Биография Жан-Жак Руссо - Жизнь Tozz'а

Жан-Жак Руссо (1712 – 1778) – французский философ, политический теоретик, писатель и композитор, разработчик прямой формы государственного правления. Его работы о системе образования, о правительстве и на темы морали оказали большое влияние на лидеров французской революции и на представителей романтизма в литературе и искусстве. В его философии господствует теория о том, что любой человек, хороший и правильный по своей природе, портится и развращается при любом контакте с обществом. Руссо был так противоречив и настолько влиятелен, что Жорж Санд назвала его “Святой Руссо”, в то время как Вольтер называл его “чудовищем”, а Лев Толстой, например, говорил, что самое большое влияние в жизни на него оказали Евангелие и Руссо.

Родился Жан-Жак 28 июня 1712 года в Женеве. Мать Жана Руссо, урожденная Сюзанна Бернар, внучка женевского пастора, умерла через несколько дней после рождения Жан-Жака. Первые десять лет жизни Жан-Жак провел на руках отца и тетки, молодой девушки, к которой он сохранил на всю жизнь самые теплые чувства. Добрая девушка как умела ухаживала за племянником, наблюдала за его здоровьем, охраняла от последствий его слабого и болезненного сложения. Ее нежные заботы запечатлелись в чувствительном сердце ребенка и, быть может, еще более содействовали развитию этой чувствительности. Ее искренние песни Руссо со слезами на глазах напевал и в последние годы своей жизни. Немногое могла дать эта девушка своему питомцу, но это немногое было: доброе сердце, справедливость, народная поэзия, музыкальные напевы. Non multa, sed multum. [Не много, но многое (лат.).] И доброе семя пало на добрую почву любящей, нежной, восприимчивой натуры.

С самого детства Жан Жак Руссо увлекался чтением книг. Отец мальчика, часовщик Исаак Руссо, вступил в конфликт с офицером французской службы и в1722 г. был вынужден уехать из Женевы. Пока Жан-Жак жил с отцом, они часто ночи напролет вместе читали художественную литературу тех лет. Позже, когда отец покинул Женеву, Жан Жак, которому в наследство осталась библиотека деда, уже сам выбирал себе книги для чтения. Огромную роль в его дальнейшем интеллектуальном развитии сыграли прочитанные им произведения Бюффона, Фонтенеля, Вольтера, аббата Сен-Пьера. Жан-Жака отдали учиться к нотариусу, позже (в1725 г.) – к граверу. Не стерпев тирании хозяина, Руссо в 1728 покинул родной город.

Дальнейшее образование получал не стабильно. Характерен эпизод из этих лет скитания, о котором Руссо позже поведал в «Исповеди». Странствуя вблизи Лиона, Руссо забрел в деревню и попросил какого-то крестьянина накормить его за плату. Крестьянин предложил вначале лишь ломоть грубого ржаного хлеба и снятое молоко. Только разговорившись с путешественником и убедившись, что имеет дело с «порядочным молодым человеком», который не выдаст его, крестьянин, опасливо озираясь, достал мясо и вино, спрятанные от сборщика налогов, и объяснил, что погибнет, если кто-нибудь увидит у него эти припасы. «То, что он в связи с этим мне рассказал и о чем я понятия не имел, произвело на меня неизгладимое впечатление; он заронил в мою душу семя той непримиримой ненависти, которая впоследствии выросла в моем сердце против притеснений, испытываемых несчастным народом, и против его угнетателей… ».

В Савойе Жан Жак Руссо познакомился с Луизой-Элеонорой де Варанс, оказавшей значительное влияние на всю его последующую жизнь. Привлекательная 28-летняя вдова из старинного дворянского рода, новообращенная католичка, она пользовалась покровительством церкви и герцога Виктора-Амедея Савойского, ставшего в 1720 королем Сардинии. Поддавшись влиянию этой дамы, Руссо отправился в Турин в обитель Святого Духа. Здесь он принял католичество, утратив тем самым женевское гражданство. В1729 г. Руссо поселился в Аннеси у мадам де Варанс, которая решила продолжить его образование. Она побудила его поступить в семинарию, а затем в хоровое училище.

В 1730 Жан Жак Руссо возобновил свои странствия, однако в 1732 вновь вернулся к мадам де Варанс, на сей раз в Шамбери, и стал одним из ее любовников. Их связь, продолжавшаяся до 1739, открыла Руссо путь в новый, прежде недоступный мир. Отношения с мадам де Варанс и посещавшими ее дом людьми улучшили его манеры, привили вкус к интеллектуальному общению. Благодаря своей покровительнице он получил в1740 г. место гувернера в доме лионского судьи Жана Бонно де Мабли, старшего брата известных философов-просветителей Мабли и Кондильяка. Хотя воспитателя детей Мабли из Руссо не вышло, приобретенные связи помогли ему по приезде в Париж.

В 1742 Жан Жак Руссо переселился в Париж. Здесь он намеревался добиться успеха благодаря предлагаемой им реформе нотной записи, заключавшейся в отмене транспонировки и ключей. Руссо выступил с докладом на заседании королевской Академии наук, а затем апеллировал к публике, издав «Диссертацию о современной музыке» (1743). К этому времени относится и его встреча с Дени Дидро, в котором он сразу распознал светлый ум, склонный к серьезным и независимым философским раздумьям.

В 1743 Руссо получил назначение на должность секретаря французского посла в Венеции графа де Монтегю, однако, не ужившись с ним, вскоре вернулся в Париж (1744). В 1745 он познакомился с Терезой Левассер, ставшей спутницей его жизни. Женился он из-за материального недостатка, но не был счастлив в браке. Считая, что он не в состоянии воспитывать своих детей (их было пятеро), Руссо отдал их в воспитательный дом.

В1749 г. Дени Дидро привлек Руссо к работе над «Энциклопедией», для которой тот написал 390 статей, прежде всего, по теории музыки. Репутация Жан Жака Руссо как музыканта возросла после его комической оперы «Сельский колдун», поставленной при дворе в 1752 и в парижской опере в 1753.

Получив премию Дижонской академии в 1749 году, Руссо начал плодотворно работать, сочинять музыку, переписывать ноты. Изменил свое поведение, отдалившись от общества, поселился отдельно от жены.

Жан Жак Руссо — представитель сентиментализма, главной особенностью которого были чувства. Ж. Ж. Руссо выступал против социального неравенства, деспотизма королевской власти. Идеализировал естественное состояние всеобщего равенства и свободы людей, разрушенное введением частной собственности. Государство, по Руссо, может возникнуть только в результате договора свободных людей. Эстетические и педагогические взгляды Руссо выражены в романе-трактате «Эмиль, или О воспитании» (1762). Роман в письмах «Юлия, или Новая Элоиза» (1761), а также «Исповедь», ставящие в центр повествования «частную», духовную жизнь, способствовали становлению психологизма в европейской литературе.

В педагогическом романе «Эмиль или о Воспитании» (1762) Жан Жак Руссо обрушился на современную систему воспитания, упрекая ее за недостаток внимания к внутреннему миру человека, пренебрежение к его естественным потребностям. В форме философского романа Руссо изложил теорию врожденных нравственных чувств, главным из которых он считал внутреннее сознание добра. Задачей воспитания он провозгласил защиту нравственных чувств от разлагающего влияния общества.

Между тем, именно общество оказалось в центре внимания самой известной работы Руссо — «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762). Заключая общественный договор, люди поступаются частью своих суверенных естественных прав в пользу государственной власти, охраняющей их свободу, равенство, социальную справедливость и выражающей, тем самым, их общую волю. Последняя не тождественна воле большинства, которая может противоречить подлинным интересам общества. Если государство перестает следовать общей воле и выполнять свои моральные обязательства, оно утрачивает нравственную основу своего существования. Обеспечение этой нравственной опоры власти Жан Жак Руссо возлагал на т. н. гражданскую религию, призванную объединить граждан на основе веры в Бога, в бессмертие души, в неотвратимость наказания порока и торжества добродетели. Таким образом, философия Руссо была достаточно далека от деизма и материализма многих его прежних друзей.

Проповедь Руссо была встречена одинаково враждебно в самых различных кругах. «Эмиль» был осужден Парижским парламентом (1762), автор был вынужден бежать из Франции в Швейцарию. Оттуда же снова переехал по причине осуждения своих произведений. В Женеве были сожжены «Эмиль» и «Об общественном договоре», а Руссо был объявлен вне закона.

В 1762-67 гг. Жан Жак Руссо скитался вначале по Швейцарии, затем оказался в Англии. В1770 г., достигнув европейской известности, Руссо вернулся в Париж, где ему уже ничто не угрожало. Там он завершил работу над «Исповедью».

“Исповедь” – самое выдающееся произведение Руссо. Это автобиографияческий роман. Цель книги – “…показать своим собратьям одного человека во всей правде его природы”, во всем его неповторимом индивидуальном своеобразии. С предельной искренностью и правдивостью Руссо обнажает свое сердце, “…все свои сокровенные мысли…”, не боясь рассказать “…о себе самом самые отвратительные вещи…”. Рисуя жизнь, излагая мысли и описывая душевные состояния, Руссо раскрывает не только свой внутренний мир, но и систему взглядов на природу и общество.

Находясь в тяжелом психическом состоянии и обуреваемый манией преследования, Руссо удалился в деревню Эрменонвиль на севере Франции под Санлисом, где провел последние месяцы своей жизни на попечении маркиза де Жирардена. Скончался Жан Жак Руссо 2 июля1778 г. в Эрменонвиле. Маркиз де Жирарден похоронил его на острове в собственном парке.

В 1781 году, вскоре после смерти писателя, когда на его могиле на Тополином острове в Эрменонвиле, было установлено каменное надгробие, двадцатилетний, еще никому не ведомый Фридрих Шиллер писал в потаенной тетради:

Монумент, возникший злым укором

Нашим дням и Франции позором,

Гроб Руссо, склоняюсь пред тобой!

В 1794 г., в период Якобинской диктатуры, останки Жан Жака Руссо были перенесены в Парижский Пантеон.

tozz-tozzy.livejournal.com

Руссо, Жан Жак, подробная биография

(1712-1778) французский философ, писатель, композитор

Жизнь Жан Жака Руссо была настолько переполнена событиями, что могла бы стать содержанием многотомного романа. Несмотря на постоянные перемещения, лишения и материальные проблемы, он создал целый ряд выдающихся произведений, став одним из основоположников психологического направления в литературе.

Отец Жана Руссо был часовщиком, очень искусным в своем ремесле, мать происходила из пасторской семьи. Но Руссо не довелось ее узнать: она умерла при родах. Поэтому отец баловал своего сына и много занимался с ним. Но в десять лет старший Руссо повздорил с неким французским капитаном, местным видным землевладельцем. Чтобы сохранить честь и свободу, он был принужден бежать из Женевы и на всю жизнь оставить родину.

С тех пор Жану пришлось жить в людях, служить то помощником клирика, то учеником гравера, то лакеем, то гувернером, то учителем музыки в домах знати, домашним секретарем и переписчиком нот. Встретив случайно госпожу де Варенс, Жан Руссо поступает к ней в услужение и двенадцать лет проводит в ее доме. Это было самое спокойное время в его жизни. Отец когда-то научил его читать, и теперь юноша получает возможность заняться самообразованием, прочитать Рабле, Вольтера, Локка, других гуманистов и просветителей. Руссо даже пробует сочинять музыкальные произведения и разрабатывает новую систему записи нот с помощью цифр. Ведь некоторое время ему удалось посещать музыкальную школу при соборе. Позже он издаст специальную книгу по данному предмету.

С 1741 года начинается период странствий Жана Жака Руссо. Он переезжает в Париж, где ему удается устроиться секретарем французского посольства в Венеции. Он сближается с виднейшими просветителями — Дидро, д'Аламбером — и получает предложение написать ряд статей для музыкального раздела создаваемой ими «Энциклопедии». Их публикация сразу же принесла Жану Жаку Руссо известность.

В начале пятидесятых годов он становится известным как философ, приняв участие в конкурсе философских работ, объявленном Дижонской Академией на тему «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов». В трактате «Рассуждение о науках и искусствах» (1750) Руссо впервые поставил задачу изучения человека и познания его природы, его обязанностей и предназначения. Продолжением этой работы стали трактаты «Рассуждение о начале и основаниях неравенства между людьми» (1755) и «Об общественном договоре» (1762), в которых Руссо говорил о том, что изначально все люди были равны, а цивилизация привела к расслоению общества, политическому неравенству и эксплуатации народов. Так была заложена основа идеального устройства общества, основанного на правах естественного человека, равенства между людьми и демократической формы правления в виде всеобщего собрания.

Свои идеи естественного воспитания он изложил и в художественной форме — в романе-трактате «Эмиль, или О воспитании» (1762). Любимой книгой Жана Руссо на всю жизнь остался «Робинзон Крузо» Даниель Дефо, поэтому и в «Эмиле» он прославляет физический труд как основу обучения и воспитания.

Не скрывая своих взглядов, Жан Жак Руссо отстаивает «религию сердца», выступив тем самым против официальной религии. Вероятно, писатель считал вероисповедание внешней оболочкой, поэтому легко перешел из католичества в кальвинизм. Для него важнее было внутреннее содержание. Но церковники не приняли доктрину Руссо, «Эмиль» был сожжен рукой палача сначала в Париже, а затем и противниками французских католиков швейцарскими протестантами. Спасаясь от преследований, писатель перебирается из Франции в Швейцарию, а Ватикан вносит «Эмиля» и «Об общественном договоре» в список запрещенных книг.

Потом Жан Руссо уезжает в Англию, где живет у философа Д. Юма. Он приехал по его приглашению и даже получал пенсию в 100 фунтов от короля Георга III. Некоторая стабильность позволяет ему продолжить работу над своими мемуарами, получившими характерное название «Исповедь». Они были опубликованы в 1782—1789 годах.

Главным художественным произведением Жана Жака Руссо является роман в письмах «Юлия, или Новая Элоиза» (1761), где выведен совершенно новый тип героя, не знатного и не богатого, но наделенного богатым духовным миром и способного на глубокие душевные переживания. До Руссо литература не знала такой глубины чувств и страстей, смерть героини заставляла читателей проливать слезы по поводу ее безвременной кончины. Не случайно, что в течение XVIII века роман выдержал семьдесят изданий.

Верный себе, Жан Руссо проводит здесь значимую для себя мысль — каждое чувство должно быть взаимным, поскольку нельзя противиться зову природы, нужно любить и быть счастливым. Даже в наши дни такая откровенная декларация чувств звучит необычно.

Последнее произведение Жана Жака Руссо — «Исповедь» — также поразило читателей. Хотя автор и остановился на 1765 годе и не смог писать о годах нового изгнания, он воссоздал душевный мир человека, жившего в сложную, неоднозначно оцениваемую сегодня эпоху. Руссо открывает перед нами сам процесс рождения собственных чувств, переживаний, настроений. Иногда он беспощадно откровенен, иногда явно умалчивает о некоторых моментах своей жизни. В его произведении был сделан шаг к созданию психологической прозы последующих столетий.

Дополняя «Исповедь», Жан Жак Руссо пишет «Диалоги: Руссо судит Жан Жака» (1775—1776) и «Прогулки одинокого мечтателя» (1777—1778), где хотел подвести итоги своей жизни, создав образ одинокого человека, мечтающего о покое и единении с дикой и романтической природой.

Общепризнанно влияние Руссо на французскую литературу, в частности, на творчество таких писателей, как Л. Мерсье, Н. Ретиф де Бретони и Ж. Бернардеп де Сен-Пьер, на немецких поэтов «Бури и натиска», о чем свидетельствуют юношеские драмы Иоганна Гёте и Фридриха Шиллера, а также на английских писателей О. Голдсмита, Роберта Бёрнса и Джеймса Купера.

Известно, что молодой Л. Толстой прочитал все двадцать томов французского издания сочинений Руссо. Кстати, практически сразу же после публикации произведения писателя становились известными в России. Уже в 1761 году в книжной лавке Московского университета можно было купить первое издание романа «Юлия, или Новая Элоиза». Известна отрицательная оценка книг Руссо, Екатериной II. Но тем не менее героиня Александра Пушкина, Татьяна увлекалась именно первым романом Жана Жака Руссо.

Кроме прозаических произведений, он писал стихи и поэмы, которые, как и его комедии, не отличаются живостью характеров и потому не имели особого успеха. Больше удались Руссо его драматические опыты: созданная им как поэтом и композитором музыкальная пастораль «Деревенский колдун» была поставлена в 1752 году и в следующем году опубликована. Она приятно разнообразила слух слушателей на фоне тяжеловесной классической оперы. Известно, что она была представлена в Фонтенбло перед Людовиком XV. Пьеса Руссо «Пигмалион», которая была поставлена в 1770-м и опубликована в 1771 году, по отзыву И. Гёте, «сделала эпоху», став первой музыкальной мелодрамой.

В жизни Жан Жак Руссо был сложным и непредсказуемым человеком. Годы скитаний наложили отпечаток на его характер: он был эгоистичен, чувствителен и сентиментален, полагая лучшим представителем человечества самого себя. Педантизм Руссо обусловил четкий почерк, а мания величия и мания преследования привели к тому, что он отказывался читать письма, если ему был незнаком почерк отправителя. Даже своих собак он называл необычно — Герцог и Султан (всего у Руссо одно время было семь животных).

Сохраняя личную независимость, только в 1769 году он узаконил свои отношения с неграмотной парижской горничной Терезой Левассёр. Под влиянием идей Платона, изложенных в «Республике», своих пятерых детей он отдал в формировавшийся госпиталь.

Жан Жак Руссо обожал играть на спинете — предке фортепиано — и собирать растения.

biografiivsem.ru

Руссо Жан-Жак — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Руссо́ (Rousseau) Жан-Жак (28 июня 1712, Женева — 2 июля 1778, Эрменонвиль) — французский писатель и философ. Представитель сентиментализма. С позиций деизма осуждал официальную церковь и религиозную нетерпимость. В сочинениях «Рассуждение о начале и основаниях неравенства...» (1755), «Об общественном договоре» (1762). Руссо выступал против социального неравенства, деспотизма королевской власти. Руссо идеализировал естественное состояние всеобщего равенства и свободы людей, разрушенное введением частной собственности. Государство, по Руссо, может возникнуть только в результате договора свободных людей (смотри Общественный договор). Эстетические и педагогические взгляды Руссо выражены в романе-трактате «Эмиль, или О воспитании» (1762). Роман в письмах «Юлия, или Новая Элоиза» (1761), а также «Исповедь» (издание 1782-1789), ставящие в центр повествования «частную», духовную жизнь, способствовали становлению психологизма в европейской литературе. «Пигмалион» (издание 1771) — ранний образец мелодрамы. Идеи Руссо (культ природы и естественности, критика городской культуры и цивилизации, искажающих изначально непорочного человека, предпочтение сердца разуму) оказали влияние на общественную мысль и литературу многих стран.

Мать Руссо, урожденная Сюзанна Бернар, внучка женевского пастора, умерла через несколько дней после рождения Жан-Жака, а отец — часовщик Изак Руссо — в 1722 году был вынужден уехать из Женевы. 1723-1724 годы Руссо провел в протестантском пансионе Ламберсье в местечке Боссе близ французской границы. По возвращении в Женеву он некоторое время готовился стать судебным канцеляристом, а с 1725 года учился ремеслу гравера. Не стерпев тирании хозяина, юный Руссо в 1728 году покинул родной город.

В Савойе он познакомился с Луизой-Элеонорой де Варанс, оказавшей значительное влияние на всю его последующую жизнь. Привлекательная 28-летняя вдова из старинного дворянского рода, новообращенная католичка, она пользовалась покровительством церкви и герцога Виктора-Амедея Савойского, ставшего в 1720 году королем Сардинии. Поддавшись влиянию этой дамы, Руссо отправился в Турин в обитель Святого Духа. Здесь он принял католичество, утратив тем самым женевское гражданство.

В 1729 году Руссо поселился в Аннеси у мадам де Варанс, которая решила продолжить его образование. Она побудила его поступить в семинарию, а затем в хоровое училище. В 1730 году Руссо возобновил свои странствия, однако в 1732 году вновь вернулся к мадам де Варанс, на сей раз в Шамбери, и стал одним из ее любовников. Их связь, продолжавшаяся до 1739 года, открыла Руссо путь в новый, прежде недоступный мир. Отношения с мадам де Варанс и посещавшими ее дом людьми улучшили его манеры, привили вкус к интеллектуальному общению. Благодаря своей покровительнице он получил в 1740 году место гувернера в доме лионского судьи Жана Бонно де Мабли, старшего брата известных философов-просветителей Мабли и Кондильяка. Хотя воспитателя детей Мабли из Руссо не вышло, приобретенные связи помогли ему по приезде в Париж.В 1742 году Руссо переселился в столицу Франции. Здесь он намеревался добиться успеха благодаря предлагаемой им реформе нотной записи, заключавшейся в отмене транспонировки и ключей. Руссо выступил с докладом на заседании королевской Академии наук, а затем апеллировал к публике, издав «Диссертацию о современной музыке» (1743). К этому времени относится и его встреча с Дидро, в котором он сразу распознал светлый, чуждый мелочности ум, склонный к серьезным и независимым философским раздумьям.

В 1743 году Руссо получил назначение на должность секретаря французского посла в Венеции графа де Монтегю, однако, не ужившись с ним, вскоре вернулся в Париж (1744). В 1745 году он познакомился с Терезой Левассер, простой и многострадальной женщиной, ставшей спутницей его жизни. Считая, что он не в состоянии воспитывать своих детей (их было пятеро), Руссо отдавал их в воспитательный дом.

В конце 1749 года Дидро привлек Руссо к работе над «Энциклопедией», для которой тот написал 390 статей, прежде всего, по теории музыки. Репутация Руссо как музыканта возросла после его комической оперы «Сельский колдун», поставленной при дворе в 1752 году и в парижской опере в 1753 году.

В 1749 году Руссо принял участие в конкурсе на тему «Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?», организованном Дижонской Академией. В «Рассуждениях о науках и искусствах» (1750) Руссо впервые сформулировал главную тему своей социальной философии — конфликт между современным обществом и человеческой природой. Он утверждал, что хорошие манеры не исключают расчетливого эгоизма, а науки и искусства удовлетворяют не коренные потребности людей, но их гордыню и тщеславие. Руссо поставил вопрос о тяжкой цене прогресса, считая, что последний ведет к дегуманизации человеческих отношений. Работа принесла ему победу на конкурсе, а также широкую известность. В 1754 году на второй конкурс Дижонской Академии Руссо представил «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755). В нем он противопоставил т.н. первоначальное естественное равенство неравенству искусственному (социальному).

В 1750-х годах Руссо все более отдалялся от парижских литературных салонов. В 1754 году он побывал в Женеве, где вновь стал кальвинистом и восстановил себя в гражданских правах. По возвращении во Францию Руссо избрал уединенный образ жизни. 1756-1762 годы он провел в сельской местности близ Монморанси (под Парижем), сначала в павильоне, отведенном ему мадам д'Эпине (подругой Фридриха Мельхиора Гримма, автора знаменитой «Литературной корреспонденции», с которым Руссо близко сошелся еще в 1749), затем в загородном доме маршала де Люксембурга. Однако отношения Руссо с Дидро и Гриммом постепенно охлаждались. В пьесе «Побочный сын» (1757) Дидро высмеял отшельников, а Руссо воспринял это как личное оскорбление. Затем Руссо воспылал страстью к невестке мадам д'Эпине, графине Софи д'Удето, которая была любовницей Жана-Франсуа де Сен-Ламбера, энциклопедиста, близкого друга Дидро и Гримма. Друзья сочли поведение Руссо недостойным, сам он не считал себя виновным. Преклонение перед мадам д'Удето вдохновило его на «Новую Элоизу» (1761), шедевр сентиментализма, роман о трагической любви, воспевавший искренность в человеческих отношениях и счастье простой сельской жизни. Нараставшее расхождение Руссо с энциклопедистами объяснялось не только обстоятельствами личной жизни, но и различиями в их философских взглядах. В «Письме к Д'Аламберу о спектаклях» (1758) Руссо утверждал, что атеизм и добродетель несовместимы. Вызвав возмущение многих, в том числе Дидро и Вольтера, он поддержал критиков статьи «Женева», опубликованной Д'Аламберомза год перед этим в 7 томе «Энциклопедии».

