Trojden | Серебряный век русской культуры: Арсентьев Н. М. — 9 класс

Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся

В чём состояли главные особенности культуры Серебряного века в России?

1. Духовное состояние общества

Вступая в XX в., Россия менялась. Менялся и мир. Индустриальная эпоха диктовала свои условия и нормы жизни. Под их натиском рушились традиционные ценности и представления людей. Современники с тревогой отмечали, что нарушается гармония между природой и обществом, человек утрачивает свою индивидуальность, торжествует стандартизация всех сторон жизни. Возникали растерянность, тревожное чувство надвигающейся катастрофы. Представления о добре и зле, истине и лжи, прекрасном и безобразном, которыми жили предшествующие поколения, казались несостоятельными и требовали пересмотра.

Вспомните, как воспринимали меняющийся мир многие деятели европейской культуры начала XX в. Каков смысл названия ставшей знаменитой книги немецкого философа О. Шпенглера «Закат Европы»?

Философия, наука, литература, искусство искали ответы на не имевшие очевидных решений вопросы. Российская культура переживала удивительный расцвет. Он охватил все виды творческой деятельности, породил выдающиеся художественные произведения и научные открытия, новые направления творческого поиска, открыл блестящие имена, ставшие гордостью не только русской, но и мировой культуры, науки и техники. Начало XX в. называют Серебряным веком русской культуры.

2. Просвещение

Модернизация предъявляла высокие требования к уровню образования людей.

К чести правительства, государственные расходы на народное образование с 1900 по 1915 г. увеличились более чем в 5 раз.

Городские и сельские начальные школы постепенно вытесняли церковноприходское образование. Росло число гимназий и реальных училищ. В гимназиях было увеличено количество часов на изучение естественно-математических предметов. Выпускники реальных училищ получили право поступать в высшие технические учебные заведения, а после сдачи дополнительного экзамена по латинскому языку — на физико-математические и медицинские факультеты университетов. По инициативе предпринимателей создавались коммерческие училища, которые давали общеобразовательную и специальную подготовку. В отличие от гимназий и реальных училищ, обучение юношей и девушек в них было совместным.

Возросло количество средних специальных учебных заведений: промышленных, технических, железнодорожных, горных, судоходных, землемерных, сельскохозяйственных и др. Расширилась сеть высших учебных заведений: новые технические вузы появились в Петербурге, Новочеркасске, Томске. В Саратове был открыт университет.

Начали работу педагогические институты в Москве и Петербурге, свыше 30 высших женских курсов, положивших начало массовому высшему женскому образованию.

К 1914 г. в России действовало более 100 высших учебных заведений, в которых обучалось свыше 120 тыс. человек. Свыше 60% студентов не принадлежали к дворянскому сословию.

3. Наука

В начале XX в. Россия внесла весомый вклад в мировой научно-технический прогресс.

Физик П. Н. Лебедев впервые в мире установил общие закономерности, присущие волновым процессам различной природы (звуковым, электромагнитным, гидравлическим и др.). Он создал первую в России физическую школу.

Значительные открытия в теории и практике самолётостроения сделал Н. Е. Жуковский. Учеником и соратником Жуковского был выдающийся механик и математик С. А. Чаплыгин. У истоков космонавтики стоял учитель калужской гимназии К. Э. Циолковский. В 1903 г. он опубликовал ряд блестящих трудов, обосновавших возможность космических полётов.

Выдающийся русский учёный В. И. Вернадский получил мировую известность благодаря энциклопедическим трудам, послужившим основой для новых научных направлений в геохимии, биохимии, радиологии. Его учения о биосфере и ноосфере заложили основу современной экологии.

Русский физиолог И. П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности, об условных рефлексах. В 1904 г. ему была присуждена Нобелевская премия за исследования в области физиологии пищеварения. В 1908 г. Нобелевскую премию получил И. И. Мечников за труды по иммунологии и инфекционным заболеваниям.

Начало XX в. — время расцвета российской исторической науки. Крупнейшими специалистами в области отечественной истории были В. О. Ключевский, А. А. Корнилов, Н. П. Павлов-Сильванский, С. Ф. Платонов. Проблемами всеобщей истории занимались П. Г. Виноградов, Р. Ю. Виппер, Е. В. Тарле. Мировую известность получила русская школа востоковедения.

Большое место в трудах русских философов занимала русская идея — проблемы самобытности исторического пути России и своеобразия её духовной жизни, предназначения (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, В. С. Соловьёв, П. А. Флоренский).

4. Литература

Литература начала XX в. отмечена многообразием художественных жанров, стилей и методов.

В традициях русской реалистической школы работал Л. Н. Толстой. В своих последних произведениях он пытался показать, как может личность противостоять закоснелым нормам жизни («Живой труп», «Отец Сергий», «После бала»). Его письма-обращения к Николаю II, публицистические статьи проникнуты болью и тревогой за судьбу страны, стремлением воздействовать на власть, преградить дорогу злу и защитить всех притесняемых. Он верил, что насилие насилием устранить невозможно.

А. П. Чехов создал в эти годы пьесы «Три сестры» и «Вишнёвый сад», в которых отразил происходившие в начале века социальные изменения. И. А. Бунин с болью писал об оскудении дворянских усадеб, о переменах, происходящих в душах людей («Деревня», «Суходол», цикл «крестьянских» рассказов). А. И. Куприн показал неприглядную сторону армейского быта: бесправие солдат, духовную опустошённость офицеров («Поединок»). Впервые литература обратилась к образам рабочих. Зачинателем этой темы стал М. Горький («Враги», «Мать»). В первое десятилетие XX в. в русскую поэзию пришла плеяда талантливых крестьянских поэтов — С. А. Есенин, Н. А. Клюев, С. А. Клычков.

Всё громче звучали голоса поэтов и писателей нового поколения, протестовавших против главного принципа реалистического искусства — непосредственного изображения окружающего мира. Поэты-символисты объявили войну материалистическому мировоззрению, утверждая, что вера, религия — краеугольные камни человеческого бытия и искусства. Сначала символизм принял форму декаданса: в поэзии преобладали настроения тоски и безнадёжности, резко выраженный индивидуализм. Таковы ранние произведения К. Д. Бальмонта, А. А. Блока, В. Я. Брюсова. После 1909 г. наступил новый этап. Символизм окрасился в славянофильские тона, демонстрируя презрение к «лишённому души» Западу. Символисты попытались проникнуть в глубины души народа и в русской народной жизни увидели возможность обновления, второго рождения России. Эти мотивы особенно ярко звучали в творчестве А. А. Блока (поэтические циклы «На поле Куликовом», «Родина») и А. Белого («Серебряный голубь», «Петербург»).

С. Н. Булгаков

А. П. Чехов

И. А. Бунин

Акмеисты (от греч. акме — высшая степень чего-либо, цветущая сила), напротив, отстаивали самоценность реальной жизни. Н. С. Гумилёва, А. А. Ахматову, О. Э. Мандельштама отличали безупречный вкус, красота и отточенность художественного слова, которые они считали главными в поэзии.

Русская художественная культура начала XX в. испытывала и влияние авангардизма, объявившего о разрыве с культурными ценностями прошлого и провозгласившего «новое искусство». В России наиболее яркими представителями авангарда были футуристы (от лат. футурум — будущее). Их интересовало не столько содержание, сколько форма стихосложения. Футуристы придумывали новые слова, использовали вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиши. Характерны названия футуристических сборников — «Пощёчина общественному вкусу», «Дохлая Луна», «Рыкающий Парнас». Интересных поэтов собрала петербургская группа «Гилея» — В. Хлебников, Д. Д. Бурлюк, А. Е. Кручёных, В. В. Маяковский, В. В. Каменский. Ошеломляющим успехом пользовались сборники стихов и публичные выступления И. В. Северянина, возглавлявшего Ассоциацию эгофутуристов.

5. Живопись

Прочные позиции в русской живописи удерживали представители реалистической школы. Действовало «Товарищество передвижных художественных выставок». И. Е. Репин закончил в 1906 г. грандиозное полотно «Торжественное заседание Государственного совета». Историческая живопись В. И. Сурикова вдохновлялась интересом к народу, к человеку в истории. Верность реализму хранили М. В. Нестеров, братья В. М. и А. М. Васнецовы и др.

Однако законодателем моды стал модерн. Он повлиял на творчество таких крупных художников-реалистов, как К. А. Коровин, В. А. Серов.

Сторонники нового стиля объединились в творческом обществе «Мир искусства». «Мирискусники» утверждали, что искусство — это самостоятельная, самоценная сфера человеческой деятельности и оно не должно зависеть от политических и социальных влияний. Его задача — привносить красоту в жизнь людей. За длительный период (объединение возникло в 1898 г. и просуществовало с перерывами до 1925 г.) в «Мир искусства» входили почти все крупнейшие русские художники — А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, Е. Е. Лансере, Н. К. Рерих, К. А. Сомов.

В 1907 г. в Москве открылась выставка под названием «Голубая роза», в которой приняли участие 16 художников (П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян и др.), тесно связанных с поэтами-символистами. Но символизм в русской живописи никогда не был единым стилевым направлением. Он включал в себя, например, таких разных по своим живописным системам художников, как М. А. Врубель, К. С. Петров-Водкин и др. Ряд крупнейших русских художников — В. В. Кандинский, А. В. Лентулов, М. 3. Шагал, П. Н. Филонов — вошли в историю мировой культуры как представители уникальных стилей, соединивших авангардные тенденции с национальными традициями русского искусства.

В. А. Серов (автопортрет)

Особняк Морозовых в Москве. Архитектор Ф. О. Шехтель. 1880-е гг.

6. Скульптура. Архитектура

Скульптура была связана с импрессионизмом. Широкую известность получили скульптурные портреты Л. Н. Толстого, С. Ю. Витте, Ф. И. Шаляпина и др. авторства П. П. Трубецкого. Важной вехой в истории русской монументальной скульптуры стал его памятник Александру III, открытый в Петербурге в октябре 1909 г. и вызвавший оживлённые споры публики.

Соединением тенденций импрессионизма и модерна характеризуется творчество А. С. Голубкиной, стремившейся не к отображению конкретного события или жизненного факта, а к созданию обобщённого образа явления. Таковы скульптуры «Старость», «Идущий человек», «Солдат», «Спящие» и др.

Значительный след в искусстве Серебряного века оставил С. Т. Конёнков. Он прошёл через увлечение Микеланджело («Самсон, разрывающий цепи»), русской народной деревянной скульптурой («Лесовик», «Нищая братия»), передвижническими традициями («Камнебоец»), традиционным реалистическим портретом («А. П. Чехов»), сохраняя яркую творческую индивидуальность.

Во второй половине XIX в. перед архитектурой открылись новые возможности. Быстрый рост городов, развитие транспорта, перемены в общественной жизни требовали новых архитектурных форм и решений. Не только в столицах, но и в сотнях провинциальных городов строились вокзалы, рестораны, магазины, рынки, театры и банковские здания. Продолжали возводить и дворцы, особняки, усадьбы. Поиски нового стиля привели к рождению архитектуры модерна.

Облик русского, особенно московского, модерна определило творчество Ф. О. Шехтеля. В его ранних постройках ощущаются готические традиции (особняк З. Г. Морозовой, дом А. Н. Рябушинского). Шехтель не раз обращался к традициям русского деревянного зодчества. В этом отношении весьма показательно здание Ярославского вокзала в Москве (1902—1904). В дальнейшем архитектор всё ближе подходил к так называемому рационалистическому модерну, стремясь к упрощению архитектурных форм и конструкций (банк Рябушинских, типография газеты «Утро России» в Москве, дом Московского купеческого общества).

Модерн соседствовал с неоклассицизмом (И. В. Жолтовский), эклектикой, умышленно смешивавшей различные архитектурные стили. Показательным в этом плане было архитектурное решение здания гостиницы «Метрополь» в Москве, сооружённого по проекту В. Ф. Валькотта.

7. Музыка, балет, театр, кинематограф

В начале XX в. творческий взлёт переживали великие русские композиторы-новаторы А. Н. Скрябин, И. Ф. Стравинский, С. И. Танеев, С. В. Рахманинов. Они пытались выйти за рамки традиционной классической музыки, создать новые музыкальные формы и образы. Русская вокальная школа была представлена именами выдающихся певцов: Ф. И. Шаляпина, А. В. Неждановой, Л. В. Собинова, И. В. Ершова.

С. В. Рахманинов

Ведущие позиции в мировом хореографическом искусстве занимал русский балет. Опираясь на академические традиции конца XIX в., на ставшие классикой мировой хореографии сценические постановки выдающегося балетмейстера М. И. Петипа, балет подчинялся новым эстетическим требованиям. Молодые постановщики А. А. Горский и М. И. Фокин в противовес балетному академизму выдвинули принцип живописности. Полноправными авторами спектакля становились не только балетмейстер и композитор, но и художник. Декорации к постановкам Горского и Фокина оформляли К. А. Коровин, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, Н. К. Рерих. Русская балетная школа дала миру плеяду блестящих артистов: А. Т. Павлову, Т. П. Карсавину, В. Ф. Нижинского и др.

В поисках творческих новаций находился театр. К. С. Станиславский — основатель психологической актёрской школы — будущее театра видел в углублённом психологическом реализме, искусстве актёрского перевоплощения. В. Э. Мейерхольд экспериментировал в области театральной условности, обобщённости, в использовании элементов народного балагана и театра масок. Е. Б. Вахтангов предпочитал выразительные, зрелищные, радостные спектакли.

Всё отчётливее проявлялась тенденция к соединению различных видов творческой деятельности. «Мир искусства» объединил в своих рядах не только художников, но и поэтов, философов, музыкантов. В 1908—1913 гг. С. П. Дягилев организовал в Париже, Лондоне, Риме и других европейских столицах Русские сезоны, представив восхищённой публике балетные и оперные спектакли, театральную живопись, музыку.

В начале XX в. возник новый вид искусства — кинематограф. Первые «электротеатры» и «иллюзионы» открылись в России в 1903 г., а к 1914 г. зрителей приглашали уже около 4 тыс. кинотеатров. В 1908 г. была снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна», а в 1911 г. — первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя». Накануне Первой мировой войны в России работало почти 30 отечественных кинофирм. Основную массу кинопродукции составляли фильмы с мелодраматическими сюжетами. В российском кино работали такие выдающиеся художники, как режиссёр Я. А. Протазанов, актёры И. И. Мозжухин, В. В. Холодная, А. Г. Коонен и др. Кинематограф был доступен всем слоям населения.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

Русская культура начала XX в. переживала расцвет. Это был Серебряный век русского искусства. Однако так и не было преодолено одно из основных противоречий российской жизни — недоступность высоких достижений культуры для широких масс и оторванность от них.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Почему возникло определение «культура Серебряного века»? 2. Какие изменения произошли в начале XX в. в области образования? Чем они были обусловлены? 3. Каковы достижения русской науки начала XX в.? 4. Охарактеризуйте русскую литературу Серебряного века. Какие художественные стили были в ней представлены? 5. Какие особенности отличали русскую живопись начала XX в.? 6. Каковы были художественные достижения в области архитектуры и скульптуры начала XX в.? 7. Какие новые явления характерны для русского балетного и театрального искусства начала XX в.?

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Серебряный век русской культуры отмечен невиданным многообразием художественных стилей, направлений, методов. Иногда это обстоятельство ставят культуре начала XX в. в упрёк. Как вы думаете, почему? Согласны ли вы с этим?

2. Привлекая дополнительные источники информации, выясните, кто из художников, писателей, поэтов Серебряного века отразил жизнь вашего города/региона в своих произведениях. Перечислите эти произведения. 3. Выясните, есть ли в вашем крае здания, построенные в начале XX в. Каково было их назначение? К какому архитектурному стилю они принадлежат? 4. Из курса Новейшей истории вспомните об основных достижениях западноевропейской культуры начала XX в. Укажите черты, сближающие российскую и западноевропейскую культуру этого времени. 5. Привлекая дополнительные материалы, подготовьте сообщение об одном из деятелей науки или культуры Серебряного века.

Запоминаем новые слова

Картель — форма объединения фирм, компаний, банков, которые договариваются о размерах производства, рынках сбыта, ценах, сохраняя производственную самостоятельность.

Концерн — форма объединения предприятий, формально сохраняющих самостоятельность, но фактически подчинённых централизованному финансовому контролю и руководству.

Монополия — крупное хозяйственное объединение, сосредоточившее в своих руках ббльшую часть производства и сбыта какого-либо товара.

Отруб — земельный участок, выделенный из общинной земли в результате Столыпинской аграрной реформы 1906 г. в единоличную крестьянскую собственность без переноса усадьбы.

Переделы земли — один из способов регуляции крестьянской общиной уравнительного землепользования, постоянно нарушаемого изменениями в семейном составе и количестве дворов членов общины.

Петиция — коллективное письменное обращение к властям. Предводитель дворянства — выборная должность в системе сословного самоуправления дворянства и в системе местного самоуправления в России с 1785 до 1917 г.

Синдикат — форма монополистического объединения, созданного для совместного сбыта товаров.

Трест — форма монополии, при которой входящие в неё предприятия полностью теряют свою производственную и финансовую самостоятельность и подчиняются единому управлению.

Хутор — малый населённый пункт, состоящий из одного, иногда нескольких домохозяйств, отдельная крестьянская усадьба с обособленным хозяйством.

Чересполосица — расположение земельных участков одного хозяйства полосами вперемежку с чужими участками в связи с регулярными переделами общинной земли.

ПОВТОРЯЕМ И ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ

1. Сравните развитие России и мира на рубеже XIX—XX вв.

2. Проанализируйте социально-экономическое развитие России на рубеже веков.

3. Назовите причины и последствия Первой российской революции 1905— 1907 гг. Составьте хронику основных событий.

4. Перечислите социально-экономические реформы П. А. Столыпина, дайте им оценку.

5. Проанализируйте политическое развитие России в 1905—1914 гг., составьте хронику событий и назовите главные тенденции развития страны в указанный период.

ИНФОРМАЦИОННО-ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ

1. Диску

trojden.com

Серебряный век русской культуры

Серебряный век русской культуры считается одной из самых утонченных эпох. По словам Н. Бердяева, после периода упадка это был этап подъема философии и поэзии. Духовная жизнь серебряного века воспринималась как исключительное явление, отражавшее завершение исторического цикла и знаменующее начало абсолютно новой эпохи.

В девяностые годы Х I Х века, после депрессии и безвременья, начался прилив энергии в творчестве. Поэтами-восьмидесятниками была подготовлена почва для декадентов девяностых. В конце Х I Х столетия о себе начали заявлять новые течения, определялись новые механизмы их развития. Одним из новых направлений стал авангард. Авангардистам сопутствовала некая невостребованность, «неосуществленность». Это усиливало их драматизм, исходную дисгармонию с окружающим миром, которую они несли в себе.

Серебряный век русской культуры характеризовался неким синтезом всех искусств. Д. Мережковский называл три основных элемента, характерных для рубежа веков. К ним он относил символы, мистическое содержание и развитие художественной впечатлительности. Серебряный век в литературе выразился в переходе от реализма к символизму.

В первом десятилетии ХХ столетия в стране появилось столько поэтов, что прошедший Х I Х век в сравнении с этим периодом кажется безлюдным. Серебряный век русской культуры считается временем сложным и бурным. Эта эпоха характеризовалась сосуществованием различных направлений и течений. Многие из них были преходящими, эфемерными.

Второе десятилетие ХХ века началось с вхождения в литературу крупнейших поэтов и прозаиков: Б. Пастернака, В. Маяковского, А. Ахматовой, С. Есенина, М. Цветаевой, А. Толстого. Символизм сменяется другими течениями, однако его черты видны в таких направлениях, как акмеизм, футуризм, новокрестьянская поэзия.

Серебряный век русской культуры отмечается и появлением новых стилей в архитектуре: неоклассицизма, новорусского стиля, модерна. Для зодчих того времени архитектурная идея состояла в органической связи между формой, конструкцией и материалом. Вместе с этим проявляется стремление к синтезу искусств. Так, в архитектуре заметны компоненты скульптуры, живописи.

Несмотря на то, что авангард в России, как, впрочем, и на Западе, стремился к абсолютизации «я» в творчестве, асоциальности, русская социальная культурная почва оказала существенное воздействие на творчество авангардистов. Перед авангардом стояла задача выразить духовные «абсолюты» в соответствующих глубине психики формах.

История культуры в этот период представляет собой результат достаточно сложного пути. Большая часть сформировавшихся направлений, кружков, течений оказалась нестойкой. Это, по мнению ряда авторов, подтверждало начинавшийся распад культуры, ее конец.

Потребность в принципиально новом художественном и научном истолковании реальности утвердилась в общественном сознании. Свое влияние оказали и религиозные, и философские искания, становление либеральной государственной традиции ориентирования на реформы и развитие, формирование культурной сферы нового типа.

Серебряный век в России стал эпохой выдающихся поэтов, писателей, живописцев, философов, актеров, композиторов. В этот период ни одна национальная культура, кроме русской, не испытала такого стремительного взлета. Начало ХХ столетия характеризуется как сплав романтизма и реализма, полета фантазии и науки, мечтаний и действительности, должного и сущего, настоящего и прошлого. Это своеобразный период. Это время по-разному воспринято различными деятелями культуры. По мнению ряда авторов, именно эта эпоха представляет собой время формирования нового менталитета, рождения религиозного философского Ренессанса, освобождения мышления от социальности и политики.

fb.ru

Серебряный век русской культуры — направления, представители

Краткое историческое «досье» периода Серебряного века

На рубеже XIX-XX века произошел невиданный взлет русской культуры. Обычно, слыша словосочетание «Серебряный век», вспоминают о литературе, в частности о поэзии Блока, Брюсова, Гумилева и др. Однако не только литературой славен этот период.

Он воистину сопоставим с «золотым веком» — веком Пушкина.

Границы Серебряного века

Границы этого периода тоже определяют по-разному.

  • Собственно с началом «Серебряного века» расхождения практически нет – это 1892 год (манифесты модернистов и сборник Д.Мережковского «Символы»).
  • А вот концом данного периода одни считают переворот 1917 года, другие – 1922 год (год после гибели Гумилева, смерти Блока, волна эмиграции).

Отличительные признаки и достижения Серебряного века

Так чем же замечательно и интересно это время?

Этот век в России был отмечен ярким многообразием во всех направлениях культурной жизни общества.

Русская философия

Философия Серебряного века

Впервые русская философия стала вехой в развитии не только русской, но и мировой интеллектуальной мысли. Работы В. Соловьева П.Флоренского, Н.Бердяева, В.Розанова, Л.Шестова и многих других —  достоянием современной им интеллигенции и вошли в сокровищницу мировой философии.

Русский театр

Театр Серебряного века

Серебряный век русской культуры нашел отражение и в развитии театрального искусства. Прежде всего — это система К. Станиславского и Немировича- Данченко, Художественный театр, но и Александринский и Камерный театры, театр В.Комиссаржевской.

Живопись

Живопись и скульптура Серебряного века

Новые направления характерны и для живописи и скульптуры (Мир искусства, «Союз русских художников», «Голубая роза» и др., работы П.Трубецкого, А.Голубкиной).

Мировую известность получают оперные певцы (Ф.Шаляпин, Л.Собинов, А. Нежданова), танцовщики (А.Павлова, Т. Карсавина, В.Нежинский, М.Фокин).

Русская музыка

Музыка Серебряного века

В музыкальной сфере — это новаторские работы А.Скрябина, С.Рахманинова, И. Стравинского, А.Глазунова.

И, конечно же, литература России. В Серебряном веке здесь формируются различные литературные направления.

Русская литература

Собственно с манифестов русских символистов и начался этот ярчайший период русской истории — Серебряный век.

а)  Символизм

С одной стороны, русский символизм был продолжением европейской традиции, с другой стороны, как и многое в нашей культуре, это направление стало специфическим мировым явлением.

Черты символизма

Основные черты этого литературного течения:

  • двоемирие (мир реальный и мир потусторонний),
  • особая роль символа как того, что не выразить конкретным образом,
  • особое значение звукописи,
  • мистические и религиозные мотивы и др.

Общеизвестны имена В.Брюсова, Д.Мережковского, А.Блока, А.Белого и др.

б) Русский акмеизм

(от греч. «акме» — вершина, острие, цветение) – отторжение и продолжение русского символизма.

Черты акмеизма

Основные черты акмеизма:

  • философия действия,
  • приятие мира,
  • переживание предметности и вещности этого мира, отрицание мистики,
  • живописность образа,
  • мужественность восприятия мира и жизни,
  • вес конкретного значения слова и др.

Первым среди равных был, несомненно, Н.Гумилев. А также С.Городецкий, М.Зенкевич, А.Ахматова, О. Мандельштам.

в) Русский футуризм

В какой-то степени был продолжением европейского футуризма. При своем зарождении футуризм в России не имел единого центра (он был представлен четырьмя враждебными группировками Москвы и Петербурга)
Особенности этого направления:

  •  обращенность к будущему,
  • ощущение грядущих перемен,
  • отрицание классического наследия,
  • урбанизм,
  • поиски новых слов, словоизменений, нового языка и др.

В.Хлебников, Д.Бурлюк, В.Маяковский, И. Северянин и др.

Наша презентация:

Специфика русского реализма этого века заключается в том, что творчество русских художников этого периода сочетало в себе не только черты реализма, но и:

  • романтизма (М.Горький),
  • натурализма (П.Боборыкин),
  • символизма (Л.Андреева)

Славный был век!!! Серебряный век великой русской культуры!

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

velikayakultura.ru

§ 75. Серебряный век русской культуры

Понятие Серебряного века.

Переломный период жизни России в конце XIX — начале ХХ в., связанный с переходом к индустриальному обществу, привел к разрушению многих ценностей и вековых устоев жизни людей. Казалось, менялся не только окру­жающий мир, но и представления о добре и зле, прекрасном и безобразном и т. д.

Осмысление этих проблем затронуло сферу культуры. Расцвет культуры в этот период был беспрецедентным. Он охватил все виды творческой деятельности, породил плеяду блестящих имен. Этот феномен культуры конца XIX — начала ХХ в. получил назва­ние Серебряного века русской культуры. Для него также характер­ны величайшие достижения, вновь подтвердившие передовые позиции России в этой области. Но культура становится более сложной, результаты творческой деятельности более противоре­чивыми.

Наука и техника.

В начале ХХ в. главным штабом отечественной науки явилась Академия наук с развившейся системой институ­тов. Немалую роль в подготовке научных кадров играли университеты с их научными обществами, а также всероссийские съезды ученых.

Значительных успехов достигли исследования в области меха­ники и математики, что позволило развить новые области науки ­воздухоплавание и электротехнику. Немалую роль в этом сыграли исследования Н.Е.Жуковского, создателя гидро- и аэродинамики, работ по теории авиации, которые послужили основой для авиа­ционной науки.

В 1913 г. в Петербурге на Русско-Балтийском заводе были со­зданы первые отечественные самолеты «Русский витязь» и «Илья Муромец». В 1911 г. Г. Е. Котельников сконструировал первый ран­цевый парашют.

К. Э. Циолковскийв 1903 г. опубликовал статью «Исследование мировых пространств реактивными приборами», где была изло­жена теория движения ракет, основ будущих космических поле­тов.

Труды В. И. Вернадского легли в основу биохимии, биогеохи­мии и радиогеологии. Его отличали широта интересов, постанов­ка глубоких научных проблем и предвидение открытий в самых разных областях.

Великий русский физиолог И. П. Павлов создал учение об ус­ловных рефлексах, в котором он дал материалистическое объяс­нение высшей нервной деятельности человека и животных. В 1904 г. за исследования в области физиологии пищеварения И. П. Павло­ву — первому из русских ученых — была присуждена Нобелевская премия. Через четыре года (1908) этой премии удостоился И. И. Мецников за исследование проблем иммунологии и инфекционных заболеваний.

«Вехи».

Вскоре после революции 1905 -1907гг. несколько из­вестных публицистов (Н.А Бердяев, С. Н. Булгаков, П. Б. Струве, А С. Изгоев, С. Л. Франк, Б. А Кистяковский, М. О. Гершензон) выпустили книгу «Вехи. Сборник статей о русской интеллиген­ции».

Авторы «Вех» считали, что революция должна была закончиться после издания Манифеста 17 октября, в результате которого ин­теллигенция получила те политические свободы, о которых все­гда мечтала. Интеллигенция обвинялась в игнорировании нацио­нальных и религиозных интересов России, подавлении инакомыс­лящих, в неуважении к праву, разжигании в массах самых темных инстинктов. Веховцы утверждали, что русская интеллигенция чужда своему народу, который ее ненавидит, и никогда не будет пони­мать.

Против веховцев выступило множество публицистов, прежде всего сторонников кадетов. Их труды публиковала популярная га­зета «Новое время».

Литература.

В русскую литературу вошло немало имен, снис­кавших мировую известность. В их числе И. А. Бунин, А. И. Куприн и М. Горький. Бунин продолжал традиции и проповедовал идеалы русской культуры XIX в. Долгое время проза Бунина оценивалась гораздо ниже его поэзии. И лишь «Деревню» (1910) и «Суходол» (1911), одна из тем которых социальный конфликт в деревне, заставили говорить о нем как о большом писателе. Рассказы и повести Бунина, такие, как «Антоновские яблоки», «Жизнь Ар­сеньева», принесли ему мировую известность, подтверждением чему стала Нобелевская премия.

Если прозу Бунина отличали строгость, отточенность и совер­шенность формы, внешняя бесстрастность автора, то в прозе Куп­рина проявилась стихийность и страстность, свойственные лич­ности писателя. Любимыми его героями были люди душевно чис­тые, мечтательные и одновременно безвольные и непрактичные. Зачастую любовь в произведениях Куприна кончается гибелью героя («Гранатовый браслет», «Поединок»).

Иным было творчество Горького, который вошел в историю как «буревестник революции». У него был могучий темперамент борца. В его произведениях появились новые, революционные темы и новые, неизвестные до того, литературные герои («Мать», «Фома Гордеев», «Дело Артамоновых»). В ранних рассказах («Макар Чуд­ра») Горький выступил как романтик.

Новые направления в литературе и искусстве.

Важнейшим и крупнейшим течением в литературе и искусстве 90-х годов XIX­начала ХХ в. был символизм, признанным идейным вождем кото­рого был поэт и философ В. С. Соловьев. Научному познанию мира

символисты противопоставляли конструирование мира в процес­се творчества. Символисты считали, что высшие сферы жизни невозможно познать традиционными путями, они доступны лишь через познание тайных смыслов символов. Поэты-символисты не стремились быть понятыми всеми. В своих стихах они обращались к избранным читателям, делая их своими соавторами.

Символизм способствовал появлению новых течений, одним из которых был акмеизм (от греч. akme — цветущая сила). При­знанным главой направления был Н. С. Гумилев. Акмеисты про­возглашали возврат от многозначности образов, метафоричности к предметному миру и точному значению слова. Членами кружка акмеистов были А.А.Ахматова, О. Мандельштам. По мысли Гуми­лева, акмеизм должен был открыть ценность человеческой жизни. Мир должен быть принят во всем его многообразии. Акмеисты использовали в творчестве разные культурные традиции.

Футуризм также был своеобразным ответвлением символизма, но он принял самую крайнюю эстетическую форму. Впервые рус­ский футуризм заявил о себе в 1910 г. выходом сборника «Садок судей» (Д.Д.Бурлюк, В.В.Хлебников и В.В.Каменский). Вскоре авторы сборника вместе с В. Маяковским и А.Крученых образо­вали группировку кубофутуристов. Футуристы были поэтами ули­цы — их поддерживали радикальное студенчество и люмпен-про­летариат. Большая часть футуристов, помимо поэзии занимаясь еще и живописью (братья Бурлюки, А Крученых, В. В. Маяков­ский). В свою очередь, художники-футуристы К.С.Малевич и В. В. Кандинский писали стихи.

Футуризм стал поэзией протеста, стремящегося к разрушению существующих порядков. Вместе с тем футуристы подобно симво­листам мечтали о создании искусства, способного преобразовать мир. Больше всего они страшились равнодушия к ним и потому пользовались любым поводом для публичного скандала.

Живопись.

В конце XIX — начале ХХ в. продолжали свою твор­ческую деятельность такие видные русские живописцы второй половины минувшего века, как В. И. Суриков, братья Васнецо­вы, И. Е. Репин.

В конце столетия в русскую живопись пришли К. А Коровин и М. А Врубель. Пейзажи Коровина отличались яркими красками и романтической приподнятостью, ощущением воздуха на картине. Ярчайшим представителем символизма в живописи был М.А.Вру­бель. Его картины, словно мозаика, слеплены из искрящихся ку­сочков. Сочетания цветов в них имели собственные смысловые значения. Сюжеты Врубеля поражают фантастикой.

Значительную роль в русском искусстве начала ХХ в. играло движение «Мир искусства», возникшее как своеобразная реакция на движение передвижников. Идейной основой работ «мирискус­ников» было изображение не грубых реалий современной жизни, а вечных тем мировой живописи. Одним из идейных вождей «Мира искусства» был А. Н. Бенуа, обладавший разносторонними дapованиями. Он был живописцем, графиком, театральным художником, историком искусства.

Деятельности «Мира искусства» было противопоставлено творчество молодых художников, группирующихся в организациях «Бубновый валет» и «Союз молодежи». Эти общества не имели своей программы, в них были и символисты, и футуристы, и кубисты, но каждый художник имел свое творческое лицо.

Такими художниками были П. Н. Филонов и В. В. Кандинский.

Филонов в своей живописной технике тяготел к футуризму. Кан­динский — к новейшему искусству, нередко изображая лишь очер­тания предметов. Его можно назвать отцом русской абстрактной живописи.

Не такими были картины К. С. Петрова- Водкина, сохранившего в своих полотнах национальные традиции живописи, но при­давшего им особую форму. Таковы его полотна «Купание красно­го коню>, напоминающее изображение Георгия Победоносца, и «Девушки на Волге», где отчетливо прослеживается связь с рус­ской реалистической живописью XIX столетия.

Музыка.

Крупнейшими русскими композиторами начала ХХ столетия были А.И. Скрябин и С. В. Рахманинов, творчество ко­торых, взволнованное, приподнятое по своему характеру, было особенно близко широким общественным кругам в период на­пряженного ожидания революции 1905-1907 п. При этом Скря­бин от романтических традиций эволюционировал к символиз­му, предвидя многие новаторские течения революционной эпохи. Строй музыки Рахманинова был более традиционен. В нем отчет­ливо видна связь с музыкальным наследием минувшего столетия. В его произведениях душевное состояние обычно соединялось с картинами внешнего мира, поэзией русской природы или обра­зами прошлого.

studfiles.net

Серебряный век русской культуры Ментальные, духовные и художественные истоки ренессансного устремления Серебряного века

Изменение соотношения рациональных и иррациональных элементов, индивидуализация творчества. Тенденция к мистицизму мировоззренческих систем. Изменение архетипов времени, пространства, предназначения. Духовный синдром «конца века» (Le fin de si`ecle). Идея «человекобожия», возрождение ренессансных элементов культуры. Синтез «аполлонического» и «дионисийского» художественного восприятия жизни.

Серебряный век русской культуры и его культурологический смысл. Дискуссии о понятии «серебряный век»: С.Маковский, В.Розанов, Н.А.Бердяев, Вяч.Иванов, А.Белый. Интегративные явления и причины их незавершенности.

Проблема соотношения самобытности и всемирности в культуре Серебряного века. А.Белый и Вяч.Иванов о символизме как типе миропонимания. Эстетика символизма. Русский символизм в контексте европейского культурного процесса. Мировоззренческая функция поэзии Серебряного века. Сходство и различие «брюсовского» и «блоковского» поколения поэтов.

Блоковская формула ХХ века: «нераздельность и неслиянность». Дискуссии о соотношении социального и эстетического, коллективистского и индивидуального в культуре. Идея «народной мистерии».

Кризис «передвижничества», «русские импрессионисты» (К.А.Коровин). Новые тенденции в музыкальной и театральной культуре (А.Г.Рубинштейн, А.Н.Скрябин). Принципы «художественного универсализма» и «синтеза искусств», их эффективность в попытках создания нового «большого стиля». Пути преодоления провинциализма русской культуры. Всемирные культурные истоки ренессансного подъема русской культуры на рубеже веков.

Сатира, плакат, карикатура в атмосфере общественной и духовной нестабильности начала ХХ века.

Коллекционный бум и развитие русского меценатства на рубеже XIX — XX веков. Формирование новых художественных вкусов и эстетические символы «Мира искусства». Выставка «Голубой розы» и новые художественные объединения 10-х годов.

Кризис самосознания интеллигенции начала хх века в культуре и художественном творчестве.

Формирование массовой культуры в России: истоки, содержание, носители и потребители. Появление русского авангарда, его основные направления, мировоззренческие и эстетические принципы.

Расщепление культурного ядра нации, нарастание эсхатологизма, апокалипсических мотивов и аморализма Появление «Вех» и веховского миропонимания как попытка изменить национальное самосознание. Интеллигенция и «Вехи»: за и против. Расщепление культуры Серебряного века. Причины необратимости культурного распада.

Русская революция 1917 года как социокультурное явление, ее ментальные истоки и культурно-исторические предпосылки. Н.А.Бердяев о ментальной неизбежности революционного слома русской цивилизации. «Духи» русской революции. Концепция «нового средневековья» и «варваризации культуры» (О.Шпенглер, Н.А.Бердяев, А.А.Блок). Дискуссия о соотношении понятий «революция» и «культура», о возможности прогресса в культуре, о классовой культуре. Теории культурного эгалитаризма (Евг.Лозинский, А.А.Богданов).

Интеллигенция в ситуации революционного выбора. Деятельность «Лиги русской культуры». «Несвоевременные мысли» А.М.Горького.

studfiles.net

культура серебрянного века

Культура серебряного века

То было время, когда любовь, чувства добрые и здоровые считались пошлостью и пережитком; никто не любил, но все жаждали и, как отравленные, припадали ко всему острому, раздирающему внутренности.  Девушки скрывали свою невинность, супруги — верность. Разрушение считалось хорошим вкусом, неврастения — признаком утонченности. Этому учили модные писатели, возникавшие в один сезон из небытия. Люди выдумывали себе пороки и извращения, лишь бы не прослыть пресными.  Таков был Петербург в 1914 году. Замученный бессонными ночами, оглушающий тоску свою вином, золотом, безлюбой любовью, надрывающими и бессильно-чувственными звуками танго — предсмертного гимна, — он жил словно в ожидании рокового и страшного дня. И тому были предвозвестники новое и непонятное лезло изо всех щелей. 

Так был назван рубеж XIX-XX вв. — время духовного новаторства, крупного скачка в развитии отечественной культуры. Именно в этот период родились новые литературные жанры, обогатилась эстетика художественного творчества, прославилась целая плеяда выдающихся просветителей, деятелей науки, писателей, поэтов, художников.

В эту эпоху Быстрыми темпами развивалась наука. Необходимость развития науки и техники была связана с промышленным переворотом в россии. Российские ученые внесли огромный вклад в мировую науку, названный «революцией в естествознании». Это касалось и физики, и математики, и биологии, и химии, и многих других отраслей науки. Имена П. Н. Лебедева, В. И. Вернадского, Н. Е. Жуковского, С. А. Чаплыгина, К. Э. Циолковского, лауреата Нобелевской премии И. И. Мечникова, И. П. Павлова, С. П. Боткина, Д. И. Менделеева и многих других стали гордостью России. В области авиации значительны достижения Н. Е. Жуковского, И. И. Сикорского.

Отечественная история пополнилась работами П. Н. Милюкова. А. Е. Преснякова, С. Ф. Платонова. Вышли первые труды будущих советских историков Е. В. Тарле, Б. Д. Грекова.

Однако Серебряный век — это прежде всего период расцвета духовной культуры: литературы, философии, музыки, театра и изобразительного искусства. Он протекал с 90-х гг. XIX в. вплоть до конца 20-х гг. XX в. На данном этапе истории духовное развитие в России происходило на основе взаимоотношения индивидуального и коллективного начал. Первоначально преобладающим было индивидуальное начало, рядом с ним существовало, отодвинутое на второй план, начало коллективное. После октябрьской революции положение изменилось. Основным стало коллективное начало, а индивидуальное начало стало существовать с ним параллельно.

Декаданс и социализм были одинаково популярны в среде интеллигенции, особенно молодежи.

Декаде́нтство (фр. decadent — упадочный) — упадок, культурный регресс. Также этим термином обозначают модернистскоенаправление в изобразительном искусстве, музыке, литературе и архитектуре, в творческой мысли, самовыражении как таковых — конца XIX — начала XX веков, характеризующихся извращённым эстетизмоминдивидуализмомимморализмом. Его основатели выступили прежде всего как противники старых течений искусства, главным образом, академизма. Провозглашённые ими принципы имели вначале чисто формальный характер: декаденты требовали создания новых форм в искусстве, более гибких и более соответствующих усложнённому мироощущению современного человека.

Традиционное искусствознание рассматривает декадентство как обобщающее определение кризисных явлений европейской культуры 2-й половины XIX — начала XX веков, отмеченных настроениями уныния, пессимизма, болезненности, безнадёжности, неприятия жизни, крайнего субъективизма (при сходственных, близких к тенденциозным, эпатирующих формулах и штампах — стилистических приёмах, пластике, композиционных построениях, акцентуациях и т. д.). Это сложное и противоречивое явление в творчестве вообще, имеет источником кризис общественного сознания, растерянность многих художников перед резкими социальными контрастами, — одиночество, бездушие и антагонизмы действительности. Отказ искусства от политической и гражданских тем художники-декаденты считали проявлением и непременным условием свободы творчества. Постоянными темами являются мотивы небытия и смерти, отрицание исторически сложившихся духовных идеалов и ценностей.

К. Бальмонт в статье «Элементарные слова о символической поэзии» говорит о триединстве декаданса, символизма и импрессионизма, называя их «психологической лирикой», которая меняется «в составных частях, но всегда единая в своей сущности. На самом деле, три эти течения то идут параллельно, то расходятся, то сливаются в один поток, но, во всяком случае, они стремятся в одном направлении, и между ними нет того различия, какое существует между водами реки и водами океана». Он характеризует декадента как утонченного художника, «гибнущего в силу своей утонченности», существующего на смене двух периодов «одного законченного, другого ещё не народившегося». Потому декаденты развенчивают все старое, отжившее, ищут новых форм, новых смыслов, но не могут их найти, так как взросли на старой почве.

Начало Серебряному веку было положено символистами, небольшой группой литераторов, осуществивших в конце ХIX — начала ХХ в. “эстетический переворот”. Символисты в 90-х годах XIX в. выступили с идеей произвести переоценку всех ценностей. В основу ее была положена проблема соотношения индивидуального и коллективного начал в общественной жизни и в искусстве. Проблема эта не была новой. Она возникла сразу после отмены крепостного права и проведения Великих реформ, когда активно стало формироваться гражданское общество. Одними из первых решить ее попытались народники. Рассматривая коллективное начало в качестве определяющего, они подчинили ему индивидуальное начало, личность — обществу. Человек имел ценность только в случае, если он приносил пользу коллективу. Наиболее эффективной народники считали общественно-политическую деятельность. В ней человек должен был раскрыть себя. Укрепление в обществе народнического подхода к человеку и его деятельности, произошедшее в 60-х — 80-х годах XIX в., привело к тому, что на литературу, философию и искусство стали смотреть как на явление второго плана, менее необходимое по сравнению с политической деятельностью. Свой “эстетический переворот” символисты направили против народников и их идеологии.

Символисты: как старшие (В.Я.Брюсов, Ф.К.Сологуб, З.Н.Гиппиус и др.), так и младшие (А.Белый, А.А.Блок, Владимир Гиппиус и др.) утверждали индивидуальное начало в качестве главного. Они пересмотрели отношения индивида и коллектива. Символисты вывели человека за пределы общества и стали рассматривать его как самостоятельную величину, равную по значению обществу и Богу. Ценность индивидуума они определяли богатством и красотой его внутреннего мира. Мысли и чувства человека были превращены в объекты исследования. Они стали основой творчества. Внутренний мир человека рассматривался как результат его духовного развития.

Вместе с утверждением индивидуального начала символисты и литераторы, близкие к ним (А.Л.Волынский, В.В.Розанов, А.Н.Бенуа и др.), занимались формированием эстетического вкуса публики. Они открывали читателю в своих работах мир русской и западноевропейской литературы, знакомили с шедеврами мирового искусства. Художественные произведения символистов, в которых затрагивались ранее запрещенные темы: индивидуализм, аморализм, эротизм, демонизм — провоцировали публику, заставляли ее обращать внимание не только на политику, но и на искусство, на человека с его чувствами, страстями, светлыми и темными сторонами его души. Под воздействием символистов изменилось отношение общества к духовной деятельности.

Вслед за символистами утверждение индивидуального начала в искусстве и общественной жизни продолжили философы-идеалисты и акмеисты.

Философы-идеалисты (Н.А.Бердяев, Л.И.Шестов, С.Л.Франк, и др.) выступили против утилитарного восприятия обществом личности. Они возвратили философии ценность и в центр ее поставили человека, жизнь которого они стремились обустроить на религиозных началах. Через изменение личности они хотели преобразовать все общество.

В 10 годах двадцатого века (после первой русской революции) происходит культурный сдвиг. Многие народы, населявшие Российскую империю, получили к этому времени свой алфавит, у них появилась своя литература, своя национальная интеллигенция.

Принятый Государственной думой закон гарантировал каждому жителю получение начального образования на родном языке. Выпуск газет и других периодических изданий за первое десятилетие XX в. увеличился более чем в 10 раз. Возникают и новые литературные течения: Акмеизм и футуризм

Сторонники акмеизма (М.Кузмин, Н.Гумилев, Г.Иванов и др.) относились к личности как к данности, которая требует не формирования и утверждения, а раскрытия. Религиозные поиски и желание преобразовать общество были им чужды. Они ощущали мир прекрасным и таким же хотели изобразить его в своих произведениях.

С развитием футуризма связано повторное утверждение в искусстве и общественной жизни коллективного начала. Футуристы (В.В.Маяковский, Д.Бурлюк, А.Крученых и др.) отказались от человека как объекта изучения и самостоятельной величины. В нем видели лишь совершенно безликую частицу общества. В объекты были превращены машины, станки, аэропланы. Объявив себя создателями истинных произведений искусства, футуристы провели свою переоценку ценностей. Они полностью отвергли достижения старой культуры и предлагали сбросить их с “парохода современности”. Религия отвергалась как базовый элемент старой культуры. Новую культуру футуристы намеревались строить “без моралина и чертяковщины”.

Русская живопись начала века изобиловала большим количеством различных групп и художественных объединений со своими взглядами и направлениями. Все они внесли свой вклад в развитие русского искусства. Основным напровлением был модернизм. Модернизм (от фр. moderne — современный) — понятие, обозначающее течения художественной практики, сложившиеся в первые десятилетия 20 в. (кубизм, экспрессионизм, футуризм, абстракционизм, сюрреализм, конструктивизм, поп-арт и др.) и развивавшиеся вплоть до Второй мировой войны. Рождение модернизма обозначило важный водораздел в развитии художественного сознания, глобальный разрыв с предшествующими тенденциями искусства. Это не обернулось, однако, появлением нового всеобъемлющего стиля, становлением приемов выразительности, ведущих к созданию устойчивых и общезначимых художественных форм. Напротив, культура модернизма явила многообразие мозаичных, не укладывающихся в единую формулу художественных поисков. Принципиальная специфика художественных процессов модернизма состояла в том, что разнородные художественные течения развивались в его рамках не последовательно, а параллельно, и при этом воспринимались как равноправные. 

Узел проблем, с особой силой потрясших традиционные устои культуры и искусства нач. 20 в. и породивших искусство модернизма, можно определить как кризис веры в рациональное устройство мира. Новая картина мира (опыты по расщеплению ядра, возникновение теории относительности, развитие психоанализа) не вооружила, а разоружила человека, резко усилив в его представлении долю нерациональных факторов, правящих миром и лежащих в основе существующего. Фр. писательница и критик Н. Саррот точно обозначила искусство модернизма как «эру прозренья», вызванную падением доверия к языку традиционных художественных форм со стороны как творцов, так и публики. Привычные опыты «выстроенных рассказов» стали казаться верхним слоем, маскирующим действительность вместо того, чтобы обнажать ее. Точно прорисованные персонажи в традиции старого романа были уже не способны вобрать в себя реальность. Психологический элемент, подобно живописному, незаметно освобождался от предмета, с которым был нераздельно слит, и стремился в искусстве модернизма к самодостаточности, к тому, чтобы обойтись, насколько это возможно, без опоры на внешнюю предметность.  Художественная практика модернизма породила идеи о «необязательности пребывания искусства в рабстве у действительности», о возможности художественного творчества генерировать смыслы внутри своего языка, извлекая их из интонации, тембра, света, цвета, красок, линий, движений, ритмов, контрастов и т.д. самих по себе. Новая позиция художника была порождена потребностью не мистифицировать публику, а найти замену набившим оскомину приемам искусства, не адекватным духу времени и новому чувству жизни. Доминантой нового искусства стало выступать нечто расплывчатое и неуловимое, рядоположенное неопределимости самой жизни. Это уже не очерченные персонажи, а некие иллюзии, фантомы, модальности. Многомерная новая художественная оптика отказалась от помощи узнаваемых и давно адаптированных образов. 

Вторжение «неклассических форм» в изобразительное искусство, музыку, литературу первоначально воспринималось как однозначный признак смерти искусства, как разрушение чего-то очень важного, что еще сохраняла в себе художественная практика кон. 19 в. Безусловно, модернизму был присущ пафос отрицания предшествующего искусства, однако одновременно он был также созидательной работой, своего рода «культурной ретортой». Энергия А. Модильяни, П. Пикассо, А. Шенберга, М. Пруста, В. Кандинского, Дж. Джойса, М. Шагала и др. авторов, не наследующих формы классического искусства, была направлена на выработку адекватного художественного облика эпохи, предопределяла бросок в будущее. Модернизм строит свою художественную символику, не обращаясь прямо к реальности, а мобилизуя внутрихудожественные ресурсы. Эти усилия потребовали колоссальной работы, приведшей в итоге к установлению новых отношений человека и мира. 

С одной стороны, модернизм ощущал бесконечность и невыразимость современной реальности, невозможность объять ее уже имеющимися поэтическими формулами. С другой — его усилия были ознаменованы значительным обогащением лексическо-выразительных средств «говорящего» языка искусства, стремлением превзойти язык эпохи в непреложных и емких формах художественной речи.  Можно говорить о принципиальном различии сути художественного творчества модернизма и постмодернизма. Искусство модернизма еще означало сохранение надежды, стремилось, несмотря ни на что, продолжать быть посредником между человеком и миром, вырабатывать адекватные времени ориентации. Созданная и воплощенная постмодернизмом пародия на все предшествующие эпохи несла культ аутентичности самой по себе, стремление мыслить все творческие проявления как игровую сферу, абсолютизацию самоутверждения как такового, не задаваясь вопросом, имеются ли точки сопряжения между художественной деятельностью и картиной мира. Т.о., созидательный характер искусства модернизма, несомненно, противостоит творчеству постмодернизма с его игрой уже состоявшимися художественными формами.

Художественное объединение «Мир искусства» заявило о себе выпуском одноимённого журнала на рубеже XIX—XX вв. Выход первого номера журнала «Мир искусства» в Петербурге в конце 1898 г. стал итогом десятилетнего общения группы живописцев и графиков во главе с Александром Николаевичем Бенуа (1870-1960).

Главная идея объединения была выражена в статье выдающегося мецената и знатока искусства Сергея Павловича Дягилева (1872 — 1929) «Сложные вопросы. Наш мнимый упадок». Основной целью художественного творчества объявлялась красота, причём красота в субъективном понимании каждого мастера. Такое отношение к задачам искусства давало художнику абсолютную свободу в выборе тем, образов и выразительных средств, что для России было достаточно ново и необычно.

«Мир искусства» открыл для русской публики немало интересных и неизвестных ей ранее явлений западной культуры, в частности финскую и скандинавскую живопись, английских художников-прерафаэлитов и графика Обри Бёрдсли. Огромное значение для мастеров, объединившихся вокруг Бенуа и Дягилева, имело сотрудничество с литераторами-символистами. В двенадцатом номере журнала за 1902 г. поэт Андрей Белый опубликовал статью «Формы искусства», и с тех пор крупнейшие поэты-символисты регулярно печатались на его страницах. Однако художники «Мира искусства» не замкнулись в рамках символизма. Они стремились не только к стилевому единству, но и к формированию неповторимой, свободной творческой личности.

Как цельное литературно-художественное объединение «Мир искусства» просуществовал недолго. Разногласия между художниками и литераторами привели в 1904 г. к тому, что журнал закрыли. Возобновление в 1910 г. деятельности группы уже не могло вернуть её былой роли. Но в истории русской культуры это объединение оставило глубочайший след. Именно оно переключило внимание мастеров с вопросов содержания на проблемы формы и изобразительного языка.

Отличительной особенностью художников «Мира искусства» была многогранность. Они занимались и живописью, и оформлением театральных постановок, и декоративно-прикладным искусством. Однако важнейшее место в их наследии принадлежит графике.

Лучшие произведения Бенуа графические; среди них особенно интересны иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» (1903—1922 гг.). Главным «героем» всего цикла стал Петербург: его улицы, каналы, архитектурные шедевры предстают то в холодной строгости тонких линий, то в драматическом контрасте ярких и тёмных пятен. В кульминационный момент трагедии, когда Евгений бежит от скачущего за ним грозного исполина -памятника Петру, мастер рисует город тёмными, мрачными красками.

Творчеству Бенуа близка романтическая идея противопоставления одинокого страдающего героя и мира, равнодушного к нему и этим убивающего его.

Оформление театральных спектаклей — самая яркая страница в творчестве Льва Самуиловича Бакста (настоящая фамилия Розенберг; 1866—1924). Наиболее интересные его работы связаны с оперными и балетными постановками «Русских сезонов» в Париже 1907— 1914 гг. — своеобразного фестиваля русского искусства, организованного Дягилевым. Бакст выполнил эскизы декораций и костюмов к опере «Саломея» Р. Штрауса, сюите «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова, балету «Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси и другим спектаклям. Особенно замечательны эскизы костюмов, ставшие самостоятельными графическими произведениями. Художник моделировал костюм, ориентируясь на систему движений танцовщика, через линии и цвет он стремился раскрыть рисунок танца и характер музыки. В его эскизах поражают острота видения образа, глубокое понимание природы балетных движений и удивительное изящество.

Одной из главных тем для многих мастеров «Мира искусства» стало обращение к прошлому, тоска по утраченному идеальному миру. Любимой эпохой было XVIII столетие, и прежде всего период рококо. Художники не только пытались воскресить это время в своём творчестве — они привлекли внимание публики к подлинному искусству XVIII в., фактически заново открыв творчество французских живописцев Антуана Ватто и Оноре Фрагонара и своих соотечественников — Фёдора Рокотова и Дмитрия Левицкого.

С образами «галантного века» связаны работы Бенуа, в которых версальские дворцы и парки представлены как прекрасный и гармоничный, но покинутый людьми мир. Евгений Евгеньевич Лансере (1875— 1946) предпочитал изображать картины русской жизни XVIII в.

С особенной выразительностью мотивы рококо проявились в работах Константина Андреевича Сомова (1869—1939). Он рано приобщился к истории искусства (отец художника был хранителем коллекций Эрмитажа). Закончив Академию художеств, молодой мастер стал великолепным знатоком старой живописи. Сомов блистательно имитировал её технику в своих картинах. Основной жанр его творчества можно было бы назвать вариациями на тему «галантной сцены». Действительно, на полотнах художника словно вновь оживают персонажи Ватто — дамы в пышных платьях и париках, актёры комедии масок. Они кокетничают, флиртуют, поют серенады в аллеях парка, окружённые ласкающим сиянием предзакатного света.

Однако все средства живописи Сомова направлены на то, чтобы показать «галантную сцену» как фантастическое видение, на мгновение вспыхнувшее и сразу же исчезнувшее. После него остаётся лишь воспоминание, причиняющее боль. Не случайно среди лёгкой галантной игры возникает образ смерти, как в акварели «Арлекин и Смерть» (1907 г.). Композиция чётко разделена на два плана. Вдали традиционный «набор штампов» рококо: звёздное небо, влюблённые пары и т. д. А на переднем плане тоже традиционные персонажи-маски: Арлекин в пёстром костюме и Смерть — скелет в чёрном плаще. Силуэты обеих фигур очерчены резкими изломанными линиями. В яркой палитре, в некоем нарочитом стремлении к шаблону чувствуется мрачный гротеск. Утончённое изящество и ужас смерти оказываются двумя сторонами одной медали, и живописец словно пытается с равной лёгкостью отнестись и к той и к другой.

Ностальгическое восхищение прошлым Сомову удалось особенно тонко выразить через женские образы. Знаменитая работа «Дама в голубом» (1897—1900 гг.) — портрет современницы мастера художницы Е. М. Мартыновой. Она одета по старинной моде и изображена на фоне поэтичного пейзажного парка. Манера живописи блестяще имитирует стиль бидермейера. Но явная болезненность облика героини (Мартынова вскоре умерла от туберкулёза) вызывает ощущение острой тоски, а идиллическая мягкость пейзажа кажется нереальной, существующей только в воображении художника.

Мстислав Валерианович Добужинский (1875—1957) сосредоточил своё внимание главным образом на городском пейзаже. Его Петербург в отличие от Петербурга Бенуа лишён романтического ореола. Художник выбирает самые непривлекательные, «серые» виды, показывая город как огромный механизм, убивающий душу человека.

Композиция картины «Человек в очках» («Портрет К. А. Сюннерберга», 1905—1906 гг.) строится на противопоставлении героя и города, который виден сквозь широкое окно. На первый взгляд пёстрый ряд домов и фигура человека с погружённым в тень лицом кажутся изолированными друг от друга. Но между этими двумя планами существует глубокая внутренняя связь. За яркостью красок выступает «механическая» унылость городских домов. Герой отрешён, погружен в себя, в его в лице нет ничего, кроме усталости и опустошённости.

Архитектура серебряного века, унаследовала традиции модерна (Моде́рн (от фр. moderne — современный) — художественное направление в искусстве, наиболее распространённое в последней декаде XIX — начале XX века (до начала Первой мировой войны). Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (например в архитектуре), расцвет прикладного искусства. Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека). развивалась в направлении, подчеркивавшем функциональное назначение зданий. В основном это были богатые особняки и общественные здания. Их отличали пышное внешнее убранство, лепнина. На фасадах домов изображались силуэты кораблей, башенных кранов, аэропланов.

В 1908 г. с постановки оперы «Борис Годунов» в Париже начались гастроли труппы С.П.Дягилева — знаменитые Русские сезоны. Инициаторами Русских сезонов были художники группы «Мир искусства» во главе с А. Н. Бенуа, которые стремились познакомить западную публику с русским искусством.

Русская хореография и театрально-декорационное искусство стали началом новой эпохи развития европейского балета.

Первый балетный сезон 1909г. стал настоящей сенсацией — пресса писала об открытии «неведомого мира», о «революции» и начале новой эры в балете. Спектакли Русских сезонов, по словам Ж. Кокто, «привели в экстаз» публику и «потрясли Францию».

В сезон 1909 г. публика рукоплескала «Клеопатре» и «Юдифи», «Половецким пляскам» и «Псковитянке». В 1910г. успехом пользовались балеты «Шехерезада» и «Жар-птица». В этих постановках «экзотика Востока и русской национальной сказки предстала перед зрителем в еще более ярком воплощении».

Русская тема звучала в балете «Садко» {1911г.), операх «Хованщина» (1913г.), «Борис Годунов» (1913г.), «Весна священная» (1913 г.), «Князь Игорь» (1914г.), опере-балете «Золотой петушок» (1914г.), балете «Полуночное солнце» (1915г.), танцевальной сюите «Русские сказки» (1917г.).

Выросшая из «Русских сезонов» 1908 года, балетная компания, Ру́сский бале́т Дя́гилева, или Ballets russes, основанная в 1911  функционировала на протяжении 20-ти сезонов до смерти Дягилева в 1929 году и пользовалась большим успехом за рубежом, особенно во Франции и Великобритании.

Антреприза Дягилева оказала большое влияние на развитие не только русского балета, но и мирового хореографического искусства в целом. Будучи талантливым организатором, Дягилев обладал чутьём на таланты. Пригласив в компанию целую плеяду одарённых танцовщиков и хореографов — Вацлава Нижинского, Леонида Мясина, Михаила Фокина,Сержа Лифаря, Джорджа Баланчина, он обеспечил возможность для совершенствовования уже признанным артистам. Не менее плодотворным было сотрудничество Дягилева с известными композиторами тех лет — Рихардом Штраусом, Эриком Сати, Морисом Равелем, Сергеем Прокофьевым, Клодом Дебюсси, — и в особенности с открытым им Игорем Стравинским.

С самого начала основным направлением хореографии его сезонов стало стремление раздвинуть рамки классического балета. Эксперименты с танцевальными формами Нижинского опережали время и потому были не сразу приняты зрителями. Фокин добавил движениям «богатую пластику»[1], а продолжатель заложенных им принципов — Мясин — обогатил хореографию «ломаными и вычурными формами»[1]. Баланчин же окончательно отошёл от правил академического танца, придав своим балетам более стилизованное и экспрессионистское звучание.

Балеты отличала также невиданная прежде целостностью и взаимосвязью всех компонентов сценического действа. Декорации и костюмы создавались по эскизам одного художника, что для того времени было смелым новаторством.

О декорациях и костюмах говорили не меньше, чем о хореографии. Над декорациями и костюмами дягилевских постановок работали его соратники по «Миру искусства» Леон Бакст иАлександр Бенуа. Позднее Дягилев с его страстью к новаторству привлекал в качестве декораторов передовых художниковРосии и  Европы — Пабло Пикассо, Андре Дерена, Коко Шанель, Анри Матисса. А. Головина, Н.Рериха и многих других — и русских авангардистов — Наталью Гончарову, Михаила Ларионова, Наума Габо, Антуана Певзнера.

На публику произвели впечатление свободное обращение русских художников с разнообразными эпохами и культурами как творческими источниками, раскованность цветовых решений и безграничная фантазия в изобретении необыкновенных деталей, что привело к возникновению новых стилей в массовой моде: увлечению Востоком и экзотикой славянской культуры.

Новый расцвет русской культуры совпал с ломкой общественно-политической системы в России. Первая мировая война, ее последствия: голод, анархия, политические брожения привели к двум революциям. В ходе октябрьской революции к власти пришли большевики, провозгласившие в стране диктатуру пролетариата. В сознании многих людей политические перемены объединились с новшествами в культуре. Особенно тяжело было тем, кто долгие годы вел борьбу с коллективным началом. Они вновь столкнулись с ним в искусстве и в политике. Им казалось, что все, что они создали тяжелым трудом, в одно мгновение разрушено, что конец наступил не только старому политическому режиму, но и культуре. “Мы переживаем конец Ренессанса, изживаем последние остатки той эпохи, когда отпущены были на свободу человеческие силы и кипучая игра их порождала красоту. — писал Николай Бердяев в 1918 году. — Нынче эта свободная игра человеческих сил от возрождения перешла к вырождению, она не творит уже красоты.” Старые кульруртрегеры, убежденные, что искусство “вырастает из духовной глубины человека”, отрицательно относились к авангарду. Они не считали его искусством. Негативное отношение к авангарду укрепилось в сознании старых деятелей культуры после того, как многие футуристы заявили о своей поддержке новой власти, а большевики, в свою очередь, признали футуризм как искусство. Отношение большевиков к авангарду было двояким. Новая власть ставила в заслугу авангардистам борьбу с “упадочной” буржуазной культурой, но не могла принять ухода к беспредметности и зауми. Она делала ставку на искусство, “которое ясно и всякому понятно”. Ориентация на массы была одной из главных установок большевиков в культуре. Но установка была расплывчатой и не имела определенного содержания.

studfiles.net

Социокультурный феномен, вошедший в историю под названием «Серебряный век» русской культуры, приходится на период

Чем отличается процесс складывания единого государства на Руси от аналогичных процессов в Европе?
— на Руси единое государство сложилось позже, чем в большинстве европейских стран;
— на Руси единое государство сложилось раньше, чем в Европе;
(*ответ*) формирование единого государства происходило на феодальной основе;
— великокняжескую власть на Руси поддерживали буржуазные слои;
— складыванию единого русского государства способствовало развитие товарно-денежных отношений.
 Кто был первым самостоятельным московским князем?
(*ответ*) Иван Калита;
— Юрий Данилович;
— Даниил Александрович;
— Александр Невский;
— Дмитрий Донской.
 Сколько лет правила Россией династия Романовых?
— 204;
(*ответ*) 304;
— 404;
— 504;
— 604
 После падения Константинополя и Византийской империи главой русской церкви являлся:
(*ответ*) митрополит Московский;
— патриарх Константинопольский;
— патриарх всея Руси;
— патриарх Византии;
— патриарх Владимирский.
 Кто из царей в годы смутного времени сделал «крестоцеловальную запись» об ограничении самодержавия?
— Борис Годунов;
— Лжедмитрий;
(*ответ*) Василий Шуйский;
— Лжедмитрий II;
— Михаил Романов.
 Что общего было в культурной жизни России XVI и ХУП вв.?
— развитие стиля «нарышкинское барокко»;
(*ответ*) развитие книгопечатания;
— распространение сатирических повестей;
— «обмирщение» культуры;
— зарождение придворного театра и газет.
 Какой город является местом рождения русского флота?
— Москва;
— Таганрог;
— Воронеж;
(*ответ*) Переславль-Залесский.
 В «Табель о рангах» — расписание чинов, введенное Петром I в 1722 г., были включены чины:
(*ответ*) гражданские, военные, придворные;
— гражданские, церковные, военные;
— церковные, военные, придворные;
— военные, церковные, купеческие;
— гражданские, придворные, церковные.
 Какой стиль был ведущим в культуре России в 1-й половине XVIII в.?
(*ответ*) классицизм;
— неорусский стиль;
— барокко;
— модерн;
— готический стиль.
 Русская культура XVII в. обогатилась новыми элементами, связанными с:
— принудительной христианизацией нерусских народов;
(*ответ*) ее «обмирщением»;
— усилением связей России с Западной Европой;
— изменением в церковной архитектуре;
— восприятием многих культурных традиций Востока.
 Социокультурный феномен, вошедший в историю под названием «Серебряный век» русской культуры, приходится на период:
(*ответ*) начала XX в.;
— 60-90-х гг. XIX в.;
— 40-60-х гг. XIX в.;
— правления Николая I;
— 1-й четверти XIX в.

www.soloby.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *