Незнакомка.


BeOl — 30.06.2013

  Александр Блок.
«Стихи о Прекрасной Даме» — 
ранняя утренняя заря — 
те сны и туманы, с которыми 
борется душа, чтобы получить 
право на жизнь».
                 
                
     А.Блок. 

* * *
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.

Вдали, над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.

И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины,
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск.

И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирен и оглушен.

А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino Veritas!» кричат.

И каждый вечер, в час назначенный,
(Иль это только снится мне?)
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.

И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.

И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.

В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.

Озерки. 24.04.1906г.

yablor.ru

5 лучших стихов Блока о женщине

Александр Блок — один из самых заметных поэтов-символистов Серебряного века, а еще — влюбленный романтик, для которого его Единственная стала и его женой, и его музой. Вспоминаем Прекрасную Даму Блока.

Александр Блок

Александр Блок был, наверное, самым ярким символистом двадцатого века. Его «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека» и цикл стихов о Прекрасной Даме до сих пор у всех на слуху. За пронзительной любовной лирикой поэта стоит личная семейная драма. И его единственная любовь и муза.

* * *
Днем вершу я дела суеты,
Зажигаю огни ввечеру.
Безысходно туманная — ты
Предо мной затеваешь игру.

Я люблю эту ложь, этот блеск,
Твой манящий девичий наряд,
Вечный гомон и уличный треск,
Фонарей убегающий ряд.

Я люблю, и любуюсь, и жду
Переливчатых красок и слов.
Подойду и опять отойду
В глубины протекающих снов.

Как ты лжива и как ты бела!
Мне же по сердцу белая ложь..
Завершая дневные дела,
Знаю — вечером снова придешь.

(5 апреля 1902)

Любовь Менделеева и Александр Блок

С Любовью Менделеевой, дочерью знаменитого ученого, Александр Блок познакомился, когда девушке только-только исполнилось 16 лет. Она любила розовый цвет, мечтала стать драматической актрисой и Блоком совсем не прельстилась. Наоборот, называла его «позером с повадками фата». Однако после шести лет почти маниакальных ухаживаний Блока Любовь согласилась стать его женой.

* * *
Мне страшно с Тобой встречаться.
Страшнее Тебя не встречать.
Я стал всему удивляться,
На всем уловил печать

По улице ходят тени,
Не пойму — живут, или спят…
Прильнув к церковной ступени,
Боюсь оглянуться назад.

Кладут мне на плечи руки,
Но я не помню имен.
В ушах раздаются звуки
Недавних больших похорон.

А хмурое небо низко —
Покрыло и самый храм.
Я знаю- Ты здесь Ты близко.
Тебя здесь нет. Ты — там.

(5 ноября 1902)

«Незнакомка» (отрывок)

И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.

И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

(24 апреля 1906. Озерки)

Любовь Менделеева Любовь Менделеева (17 лет) в роли Офелии в домашнем спектакле Боблово, 1898.

Так земная женщина Любовь Менделеева превратилась в ту самую Прекрасную Даму, Незнакомку и Деву Марию русской поэзии. Блок боготворил ее и в каждом ее жесте видел мистическое знамение. Конечно, позже поэт примет революцию, затем разочаруется в ней и напишет множество значимых произведений на социальные темы. Но в нулевые годы двадцатого века, Блок влюблен, молод, и готов поставить свою жену на пьедестал, чтобы потом всю жизнь ей поклоняться. Неприступная, непорочная и неуловимая – такой он увидел Менделееву впервые, такой и увековечил ее в литературе.

***
Она молода и прекрасна была
И чистой мадонной осталась,
Как зеркало речки спокойной, светла.
Как сердце мое разрывалось!..
Она беззаботна, как синяя даль,
Как лебедь уснувший, казалась;
Кто знает, быть может, была и печаль…
Как сердце мое разрывалось!..
Когда же мне пела она про любовь,
То песня в душе отзывалась,
Но страсти не ведала пылкая кровь…
Как сердце мое разрывалось!..

(1898)

***

Сегодня шла Ты одиноко,
Я не видал Твоих чудес.
Там, над горой Твоей высокой,
Зубчатый простирался лес.

И этот лес, сомкнутый тесно,
И эти горные пути
Мешали слиться с неизвестным,
Твоей лазурью процвести.

(2 июня 1901)

Любовь Менделеева-Блок Александр Блок

Их любовь была трагична и – для Блока – вечна: его Прекрасная Дама стала одним из самых красивых образов русской любовной лирики. Несмотря на все трудности Менделеева осталась с ним до самого конца. И уже при смерти поэт скажет, что в его жизни было «две женщины – Люба и все остальные».

www.marieclaire.ru

Александр Блок — Незнакомка: Стихотворение, читать стих о прекрасной незнакомке онлайн полностью

По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.

Вдали над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.

И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный
Бессмысленно кривится диск.

И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирен и оглушен.

А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!»* кричат.

И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.

И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.

И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.

В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.

24 апреля 1906
_________________________________

* In vino veritas! — Истина — в вине! (лат.)

Анализ стихотворения «Незнакомка» Александра Блока

Чтобы понять смысл стихотворения «Незнакомка», надо знать историю его создания. Блок написал его в 1906 г. в тяжелый период, когда от него ушла жена. Поэт был просто раздавлен отчаянием и проводил целые дни в беспробудном пьянстве в грязных дешевых заведениях. Жизнь Блока катилась под откос. Он это прекрасно осознавал, но не мог ничего исправить. Измена жены поставила крест на всех надеждах и устремлениях поэта. Он утратил цель и смысл своего существования.

Стихотворение начинается с описания обстановки, в которой сейчас находится лирический герой. Он уже давно привык к мрачной атмосфере грязных ресторанов. Автора окружают постоянно пьяные люди. Вокруг ничего не меняется, сводит с ума своим однообразием и бессмысленностью. Даже источник поэтического вдохновения, луна, — всего лишь «ко всему приученный… диск».

В этой обстановке к лирическому герою приходит надежда на избавление в образе таинственной незнакомки. Из стихотворения непонятно, реальна ли эта женщина, или только плод воображения, искаженного непрерывным употреблением вина. Незнакомка в одно и то же время проходит между пьяными рядами и занимает свое место у окна. Она представляет собой существо из другого, чистого и светлого мира. Глядя на ее величавый облик, ощущая запах духов, автор понимает всю мерзость своего положения. В мечтах он уносится из этого душного зала, начинает совершенно новую жизнь.

Финал стихотворения неоднозначен. Вывод, к которому приходит автор («Истина в вине!»), может трактоваться двояко. С одной стороны, Блок не уподобился окружающим его пьяницам, окончательно утратившим надежду на будущее. Он осознал, что продолжает хранить душевное «сокровище», которым вправе распорядиться. С другой стороны, видение незнакомки и пробуждение веры в лучшее может быть просто пьяным бредом, за которым последует тяжелое похмелье.

Стихотворение написано образным языком. Эпитеты отражают душевную опустошенность автора («тлетворный», «бессмысленно», «сонные»). Мрачность обстановки усилена метафорами («влагой терпкой и таинственной», «с глазами кроликов») и олицетворениями («правит… тлетворный дух»).

Резкий контраст грязному ресторану представляет описание незнакомки. Автор выделяет только отдельные детали, имеющие для него символическое значение («упругие шелка», «узкая рука»). Мимолетность образа подчеркивает нереальность происходящего. В сознании автора стирается грань между мечтой и действительностью.

Стихотворение «Незнакомка» занимает особое место в творчестве Блока. В нем отражены искренние ощущения и размышления автора в период острого душевного и жизненного кризиса. Сделана попытка найти выход из этой губительной ситуации.

Читать стих поэта Александр Блок — Незнакомка на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

rustih.ru

А.А. Блок как лирический поэт. Цикл «Стихи о Прекрасной Даме». Баллада «Незнакомка».

Александр Александрович Блок 1880-1921.

Для Блока лиризим – главная суть поэзии, сформировал принцип, которым должен руководствоваться лирический поэт. В 1907 году Блок пишет статью «О лирике» и в ней выводит принцип «Так я хочу» если лирик потеряет этот лозунг или заменит его другим, он перестанет быть лириком. Блок отстаивает право лирического поэта не на дотошное фиксирование событий, а на лирической довоображение, переосмысление.

1904 опубликованы «Стихи о Прекрасной Даме». Сборник зрелый, совершенный, хотя и 1я книга. У Блока почти не было периода учничества.

Цикл появляется в результате 2х событий:

 1) встреча с Любовью Менделеевой; (дочь Менделеева, проф. Спб университета. Дед блока – ректор, дружил с Менделеевым. Блок влюбляется, они женятся. Видит в ней воплощение вечной женственности.)

 2) встреча с идеями Владимира Соловьева.(София – женская по природе премудрая субстанция, соединяет прошлое и настоящее, общее и частное. Учит: Любя одну женщину, люби весь мир. Под идеи Соловьева попали также Блок и Белый)

«Стихи о Прекрасной Даме» — масса противоречий. С 1й строфы – сиволистский цикл. Блок называет возлюбленную – Ясная, Непостижимая, Купава, Царевна. С другой стороны – портрет (в сумерках, под вуалью) – вполне реалистичный портрет.

Концепция любви в творчестве Блока – ЛГ готов выполнить все желания возлюбленной, ощущает себя рабом. (Servus – Reginae/Слуга – Царице)

Уходит от мечты в жизнь, выбирает тревоги жизни. Блок преодолевает символизм.

Лирический сюжет стихов о прекрасной даме – встреча с прекрасной дамой, лирическая фабула – настроение ЛГ, которое меняется от текста к тексту. (боязнь не узнать, разочароваться, ревность к соперникам)

К циклу примыкает баллада «Незнакомка» 1906. Композщиционно делится на 2 части.

1 часть – торжество пошлости, описание окраины, где даже солнце просто диск, который кривится.

2 часть – нечто прекрасное, что вырастает из этой же пошлости.

Образ лирической героини Блока – красивая, в шелках, с перстнями на длинных пальцах.

По вечерам над ресторанами

 Горячий воздух дик и глух,

 И правит окриками пьяными

 Весенний и тлетворный дух.

Вдали, над пылью переулочной,

 Над скукой загородных дач,

 Чуть золотится крендель булочной,

 И раздается детский плач.

И каждый вечер, за шлагбаумами,

 Заламывая котелки,

 Среди канав гуляют с дамами

 Испытанные остряки (….)

students-library.com

Стихотворение Блока «Незнакомка» на Сёзнайке.ру

Цикл стихотворений А.А.Блока о Прекрасной Даме – является наивысшим достижением поэта в любовной лирике. Он творит некий миф о божественной Прекрасной Даме, неизменным поклонником которой становится лирический герой.

Именно в этой Прекрасной Даме заключается та вечная прелесть женщины, которую воспевали поэты всех веков.

Она близка, вполне реальна и в то же время не досягаема как божество. Возможно, что именно эта удивительная способность видеть в женском образе божественное начало во многом определило отношение Блока к женщине. Живя реальной жизнью среди людей, он отчетливо видел, как быт и серая обыденность давят на женщину и губят в ней тот светлый образ, воплощение которого в жизни он искал. Таким образом в стихотворении «Незнакомка» возникает образ женщины, на фоне социальных проблем и горькая действительность все более плотно окружает пыльной завесой «светлый образ»:

И каждый вечер, за шлагбаумами,

Заламывая котелки,

Среди канав гуляют с дамам

Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины

И раздается женский визг,

А в небе, ко всему приученный,

Бессмысленный кривится диск.

И кто эта девушка без имени?

Кто она – сон или действительность?

Богиня или падшая? Святая или преступница? Девушка, которая в пьяном бреду представлялась поэту земным воплощением «святого образа»:

И каждый вечер, в час назначенный

(Иль это только снится мне?)

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне…

И веют древними поверьями

Ее упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями

И в кольцах узкая рука.

В этих строках чувствуется горечь и боль лирического героя, ведь эта женщина, эта Прекрасная Дама – лишь видение, но видение чудное, видение, которое контрастирует с тем миром, где «горячий воздух дик и глух, и правит окриками пьяными весенний и тлетворный дух».

Незнакомка возвращает на мгновенье лирического героя из мира мрака, где «души излучены» «пронзило терпкое вино», к «берегу очарованному» и «очарованной своем лирическом дали». Мгновенье прошло – и уже только «качаются в мозгу» «перья страуса склоненные» и «очи синие бездонные цветут на дальнем берегу».

Итогом пребывания лирического героя в мире Прекрасной дамы становится сомнение в реальности идеала, и потому вывод печален:

В моей душе лежит сокровище,

И ключ поручен только мне!

Ты право, пьяное чудовище

Я знаю: истина в вине.

www.seznaika.ru

Поэзия.ру —
Александр Карпенко — Прекрасная Дама как Смерть в стихотворении Блока «Незнакомка»

НЕЗНАКОМКА

По вечерам над ресторанами

Горячий воздух дик и глух,

И правит окриками пьяными

Весенний и тлетворный дух.

Вдали, над пылью переулочной,

Над скукой загородных дач,

Чуть золотится крендель булочной,

И раздается детский плач.

И каждый вечер, за шлагбаумами,

Заламывая котелки,

Среди канав гуляют с дамами

Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины

И раздается женский визг,

А в небе, ко всему приученный,

Бессмысленно кривится диск.

И каждый вечер друг единственный

В моем стакане отражен

И влагой терпкой и таинственной

Как я, смирен и оглушен.

А рядом у соседних столиков

Лакеи сонные торчат,

И пьяницы с глазами кроликов

«In vino veritas!» кричат.

И каждый вечер, в час назначенный

(Иль это только снится мне?),

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,

Всегда без спутников, одна,

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна.

И веют древними поверьями

Ее упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,

Смотрю за темную вуаль,

И вижу берег очарованный

И очарованную даль.

Глухие тайны мне поручены,

Мне чье-то солнце вручено,

И все души моей излучины

Пронзило терпкое вино.

И перья страуса склоненные

В моем качаются мозгу,

И очи синие бездонные

Цветут на дальнем берегу.

В моей душе лежит сокровище,

И ключ поручен только мне!

Ты право, пьяное чудовище!

Я знаю: истина в вине.

24 апреля 1906, Озерки

Распечатывая для чтения на одном из поэтических вечеров знаменитое стихотворение Блока «Незнакомка», я обратил внимание на одну интересную деталь, прежде мною не замеченную: в стихотворении есть «скрытый» период. «И каждый вечер…». Честно говоря, я всегда думал, что рассказывая нам о видении чуда, поэт говорит о нём как о единичном явлении. Поскольку чудесное не может повторяться! Иначе оно рискует лишиться своего ореола! У меня есть все основания предполагать, что «Незнакомка» Блока прочитана неверно. Какой только бред не писали исследователи об этом стихотворении!

«Незнакомка» имела небывалый успех. Людям казалось, что поэт рассказывает о своём зазеркалье, о том, что неподвластно воображению обычного человека, даже в состоянии сильного подпития. Но сам Блок позже объяснял свой шедевр иначе. В статье «О современном состоянии русского символизма» он пишет: «Незнакомка. Это не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это — дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового… Если бы я писал картину, я бы изобразил переживания этого момента так: в лиловом сумраке необъятного мира качается огромный белый катафалк, а на нем лежит мёртвая кукла с лицом, смутно напоминающим то, которое сквозило среди небесных роз». Такое вот авторское развенчание чёрной магии романтизма.

Есть все основания предполагать, что Прекрасная Дама и Смерть в творчестве Блока — одно и то же лицо. Сам Блок, когда начинал писать свой цикл о прекрасной даме, возможно, ещё этого не знал. Стихи Блока удивительны тем, что его мистические образы имеют глубоко реалистический подтекст. Хотя он и писал позже о том, что «изжил» символизм и связанное и ним декадентство, он выдавал желаемое за действительное. А, может быть, просто отпочковывался от своих бывших друзей, соратников и предшественников по этому литературному течению. В действительности, даже поздние «Двенадцать», на мой взгляд, представляют собой глубоко символистическое произведение. Просто, как говорят в Одессе, есть символизм и символизм. От одного он отпочковался, другому оставался верен до конца своих дней.

Мистика, на мой взгляд, заключена в самой судьбе поэта: Блок, один из самых красивых мужчин за всю историю русской поэзии, был не очень счастлив в любви. Но именно такая жена, как Люба, вкупе с жертвенным стоицизмом и фатализмом Блока, и могла сделать его великим русским поэтом. По этому поводу вспоминается история с Ксантиппой и Сократом. Будь Сократ счастлив с Ксантиппой, он не стал бы величайшим философом. Хотя сам Блок тоже был в этом смысле хорош. Не каждая дама вынесет то, что в ней любят не её саму, а её эманацию, некий навеянный ею отвлечённый образ идеальной женщины! Однако что-то мне подсказывает, что дело было не в Любе и вообще не в женщинах. Поэт, ищущий в жизни страдания, всегда их найдёт. Потому как жизнь испещрена и напичкана этими самыми страданиями. Блок находил в страданиях квинтэссенцию жизни и почти бессознательно к ним стремился, с самого раннего возраста.

До меня не сразу дошло, почему рефрен «…и каждый вечер…» так меня потряс и озадачил. Когда «каждый вечер», не может быть «незнакомка». За много вечеров можно женщину разглядеть, и, если не познакомиться, то хотя бы наречь её каким-нибудь прозвищем, чтобы не говорить «незнакомка». То есть на второй вечер это уже совсем не «незнакомка», а «та самая женщина, что приходила вчера». Тем более что герою даже удалось заглянуть ей за вуаль и что-то там увидеть… Но проблема в том, что блоковская Незнакомка — не совсем женщина, или, я бы даже уточнил, совсем не женщина. Как писал впоследствии сам поэт, «это — дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового». Блок был истинным символистом. Он создал «мерцающий» символ между жизнью и смертью, и не совсем понятно, где кончается одно и начинается другое. «В лиловом сумраке необъятного мира качается огромный белый катафалк, а на нем лежит мёртвая кукла с лицом, смутно напоминающим то, которое сквозило среди небесных роз», писал сам поэт. «Папа, а смерть — она живая или мёртвая?» — как-то спросила у меня маленькая дочь Полина. Говорят, что умирание человека, в метафорическом смысле, начинается прямо с его рождения. Я не знаю, что такое произошло с Александром Блоком, но по его стихам у меня складывается ощущение, что умирать он начал с 20-25 лет. Это какой-то утончённый садомазохизм, медленное, по капельке, самоубийство.

Для понимания подлинного облика Блока важно понимать, что он не развивался, подобно некоторым его младшим современникам, «от сложного — к простому» или, наоборот, «от простого — к сложному». Поэт явился в этот мир с уже готовым опытом и даже уставшим от жизни. Вот что пишет девятнадцатилетний Блок:

DOLOR ANTE LUCEM*

Каждый вечер, лишь только погаснет заря,

Я прощаюсь, желанием смерти горя,

И опять, на рассвете холодного дня,

Жизнь охватит меня и измучит меня!

3 декабря 1899

Жизнь, по большей части, не радует, а мучает поэта, и эта мысль проходит красной нитью сквозь многие стихотворения. Выяснить истинные причины этого душевного состояния великого поэта мне, будучи человеком совершенно иного склада ума, достаточно сложно. Возможно, поэт слишком заигрался с так называемым «тонким» миром. Возможно, Блок просто жил по принципу «чем хуже, тем лучше». Ведь это он однажды воскликнул устами своего героя: «радость — страданье одно!» О жизни Блока написано много псевдокритики. В советское время Блока-мистика как-то надо было выставить реалистом. Но и в новейшее время исследователи творчества Блока порой говорят такое, что уши вянут! Когда герой «Незнакомки» по дороге в ресторан встречает катающихся на лодках людей и брезгливо от них отворачивается, пишут, что таким образом поэт-романтик протестует против мещанского быта(!). Ничего себе мещанский быт! Да любая девушка романтично мечтают о дне, когда возлюбленный покатает её на лодке! Надо ещё не забывать, что Санкт-Петербург — один из красивейших городов мира. И надо очень постараться, чтобы Питерские каналы, напоминающие Венецию, обозвать «канавами». Но всё очень легко объясняется эффектом «дежа вю», каждый день преследовавшим поэта.

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи ещё хоть четверть века —

Всё будет так. Исхода нет.

Умрёшь — начнёшь опять сначала

И повторится всё, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

10 октября 1912

Эти строки он напишет спустя шесть лет. Но фактически они присутствуют уже в «Незнакомке:

И каждый вечер, за шлагбаумами,

Заламывая котелки,

Среди канав гуляют с дамами

Испытанные остряки.

… И каждый вечер друг единственный

В моем стакане отражён

И влагой терпкой и таинственной

Как я, смирен и оглушён.

… И каждый вечер, в час назначенный

(Иль это только снится мне?),

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

Вне всякого сомнения, поэта раздражает именно повторяемость мира. И, может быть, поэтому он и принял Октябрьскую революцию, и воспел её: она была переменой и уходом от дежа вю. Он и смерть, наверное, кликал как новое, ещё не изведанное путешествие!

То, что прекрасная дама Блока, незнакомка и смерть — одного поля ягоды, понимали ещё наиболее проницательные из современников поэта. Так, например, «король» русских поэтов Игорь Северянин в своей эпиграмме на Блока написал: «Когда же смерть явила свой оскал, он сразу понял — Незнакомка». Не скрывал этого и сам поэт, несколько раз недвусмысленно отозвавшись о своём творении.

Писать о Блоке сложно ещё и потому, что в нём в одном флаконе умещались мистик, реалист и символист, причёт всё это у него очень тесно переплетено в одно целое, в монолитную, нерасщепляемую глыбу. «Мистический реалист» — так можно сказать об Александре Блоке.

«Символист уже изначала теург, т.-е. обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие; но на эту тайну, которая лишь впоследствии оказывается всемирной, он смотрит как на свою».

«…океан — моё сердце, всё в нем равно волшебно: я не различаю жизни, сна и смерти, этого мира и иных миров (мгновенье, остановись!). Иначе говоря, я уже сделал собственную жизнь искусством». Александр Блок.

*Dolor ante lucem — Предрассветная тоска (лат.)

poezia.ru

Анализ стихотворения А.А. Блока «Незнакомка» Стихотворения Блок А.А. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Блок А.А. / Стихотворения / Анализ стихотворения А.А. Блока «Незнакомка»

    В первой книге Блока «Стихи о Прекрасной Даме», изданной в 1904 году, дается романтическая трактовка любви, как чувства, непостижимым образом помогающего соединить мир реальный и мир идеальный.

     Начинается стихотворение, естественно, с описания пошлой, скучной и однообразной реальности:

    «Вдали, над пылью переулочной,

    Над скукой загородных дач,

    Чуть золотится крендель булочной,

    И раздается детский плач.

    И каждый вечер, за шлагбаумами,

    Заламывая котелки,

    Среди канав гуляют с дамами

    Испытанные остряки».

     Блок не принимает такую жизнь, он презирает ее, отчего сильно мучается. И лишь мечты о чистой, неиспорченной душе, мечты о прекрасной незнакомке дают ему силы:

    «Девичий стан шелками схваченный»;

    «Дыша духами и туманами»;

    «И веют древними поверьями ее упругие шелка,

    И шляпа с траурными перьями и в кольцах узкая рука».

     Таким образом, в стихотворении нам показаны два противопоставления между страшной реальностью и образом мечты. Но что же соединяет эти два «лагеря»? Конечно же, одиночество. На свете нет чувства мучительнее, и Блок мастерски описывает это:

    «И каждый вечер друг единственный

    В моем стакане отражен

    И влагой терпкой и таинственной,

    Как я, смирен и оглушен».

    Именно одиночество заставляет лирического героя уходить в мир мечты. Там он хочет найти свое спасенье в лице загадочной незнакомки.

     Особенностью интонации стихотворения, его ритмики и звучания, является плавный переход от тяжелой, скучной реальности к прекрасной и возвышенной мечте…возможно, даже любви!

    Но чувство реальности всегда сильнее, и для того чтобы усилить это впечатление, в первой части стихотворения Блок использует антитезу: «Весенний и тлетворный дух». Весенний дух ассоциируется с чем-то прекрасным, светлым, с началом новой жизни. Тлетворный же ассоциируется со смертью и разложением. Таким образом, автор хотел показать противопоставления: не успело родиться, как уже погибает. Роль антитезы в этом стихотворении очень важна. Этот художественный прием помогает оценить действительность, которая окружает поэта и в то же время помогает понять свою мечту.

Добавил: sumbayev

8569 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Блок А.А. / Стихотворения / Анализ стихотворения А.А. Блока «Незнакомка»

Смотрите также по
произведению «Стихотворения»:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

www.litra.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о