Содержание

Разработка урока русского языка в 11 классе на тему : «Правила согласования подлежащего и сказуемого»

Тема: Правила согласования подлежащего и сказуемого

Цель: обобщить знания учащихся о главных членах предложения и способах их выражения; закрепить навыки правописания «не» с разными частями речи.

Образовательная задача: формирование орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.

Воспитательная задача: воспитание языковой и речевой культуры учащихся.

Развивающая задача: развитие мыслительных способностей и общего кругозора учащихся.

Эпиграф. Священное уменье говорить,

Произносить слова и строить фразу.

Как просто это: стоит рот открыть,

И чудо слова возникает сразу.

Е.Винокуров

Ход урока.

  1. Оргмомент.

  2. У доски: 1 уч-к разбирает эпиграф, 2-й проставляет ударения. Остальные в раздаточном материале (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) проставляют ударения. Самопроверка по слайду.

  3. Учитель. Слово – чудо. Эти слова Винокурова подтверждает и Паустовский (слайд). А ещё слова можно сравнить с кирпичиками, из которых строится дом. Два слова, связанных между собой по смыслу и грамматически – уже словосочетание, несколько слов, связанных друг с другом, и мы получаем предложение. А разговор наш сегодня пойдёт о трудностях связи слов в словосочетании и предложении. Эту связь определяют синтаксические нормы языка. А.С.Пушкин: «Грамматика не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи».

  4. Обратимся ко 2 –му заданию. Вам необходимо найти предложение с грамматической ошибкой. Проверка.

  5. Довольно часто возникают ошибки в управлении. Чем характеризуется подчинительная связь УПРАВЛЕНИЕ? Устно выполним задание 3.

  6. Известная фраза А.П.Чехова из рассказа «Жалобная книга» иллюстрирует распространенную ошибку, вызванную неправильным употреблением деепричастного оборота. В 4-м задании выберите правильное продолжение предложения с деепричастным оборотом.

1 вариант

1. Орфоэпическая разминка.

Бытие арахис газопровод дефис донельзя искра дремота христианин щавель.

2.  Укажите предложения с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1. Вы оплатили проезд в автобусе?

  2. Ученые хотели вникнуть и познать все тайны природы.

  3. Эти люди не теряли уверенности в успехе, даже в случае неудач.

4) Вопреки ожиданиям и установившимся правилам, было решено отменить дополнительные каникулы.

3. Раскройте скобки, поставив существительные в нужном падеже с предлогом или без него.

Беспокоиться (ребенок), тормозить (развитие), пойти (факультет), доступ (Интернет), оплатить (проезд), потребность (знания), скучать (вы), осудить (казнь), удивляться (результаты), контроль (выполнение), контролировать (ход лечения), участвовать (выборы), заплатить (квартира), уверенность (завтрашний день), рецензия (сочинение).

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Тщательно подготовившись к выступлению,

  1. речь оратора тем не менее должна напоминать импровиза­цию.

  2. в речи оратора должны быть удачные примеры, образы, юмор.

  3. у хорошего оратора речь образная, эмоциональная и в то же время логичная.

  4. оратор произнёс убедительную речь.

2 вариант

1. Орфоэпическая разминка.

Еретик закупорить сливовый жалюзи запломбировать

ивовый иконопись иначе столяр

2.  Укажите предложения с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1. Железнодорожный состав отправился в рейс согласно расписанию.

  2. В рассказе «Попрыгунья» Чехов осуждает прежде всего праздность.

  3. Одному из героев романа, ищущим смысла жизни, открывается путь к внутренней свободе.

  4. Кто бы ни приезжал в наш городок, все поражались чистоте и опрятности, в какой содержатся дворы, улицы, пристань.

3. Раскройте скобки, поставив существительные в нужном падеже с предлогом или без него.

Беспокоиться (ребенок), тормозить (развитие), пойти (факультет), доступ (Интернет), оплатить (проезд), потребность (знания), скучать (вы), осудить (казнь), удивляться (результаты), контроль (выполнение), контролировать (ход лечения), участвовать (выборы), заплатить (квартира), уверенность (завтрашний день), рецензия (сочинение).

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Создавая экологический прогноз, …

  1. учитывается состояние окружающей среды города.

  2. оформляйте его в виде карты со специальными обозначениями.

  3. требуются специальные знания.

  4. учеными обработан большой статистический материал.

7. Объяснение нового материала. Учащиеся заполняют таблицу (ПРИЛОЖЕНИЕ 2), опираясь на материал параграфа учебника. Затем выполняют задания на закрепление, размещенные под каждой таблицей.

Согласование подлежащего и сказуемого.

Чем выражено подлежащее

Форма сказуемого

1. Местоимение КТО, КТО-ТО,

КТО-НИБУДЬ, КТО-ЛИБО, КОЕ-КТО

Глагол –сказуемое ставится в форме м.р., ед.ч.

Кто это делал? Кое-кто хотел забыть случившееся.

2. В состав подлежащего входят слова НЕСКОЛЬКО, СТОЛЬКО, СКОЛЬКО, МНОГО, НЕМНОГО, МАЛО, НЕМАЛО

Сказуемое только в ед.ч.

Много людей хотело бы побывать на родине поэта.

Произошло немало событий, которые перевернули его жизнь.

3. В состав подлежащего входят собирательные существительные БОЛЬШИНСТВО, МНОЖЕСТВО, МЕНЬШИНСТВО, РЯД, ЧАСТЬ

Употребляется и ед.ч. и мн.ч. сказуемого.

Большинство студентов сдало (сдали) экзамены.

НО – если сказуемое стоит ПЕРЕД подлежащим, то используется форма только ед. ч:

Пришло множество гостей.

  1. Большинство делегатов уже (прибыло, прибыли) на международный конгресс.

  2. Кто-то из фигуристов, выступавших на последней Олимпиаде, (пытались, пытался) опротестовать решение судей.

  3. Уж много лет (прошли, прошло) со времени нашей встречи.

Чем выражено подлежащее

Форма сказуемого

Числ.+сущ.

Пять солдат отправилось в разведку. (по одиночке)

Пять солдат отправились в разведку. (Вместе)

Числ., оканчивающееся на один+сущ

В институт поступил пятьдесят один абитуриент.

(каждый отдельно)

Пятьдесят один участник обсудили проблему во время диспута. (вместе)

Числ.миллион, миллиард, тысяча

Тысяча человек каждый год отдыхала в санатории.

(Сказ. согл. в роде и числе.)

Миллион тюльпанов посажен на клумбе.

Сущ в и.п.+ сущ. в ТВ.п. с предлогом С

Брат с сестрой возвратились порознь.

(действие приписывается двум равноправным субъектам)

Вася с мамой пошел в школу. (подлежащим является только сущ в ИП, а ТВ.п выполняет роль дополнения)

Однородные подлежащие

Жара и засуха стояли более трёх недель.

Прямой порядок слов – мн.ч.)

Хорошо работала связь и комендантские службы. (обратный порядок – ед.ч.)

  1. В кружке «Юный лингвист» (занимается, занимаются) пять учеников.

  2. Это было крупное состязание, в котором (участвовал, участвовали) двадцать один спортсмен.

  3. Его спокойствие и простота обращения (удивило, удивили) Онегина.

  4. Мне (нравится, нравятся) его спокойствие и ровная речь.

  5. Коля с Петей (поступил, поступили) в одну и ту же школу.

8. Тренировочные упражнения.

9.Тест.

1.Укажите неправильный вариант.

А) Некоторая часть учителей нуждаются в серьёзном повышении квалификации.

Б) Большинство картин художников-передвижников были восприняты как гимн человеку.

В) Большое количество студентов и аспирантов института, состоящих в спортивных секциях, уже сдало нормативы.

Г) Ряд мер, направленных на укрепление дисциплины среди учащихся, принимается администрацией школы.

2. Укажите правильный вариант.

А) Большинство работ В.Е.Евгеньева-Максимова посвящены исследованию творчества Н.А.Некрасова.

Б) Глубокие знания на экзамене показали подавляющее большинство слушателей.

В) Ряд специалистов направлены на заводы Урала.

Г) На стенах висели несколько картин.

3. Укажите неправильный вариант.

А) Калитка заскрипела, несколько щенков дружно залаяло.

Б) Ещё несколько возможностей увеличить счёт футбольной игры не было использовано.

В) За короткий срок построен и сдан в эксплуатацию пятьдесят один промышленный объект.

Г) Немало военных преступников нашли себе приют в разных странах мира.

10. Редактирование.

На лицейском диспуте, посвященном «олбанскому» языку, были поставлены ряд вопросов. Тридцать один человек обсуждал проблему засорения языка. Часть обучающихся высказались в пользу «компьютерного сленга», однако контраргументы привели большинство присутствующих.

11. Подведение итогов урока. Рефлексия.

12. Домашнее задание.

Приложение1.

1 вариант

1. Орфоэпическая разминка.

Бытие арахис газопровод дефис донельзя искра дремота христианин щавель.

2.  Укажите предложения с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1. Вы оплатили проезд в автобусе?

  2. Ученые хотели вникнуть и познать все тайны природы.

  3. Эти люди не теряли уверенности в успехе, даже в случае неудач.

4) Вопреки ожиданиям и установившимся правилам, было решено отменить дополнительные каникулы.

3. Раскройте скобки, поставив существительные в нужном падеже с предлогом или без него.

Беспокоиться (ребенок), тормозить (развитие), пойти (факультет), доступ (Интернет), оплатить (проезд), потребность (знания), скучать (вы), осудить (казнь), удивляться (результаты), контроль (выполнение), контролировать (ход лечения), участвовать (выборы), заплатить (квартира), уверенность (завтрашний день), рецензия (сочинение).

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Тщательно подготовившись к выступлению,

  1. речь оратора тем не менее должна напоминать импровиза­цию.

  2. в речи оратора должны быть удачные примеры, образы, юмор.

  3. у хорошего оратора речь образная, эмоциональная и в то же время логичная.

  4. оратор произнёс убедительную речь.

2 вариант

1. Орфоэпическая разминка.

Еретик закупорить сливовый жалюзи запломбировать

ивовый иконопись иначе столяр

2.  Укажите предложения с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1. Железнодорожный состав отправился в рейс согласно расписанию.

  2. В рассказе «Попрыгунья» Чехов осуждает прежде всего праздность.

  3. Одному из героев романа, ищущим смысла жизни, открывается путь к внутренней свободе.

  4. Кто бы ни приезжал в наш городок, все поражались чистоте и опрятности, в какой содержатся дворы, улицы, пристань.

3. Раскройте скобки, поставив существительные в нужном падеже с предлогом или без него.

Беспокоиться (ребенок), тормозить (развитие), пойти (факультет), доступ (Интернет), оплатить (проезд), потребность (знания), скучать (вы), осудить (казнь), удивляться (результаты), контроль (выполнение), контролировать (ход лечения), участвовать (выборы), заплатить (квартира), уверенность (завтрашний день), рецензия (сочинение).

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Создавая экологический прогноз, …

  1. учитывается состояние окружающей среды города.

  2. оформляйте его в виде карты со специальными обозначениями.

  3. требуются специальные знания.

  4. учеными обработан большой статистический материал.

Приложение 2.

Согласование подлежащего и сказуемого.

Чем выражено подлежащее

Форма сказуемого

1. Местоимение КТО, КТО-ТО,

КТО-НИБУДЬ, КТО-ЛИБО, КОЕ-КТО

Глагол –сказуемое ставится в форме м.р., ед.ч.

Кто это делал? Кое-кто хотел забыть случившееся.

2. В состав подлежащего входят слова НЕСКОЛЬКО, СТОЛЬКО, СКОЛЬКО, МНОГО, НЕМНОГО, МАЛО, НЕМАЛО

Сказуемое только в ед.ч.

Много людей хотело бы побывать на родине поэта.

Произошло немало событий, которые перевернули его жизнь.

3. В состав подлежащего входят собирательные существительные БОЛЬШИНСТВО, МНОЖЕСТВО, МЕНЬШИНСТВО, РЯД, ЧАСТЬ

Употребляется и ед.ч. и мн.ч. сказуемого.

Большинство студентов сдало (сдали) экзамены.

НО – если сказуемое стоит ПЕРЕД подлежащим, то используется форма только ед. ч:

Пришло множество гостей.

  1. Большинство делегатов уже (прибыло, прибыли) на международный конгресс.

  2. Кто-то из фигуристов, выступавших на последней Олимпиаде, (пытались, пытался) опротестовать решение судей.

  3. Уж много лет (прошли, прошло) со времени нашей встречи.

Чем выражено подлежащее

Форма сказуемого

Пять солдат отправилось в разведку.

Пять солдат отправились в разведку.

В институт поступил пятьдесят один абитуриент.

Пятьдесят один участник обсудили проблему во время диспута.

Тысяча человек каждый год отдыхала в санатории.

Миллион тюльпанов посажен на клумбе.

Брат с сестрой возвратились порознь.

Вася с мамой пошел в школу.

Жара и засуха стояли более трёх недель.

Хорошо работала связь и комендантские службы.

  1. В кружке «Юный лингвист» (занимается, занимаются) пять учеников.

  2. Это было крупное состязание, в котором (участвовал, участвовали) двадцать один спортсмен.

  3. Его спокойствие и простота обращения (удивило, удивили) Онегина.

  4. Мне (нравится, нравятся) его спокойствие и ровная речь.

  5. Коля с Петей (поступил, поступили) в одну и ту же школу.

Согласование подлежащего и сказуемого.

Чем выражено подлежащее

Форма сказуемого

1. Местоимение КТО, КТО-ТО,

КТО-НИБУДЬ, КТО-ЛИБО, КОЕ-КТО

Глагол –сказуемое ставится в форме м.р., ед.ч.

Кто это делал? Кое-кто хотел забыть случившееся.

2. В состав подлежащего входят слова НЕСКОЛЬКО, СТОЛЬКО, СКОЛЬКО, МНОГО, НЕМНОГО, МАЛО, НЕМАЛО

Сказуемое только в ед.ч.

Много людей хотело бы побывать на родине поэта.

Произошло немало событий, которые перевернули его жизнь.

3. В состав подлежащего входят собирательные существительные БОЛЬШИНСТВО, МНОЖЕСТВО, МЕНЬШИНСТВО, РЯД, ЧАСТЬ

Употребляется и ед.ч. и мн.ч. сказуемого.

Большинство студентов сдало (сдали) экзамены.

НО – если сказуемое стоит ПЕРЕД подлежащим, то используется форма только ед. ч:

Пришло множество гостей.

Чем выражено подлежащее

Форма сказуемого

Числ.+сущ.

Пять солдат отправилось в разведку. (по одиночке)

Пять солдат отправились в разведку. (Вместе)

Числ., оканчивающееся на один+сущ

В институт поступил пятьдесят один абитуриент.

(каждый отдельно)

Пятьдесят один участник обсудили проблему во время диспута. (вместе)

Числ.миллион, миллиард, тысяча

Тысяча человек каждый год отдыхала в санатории.

(Сказ. согл. в роде и числе.)

Миллион тюльпанов посажен на клумбе.

Сущ в и.п.+ сущ. в ТВ.п. с предлогом С

Брат с сестрой возвратились порознь.

(действие приписывается двум равноправным субъектам)

Вася с мамой пошел в школу. (подлежащим является только сущ в ИП, а ТВ.п выполняет роль дополнения)

Однородные подлежащие

Жара и засуха стояли более трёх недель.

Прямой порядок слов – мн.ч.)

Хорошо работала связь и комендантские службы. (обратный порядок – ед.ч.)

Согласование подлежащего и сказуемого.

Чем выражено подлежащее

Форма сказуемого

1. Местоимение КТО, КТО-ТО,

КТО-НИБУДЬ, КТО-ЛИБО, КОЕ-КТО

Глагол –сказуемое ставится в форме м.р., ед.ч.

Кто это делал? Кое-кто хотел забыть случившееся.

2. В состав подлежащего входят слова НЕСКОЛЬКО, СТОЛЬКО, СКОЛЬКО, МНОГО, НЕМНОГО, МАЛО, НЕМАЛО

Сказуемое только в ед.ч.

Много людей хотело бы побывать на родине поэта.

Произошло немало событий, которые перевернули его жизнь.

3. В состав подлежащего входят собирательные существительные БОЛЬШИНСТВО, МНОЖЕСТВО, МЕНЬШИНСТВО, РЯД, ЧАСТЬ

Употребляется и ед.ч. и мн.ч. сказуемого.

Большинство студентов сдало (сдали) экзамены.

НО – если сказуемое стоит ПЕРЕД подлежащим, то используется форма только ед. ч:

Пришло множество гостей.

Чем выражено подлежащее

Форма сказуемого

Числ.+сущ.

Пять солдат отправилось в разведку. (по одиночке)

Пять солдат отправились в разведку. (Вместе)

Числ., оканчивающееся на один+сущ

В институт поступил пятьдесят один абитуриент.

(каждый отдельно)

Пятьдесят один участник обсудили проблему во время диспута. (вместе)

Числ.миллион, миллиард, тысяча

Тысяча человек каждый год отдыхала в санатории.

(Сказ. согл. в роде и числе.)

Миллион тюльпанов посажен на клумбе.

Сущ в и.п.+ сущ. в ТВ.п. с предлогом С

Брат с сестрой возвратились порознь.

(действие приписывается двум равноправным субъектам)

Вася с мамой пошел в школу. (подлежащим является только сущ в ИП, а ТВ.п выполняет роль дополнения)

Однородные подлежащие

Жара и засуха стояли более трёх недель.

Прямой порядок слов – мн.ч.)

Хорошо работала связь и комендантские службы. (обратный порядок – ед.ч.)

kopilkaurokov.ru

Проект- презентация «Нарушение связи между подлежащим и сказуемым»

Слайд 1

Презентация проекта по русскому языку на тему: «Нарушения связи между подлежащим и сказуемым» Выполнила: ученица 11 класса Оганесян Наташа Проверила учитель русского языка и литературы Хангуева Антонина Савельевна с.Корсук 2015г.

Слайд 2

Цели: 1.Углубить знания по теме « Нарушения связи между подлежащим и сказуемым» 2.Поупражняться в нахождении ошибок в согласовании подлежащего и сказуемого. 3.Упражняться в составлении тестов 4. Выработать навыки по составлению проекта

Слайд 3

Содержание: Норма и случаи нарушения в согласовании сказуемого с подлежащим Упражнения в нахождении и определении ошибок при согласовании подлежащего и сказуемого Тест

Слайд 4

при относительном местоимении кто сказуемое имеет только форму ед.ч.: Все, кто не сдал зачет, пришли на экзамен; Все, кто мог прийти , собрались в зале. Сказуемое может быть выражено формой ед.ч., если: — собирательное существительное не имеет при себе управляемых слов: Большинство согласилось с моим решением; — управляемое слово стоит в род.п. ед.ч.: Часть населения пришла без опоздания ; Согласование сказуемого с подлежащим

Слайд 5

Согласование сказуемого с подлежащим — а также при словах тысяча, миллион, миллиард : Миллион звонков пришел в редакцию; Тысяча книг поступила в школьную библиотеку; — при составных числительных, заканчивающихся на один: Тридцать один день прошел ; — при обозначении меры веса, пространства, времени: Прошло сто лет ;

Слайд 6

Согласование сказуемого с подлежащим — при словах тройка, сотня, пара, дюжина, десяток, масса, уйма, бездна, пропасть : При составлении текста телеграммы была сделана масса ошибок; — при наличии в составе подлежащего слов всего, лишь, только ( со значением ограничения ): В шахматный кружок записалось только семь человек . При наличии в составе подлежащего слов много, мало, немного, немало, столько, сколько преобладает форма ед.ч.: Много мыслей роилось в моей голове .

Слайд 7

Согласование сказуемого с подлежащим Сказуемое может быть выражено формой мн.ч., если: — при счетном обороте имеются слова все, эти или другие в роли определения: Все двадцать страниц переписаны заново; — при обратном согласовании, когда связка в именном сказуемом согласуется не с подлежащим, а с именной частью: Часть обоев были виниловые ;

Слайд 8

Согласование сказуемого с подлежащим — при подлежащем стоит придаточное определительное или обособленное определение: Часть тетрадей, проверенных ранее , лежали на окне; Часть тетрадей, которые я проверила ранее , лежали на окне; — главные члены предложения оторваны друг от друга или при одном подлежащем есть несколько сказуемых: На перемене бегали, прыгали, скакали, кричали несколько учеников; Большинство учеников в результате бурного обсуждения новой темы пришли к правильным выводам.

Слайд 9

Согласование сказуемого с подлежащим При подлежащем – вопросительном местоимении кто глагол-сказуемое может иметь форму ед.ч., а в прошедшем времени – м.р., независимо от числа производителей действия или принадлежности к полу (муж. или жен.): Кто из посетительниц Дома творчества записался в кружок английского языка? При неопределенных и отрицательных местоимениях некто, кто-то, никто и др. сказуемое должно стоять в форме ед.ч. (часто в форме прошедшего времени мужского рода): Никто , даже лучшие ученики, не получил высшего балла.

Слайд 10

Согласование сказуемого с подлежащим При подлежащем типа брат с сестрой сказуемое может иметь форму как ед., так и мн.ч. в зависимости от значения: Пришли бабушка с дедушкой. – Мальчик с мамой приехал . Если при этом присутствуют еще и слова вместе, совместно , то употребляется форма ед.ч.: Эту работу выполнял ученик совместно с родителями . При подлежащих – несклоняемых аббревиатурах иноязычного происхождения сказуемое может иметь форму ср.р.: НАТО решило (хотя НАТО – блок) объявить встречу стран, входящих в его состав.

Слайд 11

Согласование сказуемого с подлежащим Несклоняемые русские аббревиатуры согласуются по форме главного слова: ФСБ сделала заявление (главное слово – служба ). Если между подлежащими стоят разделительные или противительные союзы, то сказуемое ставится в ед.ч.: Не ты, но сестра моя виновата ; Восторг или ужас кажется вполне естественным в эти минуты.

Слайд 12

Найти и исправить ошибки: Ряд новых законопроектов отклонено Думой. Большая часть отзывов были положительными. Три картины номинировано на «Оскар». ЦСКА разгромила «Черноморец» со счётом 5:2. Дворянство перестали играть роль передового класса. Для Чацкого становится очевидным собственная неприязнь ко всем этим людям.

Слайд 13

Ключи: Ряд новых законопроектов отклонено (отклонён) Думой. Большая часть отзывов были (была) положительными (положительной). Три картины номинировано (номинированы) на «Оскар». ЦСКА (клуб) разгромила (разгромил) «Черноморец» со счётом 5:2. Дворянство перестали играть (перестало) роль передового класса. Для Чацкого становится очевидным (очевидной) собственная неприязнь ко всем этим людям.

Слайд 14

Тест Многие, кто бывал в Переяславле, знает, что этот город моложе Ростова, но его история тоже уходит в далёкое прошлое. Те, кто не отступает перед трудностями, всегда будет примером для подрастающего поколения. Те, кто при помощи фактов может доказать правильность собственного решения, не должен мириться с некомпетентностью других. Те, кто не изучает иностранный язык, лишен возможности читать в подлиннике шедевры мировой литературы. Все, кто написал рецензию на «отлично», дал глубокий анализ произведения и обосновал свою точку зрения.

Слайд 15

Тест Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы) Большинство студентов не сдали зачёт по риторике. Немного времени осталось до ЕГЭ. Двадцать один ученик закончил школу. Все, кто поедут на турнир по шашкам, записываются у тренера

Слайд 16

Что дала мне работа над проектом Я углубила знания по теме Поупражнялась в разборе ошибок в согласовании сказуемого с подлежащим Приобрела навыки по составлению проекта

Слайд 17

Источники: Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку/ С.А.Павлова- Москва «Просвещение»2009г. ЕГЭ. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты (36 вариантов)/ И.П.Цыбулько Москва «Национальное образование»,2015г. Речевые ошибки и их предупреждение / Ф.П. Сергеев / Волгоград «Учитель», 2010г.

nsportal.ru

Согласование главных членов предложения (презентация)

Documents войти Загрузить ×
  1. No category
advertisement advertisement
Related documents
Тест 023.05.11.026 Синтаксис. Пунктуация 1
Главные члены предложения. Подлежащее, сказуемое.
1.Составление дидактической сказки
Как лучше ориентироваться в тексте?
схема англ. предложения
Тема: Главные члены предложения. 5 класс Цели урока
Виды индивидуальных и групповых заданий
Погребицкая Е.М. Тест по членам предложения
Учитель: Баковеев В. Ю. Класс: 3-г МБОУ СОШ №20
сказуемое. Виды сказуемых
Скачать advertisement StudyDoc © 2018 DMCA / GDPR Пожаловаться

studydoc.ru

Презентация — Готовимся к ЕГЭ «Грамматические ошибки

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Готовимся к ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Малыгина Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 88 Санкт-Петербурга

Слайд 2

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым – ошибка, которую часто требуется определить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса.
Чаще всего ошибка проявляется в предложении следующим образом: - не совпадает число подлежащего и сказуемого; - не совпадает род подлежащего и сказуемого.

Слайд 3

Чтобы найти ошибку, нужно уметь определять подлежащее и сказуемое в предложении, а также знать основные правила:
Сказуемое должно быть согласовано с подлежащим, а не со второстепенными членами предложения. Если подлежащим является существительное мужского рода, обозначающее должность или профессию, то род сказуемого определяется из контекста. Если присутствует указание на женский пол, сказуемое должно быть женского рода, в противном случае – мужского. Если подлежащим является сложносокращенное слово, род сказуемого определяется главным словом из словосочетания. Местоимение «кто» употребляется с глаголом в единственном числе и мужском роде. Обособленный оборот не влияет на форму сказуемого. Если числительное является подлежащим и оканчивается на один, то сказуемое должно быть в единственном числе.

Слайд 4

Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение связи между подлежащим и сказуемым», и исправим их.
Ошибочно
Те, кто придут позже, займут свободные места.
Верно
Те, кто придет позже, займут свободные места.
Предложение является сложноподчиненным, состоящим из 2 частей: главная и придаточная. Основа главной части: те займут (подлежащее и сказуемое во множественном числе). Основа в придаточной части: кто придут (кто – в единственном числе, придут – во множественном числе). Связь между подлежащим и сказуемым нарушена, поэтому нужно поставить сказуемое «придут» в единственное число.

Слайд 5

Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение связи между подлежащим и сказуемым», и исправим их.
Ошибочно
Спор — это способ коллективного решения проблемы, при котором каждая из сторон претендуют на установление истины.
Верно
Спор — это способ коллективного решения проблемы, при котором каждая из сторон претендует на установление истины.
Предложение является сложноподчиненным, состоящим из 2 –х частей: главная и придаточная. Основа главной части: спор это способ (подлежащее и сказуемое в единственном числе). Основа в придаточной части: каждая претендуют (каждая – в единственном числе, претендуют – во множественном числе). И хотя в придаточной части речь идет о сторонах, которых несколько, слово «стороны» в родительном падеже не является подлежащим. Вместо него подлежащим является слово «каждая». Поэтому сказуемое «претендуют» нужно поставить в единственное число.

Слайд 6

Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение связи между подлежащим и сказуемым», и исправим их.
Ошибочно
Печать, в частности молодёжные журналы, уделяют много внимания вопросам культуры.
Верно
Печать, в частности молодёжные журналы, уделяет много внимания вопросам культуры.
Основа предложения: печать уделяют (печать – в единственном числе, уделяют – во множественном числе). Хотя в предложении есть обособленная часть «в частности молодёжные журналы» во множественном числе, она не влияет на число сказуемого. Связь между подлежащим и сказуемым нарушена, поэтому нужно поставить сказуемое «уделяют» в единственное число.

Слайд 7

Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение связи между подлежащим и сказуемым», и исправим их.
Ошибочно
Пятьдесят один строительный объект сданы в прошлом году.
Верно
Пятьдесят один строительный объект сдан в прошлом году.
Основа предложения: пятьдесят один объект сданы. Так как в подлежащем есть числительное, заканчивающееся на один, сказуемое должно быть в единственном числе, хотя в предложении речь идет о нескольких объектах. Поэтому нужно поставить сказуемое «сданы» в единственное число.

Слайд 8

Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение связи между подлежащим и сказуемым», и исправим их.
Ошибочно
Сухуми раскинулась на самом берегу моря.
Верно
Сухуми раскинулся на самом берегу моря.
Основа предложения: Сухуми раскинулась (Сухуми – это город, то есть слово мужского рода, раскинулась – женский род). Поэтому нужно поставить сказуемое «раскинулась» в мужской род.

Слайд 9

Источник: http://worksbase.ru/russkii/teoriya/169-narushenie-svyazi.html

lusana.ru

Некоторые случаи согласования в числе сказуемого с подлежащим — РУССКИЙ ЯЗЫК ТРАДИЦИОННАЯ СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ УРОКОВ 10-11 КЛАССОВ — разработки уроков — авторские уроки — план-конспект урока

Уроки (3-4). Некоторые случаи согласования в числе сказуемого с подлежащим

 

Цели: обобщить знания учащихся о главных членах предложения и способах их выражения; уметь определять грамматическую связь между главными членами; закрепить навыки правописания суффиксов -н- и -нн- в прилагательных и причастиях.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Проверяется задание 4 к упр. 227. (Учащиеся пишут текст упражнения под диктовку, затем организуется взаимопроверка работ.)

 

II. Работа по теме урока

Слово учителя

Язык называют одним, из самых удивительных орудий в руках человечества, но пользоваться им нужно умело, изучить все его особенности и секреты. А может ли любой из нас с уверенностью сказать, что в совершенстве овладел родным языком? Думается, что нет. И вот почему: чем больше мы осознаем богатство и величие русского языка, тем острее ощущаем необходимость совершенствовать свой стиль. Поэтому говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо не одно и то же. Надо каждый раз задумываться о том, как сделать свою речь богаче, выразительнее. Этому учит стилистика — наука об умелом выборе языковых средств, т. е. наука о художественной речи, правильной и благозвучной. А именно стилистические недочеты в школьных сочинениях и на вступительных экзаменах в вузы становятся главной причиной низких оценок. Тема нашего урока тоже поможет искоренению некоторых стилистических недочетов.

 

Анализ предложений

На доске предложение:

В кружке «Юный лингвист» занимается пять учеников.

— Какое окончание следует писать? (Допускается «занимается» и «занимаются». Обе формы приемлемы: в первом количество показывается как одно целое, т. е. совершение самостоятельного действия, а во втором подчеркивается раздельное его совершение.)

Вот два года моей жизни вычеркнуто. (М. Горький) Однако уже, кажется, одиннадцать часов пробило. (И. Тургенев)

“ При существительных лет, дней, часов и т. п. сказуемое (обычно со значением протекания времени) употребляется в форме единственного числа.

Три дома на вечер зовут. (А. Пушкин) В душе его боролись два чувства — добра и зла. (Л. Толстой)

При числительных два, три, четыре сказуемое обычно ставится в форме множественного числа.

Это было крупное международное состязание, в котором участвовал двадцать один представитель тринадцати стран мира. Ему исполнилось двадцать один год.

При составных числительных, оканчивающиеся на один, сказуемое, как правило, ставится в форме единственного числа. Возможны конструкции с формой среднего рода.

Как мало нас от битвы уцелело. (А. Пушкин) Сколько еще сказок и воспоминаний осталось в ее памяти? (М. Горький) Несколько пуль провизжало над моей головой. (М. Лермонтов)

При словах много, мало, немного, немало, сколько, несколько, столько сказуемое, как правило, ставится в единственном числе.

 

Слово учителя

Проделаем еще один небольшой эксперимент. Какое окончание подходит для глагола-сказуемого в предложении: Большинство делегатов уже прибыл., (прибыло или прибыли) на международный конгресс. Допустим оба варианта. Если в составе подлежащего имеется собирательное существительное с количественным значением (большинства, меньшинства, ряд, часть и т, п.), то сказуемое может ставиться и в форме единственного числа и в форме множественного числа. В первом случае перед нами грамматическое согласование (большинство прибыло), во втором — согласование по смыслу, при котором форма множественного числа глагола-сказуемого указывает на то, что производителем действия является не одно лицо, а какое-то их количество (большинство прибыли). Постановка сказуемого в форме множественного числа обычна в тех случаях, когда подлежащее обозначает одушевленный предмет, а сказуемое указывает на его активное действие; если же подлежащее обозначает неодушевленный предмет, а сказуемое — пассивное состояние, то оно ставится в форме единственного числа. Ср.: Большинство учеников нашего класса хорошо подготовились к экзаменам и Большинство названных книг издано сравнительно недавно.

Сказуемое ставится во множественном числе, если оно выражено именем прилагательным.

Большинство дверей были низки для его роста. (Л. Андреев) Какую конструкцию предпочтете: «Брат с сестрой уехал в деревню» или «Брат с сестрой уехали в деревню»? Оба варианта правильны, но по смыслу они не равноправны. В предложении «Брат с сестрой уехал в деревню» основным действующим лицом (подлежащим) является слово брат, слово сестра выступает в роли дополнения. Сравните:

И графиня со своими девушками пошла за ширмами оканчивать свой туалет. (А. Пушкин) После завтрака Сонечка вместе с Аксиньей занималась переборкой старых вещей. (Л. Толстой)

В предложении «Брат с сестрой уехали в деревню» оба лица равноправны в своих действиях, в роли подлежащего выступает сочетание «брат с сестрой». Сравните:

Через пять минут на опустевшей площади возле амбаров остались только Давыдов с Макаром. (М. Шолохов)

Сопоставьте еще два предложения, которые осложнены однородными подлежащими:

Его спокойствие и простота обращения удивили Оленина. (Л. Толстой) Мне нравится его спокойствие и ровная речь, прямая, веская. (М. Горький)

— В чем их особенность, различие? (В первом предложении прямой порядок слов, при котором сказуемое обычно стоит в форме множественного числа. Во втором — обратный порядок слов (сказуемое предшествует подлежащему), поэтому сказуемое используется в форме единственного числа.)

Однако при прямом порядке слов встречается сказуемое в единственном числе, а при обратном порядке — сказуемое во множественном числе. Например:

В лесу ночной порой и дикий зверь, и лютый человек, и леший бродит. (А. Пушкин) Гибли молодость, сила, здоровье. (И. Никитин)

Писатели, поэты используют эти стилистические возможности, при которых они руководствуются своим языковым чутьем и художественным вкусом. А мы всему этому должны учиться у мастеров художественного слова.

 

III. Закрепление изученного

— Допишите окончания, согласуя сказуемое с подлежащим, выделите грамматические основы:

1. На совещании был., представлен., пятнадцать стран, причем большинство их посланцев являл..сь депутатами парламентов.

2. Некоторая часть учителей сельских школ нуждается в серьезном повышении квалификации.

3. Ряд мер, направленных на укрепление дисциплины среди учащихся, принимается адм

compendium.su

8 класс Урок №25. Согласование подлежащего со сказуемым.

СОГЛАСОВАНИЕ ПОДЛЕЖАЩЕГО И СКАЗУЕМОГО.

Практикум по теме:

  1. Задание: поставить сказуемое в нужной форме.

1.Большинство студентов по всем вопросам повестки дня единодушно (поддержать) докладчика.

2. Большинство учителей школы (предъявлять) высокие требования к учащимся и (добиваться) глубоких знаний у учащихся.

3. Большинство рабочих, инженеров, служащих завода (высказаться) против кандидата.

4. На берегу (стоять) несколько верб.

5. Часть учеников (уехать) на соревнования.

6. Большинство ребят, живущих в нашем дворе, уже (отправиться) в поход

7. За коляской (бежать) четыре пса.

8. Над головой (просвистать) две пули.

9. Немало детей ежегодно (отдыхать) в различных оздоровительных центрах

  1. Задание: редактирование.

1. Немало интересных вопросов возникли при обсуждении нового кинофильма.

2. В центральном универмаге продаются много товаров.

3. Папа с маленькой дочкой ходили на концерт.

4. В шкафу лежат много интересных книг.

5. На протяжении веков крестьянство боролись против угнетения.

6. Детство и юность её прошло в купеческой семье

7. В деревне послышались топот и крики.

8. Большинство дверей было низко для его роста.

9. В кружке занимается пять учеников.

10. Большинство названных книг изданы недавно.

СОГЛАСОВАНИЕ ПОДЛЕЖАЩЕГО И СКАЗУЕМОГО.

Практикум по теме:

  1. Задание: поставить сказуемое в нужной форме.

1.Большинство студентов по всем вопросам повестки дня единодушно (поддержать) докладчика.

2. Большинство учителей школы (предъявлять) высокие требования к учащимся и (добиваться) глубоких знаний у учащихся.

3. Большинство рабочих, инженеров, служащих завода (высказаться) против кандидата.

4. На берегу (стоять) несколько верб.

5. Часть учеников (уехать) на соревнования.

6. Большинство ребят, живущих в нашем дворе, уже (отправиться) в поход

7. За коляской (бежать) четыре пса.

8. Над головой (просвистать) две пули.

9. Немало детей ежегодно (отдыхать) в различных оздоровительных центрах

  1. Задание: редактирование.

1. Немало интересных вопросов возникли при обсуждении нового кинофильма.

2. В центральном универмаге продаются много товаров.

3. Папа с маленькой дочкой ходили на концерт.

4. В шкафу лежат много интересных книг.

5. На протяжении веков крестьянство боролись против угнетения.

6. Детство и юность её прошло в купеческой семье

7. В деревне послышались топот и крики.

8. Большинство дверей было низко для его роста.

9. В кружке занимается пять учеников.

10. Большинство названных книг изданы недавно.

Итоговое тестирование по теме:

1.Подлежащее неправильно согласовано со сказуемым в предложении:

а) Несколько учеников подошли к письменному столу.

б) Большинство домов обветшало.

в) В узы поступили сорок один человек.

г) Движущей силой истории является народ.

2. Подлежащее правильно согласовано со сказуемым в предложении:

а) Молодёжь получают знания.

б) Он бал больной гриппом.

в) Никто из нас вначале не могли справиться с проблемой.

г) Слово взяла профессор Сергеева.

3.Найдите предложение с грамматической ошибкой:

а) Свет и тепло исходили от костра.

б) У тех, кто выбрали профессию врача, должно быть доброе сердце.

в) Часть станков была отправлена.

г) На столе стоит три подсвечника.

4.Найдите предложение без грамматической ошибки:

а) Сотня спортсменов разбежались по стадиону.

б) СМИ провело однодневную акцию протеста.

в) С тех пор миновало пять лет.

г) Его самолюбие, точнее эгоизм, неприятно поразили всех

Итоговое тестирование по теме:

1.Подлежащее неправильно согласовано со сказуемым в предложении:

а) Несколько учеников подошли к письменному столу.

б) Большинство домов обветшало.

в) В узы поступили сорок один человек.

г) Движущей силой истории является народ.

2. Подлежащее правильно согласовано со сказуемым в предложении:

а) Молодёжь получают знания.

б) Он бал больной гриппом.

в) Никто из нас вначале не могли справиться с проблемой.

г) Слово взяла профессор Сергеева.

3.Найдите предложение с грамматической ошибкой:

а) Свет и тепло исходили от костра.

б) У тех, кто выбрали профессию врача, должно быть доброе сердце.

в) Часть станков была отправлена.

г) На столе стоит три подсвечника.

4.Найдите предложение без грамматической ошибки:

а) Сотня спортсменов разбежались по стадиону.

б) СМИ провело однодневную акцию протеста.

в) С тех пор миновало пять лет.

г) Его самолюбие, точнее эгоизм, неприятно поразили всех


multiurok.ru

Конспект урока на тему: «Правила согласования подлежащего и сказуемого»

Конспект

урока русского языка в 8 классе

Правила согласования подлежащего и сказуемого

Цели: обобщить знания учащихся о главных членах предложения и способах их выражения; закрепить навыки правописания «не» с разными частями речи.

Образовательная задача: формирование орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.

Воспитательная задача: воспитание языковой и речевой культуры учащихся.

Развивающая задача: развитие мыслительных способностей и общего кругозора учащихся.

Эпиграф. Священное уменье говорить,

Произносить слова и строить фразу.

Как просто это: стоит рот открыть,

И чудо слова возникает сразу.

Е.Винокуров

Ход урока.

  1. Оргмомент.

  2. Учитель. Слово – чудо. Эти слова Винокурова подтверждает и Паустовский (слайд). А ещё слова можно сравнить с кирпичиками, из которых строится дом. Два слова, связанных между собой по смыслу и грамматически – уже словосочетание, несколько слов, связанных друг с другом, и мы получаем предложение. А разговор наш сегодня пойдёт о трудностях связи слов в словосочетании и предложении. Эту связь определяют синтаксические нормы языка. А.С.Пушкин: «Грамматика не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи».

3.  Укажите предложения с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1. Вы оплатили проезд в автобусе?

  2. Ученые хотели вникнуть и познать все тайны природы.

  3. Эти люди не теряли уверенности в успехе, даже в случае неудач.

4) Вопреки ожиданиям и установившимся правилам, было решено отменить дополнительные каникулы.

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Тщательно подготовившись к выступлению,

  1. речь оратора тем не менее должна напоминать импровиза­цию.

  2. в речи оратора должны быть удачные примеры, образы, юмор.

  3. у хорошего оратора речь образная, эмоциональная и в то же время логичная.

  4. оратор произнёс убедительную речь.

5.  Укажите предложения с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1. Железнодорожный состав отправился в рейс согласно расписанию.

  2. В рассказе «Попрыгунья» Чехов осуждает прежде всего праздность.

  3. Одному из героев романа, ищущим смысла жизни, открывается путь к внутренней свободе.

  4. Кто бы ни приезжал в наш городок, все поражались чистоте и опрятности, в какой содержатся дворы, улицы, пристань.

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Создавая экологический прогноз, …

  1. учитывается состояние окружающей среды города.

  2. оформляйте его в виде карты со специальными обозначениями.

  3. требуются специальные знания.

  4. учеными обработан большой статистический материал.

7. Объяснение нового материала.

Согласование подлежащего и сказуемого.

Чем выражено подлежащее

Форма сказуемого

1. Местоимение КТО, КТО-ТО,

КТО-НИБУДЬ, КТО-ЛИБО, КОЕ-КТО

Глагол –сказуемое ставится в форме м.р., ед.ч.

Кто это делал? Кое-кто хотел забыть случившееся.

2. В состав подлежащего входят слова НЕСКОЛЬКО, СТОЛЬКО, СКОЛЬКО, МНОГО, НЕМНОГО, МАЛО, НЕМАЛО

Сказуемое только в ед.ч.

Много людей хотело бы побывать на родине поэта.

Произошло немало событий, которые перевернули его жизнь.

3. В состав подлежащего входят собирательные существительные БОЛЬШИНСТВО, МНОЖЕСТВО, МЕНЬШИНСТВО, РЯД, ЧАСТЬ

Употребляется и ед.ч. и мн.ч. сказуемого.

Большинство студентов сдало (сдали) экзамены.

НО – если сказуемое стоит ПЕРЕД подлежащим, то используется форма только ед. ч:

Пришло множество гостей.

  1. Большинство делегатов уже (прибыло, прибыли) на международный конгресс.

  2. Кто-то из фигуристов, выступавших на последней Олимпиаде, (пытались, пытался) опротестовать решение судей.

  3. Уж много лет (прошли, прошло) со времени нашей встречи.

Чем выражено подлежащее

Форма сказуемого

Числ.+сущ.

Пять солдат отправилось в разведку. (по одиночке)

Пять солдат отправились в разведку. (Вместе)

Числ., оканчивающееся на один+сущ

В институт поступил пятьдесят один абитуриент.

(каждый отдельно)

Пятьдесят один участник обсудили проблему во время диспута. (вместе)

Числ.миллион, миллиард, тысяча

Тысяча человек каждый год отдыхала в санатории.

(Сказ. согл. в роде и числе.)

Миллион тюльпанов посажен на клумбе.

Сущ в и.п.+ сущ. в ТВ.п. с предлогом С

Брат с сестрой возвратились порознь.

(действие приписывается двум равноправным субъектам)

Вася с мамой пошел в школу. (подлежащим является только сущ в ИП, а ТВ.п выполняет роль дополнения)

Однородные подлежащие

Жара и засуха стояли более трёх недель.

Прямой порядок слов – мн.ч.)

Хорошо работала связь и комендантские службы. (обратный порядок – ед.ч.)

  1. В кружке «Юный лингвист» (занимается, занимаются) пять учеников.

  2. Это было крупное состязание, в котором (участвовал, участвовали) двадцать один спортсмен.

  3. Его спокойствие и простота обращения (удивило, удивили) Онегина.

  4. Мне (нравится, нравятся) его спокойствие и ровная речь.

  5. Коля с Петей (поступил, поступили) в одну и ту же школу.

8. Тренировочные упражнения.

9.Тест.

1.Укажите неправильный вариант.

А) Некоторая часть учителей нуждаются в серьёзном повышении квалификации.

Б) Большинство картин художников-передвижников были восприняты как гимн человеку.

В) Большое количество студентов и аспирантов института, состоящих в спортивных секциях, уже сдало нормативы.

Г) Ряд мер, направленных на укрепление дисциплины среди учащихся, принимается администрацией школы.

2. Укажите правильный вариант.

А) Большинство работ В.Е.Евгеньева-Максимова посвящены исследованию творчества Н.А.Некрасова.

Б) Глубокие знания на экзамене показали подавляющее большинство слушателей.

В) Ряд специалистов направлены на заводы Урала.

Г) На стенах висели несколько картин.

3. Укажите неправильный вариант.

А) Калитка заскрипела, несколько щенков дружно залаяло.

Б) Ещё несколько возможностей увеличить счёт футбольной игры не было использовано.

В) За короткий срок построен и сдан в эксплуатацию пятьдесят один промышленный объект.

Г) Немало военных преступников нашли себе приют в разных странах мира.

10. Редактирование.

На лицейском диспуте, посвященном «олбанскому» языку, были поставлены ряд вопросов. Тридцать один человек обсуждал проблему засорения языка. Часть обучающихся высказались в пользу «компьютерного сленга», однако контраргументы привели большинство присутствующих.

11. Подведение итогов урока.

Список использованной литературы

  1. Д.Э. Розенталь. Справочник по правописанию и литературной правке. – М: Айрис Пресс, 1999

7

kopilkaurokov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *