Презентация по литературе на тему «А.А. Блок» (11 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Александр Блок. Жизнь и творчество.

2 слайд Описание слайда:

Александр Александрович Блок родился 16 ноября 1880 года в Петербурге. Его отец, Александр Львович, был профессором права в Варшавском университете, а мать, Александра Андреевна, писательницей и переводчицей.

3 слайд Описание слайда: 4 слайд Описание слайда:

Детство Александр провёл в основном в доме деда, известного русского ботаника — Андрея Бекетова, на лето выезжая в скромное подмосковное имение матери Шахматово

5 слайд Описание слайда:

В 1898 году окончил гимназию, поступил на юридический факультет Петербургского университета. Через три года перевелся на славяно-русское отделение историко-филологического факультета, которое окончил в 1906 году. Первые стихи Блок написал в пять лет. В 10 лет Александр Блок написал два номера журнала «Корабль». С 1894 по 1897 год он вместе с братьями писал рукописный журнал «Вестник». В 16 лет Блок увлёкся театром. В Петербурге Александр Блок записался в театральный кружок. Однако после первого успеха ролей в театре ему больше не давали.

6 слайд Описание слайда:

В 1903 году Блок женился на Любови Менделеевой, дочери Д. И. Менделеева, героине его первой книги стихов «Стихи о Прекрасной Даме». Известно, что Александр Блок испытывал к жене сильные чувства, но периодически поддерживал связи с различными женщинами.

7 слайд
Описание слайда:

В 1909 году происходит два тяжёлых события в семье Блока: умирает ребёнок Любови Дмитриевны и умирает отец Блока. Чтобы прийти в себя, Блок со своей женой уезжают отдохнуть в Италию. За итальянские стихи Блока приняли в общество, которое называлось «Академией».. Летом 1911 года Блок снова едет за границу. На этот раз он едет во Францию. Александр Александрович даёт негативную оценку французских нравов.

8 слайд Описание слайда:

7 июля 1916 года Блока призвали на службу в инженерную часть Всероссийского Земского Союза. Поэт служил в Беларуси.

9 слайд
Описание слайда:

Оказавшись в тяжёлом материальном положении, он серьёзно болел и 7 августа 1921 года умер в своей последней петроградской квартире от воспаления сердечных клапанов. Перед смертью, после получения отрицательного ответа на запрос о выезде на лечение за границу поэт сознательно уничтожил свои записи, отказывался от приёма пищи и лекарств.

10 слайд Описание слайда:

Поэт был похоронен на Смоленском кладбище. Отпевание было совершено в церкви Воскресения Христова. Прах Блока был перезахоронен на Волковском кладбище.

11 слайд
Описание слайда:

Творчество. Поэма «12» вызвала споры. Горький: злая сатира. Гиппиус: предательство идеалов свободы. Гумилев: неестественный финал. Волошин: эпохальное произведение, которое вознеслось над всем злободневным.

12 слайд Описание слайда:

Александру Блоку шел девятнадцатый год, когда, под впечатлением этой картины, он написал стихотворение «Гамаюн, птица вещая».

13 слайд
Описание слайда:

Самое известное стихотворение Александра Блока было написано 24 апреля 1906 года; вошло в цикл стихов — «Город».

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-1280634

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Презентация к уроку литературы в 11 классе по жизни и творчеству А.А.Блока.

Жизнь и творчество Александра Александровича Блока

Детство и семья.

1880 г., 12 ноября (28 ноября) В Санкт-Петербурге в «ректорском доме» СПб. университета (Васильевский остров, Университетская набережная., 9), родился Александр Александрович Блок. Отец поэта – Александр Львович Блок (1852-1909), юрист, философ, — профессор Варшавского университета по кафедре государственного права. Мать поэта-Александра Андреевна Бекетова-Блок (1860-1923), литератор, переводчица, дочь Андрея Николаевича Бекетова(1825-1902), известного ученого-ботаника, общественного деятеля, ректора Санкт-Петербургского университета.

Родители писателя.

1889 г, 24 августа По указу Священного Синода расторгнут брак родителей Блока. 17 сентября – А. А. Бекетова – Блок вторично выходит замуж за офицера лейб-гвардии Гренадерского полка Франца Феликсовича Кублицкого – Пиоттух (1860 — 1920). Александра Андреевна с сыном переезжает на квартиру Ф. Ф. Кублицкого – Пиоттух. Здесь Блок будет жить до осени 1906 г.

А.Блок с матерью и отчимом. Петербург. 1895

1887-1888г. Первые дошедшие до нас детские опыты Блока в стихах и прозе. «Ранние попытки писать обнаруживают только великую нежность Саши к матери, а также его пристрастие к кораблям и кошкам».

1891г., 27 августа Принят в 1-й класс Санкт-Петербургской Введенской (позднее – имени Петра Великого) гимназии (Большой Проспект Петербургской стороны, д. 37/39). В очерке «Исповедь язычника» (1918) охарактеризует гимназию и соучеников достаточно жестко.

Рисунок Блока из его журнала, который он издавал, ещё учась в гимназии….

Шахматово, 1894

Первая любовь Блока.

1897 год. Поездка с матерью и тетушкой, Марией Андреевной Бекетовой (1826 – 1938), в Германию, на курорт Бад-Наугейм. Знакомство с Ксенией Михайловной садовской (1862 — 1925), «высокой, статной, темноволосой дамой с тонким профилем и великолепными синими глазами. …Ее красота, щегольские туалеты и смелое, завлекательное кокетство сильно действовали на юношеское воображение». Встречи А. А. Блока с К. М. Садовской продолжались в Петербурге в 1897 – 1900 годах. Ей посвящен ряд стихотворений цикла «Ante Lucem» (1898 – 1900), а также цикл стихотворений «Через двенадцать лет» (1909 — 1910).

Блок в театре.

Зима 1897г. Блок мечтает стать актером, он увлечен игрой В. П. Далматова и М. А. Дальского, занимается декламацией и мелодекламацией, участвует в любительских спектаклях. Изучает роль Ромео. Декламирует стихи А. А. Фета, А. К. Толстого, Я.П. Полонского, А. Н. Апухтина.

Домашний театр Гамлет

30 мая 1898 г.

Оканчивает Введенскую гимназию, получает аттестат зрелости.

1898 год начало июня. Приезжает в Шахматово. С поручением отправляется в имение Боблово, принадлежащее семье Менделеевых, встречает Любовь Дмитриевну Менделееву (1881-1939), дочь Дмитрия Ивановича Менделеева (1834 — 1907).

Июль – август Домашние спектакли в Боблово с участием Блока и Л. Д. Менделеевой. 1 августа – сыграны сцены из трагедии В. Шекспира «Гамлет» (Гамлет – Блок, Офелия – Л.Д. Менделеева).

Л. Д. Менделеева в роли Офелии.

А. А. Блок в роли Гамлета в любительском спектакле Бобловского театра. Фотография. 1898 г.

«…знаете, я, ведь, очень театральный человек…» — сказал как-то он про себя…

Возвращение в Петербург. 31 августа Блок становится студентом 1-го курса юридического факультета Петербургского университета.

1899 г. Лето в Шахматове и Боблове «проходит почти так же, как лето 1898 года». По желанию Блока в Боблово был поставлен «Пушкинский спектакль» (сцены из «Бориса Годунова», «Скупого рыцаря», «Каменного гостя»). (1899 г. – год 100-летнего юбилея Пушкина, широко отмечавшегося всей Россией.) В сценах из «Каменного гостя» Блок играл Дон Жуана, Л. Д. Менделеева – Дону Анну.

Блок в роли самозванца (Борис Годунов Пушкина). В роли Марины Мнишек — С.Д. Менделеева.1898г.

Блок в роли скупого рыцаря 1899г.

Блок в роли Дон-Жуана. 1899г

1901 г., 6 сентября Начало учебы Блока на 1-м курсе славяно-русского отделения историко-филологического факультете Петербургского университета. 10 сентября – Блок посылает стихи в Москву, В. Я. Брюсову, однако – не получает ответа.

1902 г., январь Работа над «Стихами о Прекрасной даме». В дневнике сделан «Набросок статьи о русской поэзии» — своего рода творческий манифест этого периода.

7 ноября 1902 Пишет предсмертную записку и, с револьвером в кармане, отправляется в зал Дворянского собрания, на вечер Высших женских курсов. После вечера происходит решительное объяснение. Л.Д. Менделеева соглашается стать женой поэта.

1903 год, 2 января. Делает формальное предложение Менделеевой и получает согласие её родителей на брак.

Март

Литературный дебют Блока. В журнале «Новый путь» (1903, №3) напечатан цикл стихотворений «Из посвящений» (10 стихотворений). Вскоре в «Литературно-художественном сборнике» (СПб., 1903) студентов Санкт-Петербургского университета опубликованы еще 3 стихотворения.

В книге «Северные цветы. Третий альманах книгоиздательства «Скорпион» опубликован цикл из 10 стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме». (Заглавие дано редактором – В.Я.Брюсовым, но восходит к строке из письма Блока Брюсову от 1 февраля 1903 года.)

17 августа

Венчание А.А. Блока и Л.Д.Менделеевой в церкви Михаила Архангела с. Тараканово, между Шахматовым и Бобловом.

1904 г., 10 – 25 января

Поездка Блока и Л. Д. Блок в Москву. Личное знакомство с Андреем Белым, К. Д. Бальмонтом. Интенсивное общение с Андреем Белым, С. М. Соловьевым, В. Я. Брюсовым.

Андрей Белый

Борис Николаевич Бугаев.

Бальмонт Константин Дмитриевич

Сергей Михайлович Соловьев

Русский поэт и религиозный философ. Близкий друг Андрея Белого (были женаты на родных сестрах Тургеневых) и своего троюродного брата Александра Блока, с которыми впоследствии разошелся.

Брюсов Валерий Яковлевич

1904 г., Октябрь Закончена работа над университетским кандидатским сочинением «Болотов и Новиков». Вышла в свет книга «Стихи о Прекрасной Даме». В книгу вошли 93 стихотворения. Тираж – 1200 экземпляров.

1906 г., Осень В театре Веры Федоровны Комиссаржевской (1863 – 1910) принята к постановке пьеса «Балаганчик». Режиссер спектакля – Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874 – 1904), художник – Николай Николаевич Сапунов (1880 – 1912). Музыку к спектаклю написал Михаил Алексеевич Кузмин (1872 – 1939). Блок часто бывал на репетициях. В ходе подготовки спектакля Блок познакомился с актрисой театра В. Ф. Комиссаржевской – Наталией Николаевной Волоховой (1878 — 1966), ставшей «прототипом» героини циклов «Снежная Маска» (1907), «Фаина» (1906 – 1908), отчасти, по-видимому, — прототипом Фаины, героини пьесы «Песня Судьбы» (1907 – 1908).

Рисунки Блока

1906 г. 13 января – 1907 г., 29 декабря

Написан цикл стихов «Снежная Маска».

1910 г., 3 апреля Выступает на похоронах М. А. Врубеля с речью о нем.

8 апреля Выступает в Петербурге, в Обществе ревнителей художественного слова с программным докладом «О современном состоянии русского символизма».

1913 г., 19 января Окончена драма «Роза и Крест».

12 июня – 3 августа Уезжает в заграничное путешествие, посещает Францию.

Август Драма «Роза и Крест» напечатана в №1 альманаха «Сирин».

Октябрь Пишет статью «Пламень»: «…Были в России «кровь, топор и красный петух», а теперь стала «книга»; а потом опять будет кровь, топор и красный петух. Не все можно предугадать и предусмотреть. Кровь и огонь могут заговорить, когда их никто не ждет. Есть Россия, которая, вырвавшись из одной революции, жадно смотрит в глаза другой, может быть, более страшной». Первый раз слушает оперу Ж. Бизе «Кармен» в постановке петербургского Театра музыкальной драмы. Заглавную партию поет Любовь Александровна Дельмас (1884 – 1969).

Любовь Александровна Дельмас (слева) с сестрой. 1900-ые годы.

Любовь Александровна Дельмас (урожденная Тишинская) в роли Кармен.

Блок в издательстве Сирина, 1913-1914гг.

1916 г., апрель Вышел в свет 1-й том «Собрания стихотворений» в новой авторской редакции (Мусагет).

26 апреля Вышел в свет «Театр» А.А.Блока (Мусагет).

Май-июнь Интенсивная работа над поэмой «Возмездие».

Июнь Вышел в свет 2-й том «Собрания стихотворений» в новой авторской редакции (Мусагет).

7 июля Призван в действующую армию, зачислен Табельщиком в 13-ю инженерно – строительную дружину Всероссийского союза земств и городов.

Фотография Александра Александровича Блока в саду Народного Дома, Петроград, 17 мая 1916 года.

7 июля Призван в действующую армию, зачислен Табельщиком в 13-ю инженерно – строительную дружину Всероссийского союза земств и городов.

26 июля Выезжает в расположение дружины (в районе г. Пинска).

Л. Д. Менделеева-Блок перед отъездом в действующую армию в качестве сестры милосердия.

На военной службе в 1916г.

Александр Блок среди солдат и офицеров инженерной бригады 29 ноября 1916.

1917 г., январь Пролог и первая глава поэмы «Возмездие» напечатаны в журнале «Русская мысль».

19 марта Возвращается в Петроград.

13 – 17 апреля В Москве присутствует на репетициях драмы «Роза и Крест» в Художественном театре.

Конец декабря Начата статья «Интеллигенция и революция».

1918 г., 7 января Записан план пьесы о Иисусе Христе.

8 января Первая запись о работе над поэмой «Двенадцать».

9 января Закончена статья «Интеллигенция и революция».

19 января (1 февраля) Статья «Интеллигенция и революция» напечатана в газете «Знамя труда».

25 января Встречается в Смольном с А. В. Луначарским, обсуждает вопрос об издании классиков «народном и школьном». Луначарский, прощаясь, говорит: «Позвольте пожать вашу руку, товарищ Блок».

1919 г., январь Подготовлен сборник стихов «Ямбы».

Январь – май Интенсивно работает в издательстве «Всемирная литература», разрабатывает планы серии просветительских спектаклей «Исторические картины» по общему замыслу А.М. Горького, редактирует переводы произведений Генриха Гейне для нового собрания сочинений Гейне.

15 – 17 февраля Блок (в числе других знакомых и сотрудников Р.В. Иванова-Разумника) арестован Петроградской ЧК и проводит два дня в камере предварительного заключения.

9 апреля Выступает в издательстве «Всемирная литература» с программным, крайне резким и эксцентричным в историко-философских суждениях, трагическим по духу докладом «Крушение гуманизма».

1919 с Людмилой Дмитриевной.

1920 г., 27 января Смерть Франца Феликсовича Кублицкого-Пиоттух, отчима Блока.

Февраль – март Работа над подготовкой нового издания «Избранных сочинений» Лермонтова. Написана статья о Лермонтове.

Апрель Подготовлен сборник стихов «Седое утро».

1 апреля Написана «Записка о двенадцати».

Май Поездка в Москву, выступления с чтением стихов в Политехническом музее, во Дворце искусств и др.

27 июня Избирается председателем Петроградского отделения Всероссийского союза поэтов.

24 августа Вышел сборник юношеской лирики «За гранью прошлых дней» (Изд. З.И. Гржебина).

29 сентября Выступает с юбилейным приветствием М.А. Кузмину, в котором утверждает ценность культуры, право поэта быть «прежде всего» поэтом.

23 октября Вышел сборник лирики «Седое утро» (Алконост).

1921 г., январь В дневнике – интенсивные размышления о Гете и Пушкине, о «смысле культуры», о праве поэта на «самостоянье».

5 февраля По просьбе сотрудников Пушкинского Дома написать «что-нибудь» в альбом, пишет стихотворение «Пушкинскому Дому».

6 февраля Записывает в дневнике: «Следующий сборник стихов, если будет: «Черный день».

11 февраля Выступает с только что написанной речью «О назначении поэта» на вечере Памяти Пушкина в Доме литераторов (вторично речь произнесена там же, 13 февраля. В третий раз – 16 февраля).

3 марта Подготовлен сборник «Отроческие стихи».

Апрель Написана статья «Без божества, без вдохновения».

1 – 11 мая Последняя поездка в Москву.

Май – июнь Начало, постепенное обострение предсмертной болезни. Уничтожение части архива. Хлопоты (в т. ч. — А.М. Горького) о разрешении Блоку выехать для лечения за границу.

7 августа, 10 часов 3о минут утра Александр Блок умер.

10 августа Похороны поэта на Смоленском кладбище (в сентябре 1944 г. прах поэта был перенесен на Литераторские мостки Волкова кладбища).

Могила Александра Блока на Смоленском кладбище.

multiurok.ru

жизнь, творчество, личность». 11-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели урока: познакомить учащихся с атмосферой, в которой вырос А. Блок; показать, как факты личной биографии отражаются в поэзии Блока; показать особенности поэтики стихотворений автора.

Оборудование: презентация “Жизнь, творчество, личность А. Блока”.

Методические приёмы: лекция с элементами беседы, выразительное чтение стихотворений, их разбор.

Ход урока

1. Слово учителя: (слайд №1).

Тема нашего урока “ А.А.Блок: жизнь, творчество, личность”. Сегодня мы познакомимся с атмосферой, в которой вырос великий поэт, рассмотрим, как факты личной биографии отражаются в поэзии Блока, увидим особенности поэтики его стихотворений.

“Был Пушкин и был Блок… Все остальное — между!” Эти слова Владислава Ходасевича очень точно выразили чувства многих современников поэта. В этой фразе не только ощущение значения Блока для русской поэзии, но и чувства несомненного его родства с великим девятнадцатым веком русской литературы. В своём творчестве Блок сумел соединить русскую классику и новое искусство.

(слайд №2).

В молодые годы Блока часто сравнивали с Аполлоном, в зрелые — с Данте. «Лицо Александра Блока, — писал М. А. Волошин, — выделяется своим ясным и холодным спокойствием, как мраморная греческая маска. Академически нарисованное, безукоризненное в пропорциях, с тонко очерченным лбом, с безукоризненными дугами бровей, с короткими вьющимися волосами, с влажным изгибом уст, оно напоминает строгую голову Праксителева Гермеса, в которую вправлены бледные глаза из прозрачного тусклого камня. Мраморным холодом веет от этого лица. …Рассматривая лица других поэтов, можно ошибиться в определении их специальности… но относительно Блока не может быть никаких сомнений в том, что он поэт, так как он ближе всего стоит к традиционно-романтическому типу поэта — поэта классического периода немецкой истории».

В качестве эпиграфа к нашему рассказу о Блоке мы возьмём его собственное высказывание о своём творчестве: “Если вы любите мои стихи, преодолейте их яд, прочтите в них о будущем.”

И действительно, читая сегодня стихи Блока, мы узнаём в них наше время, нашу страну.

2. Детство. (слайд №3). Рассказ учащихся.

В 1755 году немецкий медик Иоганн Фридрих Блок переселился из Германии в Россию, превратившись в лейб-хирурга Ивана Леонтьевича Блока. Он дал начало новой дворянской фамилии, которая теперь прочно связалась в нашем сознании с великой русской поэзией, — с книгами, стихотворениями, поэмами и статьями, названия которых звучат столь знакомо: “Стихи о Прекрасной Даме”, “Незнакомка”, “На поле Куликовом”, “Соловьиный сад”, “Двенадцать”, “Народ и интеллигенция”, “Крушение гуманизма”, “О назначении поэта”… Но когда в 1909 и в 1915 годах Блока попросят написать “Автобиографию”, он начнет рассказ о своих предках не с этой, германской, своей родословной.

“Семья моей матери причастна к литературе и к науке”. За этой фразой не только гордость потомка известнейшего рода Бекетовых, но и эхо семейной драмы, начало которой во времени, предшествовавшем появлению будущего поэта на свет.

Отец поэта, Александр Львович Блок, был человек незаурядный. Он родился в Пскове, в семье правоведа, чиновника Льва Александровича Блока. Его мать, Ариадна Александровна (урожденная Черкасова) была дочерью псковского губернатора. Гимназию Александр Львович окончил в Новгороде, с золотой медалью. Поступив на юридический факультет Петербургского университета, он обратил на себя внимание профессоров: ему прочили блестящую будущность.

Позже от бабушки и тетки со стороны матери поэт узнает, что в молодости при случайной встрече его отец своим “байроническим” обликом произвел сильное впечатление на Достоевского (отголоски этого семейного предания прозвучат в поэме “Возмездие”). Знаменитый писатель вроде бы даже вознамерился сделать Александра Львовича прототипом одного из своих героев.

Но помимо “байронической” или “демонической” внешности, Александр Львович обладал и другими, более важными качествами: оригинальный ум, редкая, до самозабвения любовь к поэзии, к музыке (сам прекрасно играл на рояле). После себя он оставил два сочинения: “Государственная власть в европейском обществе” и “Политическая литература в России и о России”, примечательные уже тем, что в них можно найти сходное с сыном ощущение России: то, что Александр Львович пытался изложить как ученый-публицист, Александр Блок с предельной остротой выразил в стихотворении “Скифы”.

Но литературное наследие Александра Львовича оказалось меньше его дарования. “Свои непрестанно развивавшиеся идеи, — писал поэт об отце в той же “Автобиографии”, — он не сумел вместить в те сжатые формы, которых искал; в этом искании сжатых форм было что-то судорожное и страшное, как во всем душевном и физическом облике его”. Не менее выразительна и характеристика отца поэта, данная его учеником Е. В. Спекторским: “Александр Львович был убежден, что у каждой мысли есть только одна действительно соответствующая ей форма выражения. Годами переделывая свой труд, он и искал эту единственную форму, преследуя при этом сжатость и музыкальность (ритмичность, размеренность). В процессе этой бесконечной переработки он стал в конце концов превращать целые страницы в строки, заменять фразы отдельными словами, а слова — знаками препинания”, не замечая, что “его работа становится все более и более символистическою, еще понятною для ближайших учеников, но для широкого круга непосвященных уже совершенно недоступною”. Есть какая-то напряженность в облике Александра Львовича Блока. Талант мыслителя историко — философского склада и талант стилиста у Александра Львовича не дополняли друг друга, но сталкивались между собой. Ту же напряженность мы находим и в его поведении. Близких людей он и страстно любил, и жестоко мучил, ломая жизнь им и себе. 8 января 1879 года — день венчания Александра Львовича Блока и Александры Андреевны Бекетовой. Став приват-доцентом в Варшавском университете (в то время часть Польши вместе с Варшавой входила в состав Российской империи), отец будущего поэта увозит молодую жену с собой. Осенью 1880 года Александр Львович приезжает с Александрой Андреевной в Петербург. Ему предстоит защита магистерской диссертации. Состояние Александры Андреевны, ее усталость, измученность, рассказы о деспотическом характере мужа поражают родных. Скоро ей предстоят роды. По настоянию Бекетовых Александра Андреевна остается в Петербурге. Александр Львович, с блеском защитив диссертацию, уезжает в Варшаву. Какое-то время он пытается заново расположить к себе жену. Однако эти попытки остались безуспешными. 24 августа 1889 года по указу Священного Синода брак Александра Львовича и Александры Андреевны был расторгнут. После Александр Львович был женат еще раз, но и этот брак, от которого у него осталась дочь, оказался непрочным.

(Слайд №4).

Будущий поэт рос вдали от отца. Александра Львовича он видит лишь изредка, их сдержанное общение — в письмах. Оценить отца по достоинству поэт сумеет лишь после его смерти. В кругу Бекетовых Саша Блок — любимец и баловень, но печать семейной драмы ожила в глубинах его видения мира, и многие темы поздней лирики Блока навеяны неустроенностью, отсутствием твердой опоры в жизни.

Когда мать Блока второй раз выходила замуж, — ее супругом стал офицер лейб-гвардии Гренадерского полка Франц Феликсович Кублицкий-Пиоттух, человек добрый, мягкий, — то надеялась, что отчим сможет в какой-то мере заменить сыну отца. Но никакой душевной близости отчим и пасынок друг к другу не почувствовали. Да и за беззаветной любовью бабушки и теток скрывалось напоминание о безотцовщине. Тема “возмездия” (как и одноименная поэма Блока) выйдет из этой его “отлученности” от семейного очага, сквозь которую он увидит трагедию всей России.

Александр Александрович Блок появился на свет 16 (по новому стилю — 28) ноября 1880 года. Он родился в тревожное время: через несколько месяцев после его рождения, 1 марта 1881 года, народовольцы убивают Александра П. Это событие стало для России предвестием будущих потрясений. Но ранние годы поэта — счастливые годы. В дневнике его бабушки Елизаветы Григорьевны Бекетовой после тревожных записей о покушении на государя сказано и о крошечном внуке: “Сашура становится главной радостью жизни”. В воспоминаниях тетки Марии Андреевны признание: “С первых дней своего рождения Саша стал средоточием жизни всей семьи. В доме установился культ ребенка”.

Дед, бабушка, мать, тетки — самые близкие ему люди. Об отце в “Автобиографии” он скажет глухо, с напряжением: “Я встречался с ним мало, но помню его кровно”. О Бекетовых пишет легко, спокойно, с подробностями.

Ему было чем гордиться. Бекетовы — среди друзей и знакомых Карамзина, Дениса Давыдова, Вяземского, Баратынского. В их роду можно встретить землепроходца, актера, стихотворца, журналиста, библиофила, героя Отечественной войны 1812 года… Замечательные люди окружали и маленького Сашу Блока.

Его дед — знаменитый ученый, ботаник Андрей Николаевич Бекетов был для него другом его детских лет: “.. .мы часами бродили с ним по лугам, болотам и дебрям; иногда делали десятки верст, заблудившись в лесу; выкапывали с корнями травы и злаки для ботанической коллекции; при этом он называл растения и, определяя их, учил меня начаткам ботаники, так что я помню и теперь много ботанических названий. Помню, как мы радовались, когда нашли особенный цветок ранней грушевки, вида, неизвестного московской флоре, и мельчайший низкорослый папоротник…”

Бабушка Елизавета Григорьевна Бекетова — дочь известного путешественника, исследователя Средней Азии Григория Силыча Корелина. Она была и переводчиком с нескольких языков, давшим русскому читателю сочинения Бокля, Брэма, Дарвина, Бичер-Стоу, Вальтера Скотта, Диккенса, Теккерея, Руссо, Гюго, Бальзака, Флобера, Мопассана и многих других известнейших ученых и писателей. Об этих переводах Блок с достоинством скажет: “…ее мировоззрение было удивительно живое и своеобразное, стиль — образный, язык — точный и смелый, обличавший казачью породу. Некоторые из ее многочисленных переводов остаются и до сих пор лучшими”. Елизавета Григорьевна встречалась с Гоголем, Достоевским, Толстым, Аполлоном Григорьевым, Полонским, Майковым. Она не успела написать свои воспоминания, и Александр Блок мог впоследствии перечесть только краткий план предполагаемых записок и вспомнить некоторые бабушкины рассказы.

Мать Блока и тетки поэта тоже были писательницами и переводчицами. Через них русский читатель познакомилсяся с произведениями Монтескье, Стивенсона, Хаггарта, Бальзака, Гюго, Флобера, Золя, Доде, Мюссе, Бодлера, Верлена, Гофмана, Сенкевича и многих других.

Перу тетки Екатерины Андреевны Бекетовой (в замужестве Красновой) принадлежит стихотворение “Сирень”. Положенное на музыку Сергеем Рахманиновым, оно стало известным романсом. Мария Андреевна Бекетова войдет в историю русской литературы как автор мемуаров, связанных с жизнью и творчеством Блока. Мать будет играть в жизни поэта исключительную роль. Именно она станет первым его наставником и ценителем, ее мнение для Блока будет значить очень много. Когда Саша Блок начнет выпускать свой домашний литературный журнал “Вестник”, мать станет “цензором” издания.

Дед, бабушка, мать, тетки… Узкий круг близких людей. И уже в детские годы ощущается самодостаточность для него именно этого круга. Из детей Блок будет особенно дружен с двоюродными братьями Феролем и Андрюшей, детьми тетки Софьи Андреевны (в девичестве Бекетовой), которая была замужем за родным братом отчима поэта Адамом Феликсовичем Кублицким-Пиоттух. Но для своих игр он в товарищах не нуждался. Силой воображения он мог оживить обычные кубики (деревянные “кирпичики”), превращая их в конки: лошадей, кондукторов, пассажиров, предаваясь игре со страстью и редким постоянством, все усложняя и усложняя выдуманный им мир. Среди особых пристрастий — корабли. Он рисовал их во множестве, развешивая по стенам комнаты, одаривая ими родных. Эти корабли детского воображения “вплывут” в его зрелые стихи, став символом надежды.

Замкнутость и необщительность в характере маленького Блока проявлялась самым неожиданным образом. От француженок, которых ему пытались нанимать, он так и не научился французскому языку, поскольку, как позже заметит Мария Андреевна Бекетова, Саша “уж и тогда почти не разговаривал даже и по-русски”.

Когда в 1891 году будущий поэт поступит в петербургскую Введенскую гимназию, то и здесь со своими одноклассниками будет сходиться трудно, даже к наиболее близким товарищам не испытывая особой привязанности. Его постоянные увлечения гимназических лет — сценическое искусство, декламация и свой журнал “Вестник”, который Блок “издавал” с 1894 по 1897 год, выпустив 37 номеров. Его троюродного брата Сергея Соловьева, который в это время познакомился с Блоком, “поразила и пленила в нем любовь к технике литературного дела и особенная аккуратность”: “Вестник” был изданием образцовым, с вклеенными иллюстрациями, вырезанными из других журналов.

Но важную роль в развитии поэта сыграли не только близкие ему люди и не только увлечения, но и его дом.

В Санкт-Петербурге, столице Российской империи, пройдет почти вся жизнь поэта. Петербург отразится в его стихах. И все-таки Александр Блок не стал только лишь столичным поэтом. Петербург — это была гимназия, которая вызывала в нем страшные воспоминания: “Я чувствовал себя, как петух, которому причертили клюв мелом к полу, и он так и остался в согнутом и неподвижном положении, не смея поднять голову”. Петербург — это казенные квартиры, “место жительства”. Домом для Блока стало небольшое имение Шахматово, которое в свое время купил его дедушка Андрей Николаевич Бекетов по совету друга, знаменитого химика Дмитрия Ивановича Менделеева. В первый раз будущего поэта, шестимесячного, сюда привезла мать. Здесь он жил почти каждое лето, а иногда с ранней весны до поздней осени.

3. Годы учёбы. Начало творческого пути. (слайд №5).

Писать стихи начал с 5-ти лет, однако осознанное следование призванию начинается с 1900-01г. Наиболее важные литературно-философские традиции, повлиявшие на становление творческой индивидуальности — учение Платона, лирика и философия В. С. Соловьева, поэзия А. А. Фета. В марте 1902 произошло знакомство с Зинаидой Николаевной Гиппиус и Дмитрием Сергеевичем Мережковским, оказавшими на него огромное влияние; в их журнале “Новый путь” состоялся творческий дебют Блока — поэта и критика. В 1904 знакомится с А. Белым, ставшим наиболее близким ему поэтом из младших символистов. В 1903 вышел “Литературно-художественный сборник: Стихотворения студентов Императорского Санкт-Петербургского университета”, в котором были опубликованы три стихотворения Блока; в том же году напечатан блоковский цикл “Стихи о Прекрасной Даме” .

Основными чертами символистской лирики Блока становятся

  • Музыкальность;
  • Возвышенность тематики;
  • Многозначность;
  • Мистическая настроенность;
  • Недосказанность;
  • Расплывчатость образов

(слайд № 6)С этого момента начинается работа над первым сборником стихов, который состоял из 3-ёх томов. (работа со схемой слайда). Блок раскрывает основной смысл этапов пройденного им пути и содержание каждой из книг трилогии:

“…таков мой путь, теперь, когда он пройден, я твердо уверен, что это должное и что все стихи вместе — “трилогия вочеловечения”

(от мгновения слишком яркого света — через необходимый болотистый лес — к отчаянью, проклятиям, “возмездию* и…— к рождению человека “общественного”, художника, мужественно глядящего в лицо миру..)”.

4. Обратимся к 1-й книге (слайд №7). В неё вошли следующие циклы стихов:

  • “Ante Lucem” (“До света”)
  • “Стихи о Прекрасной Даме”
  • “Распутья”
  • Прекрасная Дама — “Царица чистоты”, “Вечерняя Звезда”, средоточие всего Вечного и Небесного.

Центральной книгой этого сборника становится цикл “Стихи о Прекрасной Даме”.Традиционная романтическая тема любви-служения получила в “Стихах о Прекрасной Даме” то новое содержательное наполнение, которое было привнесено в нее идеями Вл. Соловьева о слиянии с Вечно-Женственным в Божественном Всеединстве, о преодолении отчуждения личности от мирового целого через любовное чувство. Миф о Софии, становясь темой лирических стихов, до неузнаваемости трансформирует во внутреннем мире цикла традиционную природную, и в частности, “лунную” символику и атрибутику (героиня появляется в вышине, на вечернем небосклоне, она белая, источник света, рассыпает жемчуга, всплывает, исчезает после восхода солнца и т.д.) Нужно здесь отметить, (слайд №8) что Любовь Дмитриевна Менделеева, ставшая к этому времени женой поэта, была неземным образом, являвшимся поэту.

Обратимся к одному из стихотворений цикла “Вхожу я в тёмные храмы” (чтение наизусть подготовленным учеником).

  • Какова эмоциональная атмосфера стихотворения?
  • Какова цветовая гамма стихотворения?
  • Прорисован ли облик Прекрасной Дамы?

5. (слайд №9).

Особую роль для формирования мировоззрения Блока сыграли события революции 1905-07, обнажившие стихийную, катастрофическую природу бытия. В лирику этого времени проникает и становится ведущей тема “стихии” (образы метели, вьюги, мотивы народной вольницы, бродяжничества). Резко меняется образ центральной героини: Прекрасную Даму сменяют демонические Незнакомка, Снежная Маска, цыганка-раскольница Фаина. Блок активно включается в литературную повседневность, публикуется во всех символистских журналах. Циклами, вошедшими во второй сборник, стали

  • “Пузыри земли”,
  • “Разные стихотворения”,
  • “Город”,
  • “Снежная маска”,
  • “Фаина”.

6. (слайд №10). Обратимся к стихотворению “В ресторане”. (чтение подготовленного ученика).  Обратите внимание на пейзажный штрих: петербургская заря, желтые фонари на желтом, северное небо, рождающее отчаяние, усиливающее усталость романтика, живущего в страшном мире. Всё это говорит о неизбежной грусти и неудовлетворенности реальной жизнью.

Между лирическим героем и девушкой из ресторана пропасть: она женщина для развлечений, а он господин не ее круга. Между ними ничего не может быть серьезного, ее можно купить лишь на час. Красота погублена, поругана, уничтожена, растворена в желтом мире желтого города.

7. (слайд №11) В 1907 году Блок неожиданно для собратьев по символизму обнаруживает интерес и близость к традициям демократической литературы. Проблема “народа и интеллигенции”, ключевая для творчества этого периода, определяет звучание всех тем, развиваемых в его статьях и стихах: кризис индивидуализма, место художника в современном мире и др. Его стихи о России, в частности цикл “На поле Куликовом”, соединяют образы родины и любимой.(чтение стихотворения “Река раскинулась…”)

В стихотворении «Река раскинулась…» несколько раз меняется объект поэтической речи. Начинается оно как описание типично русского пейзажа; скудного и грустного. Затем звучит прямое обращение к России, и, надо сказать, в свое время оно многим показалось шокирующим — ведь А.Блок называл свою страну «О, Русь моя! Жена моя!». Однако в этом нет поэтической вольности, есть высшая степень единения лирического героя с Россией, особенно если учесть смысловой ореол, данный слову «жена» символистской поэзией. В ней он восходит к евангельской традиции, к образу величавой жены.

8. (слайд №12).

После февральской революции Блок все более и более сомневался в установившемся в стране буржуазно-республиканском режиме, поскольку он не принес пароду избавления от преступно разнизанной войны, Блока все более тревожит судьба революции, и он начинает все внимательнее вслушиваться в лозунги большевиков. Они подкупают его своей ясностью: мир — народам, земля — крестьянам, власть — Советам. Незадолго до Октября Блок признается в разговоре: «Да, если хотите, я скорее с большевиками, они требуют мира…»

Поэма А.Блока «Двенадцать» была написана в 1918 году. Это было страшное время: позади четыре года войны, ощущение свободы в дни Февральской революции, Октябрьский переворот и приход к власти большевиков, наконец, разгон Учредительного собрания, первого российского парламента.

А.Блок очень точно ощутил то страшное, что вошло в жизнь: полное обесценивание человеческой жизни, которую не охраняет больше никакой закон.

9. (слайд №13)

Вслед за “Двенадцатью” было написано стихотворение “Скифы”. Противопоставляя “цивилизованный” Запад и революционную Русь, поэт от имени революционной “скифской” России призывает народы Европы положить конец “ужасам войны” и вложить “старый меч в ножны”. Стихотворение завершается призывом к единению:

В последний раз — опомнись, старый мир!
На братский пир труда и мира,
В последний раз на светлый братский пир
Сзывает варварская лира!

В русской истории А.Блок увидел залог будущих успехов и подъёма страны.

Россия — Сфинкс. Ликуя и скорбя,
И обливаясь черной кровью,
Она глядит, глядит ,глядит в тебя
И с ненавистью, и с любовью!

Так завершилась “трилогия вочеловечения”. Так завершился трудный путь поэта, путь, исполненный великих художественных открытий и свершений.

10. (слайд №14). В последние годы жизни 1918 -1921 гг. Блок как поэт замолкает. Много работает в учреждениях культуры, созданных новой властью. Пишет статьи “Интеллигенция и революция” (1918 г.), “Крушение гуманизма” (1919 г.), стихотворения “Без божества, без вдохновенья” (1921 г.), “О назначении поэта” (1921 г.). Последнее стихотворение “Пушкинскому дому” обращено (как и статья “О назначении поэта”) к пушкинской теме.

11. (слайд №15).

Путь Блока — жертвенный путь. Он единственный воплотил в жизни идею “богочеловечества”, художника, отданного на заклание. Но он пришел в мир тогда, когда жертва не может стать для остальных искуплением, она может быть лишь свидетельством грядущих катастроф. Блок это чувствовал, он понимал, что его жертва не будет востребована, но предпочел гибель “вместе со всеми” спасению в одиночестве. Он умирал вместе с Россией, его родившей, его вскормившей. Быть может, всего точнее о том событии, которое произошло 7 августа 1921 года в 10 часов 30 минут, сказал Владислав Ходасевич: “Он умер оттого, что был болен весь, оттого, что не мог больше жить. Он умер от смерти”.

Наш рассказ о Блоке я хочу закончить стихотворением В.Лазарева

Звучи, звучи, живая речь
Поэта Александра Блока.
Встреч разуму и свету встреч
В порыве мощном и глубоком.
Звучи же, вписываясь равно
В мир городов и деревень,
В ноябрь туманный, в тёплый август,
И в тяжкий, и в счастливый день.
 …И не отринуть, не отречь
Строку от Родины и сроков.
Звучи, звучи, живая речь
Поэта Александра Блока!

12. Домашнее задание

1) Рассказ о жизни Блока на основе лекции и учебника.

2) Наизусть стихотворение из цикла “Стихи о Прекрасной Даме”.

11.04.2013

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Презентация по литературе на тему «Жизнь и творчество Александра Блока»(11 класс)

Инфоурок › Русский язык › Презентации › Презентация по литературе на тему «Жизнь и творчество Александра Блока»(11 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

28 ноября 1880 — 7 августа 1921  Александр Блок, величайший русский поэт и драматург, один из наиболее ярких представителей русского Символизма, литературного направления, оказавшего глубокое влияние на всю последующую русскую и мировую литературу.

2 слайд Описание слайда:

А. Блок родился 28 (16) ноября 1880 года в семье профессора права и дочери ректора Университета Санкт-Петербурга. Поскольку родители разошлись, с трех лет Блок жил и воспитывался у родителей матери, которые принадлежали к «сливкам» петербургской интеллигенции. Постоянное вращение в богемной среде сформировало особенное мировосприятие Блока, проявившееся в будущем в его литературе. Сочинять Блок начал в пять (!) лет, поэтому неудивительно, что поэтическая экспрессия стали нормой его жизни.

3 слайд Описание слайда: 4 слайд Описание слайда: 5 слайд Описание слайда:

В 1903 году Блок женился на Любови Менделеевой, дочери великого русского химика Д.И. Менделеева. В том же году вышел первый сборник стихов поэта, написанный под впечатлением первой любви и первых месяцев счастливой семейной жизни. На первоначальный этап творчества Блока оказал большое влияние Пушкин и Вл. Соловьев. Блок экспериментировал в то время с поэтическим ритмом, изобретая все новые и новые формы. Для него первостепенными в поэзии были звук и музыка стиха.

6 слайд Описание слайда: 7 слайд Описание слайда:

Первый сборник поэм Блока «Стихи о прекрасной даме», 1904, представляли собой платонический идеализм поэта, реализацию божественной мудрости в образе мировой души в женском обличии.

8 слайд Описание слайда:

В следующих поэтических сборниках Блока, «Город», 1908, и «Снежная маска», 1907, автор сконцентрировался на религиозной теме, а его муза их мистической дамы превратилась в незнакомую куртизанку. .

9 слайд Описание слайда:

Поздние поэмы Блока представляют собой смесь надежд и отчаяния автора относительно будущего России. В незавершенном «Возмездии», 1910-1921, проявилось крушение иллюзий автора по поводу нового большевистского режима. Стоит отметить, что Блок с оптимизмом воспринял Октябрьскую революцию 1917 года, возлагая большие надежды на новую власть. Однако последующие действия большевиков настолько шли вразрез с тем, что предполагал Блок и что они сами обещали, что поэт не мог не прийти в отчаяние от собственного самообмана. Тем не менее, он продолжал верить в исключительную роль России в истории человечества

10 слайд Описание слайда:

Подтверждением этого мнения стали работы «Родина» и «Скифы». В «Скифах» Блок использовал цыганский фольклор, скачки ритмов, резкие переходы от накала страстей к тихой меланхолии. Он как бы предупреждает Запад, что если он ополчится на Русь, то в будущем это приведет к ответной реакции Руси, сплоченной с воинствующим Востоком, что это приведет к Хаосу.

11 слайд Описание слайда:

Последним произведением Блока стала его самая противоречивая и загадочная поэма «Двенадцать», 1920, в которой автор использовал полифонию ритмов, жесткий, даже грубый язык, чтобы читатель мог представить то, что написано на бумаге: отряд из 12 бойцов Красной Армии идет по городу, сметая все на своем пути и неся впереди себя Христа.

12 слайд Описание слайда: 13 слайд Описание слайда:

Александр Блок умер 7 августа 1921 года в Петербурге, оставленный многими друзьями молодости и лишенный последних иллюзий относительно новой власти.

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-232335

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Презентация по литературе «Поэма «Двенадцать» А.А.Блока. Образы поэмы» (11 класс)

Инфоурок › Русский язык › Презентации › Презентация по литературе «Поэма «Двенадцать» А.А.Блока. Образы поэмы» (11 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

А.А.Блок «Двенадцать» Написав поэму «Двенадцать», Блок воскликнул: «Сегодня я – гений!». «Двенадцать» — какие бы они ни были – это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью», — утверждал поэт.

2 слайд Описание слайда:

Поэма «Двенадцать» Содержит 12 глав.  Героями поэмы являются 12 красноармейцев. Образ Христа, идущего впереди этих красноармейцев (в конце поэмы), вызывает ассоциации с 12 апостолами.

3 слайд Описание слайда:

О поэме Время создания поэмы. «В январе 1918 г. по горячим следам событий, которые потрясли мир. (Через 2 месяца после Октябрьской революции)  Начал 8.01., перерыв, дописал 27 и 28 01. Сделал волнующую запись (обычно беспощадно строг к себе): «Страшный шум, возрастающий во мне и вокруг… Сегодня я – гений».  Осознать значение современнику очень сложно – «большое видится на расстоянье».

4 слайд Описание слайда:

Блок и революция Что такое для Блока революция? Музыка. Музыкальность становится для Блока высшим критерием ценности в жизни, в творчестве: «Мы должны слушать и любить звуки теперь, когда они вылетают из мирового оркестра; и, слушая, понимать, что это – о том же, всё о том же».  Чуковский: «Блок ждал революции, как не ждал никто. В его представлении она должна была очистить жизнь, вычистить эту скверну, грязь, бездуховность. Она должна была сделать человеческое стадо народом».  Своё безоговорочное приятие революции он открыто и бескомпромиссно выразил в статье «Интеллигенция и революция».

5 слайд Описание слайда:

Сюжет поэмы Сюжет прост: двенадцать красноармейцев, военный патруль, поддерживают порядок в городе во время комендантского часа. Но на самом деле картины-главки, сменяющиеся, как в детском калейдоскопе, складываются в масштабную панораму постреволюционных дней.

6 слайд Описание слайда:

Символика поэмы Всё действие поэмы развёртывается на фоне разгулявшихся природных стихий: Крутится: Ветер, Ветер На всё божьем свете!  «Ветер хлёсткий», он «гуляет», «свищет», «и зол и рад», «разыгралась чтой-то вьюга», «ох, пурга какая, спасе!» «Вьюга долгим смехом // Заливается в снегах»

7 слайд Описание слайда:

Символика поэмы Контраст чёрного и белого цвета. Классическая цветовая символика создаёт резкий контраст, выражающий противостояние двух миров: Чёрный вечер, Белый снег… («Белый снег» — символ чистоты и надежды) Но: Под снежком – ледок. Скользко, тяжко, Всякий ходок Скользит – ах, бедняжка!  «Ледок» символизирует зыбкость, неустойчивость, неуверенность первых шагов в новую жизнь, неопределённость пути.

8 слайд Описание слайда:

Главные герои Двенадцать — враги старого мира, но они сами вышли из его недр. Поэт символически передает это образом старого мира — “пса безродного”, который не отстает, а ковыляет позади. В них бушуют и темные страсти. Их охватывает пьянящее ощущение вседозволенности: “Свобода, свобода, эх, эх, без креста!”.

9 слайд Описание слайда:

12 красноармейцев С первого появления 12 находятся в движении, в пути. Что это за путь?  1) Это и реальный путь красногвардейских патрулей по снежным улицам Петрограда. 2) Это и место гораздо большее: движение вне реального пространства и времени, это путь через прошлое, настоящее и будущее. На этом пути их ждут испытания.

10 слайд Описание слайда:

Образы поэмы Образ ветра развивается, обновляется, он как бы комментирует происходящее: одних сбивает с ног, другим кажется «весёлым», он «рвёт, мнёт плакат про «Учредительное собрание», когда появляются красногвардейцы, он радостно «гуляет».  Ветер срастается с петроградским пейзажем и Революцией. Петроград оказывается включённым в стихию, становится её частью, проявлением. Очевидно, что образы ветра, метели имеют символический смысл.

11 слайд Описание слайда:

Образ Христа Образ Христа органически вырастает из строя поэмы, взаимодействия эпических и лирических мотивов и становится символом трагического преображения «русского строя души» в революционную эпоху и его крестного пути после Октября. Двенадцать апостолов нового мира не видят Христа (он «за вьюгой невидим»), они окликают его, просят показаться, но он не является, и они в раздражении стреляют туда, где мерещится его тень. Красногвардейцы — с винтовками, Христос — «в белом венчике из роз». Снег, над которым движется этот «призрак» Блока, ослепительно чист. На нем нет следов крови, хотя над самим героем развевается «кровавый флаг».

12 слайд Описание слайда:

Значение поэмы В поэме “Двенадцать” Блоку удалось передать накал социальной борьбы, запечатлеть его в драматических и контрастных образах. Поэма “Двенадцать” принадлежит к вершинам русской литературы, стоит в одном ряду с такими великими поэмами, как “Медный всадник” А. С. Пушкина, “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасова.

13 слайд Описание слайда:

«Двенадцать» в оценке современников Блока 1. Ярко выделяется Блок на идейно-литературном фоне. Велик список литераторов, которые оказались в рядах его врагов:  Бунин, Куприн, Бальмонт, Л. Андреев, Северянин. Они изображали Октябрьскую революцию как восстание сатанинских сил, обрекающее страну на позор и гибель.  2. Вчерашние друзья, поклонники не подавали ему руки, отказывались выступать с ним на вечерах, публично кричали: «изменник», писали о нём в газетах всевозможные гнусности, смысл которых сводился к одному: «Блок продался большевикам». 3. Но если поэма о революции, почему в поэме не изображены революционные действия, вожди революции? Почему в центре эпического повествования – погоня за «изменницей» Катькой и её убийство? 4. Другие толковали    «Двенадцать» как сатиру на революцию. 5. Газета «Правда» — «величайшее достижение» поэзии Блока – и вместе с тем всей русской поэзии «после Пушкина, Некрасова, Тютчева».

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

 Поэма А.А.Блока «Двенадцать» и по сей день остаётся уникальным произведением, в котором поэту удалось показать масштабность произошедших событий, воссоздать тревожную, напряжённую атмосферу последствий политического переворота.

 Данная презентация поможет учителю в проведении урока литературы в 11 классе  по знакомству с историей написания поэмы, её сюжетом и композицией. В слайдах представлены также отзывы современников Блока о поэме и взгляд самого поэта на своё произведение.

Слайды сопровождаются фотографиями А.А.Блока и картинками к различным изданиям поэмы.

Общая информация

Номер материала: 103957

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Презентация по литературе на тему «А.А.Блок. Символика цвета» (11 класс)

Инфоурок › Русский язык › Презентации › Презентация по литературе на тему «А.А.Блок. Символика цвета» (11 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Научно-исследовательская работа Символика цвета в поэзии А.Блока Ефремова Ирина

2 слайд Описание слайда: 3 слайд Описание слайда:

Цель работы 1.Более глубокое знакомство с особенностью творчества А.А.Блока как поэта-символиста. 2.Изучение символики цвета в поэзии А.А.Блока.

4 слайд Описание слайда:

Задачи работы 1.Познакомить с атмосферой, в которой вырос А.Блок. 2.Показать, как факты личной жизни отражаются в поэзии А. Блока. 3.Подготовить материал к юбилейной дате: 130 лет со дня рождения А.Блока. 4.Показать значимость поэзии А.Блока в русской литературе и культурно-нравственном воспитании людей.

5 слайд Описание слайда:

Методы работы 1.Изучение «Автобиографии», дневников, записных книжек, писем А.Блока. 2.Чтение и анализ стихотворений А.Блока. 3.Сбор и анализ материалов и публикаций о А.Блоке. 4.Сравнение лирики А.Блока с лирикой других поэтов Серебряного века.

6 слайд Описание слайда:

Используемые источники 1. «Образное слово Блока» (сборник статей) М. «Наука» 1980г. 2. «Русский язык в школе» №6 1970г. 3. Рублёв С., Давыдова Ю. Своеобразие поэмы «Двенадцать». Ростов – на — Дону, 2002г. 4. Автобиография. Собрание сочинений в шести томах. Том 5. Ленинград. «Художественная литература». 1982. 5. Русская литература 20 века.11 класс. М. Изд.«Дрофа».1998 6. Александр Блок. Собрание сочинений в шести томах. 7. Венгров Н. Путь Блока. М.,1963г. 8. Жирмунский В.М. Поэзия А.Блока. Петербург, 1924г. 9. Д.Э.Розенталь, М.А.Теленкова. Словарь-справочник лингвистических терминов. М., «Просвещение», 1976г.

7 слайд Описание слайда:

Родители А.Блока Александр Львович Блок и Александра Андреевна Бекетова (по второму браку Кублицкая-Пиоттух)

8 слайд Описание слайда:

Воспитание в семье матери Вскоре после рождения сына родители разошлись.

9 слайд Описание слайда:

Блоковские места России — Петербург

10 слайд Описание слайда:

Подмосковная усадьба Шахматово Блоковские места России – Петербург, где он прожил всю жизнь, и подмосковная усадьба Шахматово, куда семья выезжала на лето.

11 слайд Описание слайда:

Гостиная в подмосковной усадьбе Шахматово Воспитание в обстановке всеобщей любви, заботы, среди литературы и музыки.

12 слайд Описание слайда:

А.А.Блок и Л.Д.Менделеева Летом 1898 года Блок познакомился с Любовью Дмитриевной Менделеевой – своей будущей женой – дочерью знаменитого химика Д.И.Менделеева. Предмет юношеской влюблённости приобретает в его лирическом творчестве черты мистического, «небесного» Идеала.

13 слайд Описание слайда:

«Стихи о Прекрасной Даме» Идея вечной и всепобеждающей Женственности Владимир Сергеевич Соловьёв- философ-идеалист(1853-1900) А. Блок

14 слайд Описание слайда:

«Символы не говорят, они молча кивают». (Ницше) В соседнем доме окна жолты. И И на жолтой заре- фонари. Или Ты в синий плащ печально завернулась…

15 слайд Описание слайда:

Символика красного цвета 1 том – цвет реален и конкретен: « Путь блестел росы вечерней красным светом» « Последний пурпур догорал» 2-3 тома – символика красного цвета расширяется: разоблачение капиталистического города, средство сатиры, символ мещанства, пошлости, продажности. « Но ты гуляешь с красным бантом и семечки лущишь» « Был любовный напиток – в красной пачке кредиток» Символы революции: В очи бьется Красный флаг Раздается Мирный шаг

16 слайд Описание слайда:

Сине-голубой цвет — 11% Атмосфера сна: «И на сон навеваю мечты, проходят они, голубые». Дух изысканности: «Принимала комната шаги Голубого кавалера и слуги».

17 слайд Описание слайда:

Синий цвет – участник создания пейзажа всех времён года Пропуская дней гнетущих Кратковременный обман, Прозревали дней грядущих Сине-розовый туман.

18 слайд Описание слайда:

Синий цвет – спутник печали Всё бесконечней, всё хрустальней Передо мной синела даль. Я различал за нивой дальней Мою осеннюю печаль.

19 слайд Описание слайда:

Цветовые эпитеты А.Блока и С.Есенина Очи синие бездонные Цветут на дальнем берегу. А.Блок Ты в синий плащ печально завернулась… А.Блок Выйду на озеро в синюю гать, К сердцу весенняя льнёт благодать. С.Есенин Только синь сосёт глаза. С.Есенин Синий туман. Снеговое раздолье, Тонкий лимонный лунный рассвет. С.Есенин.

20 слайд Описание слайда:

Жёлтый цвет – цвет грусти, старения и смерти (1,5%) Вон теплятся жёлтые свечи, Забытые в чьём-то окне.

21 слайд Описание слайда:

Белый цвет – символ поэтического дара Терны венчают смиренных и мудрых Белым огнём Купины. За тобою живая ладья, Словно белая лебедь плыла.

22 слайд Описание слайда:

Чёрный цвет в лирике А.Блока Чёрный вечер. Белый снег. Или Злоба, грустная злоба Кипит в груди… Чёрная злоба, святая злоба…

23 слайд Описание слайда:

А.Блок: «Сегодня я – гений»

24 слайд Описание слайда:

Серебряный век русской поэзии «Мы умираем, а искусство остаётся». А.Блок

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Презентация по литературе на тему «А.А.Блок. Символика цвета» (11 класс) выполнена ученицей Ефремовой Ириной под руковолством учителя для исследовательской работы.

Презентация поэтапно рассказывает о жизни и творчестве великого русского поэта А.А.Блока. 

Презентация красочная, яркая и интересная. Ученица приводит примеры каждого цвета в поэзии Блока и расшифровывает значение цвета.

Также рассказывает о великих символистах, родоначальников этого направления.

Эта работа может быть использована на уроках литературы 11 класса при изучении жизни и творчества А.А.Блока, а также на уроках в среднем звене.

Общая информация

Номер материала: 505523

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *