Содержание

Распутин, Анализ произведения Уроки французского

Рассказ Распутина «Уроки французского» — это произведение, где автор изобразил небольшой промежуток из жизни деревенского мальчика, который родился в бедной семье, где голод и холод были привычным явлением. Ознакомившись с работой Распутина «Уроки французского» и его кратким содержанием, мы видим, что писатель затрагивает проблему сельских жителей, которым приходится адаптироваться к городской жизни, здесь затронута и тяжелая жизнь в послевоенные годы, также автор показал взаимоотношения в коллективе, а еще, и это наверное основная мысль и идея данного произведения, автор показал тонкую грань между такими понятиями, как аморальность и нравственность.

Герои рассказа Распутина «Уроки французского»

Героями рассказа Распутина «Уроки французского» являются учительница французского языка и одиннадцатилетний мальчик. Именно вокруг этих персонажей строится сюжет всего произведения. Автор рассказывает о мальчике, которому пришлось уехать в город, чтобы продолжить свое школьное образование, так как в деревне школа была только до четвертого класса. В связи с этим ребенку пришлось рано покинуть родительское гнездо и самостоятельно выживать.

Конечно, он жил с тетей, но от этого легче не становилось. Тетя со своими детьми объедала парня. Они ели продукты, передаваемые матерью мальчика, которых и так не хватало. Из-за этого ребенок не доедал и чувство голода преследовало его постоянно, поэтому он связывается с компанией мальчиков, которые на деньги играли в игру. Чтобы заработать денег, он решается также с ними играть и начинает выигрывать, становясь лучшим игроком, за что и поплатился в один прекрасный день.

Тут приходит на помощь учительница Лидия Михайловна, которая видела, что ребенок играет из-за своего положения, играет, чтобы выжить. Учительница предлагает школьнику заниматься французским дома. Под видом подтянуть его знания по этому предмету, учительница таким образом решила кормить школьника, но мальчик отказывался от угощений, ведь он был горд. Отказался он и от посылки с макаронами, раскусив замысел учительницы. И тут учительница идет на хитрость. Женщина предлагает ученику играть в игру на деньги. И вот здесь мы видим тонкую грань между нравственным и аморальным. С одной стороны это плохо и ужасно, но с другой стороны мы видим добрый поступок, ведь цель этой игры не обогащение за счет ребенка, а помощь ему, возможность справедливо и честно заработать деньги, на которые бы мальчик купил еду.

Учительница Распутина в произведении «Уроки французского» жертвует своей репутацией и работой, всего лишь решившись на бескорыстную помощь, и в этом кульминация произведения. Потеряла работу, так как за игрой на деньги ее и школьника застал директор. Мог ли он поступит иначе? Нет, ведь он увидел аморальный поступок, не разбираясь в мелочах. Могла ли поступить иначе учительница? Нет, так как ей очень хотелось спасти ребенка от голодной смерти. Причем она не забыла о своем ученике и на своей родине, прислав оттуда ящик с яблоками, которые ребенок видел только на картинках.

Распутин «Уроки французского» краткий анализ

Прочитав работу Распутина «Уроки французского» и делая его анализ, мы понимаем, что здесь ведется речь не столько об школьных уроках по французскому, сколько автор учит нас доброте, чуткости, сопереживанию. Автор показал на примере учительницы из рассказа, каким должен быть на самом деле учитель и это не только человек, который дарит детям знания, но и который воспитывает в нас искренние, благородные чувства и действия.

Распутин, Анализ произведения Уроки французского

3.9 (77.5%) 16 votes


На этой странице искали :
  • уроки французского анализ
  • анализ уроки французского распутин
  • в распутин
  • Критический материал на Рассказ Уроки французского
  • распутин урок французского языка рассказ о жизни героя до отъезда в школу

sochinyshka.ru

Отзыв о рассказе В.Распутина «Уроки французского»

Главные герои рассказа «Уроки французского» — деревенский мальчишка, который вынужден уехать на учебу в город, и школьная учительница, Лидия Михайловна. Действие рассказа происходит в послевоенные годы. Страна еще не оправилась от потрясений, вызванных войной. Люди жили бедно, порой не хватало и еды, не говоря уже о полноценных школах в сельской местности. В деревне, где жил герой рассказа, была только начальная школа, а мальчик обладал определенными способностями и мать сделала все для того, чтобы ее сын продолжил учебу. Она договорилась со знакомой в ближайшем городе и определила мальчика к ней на постой. Учение в городской школе шло хорошо, за исключением французского языка, который не давался сельскому мальчишке в части произношения. Со временем обозначилась и другая проблема – хронический голод. Продуктов, которые из деревни присылала мать, не хватало и, чтобы как-то решить проблему, герой рассказа начал играть на деньги с местными ребятами. Обладая упорным характером и способностями, он скоро начал выигрывать. Это дало ему возможность каждый день покупать на рынке кружку молока. Но старшие ребята, организовавшие игру, были недовольны постоянными выигрышами новичка, и они прогнали его, предварительно избив.

В школе учительница французского языка, Лидия Михайловна, которая одновременно была и классным руководителем главного героя рассказа, узнала об истории с уличной игрой, и сумела понять причины, заставившие способного к учебе мальчика играть на деньги. Она решила помочь своему ученику и под предлогом дополнительных занятий французским языком стала приглашать его к себе на квартиру. Но попытки подкормить голодавшего ребенка наткнулись на его упорное сопротивление. Мальчик никоим образом не хотел выглядеть нахлебником и отказывался от еды, предлагаемой учительницей. Тогда Лидия Михайловна придумала хитрый ход. Вспомнив, что мальчик когда-то играл на деньги, чтобы купить молоко, она сумела убедить мальчика играть с ней в одну из таких игр под названием «пристенок» и стала намеренно проигрывать ему небольшие суммы, на которые он смог вновь покупать молоко. Но вскоре зашедший в гости к Лидии Михайловне директор школы застал их за азартной игрой, и учительнице пришлось уволиться и уехать из этих мест.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа «Уроки французского» состоит в том, что нередко в нашей жизни понятия «плохое» и «хорошее» имеют относительное значение. Да, учительница совершила нехороший поступок, она играла с учеником в азартную игру на деньги. Но ее мотивом была помощь голодающему мальчику, который в силу природной гордости отказывался от бесплатных угощений. Трудно сказать, была ли права Лидия Михайловна, выбрав именно такой способ помощи мальчику. Но она искренне пыталась помочь способному ребенку, тянущемуся к знаниям, и голодающему при этом. Она наблюдала в своем классе сытых учеников, которых знания совершенно не интересовали.

Рассказ «Уроки французского» учит быть упорным в учебе, невзирая на трудности с этим связанные. Герой рассказа учился только на пятерки по всем предметам, за исключением французского, который трудно давался вчерашнему сельскому жителю. Но и тут он справился и с помощью Лидии Михайловны освоил незнакомый для него язык.

В рассказе мне понравилась учительница французского языка, Лидия Михайловна, которая не осталась равнодушной к судьбе способного деревенского мальчика и, как умела, помогала ему выжить в суровое послевоенное время. А когда вскрылась история с азартной игрой, она, не задумываясь, взяла всю вину на себя и покинула школу, сказав мальчику, что его никто не будет наказывать за эту историю.

Какие пословицы подходят к рассказу «Уроки французского»?

Без терпенья нет ученья.
Ученику — удача, учителю — радость.
Доброму человеку помощь — не убыток.

madamelavie.ru

Анализ рассказа Валентина Распутина «Уроки французского»


автор: Ekaterina
29.09.2017

статьи

школьная программа

 

 

Этого писателя называли народным, деревенским. Его произведения часто рассказывают о нем самом, но при этом каждый читатель найдет на страницах и что-то очень личное для себя. Речь идет о Валентине Распутине, выходце из маленькой деревни в Иркутской области, родившемся в простой крестьянской семье. Но, тем не менее, он сумел осуществить собственную мечту – стать профессиональным литератором.

Одним из самых известных рассказов автора считается произведение «Уроки французского»: его изучают в средних классах школы, по нему снят отечественный фильм, на него часто опираются, говоря о биографии Распутина. Дело в том, что это рассказ во многом автобиографичен.

Валентин сумел окончить лишь младшую школу в родной деревне: других учебных заведений здесь не было. На уровне четырёх классов простой общеобразовательной школы останавливалось образование большинства его ребят-земляков. Но Распутин был не таким – он страстно желал учиться. И он уезжает в районный центр для продолжения обучения, где живет абсолютно самостоятельно, несмотря на свой возраст.

Рассказ также повествует о мальчике, который вынужден был уехать в райцентр, чтобы иметь возможность продолжить образование.

Произведение захватывает небольшой промежуток жизни главного героя. Но и этого достаточно, чтобы суметь раскрыть основную тему: взаимоотношение ученика и преподавателя, а также нравственное становление одиннадцатилетнего мальчика под влиянием учителя.

В относительно коротком рассказе Распутину удается отразить целый каскад проблем: приспособление выходца из деревни к городской жизни, выживание в послевоенные годы, взаимоотношения в детском коллективе, тонкая грань между допустимым и запретным.

Главный герой – упорный, старательный мальчик 11-ти лет, он стремится учиться хорошо. Но ему тяжело жить одному, без постоянной поддержки родителей, испытывая голод и другие лишения раннего послевоенного времени. Подросток выделяется на фоне одноклассников: условия жизни заставили его резко повзрослеть. Но он стесняется своего образа жизни на грани нищеты, в душе он хочет думать о том, в какую игру поиграть с друзьями, а не о том, что съесть сегодня на ужин. К тому же он горд и никогда не пожалуется другим на трудности своего положения.

Второй главный герой рассказа — учительница французского, Лидия Михайловна. Она сразу обращает внимание на старательного, умного мальчика. Понимает всю сложность его положения и искренне хочет ему помочь. Но осознавая гордость ученика, ищет незаметные способы оказать эту помощь. Она дарит ему посылку с едой, зовет к себе домой под предлогом дополнительных занятий и пытается накормить.

Не сумев добиться своего, учительница находит необычный способ. Она начинает играть с подопечным на деньги. С этим и связана основная мысль произведения. Права ли учительница? Может ли помощь с ее стороны быть оказана таким путем? Безнравственен ли ее поступок?

С первого взгляда, учительница поступает неправильно. В ее действиях можно усмотреть педагогическое нарушение, за которое ее могут уволить из школы. Но описывая поступок, автор не упускает из внимания его цель. Ведь искреннее желание учителя спасти мальчика от голода могло было быть реализовано только через самостоятельное получение. Ребенок не примет подачки.

Но вот тут и возникает та самая грань между аморальным и нравственным. Почему учительница не попробовала другие способы? Например, можно было сделать мальчика репетитором, с которым бы расплачивались едой. Так он бы помогал другим ученикам и не голодал сам.

Кульминацией рассказа становится момент, когда их за игрой в «пристенок» застает сам директор школы. Так, из-за неуклюжего желания оказать помощь, рушится карьера Лидии Михайловны. Она уезжает из города и преподавание для нее остается теперь в прошлом.

Конец произведения позволяет читателю воспринять название рассказа в ином смысле.

Теперь «Уроки французского» — это не только учебные занятия по языку, но и жизненный урок, который преподали мальчику учитель и директор. Полезен ли был этот опыт? Конечно, да. Ведь именно после свалившегося на голову учительницы несчастья, мальчик смог открыто признаться той во всех своих трудностях. Он осознает, что именно сделал для него этот, казалось бы, чужой человек. И этот урок позволил доброму, умному и старательному мальчишке стать еще чуточку лучше.

Рассказ анализировала scarlett1211.

Советую почитать другие отзывы и статьи:

chitatelnica.ru

«Уроки французского» анализ | Kratkoe.com

«Уроки французского» анализ автобиографического рассказа Распутина Вы найдете в этой статье.

«Уроки французского» анализ рассказа

Автор — Валентин Распутин

Год написания — 1987

Жанр — рассказ

Тема «Уроки французского» – жизнь в послевоенные годы.

Идея «Уроки французского»: самоотверженная и бескорыстная доброта – вечная человеческая ценность.

Окончание рассказа говорит о том, что даже после расставания связь между людьми не нарушается, не исчезает:

«Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка…в ней лежали макароны и три красных яблока…Раньше я видел их только на картинке, но догадался, что это они».

«Уроки французского» проблематика

Распутин затрагивает проблемы нравственности, взросления, милосердия

Нравственная проблема в рассказе Распутина «Уроки французского» в воспитании ценностей человека — доброты, человеколюбия, уважения, любви. Мальчик, которому не хватает денег на еду, постоянно испытывает чувство голода, передач от материи ему не хватает. Кроме того мальчик был болен, а чтобы вылечиться, ему нужно было выпивать стакан молока в день. Он нашел способ заработать денег — играл с мальчишками в «чику». Он довольно успешно играл. Но получив деньги на молоко, уходил. Другие мальчишки посчитали это предательством. Они спровоцировали драку и избили его. Не зная чем ему помочь, учительница французского предложила мальчику прийти к ней на занятия и поесть. Но мальчик смущался, он не хотел таких «подачек». Тогда она предолжила ему игру на деньги.

Нравственное значение рассказа Распутина — в воспевании вечных ценностей — доброты и человеко­любия.

Распутин задумывается о судьбах детей, принявших на свои хрупкие плечи тяжелое бремя эпохи переворотов, войн и рево­люций Но, тем не менее, есть на свете доброта, способная пре­одолеть все трудности. Вера в светлый идеал доброты — харак­терная особенность произведений Распутина.

«Уроки французского» сюжет

Герой рассказа приезжает из деревни учиться в райцентр, где находится восьмилетка. Живется ему трудно, голодно — время послевоенное. В районе у мальчика нет ни родных, ни знакомых, он живет на квартире у чужой тети Нади.

Мальчик начинает играть в «чику», для того чтобы заработать деньги на молоко. В один из трудных моментов на помощь мальчику приходит молодая учительница французского языка. Она пошла против всех действующих правил, играя с ним у себя дома. Только так она могла дать ему деньги, чтобы он мог купить еду. Однажды за этой игрой их застал директор школы. Учительницу уволили, и она уехала к себе на Кубань. А после зимы она прислала автору посылку, в которой были макароны и яблоки, которые он видел только на картинке.

 

kratkoe.com

В чем смысл рассказа Распутина «Уроки французского»

«Уроки французского» В. Распутина — это очень хороший рассказ, который повествует о послевоенном времени глазами одиннадцатилетнего мальчишки, учащегося в школе. Сначала мы не понимаем, причем здесь уроки французского. О них мы узнаем только одно — что это нелюбимый предмет главного героя.

Но со второй половины рассказа мы начинаем понимать, что уроки французского — это не столько даже французский язык, сколько уроки доброты. Учительница главного героя, Лидия Михайловна, решила давать своему ученику индивидуальные занятия — чтобы улучшить его произношение. Но постепенно становится очевидным, что она не столько хотела обучить его французскому языку, сколько помочь ему справиться с тяжелой жизнью в городе. Ведь этот мальчик — он живет самостоятельно, вдалеке от своей родной деревни, своих родителей. Запасов еды, которые присылает ему мать, не хватает на всю неделю. Он даже вынужден голодать по нескольку дней подряд. Но очевидно, что этот мальчик очень умный и добрый. Он не задирист, в отличие от Вадима, старшеклассника, и не ябедничает. Но он ужасно одинок. Поэтому Лидия Михайловна и «прописывает» ему индивидуальные «уроки французского».

Эти уроки очень не нравятся главному герою. Ему мучительна сама мысль,


что нужно ходить домой в учительнице. Но вскоре он обнаруживает успехи во французском. Наконец, ему дается произношение этого сложного языка. Но на этом «уроки» не заканчиваются. Теперь Лидия Михайловна решила научить подопечного игре в «замеряшки» — игре на деньги.

Таким способом мальчик стал не только отстраняться от своей учительницы, но он и привык к ней. Они уже разговаривали на равных, веселились, спорили, играли. Мне кажется, что такие «уроки» доброты от Лидии Михайловны способствовали тому, что мальчик избавился от одиночества и от съедавшей его тоски. Он постепенно понял, что мир может быть очень добр к нему. И главным образом он обязан этим Лидии Михайловне с ее «уроками французского».

Поэтому, мне кажется, что название «Уроки французского» — это лишь зашифрованное название уроков доброты, сочувствия, помощи, которые добрая учительница преподнесла своему понимающему ученику.

schoolessay.ru

«Уроки французского»: анализ. Распутин, «Уроки французского»

Предлагаем ознакомиться с одним из лучших рассказов в творчестве Валентина Григорьевича и представляем его анализ. Распутин «Уроки французского» опубликовал в 1973 году. Сам писатель среди других своих произведений его не выделяет. Он отмечает, что ему не пришлось ничего выдумывать, ведь все описанное в рассказе происходило с ним. Фото автора представлено ниже.

Смысл названия этого рассказа

Два значения есть у слова «урок» в произведении, которое создал Распутин («Уроки французского»). Анализ рассказа позволяет отметить, что первое из них – посвященный некоторому предмету учебный час. Второе – это что-то поучительное. Именно такое значение становится определяющим для понимания замысла интересующего нас рассказа. Преподанные учительницей уроки сердечности и доброты мальчик пронес через всю свою жизнь.

Кому посвящен рассказ?

Копыловой Анастасии Прокопьевне посвятил Распутин «Уроки французского», анализ которых нас интересует. Эта женщина – мать Александра Вампилова, известного драматурга и друга Валентина Григорьевича. Она всю свою жизнь проработала в школе. Воспоминания детской жизни легли в основу рассказа. По словам самого писателя, события прошлого способны были согреть даже при слабом прикосновении.

Учительница французского

Лидия Михайловна в произведении названа собственным своим именем (ее фамилия –Молокова). Писатель в 1997 году рассказал о встречах с ней корреспонденту издания «Литература в школе». Он поведал о том, что Лидия Михайловна была у него в гостях, и они вспоминали школу, поселок Усть-Уда и многое из того счастливого и трудного времени.

Особенности жанра рассказа

По жанру «Уроки французского» – рассказ. На 20-е годы (Зощенко, Иванов, Бабель), а затем на 60-70-е (Шукшин, Казаков и др.) приходится расцвет советского рассказа. Этот жанр оперативнее всех других прозаических реагирует на изменения в жизни общества, поскольку он быстрее пишется.

Можно считать, что рассказ – первый и древнейший из литературных родов. Ведь краткий пересказ некоторого события, например, поединка с врагом, случая на охоте и тому подобных, является уже, по сути, устным рассказом. В отличие от всех других видов и родов искусства, рассказ человечеству присущ исконно. Он возник вместе с речью и является не просто средством передачи информации, но и выступает инструментом общественной памяти.

Произведение Валентина Григорьевича – реалистическое. От первого лица написал Распутин «Уроки французского». Анализируя его, заметим, что рассказ этот можно считать в полной мере автобиографическим.

Главные темы произведения

Начиная произведение, писатель задается вопросом о том, почему же мы чувствуем всякий раз вину перед учителями, как и перед родителями. И вину не за то, что было в школе, а за то, что стало с нами после. Таким образом, автор определяет главные темы своего произведения: взаимоотношения ученика и учителя, изображение освещенной нравственным и духовным смыслом жизни, становление героя, который приобретает благодаря Лидии Михайловне духовный опыт. Общение с учительницей, уроки французского стали для рассказчика воспитанием чувств, уроками жизни.

Игра на деньги

Игра учительницы с учеником на деньги, казалось бы, – безнравственный поступок. Однако что стоит за ним? Ответ на этот вопрос дает в произведении В. Г. Распутин («Уроки французского»). Анализ позволяет вскрыть мотивы, движущие Лидией Михайловной.

Видя, что в послевоенные голодные годы школьник недоедает, учительница приглашает его под видом дополнительных занятий к себе домой, чтобы подкормить. Она ему присылает посылку, якобы от матери. Но мальчик отказывается от ее помощи. Затея с посылкой успехом не увенчалась: в ней были «городские» продукты, и этим учительница себя выдала. Тогда Лидия Михайловна ему предлагает игру на деньги и, конечно, «проигрывает» для того, чтобы мальчик на эти копейки смог себе купить молока. Женщина счастлива, что этот обман ей удается. И ее вовсе не осуждает Распутин («Уроки французского»). Анализ, проведенный нами, позволяет даже сказать, что писатель ее поддерживает.

Кульминация произведения

Кульминация произведения наступает после этой игры. Рассказ до предела обостряет парадоксальность ситуации. Учительница не знала о том, что в то время такие взаимоотношения с подопечным могли привести к увольнению и даже к уголовной ответственности. Этого не знал до конца и мальчик. Но когда все же случилась беда, он стал понимать поведение своей школьной учительницы глубже и осознал некоторые аспекты жизни того времени.

Финал рассказа

Почти мелодраматическим является финал рассказа, который создал Распутин («Уроки французского»). Анализ произведения показывает, что посылка с антоновскими яблоками (а мальчик их никогда не пробовал, так как был жителем Сибири) как будто перекликается с неудачной первой посылкой с макаронами – городской едой. Этот финал, оказавшийся отнюдь не неожиданным, готовят и новые штрихи. Сердце деревенского недоверчивого мальчика в рассказе открывается перед чистотой учительницы. Рассказ Распутина удивительно современен. Писатель изобразил в нем мужество молодой женщины, прозрение невежественного, замкнутого ребенка, преподал читателю уроки человечности.

Идея рассказа состоит в том, чтобы мы учились чувствам, а не жизни у книг. Распутин отмечает, что литература – это воспитание чувств, таких как благородство, чистота, доброта.

Главные герои

Продолжим анализ произведения «Уроки французского» Распутина В. Г. описанием главных героев. Ими в рассказе являются 11-летний мальчик и Лидия Михайловна. Ей было в то время не больше 25 лет. Автор отмечает, что в ее лице не было жестокости. Она отнеслась к мальчику с сочувствием и пониманием, смогла оценить его целеустремленность. Учительница в своем ученике рассмотрела большие способности к обучению и была готова помочь им развиваться. Эта женщина наделена состраданием к людям, а также добротой. Ей пришлось пострадать за эти качества, лишившись своей работы.

В рассказе мальчик поражает целеустремленностью, желанием выучиться и выйти в люди при любых обстоятельствах. В пятый класс он пошел в 1948 году. В деревне, где жил мальчик, была лишь начальная школа. Поэтому ему пришлось отправиться в райцентр, находившийся за 50 км, для того, чтобы продолжить обучение. Впервые 11-летний мальчик волею обстоятельств оказался оторван от своей семьи, от привычного окружения. Но он понимает, что на него возлагают надежды не только родные, но и деревня. По мнению односельчан, он должен стать «ученым человеком». И герой все свои усилия прилагает для этого, преодолевая тоску по дому и голод для того, чтобы не подвести своих земляков.

С добротой, мудрым юмором, человечностью и психологической точностью изображает взаимоотношения с молодой учительницей голодного ученика Распутин («Уроки французского»). Анализ произведения, представленный в этой статье, поможет вам в них разобраться. Неспешно течет повествование, богатое бытовыми подробностями, однако его ритм постепенно захватывает.

Язык произведения

Прост и выразителен одновременно язык произведения, автор которого – Валентин Распутин («Уроки французского»). Анализ его языковых особенностей выявляет умелое использование в рассказе фразеологических оборотов. Автор тем самым добивается образности и выразительности произведения («продать с потрохами», «как снег на голову», «спустя рукава» и др.).

Одной из языковых особенностей является также наличие устаревшей лексики, которая была характерна для времени действия произведения, а также областных слов. Это, например: «квартировать», «полуторка», «чайная», «пошвыркать», «вякать», «тюкать», «хлюзда», «притайка». Проведя анализ повести Распутина «Уроки французского» самостоятельно, вы сможете найти и другие подобные слова.

Нравственное значение произведения

Главному герою рассказа пришлось учиться в сложное время. Серьезным испытанием для взрослых и детей были послевоенные годы. В детстве, как известно, гораздо острее и ярче воспринимается и плохое, и хорошее. Однако трудности также закаляют характер, и главный герой проявляет нередко такие качества, как решительность, выдержка, чувство меры, гордость, сила воли. Нравственное значение произведения заключается в воспевании вечных ценностей — человеколюбия и доброты.

Значение творчества Распутина

Творчество Валентина Распутина неизменно привлекает все новых читателей, поскольку рядом с бытовым, обыденным в его произведениях присутствуют всегда нравственные законы, духовные ценности, неповторимые характеры, противоречивый и сложный внутренний мир персонажей. Размышления писателя о человеке, о жизни, о природе помогают находить в окружающем мире и в себе неисчерпаемые запасы красоты и добра.

На этом завершаем анализ рассказа «Уроки французского». Распутин уже сейчас принадлежит к числу классических авторов, произведения которых изучаются в школе. Безусловно, это выдающийся мастер современной художественной литературы.

fb.ru

Распутин «Уроки французского» — анализ произведения

Рассказ «Уроки французского», анализ которого мы сейчас проводим, был напечатан в 1973 году. Несмотря на небольшой объём, произведение занимает важное место в творчестве Валентина Распутина. Многое внесено в повествование из собственного жизненного опыта, непростого детства и встреч с разными людьми.

Рассказ автобиографичен: в основу положены события послевоенного времени, когда Распутин учился в посёлке Усть-Уда за много километров от дома. Впоследствии Распутин говорил, что часто люди испытывают вину перед учителями так же, как и перед родителями, но не за то, что было в школе, а за то, что «сталось с нами после». Именно в детстве, по мнению писателя, ребёнок получает самые важные уроки в своей жизни. Об этих уроках, о дорогих людях, о становлении человека написан рассказ «Уроки французского».

Образ главного героя в рассказе Распутина «Уроки французского»

Герой рассказа во многом повторяет детскую судьбу автора, и анализ «Уроки французского» это хорошо иллюстрирует. В одиннадцать лет началась его самостоятельная жизнь: мать отправила его учиться в райцентр. В селе мальчик считался грамотеем: хорошо учился, читал и писал за старух письма, да ещё умел заполнять облигации. Но простого желания получать знания оказалось мало. Жил в райцентре была нелёгкой, как и везде в голодные послевоенные годы.

Часто мальчику нечего было есть, запасы картошки, привезённые матерью, быстро заканчивались. Как обнаружил ребёнок, продукты потихоньку воровал сын хозяйки дома, где он ютился. Уже здесь мы видим характер мальчика: его упорное желание хорошо учиться, несмотря на недоедание и тоску по дому, твёрдость воли и ответственность. Неслучайно он считал постыдным вернуться домой недоучившись и боролся со всеми сложностями. Продолжим анализ произведения «Уроки французского».

Чтобы избежать мучительного голода подростку пришлось решиться на не совсем законное дело: играть на деньги со старшими ребятами. Смышлёный мальчик быстро понял суть игры и разгадал секрет выигрыша. И вот в очередной раз мать прислала немного денег – мальчик решил сыграть. Распутин подчёркивает, что деньги он тратил на молоко и теперь не так остро чувствовал голод.

Но, разумеется, постоянные выигрыши чужака не радовали Вадика и его компанию. Поэтому вскоре герой поплатился за свою удачливость. Вадик поступил нечестно: перевернул монету. Во время драки, а точнее, избиения ребёнка тот всё равно пытался доказать свою правоту, твердил «перевернул». Эта ситуация показывает его упорство и нежелание соглашаться с ложью.

Но, конечно, не только эта ситуация стала для мальчика назиданием. Настоящим жизненным уроком стала для него помощь учительницы в непростой момент. После того как её ученика избили во второй раз, Лидия Михайловна поняла, что без её помощи не обойтись.

Если вы делаете анализ «Уроки французского», отметьте такую мысль: в произведении два рассказчика: повествование ведётся от первого лица, то есть от имени одиннадцатилетнего подростка, но события и люди показаны и прокомментированы уже взрослым человеком, писателем, с мудростью оглядывающимся на себя юного. Именно этот повзрослевший человек вспоминает свою застенчивость и гордость одновременно, когда он приходил к учительнице заниматься французским и отказывался от ужина, когда возмущённо говорил ей, что не может принять посылку. Именно этот взрослый человек понимает, как много значила для него Лидия Михайловна и как много сделала. Она научила его помогать людям и не бросать их в тяжёлой ситуации, быть благодарным и делать добро, не думая о признательности и не ожидая награды. В этом и заключается смысл названия рассказа «Уроки французского».

Образ учительницы в рассказе Распутина «Уроки французского»

Лидия Михайловна – реальный человек, учительница французского языка, преподававшая в небольшом посёлке. Мы видим её глазами героя. Она молода, красива, сам таинственный французский язык как будто придавал ей загадочность, мальчику казалось, что лёгкий запах духов – это «самое дыхание». Она показана тонким и чутким человеком. Внимательна к ученикам, не ругает за провинность (как это постоянно делает директор школы), а расспрашивает и вдумчиво слушает. Узнав, почему герой играл на деньги, несмотря на запреты, Лидия Михайловна пытается разными способами ему помочь: приглашает к себе домой заниматься французским, одновременно надеясь подкормить его, отправляет посылку с яблоками и макаронами. Но когда всё это не действует, решается сыграть на деньги с учеником. А впоследствии всю вину берёт на себя. Благодаря анализу произведения «Уроки французского» эта мысль ясно видна.

В ней есть искренность и весёлый задор. Она рассказывает, как сама училась в институте, какие красивые яблоки растут на её родине, а играя в «замеряшки», увлекалась и спорила. Именно она говорит в рассказе: «Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестаёт быть ребёнком».

Душевная красота и доброта учительницы запомнились мальчику на долгие годы. В рассказе он отдаёт дань памяти таким открытым, честным, бескорыстным людям.


Вы прочитали анализ произведения «Уроки французского» Распутина. Надеемся, что эта статья оказалась интересной для вас. Посетите раздел нашего сайта — литературный блог.

reedcafe.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о