Географические координаты 6 класс
С помощью параллелей и меридианов определяют не только направления сторон горизонта, но и географические координаты точек на земной поверхности — географическую широту и географическую долготу.
Градусная сетка
Окружности пересекающихся параллелей и меридианов образуют на глобусах и картах своеобразную сетку. Каждая «ячейка» сетки состоит из дуг окружностей. Единицей измерения дуг окружностей, как и углов, может служить градусная мера. Поэтому систему параллелей и меридианов называют градусной сеткой. С помощью градусной сетки определяют координаты точек на земной поверхности: географическую широту и географическую долготу.
Географическая широта
Вдоль начального меридиана на глобусе и на круглой рамке карты полушарий имеются обозначения параллелей — 0°,10°, 20° и так далее. Эти числа указывают географическую широту параллелей. Географическая широта — величина дуги меридиана в градусах от экватора до заданной точки.
Все точки, лежащие на одной параллели, имеют одинаковую широту. Поскольку географическую широту отсчитывают от экватора, его широта — 0° ш. Значения широты на полюсах — 90° ш. Все объекты в Северном полушарии имеют северную широту (с. ш.), а в Южном полушарии — южную широту (ю. ш.).
Географическая долгота
Для определения координат какого-либо пункта, помимо широты, определяют долготу. Географическая долгота — величина дуги параллели в градусах от начального меридиана до заданной точки.
Долготу отсчитывают от начального (Гринвичского) меридиана. Все точки, лежащие на нём, имеют долготу 0° д. Поэтому начальный меридиан часто называют ещё и нулевым. Значения долготы изменяются от 0° до 180°. Все точки, лежащие к востоку от начального (нулевого) меридиана, имеют восточную долготу (в. д.), а точки, лежащие к западу от пего, — западную долготу (з. д.). Значения долготы в градусах на глобусе и карте полушарий подписывают вдоль экватора у пересечения его меридианами.
Для определения географической долготы объекта производятся те же действия, что и для определения широты. Только всё делается по отношению не к экватору, а к нулевому меридиану.
Измерение расстояний с помощью градусной сетки
С помощью градусной сетки можно определять расстоянии. Все меридианы одинаковой длины, поэтому длины их дуг величиной 1° составляют примерно 111 километров. А ваг длины дуг на разных параллелях уменьшаются от экватора к полюсам. Для расчётов используют таблицу значений длин дуг 1° параллелей.
geographyofrussia.com
6 класс. География. Географическая карта — Географическая широта и географическая долгота. Географические координаты
Комментарии преподавателя
Географическая широта
Географическую широту определяют с помощью параллелей. Широта может быть северной (те параллели, которые находятся севернее экватора) и южной (те параллели, которые лежат южнее экватора). Значение широт измеряется в градусах и минутах. Географическая широта может иметь значения от 0 до 90 градусов.
Рис. 1. Определение широт (Источник)
Географическая широта – длина дуги в градусах от экватора до заданной точки.
Чтобы определить широту объекта, надо найти параллель, на которой находится этот объект.
Например, широта Москвы – 55 градусов и 45 минут северной широты, записывается это так: Москвы 55°45′ с.ш.; широта Нью-Йорка – 40°43′ с.ш.; Сидней – 33°52′ ю.ш.
3. Географическая долгота
Географическую долготу определяют по меридианам. Долгота может быть западной (от 0 меридиана на запад до 180 меридиана) и восточной (от 0 меридиана на восток до 180 меридиана). Значение долгот измеряется в градусах и минутах. Географическая долгота может иметь значения от 0 до 180 градусов.
Географическая долгота – длина дуги экватора в градусах от начального меридиана (0 градусов) до меридиана заданной точки.
Начальным меридианом считается Гринвичский меридиан (0 градусов).
Рис. 2. Определение долгот (Источник)
Чтобы определить долготу, нужно найти меридиан, на котором находится заданный объект.
Например, долгота Москвы – 37 градусов и 37 минут восточной долготы, записывается это так: 37°37′ в.д.; долгота Мехико – 99°08′ з.д.
Рис. 3. Географическая широта и географическая долгота
Географические координаты
Для точного определения местонахождения объекта на поверхности Земли надо знать его географическую широту и географическую долготу.
Географические координаты – величины, определяющие положение точки на земной поверхности с помощью широт и долгот.
Например, Москва имеет следующие географические координаты: 55°45′ с.ш. и 37°37′ в.д. Город Пекин имеет следующие координаты: 39°56′ с.ш. 116°24′ в.д. Сначала записывается значение широты.
Иногда требуется найти объект по уже заданным координатам, для этого надо сначала предположить, в каких полушариях находится данный объект.
ИСТОЧНИКИ
http://www.youtube.com/watch?v=xTSrqTRU130
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.
www.kursoteka.ru
Урок «Географические координаты». 6 класс
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КООРДИНАТЫ
МАОУ «Зональненская СОШ»
Томского района
учитель географии: Василевская А.В.
Экватор
Экватор — линия, условно проведенная на поверхности Земли на одинаковом расстоянии от Северного полюса до Южного полюса.
Экватор представляет собой окружность длиной 40 075 км.
Параллели
Параллель — линия, условно проведенная на поверхности Земли параллельно экватору.
Все параллели представляют собой окружности, длина которых уменьшается от экватора к полюсам.
Самая длинная параллель — экватор , самая короткая полюс (точка).
3
Меридианы
Меридиан — кратчайшая линия, условно проведенная на поверхности Земли от одного полюса к другому.
- Можно ли провести меридианы и параллели в классе? Ответ поясните.
Все меридианы представляют собой полуокружности, длина которых одинакова и равна 20000 км.
4
Градусная сетка
5
Градусная сетка
6
Переход от КМ – к ГРАДУСАМ
Окружность содержит 360° . Часть окружности называется дугой. Величину дуги измеряют в градусах. За 1° принимается 1 / 360 часть окружности.
7
Переход от КМ – к ГРАДУСАМ
Дуги АВ и С D , имеющие одно и то же число градусов 90°, не равны по длине.
Длина 1° любого меридиана равна , а длина 1° параллели различна !
8
Величина 1° дуги в КМ
Величина 1°меридиана
Величина 1°параллели
20 000км
: 180°
=111,3 км
9
Свойства линий градусной сетки
Признаки линий
градусной сетки
Меридианы
1. В какие стороны горизонта направлены?
Параллели
2. Какова длина в градусах?
3. Какова длина в километрах?
4. Какова длина 1° в километрах?
5. Какую форму имеют на глобусе?
6. Какую форму имеют на карте полушарий?
Свойства линий градусной сетки
Признаки линий
градусной сетки
Меридианы
1. В какие стороны горизонта направлены?
Параллели
Север — Юг
2. Какова длина в градусах?
Запад — Восток
180°
3. Какова длина в километрах?
360°
20 000 км
4. Какова длина 1° в километрах?
5. Какую форму имеют на глобусе?
От 40 075 км до 0
111,3 км
От 111,3 км до 0
Полуокружности
6. Какую форму имеют на карте полушарий?
Окружности
Крайние – дуги, средние – прямые, остальные — кривые
Средняя – прямая, остальные – кривые, полюса — точки
Попробуйте ответить на вопросы:
- Какое кругосветное путешествие будет короче: по 60-й параллели или по экватору?
- Будет ли путешествие от полюса к полюсу по 30-му меридиану короче, чем по 60-му?
Географическая долгота
- Расстояние к западу и востоку от начального меридиана, выраженное
в градусах, называется географической долготой.
- Начальный меридиан имеет долготу 0° и проходит через Грин-вичскую обсерваторию в Лондоне.
13
Географическая широта
Расстояние на север и на юг от экватора, выраженное в градусах, называется географической широтой.
Широта экватора 0°, широта полюсов 90°.
14
Географические координаты точки
15
Географические координаты точки
16
Форма записи:
16
Определите координаты
Географический пункт
Географические координаты
Широта
влк. Килиманжаро
Долгота
г. Мехико
г. Канберра
г. Бразилиа
г. Санкт-Петербург
гора Белуха (Россия)
м. Дежнева (Россия)
Определите координаты
Географический пункт
Географические координаты
Широта
г. Каир
Долгота
г. Дели
г. Вашингтон
гора Аконкагуа
г. Токио
г. Магадан (Россия)
г. Казань (Россия)
Определите координаты
Географический пункт
Географические координаты
Широта
г. Каир
30 с.ш.
Долгота
г. Дели
30 в.д.
28 с.ш.
г. Вашингтон
38 с.ш.
78 в.д.
гора Аконкагуа
г. Токио
32 ю.ш.
78 з.д.
36 с.ш.
71 з.д.
г. Магадан (Россия)
140 в.д.
59 с.ш.
г. Казань (Россия)
56 с.ш.
151 в.д.
59 в.д.
Найдите объект
Географические координаты
Широта
Долгота
2° ю.ш.
Географический пункт
78° з.д.
30° с.ш.
31° в.д.
41° с.ш.
73° з.д.
37° с.ш.
50° ю.ш.
15° в.д.
70° в.д.
39° с.ш.
57° в.д.
62° с.ш.
(Россия)
129° в.д.
(Россия)
Найдите объект
Географические координаты
Широта
Долгота
2° ю.ш.
Географический пункт
78° з.д.
30° с.ш.
влк. Котопахи
31° в.д.
41° с.ш.
г. Каир
73° з.д.
37° с.ш.
50° ю.ш.
15° в.д.
г. Нью-Йорк
влк. Этна
70° в.д.
39° с.ш.
о-ва Кергелен
57° в.д.
62° с.ш.
г. Ярославль
129° в.д.
г. Якутск
Д Д. З.
- Выучить карточку
2. Задания № 3,4 на стр. 40
kopilkaurokov.ru
6 класс. География. Географическая карта — Географическая широта и географическая долгота. Географические координаты
Комментарии преподавателя
Географическая широта
Географическую широту определяют с помощью параллелей. Широта может быть северной (те параллели, которые находятся севернее экватора) и южной (те параллели, которые лежат южнее экватора). Значение широт измеряется в градусах и минутах. Географическая широта может иметь значения от 0 до 90 градусов.
Рис. 1. Определение широт (Источник)
Географическая широта – длина дуги в градусах от экватора до заданной точки.
Чтобы определить широту объекта, надо найти параллель, на которой находится этот объект.
Например, широта Москвы – 55 градусов и 45 минут северной широты, записывается это так: Москвы 55°45′ с.ш.; широта Нью-Йорка – 40°43′ с.ш.; Сидней – 33°52′ ю.ш.
3. Географическая долгота
Географическую долготу определяют по меридианам. Долгота может быть западной (от 0 меридиана на запад до 180 меридиана) и восточной (от 0 меридиана на восток до 180 меридиана). Значение долгот измеряется в градусах и минутах. Географическая долгота может иметь значения от 0 до 180 градусов.
Географическая долгота – длина дуги экватора в градусах от начального меридиана (0 градусов) до меридиана заданной точки.
Начальным меридианом считается Гринвичский меридиан (0 градусов).
Рис. 2. Определение долгот (Источник)
Чтобы определить долготу, нужно найти меридиан, на котором находится заданный объект.
Например, долгота Москвы – 37 градусов и 37 минут восточной долготы, записывается это так: 37°37′ в.д.; долгота Мехико – 99°08′ з.д.
Рис. 3. Географическая широта и географическая долгота
Географические координаты
Для точного определения местонахождения объекта на поверхности Земли надо знать его географическую широту и географическую долготу.
Географические координаты – величины, определяющие положение точки на земной поверхности с помощью широт и долгот.
Например, Москва имеет следующие географические координаты: 55°45′ с.ш. и 37°37′ в.д. Город Пекин имеет следующие координаты: 39°56′ с.ш. 116°24′ в.д. Сначала записывается значение широты.
Иногда требуется найти объект по уже заданным координатам, для этого надо сначала предположить, в каких полушариях находится данный объект.
ИСТОЧНИКИ
http://www.youtube.com/watch?v=xTSrqTRU130
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.
www.kursoteka.ru
Географическая широта и долгота: понятие и особенности
Географические координаты состоят из двух составляющих: широты и долготы, угловых величин, используя которые каждый человек может определить месторасположение любого объекта на карте мира. Изучением широты и долготы земного шара занимались еще в древние времена.
Понятие географической широты
Широта представляет собой географическую координату в числе систем сферических координат, которая определяет точки, расположенные на поверхности Земли относительно экватора. Географическую широту объектов, которые расположены в северном полушарии считают положительной, в южном полушарии – отрицательной.
В географии существует понятие южных и северных широт. Определить какая широта является южной, а какая северной просто: если точка двигается от экватора в сторону Северного полюса, она попадает в зону северных широт.
Широты на карте изображают линиями, идущими параллельно экватору и друг другу, отсюда и название этих линий – параллели. Расстояние между параллелями измеряется не в километрах, а в градусах, в минутах и секундах.
Каждый градус состоит из 60 минут, 1 минута – из 60 секунд. Экватор является нулевой широтой, Северный и Южный полюс расположен на 90 градусе северной и 90 градусе южной широты соответственно.
Один градус географической долготы равен 1/360 длины экватора.
Понятие географической долготы
Долгота – это координата в системе географических координат, которая определяет месторасположение точки относительно нулевого меридиана. Благодаря долготе мы можем узнать положение предмета относительно запада и востока.
В географической науке нулевой точкой отсчета географической долготы принято считать Гринвичскую лабораторию, которая расположена на востоке Лондона (Гринвичский меридиан).
Линии, которые определяют долготу, называются меридианами. Все меридианы пролегают перпендикулярно линии экватора. Все меридианы пересекаются в двух точках – на Северном и Южном полюсе.
Территории, которые расположены на востоке от Гринвичского меридиана называются областью восточных долгот, территории в западном направлении – область западных долгот.
ольшинство материков находится в области восточных долгот, исключением являются только два континента – Южная и Северная Америка. Точки, которые располагаются на меридианах, имеют одинаковую долготу, но разную широту.
1/ 180 часть меридиана является одним градусом широты. Средняя длина одного градуса широты становит примерно 111 км. Показатели восточной долготы считают положительными, показатели западной долготы – отрицательными.
Нужна помощь в учебе?
Предыдущая тема: Градусная сетка Земли: паралелли и меридианы
Следующая тема:   Строение Земли: форма и внутреннее строение Земли
Все неприличные комментарии будут удаляться.
www.nado5.ru
Урок в 6 классе на тему: Географическая широта
Тема: Географическая широта.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Цель: Формирование знаний о географической долготе и географических координатах.
Задачи:
образовательные: знакомить учащихся с понятием «географическая широта» и ее видами; получат представление о приемах определения географической широты; развивать навыки работы с картой, умение определять географическую широту объектов.
развивающие: развивать логическое мышление; развивать критическое мышление.
воспитательные: воспитывать внимание и точность при определении географической широты; воспитывать у учащихся умение слушать друг друга.
Содержание урока.
Организационный момент.Приветствие учащихся и учителя. Проверка готовности учащихся к уроку.
II.Проверка домашнего задания.
Вопросы:
Что такое градусная сеть?
Что такое параллель?
Какое направление имеет параллель?
Какую форму имеет на глобусе?
Как называется нулевая линия параллели?
Что такое меридиан?
Какое направление имеет?
Какова форма меридиана на глобусе?
Как называется нулевая линия меридиана?
III. Введение в тему урока.
Учитель: Ребята, наверно, каждый из вас играл в «морской бой» и знают, что все игровое поле разбито на 100 клеточек. При этом вертикальные ряды обозначены буквами, а горизонтальные цифрами. Что нужно сделать игроку, чтобы определить местонахождение корабля?
( Нужно найти точку пересечения горизонтальных линий и вертикальных, т. е координаты корабля.)
Учитель: Молодцы! А теперь посмотрите на карту полушарий и скажите:
какие линии заменят вам вертикальные ряды? (меридианы)
2. какие линии заменят вам горизонтальные ряды? (параллели)
Учитель: Хорошо. А теперь давайте представим, что каждый город, каждая гора на карте – это корабль и мы должны его найти. Что для этого нам надо знать?
IV. Изучение нового материала.
Определение темы и плана урока.
Учитель: Сегодня мы начинаем знакомство с географическими координатами и этот урок посвятим географической широте.
Мы узнаем что такое географическая широта и как правильно ее определять.
2. Знакомство с понятием «географическая широта».
Учитель: Карта – это многоэтажный дом. И каждая параллель живет на определенном этаже. Посмотрите на вертикальную рамку карты и перечислите номера этажей начиная от экватора.
Учитель: Перечисляя числа у каждой параллели, вы определяете ее географическую широту.
Географическая широта – это величина дуги меридиана от экватора до заданной точки.
3. Знакомство с видами географической широты.
Учитель: Посмотрите на рисунок и попробуйте определить широту точек А и Б. Какую широту имеет точка А? Какую широту имеет точка Б? Как же они расположены относительно друг друга?
Учитель: Молодцы! Действительно, все точки, расположенные к северу от экватора, имеют северную широту, а точки, расположенные к югу от экватора, имеют южную широту.
4. Определение географической широты.
Учитель: Однако не все географические объекты расположены на параллелях. Некоторые из них находятся между параллелями, что затрудняет определение географической широты. Как правильно определить географическую широту объекта? На этот вопрос мы найдем ответ в учебнике.
5. Выполнение заданий на определение географической широты.
Задания заранее записаны на развороте доски. Первое задание вместе с учителем выполняют все учащиеся. Остальные задания разные по степени сложности, поэтому каждая группа выполняет свое задание.
V. Итог урока
Учитель: Наш урок подходит к концу. В его завершении мне хотелось бы узнать, с чем же новым вы познакомились, чему научились?
VI. Домашнее задание.
Приветствует учащихся; перечисляет необходимые принадлежности на уроке.
Задает вопросы учащимся, следит за правильностью ответа и исправляет погрешности.
Знакомит учащихся с темой урока и планом ее изучения.
Дает определение географической широты.
Проводит подводящую беседу.
Первое задание выполняет вместе с учащимися, в ходе выполнения следующих заданий следит за правильностью их выполнения и исправляет допущенные ошибки.
Организует обратную связь с учащимися.
Записывает задание на доске.
Приветствуют учителя. Дежурные сообщают об отсутствующих. Проверяют наличие принадлежностей у себя на парте.
Отвечают на вопросы, показывают по настенной карте параллели и меридианы и их нулевые линии. Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы.
записывают определение в тетради.
Глядя на карту полушарий в атласах, определяют географическую широту каждой параллели.
Записывают определение в тетради.
Глядя на рисунок, делают вывод — несмотря на то, что точки расположены далеко друг от друга, они имеют одинаковую широту.
Основываясь на знания, полученные ранее на уроках географии, вспоминают о том, что экватор делит Землю на северное и южное полушария, значит, широта может быть северная и южная.
Ищут ответ в учебнике, читают, стараются запомнить. Выполняют первое задание вместе с учителем, а остальные самостоятельно по образцу.
Рассказывают о том, что нового узнали на уроке.
записывают задание в дневник.
На доске написаны задания:
Для ребят 1 группы. Расположите города России по порядку в направлении с севера на юг: Москва, Санкт – Петербург, Владивосток, Якутск, Мурманск, Магнитогорск.
Для ребят 2 группы. Рассмотрите, какие города расположены на:
500 с.ш.
350 с.ш.
600 с.ш.
Для ребят 3 группы. Определите географическую широту городов: Каир, Мехико, Пекин, Вашингтон, Лондон, Москва, Нью-Йорк, Якутск.
Листы с рисунками (формата А3)
infourok.ru
Урок по географии по теме «Географические координаты» (6-й класс)
Разделы: География
I. Учебно-методический комплекс урока.
- Алексеев А.И., Липкина Е.К., Николина В.В. Программы общеобразовательных учреждений. География 6-9, 10-11 классы., — М., Просвещение 2009.
- Учебник «География. Природа и люди» под редакцией Алексеева А.И., — М., Просвещение 2007.
- Николина В.В. География 6 кл. Методические рекомендации. – М., Просвещение 2007.
- Николина В.В. Мой тренажер. – М., Просвещение 2007.
- Гусева Е.Е. География 6 кл. «Конструктор» текущего контроля. – М., Просвещение 2008.
- Физическая карта полушарий, физическая карта России.
- Глобусы.
II. Цели урока:
а) образовательные: в результате урока учащиеся научатся определять географические координаты;
б) развивающие: развитие логического мышления – учащиеся научатся использовать знания в новой ситуации;
в) воспитательные:
- учащиеся раскроют значимость знаний о географических координатах для практической жизни людей;
- проявят уверенность в своих силах при определении географических координат;
- научатся аккуратно вести записи на контурной карте.
Задачи урока: в результате урока учащиеся научатся определять:
- географическую широту;
- географическую долготу;
- географические координаты.
III. Методы обучения:
-
По источнику знания:
а) словесные – рассказ учителя, беседа с учащимися о географической широте, географической долготе, географических координатах и их значении для практической жизни людей;
б) наглядные – работа с рисунками № 39, 40 в учебнике; с картами на доске, глобусом, контурной картой;
в) практические – выполнение заданий при формировании мотивации, умений определять географическую широту, географическую долготу, географические координаты. -
По характеру познавательной деятельности: частично-поисковый;
-
По степени самостоятельности:
а) с учителем при получении нового знания;
б) в паре при решении пробного упражнения;
в) самостоятельно при закреплении умения определять географические координаты.
IV. Формы обучения:
Практическая работа.
V. Формы организации работы в классе:
- индивидуальная, при проверке ранее полученных знаний;
- парная, при выполнении пробного упражнения;
- индивидуальная, при закреплении новых знаний и умений.
VI. Ход урока:
1 этап: Организационный момент.
1. Учащиеся стоят около парт. Учитель здоровается и сажает за парты.
2. Учитель: «На прошлом уроке мы с вами изучали тему «Градусная сеть». Узнали, что её составляют параллели и меридианы. В рабочей тетради записали число. Нарисовали квадрат размером 2см.× 2см. Поставили буквы и цифры. (Образец на доске; рис. 1). А сейчас мы с вами сыграем в игру «Морской бой»
а | б | в | г | |
1 | + | |||
2 | + | |||
3 | + | |||
4 | + |
Рис. 1 Поле для игры «Морской бой».
Учитель зачитывает вопросы, а учащиеся ставят плюсы в клетках.
Вопросы:
- Точка пересечения воображаемой оси вращения Земли с её поверхностью называется:
а) экватором;
б) параллелью;
в) полюсом;
г) меридианом. - Кратчайшая воображаемая линия, проведённая по поверхности Земли от одного полюса до другого называется:
а) экватором;
б) параллелью;
в) тропиком;
г) меридианом. - Направления запад → восток показывают:
а) параллели;
б) меридианы. - Расстояние от экватора до полюсов в градусной мере составляет:
а) 90°;
б) 360°;
в) 180°.
Учитель подводит итог. На доске написаны правильные ответы. Учащиеся сами контролируют себя. Когда вы играете в «Морской бой», то любая клетка на игровом поле имеет свой «адрес», т.е. цифру и букву. Можно ли определить «адрес» корабля на игровом поле, зная или только букву, или только цифру?
Учащиеся: Нет, нельзя, нужно называть и букву и цифру.
2. Основной этап. Введение нового материала.
Учитель: Любая точка на земном шаре имеет свой географический адрес. Этот адрес тоже состоит из двух частей – широты и долготы. Определить их нам позволяет градусная сеть. Широта показывает место точки на определённой параллели, а долгота – место этой точки на конкретном меридиане. Место их пересечения и есть нужный нам адрес – географические координаты.
Зная географические координаты, можно найти любой объект на карте и определить его положение к другим объектам. И наоборот, можно нанести новый объект на карту, определив его географические координаты с помощью приборов.
Уметь определять координаты по карте должен каждый человек. Для некоторых профессий это особенно важно, например, для штурманов и военных. Штурманы прокладывают путь корабля с помощью географических координат. Геологи, географы, геодезисты, находясь в экспедициях, определяют координаты исследуемых ими объектов. Иногда приходится искать в открытом океане терпящих кораблекрушение, а для этого необходимо знать место их нахождения. И наша с вами задача научиться определять географические координаты, т.е. географическую широту и географическую долготу.
Запишем тему урока в тетрадь.
«Географические координаты»
Решим задачу. «Потерпевший кораблекрушение герой романа Жуль Верна капитан Грант («Дети капитана Гранта») сумел добраться до острова Табор (37° ю.ш., 153° з.д.) Найдите этот остров на карте.»
Учащиеся открывают «Физическую карту полушарий» и пытаются выполнить задание, но у них ничего не получается, т.к. они не знают как определяется широта и долгота.
Учитель спрашивает: «-Почему вы не смогли определить место крушения?»
Учащиеся фиксируют свои затруднения (проговаривают вслух). «Мы не знаем, как определить географическую широту и географическую долготу, т.е. географические координаты»
Учитель: А что нужно сделать, для того чтобы определить координаты?
Учащиеся: Нужно научиться определять сначала географическую широту, а затем географическую долготу.
Учитель: Что значит определить географическую широту? Откройте учебник на странице 56 рис. 39. Найдите экватор – самую длинную параллель. Параллельно экватору на расстоянии 10° друг от друга проведены другие параллели до Северного и Южного полюсов. Широта отсчитывается от экватора. Все точки от экватора к северу будут иметь северную широту (с.ш.) а расположенные к югу от экватора – южную широту (ю.ш.). Так как наша страна находится к северу от экватора, то все географические объекты в нашей стране имеют северную широту. Запишем в тетрадь.
- Параллель 23,5° с.ш. – это Северный тропик;
- Параллель 23,5° ю.ш. – это Южный тропик;
- Параллель 66,5° с.ш. – Северный полярный круг;
- Параллель 66,5° ю.ш. – Южный полярный круг.
(Учащиеся по рисунку находят расположение, названных параллелей).
Учитель: Для всех точек, лежащих на одной и той же параллели, широта одинакова. Определим географическую широту г.Санкт-Петербурга. Для того чтобы правильно определить широту объекта воспользуемся алгоритмом «Шаг за шагом» на странице 58 учебника.
Учащиеся читают вслух.
Определяем географическую широту:
- Найти объект на карте.
- Определить, в каком полушарии, Северном или Южном, он находится.
- Определить широту параллели, на которой расположен объект.
(Учащиеся находят г. Санкт-Петербург; определяют, что он находится в северном полушарии, определяют широту параллели – 60° с.ш.)
Учитель: Запишем в тетради г.Санкт-Петербург – 60° с.ш. А как определить географическую широту точки, если она расположена между параллелями? Например г. Москва. Прочитаем алгоритм «Шаг за шагом».
Учащиеся читают.
Если объект расположен между параллелями, следует:
- Определить широту ближайшей к объекту параллели со стороны экватора (смотри выше шаги 1-3)
- Определить число градусов от этой параллели до объекта (Расстояние между параллелями на карте 10°, значит, 1° соответствует одна десятая часть этого расстояния)
- Прибавить получившееся число к широте найденной ближайшей параллели. Так, ближайшая к Москве параллель со стороны экватора – 50° с.ш. Расстояние от этой параллели до Москвы равно 6°. Мы уже знаем, что Москва расположена севернее параллели, проведенной через заданную точку.
Учитель: Используя «Физическую карту полушарий» в атласе, определите географическую широту городов Париж, Кейптаун.
Учащиеся самостоятельно определяют географическую широту этих точек и записывают в тетради:
- г. Париж – 48° с.ш.
- г. Кейптаун – 34° ю.ш.
Затем учитель вызывает ученика и тот записывает ответы на доске. Проверяется правильность определения географической широты
Учитель: По «Физической карте России» определите географическую широту мыса Челюскин.
Ученик у доски определяет и записывает м.Челюскин – 77°с.ш.
Вывод: Определить географическую широту точки это значит найти параллель, на которой она расположена.
Учитель: Вернёмся к нашему герою капитану Гранту. Он сумел добраться до о.Табор (37° ю.ш. и 153° з.д.). Нашли эту точку на «Физической карте полушарий» (учащиеся находят нужную параллель, а вот с определением долготы у них возникают затруднения, эти затруднения учащиеся проговаривают вслух)
Ученик: Мы не знаем, как определяется географическая долгота. Проектируем план действий.
- Послушать учителя по данному вопросу.
- Проработать алгоритм «Шаг за шагом»
Учитель: Что значит определить географическую долготу?
Работа с рис. 40 стр. 57 учебника.
Меридианы называют линиями долготы. На меридиане все точки имеют одинаковую долготу. Для того чтобы узнать долготу заданной точки, нужно найти меридиан, на котором она расположена.
Вы уже знаете, что нулевым является Гринвичский меридиан. Его долгота 0°. От Гринвичского меридиана и начинаем отсчет в градусах, следуя строго вдоль параллели на запад или на восток. К западу от нулевого меридиана все точки имеют западную долготу (з.д.), к востоку – восточную долготу (в.д.). Западная и восточная долгота измеряются от 0° до 180°. Россия располагается в обоих полушариях – Восточном и Западном, поскольку территорию нашей страны пересекает 180-й меридиан.
Запишем в словарь определение понятия «географическая долгота». Географическая долгота – это расстояние в градусах от нулевого меридиана до меридиана, проведённого через заданную точку.
Прочитаем алгоритм «Шаг за шагом» на стр.58 учебника «Определяем географическую долготу»
Ученик: Определим долготу г.Санкт-Петербурга. Чтобы определить долготу объекта, необходимо:
- Найти объект на карте.
- Определить, в каком полушарии, Западном или Восточном, он находится.
- Определить долготу меридиана, на котором расположен объект. Так, Санкт-Петербург находится на меридиане, удалённом на 30° к востоку от начального (нулевого) меридиана, его долгота 30° в.д. (смотри рис.40 в учебнике).
Учащиеся работают с рисунком 40 учебника.
Учитель: А что необходимо сделать, чтобы определить географическую долготу объекта, если он находится между меридианами? Читаем дальше алгоритм «Шаг за шагом».
Ученик: Если объект располагается между меридианами, следует:
- Определить долготу ближайшего к объекту меридиана со стороны нулевого (Гринвичского) меридиана (шаги 1-3).
- Определить количество градусов от этого меридиана до этого объекта. (Учтите, что расстояние между меридианами на карте, как и между параллелями 10°).
- Прибавить получившееся число к долготе найденного ближайшего меридиана. Так, ближайший к Москве меридиан со стороны нулевого меридиана – 30° в.д. Расстояние от этого меридиана до Москвы 7,5°. Москва находится к востоку от меридиана 30° в.д., значит, её долгота 30°+7,5°=37,5° в.д.
Учитель: Запишем в тетради географическую долготу г.Санкт-Петербурга и г. Москвы.
Учащиеся дописывают к г.Санкт-Петербургу и г. Москве географическую долготу.
Учитель: Таким образом, мы установили географические координаты (географическую широту и географическую долготу) г. Санкт-Петербурга и г. Москвы. Запишем в словарь определение понятия «географические координаты». А теперь самостоятельно по «Физической карте полушарий» определите географическую долготу г. Париж и г. Кейптаун.
Учащиеся определяют географическую долготу этих городов, записывают в тетради и называют географические координаты этих точек:
- город Париж – 48° с.ш., 2° в.д.
- город Кейптаун – 34° ю.ш., 18° в.д.
Учитель: По «Физической карте России» определите географическую долготу мыса Челюскин и запишите полученный результат в тетради. Зачитайте полученные координаты (мыс Челюскин 77° с.ш., 104° в.д.).
Учащиеся определяют географические координаты мыса Челюскин.
Вывод: Определить географическую долготу точки – это значит найти меридиан, на котором она расположена.
Учитель: А теперь мы уже можем определить, где же наш герой капитан Грант потерпел кораблекрушение.
Учащиеся: На «Физической карте полушарий» определяют место кораблекрушения (о.Табор – 37° ю.ш., 153° в.д.)
Учитель: Вы научились определять географические координаты точек и по заданным координатам находить местоположение объекта.
3. Закрепление.
Учитель: Используя «Физическую карту полушарий», выполним задания.
- 10 января 1821 года русская экспедиция на судах «Восток» и «Мирный» открыла остров. Его координаты: 69° ю.ш. и 91°з.д. Что это за остров?
Учащиеся определяют, что это за остров Петра I (трое учащихся определяют точку на глобусах).
- Шхуна «Пилигрим» (Ж.Верн «Пятнадцатилетний капитан») находилась на 44° ю.ш. и 165° долготы к западу или востоку от линии Гринвича. В каком океане?
Учащиеся определяют, что шхуна находилась в точке с координатами 44° ю.ш. и 165°з.д. (т.к. 44°ю.ш. и 165°в.д. находятся острова Новая Зеландия)
- Учитель: Выполним задания на контурной карте.
- В 1911 году группа норвежцев под командованием Руаля Амундсена достигла Южного полюса. Началось их путешествие в Китовой бухте (78°ю.ш., 165°з.д.). Отметьте на карте их маршрут и укажите направление движения.
- Задание повышенной сложности.
В 1937 году В.П. Чкалов совершил беспосадочный перелёт по маршруту Москва — Северный полюс – Северная Америка (точка приземления – 49°с.ш., 123°з.д.). Обозначьте на карте маршрут перелёта, укажите его направление, координаты основных пунктов.
Учащиеся самостоятельно выполняют задания на контурной карте. Затем проводят взаимоконтроль.
Далее учитель показывает на карте полушарий образец выполненной работы (на «Физической карте полушарий» стрелками на магнитах показан маршрут движения Руаля Амундсена (стрелки синего цвета) и В.П. Чкалова (стрелки красного цвета)).
4. Задание на дом.
- Изучить §10.
- Ответить устно на вопросы 2, 3.
- В тетради «Мой тренажер» задание №26(1), №30, №32, №31 (усложнённое) (по выбору учащихся).
Литература
- Николина В.В. География 6 класс. Методические разработки. – М., Просвещение, 2007.
- Никитина И.А. Поурочные разработки по географии. Физическая география 6 класс. – М., Вако, 2005.
- Морозова Л.П. Занимательные материалы по географии 6 класс. – Волгоград, Издательский торговый дом «Корифей», 2007.
5.02.2010
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai