Алексей Константинович Толстой краткая биография

Толстой Алексей Константинович, граф (1817 — 1875) русский писатель, поэт, прозаик, драматург.

Граф Толстой Алексей Константинович родился 24 августа 1817 г. в Санкт-Петербурге. Мать Анна Алексеевна Перовская, отец- граф Константин Петрович Толстой.

Брак по неизвестным причинам не сложился, сразу после рождения ребенка супруги разошлись. Мать с маленьким Алексеем уехала в Черниговскую губернию.
Окруженный украинской природой, в имениях матери, а потом в имении ее брата, писателя Алексея Перовским (псевдоним Антоний Погорельский) провел Толстой свое детство. Перовский заменил Алексею отца, старался привить племяннику любовь к искусству, творчеству, всячески поощрял его первые поэтические опыты. Алексей Константинович получил хорошее домашнее образование.

С шести лет Алексей Толстой выучился читать, полюбил стихи, заучивал их наизусть и уже сам пробовал писать. В возрасте десяти лет, вместе с родными путешествует за границу. Яркие, впечатления вызвала у Толстого Италия. Толстой входил в детское окружение будущего наследника престола, юного Александра II.

В 1834 был зачислен студентом в Московский архив Министерства иностранных. С 1837 года он служил в русской миссии в Германии, в 1840 году получил службу в Петербурге при царском дворе.

В 1843 году — придворное звание камер-юнкера. Толстой продолжает часто ездить заграницу, много путешествовать по России.

В 1840-е Толстой написал ряд баллад и лирических стихотворений «Колокольчики мои, «Ты знаешь край, где все обольем дышит», «Курган».

В мае 1841 опубликована отдельной книгой мистическая повесть «Упырь», под псевдонимом «Краснорогский» (от названия имения Красный Рог).

Толстой в месте с своими двоюродными братьями Жемчужниковыми создает цикла юмористических стихотворений, образ Козьмы Пруткова, в 1854 году под коллективным псевдонимом Кузьмы Пруткова.

В 1851 года Толстой знакомится с Софьей Андреевной Миллер (урождённая Бахметева 1827—1892).  Брак был официально оформлен в 1863 году.

В 1856 году, Александр II назначил Толстого флигель-адъютантом а за тем егермейстером. Но службой Толстой тяготился, выражал нежелание продолжать заниматься нелюбимым делом. В 1861 году Толстой добился отставки, жил в деревне под Петербургом или в Черниговской губернии.

В 1862 опубликовал драматическую поэму «Дон Жуан .» В 1867 году вышел первый сборник его стихотворений. В своих произведениях много внимания уделяет эпохе древнего Киева и Новгорода, эпохе Ивана Грозного.

Это роман “Князь Серебряный” (начат в 1840 опубликован в 1863 году), драматическая трилогия: “Смерть Иоанна Грозного” (1866), “Царь Федор Иоаннович” (1868) и “Царь Борис” (1870).

Во всех произведениях Толстого чувствуется его любовь к родной земле, к её великому прошлому, её богатому народному творчеству.

В возрасте 58 лет Алексей Толстой 28 сентября (10 октября н.с.) 1875 скончался в имении Красный Рог Черниговской губернии.

В данной статье содержится краткая биография Алексея Константиновича Толстого.

Рекомендовано к прочтению:

ulybajsya.ru

Доклад — Алексей Константинович Толстой. Очерк жизни и творчества

Коровин В. Л.

Он родился в С.-Петербурге 24 августа (5 сентября) 1817 г. от непродолжительного брака представителей двух знатных фамилий – Толстых и Разумовских.

Отец, граф Константин Петрович Толстой, брат известного художника Федора Толстого, передал ему графский титул (Лев Толстой по этой линии доводился поэту троюродным братом), а мать, Анна Алексеевна Перовская, и ее родственники –значительное состояние (она была побочной дочерью графа Алексея Кирилловича Разумовского, сына последнего украинского гетмана, а фамилию получила от его подмосковной деревни Перово).

Практически сразу после рождения сына родители разошлись. Мать увезла шестинедельного младенца в Малороссию к своему брату Алексею Алексеевичу Перовскому (1787–1836), знаменитому впоследствии литератору (он прославился как автор фантастических повестей под псевдонимом Антоний Погорельский). В его имении Погорельцы Черниговской губернии прошли первые детские годы будущего поэта. Дядя, заменивший ребенку отца, много и усердно занимался его воспитанием, всячески поощряя его художественные наклонности, и, между прочим, специально для него сочинил известную сказку «Черная курица, или Подземные жители» (1829). Сказка была с моралью и говорила о скромности, приличествующей одаренному мальчику.

В 1826 г. Толстой был представлен ко двору и выбран товарищем для игр наследника престола, будущего императора Александра II. Летом 1827 г. десятилетний Толстой с дядей и матерью побывал в Германии, посетив, в частности, Веймар, и играл на коленях у самого Гёте. В С.-Петербурге, где они обосновались по возвращении из-за границы, он также оказался в окружении литераторов, друзей Перовского (в его доме юному Толстому часто приходилось видеть А.С.Пушкина, А.А.Дельвига, В.А.Жуковского, П.А.Вяземского, И.А.Крылова и др.).

1831 г. – опять же с дядей и матерью – Толстой путешествовал по Италии, посетив Венецию, Милан, Флоренцию, Рим и Неаполь. «…В каждом из этих городов, – вспоминал он позднее, – росли во мне мой энтузиазм и любовь к искусству, так что по возвращении в Poccию я впал в настоящую «тоску по родине», в какое-то отчаяние, вследствие которого я днем ничего не хотел есть, а по ночам рыдал, когда сны меня уносили в мой потерянный рай». Это путешествие описано в дневнике Толстого за 1831 г. – первом его сохранившемся литературном опыте, опубл. в 1905 г.; его провожатыми и собеседниками в Италии были С.А.Соболевский, приятель Пушкина, С.П.Шевырев, состоявший учителем при детях княгини З.А.Волконской, и живописец К.П.Брюллов, который позднее, в 1836 г., напишет портрет Толстого – с ружьем и собакой.

В 1834 г. Толстой был зачислен «студентом» в Московский архив министерства иностранных дел, а в 1835 г. в Московском университете выдержал экзамен на чин (сдал экзамены «из предметов, составляющих курс словесного факультета, для получения ученого аттестата на право чиновников первого разряда»). Попытка сразу выйти в отставку, чтобы заняться исключительно искусством, встретила противодействие Перовского, и, чтобы не огорчать любимого дядюшку, Толстой смирился и продолжал числиться в архиве. В июле 1836 г. бездетный Перовский скончался на руках племянника, оставив ему огромное состояние – более трех тысяч душ в Черниговской губернии (управление имениями взяла на себя мать, так что забот у наследника не прибавилось).

В начале 1837 г. Толстой был сверх штата приписан к русской дипломатической миссии во Франкфурте-на-Майне, но почти сразу выхлопотал себе отпуск и два года провел в путешествиях по Германии, Италии и Франции (и, между прочим, неоднократно встречался с Гоголем, занятым тогда сочинением «Мертвых душ»). К этому времени относятся две написанные по-французски фантастические повести: «La famille du vurdalak» («Семья вурдалака», опубл. 1884) и «Le rendez-vous dans trois cent ans» («Встреча через триста лет», опубл. 1912).

В 1840 г., по возвращении в С.-Петербург, Толстой был произведен в коллежские секретари и перемещен «младшим чиновником» во II отделение императорской канцелярии, занимавшееся составлением различных законов и указов, а в 1843 г. стал еще камер-юнкером, т.е. у него появились и придворные обязанности. Служба его мало занимала, однако, благодаря влиятельным родственникам, он быстро рос в чинах (титулярный советник, 1842; коллежский асессор, 1845; надворный советник, 1846; коллежский советник, 1852) и придворных званиях (церемониймейстер, 1851).

В 1840-е гг. Толстой вел жизнь светского человека. Литературные его занятия не были систематическими и носили подчеркнуто дилетантский характер. Стихов он тогда совсем не печатал, хотя сочинялись они во множестве, только одно стихотворение – «Бор сосновый в стране одинокой стоит…» – появилось без подписи в 1843 г. Причиной тому была, вероятно, не только скромность автора, но и равнодушие публики к поэзии в те годы, а опубликованные им за десятилетие прозаические сочинения можно пересчитать по пальцам. Самое значительное – фантастическая повесть «Упырь» (1841), появившаяся за подписью «Красногорский» и заслужившая одобрение В.Г.Белинского (это был литературный дебют Толстого). Результатом поездки в 1841 г. в Оренбургскую губернию (там губернатором был другой его дядя, В.А.Перовский) стали небольшие охотничьи очерки «Два дня в Киргизской степи» (1842) и «Волчий приемыш» (1843). Данью манере модных писателей «натуральной школы», увлекавшихся воссозданием «типов» российской общественной жизни, стал очерк «Артемий Филиппович Бервенковский» (1845) – о чудаковатом помещике-изобретателе. Наиболее оригинальна повесть из времен римских христианских мучеников «Амена» (1846), появившаяся с подзаголовком «Отрывок из романа „Стебловский“» (о самом романе нет никаких сведений).

В столичном обществе Толстой имел репутацию шутника и проказника, разделяя ее со своими двоюродными братьями Жемчужниковыми – Александром, Алексеем и Владимиром. В соавторстве с Алексеем Жемчужниковым Толстой сочинил пародийный водевиль «Фантазия», со скандалом провалившийся на сцене Александринского театра в январе 1851 г. Император Николай I расценил водевиль как глупую шутку, да и в журналах его единодушно бранили. Один Аполлон Григорьев со свойственной ему чуткостью понял намерение авторов, скрывшихся за инициалами Y и Z: «Здесь только доведено до нелепости и представлено в общей картине то, что по частям найдется в каждом из имеющих успех водевилей. Пародия гг. Y и Z не могла иметь успеха потому, что не пришел еще час падения пародируемых ими произведений».

Позднее «Фантазия» вошла в число сочинений Козьмы Пруткова. Пародийная «маска» этого глубокомысленного литератора и чиновника Пробирной палатки сложилась как раз в 1851 г. совместными усилиями Толстого и Алексея и Владимира Жемчужниковых. «Досуги» Козьмы Пруткова впервые появились в журнале «Современник» в 1854 г., а его «Полное собрание сочинений» было составлено Владимиром Жемчужниковым уже в 1884 г. В сочинениях Козьмы Пруткова Толстому принадлежат около десятка стихотворений и множество афоризмов, впрочем, будущей славы коллективного детища он не предвидел и всерьез к этой шуточной продукции не относился. Из позднейших юмористических сочинений Толстого, появившихся под собственным его именем, наиболее значительны «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» (1868; опубл. 1883) и «Сон Попова» (1873; опубл. 1878).

Зимой 1850/1851 гг. у Толстого завязался роман с Софьей Андреевной Миллер, женой конногвардейского полковника. Вскоре она ушла от мужа, и с этого момента с нею связана вся последующая жизнь поэта. Благодаря его положению при дворе и дружбе с наследником престола, сомнительная связь с замужней женщиной не имела для него неприятных последствий, однако муж Софьи Андреевны долго не давал ей развода, и брак ее с Толстым был заключен только в 1863 г. Вся его любовная лирика, начиная с 1851 г., адресована исключительно ей (в т.ч. посвященный их первой встрече романс «Средь шумного бала, случайно…», 1851, опубл. 1856).

Во время Крымской войны Толстой добровольцем вступил в армию. Летом 1854 г. он сформировал отряд для отражения предполагаемой высадки английского десанта на балтийском побережье. В марте 1855 г. был зачислен в стрелковый полк ротным командиром в звании майора. После военной подготовки в декабре 1855 г. присоединился к полку под Одессой, но принять участие в боевых действиях не успел, поскольку вскоре заболел тифом. Оправился от болезни он только летом 1856 г., когда война закончилась. Тем же летом с Софьей Андреевной совершил путешествие по Крыму, в результате которого явился поэтический цикл «Крымские очерки» (опубл. 1856–1859).

В августе 1856 г. состоялась коронация Александра II, и Толстой был назначен флигель-адьютантом. Вскоре, из-за нежелания оставаться на военной службе, он стал егермейстером (начальником егерей царской охоты). Новый император неоднократно пытался возвысить друга детства и привлечь к государственной деятельности (в частности, осенью 1856 г. Толстого назначили делопроизводителем в «Секретный комитет о раскольниках»), но амбиции политика, а тем более чиновника у поэта решительно отсутствовали. К тому же он переживал творческий подъем и уже вполне осознал свое призвание.

В 1850-е гг. написано подавляющее большинство лирических стихотворений Толстого. В 1854–1856 гг. они регулярно печатались на страницах некрасовского «Современника». Прежде как поэт никому неизвестный, Толстой получил признание в литературных кругах, в особенности среди славянофилов: уже в первых его опубликованных стихотворениях – «Колокольчики мои…», «Ты знаешь край, где все обильем дышит…», «Ой, стоги, стоги…» – прочитывалась тема единства славянского мира. А.С.Хомяков, К.С.Аксаков, И.С.Аксаков находили в его стихах русский «склад ума» и «формы русские» (в особенности им нравились стилизации народных песен, такие, например, как «Ходит Спесь, надуваючись…», 1856).

Разошедшись с Н.А.Некрасовым и его «Современником», принимавшим все более радикальное направление, Толстой с 1857 г. новые стихотворения стал отдавать в «Русскую беседу», издаваемую И.С.Аксаковым. Здесь появились его первые поэмы: «Грешница» (1858) и «Иоанн Дамаскин» (1859). В последней присутствовали автобиографические мотивы. Толстой неоднократно просил уволить его от службы, но встречал сопротивление людей, искренне его любящих и желающих ему добра, в т.ч. самого императора. Так и в его поэме Иоанн Дамаскин, «любимый калифом», окруженный «почетом и лаской», просит отпустить его «на волю»:

О государь, внемли! мой сан,

Величье, пышность, власть и сила,

Все мне несносно, все постыло.

Иным призваньем я влеком,

Я не могу народом править:

Простым рожден я быть певцом,

Глаголом вольным Бога славить!

В толпе вельмож всегда один,

Мученья полон я и скуки;

Среди пиров, в главе дружин

Иные слышаться мне звуки;

Неодолимый их призыв

К себе влечет меня все боле –

О, отпусти меня, калиф,

Дозволь дышать и петь на воле!

В том же 1859 г. Толстой все-таки добился бессрочного отпуска, а в 1861 г. – полной отставки. С этого момента, за исключением заграничных поездок (Франция и Англия, лето 1860; Германия, осень 1862 – весна 1863; Италия, декабрь 1863; Германия, лето 1864 и январь 1868), он почти все время проводит в двух своих имениях – Пустынька под С.-Петербургом и Красный Рог в Черниговской губернии. В оживленных литературных и общественных дискуссиях 1860-х гг. он практически не участвует, если не считать нескольких сатирических стихотворений с ядовитыми выпадами против «нигилистов»: «Поток-богатырь», «Порой веселой мая…», оба 1871, и др. Большая часть тогдашней публики считала Толстого сторонником «искусства для искусства», что было не вполне основательно. Просто он был убежден, что «назначение поэта – не приносить людям какую-нибудь непосредственную выгоду или пользу, но возвышать их моральный уровень, внушая им любовь к прекрасному».

В ситуации острого конфликта между славянофилами и западниками, либералами и революционерами, «отцами» и «детьми», среди смертельно враждующих между собою журнальных «партий» Толстой пытался сохранить независимость и великодушие к противнику. Свою позицию он ясно – и не без вызова – обозначил в стихотворении «Двух станов не боец, но только гость случайный…» (1858, опубл. 1867):

Двух станов не боец, но только гость случайный,

За правду я бы рад поднять мой добрый меч,

Но спор с обоими досель мой жребий тайный,

И к клятве ни один не мог меня привлечь;

Союза полного не будет между нами –

Не купленный никем, под чье б ни стал я знамя,

Пристрастной ревности друзей не в силах снесть,

Я знамени врага отстаивал бы честь!

Однако Толстой не был равнодушным созерцателем общественной смуты и своих не самых «передовых» – по меркам 1860-х гг. – взглядов не скрывал. Его повышенный интерес к русской истории, в особенности к эпохе Иоанна Грозного и Бориса Годунова, диктовался желанием осмыслить не только прошлое, но и настоящее России и угадать ее будущее.

Несмотря на свою независимость (а может, и благодаря ей), Толстой имел возможность печататься в разных журналах, и литературная его судьба складывалась в целом благополучно. В 1862 г. журнале М.Н.Каткова «Русский вестник», пользующемся репутацией крайне консервативного издания, появились драматическая поэма «Дон Жуан» и исторический роман «Князь Серебряный», задуманный еще в конце 1840-х гг. В 1867 г. вышел первый (и единственный при жизни) сборник стихотворений Толстого. Но настоящую славу ему принесли исторические трагедии – главный и, казалось, не очень своевременный его труд в 1860-х годах. В «Отечественных записках» была напечатана «Смерть Иоанна Грозного» (1866), в «Вестнике Европы» – «Царь Федор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1870). Почти сразу они были поставлены на сцене (за исключением «Царя Федора Иоанновича», которому зато потом будет суждена блестящая сценическая судьба) и получили европейское признание (на премьере «Смерти Иоанна Грозного» в Веймаре в 1868 г. Толстой присутствовал лично; перевод на немецкий был осуществлен Каролиной Павловой при участии автора).

По завершении «драматической трилогии» Толстой обратился к лиро-эпическим жанрам. В 1869–1875 гг. написана большая часть его баллад и поэмы «Дракон» (1874) и «Портрет» (1875).

Последним его произведением стала историческая драма «Посадник», действие которой происходит в Великом Новгороде в XIII в. Работа над ней началась сразу по окончании драматической трилогии в 1870 г., но завершить ее поэт не успел (были закончены три действия из четырех; последнее известно в пересказе Д.Н.Цертелева).

28 сентября (10 октября) 1875 г. Толстой скончался на 48-м году жизни в Красном Роге от передозировки морфия, который употреблял для облегчения страданий от астмы, грудной жабы и невралгии с тяжелыми головными болями. Похоронен он там же, вместе с ненадолго пережившей его Софьей Андреевной, в склепе у Успенской церкви.

www.ronl.ru

Толстой Алексей Константинович — биография

Граф, русский поэт, писатель и драматург.

Алексей Константинович Толстой родился 24 августа (5 сентября) 1817 года в Санкт-Петербурге в семье графа Константина Петровича Толстого. Родители развелись вскоре после его рождения, Алексея воспитывал дядя по матери А. А. Перовский, известный писатель, печатавшийся под псевдонимом «Антоний Погорельский».

Раннее детство А. К. Толстой провел в имении дяди в Черниговской губернии, получил хорошее домашнее образование. С 10-летнего возраста он выезжал за границу, в 1831 году совершил путешествие по Италии. А. К. Толстой принадлежал к детскому окружению наследника престола, будущего императора Александра II.

В 1834 году А. К. Толстого определили «студентом» в московский архив Министерства иностранных дел. В 1836 году он сдал экзамен за курс словесного отделения в Московском университете. В 1837-1840 годах граф служил в русской миссии при германском сейме во Франкфурте-на-Майне. С 1840 года он находился на придворной службе в Санкт-Петербурге. В 1843 году граф получил чин камер-юнкера, был флигель-адъютантом Александра II, затем егермейстером.

В 1840-х годах начал раскрываться литературный талант А. К. Толстого. Его первая публикация — фантастическая повесть «Упырь» (1841), напечатанная под псевдонимом «Краснорогский» — была сочувственно встречена В. Г. Белинским. С 1854 года А. К. Толстой печатал в «Современнике» стихи и литературные пародии от имени вымышленного Козьмы Пруткова (в соавторстве с А. М. и В. М. Жемчужниковыми). В конце 1850-х годов граф сотрудничал в славянофильской «Русской беседе», затем в «Русском вестнике» и «Вестнике Европы».

В 1850-1860-х годах А. К. Толстой получил известность как лирик и автора баллад. Многие его лирические стихотворения, опубликованные в это время, приобрели широкую популярность («Колокольчики мои», «Ты знаешь край, где все обильем дышит» «Где гнутся над омутом лозы» и др.).

В 1861 году А. К. Толстой вышел в отставку с придворной службы и сосредоточился на литературных занятиях. Им были опубликованы драматическая поэма «Дон Жуан» (1862), исторический роман «Князь Серебряный» (1863), историческая трилогия — трагедии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868), «Царь Борис» (1870). Он жил преимущественно в своей усадьбе «Пустынька» на берегу реки Тосны под Санкт-Петербургом (не сохранилась) или в имении Красный Рог в Мглинском уезде Черниговской губернии (ныне в Почепском районе Брянской области). В 1860-1870-х годах граф много времени проводил в Европе (Италия, Германия, Франция, Англия).

В 1867 году вышло свет первое собрание стихотворений А. К. Толстого. В последнее десятилетие жизни граф писал баллады («Роман Галицкий», «Боривой», «Илья Муромец», «Садко» и др.), поэмы, лирические стихи.

Последние годы жизни А. К. Толстой тяжело страдал от расстройства нервов, облегчая боль приемами морфия. Он умер 28 сентября (10 октября) 1875 года в имении Красный Рог вследствие ошибочного введения большой дозы морфия. Граф был похоронен в фамильном склепе Успенской церкви села Красный Рог.

Творчество А. К. Толстого, проникнутое любовью к здоровой земной жизни, русской природе и родине, отразило движение русской литературы от романтизма к реализму, достижения которого сказались в ясности и точности изображения природы, в верности и глубине раскрытия душевных переживаний. Лирические стихотворения А. К. Толстого отличаются простотой и задушевностью. Многие из них представляют собой как бы психологические новеллы в стихах («Средь шумного бала, случайно…», «То было раннею весной»). Более 70 его стихотворений положено на музыку русскими композиторами — Н. А. Римским-Корсаковым, П. И. Чайковским, М. П. Мусоргским, А. Г. Рубинштейном, С. И. Танеевым и другими.

www.bankgorodov.ru

Биография Алексея Толстого — РИА Новости, 05.09.2017

В 1834 году он был зачислен в Московский архив Министерства иностранных дел, затем был на дипломатической службе в Германии.

В 1843 году получил звание камер-юнкера.

Литературным творчеством Толстой занимался с раннего возраста: с шести лет писал стихи, рассказы и фантастические повести. В 1840-е годы начал работу над историческим романом «Князь Серебряный» (окончен в 1861 году).

В 1841 году он под псевдонимом «Краснорогский» опубликовал повесть «Упырь», на которую обратил внимание и написал рецензию литературный критик Виссарион Белинский.

В этот период были написаны стихотворения: «Курган», «Ты знаешь край, где все обильем дышит…», «Колокольчики мои», «Благовест», «Где гнутся над омутом лозы», «Дождя отшумевшего капли» и др. Некоторые из них были опубликованы в журнале «Современник».

В 1850-1860-х годах Алексей Толстой вместе с двоюродными братьями Алексеем и Владимиром Жемчужниковыми публиковал в «Современнике», «Свистке» и других журналах сатирические стихи, небольшие пьесы и анекдоты под псевдонимом «Козьма Прутков».

В 1851 году в Александрийском театре была поставлена комедия «Фантазия», написанная Алексеем Толстым совместно с Алексеем Жемчужниковым.

В мае 1851 года Толстому было присвоено звание церемониймейстера двора.

Во время Крымской войны, в 1855 году, Алексей Толстой хотел вступить в ряды ополчения, но не смог из-за болезни. В 1856 году, во время коронации, Александр II назначил Толстого флигель-адъютантом, а затем, когда Толстой не захотел продолжить военную службу, егермейстером.

В 1861 году принял окончательное решение уйти в отставку с государственной службы и полностью посвятить свое время литературной деятельности.

С 1861 по 1871 год были изданы наиболее значительные произведения Алексея Толстого: драматическая поэма «Дон Жуан» (1862), исторический роман «Князь Серебряный» (1863), баллады «Садко», «Роман Галицкий» и др. В эти годы была опубликована трилогия, включающая в себя трагедии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иванович» (1868) и «Царь Борис» (1870).

После выхода в отставку жил в своих имениях, уделяя мало внимания хозяйству, и постепенно разорился. Последние годы жизни тяжело болел.

10 октября (28 сентября по старому стилю) 1875 года Алесей Толстой скончался, был похоронен в имении Красный Рог Черниговской губернии (сейчас Брянская область).

3 сентября 1967 года в усадьбе Алексея Толстого в Красном Роге был открыт музей, в котором ежегодно проводится Всероссийский праздник поэзии «Серебряная лира».

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

 

ria.ru

Толстой Алексей Константинович

Толстой Алексей Константинович

ТОЛСТОЙ Алексей Константинович родился [24.VIII(5.IX).1817, Петербург] — поэт.

Родители (мать — А. А. Перовская, отец — К. П. Толстой) после рождения сына разошлись.

Детство провел в имениях матери — в Черни­говской губернии, а затем ее брата — Алексея Перовского (Антоний Погорельский), известного прозаика 20—30-х гг., который стремился привить племяннику любовь к искусству, развить воображение, мечтательность, вскоре превратившаяся в ярко выраженную склонность к поэзии. Много содействовала этому природа, воздух и вид лесов, которые мальчик очень любил. Дядя посвящал много времени воспитанию и образованию будущего поэта. Уже с шестилетнего возраста он начал «марать» бумагу написанием стихов.

Для любимого племянника была написана сказка «Черная курица, или Подземные жители» (Антоний Погорельский).

Благодаря частым поездкам, как по России, так и за границу с мамой и дядей Алексей Константинович уже с детских лет был знаком с Гёте, А.Пушкиным, К.Брюлловым

В 1834 определен «студентом» в Мос­ковский архив министерства иностранных дел.

В 1835 держал экзамены в Москов­ский университет по «курсу наук словесного фа­культета для получения ученого аттестата на право чиновников первого разряда».

С 1837 служил в русской миссии во Франкфурте-на-Майне.

С 1838-39 живёт и работает заграницей – Италии, Франции, Германии, где пишет свои первые рассказы:

«Семья вурдалака»,

«Встреча через триста лет», на французском языке, к великому сожалению опубликованы были только через несколько лет после смерти писателя.

В 1840 перевелся во 2-е отделение канце­лярии, ведавшее вопросами законода­тельства.

В 1841 напечатана первая фантастическую по­весть «Упырь», затем много лет дописывавшаяся и превратившаяся в роман.

В 1840-х гг. был начат исто­рический роман из эпохи Ивана Грозного «Князь Серебряный», напечатанный лишь в 1863 году, при жизни автора он выдержал три издания. Был переведён на французский, немецкий английский, польский, и итальянский языки.

В 1843 пишет «Волчий приёмыш».

В 1846 написано произведение « Амена».

В 1850 написана комедия «Фантазия» (совместно с А.Жемчужниковым).

08.01.1851 в Александровском театре состоялась премьера, закончившаяся большим провалом с последующим запрещением постановки.

С 1854, начал сотрудничество с «Современником» напечатал несколько стихотворений и пер­вая серия произведений Козьмы Прут­кова, часть которых также принадлежит перу поэта.

В 1855 поступил майором в стрелковый полк, однако на войне поэту побывать не пришлось: во время стоянки полка под Одессой он заболел тифом. После оконча­ния Крымской войны назначен флигель- адъютантом.

Сотрудничая с журналом «Русская беседа» в разные годы печатает поэмы: «Грешница» (1858),

«Иоанн Дамаскин» (1859),

«Алхимик» (1867),

«Портрет» (1874),

«Дракон» (1875).

Служебные обязанности все более тяготили его, но только в 1861 уда­лось добиться отставки. Поэт поселился в деревне: жил то в своем имении под Петербургом — Пустыньке, то в далеком от столицы Красном Роге. В течении долгого времени сотрудничая с журналами «Вест­ник Европы» и «Русском вест­нике» в разные года были напечатаны следующие произведения поэта:

«Князь Серебряный» конец1840-е — 1861,

«Дон Жуан» (1862) драматическая поэма,

трилогия «Борис Годунов» в трёх самостоятельных драмах «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868), «Царь Борис» (1870) при жизни поэта, в 1867, была поставлена лишь «Смерть Иоанна Грозного».

«Посадник» (1870-71) драма.

Во 2-й половине 60-х гг. и в 70-х гг. вернулся к балладе и создал ряд ярких образцов этого жанра. Лирика занимает теперь в его творчестве гораздо меньшее место, чем раньше.

В этот период жизни написано значительное количество сатир, которые, к сожалению, при жизни писателя не были напечатаны, а распространялись лишь в списках.

 

Алексей Константинович отрицательно относился к револю­ционному движению и революционной мысли 60-х гг., с которыми боролся, однако, не с официозных позиций. Его пись­ма и юмористические стихи пестрят злыми насмешками над министрами и другими представителями высшей бюрократии, он негодовал на цензурный произвол, дея­тельность III отделения и пр. Несмотря на давнее, с детских лет, знакомство с поэтом, Александр II не считал его вполне своим человеком. Когда в 1858 учреждался негласный комитет по делам печати, он отверг предложение включить в него писателей, в том числе Алексея Константиновича: «Ни на одного из них нельзя положиться». Поэт неодно­кратно защищал писателей от репрессий и преследований.

В 1864 писатель предпринял даже попытку смягчить судьбу Черны­шевского. На вопрос царя, что делается в литературе, он ответил, что «русская литература надела траур по поводу несправедливого осуждения Чернышевского». Александр II не дал ему догово­рить: «Прошу тебя, Толстой, никогда не напоминать мне о Чернышевском». Ника­ких результатов разговор не принес, однако в обстановке все более сгущав­шейся реакции, когда и многие либералы высказывали полное удовлетворение расправой с Чернышевским, это был акт не­сомненного мужества. Оппозиционные на­строения Алексея Константиновича не делали его либералом, сто­ронником буржуазных реформ. В отличие от русских либералов-западников он оце­нивал весьма скептически буржуазную Европу. Однако неприятие и критика ее, иногда меткая, опирались у него на идеал, обращенный не в будущее, а в прошлое (идеализация «рыцарского мира» и прочие). Аналогичный характер имеет отношение Толстого к русскому историческому прошло­му. Московское царство было для него воплощением ненавистного деспотизма и власти бюрократии, оскудения и паде­ния политического влияния аристокра­тии. Русскому централизованному государству XVI в. автор противопоставлял Ки­евскую Русь и Новгород, с их широкими международными связями, свободными нравами и обычаями, отсутствием деспотиз­ма и косности. Романтик в своих социаль­но-политических и исторических взглядах, Алексей Константинович не имел определенной политической программы. Его деятельность может быть охарактеризована в общем как аристократическая оппозиция. Здесь источник лирической грусти по поводу оскудения его «доблестного рода» («Шумит на дворе непогода…»), его выпадов против рево­люционного лагеря, но здесь же источник его ненависти к полицейскому государ­ству, его своеобразного гуманизма и сво­бодомыслия.

Его эстетические взгляды сложились под воздействием романтических теорий: ис­кусство — мост между земным миром и «мирами иными», иррациональность, независимость от злобы дня — вот черты подлинного искусства.

Поэтическая прак­тика поэта также во многом связана с романтизмом. В концепции мира романтиков искусство играло первостепенную роль, тема художника, вдохновения нередко фигурировала в их произведениях. Автор рисует состояние вдохновения как некий экстаз или полусон, во время которого поэт сбрасывает с себя все связи с ок­ружающим его миром социальных отно­шений.

Другой мотив поэзии Толстого также восходит к одному из положений романтической философии — о любви как некоем мировом начале. В соответствии с этим Алексей Константинович превратил Дон Жуана в подлинного романтика: Дон Жуан ищет в любви то чувство, которое помогает проникнуть в «чудесный строй законов бытия, явлений всех сокрытое начало». Этот мотив нашел свое отражение и в ли­рике.

Еще более существен общий эмо­циональный тон лирики, для значитель­ной части которой характерно романти­ческое томление, неудовлетворенность земной действительностью и тоска по бес­конечному. Однако наряду с созерцательностью и примиренностью в лирике Толстого зву­чат и другие настроения. Поэт ощущает в себе не только любовь, но и гнев и горь­ко сожалеет об отсутствии у него непре­клонности и суровости. Он просит бога выжечь из его души «ржавчину покоя» и «прах бездействия». Несмотря на влечение к «мирам иным», в творчестве поэта исключительно сильна привязанность ко всему земному, любовь к родной природе и тонкое ощущение ее красоты. Тяготение к «земной пластичности», живописности, «сочности картин» (В. Брюсов) характеризует многие лирические стихотворения, бал­лады и былины. Важно в этом отношении воздействие Пушкина на некоторые пей­зажные стихотворения поэта, сказавшееся в точности и ясности деталей, без нарочи­той недоговоренности, имеющей место в других его вещах.

Особенно привлекает Алексея Константиновича оживающая и расцветающая весенняя природа, могущественное воздействие ко­торой на душу человека исцеляет от ду­шевных противоречий и боли и сообщает голосу поэта радостное, оптимистическое звучание. Любовные стихотворения создают у читателя впечатление, что перед ним нечто вроде лирического дневника, передающего характер и историю взаимо­отношений между героями.

Образ люби­мой женщины в лирике, более конкретен и индивидуален, он, отразил в своем творчестве движение передовой русской литературы по реалистическому руслу. Образ женщины про­никнут чистотой нравствен­ного чувства и подлинной человечностью; в стихах отчетливо звучит мотив облагораживающего действия любви. Поэти­ческая сила и обаяние лирики в непосредственности чувства, задушевности тона, подчас даже в детской наивности восприятия.

В произведениях песенного жанра Толстой продолжал тради­ции конца XVIII — первых десятилетий XIX в. (И. И. Дмитриев, Нелединский- Мелецкий, Мерзляков, Дельвиг и другие). Но и не ограничивался имитацией лю­бовных песен. Его песни наделены чертами стилизации. Он часто приукрашивал то, что в подлинной народной песне более резко и естественно.

Первые опыты поэта, относящиеся к жан­ру баллады,— это «ужасные» баллады в духе Жуковского и аналогичных запад­ных образцов. Но уже в 40-х гг. вполне складывается у него жанр исторической баллады и былин:

«Курган» 1840-е,

«Князь Ростислав»,

«Василий Шибанов»,

«Князь Михайло Репнин»,

«Ночь перед приступом»,

«Правда» 1858,

«Старицкий воевода»,

«Змей Тугарин» 1867,

«Песня о Гаральде и Ярославне» 1869,

«Три побоища»,

«Песня о походе Владимира на Корсунь»,

«Гакон слепой» 1870,

«Роман Галицкий»,

«Боривой»,

«Ругевит»,

«Ушкуйник»,

«Поток- богатырь» 1871,

«Илья Муромец»,

«Сватовство»,

«Алёша Попович»,

«Садко» 1872,

«Канут»,

«Слепой» 1873.

Былины и баллады Алексея Константиновича — произведения, близкие по своим жан­ровым особенностям, поэт не про­водил между ними резкой грани. Ряд сатир с вполне точным адресом («Поток-богатырь» и другие) облечен им в форму былины; их непосредственная связь с современ­ностью не вызывает сомнений. Но в боль­шинстве случаев связь истории с совре­менностью обнаруживается лишь в соот­ношении с социально-политическими и историческими взглядами поэта.

В «Змее Тугарине» «сквозит современность».

«Три побоища» и «Песня о Гаральде и Ярославне» — это не случайные, мимолетные зарисовки, а свое­образное выражение исторических представлений поэта. В основе их лежит мысль об отсутствии национальной замкнуто­сти в древней Руси и ее широких между­народных связях. Баллады явля­ются результатом размышлений поэта над современной русской жизнью и над про­шлым России. Обращение к былинам вызвано тем, что в них поэт справедливо видел яркое отражение национальных черт русского народа и его потенциаль­ных возможностей.

Лучшая из былин — «Илья Муромец». В «дедушке Илье» есть черты подлинного народного богатыря, «мужика неприхотливого». Некоторые другие образы его былинных богатырей и ге­роев (например, Алеша Попович) несколько стилизованы в романтическом духе. Од­нако и эта стилизация связана в извест­ной степени с социальной позицией поэта, с противопоставлением идеального про­шлого неприемлемому для него скучному и антиэстетическому настоящему.

Основ­ным историческим источником баллад и драматической трилогии является «Ис­тория государства Российского» Н. М. Ка­рамзина, хотя поэт и не разделял его историко-политической концепции. Ка­рамзин был для него историком-художником. Исторические процессы и факты поэт рассматривал с точки зрения моральных норм, которые казались ему одинаково применимыми и к далекому прошлому, и к сегодняшнему дню, и к будущему. В его произведениях борются не столько социально-исторические силы, сколько моральные и аморальные личности. Психологизация исторических деятелей и их поведения часто осуществляется в балла­дах не при помощи углубленного психоло­гического анализа, как в драмах, а пу­тем простого переключения исторической темы в план общечеловеческих пережи­ваний, хотя на самые эти переживания поэт иногда только намекает.

Трагедии Алексея Константиновича не принадлежат к бес­страстным воспроизведениям прошлого. Самый выбор эпохи, общие его размышления о социальных силах, действовавших в русской истории, о судьбах и роли монархической власти в России тесно свя­заны с его отрицательным отношением к абсолютизму и бюрократии. Размышле­ния и взгляды писателя, не делавшие его, разумеется, республиканцем и тем более революционером, были далеки от офи­циозных точек зрения. Основные проблемы трагедий заключены в образах их главных героев и сформулированы самим поэтом в дидактических концовках. Расшатывающий государство деспотизм Ива­на Грозного, бесхарактерность и слабо­волие замечательного по своим душевным качествам, тоскующего о правде человека, но совершенно неспособного правителя Федора, преступление Бориса Годунова, приведшее его на трон и сводящее на нет всю его государственную мудрость, — вот темы пьес, составивших трилогию. Через всю трилогию проходит тема борьбы самодержавия с боярством.

В трагедиях, историко-политическая тема разрешается в морально-психологической плоскости. Наи­более яркой является вторая трагедия. Глубокая оригинальность и человечность отличают весь образ Федора. Внутренний мир его героев не исчерпывается господством какой-нибудь одной абстрактной, не­изменной страсти; герои Толстого — живые, конкретные люди; они наделены индиви­дуальными особенностями и эмоциями.

Не только в поэзии, но и в прозе писателя исторической теме предшествовали темы фантастические. Его рассказы конца 30-х — 1-й половины 40-х гг. связаны и с мо­тивами «страшного» (или «готического») романа.

Лучший из них — «Упырь», начатый еще в 40-х гг., был напечатан лишь в 1862 отдельной книгой под псевдонимом Краснорогский (от названия имения — Красный Рог). Он принадле­жит к романам вальтер-скоттовского типа, получившего распространение в русской литературе 30-х гг., и был воспринят как явление запоздалое, архаическое. Подлинным центром романа является, по замыслу писателя, «изображение общего харак­тера целой эпохи и воспроизведение по­нятий, верований, нравов и степени обра­зованности русского общества во вторую половину XVI столетия».

Алексей Константинович не решил во всем объеме задачу воссоздания жизни городской и деревенской Руси. Он односторонне изобразил и Ивана Грозного. Но эта односторон­ность (как и в других его произведениях) была вызвана не только социальными сим­патиями Толстого, но и противоположной одно­сторонностью, апологетическими оцен­ками историков, которые оправдывали из­лишнюю, не вызванную необходимостью жестокость Грозного и то обстоятельство, что народ терпел от него не меньше, чем от бояр. И образ Грозного, и изображение опричнины пронизаны ненавистью к дес­потизму, насилию, унижению человечес­кой личности. Благодаря своей благород­ной тенденции и занимательности «Князь Серебряный» в течение многих десятиле­тий был одной из любимых книг юноше­ства.

Сатиры писателя направлены, против демократического лагеря, и — против правительственных кругов. Борьба поэта с бюрократическими верхами и официозной идеологией была борьбой внутри господствующего класса. Социальная позиция поэта давала ему возможность видеть многие безобразные явления современной ему русской жизни. Поэтому он и смог соз­дать такую замечательную сатиру, как «Сон Попова».

Это собирательный портрет бюрократа 60—70-х гг., грими­рующегося под либерала. Речь министра, наполненная внешне либеральными утверждениями, из которых, однако, не­льзя сделать никаких практических выво­дов,— верх сатирического мастерства писателя.

В сатире высмеян и министр, и всесильное III отделение, известное, как язвительно пишет поэт, своим «праведным судом». Сентиментальная и ласковая речь полковника из III отде­ления, быстро переходящая в угрозы, донос Попова и прочие — все очерчено яркими реалистическими красками.

«История государства Российского от Гостомысла до Тимашева», знаменита злыми характеристиками рус­ских монархов. Толстой обращается к тем историческим явлениям, которые продолжали свое су­ществование в русской жизни.

Вся сати­ра Алексея Константиновича повернута к современности. Глав­ный прием, при помощи которого поэт осу­ществляет свой замысел, состоит в том, что о князьях и царях говорит, упот­ребляя чисто бытовые характеристики, а исторические события описывает наро­чито обыденными выражениями.

В разные годы жизни поэтом так же написано много стихотворений.

Особо следует отметить стихотворения, в которых хорошо передан народный юмор. В одном из них

— «У приказных ворот собирался народ…» — ярко выражены презрение и ненависть народа к обираю­щим его приказным.

— «Ой, как Волга-матушка да вспять побежала!» — стремление — «приказных побоку да к черту», тоска народных масс по лучшей доле, их мечта о том, чтобы «голодный всякий день обе­дал».

Большая часть стихотворений посвящена Родине, которую поэт безмерно любил:

«Бор сосновый в стране одинокой стоит;…» 1843,

«Колокольчики мои, цветики степные!…» 1840-е,

«Ты знаешь край, где всё обильем дышит, …»,

«Пустой дом» 1849,

«Край ты мой, родимый край,…» 1856,

«Лишь только один я останусь с собою,…»,

«Одарив весьма обильно…» 1869 и многие другие.

В 1867 вышел единственный издан­ный Толстым сборник стихотворений.

Самостоятельно и в сотрудничестве с Жемчужниковыми Алексей Константинович написал несколь­ко блестящих пародий, развенчиваю­щих эстетизм, уход от действительности в иллюзорный мир, тягу к внешней экзотике и известных как сочинения Козьмы Пруткова. Другие прутковские вещи Толстого А.К. имеют в виду не литературу, а явления современной ему действительности: чино­почитание и погоню за орденами, темные стороны царской армии.

Умер — [28.1Х(10.Х). 1875], Красный Рог Черниговской губернии.

www.znaniy.com

Доклад — Толстой Алексей Константинович

А. Грушкин

Толстой Алексей Константинович, граф (1817—1875) — поэт, драматург и беллетрист. Раннее детство провел на Украине, в имении своего дяди А. Перовского, писателя, известного в 20-х гг. под псевдонимом Погорельский. Получил домашнее воспитание, был близок к придворной жизни. Много путешествовал по России и за границей, с 1836 служил в русской миссии во Франкфурте, в 1855 участвовал в севастопольской кампании. Умер в своем черниговском поместьи. Несмотря на блестящую придворную карьеру (был флигель-адъютантом Александра II, потом егермейстером), Т. в своем творчестве отразил фрондерские настроения славянофильского оттенка. Конфликты Т. с Александром II на почве борьбы за личную независимость поэта, за освобождение его от придворных уз нашли отражение в «Илье Муромце» («государыне-пустыне поклонюся вновь»), в «Садко», где в аллегорической форме едко осмеивается царский двор, а также и в декларативной поэме «Иоанн Дамаскин», прославляющей уход поэта из великолепного дворца калифа («отпусти меня, калиф, дозволь дышать и петь на воле»). Корни этого вольнолюбия Т. лежат глубоко в прошлом. Он всячески поэтизирует Киевскую Русь, противопоставляемую абсолютизму как якобы антиславянскому в своей основе, «татарскому» началу («Змей-тугарин», «Поток-богатырь»). Славянофилы 40—50-х гг. возводили в культ московский период русской истории. Т. был убежден, что и московский период был извращением истинно славянского духа. Иван Грозный именно как истребитель боярских родов и создатель бюрократического государства символизирует в глазах Т. злое начало в русской истории. Обращаясь к русской истории, Т. превращал в героев всех борцов за реставрацию феодальных вольностей («Князь Михайло Репнин», «Василий Шибанов»), зло издеваясь над ревнителями централизма не только в историческом плане, но и в злободневных откликах (см. напр. стих. «Единство», бичующее Каткова), и в то же время еще более яростно отвергая политически прогрессивные, буржуазно-демократические течения («Поток-богатырь», «Баллада с тенденцией»). Поэтическая продукция Т. — это, во-первых, баллады из древнерусской (иногда древнескандинавской) жизни с резко выраженной героической тематикой, во-вторых — ряд лирических произведений, преимущественно отражающих тягу к природе, к примитивным жизненным впечатлениям. Следует отметить, что и в балладах Т. героическая эпичность сочетается с жизнерадостным биологизмом, с любовным проникновением в жизнь птиц, животных и растений, с которой так гармонирует эмоциональный мир излюбленных героев Т. Герой баллад Т. — как правило — рисуется в облике мужественного, полнокровного и грубого варвара. В культ возводятся физическая сила, мужество, несокрушимое здоровье. Жизнерадостный биологизм, опьянение ярью «веселого месяца мая», под воздействием которой «в лугах поют стрекозы, в лесах поют ручьи», а княжеским дочерям «не шьется, хоть иглы изломай» — служит лейтмотивом баллады «Сватовство», где мы имеем пример сочетания феодальной героики с поэтизацией весеннего ликования природы. Характерно, что и смерть, подстерегающая феодального героя Т. («Канут»), не воспринимается в мрачном свете, т. к. рисуется на фоне весеннего цветения, смягчающего трагизм фабулы. Здесь корни примитивного пантеизма, своеобразного язычества Т. Крещение Руси Т. воспринимает с оттенком весьма заметной иронии («Попы пришли толпами, крестятся и кадят»). В трактовке Т. князь Владимир отнюдь не христианин, заботящийся о просвещении своей страны, а самый неподдельный варвар-язычник, воспринимающий христианскую мораль. Сочетание языческих симпатий с идеологией славянофильства придает позиции Т. известное своеобразие, резко отличающее ее от канонического славянофильства. В противоположность штампам салонной поэзии он сплошь и рядом ярко передает грубое, здоровое чувство бытия. Тяга к патриархальности объясняет наличие у Т. сплошь и рядом нарочитого снижения стиля, стремления к простонародности как в лексике, так и в отборе изобразительного материала. Славянофильская тенденция определяет тягу Т. к имитации народной песни («Кабы знала я, кабы ведала», «Ой, честь ли то молодцу лен прясти» и т. п.). Некоторые его деревенские пейзажи внешне напоминают некрасовские («У мельницы старой и шаткой сидели в траве мужики, телега с разбитой лошадкой лениво подвозит мешки»). Но реализм Т. носит внешний характер, сколько-нибудь глубокой правдивости в отображении действительности у Т. нет, если не считать некоторых сторон современной бюрократической системы, разоблачавшейся Т.

Здесь Т. проявил себя как талантливый сатирик. Некоторые его сатирические поэмы, направленные против царизма и бюрократии («Русская история от Гостомысла», «Сон Попова»), являются шедевром этого жанра и пользовались в свое время большой популярностью в радикальных кругах, несколько примиряя последние с реакционными выпадами Т. Сатирическое дарование Т. сказалось и в создании (вместе с бр. Жемчужниковыми) образа Козьмы Пруткова.

Лучшим драматическим произведениям Т. («Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоанович») присущи большая сила драматизма и острая для своего времени актуальность. Значительно трафаретнее Т. в своей салонной лирике. Исторический роман «Князь Серебряный», проникнутый проповедью монархизма, художественно слаб. «Князь Серебряный» по существу означал возврат к ставшему для 60—70-х гг. архаизмом типу исторического романа 30-х гг., наиболее характерным представителем которого был Загоскин. В «Князе Серебряном» — тот же схематизм в обрисовке персонажей, то же наивное противопоставление добродетели пороку, то же увлечение внешней, поверхностной стилизацией Московской Руси, нанизыванием бытовых деталей с крайне примитивной по существу трактовкой исторических событий.

Список литературы

I. Стихотворения графа А. К. Толстого, СПБ, 1867 (единственный прижизненный сборник)

Полное собрание стихотворений, тт. I—II, СПБ, 1876 (ред. М. М. Стасюлевича

впервые объединены посмертные стихотворения Т.)

Полное собрание сочинений, тт. I—IV, СПБ, 1884 (ред. кн. Д. Н. Цертелева

в дальнейшем это изд. механически перепечатывалось вплоть до 1907)

Полное собр. соч., 4 тт. (12 книг), изд. А. Ф. Маркса (прилож. к журн. «Нива»), СПБ, 1907—1908 (ред. П. В. Быкова, критико-биографич. очерк С. А. Венгерова

наиболее полное изд.)

Полное собрание стихотворений. Вступ. статья, ред. и примеч. И. Ямпольского, изд. «Советский писатель», (Л.), 1937 (в серии: «Библиотека поэта», под ред. М. Горького

самое полное изд. стихотворений Т.)

Стихотворения, изд. то же, (Л.), 1936 («Библиотека поэта». Малая серия, № 41. Вступ. статья, ред. и примеч. И. Ямпольского). Письма: кроме писем, вошедших в т. IV изд. 1908, см. письма Т. к М. М. Стасюлевичу в кн.: М. М. Стасюлевич и его современники в их переписке, т. II, СПБ, 1912

к А. М. Жемчужникову — «Русская мысль», М. — П., 1915, кн. XI

к А. А. Фету — в кн.: Мои воспоминания А. Фета, ч. II, М., 1890.

II. Салтыков-Щедрин, Полн. собр. соч., т. V (О «Кн. Серебряном»)

Соколов Н. М., Иллюзии поэтического творчества. Эпос и лирика гр. А. К. Толстого, СПБ, 1890

Котляревский Н., Старинные портреты, СПБ, 1907

Венгеров С. А., Алексей Толстой (критико-биографический очерк) в кн.: Полн. собр. сочин. Т., изд. А. Ф. Маркса, т. I, СПБ, 1907

Денисюк Н., Гр. А. К. Толстой. Его время, жизнь и сочинения, М., 1907

А. К. Толстой. Его жизнь и сочинения, Сборник историко-литературных статей. Сост. В. Покровский, 2-е изд., М., 1908

Назаревский Б., Гр. А. К. Толстой. Его жизнь и произведения, М., 1911

Кондратьев А. А., Гр. А. К. Толстой. Материалы для истории жизни и творчества, Петербург, 1912

Lirondelle A., Le poète A. Tolstoï, P., 1912.

III. Библиографич. указания см. в Полн. собр. соч., Т., изд. А. Ф. Маркса, т. IV, СПБ, 1908 (сост. П. В. Быков), и в упомянутых выше книгах А. Кондратьева, A. Lirondelle.

www.ronl.ru

ТОЛСТОЙ, АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ | Энциклопедия Кругосвет

ТОЛСТОЙ, АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ (1817–1875) – русский поэт, драматург, прозаик.

Родился 24 августа (5 сентября) 1817 в С.-Петербурге. Отец – граф Константин Петрович Толстой, брат художника Федора Толстого (Лев Толстой по этой линии приходился Алексею Константиновичу троюродным братом). Мать – Анна Алексеевна Перовская – происходила из рода Разумовских (последний украинский гетман Кирилл Разумовский доводился ей родным дедом). После рождения сына супруги разошлись, мать увезла его в Малороссию, к своему брату А.А.Перовскому, известному в литературе под именем Антония Погорельского. Он и занялся воспитанием будущего поэта, всячески поощряя его художественные склонности, и специально для него сочинил известную сказку Черная курица, или Подземные жители (1829).

К 1826 мать и дядя перевезли мальчика С.-Петербург, где он был избран в число товарищей для игр наследника престола, будущего императора Александра II (впоследствии между ними сохранялись самые теплые отношения). С 1826 Перовский регулярно вывозил племянника за границу для ознакомления с тамошними достопримечательностями, однажды представил его самому И.В.Гете. Одно итальянское путешествие Толстой описал в Дневнике 1831 года. Перовский до своей смерти в 1836 оставался главным советчиком в литературных опытах воспитанника, отдавал их на суд В.А.Жуковскому и А.С.Пушкину, с которыми состоял в приятельских отношениях, и есть свидетельства, что эти опыты заслужили их одобрение. Все свое довольно значительное состояние Перовский завещал племяннику.

В 1834 Толстой был зачислен «студентом» в Московский архив Министерства иностранных дел, в 1835 выдержал экзамен на чин при Московском университете. В 1837–1840 числился при русской дипломатической миссии во Франкфурте-на-Майне, но очень скоро после назначения выхлопотал отпуск и время проводил отчасти в России, отчасти в новых заграничных путешествиях. Вернувшись в С.-Петербург, с 1840 числился при II отделении императорской канцелярии. В 1843 получил придворный чин камер-юнкера, в 1851 – церемониймейстера (5-й класс).

В 1840-х Толстой вел жизнь блестящего светского человека, позволяя себе рискованные шутки и проказы, сходившие ему с рук благодаря покровительству цесаревича. Зимой 1850–1851 на балу он встретил Софью Андреевну Миллер, жену конногвардейского полковника. Завязался бурный роман, ознаменовавшийся ее скорым уходом от мужа. Муж, однако, долго не давал развода, поэтому брак Толстого с Софьей Андреевной был заключен только в 1863. Практически вся его любовная лирика адресована именно ей (в т.ч. посвященное их первой встрече стихотворение Средь шумного бала, случайно…).

В годы Крымской войны добровольцем вступил в армию, но, заболев тифом, участия в боевых действиях не принимал. В 1856, в день коронации Александра II, был назначен флигель-адьютантом; вскоре, из-за нежелания оставаться в военной службе, был поставлен егермейстером (начальником егерей царской охоты). Однако карьера придворного и политического деятеля была ему не по душе. Преодолевая сопротивление людей, пекущихся о его будущности и искренне желающих ему добра (в т.ч. самого императора), он в 1859 добился бессрочного отпуска, а в 1861 – полной отставки (эта житейская коллизия нашла выражение в поэме Иоанн Дамаскин, 1859). После отставки проживал преимущественно в имениях Пустынька под С.-Петербургом и Красный Рог в Черниговской губ., занимаясь почти исключительно словесностью.

В печати впервые выступил в 1841 с фантастической повестью Упырь (за подписью Красногорский). Действие ее происходит в России, но истоки происшествия ведут в Италию 18 в., куда слушателей переносит рассказ одного из персонажей. Ирреальное в повести получает психологическое объяснение (рассказчик оказывается душевнобольным), но не отменяется вполне. Романтической фантастикой проникнуты две сюжетно связанные между собой повести, написанные в конце 1830-х – начале 1840-х по-французски: La famille du vurdalak (Семейство вурдалака) и Le rendez-vous dans trois cent ans (Встреча через триста лет). Действие их происходит в Сербии и Франции 18 в. Не опубликованные при жизни Толстого, эти повести считаются исследователями наиболее удачными среди его прозаических сочинений. Фантастична и повесть из времен гонений на христиан Амена (1846), в которой языческая богиня оборачивается исчадием ада. Однако, увлеченный тогда преимущественно религиозной проблематикой и «тайнами гроба», Толстой-прозаик отдал дань и натуральной школе: в ее манере выдержан очерк Артемий Семенович Бервенковский (1845).

Высшим его достижением в прозе явился роман из эпохи опричнины Ивана Грозного Князь Серебряный (1862). Работа над ним началась, предположительно, уже в 1840-х. Это исторический роман в «вальтерскоттовском» духе, с центральным вымышленным героем, простоватым, но безукоризненно честным, который оказывается жертвой борьбы царя Ивана, устанавливающего неограниченную (в т.ч. моральными преградами) власть, с московским боярством. Симпатии Толстого на стороне последнего, поскольку именно среди них сохраняются старинные представления о чести и справедливости. Среди них, впрочем, есть и свои «ренегаты», вроде князя Вяземского, сознающего свою преступность, но одолеваемого романтической страстью с жене боярина Морозова. Однако главной опорой Ивану служат циничные и безнравственные выскочки, среди которых выделяется мрачная фигура Малюты Скуратова. Они и есть настоящие разбойники, в отличие от разбойников из простонародья во главе с атаманом Ванькой Кольцо, не обделенных авторским сочувствием. Основная сюжетная линия связана с любовным соперничеством, причем с явной аллюзией на Песню… про купца Калашникова М.Ю.Лермонтова. Стихия устного народного творчества пронизывает весь текст романа – от стилизации старинной сказительской манеры в речи от автора, переосмысленных мотивов сказок, легенд и исторических песен до прямого цитирования подлинных народных песен. Современной Толстому критикой роман воспринят не был, но скоро вошел в число образцовых, классических книг для детского и юношеского чтения.

В 1854 Толстой начал публиковать свои лирические стихотворения. В 1840-х среди них преобладали элегические сетования о запустении дворянских гнезд, о невозвратимости прошлого (Ты помнишь ли, Мария…, Пустой дом, Дождя отшумевшего капли… и др.), в романтическом ключе поэтизировалась русская и украинская история (Колокольчики мои…, Ты знаешь край, где все обильем дышит…). Программные стихотворения о сущности поэтического творчества (Поэт) позднее сопрягаются с религиозными мотивами, но толкуются обычно в духе теории «чистого искусства» (Тщетно, художник ты мнишь, что своих ты творений создатель…). Множество стихотворений о любви (Не верь мне, друг, когда в избытке горя…, Ты жертва жизненных тревог…, На нивы желтые нисходит тишина…, Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре… и др.) связаны с развитием отношений с С.А.Миллер, однако не сложность этих отношений является главным их предметом (хотя есть и это). По замечанию В.С.Соловьева, «только идеальная сторона любви выражена в его стихотворениях на эту тему». В целом для лирики Толстого характерно тяготение к стихотворениям романсового типа (не случайно более половины их положено на музыку), к весенним пейзажам. Стремление запечатлеть миг душевного подъема придает большинству из них подчеркнуто мажорное звучание (То было раннею весной… и др.). Умышленная простота, даже небрежность рифмовки создает впечатление безыскусности, подлинности лирической эмоции. В значительной мере опираясь на народно-песенную традицию, Толстой обращался и к прямым стилизациям фольклорных ритмов и образов (Уж ты нива моя, нивушка…, Не божиим громом горе ударило…, Ты почто, злая кручинушка…, Исполать тебе, жизнь – баба старая…), и звучание их совсем не мажорное; преобладающая в них тематика – «тоска-кручина», заедающая век «добра молодца».

С традициями устного народного творчества связаны баллады и былины Толстого, не являющиеся прямыми стилизациями (сам стих в них подчеркнуто «литературен»: трехсложные и – реже – двухсложные силлабо-тонические размеры, одинаковые строфы с правильной рифмовкой). В его былинах не просто перелагаются известные сюжеты, а выделяются эмоционально значимые моменты, эпизоды, детали, на которых фиксируется внимание читателя. В результате эпическое начало оказывается сильно потеснено лирическим (Илья Муромец, Алеша Попович, Садко). В балладах Толстого развернута целая поэтическая идеализированная концепция русской истории: на смену вольностям, всеобщему согласию и открытости Киевской Руси и Великого Новгорода приходят холопство, тирания и национальная замкнутость России Московской, объясняемые тяжким наследием татарского ига. Соответственно, противопоставленные друг другу эпохи привлекают особое внимание поэта – времена князя Владимира Красное Солнышко (Песня о походе Владимира на Корсунь и др.) и царствование Ивана Грозного (Василий Шибанов, Князь Михайло Репнин и др). Былины Толстого насыщаются злободневным содержанием (Змей Тугарин), а иногда оборачиваются сатирой на вполне конкретные явления современности (Поток-богатырь).

Сатирические его стихотворения пользовались большим успехом. Среди враждующих политических и литературных группировок эпохи реформ Толстой пытался сохранить независимость, о чем неоднократно заявлял (см., напр., стихотворение Двух станов не боец, а только гость случайный…). Свои сатирические стрелы он направлял и на нигилистов (Послание к М.Н.Лонгинову о дарвинисме, баллада Порой веселой мая… и др.), и на либерализующийся административный порядок (Сон Попова), и даже на самую русскую историю (История государства Российского от Гостомысла до Тимашева). Чаще в подобных стихотворениях важен не определенный «адрес» сатиры (кроме, пожалуй, тех, где речь идет о нигилистах), а блестки неидеологичного остроумия, чистый, хотя иногда и не вполне благодушный юмор. В области пародии Толстой также оказался удачлив, создав в начале 1850-х вместе со своими двоюродными братьями А.М. и В.М.Жемчужниковыми литературную маску Козьмы Пруткова (Толстому принадлежит ок. 10 прутковских стихотворений и, видимо, многие афоризмы).

Если в балладах и былинах Толстого речь шла о русском средневековье, то сюжеты своих поэм он черпал преимущественно в средневековье европейском. Напр., поэмы Алхимик (1869) – о мыслителе 8 в. Раймонде Луллии; Дракон. Рассказ XII века (1875), написанный, в подражание Данте, терцинами. Ведущая в них тематика – религиозная. Так, в поэме Грешница (1858) речь идет о евангельских временах, в поэме Иоанн Дамаскин (1859) – об одном из отцов Церкви, авторе богодухновенных песнопений. В поэме Портрет (1875) – отпечаток детских воспоминаний, экстатического и почти болезненного переживания искусства и вообще сферы прекрасного. Религиозная тематика является ведущей и в драматической поэме Дон-Жуан (1862), в прологе которой отчетливо звучат мотивы книги библейской книги Иова. Речь в ней идет о любви как божественном мировом начале (видимо, в духе немецких романтиков). Дон Жуан здесь не просто соблазнитель, он видит в каждой женщине ее высший, «идеальный» образ, но, достигнув ее, обнаруживает, что в реальности она неизмеримо ниже этого идеала, и жестоко мстит ей.

Поэзия Толстого нашла должное признание лишь после его смерти, когда ее оценили поэты-символистам. Своевременной ее славе отчасти помешало отсутствие прижизненных сборников (единственный вышел в 1867). Широкое, в т.ч. и европейское признание он получил благодаря драматической трилогии Смерть Иоанна Грозного (1866), Царь Федор Иоаннович (1868) и Царь Борис (1870). В изложении событий и в трактовке характеров властителей Толстой почти во всем следует Н.М.Карамзину. Однако эта трилогия – не историческая хроника, не зарисовки быта и нравов старых времен: Толстому удалось воскресить жанр трагедии (указывалось, что его трилогия больше связана с трагедиями Шекспира, чем с его же хрониками, где ставились собственно исторические вопросы). Главная ее тема – трагедия власти, и не только власти самодержавных царей, но шире – власти человека над действительностью, над собственной участью. Русская история предстает как трагедия, лишь отчасти обусловленная нравственными изъянами царей – необузданным властолюбием Ивана, безволием и страхом перед ответственностью Федора, моральными компромиссами Бориса, идущего «окольными» путями к благой, по-видимому, цели. Домашние, лишенные, казалось бы, государственной значимости поступки царей и бояр, участие второстепенных на первый взгляд лиц и т.п. – оказываются не менее важными, поистине роковыми обстоятельствами.

Сквозным, проходящим через всю трилогию, является образ Бориса Годунова, с ним связана мысль о неустранимом конфликте бездействия и действия, «прямого» и «окольного» путей, причем к трагическим итогам приводят и тот, и другой. Люди «прямого пути» (как, напр., боярин Захарьин) не знают цели высшей, чем хранить свою честь, чем поступать по правде, и, лично безупречные, оказываются неспособны реально повлиять на ход событий. Страшная правда заключается в том, что «любовность» пытающегося всех примирить царя Федора приводит к умножению раздоров, его доброта, доверчивость и боязнь согрешить оказывается источником общественных зол. Не оправдывает себя и гораздо более действенный, не стесняющийся в средствах «окольный путь» Бориса, пусть даже он и приводит к желанной и благой цели.

В последней части трилогии оказывается, что «путь к цели легче, чем то состояние, когда она наконец достигнута. На пути средства оправдывались целью. Достигнутая цель не оправдала средств. По ходу драматического действия с Борисом происходит внутреннее перерождение. /…/ Главный, искуснейший и прирожденный «делатель» истории, достигнув власти, выходит из игры, сам раздавленный теми средствами, которые привели его к цели. Таков итог трагедии Царь Борис, которая, вобрав в себя все основные мотивы исторической трилогии, завершает ее» (Виролайнен М.Н. Драматургия А.К.Толстого. – В кн.: История русской драматургии. Вторая половина XIX – начало XX в. Л., 1987. С.359).

Последним произведением Толстого стала драма из древненовгородской истории Посадник. Работа над ней началась сразу по окончании трилогии, но завершить он ее не успел. Алексей Толстой скончался 28 сентября (10 октября) 1875 в своем имении Красный Рог Черниговской губернии от передозировки морфия, который употреблял для облегчения страданий от астмы, грудной жабы и невралгии с тяжелыми головными болями.

Сочинения: Собр. соч.: В 4 т. М., 1963–1964; Собр. соч.: В 4 т. М., 1980; Полн. собр. стихотворений: В 2 т. Л., 1984.

Владимир Коровин

www.krugosvet.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *