Урок по ОРКСЭ 4 класс Тема: Россия – наша Родина.

Тема: Россия – наша Родина.

Цель:

Формирование у младших школьников чувства гордости, что родились и живем в России.

Задачи:

1. Подвести детей к таким понятиям, как Родина, патриот, патриотизм; учить сострадать, переживать, сопереживать.

2. Развивать умение анализировать поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями.

3. Воспитывать у детей чувство любви к Родине: ее природе, людям, святыням.

Требуемая предварительная подготовка: сочинения детей о жизни семьи (предков) в разные годы; конкурс стихов о Родине; выставка рисунков «Моя Родина»; подбор пословиц о Родине; чтение литературных произведений о героях в разные времена.

Виды деятельности:

беседа,

комментированное чтение,

устный рассказ на тему,

работа с иллюстративным материалом,

самостоятельная работа с источником информации,

подготовка творческой беседы с членами семьи.

Основные термины и понятия:

Россия,

Родина,

патриот,

Отечество,

столица,

президент,

государственные символы.

Средства наглядности: выставка книг о России, репродукции картин с русским пейзажем, рисунки детей города, деревни, семьи.

Использованные виды работы формируют организационные (способность организовать свою деятельность), интеллектуальные (способность результативно мыслить и работать с информацией), оценочные (способность самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за выбор), коммуникативные (способность общаться и взаимодействовать с людьми) умения.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

  2. Постановка темы и задачи урока.

Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот,

У реки берёзка-скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Где недавно был каток,

И большой соседней фабрики

Громкий, радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

З. Александрова

— О чем мы будем сегодня говорить? (…)

— Название нашей страны уже прозвучало в стихотворении. Имя нашей родины, конечно, знаете вы все. Давайте произнесем его хором:

– Россия.

Тема нашего занятия: Россия – наша Родина. (Запись в тетрадь темы.)

— Как вы понимаете тему урока?

4. Практическая работа с ассоциативно-определительным материалом.

— Что такое Родина? (Запись на доске высказываний детей на каждую букву слова «Родина»)

Р – Россия, род, родители, родственники, россияне…

О – Отечество, отец…

Д – дом, дети, дерево…

И – имя, искусство…

Н – небо, надежда …

А – акация…

Обобщение сказанного:

Родина – это страна, в которой мы родились и живем, это русские леса, поля, моря и реки. У каждого есть своя родная страна. Она всегда кажется самой близкой и самой лучшей в мире. Наша Родина – это Россия. Это земля, на которой жили, трудились, которую защищали от врагов наши предки. Россиян объединяет русский язык, общие традиции и праздники.

— Что значит любить Родину?

Сегодня мы постараемся ответить на этот вопрос (задача урока.)

Далее звучит музыка Г. Струве «У моей России». – фильм «Россия- Родина моя»

Предварительное задание: Как композитор проявляет свои чувства к родине?

— Где находится наша страна?

— Посмотрите на карту России. Что вы скажете о территории России? О ее природе? Какие реки, моря, озера, горы вам известны? Какие города знаете?

Обобщение: природа России удивительно разнообразна. Здесь есть густые леса, бескрайние степи, высокие горы и глубокие моря.

Много поэтов, художников, композиторов посвятили свои произведения Родине.

— Каких русских поэтов, художников, композиторов вы знаете?

(Показ портретов, произведений.)

Любовь к природе — один из важнейших признаков любви к Родине. Эту сокровенную суть предельно ясно выразил Н.Рубцов в стихотворении «Тихая моя родина»:

Тихая моя родина

Тихая моя родина!

Ивы, река, соловьи…

Мать моя здесь похоронена

В детские годы мои.

— Где тут погост? Вы не видели?

Сам я найти не могу.-

Тихо ответили жители:

— Это на том берегу.

Тихо ответили жители,

Тихо проехал обоз.

Купол церковной обители

Яркой травою зарос.

Там, где я плавал за рыбами,

Сено гребут в сеновал:

Между речными изгибами

Вырыли люди канал.

Тина теперь и болотина

Там, где купаться любил…

Тихая моя родина,

Я ничего не забыл.

Новый забор перед школою,

Тот же зеленый простор.

Словно ворона веселая,

Сяду опять на забор!

Школа моя деревянная!..

Время придет уезжать —

Речка за мною туманная

Будет бежать и бежать.

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

— Какие народы живут в России? (В России живет много разных народов. У каждого из них есть религия, которая сложилась в древние времена: христианство, ислам, буддизм. Люди разных вероисповеданий должны жить в мире и согласии.)

— Что такое столица? (Главный город государства). Назовите и покажите столицу России?

— Кто такой президент? (Глава государства)

— Как зовут Президента России?

— Назовите государственные символы. Где они встречаются?

— Рассмотрим герб РФ.

— Что вы знаете о гербе РФ?

Процесс создания герба очень сложен, этим занимается специальная наука — геральдика. «Герб» в переводе с немецкого языка – наследие, наследство.

Выступление школьников.

1. На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орел. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе — держава. Над головами орла мы видим три короны. Скипетр — это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины и символизируют единство РФ и независимость ее от других государств. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это — Святой Георгий Победоносец. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

— Что вы знаете о российском флаге?

2. Государственный флаг – это один из отличительных знаков государства. Все важное – как он должен выглядеть и как его правильно использовать – записано в специальном законе – Конституции. Во все времена цвету придавали особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту, синий — небо, верность и правду, красный — огонь и отвагу.

22 августа мы отмечаем День Государственного флага России.

— Следующий символ государства — это гимн.

3. Гимн – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага РФ, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.

— Прослушаем гимн РФ, как подобает гражданам России. (Слушание гимна РФ.)

— Какие чувства вызвала в вас эта музыка? (Красота природы, любовь к Родине, мужество, желание защитить свою Родину).

Русские люди всегда отважно защищали свою Родину. Все битвы были не на жизнь, а на смерть. Были победы и поражения.

— Какие русские воины вам известны?

Работа с портретами.

В России и сейчас есть граждане, которые совершают воинские подвиги.

Рассказ о вологодском пареньке – матросе Сергее Преминине.

(Приложение 1)

— Мог ли он поступить иначе? Почему? (Выполнял долг перед Родиной.)

— Можно ли сказать, что эти люди являются гордостью России? Почему? (В случае беды всегда придут на помощь.)

— Кто такие патриоты? Кого можно назвать патриотом?

— Что значит любить свою Родину?

  1. Комментированное чтение статьи из пособия для обучающихся.

  2. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для обучающихся.

  3. Закрепление основных понятий урока.

— Какие важные слова относятся к нашему уроку? (Родина, патриот, Отечество, президент, столица…)

Составьте и запишите в тетрадь предложения со словами: Россия, отечество, патриот, президент.

Работа с пословицами (объясните пословицу)

  1. Работа по группам. Самостоятельная творческая работа школьников

Работа с притчей «Веник»

— О чем говорится в притче?

— В чем ее смысл? ( в единстве, поддержке друг друга, так должно быть в каждой семье)

Дружбой, заботой, уважением, почитанием…

  1. Итог:

Вывод: Родина – это страна, в которой мы родились и живем, это русские леса, поля, моря и реки. Это земля, на которой жили, трудились, которую защищали от врагов наши предки

Родина – это люди, которые живут и трудятся на нашей земле, заботятся о ней, испытывают гордость за свое Отечество, уважают свой народ, проявляют милосердие; несут ответственность и долг перед Родиной.

  1. Подготовка обучающихся к беседе с членами семьи и друзьями:

— Что ты расскажешь членам своей семьи о нашей родине после этого урока?

— Как ты объяснишь слова: патриот, Отечество, Родина?

— О ком из известных людей ты хотел бы рассказать членам своей семьи и друзьям?

— Почему?

  1. Итог урока.

О чем мы говорили?

— Какие добрые, достойные дела мы можем делать для нашей Родины?

Рефлексия

Предлагает встать, взяться за руки и дружно произнести речевку:

Главное – вместе!

Главное – дружно!

Главное – с сердцем горящим в груди!

Нам равнодушных в жизни не нужно!

Злобу, обиду из школы гони!

  1. Домашнее задание.

— Расскажи членам семьи и друзьям об известных тебе людях России.

Проведи интервью с членами семьи по вопросам: Каких героев России они знают, в чем их заслуги перед Отечеством? Каких русских писателей, художников, композиторов они знают, чем они знамениты? Какие книги о нашей Родине они посоветовали бы тебе прочитать? Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для Родины? Кто это, в чем их заслуги?

Или: Найди материал об известном человеке. Подготовь рассказ о нем. Объясни, почему ты выбрал именно этого человека.

Слушание песни в исполнении Марка Бернеса «С чего начинается Родина?»

Приложение 1

Преминин Сергей Анатольевич — машинист трюмный дивизиона движения электромеханической боевой части (БЧ-5) ракетного подводного крейсера стратегического назначения (РПКСН) «К-241» (проекта 667 АУ) 19-й дивизии 3-й флотилии подводных лодок Краснознамённого Северного флота, матрос. Родился 18 октября 1965 года в деревне Скорняково Великоустюгского района Вологодской области в рабочей семье. Учился в находящейся в 3-х километрах от родной деревни школе города Красавина, а по окончании 8-классов — в СПТУ № 4 речного флота города Великий Устюг.

В рядах Вооружённых Сил СССР с 1984 года. Призван на Краснознамённый Северный флот. Проходил срочную службу на подводной лодке «К-241» в 19-й дивизии подводных лодок (город Гаджиево Мурманской области) трюмным машинистом дивизиона движения БЧ-5…

В сентябре 1986 года в составе экипажа РПКСН «К-219» под командованием капитана 2-го ранга Британова Игоря Анатольевича матрос Преминин С.А., вышел на боевое дежурство из Баренцева моря в Атлантический океан. Это было второе автономное плавание Сергея.

3 октября 1986 года в Саргассовом море, в 1000 км северо-восточнее Бермудских островов, в ракетном отсеке подводной лодки «К-219» вспыхнул пожар. Как следует из официальной информации того времени: «В целях обеспечения ядерной безопасности реактора для ручного опускания его компенсирующих решеток в 7-й отсек трижды вводились специалисты электромеханической боевой части». Одним из этих специалистов был командир группы дивизиона движения старший лейтенант Николай Беликов, другим, его подчинённый — матрос Сергей Преминин. Командир «К-219» Британов И.А. знал, что на них можно положиться. Не подведут…

Беликов с Премининым работали по очереди. Они опустили три решетки из четырёх. Из-за высокой температуры (около 70 градусов) Беликов потерял сознание. Оставшись в реакторном отсеке один, Сергей Преминин выполнил свой воинский долг. Реактор был им надёжно заглушен. Но выйти из отсека Сергею не удалось: возросшим давлением поджало переборку, а сил не хватило даже на то, чтобы встать с колен. Заклиненную дверь пытались открыть, но безрезультатно…

6 октября 1986 года в 11 часов 03 минуты «К-219» затонула на глубине более 5000 метров, унося в своем чреве матроса Сергея Преминина, навечно оставшегося на боевом посту в реакторном отсеке…

Указом Президента РФ от 7 августа 1997 года № 844 матросу Преминину Сергею Анатольевичу посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.

6


multiurok.ru

Основы светской этики «Россия — моя Родина»

РОССИЯ – РОДИНА МОЯ!

Это — Родина Моя!

Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями.

Велика наша Родина. Если сесть в самолёт и пролететь над её территорией, то можно увидеть белоснежные толщи льда Арктики.

Знойные пустыни.

Вольные степи и огромные поля пшеницы.

Холодная тундра.

Высокие горы.

Могучие реки.

Великолепные храмы.

Гордость нашего народа – зелёный наряд – леса.

Мы видим как красива и богата наша страна. Мы испытываем чувство гордости за свою Родину, за свой народ и страну, за свою землю и её историю.

Мы знаем много знаменательных дат олицетворяющих историю

нашей Родины. Одной из самых важных является День народного

единства, или День Казанской иконы Божией Матери, который мы

будем отмечать 4 ноября. Это вовсе не новый праздник, а

возвращение к старой традиции. Этот праздник был установлен в

1649 году первым Российским царём, из династии Романовых,

Алексеем.

Прошло уже 400 лет. Мы не помним имён наших царей, но имена: князя Пожарского и гражданина Минина , спасителей России, знают все. Праздник 4 ноября был установлен в честь победы простых русских людей, под руководством князя Пожарского и гражданина Минина, над польско-литовскими захватчиками и освобождения Москвы в 1612 году.

Олицетворяют родную землю её символы. Каждое государство имеет свои символы – это Герб, Флаг, Гимн.

Символы – это знаки отличия нашей страны от других стран. Символы нашей Родины насчитывают не одну сотню лет.

Первый государственный Герб России появился в конце 15 века, первый Флаг — в 18 веке, а первый Гимн – в 19 веке.

Герб России представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещённое на красном щите. Это символ единства народов России. Над орлом – три короны, в лапах орла – скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар), а на груди на красном щите – всадник, поражающий копьём дракона. Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краёв, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную власть, защиту государства и его единство. Всадник на щите – не только символ столицы России – Москвы, но и олицетворение победы добра над злом, готовности нашего народа защищать страну от врагов.

Герб – это отличительный знак государства изображаемый на флагах и других официальных документах. В нем отражена история.

Наш российский флаг – трёхцветный.

Каждому цвету придаётся своё значение.

Белый цвет – цвет чистоты и надежды. Красный – цвет крови, жизни.

Синий – цвет безоблачного мирного неба.

Государственный флаг РФ постоянно поднят на зданиях органов власти нашей страны. Он вывешивается в дни государственных праздников, торжественных церемоний. Поднимается на зданиях дипломатических

представительств России за рубежом. Флаг – наша святыня, и мы

должны относиться к нему с уважением и почитанием.

Гимн России

Славься, Отечество наше свободное

Братских народов союз вековой.

Предками данная мудрость народная.

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни,

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

Славься, Отечество наше свободное –

Братских народов союз вековой.

Предками данная мудрость народная.

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Россия — священная наша держава!

Россия — любимая наша страна!

Могучая воля, великая слава –

Твое достоянье на все времена.

Славься, Отечество наше свободное –

Братских народов союз вековой.

Предками данная мудрость народная.

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая!

Хранимая Богом родная земля.

Вопросы

1.Что мы понимаем под словом РОДИНА?

2.Каковы размеры нашей страны?

3.Чем гордится народ России?

4.Какой праздник мы будем отмечать 4 ноября?

5.Что такое символы?.

6. Какие символы олицетворяют Россию?

7.Что такое герб?

8.Что можно рассказать о гербе России?

9.Что олицетворяют цвета Российского флага?

10.Когда исполняется гимн России и какое имеет значение для народа?

11.Как Вы думаете от кого зависит будущее России?

kopilkaurokov.ru

Урок ОРКСЭ на тему «Россия – наша родина». 4-й класс

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • формирование чувства гордости за свою Родину
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий.

Задачи:

– обобщить и актуализировать знания о Родине;
– воспитывать уважительное и бережное отношение к своей Родине;
– развивать речь, логическое мышление;
– прививать интерес к многонациональной культуре нашей страны.

Оборудование: Мультимедийный проектор, карта, иллюстрации с изображением флага, герба России, СD запись (гимн, песни о Родине).

Ход урока

1. Организационный момент: Знакомство с содержанием курса.

2. Сообщение темы урока:

Разгадав ребус ,вы узнаете о чем пойдет речь на уроке:

Р1А

3. Беседа:

Нас очень часто спрашивают:“ А где вы живёте?. На этот вопрос каждый человек отвечает по-разному. Кто-то говорит в Москве, кто-то в Санкт-Петербурге. Каждый указывает конкретное название, которое обозначает место, где живут люди. Но все мы можем сказать что “Мой адрес – Россия”.

“Россия – наша Родина” – так звучит тема урока.

Сейчас мы послушаем отрывок из песни “С чего начинается Родина”.

После вы скажите нам , что же для вас значит Родина.

Так что же для человека Родина? Что он считает своей Родиной? Страну, в которой живёт, дом, где родился, берёзку у родного порога, место, где жили его предки?

Вывод: Наверно, всё это и есть Родина, то есть родное место.

Откуда же произошло слово Родина? Давайте посмотрим это в словаре.

Слово Родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас – потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово род обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень. Он был посвящён богу Роду.

Подберём к слову Родина однокоренные слова.

Подберём к слову Родина синонимы.

Прочитав рассказ К. Ушинского “Наше отечество” мы узнаем ,почему Родину называют Отечеством.

Как называет К. Ушинский нашу Родину? (Матушка, Отечество.)

Как называется страна, в которой мы живём?

– Откуда появилось такое название – “Россия?”

Давным-давно, в далёкие времена жили – были добры молодцы – могучие богатыри русские и девицы – красавицы, у них были добрые матушки и мудрые батюшки. Умели они пахать, косить, дома – терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать, а также Родину защищать от нашествий вражеских. В ту пору государство называлось Киевская Русь, так как столицей был город Киев.

– Слово “Русь”, как полагают некоторые учёные, произошло от слова “русло”. Русло – это ложе реки, по которому она течёт меж берегов.

– Русь – страна рек и озёр. Русь – светлое место. Это страна света. Солнца, добрых людей. Русских называют ещё росами, а страну, где они живут – Россией.

Имя Россия у русского государства появилось постепенно в конце 11 века. Оно впервые встречается в летописях. Созданных при царе Иване 3. тогда часто употреблялось название “Россия” наряду с прежними названиями “Русь”, “Русская земля”, но со временем оно стало употребляться самостоятельно.

Кто является главой государства?

Покажите на карте Россию.

Что вы можете сказать о её территории?

Какие города вам известны?

Назовите столицу России.

Какие символы государства вам известны?

Действительно, символов России много – это и Кремль, и Знамя Победы, и березы. Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны – Конституция. Скажите, какие символы мы называем государственными.

Верно, государственными символами в любой стране являются государственный герб, государственный флаг, государственный гимн. Сегодня мы поближе познакомимся с символами России.

Кто знает как выглядит государственный герб? Давайте посмотрим вместе.

Прежде чем говорить о нём, я вам расскажу, что означает это слово. Оно происходит от немецкого слова “наследство или наследие”.

Герб – это главный символ любого государства. Это отличительный знак, эмблема государства, города, сословия, рода. Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках, чтобы показать принадлежность к тому или иному государств.

У нас очень красивый герб. Это очень древний герб. Он появился 500 лет назад . На нём изображён двуглавый золотой орёл на фоне российского флага. Орёл – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Над орлом 3 короны (две малые и одна большая), в лапах орла скипетр и держава, а на груди на красном щите всадник, поражающий копьем дракона. Двуглавый орел в нашем гербе является символом единства народов России, живущих как в европейской, так и в азиатской ее частях. Поэтому одна голова орла смотрит на запад, а другая на восток. Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную государственную власть, защиту страны и ее единство. Внутри российского герба – герб Москвы. На нём на красном фоне изображён Георгий Победоносец , поражающий копьём дракона.

Кто знает где мы можем увидеть государственный герб?

Без них никак нельзя. Изображение герба и флага помещают на государственных учреждениях, на военной форме, морских кораблях, воздушных лайнерах, космических ракетах…

Гербовой печатью скрепляются все важные документы. Без государственной символики не обходится ни одно событие государственной важности – будь то международный форум, спортивные состязания или военный парад.

Отдавая почести символам государства, мы тем самым проявляем уважение к своей Родине.

Что такое флаг?

Флаг – это прикреплённое к древку полотнище определённого цвета или нескольких цветов.

Над Большим Кремлевским дворцом, где находится место пребывания Президента России всегда, ночью и днем, в хорошую погоду и в ненастье развивается бело-сине-красное полотнище. Такой же флаг мы видим и над другими зданиями, где находятся органы власти России. Это государственный флаг нашей Родины, один из важнейших символов государства.

А что символизируют эти цвета?

Есть разные версии. По одной, это единство моря, земли и неба. По другой – это содружество трех славянских народов. По третьей – цвета флага символизировали: белый – веру, чистоту; синий – небо, благородство, верность; красный – героизм, отвагу, смелость. Есть и такая версия: Белый -вера, синий – надежда, а красный – любовь.

Помимо государственного флага в Российской Федерации есть еще два особых знамени. Первое из них знамя вооруженных сил России, представляющее собой красное полотнище, Это знамя Победы, под которым воевали наши деды и прадеды, которое взвилось над рейхстагом как знак взятия Берлина в годы Великой Отечественной войны. Второе знамя – это знамя военно-морского флота. Российскому военно-морскому флоту, подчеркивая преемственность славных традиций флота Петра Великого, по наследству перешел бело-голубой Андреевский флаг.

Часто на праздниках, демонстрациях, военных парадах мы слышим торжественную величественную песню, называемую гимном. Все люди встают, военные отдают честь, военные салютуют оружием. Все торжественно, красиво и строго.

А что такое государственный гимн?

Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых торжественных случаях. Каждое государство имеет свой гимн. Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, такой же как герб и флаг. Музыку для нашего гимна написал композитор Александр Васильевич Александров, слова Михалкова.

Давайте прослушаем отрывок из нашего гимна. Запомните, что гимн государства надо слушать стоя.

Какой праздник отмечаем 12 июня?

Каких великих людей нашей страны вы знаете?

Как вы понимаете слово ПАТРИОТ?

Снова обратимся к словарю.

Патриот – человек, который любит своё отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

Можно ли этих людей назвать патриотами?

Россия многонациональное государство. И не важно какой национальности человек. Важно то, что человек сделал для страны, в которой он живёт. Самое ценное, что есть в России– это люди.

Как можно проявить свою любовь к Родине?

4. Закрепление:

Что такое Родина?

Как называется наша страна?

Назовите символы нашего государства.

Мне кажется, что вы все вырастите достойными гражданами России. И если потребуется, сможете защитить Родину.

Используемая литература

  1. История России. Полная энциклопедия Автор: Ю. К. Школьник Издательство: Эксмо, 2010.
  2. Энциклопедия России. Год издания: 2011. Издательство: Ридерз Дайджест.
  3. Энциклопедия для детей . История России. Издательство: Аванта 2010.
  4. Толковый словарь В. Даля.
  5. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.
  6. Учебник. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. Издательство Просвещение.
  7. Учебник. Студеникин М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики.
  8. Учебник. Шемшурин А.А., Брунчукова Н.М., Демин Р.Н. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики.
  9. Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн. – В помощь учителям начальных классов. Материалы проведения уроков, посвящённых государственной символике России. Сост. Т. В. Шепелева – 2007.
  10. Я иду на урок в начальную школу. История. Книга для учителя. Издательство “Первое сентября”, 2000.
  11. Школьная энциклопедия “Руссика”. История России. Олма-Пресс Образование, 2003.

26.03.2014

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок по ОРКСЭ на тему «Россия

Тема: «Россия – наша Родина» (слайд 1).

(Учебник А. А. Шемшурина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики: Основы светской этики», под редакцией Т. Д. Шапошниковой,

издательство «Дрофа», 2014 г.)

Цели урока:

  • знакомство учащихся с предметом «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики»;

  • рассматривание нашей страны как части всей планеты, мирового сообщества, а каждого человека, живущего на планете, — как представителя всего человечества, своего народа, своей семьи.

Задачи урока:

  • объяснение учащимся организационных содержательных особенностей нового предмета;

  • знакомство учащихся с учебными пособиями, входящими в состав УМК;

  • актуализация знаний и представлений учащихся о своей Родине и семье;

  • совершенствование умений в области коммуникации, умений выстраивать эффективную коммуникацию;

  • совершенствование умений в области чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказывания;

  • воспитание патриотизма, приобщение к духовным ценностям человечества.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

  • формирование образа мира как единого целостного при разнообразии культур, национальностей;

  • развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные:

  • овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности; осуществлять поиск средств её достижения;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; готовность конструктивно решать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

  • умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности.

Предметные результаты:

  • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Родина, семья;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике.

Основное содержание урока: ученики от образа мира в представлении древних людей – мирового дерева – «проходят путь» до собственного родословного древа, определяя таким образом своё место, место каждого человека, живущего на планете, в системе мироустройства.

Основные понятия: Родина, государство, образ мирового дерева, семья, родословное древо.

Проектная деятельность: построение схемы родословного древа.

Оборудование и средства наглядности: мультимедийное оборудование, презентация, глобус, карта России, изображения символов Российской Федерации.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  1. Актуализация знаний. Знакомство с кратким содержанием курса, который предстоит изучать в 4 классе. Характеристика пособий для учащихся. Постановка и формулировка проблемы.

прочтите название.

— Учебные пособия познакомят вас с основами светской этики, с жизнью известных философов и мыслителей древности и современности, их взглядами. Вы узнаете, что такое добро и зло, настоящая дружба, честь и достоинство, стыд и совесть, этикет и многое другое.

— Светская этика даст знания, которые помогут вам совершать моральные поступки, а значит сделать свою жизнь и жизнь окружающих лучше.

— Откройте учебник на стр. 3. Прочитайте. О чём будет идти речь на уроках первого раздела? Что нам предстоит узнать, с чем познакомиться, что понять? (В первом разделе мы узнаем, какое представление о мире было у наших предков, и поймём, почему человеку важно знать свои корни.)

  • — Ребята, я предложу вам отрывок, в котором вы найдёте ключевое слово

темы урока. Предложенный отрывок явится эпиграфом к уроку. Автор данного текста — замечательный писатель А. Толстой (слайд 2).

«Родина — это движение народа по своей земле из глубины веков к желанному будущему… Это — … вечно рождающийся поток людей, несущих свой язык…». (слайд 3)

— Какое слово в тексте является ключевым? (Родина.) (слайд 4)

— Чему служит эпиграф в тексте? (Раскрывает основную мысль текста.)

— Что мы называем Родиной? (Ответы детей.)

думаете, почему изучение «Светской этики» начинается с темы «Россия — наша Родина»? (Мы живём в обществе среди людей. Мы являемся частичкой этого общества. Мы – граждане государства, мы – россияне.)

— Как вы думаете, что нам предстоит узнать на этом уроке? (Ответы детей.)

  1. Планирование деятельности.

— Какую же цель вы перед собой поставите?

— На какой вопрос вы будете искать ответ?

— Каким образом? (Чтение текста учебника, работа с иллюстративным материалом, ответы на вопросы учебника, поиск ответов на поставленные вопросы.)

  1. Решение проблемы, применение знаний и умений.

  1. Беседа о планете Земля.

— Очень часто мы слышим: «Планета Земля – наш большой дом». Посмотрите на глобус (показать). Глобус – это не что иное, как уменьшенная модель огромной планеты Земля, где живут все люди на свете. Вот и выходит, что Земля, земной шар – это действительно наш общий большой дом. У нас над головой одна большая голубая крыша – небо. Под ногами – один общий пол – земная поверхность. У нас, у всего человечества, одна на всех великанская лампа – Солнце. У нас общий водопровод – дождевые и снеговые тучи. И вентилятор тоже один на всех – ветер-ветрило.

— На земном шаре есть и горы, и долины, и вершины, и низины, но глобус или различные карты (показать карту Российской Федерации) совсем гладкие. Но всё-таки они могут рассказать нам о многом. А есть карты куда ярче, пестрее. На них обозначены все страны мира. В нашем учебном пособии карты расположены на форзацах учебников (показать).

— Планета Земля удивительно красива. Посмотрите на фотографию из космоса (слайд 6, презентация 1, слайд 1). Первый космонавт Ю. А. Гагарин (слайд 6, презентация 1, слайд 2) сказал о Земле замечательные слова. Найдите и прочитайте в учебнике на стр. 4.

  1. Образ мирового дерева в представлении людей.

технологией, со стремительным научным прогрессом, в веке компьютерных технологий. Все мы привыкли к такому окружающему миру. Мы покоряем космос, делаем великие научные открытия. И нам кажется, что мы всё знаем. Каждый день наука оставляет все меньше неразгаданных тайн. Но так было не всегда.

Еще во времена древних цивилизаций люди задавали вопросы: Как устроен наш мир? Что является началом жизни на земле?

Во все времена люди стремились познать законы природы.

— Прочитайте в учебнике на стр. 5 о том, как люди представляли себе мир.

— Разные народы изображали мировое дерево по-разному. Рассмотрим эти изображения (слайд 6, презентация 2, слайды 1-19, можно показать только часть презентации).

украшениями, многоэтажными домами (слайд 7).

— Как назвать одним словом изображённое на рисунках? (Дом, жилище.)

— Чем они похожи? (В них живут люди.)

— Чем они отличаются? (Деревенский дом деревянный, уютный, с резными украшениями. Городской – каменный, строгий.)

— Издавна люди знали, что надо беречь мир, в котором живёшь. В старину и дом для своей семьи строили, словно вселенную. Языком узоров дом рассказывал о том, как устроен мир.

— Как вы понимаете слово «вселенная»? (Это всё существующее — от мельчайших пылинок и атомов до огромных звёздных миров и звёздных систем.)

— Как вы понимаете выражение: дом строили словно вселенную? (Основательно, учитывали всё – от мелкого до самого большого.)

— Вспомните мировое дерево. Сколько ярусов выделялось? (3.)

— В старину дом состоял тоже из трёх ярусов (слайд 8). Вспомните, что было первым ярусом? (Первый ярус дома – это родная, отчая земля. При постройке дома хозяин чертил на ней квадрат с крестом внутри. В каждый из четырёх малых квадратов клал по камню-зерну. В центре вкапывал молодую берёзку. Как мировое дерево в центре мира, стояла она тут всё время, пока строился дом.)

— Что было во втором ярусе? (Жилые помещения для людей.)

— Чем интересен третий ярус? (На третьем ярусе старинного дома целая сказка о вселенной: крыша – как небесный свод. На причелинах – волнистый резной узор. На концах причелин – солнышко. Наверху, на главном бревне крыши, — конь-птица. Такая же сказка на окнах и воротах домов. Старинный дом — как мир. И мы по узорам, как по книге, можем прочитать эту сказку.)

— Современные дома в городе построены по-иному (слайд 9). На них уже нет таких украшений. Они сами, как стройное мировое дерево, поднимаются вверх от земли до неба. И каждый дом – как вселенная. В ней живут люди и животные, цветут комнатные растения, тепло и свет согревают и освещают квартиры многих-многих семей. И каждый дом – уголок отчей земли, уголок Отчизны.

-Наша Родина с проживающими на её территории народами тоже подобна огромному дереву. Его корни – это наша история, история народов, населяющих нашу страну. Это наши предки, их дела и подвиги. И всё добро, которое делают люди, прибавляет силы огромному дереву, помогая расти ветвям, распускаться пышной кроне.

  1. Физкультминутка.

  1. Работа со статьёй А. Толстого «Земля оттич и дедич».

дедич». Откройте учебник на стр. 6. Но прежде, чем я прочитаю его, я расскажу о словах, которые встретятся в тексте. Мы их сейчас уже не употребляем в речи (слайд 10).

  • Словарная работа.
    Земля оттич и дедич
    – место, где человек родился, вырос; в широком смысле слова – родина.
    Пращур — отдалённый предок, родоначальник.
    Вязь – декоративное письмо, буквы которого связываются в орнамент.
    Сдюжим — выдержим, вынесем, осилим.

Тын — забор.
Посконный — из поскони, сделанный из грубого конопляного полотна.

— Как вы считаете, можно ли отнести то, что он написал, к любому другому народу? Объясните свой ответ.

— Что является для вас малой родиной? (Ответы детей.)

— Назовите тему текста. Соответствует ли она названию текста? В каком предложении она отражена? (Земля русская, русский язык, сохранение памяти о предках — вот главные ценности, что нужно хранить. Это отражено в заголовке статьи, в предложении «И дремучий мир, на который он накинул волшебную сеть слова, покорился ему… стал его достоянием… для потомков его стал родиной — землей оттич и дедич».)

— Какова основная мысль? (Земля «оттич и дедич», русский язык — это то, что мы, по мнению А. Толстого, получили в наследство и должны беречь. Писатель помог нам ощутить, что мы не безродное племя, заставил вглядеться в даль веков, ощутить гордость за свою Родину. Он и сам восхищается своими предками, Родиной.)

  1. Физкультминутка.

  1. Составление родословного древа.

историей своего народа, своей страны, нашей планеты. А история всего человечества, каждого отдельного государства начинается и пишется в семье. Родственные связи между людьми можно изобразить в виде родословного древа. На нём можно увидеть своих предков, бабушек и дедушек, родителей, их и ваших братьев и сестёр.

— Что мы называем словом «семья»? (слайд 11) (Ответы детей.)

— Слово «семья» происходит от слова «семя». Мы – семя наших родителей.

— Как ещё можно назвать родителей, бабушек, дедушек? (Предки.)

— Предки – это те, кто был перед нами. Мы и наши предки – это род.

— Кто знает свих предков прошлых поколений, появившихся на свете раньше папы с мамой и бабушек с дедушками?

— Для чего нужно знать предков, ведь вы же их не видели? (Каждый должен знать и помнить своих предков. Если мы забудем о них, можем вскоре забыть и о том, кто мы такие сами, где наш дом, где мы родились, где наша Родина.)

— О людях, которые не знают своих предков, говорят, что это «Иваны, не помнящие родства». Сегодня на уроке мы вспомним, что такое родословное древо и как его составить.

— А почему древо называют родословным? (Родословным его называют потому, что оно рассказывает историю семьи, рода за несколько десятилетий и даже столетий.)

— В наши дни многие ищут свои корни, находят сведения о предках, составляют родословные.

— А как вы понимаете слова «ищут свои корни»? (Ответы детей.)

— Вспомните правила работы в парах. (Работать должны оба. Один говорит, другой слушает. Своё несогласие высказывай вежливо. Если не понял, переспроси.)

— Прочитайте о двух способах составления родословного древа (карточка 1). Обсудите друг с другом задание.

Составление родословного древа.

Составлять родословное древо можно разными способами. Перед вами самые простые. Один способ – «восхождение к предкам». Допустим, вы выбираете точкой отсчёта себя как зёрнышко родословного древа. Из него веточки родственных связей будут расти вверх – к родителям. От каждого из родителей протянутся вверх ещё по две веточки – к их родителям – вашим бабушкам и дедушкам. И так всё выше и выше – по две веточки от каждого имени во всех следующих поколениях предков.

Другой способ – это «нисхождение к потомкам» от родоначальника, самого первого известного человека в роду. Родоначальник станет зёрнышком родословного древа. А само древо будет перевёрнуто ветвями вниз. И одной из веточек этого древа станете вы.

И в том, и в другом случае мужские имена в родословном древе принято помещать в прямоугольную рамочку слева, а женские имена – в овальную рамочку справа.

Задание.

Рассмотрите схемы. Определите, каким способом построено каждое родословное древо.

Схема 1.

дедушка

дедушка


папа



______________________________________________________________

Схема 2.

прадедушка


дедушка

дедушка


папа



мой брат

(Восхождение к предкам.)

— Расскажите, как вы его поняли.

— Как называется второй способ? (Нисхождение к потомкам.)

— В чём он заключается?

— Как записываются женские и мужские имена?

— Рассмотрите схемы. Какой способ иллюстрирует каждая из них?

древа?

— Скажите, с чего нужно начинать составление своего родословного древа?

— На какие вопросы нужно ответить? Почему это нужно знать? Сможете ли вы это сделать одни? Кого вы возьмёте себе в помощники? (Ответы детей.)

  1. Итог урока. Рефлексия.

— Вспомните правила работы в группе. (В группе должен быть ответственный. Работать должен каждый на общий результат. Один говорит, другие слушают. Своё несогласие высказывай вежливо. Если не понял, переспроси.)

— Обсудите вместе по 1 вопросу.

Вопросы для групп:

  1. Как вы думаете, что связывает всех людей, живущих на Земле?

  2. Объясните, как вы понимаете смысл известной пословицы «Где родился, там и пригодился».

  3. Объясните, почему человеку необходимо знать свои корни?

  4. Согласны ли вы с тем, что история любого государства начинается и пишется в семье? Обоснуйте свой ответ.

  • — Итак, подведём итог урока. После короткого обсуждения один из группы отвечает на поставленный вопрос (слайд 12).

  1. Домашнее задание: выполнить проект «Родословное древо моей семьи» вместе со взрослыми. Для выполнения проекта вам помогут вопросы из рабочей тетради на стр. 5-6 (задание № 6).

infourok.ru

Проект На тему Россия Родина моя

Проект. На тему: «Россия – Родина моя. » Подготовила: Кузнецова Ирина и Охапкина Света. 4 класса «Б» Средней школы № 3

«В ком нет любви к стране родной, Те сердцем нищие калеки. » Т. Г. Шевченко.

Цель: узнать что-то новое о своей Родине. Задачи: 1. Найти информацию о России. 2. Рассказать стихи. 3. Подобрать подходящие иллюстрации. 4. Источники информаций: интернет.

Холмы, перелески, Луга и поля — Родная, зелёная Наша земля. Земля, где я сделал Свой первый шажок, Где вышел когда-то К развилке дорог. И понял, что это Раздолье полей — Частица великой Отчизны моей.

Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой живём, И берёзки, вдоль которых Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём? Поле с тонким колоском, Наши праздники и песни, Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём? Всё, что в сердце бережём, И под небом синим-синим Флаг России над Кремлём.

Знаменитейший туристический маршрут России носит название “Золотое Кольцо” не просто так. Маршрут ведет по старейшим русским городам, где сохранились древнейшие достопримечательности – памятники культуры, исторические места. Термин “Золотое Кольцо” появился более 30 лет назад. Туда входят города: Суздаль, Владимир, Ярославль, Кострома, Переславль Залесский, Ростов Великий, Сергиев Посад, Углич, Муром, Рязань, Смоленск, Тверь, Плёс.

Утром солнышко встает, Нас на улицу зовёт. Выхожу из дома я: – Здравствуй, улица моя! Я пою и в тишине Подпевают птицы мне. Травы шепчут мне в пути: – Ты скорей, дружок, расти! Отвечаю травам я, Отвечаю ветру я, Отвечаю солнцу я: – Здравствуй, Родина моя! (В. Орлов)

present5.com

«Презентация «Россия — наша Родина» (ОРКСЭ 4 класс).»


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

РОССИЯ — НАША РОДИНА -Как вы понимаете, что такое РОДИНА? Родина – место, где человек родился, где жили и живут его предки, место по которому он тоскует и которое готов защищать.  Происхождение слова «РОДИНА»Родить -Родители –Родич –Родня –Родословная –Родина –Народ -Произвести потомство Отец и матьРодственники, член родаРодственникиПеречень поколений одного рода.Это отечество, и место рождения человекаНация, жители страны.
Государственными символами страны являются:ГЕРБФЛАГГИМН
Герб РоссииУ России величавойНа гербе орёл двуглавый,Чтоб на запад на востокОн смотреть бы сразу мог.Сильный, мудрый он и гордый.Он – России дух свободный. Белый цвет – берёзка.Синий — неба цвет.Красная полоска-Солнечный рассвет.Флаг России Гимн РоссииМузыка — Георгия Александрова, новый текст — Сергея Михалкова. 1.Россия — священная наша держава,Россия — любимая наша страна.Могучая воля, великая слава -Твое достоянье на все времена!Припев:Славься, Отечество наше свободное,Братских народов союз вековой,Предками данная мудрость народная!Славься, страна! Мы гордимся тобой!2.От южных морей до полярного краяРаскинулись наши леса и поля.Одна ты на свете! Одна ты такая -Хранимая Богом родная земля!Припев:3.Широкий простор для мечты и для жизниГрядущие нам открывают года.Нам силу дает наша верность Отчизне.Так было, так есть и так будет всегда!Припев: Москва – это Красная площадь.Москва – это башни Кремля.Москва – это сердце России,Которое любит тебя.Москва

Малая родина – это место, которое нам передается от отцов, где мы родились и любим бывать. Это небольшой уголок от большой Родины. Что мы Родиной зовём? И берёзки, вдоль которыхдом, где мы с тобой живём, Рядом с мамой мы идём. Церковь Рождества Богородицы в Городне Исаакиевский собор. Санкт-Петербург. Троицкий собор. Александров. Церковь Михаила Тверского, Тверь. Тверь. Церковь вознесения Господня Храмовый комплекс в селе Завидово Вологодская область, г.Великий Устюг Спас-Мирожский монастырь (г.Псков) Церковь Рождества Богородицы в Городне . Спасибо за урок!r

Приложенные файлы

schoolfiles.net

Урок ОРКСЭ по теме «Россия

Конспект урока

« Россия – наша Родина»

Цель урока:

— Формировать у учащихся чувства патриотичности и гражданственности.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Учитель: — Прозвенел уже звонок.

Дети: — Начинается урок.

  1. Знакомство с содержанием курса.

— Ребята, сегодня мы с вами начнём изучать новый школьный предмет – ОРКСЭ (основы религиозных культур и светской этики).

— Посмотрите на обложку учебника и прочитайте название.

(основы духовно-нравственной культуры народов России).

— Как вы поняли это название?

— Прочитайте содержание нового учебника. Какие темы предлагают нам авторы? (нравственные, о человеческих ценностях)

— О чём будем говорить сегодня на уроке, узнаете по следующему слайду. (или клипу)

— Что это? (карта России) Что для нас Россия? (родина)

— Сформулируйте тему урока (Россия – моя родина).

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.

– Прочитайте стихотворение. (Родина)

Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной нашей,

Мы Родиной милой зовем.

3. Работа с текстом учебника. 

1) чтение текста о Родине учителем;

2)Словарная работа (Ключевое слово — Родина).      

Государство в котором я живу.

 — А что об этом написано в учебнике?

Родина — это отечество, страна, и место рождения человека, народ — на­ция, жители страны.

— Ребята, как называется наше государство? (Россия, Российская Федера­ция.)

—  Россия — семья многих народов. Какие народы населяют нашу страну? (Русские, украинцы, белорусы, татары, удмурты, башкиры, осетины и многие другие)

—  У каждого народа свои традиции, культура, религия. Мы все очень раз­ные, но важнейшие ценности у нас одни: семья, Отечество, Бог, вера, любовь, свобода, справедливость, милосердие, честь, достоинство, образование и труд, красота и гармония. Без этого жизнь человека обесценивается, теряет смысл. Наше Отечество богато своими духовными традициями. Например, самые про­стые — поздравить родных и близких с днем рождения, с праздником и другие.

. Помните, что у разных людей могут быть раз­ные традиции и святыни и надо с уважением к этому относиться. К важнейшим духовным традициям России относятся христианство (прежде всего, русское православие), ислам, буддизм, иудаизм.

7. Итог урока.

Что нового узнали сегодня на уроке? Синквейн.

Стихотворение С.Орлова «Родное».

Я узнал, что у меня есть огромная страна.

И тропинка, и  лесок, в поле каждый колосок,

Речка, небо голубое — это всё моё родное!

Это Родина моя, всех люблю на свете я!

8. Домашнее задание

1. Написать чем славится Тюменская область.

2. Известные люди нашего края.

    

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *