

— А теперь, как и положено, в научных экспедициях, нам нужно написать отчет, соблюдая все правила его оформления. Спишите слова, данные в скобках, в нужном падеже. Как называются эти сущ-е? Как они изменяются?

Сколько (время), дорожить (время), в горячем (пламя), полковым (знамя), под (бремя) усталости, крупные (семя), назвать по(имя), идти по (путь). (Слайд № 7)Проверка по цепочке.

— Спасибо, вы мне очень помогли. Вряд ли бы мне удалось так быстро и хорошо справиться с этой работой без вас.

Физминутка.

Вот теперь можно лететь:

По ступенькам поднялись,

Дружно за руки взялись,

Аккуратно надо сесть,

Чтоб приборы не задеть.

7. Тренировочные упражнения. Самостоятельная работа.

1) — Наш корабль,  почему вдруг остановился. В чем причина? Оказывается, ему нужна дозаправка. Но чтоб открыть доступ к топливу, нам необходимо найти правильный код. Для этого мы с вами напишем цифровой диктант на условие выбора написания суф. –ЕК- ИК- в сущ-х. Когда в суф. сущ-х пишется Е, а когда И?

1-ИК;2-ЕК. Золотой ключик, маленький кусочек, душистый горошек, зеленый листочек, надувной мячик, сели за столик, игрушечный чайничек, вареный грибочек Слайд № 8.Молодцы! Вы правильно нашли код и заправили корабль. Летим дальше.

2)- А это задание называется «Неизвестная звезда». Вставьте правильно буквы и ответьте на вопросы. (Слайд № 9.)

3)- А теперь представьте, что на наш корабль напали космические пираты и они требуют ответить на их вопрос. (Слайд № 10)

Объяснительный диктант. ( Негодование, неволя, не был в школе, незадачливый ученик, неширокая дорога, а длинная, говорить неправду, нелепость, непогода, неуверенность, книга не большая, а маленькая, недруг, незабудка.)

4)-И опять испытание. К Земле приближается метеорит, чтобы остановить его, вспомним о правописание О-Е в суф. сущ-х.

-Запишите данные слова в два столбика1) с гласной О в суффиксе;2) С гласной Е в суффиксе.

 Флаж..к, береж..к, чайнич..к, снеж..к, грибоч..к, девч..нка, боч..нок, пятач..к, старич..к, бараш..к, сапож..к, камуш..к, подсолнуш..к, реч..нка.

-над одушевленным сущ-ми поставьте  букву О, над неодуш.- Н.

4) — А теперь и вы должны выполнить свои отчеты. Для этого перед каждым из вас лежит «Бортовой журнал” (работа по перфокартам: орф. «О-Ё-Е в разных частях слова»

8. Итог урока.

— Ну что ж. Пришло время покидать галактику и отправляться домой. Земля уже близко, но для этого нужно ответить на вопрос: — Путешествуя по галактике «Имя существительное”, какие орфограммы мы повторили сегодня? (Слайд № 11)

По окончании этого вида работы учитель говорит: «Вы все с этим справились. И на пути к Земле должны получить задание на дом, чтобы ваш отчет был полным».

Домашнее задание. Слайд № 12

— Составить связный текст или отдельные предложения с данными существительными. Сделать морфологический разбор 2-3 существительных.

Полет, космонавт, звезда Солнце.

10. Выставление оценок.

Слайд №13

Учитель.

Вы все успешно провели этот полет. Не справившихся учащихся с такой трудной научной работой нет. И все успешно освоили галактику «Имя существительное»

Но есть такие капитаны кораблей, которые были более других активны и показали свои отличные и хорошие знания.

pridsosh.ucoz.ru

Урок русского языка в 6 классе по теме «Имя существительное» (закрепление) | Русский язык и литература

Урок русского языка в 6 классе по теме «Имя существительное» (закрепление)

Автор: Замарацких Светлана Викторовна

Организация: Маганская средняя общеобразовательная школа

Населенный пункт: Красноярский край, с. Маганск

Класс: 6

Тема: Имя существительное (закрепление)

Урок проводился в рамках конкурса  «МИР: Мечтай! Исследуй! Размышляй!»

Цель:  определение имени существительного, его морфологических признаков и синтаксической роли в предложении.

Задачи:

Образовательные:

• расширить и закрепить  имеющиеся у учащихся знания об имени существительном;
• сформировать умение определять морфологические признаки и синтаксическую роль имени существительного в предложении;

Развивающие:

• развивать умения выделять главное в изучении материала, самостоятельно находить решение поставленной проблемы, обобщать изучаемые факты, сопоставлять их и делать выводы;
• развивать орфографическую зоркость, познавательный интерес и творческие способности.

Воспитательные:

• воспитывать уважительное отношение к мнению других, собранность, чёткость действий в процессе индивидуальной и парной работы.

Ход урока

  1. Организационный момент

Доброе утро, ребята. Чтобы задать темп и настроение нашему уроку, послушайте, пожалуйста, стихотворение.

Урок сегодня необычный,
Но для тебя вполне привычный,
Придётся думать головой,
Вопрос услышать непростой.
Найти ответ, стремиться помнить
Всё, что узнаешь и запомнишь.

 

  1. Актуализация знаний

— Ребята, что у нас записано на доске? (слово МИР)

— Почему я записала это слово? (может быть это тема урока)

— Мы с Вами узнаем так ли это после того, как поработаем на уроке.

-Что вы можете о нем сказать? ( Это имя существительное)

— Верно, а как вы определили это? (задали вопрос, обозначает предмет)

— Правильно. Скажите, все, что вы назвали, как можно назвать по-другому? (морфологические признаки)

 

 

  1.  Закрепление ранее изученного

     Молодцы! Давайте вспомним морфологические признаки имени существительного. Для этого я предлагаю вам сыграть в игру «Четвертый лишний»

На доске записаны слова. По четыре в каждом столбике. Ваша задача найти «лишнее» слово.

 

 

Стол                         Стул                              Мама                  Конь

Небо                         Хлеб                             Волк                   Папа

Великолепие           Мальчик                     Кошка                 Дядя

Москва                   Носок                            Собака                Бабушка

 

— Объясните, пожалуйста, по каким признакам вы исключали «лишние» слова?

( В 1 столбике  – имена существительные  нарицательные, а слово Москва – это имя собственное:во 2 столбике – имена существительные  неодушевленные, а слово Мальчик – одушевленное; в 3 столбике –  имена  существительные женского рода, а слово Волк – мужского рода; в 4 столбике – имена  существительные первого склонения, слово Конь – второго склонения).

— Давайте вспомним, что мы знаем о правописании имен существительных собственных (они пишутся с заглавной буквы, а названия газет, журналов, пароходов, книг, фильмов, спектаклей – пишутся с заглавной буквы и в кавычках.)

— Как различают имена существительные одушевленные и неодушевленные? (Одушевленные отвечают на вопрос Кто?, а неодушевленные – на вопрос Что?)

—  Сколько родов имеет имя существительное? ( три рода – мужской, средний и женский)

— Сколько склонений имеет имя существительное? ( Три склонения – первое, второе и третье)

— Какие имена существительные относятся к первому склонению? ( имена существительные мужского и женского рода с окончаниями –а, -я. Например, мама, дядя, картошка)

— Какие имена существительные относятся ко второму склонению? ( имена существительные среднего рода с окончанием –о, -е и мужского рода с нулевым окончанием. Например – конь, стол, молоко, окно, небо, поле)

— Какие имена существительные относятся к третьему склонению? ( имена существительные женского рода с мягким шипящим на конце. Например – дочь, мышь, молодежь, роскошь).

— А что значит «просклонять имя существительное? (изменить его по падежам)

 

— Вы хорошо справились с этим заданием. Продолжим наш разговор об имени существительном. Что обозначает это слово? (мир – отсутствие вражды, мир – Вселенная, мир – покой, например, в доме)

— Если это слово имеет несколько значений, как мы его можем назвать? (многозначное)

— Молодцы! Давайте запишем предложения, используя все значения этого слова.

(Ребята составляют и зачитывают получившиеся предложения)

 

— Очень интересные у Вас получились предложения.  Назовите, пожалуйста, какими членами предложения являются имена существительные в ваших предложениях. ( Подлежащим, дополнением, обстоятельством)

— Замечательно. А какие из этих членов предложения главные, а какие – второстепенные? (главный член предложения —  подлежащее, второстепенные – дополнение и обстоятельство)

— А какими еще членами предложения могут быть имена существительные? (сказуемым, и даже определением)

— А теперь обратите, пожалуйста, внимание на то, как записано это слово.( оно состоит из заглавных букв)

— Почему оно так записано? Как называются такие слова? (сложносокращенные)

— А как образуются такие слова? (из начальных букв слов)

 -Как определить род сложносокращенного слова? ( по роду главного слова в словосочетании, из которого образовано слово)

 

 

  1. Работа в парах

— Поработайте в парах и предложите свой вариант образования этого слова, имея в виду те действия, которые мы совершаем на уроке.

( Ребята предлагают  свои варианты образования этого слова)

— Молодцы, ребята. Отлично у Вас получилось.

5.  Работа с учебником

— Ребята, выполните, пожалуйста, упражнение по учебнику № 103. Вставить на месте пропусков имена существительные в нужной форме.

— В упражнении №104 необходимо определить способ образования имен  существительных.

6. Домашнее задание.

Повторить все правила о правописании имен существительных. Выполнить упражнение № 165.  Внимательно прочтите задание и выполните упражнение.

7. Рефлексия

— Скажите, пожалуйста, было ли слово МИР темой нашего урока? (нет)

— Над какой же темой мы сегодня работали? (Имя существительное)

— Зачем было записано слово МИР (это был девиз нашего урока)

— О какой части речи мы сегодня говорили? (об имени существительном)

— Какие морфологические признаки имени существительного мы вспомнили?

 ( обозначает предмет, имеет три склонения, может относиться к мужскому, среднему и женскому роду, бывают собственными и нарицательными, одушевленными и неодушевленными, изменяются по родам, числам и падежам, бывают сложными и сложносокращенными и т.д.) 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Учебник русского языка для 6 класса под редакцией М.М. Разумовской
  2. Материал Обобщающего урока по теме «Имя существительное» (Школа «Познание – ХХ1 век»
  3. «Занимательная грамматика» М.Исинбекова. А-Ата, «Мектеп», 1986 г.

 

Опубликовано: 07.12.2016

www.1urok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *