Климатические условия Финикии

Географические особенности

Финикия – государство, располагавшееся в древности на восточном побережье Средиземного моря. Центр Финикии приходился на современный Ливан. На севере крайней точкой страны являлось устье реки Оронт, а на юге – гора Кармель. На севере и востоке Финикия граничила с Сирией, а на юге – с Израильским государством. Страну с востока окаймляли Ливанские горы, местами подступающие к самому берегу.

Между горными хребтами находились более-менее широкие территории Финикии:

  • область, принадлежавшая г. Араду – между Ливаном, Баргилом и заливом Джун-Аккар, здесь находилась гавань Карне, города Арка, Симира, Мараф, Орфосия;
  • от мыса Рас-Бейрут до устья реки Тамира – район г. Берита, мыс Рас-Серафенд расчленяет равнины областей Тира и Сидона, протянувшиеся до мыса Рас-Абьяда;
  • большая равнина, протянувшаяся от Рас-Накура до Кармила, к югу от него – Саронские поля, г. Иоппия и Дора; пространства прерывались горными хребтами у мыса Рас-еш-Шакка.

Южнее Тирской равнины находилась горная область, выдающаяся мысами Рас-эль-Абьяд и Рас-эль-Накура.

Замечание 1

Финикия — приморская страна, ограниченная с востока невысоким горным хребтом Ливан.

Финикийские гавани защищали от северных и южных ветров, но были беззащитны перед западными воздушными массами. По всему побережью прибой иногда достигал глубины около 100 м, стирая при этом каменные породы подпочвы, вдающиеся в море и занося песком гавани.

Влажные морские ветры Средиземноморья приносили много осадков. Береговая линия изобиловала природными гаванями и бухтами.

Замечание 2

Основное сырьевое богатство страны – кедровые леса, дающие отличный строительный материал, деревянный клей, смолу, ароматические масла.

Реки и их влияние на климат

Многочисленные реки обязаны своим происхождением и питанием снегам «белого» Ливана. Воды рек были богаты меловыми породами, обуславливающими плодородие почв. Наибольшее значение имели реки: Нар-эль-Кебир, Нар-Себти, Нар-эль-Кельб, Нар-Иб-рахим и наиболее крупная река – Литани.

Река Нар-Ибрахим своим существованием обязана подземным течениям. Она брала начало на восточных склонах Ливана, протекала в расщелинах под горами и выходила в западных районах из пещеры Афка и далее у Джебайла впадала в море.

По окончании сезона дождей насыщенные илом реки становятся красного цвета, окрашивая также морские воды.

К северу от Берита течет Нар-эль-Кельб, отличающийся аркадами, гротами и воронкообразными впадинами.

Реки Нар-Касимиэ и Лейтани стекают пенящимися и бурными потоками с гор. Они сильно дробят береговую полосу.

Для побережья Средиземного моря характерно сочетание плоских и крутых берегов.

Климатические условия

В пределах Финикии можно выделить различные топографические зоны:

  • узкая прибрежная равнина;
  • вершины горного массива Ливан;
  • плато Бекаа;
  • антиливанский хребет.

Климат Финикии – умеренный средиземноморский, обусловленный приморским положением, обилием влаги и западными ветрами.

Характеризуется жарким летом, средняя температура достигала +25-28 ºС и мягкой, теплой зимой (температура редко опускалась ниже +10 ºС.

Прибрежная узкая равнина круто поднималась к хребту Маунт Ливан. Летом очень жарко, влажность может достигать 90%. С января по март длится сезон дождей.

Горы Ливана в самой высокой точке достигают отметки в 3000 метров. Здесь преобладает альпийский климат с низкой температурой на вершинах в зимний период и обилием снега. Весной снег тает и присоединяется к стремительным рекам. Водные потоки обеспечивают население значительными запасами пресной воды.

Внутреннее плато – долина Бекаа, расположена на высоте 1000 м. Она находится в относительной изоляции от воздушных средиземноморских масс. Для этой территории характерен собственный микроклимат. Это более сухая, чем остальная часть Финикии, территория. Здесь более выражены экстремальные климатические условия. Зимы морозные и холодные, лето сухое и жаркое. В летний период температура воздуха может достигать +30 ºС, зимой опускаться до +6 ºС, что более характерно для континентального климата. Среднегодовая норма осадков не превышает 300 мм. Параллельно с Бекаа проходит антиливанский хребет.

Количество выпавших осадков в различных районах сильно различается – от 400 до 1300 мм в год. Больше всего осадков приходится на горные районы. Самые высокие вершины круглогодично покрыты снегом.

На побережье практически весь год (3/4) длился сезон дождей.

Климатические условия близки к алжирским и сицилийским: средиземноморский климат, с короткой и мягкой зимой и жарким, влажным летом.

Максимальные температуры приходятся на сентябрь (+26-28 ºС), минимальные – на декабрь-февраль (+10-14 ºС). Температура воды колеблется от +27 ºС летом и +16 ºС – зимой.

Своеобразные природные условия нашли отображение в названиях населенных пунктов: город Библ – гора; города Тира – скала; Сидон – место рыбной ловли.

Погода в горах несколько суровее. Зимой температура может опускаться ниже 0 ºС, иногда выпадает снег. Горы блокируют поступление влажного средиземноморского воздуха. Иногда наблюдаются пылевые и песчаные бури.

Плодородных земель было мало, но обилие дождей, приносимых морскими ветрами, позволяло заниматься садоводством, выращивать финики, оливки, виноград.

Климату полностью соответствует дикорастущая растительность: виноград, финики, цитрусовые, кактусы, пальмы, опунция. В горах произрастали кедры и другие ценные породы деревьев.

Рисунок 1. Финикия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Благоприятные средиземноморские условия благоприятствуют выращиванию разнообразных культурных растений (садовых культур и злаков). Основными злаковыми культурами Финикии были ячмень и пшеница. Кроме этого финикийцы активно выращивали лен, хлопок, бобовые растения. В древности повсеместно выращивались оливковые деревья и виноград, чему как нельзя лучше способствовал влажный и жаркий климат. Из плодовых деревьев наиболее были распространены сикоморы, фиговые деревья, финиковые пальмы. На склонах гор финикийцы разбивали поля, насыпая и разравнивая террасы вручную.

spravochnick.ru

ФИНИКИЙСКИЕ МОРЕПЛАВАТЕЛИ — История — 5 класс


ФИНИКИЙСКИЕ МОРЕПЛАВАТЕЛИ

Разработал: Ожигин Сергей Николаевич

Учитель истории МБОУ «Бестужевская» СОШ


Цель урока:

Способствовать ознакомлению учащихся с образом жизни, хозяйственными и культурными достижениями финикийцев; создавать условия для развития умений характеризовать понятие «колония» в истории древнего мира, определять финикийский алфавит как особую систему письменности.


План урока.

1.Природа Финикии и занятия финикийцев.

2.Города и колонии Финикии.

3.Культура и наука финикий-цев.


Страна Финикия


Финикийские города:

СИДОН

БИБЛ


1.Природа Финикии и занятия финикийцев.

На восточном побере-жье Средиземного мо-ря в 3-2 тыс.до н.э. воз никли города фини-кийцев.

Самыми большими го-родами Финикии бы-ли Тир, Сидон и Библ.

Каким занятиям благо-приятствовали при-родные условия Фи-никии?

Финикия во 2 тыс. до н.э.


Природно-географические и климатические особенности

  • Финикия – страна на восточном побережье Средиземного моря. Располагалась на узкой полоске земли между морем и Ливанскими горами.


Природные условия Финикии:

  • Нет крупных рек долин с плодородными почвами;
  • нет места для полей и пастбищ;
  • Хорошо росли виноградники и оливковые деревья;
  • Растёт Ливанский кедр


Основные занятия

  • Главная особенность – отсутствие крупных рек, долин с плодородными почвами, мало мест для пастбищ. Соответственно, земледелие и скотоводство не являлись основными занятиями.
  • Выращивали виноградники (вино) и оливковые деревья (оливковое масло) для обмена на пшеницу.


Основные занятия

  • Финикия торговала прочным ливанским кедром
  • Финикия находилась на пересечении крупных торговых путей. Библ, Тир, Сидон – крупнейшие торговые города-порты. Основные занятия местных жителей – морская торговля и ремесло.


Финикийские торговые корабли


Основные занятия

  • Финикийцы славились своими ремесленниками: резчиками по дереву и слоновой кости, ювелирами, стеклодувами. Финикийские пурпурные ткани имели большой спрос в соседних странах


ТОРГОВАЛИ

ПРИВОЗИЛИ

ЗЕРНО

ЛЕСОМ

КАНАТЫ

СТЕКЛОМ

ПАПИРУС

ЗЕРКАЛАМИ

УКРАШЕНИЯМИ

ОЛОВО

ЯНТАРЬ

ПУРПУРНЫМИ ТКАНЯМИ

ЛЬНЯНЫМИ ТКАНЯМИ

«ЖИВОЙ ТОВАР»(рабы)


Чем занимались финикийцы?

ремесло

торговля


ремесло финикийцев

Прочитайте текст п1. на стр 71-72 и ответьте на вопрос:

  • С какими странами торговали финикийцы?
  • Чем торговали?


О чем свидетельствует этот документ?

Как финикийцы похитили женщин

(По рассказу древнегреческого историка Геродота)

Финикийцы прибыли в греческий город. Они выставили товар на продажу. На берег моря среди многих женщин пришла и дочь местного царя Ио. Женщины поднялись на корабль и покупали товары. Тогда финикийцы по условному знаку набросились на женщин. Большинство их спаслось бегством. Ио же с несколькими другими они захватили и поспешно отплыли.


2.Города и колонии Финикии.

Подумайте, что могли покупать и продавать финикийцы?


Финикийская колонизация

  • Колонизация – переселение части жителей страны в чужие земли с целью основания своих поселений (колоний). В X – VI вв. до н.э. вдоль побережья Средиземного моря было основано много финикийских колоний, что способствовало развитию торговли. Крупнейшая колония – Карфаген в Северной Африке.


основание колоний

Колония – поселение, основанное в чужих землях.

Финикийские колонии были образованы по побережью Средиземного моря – в Северной Африке, Испании, на о. Кипр, Сардиния, сицилия.


Финикийские колонии


Города и колонии Финикии.

Египет

Зерно,сладости, фрукты,папирус,серебро

Вавилон

Зерно,финики шкуры,глиняная посуда

Финикия

Оливковое масло,вино стакло,пурпурные ткани,дерево,рабы

Греция

Зерно,вино,ткани

Разгрузка торгового корабля.


Города и колонии Финикии.

Финикийцы во всем мире славились как лучшие моряки и кораблестрои-тели.

Какие природные условия способствовали развитию кораблестроения в Фини-кии?

Вспомните корабли Египта и Междуречья. Что помо-гало финикийским кораб-лям быть более устойчи-выми и подвижными на воде?


Города и колонии Финикии.

Прочитайте в учебнике на стр.72 пункт 3 и скажите, Ч то такое колония и какова цель ее основания?


3.Культура и наука финикийцев. ФИНИКИЙСКИЙ АЛФАВИТ

  • БУКВЫ – знаки для письма , которые придумали финикийцы
  • Нужно ли финикийским торговцам знать грамоту?
  • Зачем?


Древнейший алфавит

  • Финикийским торговцам нужно было знать грамоту, чтобы вести свои счетные записи. Письменность должна была быть удобной и простой. Более 3 тыс. лет назад в Финикии придумали такое письмо. В нем каждый значок соответствовал отдельному звуку и назывался буквой. Их было 22. Но гласных букв еще не было. От финикийского и греческого алфавитов произошли все алфавиты в мире


Культура и наука финикийцев.

При создании своего ал-фавита финикийцы использовали опыт египтян и вавилонян.

Алфавит состоял из 22 букв, обозначающих только согласные звуки.

Почему именно в Фини-кии появился первый алфавит? Кому в Фи-никии было необхо-димо уметь писать?

Образцы финикийского

письма.


Финикийский алфавит


ПРОВЕРЬ СЕБЯ

  • Главное занятие финикийцев:

3. С какой целью финикийцы основывали колонии?

А) земледелие

Б) ремесло

В) торговля

Г) скотоводство.

2. Именно финикийцы изобрели:

А) прозрачное стекло

Б) глиняную посуду

В) шёлковые ткани;

Г) бронзу


Д/З

  • Использованные интернет ресурсы:
  • http://www.myshared.ru/slide/353419 /
  • http:// ppt4web.ru/istorija/finikijjskie-moreplavateli0.html
  • http:// ppt4web.ru/geografija/finikijjskie-moreplavateli1.html

multiurok.ru

Финикия – страна мореплавателей

Разделы:
История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.




Цели урока:


– сформировать у учащихся целостное
представление о государстве Финикия, показать
вклад финикийцев в мировую культуру;

– развивать умения и навыки работы с
историческими источниками, картой, хронологией,
понятиями; способствовать развитию умений
делать выводы, сравнивать, анализировать;

– воспитывать интерес к предмету.




Тип урока: урок изучения нового материала по
курсу “ История Древнего мира”




План:

  1. Местоположение и природные условия Финикии.
    Основные занятия жителей.
  2. Кораблестроение и мореплавание.
  3. Торговля. Изобретения финикийцев.
  4. Финикийский алфавит.


Ход урока


Постановка проблемы:

Слайд № 1– 2


– Сегодня мы с вами совершим увлекательное
путешествие в прошлое, в страну, которой уже нет
на карте. Она носила красивое и вкусное название
(какое?) – Финикия. Вы обратили внимание, что я
поставила три точки после названия этой страны,
что это означает? (Что мысль до конца не
высказана)


– И я предлагаю вам побывать в уже привычной
роли – ученых востоковедов и изучить подробно
историю этой страны. И записать тему в конце
урока, когда с этой страной познакомимся поближе.



1. Местоположение и природные условия
Финикии. Основные занятия жителей.




Слайд № 3


– Любому путешественнику, отправляющемуся в
путешествие, всегда интересно, где находится
страна, куда он отправляется, какая там природа,
климат.


– Что в этом нам поможет? (Карта, кстати, это
слово финикийского происхождения)


Работа с картой:

  1. Где находилась Финикия? (На восточном
    побережье Средиземного моря. Вся Финикия
    располагалась на узком клочке земли длиной в две
    сотни километров.)
  2. Какой рельеф на территории этого государства? (Горы,
    возвышенности и низменности)
  3. А чем природные условия Финикии отличаются от
    Египта и Вавилонского царства? – (Нет рек)
  4. Какие крупные города существовали в Древней
    Финикии? (Библ, Сидон, Тир). Тир переводится с
    финикийского как «скала», Сидон – как
    «место рыбной ловли». А вот Библ (греки
    называли его «Библос») в переводе с
    греческого означает «книга».
  5. Какие государства расположены сегодня на
    территории Финикии? (Сирия, Турция, Ливан)



Слайд № 4


1) А на что влияют географическое положение и
природа государства? (На занятия людей).


– Таблица «Природа Финикии и
основные занятия ее жителей
»


2) Чем могли заниматься жители Финикии, если их
государство расположено на берегу моря? (Мореплавание,
кораблестроение, торговля, рыболовство, ремесло).


3) В долинах (низменностях) чем могли заниматься
жители? (Земледелием). Однако в Финикии земли
были неплодородными – на них росли только
неприхотливые деревья. Что могли выращивать
финикийцы? (Финики, персики, виноград, оливки,
торговля ими
)


(Скотоводством) – мало места для пастбищ.


4) Что могут дать человеку горы? (Полезные
ископаемые
). Их в горах Финикии не было. (Лес)
А вот леса было много, там растет уникальный
материал – ливанский кедр. В связи с этим, чем
могли заниматься жители Финикии? (Кораблестроение,
торговля, ремесло)







Местоположение и природа ФиникииЗанятия жителей
1) Выход к морю (расположена на восточном
побережье Средиземного моря, на пересечении
торговых путей).
Мореплавание

Торговля

Кораблестроение

Рыболовство

Ремесло
2) НизменностиСадоводство (финики, оливки, виноград,
персики)

Торговля

Ремесло
3) Горы и возвышенностиКораблестроение

Торговля

Ремесло


2. Кораблестроение и мореплавание.



Слайд № 5


– Какие занятия повторяются чаще всего? (Кораблестроение,
мореплавание и торговля
). Это и были основные
занятия финикийцев. Таким , вся жизнь финикийцев
была связана с морем.




Слайд № 6


– Что было необходимо финикийцам для того,
чтобы заниматься мореплаванием и торговлей? (корабли)


Познавательное задание.


– Древние финикийцы были выдающимися
мореходами своего времени. Они строили разные
типы кораблей – военные и торговые.
Догадайтесь, где на слайде они изображены?




– Военные корабли назывались галерами. В
носовой части (спереди) у них располагался таран,
обитый медью. Галеры были длинными и узкими.
Почему военные корабли имели именно такую форму?
(Более быстроходные и маневренные).


Их скорость зависела от числа гребцов. Чаще
всего гребцами были рабы, прикованные цепями к
скамейкам. Почему галеры имели невысокие борта? (Это
позволяло грести значительно быстрее
).


С какой целью воины на галере развешивали вдоль
бортов свои щиты? (Таким способом финикийцы
закрывали бойницы корабля от врагов)
.




– Торговые суда были широкими (их называли
«пузатыми») с полукруглыми бортами. Почему
финикийские суда были широкими? (Чтобы на
корабль поместилось больше товара)
.


На таких судах было мало гребцов, и шли эти
корабли неспешно и только в дневное время. К носу
корабля крепился большой сосуд из обожженной
глины для хранения питьевой воды. Зачем на
корабле нужен сосуд с водой, если вокруг море? (Финикийцы
путешествовали по нескольку недель и месяцев).




Слайд № 7


– Ни один народ не объехал столько стран,
сколько финикийцы.


– Что обозначает на карте кружок? (Город)




Термин (запись в тетради). Колония
поселение, основанное на чужой территории.


– Где основали свои колонии финикийцы? (на
южном и западном побережье Средиземного моря)


Большая часть населения финикийцев жила за
пределами своей страны, они не составляли
единого государства. Но между Финикией и
колониями сохранялись дружеские отношения.


– Самой крупной финикийской колонией был город
Карфаген в Северной Африке. Во время своих
плаваний в Испанию финикийцы регулярно заходили
сюда, укрываясь от непогоды. Название
“Карфаген” переводится как “новый город”.




Слайд № 8


– Хоть финикийцы и были торговцами, но многие
люди их боялись. Дайте заглянем в порт одного из
городов Древнего мира.




Работа с документом.


(По рассказу древнегреческого историка
Геродота.)


Финикийцы прибыли в греческий город. Они
выставили товары на продажу. На берег моря среди
прочих женщин пришла и дочь местного царя Ио.
Женщины поднялись на корабль и покупали товары.
Тогда финикийцы по условному знаку набросились
на женщин. Большинство их спаслось бегством. Ио
же с несколькими другими они захватили и
поспешно отплыли.


Вопросы:


1) Что перед нами? (Исторический источник,
документ)


2) Почему в греческих городах боялись
финикийцев? (Они разбойничали, похищали людей,
продавали их в рабство
)


3) Почему они так поступали. Как данные поступки
их характеризуют? Какая слава могла
распространиться о финикийцах?




Слайд № 9


Познавательное задание.


– Что бы это значило? (на слайде
изображена контурная карта Африки и стрелки
вокруг нее)


– Финикийские мореходы путешествовали не
только по Средиземному морю. На своих кораблях
они ходили даже вокруг Африки. Их корабли отплыли
из порта в Красном море и лишь на третий год вошли
в Средиземное море. Даже Геродот не поверил, что
жители Финикии смогли обогнуть Африку.



3. Торговля. Изобретения финикийцев.



Слайд № 10


– Много путешествуя, финикийские купцы
торговали со всеми странами Средиземноморья.
Подумайте, а что могли предложить сами
финикийские купцы? Работа с учебником стр.70,72.
(Виноград, персики, оливковое масло,
виноградное вино, финики, кедровый лес, рабов
)




Слайд № 11


Познавательное задание.


– Финикийцы были не только кораблестроителями
и мореплавателями. Они были изобретателями. Но
все изобретения были так или иначе связаны с
морем. Что изобрели финикийцы?




Рассказ учителя. Однажды финикийский
корабль, вез груз соды. Он пристал к песчаному
берегу. Купцы решили пообедать, развели огонь,
достали котелки, но не нашли камней, на которые
можно было бы их поставить. Тогда они вместо
камней использовали взятые с корабля куски
каменной соды. Огонь был сильным, сода
расплавилась и смешалась с песком и ракушками: от
костра потекли струи прозрачной жидкости.


– Догадайтесь, что открыли финикийцы? (Стекло)




Слайд № 12


– Финикийские ремесленники научились
окрашивать шерстяные ткани особой пурпурной
краской. А добывали ее из раковин моллюсков.


Название же Финикия этой стране дали греки.
“Финикийцы” по – гречески означает
“красноватые”, или, точнее, “красящие в
багряный цвет”. Почему именно так греки называли
финикийцев?



4. Финикийский алфавит.




Слайд № 13


– В Финикии придумали очень простую систему
письма. Не было в ней таких значков, которые
выражали бы целое слово или слог.


– Каждый значок соответствовал отдельному
звуку и был буквой.


Поэтому и запомнить все значки было легче, чем
сотни иероглифов,— их было всего 22.




– Но букв для гласных звуков финикийцы не
изобрели. Нам пришлось бы не просто, если бы мы
попытались писать по – финикийски, без гласных.


Попробуйте догадаться, что здесь написано?


КРФГН – Карфаген

ГРВ – Егоров (фамилии одноклассников)

ЙСБКВ – Айсабекова

ВНВ – Иванова

ВЧНК – Ивченко




Слайд № 14


– Присмотритесь (можно использовать зеркало):
финикийские буквы чем-то напоминают буквы нашего
алфавита.


(Финикийские буквы – зеркальное отражение букв
нашего алфавита. Дело в том, что финикийцы писали
справа налево, а греки, которые заимствовали их
алфавит, изменили направление письма, а заодно
«перевернули» и буквы. От финикийского и
греческого алфавитов произошли все алфавиты в
мире, в том числе и наша азбука.)


– Почему алфавит был нужен финикийцам? (Чтобы
вести торговлю
)



– Итоги урока. Решение проблемы.



Слайд № 15


А права я буду, если скажу, что финикийцы были
лучшими мореплавателями Востока? Докажите это:


природные условия Финикии;

– наличие хороших кораблей;

– расположение Финикии на перекрестке торговых
путей;

– основание колоний;

– развитие торговли и ремесла;

– изобретение алфавита помогало вести торговлю.



А теперь обратимся к теме нашего урока.


– Допишите название темы урока, как бы вы
озаглавили наш урок, какое словосочетание
придумали?




“Финикия – страна мореплавателей”.




Слайд № 16-17


Тест для закрепления (ответьте на вопросы и
составьте график):


1. Что обозначает термин “колония”?




А) свободная территория; Б) поселение
финикийцев в других странах; В) город – порт.


2. Что вывозили торговцы из Финикии?




А) бумагу и чай; Б) сахар и хлопок; В)
строительный лес и стекло.


3. Финикийцы изобрели:




А) шахматы; Б) алфавит; В) компас.


4. Что в переводе с греческого означает
“Финикия”?




А) страна пурпура; Б) страна у моря; В) страна, где
растут финики.




Это финикийская буква “гимель” –
первоначальное ее значение “верблюд”.




– Рефлексия: Что понравилось? Что не
понравилось? Почему?




Домашнее задание:

  1. Подготовить § 15,
  2. Ответить на вопросы к § 15;
  3. Рабочая тетрадь – задание № 63.



Литература.

  1. Волков А.В. Загадки Финикии. – М., Вече, 2006.
  2. Годер Г.И. Методическое пособие по истории
    древнего мира. – М., Просвещение, 2007
  3. Уколова В.И., Маринович Л.П. История древнего
    мира. – М., Просвещение, 2001.
  4. Интернет-ресурсы: www.google.ru, www.yandex.ru

01 янв. 2012 г. в 19:05

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Древняя Финикия. Природа Помогите пожалуйста!!! Как природа Древней Финикии повлияла на её развитие?

Древняя Финикия, самая древняя приморская цивилизация, занимала полосу приморья вдоль северной части восточного побережья Средиземного моря, окаймленную с востока Ливанскими горами, которые местами подступали почти вплотную к берегу. Своеобразность природных условий Финикии нашла отражение даже в названиях важнейших населенных мест. Так, например, название города Библ (по-финикийски звучит как Гебал) означает “гора”, города Тира (по-финикийски — Цур) — “скала”. Возможность заниматься пахотным земледелием из-за недостатка хороших земель была ограничена, но и те, что имелись, могли все же использоваться достаточно интенсивно, так как морские ветры приносили обильные дожди. Пригодная для земледелия территория Финикии была небольшой, но почва отличалась плодородием. Большую роль в торговле играло высококачественное вино. Возможно, что само слово “вино”, соответствующее латинскому “ви-нум”, греческому “ойнос” и хеттскому “вийана”, восходит к финикийскому “йайн”. Важным продуктом садоводства было также оливковое масло.

Здесь преобладало садоводство, культивировались оливки, финики, виноград. Занимались древние финикийцы и рыболовством, что естественно для морского народа. Неслучайно название одного из финикийских городов — Сидон, что означает “место рыбной ловли”. Большое богатство для страны представляли леса горного Ливана, которые изобиловали кедром и другими ценными породами.

Перед египетскими моряками, плававшими сюда за благоуханным кедровым деревом, Финикия представала в таком виде. Кое-где на скалистых утесах или прибрежных островах виднелись городки с гаванями и крепостными башнями. Они мало чем отличались от древних городов Двуречья — как обычно, в центре города стоял храм и располагалась площадь народных собраний. Но города шумеров располагались среди плоской колосящейся равнины, а здесь прямо у стен города плескалось море. Здесь было мало плодородной земли, и море заменяло пашни и пастбища: большинство горожан были рыбаками, моряками или купцами.

Море кормило людей и открывало путь к хлебородным землям: когда наступал голод, многие горожане садились на корабли и плыли на запад — основывать колонии и поднимать целину на пустынных берегах Африки или Сицилии. Благодаря морской колонизации финикийская культура распространилась по всему Средиземноморью; её следы встречаются даже в далекой Англии. С другой стороны, эмиграция спасала города от голода и революций — поэтому здесь не было самодержавных царей; финикийские «цари» были всего лишь выборными вождями-жрецами — как в древнем Двуречье.

Море определяло жизнь людей; те, кто не хотел переселяться в колонии, должны были искать пропитание на просторах моря. Древнейшим после рыболовства морским промыслом было пиратство, разбойные набеги на прибрежные деревни, похищение людей. Потом появилась посредническая торговля — к примеру, рабов, купленных в Малой Азии, везли продавать в Египет. Сохранились описания меновой торговли финикийцев с африканскими племенами: купцы выгружали свои товары на берег и разводили сигнальный костер; местные жители, завидев дым, приходили к морю, брали товары и оставляли золото.


http://www.coolreferat.com/Влияние_климатического_фактора_на_развитие_древних_цивилизаций_часть=3

otvet.mail.ru

природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» Елабужского муниципального района Республики Татарстан

План-конспект урока по истории Древнего мира. 5 класс

Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля.

Учитель: Маланичева Г. Н.

Цели урока:

Образовательная: формировать глубокие знания у учащихся о географическом положении Финикии, занятиях финикийцев, о важнейших открытиях и достижениях финикийцев в области культуры.

Развивающая: продолжить формирование умений составлять проекты, работать с информацией-выделять главное, обобщать, систематизировать; коммуникативные умения-слушать, вступать в диалог.

Воспитательная: познакомить с эстетическими представлениями финикийцев.

Средства обучения: мультимедийный проектор, мультимедийная презентация.

Ход урока

Учитель: запишите в тетрадь число и тему урока: Финикия. Финикийские мореплаватели У меня в руках письмо, которое прислал фараон. Прочтем его и узнаем, с какой просьбой обращается к нам фараон.

«Юные сыновья и дочери вельмож, писцов и ремесленников! Пусть поля ваши дают обильные урожаи! Пусть головы ваши наполняются знаниями. Да живет ваш царь вечно и справедливо правит страной.

Я, царь Верхнего и Нижнего Египта, наслышан, что есть такое государство – Финикия. Многие там диковины делают ее умельцы, что корабли их лучшие по всей великой воде, а одежды ярки, как закат, что придумали они, как быстро записать то, что хранится в хранилищах их вельмож. Помогите узнать, где находится эта страна. Чем занимаются ее свободные люди? Правда ли, что они лучшие мореплаватели? Куда и зачем плавают? Торгуют ли чем?

Задумал я великое дело и нуждаюсь в хороших кораблях и расторопных людях. Разузнайте все, что можно, и сообщите мне.

Царь Верхнего и Нижнего Египта, фараон Псаметих II

Ребята, какие вопросы поставил перед нами фараон? (нам нужно узнать, где находиться эта страна, чем занимаются люди, куда и зачем плавают). Таким образом, мы вместе поставили учебные задачи. Сегодня на уроке мы постараемся узнать, где находиться страна – Финикия, чем занимаются финикийцы, а также продолжим работу над развитием умений составлять проекты, умений слушать, выделять главное, делать выводы.

Скажите, чем мы можем пользоваться, чтобы найти ответы на эти вопросы? (картой, атласом, иллюстрациями в учебнике)

Ребята, поработаем с картой и ответим на первый вопрос фараона, где находится Финикия. Откройте атласы на стр.10 — 11, найдите на карте место, где располагалась Финикия и главные финикийские города. (слайд 1. Географическое положение)

На побережье какого моря располагалась Финикия? (Средиземного моря)

На каком побережье Средиземного моря располагалась Финикия? (на восточном побережье Средиземного моря)

Обозначены ли на карте крупные реки, такие как Нил, Тигр или Евфрат? (нет, таких крупных рек в Финикии не было)

Какие крупные города существовали в Древней Финикии? (Арвад, Библ, Сидон, Тир)

Теперь мы можем ответить на первый вопрос фараона. Где располагалась Финикия? (на восточном побережье Средиземного моря)

Учитель: обратите внимание на незаполненную схему на доске. В ходе урока нам необходимо для нее собрать информацию. И мы сможем ответить на второй вопрос фараона, чем занимались финикийцы.

Ребята, вновь послушайте мой рассказ внимательно и попробуйте определить, какой товар привозили и покупали финикийцы в других странах.

Учитель: на восточном побережье Средиземного моря располагалась Финикия. Образ жизни финикийцев был совершенно другим, чем у египтян или вавилонян. Ведь иной была и сама природа. На узкой полоске земли между морем и цепью Ливанских гор не было крупных рек и долин с плодородными почвами. Да и места здесь было мало для полей и пастбищ.

Таким образом, в чем нуждались финикийцы, что могли привозить финикийцы из других стран, если у них не было долин с плодородными почвами и не было пастбищ? (зерно и скот) (ученики записывают информацию в первую колонку)

Учитель: Финикия небольшое государство, которое растянулось узкой полоской на побережье. Самыми крупными финикийскими городами были Арвад, Библ, Сидон, Тир. В их названиях отразились природные условия Финикии и занятия жителей страны, финикийцев. «Библ» в переводе с финикийского значит «гора», «Тир» — «скала», а «Сидон» — место для рыбной ловли. Географическое положение Финикии было очень удобно: здесь сходились торговые пути из Междуречья и Египта. На ослах и верблюдах прибывали торговые караваны в города финикийцев Библ, Сидон и Тир. А из этих портовых городов можно было плыть дальше – и в Египет, и в Грецию и в самые дальние земли.

Финикийские города были небольшими, самостоятельными государствами. Однако цари не имели такой деспотической власти, как фараоны в Египте. Они должны были прислушиваться к мнению городского совета из знатных и богатых финикийцев.

Творческая работа учащихся по теме «Занятия финикийцев». Индивидуальные сообщения, рисунки учащихся (слады 2-5).

Ребята, мы переходим к заполнению второй колонки нашей схемы. Какие товары финикийцы вывозили из своей страны и продавали? (лес, вино, оливковое масло, пурпурные ткани, изделия из стекла, ремесленные изделия) (Ученики записывают информацию во вторую колонку)

Какие товары финикийцы приобретали в других странах и торговали им (янтарь, олово, рабов, льняное полотно) (ученики записывают информацию в первую колонку)

Учитель: ответим на второй вопрос фараона, чем занимались финикийцы? (мореплаванием, торговлей, ремеслом, выращивали виноград, оливки)

Учитель: как вы думаете, в чем значение изобретения стекла?

Ученые считают, что создание стекла по важности и значению может быть сопоставлено с открытием металлов, с изобретением глиняной посуды, с появлением ткачества. Правы ли ученые? Обоснуйте свою мысль.

Подобно глиняной посуде и ткани, стекло в готовом виде в природе не существует. Его изобретение одно из самых крупных в истории человечества. И в наши дни стекло играет большую роль в обиходе, в каждом доме есть оконные стекла и разнообразные стеклянные предметы. Ребята, посмотрите стекло, которое мы с вами видим, — это изобретение финикийцев. Именно они впервые начали смешивать чистый белый песок с содой и плавить эту смесь, как медную руду.

Учитель: отвечаем на третий вопрос фараона, зачем и куда плавают финикийцы? (слайд «Колонии»)

Учитель: Что такое Финикия? Клочок земли. Россыпь песка. Груда скал. Словно тюрьма, из которой не вырваться. Почти со всех сторон света сюда приходили армии, чтобы разграбить несколько финикийских городов. Лишь одна дорога свободна от врагов – дорога на запад. Морская дорога. Она уходить вдаль, в бесконечность. По краем ее – на берегах и островах – много пустующих земель, где можно строить новые города, с прибытком торговать, не боясь ни египетского царя, ни ассирийского. И когда у финикийцев появились быстролетные корабли, (такие великолепные парусно-гребные суда с массивным килем могли двигаться в любом направлении. Финикийское слово «галера» вошло во многие европейские языки) они отрядами и общинами стали покидать родину и переселяться в заморские страны. Там они основывали свои колонии, поскольку их небольшая страна не могла прокормить их. В тех краях, где постоянно бывали финикийцы, они стали основывать свои поселения – колонии.

Колонии – поселения на чужой земле (запись термина в тетрадь).

Учитель: ребята, откройте атласы на стр. 11, найдите финикийские колонии.

Учитель: Финикийцы вели в удобных бухтах, обширную торговлю по всему Средиземному морю и основывали на его берегах свои поселения, или колонии. Они возникали в удобных бухтах, где финикийцы постоянно, из года в год, вели торговлю с местным населением. Корабли из Финикии приходили в благоустроенную гавань, и обмен шел уже с соплеменниками, и даже с родственниками. В свою очередь колонисты сами завязывали отношения с населением окружающих земель и добывали нужные товары. Торговля сразу пошла живее. Из колоний финикийцы могли отправляться и в новые, еще более далекие путешествия. Постепенно в колонию переселялось все больше финикийцев, поселение росло и превращалось в город. Бывало, что из финикийского города сразу уезжала часть жителей – из-за перенаселения или внутренних распрей. Именно так в 9 в. до н. э. на африканском побережье возник город Карфаген, который основала Элисса, царевна Тира. Она боролась против власти своего брата, царя Тира, но потерпела поражение. Вместе со многими знатными людьми и жрецами царевна отправилась на кораблях искать новую родину. Карфаген стал впоследствии главным городом крупного государства. Так постепенно в 10 – 6-м веках до н. э. вдоль побережья Средиземного моря появились финикийские колонии. На этой карте обозначен путь финикийских кораблей. (Слайд). Греки подчинили своему влиянию северное побережье моря, южное и западное заняли финикийцы, также остров Сардинию, Корсику, а Сицилию поделили. Финикийские колонии были образованы по побережью Средиземного моря – в Северной Африке, Испании, на о. Кипр. Сардиния, Сицилия. (Учитель на карте показывает колонии финикийцев, учащиеся работают с атласами)

Учитель: Отвечаем на вопрос фараона, зачем и куда плавают? (побережье Средиземного моря, основывают колонии, занимаются торговлей)

Учитель: Я расскажу вам еще об одном удивительном путешествии финикийцев. Средиземное море омывает три части света – Африку, Азию и Европу. Оно потому и названо Средиземным, что лежит среди земель. При выходе из Средиземного моря в Атлантику, на берегах Гибралтарского пролива, возвышаются остроконечные скалы. Финикийцы называли их столпами Мелькарта – по имени своего бога, покровителя мореплавания. Самое удивительное плавание они совершили около 600 года до н. э., когда отправились по Красному морю, держа курс на юг вдоль берегов Африки. На третий год плавания корабли вошли в Средиземное море через Гибралтарский пролив. А это значит, что финикийцы первыми в мире обогнули Африку. Финикийская морская экспедиция по поручению египетского фараона Нехо II в конце 7 века до н. э. обогнула Африку и вышла из Индийского океана в Атлантический океан более чем за 2 тысячелетия до португальца Васко да Гама. Вернувшись, путешественники рассказывали много удивительного. Они видели, как солнце двигалось по небу в обратном направлении: всходило на западе, а опускалось за горизонтом на востоке. Геродот тоже написал об этом в своей книге, но добавил: Я-то этому не верю, пусть верит, кто хочет. Однако в Южном полушарии солнце движется именно так, и этот рассказ финикийцев как раз доказывает, что они действительно обогнули Африку.

Учитель: послушайте рассказ еще об одном открытии финикийцев.

Творческая работа учащихся (презентация) по теме: «Финикийский алфавит»

Учитель: Ребята, как вы представляете Финикию. Для меня Финикия – это вода, соль и песок. Вода – символ мореплавания, соль – морские путешествия, песок – дальние берега и изготовление стекла. Вы должны написать письмо фараону и представить ему Финикию.

Работа в группах: учащиеся составляют проекты, представляют и защищают свои проекты.

Учитель подводит итог урока.

Домашнее задание: п.15; ответить на вопросы

infourok.ru

Природно-климатические условия — История Древнего Востока Библиотека русских учебников

Древний. Восточное. Средиземноморье занимало территорию между средней и нижней течениями. Евфрата и. Средиземным морем

южнее. Малой. Азии и севернее. Египта. Древние границы этого региона не совпадали с границами нынешних восточно средиземноморских государств. Так,. Сирия в древности занимала лишь западные области нинишньо й. Сирии и турецкие земли южнее. Тавра, территория. Финикии целом лежала в границах современного. Ливана, а. Палестина охватывала территорию не только. Израиля, но и палестинских арабов и. Иордании (Зайор данияя).

Восточное. Средиземноморье — зона поразительных природных контрастов. Там были и полумертвые пустыне, и плодородные низины, и горные массивы с заснеженными вершинами, болота и озера, и вечнозеленые лесные массивы. С с сырьевых ресурсов в регионе была в изобилии только промышленная древесина полноводных рек, которые бы побуждали развивать ирригационное земледелие, а следовательно способствовали бы образованию сильных государств с мощной центра лизированной властью, в. Восточном. Средиземноморье не существовало. Зато через его территорию проходили важные караванные пути, открывающие широкие возможности для развития посреднической торговли. Наводнения н аселенню. Восточного. Средиземноморья не угрожали, все же природа демонстрировала и здесь свой крутой нрав с помощью разрушительных землетрясений и их грозных спутников — цунами, время от времени несли сме рть и разрушение и заставили таки тамошнюю население начиная со II тыс. до н е заниматься сейсмостойкого строительствавництвом.

Климат. Восточного. Средиземноморья в целом способствовал хозяйственной деятельности человека. Жаркое лето с его песчаными бурями продолжалось в течение апреля — октября, затем наступала осень с ее густыми туманами, а за ней — трехмесячная зима с пронизывающими ветрами, нерегулярными холодными ливнями, порой даже снегом. Соседям-степнякам. Восточное. Средиземноморье всегда казалось сказочно богатой страной, которая»течет»молок ом и медоом.

В каждом из исторических регионов. Восточного. Средиземноморья — библейской»страны. Ханаан»- существовали локальные природно особенности, которые в значительной мере обусловили специфику хозяйственного, общественно—политической и духовной жизни финикийцев, сирийцев и евреев в древности.

Финикия была приморской страной, ее отмежевывал с востока невысокий горный хребет. Ливан, пологие склоны которого в сторону моря покрывала вечнозеленая средиземноморская растительность. Горные склоны финикийцы обжили почти до самых вершин.

арабист. И. Ю. Крачковский так описал ливанский горный пейзаж:»Дорога почти все время идет вверх; чем выше — тем больше горных рек, больше воды, а поэтому и больше зелени, на которую в целом. Ливан не над. ГТО щедрый. Но благодаря высокой местности здесь зелень не столько южная, сколько средней полосы. Многие серебристых тополей, и, возможно, поэтому одно село со своими чистенькими мазанками, через которое мы о подъезжали при лунном свете, очень напоминало мне. Малороссиюсію».

Влажные морские ветры приносили в. Финикию достаточно осадков, так что ирригация в ней была не нужна. Береговая линия. Финикии изобиловала удобными для мореплавания бухтами и естественными гаванями. Основным. Сыров виновным богатством страны были знаменитые кедровые леса, которые давали добротный строительный материал, смолу, деревянный клей, ароматические. Олеії.

Сирия, в отличие от. Финикии, морской страной не была, хотя и имела выход к морю. Через ее территорию протекала небольшая река. Оронт (нынешняя. Аль-Аси), которая проложила себе путь между горами. Ливана и. Ант тыл. Ивану. Вернувшись в своем нижнем течении круто на запад, эта река текла через время почти сухие озера и болота и впадала в. Средиземное море. Через ее устье в. Северную. Сирию проникали влажные морские е три, поэтому сирийские земли хорошо орошались и неплохо родили. По. Антил. Иваном, в направлении. Сирийской пустыне, лежали два оазисы — большой -. Дамаска и небольшой -. Пальмиры. Через них вели древние наказание ванной путьшляхи.

Территорию. Палестины очерчивали южное предгорье. Ливана и северо-западные границы. Аравийского полуострова. Через страну протекала небольшая река. Иордан, которая вытекала из южных отрогов. Антил вана и впадала в. Мертвое море — неглубокое озеро с водой, в шесть раз более соленой, чем морскую (поэтому в нем полностью отсутствует органика). Река разделяла. Палестину на две географические зоны. К востоку от не й простиралась непригодна для земледелия степная и гористая местность, а на запад — территория радовала глаз полями, садами, виноградниками, лугами и пастбищами. На севере. Палестины возвышались горы с заснеженными вершинами, на южных же окраинах начиналась. Сирийско-Аравийская напивпустинтиня.

Южное побережье. Мертвого моря обрамляет комплекс холмов, среди которых (следствие выветривания) являются соляные столбы, похожие своими очертаниями на человеческую фигуру. Существует мнение, что именно они послужили основой для б библейской легенды о превращении. Богом излишне интересной женщины праведника. Лота в соляной стовп.

С сырьевых ресурсов. Палестина имела глину и строительный камень. Природа, таким образом, оказалась скупой на промышленное сырье, взамен стимулировала торговую деятельность (через. Палестину пролегали пра адавни караванные пути).

Открытое всем ветрам. Восточное. Средиземноморье образно называют проходным двором. Передней. Азии, перекрестком народов. Разобраться в этногенезе его население очень сложно, приходится иметь дело в этом вопросе исключительно с научными гипотезами.

uchebnikirus.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о