Содержание

Склонение существительных – как определить три склонения имен существительных, таблица 4 класс

 I склонениеII склонениеIII склонение
Ед. числоМн. числоЕд. числоМн. числоЕд. числоМн. число
И. п.Подруга,

Армия,

Мужчина,

Лакомка

Подруги,

Армии,

Мужчины,

Лакомки

Актер,

Огонь,

Письмо,

Блюдце,

Здание

Актеры,

Карандаши

Письма,

Блюдца,

Здания

Пустошь,

Мышь,

Лошадь,

Новость

 

Мыши,

Лошади,

Новости

Р. п.Подруги,

Армии,

Мужчины,

Лакомки

Подруг,

Армий,

Мужчин,

Лакомок

Актера,

Огня,

Письма,

Блюдца,

Здания

Актеров,

Карандашей,

Писем,

Блюдец,

Зданий

Пустоши,

Мыши,

Лошади,

Новости

Мышей,

Лошадей,

Новостей

Д. п.Подруг
е
,

Армии,

Мужчине,

Лакомке

Подругам,

Армиям,

Мужчинам,

Лакомкам

Актеру,

Огню,

Письму,

Блюдцу,

Зданию

Актерам,

Карандашам,

Письмам,

Блюдцам,

Зданиям

Пустоши,

Мыши,

Лошади,

Новости 

Мышам,

Лошадям,

Новостям

В. п.Подругу,

Армию,

Мужчину,

Лакомку

Подруг,

Армии,

Мужчин,

Лакомок

Актера,

Огонь,

Письмо,

Блюдце,

Здание

Актеров,

Карандаши,

Письма,

Блюдца,

Здания

Пустошь,

Мышь,

Лошадь,

Новость

Мышей,

Лошадей,

Новости

Т. п.Подругой,

Армией,

Мужчиной,

Лакомкой

Подругами,

Армиями,

Мужчинами,

Лакомками

Актером,

Огнем,

Письмом,

Блюдцем,

Здани

ем

Актерами,

Карандашами,

Письмами,

Блюдцами,

Зданиями

Пустошью,

Мышью

Лошадью,

Новостью

 

Мышами,

Лошадями,

Новостями

П. п.О подруге,

Об армии,

О мужчине,

О лакомке

О подругах,

Об армиях,

О мужчинах,

О лакомках

Об актере,

Об огне,

О письме,

О блюдце,

О здании

Об актерах,

О карандаш

ах,

О письмах,

О блюдцах,

О зданиях

О пустоши,

О мыши,

О лошади,

О мыши

 

О мышах,

О лошадях,

О новостях

obrazovaka.ru

Склонение имён существительных. Окончания склонений

Склонение имён существительных – это изменение окончаний существительных по падежам. Имена существительные бывают 1, 2 и 3 склонения, на склонения они делятся по родам и окончаниям.

ПадежВопросыОкончания
Единственное число
Множ. число
1 скл.2 скл.3 скл.
ИменительныйКто? Что?-а, -я-, -о, -е-ы, -и, -а, -я
РодительныйКого? Чего?-ы, -и-а, -я-, -ов, -ев, -ей
ДательныйКому? Чему?-е, -и-у, -ю-ам, -ям
ВинительныйКого? Что?-у, -ю-о, -е-, -ы, -и, -а, -я, -ей
ТворительныйКем? Чем?-ой (-ою), -ей (-ею)-ом, -ем-ами, -ями
ПредложныйО ком? О чем?-е, -и
-е, -и
-ах, -ях

Первое склонение

К первому склонению относятся имена существительные женского, мужского и общего рода с окончаниями -а, -я:

мама, кухня – женский род

папа, дядя – мужской род

задира, ябеда – общий род

Второе склонение

Ко второму склонению относятся имена существительные мужского рода без окончания и среднего рода с окончаниями -о, -е:

брат, грач – мужской род

лото, море – средний род

Третье склонение

К третьему склонению относятся имена существительные женского рода с ь на конце:

лошадь, степь, рожь – женский род

Как определить склонение существительного

Чтобы определить склонение имени существительного надо поставить его в начальную форму – в форму единственного числа именительного падежа. По окончанию существительного в единственном числе именительном падеже и его роду можно будет определить его принадлежность к одному из склонений.

Пример:

Радуга (она) – существительное женского рода с окончанием в именительном падеже единственного числа. Следовательно, существительное радуга 1-го склонения.

Солнце (оно) – существительное среднего рода с окончанием в именительном падеже единственного числа. Следовательно, существительное солнце 2-го склонения.

Мышь (она) – существительное женского рода с на конце в именительном падеже единственного числа. Следовательно, существительное мышь 3-го склонения.

У существительных, имеющих только форму множественного числа, склонение не определяется:

ножницы, дрова, щипцы

naobumium.info

Склонение существительных в русском языке. Таблица и примеры

В рус­ской мор­фо­ло­гии раз­ли­ча­ют основ­ные три типа скло­не­ния имен суще­стви­тель­ных. Но кро­ме них, выде­ля­ют еще несколь­ко скло­не­ний.

Имена суще­стви­тель­ные в рус­ском язы­ке изме­ня­ют­ся по паде­жам и чис­лам. Это изме­не­ние фор­мы сло­ва назы­ва­ет­ся скло­не­ни­ем.

Изменение имен суще­стви­тель­ных по паде­жам и чис­лам в рус­ском язы­ке назы­ва­ет­ся скло­не­ни­ем.

По падеж­ным окон­ча­ни­ям един­ствен­но­го чис­ла, кото­рые име­на суще­стви­тель­ные при­об­ре­та­ют при скло­не­нии, они делят­ся на три скло­не­ния.

Первое склонение

К пер­во­му скло­не­нию отне­сем суще­стви­тель­ные муж­ско­го и жен­ско­го рода с окон­ча­ни­ем -а/-я в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа, напри­мер:

муж­чина, дядя, юноша

, маль­чишка,  берёста, дорога, няня, деревня.

Сюда же доба­вим суще­стви­тель­ные обще­го рода, кото­рые могут в зави­си­мо­сти от кон­тек­ста назы­вать как лиц муж­ско­го пола, так и жен­ско­го, напри­мер:

тру­дяга, заби­яка, плакса, молод­чина, непо­седа, выскочка, злюка, неряха

Забияка Ваня, плак­са Валя, непо­се­да Серёжка, молод­чи­на Стасик.

Второе склонение

Второе скло­не­ние объ­еди­ня­ет суще­стви­тель­ные муж­ско­го рода с нуле­вым окон­ча­ни­ем, а так­же с окон­ча­ни­ем -о/-е  и сред­не­го рода с окон­ча­ни­ем -о/-е в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа, напри­мер:

гений_, автор_, герой_, соловей_; домище, чело­ве­чище, забо­ришко, голо­сишко; слово, дело, село, поле, море, собра­ние, варенье.

Третье склонение

К тре­тье­му скло­не­нию отно­сят­ся име­на суще­стви­тель­ные жен­ско­го рода с нуле­вым окон­ча­ни­ем в име­ни­тель­ном паде­же, напри­мер:

быль_, радость_,сирень_, лазурь_, роскошь_, горечь_, блажь_, вещь_.

Три склонения имен существительных (таблица)

Разносклоняемые существительные

В отдель­ную груп­пу выде­лим раз­но­скло­ня­е­мые суще­стви­тель­ные сред­не­го рода на -мя:

бре­мя, вымя, темя, пла­мя, стре­мя, пла­мя, вре­мя, зна­мя, имя, пле­мя, семя

и суще­стви­тель­ное муж­ско­го рода путь, сред­не­го рода дитя.

Разносклоняемыми эти сло­ва назва­ны пото­му, что частью они скло­ня­ют­ся как суще­стви­тель­ные тре­тье­го скло­не­ния, а в фор­ме тво­ри­тель­но­го паде­жа име­ют окон­ча­ние вто­ро­го скло­не­ния. Сравним:

  • и.п пла­мя, дитя, путь, ночь_
  • р.п. пла­ме­ни, дитя­ти, пути, ночи
  • д.п. пла­ме­ни, дитя­ти, пути, ночи
  • в.п. пла­мя, дитя, путь, ночь_
  • т.п. пла­менем, дитятей (-ею), путём, ночью 
  • п. п. о пла­ме­ни, о дитя­ти, о пути, о ночи.

В рус­ском язы­ке целый пласт лек­си­ки состав­ля­ют суще­стви­тель­ные — быв­шие при­ла­га­тель­ные или при­ча­стия, но они сохра­ни­ли фор­му преж­ней части речи и скло­ня­ют­ся как при­ла­га­тель­ныеЭти сло­ва выде­лим в отдель­ный тип скло­не­ния суще­стви­тель­ных, напри­мер:

слу­жа­щий, про­во­жа­ю­щий, при­быв­ший, сла­га­е­мое, про­хо­жий, ван­ная, запя­тая, гор­нич­ная, горя­чее, ска­зу­е­мое, моро­же­ное.

К отдель­но­му типу скло­не­ния отне­сем суще­стви­тель­ные, кото­рые име­ют толь­ко фор­му мно­же­ствен­но­го чис­ла. У этих слов невоз­мож­но опре­де­лить родо­вую при­над­леж­ность и, сле­до­ва­тель­но, отне­сти к одно­му из трех основ­ных типов скло­не­ния:

граб­ли, брю­ки, весы, каче­ли, румя­на, пери­ла, чер­ни­ла, хло­пья, слив­ки, кон­сер­вы, буд­ни, сут­ки, кани­ку­лы, город­ки, шах­ма­ты, про­во­ды, выбо­ры, деба­ты.

Особняком нахо­дят­ся нескло­ня­е­мые суще­стви­тель­ные, кото­рые во всех паде­жах сохра­ня­ют одну и ту же фор­му, напри­мер:

мет­ро, паль­то, кен­гу­ру, зебу, колиб­ри, сулу­гу­ни, дра­же, трю­мо, каноэ, алоэ, шас­си, так­си, жалю­зи, бра.

Определение склонения имени существительного

Видеоурок «Склонение имен существительных»

russkiiyazyk.ru

Склонение имен существительных / Имя существительное / Морфология и морфологический разбор / Справочник по русскому языку для начальной школы

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Морфология и морфологический разбор
  5. Имя существительное
  6. Склонение имен существительных

Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением по падежам, или склонением.

Существительные бывают 1, 2 и 3-го склонения:

1. К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я в именительном падеже.

Например: папа, мама, Катя, Петя, краска.

2. Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием —  и среднего рода с окончаниями -о, -е.

Например: стол , луг , король , облако, солнце.

3. К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конценулевым окончанием — ).

Например: пристань , рожь , соль , ель .

 

Чтобы определить склонение имени существительного, надо:

Например:

на дороге — (дорога — ж.р.) — 1-е скл.

по асфальту — (асфальт  -м. р.) — 2-е скл.

на площадях — (площадь  — ж.р.) — 3-е скл.

 

Изменение по падежам (склонение) имен существительных разных склонений:

Падежи

Слова первого склонения

Слова второго склоненияСлова третьего склонения
женский родмужской родмужской родсредний родженский род
И. п.земляпапаконьокностепь
Р. п.землипапыконяокнастепи́
Д. п.землепапеконюокнустепи
В. п.землюпапуконяокностепь
Т. п.землёйпапойконёмокномстепью
П. п.о землео Петео конеоб окнео степи

Безударные окончания имен существительных одного и того же склонения в разных падежах пишутся также, как и ударные. Более подробно смотри здесь — Правописание безударных окончаний имен существительных.

 

В русском языке существуют слова, имеющие необычные склонения. Это:

Подробнее об их склонениях ты сможешь узнать, перейдя по нужной ссылке.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Склонение имен существительных во множественном числе

Особенности склонения слов «мать» и «дочь»

Разносклоняемые существительные

Несклоняемые существительные

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие

Нарицательные и собственные имена существительные

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Род имен существительных

Число имен существительных

Падеж имен существительных

Морфологический разбор имени существительного

Части речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

Глагол

Наречие

Частица

Союз

Предлог

Морфология и морфологический разбор

Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 166, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 136, Полякова, Учебник, 2 часть

3 класс

Упражнение 32, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 28, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 37, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 46, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 64, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 125, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 245, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 18, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 28, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 49, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, 2 часть

4 класс

Упражнение 172, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 177, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 178, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 200, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 213, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 159, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 187, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 203, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 267, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 153, Полякова, Учебник, 1 часть

5 класс

Упражнение 97, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 98, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 100, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 101, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 119, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 322, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

6 класс

Упражнение 246, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 411, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

7 класс

Упражнение 221, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

8 класс

Упражнение 222, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 223, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 229, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 235, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 240, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 245, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник


© 2018 — budu5.com, Буду отличником!

budu5.com

урок русского языка «Склонение имен существительных в единственном числе

УРОК 40

Тема: Склонение имен существительных в единственном числе.

Цель: Сформировать понятие о склонении имен существительных в единственном числе.

Задачи:

  • Сформировать понятие о склонении имен существительных в единственном числе.

  • Развивать навыки определения падежей у имен существительных, орфографическую зоркость, память.

  • Воспитывать интерес к фольклору.

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, самостоятельная работа.

Формы: фронтально-коллективные, индивидуальные, коллективные, работа в парах.

Оборудование: запись на доске, таблица (падежи и падежные вопросы к именам существительным), учебник.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  1. Эмоциональный настрой. Настройтесь на работу и постарайтесь на уроке запомнить названия падежей и вопросы к ним.

  2. Проверка готовности класса к уроку.

  1. Минутка чистописания

-Прочитайте пословицы. Найдите слова с мягким знаком. Какую роль выполняет мягкий знак в каждом найденном слове?

  1. Орфографическая минутка

Работа в парах (на рабочих листах)

РАБОЧИЙ ЛИСТ ПАРЫ УЧАЩИХСЯ

Фамилии, Имена учащихся ______________________________

______________________________

  1. Распределите слова по группам (соедините стрелками с верной записью).

день

показатель мягкости

сильнее

здесь

воробьи

бьёт

Ь

веселье

вьют

раздели-

тельный

колосья

зорька

стоять

  1. Разгадайте кроссворд (впишите в каждую клетку букву).

Ь

Ь

Ь

Ь

Ь

  1. Актуализация знаний

— Что называется именем существительным?

— Приведи примеры имен существительных одушевленных и неодушевленных.

— Как пишутся собственные имена существительные?

— Как определить род имен существительных?

— Приведи примеры изменения имен существительных по числам.

— У каких имен существительных на конце после шипящих пишется мягкий знак? Приведи примеры.

— Что вы знаете о предлогах? Как они пишутся со словами?

— Что значит изменятся по падежам?(склонятся)

— Что такое склонение? (изменение окончаний имен существительных по вопросам)

— На предыдущих уроках мы изучали каждый падеж в отдельности.

— Сегодня мы обобщим все, что о них узнали, чтобы лучше отличать один падеж от другого и точно употреблять слова в нужном падеже.

  1. Работа по теме урока.

  1. Игра «Грамматическое лото».

  • Имя Существительное предлагает нам поиграть в грамматическое лото для того, чтобы повторить и лучше запомнить название падежей и их вопросы. У каждого на столе лежит карточка. Что записано синим цветом? (Название падежа) Что выделено зелёным цветом? (Слово-помощник)

  • Сколько падежей в современном русском языке?

  • Падежи, постройтесь по порядку. ( Дети выстраиваются у доски и называют падеж, записанный на карточке.)

  • Именительный падеж — шаг вперёд. Подойдите слово-помощник и падежные вопросы именительного падежа. ( Дети выстраиваются у доски по 4 человека. Садятся на место.)

Аналогично проводится игра с другими падежами.

После игры учитель вывешивает таблицу падежи.

  1. Определение падежей имен существительных.

-Как определить падеж существительного? ( по вопросу и по предлогу)

Какие предлоги употребляются с существительными в разных падежах? Назовите вопросы и предлоги.

И.п. — кто? что? —

Р.п. — кого? чего? от, до, из, у, без, для, около, с, вокруг, после, кроме,

Д.п. — кому? чему? к, по

В.п. — кого? Что? через, про, в, на, за,

Т.п. — кем ? чем? над, между, с, за, под

П.п. — о ком? о чем? при, о, об, в, на

-Можно ли по вопросам ГДЕ? и КУДА? отличить один падеж от другого?

( Нет. Нужно ставить падежный вопрос.)

Существительное в каком падеже отвечает на смысловой вопрос ОТКУДА ? (только в Р.п.)

Определите падеж имен существительных по вопросу и предлогу:

Играл на дудочке, подошел к осине, материал для юбки, увидел мышь, шел рощей, прелестное дитя.(запись на доске)

— Как определить падеж последнего существительного? (по роли в предложении).

  1. Разбор предложений по членам, распознавание падежей имен существительных, составление схемы предложения.

-Посмотрите на доску, поработаем с этими предложениями.

Ябл…ни клонятся (к)з…мле (под)тяжест…ю соч…ных пл…дов. (От)дуба (до) б…резы т…нулись длин…ые тени. С…бака смотрит (на)дятла и з…ливается лаем.

Чем осложнено последнее предложение? (однородными сказуемыми)

Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки (с проверкой) составим схему предложения (на доске и в тетради).

VI. Рефлексия.

Самостоятельная работа.

-Составьте из слов предложение. Употребите существительные в нужном падеже. Разберите предложение по членам.

СТОЯЛИ ВЕТКИ НА ДУШИСТОЙ СИРЕНЬ ОКНО

VII. Итог урока.

-Что надо сделать, чтобы узнать падеж существительного?

VIII. Домашнее задание

Стр.68 правило, упр.187I

РАБОЧИЙ ЛИСТ ПАРЫ УЧАЩИХСЯ

Фамилии, Имена учащихся ______________________________

______________________________

1.Распределите слова по группам (соедините стрелками с верной записью).

день

показатель мягкости

сильнее

здесь

воробьи

бьёт

Ь

веселье

вьют

раздели-

тельный

колосья

зорька

стоять

2. Разгадайте кроссворд (впишите в каждую клетку букву).

Ь

Ь

Ь

Ь

Ь

РАБОЧИЙ ЛИСТ ПАРЫ УЧАЩИХСЯ

Фамилии, Имена учащихся ______________________________

______________________________

1.Распределите слова по группам (соедините стрелками с верной записью).

день

показатель мягкости

сильнее

здесь

воробьи

бьёт

Ь

веселье

вьют

раздели-

тельный

колосья

зорька

стоять

2. Разгадайте кроссворд (впишите в каждую клетку букву).

Ь

Ь

Ь

Ь

Ь

infourok.ru

Склонение имен существительных в единственном и множественном числе

Тема: Склонение имен существительных в единственном и множественном числе

По содержанию – с элементами межпредметной интеграции (окружающий мир, чтение)

По форме организации – комбинированный ( парная, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная)

По видам деятельности – поисково-исследовательский

Учебно-методическое обеспечение: Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова «Русский язык» учебник 3 класс, Просвещение, 2012г.

Авторский медиапродукт – презентация (среда Power Point, Word)

№п/п

Этапы урока

Деятельность учащихся

1

Организационный момент

Эмоциональный настрой.

2

Минутка чистописания. Словарная работа.

Решение логических задач. Взаимопроверка.

3

Актуализация

Установление связи между известным и неизвестным знанием. Прием ТРКМ

4

Введение в тему урока.

Определение проблемы. Решение орфографических и логических задач.

5

Физкультминутка

Физические упражнения для улучшения кровообращения, гимнастика для глаз.

6

Открытие нового знания

Исследования учащихся. Работа в группах. Выводы, обобщения. Решение проблемы.

7

Первичное закрепление

Применение нового знания. Работа с текстом.

8

Контроль знаний

Работа с тестовым материалом. Взаимопроверка. Анализ своих ошибок. Определение причин ошибок.

9

Итог урока

Соотнесение поставленной цели с достигнутым результатом.

10

Рефлексия

Анализ своего знания и незнания.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный

Самоопределение к деятельности

Знакомство с учащимися.

Дети, вам тепло?- Да!

 – В классе светло?– Да!

– Прозвенел уже звонок?  – ДА!

– Уже закончился урок?  – Нет!

  — Только начался урок?  – Да!

– Хотите учиться?  – Да!

  – Значит можно всем садиться!

— Здравствуйте, ребята!

С малой удачи начинается большой успех. Я желаю нам с вами удачи, хорошего настроения и успеха.

Как ваше настроение? У вас на рабочих листочках вверху нарисованы четыре смайлика. Возьмите свой любимый карандаш и раскрасьте тот, который наиболее точно отражает ваше настроение, подходит вам сейчас.

Гостей на вашем уроке сегодня много, одна из них героиня популярного мультфильма «Маша и медведь», которая вместе с нами будет открывать тайны русского языка.

Согрейте свои ладоши, поделитесь теплом с соседом.

Включение учащихся в деятельность.

Выделение содержательной области.

Записывают в тетрадях число.

Методический прием –

предъявление заданий от лица героини мультфильма

Минутка чистописания

    — Сегодня 1 марта.

– Как вы думаете, на сегодняшнем уроке, таком весеннем мы узнаем о чём-то новом? – Давайте предположим, с какой частью речи мы будем работать? Почему вы так думаете? – Какую работу выполняли на предыдущих уроках? Поможет ли нам это умение сегодня?

– Вы готовы к открытию тайн языка и природы? – Тогда вперёд! Я вижу, как Маше не терпится пуститься в путь. А мы вслед за ней попадём в весенний лес.

-Назовите первый звук в слове «весна»? ([в])

    — Дайте ему характеристику.

    — Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания.

(Слайд 3)

— Проследите за карандашом и запишите буквы каллиграфически правильно, выводя каждый элемент

Гипотеза

Участвуют в диалоге.

Продолжим учиться определять

Словарная работа

Работа с картиной (Слайд 4)

Здравствуй лес,
Могучий лес!
Полон сказок и чудес!

– Какое время года? По каким признакам вы это определили? Я предлагаю вам загадки.

Зелена, а не луг, белена, а не снег, кудрява, а не человек. (Берёза)

Первым вылез из землицы 
На проталинке. 
Он мороза не боится, 
Хоть и маленький. 
(Подснежник)  Светит, сверкает, всех согревает.(солнце)

Записывают слова-отгадки в тетрадь.

Называют и записывают словарные слова.

Актуализация знаний

1. Прием ТРКМ «Верные и неверные утверждения»

— Какую часть речи вы изучали в ходе последних уроков? (имя сущ.)

— Проверим, какие знания у вас имеются на данный момент по этой теме. Перед вами полоски с цифрами и буквами. Я читаю утверждение, если вы с ним согласны, то соответствующую цифру обводите в кружок, а если нет – зачёркиваете.

(Слайд 6)

1 2 3 4 5 6а 6б 6в

1. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет.

2. Имя существительное бывает только одушевлённым.

3. Имя существительное отвечает на вопросы кто? Что?

4. Имя существительное изменяется по числам.

5. Имена существительные бывают собственные и нарицательные.

6. Какое из слов имя существительное:

а) радостный

б) радость

в) радоваться

— А теперь сверьте выполнение задания с доской и оцените свою работу. А сейчас давайте вспомним. Что мы знаем об имени существительном. Какие понятия притягивает к себе слово-магнит «имя существительное»? (дети составляют кластер)

Участвуют в диалоге.

Приводят примеры.

Постановка учебной проблемы

(Слайд 7)

— На поляне стоят 3 домика

Как вы думаете, в какой домик зайдет Машенька, если в 1-м домике живёт Весна — красна, во 2-м домике -медведь, а в 3-м домике -солнце? Обоснуйте выбор.

-Прочитайте текст.

— сформулируйте задания после чтения текста.

-Что можете сказать об основе этого слова?

-Что изменяется?

Медведь – это дикое животное. Сила у медведя огромная. На глаза медведю лучше не попадаться. Я видел медведя в зоопарке. В лесу за медведем хорошо наблюдать издали. Охотники говорят о медведе как об опасном звере.

Проблемная

ситуация

Формулируют задание:

-Какое слово употребляется в каждом предложении?

-Какой частью речи является?

-существительное какого числа?

«Открытие» нового знания

Стимулирует исследовательскую деятельность

-Почему решили, что надо задать разные вопросы?

-Измените существительное медведь по вопросам в ед. и во мн. числе.

-Сравните окончания имен существительных в ед. и мн. числе. Сделайте вывод.

-Надо задать разные вопросы к слову «медведь».

Задают к слову «медведь» вопросы от других слов и записывают на доске.

Формулирование темы урока

Результат исследовательской деятельности

– Мы сделали очень важное открытие. – А что по этому поводу говорят учёные? (чтения правила с. 94)

Имена существительные в ед. и мн.ч. отвечают на одни и те же падежные вопросы, но имеют разные окончания.

Физкультминутка

  • Мы ногами топ-топ,
    Мы руками хлоп-хлоп,
    Мы глазами миг-миг,
    Мы плечами чик-чик.
    Раз – присели, два – привстали,
    Руки кверху все подняли.
    Сели – встали, сели – встали.
    сложите ладошки лодочкой

  • закройте глаза

  • подумайте о чем-нибудь хорошем, добром

  • соберите в ладошки всю доброту, ласку, всё самое хорошее

  • откройте глаза

  • подарите то, что вы собрали, соседу, а он подарит вам

  • вам приятно получить от другого человека всё самое хорошее? Я хочу, чтобы вы дарили друг другу только радость!

Повторяют слова физкультминутки и движения.

Первичное закрепление

Сказка про падежи.

Он еще не родился, а уже думали, какое дать ему имя и решили назвать именительным. Родился-стал родительным. Он рос, но был еще малышом, ему все давали, и он стал дательным. Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, он стал винительным. Потом подрос, стал творить добрые дела и называться творительным. Он всем стал предлагать свою помощь, о нем все заговорили и называли теперь предложным .Прямо так и говорили, когда вспоминали его.

Как определить падеж имени существительного? (памятка)

Придумайте к глаголам существительные и поставьте к ним вопросы.

Гулять (?) по ___________ (Д.п.)

Играть (?) с ____________ (Т.п.)

Катать (?) у ____________ (Р.п.)

Лепить (?) _____________ (В.п.)

Проверка

Работа в парах

Самостоятельная работа

Учебник С. 96 упр. 109.

Приводит эталон выполнения задания.

Создаёт ситуацию успеха! (Подарок от Маши)

Демонстрация нового знания в типовой ситуации.

Самоконтроль на этом этапе – сравнение с эталонным выполнением своего варианта выполнения задания.

Самооценка – самостоятельное фиксирование

Зарядка для глаз

(Слайд 9)

«Солнышко»

Следят только глазами за движениями.

Повторение

Включение в систему знаний.

Раздаёт карточки. Можно обсуждать и советоваться в парах.

— Ребята я предлагаю вам задания, а вы сами определите, с чем вы поработаете.

С данными парами слов составляют словосочетания.

Восстанавливают деформированный текст. Находят формы одного слова.

Домашнее задание

  1. Экологическая беседа. – Ах! Как красив весенний лес! – Но мне немного грустно. Один мой знакомый цветок однажды мне прошептал: “ Мы – первая зелень, и за это нас все ломают. Мы даже боимся распускаться первыми в лесу. А что хорошего? Всё равно сломают!”

– Чтобы вы сказали этому цветку? Написать небольшое сочинение (6-8 предложений) о подснежниках.

Знакомятся с домашним заданием, записывают в дневники, задают вопросы.

Рефлексия

Организует анализ познавательной деятельности учащихся.

— Какое новое «открытие» сделали для себя? (Какую тайну языка «открыли»?)

-Что получилось сразу, легко и быстро?

-Над чем пришлось задуматься?

-Что надо учесть на будущее?

-Попробуйте определить, каков результат вашей деятельности на уроке:

? – у меня остались вопросы.

З – Я знаю, что имена существительные изменяются по вопросам.

У – Я умею изменять имена существительные по вопросам.

М – Я могу научить изменять имена существительные по вопросам своего товарища.

возьмите любимый карандаш и внизу нашего листочка закрасьте ту рожицу, которая отражает ваше настроение сейчас.  Покажите листочки мне! Я вижу, у многих из вас хорошее настроение. У меня оно тоже хорошее, мне понравилось с вами работать! Спасибо за урок!

Выбирают соответствующее личико, выбор аргументируют.

Самооценка учащимися собственной деятельности.

multiurok.ru

Склонение и число имён существительных — урок. Русский язык, 5 класс.

Склонение имён существительных

Склонение — это изменение имён существительных по падежам.

Большинство имён существительных в русском языке относятся к одному из 3-х типов склонения:

 

1-ое скл.

2-ое скл.

3-е скл.

существительные муж. и жен. рода с окончанием И. п. ед. числа -а(-я), в том числе и слова, оканчивающиеся на -ия:существительные муж. рода с нулевым окончанием И. п., в том числе и слова на -ий, и существительные муж. и ср. рода с окончанием -о(-е), в том числе и слова на -ие:существительные жен. рода с нулевым окончанием в И. п.:
мам-а, пап-а, земл-я, лекци-ястол-, гений-, городишк-о, окн-о, пол-е, пени-епыль-, ночь-.

 

Кроме существительных, имеющих окончания только одного из этих склонений, существуют слова, имеющие часть окончаний из одного склонения, а часть — из другого. Их называют разносклоняемыми. Это 10 слов на -мя: бремя, время, стремя, племя, семя, имя, пламя, знамя, вымя, темя и путь.

  

В русском языке есть и так называемые несклоняемые существительные. Они имеют для всех падежей одну и ту же форму слова. Большинство из них — слова иноязычного происхождения: шимпанзе, пальто, кашне, мисс, кольраби, авеню, пенальти и др. 

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных

Правописание безударных е — и.

 

 1-ое скл.2-ое скл.3-е скл.
Р.п.

-и/-ы

рук-и

 

ноч-и

Д.п.

рук-е

 

ноч-и

П.п.

(в) рук-е

(на) кон-е

(в) ноч-и

 

Правописание безударных е — и в словах на -ия, -ий, -ие.

И.п.армияпланетарийздание
Р.п.арми-и  
Д.п.арми-и  
П.п.(об) арми-и(о) планетари-и(о) здани-и

 

Окончания разносклоняемых существительных на -мя:

И.п. = В.пврем-я
Р.п. = Д.п. = П.п.врем-ен-и
Т.п.врем-ен-ем

 

Во всех косвенных падежах, кроме винительного, и во мн.ч. в этих существительных прибавляется суффикс -ен-: знамя — нет знамени, стремя — стремена.

 

Гласные о — е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

Под ударением пишется -о: плащом, свечой.

Без ударения пишется -е: полотенцем, пальцем.

Число имени существительного

Большинство существительных имеет формы единственного и множественного числа, т. е. изменяется по числам:

Пример:

стол — столы, корова — коровы, ночь — ночи, телефон — телефоны.

Форма именительного падежа множественного числа существительных проверяется в словарном порядке (по словарю):

Пример:

директор — директора,  договор — договоры (не рек. договора).

Некоторые существительные имеют формы только единственного или только множественного числа.

 

Запомни!

Существительные, употребляющиеся только в единственном числе:

  • вещественные: мороженое, серебро, ртуть, кефир, мука и др.
  • абстрактные: счастье, боль, мечта, горе, надежда, дружба и др.
  • собирательные: молодёжь, профессура, листва, детвора и др.
  • имена собственные: Анна, Толстой, «Муму» и др.


Существительные, употребляющиеся только во множественном числе:

  • парные или многочастные предметы: санки, ножницы, часы, весы, ворота, очки и др.
  • игры: прятки, жмурки, салки, шахматы, шашки и др.
  • временные отрезки: сумерки, сутки, будни, каникулы и др.
  • вещественные: духи, сливки, дрожжи, чернила и др.
  • географические названия: Альпы, Гималаи, Горки, созвездие Гончих Псов и др.

Как сказать правильно: пять граммов или пять грамм?

  

Большинство названий фруктов, овощей, относящихся к муж. р. и оканчивающихся на твёрдый согл.- в род.п. мн.ч. имеют окончание -ов:

Пример:

килограмм бананов, баклажанов; салат из помидоров.

Но! килограмм чеснока, лука.

В остальных случаях пишется окончание -и/-ы:

Пример:

килограмм вишни, смородины.

Источники:

Шведова Н. Ю. Русская грамматика. — I — М.:Издательство «Наука», 1980. — 789 c.

Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. Учебное пособие. Москва: Изд-во МГУ, 2006 — 240 с.

www.yaklass.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *