Презентация по географии «Районирование России» (9 класс

Инфоурок › География › Презентации › Презентация по географии «Районирование России» (9 класс — на 2 урока) ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд
Описание слайда: 2 слайд Описание слайда: 3 слайд Описание слайда: 4 слайд Описание слайда:

Республики (административный центр) Адыгея (Майкоп) Республика Алтай (Горно-Алтайск) Башкортостан (Уфа) Бурятия (Улан-Удэ) Дагестан (Махачкала) Ингушетия (Магас) Кабардино-Балкария (Нальчик) Калмыкия (Элиста) Карачаево-Черкесия (Черкесск) Карелия (Петрозаводск) Коми (Сыктывкар) Марий Эл (Йошкар-Ола) Мордовия (Саранск) Саха (Якутия) (Якутск) Северная Осетия — Алания (Владикавказ) Татарстан (Казань) Тыва (Кызыл) Удмуртия (Ижевск) Хакасия (Абакан) Чечня (Грозный) Чувашия (Чебоксары)

5 слайд Описание слайда:

Алтайский край (Барнаул) Камчатский край (Петропавловск-Камчатский) Хабаровский край (Хабаровск) Краснодарский край (Краснодар) Красноярский край (Красноярск) Пермский край (Пермь) Приморский край (Владивосток) Ставропольский край (Владивосток) Забайкальский край (Чита) Края (административный центр)

6 слайд Описание слайда: 7 слайд Описание слайда:

Западный макрорегион Однородное Восточный макрорегион макрорайон — Европейский Север мезорайон – Республика Коми микрорайон — Усть-Вымский Варианты районирования

8 слайд
Описание слайда:

Узловое Варианты районирования

9 слайд Описание слайда:

Домашнее задание Повторить параграф 38 ( 35 – новый) Ответить на вопросы 1, 2 на странице 212 учебника *Выполнить задание на стр. 208 ( в контурной карте)

10 слайд Описание слайда:

Тема урока: ? ? ? ? ?

11 слайд
Описание слайда:

25. 01. Районирование России Центральный Центрально- Черноземный Волго-Вятский Европейский Север Северо- Западный Поволжский Северо-Кавказский Уральский Западно- Сибирский Восточно-Сибирский Дальневосточный Калининградская

12 слайд Описание слайда:

Задание № 2 Взаиморасположение российских районов. Проверь себя. Северо- Западный Северный Уральский Западно- Сибирский Восточно- Сибирский Дальне- восточный Центральный район Волго- Вятский Центрально- Черноземный Поволжский Северо- Кавказский

13 слайд
Описание слайда:

Проблемы районирования России Где быть Вологодской области? Работа с текстом в группах

14 слайд Описание слайда:

Федеральные округа В мае 2000 года для улучшения управления страной было выделено 7 федеральных округов. Северо – Западный Центральный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный Винниченко Николай Алексеевич Беглов Александр Дмитриевич Устинов Владимир Васильевич Бабич Михаил Викторович Толоконский Виктор Алексеевич Холманских Виктор Алексеевич Ишаев Виктор Иванович

15 слайд
Описание слайда:

Зона Севера Основная зона расселения Европейский Север Обский Север Енисейский Север Северо-Восток Балтийский Волго- Днепровский Волго-Окский Центральный Волго- Камский Средне- волжский Нижне- волжский Черноморско- Азовский Северный Кавказ Северный Урал Южный Урал Обь- Иртышский Кузнецко- Алтайский Ангаро- Енисейский Байкало-Амурский Тихоокеанский 20 экономических районов

16 слайд Описание слайда:

Задание №3 На контурной карте постарайтесь провести границы районов на этой основе. + стр. учебника 211 – 212, атлас – Административная карта Россия Республика Коми

17 слайд
Описание слайда: 18 слайд Описание слайда: 19 слайд Описание слайда:

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-053558

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Урок по теме» Районирование России», география ,9 класс

Тема урока : Районирование России

Цель  урока: сформировать представление о районировании России

Задачи урока:

1. Выявить причины районирования.

2. Изучить подходы к районированию и виды.

3.Сформировать представление об экономических районах.

Планируемые результаты:

 Предметные: 

Объяснять значение районирования России и нашей республики . Приводить примеры экономических районов, федеральных округов, оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития регионов.

Метапредметные:ставить учебные цели и задачи; планировать способы и пути достижения учебных целей;

  • корректировать свои действия; оценивать правильность выполнения учебных задач; работать в группе и в паре по решению общих учебных задач; работать с различными источниками информации; сравнивать, анализировать, делать выводы и умозаключения; получать информацию  в результате смыслового прочтения текста;

  • использовать устную речь для аргументированного отстаивания своей точки зрения, своих выводов и умозаключений; выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Личностные:  мотивирование на обучение и развитие познавательной активности ,саморазвития, самовыражению, самоценке ,обучению навыкам практической деятельности.

Девиз урока: Народ любой страны должен представлять, в какой стране он живёт, а каждый житель – иметь хотя бы элементарное представление и о своём районе, и о других частях страны.

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование : презентация по теме урока ,рабочие листы для каждую группу, оценочные листы для каждой группы , таблицы- приложения

Технологическая карта урока

1. Организационный этап.

3 мин

Приветствует. Подготавливает класс к присутствию гостей. Объясняет ход урока :по рабочим листам.

Выполнение задания 1:диктант « Да-нет»

Слушают, воспринимают информацию.

Выполняют задание, проверяют в парах ответы, проставляют в оценочных листах баллы

Самаев Пётр и Бородкин Коля получают другие рабочие листы с лёгкими вариантами работы

2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Создание проблемной ситуации.

2мин.

Предлагает выполнить в группе задание 2: соотношение на названия наук и основных методов их изучения . Что осталось?

География. Что же может быть основным методом изучения географии?

Районирование

Просит записать тему урока.

Работают с учителем, рассуждают

Записывают тему урока

3) Актуализация знаний.

3 мин

Что вы знаете о районировании России из курса 8 класса?

Деление на природные районы, деление на субъекты.

Достаточно ли мы знаем?

Как вы считаете, применимо ли природное районирование к изучению экономической географии России?

Знаем ли мы о районировании экономическом территорий России?

Какую цель мы поставим на урок?

Рассуждают, высказывают свои знания

Ставят цель урока

4) Первичное усвоение новых знаний.

5мин

Различные районы отличаются друг от друга, как отличается и их специализация.

Учитель предлагает выполнить задание 2 :

Допишите текст:

Специализация различных частей страны сформировалась одних на основе богатых местных ресурсов, других – на основе выгодного ЭГП Разделение труда между отдельными территориями страны называют географическим ( территориальным) В результате географического разделения труда формируются экономические районы. Экономические районы – это территории, отличающиеся друг от друга своей специализацией.

Учитель просит назвать условия специализации , дополняет: специализация района- это лицо района.

Выполняют задание 2, проверяют правильность выполнения, анализ ошибок

5 мин

Выполнение задания 3 в группе

Определите, является ли отраслью специализации Западной Сибири топливная промышленность , если доля её в общем производстве страны составляет 26,8 %?

Но для этого сначала определите долю населения Западной Сибири в общем населении страны.

Население России: 146 804 млн. чел

Население Западной Сибири-14,6 млн. чел

Решение: 146804- 100% 10%

14,6 — X%

К= П:Н 26,8:10= 2,6 К больше 1, это отрасль специализации данного района

Выполняют задание,

анализ ошибки

4.) Физминутка 2 мин.

2 мин.

Назовите районы , входящие в состав Западного макрорегиона , восточного макрорегиона. (стр.160 рис.71 учебника)

5) Практическая работа.

15 мин.

Выполнение практической работы: « Оценка географического положения каждого района с помощью показателя соседства.»

Цель работы: Определить ранг соседства района с другими районами России и записать результат в таблицу ( учитель раздаёт) Соседство первого порядка обозначайте цифрой 1, второго порядка – 2 и т.д. Для каждого района сложите полученные показатели соседства.

Показывают результаты и оценка выполнения

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

3 мин

1.Что нового вы узнали о районировании России?

2.Что лежит в основе деления на экономические районы? (ГРТ)

3. Какое задание вам больше понравилось?

4. Какое было трудным?

Подсчёт баллов, выставление в оценочный лист

Отвечают на вопросы учителя

Считают баллы, выставляют в оценочный лист, сдают учителю

8) Домашнее задание

1 мин

Пар.35, выполнить задание 2 стр.162 , на к\к нанести границы макрорегионов и экономические районы России

Приложения : Таблица 1

Определите ранг соседства района с другими районами России и запишите результат в таблицу. Соседство первого порядка обозначайте цифрой 1, второго порядка – 2 и т.д. Для каждого района сложите полученные показатели соседства. Итог внесите в графу «Степень соседства». Чем меньше данный показатель, тем выгоднее расположен данный район в системе районов.

Северо-Запад

Центральная.

Россия

Европейский.

Юг

Поволжье

Урал

Западная

Сибирь

Восточная Сибирь

Дальний Восток

Степень соседства

Европейский

Север

0

Северо-Запад

0

Центральная

Россия

0

Европейский Юг

0

Поволжье

0

Урал

0

Западная

Сибирь

0

Восточная

Сибирь

0

Дальний.

Восток

0

infourok.ru

Презентация по географии 9 класс Тема:»Региональная часть курса. Районирование территории России. Общественная география крупных регионов».

Инфоурок › География › Презентации › Презентация по географии 9 класс Тема:»Региональная часть курса. Районирование территории России. Общественная география крупных регионов». ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Региональная часть курса. Районирование территории России. Общественная география крупных регионов. Урок № 2 Тема: Районирование России  

2 слайд Описание слайда:

Цель: Продолжить формирование представления о районировании России

3 слайд Описание слайда:

Сформировать представление об экономических районах России и их составе. Развивать умение работы с картами Выполнить практическую работу «обозначение на контурной карте экономических районов России» Задачи:

4 слайд Описание слайда:

Задание 1 Найдите центры федеральных округов. Центральный Южный Северо-Западный Дальневостночный Сибирский Уральский Приволжский Северо-Кавказский Крымский

5 слайд Описание слайда: 6 слайд Описание слайда:

Практическая работа «Обозначение на контурной карте экономических районов России»

7 слайд Описание слайда:

План изучения района Состав района (субъекты РФ, природные единицы). Физико — и экономико-географическое положение района: положение по отношению к другим странам, регионам; положение по отношению к хозяйственным центрам; положение по отношению к транспортным путям; положение по отношению к главным грузопотокам; положение по отношению к внешним рынкам. Природные условия и ресурсы (минеральные, земельные, агроклиматиче­ские, лесные, водные, рыбные, рекреационные).

8 слайд Описание слайда:

История освоения территории сформирования хозяйственного комплекса: влияние на структуру и территориальную организацию хозяйства. Этапы освоения района. Население и трудовые ресурсы. естественное и механическое движение населения; национальный состав; рынок труда, занятость населения. Хозяйство: отрасли специализации, крупные центры (промышленные узлы). Транспортная сеть. Проблемы района и перспективы его развития.

9 слайд Описание слайда:

Федеральные округа России

10 слайд Описание слайда:

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-179217

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Открытый урок по географии в 9 классе: «Районирование России»

Автор разработки: Учитель географии Желнова Наталья Валерьевна

Открытый урок по теме «Районирование России»

9 класс

Цель урока: 1. Обобщить знания по теме «Районирование России»;
2.Развивать умение работать с картой; проверить умение определять экономическй район по некоторым признакам;
3. Прививать интерес к предмету.

Оборудование : политико-административная карта, ноутбук, мультимедийный проектор, презентация «Районирование России».

Тип урока: урок-обобщение.

Ход урока.

І. Оргмомент. Слайд № 1
ІІ. Сообщение темы и целей урока.
  Мы с вами изучили тему районирование территории России, познакомились с видами районирования. И сегодня мы с вами остановимся на экономическом районировании. Вспомним изученный материал и закрепим знания по данной теме.

ІІІ. Работа по теме.
  1 ) Что такое районирование? Слайд №2

(
Районирование – деление страны на районы, отличающиеся друг от друга природными, экономическими, историческими особенностями, условиями жизни людей.)
Районирование – важнейший метод изучения географии – единственной науки, для которой он является основным. Особенности и проблемы любой страны нельзя понять, не изучая её внутреннее территориальное разнообразие.

Слайд №3

— Для того чтобы начать изучение любой страны, её следует разделить на какие-то “естественные части” – районы. Особенно это важно при изучении   больших стран.
  — Районирование должно выполнять следующие функции:

-упорядочивать информацию о территории;

-синтезировать (объединять) информацию для её более глубокого понимания и выработки целостного представления о районах;

-создавать “образ района”, как для лиц, принимающих решение, так и для всего населения страны
    Слайд №4
 
Вы знаете, что существует несколько вариантов районирования.
 
Из предыдущих курсов изучения географии,  вы изучали природу России на основе деления ее   на физико-географические районы.  
  В 9 классе мы с вами познакомились с административно-территориальным районированием и с экономическим районированием.
  В 2000 году по указу президента Путина была образована новая федеративно-территориальная единица – федеральный округ. Всего образовано 7 федеральных округов.

Россия – огромная страна, которая имеет разнообразные природные условия и ресурсы, условия жизни людей, историю освоения.   А чем больше страна, тем труднее ею управлять из центра и тем важнее для нее районирование.
В основе деления страны на экономические районы лежит географическое разделение труда, которое выражается в специализации территории
-А как вы понимаете слово специализация территории? Что называется специализацией?
( Специализация   территории – сосредоточение в районе производства определённой продукции или определённого вида услуг)
-Сейчас мы выполним с вами задание на карточках «специализация» территории».
Слайд 5 (задание №1)
-Перечислите, записав в окошки те условия, которые необходимы для развития отраслей специализации:

(работа по карточкам.
Один ученик выполняет задание на компьютере)

— При выделении районов всегда соблюдаются определённые правила.   
Обратите внимание на экран
Слайд№ 6
1. Территория одной области не может относиться к разным экономическим районам.

2. Ни одно национальное образование (республика, округ) не может быть разделено границами экономических районов.

3. Экономический район – это территория страны, состоящая из нескольких субъектов, которая отличается от других своей специализацией.(например Центрально-Чернозёмный район состоит из нескольких областей Воронежская, Курская и т.д).  В России выделено 11 экономических районов.
2) Вот сейчас мы с вами повторим и закрепим знания экономических районов России .

Я сейчас буду давать краткую характеристику района, не называя его, а вы попробуйте определить о каком районе идет речь.

Характеристика №1 Слайд№7

1.       В этом районе важнейшими отраслями специализации являются машиностроение, гидроэнергетика, нефтехимия.

2.       Развит речной транспорт

3.        Развито транспортное машиностроение (производство автомобилей, самолетов, троллейбусов)
(Ответ:  Поволжье) ( КАМАЗы – Набережные Челны; Тольятти – ВАЗ; Ульяновск – УАЗ; Самолёты – Казань, Самара, Саратов. Вертолёты – Казань. Троллейбусы — Энгельс

Вопрос:   Какие города раньше назывались Царицын, Сталинград, Симбирск?
                                                                                (Волгоград)              Ульяновск         

Характеристика №2   Слайд №8    

1.       Это самый маленький по площади район.

2.       Важнейшая отрасль специализации – машиностроение.

3.       Крупнейший город района – морской порт
(Ответ: Северо-Западный район)

Задание: Показать на карте субъекты, входящие в состав Северо-Западного района
(-Ленинградская область
— Псковская область
— Новгородская область
-город федерального назначения — Санкт-Петербург
)      

Характеристика №3    Слайд №9

1.       На территории этого района находится несколько крупных морских портов.

2.       Отраслями специализации являются рыбная, цветная металлургия, лесная.

3.       Район имеет территориальные претензии со стороны «морского соседа»
(Ответ: Дальний Восток)
вопрос:   Район имеет территориальные претензии со стороны «морского соседа»  — о каких претензиях идет речь?  
(Несмотря на разногласия этих двух стран Япония заинтересована в развитии отношений с Россией ( ближайшим соседом), как крупным рынком сырья, рынком сбыта японской радио-, телеаппаратуры, автомобилей. Россия – транзитная страна. Железные дороги России – это кратчайший путь для японских товаров в Европу.
 Япония – развитая страна, для России она интересна новыми технологиями, возможностью инвестиций и т.д. Но последние события в Японии настораживают и неизвестно как сложатся для Японии) (Фокусима).

Характеристика №4 Слайд №10

1.     В этом экономическом районе ведется добыча железной руды.

2.     В районе нет ни одного города-миллионника.

3.   Благодаря плодородным почвам отраслью специализации является сельское хозяйство (илиАПК).
    (Ответ: Центрально-Чернозёмный район)
Задание: 1.Показать на карте области, входящие в состав Ц-Ч. Района
(- Воронежская область
— Белгородская область
— Липецкая область
Тамбовская область
-Курская область (и иногда относят и  Орловскую)
-Пензенская область
— Республика Мордовия

2. Заслушайте отрывок из рассказа «Хорь и Калиныч» Ивана Сергеевича Тургенева в Записках охотника»

Кому случалось из Болховского уезда в перебираться в Жиздринский, того, вероятно, поражала резкая разница между породой людей в орловской губернии и калужской породой. Орловский мужик невелик ростом, сутуловат, угрюм, глядит исподлобья, живет в дрянных осиновых избенках, ходит на барщину, торговлей не занимается, ест плохо, носит лапти; калужский оброчный мужик обитает в просторных сосновых избах, высок ростом, глядит смело и весело, лицом чист и бел, торгует маслом и дёгтем и по праздниках ходит в сапогах. Орловская деревня (мы говорим о восточной части орловской губернии) обыкновенно расположена среди распаханных полей, близ оврага, кое-как превращенного в грязный пруд. Изба лепится к избе, крыши закиданы гнилой соломой… Калужская деревня, напротив, большей частью окружена лесом; избы стоят вольней и прямей, крыты тёсом; ворота плотно запираются, плетень на задворке не разметан и не вывалился наружу…И для охотника в Калужской губернии лучше. В орловской губернии последние леса исчезнут лет через пять, а болот и в помине нет; в калужской, напротив, засеки тянутся на сотни, болота на десятки верст…

 

— в чем же причина того, что население, имеющее гораздо лучшие природные условия, плодороднейшие чернозёмные почвы, в итоге оказались в худших условиях жизни. Почему же «орловский мужик угрюм, глядит исподлобья, а калужский глядит смело и весело?
( Ответ: У   жителей Ц-Ч района было однообразие видов деятельности – они занимались преимущественно земледелием. Чрезмерная распашка привела к резкому взрастанию водной эрозии и потере гумуса в почвах. Чернозем уже не сохранился в полной мере уже в XІX веке. В результате Центрально-Чернозёмный район оказался менее развит, чем его северный сосед.)

Характеристика №5 Слайд №12

1.       На западе района ведется добыча руд, а на востоке – топлива (угля, нефти, газа).

2.       Коренное население района относится к финно-угорской группе.

3.       Здесь недавно начата добыча алмазов.
(Ответ: Северный район)
Вопрос: На европейском Севере произошло несколько периодов колонизации. Что это за периоды?
(1. Новгородская колонизация привела к формированию поморов (Архангельская область, побережье Белого моря), которые занимались промыслом рыбы и морского зверя
2. Московская колонизация – монастырская привела к расселению русских вдоль рек и монастырей. Занимались они сельским хозяйством, охотой, солеварением)
3. Значительно увеличилась численность населения Севера старообрядцами (в период царствования Алексея Михайловича), которые уходили в таежные дебри от гонения за стремление   сохранить свою веру.
4. В сталинское время север заселялся заключенными (Архипелаг ГУЛАГ), которые прокладывали дороги(Печорскую железную дорогу, Беломоро-Балтийский канал), добывали полезные ископаемые, работали на лесоповале.

Доклад о старообрядцах

 

Характеристика №6 Слайд №13
1. Это один из самых крупных по площади районов России

2. Отраслями специализации являются гидроэнергетика, лесная, цветная металлургия.

3. На территории района нет городов – миллионников.
(Ответ: Восточная Сибирь)

Задание:   Показать на карте России какие субъекты входят в состав Восточной Сибири

(-Краноярский край с Таймырским АО и Эвенкийским АО

— Иркутская область с Усть-Ордынским Бурятским АО

— Читинская область с Агинским Бурятским АО

 — Республика Хакасия, Тыва, Бурятия.

Иногда сюда включают республику Саха (Якутию))

Характеристика №7 Слайд №14

1.       В районе очень благоприятные природные условия.

2.       Отрасли специализации АПК, рекреационное хозяйство.

3.       Важная проблема района – водная.

(Ответ: Северный Кавказ)

Вопрос: 1. Какое хозяйство называется рекреационным?
2. Сколько субъектов входит в состав северного Кавказа?(10)

 

Физкультмнутка –гимнастика для глаз.

Характеристика №8 Слайд №15

1.       В состав района входят только области.

2.       Это индустриальное ядро России.

3.       Отраслями специализации являются точное и наукоемкое машиностроение, химическая и текстильная промышленности.
(Ответ: Центральный район)

 

Вопрос:1. Почему местность назвали «бабьей стороной?»

(Из-за того, что из них уходило почти все мужское население в так называемый отход. Отходничество считалось престижным занятием. Например,  в Ярославской области мужчине было очень трудно жениться, если он ни разу не был в Петербурге или Москве. Такой парень считался «темнотой», «деревней».

 

2. Какие кустарные промыслы на территории Центрального района вам известны?
(в Лесном Заволжье – изделия из древесины
в южных районах – изделия из железа
в районе г.Кимры – кожаная обувь
в Гжельском районе – глиняная, фаянсовая и фарфоровая посуда

Нижегородская губерния – Хохломская роспись

Характеристика №9 Слайд №16

1.       Это район нефти, газа и угля.

2.       Значительная часть района заболочена

3.       Распространен «вахтовый» метод работы
(Ответ: Западная Сибирь)

Задание: показать на карте территорию Западной Сибири и субъекты входящие в ее состав:
(- Тюменская область с Ханты – Мансийским АО и Ямало-Ненецким АО
 — Новосибирская
— Томская
 — Омская
 — Кемеровская
— Алтайский край (г.Барнаул)

— Республика Алтай (столица г.Горно-Алтайск))

Характеристика №10 Слайд №17

1.       На территории   района находится старая металлургическая база

2.       Это сухопутный район.

3.       Одна из отраслей специализации – тяжелое машиностроение.
(Ответ: Урал)

Вопрос: Известно, что Урал очень беден водными ресурсами. Как на Урале решалась водная проблема?
(Создано около 300 прудов)

 

Итак, ребята, мы с вами рассмотрели все экономические районы России, но у нас остался один субъект, который мы не назвали, но который имеет очень важное значение для России.

 

( Калининградская область – находится единственный в мире карьер по добыче янтаря. Это наиболее приближенный к Европе российский регион, наиболее удобная база для рыболовства и торговли в Атлантике)

   Слайд№18 —
А сейчас мы с вами выполним следующее задание №2 некоторые экономические районы по определённым признакам объединены в макрорегионы . В России их 2 макрорегиона . Вспомните   названия   и регионы, входящие в их состав:
( Центральная Россия:
Центральный район, Центрально-Черноземный район, Волго-Вятский и Северо-Запаный.
Восточный макрорегион
Западная Сибирь, Восточная Сибирь   Дальний Восток)

 

Слайд №19  В следующем задании вспомним с вами еще раз карту, вспомним взаиморасположение экономических районов и заполним схему.
Домашнее задание.
    Заполнить таблицу «Выгодность расположения данного района в системе других районов»

  Итог урока.

-Скажите, ребята, для чего же нам необходимо знать районирование?  (Дать учащимся возможность обсудить данный вопрос и сформулировать ответ.) Слайд№20

Народ любой страны должен представлять, в какой стране он живёт, а каждый житель – иметь хотя бы элементарное представление и о своём районе, и о других частях страны.

Выставление оценок.  

videouroki.net

Презентация на тему: «Районирование России»

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

РАЙОНИРОВАНИЕ РОССИИ

2 слайд Описание слайда:

Районирование – важнейший метод изучения географии Районирование – деление страны на районы, отличающиеся друг от друга природными, экономическими, историческими особенностями, условиями жизни людей.

3 слайд Описание слайда:

ВАРИАНТЫ РАЙОНИРОВАНИЯ В РОССИИ Физико-географическое Административно-территориальное Экономическое Русская равнина Урал Кавказ Западная Сибирь Восточная Сибирь Дальний Восток Горы юга Сибири Республика Край Автономные округа Автономная область Области Города федерального значения Европейский Север Европейский Юг Центральный Центрально-Чернозёмный Волго-Вятский Северо-Западный Поволжский Уральский Западная Сибирь Восточная Сибирь Дальний Восток

4 слайд Описание слайда:

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ Россия – федеративное государство. Административно-территориальное устройство России определено ее Конституцией, принятой 12 декабря 1993 г. * Федерация (лат. foederatio — объединение, союз) – форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями (административно-территориальными единицами), обладающими юридически определенной политической самостоятельностью.

5 слайд Описание слайда:

Субъект федерации — это территория , наделенная правами и обязанностями

6 слайд Описание слайда:

85 субъектов РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ По состоянию на 1 апреля 2014 года

7 слайд Описание слайда:

СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (на 01.04.2014 г.) Карелия Коми Чувашия Мордовия Марий Эл Татарстан Калмыкия Башкортостан Удмуртия Адыгея Дагестан Республики — 22 12. Ингушетия 13. Кабардино-Балкария 14. Карачаево-Черкесия 15. Северная Осетия 16. Чеченская 17. Алтай 18. Тыва (Тува) 19. Хакассия 20. Бурятия 21. Якутия (Саха) 22. Крым Автономные округа — 4 Ханты-Мансийский Ямало-Ненецкий Ненецкий Чукотский Автономная область — 1 1. Еврейская Края — 9 Ставропольский Краснодарский Пермский Красноярский 5. Алтайский 6. Камчатский 7. Хабаровский 8. Приморский 9. Забайкальский Области – 46 Города федерального значения – 3 Москва, Санкт-Петербург, Севастополь Федеральные округа – 8

8 слайд Описание слайда:

ФЕДЕРА́ЛЬНЫЕ ОКРУГА РОССИИ (9) 1 Центральный федеральный округ — г. Москва 2 Южный федеральный округ — г. Ростов-на-Дону 3 Северо-Западный федеральный округ — г. Санкт-Петербург 4 Дальневосточный федеральный округ — г. Хабаровск 5 Сибирский федеральный округ — г. Новосибирск

9 слайд Описание слайда:

ФЕДЕРА́ЛЬНЫЕ ОКРУГА́ РОССИИ (9) 6 Уральский федеральный округ — г. Екатеринбург 7 Приволжский федеральный округ — г. Нижний Новгород 8 Северо-Кавказский федеральный округ — г. Пятигорск

10 слайд Описание слайда:

1. Алтайский край (Барнаул) 2. Камчатский край  (Петропавловск-Камчатский) 3. Хабаровский край  (Хабаровск) 4. Краснодарский край (Краснодар) 5. Красноярский край  (Красноярск) КРАЯ РОССИИ (9)

11 слайд Описание слайда:

6. Пермский край  (Пермь) 7. Приморский край  (Владивосток) 8. Ставропольский край (Ставрополь) 9. Забайкальский край (Чита) КРАЯ РОССИИ (9)

12 слайд Описание слайда:

РЕСПУБЛИКИ РОССИИ (22) 1. Республика Адыгея (Майкоп) 2. Республика Алтай (Горно-Алтайск) 3. Республика Башкортостан (Уфа) 4. Республика Бурятия (Улан-Удэ) 5. Республика Дагестан (Махачкала) 6. Республика Ингушетия (Магас) 7. Кабардино-Балкарская Республика (Нальчик) 8. Республика Калмыкия(Элиста)

13 слайд Описание слайда:

РЕСПУБЛИКИ РОССИИ (22) 9. Карачаево-Черкесская Республика(Черкесск) 10. Республика Карелия(Петрозаводск) 11. Республика Коми(Сыктывкар) 12. Республика Марий Эл (Йошкар-Ола) 13. Республика Мордовия(Саранск) 14. Республика Саха (Якутия) (Якутск) 15. Республика Северная Осетия-Алания (Владикавказ)

14 слайд Описание слайда:

РЕСПУБЛИКИ РОССИИ (22) 16. Республика Татарстан (Казань) 17. Республика Тыва (Кызыл) 18. Удмуртская Республика (Ижевск) 19. Республика Хакасия (Абакан) 20. Чеченская Республика (Грозный) 21. Чувашская Республика (Чебоксары) 22. Республика Крым (Симферополь)

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-086994

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Конспект урока географии в 9-м классе по теме «Районирование территории России»

Разделы: География


Цели:

  • обучающая:
  • сформировать представление об экономических районах России; познакомить учащихся с основными функциями и видами районирования;
  • развивающая:
  • продолжить формирование картографических умений, умений самостоятельно работать с источниками информации;
  • воспитательная
  • : развивать коммуникативные умения учащихся в парной и групповой работе.

Форма урока: урок-презентация.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник, географическая карта “Федеральные округа”, “Административно-территориальное деление России”, “Экономические районы России”, контурные карты.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Подготовка рабочего места, приветствие, настрой на работу.

Деление учащихся на группы.

2. Актуализация и целеполагание.

— Сегодня на уроке мы продолжим изучение нашей страны. А что станет предметом нашего изучения, вы скажете после того, как выполните задание.

Работа в паре у компьютера

(Приложение 1, слайд 1)

Задание: сопоставьте предмет науки и метод его изучения.

Химия

Ботаника

Геология

История

География

периодизация эпох.

периодическая система

хронология

классификация видов и систематика

?

Задание в готовом виде.

Химия – периодическая система

Ботаника – классификация видов и систематика

Геология – периодизация эпох

История – хронология

География – ?

— Основным методом изучения географии является районирование.

— Определите тему нашего урока.

Запись темы урока в тетрадь.

(Приложение 1, слайд 2)

— Что такое районирование?

— От какого слова оно произошло?

— Что значит район? (Обсуждение в парах)

— Какие цели и задачи вы ставите перед собой на сегодняшний урок географии? Дополните предложение: “Сегодня на уроке я хочу…”

— Поделитесь своими мыслями вслух.

— В ходе урока мы раскроем такие понятия, как “экономический район”, “отрасль специализации”, познакомимся с основными функциями и видами районирования.

3. Изучение нового материала.

— Районирование – важнейший метод географии – единственной науки, для которой он является основным. Особенности и проблемы любой страны нельзя понять, не изучая её внутреннее территориальное разнообразие. Без глубокого изучения порайонных географических особенностей невозможно решение сложных проблем и самих районов, и страны в целом.

(Приложение 1, слайд 3)

Районирование – деление страны на районы, отличающиеся друг от друга природными, экономическими, историческими особенностями, условиями жизни людей.

-А с какой целью и для чего проводят районирование? (Дать учащимся возможность обсудить данный вопрос и сформулировать ответ.)

(Приложение 1, слайд 4)

— Районирование должно выполнять следующие функции:

  • упорядочивать информацию о территории;
  • синтезировать (объединять) информацию для её более глубокого понимания и выработки целостного представления о районах;
  • создавать “образ района”, как для лиц, принимающих решение, так и для всего населения страны.

(Приложение 1, слайд 5)

— Последняя функция важна для “самопознания страны”: народ любой страны должен представлять, в какой стране он живёт, а каждый житель – иметь хотя бы элементарное представление и о своём районе, и о других частях страны.

(Приложение 1, слайд 6)

— Районирование может производиться с различных позиций, для разных целей, с использованием различных методик. В географии используют разные варианты районирования. Оно может быть:

  • “сплошное” или “выборочное”;
  • “стабильное” или “плавающее”;
  • “объективное” или “субъективное”;
  • иерархическое или одноуровневое;
  • проблемное или исследовательское;
  • индивидуальное или типологическое;
  • частное или комплексное;
  • однородное или узловое;
  • морфологическое, генетическое или функциональное.

(Приложение 1, слайд 7)

— Какие группы районов вы можете назвать? По каким признакам они выделены?

  1. Субъекты федерации – по национальному, территориальному, государственному устройству.
  2. Природные зоны – по физико-географическому.
  3. Основная зона и зона Севера – по степени заселённости территории.
  4. По степени благоприятности природных условий и жизни населения – благоприятные, неблагоприятные и экстремальные.

— В России районирование проводится в соответствии с экономическими, национальными, административными принципами.

— Для того чтобы начать изучение любой страны, её следует разделить на какие-то “естественные части” – районы. Особенно это важно при изучении таких больших стран, как Россия. В 8-м классе вы изучали природу России на основе деления её на физико-географические районы. Назовите эти районы. (Учащиеся перечисляют названия: Восточно-Европейская равнина, Урал, Кавказ, горы Южной Сибири, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток).

(Приложение 1, слайд 8)

— Чем больше страна, тем труднее ею управлять из центра и тем важнее для неё разделение территории на части, каждая из которых обладает определённой самостоятельностью при решении местных вопросов, т.е. самоуправлением. Россия в разные периоды своей истории делилась на воеводства, наместничества, губернии, генерал-губернаторства и т.д.

— Современное административно-территориальное устройство России определено Конституцией, принятой 12 декабря 1993года. В последнее время всё чаще стали происходить изменения в определении статуса некоторых субъектов федерации. Пермская и Камчатская области стали называться краем. Иркутская область объединилась с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом. В состав Красноярского края вошли Таймырский и Эвенкийский автономные округа. Возможно это не последние изменения в административном устройстве нашей страны. Российская Федерация состоит уже не из 89, а из 84 равноправных субъектов (по последним данным ИТАР).

— В мае 2000 года по указу Президента были образованы 7 федеральных округов. Они непосредственно подчинены Президенту через назначаемых в них полномочных представителей. Таким образом, структура административно-территориального деления России дополнилась “верхним этажом” – федеральными округами, при увеличении числа городов федерального подчинения, помимо Москвы и Санкт-Петербурга это: Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск и Хабаровск.

— А что лежит в основе деления страны на экономические районы?

(В основе деления страны на экономические районы лежит географическое разделение труда, которое выражается в специализации территории)

(Приложение 1, слайд 9)

— Какие правила надо соблюдать при выделении районов?

  1. Территория одной области не может относиться к разным экономическим районам.
  2. Ни одно национальное образование (республика, округ) не может быть разделено границами экономических районов.

Работа по карте учебника. “Экономические районы России” (парная работа).

Показать на карте экономические районы страны.

(Приложение 1, слайд 10)

Пары объединяются в группы.

— Прочитайте задания, и выберите себе одно из них, в соответствии с номером группы.

Задание 1 группе: (Приложение 1, слайд 11)

  1. Дать определение понятию “экономический район”.
  2. Напишите названия макрорегионов России и районов, входящих в их состав.

Результат работы.

1. Экономический район – это территория страны, состоящая из нескольких субъектов, которая отличается от других своей специализацией. В России выделено 11 экономических районов. Основой для деления страны на экономические районы является географическое разделение труда. Такое деление страны часто называют “госплановским”, т.к. эту схему районирования разработал Госплан. Это районирование используется проектными организациями, по нему сводится статистика.

2.

Западный макрорегион

Северный

Северо-Западный

Центральный

Волго-Вятский

Центрально-Чернозёмный

Поволжский

Северо-Кавказский

Уральский

Восточный макрорегион

Западно-Сибирский

Восточно-Сибирский

Дальневосточный

Задание 2 группе. (Приложение 1, слайд 12)

  1. Дать определение понятию “специализация”
  2. Представить отличительные черты специализации в виде схемы

Результат работы может быть представлен в виде модели, словесного рассказа с показом на карте, с объяснением решения задачи на классной доске.

(Схема)

Задание 3 группе: (Приложение 1, слайд 13)

— Указать на схеме расположение экономических районов страны.

(Схема)

Задание 4 группе. (Приложение 1, слайд 14)

1. Определите ранг соседства района с другими районами России (заполнить таблицу).

На работу в группах даётся 15 минут. Учащиеся пользуются учебником, получают консультацию от учителя.

4. Подведение итогов урока. Закрепление полученных знаний.

Учащиеся выполняют тест на самопроверку (Приложение 2) и (Приложение 3)на оценку по теме “Экономическое и административное районирование”.

Литература:

  1. Библиотека электронных наглядных пособий “География”. Республиканский мультимедиа центр Минобразования России по заказу Министерства образования Российской Федерации. 2003 г., Москва.
  2. В.П.Дронов, В.Я.Ром. “География России: население и хозяйство” 9-й класс (М.:Дрофа).
  3. А.И.Алексеев, В.В.Николина “География: население и хозяйство России”, 9-й класс, (М.: Просвещение).
  4. Е.А.Жижина “Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России. 9-й класс. – М.: “ВАКО”, 2005.

22.02.2008

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *