I склонение | II склонение | III склонение | ||||
Ед. число | Мн. число | Ед. число | Мн. число | Ед. число | Мн. число | |
И. п. | Подруга, Армия, Мужчина, Лакомка | Подруги, Армии, Мужчины, Лакомки | Актер, Огонь, Письмо, Блюдце, Здание | Актеры, Карандаши Письма, Блюдца, Здания | Пустошь, Мышь, Лошадь, Новость
| Мыши, Лошади, Новости |
Р. п. | Подруги, Армии, Мужчины, Лакомки | Подруг, Армий, Мужчин, Лакомок | Актера, Огня, Письма, Блюдца, Здания | Актеров, Карандашей, Писем, Блюдец, Зданий | Пустоши, Мыши, Лошади, Новости | Мышей, Лошадей, Новостей |
Д. п. | Подруг е, Армии, Мужчине, Лакомке | Подругам, Армиям, Мужчинам, Лакомкам | Актеру, Огню, Письму, Блюдцу, Зданию | Актерам, Карандашам, Письмам, Блюдцам, Зданиям | Пустоши, Мыши, Лошади, Новости | Мышам, Лошадям, Новостям |
В. п. | Подругу, Армию, Мужчину, Лакомку | Подруг, Армии, Мужчин, Лакомок | Актера, Огонь, Письмо, Блюдце, Здание | Актеров, Карандаши, Письма, Блюдца, Здания | Пустошь, Мышь, Лошадь, Новость | Мышей, Лошадей, Новости |
Т. п. | Подругой, Армией, Мужчиной, Лакомкой | Подругами, Армиями, Мужчинами, Лакомками | Актером, Огнем, Письмом, Блюдцем, Здани ем | Актерами, Карандашами, Письмами, Блюдцами, Зданиями | Пустошью, Мышью Лошадью, Новостью
| Мышами, Лошадями, Новостями |
П. п. | О подруге, Об армии, О мужчине, О лакомке | О подругах, Об армиях, О мужчинах, О лакомках | Об актере, Об огне, О письме, О блюдце, О здании | Об актерах, О карандаш О письмах, О блюдцах, О зданиях | О пустоши, О мыши, О лошади, О мыши
| О мышах, О лошадях, О новостях |
obrazovaka.ru
Склонение имён существительных. Окончания склонений
Склонение имён существительных – это изменение окончаний существительных по падежам. Имена существительные бывают 1, 2 и 3 склонения, на склонения они делятся по родам и окончаниям.
Падеж | Вопросы | Окончания | |||
---|---|---|---|---|---|
Единственное число | Множ. число | ||||
1 скл. | 2 скл. | 3 скл. | |||
Именительный | Кто? Что? | -а, -я | -, -о, -е | — | -ы, -и, -а, -я |
Родительный | Кого? Чего? | -ы, -и | -а, -я | -и | -, -ов, -ев, -ей |
Дательный | Кому? Чему? | -е, -и | -у, -ю | -и | -ам, -ям |
Винительный | Кого? Что? | -у, -ю | -о, -е | — | -, -ы, -и, -а, -я, -ей |
Творительный | Кем? Чем? | -ой (-ою), -ей (-ею) | -ом, -ем | -ю | -ами, -ями |
Предложный | О ком? О чем? | -е, -и | -и | -ах, -ях |
Первое склонение
К первому склонению относятся имена существительные женского, мужского и общего рода с окончаниями -а, -я:
мама, кухня – женский род
папа, дядя – мужской род
задира, ябеда – общий род
Второе склонение
Ко второму склонению относятся имена существительные мужского рода без окончания и среднего рода с окончаниями -о, -е:
брат, грач – мужской род
лото, море – средний род
Третье склонение
К третьему склонению относятся имена существительные женского рода с ь на конце:
лошадь, степь, рожь – женский род
Как определить склонение существительного
Чтобы определить склонение имени существительного надо поставить его в начальную форму – в форму единственного числа именительного падежа. По окончанию существительного в единственном числе именительном падеже и его роду можно будет определить его принадлежность к одному из склонений.
Пример:
Радуга (она) – существительное женского рода с окончанием -а в именительном падеже единственного числа. Следовательно, существительное радуга 1-го склонения.
Солнце (оно) – существительное среднего рода с окончанием -е в именительном падеже единственного числа. Следовательно, существительное солнце 2-го склонения.
Мышь (она) – существительное женского рода с -ь на конце в именительном падеже единственного числа. Следовательно, существительное мышь 3-го склонения.
У существительных, имеющих только форму множественного числа, склонение не определяется:
ножницы, дрова, щипцы
naobumium.info
Склонение существительных в русском языке. Таблица и примеры
В русской морфологии различают основные три типа склонения имен существительных. Но кроме них, выделяют еще несколько склонений.
Имена существительные в русском языке изменяются по падежам и числам. Это изменение формы слова называется склонением.
Изменение имен существительных по падежам и числам в русском языке называется склонением.
По падежным окончаниям единственного числа, которые имена существительные приобретают при склонении, они делятся на три склонения.
Первое склонение
К первому склонению отнесем существительные мужского и женского рода с окончанием -а/-я в форме именительного падежа, например:
мужчина, дядя, юноша , мальчишка, берёста, дорога, няня, деревня.
Сюда же добавим существительные общего рода, которые могут в зависимости от контекста называть как лиц мужского пола, так и женского, например:
трудяга, забияка, плакса, молодчина, непоседа, выскочка, злюка, неряха.
Забияка Ваня, плакса Валя, непоседа Серёжка, молодчина Стасик.
Второе склонение
Второе склонение объединяет существительные мужского рода с нулевым окончанием, а также с окончанием -о/-е и среднего рода с окончанием -о/-е в форме именительного падежа, например:
гений_, автор_, герой_, соловей_; домище, человечище, заборишко, голосишко; слово, дело, село, поле, море, собрание, варенье.
Третье склонение
К третьему склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже, например:
быль_, радость_,сирень_, лазурь_, роскошь_, горечь_, блажь_, вещь_.
Три склонения имен существительных (таблица)
Разносклоняемые существительные
В отдельную группу выделим разносклоняемые существительные среднего рода на -мя:
бремя, вымя, темя, пламя, стремя, пламя, время, знамя, имя, племя, семя —
и существительное мужского рода путь, среднего рода дитя.
Разносклоняемыми эти слова названы потому, что частью они склоняются как существительные третьего склонения, а в форме творительного падежа имеют окончание второго склонения. Сравним:
- и.п пламя, дитя, путь, ночь_
- р.п. пламени, дитяти, пути, ночи
- д.п. пламени, дитяти, пути, ночи
- в.п. пламя, дитя, путь, ночь_
- т.п. пламенем, дитятей (-ею), путём, ночью
- п. п. о пламени, о дитяти, о пути, о ночи.
В русском языке целый пласт лексики составляют существительные — бывшие прилагательные или причастия, но они сохранили форму прежней части речи и склоняются как прилагательные. Эти слова выделим в отдельный тип склонения существительных, например:
служащий, провожающий, прибывший, слагаемое, прохожий, ванная, запятая, горничная, горячее, сказуемое, мороженое.
К отдельному типу склонения отнесем существительные, которые имеют только форму множественного числа. У этих слов невозможно определить родовую принадлежность и, следовательно, отнести к одному из трех основных типов склонения:
грабли, брюки, весы, качели, румяна, перила, чернила, хлопья, сливки, консервы, будни, сутки, каникулы, городки, шахматы, проводы, выборы, дебаты.
Особняком находятся несклоняемые существительные, которые во всех падежах сохраняют одну и ту же форму, например:
метро, пальто, кенгуру, зебу, колибри, сулугуни, драже, трюмо, каноэ, алоэ, шасси, такси, жалюзи, бра.
Определение склонения имени существительного
Видеоурок «Склонение имен существительных»
russkiiyazyk.ru
Склонение имен существительных / Имя существительное / Морфология и морфологический разбор / Справочник по русскому языку для начальной школы
- Главная
- Справочники
- Справочник по русскому языку для начальной школы
- Морфология и морфологический разбор
- Имя существительное
- Склонение имен существительных
Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением по падежам, или склонением.
Существительные бывают 1, 2 и 3-го склонения:
1. К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я в именительном падеже.
Например: папа, мама, Катя, Петя, краска.
2. Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием — и среднего рода с окончаниями -о, -е.
Например: стол , луг , король , облако, солнце.
3. К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце (с нулевым окончанием — ).
Например: пристань , рожь , соль , ель .
Чтобы определить склонение имени существительного, надо:
Например:
на дороге — (дорога — ж.р.) — 1-е скл.
по асфальту — (асфальт -м. р.) — 2-е скл.
на площадях — (площадь — ж.р.) — 3-е скл.
Изменение по падежам (склонение) имен существительных разных склонений:
Падежи | Слова первого склонения | Слова второго склонения | Слова третьего склонения | ||
женский род | мужской род | мужской род | средний род | женский род | |
И. п. | земля | папа | конь | окно | степь |
Р. п. | земли | папы | коня | окна | степи́ |
Д. п. | земле | папе | коню | окну | степи |
В. п. | землю | папу | коня | окно | степь |
Т. п. | землёй | папой | конём | окном | степью |
П. п. | о земле | о Пете | о коне | об окне | о степи |
Безударные окончания имен существительных одного и того же склонения в разных падежах пишутся также, как и ударные. Более подробно смотри здесь — Правописание безударных окончаний имен существительных.
В русском языке существуют слова, имеющие необычные склонения. Это:
Подробнее об их склонениях ты сможешь узнать, перейдя по нужной ссылке.
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Советуем посмотреть:
Склонение имен существительных во множественном числе
Особенности склонения слов «мать» и «дочь»
Разносклоняемые существительные
Несклоняемые существительные
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие
Нарицательные и собственные имена существительные
Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Род имен существительных
Число имен существительных
Падеж имен существительных
Морфологический разбор имени существительного
Части речи
Имя существительное
Имя прилагательное
Имя числительное
Местоимение
Глагол
Наречие
Частица
Союз
Предлог
Морфология и морфологический разбор
Правило встречается в следующих упражнениях:
2 класс
Упражнение 166, Полякова, Учебник, 1 часть
Упражнение 136, Полякова, Учебник, 2 часть
3 класс
Упражнение 32, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 28, Полякова, Учебник, 2 часть
Упражнение 37, Полякова, Учебник, 2 часть
Упражнение 46, Полякова, Учебник, 2 часть
Упражнение 64, Полякова, Учебник, 2 часть
Упражнение 125, Полякова, Учебник, 2 часть
Упражнение 245, Полякова, Учебник, 2 часть
Упражнение 18, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 28, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 49, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, 2 часть
4 класс
Упражнение 172, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть
Упражнение 177, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть
Упражнение 178, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть
Упражнение 200, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть
Упражнение 213, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть
Упражнение 159, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 187, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 203, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 267, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 153, Полякова, Учебник, 1 часть
5 класс
Упражнение 97, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 98, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 100, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 101, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 119, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 322, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
6 класс
Упражнение 246, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 411, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
7 класс
Упражнение 221, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
8 класс
Упражнение 222, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 223, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 229, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 235, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 240, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 245, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
© 2018 — budu5.com, Буду отличником!
budu5.com
урок русского языка «Склонение имен существительных в единственном числе
УРОК 40
Тема: Склонение имен существительных в единственном числе.
Цель: Сформировать понятие о склонении имен существительных в единственном числе.
Задачи:
Сформировать понятие о склонении имен существительных в единственном числе.
Развивать навыки определения падежей у имен существительных, орфографическую зоркость, память.
Воспитывать интерес к фольклору.
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, самостоятельная работа.
Формы: фронтально-коллективные, индивидуальные, коллективные, работа в парах.
Оборудование: запись на доске, таблица (падежи и падежные вопросы к именам существительным), учебник.
Ход урока
Организационный момент.
Эмоциональный настрой. Настройтесь на работу и постарайтесь на уроке запомнить названия падежей и вопросы к ним.
Проверка готовности класса к уроку.
Минутка чистописания
-Прочитайте пословицы. Найдите слова с мягким знаком. Какую роль выполняет мягкий знак в каждом найденном слове?
Орфографическая минутка
Работа в парах (на рабочих листах)
РАБОЧИЙ ЛИСТ ПАРЫ УЧАЩИХСЯ
Фамилии, Имена учащихся ______________________________
______________________________
Распределите слова по группам (соедините стрелками с верной записью).
день
показатель мягкости
сильнее
здесь
воробьи
бьёт
Ь
веселье
вьют
раздели-
тельный
колосья
зорька
стоять
Разгадайте кроссворд (впишите в каждую клетку букву).
Ь
Ь
Ь
Ь
Ь
Актуализация знаний
— Что называется именем существительным?
— Приведи примеры имен существительных одушевленных и неодушевленных.
— Как пишутся собственные имена существительные?
— Как определить род имен существительных?
— Приведи примеры изменения имен существительных по числам.
— У каких имен существительных на конце после шипящих пишется мягкий знак? Приведи примеры.
— Что вы знаете о предлогах? Как они пишутся со словами?
— Что значит изменятся по падежам?(склонятся)
— Что такое склонение? (изменение окончаний имен существительных по вопросам)
— На предыдущих уроках мы изучали каждый падеж в отдельности.
— Сегодня мы обобщим все, что о них узнали, чтобы лучше отличать один падеж от другого и точно употреблять слова в нужном падеже.
Работа по теме урока.
Игра «Грамматическое лото».
Имя Существительное предлагает нам поиграть в грамматическое лото для того, чтобы повторить и лучше запомнить название падежей и их вопросы. У каждого на столе лежит карточка. Что записано синим цветом? (Название падежа) Что выделено зелёным цветом? (Слово-помощник)
Сколько падежей в современном русском языке?
Падежи, постройтесь по порядку. ( Дети выстраиваются у доски и называют падеж, записанный на карточке.)
Именительный падеж — шаг вперёд. Подойдите слово-помощник и падежные вопросы именительного падежа. ( Дети выстраиваются у доски по 4 человека. Садятся на место.)
Аналогично проводится игра с другими падежами.
После игры учитель вывешивает таблицу падежи.
Определение падежей имен существительных.
-Как определить падеж существительного? ( по вопросу и по предлогу)
Какие предлоги употребляются с существительными в разных падежах? Назовите вопросы и предлоги.
И.п. — кто? что? —
Р.п. — кого? чего? от, до, из, у, без, для, около, с, вокруг, после, кроме,
Д.п. — кому? чему? к, по
В.п. — кого? Что? через, про, в, на, за,
Т.п. — кем ? чем? над, между, с, за, под
П.п. — о ком? о чем? при, о, об, в, на
-Можно ли по вопросам ГДЕ? и КУДА? отличить один падеж от другого?
( Нет. Нужно ставить падежный вопрос.)
Существительное в каком падеже отвечает на смысловой вопрос ОТКУДА ? (только в Р.п.)
Определите падеж имен существительных по вопросу и предлогу:
Играл на дудочке, подошел к осине, материал для юбки, увидел мышь, шел рощей, прелестное дитя.(запись на доске)
— Как определить падеж последнего существительного? (по роли в предложении).
Разбор предложений по членам, распознавание падежей имен существительных, составление схемы предложения.
-Посмотрите на доску, поработаем с этими предложениями.
Ябл…ни клонятся (к)з…мле (под)тяжест…ю соч…ных пл…дов. (От)дуба (до) б…резы т…нулись длин…ые тени. С…бака смотрит (на)дятла и з…ливается лаем.
Чем осложнено последнее предложение? (однородными сказуемыми)
Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки (с проверкой) составим схему предложения (на доске и в тетради).
VI. Рефлексия.
Самостоятельная работа.
-Составьте из слов предложение. Употребите существительные в нужном падеже. Разберите предложение по членам.
СТОЯЛИ ВЕТКИ НА ДУШИСТОЙ СИРЕНЬ ОКНО
VII. Итог урока.
-Что надо сделать, чтобы узнать падеж существительного?
VIII. Домашнее задание
Стр.68 правило, упр.187I
РАБОЧИЙ ЛИСТ ПАРЫ УЧАЩИХСЯ
Фамилии, Имена учащихся ______________________________
______________________________
1.Распределите слова по группам (соедините стрелками с верной записью).
день
показатель мягкости
сильнее
здесь
воробьи
бьёт
Ь
веселье
вьют
раздели-
тельный
колосья
зорька
стоять
2. Разгадайте кроссворд (впишите в каждую клетку букву).
Ь
Ь
Ь
Ь
Ь
РАБОЧИЙ ЛИСТ ПАРЫ УЧАЩИХСЯ
Фамилии, Имена учащихся ______________________________
______________________________
1.Распределите слова по группам (соедините стрелками с верной записью).
день
показатель мягкости
сильнее
здесь
воробьи
бьёт
Ь
веселье
вьют
раздели-
тельный
колосья
зорька
стоять
2. Разгадайте кроссворд (впишите в каждую клетку букву).
Ь
Ь
Ь
Ь
Ь
infourok.ru
№п/п | Этапы урока | Деятельность учащихся |
1 | Организационный момент | Эмоциональный настрой. |
2 | Минутка чистописания. Словарная работа. | Решение логических задач. Взаимопроверка. |
3 | Актуализация | Установление связи между известным и неизвестным знанием. Прием ТРКМ |
4 | Введение в тему урока. | Определение проблемы. Решение орфографических и логических задач. |
5 | Физкультминутка | Физические упражнения для улучшения кровообращения, гимнастика для глаз. |
6 | Открытие нового знания | Исследования учащихся. Работа в группах. Выводы, обобщения. Решение проблемы. |
7 | Первичное закрепление | Применение нового знания. Работа с текстом. |
8 | Контроль знаний | Работа с тестовым материалом. Взаимопроверка. Анализ своих ошибок. Определение причин ошибок. |
9 | Итог урока | Соотнесение поставленной цели с достигнутым результатом. |
10 | Рефлексия | Анализ своего знания и незнания. |
Этап | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный Самоопределение к деятельности | Знакомство с учащимися. Дети, вам тепло?- Да! – В классе светло?– Да! – Прозвенел уже звонок? – ДА! – Уже закончился урок? – Нет! — Только начался урок? – Да! – Хотите учиться? – Да! – Значит можно всем садиться! — Здравствуйте, ребята! С малой удачи начинается большой успех. Я желаю нам с вами удачи, хорошего настроения и успеха. Как ваше настроение? У вас на рабочих листочках вверху нарисованы четыре смайлика. Возьмите свой любимый карандаш и раскрасьте тот, который наиболее точно отражает ваше настроение, подходит вам сейчас. Гостей на вашем уроке сегодня много, одна из них героиня популярного мультфильма «Маша и медведь», которая вместе с нами будет открывать тайны русского языка. —Согрейте свои ладоши, поделитесь теплом с соседом. | Включение учащихся в деятельность. Выделение содержательной области. Записывают в тетрадях число. Методический прием – предъявление заданий от лица героини мультфильма |
Минутка чистописания | — Сегодня 1 марта. – Как вы думаете, на сегодняшнем уроке, таком весеннем мы узнаем о чём-то новом? – Давайте предположим, с какой частью речи мы будем работать? Почему вы так думаете? – Какую работу выполняли на предыдущих уроках? Поможет ли нам это умение сегодня? – Вы готовы к открытию тайн языка и природы? – Тогда вперёд! Я вижу, как Маше не терпится пуститься в путь. А мы вслед за ней попадём в весенний лес. -Назовите первый звук в слове «весна»? ([в]) — Дайте ему характеристику. — Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания. (Слайд 3) — Проследите за карандашом и запишите буквы каллиграфически правильно, выводя каждый элемент | Гипотеза Участвуют в диалоге. Продолжим учиться определять |
Словарная работа | Работа с картиной (Слайд 4) Здравствуй лес, – Какое время года? По каким признакам вы это определили? Я предлагаю вам загадки. Зелена, а не луг, белена, а не снег, кудрява, а не человек. (Берёза) Первым вылез из землицы | Записывают слова-отгадки в тетрадь. Называют и записывают словарные слова. |
Актуализация знаний | 1. Прием ТРКМ «Верные и неверные утверждения» — Какую часть речи вы изучали в ходе последних уроков? (имя сущ.) — Проверим, какие знания у вас имеются на данный момент по этой теме. Перед вами полоски с цифрами и буквами. Я читаю утверждение, если вы с ним согласны, то соответствующую цифру обводите в кружок, а если нет – зачёркиваете. (Слайд 6)
1 2 3 4 5 6а 6б 6в 1. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет. 2. Имя существительное бывает только одушевлённым. 3. Имя существительное отвечает на вопросы кто? Что? 4. Имя существительное изменяется по числам. 5. Имена существительные бывают собственные и нарицательные. 6. Какое из слов имя существительное: а) радостный б) радость в) радоваться — А теперь сверьте выполнение задания с доской и оцените свою работу. А сейчас давайте вспомним. Что мы знаем об имени существительном. Какие понятия притягивает к себе слово-магнит «имя существительное»? (дети составляют кластер) | Участвуют в диалоге. Приводят примеры. |
Постановка учебной проблемы | (Слайд 7) — На поляне стоят 3 домика Как вы думаете, в какой домик зайдет Машенька, если в 1-м домике живёт Весна — красна, во 2-м домике -медведь, а в 3-м домике -солнце? Обоснуйте выбор. -Прочитайте текст. — сформулируйте задания после чтения текста. -Что можете сказать об основе этого слова? -Что изменяется? Медведь – это дикое животное. Сила у медведя огромная. На глаза медведю лучше не попадаться. Я видел медведя в зоопарке. В лесу за медведем хорошо наблюдать издали. Охотники говорят о медведе как об опасном звере. | Проблемная ситуация Формулируют задание: -Какое слово употребляется в каждом предложении? -Какой частью речи является? -существительное какого числа? |
«Открытие» нового знания | Стимулирует исследовательскую деятельность -Почему решили, что надо задать разные вопросы? -Измените существительное медведь по вопросам в ед. и во мн. числе. -Сравните окончания имен существительных в ед. и мн. числе. Сделайте вывод. | -Надо задать разные вопросы к слову «медведь». Задают к слову «медведь» вопросы от других слов и записывают на доске. |
Формулирование темы урока | Результат исследовательской деятельности – Мы сделали очень важное открытие. – А что по этому поводу говорят учёные? (чтения правила с. 94) | Имена существительные в ед. и мн.ч. отвечают на одни и те же падежные вопросы, но имеют разные окончания. |
Физкультминутка |
| Повторяют слова физкультминутки и движения. |
Первичное закрепление | Сказка про падежи. Он еще не родился, а уже думали, какое дать ему имя и решили назвать именительным. Родился-стал родительным. Он рос, но был еще малышом, ему все давали, и он стал дательным. Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, он стал винительным. Потом подрос, стал творить добрые дела и называться творительным. Он всем стал предлагать свою помощь, о нем все заговорили и называли теперь предложным .Прямо так и говорили, когда вспоминали его. Как определить падеж имени существительного? (памятка) Придумайте к глаголам существительные и поставьте к ним вопросы. Гулять (?) по ___________ (Д.п.) Играть (?) с ____________ (Т.п.) Катать (?) у ____________ (Р.п.) Лепить (?) _____________ (В.п.) Проверка | Работа в парах |
Самостоятельная работа | Учебник С. 96 упр. 109. Приводит эталон выполнения задания. Создаёт ситуацию успеха! (Подарок от Маши) | Демонстрация нового знания в типовой ситуации. Самоконтроль на этом этапе – сравнение с эталонным выполнением своего варианта выполнения задания. Самооценка – самостоятельное фиксирование |
Зарядка для глаз | (Слайд 9) «Солнышко» | Следят только глазами за движениями. |
Повторение | Включение в систему знаний. Раздаёт карточки. Можно обсуждать и советоваться в парах. — Ребята я предлагаю вам задания, а вы сами определите, с чем вы поработаете. | С данными парами слов составляют словосочетания. Восстанавливают деформированный текст. Находят формы одного слова. |
Домашнее задание |
– Чтобы вы сказали этому цветку? Написать небольшое сочинение (6-8 предложений) о подснежниках. | Знакомятся с домашним заданием, записывают в дневники, задают вопросы. |
Рефлексия | Организует анализ познавательной деятельности учащихся. — Какое новое «открытие» сделали для себя? (Какую тайну языка «открыли»?) -Что получилось сразу, легко и быстро? -Над чем пришлось задуматься? -Что надо учесть на будущее? -Попробуйте определить, каков результат вашей деятельности на уроке: ? – у меня остались вопросы. З – Я знаю, что имена существительные изменяются по вопросам. У – Я умею изменять имена существительные по вопросам. М – Я могу научить изменять имена существительные по вопросам своего товарища. возьмите любимый карандаш и внизу нашего листочка закрасьте ту рожицу, которая отражает ваше настроение сейчас. Покажите листочки мне! Я вижу, у многих из вас хорошее настроение. У меня оно тоже хорошее, мне понравилось с вами работать! Спасибо за урок! | Выбирают соответствующее личико, выбор аргументируют. Самооценка учащимися собственной деятельности. |
multiurok.ru
Склонение и число имён существительных — урок. Русский язык, 5 класс.
Склонение имён существительных
Склонение — это изменение имён существительных по падежам.
Большинство имён существительных в русском языке относятся к одному из 3-х типов склонения:
1-ое скл. | 2-ое скл. | 3-е скл. |
существительные муж. и жен. рода с окончанием И. п. ед. числа -а(-я), в том числе и слова, оканчивающиеся на -ия: | существительные муж. рода с нулевым окончанием И. п., в том числе и слова на -ий, и существительные муж. и ср. рода с окончанием -о(-е), в том числе и слова на -ие: | существительные жен. рода с нулевым окончанием в И. п.: |
мам-а, пап-а, земл-я, лекци-я | стол-, гений-, городишк-о, окн-о, пол-е, пени-е | пыль-, ночь-. |
Кроме существительных, имеющих окончания только одного из этих склонений, существуют слова, имеющие часть окончаний из одного склонения, а часть — из другого. Их называют разносклоняемыми. Это 10 слов на -мя: бремя, время, стремя, племя, семя, имя, пламя, знамя, вымя, темя и путь.
В русском языке есть и так называемые несклоняемые существительные. Они имеют для всех падежей одну и ту же форму слова. Большинство из них — слова иноязычного происхождения: шимпанзе, пальто, кашне, мисс, кольраби, авеню, пенальти и др.
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных
Правописание безударных е — и.
1-ое скл. | 2-ое скл. | 3-е скл. | |
Р.п. | -и/-ы рук-и | -и ноч-и | |
Д.п. | -е рук-е | -и ноч-и | |
П.п. | -е (в) рук-е | -е (на) кон-е | -и (в) ноч-и |
Правописание безударных е — и в словах на -ия, -ий, -ие.
И.п. | армия | планетарий | здание |
Р.п. | арми-и | ||
Д.п. | арми-и | ||
П.п. | (об) арми-и | (о) планетари-и | (о) здани-и |
Окончания разносклоняемых существительных на -мя:
И.п. = В.п | врем-я |
Р.п. = Д.п. = П.п. | врем-ен-и |
Т.п. | врем-ен-ем |
Во всех косвенных падежах, кроме винительного, и во мн.ч. в этих существительных прибавляется суффикс -ен-: знамя — нет знамени, стремя — стремена.
Гласные о — е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
Под ударением пишется -о: плащом, свечой.
Без ударения пишется -е: полотенцем, пальцем.
Число имени существительного
Большинство существительных имеет формы единственного и множественного числа, т. е. изменяется по числам:
Пример:
стол — столы, корова — коровы, ночь — ночи, телефон — телефоны.
Форма именительного падежа множественного числа существительных проверяется в словарном порядке (по словарю):
Пример:
директор — директора, договор — договоры (не рек. договора).
Некоторые существительные имеют формы только единственного или только множественного числа.
Запомни!
Существительные, употребляющиеся только в единственном числе:
- вещественные: мороженое, серебро, ртуть, кефир, мука и др.
- абстрактные: счастье, боль, мечта, горе, надежда, дружба и др.
- собирательные: молодёжь, профессура, листва, детвора и др.
- имена собственные: Анна, Толстой, «Муму» и др.
Существительные, употребляющиеся только во множественном числе:
- парные или многочастные предметы: санки, ножницы, часы, весы, ворота, очки и др.
- игры: прятки, жмурки, салки, шахматы, шашки и др.
- временные отрезки: сумерки, сутки, будни, каникулы и др.
- вещественные: духи, сливки, дрожжи, чернила и др.
- географические названия: Альпы, Гималаи, Горки, созвездие Гончих Псов и др.
Как сказать правильно: пять граммов или пять грамм?
Большинство названий фруктов, овощей, относящихся к муж. р. и оканчивающихся на твёрдый согл.- в род.п. мн.ч. имеют окончание -ов:
Пример:
килограмм бананов, баклажанов; салат из помидоров.
Но! килограмм чеснока, лука.
В остальных случаях пишется окончание -и/-ы:
Пример:
килограмм вишни, смородины.
Источники:
Шведова Н. Ю. Русская грамматика. — I — М.:Издательство «Наука», 1980. — 789 c.
Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. Учебное пособие. Москва: Изд-во МГУ, 2006 — 240 с.
www.yaklass.ru