Чем отличается сахар от соли

Сахар и соль внешне достаточно похожи. Это белые кристаллические вещества, которые легко растворяются в воде. И сахар, и соль употребляются в пищу и часто встречаются в виде порошка. Но несмотря на такое количество сходных признаков, каждое из веществ обладает и собственными свойствами.

Общие сведения

Сахар, с точки зрения его химического состава, является веществом из группы углеводов. Он очень ценен как пищевой продукт. Сахар добавляют в напитки, кулинарные и хлебобулочные изделия. Мороженое, конфеты, кондитерские кремы, какао и чай – все это готовится с применением сахара.

Сахар

Соль, на языке химии, это хлорид натрия. Она также используется в процессе приготовления еды и, как и сахар, в определенных количествах важна для сохранения здоровья человека. Избыток соли или сахара для организма вреден.

Сольк содержанию ↑

Сравнение

Вещества, прежде всего, имеют разное происхождение. Отличие сахара от соли состоит в том, что сахар получают из органического сырья. Это вещество добывают из тростника, свеклы особых сортов, сока клена и пальмы. Соль имеет минеральное, неорганическое, происхождение. Она находится в природных залежах, которые могут быть обнаружены и очень глубоко, на дне водоемов. Существует и технология получения соли путем выпаривания специальных растворов.

Если сравнить крупицы сахара и соли, можно заметить, что у сахара они похожи на миниатюрные кирпичики, а у соли обладают более округлыми очертаниями. Частицы сахара лучше отражают световые лучи, в результате чего в освещенном пространстве это вещество блестит. Соль имеет более матовый вид, поскольку ее крупицы поглощают много света. Сахар может иметь бежевый оттенок. Есть и сорт продукта, по цвету называемый коричневым сахаром. Если соль имеет оттенок, то он сероватый.

Невозможно перепутать вкус сахара и соли. У сахара он сладкий, приятный. У соли, соответственно, соленый. Съесть много соли сразу не получится. Сахар имеет своеобразный сладкий аромат, особенно хорошо ощущаемый в наполненной не до конца емкости. Запах соли не улавливается.

Понять, в чем разница между сахаром и солью, можно, поместив каждое из веществ в ладонь. От сахара рука станет липкой, соль же способна вызвать пощипывание, особенно если на коже имеется ранка.

к содержанию ↑

Таблица

СахарСоль
Органическое происхождениеМинеральное происхождение
Крупицы с прямоугольными формамиБолее округлые частицы
Блестит на светуМеньше блестит
Может быть коричневым или иметь бежевый оттенокМожет быть сероватой
Сладкий вкусСоленый вкус
Сладкий ароматНе пахнет
Делает кожу липкойМожет вызывать пощипывание

thedifference.ru

Урок химии в 8 классе на тему «Соли» с презентацией.

Химия 8 класс

Урок 28

Тема урока: Соли

Цели: сформировать представление о классе сложных ве­ществ — солях и их составе; познакомить с классификацией солей ни их растворимости в воде, с физическими свойствами и применением солей — хлорида натрия, карбоната кальция, фосфата кальция; научить составлять формулы солей и называть их, определять по составу соединения принадлежность его к классу солей, ни названиям солей составлять формулы.

Основные понятия: соли.

Оборудование: ПСХЭ Д.И. Менделеева, ряд ЭО, карточки с заданиями; индикаторы: фенолфталеин, лакмус, метиловый оранжевый, универсальный; растворы щелочей, кислоты — соляная, серная, азотная, фосфорная, угольная, кремниевая, соли — хло­рид натрия , карбонат кальция (мел, мрамор, известняк), фосфат кальция.

Ход урока

I.

Opганизационный момент

II.Актуализация знаний

1. Провёрка домашнего задания

(Ответы см. с.147-148)

2.Проверочная работа по темам «Оксиды. Основания. Кислоты».

1 вариант

1.(1 балл) Что такое кислоты?

2. (2 балла) Запишите формулы веществ: оксид магния, оксид серы (VI), нитрид алюминия.

3.(2 балла) Назовите вещества и укажите заряды ионов, формулы которых: NaOH, HCl, H2SO4. К каким классам относятся эти вещества?

4.(2 балла) Дан ряд химических формул веществ, из которых выпишите отдельно:

а) оксиды металлов; б) оксиды неметаллов; в) основания; г) кислоты.

CO2, BaO, HNO2, Ba(OH)2, CaCl2, KOH, H2CO3, Li2O, Fe(OH)3.

5.(1 балл) Определите степени окисления всех элементов -HNO3

.

6.(1 балла) Какой оксид соответствует LiOH?

7. (2 балла) Запишите химические формулы кислот: азотная, фосфорная, йодоводородная, серная, угольная, сероводородная.

2 вариант

1.(1 балл) Что такое основания?

2.(2 балла) Запишите формулы веществ: оксид калия, оксид азота (V), гидрид натрия.

3. (2 балла) Назовите вещества и укажите заряды ионов, формулы которых: Ca(OH)2, HNO3, H3PO4. К каким классам относятся эти вещества?

4. (2 балла) Дан ряд химических формул веществ, из которых выпишите отдельно:

а) оксиды металлов; б) оксиды неметаллов; в) основания; г) кислоты.

N2O5, CaO, H2SO3, NaOH, Li2S, Al(OH)3, HBr, Fe2O3, H2SiO3.

5. (1 балл) Определите степени окисления всех элементов -H2SO4.

6.(1 балл) Какой оксид соответствует H2CO3?

7. (2 балла) Запишите химические формулы кислот: сернистая, бромоводородная, азотистая, хлороводородная, кремниевая, фтороводородная.

III. Сообщение темы и цели урока

IV.Изучение нового материала

План

  1. Состав соли, определение солей.

  2. Номенклатура солей. Классификация солей по их раство­римости в воде.

  3. Физические свойства, значение в жизни человека и приме­нение хлорида натрия, карбоната кальция, фосфата кальция.

(Учитель пишет на доске формулы: Na20, LiCl, КОН, H2S03, HI, Cu(N03)2, Na2C03, Fe(OH)2, Ca3(P04)2, P205, FeBr3, HCN, MH HI),, Na2S.)

  • Из приведенного ряда выберите формулы кислот, основа­ний, оксидов и дайте им названия.

(Ответ. Оксиды: Na20 — оксид натрия, Р205 — оксид фосфора (V).

Основания: КОН — гидроксид калия, Fe(OH)2 — гидроксид железа (II), Л1(ОН)3 — гидроксид алюминия.

Кислоты: H2S03 — серни­стая кислота, HI — иодоводородная кислота, HCN — циа- новодородная кислота.)

  • Выпишите формулы соединений, которые не относят­ся к вышеуказанным классам. (LiCl, Сu(NO3)2, Na2C03, Са 3 (P04)2, FeBr3, N a2S.)

  • Почему эти соединения не относятся к оксидам? (Окси­ды — это бинарные соединения, а данные соединения состоят из трех химических элементов.)

  • Почему эти соединения не относятся к основаниям? (Ос­нованияэто сложные соединения, образованные атомами металлов и гидроксид-ионами. В формулах данных соединений нет гидроксид-ионов.)

  • Почему эти соединения не относятся к кислотам? (Кисло­тыэто сложные соединения, образованные атомами водо­рода и кислотными остатками. В формулах данных соедине­ний есть кислотные остатки и атомы металлов, а не атомы водорода.)

Cоединения LiCl, Cu(N03)2, Na2C03, Ca3(P04)2, FeBr3, Na2S относятся к другому классу сложных веществ — солям.

Соли — это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и кислотных остатков.

Соли могут быть образованы кислородсодержащей кислотой и бескислородной кислотой.

Название соли, образованной кислородсодержащей кислотой, состоит из двух слов: названия иона кислотного остатка с суф­фиксом am (для высшей с. о. неметалла в кислотном остатке) или с суффиксом

-ит (для низшей с. о. неметалла в кислотном остатке в именительном падеже и названия иона металла в ро­дительном падеже, с указанием переменной с. о. металла. Напри­мер, Cu(N03)2 — нитрат меди (II), Na2C03 — карбонат натрия, Ca3(Р04)2фосфат кальция.

Название соли, образованной бескислородной кислотой, состоит из двух слов: названия иона кислотного остатка с суф­фиксом -ид (в именительном падеже) и названия иона металла (в родительном падеже) с указанием переменной с. о. металла. Например, LiCl — хлорид лития, Na2S — сульфид натрия, FeBr3 бромид железа (III).

Название соли, образованной кислородсодержащей кислотой состоит из двух слов: названия иона кислотного остатка (в именительном падеже) и названия иона металла (в родительном падеже). Название иона кислотного остатка — это корень названия элемента + суффикс am

для высшей степени окисления и -ит для низшей степени окисления атомов элемента-неметалла кис­лотного остатка.

(Учащиеся изучают табл. 5 на с. 109.)

Существует классификация солей на основании их растворимости в воде: хорошо растворимые, малорастворимые и нерас­творимые.

Чтобы определить растворимость соли в воде, необходимо воспользоваться таблицей «Растворимость кислот, оснований и солей в воде», которая размещена на форзаце учебника.

— Все соли какой кислоты растворимы в воде? (Азотной кис­лоты.)

— Назовите нерастворимые соли соляной кислоты. (Хлорид серебра (I) и малорастворимая соль хлорид свинца (II).)

— Соли каких металлов все растворимы в воде? (Натрия и калия.)

Соли фосфорной кислоты в большинстве своем нерастворимы в воде.

Работа с учебником с.110-113

(Учитель заслушивает сообщения учеников о хлориде натрия, карбонате кальция и фосфате кальция. На основе этих сообщений учащиеся составляют ответы по следующим пунктам: нахожде­ние соли в природе, значение соли в природе и жизни человека, применение соли.)

IV. Закрепление изученного материала

(Под руководством учителя ученики выполняют задания из учебника № 1 (для серной кислоты), 2 (а) (с. 113).)

Ответы

1.

Кислота

Na — натрий

Са — кальций

А1 — алюминий

H2S04 — серная кислота

Na^SO/” — сульфат натрия, соль, раствори­мая в воде

Ca2+(S04)2_ — ‘ сульфат каль­ция, соль, ма­лорастворимая в воде

ai2+(so4)2

сульфат алю­миния, соль, растворимая в воде

V. Подведение итогов урока

1. Соли — сложные соединения, в состав которых входят ионы металлов и кислотные остатки.

2. По растворимости в воде соли бывают хорошо растворимыми, малорастворимыми и нерастворимыми.

3. Все соли натрия и калия хорошо растворимы в воде.

4. Все соли азотной кислоты хорошо растворимы в воде.

5. Хлорид натрия — поваренная соль, карбонат кальция — мел, мрамор и известняк, фосфат кальция имеют большое зна­чение в природе и жизни человека.

  • Домашнее задание: параграф 21 , выполнить задания № 1 (для азотной и фосфорной кислот). №2 (б), 3 (с. 113).

  • наизусть названия кислотных остатков по табл., стр.109

kopilkaurokov.ru

Урок химии по теме «Соли». 8-й класс

Разделы: Химия


Цели и задачи урока:

Образовательные:

  • Сформировать знания учащихся о солях как классе неорганических соединений;
  • Привести в систему знания учащихся об основных классах неорганических соединений;
  • Познакомить со способами получения, свойствами и применением солей.
  • Научиться принимать решения и ориентироваться в проблемных ситуациях.

Развивающие:

  • Развитие основных ключевых предметных компетенций: умение анализировать, сравнивать, наблюдать, осуществлять самоконтроль, делать вывод.
  • Развитие умения классифицировать вещества, записывать и читать химические формулы, применять правила на практике.
  • Развитие  навыков самостоятельной работы. 

Воспитательные:

  • Продолжить формирование всесторонне развитой личности.
  • Воспитание трудолюбия, взаимовыручки, навыков индивидуальной и коллективной работы.
  • Выработать умения работы с химическими реактивами;
  • Воспитание здорового интереса к предмету, терпимого отношения к чужому мнению, воспитание коллективизма

Методы: рассказ, беседа, демонстрация презентации “Соли”, выполнение лабораторной работы в парах.

Оборудование и реактивы: компьютер, мультимедийная презентация по теме урока, опорный конспект, штатив, пробирки, растворы HCI, AgNO3, Na2CO3, CuSO4, Fe (гранулы).

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент.

Тема урока: “Соли”. Сегодня мы познакомимся еще с одним классом неорганических соединений. Рассмотрим состав, названия, классификацию и какую роль играют соли в нашей жизни.

II. Актуализация знаний

Задание 1. Какие классы неорганических соединений мы уже знаем? (Оксиды, основания, кислоты)

Задание 2. Дайте названия следующим веществам и распределите их по классам неорганических соединений: HCl, Al2O3, Cu(OH)2; Слайд 2

Задание 3. Определить какая из формул представленных на слайде лишняя: HNO3, H3PO4, P2O5. Слайд 3

3. Получение новых знаний по плану:

  • Oпределение солей.
  • Рассмотреть состав и название солей.
  • Правила составления формул солей.
  • Химические свойства солей.
  • Значение солей

Задание 5. Посмотрите на представленные формулы и скажите, что общего между ними. К3PO4, МgCO3, KCl, Cu(NO3)2 , Na2SiO3, AlPO4. Учащиеся самостоятельно выводят определение солей. Правила составления формул солей. Слайд 5, 6, 7;

Задание 6. Составить формулы следующих солей: сульфата натрия, сульфата кальция, сульфата железа(III). Слайд 8

Рассказ о “главной соли” – хлориде натрия. Слайды 9-14

Поваренная соль необходима для приготовления почти всех блюд. Без соли не могут жить люди. Вот почему некоторые народы Африки когда-то платили за 1 кг соли 1 кг золотого песка.

Хлорид натрия – не только важный пищевой продукт. Он один из основных видов химического сырья.

Первое из дошедших до нашего времени упоминание о соледобыче на Руси найдено в рукописях ХII в. После присоединения Астраханского края к Московскому государству важными источниками соли стали озера Прикаспия. Здесь впервые солепромышленникам не приходилось «варить» соль, ее просто сгребали со дна озер и отправляли на судах вверх по Волге. И все же потребность в соли не удовлетворялась. От нехватки и дороговизны ее больше всего страдали беднейшие слои населения. Повышение в интересах дворян соляного налога в 1646 г. вызвало движение недовольства низших слоев населения сначала в Москве, затем на юге и в Сибири, потом в Пскове и Новгороде. Это восстание, носившее антифеодальный характер и известное под названием «Соляной бунт» (1648 г.), было жестоко подавлено, а соль по-прежнему осталась дорогой и дефицитной.

В 1711 г. Петр I издал указ о введении соляной монополии. Торговля солью стала исключительным правом государства. Соляная монополия просуществовала более полутораста лет и была отменена в 1862 г.

В царской России, несмотря на богатые природные запасы соли, из-за примитивных способов ее добычи и транспортировки соли не хватало. Многие века соль, жизненно необходимы продукт, была источником обогащения и наживы торговцев и предпринимателей.

Сейчас мировая добыча поваренной соли составляет почти 100 млн. т в год. На пищевые нужды расходуется лишь около четвертой ее части. Куда же идет остальная соль?

Поваренная соль необходима при производстве мясных и рыбных консервов, в металлургической промышленности, при обработке мехов, сыромятных кож, при варке мыла, получении кальцинированной соды и в медицине. Но главный потребитель поваренной соли – химическая промышленность. В ней используется не только сама соль, но и оба элемента, составляющие ее. Разлагают поваренную соль на составляющие элементы обычно электролизом ее водного раствора. При этом одновременно получают хлор, водород и едкий натр (в растворе). Из раствора едкого натра после упаривания получают твердую щелочь (каустик). Соединяя водород и хлор, получают соляную кислоту.

Итак, соль, используемая в прошлом главным образом в пищу, сейчас получила широкое применение.

Задание 7. Выбрать из предложенных формул веществ – формулы солей: КCl; HNO3; FeSO4; H2S; CuCO3; NaOH; CaO. Слайд 15

Задание 8. Среди перечисленных веществ выбрать названия солей: Хлороводород, Сульфат калия, Хлорид серебра, Гидроксид магния, Азотная кислота, Сульфид меди, Оксид меди. Слайд 16

III.

Химические свойства солей. Учащиеся выполняют опыты подтверждающие химические свойства солей, записывают уравнения химических реакций. Слайды 17-21

IV. Закрепление знаний:

Задание 1. Третий лишний:

  • 1. SO2; NaCl; K2S
  • 2. AlCl3; Al2O3; Al(NO3)3
  • 3. H2S; K2S; HF Слайд 22

Задание 2. Составить формулы следующих солей:

  • Силикат натрия.
  • Фосфат кальция.
  • Карбонат кальция.
  • Хлорид меди.
  • Нитрат калия. Слайд 23

Задание 3. Закончить уравнения реакций:

  • Mg + ZnCl2 –>
  • Ca(NO3)2 + Na2CO3 –>
  • AlCL3 + KOH –>
  • BaS + Pb(NO3)2 –> Слайд 24

V. Применение солей. Слайды 25-30

Соли широко распространены в природе. Огромная масса солей растворена в океанической и морской воде. Три четверти этой массы приходится на поваренную соль. В океанической воде присутствует в виде растворимых солей большинство химических элементов.

В земной коре встречается мрамор, который образовался из известняка в далекие времена. Залежи известняка и мела находятся на дне океанов и морей. Частично они образовались из раковин морских простейших. Эта соль карбонат кальция.

Наземные животные строят свои скелеты из другой соли, в состав которой входят атомы кальция и кислотные остатки фосфорной кислоты. Эта же соль фосфат кальция – основа минералов фосфоритов и апатитов, из которых получают необходимые для сельского хозяйства фосфорные удобрения.

Ученые полагают, что миллионы лет назад жизнь зародилась в первичном Мировом океане. В нем живые организмы получали минеральные соли, необходимые для роста и жизни. При большой потери крови в организм пациента вводят физиологический раствор (временно замещающий кровь), представляющий собой раствор с массовой долей хлорида  натрия 0,8 %.

Соли играют важную роль в процессах обмена веществ. Они содержатся в клеточном соке живых организмов, входят в состав нервной, мышечной и костной тканей. Поэтому без солей, и прежде всего поваренной соли, жизнь человека невозможна.

VI. Домашнее задание. Слайд 31.

Презентация

22.05.2013

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *