Проект по биологии 5 класс на тему: «Химический состав клетки».

ПРОЕКТ по биологии

по теме: «Химический состав клетки»

Выполнила Чухманова Эвелина 5 А класс.

План.

  1. Неорганические вещества.

  2. Органические вещества.

  3. Вывод.

Содержание.

  1. Неорганические вещества.

В состав клетки живой и неживой природы входят одни и те же химические элементы. Их можно разделить на неорганические и органические вещества.

К неорганическим веществам относятся вода и минеральные соли. Большую часть составляет вода от 40 до 95 %. Но у разных организмов её состав отличается. Например тело медузы на 95 % состоит из воды, а в зубной эмали её только 10 %. Больше всего воды в клетках огурца и арбуза – 92 %, а в арахисе её только 5 %.

Наличие воды в клетках можно обнаружить, если прокалить кусочки стебля, корня или несколько семян в пробирке на слабом огне. На стенках пробирки появятся капельки воды, что является доказательством наличия воды в клетках растений.

Вода играет важную роль в жизнедеятельности клетки. Она участвует в обмене веществ, придаёт клетке объём и упругость, являясь хорошим растворителем, участвует в химических реакциях, протекающих в клетке.

Минеральные вещества также относятся к неорганическим и составляют лишь 1-1,5 % химического состава клетки. К ним относятся: соли калия, фосфора, кальция, натрия и другие. Так в теле человека содержится до 3 кг минеральных солей, из них 5/6 входят в состав скелета. Содержание данных солей также важно, так соли кальция придают прочность костной ткани, соли калия и натрия обеспечивают раздражимость.

И вода и минеральные соли входят в состав как живых организмов, так и неживой природы.

  1. Органические вещества.

Органические вещества

содержатся только в живых организмах. К ним относятся: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты и другие вещества.

Наличие углеводов доказывает опыт с тестом. Если комочек из теста завернуть в слой марли и промыть тесто в воде, можно увидеть, что вода помутнела. Если в воду капнуть 2-3 капли йода, она примет фиолетовую окраску – это крахмал вступил в реакцию с йодом. Такой же фиолетовый цвет мы получим, если капнем йодом на срез картофеля. Всё это указывает на наличие углеводов в данных растениях. А в марле осталась клейковина, которая наощупь похожа на яичный белок, также склеивается и является растительным белком.

Углеводы обеспечивают запас питательных веществ (крахмал), выполняют опорную и защитная функцию (клетчатка). Белки же входят в состав разных клеточных структур, регулируют жизнедеятельность, а также могут запасаться в клетках.

Важны также и жиры, они откладываются в клетках, но при расщеплении дают живым организмам энергию.

Наличие жиров можно проверить, проведя опыт. Если раздавить семена растений масличных культур на бумаге, на ней появятся жирные пятна, что говорит о наличии жиров в клетках данных растений.

Если же нагреть кусочки растений на металлической пластинке – они обуглятся, появиться дым, и начнут сгорать органические вещества. При этом на пластинке останется зола – она состоит из несгораемых минеральных веществ.

  1. Вывод.

Все эти опыты показывают, что в клетках растений содержатся такие неорганические вещества, как вода и минеральные соли, а также органические вещества: углеводы, белки, жиры. Таким образом, в клетке происходят разные химические изменения, в которых участвуют данные вещества. За это клетку сравнивают с «миниатюрной природной лабораторией»

Из элементов химических состоят вещества.

И в клетках различных творят чудеса.

Кипит там работа. Идут превращения,

Названье таким превращеньям — явления.

И создают вещества органические,

Процессы те сложные, по сути химические.

infourok.ru

Практическая работа 5 класс химический состав клетки

Практическая работа №1 Химический состав клетки

Цель работы:

2.

Семена в тигле

3.

Мука в марле

4.

Стакан с водой после промывания муки Срез клубня

5.

Семя подсолнечника Лист капусты

Вывод: В клетке около 80 химических элементов, но 99% составляют лишь 4 элемента __________________________________________ их называют _____________________________________. В состав клетки входят__________________________вещества (белки, жиры, углеводы) и _______________________вещества (вода и минеральные соли). Строительным материалом клеток являются __________________ и нужны человеку для роста. Обеспечивают организм энергией ____________________, их много в ягодах. У человека про запас откладываются питательные вещества в виде _______________ который находится под кожей и защищает нас от холода. Большую часть массы клетки составляет __________________ она выполняет транспортную функцию в организме и придаёт клеткам упругость.

Демонстрация опыта № 1

Семена пшеницы помещаем в пробирку и нагреваем их на слабом огне.

Вопрос: Что вы наблюдаете?

Ответ учащихся: на стенках пробирки появились капельки воды.

Вопрос: А как вы думаете, откуда она взялась?

Ответ: Она была в семенах (из семян)

Вопрос: Какой мы можем сделать вывод?

Демонстрация опыта № 2

Нагревание семян на металлической пластинке (или тигле). При прокаливании выделяется дым, семена обугливаются. Это сгорают органические вещества. После их сгорания остаётся зола, состоящая из несгорающих минеральных веществ.

Вопрос: Какой вывод мы можем сделать?

Демонстрация опыта № 3

Для проведения этого опыта я приготовила муку.

Вопрос: Из чего делают муку?

Муку помещаем в марлю и хорошо промываем тесто в стакане с водой. Затем смотрим, что осталось в марле. (Белое, тягучее (растянуть) и клейкое (потрогать) вещество (масса)).

Эта тягучая клейкая масса – клейковина. Она сходна по составу с белком куриного яйца и называется растительным белком.

Делаем вывод: в состав растений входит белок.

Демонстрация опыта № 4

Кроме белка в состав растений входит ещё одно вещество.

(приглашаю ученика для проведения опыта)

Добавляем в стакан с мутной водой, в котором промывали тесто, 2-3 капли йода.

Вопрос: что мы наблюдаем?

Йод является индикатором крахмала.

Вывод: следовательно, в состав растений входит крахмал и белок – это органические вещества.

Ещё одно доказательство присутствия крахмала в растениях: на разрез клубня картофеля капнем несколько капель йода. Что происходит? Картофель тоже синеет.

Проведение учащимися опыта № 5

У вас имеются семена подсолнечника и белая бумага. Положите на бумагу семена подсолнечника и раздавите их.

Вопрос: Что вы обнаружили?

Ответ: Масляное пятно (если кто скажет, что вода, можно проверить подсушиванием).

Из семян этих растений, а также из семян льна, конопли добывают масло.

Вывод: в семенах обнаружили ещё одно вещество – жир. Жир – это органическое вещество.

Таким образом, в состав растений входят органические вещества (белки, жиры, углеводы), минеральные вещества и вода.

— Как вы думаете, во всех ли органах растений содержится одинаковое количество воды, органических и минеральных веществ? Найдите ответ на вопрос в тексте параграфа .

В органах растений содержится неодинаковое количество воды, органических и минеральных веществ. В листьях капусты – 90 % воды, в плодах огурцов – 96 % воды, в созревших семенах всего 5-15 % воды. Молодые растения содержат до 95-98 % воды, а одревесневевшие всего около 50 % воды.

Это связано с тем, что вода необходима для всех жизненно важных процессов, происходящих в организме растений. Поэтому клетки, в которых активно протекают процессы жизнедеятельности, всегда содержат много воды.

Содержание минеральных веществ:

— в семенах – 3 %

— в корнях и стеблях – 5 %

— в листьях – 10-15 %

Остальное приходится на органические вещества.

Вопрос: Как вы думаете, одинаковые части растений содержат одинаковое количество веществ? Сравните состав семян пшеницы и подсолнечника по таблице на стр. 155.

Вопрос: Каких веществ больше всего в семенах растений?

Вопрос: В каких семенах больше воды?

Ответ: у зерновок пшеницы

Вопрос: А минеральных веществ?

Ответ: у семянок подсолнечника.

Вывод: В семенах всех растений органических веществ значительно больше, чем воды и минеральных веществ.

Соотношение веществ в органах растений тоже может быть различно:

Зная химический состав растений, человек использует растения по назначению: для получения муки и крупы, содержащие углеводы и белки выращивают одни растения, для получения растительных жиров другие. Выпишите в тетрадь, какие растения содержат:

Белки – горох, фасоль, бобы, соя, чечевица

Жиры – подсолнечник, хлопчатник, лён, конопля, арахис, соя

Углеводы – пшеница, рожь, ячмень, кукуруза, рис, просо, овёс, гречиха.

infourok.ru

Презентация Химический состав клетки 5 класс

Тема урока: Химический состав клетки.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.

Цель: изучить химический состав клетки, выявить роль органических и неорганических веществ.

Задачи:

образовательные: знать о химическом составе клетки, а так же о роли органических веществ в жизнедеятельности клетки.

развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органические веществ в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.

воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные:

— знать химический состав клетки;

— рассмотреть многообразие веществ и их роль в клетке;

— уметь отличать органические вещества от неорганических.

Метапредметные:

регулятивные: — самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

— участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

коммуникативные: — обсуждать в рабочей группе информацию;

— слушать товарища и обосновывать свое мнение;

— выражать свои мысли и идеи.

познавательные: работать с учебником;

— находить отличия;

— составлять схемы-опоры;

— работать с информационными текстами;

— объяснять значения новых слов;

— сравнивать и выделять признаки;

— уметь использовать символы, схемы для структурирования информации.

Личностные:

— осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

— устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

— оценивать собственный вклад в работу группы.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

  1. Продолжить формирование умения работать с учебником.
  2. Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
  3. Продолжить формирование навыков использовать символы, схемы для структурирования информации.

Коммуникативные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
  2. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
  3. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
  2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
  3. Продолжить формирование умения определять критерии изучения химического состава клетки.
  4. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  5. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
  6. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД

  1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
  2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
  3. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
  4. Оценивать собственный вклад в работу группы.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

infourok.ru

Лабораторная работа «Химический состав клетки» (5 класс)

Лабораторная работа «Состав семян». 5 класс.

Лабораторная работа «Состав семян». 5 класс.

Цель: научиться доказывать опытным путем наличие в семенах органических и неорганических веществ.

Цель: научиться доказывать опытным путем наличие в семенах органических и неорганических веществ.

Оборудование: зерновки пшеницы, семянки подсолнечника, мука, стакан с водой, марлевая салфетка, раствор иода, пипетка, пробирка, держатель, лист бумаги, спиртовка, спички.

Оборудование: зерновки пшеницы, семянки подсолнечника, мука, стакан с водой, марлевая салфетка, раствор иода, пипетка, пробирка, держатель, лист бумаги, спиртовка, спички.

Ход работы 1.Изучить состав семян и заполнить таблицу.

__________________________________

Б.После сжигания семян осталась_________, это ______________________-вещество.

Положили муку в марлю и промывали ее в стакане с водой.

Капнули в стакан 1-2 капли йода.

Вода стала_________________________

Вода стала_________________________

Значит в тесте есть__________________

_____________________________________

Развернули марлю и рассмотрели остатки теста, потрогали пальцем.

Тесто стало_________________________

__________________________________

Это растительный белок – клейковина.

Очистили семянки подсолнечника, положили их между двумя листами бумаги и раздавили тупым концом карандаша.

На бумаге появилось __________________

___________________________________

Значит, в семенах есть______________

____________________________________

Справка: Йод –индикатор (показатель) крахмала.

2.Исходя из результатов работы, дополните схему.

Вещества

Органические __________________

Белки ______ ___________ _________ минеральные соли

3.Сделайте вывод. Вывод начинается словами: «В результате наших исследований мы обнаружили, что в состав семян, а значит, и ______ входит __________________________________________________________________-_________________________________________________________________».

Ход работы 1.Изучить состав семян и заполнить таблицу.

__________________________________

Б.После сжигания семян осталась_________, это ______________________-вещество.

Положили муку в марлю и промывали ее в стакане с водой.

Капнули в стакан 1-2 капли йода.

Вода стала_________________________

Вода стала_________________________

Значит в тесте есть__________________

_____________________________________

Развернули марлю и рассмотрели остатки теста, потрогали пальцем.

Тесто стало_________________________

__________________________________

Это растительный белок – клейковина.

Очистили семянки подсолнечника, положили их между двумя листами бумаги и раздавили тупым концом карандаша.

На бумаге появилось __________________

___________________________________

Значит, в семенах есть______________

____________________________________

Справка: Йод –индикатор (показатель) крахмала.

2.Исходя из результатов работы, дополните схему.

Вещества

Органические __________________

Белки ______ ___________ _________ минеральные соли

3.Сделайте вывод. Вывод начинается словами: «В результате наших исследований мы обнаружили, что в состав семян, а значит, и ______ входит __________________________________________________________________-_________________________________________________________________».

infourok.ru

Урок по теме «Химический состав клетки» (5 класс)

Урок биологии «Химический состав клетки» в 5 классе (ФГОС)

Тема урока: Химический состав клетки.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.

Цель: создать условия для изучения химического состава клетки и выявления роли органических и неорганических веществ.

Задачи:

образовательные: знать о химическом составе клетки, а также о роли органических веществ в жизнедеятельности клетки.

развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органические веществ в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.

воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные:

— знать химический состав клетки;

— рассмотреть многообразие веществ и их роль в клетке;

— уметь отличать органические вещества от неорганических.

Метапредметные:

регулятивные:

— самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

— участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

коммуникативные:

— обсуждать информацию;

— слушать товарища и обосновывать свое мнение;

— выражать свои мысли и идеи.

познавательные:

работать с учебником;

— находить отличия;

— составлять схемы-опоры;

— работать с информационными текстами;

— объяснять значения новых слов;

— сравнивать и выделять признаки;

— уметь использовать символы, схемы для структурирования информации.

Личностные:

— осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

— устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

— оценивать собственный вклад в работу класса.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы: частично-поисковый.

Информационно-технологические ресурсы: учебник, семена подсолнечника, клубень картофеля, салфетки, мука, кусочек теста, марля, спиртовка, пробирка, держатель, р-р йода, фарфоровая чашка, лист бумаги, стаканчик.

Основные термины и понятия: неорганические и органические вещества, минеральные соли, белки, углеводы, жиры, нуклеиновые кислоты.

Ход урока

  1. Мотивация

Добрый день, ребята!

Давайте посмотрим друг на друга и поприветствуем друг друга улыбкой. Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Не бойтесь говорить и высказывать своё мнение, спорить. Ведь в споре рождается истина.

Сейчас я хочу предложить вам послушать стихотворение, которое поможет сформулировать тему сегодняшнего урока.

На нашей планете от края до края

Природа повсюду тебя окружает.

Тела ее массу загадок таят

Из атомов разных веществ состоят.

Лед, облака и капли росы –

Они состоят из обычной воды

Горы, песок и друзы кристаллов

Они состоят из простых минералов.

Растения тоже загадку хранят

Хотите узнать, из чего состоят?

Учитель: Догадались о чём пойдёт речь? (дети отвечают)

Действительно, в стихотворении говориться о веществах, которые входят в состав растений.

А сейчас я хочу показать опыт. Внимание!

    1. (Калия перманганат + вода + перекись водорода + уксусная кислота 9% = ацетат марганца 2 + кислород + ацетат калия + вода).

    2. Раствор марганцовки с уксусом → красное окрашивание; к полученному раствору добавляем соду → зелёное окрашивание.

    3. В раствор марганцовки добавить раствор перекиси водорода (р-р гидроперита) → обесцвечивание раствора.

Итак, что же Вы увидели?

Действительно, произошло превращение одного цвета в другой, или же превращение одного вещества в другое.

А какая наука изучает вещества и их превращения? (химия) Какие вы молодцы!

Учитель проговаривает тему урока – Слайд №1 (Химический состав клетки.)

  1. Целеполагание — Слайд№1

Учитель: Итак, что будет являться объектом нашего исследования?

Если в растении мы докажем наличие веществ, то они присутствуют и в клетке.

Объектом исследования являются органы растений

Учитель: ребята как вы думаете какую цель мы можем поставить для нашего урока.

Цель: изучение химического состава растений.

IV. Мотивация (3 мин).

Учитель: чтобы достичь своей цели необходимо разработать план действий, т.е. определить задачи, решив которые мы к ней придем.

Задачи:

1. Экспериментально выяснить химический состав растений;

А зачем нам знать их химический состав?

2. Выявить роль растительных веществ в организме — Слайд 2.

V. Актуализация нового материала.

Мы с вами говорили о том, что все живое на Земле имеет клеточное строение, и что их клетки имеют сходное строение – Слайд 3 (повторяют строение клетки).

Загадки:

Сердце клетки — это я!

Уж поверьте мне, друзья
Координирую и согласую,

Чётко всё организую,
Хромосомы сохраняю,
За наследство отвечаю. (Ядро)

По каналам и канальцам
Грузы в клетке я вожу
Доставляю точно в срок
Вещества, кислород и воду
Органоидам в угоду.  (Э.П.С.)

Я за стройку отвечаю,
Белок в клетку поставляю,
Произвожу его сама,
Хоть мала, совсем мала. (Рибосома)

В клетке всех объединяю,
Саму клетку охраняю,
Защищаю, берегу,
Строго за врагом слежу,
Влагу сберегаю,
Жизнь всем сохраняю. (Мембрана)

Роль я важную играю,
За порядок отвечаю,
Хлам я всякий упакую,
Выполняю роль другую.
Забиваю свой же склад
Всем, чем надо, всем подряд. (Аппарат Гольджи)

Оказывается, кроме сходства в строении, для всех клеток характерен и сходный химический состав. Химические элементы, из которых состоят организмы входят и в состав объектов неживой природы. Таким образом, живая и неживая природа взаимосвязаны.

Вещества, из которых состоят клетки разнообразны. Из 109, имеющихся в природе химических элементов в составе клеток можно найти 80. Но большинство этих элементов встречается в виде химических веществ.

Вопросы перед параграфом

Ребята у вас на столе приготовлены оценочные таблицы. Вы за весь урок будете оценивать сами себя и тех, кто будет выступать перед вами и даже меня по 3- бальной шкале. Активность на уроке, высказывание своего мнения приветствуется.

Оценка. На какую оценку вы знаете материал сейчас?

5- знаю много 5- Подтвердил свои знания, узнал новое- всё понял

4- знаю 4 — Понял не всё, надо доработать

3-знаю немного 3 –Ничего не понял и не разобрался, надо доработать

Фамилия:

Молодцы!

План работы:

    1. Изучаем теоритический материал по учебнику

    2. Доказываем экспериментально – практически

    3. Записываем схемой в тетрадь (Как оформляется схема)

Группа исследователей пересаживается на первую парту и выполняет свой опыт.

Все вещества клетки можно разделить на органические и неорганические?

учебник стр. 40. и ознакомьтесь с текстом

Учитель: Что относиться к неорганическим веществам?

Неорганические вещества – это вода и минеральные соли.

Записываем в схему Слайд № 4 (схема оформляется по ходу изучения)

вещества клетки


неорганические вещества органические вещества

вода минер. соли углеводы жиры белки нуклеиновые соли

Роль в клетке –Слайды 5 — 7

1. Вода- Вы наверняка слышали, что человек на 80% состоит из воды. В клетках растений также есть вода в среднем около 60%.

Роль воды в клетке:

      1. Придаёт клетке упругость

      2. Определяет форму

      3. Участвует в обмене веществ

(запись в тетрадь)

Ученик – исследователь: цель моего эксперимента – доказать, что в растениях содержится вода. Объектом были семена пшеницы. После нагревания на стенках водаобирок появились капельки воды. Мы сделали вывод: органы растения содержат вода.

2. Минеральные соли — составляют около 1% массы клетки, но их значение очень велико. Чаще всего в растительных клетках встречаются соединения азота, фосфора, натрия, калия и других элементов. Некоторые растения способны накапливать разные минеральные вещества:

Роль в клетке

        1. Используются в синтезе органических веществ

        2. Участвуют в обмене веществ

Ученик- исследователь: цель моего эксперимента – доказать, что растения содержат минеральные соли. Объектом исследования были семена подсолнечника. После их сжигания осталась зола. Я доказала, что в состав растений входят минеральные вещества (соли).

/ученик демонстрирует результат учащимся других групп/

(записи в тетради- сгорание )

Вода и минеральные соли входят и в состав неживой природы. О чём это может говорить? (между химическим составом живых организмов и неживой природой существует принципиальное единство)

Органические вещества — вещества, состоящие из углерода, водорода, кислорода и азота. Эти вещества содержатся или производятся живыми организмами. К этим веществам относят белки, жиры, углеводы. Их насчитывается около 10 миллионов.

Как вы думаете, каких веществ в клетках больше органических или неорганических?

А кто из вас прав, мы сейчас узнаем.

Что образуется при сжигании сухих веток, дров? Как изменяется масса при сжигании?

После горения останется зола, ее образуется мало, она легкая (ответы детей).

Правильно, зола состоит из минеральных веществ, которые содержались в клетках растений. При горении сгорели только органические вещества. Следовательно, правы из вас оказались те, кто считал, что органических веществ в клетках больше, чем неорганических.

3. Углеводы – (читаем и записываем)

Роль в клетке:

          1. Энергия для жизнедеятельности

          2. В составе оболочек придают прочность

          3. Запас веществ в клетке

Ученик — исследователь: цель моего эксперимента – доказать, что в растениях содержатся углеводы. Я исследовал клубень картофеля на присутствие в нём крахмала. А крахмал – это углевод. После проведенного опыта я доказал, что углевод в клубне картофеля есть, так как крахмал при действии йода синеет. Это качественная реакция.

/ученик демонстрирует результат учащимся /

(записи в тетради- р –р йода на срез клубня)

В каких органах растений мы чаще всего обнаружим крахмал?

Как вы думаете из чего получают сахар? (правильно, из сахарного тростника или свеклы)

А что такое тростник и свекла? (Растения)

Какой вывод мы можем сделать опираясь на эти знания? (Правильно, в клетках растений содержится сахар)

Кроме крахмала и сахара в состав клеток растений входит целлюлоза или клетчатка.

Где в клетке мы ее обнаружим? (клеточная оболочка)

Как вы думаете, а какую роль это вещество играет? (Придает прочность и упругость различным частям растений)

4. Белки — (читаем и записываем)

Роль белка в клетках:

1. Входят в состав клеточных структур

2. Регулируют процессы жизнедеятельности в клетке

3. Запас

Ученик-исследователь: я исследовала тесто из пшеничной муки. После проведенного эксперимента выяснил, что в семенах пшеницы содержится белок-клейковина. Наш вывод: в растениях есть белки. (записи в тетради — липкий комочек в марле)

Белки, это очень важные вещества в клетках. Они содержится в клетках пшеницы, ржи и других злаков. Благодаря этому белку человек может из муки получать тесто и печь хлеб и пироги.

5. Жиры – (читаем и записываем)

Роль жира в клетках: при расщеплении жиров освобождается энергия

Ученик – исследователь: объектом нашего исследования были семена подсолнечника. После того, как я их раздавил, на листе остались жирные пятна. Я сделал вывод: в семенах растений есть жиры.

/ученик демонстрирует результат учащимся /

(записи в тетради- раздавить семена)

Человек с давних пор использует растения, в которых содержится в большом количестве жир. Эти растения называют масличными.

Какие масличные растения вам известны?

6. Нуклеиновые кислоты (прочитать и записать)

Главная их роль – это хранение и передача наследственной информации

VI. Закрепление

Повторение получившейся схемы – Слайд 4.

Биологический диктант:

1. Какое вещество используют для определения содержания крахмала.

2. Вещество-углевод, можно обнаружить в клубнях картофеля.

3. Общее название солей, содержащихся в клетке.

4. Органические вещества, необходимые в клетке для получения энергии.

5. Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные соли.

6. Органические вещества, играющие большую роль во всех жизненных процессах клетки.

7. Растительный белок, оставшийся после промывания теста.

8. Цвет воды с крахмалом после добавления раствора йода.

Ответы (слайд 8):

  1. Йод

  2. Крахмал

  3. Минеральные

  4. Углеводы, жиры

  5. Неорганические вещества

  6. Белки

  7. Клейковина

  8. Синий

Оценивание работы:

«5» – 7- 8 плюсов

«4» — 5 — 6 плюсов

«3» – 3 — 4 плюса

V. Рефлексия.

Оцениваем свою работу после окончания урока. (Оценочный лист)

Подтвердили ли свои знания, узнали новое – всё понял, не всё понял, доработать

Что удивило вас сегодня на уроке?

Что нового вы узнали?

Чему научились?

Где сможете применить свои знания?

VI. Домашнее задание – Слайд 9.

Всем:

Параграф §8, вопросы на странице 42, в рабочей тетради задание 5-7 на странице 41-42.

Творческий уровень (на выбор):

— вылепить на картоне из пластилина клетку с ее органоидами,

— сочинить сказку о клетке.

— изучите этикетки продуктов питания растительного происхождения и найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты наиболее богаты этими веществами. Результаты исследования запишите в тетрадь;

— используя ресурсы Интернета или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткое сообщение о том, какие растения используют люди в разных странах для производства сахара, кроме сахарного тростника и сахарной свеклы?

Слайд 10. Всем спасибо за работу. Урок окончен!

infourok.ru

Урок-лабораторная работа по биологии на тему «Химический состав клетки» для 5 класса

Методическая разработка урока биологии для 5 класса в рамках ФГОС «Химический состав клетки»

Автор: Ичаловская Н.А. -учитель биологии МБОУ «СШ № 2 им. А.С. Пушкина» г. Арзамаса

Тема урока: Химический состав клетки. Л/р «Определение состава семян пшеницы»

Тип урока: Урок открытия новых знаний, урок – лабораторная работа

Технология построения урока: проблемное обучение, развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.

Цель: изучить химический состав клетки, выявить роль органических и неорганических веществ.

Задачи:

— образовательные: знать о химическом составе клетки, а так же о роли органических и неорганических веществ в жизнедеятельности клетки;

— развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно — следственные связи; определять органические вещества в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.

— воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные:

— знать химический состав клетки;

— рассмотреть многообразие веществ и их роль в клетке;

— уметь отличать органические вещества от неорганических.

Метапредметные:

— регулятивные: самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

— участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

— коммуникативные: обсуждать в рабочей группе информацию;

— слушать товарища и обосновывать свое мнение;

— выражать свои мысли и идеи.

— познавательные: работать с учебником;

— находить отличия;

— составлять схемы опоры;

— работать с информационными текстами;

— объяснять значения новых слов;

— сравнивать и выделять признаки;

— уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Личностные:

— осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

— устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

— оценивать собственный вклад в работу группы.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

Продолжить формирование умения работать с учебником.

Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.

Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

    Коммуникативные УУД

    Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

    Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

    Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

      Регулятивные УУД

      Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

      Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

      Продолжить формирование умения определять критерии изучения химического состава клетки.

      Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

      Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

      Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

        Личностные УУД

        Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

        Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

        Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

        Оценивать собственный вклад в работу группы.

          Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

          Методы: частично-поисковый.

          Информационно-технологические ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, плакат «Строение клетки», семена огурца и подсолнечника, клубень картофеля, салфетки, кусочек теста, марля, микролаборатория.

          Основные термины и понятия. Химические вещества клетки: неорганические и органические. Минеральные соли. Органические вещества. Белки. Углеводы. Жиры.

          Ход урока

          1.Организационный момент

          Учитель: приветствует учащихся, проверяет их подготовку к уроку. Создает позитивный настрой:

          Биологию, друзья,

          Не любить никак нельзя!

          Очень важная наука,

          Очень точная наука,

          Интересная наука —

          Это биология!

          2.Проверка домашнего задания

          Проверяет домашнее задание, выявляет пробелы в усвоении знаний учащихся и корректирует их, оценивает учащихся.

          Вопросы для фронтальной беседы.

          1. 1)Из каких двух слов состоит термин биология?

            2)Дайте определение биологии как науки.

            3)Что называют живым организмом?

            4)Что такое природа?

            5)Перечислите основные методы изучения природы

            6) Чем различаются наблюдение и эксперимент?

            7)Перечислите оборудование, которое используют для научных исследований.

            Индивидуальный опрос. Карточка1.

            1.На столе стоит оборудование для научных исследований. Раздели его на три группы: увеличительные приборы; измерительные приборы; лабораторное оборудование. Назови его.

            2.Что можно измерить при помощи: термометра; рулетки; весов?

            3.Измерьте свой вес и длину полоски бумаги.

            Индивидуальный опрос. Карточка2.

            I. Мотивация

            На прошлом уроке , ребята, рассматривая под лупой мякоть плодов томата, узнали, что она состоит из маленьких крупинок – клеток. А из чего состоят все клетки?

            Так какова же тема сегодняшнего урока? (версии детей)

            Учитель записывает проговоренную тему на доске, а дети в тетрадях.

            Тема урока «Химический состав клетки».


             

            II. Актуализация пройденного материала.

            Мы уже изучили строение клетки. Рассмотрели, чем отличается растительная клетка от животной. Давайте вспомним и проверим наши знания.

            1. Один ученик работает у доски с кроссвордом. Из выделенных букв необходимо составить ключевое слово урока. Отвечает на дополнительные вопросы учащихся.

             

             

             

            х

            Л

            о

            р

            о

            п

            л

            а

            с

            т

            ы

             

             

             

             

             

             

             

             

             

            1.Какие структуры отсутствуют в клетках кожицы чешуи лука?

            2.Ученый открывший клетку.

            м

            и

            К

            р

            о

            с

            к

            о

            п

             

             

             

             

             

             

             

             

            1. 3. С помощью чего можно рассмотреть клетки живых организмов?

              ф

              о

              т

              о

              с

              и

              н

              т

              Е

              з

               

               

               

               

               

               

               

               

               

              4. Процесс преобразования солнечной энергии в химическую.

              5.Полость с клеточным соком, содержащим сахара, другие органические вещества и соли.

               

              м

              и

              Т

              о

              х

              о

              н

              д

              р

              и

              я

               

               

               

               

               

               

               

               

               

              6.Органоид, который является источником энергии в клетке.

              2.Несколько человек работают по индивидуальным карточкам. Учащиеся самостоятельно проверяют ответы, анализируют их.

              Карточка 1.

              Тестовые задания с выбором одного правильного ответа

              1. Растительная клетка отличается от животной наличием органоида:

              а) рибосома; б) митохондрия; в) хлоропласт; г) лизосома

              2. Клеточная стенка имеется у клетки:

              а) растительной; б) бактериальной; в) животной

              3. Органоид, который является источником энергии:

              а) митохондрия; б) аппарат Гольджи; в) вакуоль; г) ядро

              4. Какой клетки характерен процесс фагоцитоза:

              а) вирусы; б) животной; в) растительной; г) бактерии

              5. Как называется среда клетки внутри которой происходят обменные процессы:

              а) ядро; б) цитоплазма; в) вода; г) ЭПС

              Карточка 2.

              1.Выбери правильный ответ

              1.Клеточная оболочка не характерна для:

              а) растений, б) животных, в) грибов.

              2.Растительная клетка отличается от животной наличием:

              а) рибосом, б) хлоропластов, в) митохондрий.

              2. Допиши

              Для передвижения некоторые одноклеточные животные используют специальные приспособления в виде…. ложноножек или псевдоподий, ресничек, жгутиков.

              III. Изучение нового материала.

              Учитель: Мы с вами говорили о том, что все живое на Земле имеет клеточное строение, и что их клетки имеют сходное строение.

              Оказывается кроме сходства в строении, для всех клеток характерен и сходный химический состав — клетки всех организмов состоят из одних и тех же химических элементов.

              Из 111, имеющихся в природе химических элементов, в составе клеток можно найти 80. Но их содержание в клетке различно.

              Ребята, скажите, каких химических элементов больше всего в клетке?

              Ответы учащихся.

              Эти же элементы встречаются и в неживой природе: атмосфере, воде, земной коре, т.е нет таких элементов, которые встречались бы только в живых организмах.

              Но большинство этих элементов встречается в клетке в виде химических веществ.

              Все вещества клетки можно разделить на две группы. Назовите их.

              Заполните схему в тетради на печатной основе «Вещества клетки» (задание №36)

              Неорганические вещества – это вода и минеральные соли. Вы наверняка слышали, что человек на 80% состоит из воды. В клетках растений также есть вода в среднем около 60%.

              Демонстрационный опыт, доказывающий наличие воды в клетках.

              1. Прокаливание семян

              Положим в пробирку сухие семена огурца и прокалим их на огне. На стенках пробирки мы увидим капельки воды, которая выделилась при нагревании из клеток.

              Роль воды в клетке:

              Вода обеспечивает транспорт веществ в клетке.

              Определяет физические свойства клетки — объем, упругость.

              Являясь хорошим растворителем, участвует в химических реакциях, протекающих в клетке.

                Минеральные соли составляют около 1% массы клетки, но их значение очень велико: соли натрия и калия обеспечивают раздражимость, соли кальция придают прочность костной ткани, раковинам моллюсков.

                Вода и минеральные соли входят и в состав неживой природы. О чём это может говорить? (между химическим составом живых организмов и неживой природой существует принципиальное единство)

                Органические вещества — Эти вещества содержатся только в живых организмах. К этим веществам относят белки, жиры, углеводы. Их насчитывается около 10 миллионов.

                Как вы думаете каких веществ в клетках больше органических или неорганических?

                Кто из вас прав, мы сможем узнать, проведя опыт.

                Следовательно, правы из вас оказались те, кто считал, что органических веществ в клетках больше, чем неорганических.

                А сейчас вы сами проделаете ряд исследований.

                Демонстрационные опыты, доказывающие наличие углеводов в клетке.

                Определение крахмала

                А) На клубень картофеля капните йод. Что наблюдаете?

                Проделаем еще один опыт

                Б) Для этого возьмите стаканчик, налейте в него немного воды, приблизительно треть и опустите туда комочек теста, завернутый в марлю. Поболтайте его в стаканчике.

                Что вы наблюдаете? (Помутнение воды)

                Отлейте немного воды в стаканчик и накапайте туда раствор йода.

                Что наблюдаете? (Раствор посинел)

                Какой вывод мы можем сделать? (В клетках растений содержится крахмал, который синеет при действии йода)

                В каких органах растений мы чаще всего обнаружим крахмал?

                Роль углеводов в клетке:

                1.Запаса питательных веществ (гликоген, крахмал)

                2.Опорная (хитин) и защитная функции ( клетчатка)

                Кроме крахмала и сахара в состав клеток растений входит целлюлоза или клетчатка.

                Где в клетке мы ее обнаружим? (клеточная оболочка)

                Как вы думаете, а какую роль это вещество играет? (Придает прочность и упругость различным частям растений)

                Отставьте стаканчик в сторону, не вынимая теста.

                Демонстрационный опыт, доказывающий наличие жира в клетке.

                Возьмите салфетку между листочками положите несколько семечек подсолнечника. Обратной стороной карандаша или ручки раздавите семена.

                Что наблюдаете? (Появляется жирное пятно на бумаге)

                Какой можно сделать вывод? (В клетках растений содержится масло-жир)

                Человек с давних пор использует растения, в которых содержится в большом количестве жир. Эти растения называют масличными.

                Какие масличные растения вам известны?

                Как вы думаете, в каких частях растения чаще всего накапливается жир?

                Почему именно в семенах наибольшее накапливание жира?

                Роль жира в клетках:

                1. Источник энергии и воды

                2. Теплоизоляция

                3.Защитная

                Демонстрационный опыт, доказывающий наличие белка в клетке.

                Аккуратно выньте комочек теста и осмотрите его развернув марлю. Потрогайте его пальцем.

                Что чувствуете? (скользкое, клейкое)

                Когда сомкнете пальцы что чувствуете? (пальцы склеиваются). Правильно, это выделяется из теста белок – клейковина. Он содержится в клетках пшеницы, ржи и других злаков. Благодаря этому белку человек может из муки получать тесто и печь хлеб и пироги.

                Роль белков в клетке:

                1.Транспорт кислорода.

                2.Сокращение мышц.

                3. Защита от инфекций.

                4.Свертывание крови.

                VI. Физкультминутка

                Мы топаем ногами
                Мы топаем ногами,
                Мы хлопаем руками,
                Киваем головой.
                Мы руки поднимаем,
                Мы руки опускаем
                И вновь писать начнем.

                V. Закрепление знаний (по эталону)

                Самостоятельная работа в малых группах (предварительно учащиеся разбиваются на группы 4-5 человек)

                Биологический диктант

                1.Какое вещество используют для определения содержания крахмала. ( йод)

                2.Одно из органических веществ, которое в клетке используется как вещество запаса. (сахар)

                3.Химический элемент, содержание которого в клетке 17%. (углерод)

                4.Вещество-углевод, можно обнаружить в клубнях картофеля. (крахмал)

                5.Общее название солей, содержащихся в клетке. (минеральные)

                6.Органические вещества, необходимые в клетке для получения энергии.(жиры)

                7.Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные соли. (неорганические)

                8.Органические вещества, играющие большую роль во всех жизненных процессах клетки. (белки)

                9.Что мы получим, добавив к размолотым зернам пшеницы воду? (тесто)

                10.Растительный белок, оставшийся после промывания теста. (клейковина)

                11.Цвет воды с крахмалом после добавления раствора йода. (синий)

                12.Часть картофеля, в которой при проведении лабораторной работы мы обнаружили крахмал. (клубень)

                V. Рефлексия.

                Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам:

                -Все ли вам было понятно в течение урока?

                -Какая часть урока показалась самой интересной?

                -Какая часть урока вызвала затруднение?

                -Какое у вас настроение после урока? (Смайлики)

                Подведение итогов с помощью стихотворения:

                Из элементов химических состоят вещества.

                И в клетках различных творят чудеса.

                Кипит там работа.

                Идут превращения,

                Названье таким превращеньям — явления.

                И создают вещества органические,

                Процессы те сложные, по сути химические.

                 

                Домашнее задание.

                Всем:

                Параграф §6, вопросы на странице 33, в рабочей тетради задание 35,38,39 на странице 20-21.

                На выбор:

                1)Изучите этикетки продуктов питания растительного происхождения и найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты наиболее богаты этими веществами. Результаты исследования запишите в тетрадь.

                2)Используя Интернет или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткие сообщения о том, какие масличные растения используют люди в разных странах?

                3)Используя Интернет или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткие сообщения о том, какие растения используют люди в разных странах для производства сахара, кроме сахарного тростника и сахарной свеклы?

                4)Используя ресурсы Интернет и дополнительную литературу, подготовьте сообщения об отраслях промышленности, где человек использует различные вещества растительных клеток.

                   Используемая литература:

                    1. Биология. 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Методическое пособие для учителя. – Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2011. – 192с.

                      Пономарёва И.Н. Биология 5 класс: методическое пособие. — Москва: Вентана — Граф, 2013.

                    xn--j1ahfl.xn--p1ai

                    Презентация для 5 класса Химический состав клетки

                    Инфоурок › Биология › Презентации › Презентация для 5 класса Химический состав клетки ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

                    Дистанционный курс «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

                    Подать заявку на курс

                    Описание презентации по отдельным слайдам:

                    1 слайд Описание слайда:

                    Химический состав клетки

                    2 слайд Описание слайда:

                    Перечислите элементы, наиболее распространённые в живых организмах Кислород — О Углерод — С Водород — Н Азот — N Запомните: Такие элементы называют макроэлементами

                    3 слайд Описание слайда:

                    Но и остальные элементы клеток имеют важное значение для них

                    4 слайд Описание слайда:

                    входит в состав белков входит в состав хлорофила. входит в состав белка крови – гемоглобина,

                    5 слайд Описание слайда:

                    Вещества клетки Вода Неорганические вещества Органические вещества Минеральные соли

                    6 слайд Описание слайда:

                    Вода. Функции: 1. Растворитель 2.Транспорт веществ 3. Упругость 4. Обмен веществ

                    7 слайд Описание слайда:

                    Минеральные соли в организме человека регулируют обмен веществ. Богаты минеральными веществами овощи и фрукты.

                    8 слайд Описание слайда:

                    Молодец!!!

                    9 слайд Описание слайда:

                    Белки являются строительным материалом клеток и нужны человеку для роста. Белки овощей усваиваются организмом человека на 80 %. Семена бобовых растений

                    10 слайд Описание слайда:

                    Стоит подумать!

                    11 слайд Описание слайда: 12 слайд Описание слайда:

                    Углеводы служат источником энергии. Их много в семенах и плодах.

                    13 слайд Описание слайда:

                    Углеводы Функции: 1. Энергетическая 2. Структурная 3. Запасающая (крахмал в растительных, гликоген – в животных) Соаьлч лиилмьл

                    14 слайд Описание слайда: 15 слайд Описание слайда:

                    Жиры Функции: 1. Энергетическая 2. Структурная 3. Защитная (теплоизоляция)

                    16 слайд Описание слайда: 17 слайд Описание слайда:

                    Нуклеиновые кислоты Нуклеиновые кислоты обеспечивают хранение и передачу наследственной (генетической) информации в живых организмах. ДНК и РНК

                    18 слайд Описание слайда:

                    Проверь себя. Какой из изображенных продуктов наиболее богат белком? Следующий вопрос ДА НЕТ

                    19 слайд Описание слайда:

                    Стоит подумать!

                    20 слайд Описание слайда:

                    Домашняя работа Параграф §7, вопросы на странице 27,     1.Изучите этикетки продуктов питания растительного происхождения и найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты наиболее богаты этими веществами. Результаты исследования запишите в тетрадь.

                    21 слайд Описание слайда: 22 слайд Описание слайда: 23 слайд Описание слайда: 24 слайд Описание слайда: 25 слайд Описание слайда: 26 слайд Описание слайда: 27 слайд Описание слайда: 28 слайд Описание слайда:

                    Курс повышения квалификации

                    Курс повышения квалификации

                    Курс повышения квалификации

                    Найдите материал к любому уроку,
                    указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

                    Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

                    Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

                    Выберите учебник: Все учебники

                    Выберите тему: Все темы

                    также Вы можете выбрать тип материала:

                    Общая информация

                    Номер материала: ДБ-128467

                    Похожие материалы

                    Вам будут интересны эти курсы:

                    Оставьте свой комментарий

                    infourok.ru

                    Добавить комментарий

                    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *