«Слово о полку Игореве»: анализ. «Слово о полку Игореве»: краткое содержание
«Слово о полку Игореве» — выдающийся памятник древнерусской литературы, написанный в 12-м веке. Чтение этого произведения по-прежнему позитивно влияет на людей, открывает перед ними новые горизонты.
«Слово о полку Игореве». История произведения
«Слово о полку Игореве» представляет собой литературный шедевр, произведение, созданное в Древней Руси. Это произведение было написано ближе к началу двенадцатого века, а в 1795 году было найдено графом Алексеем Ивановичем Мусиным-Пушкиным. В 1800 году оно было напечатано. Подлинник «Слова» исчез на пожаре в 1812 году, во время Великой Отечественной войны русского народа с французами.
Краткое содержание произведения
Анализ «Слово о полку Игореве» показывает, что данное произведение имеет композицию, вполне типичную для творений древнерусской литературы. В его составе есть зачин и основная часть, а также здравица.
Зачин представляет собой приветствие автора читателям, а также немного раскрывает мнение автора о тех событиях, которые он будет описывать. Автор хочет рассказать все о походе князя Игоря честно, без утайки, без лишних домыслов. Образцом для него служит знаменитый артист Боян, который всегда не только следовал старинным былинам, но и поэтически воспевал современных ему князей.
Анализ «Слово о полку Игореве» кратко показывает, что автор очертил хронологические границы повествования таким образом: он рассказывает о жизни Владимира Святославича Киевского, а потом плавно переходит к описанию жизни князя Игоря Святославича.
Сюжет произведения
Русское войско отправляется на борьбу с грозным противником — половцами. Перед началом похода солнце закрывает небо, начинается солнечное затмение. Любой другой житель Древней Руси пришел бы в ужас и отказался бы от своих планов, но князь Игорь не такой. Он со своим войском все равно отправляется вперед. Это произошло первого мая 1185 года. Намерения Игоря поддерживает его брат, Буй Тур Всеволод.
Пройдя определенный промежуток пути, Игорь встречает засаду половцев. Их количество намного превышает число русских людей. Но русские все равно начинают бой.
Игорь и Буй тур Всеволод одерживают победу в первой битве над половцами. Довольные, они позволяют себе расслабиться. Но они не видят и не ощущают, что их силы иссякли, а количество половецких войск по-прежнему превышает количество русских многократно. На следующий день половецкие войска набрасываются на русское войско и одолевают его. Многие русские воины убиты, князя Игоря берут в плен.
По всей русской земле идет плач по убитым, а половцы, победившие в битве, торжествуют. Победа половцев над войском Игоря причинила Русской земле немало несчастий. Многие воины были убиты, а половцы продолжили дальше грабить Русскую землю.
Святослав Киевский
Анализ «Слово о полку Игореве», сочинение которого приписывают неизвестному автору, рассказывает о странном сне Святослава Киевского, в котором он увидел себя на заупокойной тризне. И его сон сбылся.
Когда Святослав узнал о разгроме русских войск, то он впал в скорбь. Князь Игорь попал в плен. Он жил под надзором половцев, но однажды один из них, Лавр, предложил ему скрыться. Это было связано с тем, что половцы решили перебить всех русских пленных. Игорь согласился бежать. Под покровом ночи он оседлал лошадь и тайно проехал через половецкий лагерь.
Он пробирался до реки Донец одиннадцать дней, а половцы преследовали его. В итоге Игорю удалось добраться до Русской земли. В Киеве и в Чернигове его встретили с радостью. Заканчивается «Слово» красивым поэтическим парафразом в адрес князя Игоря и его дружины.
Персонажи «Слова о полку Игореве»
Главным персонажем «Слова о полку Игореве» является, конечно, князь Игорь Святославич. Это выдающийся полководец, для которого главное – победить врага и защитить Русскую землю. Вместе с братом и со своим победоносным войском он готов на все для славы Родины.
Кстати, если искать анализ «Слово о полку игореве», 9 класс, то можно найти его в библиотеках наших школ.
Игорь Святославич допускает ошибку, из-за которой его войско оказывается разгромленным, русские жены остаются вдовами, а дети – сиротами.
Киевский князь Святослав — это человек, который хочет мира и покоя для Руси, он осуждает Игоря и его брата Всеволода за поспешность в принятии решений и за ту печаль, которую они принесли Русской земле. Святослав выступает за объединение князей, за их совместное выступление против половцев.
Образ Ярославны в произведении
Ярославна – жена Игоря – является центральным женским персонажем «Слова о полку Игореве». Если проводить анализ «Слово о полку Игореве», плач Ярославны окажется самой выразительной частью во всем произведении. Ярославна плачет на самой высокой оборонной башне Путивля (этот город находился ближе к половецкой степи). Она говорит с природными стихиями. Силой ее слова они получают воодушевленность. Она упрекает ветер в том, что он развеял по ковылю ее веселье, обращается к Днепру и солнцу.
Анализ «Слово о полку Игореве», краткое содержание которого вы можете почитать в статьях исследователей-лингвистов, показывает, что Ярославна вызывала у последующих поколений гораздо больший интерес, чем сам главный герой произведения, а ее Плач переводился на многие языки. Автор «Слова» считает, что Плач Ярославны оказал воздействие на природные силы, и поэтому Игорю Святославичу удалось бежать из плена. Самое знаменитое воплощение образа Ярославны — в опере А. Б. Бородина «Князь Игорь» (писалась с 1869 по 1887 год).
Половцы в «Слове о полку Игореве»
Главными противниками князя Игоря и русского войска в произведении являются половцы. Это жители поля, то есть бескрайней степи, Русской равнины.
Отношения русских людей с половцами были разными, они могли дружить, могли враждовать. К 12-му веку их отношения становятся враждебными. Если провести анализ «Слова о полку Игореве», золотое слово Святослава предостерегает Игоря от дружбы с половцами. Но его отношения с половцами остаются в целом не такими уж плохими. Согласно историческим исследованиям, Игорь Святославич имел хорошие отношения с половецкими ханами Кобяком и Кончаком. Его сын даже женился на дочери Кончака.
Жестокость половцев, которую подчеркивали все последующие историки, была не большей, чем требовали обычаи того времени. Князь Игорь, находясь в плену у половцев, мог даже исповедоваться в христианской церкви. К тому же взаимодействие русских с половцами принесло пользу и русскому народу, который не попал под влияние католической церкви. Кроме того, русские товары продавались на половецких рынках, например, в Трапезунде и в Дербенте.
Исторический фон «Слова о полку Игореве»
Анализ «Слово о полку игореве» показывает, что это произведение создавалось в те годы, когда Русь была разделена на отдельные части.
Значение Киева как центра Русской земли к тому времени почти исчезает. Русские княжества становятся отдельными государствами, и обособление их земель закрепляется на Любечском съезде в 1097 году.
Договор, заключенный между князьями на съезде, был нарушен, все крупные города стали стремиться к самостоятельности. Но немногие замечали, что Русь нуждается в защите, что враги уже подходят со всех сторон. Поднялись половцы и стали воевать с русскими людьми.
В середине 11-го века они уже представляли собой серьезную опасность. «Слово о полку Игореве», анализ которого мы пытаемся провести, представляет собой рассказ о трагическом столкновении русских и половцев.
Русские не могли эффективно противостоять половцам по той причине, что никак не могли договориться с ними. Постоянные дрязги ослабляли мощь некогда великого Русского государства. Да, в это время на Руси происходил экономический подъем, но он нивелировался из-за того, что связи между различными хозяйствами были слабые.
В это время происходит постепенное налаживание контактов между русскими людьми. Русь скоро готовится объединиться в одно целое, но в это время слишком много проблемных факторов.
Автор этого произведения пишет не только о военных действиях русских против половцев. Его восхищает красота родных степей и лесов, живописность родной природы. Если провести анализ «Слово о полку Игореве», природа в нем играет одну из главных ролей. Она помогает князю Игорю бежать из плена и вернуться в пределы Руси. Ветер, солнце и река Днепр становятся его главными союзниками на пути из половецкого царства домой.
Подлинность «Слова о полку Игореве»
Практически сразу после того, как «Слово о полку Игореве» было напечатано, стали появляться сомнения в его подлинности. Поскольку рукопись этого произведения сгорела на пожаре в 1812 году, то для анализа и изучения остались только первое печатное издание и рукописная копия.
Исследователи сомневались в том, что произведение это подлинное, по разным причинам. Дело в том, что так и не удалось выяснить личность автора, во-вторых, на фоне остальных произведений той эпохи «Слово» было очень красивым, казалось нереальным, что в 12-м веке можно было такое написать.
В 1963 году видный исторический деятель А. А. Зимин предположил, проведя анализ «Слово о полку Игореве», золотое слово Святослава в котором казалось ему подозрительным, что произведение в 18-м веке написал Иоиль Быковский, бывший тогда архимандритом Спасо-Ярославского монастыря.
Но вскоре появились новые доказательства подлинности «Слова о полку Игореве». Неопровержимым доказательством этого стал «Codex Cumanicus», словарь половецкого языка, который был составлен в конце 13-го века. Его купил как-то великий итальянский поэт Франческо Петрарка. Известно, что в «Слове» часто встречаются заимствования из половецкого языка, то есть, половецкие слова. Эти же слова можно найти и в Codex Cumanicus. Достоверно известно, что половецкий народ как таковой перестал существовать уже в Средние века. Поэтому и фальсификации в этом случае не может быть. Уже в восемнадцатом веке никто на Руси половецкую речь не знал, поэтому и вставить половецкие слова в текст произведения не мог.
Анализ «Слово о полку Игореве», золотое слово о котором некогда сказал академик Лихачев, с помощью Codex Cumanicus принес неоценимый вклад в исследование русской литературы. Подделать Codex Cumanicus тоже было невозможно: дело в том, что этот словарь был завещан Петраркой в 1362 году собору Сан-Марко в Венеции, где он и хранился до 1828 года. В этом году немецкий востоковед Юлиус Генрих Клапрот нашел эту книгу и опубликовал. А во второй половине девятнадцатого века с Codex Cumanicus ознакомились русские востоковеды.
Место написания «Слово о полку Игореве»
Анализ «Слово о полку Игореве» говорит о том, что это произведение наполнено любовью к Русской земле и ее народу. Место написания этого произведения – это, скорее всего, Новгород. И создавал его новгородец. Об этом можно судить по диалектным словечкам, которые попадаются в «Слове», и которые тогда употребляли в Новгороде. Это такие слова, как «карна, Осмомысл, харалужный, Гореславич».
«Слово о полку Игореве» — анализ этого произведения явно указывает на то, что автор родом из Новгорода. Он упоминает город Дудутки, который тогда находился вблизи Новгорода. Денежные единицы, которые упоминает анализ «Слово о полку Игореве», ногата и резана, исследователи находят только в одной из древнейших летописей – в Новгородской. В Ипатьевской и Лаврентьевской летописях таких слов нет. Отчества Гореславич и Осмомысл, упоминаемые в «Слове о полку Игореве», тоже были найдены исследователями в новгородских рукописях и берестяных грамотах.
Северное происхождение автора «Слова» подтверждается и тем, что в сочинении упомянуто северное сияние. С его помощью Бог показал князю Игорю, как добираться домой из плена. Вероятно, автор «Слова» бывал за Полярным кругом и видел там северное сияние.
Изучение «Слова о полку Игореве»
«Слово о полку Игореве», анализ которого очень интересен для всех читателей этого литературного произведения, проводится с конца восемнадцатого века, то есть, с того времени, когда рукопись была найдена графом Мусиным-Пушкиным. Сначала со «Словом» было трудно работать. Во-первых, его надо было перевести. Во-вторых, нужно было истолковать все непонятные места, все трудные метафоры. Особенно много выдающихся ученых занимались изучением «Слова» в советское время, среди них — академик А. Лихачев и О. Творогов. Они стремились восстановить первоначальный вариант «Слова» и дать ему правильную интерпретацию.
Изучение «слова о полку Игореве» в школе
«Слово о полку Игореве» уже давно изучается в средней школе и в вузах. Его изучением занимаются 7, 8, 9 классы. Для лучшего изучения произведения используются разные средства, в том числе и диск, на котором запечатлен сюжет древнерусского произведения. На изучении «Слова» специализируется Ярославский музей-заповедник, и у школьников есть возможность ознакомиться с различными материалами, связанными с этой темой.
Загадки произведения
Несмотря на то, что «Слово о полку Игореве» изучалось тщательно и долго, в тексте произведения по-прежнему исследователям понятно далеко не все.
Анализ «Слова о полку Игореве», природа которого так до конца и не объяснена, по-прежнему показывает, что еще нужно исследовать многое. Так, непонятно, писал ли автор «Слова» об обычных животных, или имелись в виду половцы, которые имели названия животных-предков. До сих пор неясно, почему князь Игорь посетил Пирогощую церковь в Киеве. Все эти загадки по-прежнему ждут своих исследователей.
fb.ru
Сюжет «Слова о полку Игореве»: краткое описание событий произведения |LITERATURUS: Мир русской литературы
«Поход князя Игоря». Художник Н. Рерих |
Сюжет «Слова о полку Игореве»
В «Слове о полку Игореве» описывается поход двух братьев, князей Северских, Игоря и Всеволода, на половцев в 1185 году.
Игорь и Всеволод выступают со своими дружинами против половцев, которые занимают степи Юго-Западной Руси и постоянно нападают на русские земли.
На своем пути через степи князья видят солнечное затмение, которое на Руси считается плохой приметой. Но Игорь не обращает на это внимания и продолжает поход.
Утром в пятницу происходит битва между русскими и половцами. Русские разбивают половцев. Но на следующий день половцы собирают войско и нападают на войско Игоря.
Тем временем в Киеве великий князь Святослав видит вещий сон, предвещающий беду. Бояре объясняют Святославу, что этот сон означает поражение Игоря и Всеволода половцами.
Святослав понимает, что его братья Игорь и Всеволод «разбудили зверя» в лице половцев. Для борьбы с врагом русским князьям нужно объединиться, но это непросто сделать. Беда в том, что в это время на Руси ведутся междоусобные войны: князья воюют между собой, что делает Русь слабой и уязвимой перед врагом.
Автор «Слова» призывает князей прекратить междоусобицы и сплотиться против общего врага (такова главная идея произведения).
В это время жена Игоря, Ярославна, плачет о нем, ожидая его дома. Она обращается к ветру и солнцу, умоляя вернуть ей мужа (см. «Плач Ярославны»).В конце концов Игорь бежит из плена и возвращается на русскую землю. Народ радуется его возвращению.
Это был сюжет «Слова о полку Игореве»: краткое описание событий, фактов и героев произведения.
www.literaturus.ru
Анализ произведения «Слово о полку Игореве»
«Слово о полку Игореве» — это величайшее открытие в мире отечественной литературы. Оно является красноречивым доказательством того, что самобытный русский эпос является одной из древнейших ветвей европейской культуры. Это произведение встало в один ряд с такими великими историческими памятниками, как Сказание о Беовульфе и Песнь о Роланде.
История создания
На сегодняшний день нельзя однозначно толковать происхождение этого памятника древнерусской литературы. История написания «Слова о полку Игореве» сама по себе тянет на несколько томов, но мы постараемся рассказать о ней кратко. Есть две основные версии создания поэмы:
- В 10 веке ее написал один просвещенный монах, который был в курсе описываемых событий. Тогда только обладатели духовного сана были достаточно грамотны для этого. По средневековым канонам автор не имел права подписывать свои работы, так как считал себя всего лишь средством для донесения божественной воли, поэтому работа анонимна. Безымянный священнослужитель был обеспокоен последствиями феодальной раздробленности, когда брат шел на брата из-за дележки власти и богатства. Он не смел давать наставления правителям, зато решился оставить послание их потомкам, где прямо указывал на необходимость единения перед лицом внешней угрозы. Со временем рукопись затерялась, но в 18 веке (в 1788 году) ее нашел дворянин Мусин-Пушкин в Ярославле. Он был ошеломлен масштабом находки и переписал содержимое древнего документа, дабы все могли оценить произведение, не повреждая оригинал. Он уже было собирался подарить шедевр императрице, как вдруг в усадьбе разгорелся пожар, и пламя уничтожило драгоценные свитки. От них остались лишь те переписанные варианты, которые сделал Мусин-Пушкин. В дальнейшем они были переведены с древнеславянского наречия на современный русский язык. Другая версия сообщает о том, что оригинал был передан на хранение представителям царской династии, но была уничтожена во время пожаров 1812 года.
- Вторая версия гласит, что изложенная выше история создания произведения – выдумка Мусина-Пушкина, который написал «Слово о полку Игореве» самостоятельно. В его время было модно сетовать на отсутствие русской национальной культуры, а все знатные люди говорили на иностранных языках и стремились коверкать даже родную речь, чтобы она звучала с акцентом. Дворянина и патриота это задевало, он хотел вселить в своих соотечественников гордость за страну. Тогда-то он и замыслил «случайно найти» древнейшую книгу, которая поразит всех своим великолепием. Он был достаточно образован, чтобы написать историю о походе князя Игоря старославянским языком, да и подделать то, что никто, кроме него, не видел, тоже не составило труда. Потом он во всем винил пожар, в котором трагически решилась судьба рукописи. Историю его рассказа мы уже знаем: все с радостью согласились с тем, что на Руси был аутентичный эпос, а перед ними – его прекрасный образчик. В пользу этой консперологической теории говорит то, сообщение о нахождении такого важного документа окутано таинственностью пожравшего берестяные свитки пламени: никто, кроме самого открывателя, не видел первоисточника. Кроме того, книга написана в стиле, превосходящем манеру написания более поздних литературных изысканий. Например, та же самая «Задонщина», которая по логике должна была быть написана интереснее и лучше с точки зрения художественности, — сказка про белого бычка на фоне «Слова…». Таким образом, Мусин-Пушкин перестарался и написал то, что было бы уместно в его веке, но никак не в 10-ом.
В сюжет поэмы легли реальные события русской истории. Поход князя Игоря Святославича описан в хрониках того времени — Ипатьевской и Лаврентьевской летописях. „Слово о полку Игореве“ написано вскоре после событий данного похода (в 1187 г).
Жанр
Не прекращаются споры о жанре. Большинство исследователей склоняется к тому, что «Слово о полку Игореве» всё-таки схоже с поучительной песней, обращённой ко всем князьям, которые позабыли о необходимости единения русской земли и погрязли в губительных феодальных спорах. Недаром ее предполагается исполнять под аккомпанемент гуслей. Таким образом, неизвестный автор сам подчеркнул, к чему отнести его творение, — к средневековому жанру «слово». Так назывались поучения, а иногда и послания, как светского, так и религиозного назначения. Это было аналогом нынешнему рассказу, как сказания – повести и т.д.
В переводе на современное жанровое своеобразие «Слово о полку Игореве» можно отнести к эпической поэме, так как оно написано в рифму, в рамках определенного размера, и повествует об исторических событиях.
Иногда «Слово…» относят к повестям, так как частично жанровые особенности произведения и характеристики данного вида прозы совпадают: одна сюжетная линия, относительно небольшое количество героев, подходящий объем.
Композиция
Историческая поэма состоит из вступления, 3 глав (частей) и заключения.
- Вступление посвящено рассказу о певце — сказителе Бояне, который прославлял великих воинов и русских правителей.
- В первой части автор описывает поход Игоря и его дружины на половецкий стан. Там же он видит дурное знамение – солнечное затмение, но игнорирует его и идет дальше. Первый бой с половцами закончился победой русских, однако вероломные кочевники нападают на отряд ночью, когда все воины заснули после бурного пира. Большинство из них было перебито, а их предводитель взят в плен.
- Следующая часть повествует о Святославе Всеволодовиче, который осуждает поступок двоюродного брата. Он говорит о том, что это нападение было ошибкой, ведь навлекло на русскую землю бесчисленные набеги врагов и повлекло за собой пленение Игоря. Важным моментом является «золотое слово» Святослава. В его речь автор вкладывает собственные мысли. Он призывает всех князей Руси, враждующих между собой, объединить свои силы против могущественного врага. Только так возможно отбиться от набегов половецкого войска.
- Третья часть поэмы посвящена жене князя Игоря — Ярославне и его побегу из плена. Супруга тоскует и плачет по нему, и голос ее долетает до берегов Дуная. Сама природа услышала зов Ярославны и помогла ее мужу бежать. Женщина умоляет стихии сжалиться над ней и ее горем. Интересно, что обращается она не к чужой половецкой земле, а к ветру, воде и воздуху. В итоге, Игорь слышит условный свист половца Овлура и осуществляет побег под покровительством сил природы.
- В конце «Слова…» народ радостно встречает князя, который вернулся на родину.
Сюжетно-композиционные особенности поэмы заключаются в том, что произведение состоит фрагментов, написанных в фольклорных жанрах — «плач» и «славы». Классический «плач» представляет собой монолог Ярославны на крепостной стене. «Слава» ожидает читателя в финале: автор преподносит хвалу князьям Игорю, Всеволоду, Святославу. Кроме того, родство с фольклором находит свое отражение в языке: «Слово о полку Игореве» богато характерными эпитетами и сравнениями. Подробные описания природы, которая является действующим лицом в повести, тоже заимствованы из устного народного творчества. Герои были язычниками, поэтому верили, что стихии являются божествами, именно они и выручают Игоря из плена.
О чем произведение?
Книга повествует о походе храброго правителя небольшого Новгород-Северского княжества Игоря Святославича против половцев в 1185 году. Произведение, как ни странно, живописует поражение, а не победу. Это необходимо автору в качестве основы для поучения, которое лежит в основе его творения. На примере неудачи своего героя он поясняет, как не надо себя вести. Речь Святослава о единении Руси не была бы так убедительна, если бы у его двоюродного брата все получилось.
Книга начинается с того, что автор представляет читателю Бояна – придворного поэта того времени. С помощью этого образа он поясняет свою позицию: он призван не славить князей, как делает Боян, а излагать реальные факты. В этом мы убеждаемся, перейдя из вступления в первую часть. Там говорится о походе дружины на половцев. Рассказчик не скрывает суетных и тщеславных планов Игоря, его недальновидности, как политика. Правитель не видит очевидного дурного предзнаменования, проявив неуважение к стихиям. Тем самым он не только перечит воле богов, но и подавляет боевой дух своей армии. Суть «Слова о полку Игореве» заключается в том, что даже правителю не уйти от злого рока, его земная власть не абсолютна. Игорь был слишком самоуверен, боги наказали его за это: после удачного сражения с половцами дружина пировала, и ночью никто не сумел дать достойный отпор врагу. Кочевники перебили отряд, а предводителя взяли в плен в надежде получить выкуп.
Во второй части рассказывается о реакции киевского князя на происшествие. Его мудрая речь о надобности объединения русских земель является той самой моралью произведения, ради которой оно было написано. В эпоху феодальной раздробленности каждый правитель тянул одеяло на себя: затевал междоусобицы, рисковал жизнью людей ради славы и т.д. Это вредило Руси, ослабляло его, и Святослав мечтал о единой стране с организованной армией и единым центром управления. Вот, про что повествует знаменитое «Золотое слово».
Третья часть – это плач Ярославны, где безутешная жена взывает к силам природы с просьбой о спасении супруга. Стихии внимают ей, и помогают князю бежать из плена. В заключении описано, как народ радуется удаче своего правителя, избежавшего смерти.
Главные герои и их характеристика
Все основные герои поэмы относятся к положительным действующим лицам. Отрицательный образ один – вражья сила половецких кочевников. Однако это не значит, что описание персонажей будет однообразным, как в пьесе эпохи классицизма. В данном случае оно побалует читателя контрастами и неоднозначными качествами.
- Игорь – смелый, находчивый, но тщеславный и недальновидный правитель, главный герой произведения. Он самодоволен и молод, поэтому еще не знает истинного предназначения лидера. Автору удалось показать момент взросления князя: в поход он уходил с юным задором, а возвратился с тяжелым бременем опыта. В финале перед нами уже другой персонаж – ум его стал яснее, а нрав избавился от гордыни. Более подробную информацию вы можете найти в сочинении: Характеристика князя Игоря.
- Святослав – мудрый и справедливый правитель Киева. Он всей душой болеет за единение русских земель, хочет достичь процветания своего народа. Князь корит безрассудство и горячность Игоря, не выгораживая его за родство. Он признает недостатки брата и, тем не менее, хочет ему помочь, ведь междоусобицы на Руси ее ослабляют, и внешний враг будет только рад случаю воспользоваться этим. Такая позиция, где благо государства превыше всего, характеризует его, как деятельного, талантливого и преданного делу человека, который к тому же чувствует личную ответственность за все, что происходит даже за пределами его территории. Он – отражение идеального представления автора о венценосце.
- Ярославна – яркий и самобытный женский образ, главная героиня «Слова о полку Игореве». У этой женщины даже имени своего нет, ведь тогда дам называли по отчеству, дабы подчеркнуть их происхождение, мерилом знатности которого выступал глава рода – отец. Сама же девушка находилась в подчиненном положении, особого значения ей никто не придавал, ведь в те века все решала физическая сила, а ею слабый пол ею обделен с рождения. Однако автор разбивает стереотипы и изображает полноценный женский характер, да еще и уделяет ему целую главу. Жена Игоря – сильная, преданная и эмоциональная супруга, эталон верной и любящей спутницы жизни. Поражение мужа не смутило ее, она решила действовать единственно возможным для нее способом: смягчить богов мольбой. Благодаря темпераментности и искренности плача, ей удается заручиться поддержкой стихий и помочь князю выбраться из плена. Более детально ее образ описан в сочинении: Характеристика Ярославны.
- Боян – придворный певец и поэт, восхваляющий власть имущих и их ратные подвиги. За красоту строк и патриотичность его любят не только князья, но и народ. Герой просвещает его своей песней – рассказом под аккомпанемент гуслей.
- Описание героев не может считаться полным без образа автора произведения, который прослеживается довольно ясно. Он великий патриот и горячо любит свою родину. Это показано на примере описания природы, сочувствия автора к героям и его несомненной веры в светлое будущее Руси. В глаза бросается широкий исторический кругозор автора, его образованность и писательский талант, ведь плач Ярославны, например, не историческое событие, но играет в книге не последнюю роль в создании художественности текста и развитии мистической темы. Именно супруга Игоря смогла повелевать стихиями и помочь мужу, а не войска его братьев. Поэтому в данном случае летописец – не историк, а литератор.
Второстепенные герои в повести встречаются в каждой главе: это князь Всеволод большое гнездо (брат Игоря, который тоже пошел в поход), половец Овлур (тот, кто выручил князя из плена), Кзак, Кончак (два половца, которые преследовали сбежавшего пленника), дружинники и т.д. Подробнее персонажи описаны в нашем эссе «Система образов в Слове о полку Игореве».
Тема
Народный эпос отличается тем, что его тематика не зависит от страны, в которой он создавался. В большинстве приданий старины глубокой поднимаются одни и те же вопросы с минимальными расхождениями.
- В «Слове о полку Игореве» главная тема – это патриотизм. Все усилия автора направлены на то, чтобы воспитать в читателе деятельную любовь к отечеству. Особенно выделяется «Золотое слово» Святослава, где герой призывает князей объединить земли и жить одним духом, дабы уберечься от врагов.
- Тема природы тоже является одной из основных тем, затронутых в произведении. Она вторит действиям и чувствам героев, а также сама играет важную роль, помогая русскому войску или отворачиваясь от него. Также вам может показаться интересным сочинение: Значение природы в Слове о полку Игореве.
- Родина в поэме – не только образ, но и основная тема. Русь изображена в книге совокупностью родственных друг другу сил и явлений, взаимосвязанных любовью к своему народу. Ярославна недаром обращается к стихиям: она знает, что родная земля выручит своего правителя, как когда-то предостерегала его от похода. Женский образ – продолжение темы родины, ведь жена Игоря – это олицетворение его княжества, которое без него овдовеет и погибнет. Плачу княжны сопутствуют стенания отчизны, Родины-матери, что болеет душой за защитника.
- Любовь и верность – воплощение лирической стороны произведения. Супруга преданно ждет своего любимого, молит природу вступиться за него, не жалея сил. Она искренне переживает за судьбу князя и не держит обиды за его уход, кротко и терпеливо снося нелегкую женскую долю.
- Героизм и смелость воплотились в образе главного героя. Он храбро идет в атаку, как и вся его дружина. Их победили хитростью и коварством, но не в честном бою, где каждый дрался отважно, отстаивая честь родины. В поединке с половцами раскрывается также тема чести и бесчестья: одни идут напролом, по всем правилам поединка, другие вероломно нападают под покровом ночи, обрекая себя на позорную победу.
- Опыт и ошибки. Опытным воеводой и руководителем выступает Святослав, поучающий самолюбивого и тщеславного двоюродного брата, который допустил промах, ведь был очень молод и горяч.
Проблематика
«Слово о полку Игореве» — не хвала победе, а правдивая история о поражении с целью поучения. Основные проблемы в книге касаются именно причин поражения Руси, а выводы обобщаются и объясняют не только положение главного героя, но и все беды, являющиеся последствием феодальной раздробленности.
- Проблема разобщенности. Князья не только не помогают друг другу, но и воюют друг с другом в попытках переделить земли или сферы влияния. Этой уязвимостью умело пользуется внешний враг, совершающий набеги на ослабевшие крепости. В итоге, все русские правители и их подданные только страдают от раздробленности государства с единой культурой, одним языком и теми же обычаями. Централизация власти, к которой призывает Святослав, является единственным выходом из этой ситуации.
- Проблема тщеславия. Игорь пожертвовал жизнью людей ради личной славы, не подумав о последствиях своих действий. Он легкомысленно пировал, забыв о скрытой угрозе на чужой земле, поэтому гибель многих славных дружинников на его совести. В попытке добыть уважение он забыл о своем первостепенном долге – заботиться о процветании вверенного ему народа.
- Проблема гордыни. Главного героя обуял этот порок, внушивший ему бешеное самомнение. Именно оно мешает Игорю попросить помощи из Киева и пойти на половцев с гарантией победы. Однако правитель хотел присвоить лавры победителя, тем более он был уверен, что дело ему по плечу, забыв об элементарной осторожности.
- Столкновение менталитетов. Русские не были готовы к подлости со стороны половцев, они думали, что правила боя едины для всех наций и народов. Однако коварство и холодный расчет взяли верх над отвагой и силой, этого дружина не предугадала.
Основная мысль и идея
Страстный призыв к единению пронизывает весь идейно-тематический комплекс поэмы. Главная мысль в «Слове о полку Игореве» — необходимость сплочения русских земель перед лицом опасности. Уже тогда древнерусские монархи осознали национальную идентичность и стремились к централизации власти во благо отечества. Мелкие княжества легче победить, чем одно большое и могущественное отечество. Тогда Русь действительно была очень уязвима, ведь внешний враг во все времена старался рассорить правителей и воспользоваться междоусобицей для набега. Поэтому основная идея произведения была политической и носила характер поучения. Получилось некое образовательное пособие для князей.
Идейный смысл произведения актуален до сих пор, хоть страна под его влиянием и стала единой. В ссорах и конфликтах близкие по духу люди забывают об истинной угрозе, приходящей извне. Необходимо забыть о несущественных поводах для склок и вместе трудиться над достижением общей цели. Тогда ни один враг не сможет прорвать прочную оборону взаимопонимания и сотрудничества. Кроме того, главная идея «Слова о полку Игореве» — это призыв к любви и преданности, которые не боятся разлук и препятствий. Именно поддержка любимой и верной жены помогла Игорю спастись из плена.
Чем закончилось?
Ночью стихии потворствуют побегу Игоря, послушав Ярославну. Верный человек Овлур находит для побега лошадь и выручает князя, пока ветер и сумерки помогают не выдать беглеца. Герой быстро мчится к Донцу, чтобы отплыть к своей земле. Оказавшись на волнах реки, он уговаривает ее нести его мягко и затуманить поверхность вод, чтобы кочевники не смогли его нагнать. В погоню за пленником уже пустились два удалых половца Кзак и Кончак. По дороге они решают, как не упустить добычу: первый предлагает пустить вдогонку золотые стрелы, второй хочет приманить русского гостя красивой женщиной. Оба сходятся на том, что вернуть сбежавшего непросто и тем, и другим способом.
Концовка «Слова о полку Игореве» благополучная, хотя многим покажется странной. Князь благополучно возвращается на родину, где его ждет теплый прием. Весь народ радуется прибытию своего правителя, славит его доблесть и отвагу. Поражение «против нашествий поганых» люди восприняли победой, когда Игорь сумел вырваться из плена самостоятельно. Вот, как заканчивается произведение, однако не понятно, почему же нет траурного колокольного звона по многочисленным убитым дружинникам, почему горожане забыли о вдовьем горе обыкновенных женщин, пострадавших из-за самодурства власть имущего? Наверное, судьба маленького человека мало интересовала автора, или же масштаб его идеи не позволял охватить маленькие трагедии подданных.
Чему учит произведение?
«Слово о полку Игореве» вселяет в нас гордость за историю отечества. Оно учит подлинному патриотизму, а также прославляет нравственные ценности. Вывод из прочитанного текста прост: нужно следовать моральным канонам и пресекать в себе гордыню, эгоизм, тщеславие. Ведь несложно любить родные края, поддерживать близких людей, быть верным своему слову и чувству. Зато эти нехитрые установки помогают нам стать частью чего-то большего, чем мы: поучаствовать в строительстве дома для наших потомков, защитить его, если придется, менять мир к лучшему своим маленьким светлым вкладом в его доброту, справедливость, любовь. Великое всегда начинается с малого. А древняя книга вдохновляет нас вложить наши скромные усилия в созидание, а не в разрушение. На государственном уровне эта мораль выражается в объединении земель и народа, на личностном – в гармонии в семейных отношениях.
Критика
Один из самых авторитетных рецензентов «Слова о полку Игореве» — Виссарион Белинский. Хоть ему и свойственен едкий, скептический взгляд на литературу, о русском эпосе он высказался восторженно:
Слово о полку Игореве» — прекрасный, благоухающий цветок славянской народной поэзии, достойный внимания, памяти и уважения.
Критика Белинского основана не на пустых восторгах. Автор высказывания провел тщательный анализ текста и резюмировал свои впечатления в этой емкой фразе. В частности, он опирался на реальные исторические источники, где, так или иначе, упоминалась хотя бы тема «Слова…». Например, примечательно мнение легендарного правителя русских земель Владимира Мономаха:
Если, — говорил Владимир Мономах князьям, — мы не прекратим междоусобиц… то погибнет земля Русская и враги наши, половцы, возьмут землю Русскую.
Соответственно выраженная неизвестным автором идея о единении русских земель была актуальна и востребована его современниками. Он отразил картину мира передовых мыслителей своего времени, причем сделал это на высоком литературном уровне. О мастерстве сочинителя говорят высказывания поэтов. Например, вот, как оценил произведение Александр Сергеевич Пушкин:
„Слово о полку Игореве“ возвышается уединенным памятником в пустыне нашей древней словесности.
Это мнение подтвердил известный филолог М.А. Максимович:
Кроме общей литературной важности…, она важна как единственный до нас дошедший письменный памятник самородной древней русской поэзии, блестящий яркими красотами поэтическими, и вместе с тем полный истиной исторической. Это первообраз самобытной русской эпической поэзии и в духе, и в формах.
Ту же мысль, но более художественно выразила критика Лихачева (переводчика и лингвиста): «Слово» — это многостолетний дуб, дуб могучий и раскидистый». Именно Лихачев, будучи главой отдела древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР, поставил точку в вопросе об авторстве произведения. Благодаря его исследованиям, в советском союзе бытовало мнение, что поэма – подлинный памятник древнерусской литературы. Но были и критики, которые подвергали сомнению историческое происхождение текста. К ним относились слависты М. И. Успенский, Андре Мазон (в первой половине 20 века). В 18-19 веках подлинность книги опровергали митрополит Киевский Евгений (Болховитинов) , О. М. Бодянский, М. Т. Каченовский, С. П. Румянцев, К. С. Аксаков, О. И. Сенковский. Одним из самых интересных доводов сомневающихся рецензентов стало мнение Мазона: он считал целью «Слова» обоснование законности территориальных притязаний Екатерины II на юге и западе России. Лихачев опроверг эти доводы в своей статье, заявив о том, что оппонент не понял сути книги.
Однако поэма важна не только в качестве памятника древнерусской словесности. Мнения критиков это подтверждают. Например, ее актуальность в наше время подчеркивает исследователь Е.В. Барсов:
«Слово о полку Игореве», помимо своего исторического и литературного значения, есть в то же время поучительный памятник для всех будущих веков России. Здесь, пред нами, поэтическое выражение государственного строя Киевской Руси и в его идеале, и в его действительности.
В то же время он отмечает, что историкам не стоит опираться на литературное произведение и критиковать его за недостаток фактов. По его мнению, такая требовательность лишь означает, что человек не понимает, где проходит грань между историей и искусством.
Об особенности русского средневекового искусства много писал филолог Б.И. Бурсов. Он выделил яркую и очень лестную для нас особенность отечественного эпоса:
Эпическая тема в древнерусской литературе проникнута не спокойным и созерцательным отношением к миру, как это было в классическом эпосе древней Греции, а всевозрастающей тревогой… В ней звучат голоса, полные тоски и боли. Но они перебиваются другими, которые зовут к подвигам и жертвам и которые исполнены веры в победу
Вероятно, эта характерная черта «Слова о полку Игореве» объясняется тем, что роль автора в произведении исключительно важна. Об этом говорит литературовед И.П. Еремин:
Интересно? Сохрани у себя на стенке!Автор «Слова» «действительно заполняет собою все произведение от начала до конца. Голос его отчетливо слышен везде: в каждом эпизоде, едва ли не в каждой фразе. Именно он, „автор“, вносит в „Слово“ и ту лирическую стихию, и тот горячий общественно-политический пафос, которые так характерны для этого произведения».
literaguru.ru
Слово о полку Игореве — краткий анализ: о чем произведение, основная идея и художественные особенности жанра
Одним из ярких литературных памятников Древней Руси является произведение «Слово о полку Игореве», подробный анализ которого требуется для ЕГЭ. Чему следует уделить особое внимание при разборе этого произведения?
…
Вконтакте
Google+
Мой мир
План анализа для государственной аттестации
Задания на государственной аттестации требуют подробного ознакомления с текстом произведения. Ученик должен ответить на тестовые вопросы, предоставить характеристику нескольких персонажей и проанализировать текст с исторической точки зрения, указав при этом художественные особенности.
В данной статье подробным образом будет рассмотрено:
- История произведения.
- Особенности сюжета (кратко).
- Жанровая принадлежность текста.
- Идея.
- Художественные особенности.
- Анализ эпизода «Плач Ярославны».
- Анализ образа Всеволода.
Подробный разбор произведения даст возможность не только ответить на все вопросы государственной аттестации, но и лучше понять значение текста и его идею.
Слово о полку Игореве
История произведения и особенности сюжета
Произведение было создано в 12 веке н.э. через несколько лет после описываемых событий. Написано произведение было в Киеве, автор его до сих пор неизвестен, но исследователи предполагают, что это мог быть князь или кто-то принадлежащий к княжеской семье.
Обнаружил и приобрел рукопись в конце 1780-х годов граф Мусин-Пушкин у бывшего настоятеля монастыря в Ярославле. К сожалению, первоначальный текст был утрачен во время пожара 1812 года, и сегодня доступны лишь переписанные копии.
Это интересно! Как оформлять и как писать сочинение рассуждение по русскому языку
Сюжет и идея произведения
Слово повествует о героическом походе одного из князей Киевской Руси – Игоря на половцев, который состоялся в 1185 году. В центре повествования – поход великого князя Игоря, внука княгини Ольги на половцев. Повествование складывается из нескольких сюжетных частей:
- Сборы князя в поход и дурные предзнаменования. Особое внимание уделяется солнечному затмению, которое происходит непосредственно перед походом, что волхвы расценивают как предвещание беды.
- Засада половецких племен и героическая битва, продлившаяся двое суток. Захват всех князей в плен.
- Обращение Святослава к Руси и ее правителям. Его призыв к прекращению междоусобных войн и наступлению на врагов.
- Плач Ярославны, которая узнала, что киевское войско разбито и князья в плену. Ярославна является собирательным образом всех матерей и жен, потерявших своих сыновей и мужей в этой битве.
- Побег Игоря и возвращение в Киев.
Основная идея слова о полку Игореве – это стремление к объединению Руси, прекращению междоусобных распрей. Красной нитью сквозь песнь проходит идея объединения всех князей и племен, чтобы успешно противостоять внешним врагам.
Важно! Автор произведения ставит своей задачей разбудить патриотизм и призвать воинов к активной борьбе против врагов.Жанровая принадлежность
С момента первой публикации текста произведения (1800 год) его относили к разным литературным жанрам:
- Песнь – в защиту этой версии говорит разнообразие и певучесть слога, его вычурность и множество стихотворных форм;
- Ораторская речь – в тексте встречается множество прямых обращений к князьям, народу и воинам;
- Плач на погребение – в защиту этой теории говорит ограниченность повествования и возвышение слога лирического над эпическим.
Филологи, изучающие произведение в последние 10-15 лет, склоняются к мнению, что жанр «Слова» — это хвалебная песнь или плач, поскольку текст близок к ним по своему содержанию и стилистическим особенностям.
Это интересно! Излагаем мысли: что такое изложение и как его писать
Чему посвящено «Слово»?
Посвящено произведение военному походу князя Игоря на половцев, который закончился полным поражением. Песнь складывается из событий той кампании: предвестники неудачи, засада, бегство войска, плен Игоря и активное наступление врагов на города Киевской Руси.
Но между строк можно прочитать и другое посвящение – русской земле, русскому народу. Автор рассказывает о прошлых событиях, которые уже стали историей государства, о современности, о событиях на Руси. Главным героем его эпоса становятся не князья, а земля, люди, которые страдают от безрассудства князей и от нападения внешних врагов.
Слово о полку Игореве — затмение
Заключительный эпизод «Слова»
Заключительной картиной песни становится возвращение князя Игоря из плена. Автор рисует возмужавшего князя, который направляется к церкви, чтобы поблагодарить Бога за свое спасение. Народ радуется его возвращению. Раздаются крики славы старым и новым князьям, войску. Восхваление русского народа – это то, чем заканчивается слово. Несмотря на страдания, которые претерпел народ и его князь, автор все же верит в их будущее, верит в то, что будут еще славные дни на Руси.
Интересно! Эпос написан со многими отсылками к язычеству, но последние строчки как бы подчеркивают христианскую веру войска и князя. Некоторые исследователи считают этот кусок поэмы вставкой уже времен Владимира Великого.
Художественные особенности
Произведение стало уникальным памятником литературы за счет сочетания в себе лирического и эпического начала. Художественные особенности «Слово о полку Игореве» можно выделить в список:
- Многократное использование военной терминологии и элементов ораторской речи.
- Многочисленные повторы, акцентирующие внимание на определенной мысли.
- Тесная связь с фольклорным символизмом: луна и солнце, кукушка с соколом, сизый орел.
- Поэма наполнена звуками: ржут лошади, трубят трубачи, скрипит седло; и красками: тучи черные, струи серебряные, щиты алые.
- Силы природы становятся одушевленными персонажами, как и скорбь с плачем.
- Встречаются языческие мотивы: Ярославна разговаривает с ветром, Днепром, солнцем.
Анализ художественных особенностей текста подтверждает, что литература того времени накопила и активно использовала опыт народного творчества.
Слово о полку Игореве
Плач Ярославны
Это один из заключительных эпизодов в «Слове о полку Игореве», который используется автором, чтобы усилить эмоциональную составляющую песни и вернуть читателей в реальность после воспоминаний о прошлых победах князей Руси.
Интересно! Плач Ярославны широко демонстрирует поклонение русичей природным силам и языческое прошлое.
Эпизод наделен большой эмоциональной нагрузкой – именно в нем автор выражает свое отношение к происходящему. Страдания Ярославны становятся воплощением страданий всех жен и матерей, всего народа, который страдает от происходящего. Патриотизм Ярославны также ярко выражен в тексте – это отличный пример ораторского искусства в литературе.
Девушка как бы заставляет природу и землю сочувствовать ей и спасти ее мужа. Жена князя Игоря становится непосредственным участником всех военных действий, отражением патриотического духа воинов.
Ярославна поет лирическую песню и спрашивает природу о судьбе своего мужа, ведь она в «Слове» изображается полноценным персонажем. Происходит диалог, который показывает всему миру отношение того, древнего человека к природе. Плач не только показывает отношение и скорбь самого автора, но и играет важную роль в общем сюжете.
Плач Ярославны
Всеволод – анализ персонажа
Князь Всеволод – это один из главных героев произведения, поскольку его роль важна не только для сюжетной линии, но и для передачи главой идеи автора – объединение князей вместе. Образ Всеволода вырисовывается с помощью сравнений и метафор. Например, автор часто называет князя Буй-Туром – так называли диких быков, чтобы донести до читателя мужество и силу персонажа.
Всеволод – это младший брат князя Игоря и зять Юрия Долгорукого, в его владении находится Трубчевская и Курская земли. Он принимает участие в походе брата со своим полком и также во время сражения на три года попадает в плен к половцам. Всеволод – могучий и отважный молодой человек, по историческим источникам, он в то время был не старше 30 лет.
«Слово о полку Игореве» и его анализ в трактате «АЗиЯ», судьбы книги и её автора.
Слово о полку Игореве
Вывод
Слово отчетливо дает понять, что Игорь и Всеволод крайне дружны и готовы постоять друг за друга. Именно этой дружбой автор пытается донести до читателей главную идею – князьям необходимо объединиться и стать братьями, ведь только единство правителей русской земли может укрепить государство и противостоять врагам.
Отношение братьев противопоставляется междоусобным войнам, поэтому образ Всеволода в «Слове» крайне важен. «Слово о полку Игореве» – это памятник русской литературы, который дает возможность не только узнать о некоторых исторических событиях, но и понять настроение, волнения и переживания народа того времени.
uchim.guru
«Слово о полку Игореве». Быль. Краткое содержание по частям, главные герои
Меню статьи:
«Слово о Полку Игореве» – быль, пришедшая к нам из далеких времен, отражающая суть того времени, когда русское войско боролось с половцами. Это крупнейшее произведение, названное величайшим памятником русской литературы, было отреставрировано, опубликовано на понятном русском языке и указало на тот немаловажный факт, что наша словесность – одна из самых древних в Европе.
Но, к сожалению, первоначальная рукопись «Слова» до современного читателя не дошла – оригинал сгорел в пожаре 1812 года.
Призыв к защите Родины, к объединению русской земли при помощи сильной княжеской власти, прекращению междоусобных войн звучит на протяжении всей поэмы, которая, выделившись из всех произведений тех времен, приобрела большую популярность.
Главные герои:
Князь Игорь Святославич – правит одним из княжеств Руси – Новгород-Северским княжеством. Его самовольный поход на половцев заканчивается поражением: князь попадает в плен, но сбегает и спасается, оказавшись на родине.
Князь Всеволод – родной брат Игоря. Правит Курскими землями. Обладает богатырской силой. Также, как и Игорь, во время войны с половцами попадает в плен.
Князь Святослав Киевский – двоюродный брат Всеволода и Игоря, князь, который правит в городе Киеве. Защитник Родины, призывает князей отказаться от междоусобных войн, чтобы внешний враг не овладел русскою землею. «Это вы раздорами и смутой к нам на Русь поганых завели» – обличает он тех, в чьих руках находится власть.
Ярославна – жена Игоря, плачет и сокрушается о том, что муж попал в плен к половцам, рыдает о судьбе русского народа, обращается к силам природы, «Ярославна, полная печали, как кукушка, кличет на юру…»
Автор «Слова о полку Игореве» – неизвестное лицо, но судя по описаниям, талантливый и начитанный человек, отлично знающий историю Руси и являющийся её патриотом. Исследовав факты того времени, написал «Слово», чтоб «старинной речью рассказать про деянья князя удалого…»
Трудности перевода поэмы
В поэме «Слово о полку Игореве» есть некоторые слова, которые до сих пор вызывают сомнение. Например, выражение «растекаться мыслью по древу», ставшее крылатым, дает исследователям повод думать, что вместо слова «мысль» в тексте стояло слово «мысь» (в переводе с древнерусского «белка»). Таким образом, смысл фразы в корне меняется.
Пергамент в те времена был очень дорогим, поэтому в целях экономии между словами не делались пробелы, и это также создало многие трудности, особенно касающиеся предлогов.
Роль природы в произведении «Слово о полку Игореве»
Именно через силы природы автор пытается донести до читателя настроение того тяжелого времени, всю атмосферу событий. Явную смысловую нагрузку, придающую действию сильное поэтическое звучание, несет в повествовании поведение птиц и зверей, обращение к ветру и солнцу, и именно этим создается особый фон произведения.
Однако, здесь имеют место и исторические факты. Оказывается, в начале мая 1185 года действительно имело место солнечное затмение.
Часть первая: поход на половцев, пленение князей
Князь Игорь ждет брата Всеволода, чтобы, оседлав борзых коней, ринуться в бой с половцами – вражьим народом. Ему никто не указ и не останавливает даже знамение с неба – затмение солнца. Жажда боевых подвигов движет князем, – и вот уже, после ночного отдыха, на рассвете началась битва с противником. В тот раз, взяв в плен половецких девушек, войско одержало победу.
Но пока войско русское расположилось на ночлег в степи, враги – половцы – с криками и воем готовили поход на дружину Игоря. Беду предвещал кровавый рассвет. И завязалось страшное побоище – намного тяжелее, чем во времена предка Игоря – князя Олега, который, борясь за власть, проводил междоусобные войны.
Два дня длился кровавый бой, в результате которого в первый раз раненый Игорь и Всеволод попали в плен к ханам половецким. Увы, впервые русские потерпели поражение от рук хитрого и коварного врага. А половцы, воспользовавшись поражением князей русских, стали бесчинствовать на чужой земле.
Часть вторая:призыв князя Киевского Святослава к объединению Руси
Здесь говорится о вещем сне князя киевского Святослава, предвещающем горе. И понял он из видения, что с Игорем и Всеволодом случилась беда, и сокрушался по поводу их безрассудного поступка: «О сыны, не ждал я зла такого! Загубили юность вы свою, На врага не вовремя напали, Не с великой честию в бою Вражью кровь на землю проливали…»
Святослав тверд в своем мнении: победа будет тогда, когда и другие князья объединятся против половцев. Но, увы, они не хотят помочь, потому что заняты борьбой за власть. Пока внутри государства вспыхивают междоусобные войны, внешний враг набирает силу. И в этом беда земли русской! Автор с печалью в сердце призывает Ярослава и потомков Всеслава прекратить биться между собой и понять, к чему это привело: «раздорами и смутой на Русь поганых завели».
Часть третья: плач Ярославны, возвращение князя Игоря из плена
До берегов Дуная с городской стены долетает громкий плач жены Игоря Ярославны, сокрушающейся о судьбе русского народа и тоскующей по мужу. «На заре в Путивле причитая, как кукушка раннею весной, Ярославна кличет молодая, На стене рыдая городской…»
Молодая девушка разговаривает и с ветром, упрекая, что он навсегда развеял радость, и с солнцем, светилом, которое отвернулось от войска князя, и с Днепром… Ярославной движет жажда увидеть мужа живым, соединиться с ним в хвалебной песне победы. И, как описывает автор, откликнулась природа. Спасся Игорь из половецкого плена, вернулся домой, и, согласно сюжету, как будто солнце появилось на небе. Возликовала русская земля, и полились радостные песни с Дуная, которые доносились до Киева, ведь чужеземцам победить русский народ невозможно, и именно эта мысль стала ключевой в сюжете легендарного «Слова о полку Игореве».
“Слово о полку Игореве” – краткое содержание произведения
5 (100%) 1 voter-book.club
Слово о полку Игореве | ЧТО ОЗНАЧАЕТ
Слово о полку Игореве — памятник древнерусской литературы
«Слово о полку Игореве» — памятник древнеславянской литературы, историческое произведение, в котором повествуется о неудачном походе Новгород-Северского князя Игоря против половцев, дается описание политического положения Киевской Руси ХII века, активно пропагандируется идея единства Руси ради защиты Отечества от врагов, критикуется эгоизм и своекорыстие удельных князей, ослабляющие древнерусское государство«Слово о полку Игореве» написано в Киеве в 1185 году
Краткое содержание «Слова о полку Игореве»
«Слово о полку Игореве» (перевод Н. Заболоцкого) имеет вступление, в котором автор упоминает Бояна — славного певца и сказителя о былых победах русичей. В первой части, состоящей из 20 глав, рассказывается о походе Игоря. Во второй части, имеющей 17 глав, автор говорит о разобщенности князей. Третья (8 глав) посвящена «плачу Ярославны» и побегу Игоря из плена
История «Слова о полку Игореве»
«Слово о полку Игореве» создано в Киеве в 1185 году. Рукопись произведения распространилась по всей Руси. Ей подражали современники; писатели ХIII века; цитировали в начале XIV-го; использовали, как образец, создатели повести о победе над Мамаем. Но затем рукопись затерялась и только в 1792 году была обнаружена в Ярославле в старинном сборнике. 20 лет учеными изучалась поэма, но во время пожара в Москве в 1812 году она сгорела. К счастью, с неё успели снять копию и опубликовать типографским способом в 1800 году.
Уровень культуры и образованности автора «Слово» поразил ученых XIX века до такой степени, что появились сомнения в его подлинности. «Слово о полку Игореве» называли кустом роз на ржаном поле. Однако тщательный анализ языка поэмы и имеющихся в ней половецких слов, произведенный лингвистами, показал, что русский язык «Слова» — подлинный язык XII века, а половецкие включения в текст «Слова», относились к вымершему тюркскому языку, ставшему известным ученым (благодаря находке в библиотеке поэта Петрарки латинско-половецко-персидского словаря) только в середине XIX века, уже после гибели рукописи «Слова».
Историческая основа «Слова о полку Игореве»
Князь Игорь и его воины
В ХI-ХII веках единое раннефеодальное государство Киевская Русь распалось на ряд мелких княжеств: Полоцкое, Смоленское, Волынское… В том числе обособилось от Киева Черниговское княжество. В 1140-1150 годах от него отделилась Северская земля с Новгородом на Десне, Путивлем, Рыльском, Курском на Сейме и Донцом (близ современного Харькова). В 1178 году князем Северским стал пра-правнук знаменитого киевского князя Ярослава Мудрого Игорь Святославич. Было ему тогда 28 лет. В те времена русичи и степняки-половцы не считали друг друга исконными врагами. Они периодически то воевали друг с другом, то заключали союзы — политические и даже кровные (Ярослав Черниговский был зятем половецкого хана Кончака). Вот и Игорь не видел крамолы в сотрудничестве с ними. В 1180 году он вместе с половцами воевал со Смоленским князем Давыдом Ростиславичем, затем с ханами Кончаком и Кобяком отвоевал киевский престол для Святослава Всеволодича, изгнав князя Рюрика Ростиславича. Рюрик не успокоился и разбил половцев, которыми командовал Игорь. «Игорь же видев Половце побежены, и тако с Кончаком вскочивша в лодью, бежа на Городец к Чернигову». А в 1183 году Игорь уже выступал против половцев. В тот год князья Киевский, Переяславский, Волынский, Галицкий со своими войсками разбили хана Кобяка в битве на реке Орели близ днепровских порогов. Игорь не участвовал в походе, но узнав о поражении половцев, предпринял вместе с братом Всеволодом удачный поход на половецкие становища по реке Мерлу, недалеко от города Донца.В 1185 году хан Кончак организовал масштабный поход на Русь, задействовав даже осадную артиллерию, но 1 марта потерпел поражение от киевских князей Святослава и Рюрика на реке Хорол, взявших большую добычу конями и оружием. В апреле Святослав одержал еще одну победу над половцами: было захвачено много пленных и коней. Игорь позавидовал удачам киевского князя и будто бы сказал своим боярам: «А мы что же, не князья, что ли? Пойдем в поход и себе тоже славы добудем!»
Поход князя Игоря на половцев. Кратко
- 1185, 23 апреля — Игорь выступил в поход
- 1185, 13 апреля — Дата выступления Игоря по другим источникам
Основой его войска был собственный полк и полк Всеволода из Курска: две дружины, полностью закованных в латы. Были ещё три полка легкой кавалерии, которыми командовали его сын Владимир путивльский, племянник Святослав Рыльский, галицкий князь Владимир Ярославич. В состав войска входил так же полк черниговского воеводы Ольстина Олексича
- 1185, 1 мая — войско Игоря подошло у рубежам Степи и стало свидетелем солнечного затмения. Игорь пренебрег знамением и двинулся дальше
- 1185, 10 мая — полкам Игоря повстречалось первое половецкое кочевье, мужское население которого от мала до велика заслонило собою кибитки, но было разбито
- 1185, 11 мая — войско Игоря встретилось у реки Каяла, где-то в Азовских степях, с основными силами половцев
Кончак схитрил. Сделав вид, что отступает, он увлек далеко в степь часть войска игоря во главе с Владимиром, Святославом и воеводой Олексичем. Раздробленное войско Игоря три дня рубилось с половцами (самая длительная битва русских с кочевниками. Куликовская битва и то продолжалась 9 часов), но было побеждено. Игорь и несколько князей и бояр попали в плен. За Игоря был назначен огромный выкуп — 2000 гривен — годовой доход Смоленского княжества, но…
- 1186, май — Игорь с соратниками сумел убежать из плена. Спустились к морю, и по Дунаю вернулись домой.
- 1185, лето — разгромив Игоря, половецкие силы двинулись на Русь
В те трагические дни особенно ярко проявилась феодальная раздробленность Руси. «Князья неохотно выступали против половцев. Ярослав Черниговский собрал войска, но не двигался на соединение со Святославом (киевским). Давыд Ростиславич Смоленский привел свои полки на Киевщину, но стал в тылу киевских полков, у Треполя, в устье Стугны, и отказывался выступать далее. А в это время Кончак осадил Переяславль; князь Владимир едва вырвался из боя, раненный тремя копьями. «Се половьци у мене, а помозите ми!» — послал он сказать Святославу. Святослав же и его соправитель Рюрик Ростиславич не могли немедленно двинуть свои силы, так как Давыд Смоленский готовился к возвращению домой. Пока шел этот недостойный торг с Давыдом, Кончак напал на Римов на Суле и половцы изрубили или полонили всех его жителей. Когда же соединенные полки Святослава и Рюрика форсировали Днепр, чтобы отогнать Кончака, Давыд ушел от Треполя и повернул вспять свои смоленские войска (Б. Рыбаков «Мир истории»)
- 1187 — брак сына Игоря Святославича Владимира с дочерью хана Кончака Свободой (была крещена в православие под именем Настасья)
Рассказывая о недостойном поведении князей перед опасностью иноземного завоевания, автор «Слова о полку Игореве» говорит о том, как стонет Русь, потому что «теперь стоят стяги Рюрика, а рядом — его брата Давыда, но по-разному развеваются их бунчуки, но по-разному поют их копья»
Автор «Слова о полку Игореве»
Автор «Слова о полку Игореве» неизвестен. Анализируя текст «Слова» ученые пришли к выводу, что он был не только поэтом, но образованейшим человеком, глубоко знавшим историю Руси, и скоре всего был свидетелем событий 1185 года.
Возможно автор «Слова», находясь при князе Святославе, провел это грозное лето 1185 года в стане русских войск между Каневом и Треполем, между Росью и Стугной, был свидетелем и приезда гонцов из осажденных городов, и рассылки гонцов за новыми «помочами», и трусливого вероломства Давыда под Треполем на Стугне… Ведь в этом разделе «Слова о полку Игореве» нет ни одного факта, который выходил бы за хронологические рамки тех нескольких месяцев, когда Святослав и Рюрик держали оборону на Днепре. Автор глубоко сожалел о гибели русских и не мог удержаться от горьких упреков в адрес Игоря. Игорь не герой «Слова», а лишь повод для написания патриотического призыва к единению
.
Исследователи «Слова о полку Игореве» предлагали в авторы его очень разных людей
- Галицкого премудрого книжника XIII века Тимофея
- Тимофея Рагуйловича
- Словутного (галицкого) певца XIII век Дмитрия
- Тысяцкого Рагуила Добрынича
- Неведомого придворного певца киевской княгини Марии Васильковны
- «милостника» великого князя Святослава Всеволодовича летописного Кочкаря
- Беловолода Прословича — воеводы князя Игоря
- Черниговского воеводу Ольстина Олексича
- Сафрония-рязанца — автора «Задонщины» (повести о победе над Мамаем)
Но все кандидатуры были по тем или иным причинам отвергнуты
«Он был худым, смуглым, с обострённым слухом и зрением; не любил жару, плохо переносил зной; был склонен к суевериям, придавал большое значение ужасам природы; но мыслил ясно, твёрдо – от факта, от реального события; любил тень, ветер,
(Поэт Игорь Шкляревский)
грозу, воду и поэзию воды. Человек высокого происхождения, охотник, ловчий, или «хоти» (оруженосец). Гражданин. Патриот.
Когда он писал «Слово», он был уже в летах (хотя и полон физических сил): этика того времени не позволила бы юноше так обращаться к старшим по возрасту и положению; утонувшего Ростислава он называет юным, Бориса – молодым. Самый точный его портрет: человек с ястребом или соколом на плече, но крыло птицы закрывает его лицо…»
Ещё статьи
chtooznachaet.ru
Анализ «Слово о полку Игореве» » Сочинения, ЕГЭ по литературе 2019
«Слово о полку Игореве» было найдено в начале 90-х годов XVIII века известным любителем и собирателем русских древностей А.И.Мусиным-Пушкиным.
Первое, очень краткое сообщение о «Слове» было сделано известным поэтом того времени М.М.Херасковым в 1797 году, во втором издании его поэмы «Владимир». Затем о «Слове» несколько более подробно сообщил Н.М.Карамзин.
С рукописи «Слова» были сняты копии: одна из них, предназначавшаяся для Екатерины II, дошла до нас. Кроме переписанного текста «Слова», екатерининский текст заключал в себе перевод, примечания и краткую справку о «Слове». В XVIII веке были сделаны еще и другие переводы, постепенно совершенствовавшие первый, в котором было много ошибок из-за явного непонимания древнерусского языка.
«Слово о полку Игореве» посвящено неудачному походу на половцев в 1185 году Новгород-Северского князя Игоря Святославича с немногими союзниками, походу, окончившемуся страшным поражением. Автор призывает русских князей сплотиться для отпора степи, совместными усилиями оборонять Русскую землю.
«Слово о полку Игореве» с гениальной силой и проникновенностью отразило в себе главное бедствие своего времени — недостаточность государственного единства Руси и, как следствие, слабость ее обороны от натиска степных кочевых народов, в быстрых набегах разорявших старые русские города, опустошавших села, угонявших в рабство население, проникавших в самую глубь страны, всюду несших с собою смерть и разрушение.
Общерусская власть киевского князя не исчезла еще полностью, но ее значение неудержимо падало. Князья уже не боялись киевского князя и стремились к захвату Киева, чтобы увеличить свои владения и использовать гаснущий авторитет Киева в своих интересах.
Однако идея единства Руси не умирает в XII веке. Она высказывается в летописях, провозглашается отдельными князьями, использующими ее популярность в своих эгоистических целях. Она реально поддерживается культурным единством русского народа, общностью русского языка на всей территории Русской земли, общностью народного творчества, судебных установлений, денежной системы — единых повсюду. Идея единства Руси продолжала существовать в народе.
Вот как происходили события похода храброго князя небольшого Новгород-Северского княжества Игоря Святославича. С небольшими силами, не сговорившись с киевским князем Святославом, Игорь Святославич Новгород-Северский очертя голову, «не сдержав юности», как о нем говорит летопись, отправился в далекий поход на половцев, замыслив дойти до берегов Черного моря и вернуть Руси далекую Тмутаракань, когда-то входившую в состав Черниговского княжества и находившуюся на месте нынешней Тамани.
Игорь отправился в поход ранней весной 1185 года Кроме самого Игоря Святославича, в походе участвовали его сыновья и князь Святослав Ольгович Рыльский В походе, у берегов Донца, войско Игоря застало затмение считавшееся на Руси предзнаменованием несчастья, но Игорь не поворотил коней. У Оскала к войску Игоря присоединился его брат Всеволод буй тур (это прозвище дает ему автор «Слова») — князь Курский и Трубчевский.
Застигнуть половцев врасплох, как рассчитывал Игорь, не удалось: неожиданно русские сторожа (разведчики) донесли, что половцы вооружены и готовы к бою. Сторожа советовали возвратиться. Но вернугься домой без победы Игорь счел позором и предпочел идти навстречу смерти.
Первое столкновение войск Игоря с половцами было удачным. Русские преследовали половцев, захватили обоз и пленных.
На следующий день с рассветом половецкие полки, подобно лесу («аки борова»), стали наступать на русских! Небольшое русское войско увидело, что оно собрало против себя всю Половецкую землю. Но и тут отважный Игорь не поворотил полков. Он произнес краткую ободряющую речь и приказал конным спешиться, чтобы пробиваться сквозь половецкие полки всем вместе — и конной княжеской дружине, и пешему ополчению из крестьян. Трое суток день и ночь медленно пробивался Игорь к Донцу со своим войском. В бою он был ранен. Отрезанные от воды, воины были истомлены жаждой.
На рассвете вспомогательные полки из осевших на Руси кочевников — так называемые ковуи — дрогнули. Игорь снял шлем, чтобы быть узнанным, поскакал за ними, чтобы их остановить, но не смог их задержать и отдалился от своего войска. На обратном пути, на расстоянии полета стрелы от своего полка, он был пленен половцами. Схваченный, он видел, как жестоко бьется его брат Всеволод. Поражение Игоря Святославича имело трагические последствия для всей Русской земли. Никогда еще до этого русские князья не попадали в плен к половцам. Половцы приободрились и с новой энергией ринулись на русские княжества. «Отворились ворота на Русскую землю», — по выражению летописца…
В плену Игорь пользовался относительной свободой и почетом. За него, как за раненого, поручился хан Кончак.
Половец Лавр предложил Игорю бежать. Игорь сперва отказался пойти «неславным путем», но вскоре ему стало известно, что возвращающиеся с набега на русский город Переяславль половцы, обозленные неудачами, собираются перебить всех пленных. Игорь решил бежать.
Время для бегства было выбрано вечернее, при заходе солнца. Игорь послал к Лавру своего конюшего, веля перебраться на ту сторону реки с поводным конем. Половцы, стерегшие Игоря, напились кумыса, играли и веселились, думая, что князь спит. Игорь перебрался через реку, сел там на коня и незамеченным проехал через половецкий стан.
Одиннадцать дней пробирался Игорь до пограничного города Донца, убегая от погони. Приехав в родной Новгород-Северский, он вскоре пустился в объезд — в Чернигов и в Киев, ища помощи и поддержки, и всюду был встречен с радостью.
Так рассказывают о походе Игоря Святославича летописи. В «Слове» же нет систематического рассказа о походе Игоря. Поход Игоря против половцев и поражение его войска — это для автора повод для глубокого раздумья о судьбах Русской земли, для страстного призыва объединиться и защитить Русь. Эта мысль — единение русских против общих врагов — и является главной мыслью произведения. Горячий патриот, автор «Слова» видит причину неудачного похода Игоря не в слабости русских воинов, а в князьях, которые не объединены, действуют порознь и разоряют родную землю, забывают общерусские интересы.
Автор начинает свой рассказ воспоминанием о том, как тревожно было начало похода Игоря, какими зловещими знаками — затмением солнца, воем волков по оврагам, лаем лисиц — он сопровождался. Сама природа как бы хотела остановить Игоря, не пустить его дальше.
Поражение войск Игоря автор не описывает подробно. В этом не было и необходимости, поскольку поражение Игоря было еще свежо в памяти у всех.
Поражение Игоря и его ужасные последствия для всей Русской земли как бы заставляют автора вспомнить о том, что еще недавно киевский князь Святослав с соединенными силами русских князей победил этих самых половцев. Он переносится мысленно в Киев, в терем Святослава, которому снится зловещий и непонятный сон. Бояре объясняют Святославу, что сон этот «в руку»: Игорь Новгород-Северский потерпел страшное поражение.
И вот Святослав погрузился в горькие думы. Он произносит «золотое слово», в котором упрекает Игоря и его брата, буй тура Всеволода, за то, что они ослушались его, не уважили его седин, одни, без сговора с ним, самонадеянно пошли на половцев.
Речь Святослава постепенно переходит в обращение самого автора ко всем виднейшим русским князьям того времени. Автор видит их могущественными и славными.
Но вот он вспоминает юную жену Игоря — Ярославну. Он приводит слова ее полного тоски плача по мужу и по его погибшим воинам. Ярославна плачет на городской стене в Путивле. Она обращается к ветру, к Днепру, к солнцу, тоскует и умоляет их о возвращении мужа.
Как бы в ответ на мольбу Ярославны прыснуло море в полночь, закружились смерчи на море: Игорь бежит из плена. Описание бегства Игоря — одно из самых поэтичных мест в «Слове».
Заканчивается «Слово» радостно — возвращением Игоря в Русскую землю и пением ему славы при въезде в Киев. Несмотря на то, что «Слово» посвящено поражению Игоря, оно полно уверенности в могуществе русских, исполнено веры в славное будущее Русской земли. Призыв к единению проникнут в «Слове» самой страстной, самой сильной и самой нежной любовью к родине.
«Слово о полку Игореве» — произведение письменное, а не устное. Как бы ни были в нем сильны элементы устной речи и народной поэзии, «Слово» все же писалось, и писалось как литературное произведение. «Слово» не запись устно произнесенной речи или спетой исторической песни. «Слово» было с самого начала написано его автором, хотя он и «слышал» все то, что он писал, проверяя на слух ритм, звучание, знал и использовал народную поэзию.
«Слово о полку Игореве» стало главным явлением не только литературы древней, но и новой — XIX и XX веков. Поэты не только переводили «Слово», но и использовали его образы в своих произведениях.
Опера А.П.Бородина «Князь Игорь» стала одним из любимейших произведений оперного слушателя. Сюжеты «Слова» широко использовались в живописи. «Слово» переводили Жуковский, Майков, Мей, подготовительные материалы к переводу оставил Пушкин. Работы о «Слове» выходят в разных странах мира. Его поэтические достоинства приобрели ценителей во всех странах мира. Оно стало явлением мировой поэтической культуры.
5litra.ru