Сравнительная характеристика Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной | |
Ольга Ильинская | Агафья Пшеницына |
«…ей двадцать лет… » | » …Ей было лет тридцать… » |
У Ольги красивое лицо: «…прекрасное лицо Ольги…» | У Агафьи приятное лицо: «…У ней простое, но приятное лицо…» |
Ольга — стройная девушка: «…с этим изящным, беленьким личиком, тонкой нежной шеей…» | Агафья — полная женщина: «…Она была очень бела и полна в лице… « |
У Ольги серо-голубые глаза: «…умные серо-голубые глаза…» | У Агафьи серые глаза: «…Глаза серовато-простодушные…» |
У Ольги «говорящие» брови: «…ее пушистые, говорящие брови…» | У Агафьи почти нет бровей: «…Бровей у нее почти совсем не было…» |
У Ольги мягкие руки: «…Руки у ней влажны и мягки…» | У Агафьи жесткие руки: «…руки белые, но жесткие…» |
Ольга носит дорогую одежду: «…шаркнуло ее шелковое платье…» | Агафья носит простое домашнее платье: «…осталась в ситцевом ежедневном наряде…» |
Ольга носит дорогие, крошечные туфли: «…пододвинула крошечные туфли…» | Агафья носит простые башмаки: «… Маше и себе башмаки купила…» |
Личность и характер | |
Ольга — молодая состоятельная дворянка, помещица: «…небольшого имения Ольги…» | Агафья — бедная дворянка, вдова: «…Она бедная вдова…» |
Ольга читает книги: «…вы читали эту книгу, – что это такое? – спрашивала она…» | АГафья не читает книги: «…– А читаете что-нибудь? Она поглядела на него тупо и молчала…» |
Ольга часто бывает в театре: «…Она ехала и во французский спектакль…» | Агафья не бывает в театре: «…– И в театре не бываете? – […] Когда мне? А ужин как? – спросила она…» |
Ольга знает французский: «… французские газеты, взятые на той неделе у Ильинских…» | Агафья плохо пишет по-русски: «…она подписала криво, косо и крупно…» |
Ольга красиво поет: | Агафья вкусно готовит: «…кушанье такое вкусное, подано чисто…» |
Ольга — умная женщина: «…У ней, в умненькой, хорошенькой головке…» | Агафья — глуповатая женщина: «…Она тупо выслушала и тупо задумалась…» |
Ольга — задумчивая девушка: «…прибавила она задумчиво…» | Агафье не свойственна задумчивость: «…ее никто не видал задумчивой, да это и не к лицу ей…» |
Ольга — гордая девушка: «…в глазах самолюбивой, гордой Ольги…» | Агафья — негордая женщина: «…замарашки, как я сама, – небрежно говорила она…» |
Ольга не хитрая женщина: «…Ольга не хитра…» | Агафья хитрит с добрыми намерениями: «…да память у меня словно отшибло! – схитрила Агафья Матвеевна…» |
Ольга — тонкая, чуткая девушка: «…и не такие тонкие женщины, как она, умеют отличить дружескую преданность…» | Агафья не разбирается в чувствах: «…Но она не знала, что с ней делается, никогда не спрашивала себя…» |
Ольга пытается изменить Обломова: «…если б он… изменился, ожил, послушался меня…» | Агафья принимает Обломова таким, какой он есть: «…никаких требований не предъявляет Агафья Матвеевна…» |
Для Обломова любовь Ольги становится похожа на службу: «…Разве любовь не служба? […] Каждый день – верст по десяти пешком!..» | С Агафьей Обломов обрел покой: «…он,
наконец, решил, что ему некуда больше идти, нечего искать,
что идеал его жизни осуществился…» |
www.literaturus.ru
Сравнительная характеристика Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной Таблица
Таблица
Ольга Сергеевна Ильинская |
Агафья Матвеевна Пшеницына |
|
Черты характера |
неотразимая, добрая, не такая как все, амбициозна |
Добрая, общительная, работящая, легко шла на контакт, милая, воспитанная, аккуратна и самостоятельна |
Внешний облик |
была высокого роста, у неё было светлое, чистое лицо, утонченная шея и серо-голубые глаза, широкие брови и длинные волосы, тоненькие губы |
У нее были серые глаза и красивое лицо, пышные формы, светлая кожа |
Семья |
была сиротой, еще в маленьком возрасте потеряла родителей, жила с тётей, и несмотря на тяжелое детство была очень воспитана |
Была замужем за Пшеницыным, но тот умер и женщина осталась вдовой; была матерью двух детей |
Поведение |
отличалась малой разговорчивостью, не раскидывалась словами, говорила по делу, не вспыльчивая, спокойная, с искренним смехом |
Активна, постоянно чем-то занята; была хитра, но это всё шло на пользу Обломову |
Как познакомилась с Обломовым |
Штольц свел их в доме Ильинских. Нового знакомого очаровал необычный голос девушки |
Познакомились благодаря Терентьеву, вскоре после этого Обломов приходит к Агафье снимать жилье, после этого он больше узнает девушку |
Как относилась к Обломову |
её умиляли рассказы об Обломове, а так же чистое и искреннее сердце Ильи. Вскоре девушка влюбилась в Илью и хотела увидеть в нём изменения. Но увы разочаровалась в нём, хотя позже поняла, что он необычный человек |
Очень трепетно к нему относится, молится за него, кого тот болеет, тщательно следит за его здоровьем и пытается вылечить. Так и влюбляется в Обломова, боготворит его и считает необыкновенным |
Как относился Обломов |
Ольга была для него идеалом, благодаря ей он понял, что такое светлые чувства. Их отношения начались весной, но к осени уже закончились |
С Агафьей Обломову спокойней, он чувствует уют и заботу. Через некоторое время он признается ей в чувствах и решается поцеловать |
Жизненная цель |
изменить Обломова, и научится понимать окружающих |
Умеет всё делать, любит работать, но слегка глупа. Она не думает о будущем, а просто пускает жизнь по течению. Хотела во всем сделать уют, а особенно в жизни с Обломовым |
Как развивалась судьба |
С возрастом стала умнее и мудрее, её мужем стал Штольц, от которого она родила детей |
Прожили с Обломовым они 7 лет, после чего Агафья потеряла мужа, и одним утешением остается сын-Андрей |
Любимое занятие |
любила петь и ходить в театр, заниматься музыкой и читать |
Хорошая хозяйка, трудолюбивая, любила готовить и следить за хозяйством; занималась рукоделием |
Схожие черты |
простые девушки, верные, домашние, добрые
|
Сочинение Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына
Любовь является одной из ключевых проблем в произведении великого Симбирского писателя Гончарова «Обломов». Илья Ильич Обломов является центром двух любовных историй. В его жизни было две женщины, абсолютно разные, непохожие друг на друга. Они обе внесли огромный вклад в его жизнь, но каждая свой. Давайте сравним этих двух, без сомнения, великих женщин в жизни героя, их характеры и вклад в образ и характер главного героя.
Ольга Ильинская — утонченная дама с невероятно тонкой душевной организацией. Встреча Ильи Ильича с ней была для него подарком судьбы. Ему несказанно повезло в день их встречи и знакомства. Его жизнь была бы не такой насыщенной без ней, пусть и такой недолгий срок.
Ольга была творческой девушкой, она любила литературу, театр, имела великий музыкальный талант. Именно это и привнесло жизнь в пассивное существование героя. Благодаря ее неудержимо у желанию развиваться, Обломов все-таки смог ненадолго встать с своего дивана, снять халат и начать действовать. Ольга начала водить его в оперу, в театр. Именно благодаря ей герой начал хоть что-то чувствовать. Что-то будто перевернулось в его душе с ее появлением.
Истинным желанием Ольги было изменить героя, оживить его, заставить его чувствовать. Она не желала мириться с его существом, а стремилась разрушить его привычки, заставив жить,а не существовать. Так и поступает решительная, смелая девушка, готовая на все ради любви.
Однако, герой был не готов к таким резким переменам. Он не хотел навсегда откладывать свой любимый халат ради каких-то любовных приключений, которые лишь утомляли его. Он разбил Ольге сердце. Однако они навсегда остались самой яркой любовью друг у друга. Ведь более страстной любви в его жизни больше и не было.
Второй и последней женщиной в жизни Ильи Ильича стала Агафья Пшеницына. Ее характер радикально отличался от характера Ольги. Ее вовсе не тянуло менять Илью. Он устраивал ее таким, какой он был. С открытой на одной и той же странице книжкой, с халатом,на мягком диване. Она лишь способствовала его регрессу, деградации его, как личности. Агафья всячески прислуживала ему, приносила еду, убиралась.
Их жизнь была абсолютно синонимична жизни в Обломовке. Именно такой жизни и жаждал Илья. Ему было намного комфортнее жить с Агафьей, с ее размеренным характером.
Такая жизнь не могла привести ни к чему хорошему, но Агафья не понимала этого. Ей было достаточно того, что им просто было удобно жить друг с другом. Такая пассивная, лишённая движений и эмоций, жизнь и привела не только к гибели Обломова как личности, но и как человека.
Таким образом, можно сделать вывод, что две эти разные женщины изменили жизнь героя, они привнесли любовь в его жизнь, только истории оказались противоположны. Одна история — наполняющая эмоциями, страстная, яркая. А другая — медленная, размеренная, спокойная. Герой сделал свой выбор и ,впоследствии, поплатился за него.
Мы не можем винить его в этом выборе, ведь каждый человек родом из детства, и изменить его бывает крайне сложно, как сильно бы этого ни хотел другой человек.
Другие сочинения:Сравнительная характеристика Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной
Несколько интересных сочинений
- Как мы отмечаем День Победы в нашей семье сочинение
Каждый год этот праздник происходит очень захватывающе. И для моей семьи этот день важен, так как это память о тех людях, которые сражались за нашу жизнь
- В чем вина и беда барыни из рассказа Муму сочинение
Небольшой по размерам рассказ Ивана Сергеевича Тергенева «Муму» тревожит русских и зарубежных читателей и по сей день. Несмотря на то, что данная проблема была актуальна в середине девятнадцатого века, современные люди также читают
- Анализ романа И дольше века длится день Айтматова
Произведение является философскими авторскими размышлениями, раскрывающими психологическую основу духовного состояния человека с точки зрения памяти, являющейся высшей ценностью, означающей людскую любовь к родным местам, окружающей природе
- Анализ сказки 12 месяцев Маршака
В замечательной зимней сказке С.Маршака рассказывается о чуде, случившемся с маленькой девочкой на исходе года. Данная волшебная история позволяет проникнуться очарованием зимнего леса и почувствовать новогоднюю атмосферу
- Сочинение Мои любимые страницы романа Герой нашего времени Лермонтова Глава Бэла
Глава Бэла — это моя любимая часть романа «Герой нашего…». С удовольствием перечитываю эти страницы! Итак, мне больше всего нравится сцена
sochinite.ru
Ольга Сергеевна Ильинская | Агафья Матвеевна Пшеницына | |
Качества характера | Пленительная, восхитительная, многообещающая, добродушная, сердечная и непритворная, особенная, невинная, самолюбива. | Добродушная, открытая, доверчивая, милая и сдержанная, попечительная, запасливая, аккуратная, самостоятельная, постоянная, стоит на своём. |
Внешность | Высокий рост, светлое лицо, нежная тонка шея, серо-голубые глаза, пушистые брови, длинная коса, маленькие сжатые губы. | Сероглазая; славное лицо; упитанная; круглые ноги; высокая грудь; светлые, но жёсткие ручки; постоянно работающие локти. |
Социальное положение | Потеряла родителей в детстве – сирота, проживает с тётей, девушка безупречного воспитания. | Вдова с небольшим состоянием; умерший муж – коллежский секретарь Пшеницын; хорошего происхождения; у неё два ребенка. |
Поведение | Мало говорила, но прямо и конкретно; спокойная; не жантильная; искренне смеялась. | Вечно в движении, по хозяйству делает всё правильно; хитрит, но на пользу Обломову. |
Знакомство с Обломовым | Познакомил их Штольц в доме у Ильинских. Илья Ильич был поражён её дивным голосом. | Познакомил их кум Агафьи Терентьев. Затем Обломов снимает жильё у вдовы. Замечает в ней что-то особенное (на момент встречи ещё влюблён в Ольгу). |
Отношение к Обломову | Любила слушать рассказы Штольца об Обломове, затем её начало умилять чистое и доброе сердце Ильи Ильича. Ольга влюбилась и ждала изменений в Илье Ильиче. Но позже разочаровывается и понимает, что любила выдуманного Обломова. Однако на протяжении жизни она понимает, что он неповторимый человек. | Боготворит его, во время болезни заботится о нём и лелеет, молиться за его здоровье. Сама того не замечая бескорыстно влюбляется. Обломов является первой любовью, она принимает его таким ленивым и тихим барином. Считает его удивительным человеком. |
Отношение Обломова | Считал Ольгу идеалом для «обломовской» жизни, она пробудила в нём светлые чувства, он безумно влюбился, очнулся, пробудился после глубокого сна, но ненадолго. Их отношения начались весной и осенью уже закончились. | Эти чувства отличаются от предыдущих. С Пшеницыной Илье Ильичу очень уютно и спокойно, жизнь у неё напоминает Обломовку. Он решается признаться, затем целует. |
Жизненная позиция | Девушка энергичная и живая, с сильным характером, чёткие взгляды на жизнь, она во всём понимает смысл. | Всё делает по дому, но глуповата. Она не рассуждает о жизни, а просто плывёт по течению. |
Цели | Понять всех окружающих; оживить, пробудить Обломова. | Огородить Обломова от работы; создать комфорт. |
Дальнейшая судьба | Повзрослела, стала намного мудренее; вышла замуж за Андрея Штольца и родила детей. | После 7 лет совестной жизни Обломов умирает, и жизнь Агафьи теряет смысл, одно утешение это сын — Андрей Обломов. |
Занятия | Любит петь и посещает театры, хорошо играет на фортепиано, часто берет в руки газеты и книги. | Замечательная хозяйка; хорошо готовит, особенно вкусно печёт и варит кофе; разводит огород и живность; шьёт сама одежду. |
Общие черты персонажей | Простота и открытость; верность, преданность; хозяйственность; добродушие; любят рукоделие |
resoch.ru
Сравнительная характеристика Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной сочинение
В романе Гончарова «Обломов» главный герой ведёт праздную жизнь, не читает книг, не занимается хозяйством и своим поместьем. Илья Ильич заводит отношения с двумя женщинами, абсолютно противоположными по характеру, внешности: сначала с Ольгой Ильинской, затем по воле случая с Агафьей Пшеницыной. Из-за контрастных характеров героини по-разному влияли на жизнь Обломова.
С самого начала читатель может заметить разницу во внешнем виде женщин. Ольга представлена как худая, статная девушка высокого роста. Её тонкая шея, руки — всё указывает на то, что это не кухарка или рабочая женщина, в отличие от Агафьи. Она полная женщина, с круглыми ногами, шеей. Обломов постоянно восхищался её белыми локтями, постоянно находящимися в движении.
С Ольгой Илья Ильич познакомился случайно, она сама его нашла. Сначала по рассказам Штольца, потом сам Обломов заинтересовался девушкой, её пением «Casta diva». Герой влюбился по уши и был готов быстро меняться ради неё. Казалось бы, его жизнь улучшилась, наполнилась смыслом. Но потом в конце лета он въехал в квартиру Пшеницыной. Там они познакомились, и Обломов невольно влюбился, понял, что в этом месте ему куда лучше живётся. Он стал избегать встреч с Ольгой.
К искусству, науке у героинь абсолютно разное отношение. Ольга постоянно стремилась к саморазвитию: читала русские и иностранные книги, давала их Обломову и контролировала, прочитал ли он. После выхода за муж за Штольца читатель может наблюдать, что Ольга держит себя наравне с мужем. Постоянно пытается узнать новости, ездит с ним по делам. Агафья же дома книг почти не имела. Когда Обломов пришёл спрашивать про квартиру, она не могла ответить ничего ясного и ссылалась на брата, который знал всё. Даже когда ей подсунули договор о займе, она всё подписала не прочитав.
Занятия и цели в жизни также рознятся. Ольга любит ходить в театры, играть на фортепиано и петь под инструмент. Она держится в курсе всего, что происходит: читает газеты (особенно французские), книги. Агафья Пшеницына больше похожа на курицу-наседку. Она прекрасная хозяйка, замечательно готовит и варит кофе. Для неё проще простого заштопать вещь или сшить что-то. Также она держит скот и разводит огород.
Девушек объединяет только одно. Это желание жить, они обе просты и открыты другим, влюблены в Обломова, верны и преданны ему. Только вот любовь Агафьи Пшеницыной – это материнская забота, с ней Илья Ильич живёт как в детстве: за ним ухаживают, кормят, поят. Даже в момент отсутствия денег она пытается достать их, чтоб муж был хорошо накормлен и напоен. Любовь Ольги же платоническая, её умиляет его доброе сердце. Но она влюбилась в выдуманного Обломова, который меняется ради неё, она ждала этого. Ожидания не оправдались в полной мере, и девушка разочаровывается, но до конца жизни даже после замужества понимает, что Илья Ильич неповторимый человек. Но эту любовь Обломов видит как службу: постоянное выполнение поручений Ольги, совместные прогулки, на которые он не стремился.
Таким образом можно сделать вывод, что с совершенно разными женщинами Обломов раскрывает разные черты характера. Это позволяет лучше понять образ персонажа и понять, с какой героиней ему всё же будет лучше.
Сочинение Ильинская и Агафья Пшеницына
В судьбе Обломова было две главные женщины – Пшеницына и Ильинская. Именно они определили существование этого человека. По сути, Обломов менялся благодаря отношениям с этими женщинами, образ которых рассмотрим далее.
Ильинская представляет собой молодую и подвижную особу, которая обладает своеобразным комплексом мессианства относительно Обломова. Она хочет не просто отношений, но хочет исправить Обломова, сделать его лучше. После того как Ольга Ильинская влюбляется, она ожидает от Ильи Ильича перемен.
Нужно сказать, такое ожидание перемен не является насильственным и не выглядит принуждением. Ильинская действительно зовет Обломова в какой-то новый и лучший мир, туда, где они смогут быть счастливы и наслаждаться друг другом. Обломов отвечает в этом смысле взаимностью и считает Ильинскую идеалом для него.
Однако увлечение оказывается временным, они влюбляются весной и побуждаемые взаимной страстью стремятся друг к другу. Тем не менее, осенью они расстаются, Обломов вновь «впадает в спячку» своего размеренного существования. Ильинская пытается искать лучшей доли и выходит за Штольца, которого не нужно исправлять, он и так является своеобразным идеалом для этой женщины, активным и деятельным.
Вновь «впавшего в спячку» Обломова «подбирает» Агафья Матвеевна, которая в смысле отношения к главному герою является противоположностью. Если Ольга Сергеевна хочет пробудить Илью Ильича, то Пшеницына наоборот, хочет его убаюкать, создать атмосферу покоя и комфорта. Собственно, после такой «колыбельной» которая длится на протяжении семи лет, Обломов оставляет бренный мир, подобно действительно просто заснувшему человеку, утонувшему в неге.
Является ли в этом смысле образ Пшеницыной негативным? Отнюдь. Эта женщина любит искренне, пусть и немного наивно с оттенком материнского чувства.
Пшеницына более «земная» женщина, она создана для того чтобы заботиться о других, вести хозяйство. Такой женщине требуется иметь кого-то под своим присмотром и создавать другому человеку комфорт и удобство. Она действительно немного глуповата, но обладает практической мудрость, которая позволяет обеспечить другому простое земное счастье.
В этом смысле Ильинская, которая стремится к высшим идеалам и более умна, может выглядеть более негативным (условно) образом. Ведь она «тащит» Обломова на непривычную для него высоту, к идеалу, к которому он не предназначен. Как ни прискорбно считать так, но Обломов, тоже является более «земным» человеком, подобно Пшеницыной или он просто не выдерживает требований Ильинской.
По сути, именно Ольга Сергеевна приносит Обломову страдания, хотя через эти страдания он мог бы возвыситься. Пшеницына приносит ему покой, но через этот покой, он просто растворяется в земле и неге.
Также читают:
Картинка к сочинению Сравнительная характеристика Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной
Популярные сегодня темы
- Сочинение Семья в жизни человека
Каждый человек на нашей планете хотя бы один раз нуждался в защите и понимании другими людьми. В такие моменты человек стремится в то место, к тому коллективу, где ему могут помочь, поддержать или просто выслушать, обеспечив уют.
- Сочинение по картине Фельдмана Родина от первого лица 9 класс
Никто не мог бы представить, как долго я этого ждал – возвращения домой! Да, можно сказать, конечно, четыре года. Или столько-то дней, сколько-то часов, минут… Но моё ожидание длилось почти вечность.
- Глеб Капустин характеристика и образ в рассказе Срезал Шукшина сочинение
в деревне есть свой ученый «кандидат» — Глеб Капустин, работающий на лесопильне, лет сорока, толстогубый и белобрысый, ехидный и начитанный.
- Анализ рассказа Распутина Пожар
Произведение построено на описании экстремальной ситуации, в которой обычные люди проявляют свои лучшие или худшие качества. В повести «Пожар» автор показал состояние общества в российской глубинке в послевоенные годы.
- Характеристика Толстого и Тонкого в рассказе Чехова сочинение
Толстый и тонкий — произведение Антона Павловича Чехова. Главными действующими лицами являются два господина, старые друзья детства, повстречавшие друг друга спустя целые годы
sochinimka.ru
| / Сочинения / Гончаров И.А. / Обломов / Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына (по роману И. А. Гончарова «Обломов») Я хочу написать о двух женщинах, которые сыграли огромную роль в жизни одного человека. Этот человек — Илья Ильич Обломов, главный герой романа И. А. Гончарова и один из моих любимых литературных персонажей. Обе эти женщины, совершенно не похожие между собой, любили Илью Ильича Обломова, и каждая из них по-своему повлияла на его жизнь.
/ Сочинения / Гончаров И.А. / Обломов / Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына (по роману И. А. Гончарова «Обломов») | Смотрите также по произведению «Обломов»: Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре. 100% гарантии от повторения! |
www.litra.ru
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||
1.Организационный момент | Проверка готовности рабочих мест к началу урока. | Проверяют готовность рабочих мест. | ||||||
2. Письменный ответ на вопрос 2-3 мин Ответы учащихся и выводы 1-2 мин | Роман И.А. Гончарова «Обломов» обладает особой притягательной силой для читателя, открывая нам сложный, противоречивый мир литературных героев. На прошлом уроке мы сопоставляли образы Ильи Обломова и Андрея Штольца. Подумайте, близки эти герои или противопоставлены друг другу? Илья Обломов и Андрей Штольц… кто же они – двойники или антиподы? Почему? Предварительно определим лексическое значение слов антипод и двойник Словарная работа. Антипод — человек противоположных свойств, вкусов или убеждений (книжн.). Он — совершенный его антипод или он совершенный антипод ему. Двойник — человек, имеющий полное сходство с другим (и о мужчине и о женщине). Промежуточный вывод Да, Гончаров хотел противопоставить бездеятельному Обломову практичного и делового Штольца, который, по его мнению, должен был сломить «обломовщину» и возродить героя, но этого так и не произошло. Обломов и Штольц – герои-антиподы, гармонично дополняющие друг друга. | Ответы учащихся на листочках. Подведение итогов. | ||||||
3. Тема урока. Цели и задачи урока. 2- 3 минуты | Как вы считаете, есть ли в системе образов романа подобная пара? Кого можно сопоставить и противопоставить друг другу? (Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына) Перед нами два женских образа — Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Попытайтесь сформулировать цели и задачи сегодняшнего урока Верно, сегодня на уроке нам предстоит сопоставить женские образы в романе И.А.Гончарова «Обломов», используя при этом приемы сравнительной характеристики, поэтому тема урока будет звучать так: Женские образы в романе И.А.Гончарова «Обломов»: опыт сравнительной характеристики Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной. Запишите тему в тетрадь. | Выход на тему урока: Женские образы в романе И.А.Гончарова «Обломов». Цели урока: 1. Сравнить два женских образа, выявив общие и отличительные черты. 2.Выяснить, как раскрылся характер Обломова во взаимоотношениях с каждой из героинь. Запись темы урока в тетрадь. | ||||||
4. Новая тема 4.1. Первая учебная ситуация 2-3 минуты | Роман «Обломов» согрет двумя историями любви. Нам с вами сегодня предстоит ответить на вопрос, равная ли это любовь, любовь Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной. Давайте определим критерии, по которым можно сопоставить героинь друг с другом. Промежуточный вывод Насколько схожи или различны героини, выясним путем сопоставления их внешности, социального происхождения, интересов, проявления любви к Обломову. | В результате обсуждения сформулированы следующие критерии: 1. Внешность 2. Социальное происхождение 3. Внутренний мир. Интересы 4. Как любит героиня? 5. Что дала герою эта любовь? Приготовьте в тетради таблицу для сравнительной характеристики героинь.
| ||||||
4.2. Сравнительная характеристика Ольги Ильинской и АгафьиПшеницыной (групповая работа ) 5-7 минут | Мы определили с вами критерии для сравнительной характеристики героинь. В течение 5-7 минут каждая группа должна, опираясь на текст романа, найти необходимые цитаты для характеристики Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной, сопоставить их и прийти к выводу, похожи или противопоставлены героини. | Работа в группах по каждому из параметров сравнения героинь. | ||||||
4.3. Выступления учащихся 15 минут (5 выступлений по 3 минуты каждое) | Какова внешность Ольги Ильинской? Какой её рисует Гончаров? Как выглядит Агафья Пшеницына? Промежуточный вывод Внешность Ольги Ильинской подчеркивает устремлённость героини ввысь, её духовность, а Агафьи Пшеницыной олицетворяет земное начало. Внешне героини противопоставлены друг другу, являются антиподами. | Ольга: «…ей двадцать лет… « «…прекрасное лицо Ольги…» «…с этим изящным, беленьким личиком, тонкой нежной шеей…» «…умные серо-голубые глаза…» Агафья :» …Ей было лет тридцать… » «…У ней простое, но приятное лицо…» «…Она была очень бела и полна в лице… » «…руки белые, но жесткие…» Агафья старше Ольги, выглядит по-домашнему, в ней нет изящества | ||||||
Что можно сказать о социальном происхождении героинь? Промежуточный вывод Ольга Ильинская рисуется вне быта, она образованна, дворянского происхождения, Агафья Пшеницына из обедневших дворян, вдова. Несмотря на близость социального происхождения, героини противопоставлены, являются антиподами. | Казалось бы, героини одного социального круга, но Пшеницына из бедных дворян, это видно и по образу её жизни. | |||||||
Каков внутренний мир героинь, каковы их интересы? Промежуточный вывод Пытливости ума, разносторонности интересов Ольги Ильинской противопоставлено отсутствие духовных запросов у Агафьи Матвеевны Пшеницыной. | Ольга читает книги: «…вы читали эту книгу, – что это такое? – спрашивала она…» Агафья не читает книги: «…– А читаете что-нибудь? Она поглядела на него тупо и молчала…» Ольга часто бывает в театре: «…Она ехала и во французский спектакль…» Агафья не бывает в театре: «..– И в театре не бываете? – […] Когда мне?» Ольга знает французский: «… французские газеты, взятые на той неделе у Ильинских…» Агафья плохо пишет по-русски: «…она подписала криво, косо и крупно…» Ольга красиво поет: «…вот голос, вот пение!..» Агафья вкусно готовит: «…кушанье такое вкусное, подано чисто…» Ольга — умная женщина: «…У ней, в умненькой, хорошенькой головке…» Агафья — глуповатая женщина: «…Она тупо выслушала и тупо задумалась…» Ольга — задумчивая девушка: «…прибавила она задумчиво…» Ольга — умная, разносторонняя девушка, Агафья — женщина глуповатая, ограниченная домашними заботами. | |||||||
Героини противопоставлены, не похожи друг на друга, значит, и любить они будут по-разному. В чем особенность проявления любви каждой из них к Обломову? Промежуточный вывод Если любовь Ольги выражается в рассудочности, то чувства Агафьи Матвеевны проявляются в заботе об Обломове. Героини-антиподы. | Любовь Ольги эгоистична: она любит в Обломове свои усилия и старания, она любит будущего Обломова. Обломов же таким стать не может, и в этом нет его вины. Для Ольги «жизнь – обязанность, долг, следовательно, любовь – тоже долг». Чувства Ольги рассудочны, им недостает сердечности, самоотречения. Любовь Агафьи самозабвенна и жертвенна, держится на душевной привязанности и выражается в постоянной заботе. Она восприняла Обломова таким, какой он есть, не пытаясь его изменить или избавиться от каких-то недостатков. Ее чувство сродни материнской, охранительной любви. | |||||||
Обе героини не оставляют равнодушным Обломова. Какие струны его души затронула каждая из героинь? Что внесла в его жизнь? Промежуточный вывод Обломов с Ольгой обретает радость духовной жизни, с Агафьей Матвеевной – спокойную и беззаботную жизнь. Героини противопоставлены и во влиянии, оказанном на главного героя. | Любовь Ольга дает Обломову радость духовной жизни, духовной близости, радость движения. Ольга была женщиной, заставившей Обломова встать с дивана, снять халат и испытать романтическую любовь. Агафья окружила Обломова заботой, оградила от всех невзгод – ни одна жизненная буря не долетала до него. Она была женщиной, благодаря которой Обломов снова надел свой халат, нашел свое человеческое счастье и покой. | |||||||
5. Обобщение Две женщины Обсуждение 3-4 минуты | В результате сопоставления что можно сказать о героинях? Насколько они близки или различны? Какой прием использует Гончаров в обрисовке характеров Ольги и Агафьи? Несмотря на разительную непохожесть, есть нечто общее в героинях. Попытайтесь найти это сходство. Промежуточный вывод И Ольга Ильинская, и Агафья Матвеевна Пшеницына внешне привлекательны, обе, участвуя в жизни Обломова, желают ему добра, при этом Ольга пытается его изменить, а Агафья Матвеевна оградить от забот. Обеих отличает естественность, простота и неравнодушие. Какую роль в судьбе героинь сыграл Обломов? Промежуточный вывод Жизнь каждой из женщин изменилась после встречи с Обломовым: он сумел духовно развить Ольгу и наполнить смыслом заботы о нем Агафьи Матвеевны. | Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына – антиподы, они противопоставлены друг другу внешне и внутренне. В основе их сопоставления лежит прием антитезы. Сходство: 1.Обе женщины привлекательны: одна грацией, другая статью. 2.Естественность, простота, отсутствие жеманства 3. Обе неравнодушны к Обломову. Обломов не смог сделать Ольгу счастливой, но при этом он внутренне обогатил её. Под влиянием Обломова Ольга превращается из неопытной и достаточно наивной девушки в глубоко чувствующую женщину, которую и полюбил Штольц. Обломов наполнил жизнь Агафьи Пшеницыной смыслом заботы о нем. Он подарил ей мгновения тихого счастья. От союза с Агафьей Пшеницыной у Обломова родился единственный ребенок, сын, ответственность за воспитание которого он переложил на Штольца. | ||||||
1-2 минуты | Нам удалось найти точки соприкосновения в описании Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны Пшеницыной, но мы не ответили на самый важный вопрос: зачем автор показывает столь разных героинь, какую цель он преследует. Как женские образы романа помогают раскрыть суть явления «обломовщины»? Запись вывода в тетрадь Образы героинь «помогали» раскрытию идеи романа, обнажив сущность обломовщины. | Ответы учащихся (Выход на понятие «обломовщина») Героини-антиподы должны были помочь передать губительность «обломовщины» как явления. Ответы учащихся Ольге хотелось участвовать в общественной жизни, много знать. Жизнь Пшеницыной ограничивалась только ее семейным благополучием. | ||||||
7. Рефлексия Д/з 1-2 минуты | В ходе сегодняшнего обсуждения и сопоставления женских образов романа у вас, наверняка, сложилось своё отношение к каждой из героинь и её роли в жизни Обломова. В качестве домашнего задания вам предлагается сравнить высказывания критиков об Ольге Ильинской и Агафье Матвеевне Пшеницыной и подготовить письменный доказательный ответ на вопрос: «Какая позиция вам ближе и почему?» | Учащиеся получают распечатки с высказываниями критиков. И. Ф. Анненский: «Ольга – миссионерка умеренная, уравновешенная. В ней не желание пострадать, а чувство долга… Миссия у нее скромная – разбудить спящую душу. Влюбилась она не в Обломова, а в свою мечту. Обломов… был лишь удобным объектом для ее девической мечты и игры в любовь». Н. А. Добролюбов: «Ольга представляет высший идеал, какой может теперь русский художник вызвать из теперешней русской жизни… от нее можно ожидать слóва, которое сожжет и развеет обломовщину». Д. И. Писарев: «…особенно замечательна вдова Пшеницына, в лице которой г. Гончаров воплотил чистое чувство, не возвышенное образованием и не основанное на сознании». А. В. Дружинин: «Агафья Матвеевна, тихая, преданная, всякую минуту готовая умереть за нашего друга, действительно загубила его [Обломова] вконец, навалила гробовой камень над всеми его стремлениями, ввергнула его в зияющую пучину…» |
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Сравнительная характеристика Ольги и Агафьи в романе «Обломов» (И. Гончаров)
(375 слов) В произведении Гончарова «Обломов» мы знакомимся с двумя центральными женскими образами: Ольгой и Агафьей. Несмотря на то, что с главным героем их обеих связывают романтические отношения, каждая из них уникальна своей неповторимой натурой. Контраст, который возникает между персонажами, не только дополняет художественную картину романа, но и позволяет читателю увидеть личность Обломова с двух разных перспектив.
Начиная с портретной характеристики героинь, автор подчеркивает очевидную разницу между ними. Ольга предстает перед нами, как молодая красивая девушка с утонченными чертами лица, благодаря которым Обломов и обратил на нее внимание. Стройный силуэт и легкая походка являются ключевыми атрибутами, дополняющими внешний облик Ольги, в то время как внешность Агафьи не была исключительной. Будучи полноватой женщиной средних лет, она не выделялась на фоне других. Именно поэтому автор отзывается о ее лице, как о «простом». Однако физиологические различия только обрамляют сравнение двух девушек, полное контрастов. Расхождения продолжаются и в их образе жизни, который формируется, основываясь на их социальном статусе. Как мы знаем, Ольга – это молодая дворянка, которая имеет небольшое имение. Можно сказать, она находится буквально в начале своего жизненного пути, именно поэтому ее привлекают движение и приключения. Гончаров говорит, что она полна энергии, которой заряжает всех вокруг. Агафья, напротив, жена покойного чиновника, которая осталась с двумя детьми. Весь доход ей обеспечивает скот, который она держит при доме. Несмотря на то, что женщина она хозяйственная и активная, и постоянно находится при деле, она не стремится к собственному интеллектуальному развитию: не посещает театры, литература ей не интересна, плохо пишет по-русски. Агафья несет в себе образ домашней женщины, современной домохозяйки. А Ольга олицетворяет русскую аристократию девятнадцатого века.
Различия в образе жизни и характерах объясняют натуру Обломова, которая раскрывается в его взаимоотношениях с ними. Будучи вместе с Ольгой, герой заряжался энергией, у него появлялось желание участвовать в кипящей жизни высшего общества. Но ему не удалось долго продержаться. Вернувшись к своей ленивой обыденности, он стал обременять девушку. Ритмы жизни героев попросту не совпадали, поэтому их отношения были заведомо обречены. Обломову нужен был тот, кто будет заботиться о нем, как это делала когда-то мать; тот, кто не будет менять рутину. Именно это он нашел в Агафье. Женщина стала для него хранительницей очага. Она сдувала с него пылинки, хлопотала по дому и относилась к нему, как к барину. В отношениях с ней он нашел ту «обломовщину», о которой мечтал.
Автор: Анастасия Виноградова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!literaguru.ru