Проблема воспитания истинного гражданина в комедии Фонвизина «Недоросль»

Проблема воспитания истинного гражданина есть центральной в комедии «Недоросль». Д. И. Фонвизина очень волновал этот вопрос, потому что он считал, что только просвещение может изменить систему государственной власти. Он знал о злоупотреблениях помещиков и должностных лиц и выразил свои политические взгляды в «Рассуждениях о непременных государственных законах» и в комедии «Недоросль».

Каким должен быть истинный гражданин? На этот вопрос отвечают его герои Стародум и Правдин: любить Родину, «радеть о своем Отечестве», трудиться на её благо, быть честным, справедливым, умным. Но чтобы научить этому молодого человека, рядом с ним должны быть такие же «истинные граждане». Софья, Милон хоть и оказались в этом доме, но воспитаны были на другом примере. Митрофан полный невежда: не знает ни географии, ни арифметики, не может существительного от прилагательного отличить. Он не хочет учиться, постигать знания, уверен в том, что слуги сделают все необходимое за него. А если необходимо будет чего-либо добиться самому, Митрофан получит силой или преклонением перед сильными. О каких-либо обязанностях, включая долг перед Отчизной, Митрофан даже не помышляет. Стародум так отзывается о нем: «Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания. Ну что для Отечества может выйти из Митрофанушки?..». Митрофана с детства окружали грубость, обман, бесчестие. «Маменька» била «папеньку», крепостных, ругалась «с утра до ночи, да так уставала». Поэтому мы слышим из уст Митрофана грубые просторечные слова-оскорбления в адрес и няни Еремеевны, и дяди, и даже в конце комедии – самой матери. Главный учитель его – мать. Очень яркая сцена – урок математики, когда мать вяжет кошелек для Софьюшкиных денег. «Нашел деньги – ни с кем не делись, все себе возьми», «ходи в середнячках, никуда не лезь», «за работу никому не плати». Митрофан все это хорошо запоминает и дерзит учителям. По совету и с помощью матери он готов украсть Софью, чтобы жениться на ней ради денег.

В конце комедии Простакова наказана и государством, и своим собственным сыном, которому не сумела привить уважение к себе. Откуда же появятся качества истинного гражданина в человеке? Драматург убежден: в стране должны быть строгие законы, которым бы подчинялись все, даже цари.

otvet.mail.ru

герои и события. Проблемы гражданственности

«Недоросль»: герои и события.

Проблемы гражданственности

Цель урока: обсудить проблемы гражданственности; образование и воспитание в комедии.

Словарная работа: воспитание, образование, добродетель, благонравие.

Информация для учителя

В старших классах семинар дает возможность учащимся проявить большую самостоятельность, предъявить результаты достаточно продолжительной, трудной творческой работы. Надо, чтобы, готовясь к выступлению, ученик овладевал новыми умениями: работать с книгой, анализировать прочитанное, отбирать главное и компоновать отобранное, устанавливать контакт со слушателями и говорить без опоры на конспект. Уроки-семинары целесообразно проводить по таким темам, где ученик должен не просто усвоить определенные сведения, но находить решение проблемы. Подробнее о школьном уроке-семинаре можно прочитать в кн.: Активные формы преподавания литературы. — М.: Просвещение, 1991.

Ход урока

I. Реализация домашнего задания

1. Чтение сцен по ролям.

2. Характеристика Митрофанушки.

Ученики зачитывают свои характеристики. Совместными усилиями дополняется образ героя.

Учитель предлагает план характеристики героя с целью написания учащимися письменной работы.

Характеристика — описание живого лица и характера, т. е. устойчивых особенностей человека, зависящих от его воспитания, обстоятельств и образа жизни и проявляющихся в действиях, поступках и высказываниях. (Определение записывается в тетрадь.)

План:

А. Мысль, которую следует доказать всем содержанием работы.

Б. Общие сведения о персонаже.

В. Приведение доказательств и иллюстраций.

Г. Вывод и переход к следующей мысли.

Д. Доказательство, обобщение и новая мысль.

Е. Итоговое обобщение.

Иллюстрация плана:

А. Воспитание зависит от среды, быта, условий формирования молодого человека (главная мысль). Именно так думал Д. И. Фонвизин в своей комедии «Недоросль».

Б. Митрофанушка — один из главных героев комедии. Это пятнадцатилетний подросток, сын провинциальных помещиков, деспотичных и невежественных дворян (общие сведения о персонаже).

В. Митрофан по-гречески значит «похожий на мать» (логический переход к новой мысли).

Рекомендации к написанию сочинения:

— Не злоупотреблять цитатами.

— Пользоваться разными приемами цитирования.

— Избегать повторений, подбирать синонимы.

— Употреблять только понятные слова и выражения.

— Следить за правильностью связи слов в предложении.

— Не смешивать прямую и косвенную речь.

— Ясно формулировать мысль.

— Приводить доказательства мысли.

— Доказательства должны соответствовать мысли.

— Следить за логической взаимосвязью между мыслями и частями сочинения.

II. Характеристика речи персонажей

— О чем свидетельствует речь персонажей комедии?

(О стремлении автора к жизненной правде. Речь персонажа характеризует саму личность.)

— Приведите примеры.

(Кутейкин — недоучившийся семинарист, и его речь изобилует формами церковно-славянского языка: тьма кромешная, горе мне грешному, звах и приидох и другие.)

— Каковы особенности речи Цифиркина?

(Он в прошлом был солдатом, а сейчас преподаватель арифметики. В его речи постоянные подсчеты. А также военные термины. Приводятся примеры.)

— Что еще мы узнаем о герое по его речи?

(Речь Кутейкина характеризует его и как человека хитроватого, а Цифиркина — как грубоватого, прямолинейного и честного.)

III. Рекомендации по проведению семинарского занятия1

Учащиеся делятся на 5 групп, собирают материал по тексту и отвечают на вопросы. Задания групп 4 и 5 достаточно сложны, поэтому учителю стоит проинструктировать учащихся или заранее проверить подготовленный материал, порекомендовав критическую литературу.

Группа 1.

— Грамотны ли Простакова и Скотинин?

— Как относились к образованию в их семье?

— Почему обучается Митрофан?

Группа 2.

— Чему и как обучается Митрофан?

— Глуп ли он?

— Как он относится к учению?

Группа 3.

— Какие учителя обучают Митрофана?

— Каковы они? Чему они могут научить?

— Как к ним относятся в семье Простаковых?

Группа 4.

— Что такое воспитание? Какова его цель?

— Что такое образование? Какова его цель?

— Что главнее — воспитание или образование? (Найдите ответ в репликах положительных персонажей.)

Группа 5.

— Сравните взгляды на воспитание Простаковой и Стародума.

— Почему комедия, в которой главной политической проблемой является крепостное право поднимаются вопросы воспитания?

— На кою и почему возложена главная забота о воспитании истинного гражданина?

Мысль о воспитании просвещенного дворянина во времена Фонвизина не была новой. О необходимости просвещения говорили Петр I, Ломоносов, Екатерина и другие великие люди ХVIII столетия. Но у Фонвизина все не так просто. Он понимает, что одного просвещения мало. «Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло, — говорит Стародум. — Просвещение возвышает одну добродетельную душу». Вначале надо воспитывать добродетель, позаботиться о душе, а уж потом — об уме.

Как это сделать? Нужен такой закон, чтобы добродетель стала выгодной <…> Но такого закона нет. <…> И в злонравии своем, и в невежестве не Простакова и Скотинин виноваты, а те, кто устанавливает законы. А утверждает их государь. Вот в кого метил Фонвизин!

Домашнее задание

1. Написать мини-сочинение «Каким я увидел Митрофана (Простакову)», используя план характеристики героя.

2. С помощью каких средств драматург разоблачает и высмеивает отрицательных персонажей?

3. Как вы понимаете смысл названия комедии?

Литература к семинару

1. В мире литературы. 8 кл. / Авт.-сост. А. Г. Кутузов, и др. — М.: Дрофа, 1998. С. 181.

2. Благой Д. Д. Д. И. Фонвизин. — М., 1945.

3. Кулакова Л. И. Денис Иванович Фонвизин. — М.; Л., 1966.

4. Макогоненко Г. П. Денис Фонвизин. — М.; Л., 1961.

5. Рассадин О. Б. Сатиры смелый властелин. — М., 1985.

1 В мире литературы. 8 кл. / Под ред. А. Г. Кутузова. — М., 1998.

infourok.ru

«Воспитание достойного гражданина по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»»

1. Проблема воспитания в комедии.
2. Достойный гражданин в «Недоросле».

Комедия «Недоросль» — одно из самых значительных произведений Д. И. Фонвизина. В этом произведении ав­тор указывает на причину всех проблем России — крепост­ное право. Эта причина — лишь следствие отсутствия до­стойного воспитания людей. Автор осуждает обществен­ные отношения, приводящие к низкому уровню гражданст­венности в нашей стране. В самом деле, насколько сможет стать гражданином Митрофанушка Простаков? Положи­тельными героями в комедии являются просвещенные дво­ряне, и они осуждают крепостное право.

В лице семейства Простаковых представлен весь общест­венный строй современной Фонвизину России. Ярко про­писана система отношений, основанных на крепостничест­ве. Среда крепостничества самим своим существованием оказывает влияние на личность, что и приводит к появле­нию мещан, далеких от просвещения.

Проблема воспитания, заложенная в основе комедии «Недоросль», была одной из центральных в XVIII веке. Именно проблема воспитания тревожила умы просветите­лей того времени.

Согласно указу Петра Великого все дворянские сынки (недоросли) должны были получить знания по закону Божию, арифметике и грамматике, без этого они не имели права занять какой-либо пост. Но традиционное воспита­ние вовсе не предполагало образования для дворян. Соот­ветственно, нововведение Петра не вызвало особенного восторга в высшем обществе. Тем не менее та же Простакова вынуждена была нанять сыну, Митрофанушке, учителей. Но ничего полезного из этого не получилось: «через воспи­тание разумели они одно питание».

Нарисованная картина воспитания в комедии переходит в широкое изображение крепостнической системы в це­лом. Тем не менее в данной работе хотелось бы остановить­ся именно на центральной проблеме комедии — проблеме воспитания достойного гражданина.

С начала пьесы создается атмосфера дома Простаковых. Хозяйка постоянно бьет и оскорбляет слуг, добиваясь повиновения: «С утра до вечера, — жалуется Простакова, — как за язык повешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь».

Митрофанушка, разумеется, достойным гражданином считаться не может. Об этом говорит и его способность к обучению, и желание учиться, и характер. Чего стоит только сцена, когда Простакова обращается к любимому сыну за помощью. Плоды полученного воспитания сказались в его презрительной фразе: «Да отвяжитесь, матушка, как навязалась…».

Неудивительно, что ответ Митрофанушки таков. Что он видел вокруг? Грубость и хамство. Простакова, которая преклоняется перед сильными и стремится унизить слабых… Оскорбления и пощечины… «Достойный» гражданин Митрофан после такого воспитания станет еще хуже, еще более жестоким, чем представители прежнего поколения. Если у Простаковой есть хоть привязанность к сыну, Скотинин любит своих хрюшек, то Митрофан лишен привязанностей. Моральных принципов ему не привили, какого-никакого образования не дали, зато приучили к агрессивному поведению. И что же он сделает, увидев крушение всех надежд матери? Найдет себе более могущественного покровителя.

Митрофан — он полный невежда, не знает ни географии, ни арифметики, не может существительного от прилагательного отличить. Он не хочет учиться, постигать знания, уверен в том, что слуги сделают все необходимое за него. А если необходимо будет чего-либо добиться самому, Митрофан получит силой или преклонением перед сильными. О каких-либо обязанностях, включая долг перед отчизной, Митрофан даже не помышляет. Стародум так отзывается о нем: «Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания. Ну что для отечества может выйти из Митрофанушки?..»

Пласт достойных людей в пьесе представлен по преимуществу троими персонажами: это Софья, Стародум, Правдин, Милон. Эти герои противопоставляются невежественным Простаковым и Скотининым. Фонвизин в таких характерах видит идеальных граждан своей страны.

Стародум говорит: «Угнетать рабством себе подобных беззаконно». Впрочем, Фонвизин не пошел настолько далеко, чтобы опротестовать сам факт крепостничества, он всего лишь утверждает, что необходимо оставаться людьми даже по отношению к крепостным крестьянам.

Правдин отстаивает еще более решительную позицию по отношению к произволу дворян. Он чиновник в наместничестве, учреждении, созданном для наблюдения за выполнением правительственных указов. Своей основной задачей Правдин считает наблюдение над помещиками, которые, «имея над людьми своими полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно». Когда Правдин узнает о бесчинствах Простаковой, он от имени правительства берет ее имение под опеку, лишая Простакову прав распоряжаться крестьянами.

Милон, возлюбленный Софьи, — идеальный офицер. Этот образ противопоставлен лишенному гражданских чувств Митрофанушке. Митрофан к службе не стремится, и Простакова всецело его поддерживает в этом: «Пока Митрофанушка еще в недорослях, пора его и понежить, а там лет через десяток, как выйдет, избави боже, в службу, всего натерпится». Милон же, несмотря на молодость, участвовал в военных действиях, где обнаружил «неустрашимость».

Стародум высказывает точку зрения самого Фонвизина. Имя героя указывает на то, что идеалы его принадлежат Петровской эпохе, эпохе просвещения и гражданственности, когда дворянство было не данностью, а заслугой перед родной страной. О долге, или должности, как говорили тогда, дворян Стародум говорит с особым трепетом: «Долж

ность!.. Как это слово у всех на языке, и как мало его понимают!.. Это тот священный обет, которым обязаны мы всем тем, с кем живем… Если б так должность исполняли, как об ней твердят… Дворянин, например, считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда есть ему столько дела: есть люди, которым помогать; есть отечество, которому служить… Дворянин, недостойный быть дворянином! Подлее его ничего на свете не знаю».

Итак, в комедии Фонвизина представлены основные особенности достойного гражданина современной ему эпохи. Это просвещенный человек, не проявляющий жестокости по отношению к крепостным, а значит, зависящим от него людям, получивший образование. Но самое главное — до­стойный гражданин знает о своем долге перед Отечеством и с радостью служит родной стране.

www.allsoch.ru

Воспитание достойного гражданина по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

1.  Проблема воспитания в комедии.

2.  Достойный гражданин в «Недоросле».

Комедия «Недоросль» — одно из самых значительных произведений Д. И. Фонвизина. В этом произведении ав­тор указывает на причину всех проблем России — крепост­ное право. Эта причина — лишь следствие отсутствия до­стойного воспитания людей. Автор осуждает обществен­ные отношения, приводящие к низкому уровню гражданст­венности в нашей стране. В самом деле, насколько сможет стать гражданином Митрофанушка Простаков? Положи­тельными героями в комедии являются просвещенные дво­ряне, и они осуждают крепостное право.

В лице семейства Простаковых представлен весь общест­венный строй современной Фонвизину России. Ярко про­писана система отношений, основанных на крепостничест­ве. Среда крепостничества самим своим существованием оказывает влияние на личность, что и приводит к появле­нию мещан, далеких от просвещения.

Проблема воспитания, заложенная в основе комедии «Недоросль», была одной из центральных в XVIII веке. Именно проблема воспитания тревожила умы просветите­лей того времени.

Согласно указу Петра Великого все дворянские сынки (недоросли) должны были получить знания по закону Божию, арифметике и грамматике, без этого они не имели права занять какой-либо пост. Но традиционное воспита­ние вовсе не предполагало образования для дворян. Соот­ветственно, нововведение Петра не вызвало особенного восторга в высшем обществе. Тем не менее та же Простакова вынуждена была нанять сыну, Митрофанушке, учителей. Но ничего полезного из этого не получилось: «через воспи­тание разумели они одно питание».

Нарисованная картина воспитания в комедии переходит в широкое изображение крепостнической системы в це­лом. Тем не менее в данной работе хотелось бы остановить­ся именно на центральной проблеме комедии — проблеме воспитания достойного гражданина.

С начала пьесы создается атмосфера дома Простаковых. Хозяйка постоянно бьет и оскорбляет слуг, добиваясь повиновения: «С утра до вечера, — жалуется Простакова, — как за язык повешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь».

Митрофанушка, разумеется, достойным гражданином считаться не может. Об этом говорит и его способность к обучению, и желание учиться, и характер. Чего стоит только сцена, когда Простакова обращается к любимому сыну за помощью. Плоды полученного воспитания сказались в его презрительной фразе: «Да отвяжитесь, матушка, как навязалась…».

Неудивительно, что ответ Митрофанушки таков. Что он видел вокруг? Грубость и хамство. Простакова, которая преклоняется перед сильными и стремится унизить слабых… Оскорбления и пощечины… «Достойный» гражданин Митрофан после такого воспитания станет еще хуже, еще более жестоким, чем представители прежнего поколения. Если у Простаковой есть хоть привязанность к сыну, Скотинин любит своих хрюшек, то Митрофан лишен привязанностей. Моральных принципов ему не привили, какого-никакого образования не дали, зато приучили к агрессивному поведению. И что же он сделает, увидев крушение всех надежд матери? Найдет себе более могущественного покровителя.

Митрофан — он полный невежда, не знает ни географии, ни арифметики, не может существительного от прилагательного отличить. Он не хочет учиться, постигать знания, уверен в том, что слуги сделают все необходимое за него. А если необходимо будет чего-либо добиться самому, Митрофан получит силой или преклонением перед сильными. О каких-либо обязанностях, включая долг перед отчизной, Митрофан даже не помышляет. Стародум так отзывается о нем: «Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания. Ну что для отечества может выйти из Митрофанушки?..»

Пласт достойных людей в пьесе представлен по преимуществу троими персонажами: это Софья, Стародум, Правдин, Милон. Эти герои противопоставляются невежественным Простаковым и Скотининым. Фонвизин в таких характерах видит идеальных граждан своей страны.

Стародум говорит: «Угнетать рабством себе подобных беззаконно». Впрочем, Фонвизин не пошел настолько далеко, чтобы опротестовать сам факт крепостничества, он всего лишь утверждает, что необходимо оставаться людьми даже по отношению к крепостным крестьянам.

Правдин отстаивает еще более решительную позицию по отношению к произволу дворян. Он чиновник в наместничестве, учреждении, созданном для наблюдения за выполнением правительственных указов. Своей основной задачей Правдин считает наблюдение над помещиками, которые, «имея над людьми своими полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно». Когда Правдин узнает о бесчинствах Простаковой, он от имени правительства берет ее имение под опеку, лишая Простакову прав распоряжаться крестьянами.

Милон, возлюбленный Софьи, — идеальный офицер. Этот образ противопоставлен лишенному гражданских чувств Митрофанушке. Митрофан к службе не стремится, и Простакова всецело его поддерживает в этом: «Пока Митрофанушка еще в недорослях, пора его и понежить, а там лет через десяток, как выйдет, избави боже, в службу, всего натерпится». Милон же, несмотря на молодость, участвовал в военных действиях, где обнаружил «неустрашимость».

Стародум высказывает точку зрения самого Фонвизина. Имя героя указывает на то, что идеалы его принадлежат Петровской эпохе, эпохе просвещения и гражданственности, когда дворянство было не данностью, а заслугой перед родной страной. О долге, или должности, как говорили тогда, дворян Стародум говорит с особым трепетом: «Долж

ность!.. Как это слово у всех на языке, и как мало его понимают!.. Это тот священный обет, которым обязаны мы всем тем, с кем живем… Если б так должность исполняли, как об ней твердят… Дворянин, например, считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда есть ему столько дела: есть люди, которым помогать; есть отечество, которому служить… Дворянин, недостойный быть дворянином! Подлее его ничего на свете не знаю».

Итак, в комедии Фонвизина представлены основные особенности достойного гражданина современной ему эпохи. Это просвещенный человек, не проявляющий жестокости по отношению к крепостным, а значит, зависящим от него людям, получивший образование. Но самое главное — до­стойный гражданин знает о своем долге перед Отечеством и с радостью служит родной стране.

sochineny.ru

: «Проблемы гражданственности; образование и воспитание в комедии» (по пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль»)

Данные об авторе

Автор(ы): 

Задвинская Елена Александровна

Место работы, должность: 

МБУ лицей №19

Регион: 

Самарская область

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования: 

основное общее образование

Целевая аудитория: 

Методист

Целевая аудитория: 

Родитель

Целевая аудитория: 

Учащийся (студент)

Целевая аудитория: 

Учитель (преподаватель)

Класс(ы): 

9 класс

Предмет(ы): 

Литература

Цель урока: 

  1. продолжить обучение анализу пьесы, отбору главного и умению компоновать отобранное;
  2. развивать навыки самостоятельной деятельности, дать возможность учащимся предъявить результаты продолжительной творческой работы;
  3. развивать навыки работы в группах.

Тип урока: 

Урок обобщения и систематизации знаний

Краткое описание: 

Проблемы гражданственности, образования и воспитания в 18 веке.

План-конспект открытого урока литературы

 

Учитель: Задвинская Елена Александровна

Класс: 9 Г

Дата: 30.09.2010

Количество учащихся 25 из 27 человек

Тема урока: «Проблемы гражданственности; образование и воспитание в комедии» (по пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль»).

Цели урока:

  1. продолжить обучение анализу пьесы, отбору главного и умению компоновать отобранное;
  2. развивать навыки самостоятельной деятельности, дать возможность учащимся предъявить результаты продолжительной творческой работы;
  3. развивать навыки работы в группах.

Форма урока: семинар

 

Подготовка к уроку

 

Учащиеся делятся на пять групп, получают задания, собирают материал по тексту. Задания 4-й и 5-й групп достаточно сложны, поэтому учитель заранее проводит консультации, рекомендует критическую литературу.

Задания группам:

1 группа

   1. Грамотны ли Простакова и Скотинин?

   2. Отношение к образованию в семье Простаковых.

   3. Почему обучается Митрофан.

2 группа

    1. Чему и как обучается Митрофан.

    2. Глуп ли он?

    3. Как он относится к учению?

3 группа

  1. Какие учителя обучают Митрофана?
  2. Чему они могут научить, каковы они?
  3. Как к ним относятся в семье Простаковых?

4 группа

  1. Что такое воспитание, какова его цель.
  2. Что такое образование; какова его цель.
  3. Что главнее – воспитание или образование?

(Найдите ответ на этот вопрос в репликах положительных персонажей).

5 группа

  1. Сравните взгляды на воспитание Простаковой и Стародума.
  2. Почему в комедии, поднимающей политическую проблему крепостного права, ставятся проблемы воспитания?
  3. На кого и почему возложена главная забота о воспитании истинного гражданина?

 

  1. Организационный момент.
  2. Слово учителя.

Мысль о воспитании просвещенного дворянства во времена Фонвизина не была нова. О необходимости просвещения говорили Петр I, М. В. Ломоносов, Екатерина II и другие великие люди ХVIII века.

  Но у Фонвизина все не так просто. Он понимает, что одного просвещения мало. «Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло, —  говорит Стародум. – Просвещение возвышает одну добродетельную душу». Вначале надо воспитать добродетель, позаботиться о душе, а уже потом об уме.

  Как это сделать? Нужен такой закон, чтобы добродетель стала выгодной. Но такого закона нет. И в злонравии своем, и в невежестве не Простакова и Скотинин виноваты, а те, кто устанавливает законы. А утверждает их государь. Вот в кого метил Фонвизин! Сегодня мы выясним, как средствами комедии Фонвизин воплотил свою идею.

  1. Организация групповой работы.
    • Учащиеся распределяются на 5 групп, каждая получает свое задание. Время на подготовку ответов 10 минут. Результаты должны оформить в виде цитат на выданных группе листах.
    • Работа в группах.
    • Подведение итогов работы в группах.

От каждой группы выступают 1-2 человека. Время выступления 3 минуты.

  • Подведение итогов обсуждения.
  • Анализируется работа каждой группы самими учащимися (дается качественная самооценка).
  • Оценивание

Прошу каждую группу оценить участие ее членов в работе, заполнить таблицу оценивания и сдать учителю.

 

Фамилия, имя ученика

Роль в группе

оценка

1

2

3

4

5

Спикер

Хранитель времени

Критик

Лидер-организатор

Генератор идей

 

          

Задание для тех, кто не сумел проявить себя на уроке.

 — На основании услышанного в ходе семинара дайте толкование словам: воспитание, образование, добродетель, благонравие.

 4. Домашнее задание

   Написать сочинение-миниатюру «Каким я увидел Митрофана (Простакову)?»

www.openclass.ru

Сочинение на тему «Воспитание и проблема гражданского служения родине в комедии «Недоросль» Д. Н. Фонвизина»Сочинения по русскому языку и литературе


Сочинение на тему «Воспитание и проблема гражданского служения родине в комедии «Недоросль» Д. Н. Фонвизина» 5.00/5 (100.00%) 1 vote

В данной комедии прослеживается несколько очень актуальных проблем, таких как воспитание и служения отечеству, а так же тема нравов и крепостного права, которая оказывает пагубное влияние и на помещиков и на их слуг. Старадумов -герой комедии излагает позицию автора, он говорит о этих проблемам, раскрывает мнение автора. Стародумов идеализирует прошлое- время петровское, когда сравнивает нравы и жизнь. Герой считает главным честность, порядочность и преданность своей родине, а не образованность: «Имей сердце, имей душу, и будешь человеком во всякое время». Таким образом превыше всего он ставит нравственное воспитание: «… я желал бы, что бы при всех науках не забывалась главная цель всех знаний человеческих- благонравие. Верь мне, что наука в развращенном человеке есть лютое орудие делать зло». Стародумов свои идеи раскрывает в разговорах с Софьей, Правдиным и Милоном. Для него счастье- это служение родине, анне государству: «Степени знатности рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделав для отечества, а не по числу дел, которые он нахватал на себя из высокомерия…»,- размышляет Стародум, разговаривая с Софьей.

Герой уверяет, что первейший долг дворянина это служение отечеству, и отставку он может взять только в одном случае, если служба его больше пользы не приносит. Это мнение разделяет с ним Милон, утверждая, что «истинно неустрашимый военачальник славу свою предпочитает жизни, но что более всего- он для пользы отечества не устрашится забыть свою собственную славу».
В противоположность убеждениям Стародума нам представлен образ героя Митрофана. Его обучают отставной солдат Цыфиркин и бывший семинарист Кутейкин, они тщетно бьются над его образованием, пытаясь обучить его тому немного, что сами знают. Ещё один учитель немец Вральман, который оказывается бывшим кучером Стародума, быстро смекнул, что Простаковы не смогут понять подлинную глубину его научных познаний, и смело рекомендовал себя как опытного педагога. Всё учения Митрофана напрасны: «Все зады, ваше благороие. Ведь с задами-то век назади останешься»,- говорит Цифиркин.
О мнению Стародума именно такое учение и ведет к всем бедам и человеческим порокам: «Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания. Ну, что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды родители платят ещё и деньги невеждам-учителям? Сколько дворян-отцов, которые нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу крепостному! Лет через пятнадцать и выходят вместо одного раба двое, старый дядька и молодой барин».
Комедия завершается словами Стародумова: «Вот злонравия достойные плоды». говоря о драме госпожи Простаковой, которая воспитала Митрофанушку лишенным нравственной основы.





Похожие сочинения

online-urok.ru

Как раскрывается проблема воспитания истинного гражданина в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

Проблема воспитания истинного гражданина есть центральной в комедии «Недоросль». Д.И.Фонвизина очень волновал этот вопрос, потому что он считал, что только просвещение может изменить систему государственной власти. Он знал о злоупотреблениях помещиков и должностных лиц и выразил свои политические взгляды в «Рассуждениях о непременных государственных законах» и в комедии «Недоросль».

Каким должен быть истинный гражданин? На этот вопрос отвечают его герои Стародум и Правдин: любить Родину, «радеть о своем Отечестве», трудиться на её благо, быть честным, справедливым, умным. Но чтобы научить этому молодого человека, рядом с ним должны быть такие же «истинные граждане». Софья, Милон хоть и оказались в этом доме, но воспитаны были на другом примере. Митрофан полный невежда: не знает ни географии, ни арифметики, не может существительного от прилагательного отличить. Он не хочет учиться, постигать знания, уверен в том, что слуги сделают все необходимое за него. А если необходимо будет чего-либо добиться самому, Митрофан получит силой или преклонением перед сильными. О каких-либо обязанностях, включая долг перед Отчизной, Митрофан даже не помышляет. Стародум так отзывается о нем: «Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания. Ну что для Отечества может выйти из Митрофанушки?..». Митрофана с детства окружали грубость, обман, бесчестие. «Маменька» била «папеньку», крепостных, ругалась «с утра до ночи, да так уставала». Поэтому мы слышим из уст Митрофана грубые просторечные слова-оскорбления в адрес и няни Еремеевны, и дяди, и даже в конце комедии – самой матери. Главный учитель его – мать. Очень яркая сцена – урок математики, когда мать вяжет кошелек для Софьюшкиных денег. «Нашел деньги – ни с кем не делись, все себе возьми», «ходи в середнячках, никуда не лезь», «за работу никому не плати». Митрофан все это хорошо запоминает и дерзит учителям. По совету и с помощью матери он готов украсть Софью, чтобы жениться на ней ради денег.

В конце комедии Простакова наказана и государством, и своим собственным сыном, которому не сумела привить уважение к себе. Откуда же появятся качества истинного гражданина в человеке? Драматург убежден: в стране должны быть строгие законы, которым бы подчинялись все, даже цари.

 

3. Раскройтесмысл эпиграфа к произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Эпиграф — краткая фраза, цитата, помещаемая перед произведением с целью указать его идейное содержание, выразить отношение автора к описанным далее событиям.


Пословицей «Береги честь смолоду» писатель хотел сказать, что уже с раннего возраста надо думать о своих поступках и соотносить их с лучшими образцами, потому что иной раз вся жизнь может зависеть от решений, принятых в юности.

Темой «Капитанской дочки» является судьба двух молодых людей, проходящих через драматические испытания. Отец, давая сыну наставления перед отъездом, говорит ему: «Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся, и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Это значит, что с детства Петр Гринев приучался быть человеком чести. Основная идея произведения: при всяких потрясениях особенно значимо нравственное начало в человеке, умение принимать решения по совести даже в моменты личной опасности. Герои произведения Петр Гринев и Маша Миронова с достоинством проходят все испытания и сохраняют свою любовь.

 

БИЛЕТ № 4

1. Гротеск и гипербола как приемы сатирического изображения в «Повести о Шемякином суде».

Гипербола — художественный приём, основанный на преувеличении;используется в повести для того, чтобы показать, насколько несправедлива судебная система. Даже сильное преувеличение не способно вызвать у читателя удивление.

Гротеск — прием, характеризующийся применением фантастических образов, алогизмов (отсутствие последовательности, логики в чем-либо) для иллюстрации реальных событий. Они используются в целях заострения внимания на определенных акцентах.

Основным приёмом сатирического изображения в «Повести о Шемякином суде» является гротеск. Он обостряет жизненные отношения в повести; показывает одновременно и комичность ситуации, и трагизм человеческих судеб. Гротеск обличает жадность и корыстолюбие, взяточничество и глупость. Герои «Повести…» потеряли своих близких родственников, пошли в суд искать справедливого наказания для обидчика, а нашли издевательства продажного судьи. Поэтому эти сцены можно назвать гротескными: предложение ждать, пока у лошади не вырастет новый хвост; предложение повторить ситуацию со смертью отца городского жителя, которого везли в баню, и также спрыгнуть на бедняка, чтобы попытаться убить его; решение заставить бедняка исправить смерть сына попа тем, чтобы жить с попадьёй как с женой до тех пор, пока не родится у них ребёнок взамен убитого. Гиперболами можно назвать вырывание хвоста у лошади, беспрестанное совершение бедняком непредумышленных убийств, вероятность которых даже поодиночке практически равна нулю.


«Повесть о Шемякином суде» производит грустное впечатление, порождает ощущение несправедливости и глупости. Несмотря на то что она написана с иронией, героев невольно становится жалко. Выражение «Шемякин суд» означает несправедливый, продажный суд.

2. Раскройте смысл говорящих фамилий героев комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

Литературовед Г. А. Гуковский пишет следующее: «В ту эпоху, когда жил и работал Фонвизин, преобладающим стилем дворянской литературы был классицизм… <…> Характерны имена действующих лиц. В этом отношении Фонвизин тоже следует обычаю русской дворянской комедии: фамилии его героев заранее определяют основную черту в характеристике действующего лица». Фамилии действующих лиц еще в начале произведения сами рассказали о том, кто из героев положительный, а кто отрицательный.

Все действующие лица комедии делятся на три группы. Самой яркой являются отрицательные герои: Простаковы, Скотинин, Митрофан. К положительным героям относятся Стародум, Софья, Правдин, Милон. А к третьей группе относятся все остальные лица – это учителя и слуги.

Тарас Скотинин: скотоподобный и скотолюбивый.

Госпожа Простакова: урожденная Скотинина (до замужества носила эту фамилию), также скотоподобная, грубая и жестокая помещица.

Господин Простаков (Терентий Простаков): простак, глупец.

Митрофан Простаков: в переводе с греческого имя «Митрофан» означает «похожий на свою мать». Митрофан действительно походит на свою мать, госпожу Простакову.

Правдин: стоит за правду, в доме Простаковых ему поручено выяснить правду об отношении помещицы к крепостным.

Милон: милый молодой человек.

Софья: по-гречески София означает «мудрость». Действительно, героиня Софья — умная девушка.

Стародум: придерживается старины, старинных дворянских добродетелей, продолжающий традиции петровской эпохи.

Вральман: врун, обманывающий своих хозяев. Стародум узнает в нем своего слугу, уличает во лжи, но помнит его усердие и предлагает работу.

Цыфиркин: обучает математике, то есть цифрам. Фамилия уменьшительно-ласкательная, как и незначительная должность, которую он занимает, как и знания, которыми он обладает. Но это простодушный, честный человек. Он отказывается от денег, так как ничему не научил своего воспитанника.

Кутейкин: в XVIII веке церковнослужителей презрительно называли «кутейниками» («кутья» — это особое церковное кушанье, каша с изюмом).

Еремеевна: от Еремей (др.-евр.) возвышенный богом. Она действительно возвышена Богом, потому что унижена Простаковыми. Она бескорыстно служит своим господам, искренне любит Митрофана, но она несчастна.

cyberpedia.su

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о