Речевая характеристика Кабанихи в пьесе А.Н

Slide 1


Slide 2

В 1845 году Островский работал в
Московском коммерческом суде
канцелярским чиновником.
Перед ним раскрывался целый мир
драматических конфликтов. Так
воспитывался талант будущего мастера
речевой характеристики персонажей в своих
пьесах.
Островский в драме «Гроза» очень четко
показывает всю глобальную разницу между
старыми патриархальными взглядами и
новыми. Ясно видны все важнейшие черты
характеров героев, их реакции на
развивающиеся события. Рассмотрим
речевую характеристику Кабанихи.


Slide 3

Кабаниха – человек старой
морали. Она везде блюдет
правила «домостроя». Во всем
новом ей видится угроза
устоявшемуся ходу вещей, она
осуждает молодежь за то, что
у нее нет «должного
почтения». Кабанова страшна
не верностью старине, а
самодурством «под видом
благочестия».

Кабанова.

«Смешно смотреть-то на них…

ничего-то не знают, никакого
порядка. Проститься-то путем
не умеют… Что будет, как
старики перемрут, как будет
свет стоять, уж и не знаю.»


Slide 4

Кабаниха заставляет всех домашних
плясать под свою дудку. Она заставляет
Тихона по-старинному прощаться со
своей женой, вызывая смех и чувство
сожаления у окружающих. Вся семья
живет в страхе перед ней. Тихон,
совершенно подавленный властной
матерью, живет одним только желанием
– вырваться куда-нибудь и погулять.

Тихон.

«Я, кажется, маменька, из вашей воли
ни на шаг.»
«Он как выедет, так запьет. Он теперь
слушает, а сам думает, как бы ему
вырваться-то поскорей.»


Slide 5

Кулигин называет ее “ханжой” и
говорит, что она “нищих
оделяет, а домашних заела
совсем”. Это характеризует
купчиху с плохой стороны.
Кабаниха же в своей речи
пытается прикинуться доброй и
ласковой, хотя иногда именно

речь обнаруживает
отрицательные черты ее
характера, например страсть к
деньгам.

Катерина.

«Полно, полно, не божись! Грех!
Я уж давно вижу, что тебе жена
милее матери. С тех пор как
женился, я уж вижу от тебя
любви не вижу.»


Slide 6

Сестра Тихона, Варвара,
также испытывает на себе
все тяготы семейной
обстановки. Однако, в
отличие от Тихона, она
обладает более твердым
характером, и у не хватает
дерзости, пусть тайно, не
подчиняться матери.
«Нашла место наставления
читать.»

Варвара.

«И я не обманщица была, да
выучилась, когда нужно
стало.»


Slide 7

Кабаниха очень набожна и
религиозна. Зато перед
нами приоткрывается
страшная и деспотичная
сущность Кабанихи. Она
сумела подчинить себе
всех, держит все под
контролем, она даже
пытается управлять
взаимоотношениями
людей, что и приводит
Катерину к гибели.

Кабаниха хитра и умна, в
отличие от Дикого, и это
делает ее более
страшной.


Slide 8

У Кабанихи нет никаких сомнений в моральной правоте
отношений патриархального быта, но и уверенности в их
нерушимости тоже нет. Напротив, она чувствует себя
чуть ли не последней блюстительницей этого
«правильного» миропорядка, и ожидание, что с ее
смертью наступит хаос, придает трагизм ее фигуре.

slidegur.com

ПОМОГИТЕ ПЛИЗЗ!.. Н. А. Островский. пьеса гроза!.. в чем состоит своебразие речи Кабанихи…

Образ суровой и властной Марфы Игнатьевны Кабановой (Кабанихи) позволяет нам познакомиться ещё с одной разновидностью представителей «тёмного царства», такой же типичной, как Дикой, но ещё более зловещей и мрачной. «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем»,- так правильно и метко определяет характер Кабанихи Кулигина в драме Гроза'» http://www.testsoch.net/xarakteristika-obraza-kuligina-v-drame-groza/ >Кулигин.

Действительно, Кабаниха прежде всего ханжа, прикрывающая и оправдывающая все свои действия идеалами патриархальной, церковной, домостроевской старины. Кабаниха строго соблюдает все обычаи, и порядки этой патриархальной старины. Она требует, например, чтобы Катерина при расставании с мужем обязательно «выла» (т. е. причитала) и чтобы она не обнимала его, а кланялась ему в ноги.

Новые порядки кажутся ей нелепыми и даже смешными. Всех хочет она заставить жить по старинке и не терпит ни в ком из окружающих проявления «своей воли», своей инициативы. «Молодость-то что значит? — размышляет она после сцены расставания Катерины с мужем.- …Ничего-то не знают, никакого порядка. Проститься-то путём не умеют. Хорошо ещё, у кого в доме старшие есть, ими домто и держится, пока живы.. Так-то вот старина-то и выводится… Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю». Как истинная блюстительница старины, Кабаниха суеверна. У неё показное благочестие. Она не пропускает ни одного церковного богослужения, оделяет деньгами нищих, принимает в своём доме странниц вроде Феклуши. Но деспотизм её в домашнем быту ещё тяжелее, чем деспотизм Дикого.

Дикой покричит, поругается, сгоряча даже прибьёт, да я остынет, а Кабаниха мучит и преследует свои жертвы систематически, изо дня в день, истязая их хладнокровно, назойливо, подтачивая, «как ржа железо». Семью она бездушным деспотизмом и ханжеством доводит до полного развала. Она свела в могилу Катерину, из-за неё ушла из дому Варвара, а Тихон, в сущности добрый, хотя и беззольный человек, потерял всякую способность думать и жить самостоятельно. Семья, по выражению Тихона, «врозь расшиблась».

Если Дикой не может понять, что нет никакого греха в громоотводе, Кабаниха не может помириться с тем, что «для ради скорости» люди выдумали «огненного змея» паровоз. «А меня хоть ты золотом осыпь, так я не поеду»,- решительно заявляет она в ответ на сообщение Феклуши о «машине».

Неумолимый враг всего нового, Кабаниха, впрочем, уже предчувствует, что старине приходит неизбежный конец, что наступают тяжёлые для неё времена. «Нам бы только не дожить до этого»,- говорит Феклуша боязливо, указывая, что «за грехи» людей уже и дни делаются всё короче и короче. «Может, и доживём»,- с мрачным озлоблением заявляет Кабаниха. Кабаниха типична как представительница деспотического уклада «тёмного царства». И в то же время она не во всём похожа на Дикого. Это более сложная разновидность представителей «тёмного царства». Кабаниха прежде всего умнее Дикого. В то время как Дикой действует больше «нутром», как грубая физическая и денежная сила, Кабаниха выступает как своеобразный теоретик старого уклада, фанатически защищая домостроевщину. В отличие от необузданного, дикого в своих выходках и не владеющего собой Дикого она сдержанна, внешне бесстрастна и сурова. Это единственный человек в городе, с которым как-то считается Дикой.

И язык её богаче и сложнее, чем язык Дикого. В нём тоже проскальзывают иногда грубые выражения, но не они характерны для её речи. Властность Кабанихи сказывается не в ругательствах, а в повелительном тоне её речи («В ноги, в ноги!»; «Ну!»; «Разговаривай ещё!»). Заметный отпечаток на её речь наложила та атмосфера «благочестия» и старинной обрядовости, которую она поддерживает в своём доме.

Странницы и нищие, покровительствуемые и оделяемые ею, устанавливают постоянную её связь с народным говором и, по-видимому, с устной народной поэзией, легендами, духовными стихами и пр. Поэтому в речи Кабанихи встречаются и послови

otvet.mail.ru

Реферат — Речевая характеристика героев в драме Островского Гроза

                           Федеральное агентство по образованию РФ

                                             Гимназии № 123

Реферат

по Литературе

на тему:

Речевая характеристика героев в драме А.Н.Островского

«Гроза».

                                                                            Работу выполнила:

                                                                  ученица 10 класса «А»

                                                                  Хоменко Евгения Сергеевна

                                                                  ………………………………

                                                                   Преподаватель:

                                                                   Орехова Ольга Васильевна

                                                                   ……………………………..

                                                                   Оценка…………………….

Барнаул-2005

                                 Содержание

Введение………………………………………………………

Глава 1. Биография А. Н.Островского……………………..

Глава 2. История созданиядрамы «Гроза»…………………

Глава 3. Речеваяхарактеристика Катерины………………..

Глава 4. Сравнительнаяречевая характеристика Дикого и Кабанихи………………………………………………………

Заключение……………………………………………………

Список использованнойлитературы……………………….

Введение

        Драма Островского «Гроза» — самоезначительное произведение  известногодраматурга. Она была написана в период общественного подъёма, когда трещалиустои крепостничества, и в душной атмосфере действительно собиралась гроза.Пьеса Островского переносит нас в купеческую среду, где домостроевские порядкиподдерживались наиболее упорно. Жители провинциального города живут замкнутой ичуждой общественным интересам жизнью, в неведении того, что творится в мире, вневежестве и равнодушии.

        К этой драме мы обращаемся и сейчас.Очень важны для нас те проблемы, которые автор затрагивает в ней. Островскийподнимает проблему перелома общественной жизни, произошедшую в 50-х годах,смену общественных устоев.

      Прочитав роман, я поставила перед собой цель, увидеть особенностиречевой характеристики героев и выяснить, как речь героев помогает понять иххарактер. Ведь образ героя создаётся с помощью портрета, с помощьюхудожественных средств, с помощью характеристики поступков, речевойхарактеристики. Впервые видя человека, по его речи, интонации, поведению, мыможем понять его внутренний мир, какие- то жизненные интересы и, самое главное,его характер. Речевая характеристика очень важна для драматическогопроизведения, ведь именно через неё можно увидеть сущность того или иногогероя.

         Для того чтобы лучше понять характерКатерины, Кабанихи и Дикого необходимо решить следующие задачи.

          Начать я решила с биографииОстровского и истории создания «Грозы», чтобы понять, как оттачивался талантбудущего мастера речевой характеристики персонажей, ведь автор очень чёткопоказывает всю глобальную разницу между положительными и отрицательными героямисвоего произведения. Затем я рассмотрю речевую характеристику Катерины и сделаютакую же характеристику Дикого и Кабанихи. После всего этого я постараюсьсделать определённый вывод о речевой характеристики героев и её роли в драме«Гроза»

           Работая над темой, я познакомиласьсо статьями И. А. Гончарова «Отзыв о драме «Гроза» Островского» и Н. А.Добролюбов «Луч света в тёмном царстве». Более того, я изучила статью А.И.Ревякина «Особенности речи Катерины», где хорошо показаны основные источники языкаКатерины. Разнообразный материал о биографии Островского и об истории созданиядрамы я нашла в учебнике Русская литература ХIХ века В. Ю. Лебедева.

            Разобраться с теоретическимипонятиями (герой, характеристика, речь, автор), мне помог энциклопедическийсловарь терминов, изданный под руководством Ю. Бореев.

 Несмотря на то, что драме Островского «Гроза» посвящено многокритических статей, откликов литературоведов, речевая характеристика героев неизучена полностью, поэтому представляет интерес для исследования.

Глава 1. Биография А. Н. Островского

Александр Николаевич Островскийродился 31 марта 1823 года в Замоскворечье, в самом центре Москвы, в колыбелиславной российской истории, о которой вокруг говорили все, даже названиязамоскворецких улиц.

 Островский окончил Первую московскую гимназиюи в 1840 году, по желанию отца, поступает на юридический факультет Московскогоуниверситета. Но учёба в университете не пришлась ему по душе, возник конфликтс одним из профессоров, и в конце второго курса Островский уволился «подомашним обстоятельствам».

 В 1843 году отец определил его на службу в Московский совестный суд. Длябудущего драматурга это был неожиданный подарок судьбы. В суде рассматривалисьжалобы отцов на непутёвых сыновей, имущественные и другие домашние споры. Судьяглубоко вникал в дело, внимательно выслушивал спорящие стороны, а писецОстровский вёл записи дел. Истцы и ответчики в ходе следствия выговаривалитакое, что обычно прячется и скрывается от посторонних глаз. Это была настоящаяшкола  познания драматических сторонкупеческой жизни. В 1845 году Островский перешёл в Московский коммерческий судканцелярским чиновником стола «для дел словесной расправы». Здесь онсталкивался с промышлявшими торговлей крестьянами, городскими мещанами,купцами, мелким дворянством. Судили «по совести» братьев и сестёр, спорящих онаследстве, несостоятельных должников. Перед нами раскрывался целый мирдраматических конфликтов, звучало всё разноголосое богатство живого великорусскогоязыка. Приходилось угадывать характер человека по его речевому складу, поособенностям интонации. Воспитывался и оттачивался талант будущего«реалиста-слуховика», как называл себя Островский – драматург, мастер речевойхарактеристики персонажей в своих пьесах.

Проработав для русской сцены безмалого сорок лет Островский создал целый репертуар- около пятидесяти пьес.Произведения Островского и до сих пор остаются на сцене. И через полтораста летне трудно увидеть рядом героев его пьес.

Умер Островский в 1886 году в своёмлюбимом заволжском имении Щелыково, что в костромских дремучих лесах: нахолмистых берегах маленьких извилистых речек. Жизнь писателя по большей части ипротекала в этих сердцевинных местах России: где смолоду он мог наблюдать исконные,ещё мало затронутые современной ему городской цивилизацией обычаи и нравы,слышать коренную русскую речь.

                 Глава 2. История созданиядрамы «Гроза»

         Созданию «Грозы» предшествовалаэкспедиция драматурга по Верхней Волге, предпринятая по заданию Московскогоминистерства в 1856-1857 годах. Она оживила и воскресила в памяти юношескиевпечатления, когда в 1848 году Островский впервые отправился с домочадцами вувлекательное путешествие на родину отца, в волжский город Кострому и далее, вприобретённую отцом усадьбу Щелыково. Итогом этой поездки явился дневникОстровского, многое приоткрывающий в его восприятии провинциальной поволжскойРоссии.

         В течении довольно длительного временисчиталось, что сам сюжет «Грозы» Островский взял из жизни костромскогокупечества, что в основу его легло нашумевшее в Костроме на исходе 1859 годадело Клыковых. Вплоть до начали ХХ века костромичи указывали на место убийстваКатерины – беседку в конце маленького бульварчика, в те годы буквальнонависавшую над Волгой. Показывали и дом, где она жила, — рядом с церковьюУспения. А когда «Гроза» впервые шла на сцене Костромского театра, артистыгримировались «под Клыковых».

        Костромские краеведы обстоятельнообследовали потом в архиве «Клыковское дело» и с документами в руках пришли кзаключению, что именно эту историю использовал Островский в работе над«Грозой». Совпадения получались почти буквальные.  А. П. Клыкова была выдана шестнадцати лет вугрюмую нелюдимую купеческую семью, состоявшую из стариков родителей, сына инезамужней дочери. Хозяйка дома, суровая и строптивая, обезличила своимдеспотизмом мужа и детей. Молодую сноху она заставляла делать любую чернуюработу, оказывала ей в просьбах повидаться с родными.

          В момент драмы Клыковой было девятнадцать лет.В прошлом она воспитывалась в любви и в холе души в ней, не чаявшей бабушкой,была весёлой, живой, жизнерадостной. Теперь же она оказалась в семье недоброй ичужой. Молодой муж её, Клыков, беззаботный человек, не мог защитить жену отпритеснений свекрови и относился к ней равнодушно. Детей у Клыковых не было. Итут на пути молодой женщины встал другой человек, Марьин, служащий в почтовойконторе. Начались подозрения, сцены ревности. Кончилось тем, что 10 ноября 1859года тело А. П. Клыковой нашли в Волге. Начался долгий судебный процесс,получивший широкую огласку даже за пределами Костромской губернии, и никто изкостромичей не сомневался, что Островский воспользовался материалами этого делав «Грозе».

           Прошло много десятилетий,прежде чем исследователи точно установили, что «Гроза» была написана до того,как костромская купчиха Клыкова бросилась в Волгу. Работая над «Грозой»Островский начал в июне-июле 1859 года и закончил 9 октября того же года. Впервыепьеса была опубликована в январском номере журнала «Библиотека для чтения» за1860 год. Первое представление «Грозы» на сцене состоялось 16 ноября 1859 годав Малом театре, в бенефис С. В. Васильева с Л. П. Никулиной-Косицкой в ролиКатерины. Версия о костромском источнике «Грозы» оказалась надуманной. Однакосам факт удивительного совпадения говорит о многом: он свидетельствует опрозорливости национального драматурга, уловившего нарастающий в купеческойжизни конфликт между старым и новым, конфликт, в котором Добролюбов неспростаувидел «что освежающее и ободряющее», а известный театральный деятель С. А.Юрьев сказал: «Грозу» не Островский написал… «Грозу» Волга написала».    

                 Глава 3. Речевая характеристикаКатерины

         Основные источники языка Катерины — народное просторечие, народная устная поэзия и церковно-житейская литература.

          Глубокая связь её языка с народнымпросторечием сказывается и в лексике, и в образности, и в синтаксисе.

         Её речь пестрит словесными выражениями, идиомами народного просторечия:«Чтоб не видеть мне ни отца, ни матери»; «души не чаяла»; «успокой ты моюдушу»; «долго ли в беду попасть»; «быть греху», в смысле несчастья. Но эти иподобные им фразеологизмы – общепонятны, общеупотребительны, ясны. Лишь в видеисключения в ее речи встречаются морфологически неправильные образования: «незнаешь ты моего характеру»; «после этого разговору-то».

           Образность ее языка проявляется вобилии словесно-изобразительных средств, в частности сравнений. Так, в ее речиболее двадцати сравнений, а у всех остальных действующих лиц пьесы, вместевзятых, немного более этого количества. При этом ее сравнения носят широкийраспространённый, народный характер: «точно голубит меня», «точно голубьворкует», «точно гора с плеч свалилась», «руки-то жжет, точно уголь».

           В речи Катерины часто звучат слова иобороты, мотивы и отголоски народной поэзии.

           Обращаясь к Варваре, Катеринаговорит: «Отчего люди не летают так, как птицы?..» — и т.д.

            Тоскуя о Борисе, Катерина впредпоследнем монологе говорит: «Для чего мне теперь жить, ну для чего? Ничегомне не надо, ничего мне не мило, и свет божий не мил!».

           Здесь налицо фразеологическиеобороты народно-просторечного и народно-песенного характера. Так, например, всобрании народных песен, изданных Соболевским, читаем:

 Никак, никак невозможно без милого дружка жить…

  Вспомню, вспомню про любезного, не мил девкебелый свет,

  Не мил, не мил белый свет… Пойду с горы в тёмный лес…

         Выйдя на свидание к Борису, Катеринавосклицает: «Зачем ты пришел, погубитель мой?». В народном свадебном обряденевеста встречает жениха словами: «Вот идёт погубитель мой».

         В заключительном монологе Катеринаговорит: «В могиле лучше… Под деревцом могилушка…как хорошо… Солнышко ее греет,дождиком ее мочит … весной на ней травка вырастает, мягкая такая… птицыприлетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие,красненькие, голубенькие…».

        Здесь всё от народной поэзии:уменьшительно-суффиксальная лексика, фразеологические обороты, образы.

        Для этой части монолога в устной поэзиинаходятся в изобилии и прямые текстильные соответствия. Например:

      

              …Дубовой доской накроют

               Да в могилушку опустят

               И сырой землёй засыплют.

               Зарастай, моя могила,

               Ты травою муравой,

                Ещё алыми цветами!

         Наряду с народным просторечием и устройнародной поэзией на язык Катерины, как уже отмечено, большое влияние оказывалацерковно-житийная литература.

         «У нас, — рассказывает она, — полондом был странниц да богомолок. А придём из церкви, сядем за какую-нибудьработу… а странницы станут рассказывать, где они были, что видели, житияразные, либо стихи поют» (д. 1, явл. 7).

           Владея сравнительно богатымсловарём, Катерина говорит свободно, привлекая разнообразные и психологическивесьма глубокие сравнения. Её речь льётся. Так, её не чужды такие слова иобороты литературного языка, как: мечта, помыслы, разумеется, точно все это водну секунду было, что-то во мне такое необыкновенное.

          В первом монологе Катеринарассказывает о своих снах: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Илихрамы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, икипарисом пахнет, и горы и деревья, будто не такие, как обыкновенно, а как наобразах пишутся»

           Эти сны и по содержанию, и по формесловесного выражения навеяны, несомненно, и духовными стихами.

          Речь Катерины своеобразна не тольколексико-фразеологическими, но и синтаксически. Она состоит главным образом изпростых и сложносочиненных предложений, с постановкой сказуемых в конце фразы:«Так до обеда время и пройдёт. Тут старухи уснут лягут, а я по саду гуляю…Таково хорошо было» (д. 1, явл. 7).

         Чаще всего, как это характерно длясинтаксиса народной речи, Катерина связывает предложения посредством союзов а ида. «А придём из церкви… а странницы станут рассказывать… А то будто я летаю… Акакие сны мне снились».

         Плавучая речь Катерины иногдаприобретает характер народного причитания: «Ах, беда моя, беда! (Плачет) Кудамне, бедной, деться? За кого мне ухватиться?».

        Речь Катерины глубоко эмоциональна,лирически задушевна, поэтична. Для придания ее речи эмоционально-поэтическойвыразительности служат и уменьшительные суффиксы, так присуще народной речи(ключок, водицы, деток, могилушка, дождичком, травка), и усилительные частицы(«Как он жалел-то меня? Какие слова-то говорил?»), и междометия («Ах, как мнепо нем скучно!»).

           Лирическую задушевность, поэтичностьречи Катерины придают эпитеты, идущие после определяемых слов (храмы золотые,сады необыкновенные, помыслами лукавыми), и повторения, так свойственные устнойпоэзии народа.

            Островский раскрывает в речиКатерины не только её страстную, нежно-поэтическую натуру, но и волевую силу.Волевая сила, решительность Катерины оттеняются синтаксическими конструкциямирезко утверждающего или отрицательного характера.

  

        

     Глава4. Сравнительная речевая характеристика Дикого и             

                                         Кабанихи

      В драме Островского «Гроза» Дикой и Кабаниха – представители «Тёмногоцарства». Создаётся впечатление, будто Калинов отгорожен от всего остальногомира высочайшим забором и живёт какой-то особенной, замкнутой жизнью.Островский сконцентрировал внимание на самом важном, показав убогость, дикостьнравов русского патриархального быта, ведь вся эта жизнь только и стоит напривычных, устаревших законах, которые, очевидно, совершенно нелепы. «Темноецарство» цепко держится за своё старое, устоявшееся. Это стояние на одномместе. А такое стояние возможно в том случае, если оно поддерживается людьми,имеющими силу и власть.

      Более полное, на мой взгляд, представление о человеке может дать егоречь, то есть привычные и специфические выражения, присущее только данномугерою. Мы видим, как Дикой как ни в чем не бывало просто так может обидетьчеловека. Он ни во что не ставит не только окружающих, но даже своих родных иблизких. Его домашние живут в постоянном страхе перед его гневом. Дикойвсячески издевается над своим племянником. Достаточно вспомнить его слова: «Разтебе сказал, два тебе сказал»; «Не смей мне на встречу попадаться»; тебе всенаймётся! Мало тебе места-то? Куда ни пади, тут ты и есть. Тьфу ты, проклятый!Что ты как столб стоишь-то! Тебе говорят аль нет?». Дикой откровенно показывает,что своего племянника не уважает совершенно. Он ставит себя выше всехокружающих. И никто не оказывает ему ни малейшего сопротивления. Он ругаетвсех, над кем чувствует свою силу, но если кто-то обругает его самого, он несможет ответить, то тогда держитесь все домашние! На них-то Дикой и сорвёт всюсвою злость.

          Дикой – «значительное лицо» в городе,купец. Вот как говорит о нём Шапкин: «Уж такого-то ругателя, как у нас СавелПрокофьич, поискать ещё. Ни за что человека оборвёт».

           «Вид необычный! Красота! Душа радуется!»-восклицает Кулигин, но  на фоне этогопрекрасного пейзажа рисуется безотрадная картина жизни, которая предстает переднами в «Грозе». Именно Кулигин даёт точную и чёткую характеристику быта, нравови обычаев, царящих в городе Калинове.

             Так, же как и Дикой, Кабанихаотличается эгоистическими наклонностями, она думает только о себе. Жителигорода Калинова говорят о Диком и Кабанихе очень часто, и это даёт возможностьполучить о них богатый материал. В разговорах с Кудряшом Шапкин называет Дикого«ругателем», Кудряш же называет его «пронзительным мужиком». Кабаниха называетДикого «воином». Всё это говорит о сварливости и нервозности его характера.Отзывы о Кабанихе тоже не слишком лестные. Кулигин называет её «ханжой» иговорит, что она «нищих оделяет, а домашних заела совсем». Это характеризуеткупчиху с плохой стороны.

           Нас поражает их бессердечие поотношению к зависимым от них людям, нежелание расстаться с деньгами прирасчётах с рабочими. Вспомним, что рассказывает Дикой: «О посту как-то, овеликом, я говел, а тут нелегкая и подсунь мужичонка, за деньгами пришёл, дровавозил… Согрешил таки я: изругал, так изругал… чуть не прибил». Все отношениямежду людьми, по их мнению, строятся на богатстве.

          Кабаниха богаче Дикого, и поэтому онаявляется единственным человеком в городе, в общении с которым Дикой должен бытьвежлив. «Ну, ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебедорога!».

            Ещё одна черта, которая ихобъединяет – это религиозность. Но Бога они воспринимают, не как кого-то, ктопрощает, а как того, кто может их наказывать.

            Кабаниха, как никто, отражает всюприверженность этого города к старым традициям. (Она учит Катерину, Тихона, какнадо жить вообще и как вести себя в конкретном случае.) Кабанова пытаетсяказаться доброй, искреннеё, а главное несчастной женщиной, пытается оправдатьсвои поступки возрастом: «Мать старая, глупая; ну а вы, молодые люди, умные, недолжны с нас, дураков, и взыскивать». Но эти утверждения больше похожи наиронию, чем на искреннее признание. Кабанова считает себя центром внимания, онане может представить себе, что будет со всем миром после её смерти. Кабаниха жедо абсурда слепо предана своим старым традициям, заставляя всех домашнихплясать под свою дудку. Она заставляет Тихона по-старинному прощаться со своейженой, вызывая смех и чувство сожаления у окружающих.

           С одной стороны, кажется, что Дикойгрубее, сильнее и, следовательно, страшнее. Но, приглядевшись, мы видим, чтоДикой способен только кричать и буйствовать. Она сумела подчинить себе всех,держит все под контролем, она даже пытается управлять взаимоотношениями людей,что приводит Катерину к гибели. Кабаниха хитра и умна, в отличие от Дикого, иэто делает её более страшной. В речи Кабанихи очень чётко проявляетсяханжество, двойственность речи. Она очень дерзко и грубо разговаривает слюдьми, но в тоже время во время общения с ним хочет казаться доброй, чуткой,искренней, а главное несчастной женщиной.

        Мы можем сказать, что Дикой совершеннобезграмотен. Он говорит Борису: «Провались ты! Я с тобой и говорить не хочу сезуитом». Дикой употребляет в своей речи «с езуитом» вместо «с иезуитом». Такон ещё и сопровождает свою речь плевками, что окончательно показывает егобескультурье. Вообще на протяжении всей драмы мы видим его пересыпающим своюречь бранью. «Ты ещё что тут! Какого ещё тут чёрта водяного!», что показываетего человеком крайне грубым и невоспитанным.

      Дикой груб и прямолинеен в своей агрессивности, он совершает поступки,порой вызывающие недоумение и удивление у окружающих. Он  способен обидеть и побить мужика, не отдаваятому денег, а потом на глазах у всех стоять перед ним в грязи, прося прощения.Он буян, и в буйстве своём способен метать громы и молнии на своих домашних, встрахе скрывающихся от него.

Поэтому можно сделать вывод о том,что Дикого и Кабаниху нельзя считать типичными представителями купеческогосословия. Эти персонажи драмы Островского очень похожи и отличаютсяэгоистическими наклонностями, они думают только о себе. И даже собственные детив какой-то степени кажутся им помехой. Такое отношение не может украсить людей,именно поэтому Дикой и Кабаниха вызывают стойкие негативные эмоции у читателей.

                

                                        Заключение

     Говоря об Островском, на мой взгляд, мы можем с полным правом назватьего непревзойденным мастером слова, художником. Персонажи в пьесе «Гроза»предстают перед нами как живые, с яркими рельефными характерами. Каждое слово,сказанное героем, раскрывает какую-нибудь новую грань его характера, показываетего с другой стороны. Характер человека, его настроение, отношение кокружающим, даже если он этого не хочет, проявляются в речи, и Островский,настоящий мастер речевой характеристики, подмечает эти чёрточки. Склад речи, помнению автора, может очень многое сказать читателю о персонаже. Таким образом,каждое действующие лицо приобретает свою индивидуальность, неповторимыйколорит. Особенно это важно для драмы.

             В «Грозе» Островского мы можем чётко выделитьположительного героя Катерину и два отрицательных героя Дикого и Кабаниху.Безусловно, они являются представителями «тёмного царства». А Катерина – этоединственный человек, который пытается с ними бороться. Образ Катеринынарисован ярко и живо. Главная героиня говорит красиво, образным народнымязыком. Её речь изобилует тонкими смысловыми оттенками. В монологах Катерины,как в капле воды, отражается весь её богатый внутренний мир. В речи персонажадаже появляется отношение автора к нему. С какой любовью, сочувствиемОстровский относится к Катерине, и как резко он осуждает самодурство Кабанихи иДикого.

           Он рисует Кабаниху как убеждённуюзащитницу устоев «тёмного царства». Она строго соблюдает все порядкипатриархальной старины, не терпит ни в ком проявления личной воли, обладаетвеликой властью над окружающими.

           Что касается Дикого, Островский смогпередать всю злость и гнев, который кипит в его душе. Дикого боятся вседомочадцы, в том числе и племянник Борис. Он открыто, груб и бесцеремонен. Нооба обладающее властью героя несчастны: не знают, что делать со своимбезудержным характером.

          В драме Островского «Гроза» с помощьюхудожественных средств писатель сумел охарактеризовать героев и создать яркуюкартину того времени. «Гроза» очень сильна по воздействию на читателя, зрителя.Драмы героев не оставляют равнодушными сердца и умы людей, что удаётся некаждому писателю. Только истинный художник может создать такие великолепные,красноречивые образы, только такой мастер речевой характеристики способенсказать читателю о героях лишь с помощью их же собственных слов, интонаций, неприбегая к какой-либо иной дополнительной характеристики.                                                                                                                                                                                 

                  Список использованнойлитературы

1.<span Times New Roman»»>   

А. Н. Островский«Гроза». Москва «Московский рабочий»,1974.

2.<span Times New Roman»»>   

Ю. В. Лебедев«Русская литература ХIХ века», часть2. Просвещение», 2000.

3.<span Times New Roman»»>   

И. Е. Каплин, М.Т. Пинаев «Русская литература». Москва «Просвещение», 1993.

4.<span Times New Roman»»>   

Ю. Борев.Эстетика. Теория. Литература. Энциклопедический словарь терминов, 2003.

www.ronl.ru

Речевая характеристика героев в драме Островского Гроза

евая сила, решительность Катерины оттеняются синтаксическими конструкциями резко утверждающего или отрицательного характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Сравнительная речевая характеристика Дикого и

Кабанихи

 

 

В драме Островского Гроза Дикой и Кабаниха представители Тёмного царства. Создаётся впечатление, будто Калинов отгорожен от всего остального мира высочайшим забором и живёт какой-то особенной, замкнутой жизнью. Островский сконцентрировал внимание на самом важном, показав убогость, дикость нравов русского патриархального быта, ведь вся эта жизнь только и стоит на привычных, устаревших законах, которые, очевидно, совершенно нелепы. Темное царство цепко держится за своё старое, устоявшееся. Это стояние на одном месте. А такое стояние возможно в том случае, если оно поддерживается людьми, имеющими силу и власть.

Более полное, на мой взгляд, представление о человеке может дать его речь, то есть привычные и специфические выражения, присущее только данному герою. Мы видим, как Дикой как ни в чем не бывало просто так может обидеть человека. Он ни во что не ставит не только окружающих, но даже своих родных и близких. Его домашние живут в постоянном страхе перед его гневом. Дикой всячески издевается над своим племянником. Достаточно вспомнить его слова: Раз тебе сказал, два тебе сказал; Не смей мне на встречу попадаться; тебе все наймётся! Мало тебе места-то? Куда ни пади, тут ты и есть. Тьфу ты, проклятый! Что ты как столб стоишь-то! Тебе говорят аль нет?. Дикой откровенно показывает, что своего племянника не уважает совершенно. Он ставит себя выше всех окружающих. И никто не оказывает ему ни малейшего сопротивления. Он ругает всех, над кем чувствует свою силу, но если кто-то обругает его самого, он не сможет ответить, то тогда держитесь все домашние! На них-то Дикой и сорвёт всю свою злость.

Дикой значительное лицо в городе, купец. Вот как говорит о нём Шапкин: Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать ещё. Ни за что человека оборвёт.

Вид необычный! Красота! Душа радуется!- восклицает Кулигин, но на фоне этого прекрасного пейзажа рисуется безотрадная картина жизни, которая предстает перед нами в Грозе. Именно Кулигин даёт точную и чёткую характеристику быта, нравов и обычаев, царящих в городе Калинове.

Так, же как и Дикой, Кабаниха отличается эгоистическими наклонностями, она думает только о себе. Жители города Калинова говорят о Диком и Кабанихе очень часто, и это даёт возможность получить о них богатый материал. В разговорах с Кудряшом Шапкин называет Дикого ругателем, Кудряш же называет его пронзительным мужиком. Кабаниха называет Дикого воином. Всё это говорит о сварливости и нервозности его характера. Отзывы о Кабанихе тоже не слишком лестные. Кулигин называет её ханжой и говорит, что она нищих оделяет, а домашних заела совсем. Это характеризует купчиху с плохой стороны.

Нас поражает их бессердечие по отношению к зависимым от них людям, нежелание расстаться с деньгами при расчётах с рабочими. Вспомним, что рассказывает Дикой: О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелегкая и подсунь мужичонка, за деньгами пришёл, дрова возил… Согрешил таки я: изругал, так изругал… чуть не прибил. Все отношения между людьми, по их мнению, строятся на богатстве.

Кабаниха богаче Дикого, и поэтому она является единственным человеком в городе, в общении с которым Дикой должен быть вежлив. Ну, ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога!.

Ещё одна черта, которая их объединяет это религиозность. Но Бога они воспринимают, не как кого-то, кто прощает, а как того, кто может их наказывать.

Кабаниха, как никто, отражает всю приверженность этого города к старым традициям. (Она учит Катерину, Тихона, как надо жить вообще и как вести себя в конкретном случае.) Кабанова пытается казаться доброй, искреннеё, а главное несчастной женщиной, пытается оправдать свои поступки возрастом: Мать старая, глупая; ну а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать. Но эти утверждения больше похожи на иронию, чем на искреннее признание. Кабанова считает себя центром внимания, она не может представить себе, что будет со всем миром после её смерти. Кабаниха же до абсурда слепо предана своим старым традициям, заставляя всех домашних плясать под свою дудку. Она заставляет Тихона по-старинному прощаться со своей женой, вызывая смех и чувство сожаления у окружающих.

С одной стороны, кажется, что Дикой грубее, сильнее и, следовательно, страшнее. Но, приглядевшись, мы видим, что Дикой способен только кричать и буйствовать. Она сумела подчинить себе всех, держит все под контролем, она даже пытается управлять взаимоотношениями людей, что приводит Катерину к гибели. Кабаниха хитра и умна, в отличие от Дикого, и это делает её более страшной. В речи Кабанихи очень чётко проявляется ханжество, двойственность речи. Она очень дерзко и грубо разговаривает с людьми, но в тоже время во время общения с ним хочет казаться доброй, чуткой, искренней, а главное несчастной женщиной.

Мы можем сказа

www.studsell.com

сравнительная характеристика речи Катерины и Кабанихи из Островского «Гроза»

Речь Катерины глубоко эмоциональна, лирически задушевна, поэтична. Основные источники языка Катерины — народное просторечие, народная устная поэзия и церковно-житейская литература. Глубокая связь её языка с народным просторечием: «Чтоб не видеть мне ни отца, ни матери»; «души не чаяла»; «успокой ты мою душу»; «долго ли в беду попасть»; «быть греху». Образность ее языка проявляется в обилии сравнений. При этом ее сравнения носят широкий распространённый, народный характер: «точно голубит меня», «точно голубь воркует», «точно гора с плеч свалилась», «руки-то жжет, точно уголь». В речи Катерины часто звучат слова и обороты, мотивы и отголоски народной поэзии. Тоскуя о Борисе, Катерина в предпоследнем монологе говорит: «Для чего мне теперь жить, ну для чего? Ничего мне не надо, ничего мне не мило, и свет божий не мил!». В заключительном монологе Катерина говорит: «В могиле лучше… Под деревцом могилушка… как хорошо… Солнышко ее греет, дождиком ее мочит … весной на ней травка вырастает, мягкая такая… птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие, красненькие, голубенькие…». Здесь всё от народной поэзии: уменьшительно- суффиксальная лексика, фразеологические обороты, образы. На язык Катерины большое влияние оказывала церковно-житийная литература. «У нас, — рассказывает она, — полон дом был странниц да богомолок. А придём из церкви, сядем за какую-нибудь работу… а странницы станут рассказывать, где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют». Катерина говорит свободно. Её речь льётся. Так, её не чужды такие слова и обороты литературного языка, как: мечта, помыслы, разумеется, точно все это в одну секунду было, что-то во мне такое необыкновенное. В первом монологе Катерина рассказывает о своих снах: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья, будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся». Эти сны навеяны, несомненно, и духовными стихами. Островский раскрывает в речи Катерины не только её страстную, нежно-поэтическую натуру, но и волевую силу. Кабаниха в своей речи пытается прикинуться доброй и и ласковой, хотя именно речь обнаруживает отрицательные черты ее характера. Она очень дерзко и грубо разговаривает с людьми, но в тоже время во время общения с ним хочет казаться доброй, чуткой, искренней, а главное несчастной женщиной. Есть слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, они направлены исключительно к Феклуше. Властность Кабанихи сказы­вается не в ругательствах, а в повелительном тоне ее речи. («Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала»). На склад ее речи наложила отпечаток та атмосфера «благочестия» и старинной обря­довости, которую она поддерживает в своем доме. Кабаниха умеет говорить и доброжелательно-поучительно (Знаю я, знаю, что вам не по нутру мои слова, да что же делать-то, я вам не чужая, у меня об вас сердце болит»), и лицемерно прибедняться (Мать стара, глупа; ну а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать»), и властно приказывать («Смотри ж, помни! На носу себе заруби!», «В ноги кланяйся!»). Кабаниха старается показать свою религиозность: «Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то!», «Только грех один!» — постоянно сопровождают ее речь. Она поддерживает суеверия и предрассудки, строго соблюдает старинные обычаи. В целом язык Кабанихи колоритен и пестрит пословицами, образными оборотами народной речи.

touch.otvet.mail.ru

Образ и характеристика Кабанихи (Кабановой) в пьесе Гроза Островского сочинение

Кабанова Марфа Игнатьевна – довольно крупная фигура в пьесе, мы можем смело назвать одной из главных героинь произведения.  Кабанова является свекровью Катерины, помимо этого, у нее  есть дети – Тихон и Варвара.  Она обладает большим богатством, не нуждается в дополнительных финансовых средствах.  Муж ее умер.

В произведении ее образ необходим для того, чтобы читатель проникся образом Катерины. Для того, чтобы выявить основные черты характера, идеалы Кабанихи, попробуем сделать некоторый сравнительный анализ этих двух героинь. Ведь эти две героини являются абсолютными противоположностями по отношению друг к другу. 

Естественно, между ними есть и сходства, но они незначительны. Во-первых, и Кабаниха и Катерина имеют четко сформированную систему ценностей, при этом они совершенно не готовы мириться с человеческими слабостями и нерешительностью, требуя такого же отношения к жизни и к миру. Также обе героини не верят в прощение.

Итак, а какие же существенные отличия мы можем отметить между двумя этими героинями. Катерина – девушка  мечтательная, витающая в облаках. Кабаниха же более приземленная женщина, ее интересуют бытовые вопросы, человеческие взаимоотношения. Она требует беспрекословного подчинения, все должно быть так, как скажет она. Для нее основными понятиями являются приказ, страх и дисциплина. Кабаниху совершенно не смущает ее поведение, она даже не задумывается о том, что, возможно, она поступает нецелесообразно, грубо.

Кабаниха придерживается консервативного уклада, она протестует против нововведений, новых взглядов. Мало того, она считает, что и другие всенепременно должны считать также. Ее умозаключения не на чем не основаны, она просто считает свою точку зрения единственно верной и правильной.  Во все эти суеверия она заставляет верить и своих детей. Дети не могут проявить самостоятельность, им приходится поступать так, как  велит их мать. Своему сыну она говорит о том, что жена должна бояться мужа, только тогда она будет слушать его и выполнять все его прихоти и просьбы.

Даже после смерти Катерины, Кабаниха ничего не поняла и продолжила себя деспотично и недостойно себя вести, считая себя правой абсолютно во всем.

Сочинение Кабаниха в пьесе Гроза

Марфа Игнатьевна Кабанова, имеющая прозвище Кабаниха – один из образов, демонстрирующих сущность русского купечества, созданных Островским.

Кабаниха не принадлежит к положительным персонажам драматурга. Это богатая вдова, сама ведущая дела, представительница старшего поколения одной из самых влиятельных семей провинциального поволжского города Калинова. В своей семье Кабанова контролирует всех и выступает в роли домашнего тирана. Ни начисто лишенный воли ее сын Тихон, ни невестка Катерина, обладающая более сильным характером, не выходят из воли главы семейства.

Однако Кабаниха отличается от другого самодура города Калинова – Дикого, для которого характерно просто делать все что вздумается и упиваться своей безнаказанностью. Купчиха придерживается некоторых собственных принципов, считая, что подавление младших членов семьи служит их же собственному благу. Если Дикой может издеваться над человеком, а потом (пусть и в силу своего самодурства) просить у него прощения, то Кабанова, к несчастью для окружающих более цельная натура.

Островский противопоставляет Кабаниху духу времени. Рисуя темными красками ее суеверность, веру в приметы, лицемерие, невежество и ханжество, он высказывается против традиционных устоев, консерватизма, идущего из глубины веков. С сочувствием показывая страдающую Катерину и изобретателя Кулигина, Островский в лице купчихи выступает против деспотизма, прикрывающегося традициями и устоями. Деспотичная глава семьи осуждается не как представитель своего класса, не как несущая зло в силу высокого имущественного и общественного положения. Будь Кабаниха бедной крепостной крестьянкой, но, согласно вековой традиции, также державшей домашних в узде, ничего бы принципиально не изменилось. Сила Марфы Игнатьевны не в богатстве, а в сильной воле и неумолимой жестокости. Ее не трогает даже смерть Катерины, когда труп утонувшей невестки выносят, она стремится всеми силами сохранить благопристойность. Угрожая своему сыну Тихону, бросившемуся к мертвой жене, проклятием – одним из самых сильных наказаний в традиционном обществе, она думает лишь о сохранении своих порядков, удержании власти в семье.   

Для контраста показана демонстративная религиозность и благотворительность Кабанихи. Купчиха любит общество странствующих нищенок, тратит на их содержание деньги. Соответственно она любит слушать их благочестивые рассказы и тщательно соблюдает церковные обряды. Однако показное православие не оставляет никакого следа в душе Кабанихи и служит лишь поддержанию имиджа.

Марфа Игнатьевна Кабанова олицетворяет косность, невежество и жестокость, имевшую место в купеческой среде.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Кабанихи в пьесе Гроза

Популярные сегодня темы

  • Основные темы и мотивы лирики Тютчева сочинение 10 класс

    В основном Тютчев известен стихами о природе, а также циклом любовной поэзии и политическими стихами. Однако в любой из этих тем прослеживается философское начало.

  • Сочинение по картине Репина Пушкин на лицейском экзамене

    Картина была написана в 1911 году. Её заказало лицейское общество в честь 100-летия Императорского лицея. На картине изображён парадный зал лицея. По обеим сторонам расположены широкие окна с малиновыми шторами

  • Образ и характеристика Ярославны в поэме Слово о полку Игореве сочинение 9 класс

    Одним из выдающихся произведений культуры древней Руси является поэма «Слово о полку Игореве». Благодаря ему мы видим события, того далёкого времени, мысли и деяния живших в ту эпоху людей.

  • Сочинение про Лес

    Лес. Что же это такое? Лес это живописная природа, свежий воздух и положительные эмоции. В лесу всегда хорошо, свободно и спокойно. Лес – это сказка. Лес нуждается в нашей заботе и бережном отношении.

  • Сочинение на тему Мой дом

    Что значит для меня выражение «мой дом»? Это не просто стены окружающие меня, потолок над моей головой и пол под моими ногами. Нет, это не самое главное. Самое главное для меня – это та окружающая атмосфера, в которой мы живем.

sochinimka.ru

Характеристика героя Кабаниха (Гроза Островский А.Н.) :: Litra.RU




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Характеристики героев / Островский А.Н. / Гроза / Кабаниха

-Вариант 1
-Вариант 2
-Вариант 3

    Кабанова Марфа Игнатьевна (Кабаниха) — центральная героиня пьесы, мать Тихона и Варвары, свекровь Катерины. В перечне действующих лиц о ней сказано: богатая купчиха, вдова. В системе персонажей пьесы — антагонист главной героини, Катерины, контрастное сопоставление с которой имеет определяющее значение для понимания смысла пьесы. Сходство героинь можно усмотреть как в принадлежности их к миру патриархальных представлений и ценностей, так и в масштабе и силе характеров. Обе они — максималистки, никогда не примирятся с человеческими слабостями, не допускают возможностей никакого компромисса. Религиозность обеих также имеет одну сходную черту: обе они не верят в прощение и не вспоминают о милосердии. Однако этим черты сходства исчерпываются, создавая почву для сравнения и подчеркивая сущностно значимый антагонизм героинь. Они представляют собой как бы два полюса патриархального мира. Катерина — его поэзию, одухотворенность, порыв, мечтательность, дух патриархального уклада в его идеальном значении. Кабаниха вся прикована к земле и земным делам и интересам, она блюститель порядка и формы, отстаивает уклад во всех его мелочных проявлениях, требуя неукоснительного исполнения обряда и чина, нимало не заботясь о внутренней сути человеческих отношений (см. ее грубый ответ на слова Катерины о том, что свекровь для нее все равно что родная мать; все поучения сыну).
    К. в пьесе охарактеризована не только собственными речами и действиями, но и обсуждается другими персонажами. Впервые о ней говорит странница Феклуша: «Я так довольна, так, матушка, довольна, по горлушко! За наше неоставление им еще больше щедрот приумножится, а особенно дому Кабановых». Перед этой репликой — суждение Кулигина: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Вскоре после этих предваряющих характеристик появляется выходящая от вечерни К. в сопровождении своей семьи, которую она не переставая пилит, придираясь к воображаемому охлаждению к ней сына, выказывая ревнивое недоброжелательство к его молодой жене и недоверие к ее искренним словам («Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты. Да и Тихон тебя любит»). Из этого разговора мы узнаем, что, по мнению К., правильный семейный порядок и домашний уклад держатся на страхе младших перед старшими, она говорит Тихону о его отношениях с женой: «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?» Таким образом, если ключевые слова в представлениях Катерины о счастливой и благополучной жизни в доме «любовь» и «воля» (см. ее рассказ о жизни в девичестве), то в представлениях К., это — страх и приказ. Особенно ярко это видно в сцене отъезда Тихона, когда К. заставляет сына строго следовать правилам и «приказывать жене», как жить без него. У К. нет никаких сомнений в моральной правоте иерархических отношений ‘патриархального быта, но и уверенности в их нерушимости уже нет. Напротив, она чувствует себя чуть ли не последней блюстительницей правильного миропорядка («Так-то вот старина и выводится… Что будет, как старшие перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю»), и ожидание, что с ее смертью наступит хаос, придает трагизм ее фигуре. Она не считает себя и насильницей: «Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить». Если Катерина чувствует уже по-новому, не по-калиновски, но не отдает себе в этом отчета, то К., напротив, чувствует еще вполне по-старому, но ясно видит, что ее мир гибнет. Конечно, это осознание облекается во вполне «калинов-ские», средневековые формы простонародного философствования, преимущественно в апокалиптические ожидания. Все это выявляет ее диалог с Феклушей, особенность которого в том, что он характеризует прежде всего мироощущение К., хотя «выговаривает» эти размышления Феклуша, а К. крепится, хочет уверить собеседницу, что у них в городе и правда «рай и тишина», но в конце сцены ее истинные мысли полностью обнаруживаются в двух последних репликах, как бы санкционирующих апокалиптические рассуждения Феклуши: «И хуже этого, милая, будет», — и в ответ на слова странницы: «Нам-то бы только не дожить до этого» — К. веско бросает: «Может, и доживем». Нельзя принять весьма часто встречающееся определение К. как «самодурки». Самодурство — не порядок патриархального мира, а разгул своеволия властного человека, тоже по-своему нарушающего правильный порядок и ритуал. К. осуждает своего кума Дикого, настоящего самодура (в отличие от самой К., строго придерживающейся порядков и правил), и относится с презрением к его буйству и жалобам на домашних как к проявлению слабости. В силе характера К. не сомневаются окружающие («Нашей бы хозяйке за ним быть, она б его скоро прекратила»,— замечает горничная Глаша в ответ Борису, жалующемуся на буйство Дикого). Самой К., сколько бы она ни точила детей за непочтение и непослушание, и в голову не придет жаловаться посторонним на непорядки в своем доме. И потому для нее публичное признание Катерины — страшный удар, к которому скоро присоединится опять-таки открытый, на людях, бунт ее сына, не говоря уже о побеге из дому дочери Варвары. Поэтому в финале «Грозы» не только гибель Катерины, но и крушение К. Разумеется, антагонистка трагической героини не вызывает сочувствия.


Добавил: SOFT

/ Характеристики героев / Островский А.Н. / Гроза / Кабаниха


Смотрите также по произведению «Гроза»:


Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

www.litra.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *