Синтаксическая роль частей речи
Предложение является одной из основных единиц синтаксиса. Оно представляет собой законченную мысль и может состоять из одного и более слов. С грамматической точки зрения в предложении есть члены – главные (подлежащее и сказуемое), а также второстепенные (это определения, дополнения, обстоятельства). Какова же синтаксическая роль той или иной части речи в предложении? С этим вопросом постараемся разобраться ниже: мы будем рассматривать только самостоятельные части речи.
Синтаксическая роль существительного
Как правило, имя существительное выступает в роли главного члена предложения или дополнения. Но особенность этой части речи в том, что она может стать любым членом предложения. В своей основной роли существительные могут определяться, например, прилагательными, местоимениями, причастиями, порядковыми числительными с согласованием в таких категориях, как род, число и падеж. Также существительное может составлять синтаксические конструкции с глаголами, наречиями и предикативными словами.
Синтаксическая роль имя прилагательного
Наиболее частая роль прилагательного в предложении – согласованное определение, но она не единственная. Имя прилагательное также может выступать в качестве подлежащего или именной части составного сказуемого. Для прилагательных в краткой форме характерно выступать только в роли сказуемого.
Синтаксическая роль наречия
Обычной ролью наречия является обстоятельство – образа действия, времени, места, причины, цели, меры и степени. Однако иногда оно может быть сказуемым. Есть также отдельная группа наречий, которые в предложении играют роль союзных слов.
Синтаксическая роль глагола
Глагол обычно выступает в роли сказуемого. Инфинитив (если не помните — это неопределенная форма глагола) также может входить в составное сказуемое, либо представлять собой подлежащее, дополнение, определение, обстоятельство.
Синтаксическая роль причастия
Причастие обладает теми же грамматическими свойствами, что и прилагательное, поэтому в предложении нередко выступает в качестве согласованного определения. Однако его родство с глаголом также позволяет причастию в некоторых случаях быть именной частью составного сказуемого, но это характерно только для кратких форм. Кроме того, причастие с зависимыми словами образует так называемый причастный оборот, который, являясь неделимой конструкцией, может быть практически любым второстепенным членом.
Синтаксическая роль деепричастия
Деепричастие в предложении выступает только обстоятельством. Однако в составе деепричастного оборота оно может стать другим второстепенным членом предложения, но важно помнить о том, что оборот рассматривается как единое целое.
Синтаксическая роль местоимения
Роль местоимения напрямую зависит от того, к какому разряду оно принадлежит. Так как многообразие местоимений дает им широкие возможности, они могут выступать в качестве подлежащего, сказуемого, определения и дополнения – в зависимости от контекста.
Синтаксическая роль числительного
Числительные в предложении могут быть как подлежащим и сказуемым, так и определением или обстоятельством времени. Как видим, ничего сложного.
fb.ru
Глава 7. Морфология. Имя существительное
В данной главе:
§1. Общая характеристика имени существительного
Имя существительное – это самостоятельная знаменательная часть речи.
1. Грамматическое значение – «предмет».
К существительным относятся слова, отвечающие на вопросы:
Кто? , Что?
2. Морфологические признаки:
- постоянные – нарицательные/собственные, одушевлённые/неодушевлённые, род, тип склонения;
- изменяемые – число, падеж.
3. Синтаксическая роль в предложении любая, особенно частотно: подлежащее и дополнение.
Ребята любят каникулы.
В качестве обращения и вводных слов существительное членом предложения не является:
– Cергей! — зовёт меня мама со двора.
(Сергей – обращение)
К сожалению, пора идти делать уроки.
(К сожалению – вводное слово)
§2. Морфологические признаки существительных
У существительных есть набор морфологических признаков. Одни из них постоянные (или неизменяемые). Другие, наоборот, непостоянные (или изменяемые). Неизменяемые признаки относятся ко всему слову в целом, а изменяемые к формам слова. Так существительное Наталья — одушевлённое, собственное, ж.р., 1 скл. В какой форме оно бы ни стояло, эти признаки будут сохраняться. Существительное Наталья может быть в форме ед. и мн. числа, в разных падежах. Число и падеж — это непостоянные признаки существительных. На иллюстрации линии из точек ведут к таким непостоянным или изменяемым морфологическим признакам. Необходимо научиться различать, какие признаки постоянные, а какие непостоянные.
§3. Нарицательные – собственные имена существительные
Это разделение существительных по особенностям значения. Нарицательные имена существительные обозначают однородные предметы, т.е. любой предмет из их ряда, а собственные имена существительные называют отдельный конкретный предмет.
- ребёнок, страна, река, озеро, сказка, репка – нарицательные
- Алексей, Россия, Волга, Байкал, «Репка» — собственные
Нарицательные существительные разнообразны. Их разряды по значению:
- конкретные: стол, компьютер, документ, мышь, тетрадь, удочка
- абстрактные (отвлечённые): удивление, радость, страх, счастье, чудо
- вещественные: железо, золото, вода, кислород, молоко, кофе
- собирательные: молодёжь, листва, дворянство, зритель
К собственным именам существительным относятся имена людей, клички животных, географические названия, названия произведений литературы и искусства и т.п: Александр, Сашка, Сашенька, Жучка, Обь, Урал, «Подросток», «Колобок» и т.п.
§4. Одушевлённость — неодушевлённость
Одушевлённые имена существительные называют «живые» предметы, а неодушевлённые – не «живые».
- Одушевлённые: мать, отец, ребёнок, собака, муравей, Колобок (герой сказки, действующий как живое лицо)
- Неодушевлённые: апельсин, океан, война, сирень, программа, игрушка, восторг, смех
Для морфологии важно, что
- во множественном числе у одушевлённых имён существительных форма вин. пад. совпадает с формой род. пад.:
Около школы я увидела знакомых девочек и мальчиков (вин. пад. = род. пад.), а у неодушевлённых имён существительных форма вин. пад. совпадает с формой им. пад.: Я люблю книги и фильмы (вин. пад. = им. пад.) - в единственном числе у одушевлённых имён существительных мужского рода форма вин. пад. совпадает с формой род. пад.:
Лиса увидела Колобка (вин. пад. = род. пад.), а у неодушевлённых имён существительных мужского рода форма вин. пад. совпадает с формой им. пад.: Я испекла колобок (вин. пад. = им. пад.)
У остальных существительных формы им., вин. и род. падежей различаются.
Значит, признак одушевлённости-неодушевлённости можно определить не только исходя из значения, но и по набору окончаний слова.
§5. Род
Род у существительных – это постоянный морфологический признак. Существительные не изменяются по родам.
В русском языке три рода: мужской, женский и средний. Наборы окончаний у существительных разных родов различаются.
У одушевлённых существительных отнесённость к мужскому или женскому роду мотивируется половой принадлежностью, поскольку слова обозначают лиц мужского или женского пола: отец – мать , брат – сестра, муж — жена, мужчина – женщина, юноша – девушка и т.д. Грамматический признак рода соотносится с полом.
У неодушевлённых существительных принадлежность слова к одному из трёх родов не мотивируется. Слова океан , море, река, озеро, пруд – разного рода, и род не определяется значением слов.
Морфологическим показателем рода являются окончания.
Если у слова окончания:
а, у или а, ом, е в единственном числе и ы, ов, ам, ы или ов, ами, ах во множественном числе, то это существительное мужского рода
а, ы, е, у, ой, е в единственном числе и ы, ам или ы, ами, ах во множественном числе, то это существительное женского рода
о, а, у, о, ом, е в единственном числе и а, ам, а, ами, ах во множественном числе, то существительное среднего рода.
Все ли существительные относятся к одному из трёх родов?
Нет. Есть немногочисленная группа удивительных существительных. Они интересны тем, что могут относиться к лицам как мужского, так и женского пола. Это слова: умница, обжора, соня, жадина, плакса, невежа, невежда, злюка, задира, неряха, злюка, растяпа, копуша, сорвиголова и т.п. Форма таких слов совпадает с формой слов женского рода: набор окончаний у них одинаковый. А вот синтаксическая сочетаемость разная.
Она такая умница! И: Он такой умница! Значение пола одушевлённого лица можно узнать по форме местоимения (как в нашем примере) или прилагательного, или глагола в прошедшем времени: Соня проснулся. И: Соня проснулась. Такие существительные называются существительными общего рода.
К существительным общего рода не относятся слова, называющие профессии. Возможно, вы уже знаете, что многие из них – это существительные мужского рода: врач, водитель, инженер, экономист, геолог, филолог и т.п. Но обозначать они могут как лица мужского, так и женского пола. Моя мать – хороший врач. Мой отец – хороший врач. Даже если слово называет лицо женского пола, то прилагательные и глаголы в прошедшем времени могут употребляться и в мужском, и в женском роде: Врач пришёл.
Как определить род у неизменяемых слов?
В языке есть неизменяемые существительные. Все они заимствованы из других языков. В русском языке у них есть род. Как определить род? Это несложно, если понять, что обозначает слово. Обратимся к примерам:
Месьё – мадам – у слов, обозначающих одушевлённое лицо, род соответствует полу.
Кенгуру, шимпанзе – слова, называющие животных, мужского рода.
Тбилиси, Сухуми – слова — названия городов – мужского рода.
Конго, Зимбабве – слова — названия государств – среднего рода.
Миссисипи, Янцзы – слова — названия рек – женского рода.
Пальто, кашне – слова, обозначающие неодушевлённые предметы, чаще бывают среднего рода.
Есть ли исключения? Есть. Поэтому рекомендуется внимательно относиться к неизменяемым словам и запоминать, как они употребляются. Род выражается не окончанием (окончаний у несклоняемых слов нет), а формой других слов, которые связаны с неизменяемым существительным по смыслу и грамматически. Это могут быть прилагательные, местоимения или глаголов в прошедшем времени. Например:
Миссисипи широка и полноводна.
Краткие прилагательные в форме ж.р. свидетельствуют о том, что слово Миссисипи ж.р.
§6. Склонение
Склонение – это тип изменения слов. Существительные изменяются по числам и падежам. Число и падеж – это изменяемые морфологические признаки. В зависимости от того, какие формы есть у слова в разных числах и падежах, по совокупности всех возможных форм, существительные относятся к одному из склонений.
Склонений у существительных три: 1-е, 2-е и 3-е. Подавляющее большинство русских существительных – это существительные 1-го, 2-го или 3-его склонения. Вид склонения – это постоянный, неизменяемый морфологический признак существительных.
К 1-му склонению относятся слова женского и мужского рода с окончаниями а, я в начальной форме.
Примеры: мама, папа, дедушка, вода, земля, Анна, Аня, лекция — окончание [а].
Ко 2-му склонению относятся слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями о, е в начальной форме.
Примеры: отец, брат, дом, Александр, море, озеро, здание — окончание [э], гений , Алексей .
К 3-му склонению относятся слова женского рода с нулевым окончанием в начальной форме.
Примеры: мать, мышь, ночь, новость, рожь, ложь.
Начальная форма – это та форма слова, в которой оно обычно фиксируется словарями. У существительных это форма именительного падежа единственного числа.
Обратите внимание на слова, традиционно называемые существительными на ия, ие, ий: лекция, здание, гений.
Как правильно обозначить окончания в таких словах?
Вы помните, что буквы я и е, которые пишутся на конце таких существительных женского и среднего рода после гласных, а буква и — гласная, обозначают два звука? Лекция – [ий’а], здание – [ий’э], причем звук [й’] – это последний согласный основы. Значит, в словах типа лекция окончание [а], в словах типа здание – [э], а в словах типа гений – нулевое окончание.
Поэтому существительные женского рода: лекция, станция, демонстрация относятся к 1-му склонению, а мужского: гений и среднего: здание – ко 2-му.
Комментария требует и ещё одна группа слов. Это так называемые существительные среднего рода на мя, слова путь и дитя. Это разносклоняемые существительные.
Разносклоняемые существительные
Таких слов мало. Все они очень древние. Некоторые из них частотны в сегодняшней речи.
Список существительных на мя: стремя, племя, семя, бремя, вымя, темя, время, имя, пламя, знамя.
Об их правописании см. Вся орфография. Правописание существительных
§7. Число
Число — это морфологический признак, изменяемый для одних существительных и неизменяемый, постоянный у других.
Подавляющее количество русских существительных изменяются по числам. Например: дом – дома, девочка – девочки, слон – слоны, ночь – ночи. Существительные, изменяющиеся по числам, имеют формы и единственного, и множественного числа и соответствующие этим формам окончания. У ряда существительных формы единственного и множественного числа различаются не только окончаниями, но и основой. Например: человек – люди, ребёнок – дети, котёнок – котята.
Ме´ньшая часть русских существительных не изменяется по числам, а имеет форму только одного числа: или единственного, или множественного.
Существительные, имеющие форму единственного числа:
- собирательные: дворянство, ребятня
- вещественные: золото, молоко, простокваша
- абстрактные (или отвлечённые): жадность, злость, добро
- некоторые собственные, а именно: географические названия: Россия, Суздаль, Петербург
Существительные, имеющие форму множественного числа:
- собирательные: всходы
- вещественные: сливки, щи
- абстрактные (или отвлечённые): хлопоты, выборы, сумерки
- некоторые собственные, а именно географические названия: Карпаты, Гималаи
- некоторые конкретные (предметные), часы, сани, а также группа существительных, обозначающих предметы, которые состоят из двух частей: лыжи, коньки, очки, ворота
Запомни:
Большинство предметов, обозначаемых существительными, имеющими только форму единственного или множественного лица, не поддаются счёту.
У таких существительных число – неизменяемый морфологический признак.
§8. Падеж
Падеж – это непостоянный, изменяемый морфологический признак имён существительных. Падежей в русском языке шесть:
- Именительный
- Родительный
- Дательный
- Винительный
- Творительный
- Предложный
Нужно твёрдо знать падежные вопросы, с помощью которых определяется, в форме какого падежа стоит существительное. Поскольку, как вы знаете, имена существительные бывают одушевлёнными и неодушевлёнными, к каждому падежу есть два вопроса:
- И.п. – кто?, что?
- Р.п. – кого?, чего?
- Д.п. – кому?, чему?
- В.п. – кого?, что?
- Т.п. – кем?, чем?
- П.п. – (о) ком?, (о) чём?
Вы видите, что для одушевлённых существительных совпадают вопросы вин.п. и род. п., а для неодушевлённых – им. п. и вин. п.
Чтобы не ошибиться и правильно определить падеж, всегда используйте оба вопроса.
Например: Я вижу старый парк, тенистую аллею и идущих по ней девушку и молодого человека.
Вижу (кого?, что?) парк (вин. п.), аллею (вин. п.), девушку (вин. п.), человека (вин. п.).
Все ли существительные изменяются по падежам?
Нет, не все. Не изменяются существительные, которые так и называются: неизменяемые.
Какаду(1) сидит в клетке в магазине. Я подхожу к какаду(2). Это большой красивый попугай. Я смотрю на какаду(3) с интересом и думаю: -Что я знаю о какаду(4)? У меня нет какаду(5). С какаду(6) интересно.
Слово какаду встретилось в данном контексте 6 раз:
- (1) кто?, что? — какаду – И.п.
- (2) подхожу (к) кому?, чему? – (к) какаду – Д.п.
- (3) смотрю (на) кого?, что? – (на) какаду – В.п.
- (4) знаю (о) ком?, чём? – (о) какаду – П.п.
- (5) нет кого?, чего? – какаду – Р.п.
- (6) интересно (с) кем?, чем? – (c какаду) — Т.п.
В разных падежах форма у неизменяемых существительных одинаковая. Но падеж определяется легко. В этом помогают падежные вопросы, а также другие члены предложения. Если у такого существительного есть определение, выраженное прилагательным, местоимением, числительным или причастием, т.е. словом, изменяющимся по падежам, то оно будет в форме того же падежа, что и само неизменяемое существительное.
Пример: Сколько можно говорить об этом какаду? — (о) ком?. чём? — П.п.
§9. Синтаксическая роль существительных в предложении
Мать сидит у окна. Она листает журнал, рассматривает фотографии людей и природы. Моя мать – учитель географии. «Мама», — зову её я.
Мать — подлежащее
У окна – обстоятельство
Журнал — дополнение
Фотографии — дополнение
Людей — определение
Природы — определение
Мать — подлежащее
Учитель — сказуемое
Географии — определение
Мама – обращения, как и вводные слова, предлоги, союзы, частицы членами предложения не являются.
Проба сил
Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.
Итоговый тест
-
Какие существительные обозначают отдельные конкретные предметы, а не группы однородных предметов?
- Имена собственные
- Имена нарицательные
-
Существительные какой группы разнообразнее по значению?
- Имена собственные
- Имена нарицательные
-
Выражается ли одушевлённость-неодушевлённость грамматически: набором окончаний?
-
Как можно узнать род существительного?
- По значению
- По сочетаемости с другими словами (прилагательными, местоимениями, глаголами прошедшего времени) и по окончаниям
-
Как называются существительные, имеющие окончания, свойственные разным склонениям?
- Несклоняемые
- Разносклоняемые
-
Каким признаком является число у существительных добро, зло, зависть?
- Постоянным (неизменяемым)
- Непостоянным (изменяемым)
-
Какие вопросы нужно задать, чтобы определить падеж существительного?
- Кто?
- Что?
- Кто? Что?
-
Определите падеж существительного какаду в предложении: Сколько можно говорить об этом какаду?
-
Любым ли членом предложения может быть существительное?
-
Являются ли членами предложения существительные, выступающие в роли обращения?
Правильные ответы:
- Имена собственные
- Имена нарицательные
- Да
- По сочетаемости с другими словами (прилагательными, местоимениями, глаголами прошедшего времени) и по окончаниям
- Разносклоняемые
- Постоянным (неизменяемым)
- Кто? Что?
- П.п.
- Да
- Нет
Смотрите также
— Понравилась статья?:)Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
russkiy-na-5.ru
Какова роль существительного в предложении?
Имя существительное является одной из наиболее используемых частей речи в русском языке.
В предложении оно может выполнять любую синтаксическую роль.
Постараюсь перечислить возможные варианты.
Подлежащее
1) В назывных односоставных предложениях существительное непосредственно указывает на существование какого-либо объекта / предмета / явления.
Например:
Осень.
Жёлтые листья.
2) В двусоставных предложениях существительное указывает на лицо, осуществляющее определённое действие.
Например:
Осень (что сделала?) наступила.
Птицы (что делают?) улетают в тёплые края.
Сказумое
В частности, именная часть составного глагольного сказуемого:
Она доктор. (сказумое — доктор).
Он умер героем. (сказуемое — умер героем, «героем» — часть сказуемого).
Определение
Здесь речь идёт о несогласованном определении, когда определяемое и зависимое слово не согласуются между собой в роде, падеже, числе.
Например:
Мебель из дуба. (несогласованное определение — из дуба).
Она надела юбку в клетку. (несогласованное определение — в клетку).
Приложение
Пример согласованного приложения, выраженного существительным:
Он встречается с девушкой-студенткой. (приложение — студенткой).
Пример несогласованного приложения, выраженного существительным:
Мы купили эту люстру в магазине «Луч». (приложение — Луч).
Пример обособленного приложения, выраженного существительным с зависимыми словами:
Он познакомил меня с Марьей Петровной, очень доброй женщиной. (приложение — очень доброй женщиной)
Дополнение
Имя существительное может быть:
1) Прямым дополнением (нет предлога, сущ. в форме родительного / винительного падежа, зависит от переходного глагола).
Например:
Почтальон принёс письмо. (прямое дополнение — письмо).
2) Косвенным дополнением (нет признаков прямого дополнения).
Например:
Он слишком сильно зацикливается на мелочах. (косвенное дополнение — на мелочах).
Обстоятельство
Вот примеры различных видов обстоятельств, выраженных существительным с предлогом (за исключением обстоятельства сравнения — сравнительным союз + сущ.):
Нашёл (где?) в лесу. — обстоятельство места.
Она не успеет сделать это (до каких пор?) до завтра. — обстоятельство времени.
Занятия отменили (почему?) из-за морозов. — обстоятельство причины.
Сказал (как?) с сожалением. — обстоятельство образа действия.
Силён (как?) как бык — обстоятельство сравнения.
Соревнования могут отменить (при каком условии?) в случае дождя. — обстоятельство условия.
У нас получилось это сделать (несмотря на что?) несмотря на трудности. — обстоятельство уступки.
Я купил это (зачем?) для развлечения. — обстоятельство цели.
www.bolshoyvopros.ru
Что такое синтаксическая роль в предложении
Выполнить синтаксический разбор предложения означает определить синтаксическую роль (синтаксическую функцию) каждого члена предложения. Что такое синтаксическая роль? Под синтаксической функцией (ролью) в предложении следует понимать то, как слово, данное в определенном контексте (в предложении), взаимодействует с другими словами. В зависимости от того, как в предложении слово ведет себя по отношению к другим словам, выделяют главные (подлежащее, сказуемое) и второстепенные (определение, дополнение и обстоятельство) члены предложения.
Особенности синтаксической роли
Каждой самостоятельной части речи отведена определенная синтаксическая роль в предложении. Например, имя существительное традиционно выступает в роли подлежащего (Кот запрыгнул на стол). Но при разборе предложения следует помнить о том, что свойственная определенной части речи синтаксическая роль слова может быть иной в конкретном предложении.
Правила определения синтаксической роли
Синтаксическую роль необходимо определять по смысловому вопросу, задаваемому к слову. Для наглядности представим это в таблице.
Синтаксическая роль | Смысловой вопрос | Часть речи | Пример |
Определение | Какой? | Прилагательное, причастие | Рыжий |
Подлежащее | Кто? Что? | Существительное | кот |
Обстоятельство | Как? | Наречие | вальяжно |
Сказуемое | Что сделал? | Глагол | расположился |
Дополнение | Вопросы косвенных падежей | Имя существительное во всех падежах, за исключением именительного падежа | на диване. |
Трудности определения синтаксической роли
Ответ на вопрос о том, что такое синтаксическая роль, не дает в полной мере ответа, как ее нужно определять. Для определения синтаксической позиции слова необходимо поставить соответствующий вопрос к этому слову. Рассмотрим предложение: «Лисица юркнула в нору». Смысловым вопросом, который задаем к слову является вопрос «где?». Обращаем внимание на окончание слова. Здесь окончание -у. Из этого следует, что имя существительное «нору» выполняет синтаксическую роль обстоятельства.
Иногда к одному и тому же слову можно задать два вопроса. Например, в предложении «Лисица скрылась в норе» к имени существительному «в норе» задаем два вопроса: «где?» в «чем?». Из этого следует, что слово «нора» можно подчеркнуть и как обстоятельство, и как дополнение. Но это не совсем верно. Что такое синтаксическая роль для слова в данном примере? Так же как и в предыдущем примере, необходимо обратить внимание на окончание слова. Так, «в норе» имеет окончание -е, из этого следует, что «в норе» является дополнением.
(Примеры взяты из учебника «Современный русский язык» под редакцией Рахмановой Л.И., Суздальцевой В.Н. Параграф «Варианты падежных окончаний существительных разных склонений в единственном числе»).
Часто при синтаксическом разборе возникают трудности в определении синтаксической роли глагольных форм, поэтому подробнее остановимся на этих случаях.
Синтаксическая роль глагола
Традиционной синтаксической позицией глагола в предложении является роль сказуемого. Следует отметить, что речь идет о спрягаемых формах глагола. Например, в предложении «Он вышел из дома» спрягаемая форма глагола «выйти» в изъявительном наклонении, прошедшего времени, единственного числа, мужского рода является сказуемым.
Синтаксическую роль неспрягаемой формы глагола (инфинитива), а также особых форм глагола (причастия и деепричастия) рассмотрим ниже.
Синтаксическая роль инфинитива
Инфинитив (или неопределенная форма глагола) является неспрягаемой формой глагола. Считается, что он также способен выполнять в предложении роль исключительно сказуемого. Но это не верно!
Что такое синтаксическая роль в предложении для такой формы, как инфинитив? Он может выступать в паре со спрягаемым глаголом как составное глагольное сказуемое, например: «Саша хочет почитать», в роли простого глагольного сказуемого в двусоставном предложении, например: «Пашню пахать – не руками махать», а также в качестве главного члена односоставного предложения.
Функции инфинитива в предложении этим не ограничиваются. Также он может выступать в качестве подлежащего: «Почитать хорошую книгу – это большое удовольствие».
В функции второстепенных членов:
- Дополнения (Маша разрешила Саше почитать).
- Определения (Его любимое занятие вечером, а иногда и перед сном почитать хорошую книгу).
- Обстоятельства (Маша принесла Саше почитать книгу).
Таким образом, роль инфинитива в предложении не ограничивается только сказуемым, как у спрягаемых форм глагола. Инфинитив обладает способностью быть употребленным в значении любого члена предложения, то есть может выполнять функции как главных членов предложения, так и второстепенных.
Правила определения синтаксической функции инфинитива
Для того чтобы их избежать трудностей при определении синтаксической функции инфинитива, необходимо запомнить несколько правил:
1. Наличие связки ЭТО при одном из главных членов указывает на то, что перед нами сказуемое, а инфинитив – подлежащее.
2. Необходимо при определении главных членов обращать внимание на порядок слов.
3. Порядок слов играет важную роль при сочетании инфинитива со словами на –О:
а) если в предложении на первом месте стоит инфинитив, а далее следует слово на –О, перед это двусоставное предложение, где инфинитив является подлежащим;
б) если на первом месте в предложении стоит слово на –О, а далее следует инфинитив, то предложение является безличным;
в) если при инфинитиве присутствуют слова категории состояния, то, независимо от порядка слов, это безличное предложение.
4. Инфинитив может выступать в роли простого глагольного сказуемого.
5. Инфинитив, образовывая со спрягаемым глаголом составное глагольное сказуемое, передает основное лексическое значение, а другой глагол, являясь вспомогательной частью — грамматическое значение (наклонение, время, лицо, число или род).
6. Сочетание спрягаемого глагола и инфинитива образует в предложении составное глагольное сказуемое при условии, если действие совершает один и тот же субъект. В противном случае, инфинитив в предложении выполняет роль дополнения.
7. Также инфинитив может выступать в роли несогласованного определения или обстоятельства цели.
Синтаксические особенности причастия
Причастие является особой спрягаемой формой глагола. Ее особенность состоит в совмещении грамматических признаков двух частей речи.
Причастие обозначает действие, состояние, признак лица или предмета и сочетает признаки глагола и прилагательного.
К глагольным признакам относятся: переходность/непереходность, возвратность/невозвратность, вид, залог и время; управление, свойственное исходному глаголу, и сочетаемость с наречием. Являясь особой формой, причастие лишено категории наклонения и лица. Как и прилагательное, причастие изменяется по родам, числам, падежам.
В предложении имеет ту же синтаксическую роль, что и прилагательное, то есть причастие может выполнять роль как определения, так и быть именной частью составного сказуемого. Например: «Компания сотового оператора предлагает своим клиентам выгодные условия: все исходящие звонки в роуминге бесплатны». Исходящие — это причастие, синтаксическая роль (какие?) — определение.
Синтаксические особенности деепричастия
Деепричастие – особая неспрягаемая форма глагола, обозначающая действие, сопутствующее другому действию, которое названо в том же предложении спрягаемой формой глагола и сочетающая признаки глагола и наречия.
К глагольным признакам относятся: частеречное значение действия, вид, залог и управление, свойственное исходному глаголу. Как и наречие, деепричастие не изменяется по наклонениям, временам, лицам и числам.
В предложении выполняет ту же роль, что и наречие, то есть выступает в роли обстоятельства. Например: «Юная влюбленная, не касаясь перил, сбежала вниз по ступеням». Не касаясь — это деепричастие, синтаксическая роль (как?) — обстоятельство.
www.syl.ru
Конспект урока «Синтаксическая роль имён существительных. Имя существительное как член предложения»
Тема. Синтаксическая роль имён существительных.
Имя существительное как член предложения. (§ 60).
Цели урока:
Обучающие:
— развивать умение правильно ставить вопрос к имени существительному в предложении и
определять синтаксическую роль слов этой части речи, повторить правописание безударных
гласных проверяемых ударением, правописание согласных в приставках, в корнях.
Развивающие:
— сформировать умение правильно употреблять имя существительное в речи, умение выделять
общие и существенные признаки, способствовать развитию у школьников речи, мышления,
памяти.
Воспитательные:
— воспитывать интерес к русскому языку, воспитывать толерантность, чувство взаимопомощи.
Оборудование: учебники, тетради, опорный материал, карточки – подсказки разных уровней
сложности, компьютерная презентация, словарик.
Орг. момент.
Учащиеся сидят группами, по 5-6 человек в каждой. Таким образом, в классе получилось 5 столов
– групп.
Тип урока: проблемный постановочный
Ход урока:
Речь учителя.
— Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть на занятиях. У вас на партах карточки настроения,
покажите какое у вас настроение.
Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. А с теми, у кого оно плохое, мы попытаемся
поделиться своим хорошим настроением.
Сегодня у нас необычный урок. Нам предстоит решить проблему, которая касается темы нашего
урока. Давайте оформим тетради и приступим к работе (число, классная работа). На следующей
строке мы должны записать тему урока. А чтобы справиться с этой задачей, давайте вспомним,
что мы делали на предыдущих уроках по имени существительному? (выясняли грамматическое
значение и морфологические признаки существительного)
Что мы ещё не повторили? (Синтаксическую роль имени существительного)
Это и есть тема нашего урока. Запишите её.
Отгадайте загадку:
uchitelya.com
Урок русского языка в 5 классе по теме » Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль существительных в предложении»
Урок русского языка в 5 классе.
Тема: Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении
Цель: повторить изученное о морфологических признаках имени существительного, его роли в предложении;
формировать навыки правописания существительных;
воспитывать любовь к животным.
Оборудование: учебник, схемы, тексты, карточки со словами.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
Организационный момент.
Слово учителя. Сообщение темы урока.
— Добрый день, ребята. Сегодня я хочу начать наш урок со слов Евгения Евтушенко.
Людей неинтересных в мире нет,
Их судьбы как истории планет,
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее.
— Какие ассоциации рождают у вас эти строки?
— Я произношу эти слова и вижу каждого из вас интересного и неповторимого. Именно такими я хочу видеть вас на каждом своем уроке.
— Из чего состоит наша речь? А каждое слово относится к какой-то части речи. Вот и сегодня мы поговорим об одной из частей речи.
— Перед вами схемы, которые помогут нам вспомнить все, что мы изучили об имени существительном в начальных классах.
— Что такое имя существительное? Какого рода бывают существительные?
Как изменяются?
— Откройте учебник, прочитаем правило.
3. Закрепление изученного.
1. Работа с текстом.
— Прочитайте текст, определите основную мысль. Откуда эти строки?
2. Словарная работа.
Армяк, желтизна, щедрость.
3.Выборочный диктант.
— Из 1 и 2 предложения выпишите сущ. Ж.р., м.р. и ср.р., определите число.
4. Физкультминутка.
А теперь, ребята, встали,
Дружно руки вверх подняли,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели вновь за дело.
5. Распределительный диктант.
— Найти существительные в 1-го, 2-го и 3-го склонения в 3-ем предложении.
1скл. 2 скл. 3 скл.
Солома молоко кровать
Армяк
6. Самостоятельная работа.
(1)Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к себе в пазуху и пустился большими шагами домой. (2)Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровать, прикрыл его своим тяжелым армяком, сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока. (3)Осторожно откинув и разостлав солому, поставил он молоко на кровать. (4)Бедной собачонке было всего недели три, глаза у нее прорезались недавно: один глаз даже казался немножко больше другого; она еще не умела пить из чашки и только дрожала и щурилась.
— Выписать из 4-го предложения сущ., определить падеж.
Собачонке (Д.п.), глаза (И.п), из чашки (Р.п), недели
7. Синтаксическая пятиминутка.
Герасим взял собачонку за голову и пригнул ее мордочку к молоку.
— Подчеркнуть сущ. Как члены предложения, ( тест).
4. Итог урока.
Выставление оценок. Что узнали на уроке?
5. Домашнее задание.
Упр. 474.
6. Рефлексия.
— Подчеркнуть нужное.
1.На уроке я работал активно / пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3. Урок для меня показался интересным / скучным
4. Материал урока мне был понятен / не понятен
infourok.ru
Урок русского языка в 6 классе « Грамматические признаки и синтаксическая роль имен существительных»
Урок русского языка в 6 классе
« Грамматические признаки и синтаксическая роль имен существительных»
УМК: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
Цели деятельности учителя: Знать морфологические постоянные и непостоянные признаки существительного; синтаксическую роль существительного в предложении.
Тип урока: урок систематизации ЗУН
Цели деятельности ученика:
-пользоваться учебником, словарем, добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её;
-договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь;
Планируемые результаты:
Предметные: Знать морфологические признаки имени существительного, уметь определять морфологические признаки существительного, синтаксическую роль существительного, графически обозначать роль существительного в предложении
Метапредметные:
Познавательные УУД — самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска; обосновывают выбор эффективных способов решения задач; применяют приемы смыслового чтения; анализируют единицы языка, сопоставляют языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений;
Регулятивные — формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий; контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные — учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, умеют работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.
Личностные – уважительное отношение к русскому языку, осознание его эстетической ценности, адекватная самооценка учебной деятельности, осознание границ собственного знания и незнания, стремление к речевому самосовершенствованию, развитию творческих способностей.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД и технология оценивания
1.Оргмомент. Мотивация
Слово учителя
Игра «Золотая рыбка»
(на обратной стороне рыбок записаны вопросы по теме «Имя существительное»)
Личностные результаты:
1.интерес к изучению русского языка.
2.Достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для выражения мыслей
2.Актуализация знаний, пробное действие
Учитель: Запишите число, классная работа
1)Закончите предложения:
Январь, февраль, март-….
Ольха, береза, осина-…
Мед, сахар, молоко-…
-объяснить постановку знаков препинания, составить схемы предложений. Что такое обобщающее слово? Вспомнить о знаках препинания при обобщающих словах.
— определить синтаксическую роль имен существительных
2) Запишите тему урока
« Грамматические признаки и синтаксическая роль имен существительных»
Познавательные УУД
1.Анализировать, сравнивать, группировать
Регулятивные УУД
1.Высказывать предположение на основе наблюдения
3.Выявление места и причины затруднения
Слово учителя:
— Итак, разберемся с темой урока.
— Предположите, о чем мы сегодня будем говорить ?
Познавательные УУД
1.Анализировать, сравнивать, группировать
Регулятивные УУД
1.Высказывать предположение на основе наблюдения
4.Формулирование цели и построение проекта выхода из затруднения
Учитель: Определите цели урока.
-Сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на нашем уроке.
Составьте план (проект) урока.
Регулятивные УУД
1.Высказывать предположение на основе наблюдения
2. Определять цель урока
3.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
5.Развитие учебно-языковых и речевых умений, творческая и практическая деятельность
1. Синтаксический разбор предложения
Роняет лес багряный свой убор, сребрит мороз увянувшее поле.
—формы какого падежа можно спутать с именительным?
-как избежать ошибки?
-чем различается синтаксическая функция существительных в форме Им. и Вин. падежей?(сущ. в Им.п. являются подлежащими, в Вин.п.- дополнениями)
-каким членом предложения чаще всего бывает существительное?
-построить схему, объяснить орфограммы;
2.Расскажите, как изменяются существительные? (сущ.могут изменяться по числам и падежам)
-что вы знаете о категории числа?
-Вернемся к началу урока, когда нужно было продолжить предложения
Январь, февраль, март-….
Ольха, береза, осина-…
Мед, сахар, молоко-…
Категория числа у данных существительных является постоянным или непостоянным признаком?
Регулятивные УУД
1.Искать пути решения проблемы
2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Коммуникативные УУД
1.Слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения
2.Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
1. Морфологические постоянные и непостоянные признаки существительного
а) морфологический разбор имени существительного сахар
б) поставьте сущ.ед.числа во множественное, обозначьте окончания:
инженер, кони, мастер, учитель, профессор, носок.
2.упр.250, выделить окончания существительных
Познавательные УУД
1.Анализировать, сравнивать, группировать
Регулятивные УУД
1.Высказывать предположение на основе наблюдения
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
1.Самостоятельная работа
упр.249
2. Проверка самостоятельной работы в парах, сравнение с эталоном
3. Выставление оценок
Коммуникативные УУД
1.Слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения
2.Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль
8. Включение в систему знаний и повторение
-Что нового узнали на уроке?
-Какие трудности у вас появились в процессе работы?
-Как вы их преодолевали?
Познавательные УУД
Анализировать, сравнивать, группировать
9.Итоги. Рефлексия
Устный рассказ (Ответили ли вы в ходе урока на проблемные вопросы? и т.д.)
Дайте оценку вашей работе на уроке.
Коммуникативные УУД
1.Строить связное монологическое высказывание
Регулятивные УУД
Соотнести цели и результаты своей деятельности
10.Домашнее задание
П.44, правило, упр.253 письменно, 251 устно
infourok.ru