Компания и кампания: разный смысл

К сожалению, путаница с «кампанией» и «компанией» встречается не так уж редко. Даже новостные заголовки в интернете содержат такие опечатки. Не стоит приводить их примеры — чтобы не врезались в память.

Досадная оплошность не подстерегает того, кто точно знает смысл слова, которое ему предстоит использовать. Слова «кампания» и «компания» — часть ежедневного лексикона.

В чем разница?

Различие между кампанией и компанией только на первый взгляд кажется размытым, поскольку при использовании обоих слов речь идет о людях.

Секрет отличия у этих понятий нехитрый. Компания — это всегда некое сообщество людей. Кампания — это действие, военное или мирное, но именно деятельность ради определенной цели. Между компанией и кампанией разница очень велика.

В русском языке эти понятия отличаются, как во всех других языках. Но на слух они совпадают в устной речи, поскольку никто не произносит «О» как [о], а только как [а]. Получились слова одинаковые по звучанию — омофоны.

В английском языке дело обстоит значительно проще. Компания — это company. Кампания — campaign. Произносятся они тоже по-разному.

Происхождение этих слов в латинском языке отличается принципиально. «Кампания» имеет истоки в слове campus (поле). «Компания» — в слове panis (хлеб), к которому добавлена приставка com. В первом случае — поля сражений или сельскохозяйственных работ. Во втором — группа людей, которая ест вместе.

Компании, состоящие из людей

В настоящее время компания людей, собравшихся вместе, может дружно есть свой хлеб, пиццу, пить чай или обедать. Компания может просто гулять по парку или собраться у костра в лесу, может музицировать и петь. Главное — чтобы компания была подходящей. Как сказал О’Генри:

Попасть в дурную компанию человек может в двух случаях жизни — когда он без гроша и когда он богат.

У костра, за праздничным столом обязательно соберется добрая компания — друзей, приятелей, знакомых. Давно известно, что хорошее застолье — это не просто вкусная еда, а интересные собеседники. Для компании самая важная цель — хорошо провести время вместе.

Компании, производящие товары и услуги

Но как быть с промышленными компаниями? Торговыми, производственными? Они — тоже «компании». В сущности, это большие коллективы людей, вместе работающих, а иногда и вместе отдыхающих, едящих, отмечающих важные события.

И все-таки слово «компания» приобретает еще одно значение, указывая на фирму, бизнес, предприятие, дело, организацию.

Эти компании хотят быть востребованными, исключительными, успешными. Лоуренсу «Ларри» Пейджу, разработчику поисковой системы Google, приписывают такие слова:

Если бы мы делали все из-за денег, то уже давно бы продали компанию и отдыхали на пляже.

И еще:

Google не является обычной компанией и не намерена становиться таковой.

Легко запомнить, что в большой и маленькой производственной компании хорошо удается сработаться только компании единомышленников.

Кампании — политические, избирательные, военные

Кампания — это всегда деятельность, действие, какая-то акция. Вот, например, в компьютерных играх «Наполеоновские войны» проходят разные кампании — в Италии, на Ближнем Востоке, Европейская кампания.

Кстати, сам великий полководец Наполеон Бонапарт утверждал:

Можно выиграть бой, но проиграть сражение.

Можно выиграть сражение, но проиграть кампанию.

Можно выиграть кампанию, но проиграть войну.

Бывают и другие итоги кампаний. Адмирал Нельсон выиграл и сражение, и всю морскую кампанию, Британия стала хозяйкой на море. Не потеряв в Трафальгарской битве ни одного корабля, Нельсон погиб сам.

Предвыборная агитация, речи, шоу, деятельность по выдвижению кандидатов — это тоже кампания. Три года назад, в июне 2015 газеты писали, что лозунгом своей кампании Дональд Трамп избрал слоган «Вернем Америке былое величие!»

Любая активная и целенаправленная политическая деятельность — это тоже кампания. Борьба за мир, за права женщин, за экологическую безопасность являются общественно-политическими кампаниями, встречающими большую поддержку в социуме. У всех на слуху рекламные кампании по внедрению товаров и услуг.

Вообще, каких только не было кампаний в истории человечества: против воробьев в Китае, против космополитов в СССР, против семейного насилия в Европе. Американская кампания против войны во Вьетнаме называлась «Поход на Пентагон».

Конечно, люди могут объединяться в компании и группы, чтобы участвовать в общественных и политических кампаниях. Но в чем именно между компанией и кампанией разница — надо знать каждому.

fb.ru

в каком случае пишется кампания. А в каком компания?

КУЛЬТУРА РЕЧИ
Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН

Компания и кампания

Помню, когда я еще училась в школе, учительница литературы, устав от гула, сопровождавшего урок (устали мы к концу дня) задала вопрос, который казался ей риторическим: «Интересно, не надоела ли вам моя компания?» . И вдруг получила на него ответ – вопросом же: «А что вы имеете в виду? Ваше общество или эту бесконечную череду контрольных, самостоятельных и опросов?» . Дерзко, конечно. Но учителя дерзостью не возьмешь. В оставшиеся четверть часа мы получили урок о паронимах, о кОмпании и кАмпании. С примерами из русской литературы, конечно.

Компанией (через о) называется некое общество, группа, проводящая вместе время, – от французского compagnie. Можно пойти на прогулку целой компанией, можно принять кого-то в свою компанию, т. е. расширить круг общения, компания может быть веселой, теплой… О человеке, общество которого приятно или неприятно, о ком-то, с кем можно проводить время или, напротив, не стоит, можно сказать: «Вот тебе хорошая компания» или «Он тебе не компания» . Водить с кем-нибудь компанию – значит дружить, а разделить, поддержать компанию можно на время – погулять, пообедать вместе… Кофейку-чайку выпить за компанию… А можно, противопоставив себя обществу, компанию нарушить или расстроить… Чехов очень любил это слово, оно у него часто встречается. Например, в рассказе об охоте: «Самое приятное занятие-с.. . Бывало, выедешь это с компанией.. . Выедешь чуть свет.. . И дамы тоже» . Или о том, как один его герой заигрывал с девушкой: «Я, душенька, хочу погулять, по озеру покататься…. Не можешь ли ты из своей прелестной особы составить мне приятнейшую компанию? – А не жарко ли будет?» . Ох, жарко, наверное…

Компанией называется также торговое или промышленное товарищество: нефтяная компания, компания по производству компьютеров… Часто такое товарищество называется по имени владельца, к которому добавлено «и К°» (и компания) …

Входя в компанию, ее члены становятся компаньонами. Но можно еще вспомнить о компаньонках – женщинах, которых нанимают в барский дом для развлечения или сопровождения куда-либо живущих там дам или девиц…

Ну а теперь присмотримся и прислушаемся к другому слову. Кампанией (от французского campagne) раньше назывались военные действия, охватывающие определенный период и относящиеся к одному театру войны, и походы военного флота: все мы помним кампанию 1812 года и подвиги гусар под предводительством Дениса Давыдова. Он соперника уважал и даже жалел французов, которым несладко в России пришлось. Вот что он писал в своей «Гусарской исповеди» : «Стужа во время кампании в Голландии в 1795 году и в Эйлавскую кампанию в 1807 году была сильнее той, которая продолжалась от Москвы до Березины. Но в этих двух кампаниях войска получали пищу, вино и водку, а не каждые сутки, как в последней кампании, кочевали голодными, с уверенностью, что завтра будет хуже» .

Напомним, кАмпанией называется и работа, проводимая для осуществления какой-нибудь важной общественно-политической или производственной задачи, например, информационная кампания, которая сопровождает избирательную. Что общего между избирательной кампанией и посевной? Правильно, принцип: что посеешь, то и пожнешь. Ну и слово кампания и в том, и в другом случае пишется через а.

У кАмпании есть и еще одно «экзотическое» значение: кампанией называется и время непрерывной работы, например, какого-нибудь технического приспособления. Заглянув в словарь Ушакова, можно узнать, что кампания доменной печи исчисляется пятью или десятью годами…

Остается гадать: попадет или нет в новое издание толкового словаря с тем же значением словосочетание кампания президента?. . Пока словарям знакома лишь «президентская кампания» , что означает «кампания по выборам президента» .

В этот момент и прозвенел звонок.

Ольга СЕВЕРСКАЯ,
кандидат филологических наук,
старший научный сотрудник ИРЯ РАН,
ведущая программы «Говорим по-русски! »
на радио «Эхо Москвы»

otvet.mail.ru

Всего одна буква: кАмпания или кОмпания?

Тем, кто по диплому является учителем русского языка и литературы и хотя бы прошел педагогическую практику (эх, жаль, что убрали в свое время обязательную отработку в течение трех лет по полученной специальности!), хорошо известно, что орфографическая ошибка, пусть и не каждая, способна привести к ошибке смысловой, фактической.

А в деловых бумагах это просто недопустимо, ибо чревато серьезными неприятностями. Кому они нужны? Риторический вопрос.

Еще тот вопросик!..

Целая притча во языцех – как же правильно писать – кАмпания или кОмпания? Сколько копий сломано на эту тему и сколько копирайтерских перьев затупилось! Значит, пора разбираться и нам с вами, что и как.

Поверьте, не так страшен черт! Если своевременно уловить смысл и значение каждого слово, то вряд ли потом ошибетесь – разве что по невнимательности.

Выбираем среди омонимов

Для начала вспоминаем, что такое слова-омонимы. Вспомнили? Замечательно.

Для тех, у кого память дырявая, придется дать краткую справку: слова, похожие по звучанию в устной речи, но не совпадающие на бумаге, во время письма.

Среди омонимов имеется несколько разновидностей, в том числе – омоформы. Кампания и компания именно к этой группе и относятся. Учитывая тот факт, что в основе современного русского языка находится старомосковское «аканье», слова и почти совпали по звучанию.

Вариант с «о»

Итак, когда же в этом слове следует писать гласный «о» и что в этом случае будет означать слово? Во-первых, указывать на учреждение, фирму, офис, завод, фабрику – словом, на объект недвижимости.

Каждой компании подобает иметь название и руководителя, поэтому следом за этим словом обычно они и указываются. Во-вторых, куда более скромное значение – собрание друзей, хороших знакомых, собирающихся, чтобы весело и хорошо провести свободное время.

Если пишется «а»

Теперь разберемся с кАмпанией. Здесь и речи нет о друзьях или о предприятии – имеется в виду акция, мероприятие, действие, имеющее определенную цель и протяженное во времени. В старину гораздо чаще это слово было связано с военными действиями.

Та или иная кампания тщательно готовилась, занимала значительный отрезок времени. Иной раз слово «кампания» было синонимом войны как таковой. Сегодня куда чаще речь идет о рекламной кампании.

Такие разные латинизмы

Оба слова относятся к латинизмам. Однако схожесть их обманчива. Латинское «panis» переводится как «хлеб», а приставка «com» в каком-то смысле соответствует нашей приставке «с» или «со». Так что буквальный смысл слова указывает нам на тех, кто преломил вместе хлеб, кто готов разделять с другими все тяготы и лишения. Они становятся даже более, чем друзьями, — братьями.

Латинское же слово «campus» указывало на «поле», в том числе, разумеется, и поле брани, поле боя. В наш язык оно пришло через французское «campagne», имевшее значение то похода, то полевых работ.

Мнемозина вам в помощь!

А вообще для запоминания смысла обоих слов уместно использовать следующую мнемоническую фразу: компания проводит кампанию. Только ни в коем случае не наоборот!

gramatik.ru

кАмпания или кОмпания? — Всё самое интересное!

В разделе: Интересности | и в подразделах: этимология. | Автор-компилятор статьи: Лев Александрович Дебаркадер

Продолжаем раздел «Интересности» и подраздел «Этимология» статьёй «Как правильно — кАмпания или кОмпания?» У нас уже было несколько статей про значение слов (например, как тупость связана с деревом или Значеня слов вабанк, дезабильне, неглиже, карт бланш). Эта статья продолжает цикл.

Кампания и компания — уверены, вы слышали оба варианта слова. Компания обычно употребляется по отношению к группе друзей или фирме. А кампания — обычно в словосочетании «военная кампания».

Казалось бы, налицо ошибка. На самом деле ситуация похожа на слово компас. Так, говорят, правильное ударение в слове компас — на втором слоге: компас. А почему — никто не объясняет 🙂

Нас заинтересовали эти интересные моменты — компания, кампания и компас. Оказалось, они действительно объеденены общей закономерностью, зная которую можно решить правильность и неправильность.

Как правильно говорить — кампания или компания, компас или компас?

Всё очень просто.

Компания — это слово, состоящее из приставки и корня. Ком— — это приставка, обозначающая объединение. На русский переводится обычно как с-, со-. Панио — корень, обозначающий «хлеб» (родственное слово — панировка, хлебные крошки). Вместе, если перевести на русский буквально, получается со-хлебничание. Буквальный перевод частей слова на русский — это «калька». Весьма вероятно, что слово «на-хлебник» — это более-менее подходящая калька слова «компаньон«.

Итак, компания — группа людей, изначально поедающая хлеб совместно. То есть, друзья или коллеги.

Кампания — слово, состоящее из корня. Корень — латинское слово кампус, буквально — поле. Затем значение сместилось, и слово стало обозначать ещё и «поле битвы». Ну а отсюда уже и до военного значения недалеко. Так и повелось — кампания — это, в основном, то что касается военных походов и движений армий. Однокоренные слова — кемпинг, шампиньон (полевой гриб).

При чём здесь компас? Очень просто — это слово тоже состоит из приставки ком— и корня пас. Ком- уже знакома, переводится как с-, со-. А пас — это шаг, ходьба. Получается, что компас — это то, с чем ходят. Родственные слова — пассажир (ходок), пассаж (проход), балетное па (шаг).

Так вот, на латыни ударение на приставку не ставится. Поэтому правильно действительно компас, с ударением на второй слог. Это как если бы мы говорили приход вместо приход 🙂

Итак, этимология помогла разобраться с правильностью компании, кампании и компаса.

interesko.info

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о