Компания и кампания: разный смысл
К сожалению, путаница с «кампанией» и «компанией» встречается не так уж редко. Даже новостные заголовки в интернете содержат такие опечатки. Не стоит приводить их примеры — чтобы не врезались в память.
Досадная оплошность не подстерегает того, кто точно знает смысл слова, которое ему предстоит использовать. Слова «кампания» и «компания» — часть ежедневного лексикона.
В чем разница?
Различие между кампанией и компанией только на первый взгляд кажется размытым, поскольку при использовании обоих слов речь идет о людях.
Секрет отличия у этих понятий нехитрый. Компания — это всегда некое сообщество людей. Кампания — это действие, военное или мирное, но именно деятельность ради определенной цели. Между компанией и кампанией разница очень велика.
В русском языке эти понятия отличаются, как во всех других языках. Но на слух они совпадают в устной речи, поскольку никто не произносит «О» как [о], а только как [а]. Получились слова одинаковые по звучанию — омофоны.
В английском языке дело обстоит значительно проще. Компания — это company. Кампания — campaign. Произносятся они тоже по-разному.
Происхождение этих слов в латинском языке отличается принципиально. «Кампания» имеет истоки в слове campus (поле). «Компания» — в слове panis (хлеб), к которому добавлена приставка com. В первом случае — поля сражений или сельскохозяйственных работ. Во втором — группа людей, которая ест вместе.
Компании, состоящие из людей
![](/wp-content/uploads/privivochnaya-kampaniya-ili-kompaniya_0.jpg)
В настоящее время компания людей, собравшихся вместе, может дружно есть свой хлеб, пиццу, пить чай или обедать. Компания может просто гулять по парку или собраться у костра в лесу, может музицировать и петь. Главное — чтобы компания была подходящей. Как сказал О’Генри:
Попасть в дурную компанию человек может в двух случаях жизни — когда он без гроша и когда он богат.
У костра, за праздничным столом обязательно соберется добрая компания — друзей, приятелей, знакомых. Давно известно, что хорошее застолье — это не просто вкусная еда, а интересные собеседники. Для компании самая важная цель — хорошо провести время вместе.
![](/wp-content/uploads/privivochnaya-kampaniya-ili-kompaniya_1.jpg)
Компании, производящие товары и услуги
Но как быть с промышленными компаниями? Торговыми, производственными? Они — тоже «компании». В сущности, это большие коллективы людей, вместе работающих, а иногда и вместе отдыхающих, едящих, отмечающих важные события.
И все-таки слово «компания» приобретает еще одно значение, указывая на фирму, бизнес, предприятие, дело, организацию.
![](/wp-content/uploads/privivochnaya-kampaniya-ili-kompaniya_2.jpg)
Эти компании хотят быть востребованными, исключительными, успешными. Лоуренсу «Ларри» Пейджу, разработчику поисковой системы Google, приписывают такие слова:
Если бы мы делали все из-за денег, то уже давно бы продали компанию и отдыхали на пляже.
И еще:
Google не является обычной компанией и не намерена становиться таковой.
Легко запомнить, что в большой и маленькой производственной компании хорошо удается сработаться только компании единомышленников.
![](/wp-content/uploads/privivochnaya-kampaniya-ili-kompaniya_3.jpg)
Кампании — политические, избирательные, военные
Кампания — это всегда деятельность, действие, какая-то акция. Вот, например, в компьютерных играх «Наполеоновские войны» проходят разные кампании — в Италии, на Ближнем Востоке, Европейская кампания.
![](/wp-content/uploads/privivochnaya-kampaniya-ili-kompaniya_4.jpg)
Кстати, сам великий полководец Наполеон Бонапарт утверждал:
Можно выиграть бой, но проиграть сражение.
Можно выиграть сражение, но проиграть кампанию.
Можно выиграть кампанию, но проиграть войну.
Бывают и другие итоги кампаний. Адмирал Нельсон выиграл и сражение, и всю морскую кампанию, Британия стала хозяйкой на море. Не потеряв в Трафальгарской битве ни одного корабля, Нельсон погиб сам.
Предвыборная агитация, речи, шоу, деятельность по выдвижению кандидатов — это тоже кампания. Три года назад, в июне 2015 газеты писали, что лозунгом своей кампании Дональд Трамп избрал слоган «Вернем Америке былое величие!»
![](/wp-content/uploads/privivochnaya-kampaniya-ili-kompaniya_5.jpg)
Любая активная и целенаправленная политическая деятельность — это тоже кампания. Борьба за мир, за права женщин, за экологическую безопасность являются общественно-политическими кампаниями, встречающими большую поддержку в социуме. У всех на слуху рекламные кампании по внедрению товаров и услуг.
Вообще, каких только не было кампаний в истории человечества: против воробьев в Китае, против космополитов в СССР, против семейного насилия в Европе. Американская кампания против войны во Вьетнаме называлась «Поход на Пентагон».
![](/wp-content/uploads/privivochnaya-kampaniya-ili-kompaniya_6.jpg)
Конечно, люди могут объединяться в компании и группы, чтобы участвовать в общественных и политических кампаниях. Но в чем именно между компанией и кампанией разница — надо знать каждому.
fb.ru
в каком случае пишется кампания. А в каком компания?
КУЛЬТУРА РЕЧИИнститут русского языка им. В. В. Виноградова РАН
Компания и кампания
Помню, когда я еще училась в школе, учительница литературы, устав от гула, сопровождавшего урок (устали мы к концу дня) задала вопрос, который казался ей риторическим: «Интересно, не надоела ли вам моя компания?» . И вдруг получила на него ответ – вопросом же: «А что вы имеете в виду? Ваше общество или эту бесконечную череду контрольных, самостоятельных и опросов?» . Дерзко, конечно. Но учителя дерзостью не возьмешь. В оставшиеся четверть часа мы получили урок о паронимах, о кОмпании и кАмпании. С примерами из русской литературы, конечно.
Компанией (через о) называется некое общество, группа, проводящая вместе время, – от французского compagnie. Можно пойти на прогулку целой компанией, можно принять кого-то в свою компанию, т. е. расширить круг общения, компания может быть веселой, теплой… О человеке, общество которого приятно или неприятно, о ком-то, с кем можно проводить время или, напротив, не стоит, можно сказать: «Вот тебе хорошая компания» или «Он тебе не компания» . Водить с кем-нибудь компанию – значит дружить, а разделить, поддержать компанию можно на время – погулять, пообедать вместе… Кофейку-чайку выпить за компанию… А можно, противопоставив себя обществу, компанию нарушить или расстроить… Чехов очень любил это слово, оно у него часто встречается. Например, в рассказе об охоте: «Самое приятное занятие-с.. . Бывало, выедешь это с компанией.. . Выедешь чуть свет.. . И дамы тоже» . Или о том, как один его герой заигрывал с девушкой: «Я, душенька, хочу погулять, по озеру покататься…. Не можешь ли ты из своей прелестной особы составить мне приятнейшую компанию? – А не жарко ли будет?» . Ох, жарко, наверное…
Компанией называется также торговое или промышленное товарищество: нефтяная компания, компания по производству компьютеров… Часто такое товарищество называется по имени владельца, к которому добавлено «и К°» (и компания) …
Входя в компанию, ее члены становятся компаньонами. Но можно еще вспомнить о компаньонках – женщинах, которых нанимают в барский дом для развлечения или сопровождения куда-либо живущих там дам или девиц…
Ну а теперь присмотримся и прислушаемся к другому слову. Кампанией (от французского campagne) раньше назывались военные действия, охватывающие определенный период и относящиеся к одному театру войны, и походы военного флота: все мы помним кампанию 1812 года и подвиги гусар под предводительством Дениса Давыдова. Он соперника уважал и даже жалел французов, которым несладко в России пришлось. Вот что он писал в своей «Гусарской исповеди» : «Стужа во время кампании в Голландии в 1795 году и в Эйлавскую кампанию в 1807 году была сильнее той, которая продолжалась от Москвы до Березины. Но в этих двух кампаниях войска получали пищу, вино и водку, а не каждые сутки, как в последней кампании, кочевали голодными, с уверенностью, что завтра будет хуже» .
Напомним, кАмпанией называется и работа, проводимая для осуществления какой-нибудь важной общественно-политической или производственной задачи, например, информационная кампания, которая сопровождает избирательную. Что общего между избирательной кампанией и посевной? Правильно, принцип: что посеешь, то и пожнешь. Ну и слово кампания и в том, и в другом случае пишется через а.
У кАмпании есть и еще одно «экзотическое» значение: кампанией называется и время непрерывной работы, например, какого-нибудь технического приспособления. Заглянув в словарь Ушакова, можно узнать, что кампания доменной печи исчисляется пятью или десятью годами…
Остается гадать: попадет или нет в новое издание толкового словаря с тем же значением словосочетание кампания президента?. . Пока словарям знакома лишь «президентская кампания» , что означает «кампания по выборам президента» .
В этот момент и прозвенел звонок.
Ольга СЕВЕРСКАЯ,
кандидат филологических наук,
старший научный сотрудник ИРЯ РАН,
ведущая программы «Говорим по-русски! »
на радио «Эхо Москвы»
otvet.mail.ru
Всего одна буква: кАмпания или кОмпания?
Тем, кто по диплому является учителем русского языка и литературы и хотя бы прошел педагогическую практику (эх, жаль, что убрали в свое время обязательную отработку в течение трех лет по полученной специальности!), хорошо известно, что орфографическая ошибка, пусть и не каждая, способна привести к ошибке смысловой, фактической.
А в деловых бумагах это просто недопустимо, ибо чревато серьезными неприятностями. Кому они нужны? Риторический вопрос.
Еще тот вопросик!..
Целая притча во языцех – как же правильно писать – кАмпания или кОмпания? Сколько копий сломано на эту тему и сколько копирайтерских перьев затупилось! Значит, пора разбираться и нам с вами, что и как.
Поверьте, не так страшен черт! Если своевременно уловить смысл и значение каждого слово, то вряд ли потом ошибетесь – разве что по невнимательности.
Выбираем среди омонимов
Для начала вспоминаем, что такое слова-омонимы. Вспомнили? Замечательно.
Для тех, у кого память дырявая, придется дать краткую справку: слова, похожие по звучанию в устной речи, но не совпадающие на бумаге, во время письма.
Среди омонимов имеется несколько разновидностей, в том числе – омоформы. Кампания и компания именно к этой группе и относятся. Учитывая тот факт, что в основе современного русского языка находится старомосковское «аканье», слова и почти совпали по звучанию.
Вариант с «о»
Итак, когда же в этом слове следует писать гласный «о» и что в этом случае будет означать слово? Во-первых, указывать на учреждение, фирму, офис, завод, фабрику – словом, на объект недвижимости.
Каждой компании подобает иметь название и руководителя, поэтому следом за этим словом обычно они и указываются. Во-вторых, куда более скромное значение – собрание друзей, хороших знакомых, собирающихся, чтобы весело и хорошо провести свободное время.
Если пишется «а»
Теперь разберемся с кАмпанией. Здесь и речи нет о друзьях или о предприятии – имеется в виду акция, мероприятие, действие, имеющее определенную цель и протяженное во времени. В старину гораздо чаще это слово было связано с военными действиями.
Та или иная кампания тщательно готовилась, занимала значительный отрезок времени. Иной раз слово «кампания» было синонимом войны как таковой. Сегодня куда чаще речь идет о рекламной кампании.
Такие разные латинизмы
Оба слова относятся к латинизмам. Однако схожесть их обманчива. Латинское «panis» переводится как «хлеб», а приставка «com» в каком-то смысле соответствует нашей приставке «с» или «со». Так что буквальный смысл слова указывает нам на тех, кто преломил вместе хлеб, кто готов разделять с другими все тяготы и лишения. Они становятся даже более, чем друзьями, — братьями.
Латинское же слово «campus» указывало на «поле», в том числе, разумеется, и поле брани, поле боя. В наш язык оно пришло через французское «campagne», имевшее значение то похода, то полевых работ.
Мнемозина вам в помощь!
А вообще для запоминания смысла обоих слов уместно использовать следующую мнемоническую фразу: компания проводит кампанию. Только ни в коем случае не наоборот!
gramatik.ru
кАмпания или кОмпания? — Всё самое интересное!
В разделе: Интересности | и в подразделах: этимология. | Автор-компилятор статьи: Лев Александрович Дебаркадер
Продолжаем раздел «Интересности» и подраздел «Этимология» статьёй «Как правильно — кАмпания или кОмпания?» У нас уже было несколько статей про значение слов (например, как тупость связана с деревом или Значеня слов вабанк, дезабильне, неглиже, карт бланш). Эта статья продолжает цикл.
Кампания и компания — уверены, вы слышали оба варианта слова. Компания обычно употребляется по отношению к группе друзей или фирме. А кампания — обычно в словосочетании «военная кампания».
Казалось бы, налицо ошибка. На самом деле ситуация похожа на слово компас. Так, говорят, правильное ударение в слове компас — на втором слоге: компас. А почему — никто не объясняет 🙂
Нас заинтересовали эти интересные моменты — компания, кампания и компас. Оказалось, они действительно объеденены общей закономерностью, зная которую можно решить правильность и неправильность.
Как правильно говорить — кампания или компания, компас или компас?
Всё очень просто.
Компания — это слово, состоящее из приставки и корня. Ком— — это приставка, обозначающая объединение. На русский переводится обычно как с-, со-. Панио — корень, обозначающий «хлеб» (родственное слово — панировка, хлебные крошки). Вместе, если перевести на русский буквально, получается
Итак, компания — группа людей, изначально поедающая хлеб совместно. То есть, друзья или коллеги.
Кампания — слово, состоящее из корня. Корень — латинское слово кампус, буквально — поле. Затем значение сместилось, и слово стало обозначать ещё и «поле битвы». Ну а отсюда уже и до военного значения недалеко. Так и повелось — кампания — это, в основном, то что касается военных походов и движений армий. Однокоренные слова — кемпинг, шампиньон (полевой гриб).
При чём здесь компас? Очень просто — это слово тоже состоит из приставки ком— и корня пас. Ком- уже знакома, переводится как с-, со-. А пас — это шаг, ходьба. Получается, что компас — это то, с чем ходят. Родственные слова — пассажир (ходок), пассаж (проход), балетное па (шаг).
Так вот, на латыни ударение на приставку не ставится. Поэтому правильно действительно компас, с ударением на второй слог. Это как если бы мы говорили приход вместо приход 🙂
Итак, этимология помогла разобраться с правильностью компании, кампании и компаса.
interesko.info