Второстепенные члены предложения / Предложение / Синтаксис и синтаксический разбор / Справочник по русскому языку для начальной школы
- Главная
- Справочники
- Справочник по русскому языку для начальной школы
- Синтаксис и синтаксический разбор
- Предложение
- Второстепенные члены предложения
Члены предложения бывают главными и второстепенными. Все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого, относятся к второстепенным. Они поясняют, дополняют, распространяют как главные члены предложения, так и второстепенные и помогают ярко и полно выразить события.
Легкий ветерок доносит с моря соленый запах водорослей.
Виды второстепенных членов предложения
Чтобы определить вид второстепенного члена предложения, нужно найти слово, от которого зависит этот член предложения, выяснить, что он обозначает, на какой вопрос отвечает и какой частью речи является.
К второстепенным членам предложения относятся:
• Дополнение – это второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы всех косвенных падежей (т.е. всех падежей, кроме именительного). Дополнение графически в предложении подчеркивается пунктирной линией.
Она вышивает (чем?) крестиком.
Обычно дополнение относится к глаголу – сказуемому, в большинстве случаев выражается именем существительным или местоимением в косвенном падеже. При этом от одного и того же глагола могут зависеть разные по значению дополнения.
(кому?) | сестре (адресат действия) | |
Он рисует | (о чем?) | о природе (предмет сообщения) |
(чем?) | мелками (орудия действия) |
• Определение
– это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета (или лица) и отвечает на вопросы какой? который? чей? Графически определение отображается волнистой линией.Полная луна осветила все вокруг. (Луна какая? полная)
Чаще всего определение выражается именем прилагательным и согласуется (т.е. ставится в том же роде, числе, падеже) с существительным, к которому оно относится.
Определение показывает цвет, звук, форму предмета, выражает чувства человека, его эмоции и впечатления от предмета.
Мы украсили елку разноцветными шарами. (шарами какими? разноцветными)
Веселая песня звучит вдалеке. (песня какая? веселая)
• Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который обозначает как, когда и где совершается действие. Т. е. обстоятельство поясняет
Где? Куда? Откуда? – обстоятельства места
Гром гремит вдали. (гремит где? вдали)
Как? Каким образом? – обстоятельства образа действия
Гром гремит громко. (гремит как? громко)
Когда? Как долго? — обстоятельства времени
Сейчас гремит гром. (гремит когда? сейчас)
Обычно обстоятельства выражаются наречиями или именами существительными в косвенных падежах с предлогами и без них.
Обстоятельства более точно и конкретно передают действие, ведь они указывают где, когда и как оно происходит. Поэтому обстоятельства чаще всего относятся к сказуемому.
И тотчас резко застучали капли по стеклу. (застучали когда? тотчас; застучали как? резко).
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Советуем посмотреть:
Виды предложения по цели высказыванияПредложения и их эмоциональная окраска (интонация)
Предложение с обращением
Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое
Предложения распространенные и нераспространенные
Однородные члены предложения
Простое и сложное предложения
Предложения с прямой речью
Словосочетание
Предложение
Синтаксис и синтаксический разбор
Правило встречается в следующих упражнениях:
2 класс
Упражнение 40, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть
Упражнение 5, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть
Упражнение 74, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 201, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 106, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 12, Полякова, Учебник, 1 часть
Упражнение 17, Полякова, Учебник, 1 часть
3 класс
Упражнение 228, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
Упражнение 29, Полякова, Учебник, 1 часть
Упражнение 11, Полякова, Учебник, 2 часть
Упражнение 47, Полякова, Учебник, 2 часть
Упражнение 66, Полякова, Учебник, 2 часть
Упражнение 139, Полякова, Учебник, 2 часть
Упражнение 180, Полякова, Учебник, 2 часть
Упражнение 182, Полякова, Учебник, 2 часть
Упражнение 183, Полякова, Учебник, 2 часть
Упражнение 246, Полякова, Учебник, 2 часть
4 класс
Упражнение 142, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть
Упражнение 174, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 72, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 75, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 169, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 157, Полякова, Учебник, 1 часть
Упражнение 33, Полякова, Учебник, 2 часть
Упражнение 37, Полякова, Учебник, 2 часть
Упражнение 94, Полякова, Учебник, 2 часть
5 класс
Упражнение 188, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 189, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 191, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 195, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 196, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 353, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
8 класс
Упражнение 286, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 295, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 296, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 297, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 298, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 299, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 314, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 315, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
© 2018 — budu5.com, Буду отличником!
budu5.com
Второстепенные чл предложения. На какие вопросы отвечает (таблица)
Второстепенные члены поясняют подлежащее и сказуемое или другие члены предложения и связаны с ними подчинительной связью.
Грамматическим и смысловым ядром предложения является главные члены — подлежащее и сказуемое, которые составляют его грамматическую основу.
Если в предложении имеются только главные члены предложения, такое предложение является нераспространенным, например:
Зима.
Наступила зима.
Пришла зима.
Завьюжила зима.
Что такое второстепенные члены предложения?
В предложении могут быть второстепенные члены, которые поясняют подлежащее и сказуемое, а также другие члены предложения. Они зависят от главных и других членов предложения, от которых к ним задаются синтаксические вопросы, например:
Зима заводит с маем долгий разговор (Джеймс Фенимор Купер. Шпион).
Предложение, в котором, кроме подлежащего и сказуемого, имеются второстепенные члены, является распространенным.
Дадим определение, что такое второстепенные члены предложения.
Второстепенные члены предложения — это члены предложения, грамматически зависящие от других членов предложения, поясняющие их и связанные с ними подчинительной связью согласования, управления или примыкания.
Виды второстепенных членов
По грамматическим значениям второстепенные члены делятся на следующие виды:
- определение;
- дополнение;
- обстоятельство.
В предложении определения поясняют подлежащее и другие члены предложения. Дополнение и обстоятельство принадлежат сказуемому, зависят от него и поясняют его.
Таблица
Название | Что обозначает | Вопрос | От какого члена предложения зависит | Способ выражения |
---|---|---|---|---|
Определение | Признак предмета | Какой? Чей? | от подлежащего, дополнения или обстоятельства | Существительное Прилагательное Местоимение Порядковое числительное Причастие |
Дополнение | Предмет | Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем? | от сказуемого | Существительное Местоимение Количественное числительное |
Обстоятельство | Место, время, способ действия и т.д. | Где? Когда? Как? Каким образом? и др. | от сказуемого | Наречие Существительное с предлогом Глагол Деепричастие |
Определение
Определение — это второстепенный член предложения, который имеет общее значение признака, отвечает на вопросы какой? который? чей? и относится к слову с предметным значением.
Полная луна плыла по ясному безоблачному небу (В. Арсеньев).
- луна какая? полная
- по небу какому? ясному, безоблачному.
Указанные определения полностью совпадают в числе, роде и падеже с определяемыми словами, поэтому называются согласованными определениями.
Несогласованные определения связываются с главным словом подчинительной связью управления или примыкания. Они выражаются следующими частями речи и их формами:
1. существительным в косвенном падеже с предлогом и без него
- совет (чей?) учителя;
- список (какой?) группы;
- ветка (чья?) березы;
- шапка (какая?) с козырьком;
- платье (какое?) в полоску;
2. притяжательным местоимением 3 лица (его, её, их)
- его лицо — лицо (чье?) его;
- её радость — радость (чья?) её;
- их заботы — заботы (чьи?) их;
3. наречием
- взгляд исподлобья;
- борщ по-украински;
- парк напротив;
- улица наискосок;
4. формой сравнительной степени прилагательного
- чай покрепче;
- мальчик постарше;
- девчушка посмелее;
5. инфинитивом
- надежда отдохнуть;
- желание прилечь;
- время действовать;
6. нечленимым словосочетанием
- ребенок шести лет;
- товары повседневного спроса;
- дом в трех шагах;
- добрейшей души женщина.
Дополнение
Дополнение принадлежит к составу сказуемого в предложении.
Дополнение — это второстепенный член предложения, обозначающий предмет и отвечающий на вопросы косвенных падежей.
Например:
- накормила (кого?) малыша;
- выпила (чего?) сока;
- добавлю (к чему?) к хлебу;
- отдам (кому?) товарищу;
- взялся (за что?) за перила;
- горжусь (кем?) дочерью;
- озабочен (чем?) препятствиями;
- думаю (о чём?) о работе;
- расскажу (о ком?) о собаке.
От того, в какой падежной форме находится дополнение и управляет им переходный или непереходный глагол, различают прямое и косвенное дополнение.
Я лёг на снег и закрыл (что?) глаза (Вениамин Каверин. Два капитана).
Глаза — прямое дополнение, выраженное существительным в форме винительного падежа без предлога.
Мы увлекаемся (чем?) катанием на коньках.
Катанием — косвенное дополнение, выраженное формой творительного падежа существительного.
Обстоятельство. Виды обстоятельств
Обстоятельство принадлежит к составу сказуемого в предложении. Чаще оно поясняет сказуемое, но может относиться и к другим второстепенным членам предложения.
Обстоятельство — это второстепенный член предложения, обозначающий признак действия или другого признака.
(Где?) На мхах, под деревьями лежала седая роса, густо пахло прелой листвой и вешней водой (И. Соколов-Микитов).
Обстоятельства делятся на основные виды:
1. образа действия (как? каким образом?)
Ленивые крупные хлопья снега (как?) бесшумно скользили мимо окна (В. Тендряков).
Шел он (как?) медленно, вперевалку (А. Гайдар).
2. меры и степени (в какой степени?)
До вечера оставалось не более получаса, а заря едва-едва (в какой степени?) зажигалась (И. С. Тургенев).
В первый раз голос у неё немного (в какой степени?) дрогнул (В. Каверин).
3. обстоятельства места (где? куда? откуда?)
Снег висел (где?) на деревьях, лежал (где?) на крыше караульного помещения (Анатолий Рыбаков. Прах и пепел).
Анна Васильевна робко шагнула (куда?) к дубу (Ю. Нагибин).
Отсюда (откуда?), сверху, открывался великолепный вид во все стороны (В. Арсеньев).
4. обстоятельства времени (когда? как долго? с каких пор? до каких пор?)
(Когда?) Сегодня я должен буду дать свое слово безвозвратно (Ф. М. Достоевский. Идиот).
Я всё шел и уже собирался было прилечь где-нибудь (до каких пор?) до утра (И. С. Тургенев).
(С каких пор?) С самого утра небо ясно (И. С. Тургенев).
5. обстоятельства условия (при каком условии?)
Начнем собрание (при каком условии?) при наличии большинства.
(При каком условии?) При желании всего можно добиться.
Он выполнит это поручение (при каком условии?) в случае договоренности с поставщиками.
6. обстоятельство причины (почему? отчего? по какой причине?)
Сенокос запоздал (отчего?) из-за дождей (К. Паустовский).
Она боялась, что книги погибнут (почему?) от сырости (И. Эренбург).
Прихватим с собой в дорогу зонтики (по какой причине?) на случай дождя.
7. обстоятельство цели (зачем? с какой целью? для чего?)
Шагал по мокрой дороге седой старик. Шагал (с какой целью?) покосить травы коровёнке (В. Шукшин).
(Для чего?) Для укрепления здоровья следует проводить закаливающие водные процедуры.
Хозяин дома вышел на крыльцо (с какой целью?) встретить гостей.
8. обстоятельство уступки обозначает, вопреки чему совершается действие, и отвечает на вопросы: вопреки чему? несмотря на что?
В Петербурге вопреки его собственным ожиданиям ему повезло (И. С. Тургенев).
Повезло вопреки чему? вопреки ожиданиям.
Видеоурок «Роль второстепенных членов в предложении»
russkiiyazyk.ru
Второстепенные члены предложения
Второстепенные члены предложения
Второстепенными членами предложения являются члены предложения не входящие в грамматическую основу. Они распространяют главные члены предложения. То есть поясняют и уточняют их.
Например:
Это предложение является распространенным, так как, помимо главных членов, имеет и второстепенные члены предложения.
Второстепенными членами предложения являются определение, дополнение и обстоятельство.
Определение
Определение – второстепенный член предложения, который определяет признак предмета. Определение отвечает на вопросы:
Определение может быть выражено разными частями речи: существительным, прилагательным или местоимением. Подчеркивается волнистой линией.
Дополнение
Дополнение – второстепенный член предложения, обозначающий предмет. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (всех, кроме именительного), а именно:
кого? чего?
кому? чему?
кого? что?
кем? чем?
о ком? о чем?
Дополнение может быть выражено существительным или местоимением. Подчеркивается пунктиром.
Примечание:
Имя существительное, в именительном падеже, в предложения является подлежащим, а в винительном падеже – это второстепенный член предложения, а именно дополнение.
Котята перевернули миску.
В этом случае существительное миска – в винительном падеже и не является подлежащим, а является дополнением.
Пример дополнения:
Обстоятельство
Обстоятельство – второстепенный член предложения, обозначающий причину, место, цель, время. Отвечает на вопросы:
По образу действия:
По месту:
где?
куда?
откуда?
По времени:
когда?
как долго?
с каких пор?
до каких пор?
По причине:
почему?
отчего?
По цели:
зачем?
для чего?
Обстоятельство может быть выражено наречием, существительным или местоимением. Подчеркивается штрих – пунктиром (точка – тире).
Пример:
Разбор простого предложения
Определяем грамматическую основу предложения – главные члены: подлежащее и сказуемое. Указываем, какими частями речи они выражены.
Определяем группу подлежащего – члены предложения, зависящие от подлежащего. На какие вопросы они отвечают, какими частями речи выражены.
Определяем группу сказуемого – члены предложения, зависящие от сказуемого. На какие вопросы они отвечают, какими частями речи выражены.
Если в группе подлежащего или сказуемого есть второстепенные члены, зависящие от других второстепенных членов, указываем их, а также какими частями речи они выражены.
Пример:
Вечером шёл пушистый снег.
Снег – подлежащее, отвечает на вопрос «что?» выражено именем существительным в именительном падеже.
Снег (что делал?) – шёл – сказуемое, выражено глаголом.
Определяем группу подлежащего:
Снег (какой?) – пушистый – определение, выражено прилагательным.
Определяем группу сказуемого:
Снег шёл (когда?) – вечером – обстоятельство, выражено наречием.
ТЕКСТ НАШЛИ НА ЭТОМ САЙТЕ:
http://beginnerschool.ru/gen_rules/gen_russ/vtorostepennyie-chlenyi-predlozheniya
studfiles.net
Второстепенные члены предложения | интернет проект BeginnerSchool.ru
Второстепенными членами предложения являются члены предложения не входящие в грамматическую основу. Они распространяют главные члены предложения. То есть поясняют и уточняют их.
Например:
Это предложение является распространенным, так как, помимо главных членов, имеет и второстепенные члены предложения.
Второстепенными членами предложения являются определение, дополнение и обстоятельство.
Определение – второстепенный член предложения, который определяет признак предмета. Определение отвечает на вопросы:
Определение может быть выражено разными частями речи: существительным, прилагательным
или местоимением. Подчеркивается волнистой линией.
Дополнение – второстепенный член предложения, обозначающий предмет. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (всех, кроме именительного), а именно:
- кого? чего?
- кому? чему?
- кого? что?
- кем? чем?
- о ком? о чем?
Дополнение может быть выражено существительным или местоимением. Подчеркивается пунктиром.
Примечание:
Имя существительное, в именительном падеже, в предложениях является подлежащим, а в винительном падеже – это второстепенный член предложения, а именно дополнение.
Котята перевернули миску.
В этом случае существительное миска – в винительном падеже и не является подлежащим, а является дополнением.
Пример дополнения:
Обстоятельство – второстепенный член предложения, обозначающий причину, место, цель, время. Отвечает на вопросы:
По образу действия:
- как?
- каким образом?
По месту:
- где?
- куда?
- откуда?
По времени:
- когда?
- как долго?
- с каких пор?
- до каких пор?
По причине:
- почему?
- отчего?
По цели:
- зачем?
- для чего?
Обстоятельство может быть выражено наречием, существительным или местоимением. Подчеркивается штрих – пунктиром (точка – тире).
Пример:
- Определяем грамматическую основу предложения – главные члены: подлежащее и сказуемое. Указываем, какими частями речи они выражены.
- Определяем группу подлежащего – члены предложения, зависящие от подлежащего. На какие вопросы они отвечают, какими частями речи выражены.
- Определяем группу сказуемого – члены предложения, зависящие от сказуемого. На какие вопросы они отвечают, какими частями речи выражены.
- Если в группе подлежащего или сказуемого есть второстепенные члены, зависящие от других второстепенных членов, указываем их, а также какими частями речи они выражены.
Пример:
Вечером шёл пушистый снег.
Снег – подлежащее, отвечает на вопрос «что?» выражено именем существительным в именительном падеже.
Снег (что делал?) – шёл – сказуемое, выражено глаголом.
Определяем группу подлежащего:
Снег (какой?) – пушистый – определение, выражено прилагательным.
Определяем группу сказуемого:
Снег шёл (когда?) – вечером – обстоятельство, выражено наречием.
Спасибо, что Вы с нами.
Понравилась статья — поделитесь с друзьями:
Подпишитесь на новости сайта:
Оставляйте пожалуйста комментарии в форме ниже
beginnerschool.ru
какие второстепенные члены предложения существуют? приведите примеры. приведите примеры
http://www.naexamen.ru/rus/18_1.shtml1.Дополнение — второстепенный член предложения, который обозначает предмет и относится к сказуемому или другим членам предложения. Дополнения отвечают на вопросы косвенных падежей и выражаются косвенными падежами существительных и местоимений, например: Старик ловил (ч е м? ) неводом (ч т о? ) рыбу. (А. Пушкин. ) Дополнения могут выражаться также словами других частей речи в значении существительного в косвенном падеже, например: Старый Тарас думал (о ч е м? ) о давнем. (Н. Гоголь. ) Завтра не будет похоже (на что? ) на_сегодня. Девять делится (на ч т о? ) на_три. В роли дополнения может выступать и неопределенная форма глагола, например: Все просили ее (о ч е м? ) спеть. (М. Лермонтов. )
2.Определение — второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и поясняет подлежащее, дополнение и другие члены предложения, выраженные существительными. Определения отвечают на вопросы какой? чей? Относясь к именам существительным, определения как зависимые слова связываются с ними или по способу согласования — согласованные определения, или при помощи других способов (управления, примыкания) — несогласованные определения, например: (к а к а я? ) Чердачная лестница была очень крутая (согласованное определение) . — Лестница (к а к а я? ) на чердак была очень крутая (несогласованное определение) .
3.Приложение — это определение, выраженное существительным и согласованное с определяемым словом в падеже, например: Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана. (М. Лермонтов. )
4.Обстоятельство — второстепенный член предложения, поясняющий слово со значением действия или признака. Обстоятельства поясняют сказуемое или другие члены предложения. По своим значениям обстоятельства делятся на следующие основные группы: образа действия (как? каким образом?) : Звон/со кукушка вдали куковала. (Н. Некрасов.) ; степени (как? в какой степей и?) : Она изменилась до квузнаваелеостц; места (где? куда? откуд а?) : Кругом кричали коростели. (Ф. Тютчев.) ; времени (когда? как долго? с каких пор? дока-к и х п о р?) : Вчера я приехал в Пятигорск. (М. Лермонтов.) ; условия (при каком услови и?) : При_ старании вы сможете добиться больших успехов; причины (почему? о т ч е г о?) : Сгоряча_ он не почувствовал боли; цели (зачем? для чег о?) : Алексей Мересьев был направлен в Москву на^ечение^. (Б. Полевой. ) Обстоятельство цели может быть выражено неопределенной формой глагола, например: Я приехал (з а ч е м? ) проведать_ тебя.
otvet.mail.ru
Главные и второстепенные члены предложения: основные сведения
Все слова рассортированы по частям речи. Например, существительное, прилагательное, глагол, и т. д. Понять, какое слово к какой группе относится, достаточно легко – необходимо лишь задать соответствующий вопрос, и всё сразу проясняется. Кроме этого, слова еще и работают группами. Они строят предложения. Каждое слово играет свою роль. Оно выступает определенным членом предложения. В данном случае слова выполняют свою грамматическую функцию и делают это в соответствии с определёнными правилами и законами. Основной является информация о том, кто выполняет действие, что, с кем, где и когда происходит. За всё это отвечают главные и второстепенные члены предложения. Рассмотрим их детальнее.
Главные члены предложения
К ним относятся подлежащее и сказуемое. Чтобы понять, что есть что, достаточно задать вопрос. Подлежащее – это «Кто?», «Что?». Сказуемое – «Что делает?». Чтобы быть подлежащим, слово должно стоять в начальной форме, инфинитиве. В ином случае оно становится второстепенным членом предложения. Данная грамматическая тема впервые раскрывается детям в 3 классе. Главные члены предложения достаточно просто понять и выучить на многочисленных примерах. Хорошо, если они дополнены иллюстрациями или таблицами.
Подлежащее
Вопрос «Кто/Что?» сразу же показывает, какой член предложения является подлежащим. Слово, отвечающее на него, является главным членом предложения, и именно с ним всё и происходит в повествовании. Чаще всего подлежащим выступает имя существительное. Главные и второстепенные члены предложения также могут быть расположены в разном порядке. Впереди чаще всего выступает подлежащее. Его подчеркивают в предложении одной прямой линией.
Примеры:
Анна поливает цветы.
Книга лежит на полке.
Телефон громко звонит.
Иногда подлежащим может быть и имя прилагательное. Однако лишь в том случае, когда нет подходящего имени существительного.
Примеры:
Зеленый горит.
Черный стройнит.
Сказуемое
Вопрос «Что делает?» сразу же позволяет определить в предложении сказуемое. Оно всегда идет в паре с подлежащим и описывает происходящее с ним. Главные и второстепенные члены предложения сложно спутать между собой, если сразу же выделить основную пару. Сказуемое в предложении выражается глаголом. Оно может также характеризовать состояние подлежащего. В предложении сказуемое подчеркивается двумя прямыми параллельными линиями.
Примеры:
Дом казался огромным на фоне маленьких гаражей и построек.
Лена смотрит сериалы каждый день.
Мама присела у дома, ожидая детей из школы.
Особенности второстепенных членов предложения
Они делают смысл основной части предложения более точным, развернутым, дополняют деталями. По ним мы можем узнать о месте, времени, образе действия происходящего с кем-то или чем-то. Их можно определить по характерным вопросам. Второстепенные члены предложения (3 класс, учебник русского языка О. Д. Ушаковой) – это обстоятельство (места, времени, образа действия), определение (чей/какой?) и дополнение (кого/чего? и т. д.). Они не входят в грамматическую основу предложений.
Определение
Оно может выражаться несколькими частями речи. Существительные, прилагательные и даже местоимения, заменяющие существительные, служат для этой цели. Определение приводит характеристику предмета. Характерные вопросы для вычленения: «Какой?», «Чей?». Для подчеркивания используется волнистая линия.
Примеры:
Полная луна вышла из-за туч.
Большой ящик загородил дорогу.
Дополнение
Если слово-существительное не отвечает на вопрос «Кто/Что?», можно определенно утверждать, что это дополнение. Оно выражается не только существительными, но и местоимениями. В предложениях для подчеркивания используется пунктирная линия. Вопросы косвенных падежей очень точно помогают вычленить главные и второстепенные члены предложения.
Примеры:
Соседи купили новую машину.
Бабушка забрала внучку из садика сразу же после обеда.
Цветы были срезаны острым ножом.
Обстоятельство
Оно указывает на место, время, причину, цель, образ действия, уточняя, поясняя и добавляя деталей в описание происходящего. В каждом из случаев обстоятельство отвечает на соответствующие вопросы. Например:
Место: Где происходит/Куда направляется/Откуда исходит?
Образ действия: Как случилось/Каким образом произошло?
Причину: Отчего так случилось/Почему это происходит?
Время: С каких пор началось/Когда стартовало/До каких пор будет длиться/Как долго ждать?
Цель: Зачем это/Для чего?
Роль обстоятельства в предложении может выполнять существительное, наречие и местоимение. Для подчеркивания используется штрих-пунктирная линия, состоящая из точек и тире.
Примеры:
Связка бананов лежала на столе в кухне.
Знакомые отменили поездку на пляж из-за плохой погоды.
Он постоянно читает много книг, чтобы казаться умным.
Таблица «Главные и второстепенные члены предложения»
Чтобы запомнить правила и научиться различать главные и второстепенные члены предложения, рекомендуется выполнить ряд специальных упражнений на практике. Они дадут необходимый результат в закреплении навыка.
fb.ru
как найти их без лишних трудностей
Образование 16 сентября 2017Любое предложение русского языка можно подразделить на составные части, которые в науке носят название «члены предложения». Среди них выделяются главные и второстепенные. Без главных не может существовать большая часть предложений, они образуют его основу, а второстепенные делают текст более информативным и насыщенным. Что же представляют собой главные и второстепенные чл. предложения?
Главные
Подлежащее и сказуемое в предложении — это и есть главные его члены.
- Подлежащее означает предмет, который совершает действие. Вопросы, которые помогут обнаружить его при синтаксическом разборе – это «кто?» (если действие совершает одушевленный предмет) или «что?» (в случае, если в предложении говорится о явлении или неодушевленном предмете).
- Сказуемое чаще всего выражено глаголом и означает действие, которое совершает подлежащее. Вопросы для определения – «что делает, что сделает?»
Приведем пример: Хорошее настроение помогало мальчикам преодолевать трудности. На вопрос «что» в нашем примере отвечает слово «настроение», именно оно является подлежащим и при разборе подчеркивается одной чертой. Чтобы найти сказуемое, задаем вопрос: «Настроение что делало?» Помогало. Этот слово и есть сказуемое, выражено глаголом, подчеркивается двумя чертами. В итоге предложение с найденными главными членами выглядит так: Хорошее (что?) настроение (подчеркивается сплошной линией) (что делало?) помогало (подчеркивается двумя сплошными горизонтальными полосами) мальчикам преодолевать трудности.
Как узнать подлежащее и сказуемое при разборе
Чтобы не допустить ошибку, разбираясь, где подлежащее, а что такое сказуемое, следует воспользоваться таблицей–подсказкой.
Параметр | Подлежащее | Сказуемое |
Значение | Главное действующее лицо | Действие, которое совершает подлежащее, или что говорится о подлежащем |
Вопросы, на которые отвечает | Кто? Что? | Что делает? Что сделает? |
Часть речи | Существительное, местоимение, числительное. Всегда в именительном падеже. Реже – прилагательное, глагол. | Глагол. Реже — существительное. |
Прежде всего, следует найти действующее лицо, задав вопрос: «Кто? Что?», это и будет подлежащее. Далее ищут сказуемое.
Видео по теме
Второстепенные
Чтобы разобрать предложение по членам, следует уметь находить и обстоятельства, определения и дополнения. Именно они и являются второстепенными членами, назначение которых – конкретизация и уточнение главных (или других второстепенных). Как их найти?
- Определение. Вопросы, которые помогут его обнаружить в предложении – «какой», «чей».
- Дополнение. Наиболее часто к нему задаются вопросы косвенных падежей: «кому (чему)», «с кем (с чем)», «о ком (о чем)» и другие. То есть вопросы всех падежей, помимо именительного.
- Обстоятельство. Его можно найти, задав вопросы наречий или деепричастий: «откуда», «куда», «зачем», «как», «где» и подобные.
Приведем пример. Найдем главные и второстепенные чл. предложения:
Маленький мальчик торопливо шел по тропинке.
Есть разобрать предложение по членам, получится так:
(какой, определение) Маленький (кто, подлежащее) мальчик (как, обстоятельство) торопливо (что делал, сказуемое) шел (по чему, дополнение) по тропинке.
Каждый главный и второстепенный чл. предложения отвечает на свой вопрос, несет определенную нагрузку и выполняет в предложении собственную роль.
Как распознать
Чтобы не допустить ошибок при выявлении дополнений, определений и обстоятельств, можно воспользоваться такой сводной таблицей-подсказкой.
Параметр | Опеределение | Дополнение | Обстоятельство |
Значение | Характеризует признак предмета | Означает предмет | Имеет значение места, времени, способа действия |
Вопросы | Какой? Какая, какое, какие? Чей? | Косвенных падежей: кому (чему), кем (чем) и прочие | Где, куда, откуда, почему, когда, как – все вопросы наречий |
Чем выражено | Прилагательное Причастие Количественное числительное Падеж совпадает с падежом главного слова | Существительное (как с предлогом, так и без него) Местоимение Падеж может быть любым, кроме именительного | Наречие Существительное |
Как подчеркивается | Волнистая линия | Пунктир | Точка-тире |
Пример | (Какая?) Красивая ваза стояла в (чьей?) маминой комнате. | Малыш нес (что?) корзинку (с чем?) с грибами. | (где?) В лесу (когда) осенью было сыро. |
Чтобы выявить, какой член предложения перед нами, следует прежде всего задать вопрос.
Дополнительные подсказки
Чтобы находить главные члены предложения, следует соблюдать правила. Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием, это уже предложение, пусть и очень короткое. Главные члены независимы друг от друга.
Синтаксический разбор следует начинать с обнаружения подлежащего, далее выясняется, что такое сказуемое, чем оно выражено. Затем следует выявить группу подлежащего при помощи вопросов, только после этого – группу сказуемого. Каждый второстепенный член зависим:
- от одного из главных;
- от одного из второстепенных.
В одном предложении может быть несколько главных и второстепенных чл. предложения. Если несколько основ, то предложение является сложным – сложносочиненным или сложноподчиненным. Если же несколько определений, дополнений, обстоятельств, но основа одна, то предложение является простым распространенным.
Нередко можно встретить и обращения, например: Катя, иди делать уроки. Несмотря на то что обращение «Катя» напоминает подлежащее, оно не является членом предложения и обозначается как обращение.
Сложные случаи
Не все главные и второстепенные чл предложения выглядят очевидно. Сложные, но интересные случаи разнообразны:
- В односоставном предложении есть только один главный член. Смеркалось (это сказуемое, предложение является безличным). Сегодня нам сообщили (сказуемое, неопределенно-личное предложение), что экзамен отменен.
- В сказуемое может входить имя прилагательное: Погода была дождливая. В этом примере сочетание «была дождливая» является составным именным сказуемым.
- Сказуемое может включать в состав несколько глаголов: Сегодня Вася начал заниматься. «Начал заниматься» — составное глагольное сказуемое.
Главные и второстепенные чл. предложения необходимо выделять правильно при синтаксическом разборе предложения.
Источник: fb.rumonateka.com