Окружающий мир 4 класс «Звёздное небо»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

 Звездное небо
Звездное небо – великая книга природы. Только нужно научиться читать ее и понимать. На этом уроке мы выучим определения таких понятий, как звезда, созвездие, зодиак. Узнаем, какие бывают звезды, как называются и выглядят многие созвездия, почему Полярную звезду называют путеводной, а перерыв в учебе – каникулами. Услышим удивительную легенду о созвездиях Большой и Малой Медведиц.

Слайд 2

Сотни лет люди лю­бу­ют­ся звезд­ным небом – мно­же­ством небес­ных тел, ко­то­рые видно на небес­ном своде. В без­об­лач­ную по­го­ду даже нево­ору­жен­ным гла­зом можно уви­деть более 6 тысяч звезд

Слайд 3

 Классификация звезд
ЗВЕЗДЫ раз­лич­ны по раз­ме­ру, цвету и яр­ко­сти. Звез­ды – это небес­ные тела (рас­ка­лен­ные га­зо­вые шары), ночью ви­ди­мые как све­тя­щи­е­ся точки. В от­ли­чие от пла­нет и их спут­ни­ков, звез­ды из­лу­ча­ют соб­ствен­ный свет, цвет ко­то­ро­го за­ви­сит от тем­пе­ра­ту­ры звез­ды. Самые хо­лод­ные (уми­ра­ю­щие) – крас­ные звез­ды.

Слайд 4

Го­ря­чие – жел­тые звез­ды, как, на­при­мер, наше Солн­це

Слайд 5

Тем­пе­ра­ту­рой по­верх­но­сти более 10 тысяч гра­ду­сов тепла об­ла­да­ют белые звез­ды 

Слайд 6

Го­лу­бые звез­ды – самые яркие, их тем­пе­ра­ту­ра около 30 тысяч гра­ду­сов тепла

Слайд 7

Есть звез­ды, в ты­ся­чу раз пре­вос­хо­дя­щие Солн­це по раз­ме­ру и массе, а есть в несколь­ко раз мень­ше нашей пла­не­ты. Солн­це сияет на небе ярче дру­гих звезд, по­то­му что на­хо­дит­ся к Земле ближе осталь­ных. За 8 минут 20 се­кунд свет Солн­ца до­сти­га­ет по­верх­но­сти Земли. А есть звез­ды, свет от ко­то­рых до­би­ра­ет­ся до нашей пла­не­ты за ты­ся­чи лет.

Слайд 8

Си­ри­ус – самая яркая звез­да на небе

Слайд 9

Созвездия
В Древ­нем Егип­те, на­блю­дая за Си­ри­у­сом, узна­ва­ли о необ­хо­ди­мо­сти под­го­то­вить­ся к раз­ли­ву Нила, ко­то­рый сов­па­дал с по­яв­ле­ни­ем этой звез­ды на небе

Слайд 10

В Древ­нем Риме Си­ри­ус на­зы­ва­ли Ка­ни­ку­ла – ма­лень­кая со­бач­ка (Си­ри­ус – самая яркая звез­да со­звез­дия Боль­шо­го Пса, по ла­ты­ни «Канис Майор»

Слайд 11

По­яв­ле­ние Ка­ни­ку­лы сов­па­да­ло с самым жар­ким вре­ме­нем года, когда люди не ра­бо­та­ли и не учи­лись. Сейчас слово «ка­ни­ку­лы» озна­ча­ет пе­ре­рыв в учеб­ных заняти­ях

Слайд 12

Из­д­рев­ле люди, осо­бен­но мо­ре­пла­ва­те­ли и пу­те­ше­ствен­ни­ки, ис­поль­зо­ва­ли звезд­ное небо как часы, ка­лен­дарь и ком­пас, ведь каж­дая звез­да по­яв­ля­ет­ся на небо­склоне в опре­де­лен­ное время и в опре­де­лен­ном месте. Люди давно за­ме­ти­ли, что звез­ды рас­по­ло­же­ны неболь­ши­ми груп­па­ми, и для удоб­ства ори­ен­ти­ро­ва­ния раз­де­ли­ли небо на 88 участ­ков и на­зва­ли их со­звез­ди­я­ми.

Слайд 13

Со­звез­дие – это груп­па звезд, рас­по­ло­жен­ных опре­де­лен­ным об­ра­зом. Неко­то­рые со­звез­дия по­лу­чи­ли свои на­зва­ния от жи­вот­ных (Орел, Дель­фин, Яще­ри­ца).

Слайд 14

Яркие звез­ды в со­звез­дии Ле­бе­дя об­ра­зу­ют крест.

Слайд 15

 Легенда о Большой и Малой Медведицах
У мно­гих со­звез­дий есть ле­ген­ды. Дав­ным-дав­но у царя Ли­ка­о­на, пра­вив­ше­го стра­ной Ар­ка­ди­ей, была дочь по имени Кал­ли­сто. Кра­со­та ее была столь необык­но­вен­ной, что она риск­ну­ла со­пер­ни­чать с Герой – бо­ги­ней и су­пру­гой все­мо­гу­ще­го вер­хов­но­го бога Зевса. Рев­ни­вая Гера ото­мсти­ла Кал­ли­сто, пре­вра­тив ее в без­об­раз­ную мед­ве­ди­цу. Когда сын Кал­ли­сто, юный Аркад, воз­вра­тив­шись с охоты, уви­дел у две­рей сво­е­го дома ди­ко­го зверя, он, ни­че­го не по­до­зре­вая, чуть не убил свою мать-мед­ве­ди­цу. Этому по­ме­шал Зевс: он удер­жал руку Ар­ка­да, а Кал­ли­сто на­все­гда взял к себе на небо, пре­вра­тив в кра­си­вое со­звез­дие – Боль­шую Мед­ве­ди­цу. Лю­би­мая со­ба­ка Кал­ли­сто была пре­вра­ще­на в Малую Мед­ве­ди­цу. Не остал­ся на Земле и Аркад: Зевс пре­вра­тил его в со­звез­дие Во­ло­па­са , об­ре­чен­но­го на­ве­ки сте­речь в небе­сах свою мать. Глав­ная звез­да этого со­звез­дия на­зы­ва­ет­ся Арк­тур, что озна­ча­ет «страж мед­ве­ди­цы». Боль­шая и Малая Мед­ве­ди­цы яв­ля­ют­ся неза­хо­дя­щи­ми со­звез­ди­я­ми, наи­бо­лее за­мет­ны­ми на се­вер­ном небе

Слайд 16

Су­ще­ству­ет и дру­гая ле­ген­да об око­ло­по­ляр­ных со­звез­ди­ях. Опа­са­ясь злого бога Кро­но­са, ко­то­рый по­жи­рал мла­ден­цев, мать Зевса Рея спря­та­ла сво­е­го но­во­рож­ден­но­го в пе­ще­ре, где его вскарм­ли­ва­ли, кроме козы Амал­теи, две мед­ве­ди­цы – Ме­лис­са и Ге­ли­ка, впо­след­ствии по­ме­щен­ные за это на небо.

Слайд 17

 Полярная звезда
В Се­вер­ном по­лу­ша­рии хо­ро­шо видны два со­звез­дия: Боль­шая и Малая Мед­ве­ди­цы (по­хо­жи на два ковша), ко­то­рые по­лу­чи­ли боль­шую из­вест­ность бла­го­да­ря звез­де, на­хо­дя­щей­ся на ручке ковша Малой Мед­ве­ди­цы. Это По­ляр­ная звез­да, она ука­зы­ва­ет на­прав­ле­ние на север, из-за чего по­лу­чи­ла от мо­ре­хо­дов и пу­те­ше­ствен­ни­ков на­зва­ние «пу­те­вод­ная звез­да»

Слайд 18

Мно­гие со­звез­дия были на­зва­ны в честь ми­фи­че­ских ге­ро­ев НАПРИМЕР, СОЗВЕЗДИЕ Ан­дро­ме­дЫ

Слайд 19

СОЗВЕЗДИЕ ГЕРКУЛЕСА СОЗВЕЗДИЕ ОРИОНА

Слайд 20

СОЗВЕЗДИЕ ПЕРСЕЯ СОЗВЕЗДИЕ КАССИОПЕИ

Слайд 21

Зодиак
На­блю­дая за Солн­цем, люди за­ме­ти­ли, что оно дви­жет­ся по опре­де­лен­но­му пути – поясу, ко­то­рый на­зва­ли «Зо­ди­ак». Зо­ди­ак – уча­сток неба, по ко­то­ро­му Солн­це со­вер­ша­ет свое ви­ди­мое го­до­вое дви­же­ние, про­хо­дя через 12 со­звез­дий: Овен, Телец, Близ­не­цы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скор­пи­он, Стре­лец, Ко­зе­рог, Во­до­лей, Рыбы. В каж­дом из этих со­звез­дий Солн­це бы­ва­ет при­мер­но месяц

Слайд 22

 Великая книга природы
Днем сол­неч­ные лучи осве­ща­ют нашу пла­не­ту, по­это­му мы не видим си­я­ния звезд. Но после за­хо­да Солн­ца нам от­кры­ва­ет­ся ве­ли­кая книга при­ро­ды – звезд­ное небо – ко­то­рую может чи­тать каж­дый че­ло­век, име­ю­щий до­ста­точ­но зна­ний.

lusana.ru

Презентация «Сказки звёздного неба» 1-4 класс. — Презентации разные — Начальные классы

Комарова Алевтина Александровна

учитель начальных классов

ГОУ СОШ №262

г. Санкт-Петербург

Методическое сопровождение к презентации.

Тема. Сказки звёздного неба.

Цель. Познакомить с созвездиями неба и мифологическим происхождением их названий.

Задачи.1. Создать условия для формирования первоначальных знаний астрономии.

2.Развивать интерес к изучению греческой мифологии.

3.Создавать условия для развития речи и фантазии детей.

4.Воспитывать благородные качества характера на примерах подвигов мифологи-

ческих героев.

Оборудование. Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Можно использовать костюм Звездочёта.

Слайд №1

-Ребята, кто из вас когда-нибудь смотрел ночью на звёздное небо?

— Что вас там заинтересовало?

— Наши предки, древние люди, тоже любили вот так, ночами смотреть на небо и любоваться звёздами. Они находили среди звёзд забавные изображения и давали им названия. Так появились созвездия. Много интересных историй о звёздах знает старый учёный-астроном. Раньше его называли Звездочётом. Он нам и будет помогать

Слайд №2.

Ученики читают на слайде слова Звездочёта.

Слайд №3

Многие звёздные истории связаны с именами верховного бога Зевса и его жены Геры.

У Зевса было много детей: Гефест, Аполлон, Гермес, Персей, Геракл, Артемида, Полидевк и многие другие. Все они были младшими богами или титанами. Каждый из них был наделён каким-нибудь талантом. О их подвигах народ складывал легенды и называл их именами звёзды или созвездия.

Слайд №4

-Наверное, я не ошибусь, если скажу, что самыми известными созвездиями являются Большая и Малая медведица. Эти созвездия больше напоминают 2 ковша, чем медведей.

Откуда же у них такие названия? (Дальше может рассказывать учитель или ученик в костюме Звездочёта, который сам готовил сообщение по теме.)

— Однажды верховный бог Зевс обратил внимание на красивую девушку, которую звали Каллисто. Вскоре у Каллисто родился сын Аркас. Гера прознала о ней. Она разлучила мать с сыном, превратив её в медведицу. Аркас вырос и стал храбрым и сильным юношей, замечательным охотником. Однажды он охотился в лесу и Гера наслала на него большую медведицу. Аркас уже нацелился на неё, но что-то остановило его. Это Зевс вовремя подоспел на помощь и не допустил смерти Каллисто от рук сына. Позже Зевс превратил и Аркаса в медведя. С того времени загорелись на небе 2 ярких созвездия: Большая медведица – Каллисто и Малая медведица – её сын Аракс.

— Есть ещё другая легенда о Большой Медведице, Эта легенда рассказывает о маленькой, почти незаметной, восьмой звёздочке Медведицы. В этой легенде говориться о семи братьях, конных путников, остановившихся отдохнуть в небольшой деревеньке. В этой деревне жили семь прекрасных сестёр. Одному из парней приглянулась младшая сестра, и когда путешественники покидали деревню, он похитил девушку. А сёстры стали оплакивать её вшестером. И на небе мы видим маленькое созвездие из шести не очень ярких звёздочек, образующих круг, недалеко от созвездия Большой Медведицы.

Слайд №5 — В созвездии Малой Медведицы есть очень яркая звезда. Её легко найти, если провести прямую линию от ковша Большой медведицы (как на слайде). Эту звезду называют Полярной. Она всегда занимает одно положение на небосклоне и указывает на север. Путешественники и мореплаватели всегда держали курс днём – по Солнцу, а ночью – по Полярной звезде. Наша милая планета ( Ты, конечно, знаешь это!) Лишь Полярная звезда Каждый день и каждый год Не стремится никуда! Совершает оборот, И в любое время года , А с Земли при наблюденьи В самом центре хоровода Создаётся впечатленье Сможешь ты её найти Что кружится не она Если сбился вдруг с пути, А все звёзды и Луна

Ось земная на неё Направляет остриё. Можешь быть уверен: Где она – там Север!

Слайд №6

— Волопас – очень древнее созвездие. Этого героя называют землепашцем, погоняющим 7 впряжённых в плуг быков (7 звёзд Большой медведицы), или охотником, преследующим её. Само его название говорит о близости к полюсу, а название его ярчайшей звезды Арктур – означает по-гречески «сторож медведя». Миф о Волопасе гласит о том, что он был братом афинского царя Эрехтея, который лишил его власти и выгнал. Долго странствовал Волопас в бедности: был охотником и пастухом, пока не изобрёл плуг и научил людей возделывать землю.

Бородатый ВОЛОПАС
Как-то в марте
в поздний час
Взял любимых ГОНЧИХ ПСОВ
И пошёл пасти волов.
Среди звёзд нелёгок путь,

Он решил передохнуть,
А животных за хвосты
Под покровом темноты
Привязал к звезде АРКТУР
И устроил перекур.
Но сморил беднягу сон…
Лишь к утру заметил он,
Что верёвка крепится
Ко хвосту МЕДВЕДИЦЫ!!!
Тут и понял ВОЛОПАС,
Что всю ночь медведей пас!

Слайд №7

Самым красивым созвездием южного неба, видимым в северных широтах, является Орион. В греческой мифологии Орион был сыном Посейдона и стал знаменитым охотником. Он похвалялся тем, что нет животного, которого он не мог бы победить, за что Гера наслала на него Скорпиона. Орион очистил от диких зверей остров Хиос и стал просить у царя этого острова руки его дочери Меропы, но тот отказал ему. Орион попытался похитить Меропу, и царь решил ему отомстить: напоив допьяна, он ослепил Ориона. Гелиос (бог Солнца) возвратил Ориону зрение, но от укуса скорпиона Орион всё же погиб. Зевс поместил его на небе таким образом, что он может всегда уйти от своего преследователя. И действительно, эти 2 созвездия одновременно на небе не видны. Созвездие Ориона легко найти по трём звёздам, расположенным в ряд. Это пояс Ориона. Ориона всегда сопровождают его верные собаки – Большой пёс и Малый пёс.

Слайд №8.

На древних картах Большой и малый пёс всегда изображались рядом с Орионом. Но существует ещё одна легенда о происхождении этих созвездий. Однажды красивый юноша Актеон охотился в лесах богини Артемиды. Взяв с собой двух собак, он углубился в лес. Неожиданно он оказался в цветущей долине по которой тёк хрустальный ручей. Охотник увидел богиню Артемиду, которая раздевалась, собираясь начать купание. Артемида жестоко наказывала всех, кто мог увидеть её без одежды. Юношу ждала смерть. Но Артемида пожалела Актеона и превратила его в оленя. Актеон слишком поздно понял, что произошло и бросился бежать. За ним кинулись его собаки. Они почуяли оленя и набросились на Актеона. Когда друзья Актеона направились на его поиски, они обнаружили лишь растерзанного оленя.

А Зевс увековечил двух собак Актеона в виде двух созвездий – Большого и Малого пса.

Орионов поясок-
Три звезды наискосок
Если влево ты пойдёшь,
Чудо — СИРИУС найдёшь!
Он прекрасен, несомненно!
Чтобы сей алмаз бесценный
Злой воришка не унёс,
Сторож здесь — ОГРОМНЫЙ ПЁС!
ПЁС ПОМЕНЬШЕ — чуть повыше
В караул небесный вышел
И, забыв покой и сон,
Охраняет ПРОЦИОН.

Слайд №9-10.

-Однажды Зевс увидел прекрасную Леду, жену царя Спарты Тиндарея. Она пленила его своей божественной красотой и Зевс решил сделать ее своей возлюбленной. Опасаясь ревности жены, богини Геры, он превратился в белого лебедя и в этом облике полетел на встречу с Ледой Вскоре у прекрасной Леды родились от двое детей — дочь Елена Прекрасная, чья красота позже стала причиной Троянской войны, и сын Полидевк (Поллукс). От царя Спарты Тинтарея у Леды также было двое детей -дочь Климнестера и сын Кастор. Боги поместили Кастора и Полидевка на небо в виде созвездия Близнецы за их братскую Любовь.

— Есть еще одна легенда — о певце и музыканте Орфее и его возлюбленной Эвридике, которая внезапно умерла от укуса змеи. Не в силах перенести разлуку, Орфей отправился за ней в царство мертвых. В знак признания его любви к Эвридике он был помещён богами на небо в образе лебедя недалеко от Лиры.

Между ЦЕФЕЕМ и ЛИРОЙ,

Крылья, раскинув над миром,
ЛЕБЕДЬ неспешно летит в высоте,
Ярко сверкает ДЕНЕБ на хвосте.
Ясною ночью на Млечном Пути
Северный Крест постарайся найти!

Слайд №11.

— Это созвездие посвящено двум братьям Кастору и Полидевку. Мы уже знаем, что они были сыновьями Леды. Они росли и воспитывались вместе и были неразлучны. Люди прозвали их Диоскурами, то есть двойняшками. Вместе они совершили много подвигов. Но однажды братья вступили в настоящий бой. Диоскуры вышли из него победителями, но в бою Кастор получил смертельную рану. Горько плача, Полидевк обратился к Зевсу с просьбой послать и ему смерть, чтобы не разлучать с братом. И тогда Зевс выбрал для них общую долю: один день братья вместе проводят среди теней в царстве мрачного дяди Аида, зато второй веселятся в кругу богов на светлом Олимпе. Но главное, им было подарено созвездие Близнецы.

БЛИЗНЕЦЫ — два верных друга
Ходят рядышком по кругу.
Как похожи их фигуры!
Это — Братья Диоскуры.
КАСТОР — раз и
ПОЛЛУКС — два!
Славит дружбу их молва!

Слайд №12

-С этим созвездием связано несколько легенд. По одной из них, оно названо в честь бога кузнечного искусства Гефеста. Мастерская Гефеста была расположена в жерле вулкана Этна. День и ночь трудился он в своей кузнице. С большой радостью дарил он подарки богам и героям. Зевсу Гефест выковал скипетр и щит-эгиду, Аполлону – стрелы, Гермесу – жезл примирения, а Ахиллу – доспехи. Но самым замечательным изобретением Гефеста стало колесо, с помощью которого были построены первые экипажи. Для Зевса Гефест смастерил быструю боевую колесницу. Ещё одну колесницу из золота он построил для бога солнца Гелиоса: въезжает бог на небо – наступает утро, к вечеру он возвращается на Олимп и люди видят солнечный закат. За колесницы прозвали боги и люди Гефеста возничим и посвятили ему созвездие.

— Интересно, что на всех старинных картах и звёздных атласах Возничего изображают с козой на левом плече. А в руках он тоже держит двух козлят. Очень странное изображение. Но надо помнить, что в древние времена люди видели в созвездии Возничего пастуха со стадом. И несмотря на то, что созвездие было переименовано, образ пастуха с козлятами сохранился. Главная звезда этого созвездия называется Капелла, что в переводе означает «звёздочка». Считается, что Зевс превратил в звезду козу Амалтею, которая вскормила его своим молоком, когда он был младенцем.

В высоте ты слышишь звук? А хозяин их — ВОЗНИЧИЙ
То копытец звонких стук! И умён, и энергичен,
Козочка шагает смело, Потому что круглый год
А зовут её КАПЕЛЛА. Молоко парное пьёт.
Вслед за ней спешат КОЗЛЯТКИ,
Наступая ей на пятки.
Повнимательней смотри
И считай: один, два, три!

Слайд №13

— Созвездие Персея находится в северном полушарии и связано с греческим мифом об Андромеде, Цефее и Кассиопее. Персея вырастил и воспитал царь Полидект. Но он побаивался подросшего юношу и решил от него избавиться. Он послал его достать голову горгоны Медузы. Горгона была страшным чудовищем. Вместо волос на её голове извивались змеи. От одного взгляда на Медузу человек и животное превращались в камень. Но Персей справился с заданием и отрубил голову горгоне. Из её головы вылетел крылатый конь Пегас, на котором герой продолжил свой путь. Возвращаясь, Персей заметил красивую девушку, которая была привязана к скале. Это была Андромеда. Её приготовили на съедение ужасному киту, который вот-вот должен появиться из моря. Произошло это по вине её матери Кассиопеи, которая вздумала тягаться по красоте с морскими нимфами. Бог морей Посейдон наказал её за это. Отец Андромеды Цефей ничем не мог помочь своей дочери. Тогда храбрый Персей дождался страшного кита и показал ему голову Медузы горгоны. Кит окаменел и Андромеда была спасена.

Вот жена царя ЦЕФЕЯ Гордая КАССИОПЕЯ Ярких звезд за ней цепочка — Это их родная дочка, И жених ее ПЕРСЕЙ Разместился рядом с ней. Тот ПЕРСЕЙ — отважный воин, АНДРОМЕДЫ он достоин, Орден на груди – МИРФАК, Носит он не просто так! Он с Горгоною сразился, В камень чуть не превратился, Но сумел-таки отсечь Ей главу с медузьих плеч! А из шеи в тот же час- Появился конь ПЕГАС…

Слайд №14.

— Созвездие Геркулес находится в северном полушарии. Геркулес в греческой мифологии был полубогом, сыном верховного бога Зевса. Нам он больше известен под именем Геракл. Он совершил множество подвигов о которых мы можем прочитать в книге «12 подвигов Геракла». Он спасал людей, сражался с чудовищами, которые держали в страхе всю Грецию и вконце его жизни боги решили, что он достоин стать бессмертным и вместе с ними пировать на Олимпе. Так появилось созвездие Геркулеса на звёздном небосклоне.

Много подвигов чудесных

Совершил герой известный,

Украшение небес —

Несравненный ГЕРКУЛЕС!

Между ВЕГОЙ и АРКТУРОМ

Отыщи его фигуру, —

Он всегда без лишних слов

К новым подвигам готов!!!

Чуть правей по небосклону —

Звезды СЕВЕРНОЙ КОРОНЫ,

Семь жемчужин в диадеме,

Ярче всех сверкает ГЕММА!

Слайд №15.

— Богиня плодородия и земледелия Деметра очень любила свою единственную дочь красавицу Персефону. Она не знала, что отец Персефоны Зевс пообещал её в жёны своему брату Аиду – богу подземного царства. Однажды, когда Персефона гуляла по зелёному лугу, Аид похитил её и унёс в свой подземный дворец. Убитая горем Деметра отправилась на поиски дочери. Мрачные времена настали на земле: деревья потеряли листву, цветы увяли, не плодоносили ни поля, ни цветы.

Тогда Зевс сжалился над Деметрой и попросил Аида отпускать время от времени жену на землю, чтобы видеться с матерью. Очень обрадовалась Деметра, увидев дочь. В глазах её заблестели слёзы радости. Этой влагой наполнилась земля, и природа проснулась для новой жизни.

С тех пор так и повелось. Когда Персефона находится в царстве мужа, уныние нападает на Деметру, а на Земле наступает зима. Но зато каждое возвращение дочери к матери пробуждает природу и приводит с собой весну.

А на небе Персефона живёт, как замечательное созвездие Дева. Самая яркая звезда в созвездии Девы называется Спика, что означает «колос».

Вот он грозный Лев, а слева

Пробудившись ото сна,

Над землёй восходит Дева-

Значит, к нам пришла весна!

Блещет Спика, будто брошка,

На конце её косы.

Поджимает Дева ножку,

Чтобы не задеть Весы.

Слайд №16.

Орёл был любимой птицей Зевса. Он носил колчан со стрелами-молниями и подавал их по просьбе богу, когда тот гневался. Однажды, по поручению Зевса, Орёл принёс ему юношу, которого звали Антиной. Антиной пожертвовал собой, чтобы спасти жизнь своего императора и друга Адриана. За это боги даровали ему бессмертие и взяли на Олимп.

А дорогой птице Зевс подарил созвездие Орёл, который легко найти по очень яркой звезде Альтаир.

Вот Орёл, а рядом с ним

Милый маленький Дельфин.

Над Орлом летит Стрела

( Кто-то целится в Орла),

Хорошо, что не попал!

Лишь лисичку напугал.

Слайд №17

Домашнее задание.

Источники информации:

Дубкова С.И. Сказки звездного неба. Издательство «Белый город» 2004 г.

Материалы сайтов: http://rusbiz.clan.su/blog/astrogalaktika_astronomija_dlja_detej_v_stikhakh_i_kartinkakh/2010-07-12-3785

http://myfhology.narod.ru/stella-myth/stella-myfh.html

pedsovet.su

Звездное небо – великая книга природы. 4-й класс. УМК «Школа России»

Этапы урокаОбучающие и развивающие компоненты, задания и упражненияДеятельность учителяДеятельность учащихсяФормируемые умения (универсальные учебные действия)
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельностиЭмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала– Сегодня мы продолжим путешествие в космос.

А куда мы отправимся, вы скажете сами. Тема урока спрятана в отгадке этой загадки:

Слайд 2 (управляется кликом мышки).

Эти вспышки —  светлячки
Озорно смеются
Зябко им в ночной тиши
Они друг к дружке жмутся (Звезды)

Значит, о каких небесных телах пойдёт речь на уроке?

Сегодня мы узнаем, какие бывают звезды и что называют созвездиями, познакомимся с картой звездного неба.

Слушают, прогнозируют содержание урока на основе загадки.

демонстрируют готовность к уроку

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету

II. Актуализация опорных знаний Проверка домашнего задания.

 

 

 

 

 

Разгадывание кроссворда

Слайды 3,4 (появление названий планет по клику мышки).

– Назовите планеты Солнечной системы, опираясь на изготовленную вами дома модель.

Слайды 5,6.

— Вспомните, отчего на Земле сменяются день и ночь? Времена года?

– Пора отправляться в путь. чтобы звезды приняли нас, разгадаем кроссворд и прочитаем ключевое слово.

Слайд 7.(Вопрос открывается кликом мышки на его номер, ответ появляется после повторного клика на номер вопроса)

Слайд 8. (Ответ на вопрос появляется по клику мышки)

Что такое вселенная? (Пространство, состоящее из звёзд, планет, галактик)

А сегодня мы будем знакомиться со звёздами

Рассказывают о планетах, о смене дня и ночи, времён года

Решают кроссворд, отвечают на вопрос

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Личностные: осознают свои возможности учения; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

III. Первичное усвоение новых знанийЗнакомство с картой звездного неба, новыми понятиями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах

демонстрирует карту звездного неба.

Слайд 8. (Ответ на вопрос появляется по клику мышки)

– Посмотрите, какое огромное количество звезд и, какие они разные! Когда можно увидеть звезды на Земле?

– Что же такое звезды?

– А почему звезды светятся?

Звезда – небесное тело (раскаленный газовый шар), ночью видимое как светящаяся точка.

– Запишите определение, что такое звезда, в тетрадь.

Звезда – это светящийся огненный шар, состоящий главным образом из водорода и гелия.

Звезды, которые мы видим на ночном небе, очень далеки от Солнца. С Земли звезды кажутся нам маленькими точками, а на самом деле у них разные размеры и цвета.

Слайд 9 (с начала слайда звучит “космическая” музыка, во время которой дети формулируют про себя ответ на вопрос)

-Что вы чувствовали, когда рассматривали звёздное небо

Слайд 10. (с начала слайда звучит “космическая” музыка и закадровый текст: Один из астрономов сказал: “Звездное небо — Великая книга природы. Кто сумеет её прочесть, перед тем раскроются несметные сокровища окружающего нас космоса”.)

— Как вы понимаете эту фразу?

Сегодня вы попробуете описать разные виды звёзд.

Задание для 1 группы: определить виды звёзд по их температуре.

Задание для 2 группы: определить виды звёзд по их размерам.

Задание для 3 группы: рассказать о двойных звёздах и звёздах-пульсарах.

Учитель подводит итоги сообщений детей

Слайд 11 (виды звёзд с описанием появляются по клику мышки)

Вообще “наряды” звезд зависят от их температуры. Красные звезды – сравнительно холодные, желтые – горячие (например, звезда Солнце). У белых звезд температура на поверхности составляет 10 тысяч градусов. Голубые звезды – самые яркие, их температура на поверхности – 30 тысяч градусов.

Слайд 12 (виды звёзд с описанием появляются по клику мышки)

Также звезды различаются и по величине. Многие звезды Вселенной гораздо больше, чем наше Солнце. Их называют голубыми гигантами. Самые крупные звезды больше Солнца в сотни раз. Звезды, уступающие по размерам Солнцу, называются красными карликами, а самые маленькие – белыми карликами.

Слайд 13,14. (виды звёзд с описанием появляются по клику мышки)

Пульсар — это маленькая вращающаяся звезда. На поверхности звезды есть участок, который излучает пучок радиоволн. Наши радиотелескопы принимают это излучение тогда, когда источник повернут в сторону Земли. Двойная звезда – это система двух звёзд, в которой главная звезда – жёлтая, а спутник – белый или голубой

Слайд 15. Ученые подсчитали, что наша галактика “Млечный путь” состоит из 200 миллионов звезд.

Слайд 16,17 Существуют места скопления звезд. Наиболее яркие, заметные на темном небе звезды древние ученые объединили в созвездия. Все звезды, видимые с Земли, входят в 88 таких созвездий. Каждая “звездная фигура” получила свое имя. Созвездия носят имена героев мифов и легенд, сказочных существ

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

Выполняют записи в тетрадях

 

Рассказывают о впечатлениях, когда рассматривали звёздное небо

Отвечают на вопросы учителя.

Работают в группах с дополнительным материалом

Физкультминутка Над Землёю ночью поздней,
Только руку протяни,
Ты ухватишься за звёзды:
Рядом кажутся они.
Можно взять перо Павлина,
Тронуть стрелки на Часах,
Покататься на Дельфине,
Покачаться на Весах.
Над Землёю ночью поздней,
Если бросить в небо взгляд,
Ты увидишь, словно гроздья,
Там созвездия висят.
Выполняют движения 
IV. Практическая деятельность(первичное закрепление)Работа по учебнику, атласу-определителюЧитает стихотворение:

Вот Медведица Большая
Кашу звездную мешает
Большим ковшом
В котле большом.
А рядом тускло светится
Малая Медведица.
Маленьким ковшичком
Собирает крошечки.
(Г. Сапгир)

Слайд 18,19( рисунки появляются по клику мышки)

– О каких созвездиях говорится в этом шуточном стихотворении?

На что похожи созвездия Большой и Малой Медведиц?

В каком созвездии находится Полярная звезда?

— Прочитайте на стр.19 учебника, каким образом Полярная звезда помогала людям

Какое направление указывает Полярная звезда?

Слайд 20 (Клик мышки на созвездия Тельца, Ориона, Малой и Большой собаки – появляются картинки. Клик мышкой по картинке Тельца и Большой собаки – появляются мерцающие звёзды)

— На карте значками разной величины показаны звёзды от ярчайших до самых незаметных.

Сейчас мы познакомимся поближе с некоторыми созвездиями. Прочитаем текст учебника “Сокровища звездного неба” (с. 19–20).

После чтения предлагает работу по рисункам в учебнике (с. 19, 20).

– Какое созвездие изображено на рисунке в учебнике (с. 19)? (Сириус.) Как вы узнали?

– Какие созвездия изображены на рисунке (с. 20)? (Плеяды, Альдебаран.)

Внимательно слушают, отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

Читают текст учебника, работают по рисункам в учебнике, отвечают на вопросы учителя

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану.

Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям

 Знаки Зодиака

 

 

 

 

Правила наблюдения за звездным небом

Слайд 21(знаки зодиака появляются по клику мышки)

Наблюдая за Солнцем, люди заметили, что оно движется по определенному пути – поясу, который назвали “Зодиак”.

Зодиак – участок неба, по которому Солнце совершает свое видимое годовое движение, проходя через 12 созвездий: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы. В каждом из этих созвездий Солнце бывает примерно месяц

Слайд 22 (картинки появляются по клику мышки)

Откройте стр.17 учебника. Найдите и назовите правила наблюдения звёздного неба

 

 

 

 

 

 

Читают текст учебника, отвечают на вопросы учителя

 
V. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Составление синквейна

– Очередное путешествие подошло к концу.

Слайд 23.(Клик мышкой на строку — появляется один из вариантов синквейна)

Синквейн “Вселенная”

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Пример синквейна:

Вселенная
Звездный, холодный
Манит, чарует, удивляет
Это дом нашей Земли
Бесконечность

Отвечают на вопросы учителя, составляют синквейнПознавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке

VI. Домашнее заданиеКомментарий учителяДомашнее задание на выбор:

— Учебник, с. 16–21. Ответить на вопросы

— Изготовить модель любого созвездия

— Подготовить историю возникновения одного из созвездий

Задают уточняющие вопросыРегулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Созвездие Большой Медведицы — презентация, доклад, проект

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: [email protected]

Мы в социальных сетях

Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам

ВКонтакте >

Что такое Myslide.ru?

Myslide.ru — это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей >

myslide.ru

Презентация на тему «Созвездия» по астрономии для 3 класса

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация на тему «Созвездия» по астрономии состоит из 9 слайдов. Она предназначена для младших школьников, потому содержит графический материал, изображающий то, как выглядят созвездия. Также в ней упомянуто солнце, как одна из звезд, а также наша планета, являющаяся одной из сставных Солнечной системы.

Краткое содержание

  • Солнечная система
  • Созвездия
  • Галактика
  • Формат

    ppt (powerpoint)

  • Количество слайдов

    9

  • Автор

    Тур. А.

  • Аудитория

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

Содержание

  • Слайд 1

    Созвездия

  • Слайд 3

    Солнечная система

    В солнечной системе существует много планет и звёзд.Знаетеливы ,чтосамаяболшая звезда -это солнце? И на каком месте наша земля от солнца?

  • Слайд 5

    Созвездия

  • Слайд 8

    Галактика

  • Слайд 9

    Конец

    Тур Александр