В педагогическом романе «Эмиль или о Воспитании» (1762) Руссо обрушился на современную систему воспитания, упрекая ее за недостаток внимания к внутреннему миру человека, пренебрежение к его естественным потребностям. В форме философского романа Руссо изложил теорию врожденных нравственных чувств, главным из которых он считал внутреннее сознание добра. Задачей воспитания он провозгласил защиту нравственных чувств от разлагающего влияния общества.

Между тем, именно общество оказалось в центре внимания самой известной работы Руссо — «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762). Заключая общественный договор, люди поступаются частью своих суверенных естественных прав в пользу государственной власти, охраняющей их свободу, равенство, социальную справедливость и выражающей, тем самым, их общую волю. Последняя не тождественна воле большинства, которая может противоречить подлинным интересам общества. Если государство перестает следовать общей воле и выполнять свои моральные обязательства, оно утрачивает нравственную основу своего существования. Обеспечение этой нравственной опоры власти Руссо возлагал на т. н. гражданскую религию, призванную объединить граждан на основе веры в Бога, в бессмертие души, в неотвратимость наказания порока и торжества добродетели. Таким образом, философия Руссо была достаточно далека от деизма и материализма многих его прежних друзей.Проповедь Руссо была встречена одинаково враждебно в самых различных кругах. «Эмиль» был осужден Парижским парламентом (1762), автор был вынужден бежать из Франции. В Женеве были сожжены и «Эмиль» и «Общественный договор», а Руссо был объявлен вне закона. В 1762-1767 годах он скитался вначале по Швейцарии, затем оказался в Англии. В 1770 году, достигнув европейской известности, Руссо вернулся в Париж, где ему уже ничто не угрожало. Там он завершил работу над «Исповедью» (1782-1789). Обуреваемый манией преследования, Руссо удалился в Эрменонвиль под Санлисом, где провел последние месяцы своей жизни на попечении маркиза де Жирардена, который и похоронил его на острове в собственном парке. В 1794 году, в период Якобинской диктатуры, останки Руссо были перенесены в Пантеон. Якобинцы обосновали с помощью его идей не только культ Верховного Существа, но и террор.
  • Верцман И. Е. Жан-Жак Руссо. М., 1976.
  • Манфред А. З. Три портрета эпохи Великой французской революции. М., 1978.
  • Green F. C. Jean-Jacques Rousseau: a critical study of his life and writings. Cambridge, 1955.
  • Crocker L. G. Jean-Jacques Rousseau. New York, 1968-1973. V. 1-2.
  • Trousson R. Jean-Jacques Rousseau. Paris, 1988-1989. V. 1-2.
  • Mustel C. Rousseau dans le monde russe et sovietique. Montmorency, 1995.
  • Ж.-Ж. Руссо: pro et contra. - СПб.: Изд-во Рус. Христиан. гуманитар. акад., 2005.
  • Руссо. - М.: Издат. Дом Шалвы Амонашвили: Моск. гор. пед. ун-т, 2002.
  • Занадворова Т. Л. Жан-Жак Руссо. Художественный метод. Традиции. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1993.
  • Избр. соч. М., 1961. Т. 1-3.
  • Юлия или Новая Элоиза. М., 1968.
  • Трактаты. М., 1969.
  • Euvres completes / Еd. B. Gagnebin, М. Raymond. Paris, 1959. (Вышло 5 томов, издание продолжается).
  • Euvres completes / Еd. М. Launay. Paris, 1967-71. V. 1-3.
  • Correspondance complete / Еd. R. A. Leigh. Oxford, 1965. (Из 53 вышел 51 том, издание продолжается).

megabook.ru

Руссо Жан-Жак – биография - Русская историческая библиотека

Понимать произведения такого писателя, как Монтескье, можно, почти совсем не касаясь его биографии. Работа мыслителя, имеющего строго научный характер или наиболее подходящая к такому характеру, по самой своей сущности не может иметь такого близкого отношения к чисто личной жизни писателя, как творчество поэта или вообще писателя, более или менее ярко проявляющего в своих произведениях собственную субъективность. Жан-Жак Руссо (1712-1778) именно принадлежал к людям этой последней категории. Действительно, его сочинения находят лучший свой комментарий в его личном характере и жизненной судьбе, как известно, им самим изображенных в знаменитой «Исповеди».

Отец Жан-Жака Руссо был простой женевский часовщик, страстно увлекавшийся чтением романов и передавший эту привычку своему сыну, когда последний был еще совсем ребенком. Кроме романов, отец и сын зачитывались Плутархом, которого еще отец Руссо комментировал патетическими речами о любви к отечеству и о гражданской доблести. Таким образом, уже в ребенке развивались фантазия, несколько приподнятое настроение и книжное отношение к действительности. Отец бросил Жан-Жака на произвол судьбы, когда ему исполнилось десять лет, и мальчику, избалованному в семье теткою, которая заступала для него место матери, умершей при его рождении, скоро пришлось испытать несправедливое и суровое обращение со стороны чужих людей; оно-то, вероятно, впервые и породило в душе Руссо то чувство протеста против всякой неправды, которое впоследствии исторгло из его души не одну красноречивую тираду в его сочинениях.

Портрет Жана-Жака Руссо. Художник М. К. Латур

 

Тогда же началась и скитальческая жизнь Жан-Жака Руссо с постоянными переменами занятий. Довольно долгое время он состоял в учениках у гравера, и грубое обращение с ним хозяина ожесточило его вообще против людей и, как он сам признается, вдобавок еще его развратило, сделав его лгуном, обманщиком, воришкой и порядочным трусом. Шестнадцати лет Руссо бежал от патрона, боясь наказания за одну провинность и мечтая осуществить на полной свободе свои вычитанные из романов фантазии. Началась настоящая жизнь бездомного бродяги. В это время Руссо обратили в католицизм, но не пристроили ни к какому делу, на местах же слуги, на которые попадал подросток, он не уживался. Более всего привлекало его самого безделье на лоне природы, и сильнее всего действовали на его впечатлительную душу простота жизни и участливое к нему отношение крестьян во время его скитаний по деревням.

В начале тридцатых годов Руссо, впрочем, прожил около трех лет спокойно у приютившей его г-жи Варан (Варенс), посвятив это время изучению латинского языка и философии. Тогда только что вышли в свет «Английские письма» Вольтера, и они произвели на юношу весьма сильное впечатление. После этого Руссо по-прежнему менял профессии, учительствовал, занимался музыкой, ездил в Венецию в качестве секретаря к французскому посланнику и т. п., пока на более продолжительное время не поселился в Париже. Здесь он завел знакомства в литературных кругах, в которых, однако,страшно разочаровался. К этому же времени относится его сближение с Терезой Левассер, простой служанкой в гостинице, где ему пришлось столоваться; приживавшихся от этого союза детей родители отдавали в воспитательный дом. Самый выбор в подруги жизни весьма неразвитой женщины из простонародья, – а с нею Руссо прожил потом весь свой век, – некоторые биографы объясняют его презрением к научному образованию и к светскому обращению, и нужно прибавить, что в свои отношения к Терезе он не вносил той подозрительности, желчности и раздражительности, которые портили его отношения к другим людям.

Такова была жизнь Жан-Жака Руссо, когда он написал первую свою знаменитую «диссертацию». Она, как известно, была вызвана дижонской академией, предложившей интересную тему для сочинения на премию. В середине XVIII в. во Франции умственные интересы были довольно сильны и в провинциальных городах; это доказывается, между прочим, возникновением в ту пору научно-литературных обществ, принимавших название академий. Дижонская академия была одна из старейших, и в ней был развит некоторый интерес к философским предметам. В 1742 году она, например, возбудила вопрос, могут ли естественные законы привести общество к совершенству без помощи законов политических. В 1749 г. её темой, на которую и писал Руссо, был вопрос: «способствовало ли восстановление наук и искусств очищению нравов?» Через несколько лет та же академия снова объявила конкурсную тему о происхождении неравенства между людьми, и Руссо, ободренный успехом первой диссертации, которая была увенчана премией, писал и на эту тему.

Оба эти вопроса как нельзя более отвечали настроению Руссо и его тайным думам. Он сам рассказывает в своей «Исповеди» с обычным преувеличением своих душевных волнений, как поразил его вопрос о влиянии наук и искусств на нравственность, когда он однажды случайно прочитал в газете объявление о дижонской теме, – рассказывает, что на него внезапно нашло что-то вроде вдохновения, совершенно его опьянившее, что от волнения он залился слезами, сам того не замечая, и что если бы он мог записать хотя бы лишь четвертую часть тех мыслей, которые в беспорядке пронеслись в его голове, то он с очевидностью для всех доказал бы все противоречия в наших учреждениях, портящих человека, существо по природе своей, однако, доброе.

Выходом в свет первого рассуждения Жан-Жака Руссо на тему дижонской академии открывается период его литературной деятельности, бывший весьма непродолжительным, если считать только самые крупные и влиятельные его произведения. В самом деле, первая диссертация Руссо вышла в свет в 1750 г., вторая – в 1754 г.; в 1761 г. появилась «Новая Элоиза», а в 1762 г. – «Эмиль» и «Общественный договор». Между всеми этими сочинениями есть внутренняя связь, и все они были порождены настроением, аналогичным тому душевному состоянию, какое Руссо испытал, когда его так сильно поразил вопрос, поставленный дижонской академией. В указанные годы Руссо был одною из знаменитостей и имел место, которое материально его обеспечивало, но он не мог сжиться с окружавшим его светским обществом. Он даже как бы нарочно, чтобы досадить этому обществу разыгрывал роль чудака и циника. Руссо страшно тяготила такая жизнь, и он мечтал о том, чтобы поселиться в Женеве, возвратив себе права гражданина этой республики посредством отказа от римской церкви и торжественного принятия протестантизма. Среди женевских богословов было немало таких, которые склонялись к христианскому деизму, и с ними Жан-Жак Руссо очень сблизился, противополагая их симпатичную для него религиозность парижскому вольнодумству, которого он, напротив, не выносил.

Руссо уехал даже из Парижа, но поселился, однако, не в Женеве, а недалеко от Монморанси, в сельском уединении, Эрмитаже, устроенном ему одною из его почитательниц и покровительниц. Здесь он нашел одиночество и природу, которую он любил с какою-то болезненною впечатлительностью, совершенно, так сказать, «опростился», продолжая, тем не менее, свои занятия. Рассорившись спустя некоторое время с владелицей Эрмитажа, он нанял себе квартиру в том же Монморанси. Руссо все более и более расходился с философами, хотя и поддерживал с ними сношения, пока наконец не разошелся к ними совершенно, незадолго до выхода в свет «Новой Элоизы», «Эмиля» и «Общественного договора». В открытом письме к д'Аламберу он даже предостерегал своих сограждан-женевцев от грозившей им опасности со стороны французского просвещения. Издание «Эмиля» стоило Руссо гонения, воздвигнутого на него парижским парламентом. Когда появился приказ сжечь эту книгу, а автора арестовать, Руссо оставалось только бежать в Швейцарию. Здесь, однако, равным образом он не мог найти спокойствия; Женевский городской совет тоже велел сжечь «Эмиля», прибавив к нему и «Общественный договор», и отдал приказ схватить автора при первом его появлении на территории республики. Бернский сенат изгнал его из кантона, и Жан-Жак Руссо нашел убежище лишь в Невшательском княжестве, принадлежавшем прусскому королю Фридриху II; здесь он и поселился в одной деревушке.

Но и отсюда он должен был выехать вследствие нелепых слухов, ходивших о нем среди крестьян и вот, не имея возможности вернуться в Женеву, от гражданства которой он притом торжественно отказался, Руссо уехал в Англию на зов философа Дэвида Юма (1766). Весьма скоро, впрочем, и с Юмом Руссо поссорился. Вообразив, будто его заманили в Англию лишь для того, чтобы погубить, он бежал во Францию и лишь после долгих скитаний мог снова поселиться в Париже, где прожил еще около восьми лет, сильно бедствуя и уже почти совсем не занимаясь литературой. Незадолго до смерти по приглашению одного из друзей он переехал в его поместье, где и скончался скоропостижно, вскоре после смерти Вольтера. Ходили слухи о том, что внезапная смерть Жан-Жака Руссо была самоубийством (1778). Еще в Англии он начал писать свою «Исповедь», которую кончил незадолго до смерти.

 

rushist.com

Жан-Жак Руссо, его философия свободы и равноправия

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

Жан-Жак Руссо, его философия свободы и равноправия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

Введение ………………………………………………………………………………2

Основная часть ……………………………………………………………………….3

- Жизненный путь Жан-Жака Руссо и формирование философии взглядов…….5

- Философия Руссо. Опыт свободы, равноправия и воспитания……………..…11

Заключение ………………………………………………………………………….17

Список использованной литературы…………………………………………...…18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Основная идея творчества Жан-Жака Руссо - культ природы и критика цивилизации, искажающей изначально непорочного человека, оказали и оказывают влияние на общественную мысль и литературу до сего дня. Исходя из этого, Руссо полагал, что всеобщее равенство и свобода людей - естественное состояние, разрушенное влиянием частной собственности. Государство, по Руссо, может возникнуть только в результате общественного договора свободных людей. В полной мере Руссо можно назвать реформатором педагогики, одним из первых он высказал взгляд о том, что задача педагогии - развитие в ребенке заложенных природой задатков и помощь в усвоении необходимых для жизни в обществе знаний и умений. В его художественных произведениях в центре повествования ставилась личная жизнь человека, его душевные переживания, это послужило началу становления психологизма в европейской литературе.

Достоинство взглядов Руссо  на свободу проявляется в его  чувственно-практическом подходе, в  противоположность умозрительно-созидательному, при котором свободу пытаются обнаружить как некоторый "объект", и, не находя, отрицают ее существование. Свобода означает у него внутренне  рефлексивное отношение: быть господином самому себе, практиковать свою волю на самом себе, властвовать над страстями." [Руссо Ж.-Ж., Эмиль или о воспитании, с.40 ]. Преодоление страстей означает нравственную свободу. Она не привходит из вне в индивида, а вырабатывается и развивается изнутри. Процесс ее формирования в историческом плане Руссо связывает с переходом от первоначального, естественного состояния к цивилизованному, гражданскому. Человек как гражданин расстается со своей естественной свободой, зато приобретает свободу моральную.

Работая над данной работой, я поставила целью разобраться  в философии Руссо, чем он руководствовался, что оказывало на него влияние. Проследить за красной нитью идеи свободы  каждого человека и равенства, прошедшей  через его жизненный путь, через  созданные им произведения.

Задача: донести до читателя смысл учений Руссо, в чем он видел свободу и как предлагал за нее бороться. Донести, почему между философией Руссо и его собственной жизнью возникли противоречия, почему он сам не следовал написанному им же.

 

Жан-Жак Руссо (1712-1778) – ярчайший из представителей французского Просвещения. Он родился в стране гор, часов, банков и кантонов – Швейцарии, в городе Женева. Отцом Руссо был ремесленник-часовщик. Рождение Жан-Жака было омрачено трагедией – его мать умерла при родах. Это сделало будущего философа любимым ребенком в семье; старший Руссо много времени проводил с ребенком и привил тому любовь к чтению. Юного Руссо отец отдает в обучение ремеслу, но его это не занимает и шестнадцатилетний Жак уезжает из Женевы. Чтобы достать деньги на пропитание Руссо занимался разной работой и в разных местах. Он исколесил почти всю Италию и Францию. 1741 год встречает Руссо в Париже, где он знакомиться с Кондильяком, Дидро и многими другими мыслителями того времени, которые расширили кругозор его философской мысли. Эти знакомства имели большое значение при становлении философской личности Руссо.

  
Руссо становиться известен после написания произведения «Рассуждение о науках и искусствах». Благодарить за появление данной работы мы должны конкурс, объявленный Дижонской академией в 1750. Тематика конкурса звучала так : «Способствовало или возрождение наук и искусств очищению нравов?». Руссо занимает со своим произведением первое место, чему способствует совершенно неожиданный для того времени ход. Его ответ на поставленный вопрос был отрицательным, что шокировало его современников. Стоит обратить внимание, что атаки Руссо против наук и искусств несли мысли о политико-социальном порабощении простых людей, ведь  он видел в науках и искусствах своеобразную мишуру, которая украшает и скрывает цепи рабства, держащие людей и подавляющие в них естественное стремление к свободе, её естественное чувство. В этом произведение Руссо предстает в роли защитника народных масс, видя в ученых, писателях и художниках паразитирующие организмы, получающие благодеяния вельмож: «высасывают соки из государства, ничего не давая ему взамен, в то время как самые полезные граждане, которые дают хлеб и молоко, гибнут в нищете и презрении в глуши деревень».

Знаменательно, что свои взгляды он выложил в абсолютно  антипросветительской форме, желая  привлечь внимание к острейшим социальным проблемам. Однако это не означало, что Руссо недооценивал разум  человека, наоборот – он был уверен, что разум человека несет в  себе огромную потенцию в роли солнца, рассеивающего тьму невежества и  несовершенства людей. К примеру, в  своей работе он высказывал мысль  о том, что ученых надо приглашать в качестве советников государственных деятелей, дабы они помогали создать общее благо. К союзу мудрости и власти призывал Руссо свое поколение

Так же перу философа принадлежат  такие произведения как «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755), «Юлия, или Новая Элоиза» (1761), «Об общественном договоре» (1762), «Эмиль, или О воспитании» (1762) в работах Руссо затронуты многие аспекты социального развития. Под объектив его философской телекамеры попал человек, как совокупность всех людей, потерявших свободу, присущую им в естественном состоянии. Естественное состояние для Руссо – это идеальный мир, в котором человек не зависит ни от кого, это та цель, от которой мы отошли, но к которой можно вернуться. Естественное состояние обеспечивает людей настоящим равенством, в естественном состоянии нет понятия частной собственности, поэтому в нравственном плане не испорчен ни один человек.

Руссо не признавал вечного  существования неравенства. Его  началом он полагал тот момент в истории человечества, когда  возникла частная собственность. Расслоение на богатых и бедных – первейшая ступень неравенства, появившаяся в тот момент, когда один из древних людей первым определил личностную принадлежность чего-либо, и все поверили в это. После неравенство только усиливало свои  позиции, чему во многом способствовало создание государства, как союза богатых и бедных, при котором богатые стали управляющими, а бедные – подданными. В этом случае государство « наложило новые путы на слабого и придало силы богатому, безвозвратно уничтожило естественную свободу, навсегда установило закон собственности и неравенства, превратило ловкую узурпацию в незыблемое право и ради выгоды нескольких честолюбцев обрекло с тех пор человеческий род на труд, рабство и нищету» ["Об общественном договоре"]. Последний этап окончательного закрепощения людей – переход государственной власти в деспотизм, превративший подданных в рабов, и этот деспотизм. Как считал Руссо в конце концов должен быть повержен.  
Даже считая, что переход от естественного состояния к государству является причиной порабощения людей, Руссо не думает, что он может послужить причиной гибели человечества. Он видит и позитивные стороны в таком переходе, ведь социальное соглашение позволяет человеку с большим успехом сохранить имеющееся у него. Так же социальный союз позволяет людям неравным в физическом плане быть равными с другими людьми благодаря этому соглашению: « основное соглашение не только не разрушает естественного равенства, а напротив, заменяет моральным и законным равенством то физическое неравенство между людьми, которое могла создать природа; люди, будучи неравны по силе и уму, становятся равными в силу соглашения».

Огромное значение Руссо  уделял системе воспитания человека: « у вас будет все, если вы воспитываете граждан, без этого у вас все, начиная с правителей государства, будут лишь жалкими рабами» [«Трактаты»].С малых лет требовал Руссо воспитывать граждан как с помощью общества так и педагогически. Огромную роль в этом деле он отдавал правительству, которое должно было установить ряд правил по которым воспитывались бы люди, в любви к окружающим их согражданам и отечеству.  
Руссо утверждал, что в первую очередь нужно развить в человеке те добродетели, что позволяли бы людям пользоваться как можно меньшим количеством материальных благ.

 
Философия Руссо оказала большое  влияние на всю Европу. Безапелляционно  вскрыв противоречивые моменты в  развитие общества, он, буквально, вскормил все прогрессивное течение Великой  Французской революции. В пример тому тот факт, что Робеспьер читал отрывки из произведений Руссо на улицах, неся всю широту взглядов великого философа простым людям.

 

1.Жизненный путь Жан-Жака Руссо и формирование философии взглядов.

Вернемся немного назад  и по первоисточнику и самому достоверному свидетелю попробуем проследить одни из самых важнейших моментов в жизни Философа. Поможет нам  в этом нам «Исповедь», написанная самим Руссо в ответ на памфлет  «Le sentiment des citoyens», в котором было обнажена история его жизни.  Как  я уже писала выше, рождение Руссо было омрачено смертью его матери, не выдержавшей родовых испытаний. Это ужасное событие и свое появление на свет сам Руссо называет первым несчастьем. Он был не спокойным и не идеальным ребенком, впрочем, как и каждый из детей малого возраста он проявлял присущие всем недостатки: был болтлив, любил сладкое и иногда лгал. Еще в детстве он был разлучен с отцом, сумевшим заложить в нем страсть к чтению. Он попадает в семью своего дяди, который отдает его в учение. Наставницы тех времен не отличались терпимостью и гуманистическими взглядами, поэтому ,юного ученика часто наказывали, что сыграло большую роль в его последующих отношения со всем женским полом.

Уже подростком Руссо отдают в ученики к граверу. Это были та часть жизни и тот особенный момент в её течении, когда появление пороков может либо способствовать появлению добродетелей, либо усугубить уже появившиеся пороки. Судьба на стороне Руссо, в нем пробудились те зачатки страсти к чтению, которые заложил отец. Сам философ говорит, что те кражи, которые он совершал, шли на пользу выполняемой им работы. «В сущности, эти кражи были очень невинны, так как все, что я таскал у хозяина, употреблялось мною для работы на него же»[«Исповедь»]. Та характеристика, которую дает шестнадцатилетнему Руссо Руссо повзрослевший, подошла бы под каждого подростка его возраста, но признание этого уже состоявшимся философом и великим деятелем как культуры так и философии вызывает глубокое уважение. « Беспокойный, недовольный всем и собой, без расположения к своему ремеслу» - так пишет о себе того времени Жан-Жак.

Судьба не уготовила Руссо  участи гравера, в 16 лет он переходит  Рубикон своей жизни и отправляется странствовать, бросив все, что было в его жизни. Возможно, что та же самая судьба, которая увела его из Женевы, сводит Руссо с 28-летней госпожой де Варанс, и между ними складываются отношения, которые во многом были переломными в жизни философа. Первой переменой был переход из протестантства в католичество, сделанный им по настоянию де Варанс. Перед Руссо открываются ворота Турина, куда он отправляется в пристанище для новообращенных. Завершив обряд обращения, он вырывается на волю – это время беспечной жизни, бесцельных прогулок по городу, во время которых он влюбляется в каждую хорошенькую женщину. «Никогда еще страсти не были так сильны и так чисты, как мои; никогда любовь не была более нежной, более бескорыстной», — вспоминает он. Но беспечная жизнь быстро кончается по самой банальной причине – отсутствие денег, и Руссо вновь вынужден искать работу. Руссо поступает лакеем к некой графине. Здесь с Руссо происходит событие, которое надолго остается в памяти философа и мучает его всю жизнь. Взяв у хозяйки серебряную ленту, он обвиняет в этой краже юную служанку. Естественно девушку выгоняют, теперь её репутация испорчена, а вместе с ней возможно и вся жизнь. После смерти хозяйки Руссо приходиться снова искать работу, и он становиться секретарем в богатой семье. Все это время проходит в постоянном процессе учения, что позволяет Жан-Жаку открыть новые дороги для продвижения по службе, но страсть к бродяжничеству и путешествиям вновь пересиливает все остальное, и путь Руссо лежит в Швейцарию. Он снова попадает в родные края, где вновь встречается с госпожой де Варанс, которая рада его прибытию; Жан-Жак вновь поселяется у неё в доме. Она в очередной раз решает взять судьбу Руссо в свои руки и отправляет его в певческую школу, где ему приходить основательно заниматься музыкой. К счастью или же к сожалению, первый концерт, данный юным Жан-Жаком имеет оглушительный провал. Расстроенный до глубины души Руссо вновь отправляется странствовать.

И вновь он возвращается к своей «маме» ( так он называл  госпожу де Варанс). Бывший провал музыкального выступления не подорвал веру Руссо в себя как музыканта, и он продолжает заниматься музыкой. В это время Жан-Жак окончательно сближается с госпожой де Варанс, и это побуждает уже потерявшую блеск молодости женщину заняться светским воспитанием юноши. Но сам Руссо называл все её усилия «потерянным трудом».

Умирает управляющий госпожи  де Варанс. Жан-Жак пытается выполнять  его обязанности. Но все его усилия безуспешны. Имея самые честные намерения, он утаивает деньги от госпожи де Варанс, тратившей их нещадно. Но «пират»  из Руссо получился совсем плохой. Каждый тайник был раскрыт и опустошен. Руссо приходиться начать искать выход из сложившейся ситуации. Он решил начать работать, чтобы обеспечить «маму». И снова его выбором  становиться музыка, но он не придумывает  ничего, как взять деньги у госпожи де Варанс для поездки в Париж, где он собирался улучшить свое мастерство. Но жизнь в Париже не принесла никаких положительных результатов, и Руссо возвращается к госпоже де Варанс. Здесь его настигает тяжелая болезнь. Излечившись, он вместе с «мамой» уезжает в деревню. «Тут начинается краткая пора счастья в моей жизни; тут наступают для меня мирные, но быстротечные минуты, дающие мне право говорить, что и я жил», — пишет автор. Он чередует сельскохозяйственные работы с упорным обучением. В кругу его интересов история, география и латынь. Но здесь болезнь вновь настигает его, но теперь её причины скрывались уже в оседлой жизни. Госпожа де Варанс настояла на его поездке в Монпелье для лечения.

По возвращении домой  Руссо видит, что сердце госпожи  де Варанс занято «высоким бесцветным блондином» с манерами балаганного красавца. Жан-Жак находиться в растерянности, и, испытывая огромную боль, уступает свое место. С этого момента он относится к госпоже де Варан лишь как к «своей дорогой матери». Теперь он  смотрит на неё «глазами настоящего сына». Очень быстро в доме наступают иные порядки, инициатором которых является новый фаворит госпожи де Варанс. Руссо больше не чувствует себя с ними как дома и уезжает в Лион, где судьба преподнесла ему работу гувернера.

Красные и желтые листья осени 1715 года Руссо « собирает»  уже в Париже, куда он приезжает  «с 15 луидорами в кармане, комедией „Нарцисс“ и музыкальным проектом в качестве средства к существованию». Судьба дает молодому Жан-Жаку неожиданный подарок – место секретаря в посольстве Франции в городе каналов и гондол – Венеции. Руссо поражен Венецией – ему нравиться и город и работа. Удар приходит с той стороны, с которой его никто не ждал. Посол не желает видеть в качестве своего секретаря человека плебейского происхождения. Он старается всеми силами заставить Руссо уйти, что ему и удается. По возвращении в Париж Жан-Жак ищет правосудия, но ему в нем отказывают, оправдывая это тем, что ссора с послом – всего лишь частое дело, так как он просто секретарь, к тому же не имеющий подданства Франции.

stud24.ru

Жан Жак Руссо - Smartwebsite.ru


     Знаменитый философ Жан Жак Руссо родился в 1712 году в Швейцарии в городе Женева. Его мать умерла вскоре после рождения сына, а когда мальчику исполнилось десять лет, из Женевы изгнали отца. Руссо остался в городе без родителей и покинул его в 1728 году, когда ему исполнилось шестнадцать лет. Много лет он оставался никому не известным, переезжал с места на место, меняя одну временную работу за другой. У него было несколько любовных романов, включая связь с Терезой Левассо, которая родила ему пять незаконных детей. Всех пятерых Руссо поместил в сиротский дом. (В конце концов, когда ему было пятьдесят шесть лет, он женился на Терезе.)

В 1750 году в возрасте тридцати восьми лет на Руссо обрушилась внезапная слава. Академия Дижона присудила ему приз за лучшее эссе на тему, полезно ли влияют на человеческое общество и мораль искусства и науки. Эссе Руссо, в котором он заключил, что чистый результат прогресса в науке и искусстве не полезен для человечества, завоевало первый приз и вскоре сделало автора знаменитым. Затем последовали другие труды — «Рассуждение о начале и основаниях неравенства» (1755), «Новая Элоиза» (1761), «Эмиль» (1762), «Об общественном договоре» (1762) и «Исповедь» (1770), которые укрепили его престиж. Вдобавок Руссо, всегда сильно интересовавшийся музыкой, написал две оперы. Хотя сначала он дружил с несколькими либеральными писателями французского Просвещения, включая Дени Дидро и Жана Д'Аламбера, его идеи вскоре стали серьезно отличаться от других. Протестуя против плана Вольтера, касающегося создания театра в Женеве (Руссо считал театр школой аморальности), Руссо вызвал у него враждебное отношение. Кроме того, большая эмоциональность Руссо резко контрастировала с рационализмом Вольтера и энциклопедистов. С 1762 года он имел большие неприятности в отношениях с властями из-за своих политических трудов. Некоторые сторонники отвернулись от него, и примерно в это время Руссо постепенно начал становиться параноиком. Хотя многие люди дружили с ним, он относился к окружающим враждебно, с подозрением и ссорился фактически со всеми. Последние двадцать лет своей жизни Руссо был озлобленным, жалким, несчастным человеком. Умер он в 1778 году в Эрменонвилле во Франции.

Говорят, будто труды Руссо сыграли важную роль в развитии социализма, национализма, романтизма, тоталитаризма, антирационализма, а также вымостили дорогу Французской революции и существенно повлияли на современные идеалы демократии и равенства. Ему принадлежит заслуга оказания сильного воздействия на теорию образования. Утверждается, что теория, будто человек является исключительно продуктом окружающей среды (и, следовательно, полностью воспитуем), позаимствована из работ Руссо. И, конечно, он ассоциируется с идеей, что современная технология и общество плохи, ассоциируется с оригинальным идеалом «благородного дикаря». Если бы ему действительно принадлежали заслуги в разработке всех этих концепций, его стоило бы поставить значительно выше в нашем списке. Но мне кажется, многие из этих утверждений неверны или слишком преувеличены.

Возьмем, например, концепцию благородного дикаря. Во-первых, Руссо никогда не использовал это определение, не являлся поклонником ни обитателей островов в южных морях, ни американских индейцев. Кроме того, сама идея благородного дикаря существовала задолго до Руссо, и хорошо известный английский поэт Джон Драйден использовал именно эти слова более чем за сто лет до его рождения. Не выражал также Руссо мнения, что общество оказывается обязательно плохим. Наоборот, он всегда утверждал, что общество необходимо человеку. Принадлежность идеи «социального договора» Руссо — абсолютная фальшивка. Данная идея долго обсуждалась Джоном Локком, чьи работы издавались до рождения Руссо. Фактически английский философ Томас Гоббс рассматривал идею социального договора даже раньше Локка. А как насчет недовольства Руссо развитием техники? Вполне очевидно, что за два века после его смерти она испытала беспрецедентный рост. Если Руссо и противостоял технике, то его действия были совершенно неэффективными. Более того, существующие ныне «антитехнические» настроения позаимствованы не из книг Руссо, а, скорее, являются реакцией на нежелательные эффекты, которые необузданное производство создало в течение последнего века.

Многие мыслители полагают, что при формировании человеческого характера определяющее значение имеет окружающая среда, но я считаю неразумный приписывать заслугу выдвижения этой тривиальной идеи Руссо. Точно так же национализм был важной силой задолго до появления на свет французского философа, и он не имеет отношения к его развитию. Вымостили ли работы Руссо дорог Французской революции? До некоторой степени, и, вероятности значительно больше, чем труды Дидро и Д'Аламбера. Однако влияние Вольтера, чьи работы появились раньше, были более многочисленными и более ясно написанными, в этом отношении сыграло серьезную роль. Совершенно верно, что Руссо был антирационалистом по характеру, особенно в отличие от других знаменитых писателей того времени. Но антирационализм не являлся новшеством: наши политические и социальные убеждения обычно основываются на эмоциях и предрассудках, хотя мы часто приводим, казалось бы, рациональные аргументы с целью оправдать их. Но если влияние Руссо не такое великое, как утверждают некоторые его поклонники (или противники), оно все же очень большое. Совершенно определенно он был важным фактором в развитии романтизма в литературе, а его влияние на теорию образования, подтвержденную практикой еще более значительно. (Кстати, Руссо был одним из первых защитников преимуществ кормления грудью.) Мне странно, что человек, который отказался от собственных детей, имеет право учить других, как им растить своих отпрысков, но не возникает сомнений в том, что идеи Руссо сильно повлияли на современную теорию образования.

В политических работах Руссо тоже много интересных мыслей. Но доминирует над всем страстное желание равенства и такое же страстное чувство, что существующая структура общества невыносимо несправедлива. («Человек рождается свободным и везде он закован в цепи».) Сам Руссо не мог призывать к насилию, но он, несомненно вдохновил других выбрать революцию способом проведения коренных реформ. Взгляды Руссо на частную собственность (как и на многие другие вещи) часто контрастировалидруг с другом. Однажды он описал собственность как «наиболее священное право граждан». Однако кажется справедливым отметить, что его обвинения против частной собственности оказали на читателей гораздо больший эффект, чем хвалебные отзывы.

Руссо был одним из первых известных писателей, подвергших серьезному осуждению частную собственность, и, следовательно, может считаться одним из предков современного социализма и коммунизма. И, наконец, нельзя не обратить внимания на конституционные идеи Руссо. Основная идея «социального договора», по словам писателя, заключается в «полном отчуждении каждой личности и всех ее прав в пользу общей коммуны». Подобная фраза оставляет мало места гражданским свободам или биллю о правах. Руссо сам бунтовал против властей, но основной эффект его книги — оправдание возникших позже тоталитарных режимов. Руссо критикуют за чрезвычайно нервный характер (если не сказать — параноидальный), как шовиниста и как запутавшегося мыслителя, чьи идеи далеки от жизни. Подобная критика в основном справедлива, но более важными, чем его заблуждения, являются вспышки прозрения и яркой оригинальности, которые продолжают влиять на современную мысль более двух веков.

smartwebsite.ru

Руссо Жан Жак


Жан Жак Руссо - писатель родом из прекрасной Франции. Этот человек всячески осуждал официальные религиозные верования. Руссо всегда протестовал неравенству между знатью и простыми людьми, так же был категорически против неограниченной, самодержавной власти короля. Он пропагандировал равные права каждого человека. Воплотить это в реальность для него было целью.

Руссо всегда был за свободу людей, которая была уничтожена правом частной собственности. Он считал, что хорошее, крепкое государство может возникнуть только при заключении соглашения или договора между свободными людьми. Размышления Руссо на тему естественности, чистоты природы, идеи свободы человека, очень сильно повлияли на литературные произведения всего мира.

Жан Жак Руссо появился на свет 28 июня 1712 года в Женеве. Умер 2 июля в 1778 году в городе Эрменонвиле. О детстве Ж.Ж. РуссоМать свою Руссо совсем не знал, ему не удалось почувствовать тепла ее рук, потому что она скончалась через несколько дней после рождения Жан Жака. Она была внучкой церковного служителя, её звали Сюзанна Бернар. Отца Жан Жака звали Изак Руссо. Он работал часовщиком. В 1722 году вынужденно переехал из Женевы в другой город. Несколько лет Руссо прожил в пансионе протестантов, который находится около французской границы. Когда Руссо вернулся в Женеву, поначалу мечтал стать канцеляристом в суде, но потом стал учиться ремеслу гравера. Хозяин был жестоким, и, не вытерпев издевательств, он уехал из города Женевы в 1728 году.

В другом городе он познакомился со вдовой, возрастом 28 лет. Она являлась представительницей дворянского рода. Это была очень красивая, воспитанная девушка. Звали ее Луиза-Элеонора де Варанс; относилась к католической вере. Девушка была под покровительством церкви и знатного герцога, который впоследствии стал королем Сардинии. Эта барышня оказала сильное влияние на Жан Жака, и он принял католическую веру. Этим поступком он лишил себя женевского гражданства.

В 1729 году Жан Жак переехал к мадам де Варанс. Она взялась за повышение уровня образования Руссо. По её предложению он поступил в семинарию, а затем отправился учиться в хоровое училище. Жан Жак снова пустился в странствия, но, в конце концов, возвратился к мадам де Варанс. Он стал её любовником. Общение с этой знатной дамой, а также с её многочисленными гостями из числа знати и интеллигентов, привили Руссо хорошие манеры и чувство вкуса. Благодаря связям с мадам де Варанс, Руссо устроился гувернером к лионскому судье. Однако воспитывать его детей у него не вышло.

Руссо в Париже

В 1742 году Руссо переезжает во Францию. Здесь он желает прославиться и заслужить признание при помощи своего способа записи нот. В его варианте не было транспортировки и ключей. Жан Жак выступал с докладом перед королевскими учеными, а затем обратился к народу, путем создания «Диссертации о современной музыке» (1743). В это время он знакомится с необычным Дени Дидро. Жан Жак считал его тонким философом.

В 1943 году Руссо становится секретарем посла из Франции, проживающего в Венеции. Руссо не ужился с ним и вернулся в Париж. Там он встречается с Терезой Левассер, с обычной женщиной, желающей простого счастья. Она стала его супругой. Своих детей Руссо отдавал в воспитательный дом, т.к. думал, что не может их воспитывать. Детей у него было пятеро.

«Энциклопедия»

Дени Дидро подключил Жан Жака к работе с «Энциклопедией». Как музыкант, Жан Жак прославился после написания и постановки комедийной оперы «Сельский колдун».

В 1749 году Руссо поучаствовал в конкурсе «Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?». После участия он сформулировал свои философские размышления: он считал, что общество и человек в целом конфликтует с природой. Наука и искусство удовлетворяют не только коренные потребности людей, но их гордыню и тщеславие.

Руссо считал, что прогресс ведет к исчезновению человечности в отношениях между людьми. Его усердная работа дала ему победу в конкурсе и большую известность. Во втором конкурсе он заявил о своем отношении к социальному неравенству.

Конфликт

Руссо поехал в Женеву и принял снова кальвинизм, вернул себе гражданство и права. По возвращению во Францию он предпочел одиночество. Много лет он провел в сельской местности. Сначала жил в павильоне, а потом в загородном доме. Отношения Руссо и Дидро ухудшились. Дидро написал пьесу, в которой смеялся над отшельниками и одиночками. Жан Жак счел это оскорблением. Затем Руссо влюбился в Софи д'Удето, любовницу Жана-Франсуа де Сен-Ламбера, который был хорошим другом Дидро. Друзья решили, что поступок Руссо недостойный. Сам же он не чувствовал никакой вины за собой.

Любовь к своей новой пассии вдохновила Жан Жака на создание красивого трагического романа «Новая Элоиза». Расхождения между ним и энциклопедистами были не только результатом его личной жизни, но так же разных направлений философского мышления. Руссо говорил, что доброта и отсутствие веры несовместимы. Этими высказываниями он вызвал много недовольства.

Теория нравственных чувств

В своем педагогическом романе «Эмиль или о Воспитании» (1762) Руссо упрекал современные методы воспитания, потому что не было уделено внимание внутреннему миру человека. Главной целью воспитания он назвал вселение в души добра и чувства нравственности.

«Общественный договор»

Руссо создал работу «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762). В ней он говорил о том, что при заключении договоров человек встает на сторону государства, которое охраняет социальное равенство, справедливость, свободу и волю его. Если государство идет против воли общества, оно теряет всякий смысл своего существования. Роль обеспечения опоры нравственности Руссо отдавал религии граждан, которая должна объединить веру в бога, бессмертие души и добродетель.

Последние годы

Учение Руссо все приняли очень негативно и отвергли его, причем во всех сферах общества. За свои работы и философию Руссо осудил Парижский парламент. Он вынужден сбежать из Франции. Его объявили преступником.

Руссо скрывался в Швейцарии и Англии. К 1770 году он достиг известности и признания среди европейцев. Он вернулся в Париж, потому что бояться было нечего, ему уже ничего не грозило. Руссо закончил множество своих работ и уехал в Эрменонвиль под Санлисом. Там он провел маленький остаток своей жизни. Его похоронил маркиз де Жирарден прямо в своем парке.

Останки Жан Жака Руссо перенесли в Пантеон во время Якобинской диктатуры. При помощи его учений якобинцы создали культ Верховного существа, а также террор.

 

biblioman.org

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о