Николай Носов. Детские рассказы читать.
Дата публикации: . Опубликовано в Николай Носов
Дата публикации: . Опубликовано в Николай Носов
Дата публикации: . Опубликовано в Николай Носов
- Автор: Николай Носов
- Рассказ: Витя Малеев в школе и дома
Подробнее
Дата публикации: . Опубликовано в Николай Носов
- Автор: Николай Носов
- Рассказ: Приключения Толи Клюквина
Подробнее
Дата публикации: . Опубликовано в Николай Носов
- Автор: Николай Носов
- Рассказ: Огородники
Подробнее
Дата публикации: . Опубликовано в Николай Носов
- Автор: Николай Носов
- Рассказ: Тук-тук-тук
Подробнее
Дата публикации: . Опубликовано в Николай Носов
- Автор: Николай Носов
- Рассказ: Бенгальские огни
Подробнее
Дата публикации: . Опубликовано в Николай Носов
Дата публикации: . Опубликовано в Николай Носов
Дата публикации: . Опубликовано в Николай Носов
- Автор: Николай Носов
- Рассказ: Ступеньки
Подробнее
Дата публикации: . Опубликовано в Николай Носов
Дата публикации: . Опубликовано в Николай Носов
Дата публикации: . Опубликовано в Николай Носов
- Автор: Николай Носов
- Рассказ: Живая шляпа
Подробнее
Дата публикации: . Опубликовано в Николай Носов
- Автор: Николай Носов
- Рассказ: Про репку
Подробнее
Дата публикации: . Опубликовано в Николай Носов
- Автор: Николай Носов
- Рассказ: Шурик у дедушки
Подробнее
Дата публикации: . Опубликовано в Николай Носов
- Автор: Николай Носов
- Рассказ: Затейники
Подробнее
Дата публикации: . Опубликовано в Николай Носов
Дата публикации: . Опубликовано в Николай Носов
- Автор: Николай Носов
- Рассказ: Три охотника
Подробнее
Дата публикации: . Опубликовано в Николай Носов
Дата публикации: . Опубликовано в Николай Носов
- Автор: Николай Носов
- Рассказ: Автомобиль
Подробнее
Дата публикации: . Опубликовано в Николай Носов
Дата публикации: . Опубликовано в Николай Носов
- Автор: Николай Носов
- Рассказ: Федина задача
Подробнее
Дата публикации: . Опубликовано в Николай Носов
Дата публикации: . Опубликовано в Николай Носов
- Автор: Николай Носов
- Рассказ: Фантазеры
Подробнее
Рассказы Николая Носова для детей читать онлайн
Содержание:
Автомобиль
Когда мы с Мишкой были совсем маленькими, нам очень хотелось покататься на автомобиле, только это никак не удавалось. Сколько мы ни просили шофёров, никто не хотел нас катать. Однажды мы гуляли во дворе. Вдруг смотрим - на улице, возле наших ворот, остановился автомобиль. Шофёр из машины вылез и куда-то ушёл. Мы подбежали. Я говорю:
— Это Волга.
А Мишка:
— Нет, это Москвич.
— Много ты понимаешь! — говорю я.
— Конечно, Москвич, — говорит Мишка. — Посмотри, какой у него капор.
— Какой, — говорю, — капор? Это у девчонок бывает капор-капор, а у машины — капот! Ты посмотри, какой кузов. Мишка посмотрел и говорит:
— Ну, такое пузо, как у Москвича.
— Это у тебя, — говорю, — пузо, а у машины никакого пуза нет.
— Ты же сам сказал пузо.
— Кузов я сказал, а не пузо! Эх, ты! Не понимаешь, а лезешь!
Мишка подошёл к автомобилю сзади и говорит:
— А у Волги разве есть буфер? Это у Москвича — буфер.
Я говорю:
— Ты бы лучше молчал. Выдумал ещё буфер какой-то. Буфер — это у вагона на железной дороге, а у автомобиля бампер. Бампер есть и у Москвича и у Волги.
Мишка потрогал бампер руками и говорит:
— На этот бампер можно сесть и поехать.
— Не надо, — говорю я ему.
А он:
— Да ты не бойся. Проедем немного и спрыгнем. Тут пришёл шофёр и сел в машину. Мишка подбежал сзади, уселся на бампер и шепчет:
— Садись скорей! Садись скорей!
Я говорю:
— Не надо!
А Мишка:
— Иди скорей! Эх ты, трусишка! Я подбежал, прицепился рядом. Машина тронулась и как помчится!
Мишка испугался и говорит:
— Я спрыгну! Я спрыгну!
— Не надо, — говорю, — расшибёшься! А он твердит:
— Я спрыгну! Я спрыгну!
И уже начал опускать одну ногу. Я оглянулся назад, а за нами другая машина мчится. Я кричу:
— Не смей! Смотри, сейчас тебя машина задавит!
Люди на тротуаре останавливаются, на нас смотрят. На перекрёстке милиционер засвистел в свисток. Мишка перепугался, спрыгнул на мостовую, а руки не отпускает, за бампер держится, ноги по земле волочатся. Я испугался, схватил его за шиворот и тащу вверх. Автомобиль остановился, а я всё тащу. Мишка наконец снова залез на бампер. Вокруг народ собрался. Я кричу:
— Держись, дурак, крепче!
Тут все засмеялись. Я увидел, что мы остановились, и слез.
— Слезай, — говорю Мишке.
А он с перепугу ничего не понимает. Насилу я оторвал его от этого бампера. Подбежал милиционер, номер записывает. Шофёр из кабины вылез - все на него набросились:
— Не видишь, что у тебя сзади делается?
А про нас забыли. Я шепчу Мишке:
— Пойдём!
Отошли мы в сторонку и бегом в переулок. Прибежали домой, запыхались. У Мишки обе коленки до крови ободраны и штаны порваны. Это он когда по мостовой на животе ехал. Досталось ему от мамы!
Потом Мишка говорит:
— Штаны — это ничего, зашить можно, а коленки сами заживут. Мне вот только шофёра жалко: ему, наверно, из-за нас достанется. Видал, милиционер номер машины записывал?
Я говорю:
— Надо было остаться и сказать, что шофёр не виноват.
— А мы милиционеру письмо напишем, — говорит Мишка.
Стали мы письмо писать. Писали, писали, листов двадцать бумаги испортили, наконец написали:
“Дорогой товарищ милиционер! Вы неправильно записали номер. То есть Вы записали номер правильно, только неправильно, что шофёр виноват. Шофёр не виноват: виноваты мы с Мишкой. Мы прицепились, а он не знал. Шофёр хороший и ездит правильно”.
На конверте написали:
“Угол улицы Горького и Большой Грузинской, получить милиционеру”.
Запечатали письмо и бросили в ящик. Наверно, дойдёт.
Важное решение
Это случилось после того, как взорвалась паровая машина, которую мы с Мишкой делали из консервной банки. Мишка слишком сильно нагрел воду, банка лопнула, и горячим паром ему обожгло руку. Хорошо, что Мишкина мама тут же намазала ему руку нафталановой мазью. Это очень хорошее средство. Кто не верит, пусть сам попробует. Только мазать нужно сейчас же, как обожжёшься, пока не сошла кожа.
После того как машина лопнула, Мишкина мама запретила нам с ней возиться и выбросила её в мусорный ящик. Пришлось нам некоторое время слоняться без дела. Скука была смертельная. Началась весна. Снег таял повсюду. По улицам журчали ручьи. Солнышко уже по-весеннему светило в окна. Но ничто нас не радовало. Такой уж у нас с Мишкой характер — нам обязательно нужно какое-нибудь занятие. Когда нечего делать, мы начинаем скучать и скучаем до тех пор, пока не находим какого-нибудь дела.
Один раз я прихожу к Мишке, а он сидит за столом, носом уткнулся в какую-то книгу, голову обхватил руками и ничего на свете, кроме этой книги, не видит и даже не замечает, что я пришёл. Я нарочно хлопнул погромче дверью, чтобы он обратил на меня внимание.
— А, это ты, Николадзе! — обрадовался Мишка. Он никогда не называл меня по имени. Вместо того чтобы сказать просто “Коля”, он называет меня то Никола, то Микола, то Микула Селянинович, то Миклухо-Маклай, а один раз даже стал называть по-гречески — Николаки. Словом, что ни день, то новое имя. Но я не обижаюсь. Пусть себе зовёт, если ему так нравится.
— Да, это я, — говорю я. — А что это у тебя за книжка? Чего ты в неё вцепился, как клещ?
— Очень интересная книга, — говорит Мишка. — Я её сегодня утром в газетном киоске купил.
Я посмотрел: на обложке — петух и курица и написано “Птицеводство”, а на каждой странице — какие-то курятники и чертежи.
— Что же тут интересного? — говорю я. — Это какая-то научная книжка.
— Вот и хорошо, что научная. Это тебе не какие-нибудь сказки. Тут всё правда. Это полезная книга.
Мишка такой человек — ему обязательно надо, чтоб от всего была польза. Когда у него бывают лишние деньги, он идёт в магазин и покупает какую-нибудь полезную книжку. Один раз он купил книгу, которая называется “Обратные тригонометрические функции и полиномы Чебышева”. Конечно, он ни слова в этой книжке не понял и решил прочитать её потом, когда немножко поумнеет. С тех пор эта книга лежит у него на полке — ждёт, когда он поумнеет.
Мишка отметил страницу, на которой читал, и закрыл книжку.
— Тут, брат, про всё есть, — сказал он, — как разводить кур, уток, гусей, индюков.
— Уж не собираешься ли ты разводить индюков? — спросил я.
— Нет, что ты! Просто интересно почитать про это. Оказывается, можно устроить такую машину — инкубатор, и цыплята сами будут выводиться, без курицы.
— Кто же этого не знает! — говорю я. — В прошлом году я был с мамой в колхозе и видел инкубатор. Там цыплята выводились каждый день штук по пятьсот или по тысяче. Их насилу успевали вынимать из инкубатора.
— Что ты говоришь! — удивился Мишка. — А я раньше не знал об этом. Я думал, что цыплят всегда высиживает курица. Когда мы жили в деревне, я видел, как наседка высиживает цыплят.
— Я тоже видел наседку. Но инкубатор гораздо лучше. Под наседку положишь десяток яиц — и всё, а в инкубатор можно заложить сразу тысячу.
— Я знаю, — говорит Мишка. — Здесь про это написано. И потом, пока курица сидит на яйцах и воспитывает цыплят, она не несёт яиц, а если цыплят высиживает инкубатор, курица всё время несётся, и яиц получается гораздо больше.
Мы стали высчитывать, сколько лишних яиц получится, если все куры не станут высиживать цыплят, а вместо этого будут нести яйца. Оказалось, что курица высиживает цыплят двадцать один день, потом она выращивает маленьких цыплят, так что пройдёт три месяца, прежде чем она снова начнёт нестись.
— Три месяца — это девяносто дней, — сказал Мишка. — Если бы курица не высиживала цыплят, она смогла бы снести за год на девяносто яиц больше. В каком-нибудь маленьком хозяйстве, где всего десять кур, за год получилось бы на девятьсот яиц больше. А если взять такое хозяйство, как колхоз или совхоз, где на птицеферме тысяча кур, то там получится на девяносто тысяч больше яиц. Подумать только — на девяносто тысяч!
Мы долго рассуждали о том, какая польза получается от инкубатора. Потом Мишка сказал:
— А что, если нам самим сделать маленький инкубатор, чтоб в нём вывелись из яиц цыплята?
— Как же мы это сделаем? — говорю я. — Ведь всё надо знать, как делать.
— Ничего хитрого нет, — говорит Мишка. — В книжке тут всё написано. Главное, чтобы яйца нагревались ровно двадцать один день подряд, и тогда из них выведутся цыплята.
Мне вдруг очень захотелось, чтоб у нас были маленькие цыплята, потому что я очень люблю всяких птиц и зверей. Осенью мы с Мишкой даже записались в кружок юннатов и работали в живом уголке, а потом Мишка придумал делать эту паровую машину, и мы перестали ходить на кружок. Витя Смирнов, который был у нас старостой, сказал, что вычеркнет нас из списка, если мы не будем работать, но мы сказали, что будем, и он не вычеркнул.
Мишка принялся рассказывать, как будет хорошо, когда у нас выведутся маленькие цыплята.
— Они будут такие хорошенькие! — говорил он. — Можно будет отгородить им угол на кухне, и пусть они там живут, а мы будем кормить их и ухаживать за ними.
— Но ведь придётся три недели возиться, пока они выведутся! - говорю я.
— Чего возиться? Сделаем инкубатор — они и выведутся. Я задумался.
Мишка с беспокойством поглядывал на меня. Я видел, что ему очень хочется взяться поскорее за дело.
— Ну ладно! — говорю я. — Делать нам всё равно нечего, попробуем.
— Я так и знал, что ты согласишься! — обрадовался Мишка. — Я и сам взялся бы за это дело, да мне без тебя скучно.
Выход найден
В эту ночь я долго не мог заснуть.
Целый час я лежал в постели и думал об инкубаторе. Сначала я хотел попросить мою маму, чтоб она разрешила нам жечь керосиновую лампу, но потом понял, что и моя мама не позволит нам возиться с огнём, так как она очень боится пожара и всегда прячет от меня спички. К тому же Мишкина мама отняла у нас керосиновую лампу и ни за что не отдала бы обратно. Все давно уже спали, а я думал об этом и никак не мог заснуть.
Вдруг в мою голову пришла очень хорошая мысль: “А что, если нагревать воду на электрической лампочке?”
Я потихоньку встал, зажёг настольную лампу и приложил к ней палец, чтобы узнать, много ли от электрической лампочки получается тепла. Лампочка быстро нагрелась, так что палец невозможно стало держать. Тогда я снял со стены градусник и прислонил к лампочке.
Ртуть быстро поднялась и упёрлась в верхний конец, так что на градуснике не хватило даже делений. Значит, тепла получалось много.
Я успокоился и повесил градусник на место. Впоследствии, через некоторое время, мы обнаружили, что этот градусник стал врать и показывать неправильную температуру. Когда в комнате было прохладно, он почему-то показывал градусов сорок жары, а когда становилось теплей, ртуть забиралась на самый верх и торчала там до тех пор, пока её не стряхивали. Меньше тридцати градусов жары он никогда не показывал, так что мы даже зимой могли бы прожить без отопления, если бы он не врал.
Может быть, это случилось оттого, что я прикладывал градусник к лампе? Не знаю.
На другой день я рассказал о своей выдумке Мишке.
Когда мы вернулись из школы, я выпросил у мамы старую настольную лампу, которая стояла у нас в шкафу, и мы решили попробовать нагревать воду электричеством. Мы поставили настольную лампу вместо керосиновой в ящик, а чтобы лампочка была поближе к банке с водой и лучше нагревала её, Мишка подложил под неё несколько книжек. Я включил электричество, и мы стали следить за градусником. Сначала ртуть в градуснике долго стояла на месте, и мы даже стали бояться, что у нас ничего не выйдет. Потом электрическая лампочка постепенно нагрела воду, и ртуть начала медленно подниматься кверху.
Через полчаса она поднялась до тридцати девяти градусов. Мишка от радости захлопал в ладоши и закричал:
— Ура! Вот она, настоящая куриная температура!.. Оказывается, электричество не хуже керосина.
— Конечно, — говорю, — не хуже. Электричество ещё даже лучше, потому что от керосина может случиться пожар, а от электричества ничего не получится.
Тут мы заметили, что ртуть в градуснике полезла выше и поднялась до сорока градусов.
— Стой! — закричал Мишка. — Стой! Смотри, куда она лезет!
— Надо как-нибудь остановить её, — говорю я.
— А как её остановишь? Если бы это была керосиновая лампа, можно было бы подкрутить фитилёк.
— Какой же тут фитилёк, когда это электричество!
— Никуда оно не годится, твоё электричество! — рассердился Мишка.
— Почему моё электричество? — обиделся я. — Оно такое же моё, как и твоё.
— Но это ведь ты выдумал нагревать электричеством. Смотри, уже сорок два градуса! Если так пойдёт, то все яйца сварятся и никаких цыплят не получится.
— Постой, — говорю я. — По-моему, надо лампочку опустить ниже, тогда она станет слабей нагревать воду и температура понизится.
Мы вытащили из-под лампы самую толстую книжку и стали смотреть, что будет. Ртуть медленно поползла вниз и опустилась до тридцати девяти градусов. Мы облегчённо вздохнули, и Мишка сказал:
— Ну, теперь всё в порядке. Можно начинать выводить цыплят. Сейчас я попрошу у мамы денег, а ты беги домой и тоже попроси денег. Мы сложимся вместе и купим в магазине десяток яиц.
Я побежал поскорей домой и стал просить у мамы денег на яйца.
Мама никак не могла понять, зачем мне понадобились яйца. Насилу я растолковал ей, что мы устроили инкубатор и хотим вывести цыплят.
— Да у вас ничего не выйдет, — сказала мама. — Шуточное ли дело — вывести без наседки цыплят! Вы только время потеряете даром.
Но я не отставал от мамы и всё просил.
— Ну хорошо, — согласилась мама. — А где же вы хотите покупать яйца?
— В магазине, — говорю я. — Где же ещё?
— Яйца из магазина для такого дела не годятся, — говорит мама. — Для цыплят нужны самые свежие яйца, которые курица недавно снесла, а из тех яиц, которые долго лежали, цыплята уже не выведутся.
Я вернулся к Мишке и рассказал ему, о чём говорила мне мама.
— Ах я разиня! — говорит Мишка. — Ведь и в книжке об этом написано. Совсем забыл!
Мы решили поехать на другой день в деревню к тёте Наташе, у которой мы жили в прошлом году на даче. У тёти Наташи свои куры, и мы были уверены, что достанем у неё самых свежих яиц.
Живая шляпа
Шляпа лежала на комоде, котёнок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки. Вдруг позади них что-то плюхнулось – упало на пол. Они обернулись и увидели на полу возле комода шляпу.
Вовка подошёл к комоду, нагнулся, хотел поднять шляпу – и вдруг как закричит:
– Ай-ай-ай! – и бегом в сторону.
– Чего ты? – спрашивает Вадик.
– Она жи-жи-живая!
– Кто живая?
– Шля-шля-шля-па.
– Что ты! Разве шляпы бывают живые?
– По-посмотри сам!
Вадик подошёл поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Он как закричит:
– Ай! – и прыг на диван. Вовка за ним.
Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на неё и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.
– Ай! Ой! – закричали ребята.
Соскочили с дивана – и бегом из комнаты. Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.
– Я у-у-хо-хо-жу! – говорит Вовка.
– Куда?
– Пойду к себе домой.
– Почему?
– Шляпы бо-боюсь! Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.
– А может быть, её кто-нибудь за верёвочку дёргает?
– Ну, пойди посмотри.
– Пойдём вместе. Я возьму клюшку. Если она к нам полезет, я её клюшкой тресну.
– Постой, я тоже клюшку возьму.
– Да у нас другой клюшки нет.
– Ну, я возьму лыжную палку.
Они взяли клюшку и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату.
– Где же она? – спрашивает Вадик.
– Вон там, возле стола.
– Сейчас я её как тресну клюшкой! – говорит Вадик. – Пусть только подлезет ближе, бродяга такая!
Но шляпа лежала возле стола и не двигалась.
– Ага, испугалась! – обрадовались ребята. – Боится лезть к нам.
– Сейчас я её спугну, – сказал Вадик.
Он стал стучать по полу клюшкой и кричать:
– Эй ты, шляпа!
Но шляпа не двигалась.
– Давай наберём картошки и будем в неё картошкой стрелять, – предложил Вовка.
Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять её в шляпу» Швыряли, швыряли, наконец Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху!
– Мяу! – закричало что-то. Глядь, из-под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котёнок выскочил.
– Васька! – обрадовались ребята.
– Наверно, он сидел на полу, а шляпа на него с комода упала, – догадался Вовка.
Вадик схватил Ваську и давай его обнимать!
– Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?
Но Васька ничего не ответил, он только фыркал и жмурился от света.
Заплатка
У Бобки были замечательные штаны: зеленые, вернее сказать, защитного цвета. Бобка их очень любил и всегда хвастался:
— Смотрите, ребята, какие у меня штаны. Солдатские!
Все ребята, конечно, завидовали. Ни у кого больше таких зеленых штанов не было.
Однажды Бобка полез через забор, зацепился за гвоздь и порвал эти замечательные штаны. От досады он чуть не заплакал, пошел поскорее домой и стал просить маму зашить.
Мама рассердилась:
— Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать, а я зашивать должна?
— Я больше не буду! Зашей, мама!
— Сам зашей.
— Так я же ведь не умею!
— Сумел порвать, сумей и зашить.
— Ну, я так буду ходить, — проворчал Бобка и пошел во двор.
Ребята увидели, что у него на штанах дырка, и стали смеяться.
— Какой же ты солдат, — говорят, — если у тебя штаны порваны?
А Бобка оправдывается:
— Я просил маму зашить, а она не хочет.
— Разве солдатам мамы штаны зашивают? — говорят ребята. - Солдат сам должен уметь все делать: и заплатку поставить и пуговицу пришить.
Бобке стало стыдно.
Пошел он домой, попросил у мамы иголку, нитку и лоскуток зеленой материи. Из материи он вырезал заплатку величиной с огурец и начал пришивать ее к штанам.
Дело это было нелегкое. К тому же Бобка очень спешил и колол себе пальцы иголкой.
— Чего ты колешься? Ах ты, противная! — говорил Бобка иголке и старался схватить ее за самый кончик, так чтоб не уколоться.
Наконец заплатка была пришита. Она торчала на штанах, словно сушеный гриб, а материя вокруг сморщилась так, что одна штанина даже стала короче.
— Ну, куда же это годится? — ворчал Бобка, разглядывая штаны. — Еще хуже, чем было! Придется все наново переделывать.
Он взял ножик и отпорол заплатку. Потом расправил ее, опять приложил к штанам, хорошенько обвел вокруг заплатки чернильным карандашом и стал пришивать ее снова. Теперь он шил не спеша, аккуратно и все время следил, чтобы заплатка не вылезала за черту.
Он долго возился, сопел и кряхтел, зато, когда все сделал, на заплатку было любо взглянуть. Она была пришита ровно, гладко и так крепко, что не отодрать и зубами.
Наконец Бобка надел штаны и вышел во двор. Ребята окружили его.
— Вот молодец! — говорили они. — А заплатка, смотрите, карандашом обведена. Сразу видно, что сам пришивал.
А Бобка вертелся во все стороны, чтобы всем было видно, и говорил:
— Эх, мне бы еще пуговицы научиться пришивать, да жаль, ни
одна не оторвалась! Ну ничего. Когда-нибудь оторвется — обязательно сам пришью.
Затейники
Мы с Валей затейники. Мы всегда затеваем какие-нибудь игры.
Один раз мы читали сказку «Три поросёнка». А потом стали играть. Сначала мы бегали по комнате, прыгали и кричали:
— Нам не страшен серый волк!
Потом мама ушла в магазин, а Валя сказала:
— Давай, Петя, сделаем себе домик, как у тех поросят, что в сказке.
Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол. Вот и получился дом. Мы залезли в него, а там темно-темно!
Валя говорит:
— Вот и хорошо, что у нас свой дом! Мы всегда будем здесь жить и никого к себе не пустим, а если серый волк придёт, мы его прогоним.
Я говорю:
— Жалко, что у нас в домике нет окон, очень темно!
— Ничего, — говорит Валя. — У поросят ведь домики бывают без окон.
Я спрашиваю:
— А ты меня видишь?
— Нет, а ты меня?
— И я, — говорю, — нет. Я даже себя не вижу.
Вдруг меня кто-то как схватит за ногу! Я как закричу! Выскочил из-под стола, а Валя за мной!
— Что ты? — спрашивает.
— Меня, — говорю, — кто-то схватил за ногу. Может быть, серый волк?
Валя испугалась и бегом из комнаты. Я — за ней. Выбежали в коридор и дверь захлопнули.
— Давай, — говорю, — дверь держать, чтобы он не открыл. Держали мы дверь, держали. Валя и говорит:
— Может быть, там никого нет?
Я говорю:
— А кто же тогда меня за ногу трогал?
— Это я, — говорит Валя, — я хотела узнать, где ты.
— Чего же ты раньше не сказала?
— Я, — говорит, — испугалась. Ты меня испугал.
Открыли мы дверь. В комнате никого нет. А к столу подойти всё-таки боимся: вдруг из-под него серый волк вылезет!
Я говорю:
— Пойди сними одеяло. А Валя говорит:
— Нет, ты пойди! Я говорю:
— Там же никого нет.
— А может быть, есть! Я подкрался на цыпочках к столу, дёрнул за край одеяла и бегом к двери. Одеяло упало, а под столом никого нет. Мы обрадовались. Хотели починить домик, только Валя говорит:
— Вдруг опять кто-нибудь за ногу схватит!
Так и не стали больше в „три поросёнка» играть.
Клякса
Я расскажу вам про Федю Рыбкина, о том, как он насмешил весь класс. У него была привычка смешить ребят. И ему было всё равно: перемена сейчас или урок. Так вот. Началось это с того, что Федя подрался с Гришей Копейкиным из-за флакончика туши. Только если сказать по правде, то никакой драки тут не было. Никто никого не бил. Они просто вырывали друг у друга из рук флакончик, а тушь из него выплеснулась, и одна капля попала Феде на лоб. От этого на лбу у него получилась чёрная клякса величиной с пятак.
Сначала Федя рассердился, а потом он увидел, что ребята смеются, глядя на его кляксу, и решил, что это даже лучше. И не стал смывать кляксу.
Скоро зазвонил звонок, пришла Зинаида Ивановна, и начался урок. Все ребята оглядывались на Федю и потихоньку смеялись над его кляксой. Феде очень нравилось, что он одним своим видом может смешить ребят. Он нарочно сунул палец в флакончик и измазал нос тушью. Тут уж никто без смеха не мог на него смотреть. В классе стало шумно.
Зинаида Ивановна сначала никак не могла понять, в чём дело, но скоро заметила Федину кляксу и даже остановилась от удивления.
– Это чем ты лицо испачкал, тушью?– спросила она.
– Ага,– кивнул головой Федя.
– А какой тушью? Этой? Зинаида Ивановна показала на флакончик, который стоял на парте.
– Этой,– подтвердил Федя, и рот его разъехался чуть ли не до ушей.
Зинаида Ивановна надела на нос очки и с серьёзным видом осмотрела чёрные пятна на лице Феди, после чего сокрушённо покачала головой.
– Напрасно ты это сделал, напрасно!– сказала она.
– А что?– забеспокоился Федя.
– Да, видишь ли, тушь эта химическая, ядовитая. Она разъедает кожу. От этого кожа сперва начинает чесаться, потом на ней выскакивают волдыри, а потом уже по всему лицу идут лишаи и язвочки.
Федя перепугался. Лицо у него вытянулось, рот сам собою открылся.
– Я больше не буду мазаться тушью,– пролепетал он.
– Да уж думаю, что больше не будешь!– усмехнулась Зинаида Ивановна и продолжала урок.
Федя поскорей принялся стирать пятна туши носовым платком, потом повернул своё испуганное лицо к Грише Копейкину и спросил:
– Есть?
– Есть,– шёпотом сказал Гриша. Федя снова принялся тереть лицо, тер и платком и промокашкой, но чёрные пятна глубоко въелись в кожу и не стирались. Гриша протянул Феде ластик и сказал:
– На вот. У меня есть замечательная резинка. Потри, попробуй. Если она тебе не поможет, то пиши пропало.
Федя принялся тереть лицо Гришиной резинкой, но и это не помогло. Тогда он решил сбегать умыться и поднял руку. Но Зинаида Ивановна, будто нарочно, не замечала его. Он — то вставал, то садился, то приподнимался на цыпочки, стараясь вытянуть руку как можно выше. Наконец Зинаида Ивановна спросила, что ему нужно.
– Разрешите мне пойти умыться,– попросил жалобным голосом Федя.
– А что, уже чешется лицо?
– Нет,– замялся Федя.– Кажется, ещё не чешется.
– Ну, тогда посиди. На переменке успеешь умыться.
Федя сел на место и снова принялся тереть лицо промокашкой.
– Чешется?– озабоченно спрашивал Гриша.
– Нет, кажется, не чешется… Нет, кажется, чешется. Не разберу, чешется или не чешется. Кажется, уже чешется! Ну-ка, посмотри, нет ещё волдырей?
– Волдырей ещё нет, а вокруг уже всё покраснело,– шёпотом сказал Гриша.
– Покраснело?– испугался Федя.– Отчего же покраснело? Может быть, уже волдыри начинаются или язвочки?
Федя снова стал поднимать руку и просить Зинаиду Ивановну отпустить его умыться.
– Чешется!– хныкал он.
Теперь ему было не до смеха. А Зинаида Ивановна говорила:
– Ничего. Пусть почешется. Зато в другой раз не станешь мазать лицо чем попало.
Федя сидел как на иголках и всё время хватался за лицо руками. Ему стало казаться, что лицо на самом деле стало чесаться, а на месте пятен уже начинают вздуваться шишки.
– Ты лучше не три,– посоветовал ему Гриша.
Наконец прозвонил звонок. Федя первым выскочил из класса и во всю прыть побежал к умывальнику. Там он всю перемену тёр лицо мылом, а весь класс над ним потешался. Наконец он начисто оттёр пятна туши и целую неделю после этого ходил серьёзным. Всё ждал, что на лице волдыри вскочат. Но волдыри так и не вскочили, а за эту неделю Федя даже разучился на уроках смеяться. Теперь смеётся только на переменках, да и то не всегда.
На горке
Целый день ребята трудились – строили снежную горку во дворе. Сгребали лопатами снег и сваливали его под стенку сарая в кучу. Только к обеду горка была готова. Ребята полили её водой и побежали домой обедать.
– Вот пообедаем, – говорили они, – а горка пока замёрзнет. А после обеда мы придём с санками и будем кататься.
А Котька Чижов из шестой квартиры хитрый какой! Он горку не строил. Сидит дома да смотрит в окно, как другие трудятся. Ему ребята кричат, чтоб шёл горку строить, а он только руками за окном разводит да головой мотает, – как будто нельзя ему. Л когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор. Чирк коньками по снегу, чирк! И кататься-то как следует не умеет! Подъехал к горке.
– О, говорит, – хорошая горка получилась! Сейчас скачусь.
Только полез на горку – бух носом!
– Ого! – говорит. – Скользкая!
Поднялся на ноги и снова – бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться не может.
«Что делать?» – думает.
Думал, думал – и придумал:
«Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на неё».
Схватил он фанерку и покатил к дворницкой. Там – ящик с песком. Он и стал из ящика песок на горку таскать. Посыпает впереди себя, а сам лезет всё выше и выше. Взобрался на самый верх.
– Вот теперь, – говорит, – скачусь!
Оттолкнулся ногой и снова – бух носом! Коньки-то по песку не едут! Лежит Котька на животе и говорит:
– Как же теперь по песку кататься?
И полез вниз на четвереньках. Тут прибежали ребята. Видят – горка песком посыпана.
– Это кто здесь напортил? – закричали они. – Кто горку песком посыпал? Ты не видал, Котька?
– Нет, – говорит Котька, – я не видал. Это я сам посыпал, потому что она была скользкая и я не мог на неё взобраться.
– Ах ты, умник! Ишь что придумал! Мы трудились, трудились, а он – песком! Как же теперь кататься?
Котька говорит:
– Может быть, когда-нибудь снег пойдёт, он засыплет песок, вот и можно будет кататься.
– Так снег, может, через неделю пойдёт, а нам сегодня надо кататься.
– Ну, я не знаю, – говорит Котька.
– Не знаешь! Как испортить горку, ты знаешь, а как починить, не знаешь! Бери сейчас же лопату!
Котька отвязал коньки и взял лопату.
– Засыпай песок снегом!
Котька стал посыпать горку снегом, а ребята снова водой полили.
– Вот теперь, – говорят, – замёрзнет, и можно будет кататься.
А Котьке так работать понравилось, что он ещё сбоку лопатой ступеньки проделал.
– Это, – говорит, – чтоб всем было легко взбираться, а то ещё кто-нибудь снова песком посыплет!
Ступеньки
Однажды Петя возвращался из детского сада. В этот день он научился считать до десяти. Дошёл он до своего дома, а его младшая сестра Валя уже дожидается у ворот.
– А я уже считать умею! – похвастался Петя. – В детском саду научился. Вот смотри, как я сейчас все ступеньки на лестнице сосчитаю.
Стали они подниматься по лестнице, а Петя громко ступеньки считает:
– Одна, две, три, четыре, пять…
– Ну, чего ж ты остановился? – спрашивает Валя.
– Погоди, я забыл, какая дальше ступенька. Я сейчас вспомню.
– Ну вспоминай, – говорит Валя. Стояли они на лестнице, стояли. Петя говорит:
– Нет, я так не могу вспомнить. Ну-ка, лучше начнём сначала.
Сошли они с лестницы вниз. Стали снова вверх подниматься.
– Одна, – говорит Петя, – две, три, четыре, пять…
И снова остановился.
– Опять забыл? – спрашивает Валя.
– Забыл! Как же это! Только что помнил я вдруг забыл! Ну-ка, ещё попробуем.
Снова спустились с лестницы, и Петя начал сначала:
– Одна, две, три, четыре, пять…
– Может быть, двадцать пять? – спрашивает Валя.
– Да нет! Только думать мешаешь! Вот видишь, из-за тебя забыл! Придётся опять сначала.
– Не хочу я сначала! – говорит Валя. – Что это такое? То вверх, то вниз, то вверх, то вниз! У меня уже ноги болят.
– Не хочешь – не надо, – ответил Петя. – А я не пойду дальше, пока не вспомню.
Валя пошла домой и говорит маме:
– Мама, там Петя на лестнице ступеньки считает: одна, две, три, четыре, пять, а дальше не помнит.
– А дальше шесть, – сказала мама.
Валя побежала обратно к лестнице, а Петя всё ступеньки считает:
– Одна, две, три, четыре, пять…
– Шесть! – шепчет Валя. – Шесть! Шесть!
– Шесть! – обрадовался Петя и пошёл дальше. – Семь, восемь, девять, десять.
Хорошо, что лестница кончилась, а то бы он так и не дошёл до дому, потому что научился только до десяти считать.
www.tikitoki.ru
Автомобильслушать аудиосказку | 4.555555 (108 голосов) | |
Бенгальские огнислушать аудиосказку | 4.453335 (75 голосов) | |
Бобик в гостях у Барбоса | 4.236365 (55 голосов) | |
Веселая семейка (повесть) | 4.145455 (55 голосов) | |
Дружокслушать аудиосказку | 4.90769 (65 голосов) | |
Живая шляпаслушать аудиосказку | 4.451925 (104 голосов) | |
Замазкаслушать аудиосказку | 4.725 (40 голосов) | |
Заплатка | 4.418605 (43 голосов) | |
Затейникислушать аудиосказку | 4.942855 (35 голосов) | |
И я помогаю | 4.391305 (23 голосов) | |
Карасикслушать аудиосказку | 4.526315 (38 голосов) | |
Кляксаслушать аудиосказку | 4.564105 (39 голосов) | |
Леденецслушать аудиосказку | 4.555555 (54 голосов) | |
Метро | 4.48837 (43 голосов) | |
Мишкина кашаслушать аудиосказку | 4.557145 (140 голосов) | |
На горкеслушать аудиосказку | 4.545455 (44 голосов) | |
Находчивостьслушать аудиосказку | 4.69231 (39 голосов) | |
Наш катокслушать аудиосказку | 4.565215 (46 голосов) | |
Огородники | 4.69231 (26 голосов) | |
Огурцы | 4.313725 (51 голосов) | |
Приключения Толи Клюквинаслушать аудиосказку | 4.615385 (52 голосов) | |
Про Генуслушать аудиосказку | 4.51724 (29 голосов) | |
Про репкуслушать аудиосказку | 4.384615 (26 голосов) | |
Пряткислушать аудиосказку | 4.454545 (44 голосов) | |
Сашаслушать аудиосказку | 4.59524 (42 голосов) | |
Ступеньки | 4.592595 (27 голосов) | |
Телефонслушать аудиосказку | 4.59375 (64 голосов) | |
Три охотникаслушать аудиосказку | 4.578945 (38 голосов) | |
Тук-тук-тукслушать аудиосказку | 4.459015 (61 голосов) | |
Фантазерыслушать аудиосказку | 4.673075 (104 голосов) | |
Федина задачаслушать аудиосказку | 4.614035 (57 голосов) | |
Шурик у дедушкислушать аудиосказку | 4.8 (40 голосов) |
ockazke.net
Детские рассказы Николая Носова. Читать онлайн.
Начало > Русские авторы
Литература для детей должна быть познавательной и интересной. Любимыми книгами чаще всего становятся те, которые больше всего нашли отклик в детской душе. Наверное, поэтому самыми запоминающимися произведениями становятся рассказы о сверстниках. С творчеством детского писателя Николая Николаевича Носова (1908- 1976) дети знакомятся ещё в дошкольном возрасте. «Бобик в гостях у Барбоса», «Живая шляпа», «Замазка» — эти и многие другие смешные истории хочется перечитывать снова и снова. В рассказах для детей Николая Носова описывается повседневная жизнь самых обычных мальчишек и девчонок. Причём сделано это очень умело и ненавязчиво, интересно и смешно. В каких-то поступках и действиях, даже самых неожиданных и нелепых, многие ребятишки узнают себя. Читать далее… |
Николай Носов
1. Приключения Незнайки и его друзей. Коротышки из Цветочного города.
Добавлено: 17 апреля 2007 | Просмотров: 26825
В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. Читать…
Николай Носов
2. Приключения Незнайки и его друзей. Как Незнайка был музыкантом.
Добавлено: 17 апреля 2007 | Просмотров: 12851
Если Незнайка брался за какое нибудь дело, то делал его не так, как надо, и все у него получалось шиворот навыворот. Читать…
Николай Носов
3. Приключения Незнайки и его друзей. Как Незнайка был художником.
Добавлено: 17 апреля 2007 | Просмотров: 13919
Тюбик был очень хороший художник. Одевался он всегда в длинную блузу, которую называл «балахон». Читать…
Николай Носов
4. Приключения Незнайки и его друзей. Как Незнайка сочинял стихи.
Добавлено: 17 апреля 2007 | Просмотров: 23206
После того как из Незнайки не получилось художника, он решил сделаться поэтом и сочинять стихи. Читать…
Николай Носов
5. Приключения Незнайки и его друзей. Как Незнайка катался на газированном автомобиле.
Добавлено: 17 апреля 2007 | Просмотров: 10884
Механик Винтик и его помощник Шпунтик были очень хорошие мастера. Они были похожи друг на друга, только Винтик был чуточку повыше, а Шпунтик чуточку пониже ростом. Читать…
Николай Носов
6. Приключения Незнайки и его друзей. Как Знайка придумал воздушный шар.
Добавлено: 17 апреля 2007 | Просмотров: 12587
Знайка, который очень любил читать, начитался в книжках о дальних странах и разных путешествиях. Часто, когда вечером нечего было делать, он рассказывал своим друзьям о том, что читал в книжках. Читать…
Николай Носов
7. Приключения Незнайки и его друзей. Подготовка к путешествию.
Добавлено: 17 апреля 2007 | Просмотров: 11380
На следующее утро Знайка разбудил своих друзей пораньше. Все проснулись и стали готовиться в путь. Винтик и Шпунтик надели свои кожаные куртки. Охотник Пулька обулся в свои любимые кожаные сапоги. Читать…
Николай Носов
8. Приключения Незнайки и его друзей. В путь.
Добавлено: 17 апреля 2007 | Просмотров: 9660
Наконец наполнение шара тёплым воздухом было окончено. Знайка велел убрать котёл и собственноручно завязал верёвочкой резиновую трубку, чтобы тёплый воздух не выходил из шара. Читать…
Николай Носов
9. Приключения Незнайки и его друзей. Над облаками.
Добавлено: 17 апреля 2007 | Просмотров: 10290
Наши отважные путешественники даже не почувствовали, как шар поднялся в воздух, настолько плавно он отделился от земли. Только через минуту они выглянули из корзины и увидели внизу толпу друзей, которые махали им на прощание руками и подбрасывали кверху шляпы. Читать…
Николай Носов
10. Приключения Незнайки и его друзей. Авария.
Добавлено: 17 апреля 2007 | Просмотров: 10492
Некоторые воображают, что чем выше подниматься в воздух, тем становится теплее, но это неправда. Чем выше, тем холоднее. Почему это? Читать…
Николай Носов
11. Приключения Незнайки и его друзей. На новом месте.
Добавлено: 17 апреля 2007 | Просмотров: 12141
Незнайка очнулся в совсем незнакомом месте. Он лежал на кровати, утопая в перине. Эта перина была такая мягкая, словно её наполнили головками от одуванчиков. Читать…
Николай Носов
12. Приключения Незнайки и его друзей. Новые знакомые.
Добавлено: 17 апреля 2007 | Просмотров: 8294
Когда Синеглазка ушла, Незнайка полежал немного, потом вспомнил, что решил посмотреть, из чего сделана кукла, и уже хотел встать, но тут за дверью снова раздались шаги и послышался чей то шёпот… Читать…
Николай Носов
13. Приключения Незнайки и его друзей. Разговор за столом.
Добавлено: 17 апреля 2007 | Просмотров: 9006
Незнайка быстро оделся и поднялся по скрипучей деревянной лестнице вверх. Он очутился в комнате, которая была немного меньше нижней, но гораздо уютнее. Читать…
Николай Носов
14. Приключения Незнайки и его друзей. Путешествие по городу.
Добавлено: 17 апреля 2007 | Просмотров: 11562
Снежинка и Синеглазка вышли с Незнайкой на улицу, по обеим сторонам которой тянулись заборчики, плетённые из тонких ивовых прутьев. За заборчиками виднелись красивые домики с красными и зелёными крышами. Читать…
Николай Носов
15. Приключения Незнайки и его друзей. В больнице.
Добавлено: 17 апреля 2007 | Просмотров: 9283
Остановившись у двери, Снежинка потянула за ручку колокольчика. Раздался звон: «Дзинь дзинь!» Дверь отворилась. Читать…
Николай Носов
16. Приключения Незнайки и его друзей. Концерт.
Добавлено: 17 апреля 2007 | Просмотров: 9071
По всему городу разнеслась весть о знаменитом путешественнике Незнайке и его товарищах, которые попали в больницу. Читать…
Николай Носов
17. Приключения Незнайки и его друзей. Поход Винтика и Шпунтика в город Змеёвку.
Добавлено: 17 апреля 2007 | Просмотров: 9416
Было раннее утро, и в Зелёном городе все ещё спали, а Винтик и Шпунтик уже шагали по улицам, распевая песню и делая на ходу зарядку. Читать…
Николай Носов
18. Приключения Незнайки и его друзей. В Змеёвке.
Добавлено: 17 апреля 2007 | Просмотров: 10605
Город Змеёвка был расположен на пляже, возле реки. Деревья здесь не росли, поэтому на улицах было не так красиво, как на улицах Зелёного города. Читать…
Николай Носов
19. Приключения Незнайки и его друзей. В гостях у Смекайлы.
Добавлено: 17 апреля 2007 | Просмотров: 9519
Смекайло стоял у открытого окна своего кабинета и, скрестив на груди руки, задумчиво смотрел вдаль. Волосы его были гладко зачёсаны назад, густые чёрные брови, которые срослись на переносице, были насуплены, что придавало лицу глубокомысленное выражение. Читать…
Николай Носов
20. Приключения Незнайки и его друзей. Тюбик работает.
Добавлено: 17 апреля 2007 | Просмотров: 12504
Пока Винтик и Шпунтик путешествовали по Змеёвке, разыскивая паяльник, в Зелёном городе произошли значительные события. Читать…
Каждый из небольших рассказов писателя проникнут нежностью и добротой к своим героям. Как бы они ни вели себя, что бы ни придумали, он без укора и злости рассказывает об этом. Наоборот, забота и внимание, добрый юмор и прекрасное понимание детской души освещает каждое маленькое произведение. Писатель начал сочинять рассказы с рождением сына. Ребёнку нравилось слушать весёлые истории, которые папа сочинял на ходу, придумав или подсмотрев где-то интересный и поучающий сюжет. Позже Носов стал их записывать. Рассказы Николая Носова печатались во многих самых известных детских изданиях. Реалистичность и естественность повествования и сегодня привлекают внимание юных читателей. «Витя Малеев в школе и дома», «Фантазёры», «Приключения Незнайки и его друзей» — эти произведения писателя запоминаются на долгие годы. Рассказы Носова отличаются простым и живым языком, яркостью и эмоциональностью. Учат внимательно относиться к своему поведению, особенно по отношению к своим одноклассникам и близким людям. |
peskarlib.ru
Николай Носов. Читаем рассказы для детей. Список произведений — Библиотека для детей
Рассказы Николая Носова для детей.Полный список произведений.
Рассказы Носова для детей каждый день находят новых маленьких читателей и слушателей. Сказки Носова читать начинают с самого детства, практически в каждой семье в личной библиотеке хранятся его книги.
Витя Малеев в школе и дома
Мишкина каша
Огурцы
Автомобиль
Бенгальские огни
Дружок
Живая шляпа
Замазка
Заплатка
Затейники
И я помогаю
Карасик
Клякса
Метро
На горке
Находчивость
Наш каток
Огородники
Приключения Толи Клюквина
Про Гену
Саша
Ступеньки
Телефон
Тук-тук тук
Фантазеры
Федина задача
Шурик у дедушки
Читать рассказы других авторов
Как Николай Носов начал писать рассказы
Рассказы Николая Носова частично описывают его детство, отношения со сверстниками, их мечты и фантазии о будущем. Хотя увлечения Носова совершенно не были связаны с литературой, всё изменилось, когда у него родился сын. Сказки Носова перед сном своему ребенку будущий известный детский автор сочинял на ходу, придумывая совершенно реалистичные истории из жизни обычных мальчишек. Именно эти рассказы Николая Носова сыну подтолкнули уже взрослого мужчину к писательству и изданию небольших книг.
По прошествии нескольких лет, Николай Носов понял, что писать для детей – лучшее занятие из тех, которые можно только придумать. Рассказы Носова читать потому и интересно, что он был не просто автором, но и психологом и любящим отцом. Его теплое уважительное отношение к ребятам позволило создать все эти остроумные, живые и настоящие сказки и рассказы.
Рассказы Носова для детей
Каждая сказка Носова, каждый рассказ – это житейская повесть о детских насущных проблемах и проделках. На первый взгляд рассказы Николая Носова очень комичны и остроумны, но не эта их особенность самая важная, важнее то, что герои произведений – настоящие дети с настоящими историями и характерами. В любом их них вы сможете узнать себя в детстве или своего ребенка. Сказки и рассказы Носова читать приятно ещё и по той причине, что они не приторно сладки, а написаны простым понятным языком с детским восприятием происходящего в каждом приключении.
Хотелось бы отметить немаловажную деталь всех рассказов Носова для детей: в них нет идеологической подоплеки! Для сказок времен советской власти – это очень приятная мелочь. Всем известно, что как бы ни были хороши произведения авторов той эпохи, “промывание мозгов” в них порядком наскучивает и с каждым годом, каждым новым читателем всё ярче бросается в глаза. Рассказы Носова читать можно абсолютно спокойно, не беспокоясь, что сквозь каждую строчку будет сквозить коммунистическая идея.
Идут года, Николай Носов уже много лет не с нами, но его рассказы, сказки и их персонажи не стареют. Искренние и поразительно добрые герои так и просятся во все детские книжки.
Зная, что рассказы и сказки Носова читать лучше в оригинале, без современных обработок, мы именно так их и размещаем. Мы ценим все строки, оставшиеся нам от Николая Николаевича, каждую его сказку, рассказ и повесть.
———————————————
Николай Носов.Рассказы и сказки
для детей.Читаем бесплатно онлайн
Читать рассказы других авторов
skazkii.ru
Читайлики.ru Электронная библиотека для детей
Носов Николай Николаевич
(1908 — 1976)
Что ни говорите, а Носов — самая подходящая фамилия для писателя, тем более — для детского писателя, и тем более — для веселого детского писателя. Только послушайте — Носов — просто, легко и немного забавно — хорошо, в общем. А еще лучше, если сам писатель подходит своей фамилии.
У Носова действительно был нос, и совсем не маленький, а крупный такой, заметный, и большая голова, и широкие плечи… И все это совершенно не вязалось с невысоким ростом и тихим глуховатым голосом. На первый взгляд — неказистый такой человек. Очень молчаливый, очень замкнутый. Иные называли его «хмурым ворчуном». Но что они знали, эти иные? Они ведь, наверное, и книг-то его никогда не читали!
«— Бобик, иди скорей кисель есть! — закричал Барбос.
Бобик подбежал: «Где кисель?»
— Да вот у меня на спине. Облизывай.
Бобик давай ему спину облизывать…
— Тебе хорошо живется! — говорит Бобик. — У тебя все есть!
— Да, — говорит Барбос, — я живу хорошо. Что хочу, то и делаю: хочу гребешком причесываюсь, хочу на телевизоре играю, ем и пью, что хочу, или на кровати валяюсь.
— А тебе позволяет дедушка?
— Что мне дедушка! Подумаешь! Это кровать моя.
— А где же дедушка спит?
— Дедушка там, в углу, на коврике».
Ну и так далее… до тех пор, пока не пришел этот самый дедушка и не прервал эту самую светскую беседу.
Ну разве мог хмурый ворчун написать так смешно? Или, может быть, верно то распространенное мнение, что все самые веселые юмористы, как правило, люди раздражительные, угрюмые и чуть ли не злые. Может, так оно и есть, но только не в этом случае.
Николай Николаевич Носов, и правда, был человеком необщительным, замкнутым. Но шло это от какой-то особенной деликатности, ранимости и даже неуверенности в себе. Это последнее качество его характера тем более странно, что от природы он обладал разнообразными талантами, о чем могут свидетельствовать хотя бы его многочисленные увлечения.
«В школьные годы мечтал стать музыкантом (кем-то вроде Паганини по меньшей мере), потом забросил скрипку, увлекся химией и вполне серьезно готовился к поступлению на химический факультет Политехнического института; перед самым поступлением передумал и вместо Политехнического поступил в Художественный… Окончил же Институт кинематографии, потом работал в кино, потом стал детским писателем», — так о своих «метаниях» он напишет в автобиографии. Но напишет, как всегда о себе, очень кратко. Для того чтобы эти сухие слова наполнить красками и звуками, стоит открыть его автобиографическую повесть «Тайна на дне колодца». И увидеть маленький поселок Ирпень неподалеку от Киева, где жила тогда небольшая семья то ли железнодорожника, то ли актера (это смотря по обстоятельствам) Николая Носова и где средний его сын, тоже Николай, сделал в буквальном смысле свои первые шаги.
Вскоре семья переехала в Киев — пришло время определять мальчиков в гимназию. А всего через несколько лет началась гражданская война. Голод, тиф, смерть… многое пришлось пережить. И обо всем этом рассказал уже известный писатель Николай Николаевич Носов в своей последней книге. Повесть «Тайна на дне колодца» вышла отдельным изданием уже после смерти ее автора в 1978 году.
А ровно за сорок лет до этого, в 1938 году увидел свет его первый рассказ «Затейники». В это время Николай Носов еще работал в кино и продолжал там работать до 1951 года, снимая как режиссер самые разные мультипликационные, научные и учебные фильмы. Но одновременно он начал писать для детских журналов «Мурзилка», «Костер», «Затейник» и газеты «Пионерская правда», на страницах которых впервые появились его веселые рассказы.
Появились и сразу же стали невероятно популярны. Почему? Да потому, что и для самых маленьких рассказов, и для самых «больших» повестей («Веселая семейка», 1949; «Дневник Коли Синицына», 1950; «Витя Малеев в школе и дома», 1951) Носов не выдумывал героев, а находил их (причем везде — по соседству, в гостях, просто на улице), и слушал, и позволял услышать своим читателям их рассказы о жизни, о друзьях, о самих себе.
Наверное, поэтому они, герои Носова, потом легко перекочевывали в фильмы и спектакли и очень естественно чувствовали себя там, оставаясь такими же непоседами, изобретателями и фантазерами, одним словом, обычными мальчишками. Совсем такими, какими впервые увидел их сам писатель.
Со временем ко всем этим носовским героям присоединился еще один, на этот раз — сказочный. Незнайка пришел сам и привел с собой целую ораву веселых и шумных коротышек, которые выбрали себе для постоянного места жительства три книжки Носова: «Приключения Незнайки и его друзей» (1953—1954), «Незнайка в Солнечном городе» (1958), «Незнайка на Луне» (1964—1965). И чем они только там не занимались — ссорились и мирились, строили воздушный шар, отправлялись в космическое путешествие и даже участвовали в революции на Луне (что делать — время было такое).
Это очень веселая сказка, герои которой подозрительно похожи на своих маленьких читателей. Особенно Незнайка. Ну, точь-в-точь мальчишка-сорванец, из-за своего неумения и зазнайства попадающий в самые разные истории. Поэтому и полюбился он больше всех. И не только нашим (тогда — советским) ребятам, но и зарубежным, так как стараниями переводчиков очень скоро заговорил на многих языках мира. Даже — по-японски!
Так что, если вы по случаю окажетесь в Японии, то не особенно удивляйтесь, увидев там кафе «Незнайка», а спокойно заходите туда — вас обязательно встретит старый, добрый и веселый друг!
Лучшие произведения:
«Приключения Незнайки и его друзей»
«Незнайка в Солнечном городе»
«Незнайка на Луне»
«Приключения Толи Клюквина»
«Фантазеры» (Сборник рассказов)
«Затейники» (Сборник рассказов)
«Витя Малеев в школе и дома»
«Дневник Коли Синицына»
«Тук-тук-тук» (Сборник рассказов)
«Приключения Коли и Миши»
shitailiki.ru
Детские рассказы Николая Носова — интересные истории
Найти себя в профессии!
Николай Николаевич Носов, писатель и драматург, из-под пера которого вышло много детских рассказов, а также всеми любимые сказки «Незнайка в солнечном городе», «Незнайка на луне» и другие, известен многим. Родился он в 1908 году в Киеве, в семье артиста эстрады. Детство будущего автора замечательных книг прошло в Ирпене, где он учился в гимназии. Семья терпела нужду, и чтобы помочь, мальчик с четырнадцати лет уже работал: и косарем, и газетным торговцем, и землекопом.
После революции 1917 года гимназия была реорганизована в школу-семилетку. Николай закончил её в 1924 году и стал думать, как определиться с будущей профессией.
Чем только ни увлекался юноша: и химией, и горел желанием обучаться в вечерней профшколе, готовясь к поступлению в политехнический вуз. Однако, вдруг передумал. И на выбор Николая повлияло поступление в девятнадцать лет в Киевский художественный институт. Занятия фотографией, кинематографом, два года спустя перевод в институт кинематографии в Москве, работа над мультипликационными, научными и учебными фильмами в качестве режиссера – все это творческий путь талантливого человека, которому в будущем предстояло стать профессиональным писателем.
Первые детские рассказы вышли из-под пера Николая Носова в 1938 году. После Великой Отечественной войны он стал признанным автором детской литературы.
Приключения Незнайки и его друзей
Это всем известная сказка, которая появилась благодаря усиленной работе автора. Добрая и жизнерадостная история с её легендарными героями, живущими в цветочном городе: Незнайкой, Знайкой, доктором Пилюлькиным, механиками Винтиком и Шпунтиком, музыкантом и художникомТюбиком и Цветиком, любителями кулинарии Пончиком и Сиропчиком, астрономом Стекляшкиным. Остальные персонажи, имена которых говорят сами за себя, тоже очень занимательны: близнецы Авоська и Небоська, Торопыжка, Ворчун.
Идея создания произведения возникла у Николая Носова в 1952 году, когда он поговорил с молодым украинским писателем Богданом Чалым, который в те времена являлся редактором украинского журнала «Барвинок».
Рассказы Николая Носова «Живая шляпа», «Огородник», «Огурцы», «Заплатка», «Мишкина каша» поначалу печатались в журнале «Мурзилка», а позже вошли в сборник, изданный в 1945 году который носил название «Тук-тук-тук». Через год благодаря совместной работе автора и издательства «Детгиз» появился сборник «Ступеньки».
Затейники
Этот рассказ, написанный Николаем Носовым в 1938 году, до сих пор интересно читать не только детям, но и взрослым. Сейчас он включен в школьную программу 2-го класса. Ознакомившись с кратким содержанием, можно узнать причину такой популярности.
Рассказ пишется от первого лица. «Мы с Валей – затейники» – говорится с первых строк. И сразу возникает интерес: что же придумают эти милые дети? Оказывается, они читали всем известную сказку «Три поросенка» и решили сделать себе похожий домик. Все было бы хорошо, да вот Валя решила подшутить над своим другом и схватила его за ногу. Под впечатлением сказки мальчику показалось, что это был не кто иной, как… серый волк. Безобидная игра стала причиной страха обеих детей, ведь Валя сначала тоже испугалась и ни в чем не призналась. Больше они такие игры не затевали.
Живая шляпа
Вы видели когда-нибудь живую шляпу? Наверное, нет, но рассказ с одноименным названием известен многим бывшим и настоящим школьникам. Ведь тоже есть в учебниках.
Вовка и Вадик увидели возле комода на полу шевелящуюся шляпу. Что тут началось! Мальчики выбежали из комнаты, закрыли за собой дверь, просто дрожали от страха. Не могли понять, что происходит: почему обыкновенная шляпа ползает по полу. Они били её клюшкой, бросали картошкой и, наконец, из-под шляпы выскочил их любимый котенок Васька. Конечно же, Вадик и Вова удивились.
Мишкина каша
Вот что значит не прислушиваться к советам родителей! Учила же мама, уезжая в город и оставляя детей на хозяйстве, как варить кашу. Все показала: и сколько крупы сыпать, и как варить суп. Но возомнил Миша себя поваром и пропустил все мимо ушей.
А когда мама отправилась в путь, начались неприятности. Сначала казалось, что все нормально. Мальчик насыпал в кастрюлю крупу, добавил воды и сидят они, ждут, пока каша сварится.
А она вдруг «полезла» из кастрюли. Вода вся выкипела. А так сильно захотелось пить, что пришлось идти к колодцу. И ведро, и чайник Миша утопил; рыба, которую они наловили в пруду и пытались поджарить, превратилась в угли. Легли друзья спать голодными.
Хорошо, что утром соседка тетя Наташа выручила: накормила пирогами с капустой и напоила молоком. В благодарность мальчики все сорняки на её огороде выпололи. Но это намного легче, чем кашу варить.
Витя Малеев в школе и дома
Повесть «Витя Малеев в школе и дома» была издана тридцать раз (с 1951 по 1953 год) и переведена на двадцать три языка. Существует издание 1978 года, тираж которого – пятьсот тысяч экземпляров. В 1954 году по мотивам повести был снят фильм «Два друга»
Это интересная история о Вите Малееве и его друзьях: Ване Пахомове, Игоре Грачеве, Глебе Скамейкине, Косте Шишкине и других; о том, как учился главный герой, о неудачах и успехах на уроках русского языка и математики, об отношении к нему учительницы Ольги Николаевны; о сестричке Лике…
Это повесть о дружбе и взаимопонимании; о шалостях школьников. Доброе, интересное произведение, которое легко читать. Как будто ты сам находишься среди замечательных любознательных и активных мальчиков, у кого впереди – целая жизнь.
Дневник Коли Синицына
Это тоже увлекательное произведение – повесть для детей. Коля Синицын решил вести дневник. Сначала вроде бы ничего не происходило, но потом воспоминания о событиях текущих дней, из которых одно было интереснее другого, стали ложиться строчками на бумагу.
И вот уже Коля пишет о предложении всем его звеном развести пчел; о работе, которая велась, когда строили улей. А о том, как доставали пчел, у главного героя произведения в дневнике – много страниц. Ведь ради этого друзья поехали в село Шишигино и там, на природе, с ними случилось немало приключений! Мечта мальчиков о пчелах все же сбылась, но не потому, что они их поймали в ловушку, как хотели сначала, а благодаря доброму дедушке-пчеловоду.
Увы, мальчики, приехав домой, не сберегли пчел. Об этом и еще многом другом написано на следующих страницах дневника Коли. Вам интересно? Тогда прочитайте всю повесть.
Бенгальские огни
Новый год – особенный праздник, а для детей – тем более. Мальчики усиленно готовились к нему: делали игрушечные украшения для елки, клеили бумажные гирлянды. И все было бы замечательно, если бы Мишка не достал книгу «Занимательная химия» и не решил сделать по её рекомендации бенгальские огни. С этого-то и начались приключения. Сначала ничего не получалось, и Миша задержал друга, когда они решили идти в лес за елкой. Дальше – больше: выбрав наконец подходящее деревце, мальчики заблудились в лесу. Кроме того, Миша упал и сильно ушиб ногу. Хорошо, что друг догадался отвезти его на станцию на елке.
Все закончилось благополучно, и бенгальские огни в разгар праздника, который встречали дети сами, без родителей, «рассыпались кругом огненными брызгами», только вот дыма было много. Ребята в спешке разошлись, как их ни уговаривали. А Миша с другом ели чай с пирогом.
Заплатка
У этого рассказа, написанного в 1941 году, есть еще и другое название «Чудесные брюки». Девизом произведения можно выделить одну вескую фразу «Солдат сам должен уметь все делать: и заплатку поставить и пуговицу пришить…»
Бобка очень гордился своими солдатскими брюками защитного цвета, но однажды порвал их. Как ни просил маму починить, ничего не получалось. «Сам зашей» – говорила она. И вот, после насмешек сверстников, мальчик решил взять иголку в руки. После долгого упорного труда у него, наконец, получилось. Даже друзья похвалили. А Бобка сделал вывод, что всему нужно учиться самому.
Веселая семейка
Детская поучительная повесть Николая Носова о дружбе придется по вкусу маленьким читателям, которые любят природу. Главные герои – Миша и Коля. Что они только ни выдумывали: и наконец, решили сделать маленький инкубатор для яиц. Ну и кропотливый это был труд, много сил потратили мальчики. И даже ночью дежурили, чтобы температура для обогрева яиц держалась именно 39 градусов – не выше и не ниже. Учебу из-за этого запустили, но потом исправились, благодаря одноклассникам, которые, узнав о секрете двух верных друзей, решились охотно помогать им.
Увенчались ли старания Коли и Миши успехом? Вылупились ли цыплята? Да, но перед этим ребятам пришлось изрядно поволноваться. Зато какая была радость, когда наконец-то на свет появилась целая семейка маленьких желтеньких цыплят.
Дружок
Этот рассказ тоже о природе, и главные герои – все те же Миша и Коля, которые приехали в село к тете Наташе. Раздолье было в деревне – хочешь – в речке купайся и рыбу лови, хочешь – ягоды собирай. Но самое главное чудо произошло, когда собака Дианка родила щенков. Целыми днями дети играли с этими маленькими собачками, а когда, по настоятельной просьбе тети Наташи раздали нескольких, у них остался один щеночек, которого назвали Дружок. И решил Миша забрать его в город, даже не спросив разрешение мамы. Ну и приключения были с мальчиками, пока они везли собаку в поезде в чемодане. Чтобы заглушить голос Дружка пока он скулил, мальчики поочередно стали рассказывать стихи. Развлеклись же тогда пассажиры! А потом, когда мальчикам нужно было выходить на станции, оказалось, что они взяли не свой чемодан, а соседей, которые ехали с ними в вагоне.
К счастью, все закончилось благополучно. В тот класс, где учились Коля и Миша, пришла новая учительница Надежда Викторовна. Оказалось, что именно её чемодан и взяли по ошибке тогда мальчики. И Дружок нашелся. Он жил в этой семье, и уже привык к новым хозяевам. Жаль было расставаться девочке Лене с собакой, но ничего не поделаешь. Зато мальчики пообещали ей в следующем году подарить маленького щеночка.
Телефон
Коля и Миша купили в магазине два игрушечных телефонных аппарата. Если соединить их проволокой, то можно, находясь в разных квартирах, переговариваться между собой. Вот это интересное занятие было для мальчиков. «Целый вечер мы с Мишкой звонили друг другу и выдумывали разные фокусы: пели, кричали, рычали, мычали, даже шепотом разговаривали — все было слышно» – написано в рассказе.
Мальчики не могли нарадоваться новой покупке, а потом один из аппаратов испортился. Миша его разобрал. Огорчились мальчики, но телефоны уже починить было невозможно. «Почему Мишка такой нескладный? Зачем он все ломает?!» – думал Коля, идя домой. Но потом успокоился и понял, что жизнь все-таки очень интересная. Даже если в ней и случаются неприятности.
Детские рассказы Николая Носова – краткое содержание
5 (100%) 5 votesr-book.club